Толстокожий зверь (английский пехотный танк "Черчиль"). История создания танка "Черчилль" (2 фото)

Черчилль является пожалуй самым знаменитым британским танком Второй Мировой Войны. Он также является и одним из самых массовых танков, выпускаемых англичанами в годы войны и активно применявшимся на фронтах Второй Мировой. В 1941 - 1945 годах было спроектировано и произведено большое количество различных модификаций танков семейства "Черчилль".

Описание

Тяжелый английский танк Черчилль был спроектирован в конце 30х годов. В то время британское военное министерство всё ещё наивно полагало, что условия Второй Мировой Войны практически не будут отличатся от Первой. Консерватизм анличан в итоге сыграл с ними злую шутку - "Черчилль" обладал откровенно архаичной конструкцией, присущей танкам Первой Мировой, имел малый запас хода, был тяжелым и неповоротливым. Это делало его совершенно непригодным к реалиям Второй Мировой Войны, в которой скорость и маневр танковых соединений решали практически всё. В силу своей малоподвижности, "Черчилль" мог делать на поле боя только то, для чего он по задумке англичан и предназначался - оказывать поддержку пехотным частям. У тяжелого танка "Черчилль" было одно несомненное преимущество - серьёзное для 1941 - 1945 годов бронирование в лобовой проекции
(102 мм), благодаря чему у этого танка в ходе войны была возможность эффективно подавлять огневые точки противника и даже его противотанковую оборону противника, ведя за собой пехоту. Но плохая скорость и малый запас хода не давали возможности осуществлять глубокие вклинивания в оборону противника, быстро маневрировать, находя слабые участки в обороне врага и навязывая ему бой в невыгодных для него условиях. Всё то, что могли делать немецкие танки в 1939 -1945 годах и что им с блеском удавалось, было для "Черчилля" просто недосягаемо. Получив некоторый опыт боевых действий в Африке в начале 40х годов, англичане стали склоняться к тому, что стоит пожертвовать явно избыточной массой и бронированием в пользу скорости и подвижности танка. Производство тяжелых танков "Черчилль" было на некоторое время свернуто в пользу выпуска крейсерских танков. Однако во время кампании в Тунисе "Черчилли" неожиданно хорошо проявили себя на местности, изобиловавшей холмами. Производство и модернизация танка были возобновлены. Во Второй Половине войны "Черчилль" уже явно проигрывал немецким танкам в вооружении, правда его бронирование продолжало оставаться его козырем - на поздних этапах войны его довели до 152мм.
Именно бронирование и позволило использовать "Черчилль" на передовой до самого конца войны. Тяжелые английские танки "Черчилль" поставлялись по ленд-лизу в СССР и использовались советскими танкистами в боях с гитлеровцами на восточном фронте, в том числе эти танки принимали участие в Курской битве, тем самым, они, ведомые советскими экипажами, внесли свой вклад в разгром фашизма. И, наконец стоит упомянуть ещё один факт, сделавший тяжелый танк "Черчилль" одной из основных боевых единиц Британии во Второй Мировой: шасси этого танка были хорошо приспособлены под сборку различных специальных бронемашин, необходимых союзникам для операции "Оверлорд" - высадки в Европе. После окончания войны "Черчилли" ещё достаточно длительное время находились на службе и были официально сняты с вооружения лишь в конце пятидесятых, эксплуатация же этих боевых машин длилась до конца шестидесятых годов.

Churchill – Черчилль

английский тяжёлый пехотный танк

История тяжелого пехотного танка «Черчилль» началась в сентябре 1939 года, когда предполагалось, что самой скорейшей задачей британских войск будет совместный с французами прорыв линии Зигфрида. Исходя из этой задачи, они и разработали техническое задание на танк А20. Предполагалось, что новая боевая машина будет иметь лобовую броню не менее 60 мм, что обеспечило бы ей защиту от 37-мм немецких противотанковых орудий, и будет развивать скорость около 16 км/ч. Две двухфунтовые пушки и спаренные с ними пулеметы Besa планировалось разместить не в башне, а в бортовых спонсонах. Такое решение уменьшало высоту машины и, следовательно, вероятность попадание в неё немецкого снаряда. Для максимально эффективного преодоления вертикальных препятствий гусеница должна была охватывать корпус машины, а для преодоления рвов сзади планировалось прикрепить хвост. По совокупности всех этих характеристик получился танк времён первой мировой войны, выполненный на более высоком техническом уровне.
Первый прототип без башни и вооружения был готов к середине 1940 года, когда Англии было уже не до линии Зигфрида. При первых же испытаниях выяснилось, что мотор Meadows DAV не выдаёт требуемой мощности. И тут, как нельзя кстати, фирма Vauxhall Motors предложила для нового танка свой 12-цилиндровый мотор Bedford мощностью 350 л.с., представлявший собой два спаренных хорошо отработанных в производстве и эксплуатации одноименных 6-цилиндровых автомобильных двигателя.
Работа над новым прототипом, получившим индекс А22, велась быстрыми темпами – англичане были уверены, что вот-вот последует высадка немцев на Британские острова. Чертежи поступали в цеха буквально с чертежной доски. Прототип А22 изготовили осенью, а его испытания продолжались до конца года. Первые же 14 серийных танков, получивших армейское обозначение Мк IV, покинули цеха Vauxhall Motors лишь в июне 1941-го. Новая боевая машина получила название «Черчилль» в честь сэра Уинстона Чарльза Леонарда Спенсера Черчилля, ставшего в мае 1940 года премьер-министром Великобритании.


