Самые невообразимые танки всех времен или маус нервно курит в сторонке. Самые необычные танки второй мировой войны

"Безбашенный швед" против "летающей тарелки".

Подвижность, защищенность, вооруженность - основные характеристики любого современного танка. Он должен быстро менять позицию, эффективно поражать цели на максимальной дистанции и держать удар противника. Все искушенные в разработке собственных танков державы десятилетиями пытались достичь "консенсуса" между этими тремя показателями. А поскольку конструкторская мысль в разных странах шла своим уникальным путем, бронетехника порой временами получалась диковинной. РИА Новости публикует подборку самых странных и необычных танков мира.

Самый многобашенный

Тяжелый танк Т-35, разработанный в 1931-1932 году советскими инженерами под руководством Николая Барыкова, стал первой советской массовой бронемашиной тяжелого класса. Конструктивные особенности этого 50-тонного монстра стали финальным воплощением модной в то время многобашенной компоновки. У Т-35 было аж пять башен, позволявших танку вести огонь во все стороны одновременно из трех пушек (одна из них калибра 76,2 миллиметра, две - 45 миллиметров) и шести 7,62-миллиметровых пулеметов ДТ. Управлять танком и его вооружением должна была целая "футбольная команда" - одиннадцать человек! Больше было только в экипажах немецких машин A7V времен Первой мировой войны - по 18 солдат и офицеров на одну единицу.

К сожалению, уникальный советский прорыв в боевых условиях показал себя скромно. До 1941 года Т-35 принимали участие лишь в учениях и на парадах, воплощая собой всю мощь бронетанковых сил Красной армии. Однако все эти машины (около 50 единиц) были потеряны на первом этапе Великой Отечественной войны - с начала немецкого вторжения до Битвы за Москву. Многобашенная компоновка, эффективная на словах, совершенно не подходила для реальных боевых действий. Во-первых, командир физически не успевал координировать огонь всех орудий. Во-вторых, танк получился слишком громоздким и был легкой целью для противника. В-третьих, огромная масса позволила "накрыть" машину лишь тонкой противопульной броней. В-четвертых, Т-35 передвигался в бою с "черепашьей" скоростью" - 8-10 километров в час. И в-пятых, танк оказался очень "капризным" технически. Подавляющее большинство Т-35 армия потеряла из-за поломок. Именно после неудачного опыта эксплуатации этой грозной, красивой, но непрактичной машины советское руководство окончательно отказалось от многобашенных танков.

Пятибашенный танк Т-35, СССР

Самый приземистый

Прямой противоположностью советскому Т-35 стал шведский Stridsvagn 103 (или Strv.103). Эта машина - единственный представитель класса основных боевых танков (ОБТ), вообще не имеющий башни. 105-миллиметровая пушка L74 жестко закреплена в лобовом листе корпуса. В горизонтальной плоскости ее наведение осуществляется поворотом танка вокруг оси вращения, в вертикальной - опусканием или подниманием носа или кормы машины с помощью электрогидравлической системы подвески. Столь необычная компоновка позволила сделать танк максимально приземистым. Его высота - 214 сантиметров. Таким образом, Strv.103 ниже обычной пассажирской "Газели".

Приземистый силуэт танка отлично подходил для организации засад - хорошо замаскированную машину было затруднительно обнаружить даже вблизи. Однако танк Strv.103 становился полностью беспомощным в случае повреждения ходовой части. Навести орудие без участия гусениц было невозможно. Тем не менее "безбашенный швед" оставался основным боевым танком вооруженных сил королевства с 1966-го вплоть до 1990-х годов, когда его в этой роли сменил немецкий "Леопард-2".

Stridsvagn 103

Самый проходимый

В годы холодной войны и СССР, и США пытались создать тяжелый танк, способный воевать даже в эпицентре ядерного взрыва. Но у обоих государств дело не зашло дальше постройки прототипа. Советский "Объект 279", разработанный в Ленинграде под руководством легендарного конструктора бронетехники Жозефа Котина к 1959 году, даже сегодня поражает воображение своим необычным видом. Во-первых, корпус танка имел криволинейную форму, "вытянутую" до эллипсоида, и внешне походил то ли на катер, то ли на "летающую тарелку". Такое конструктивное решение предотвращало переворачивание танка ударной волной ядерного взрыва. Во-вторых, в движение машину приводила ходовая часть с четырьмя гусеничными лентами, что раньше в танкостроении не практиковалось. Это решение позволяло "Объекту 279" преодолевать труднопроходимые для обычных танков участки. Он с легкостью передвигался по снегу и заболоченной местности. Шасси исключало возможность посадки танка днищем при преодолении заграждений - "ежей", "пней", надолбов и так далее.

Впрочем, в серийное производство "Объект 279" не пошел. К его недостаткам относятся низкая поворотливость, сложность обслуживания и ремонта, невозможность снижения общей высоты танка и большая трудоемкость производства. Единственный экземпляр танка представлен на экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.

Объект 279

Самый "головастый"

Похожая судьба постигла и крайне любопытный американский проект танка, устойчивого к поражающим факторам оружия массового поражения. Двадцатипятитонный Chrysler TV-8 никогда не производился массово и существовал в виде полноразмерного макета, оборудованного лишь частью штатных систем. Про этот танк можно однозначно сказать, что его создатели "перемудрили". Во-первых, машину приводил в движение паровой двигатель, тепло для которого поставлял небольшой атомный реактор. Во-вторых, в отличие от большинства танков, где команда располагается в корпусе, а вращающаяся башня находится выше, у TV-8 весь экипаж, а также орудие с пулеметами и двигатель расположены в массивной каплевидной башне. В третьих, экипаж TV-8 должен был ориентироваться на поле боя с помощью установленных снаружи корпуса видеокамер. В-четвертых, это чудо инженерной мысли еще и умело плавать.

Американские военные, впрочем, инновационного напора оружейников корпорации Chrysler не оценили. Танк признали слишком сложным в производстве, а его боевые возможности сочли недостаточными для того, чтобы отказываться от машин традиционной компоновки. И 23 апреля 1956 года проект TV-8 был закрыт.