Churchill I
От спонсонного расположения пушек к тому времени уже отказались, но, не имея в те времена никакой другой танковой пушки, кроме двуфунтовой (41,9-миллиметровой) пушки QF 2-pounder Mk IX, англичане установили ее в башне в спаренной установке с 7,92-мм пулеметом Besa. Пушка имела длину ствола в 52 калибра и выбрасывала 1,22-килограммовый снаряд с начальной скоростью 792 м/с. Боекомплектсоставлял 150 снарядов.
Однако для танка массой 37,9 тонны такого вооружения было явно маловато. Кроме того, двухфунтовка не имела в боекомплекте осколочно-фугасного снаряда. Для компенсации этого недостатка в лобовом листе корпуса, слева от механика-водителя, установили трёхдюймовую гаубицу с длиной ствола в 25 калиброви боезапасом в 58 снарядов, огневые возможности которой были, правда, ограничены выносом вперед направляющих колес. Вследствие этого сектор стрельбы из гаубицы, как и сектор обзора водителя, составлял 30 - 32°. Комбинация гаубицы и пушки обеспечивала сбалансированные возможности по поражению целей как фугасными, так и бронебойными снарядами, поскольку в боекомплекте 2-фунтового орудия не имелось осколочно-фугасных снарядов.
На модификации Churchill Mk II вместо гаубицы в лобовом листе корпуса разместили пулемет Besa. У танков ближней поддержки Churchill Mk IICS (Close Support) 3-дюймовая гаубица находилась в башне, а 2-фунтовая пушка была, наоборот, установлена в корпусе.
С февраля 1942 года начался выпуск модификации Churchill Mk III , вооруженной 6-фунтовой пушкой Mk III с длиной ствола в 43 калибра, начальной скоростью 2,88-килограммового остроголового сплошного бронебойного снаряда, равной 815 м/с, и боезапасом в 84 снаряда. Пушка, которую часто путают с более слабой 6-фунтовой пушкой Гочкисса, устанавливавшейся на танках первой мировой войны, была установлена в новой сварной башне увеличенного размера. Башни изготавливала фирма Babcock end Wilcox. Кроме того, на этих машинах гусеницы закрыли крыльями.
Churchill Mk IV , ставший самой многочисленной модификацией, тираж которой составил 1622 экземпляра, ничем не отличался от предыдущей модели, за исключением способа изготовления башни - она была литой. На большинстве этих танков устанавливали 6-фунтовую пушку MkV с более длинным стволом. Она легко отличается от более раннего варианта Mk III no противовесу у дульного среза. В ходе боев в Северной Африке на 200 экземплярах «Черчилль IV» 21-й танковой бригады вместо штатных 6-фунтовок установили американские 75-мм пушки МЗ, спаренные с пулеметами Browning, в маск-установках, позаимствованных у танков М4. Перевооруженные таким образом машины получили обозначение NA 75.

Churchill Mk V

Танки Churchill Mk V представляли собой модификацию Churchill Mk IV , вооруженную 95-мм гаубицей с боекомплектом 47 выстрелов. В боекомплект гаубицы входили осколочно-фугасные снаряды. Совместное использование этих танков поддержки с линейными позволяло поражать цели всех типов.
Модификация Churchill Mk VI получила новую английскую 75-мм пушку Mk V и появилась лишь в конце 1943 года. Впрочем, это орудие имело довольно посредственные баллистические характеристики и уступало немецким танковым пушкам аналогичного калибра. «Черчилль VI» получил дополнительную бронезащиту бортов и нижнего лобового листа корпуса, которая крепилась с помощью болтов. В остальном эта модификация была идентична танку Churchill Mk IV .

На седьмой модификации Черчилля - Churchill VII (A22F) - лобовую броню корпуса довели до 152 мм, башни - до 95 мм. Конструкция башни стала смешанной - литой, сварной катаной крышей. Появилась вращающаяся командирская башенка. Масса машины возросла до 41 т, скорость снизилась до 20 км/ч. Пришлось усилить элементы ходовой части - подвеску и гусеницы. Была изменена форма смотрового люка механика-водителя и эвакуационных люков в бортах корпуса. На базе модификации Churchill VII выпускался огнеметный танк Черчилль-Крокодил (Churchill Crocodile ). Огнемёт устанавливался в лобовом листе корпуса вместо пулемета Besa. Для перевозки огнесмеси предназначался специальный одноосный бронированный прицеп, буксировавшийся с танком и связанный с огнеметом трубопроводом.

Churchill Crocodile
Первой боевой операцией с участием Черчиллей стал рейд на Дьепп, состоявшийся 19 августа 1942 года. После высадки Черчилли оказались в безнадежной ситуации, застряв в узких улицах города, без поддержки пехоты, под сильным противотанковым огнем. В итоге, все прорвавшиеся танки были уничтожены или брошены своими экипажами. Основная часть танков, так и не преодолела укрепления береговой полосы и была истреблена огнем береговой артиллерии и ударами пикирующих бомбардировщиков. При этом вернуться в Англию удалось лишь одному танкисту.


Подбитые Черчилли после рейд на Дьепп
Шесть танков Churchill Mk III в составе 1-й танковой дивизии были опробованы в ходе второго сражения у Эль-Аламейна. За время боев его танки в общей сложности получили 106 попаданий фугасными и бронебойными снарядами. Один танк сгорел, один вышел из строя из-за повреждения гусеницы, на одном сорвало башню. Тем не менее, Черчиллям в ходе атаки удалось продвинуться значительно дальше Шерманов.
Единственной иностранной армией использовавшей во время второй мировой войны танки «Черчилль», стала Красная Армия. В Советский Союз в рамках программы ленд-лиза были отправлены 344 боевых машины модификаций Mk III и Mk IV , из которых до места назначения добрались только 253 единицы. Первые 10 танков прибыли в СССР в июле 1942 года. Черчилли, также как и тяжелые танки , поступали в отдельные гвардейские танковые полки прорыва (отд. гв. тпп ). В каждом полку по штату № 010/267 полагалось иметь 21 танк и 214 человек личного состава. Звание «Гвардейский» присваивалось сразу после приказа о формировании полка. Кроме полков прорыва, в 1944 году стали создаваться отдельные танковые полки армейского или фронтового подчинения. В их состав нередко включали и иностранные танки.

Первый случай боевого применения Черчиллей на советско-германском фронте произошёл в ходе Сталинградской битвы. В разгроме окруженной немецкой группировки приняли участие 47-й и 48-й гв. тпп. Впоследствии 48-й отд. гв. тпп был выведен в тыл, пополнен материальной частью и передан в оперативное подчинение 38-й армии, в составе которой участвовал в освобождении Киева 6 ноября 1943 года.