Chrysler TV-8

Самый скорострельный

Французский легкий танк АМХ-13, разработанный в 1946-1949 годах, отличался весьма необычной конструкцией с использованием так называемой качающейся башни. Традиционно эта часть боевой машины представляет собой цельную поворотную конструкцию, в которой орудие для наведения в вертикальной плоскости размещается в подвижной установке на втулках-цапфах. Башня AMX-13 же состоит из двух частей - поворотной нижней и качающейся относительно нее верхней, в которой и размещается орудие. Основным преимуществом качающейся башни перед традиционной является неподвижность ее верхней части относительно пушки, что позволяет использовать в ней максимально простой механизм заряжания.

В АМХ-13 для подачи снарядов используется "барабанная" схема. Сразу за казенником пушки размещены два магазина барабанного типа по шесть снарядов в каждом. Сила отката вращает магазин и освобождает очередной снаряд, который скатывается на лоток, ось которого совпадает с осью канала ствола пушки. Затем боеприпас досылается в ствол, затвор закрывается и происходит выстрел. Такое устройство обеспечивает скорострельность 10-12 выстрелов в минуту и позволяет исключить из экипажа заряжающего. Необычный танк оказался успешным. Всего было построено около восьми тысяч АМХ-13. Он до сих пор стоит на вооружении более десятка государств.

"Гений мыслит и создает.
Человек обыкновенный приводит в исполнение.
Дурак пользуется и не благодарит"

Козьма Прутков


Н е так давно самым мощным оружием в мире были танки.
Инженерная мысль боролась за их живучесть и неуязвимость, за огневую мощь и маневренность. Были взлеты и падения, победы и неудачи.
Этот пост не скопирован откуда-то с интернета. Это все собрано мной с разных сайтов. Тут находятся самые интересные "танковые" инженерные решения (на мой взгляд), реализованные при создании танков разных стран.

Русский царь танк

Также известен как Нетопырь, Танк Лебеденко, иногда также встречается вариант Мамонт или Мастодонт — бронированное передвижное боевое устройство, разработанное инженером Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 гг. Танк был огромен. Колеса диаметром 9 метров. Он должен был помочь войскам на фронте, но увы.


В разработке принимали участие Н. Жуковский и его племянники, Б. Стечкин и А. Микулин. Строго говоря, танком объект не являлся, а представлял собой колесную боевую машину.
Царь-танк — самая крупная бронированная сухопутная боевая машина из когда-либо построенных.

Постройка и испытания танка проводились в 1915 году.

В первый же день испытаний в лесу у Орудьево боевая машина безнадежно увязла в грунте.

По результатам испытаний был сделан вывод об общей непригодности танка к использованию в условиях боя, что привело к закрытию проекта.

Вплоть до 1917 года боевая машина так и стояла на месте испытаний под охраной. Лишь в 1923 году ее разобрали на металлолом.

Боевой квадроцикл (1899)

Один из самых первых прообразов танка был создан в Великобритании и представлял собой небольшую четырёхколёсную повозку с пулемётом. Всё это приводилось в движение благодаря силовому агрегату мощностью в 1,5 лошадиные силы, броня у танка практически отсутствовала - предполагалось, что «танкист» будет прятаться от пуль за щитом пулемёта.

Танк майора Шумана

Броневые наблюдательные посты или так называемые броневые каретки инженерного майора Шумана были разработаны еще в 80-е годы ХIХ века для крепостей.
Они предназначались для одной 37- или 57-мм скорострельной пушки и состояли из цилиндрической коробки листовой стали, перекрытой куполом из стали толщиной в 2,5 см (от пуль и осколков). Для входа была устроена дверь. Купол покоился на трех лапах центральной оси, закрепленной к полу каретки таким образом, что ось может вращаться на 360° помощью ручного привода. Станок пушки прочно связан с куполом.

Иногда они ставились на мотоколяски. Пушку обслуживали 2 номера: один - стрелял, сидя на скамье, другой - подносил снаряды, порядочный запас которых имеется в самой каретке.

Классические английские танки-монстры

На фото танк МК-4. Не все знают, что именно благодаря России танкам дали название «танк» (англ. tank). Изначально это слово не означало бронированную боевую машину как сейчас, а значило лишь то, что понималось под словом tank в английском языке - т.е. «цистерну» или «бак». В этой путанице «виновата» секретность. Во время Первой мировой войны английское командование не могло допустить, чтобы информация о первых «сухопутных судах» отправляемых союзникам оказалась в распоряжении Германии. Поэтому распространялась информация, что это мобильные водяные резервуары, цистерны для нужд фронта, а в некоторых источниках говорится, что даже уточнялся получатель - Российская Империя. На них даже писали "На Берлин" "Осторожно. Петроград".

Эти интересные факты можно найти даже в автобиографии Черчиля - он пишет, что в начале эти боевые машины назывались в документах «water carriers for Russia» (т.е., «водяные перевозчики для России»), но из-за того, что их часто сокращали до «WCs» (что в английском означает туалет), появилось словосочетание «water tank», ну а потом остался лишь просто «танк».
Ну а сами танки были полным отстоем... неповоротливые, тяжелые, со слабой огневой мощью и огромными "мертвыми зонами" в обзоре. Сначала их боялись из-за грохота и необычного внешнего вида, но когда первый страх прошел...

Гусеничная машина Besta, США (1917)

Американский гражданин по фамилии Бест, построил эту уникальную машину, похожую на переврнутую лодку. Вес танка составлял 15 тонн. В 1915 году машина прошла удачные испытания и была принята на вооружение американской армии. Каждый месяц выпускалось около 50 таких машин.
Глядя на надпись спереди, можно было бы подумать, что это бронированный рельсоукладчик.