На Ленинградском фронте в апреле 1943 года находился 49 отд. гв. тпп, имевший на вооружении 21 танк «Черчилль» и три бронетранспортера «Универсал». Этот полк, совместно с прибывшим на Ленинградский фронт 36 отд. гв. тпп, вел бои до полного снятия блокады Ленинграда. В составе Волховского фронта в оперативном подчинении 8-й армии с 17 марта 1943 года сражался 50-й отдельный гвардейский танковый полк прорыва. Редкий случай - этой части во взаимодействии с другими подразделениями предстояло действовать в соответствии с тактическим предназначением - прорывать долговременную полосу обороны противника. В процессе эксплуатации танков Черчилль в лесисто-болотистой местности наши танкисты отмечали их недостаточную проходимость и неприспособленность к условиям русской зимы. В частности, все штатные каталитические обогреватели через несколько дней эксплуатации по просьбе танкистов были заменены печками отечественного производства.
Участвовали Черчилли и в . Например, в состав 5-й гвардейской танковой армии в боях под Прохоровкой входили 15-й (10 MK.IV) и 36-й (21 MK.IV) гвардейские полки прорыва. Впоследствии 15-й полк получил танки КВ-1С, а 36-й вновь пополнился Черчиллями и был переброшен на Ленинградский фронт. В 1 -ю гвардейскую танковую армию в середине июля прибыл 10 отд. гв. тпп, а 21 июля во взаимодействии с 39 тбр, 174 и 57 сд он атаковал позиции противника в направлении Андреевка - Петрополье - Копанки. В ходе боя танки были отрезаны от пехоты и практически все подбиты - в первый день сгорело 16 Черчиллей. После этого полк вывели в тыл и перевооружили другой материальной частью. На Брянский фронт 13 июля 1943 года прибыл 34 отд.гв.тпп. 5 августа 1943 года его «Черчилли» первыми ворвались в Орел.
К началу 10 июня 1944 года в составе 21-й армии Ленинградского фронта имелся 21 отд.гв.тпп, частично укомплектованный «Черчиллями». Его танки вели бой за Выборг с 18 по 20 июня. К моменту освобождения города в составе полка насчитывалось шесть «Черчиллей» и 32 КВ. Как уже упоминалось, танками «Черчилль» были укомплектованы (иногда частично) и линейные танковые полки. Например, 39-й отдельный Киевский танковый полк по состоянию на 2 марта 1944 года отличал весьма пестрый состав боевых машин: три танка
, две Матильды, три Черчилля, два
, два
и 38 танков
. В составе 8-й армии Ленинградского фронта находился 82 отп. (11 КВ-1С и 10 Черчиллей). В сентябре 1944 года этот полк участвовал в освобождении от фашистских захватчиков Таллина и островов Моонзундского архипелага. Это были последние бои Черчиллей на советско-германском фронте.


Черчилли вступают в освобождённый Киев

Смотрите также:



Стоит ли жалеть японцев?

Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

История тяжелого пехотного танка «Черчилль» началась в сентябре 1939 года, когда в генеральном штабе британской армии разработали техническое задание на танк А.20, которым собирались заменить уже находившийся в серийном производстве и поступавший в войска тяжелый пехотный танк Мк II «Матильда» (А.12). Потребность в новой, еще более мощной боевой машине была вполне объяснима. Разгоралась Вторая мировая война, британские войска вновь отправипись на континент и на их пути вновь вставали ощетинившиеся стволами орудий укрепления «Линии Зигфрида». Итак, предполагалось, что новая боевая машина будет иметь лобовую броню не менее 60 мм, что обеспечит ей защиту от 37-мм немецких противотанковых орудий, и будет развивать скорость около 16 км/ч. Вооружение - две 2-фунтовые пушки и спаренные с ними пулеметы Besa - планировалось разместить в спонсонах по бортам танка. Наконец, для более эффективного преодоления вертикальных препятствий гусеница должна была охватывать корпус машины. По совокупности всех этих характеристик получился танк... периода Первой мировой войны, выполненный на более высоком (все-таки 20 лет прошло!) техническом уровне. Справедливости ради, надо отметить, что существовали и другие варианты вооружения, отличавшиеся от изложенного как калибром, так и размещением орудий. Впрочем, альтернативу спонсонам разработчики тех-задания видели только в установке одного орудия в башне, а другого - в лобовом листе корпуса (по примеру французского тяжелого танка B1bis). В итоге контракт на окончательную разработку проекта и постройку четырех прототипов заключили в декабре 1939 года с Вулвичским Королевским арсеналом и фирмой Harland and Wolff Ltd. из Белфаста. В качестве силовой установки предполагалось использовать либо 300-сильный дизель, либо новый 12-цилиндровый бензиновый мотор Meadows. Что касается трансмиссии, то альтернативы конструкции доктора Х.Е.Меррита не было. Первый прототип без башни и вооружения был готов к середине 1940 года. Уже пробные испытания на полигоне не могли не вызвать пессимизма. Двигатель Meadows DAV не развивал требуемой мощности, нечетко работала трансмиссия и, что самое главное, никаких перспектив по модернизации у них не было, поскольку после установки башни и вооружения масса танка достигла бы 37,5 т, вместо 32 по техзаданию. И тут, как нельзя кстати, фирма Vauxhall Motors предложила для нового танка свой 12-цилиндровый двигатель Bedford мощностью 350 л.с., представлявший собой два спаренных хорошо отработанных в производстве и эксплуатации одноименных 6-цилиндровых автомобильных мотора. Идея понравилась, и заказ передали на Vauxhall вместе с двумя полуготовыми прототипами А.20. Два других не стали строить вообще. Работа над новым прототипом, получившим индекс А.22, велась быстрыми темпами, чертежи поступали в цеха буквально с чертежной доски. Это бып июль 1940-го, шла «Битва за Британию», немцы готовились к броску через Ла-Манш. Прототип А.22 изготовили осенью, а его испытания продолжались до конца года. Первые же 14 серийных танков, получивших армейское обозначение Мк IV, покинули цеха Vauxhall Motors лишь в июне 1941-го. Новую боевую машину назвали «Черчилль», - в честь премьер-министра Великобритании. Еще в ходе проектирования танка начала складываться так называемая «Производственная группа танка «Черчилль» (Churchill Tank Production Group), в которую, помимо генподрядчика - компании Vauxhall Motors, вошли еще 10 фирм, осуществлявших его выпуск. Организация сборки танков на 11 предприятиях, 10 из которых находились в Англии, а одно - в Северной Ирландии, вызывала немало сложностей, тем более, что комплектующие поставлялись еще сотней фирм. Тем не менее, первый «Черчилль» фирмы Leyland собрали в июне 1941 года, а месяц спустя заводские цеха покинула и машина, изготовленная фирмой Metro-Cammel. Надо сказать, что «Черчилли» выпуска 1941 года были плохо отработаны конструктивно и технологически. Комиссия Военного департамента в ноябре 1941-го выявила не менее 16 крупных конструктивных дефектов, в основном в трансмиссии и ходовой части, приводивших к частому выходу танков из строя даже в «тепличных» условиях эксплуатации в частях, дислоцированных в Великобритании. Так, например, в одном из армейских танковых батальонов при первом же выходе в поле для проведения тактических занятий из 54 боевых машин вышли из строя 30! Причем не менее трети из них так и не смогли добраться до места постоянной дислокации своим ходом. К числу наиболее серьезных дефектов ходовой части относились заклинивание тележек опорных катков и разрыв гусениц. Трансмиссия быстро ломалась из-за применения материалов недостаточной прочности и быстрого износа главного фрикциона. В системах двигателя наблюдались утечка горючего из бензонасоса и трубопроводов, быстрое разрушение гибких маслопроводов и неудовлетворительная герметизация системы зажигания. Перечень выявленных «слабых мест» сотрудники фирмы Vauxhall Motors разослали по танковым частям вместе с инструкцией по эксплуатации, снабдив его красноречивым обращением к личному составу: «Мы знаем, что не все механизмы и агрегаты танка будут работать как положено. Все недостатки будут устранены, как только в нашем распоряжении появятся необходимые материалы и новые узлы. Пожалуйста, не делайте неверных заключений из нашего искреннего признания своих ошибок. Танк Mk IV - хорошая машина. Проблемы, возникшие в ходе его испытаний, не являются нормой. Ненормально то, что мы не устранили их прежде чем начать серийное производство». Для оказания помощи техсоставу по устранению конструктивных недостатков в строевые части были направлены инженеры с заводов-изготовителей. Однако военным иногда приходилось справляться своими силами, и не без успеха, как это было, например, в 147-м Хэмп-ширском полку. Одним из постоянно выходивших из строя узлов «Черчилля» была тяга управления коробкой передач. Она постоянно ломалась, а запасные тяги отсутствовали. Проблему удалось решить закупкой большого количества полуосей к автомашине «Форд» в автомобильных ремонтных мастерских в Норфолке. Полуоси вполне подходили для установки на танк вместо штатных тяг и к тому же превосходили их по прочности. В течение полугода ремонту и переоборудованию новыми узлами и агрегатами в той или иной степени подверглась 1000 из 1200 единиц только что выпущенных танков! Столь массовые мероприятия по устранению конструктивных дефектов, наделавших много шума, по-видимому, и заставили Уинстона Черчилля произнести свою знаменитую фразу: «У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чем у меня самого!» Вполне естественно, что в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились многочисленные изменения, которые, правда, не затронули в целом ни компоновку, ни ходовую часть, ни двигатель, ни трансмиссию. В основном они свелись к установке различных вариантов вооружения. Недаром принято считать, что история танка «Черчилль» отражает собой историю развития британских танковых пушек. Churchill I Первая серийная модель. Основная конструктивная особенность - размещение и состав вооружения. Не имея в 1941 году никакой другой танковой пушки, кроме 2-фунтовой, англичане разместили ее в башне в спаренной установке с 7,92-мм пулеметом Besa. Для танка массой 37,9 т этого, по-видимому, показалось мало, поэтому в лобовом листе корпуса, слева от механика-водителя, установили 3-дюймовую гаубицу. Огневые возможности последней, впрочем, были сильно офаничены выносом вперед направляющих колес. Вследствие этого сектор стрельбы из гаубицы, как и сектор обзора водителя, составлял 30 - 32°. Комбинация гаубицы и пушки обеспечивала сбалансированные возможности по поражению целей как фугасными, так и бронебойными снарядами, поскольку в боекомплекте 2-фунтового орудия фугасных снарядов не было. Максимальная толщина брони корпуса-101 мм, башни - 89 мм. Максимальная скорость достигала 27 км/ч, экипаж состоял из пяти человек. На машинах ранних выпусков щели окон воздухопритока к радиаторам системы охлаждения, расположенные по бортам танка в специальных коробах, были обращены вниз. В ходе эксплуатации быстро выявился недостаток такой конструкции - вентиляторы засасывали вместе с воздухом пыль и песок, засоряя рядиаторы и приводя к перегреву двигателя. Конструкцию изменили - короба развернули окнами вверх. Особенностью «Черчиллей» первой модификации стало и отсутствие надгусеничных полок. У выпущенных в ограниченном количестве танков поддержки «Черчилль ICS» (CS - Close Support) и в башне, и в корпусе были установлены 3-дюймовые гаубицы.

История тяжелого пехотного танка «Черчилль» началась в сентябре 1939 года, когда в генеральном штабе британской армии разработали техническое задание на танк А.20. Им предполагалось заменить уже находившийся в серийном производстве и поступавший в войска тяжелый пехотный танк Mk II «Матильда» (А. 12). Потребность в новой, еще более мощной боевой машине возникла, по-видимому, по весьма простой причине. Началась Вторая мировая война, британские войска отправились на континент и перед ними вновь возникли ощетинившиеся стволами орудий укрепления «Линии Зигфрида». Достаточно ознакомиться с техзаданием на А.20, чтобы понять: страх перед позиционной войной с Германией был у английского военного руководства уже генетическим.

Итак, предполагалось, что новая боевая машина должна была иметь лобовую ^рроню не менее 60 мм, что обеспечивало ей защиту от 37-мм немецких противотанковых орудий, и развивать скорость около 16 км/ч. Вооружение- две 2-фунтовые пушки и спаренные с ними пулеметы Besa - планировалось разместить в спонсонах по бортам танка. Наконец, для лучшего преодоления вертикальных препятствий гусеница должна была охватывать корпус машины.

Что же получалось в результате? Да просто танк периода Первой мировой войны, выполненный на более высоком техническом уровне (все-таки 20 лет прошло)! Справедливости ради надо отметить, что существовали и другие варианты вооружения, отличавшиеся от изложенного как калибром, так и размещением орудий. Впрочем, альтернативу спонсонам разработчики техзадания видели только в установке одного орудия в башне, а другого-в лобовом листе корпуса (по примеру французского тяжелого танка B1dis).

В итоге контракт на окончательную разработку проекта и постройку четырех прототипов был заключен в декабре 1939 года с Вулвичским Королевским арсеналом и фирмой Harland and Wolff Ltd. из Белфаста. В качестве силовой установки предполагалось использовать либо 300-сильный дизель, либо новый 12-цилиндровый бензиновый мотор Meadows. Что касается трансмиссии, то альтернативы конструкции доктор Х.Е.Меррита не нашлось. Прототип без башни и вооружения был готов к середине 1940 года. Первые же поездки по полигону не могли не вызвать пессимизма. Двигатель Meadows DAV не развивал требуемой мощности, нечетко работала трансмиссия и, что самое главное, они не имели никаких перспектив, поскольку после установки башни и вооружения масса танка достигла бы 37,5 т вместо 32 по техзаданию.

И тут, как нельзя кстати, подсуетилась фирма Vauxhall Motors, предложив для нового танка свой 12-цилиндровый двигатель Bedford мощностью 350 л.е., представлявший собой, по сути, спаренные и хорошо отработанные в производстве и эксплуатации одноименные шестицилиндровые автомобильные моторы. Идея понравилась, и заказ передали на Vauxhall вместе с двумя полуготовыми прототипами А.20. Работа над новым прототипом, получившим индекс А.22, велась быстрыми темпами, чертежи поступали в цеха буквально с доски. Это был июль 1940-го, шла «Битва за Британию», немцы готовились к броску через Ла-Манш.

Прототип А.22 изготовили осенью, а его испытания продолжались до конца 1940 года. Первые же 14 серийных танков, получивших армейское обозначение Mk IV, покинули цеха Vauxhall Motors лишь в июне 1941-го. Новая боевая машина получила название «Черчилль», поскольку, как и премьер-министр Великобритании, была «толстокожим зверем».

Еще в ходе проектирования танка начала складываться так называемая производственная группа, в которую вошли 10 английских фирм, выпускавших «черчилли» вплоть до декабря 1945 года. За это время было изготовлено 5640 боевых машин этого типа.

Конструктивно танк первой серий ной модификации Mk IV «Черчилль I» представлял собой весьма оригинальную машину. Корпус танка был выполнен в виде прямоугольной сварной коробки. За счет охвата гусеницами корпуса английским конструкторам удалось сделать его равным ширине танка. Это обеспечило достаточно свободную компоновку узлов и агрегатов внутри машины и комфортные условия работы экипажа. Максимальная толщина брони корпуса составляла 101 мм, башни - 89 мм.

Вооружение танка, на первый взгляд, было довольно мощным. Не имея в 1941 году никакой другой танковой пушки, кроме 2-фунтовой, англичане разместили ее в башне в спаренной установке с 7,92-мм пулеметом Besa. Для танка массой 37,9 т этого, по-видимому, казалось мало, и в лобовом листе корпуса, слева от механика-водителя, установили 3-дюймовую гаубицу. Огневые возможности последней, впрочем, были сильно ограничены выносом вперед направляющих колес. Вследствие этого сектор стрельбы гаубицы, как и сектор обзора водителя, составлял 30-32°. Боекомплект орудий состоял из 150 выстрелов для пушки и 58 -для гаубицы.

Двенадцатицилиндровый горизонтально-оппозитный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Bedford «Twin-Six» мощностью 350 л.с. при 2200 об/мин позволял машине развивать скорость до 27 км/ч. Большего от танка сопровождения пехоты и не требовалось.

Трансмиссия включала в себя одно-дисковый главный фрикцион сухого трения Borg and Beck, механическую четы-рехскоростную коробку передач Merrit-Brown Н4, объединенную в один агрегат с дифференциальным механизмом поворота, и бортовые передачи.

Механизм поворота обеспечивал разворот на месте, легкость управления при движении и высокую для тяжелого танка маневренность. Управление машиной облегчалось за счет применения сервомеханизмов с гидроприводом.

Моторно-трансмиссионное отделение изолировалось от боевого специальной броневой перегородкой, что существенно понижало потери экипажа при пожаре двигателя и, с другой стороны, сохраняло целыми двигатель и трансмиссию при взрыве боекомплекта.

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из 11 необрезинен-ных сдвоенных опорных катков малого диаметра, ведущего колеса заднего расположения и направляющего колеса. Поддерживающие колеса отсутствовали, их функции, как и на танках Первой мировой войны, выполняли специальные направляющие. Подвеска - индивидуальная балансирная на цилиндрических пружинных рессорах.

Вполне естественно, что в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились многочисленные изменения, которые, правда, не затронули в целом ни компоновку, ни ходовую часть, ни двигатель, ни трансмиссию. В основном они свелись к установке различных вариантов вооружения. Так, на модификации «Черчилль II» вместо гаубицы в лобовом листе корпуса установили второй пулемет Besa. У выпущенных в ограниченном количестве танков поддержки «Черчилль ICS» и в башне, и в корпусе были установлены 3-дюймовые гаубицы, у «Черчилль IICS» такая гаубица была установлена в башне, а 2-фунтовая пушка- в корпусе. С февраля 1942 года начался выпуск модификации «Черчилль III», вооруженной 6-фунтовой пушкой Mk III в сварной башне увеличенного размера. «Черчилль IV» отличался от предыдущей модели способом изготовления башни - она была литой. На большинстве этих машин установили 6-фунто-вую пушку Mk V с более длинным стволом

Применяемые на «черчиллях» британские 2- и 6-фунтовые пушки имели существенный недостаток- в их боекомплектах не было осколочно-фугасных снарядов. Последнее обстоятельство заметно снижало эффективность применения танков поддержки пехоты. В ходе боев в Северной Африке на 120 «Черчиллей IV» 21-й танковой бригады вместо штатных 6-фунтовых установили американские 75-мм пушки МЗ, спаренные с пулеметами Browning, в маск-ус-гановках, позаимствованных у танков «Шерман». Дабы унифицировать боекомплект, в корпусе вместо пулеметов Besa также установили Browning. Эти машины получили обозначение NA 75 (NA- North Africa)

Говоря о перевооружении, следует отметить, что до конца 1942 года все танки ранних моделей получили башни с 6-фунтовыми пушками. При этом вместо орудий в корпусе устанавливались пулеметы Besa.