Скелетный танк США (1918)

Танк времен первой мировой войны. Предполагалось что "дырки" снизят вес, а снаряды будут пролетать через танк не повреждая его, что повысит живучесть.
Корпус танка крепился на стальных трубах между рамами и для упрощения конструкции получил коробчатую форму. Сборка корпуса осуществлялась на болтах, заклепках и уголках, которыми крепились 12-мм броневые листы. Боевое отделение и отделение управления размещались спереди - здесь находились места для водителя, командира танка и пулеметчика. На крыше боевого отделения устанавливалась цилиндрическая башня с одним 7,62-мм пулеметом. В задней части корпуса располагалось два 4-цилиндровых бензиновых двигателя Beaver мощностью 50 л.с. каждый.
Из-за своей оригинальной конструкции эта боевая машина получила название “Skeleton Tank”, хотя иногда употребляется альтернативное название “Spider Tank” Учитывая предъявляемые к нему требования можно заключить, что этот танк по классификации являлся пехотным.

Танк-амфибия Christie (1921)

В 1921 году американский конструктор Джон Уолтер Кристи построил колёсно-гусеничный водоплавающий танк. Машина оснащалась 75-миллиметровой пушкой и была предназначена для выполнения боевых операций на прибрежных территориях. В ходе испытаний военные выявили массу недостатков: во-первых, танк Christie сильно трясло, во-вторых, внутри было очень тесно, и в-третьих, на защищённости экипажа плохо сказывалось отсутствие крыши. Да, возможно, кабриолет - не лучший тип кузова для боевой машины.

Танк Tortuga (1934)

Танк Tortuga (в переводе с испанского - черепаха) был разработан в Венесуэле в 1934 году. Военные технологии к тому моменту шагнули далеко вперёд: у танка была полноценная броня, правда, выглядела она довольно комично, а комплекс вооружения всё ещё ограничивался одним пулемётом. Реальной тактической ценности такие танки не представляли, поэтому предполагалось, что они будут держать в страхе соседнюю колумбийскую армию одним лишь своим присутствием в военных ангарах Венесуэлы.

Советский пятибашенный танк Т-35 (1938)

Один из самых оригинальных и тяжелых танков, применявшихся во время Второй мировой войны, «сухопутный линкор». Т-35 был создан под влиянием различных британских экспериментальных боевых бронированных машин двадцатых годов. Впервые был продемонстрирован во время Первомайского парада на Красной площади в Москве в 1933 г., опытный образец Т-35 вызвал заметный интерес на Западе, хотя ни в одной стране танкостроители не попытались создать нечто подобное.
Экипаж - 11 человек!
Эта танк замышлялся как «танк прорыва» обороны противника. После того как она будет прорвана, в брешь устремятся легкие танки и пехота, однако во время штурма Т-35 должен был быть защищенным со всех сторон. Перевозить его по железной дороге оказалось делом затруднительным и машины несли службу только в составе одного подразделения — 5-й бригады тяжелых танков, предназначенной для обороны подступов к Москве.

Танк Боба Сэмпла (1940)

Во время Второй мировой войны, когда мировая военная промышленность развивалась бешеными темпами, новозеландское правительство приняло решение о разработке собственного танка. Однако, средств на проект выделили немного, поэтому танк Боба Сэмпла (названный в честь тогдашнего министра труда Новой Зеландии) был построен на платформе от обычного трактора Caterpillar D8 - отсюда и несколько необычные пропорции боевой машины. Танк оснащался сразу семью орудиями, а одному пулемётчику из экипажа приходилось вести огонь лёжа на коврике, который укладывался на тонкий железный лист поверх двигателя.

Самоходная артиллерийская установка M15A

Был выпущен всего один прототип этого «артиллерийского монстра».

Летающий танк Антонов А-40 (1942)

Летающий танк А-40 - пожалуй, самый амбициозный проект советских инженеров во время Великой Отечественной войны. Конструктору Олегу Антонову действительно удалось поднять в воздух танк Т-60. На земле танк приводился в движение силовым агрегатом ГАЗ-202 мощностью 70 лошадиных сил, а летал Антонов А-40 с помощью четырёх авиационных двигателей мощностью по 970 лошадиных сил каждый. Полная полётная масса конструкции составляла 7800 килограммов. На испытаниях самолёт-танк удалось поднять в воздух на 40 метров вверх и развить скорость 130 километров в час.
Смертность экипажа составляла около 10%. После приземления, крылья легко отбрасывались и танк становился обычным сухопутным.

Уникальнейший советский "танк" "НИ-1" - " На испуг" (1941)

Это имитация танка, созданная на базе трактора от безысходности. Но она работала и помогала бить врага! Где еще такие могли появиться, как не при обороне Одессы!
Танк представлял собой обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор СТЗ-НАТИ, обшитый листами брони. У данного экземпляра "пушка" представляет из себя чистую бутафорию - просто труба или даже бревно, торчащее из башни. Проект танка разработали главный инженер завода им. Январского восстания П. К. Романов, А. И. Обедников и капитан У. Г. Коган. Тракторы защищались сварными броневыми, но чаще просто стальными листами, взятыми с Одесского судоремонтного завода. Листы ставились не просто так, между ними заливали бетон, что повышало живучесть и позволяло защитить экипаж от обычного стрелкового вооружения - простой стальной лист (даже сложенный в 4 раза), винтовка простреливала. Вооружались машины легкими пулеметами и ружьями экипажа, которые просовывались в бойницы. Иногда ставились и башни от подбитых танков, в этом случае орудия были не бутафорскими.

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 подобных танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город. При этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. На танках были включены фары и сирены и они без артиллерийской поддержки двинулись на румынские траншеи. Противник был обращен в паническое бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», т.е. «На испуг». По воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.
По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 подобных бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом.

Фашистский танк «Маус»

Танк «Маус» (мышонок) не успел пойти в серию, война окончилась. В состав экипажа машины из шести человек входили: командир танка, командир орудий, два заряжающих, механик-водитель и радист. Корпус машины был разделен поперечными перегородками на четыре отделения: управления, моторное, боевое и трансмиссионное.
В нишах бортов устанавливались два топливных бака, общей емкостью 1560 л.

Вооружение танка состояло из 128-мм танковой пушки образца 1944 года, модели KWK-44 (РаК-44), спаренной с ней 75-мм танковой пушки KWK-40 и отдельно расположенного пулемета MG.42 калибра 7,92 мм. Проектом предусматривалась установка в башне танка зенитной 20-мм пушки МС.151/20 вместо пулемета MG.42, а также мортирок для постановки дымовых завес и огнеметной установки на корме машины.

Газодинамический танк-тральщик «Прогрев-T»

Русский танк с установленным на башне реактивным двигателем для обезвреживания мин реактивной струей. Мощная броня защищает экипаж. Вес за 30 тонн.

Тяжелый танк «Объект 279» (1957)

«Объект 279» - тяжелый танк предназначенный для прорыва особо укрепленных позиций противника и боевых действий в труднопроходимой местности, а также ведения боев во время ядерного удара. Корпус танка создан таким образом что взрывная волна его не переворачивала.
Корпус танка имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, где обводы переходили до вытянутого эллипсоида. Броня танка могла противостоять 122 мм бронебойным и 90 мм кумулятивным снарядам. Толщина брони местами имела от 93 до 305 мм.
Танк имел 4 гусеницы. Такое уникальное конструкторское решение позволяло машине преодолевать труднопроходимые для обычных танков участки. Танк с легкостью передвигался по снегу и заболоченной местность, уникальное гусеничное шасси исключало возможность посадки танка днищем при преодолении ежей, пней, надолб. Объект 278 имел среднее давление на грунт как у легкого танка - 0,6 кг/кв.см. Танк преодолевал подъем в 35 градусов и брод в 1,2 м.
На танке Объект 279 была установлена 130 мм нарезная пушка М-65 с боекомплектом на 24 выстрела, а также спаренная с пушкой один 14,5-мм пулемет КПВТ. Все это наводил на цель стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С и ночной прицел ТПН-1.

На этом обзор завершаю )))) надеюсь было интересно. И напоследок газетная вырезка, как наши предки в первую мировую войну представляли себе войну будущего. Как же они ошибались...

Цинично (С) с разных мест интернета

Многие страны на сегодняшний момент гордятся своими достижениями в создании боевых машин. Однако учитывая то, что некоторые раньше называли танком, не все страны сразу пришли к текущему уровню своего мастерства.

10. Бронированный квадроцикл (Великобритания)

Помимо первого, что приходит на ум когда вас спросят, как бы выглядела британская боевая машина, этот квадроцикл из 1899 года ещё и является одним из первых танков в мире. Да, броня защищает только торс водителя/стрелка, но благодаря двигателю мощностью в полторы лошадиных силы, вероятность того, что их ноги отстреляет, не так уж велика. Кстати, сложно представить, что это может преодолевать хоть какие-то холмы, так что хорошо, что их не начали выпускать массово.

9. 1К17 Сжатие (Россия)


Не позволяйте скучному названию обмануть вас: 1К17 Сжатие был полноценным, лазерным танком. Естественно машина не стреляла лазерами, способными разрушить планету, как Звезда Смерти, но лазеры всё равно были важны. При помощи этих лазеров навсегда выводились из строя системы наведения вражеских ракет, машин и воздушных суден. Другими словами, в случае начала войны, этот комплекс бы не позволил вражеским устройствам наносить точные удары. Однако на случай если вражеские силы приблизятся достаточно близко, комплекс обладал и противовоздушным орудием на крыше. Никогда нельзя забывать о безопасности.

8. Бронеавтомобиль Тортуга (Венесуэла)


Тортуга была разработана в 1934 году и, как и бронированный квадроцикл, была вооружена только пулемётом. Её предназначением было запугивание соседней Колумбии, чтобы те не напали на Венесуэлу, правда, как они собирались это сделать - не совсем понятно. Во-первых «Тортуга» переводится как черепаха - животное, которое не ассоциируется с насилием. Во-вторых, Тортуга выглядит как бронированный кусок какахи, что достаточно странно, ведь они должны были быть похожими на шлем британских полицейских, что говорит не в пользу того, кто изначально придумал шлемы для полицейских.

7. Машина наблюдателя «Kugelpanzer» (Германия)


Танк-шар был захвачен советскими войсками в Маньчжурии (Manchuria) в 1945 году. Других экземпляров этого танка не было обнаружено и известно о нём чрезвычайно мало. Танк приводился в движение двухтактным двигателем, а вооружением было лишь то, что было в руках водителя на тот момент. Как видите, места в нём хватит только на одного человека, так что если вы собираетесь воевать в чём-то подобном - захватите с собой плеер, чтоб не было слишком скучно.

6. Танк Боба Сэмпла (Bob Semple Tank) (Новая Зеландия)


Во время Второй Мировой войны Новая Зеландия увидела, что у всех есть какие-то танки и решила создать парочку для себя. Однако, без промышленных мощностей, необходимых для этой цели, они решили, что им хватит трактора, обитого гофрированным металлом. Название танк получил по имени министра строительства Боба Сэмпла. Каждый танк был вооружён семью пулемётами. Однако недостаток места внутри означал, что один из членов команды должен был стрелять лежа на матрасе, накрывающем двигатель. Танки, конечно же, подняли на смех за их внешний вид, однако они не участвовали в боевых действиях и подняли мораль населения страны.

5. Царь-Танк (Россия)


Царь-танк был ответом России на вопрос о том, как прорвать немецкий фронт во время Первой Мировой войны. К сожалению, как вы видите, ответ был нелепым. Царь-танк был по сути увеличенной версией трёхколесного велосипеда, на котором вместо ребёнка катается пушка. Однако, хотя первые два колеса были достаточно стабильны и позволяли пересекать даже самый сложный ландшафт (и даже свалить пару деревьев), маленькое колёсико сзади не было пригодным для манёвров. Во время первого испытания оно застряло в луже грязи, а из-за того, что на тот момент не было приспособлений, которые бы смогли вытащить танк из грязи, он был оставлен там до 1923 года, когда его разобрали на металлолом.