В боекомплектах линейных танков отсутствовали осколочно-фугасные снаряды. Этот их недостаток призваны были компенсировать танки поддержки «Черчилль V», представлявшие собой «Черчилли IV», вооруженные 95-мм гаубицей с боекомплектом 47 выстрелов.

Модификация «Черчилль VI», наконец-то получившая новую английскую 75-мм пушку Mk V, появилась лишь в конце /943 года. Впрочем, пушка эта имела весьма посредственные баллистические характеристики и уступала немецким танковым орудиям аналогичного калибра. Не имея возможности увеличить мощь вооружения, англичане пошли по пути усиления броневой защиты. Так появилась модификация «Черчилль VII», у которой лобовую броню корпуса довели до 152 мм, башни -до 95 мм. Конструкция башни стала смешанной: борта выполнялись из катаных листков, крыша была литой. Масса машины возросла до 41т, скорость снизилась до 20 км/ч. Пришлось усилить элементы ходовой части-подвеску и гусеницы. Вариант такого танка с 95-мм гаубицей получил название «Черчилль VIII».

Это были последние производственные модели ганка «Черчилль». Последующие варианты, вплоть до «Черчилль XI», представляли собой более ранние модели, в той или иной степени доведенные до их уровня.

Первой боевой операцией с участием «черчиллей» стал рейд на Дьепп 19 августа 1942 года. В нем приняли участие 28 боевых машин модификаций I, II и III из 14-го канадского армейского танкового полка. Только шесть танков смогли вступить в бой (остальные затонули вместе с десантными судами или были подбиты при преодолении полосы прибоя), и все они к концу дня погибли.

Несколько танков «Черчилль III» в составе 1 -й танковой дивизии были опробованы в боях у Эль-Аламейна, причем одну машину немцы подбили из 88-мм зенитной пушки. Впоследствии «Черчилли» во все возрастающих количествах поступали в Северную Африку и начиная с февраля 1943 года в составе 25-й армейской танковой бригады принимали участие в боях в Тунисе.

Танки «Черчилль IV»(NA 75)состояли на вооружении лишь одного соединения- 21-й армейской танковой бригады и в ее составе прошли всю итальянскую кампанию.

Во вторжении на Европейский континент летом 1944 года участвовали две бригады, вооруженные танками «Черчилль VII» и VIII - 43-я армейская и 6-я гвардейская армейская танковые. Обе бригады вступили в бой в середине июля. Следует отметить, что на вооружении танковых войск английской армии других пехотных танков в то время уже не было.

«Черчилли» 9-го Королевского танкового полка и 147-го Хэмпширского полка Королевского танкового корпуса поддерживали британскую пехоту при прорыве «Линии Зигфрида» в феврале 1945 года.

Единственной иностранной армией, получившей во время Второй мировой войны танки этого типа, стала Красная Армия. В Советский Союз в рамках программы ленд-лиза были отправлены 344 боевых машины модификаций III и IV, из которых до места назначения добрались только 253 единицы. Первые 10 танков прибыли в СССР в июле 1942 года. «Черчилли» так же, как и тяжелые танки советского производства, поступали в отдельные гвардейские танковые полки прорыва. В каждом полку по штату полагалось иметь 21 танк.

Боевой дебют «черчиллей» на советско-германском фронте состоялся в ходе Сталинградской битвы. В разгроме окруженной немецкой группировки участвовали 47-й и 48-й отдельные гвардейские танковые полки прорыва. Применялись «черчилли» и в Курской битве. В частности, в составе 5-й гвардейской танковой армии в боях под Прохоровкой имелись 15-й и 36-й гвардейские полки прорыва. 5 августа 1943 года «черчилли» 34-го отдельного гвардейского танкового полка первыми ворвались в Орел. Танки этого типа воевали на Ленинградском и Волховском фронтах, освобождали Киев и Выборг. Последние бои на советско-германском фронте «черчилли» провели в составе 82-го танкового полка. В сентябре 1944 года полк освобождал Таллин и острова Моонзундского архипелага.

Советские танкисты оценивали английскую машину довольно сдержанно. По броневой защите «Черчилль» превосходил советский тяжелый танк KB, но уступал ему по огневой мощи. По запасу хода и средней скорости движения они были равноценны. Вместе с тем отмечались низкая проходимость (удельное давление - 0,94 кг/см2) и плохая обзорность, особенно у механика-водителя. Существенным недостатком была конструкция ходовой части. Охват гусеницей корпуса привел к резкому повышению поражаемости лобовой ветви гусениц. Почти все подбитые танки имели попадания в лобовые ветви. Кроме того, набивание снега на салазки верхней ветви зимой вызывало поднятие гусеницы выше погона башни и заклинивание последней. Опорные катки своими ребордами в распор прилегали к тракам, отчего и катки, и гусеницы быстро изнашивались. В целом ходовая часть для 40-тонной машины не отличалась недостаточной прочностью. Вместе с тем положительно оценивалась кость управления машиной.

В Великобритании на базе танка «Черчилль» строилось большое количество машин специального назначения: мостоукладчиков, БРЭМ, огнеметных и саперных танков. Основная масса этих машин вплоть до конца войны была сосредоточена в 79-й танковой дивизии и активно применялась в боевых действиях.

В 1944 году предпринималась попьп ка оснастить «Черчилль» «длинной рукой» - в башню танка модификации VII установили 17-фунтовую пушку. Поскольку масса машины возросла до 50 т, пришлось вновь усилить подвеску и гусеницы. Скорость снизилась до 16 км/ч. Работа над танком, получившим обозначение А.43 «Черный принц» (иногда его еще называют «Супер Черчилль»), началась в январе 1944 года. Первые же шесть прототипов поступили на войсковые испытания в мае 1945 года. Серийное производство этой машины, у которой мощь вооружения соответствовала броневой защите, так и не началось. Война в Европе кончилась, а кроме того, предпочтение было отдано танку А.41 «Центурион», рассматривавшемуся военным руководством Британии в качестве основной боевой машины на перспективу.