4. Плавающий танк Кристи


Плавающий танк Кристи был построен изобретателем Джоном Уолтером Кристи (J Walter Christie) в 1921 году и был предназначен для использования армией в ходе высадок на пляжи и дальнейшей поддержки пехоты. Танк был вооружён 75 миллиметровым орудием, однако вес орудия вкупе с весом 6-милиметровой брони достигал более семи тонн. Военных танк не устроил, однако через несколько лет Кристи предложил намного более лёгкую версию танка, на сей раз морской пехоте США. Они также не были впечатлены бронемашиной, в основном из-за того, что верх её был открыт, а солдаты, пожалуй, бы одобрили, если бы над их головами была защитная крыша.

3. A7V (Германия)


Танк A7V был разработан и построен в конце Первой Мировой войны, в качестве ответа танкам, применяемым на поле боя британскими силами. Однако, в отличие от танков Великобритании, A7V был построен создателем тракторов, и это чувствовалось любым, кто хоть раз прокатился в A7V. Танк фактически был огромным стальным коробом, напяленным на базу трактора. Единственным хорошим в нём было его вооружение - танк был вооружён 7 или 8 пулемётами, а внутри помещались тысячи пуль. Большинство этих танков так и не увидели поле боя, либо из-за того, что экипажи постоянно теряли сознание от жары внутри танка, или из-за того, что танки застревали в грязи.

2. А-40 (СССР)


Советские военные не были довольны тем, что танки это исключительно наземные средства уничтожения, поэтому они решили научить танки летать. Перед вами А-40, «Крылья танка» - фактически танк, скрещенный с планером. Однако для того, чтобы уменьшить вес танка (что позволило бы ему летать) из него пришлось выгрузить всю амуницию, что явилось большой проблемой, учитывая, что его предназначением было стрелять в фашистов. К счастью, А-40 никогда не увидел боевых действий - был проведен один тестовый полёт, и, несмотря на успешную посадку, о танке-самолёте решили забыть как можно скорее.

1. Шерман-Краб (США)


Минный танк-тральщик Шерман-Краб (Sherman Flail Crab) это доказательство, что даже сумасшедшие могут придумать что-то хорошее. Помимо того, что это был полноценный танк Шерман, его главной задачей была очистка минных полей. Как он это делал? Он бил по минам цепями. На передней части танка его создатели разместили несколько цилиндров, к которым были прикреплены цепи, и всё это устройство приводилось в движение мотором, который раскручивал цилиндры. По достижению минного поля двигатель запускали, и цепи начинали крутиться, безопасно взрывая мины. Непонятно одно - зачем танку было нужно орудие? Он и так настолько страшен, что любые враги бы сдались заранее.

Непостижимы пути конструкторов. В погоне за своими идеалами, конструкторы создавали такие танки, которые просто поражали своими масштабами, идеями или предназначением. Давайте ненадолго окунемся в историю и почитаем и посмотрим на самые удивительные танки мира!

Прогрев-Т

Этот невообразимый монстр предназначался для траления и обнаружения мин на дорогах твердого покрытия. Танк сам по себе складывается из шасси Т-54. На нем установлен турбореактивный двигатель, а масса танка равна 37 тоннам.

Забетонированный Т-34

Основной танк, состоявший на вооружении СССР - Т-34. На фотографии вы можете видеть забетонированный вариант. По сути получилась тяжелоукрепленная боевая точка. Выглядит настолько грозно, что немецкие танкисты, наверно, были в шоке.

ЗРК S-125M «NEWA-S

Комбинация базы танка Т55 и зенитно-ракетного комплекса СИСТЕМА С-125 дала свои плоды - в итоге получился огромный, мощнейший и к тому же передвижной зенитно-ракетный комплекс.

Gruson 5.3cm L/24 Fahrpanzer

А вот этот, кхм, "танк" называется Gruson 5.3cm L/24 Fahrpanzer. По сути это лишь один из первых экспериментов, которые потом вылились в гигантскую гонку вооружений. Как вы видите, в это подобие танка мог вместиться один человек, который получал весомое преимущество благодаря бронированию этой, прямо скажем, повозке. Но не только бронирование было достоинством, врага огорчали и довольно мощной пушкой.

Chrysler TV-8

Без лишних слов - это один из самых необычных заказов, которые делала компания Крайслер для заказчика ТАСОМ в 1955 году, в мае. Танк должен был заменить уже устаревающий М48. Самая интересная особенность новой машины заключалась в том, что абсолютно все агрегаты и узлы танка, даже МТО, находились в большой, качающейся башне. В той же башне находились и четыре танкиста, которы обслуживали этого монстра. Шасси было облегчено.

Танк вооружался двумя 7,62мм пулеметами, а также 90мм орудием под названием Т208, которое находилось в чрезвычайно жесткой, безоткатной установке.

К сожалению, конструкторам удалось представить только макет машины (полноразмерный). Но все же прототип был отклонен из-за чрезвычайно высоких технических рисков. К тому же, машина не имела весомых преимуществ перед другими, более классическими танками.

LVTH6 - дитя Индии

Хоть данный танк и относится к высадочным средствам, он все же был вооружен мощной гаубицей калибром 105мм. Всего на вооружение было принято чуть больше двух сотен машин. Танк модифицировали в 1957 году - улучшили двигатель и выпускную систему.

Интересно то, что танк обслуживало довольно много людей - в башне находились наводчик, заряжающий и командир. В отделе управления расположились командир экипажа и механик-водитель. А вот два заряжающих были в боевом отделении, которое располагалось сзади башни.

Бронированный, немецкий мотоцикл

Танки - это не только классические машины - на фото вы можете увидеть самый настоящий бронированный мотоцикл, который, к тому же, был неплохо вооружен. Вот только создание не пошло дальше прототипа.

Самоходное орудие во время Первой мировой войны

Итальянские конструкторы тоже были не прочь поэкспериментировать с масштабами:). Только представьте - орудие калибра 305мм, которое ведет огонь снарядом, весящим 442 килограмма. Еще одна особенность - радиус обстрела: 17600 метров! Это орудие, предположительно, было применено при обстреле укреплений австрийцев в Альпах.

«Mine Eploder» - T10 Sherman M4A2

Этот необычный танк был создан компанией “Fisher Company”. База использована от М4А2. Танк тестировался в 1944 году, в июне в штате Мерилэнд. Каток войны - это не только популярное выражение, но и девиз этого танка - он использовался для обезвреживания минных полей, а его класс относится к средним танкам. Без сомнений - это один из самых необычных танков прошлого века.

Беста, модель 75 или гусеничная машина

Эта необычная машина была создана в 1917 году американским инженером по имени Брест. Командование положительно отнеслось к этому танку, который имел довольно малый вес 15 тонн. Процесс испытаний прошел успешно и в том же году танк был принят на вооружение армии. Раз месяц количество этих танков пополнялось на пятьдесят штук.

Пулеметная точка

Эта необычная передвижная огневая точка применялась во времена Финской войны. Главная особенность этой машины заключалась в абсолютном отсутствии разных механизмов, например, двигателя, трансмиссии и гусениц. Просто и надежно - идеальная машина для боевых действий.

Прыгающий танк

Эта необычная, восьмиколесная машина имела одну интересную особенность - она могла преодолевать препятствия до 125 сантиметров высотой. Также танк мог развить максимальную скорость (64км/час) и перепрыгнуть противотанковый ров до 14 метров шириной.

ТР-26Ц или танк-цистерна

Необычный танк, созданный в ленинграде в 1936 году. За цистерной были установлены два огнетушителя, а спереди можно увидеть насос, предназначенный для перекачки топлива.

Противоминный танк

Самая главная задача этой машины - уцелеть всеми правдами и неправдами на минном поле. Для выживания у этого танка нет каких-то необычный особенностей, у него просто ОЧЕНЬ много металла. Укрепленные гусеницы, толстое дно, толстые борта, цельные диски... Такому защищенному танку даже не стали устанавливать башню, ибо незачем.

Американский ковбой

Многие считают, что танки несут в себе частичку национального характера. И если посмотреть на это детище американских конструкторов, то так и есть - даже в очертаниях машины можно увидеть ковбойскую шляпу. А два револьвера, стреляющих ракетами, будут привносить хаос в сплоченные ряды врага.

Впрочем, танк так и не дошел до стадии серийного производства.

Царь-танк

Николай Лебеденко, русский инженер, создал по-настоящему необычную машину. В 1915 году был создан так называемый Царь-танк, который рушил все стандартны танкостроения.

Самое интересное заключалось в том, что новая машина передвигалась не на гусеницах, а на огромного размера колесах - передние колеса были шириной целых девять метров. Конструктор предполагал, что такой монструозный диаметр поможет танку легко преодолевать различные препятствия.

Вооружалась машина четырьмя пулеметами и одним орудием.

Вся эта конструкция была в длину 18,8 метров, в ширину 12,5 метров, а высота танка 9 метров. Скорость была не слишком большой, всего лишь 17 км/час. Хотя удивительно даже, как это чудовище могло вообще двинуться с места.

На данный момент именно Царь-танк держит пальму первенства среди самых огромных боевых машин прошлого века.

Впрочем, результаты испытаний оказались неутешительными и проект был навсегда закрыт. К слову, ту местность, на которой испытывали эту машину, местные жители нарекли "лес Танка".


Летающий танк Антонова

Летающий танк Антонова - это проект, объединивший в себе легкий танк Т-60 и планер. В качестве шасси использовалось шасси танка с разблокированными гусеницами.

В некоторых случаях танковым конструкторам изменяло чувство меры. Вот скажите, зачем бояться того, что враг может тебя уничтожить? Зачем уделять много внимания ходовой части, если не придется убегать? А чтобы этого прискорбного факта не случилось, танк должен иметь как минимум одну, большую пушку. Или две больших пушки. Так, на всякий случай.

Никого не удивишь сегодня концепт-карами: они давно и надежно оккупировали самые престижные места на автосалонах. А как тебе концепт-танки? Никогда о таких не слышал? Ну еще бы! Ведь даже в нынешнем сугубо рыночном мире прототипы новых боевых машин военные прячут за высокими заборами с колючей проволокой, а на выставки вооружений попадает обкатанный, а потому не самый свежий товар. Все это объясняется секретностью. Но, может быть, дело в чем-то другом?

Возможно, разработчики особенно авангардных экземпляров слегка стесняются своих бронированных детищ? Ведь они порой бывают ну очень экстравагантными. Гражданскому человеку долго пришлось бы объяснять, зачем на такую штуку потрачены деньги налогоплательщиков. Как бы то ни было, сегодня у нас в программе концепт-танки - от Первой мировой до наших дней.



Но дело не только в деньгах налогоплательщиков. Престиж страны ведь тоже чего-то стоит! Калифорнийский инженер Кларенс Лео Бест, владевший фирмой по производству сельскохозяйственных тракторов под маркой Tracklayer, прекрасно это понимал. Ближе к победному для Антанты финалу Первой мировой войны он решил, что негоже родной Америке отставать от продвинутых европейских стран. Надо и в отечестве своем тоже танк придумать. Благо все предпосылки для этого налицо: его отец Дэниел Бест вместе с Бенджамином Холтом (они создали позднее знаменитую компанию Caterpillar) изобрели гусеничный движитель, а оснащенный им трактор CLB с 75-сильным бензиновым мотором в 1913 году стал первой машиной, выпущенной под брендом Tracklayer .

Оставалось только заинтересовать военных новым проектом, а потом получить от них деньги, на которые покрыть трактор броней и вооружить. В итоге смелых опытов Кларенса в 1917 году Североамериканские Соединенные Штаты пополнили боевой арсенал Национальной гвардии странной машиной, словно сошедшей со страниц фантастических романов Жюля Верна.

Вооруженный пулеметом танк весил 15 тонн и мог послужить прекрасным примером того, как не надо делать танки. В Европе к тому времени уже серийно строились существенно менее футуристические, но много более боеспособные конструкции.