С вооружения английской армии «черчилли» были сняты в конце 40-х годов. В боевых действиях в Корее в 1951 году участвовали огнеметные танки «Черчилль-крокодил», а саперные «Черчилль AVRE» послевоенной модификации состояли на вооружении вплоть до 1965 года.

М.БАРЯТИНСКИЙ
«Моделист-конструктор» № 11"2000

530 Бронирование Тип брони стальная катаная и литая гомогенная Лоб корпуса (верх), мм/град. 102 / 0° Лоб корпуса (середина), мм/град. 57 Лоб корпуса (низ), мм/град. 102 Борт корпуса, мм/град. 76 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град. 64 / 0° Корма корпуса (низ), мм/град. 19 Днище, мм 19 Крыша корпуса, мм 16-19 Лоб башни, мм/град. 88 / 0° Борт башни, мм/град. 76 / 0° Корма башни, мм/град. 76 / 0° Крыша башни, мм 20 Вооружение Калибр и марка пушки в разных модификациях встречались: 40-мм QF 2 pounder и 76-мм Howitzer OQF Mk I в ранних версиях, а в более поздних версиях встречались такие варианты: 57-мм QF 6 pounder Mk III либо Mk V, или 76-мм пушка M3, или 95-мм гаубица, или 75-мм OQF 75 mm Тип пушки нарезная или нарезная гаубица Длина ствола , калибров 52 для 40-мм Боекомплект пушки 150 × 40-мм , 58 × 76-мм Прицелы телескопический № 24B Mk.I Пулемёты 2 × 7,92 BESA , на части машин 1 × 7,7-мм Bren Подвижность Тип двигателя горизонтально-оппозитный 12‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 350 Скорость по шоссе, км/ч 25 Скорость по пересечённой местности, км/ч 17 Запас хода по шоссе , км 250 Запас хода по пересечённой местности, км 170 Удельная мощность, л. с./т 8,85 Тип подвески индивидуальная, на вертикальных пружинах Удельное давление на грунт, кг/см² 0,93 Преодолеваемый подъём, град. 30° Преодолеваемая стенка, м 0,75 Преодолеваемый ров, м 3,65 Преодолеваемый брод , м 1,2

Пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22 ) (англ. Infantry Tank Mk IV, Churchill (A22) ) - пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны , тяжёлый по массе. Поставлялся в СССР по программе ленд-лиза . Спроектирован в 1939-1940 годах, серийно производился с 1941 по 1945 год и стал одним из наиболее многочисленных британских танков Второй мировой. Как и другие английские пехотные танки, «Черчилль» отличался устаревшей конструкцией, слабым вооружением и очень низкой подвижностью, но крайне толстая для своего времени броня (101 мм, позднее доведена до 152 мм) позволила ему относительно успешно воевать до самого 1945 года. После окончания Второй мировой, «Черчилль» вскоре был снят с вооружения к концу 1940-х годов, но некоторое количество огнемётного варианта этих танков ещё приняло участие в Корейской войне .

История создания

Танк был спроектирован англичанами с целью создать машину, способную противостоять 50 мм пушке немцев. Конструкция танка была чрезвычайно старомодной.

Серийное производство

Модификации

  • Infantry Tank Mk IV, Churchill I - базовая модификация, с 40-мм пушкой QF 2 pounder Mk IX в башне, 76-мм гаубицей в лобовом листе корпуса и 7,92-мм пулемётом BESA.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill II - 2 фунтовая (40 мм) пушка и два 7,92-мм пулемёта BESA.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill II CS - версия «непосредственной поддержки» (англ. Close Support ) с 76-мм гаубицей в башне и 40-мм пушкой в лобовом листе корпуса.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill III - модификация с новой сварной башней увеличенного размера с 6 фунтовой (57-мм) пушкой QF 6 pounder Mk III и с 7,92-мм пулемётом на месте гаубицы.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill IV - модификация с литой башней аналогичной Churchill III конструкции, с 57-мм пушкой QF 6 pounder Mk III или Mk V.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill IV NA 75 - переоборудованные в Северной Африке «Черчилли» с установкой американской 75-мм пушки M3 вместе с установкой с танка «Шерман », вместо штатной 57-мм.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill V - вариант Churchill IV
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill VI - модификация с 75-мм пушкой OQF 75 mm и дополнительной навесной защитой бортов и нижней лобовой части корпуса.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill VII (A22F) - модификация с усиленным до 152 мм лобовым и до 95 мм бортовым бронированием, усиленной ходовой частью и новой командирской башенкой.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill VIII - вариант Churchill VII с 95-мм гаубицей вместо пушки.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill IX - Churchill III и Churchill IV , модернизированные по уровню броневой защиты путём навески дополнительных бронеплит на корпус и установки новой башни до уровня Churchill VII , но с сохранением 57-мм пушки.
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill IX LT - Churchill III и Churchill IV Churchill IX англ. Light Turret - «лёгкая башня»).
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill X - Churchill VI Churchill VII Churchill VII .
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill X LT - Churchill VI , модернизированные аналогично Churchill X , но с сохранением старой башни (англ. Light Turret - «лёгкая башня»).
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill XI - Churchill V , модернизированные по уровню броневой защиты до уровня Churchill VIII путём навески дополнительных бронеплит и установки башни от Churchill VIII .
  • Infantry Tank Mk IV, Churchill XI LT - Churchill V , модернизированные аналогично Churchill XI , но с сохранением старой башни (англ. Light Turret - «лёгкая башня»).

Описание конструкции

«Черчилль» являлся танком классической компоновки . Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка, боевое отделение находилось в средней части, а отделение управления - в лобовой. Экипаж танка состоял из пяти человек: командира танка, наводчика и заряжающего, находившихся в башне и механика-водителя с пулемётчиком, на танках модификации Mk I выполнявшим функции наводчика и заряжающего гаубицы, располагавшихся в отделении управления.

Броневой корпус и башня

Ходовая часть

Ходовая часть являлась одной из характерных особенностей «Черчилля», на котором гусеничная лента , для повышения проходимости , была сделана охватывающей весь корпус танка. С каждого борта ходовая часть состояла из одиннадцати сдвоенных опорных катков диаметром 254 мм, ведущего колеса и ленивца. Подвеска опорных катков - индивидуальная, пружинная . Ось каждого катка крепилась на балансире, одним своим концом шарнирно крепившимся к кронштейну на корпусе танка, а другим упиравшимся в закреплённую на кронштейне пружину. Первый и последний катки каждого борта были подняты с грунта и работали лишь при преодолении танком препятствий, а 2-й, 9-й и 10-й опорные катки имели укороченный ход подвески и работали в основном при движении танка на мягком грунте. Поддерживающие катки отсутствовали, вместо них верхняя ветвь гусеницы скользила по специальным направляющим.