Впрочем, бывают и настолько интересные задачи, что созданные для их решения монстры и монстрики выглядят необычно именно из-за специфики своего назначения.


Оправившаяся после потерь Версальского мира Германия очень хотела наказать своих обидчиков - Францию и Англию. И если против Франции имелся старый доб­рый план Шлиффена, то добраться до Британских островов в 1935-м было ничуть не легче, чем в 1915-м. То есть добраться-то было можно, но как высадиться на берег с тяжелой военной техникой? К 1940 году сумрачный германский гений материализовал в металле систему «плавающий тягач - плавающий прицеп», которую назвали Land-Wasser-Schlepper - «земноводный трактор».

«Ландвассершлеппер» тащил за собой по суше и воде понтон с загруженным в него танком или пушкой, экипаж сухопутной машины «плыл» на борту самого LWS. После выезда на берег танк выкатывался из понтона и шел в бой, а трактор отправлялся в следующий рейс.

Все бы ничего, но отсутствие брони делало систему уязвимой, а связка «буксир - баржа» имела очень плохую мореходность. Впрочем, проверить свою концепцию в полномасштабной морской операции против Англии немцам не довелось: почти все из 21 LWS отправились завоевывать СССР и закончили свои дни на Балтике и Черном море.

Пучок цепей с грузами вращался и со всей силы лупил по земле, нейтрализуя мины перед танком

Проблемы высадки танков на морские берега вставали не только перед немцами. Своеобразным способом решили проблему переправы танка англичане. Еще в начале 40-х годов конструктор Николас Штраусслер решил отказаться от применения надувных или складных понтонов, вместо них сделав танк частью брезентового «корабля» с бортами из раскладного водонепроницаемого экрана. Экран, крепившийся по периметру корпуса, разворачивался за счет надувавшихся сжатым воздухом резиновых трубок.

Систему назвали Duplex Drive («Двойное движение»), или просто DD, и оборудовали ею часть танков, участвовавших в высадке союзников на побережье Нормандии в 1944 году.

В числе прочих экраны из прорезиненного брезента получили и танки Sherman. «Шерманы ДД» оснащались гребным винтом с приводом от основного двигателя и могли вполне самостоятельно проплыть по морю расстояние от стоявшего на глубокой воде корабля до берега. Если, конечно, противник не успевал продырявить экран. После выхода на сушу гребные винты поворачивались вверх, чтобы не цеплять грунт, а экран складывался.


В годы Второй мировой войны большую опасность для танков представляли минные поля противника. Бороться с минами пробовали разными способами, но самым рациональным казалось научить танк прокладывать себе путь. Для этого начали придумывать минные тралы самых разных конструкций, в чем по степени экзотичности с большим отрывом лидировали американцы. Одним из самых занятных образцов стал T10 Sherman M4A2 .

Танк Sherman лишился гусениц, а взамен обзавелся мощными тяжелыми катками, которые могли давить и подрывать мины без риска для собственной стальной шкуры. Еще одним вариантом экспериментов с «Шерманами» стал трал системы «Краб» - закреп­ленный на валу в передней части танка пучок цепей с грузами, которые при движении боевой машины вращались и со всей силы лупили по земле перед ней. При этом поднимались живописные тучи пыли, ну и мины заодно подрывались тоже, добавляя зрелищу экспрессии.


Тяжелая бронедрезина охраняла железнодорожные перегоны от партизан и диверсантов

Поскольку танки научились худо-бедно уворачиваться от мин, следовало срочно научить мины гоняться за танками. Формулировка задачи звучит странно, однако немцы создали-таки миниатюрную (1,5 х 0,85 х 0,56 м) танкетку Sd.Kfz. 302 «Голиаф» , которая, по сути, и была самоходной миной. Весил этот микротанк всего 370 кг, из них 60–70 кг приходилось на взрывчатку.

В движение приводился парой электродвигателей Bosch мощностью по 2,5 кВт каждый. Электроэнергия к ним передавалась по волочившемуся за «Голиафом» кабелю, благодаря которому танкетка и управлялась оператором: уменьшая обороты мотора, перематывавшего одну из гусениц, можно было поворачивать.

Поздние модели снабжались уже маломощным бензиновым моторчиком. До конца войны в Германии построили 7564 «Голиафа» разных модификаций, но серьезного влияния на ход боевых действий они не оказали. Был ряд задач на фронте - вроде подрыва дотов и бункеров, для решения которых самоходные мины оказались весьма полезны, но уж очень много было у них отрицательных качеств.

Скорость всего 9–10 км/ч и посредственная проходимость не всегда позволяли догнать цель, тонкая броня и вовсе ничем не защищенный кабель управления делали танкетку весьма уязвимой для осколков снарядов и даже огня стрелкового оружия. К тому же стоимость одного «Голиафа» составляла от 1000 до 3000 рейхсмарок (в зависимости от модификации), в то время как полноценная 75-мм противотанковая пушка РАК-40 обходилась всего в 12 тысяч.


Сегодня большинство людей твердо уверены, что бронепоезд если и имеет право на существование, то разве только в качестве эмблемы «запасного пути». На самом деле эти странные составы, билет на которые невозможно купить даже по большому блату, до сих пор стоят на вооружении. Уж очень полезны они для обороны окрестностей железных дорог, особенно если других дорог почти и нет, а расстояния измеряются сотнями километров.

Нужно только следить, чтобы враг не повредил рельсы и мосты между местом базирования бронепоезда и тыловыми базами. Для этой роли хорошо бы иметь такие танки, которые могли бы ездить… по тем самым рельсам.

В годы Второй мировой пути отступления немецких бронепоездов прикрывали как раз такие «железнодорожные танки» - тяжелые бронедрезины. Далеко не все они были немецкого производства, активно использовали и трофеи. Так, большой популярностью пользовались польские бронедрезины Zuc , разработанные в 1936 году по заказу армии тогда еще вполне суверенной Польши чехословацкой фирмой Tatra. Бензиновый двигатель разгонял такой необычный «танк» до 45 км/ч, а запас топлива позволял проехать без дозаправки 700 км. Двух пулеметов во вращающейся башне вполне хватало для охраны железнодорожных перегонов от партизан и диверсионных групп.


Однако время не стоит на месте: реалии жизни к началу нашего XХI века изменились весьма существенно. Заокеанские и соседские враги уже не так страшны властям предержащим, как свои местные политические оппоненты. Потому и «броневой меч» некогда великой советской империи не грозит более американским базам в Европе, но рачительно перековывается в инструмент наведения порядка на митингах и демонстрациях. В результате миру являются танки и бронетранспортеры в психоделической окраске, переоборудованные для политического диалога с оппозицией на улицах городов.

Вот, например, «синяя птица счастья» из состава подразделения милиции особого назначения «Беркут» при областных УМВД Украины. В девичестве это был армейский БТР-80.


Свадебный танк-лимузин с шампанским, холодильником и сиденьями для восьми гостей

Фантазия менее воинственных представителей мирового сообщества подсказывает им и более миролюбивые варианты применения бронетехники. Вот британцы свой легкий танк демобилизовали и переделали в свадебный лимузин . Выкрашенные в белый цвет танки мы, положим, и прежде видели, но этот имеет внутри бар с шампанским, холодильник, восемь сидений для гостей и три - для экипажа.

В Великобритании арендовать бронированный по всем законам военной науки лимузин на гусеницах можно всего за 4000 фунтов стерлингов. Правда, еще придется заплатить за доставку танка к месту проведения торжества на специальном трейлере.



Парад ненужных вещей


Передвижная баррикада

Порождение отечественной военной мысли начала Первой мировой. Cтальной щит на колесах с бойницами позволял пятерым стрелкам относительно безопасно вести огонь по врагу, а вот перекатывать тяжеленную конструкцию по ухабистому полю боя было трудно. Да и броня оказалась слабоватой.


Его смастерили умельцы из так называемой Украинской повстанческой армии зимой 1943 года. По сути, это часть корпуса разбитого Т-26 с башней от него же, установленного на шасси трактора СТЗ-5. Если эта штуковина и могла стрелять, то как она не переворачивалась при таком нарушении пропорций?


Мыльный танк

Танк - символ мощи, напора, неудержимой атаки. Примерно так думали и устроители мыловаренной выставки в Германии в 1937 году. Во всяком случае, иных причин извести около 150 кг мыла на облицовку специально построенного фанерного макета французского танка Renault FT-17 придумать не удается.


Танк из сигар

На 11-й ежегодной сигарной выставке во Флориде подобные идеи выродились в сооружение макета танка из сигар. Компания Tampa использовала 38 000 настоящих сигар, чтобы сымитировать танк «Генерал Ли». На дворе февраль 1942 года, война на Тихом океане в самом разгаре.


Японский фанерный танк

Танк - штука хорошая. И очень печально, что противник это тоже понимает, потому изо всех сил старается твои танки изничтожить еще до того, как они проедут по его голове. Поэтому во все времена старались как-то и танки сохранить, и врагу дать пострелять - например, по фанерным макетам танков.


Надувной «Шерман»

Фанерные макеты-обманки - это так, на крайний случай. Привыкшие жить с размахом американцы дурачили немцев во время боев во Франции в 1944 году, применяя высокие технологии: пусть себе стреляют по надувным макетам танков, пока настоящие танки тихо-тихо заходят им в тыл.


Велосипедные танки Рейхсвера

В конце 20-х годов подчиненная требованиям Версальского договора Германия не имела права иметь в составе вооруженных сил танки. Поэтому для обучения бойцов использовались их фанерные силуэты с велосипедными колесами, которые толкали солдаты. Позже макеты установили на легковые автомобили.


Надувной «Центурион»

Вот еще один надувной танк, на этот раз британский и уже из послевоенного периода. Как видишь, макет легко переносится расчетом из семи человек личного состава маскировочной роты. Сделан танк из металлизированной резины, поэтому противник легко примет его за настоящий железный бронеобъект.


Соломенный танк

А это уже немецкие фальшивые танки-макеты для смущения англичан в Первую мировую войну. Материалов для их постройки на фронте почти не было, поэтому пришлось обойтись снопами соломы с ближайшего поля. Для убедительности на бортах нарисовали здоровенные немецкие кресты.


Учебный «танк» американских моряков

Этот огромный макет на шасси трактора был вполне безобиден и предназначался лишь для того, чтобы изображать танк в тренировочном лагере американской армии на Великих озерах. Несомненно, после знакомства с таким монстром настоящие танки казались солдатам не стоящей внимания мелочью.
Немецкий бронированный мотоцикл Type R (Pz-R)

Вообще-то это уменьшенный макет немецкого танка A7V времен Первой мировой. Но смот­рится он весьма импозантно, хотя каждому ясно, что единственный торчащий из люка «танкист» при всем желании не сможет управляться и со смотрящей вперед «пушкой», и с парой бортовых «пулеметов».


Самоходный минный трал

Эта боевая бронированная машина была создана совместными усилиями немецких фирм «Крупп», «Даймлер-Бенц» и «Алкетт» зимой 1941/42 года. Предполагалось, что снабженный мощными стальными «башмаками» трал будет ехать по минному полю, подрывая без вреда для себя мины и прокладывая путь для идущих следом танков.


Fowler Coulter Plough

Это смонтированное на британском пехотном танке «Ма­тильда-1» сооружение является вариантом минного трала. Все эти рычаги и колеса опускались при движении по минному полю и по идее должны были подрывать противотанковые мины перед боевой машиной без вреда для нее самой.

Renault FT Riot Control Tank

Французские Renault FT появились в годы Первой мировой и стали первыми в мире танками классической компоновки: с башней, отделением управления спереди и двигателем сзади. Этот конкретный экземпляр, оборудованный громкоговорителями на фирменной мачте, даже пережил Вторую мировую войну.