Гусеничные ленты - литые , безгребневые, цевочного зацепления, шириной 356 мм. На «Черчилле» применялись гусеницы двух типов - из 70 траков с шагом в 211 мм или из 72 траков с шагом в 202 мм. Роль направляющих, на танковых гусеницах обычно выполняемую их гребнем, здесь выполняли края гусеницы, по которым опорные катки катились, как по рельсам.

Использовался

Боевое применение

Курская битва

К началу Курской битвы 2-й гвардейский танковый корпус (Тацинский танковый корпус) находился в резерве командующего Воронежским фронтом , его войска располагались в районе г. Короча. Это было полностью укомплектованное и хорошо подготовленное соединение. На утро 5 июля в его составе числилось 227 танков трёх типов: Т-34, Т-70 и Churchill IV, в том числе 217 в строю и 10 в текущем ремонте. В составе 2-го гв. Ттк ударным был 47-й гв. отпп (отдельный танковый полк прорыва), располагавший 21 тяжёлым танком Churchill IV.

5 июля в 17.30 командир корпуса - полковник A. C. Бурдейный получил приказ № 005/оп от командующего фронтом - , об участии танкового корпуса во фронтовом контрударе.

Документ гласил:

Противник к 14.30 5.07.43 г. овладел Гремучий и силою до двух танковых дивизий стремится выйти на шоссе Белгород - Обоянь для дальнейшего наступления на Курск.

Приказываю:

1. Командиру 2-го гв. Тацинского танкового корпуса к 24.00 5.07.43 г. выдвинуться в район: МТС, Сажное, Лозы, Сажное, Штакор - Сажное.

Прочно оборонять вышеуказанный район. Не допустить распространения противника на север и северо-восток. Быть готовым с рассвета 6.07.43 г. во взаимодействии с 5-м гв. тк перейти в контратаку в направлении: Крюково, Крапивенские Дворы и далее на Гремучий, Белгород.

Через час командир корпуса направил командирам частей распоряжение № 029 о выдвижении и занятии обороны. Согласно ему 47-й гв. отпп должен был совершить ночной марш и сосредоточиться к 23.00 5 июля в лесу (1 км северо-восточнее Крюкова) и быть готовым контратаковать в направлении на Каменский.

Из отчёта командира 47-го гв. отпп, подполковника М. Т. Шевченко, о ходе выдвижения полка в указанный район сосредоточения:

Времени на совершение марша с 19.00 до 23.00 5.7.43 г. было недостаточно. Тяжелые танки «Черчилль», трудноуправляемые в ночное время, из-за ограничения видимости, при большом напряжении в составе полка двигались со скоростью не более 7-10 км/час. Совершение марша ночью, большое расстояние марша для тяжелых танков и ограниченная видимость привели к тому, что к указанному времени - 23.00 5.7.43 г. полк в Клюково не сосредоточился, а подошел только к 4.00 6.7.43 г. в количестве 7 танков «Черчилль». Остальные танки в количестве 14 штук отстали по техническим причинам (частично заваленные в кювете из-за плохой видимости) и сосредоточились в с. Крюково до 15.00 6.7.43 г. К этому времени было боеспособных 17 танков, 4 - по техническим причинам находились еще на марше, ожидая помощи.

Оперативная обстановка стала резко меняться во второй половине 6 июля, после выхода ударной группы 2-го тк СС на прохоровское направление. В 15.30 штаб 2-го гв. Ттк ставит следующие задачи командирам бригад и полков.

Из боевого приказа № 31:

1. Противник, танковая группа, отбросив части 23-го гв. ск на участке Лучи, Яковлево, продолжает развивать успех в северо-западном направлении.

2. Корпус имеет задачу решительными действиями совместно с 5-м гв. Стк форсировать р. Липовый Донец и ударом во фланг уничтожить противника в районе Крапивенские Дворы, клх «Смело к труду», отрезав северную группировку противника.

3. Справа наступает 5-й гв. Стк с задачей выйти на рубеж: Яковлево, Лучки.

4. Я решил в первой линии иметь две танковые бригады. Тяжелый танковый полк перед правым флангом. Мото-стрелковой бригадой прикрыться с юга. Одну танковую бригаду иметь слева. Начало наступления 16.30 6.7.43.

5. 26-я гв. тбр переправиться через р. Липовый Донец в районе Новые Лозы и к 18.00 6.7.43 г. выйти на рубеж междулесье, что 2 км восточнее клх «Смело к труду», в дальнейшем овладеть клх «Смело к труду» с задачей заблокировать подход противника с юга.

6. 47-му гв. оттпп переправиться за 26-й гв. тбр через р. Липовый Донец и к 18.00 6.7.43 г. выйти на рубеж: Смородина - Каменский. Своим движением содействуя 25-й гв. тбр выходу на этот рубеж. С выходом в район Смородино одновременно танковую роту подчинить командиру 25-й гв. тбр. В дальнейшем движением на Глушинский. Содействовать выходу 26-й гв. тбр на рубеж междулесье и на Белгородское шоссе.

Главной целью на первом этапе командование корпуса считало овладение с. Смородино. Из двух бригад, выдвинутых в первую линию, на его захват нацелили одну танковую бригаду, усилив её удар полком тяжёлых танков Мк IV «Черчилль».

Из отчёта танкового полка, о ходе проведения контрудара против левого фланга дивизии «Мёртвая голова» и правого фланга дивизии «Дас Райх», 2-го тк СС:

Согласно приказу корпуса, на 47 гв. отпп возлагалась задача: действуя впереди 25-й гв. тбр при ее непосредственной поддержке, овладеть Крапивенские Дворы, оседлать дорогу на Белгород, выйти в район Шопино, не дав возможности танкам и артиллерии противника нанести урон частям корпуса ударом в лоб или правый фланг, приняв на себя всю силу огня и подавив сопротивление противника. Началом перехода в наступление и атаки был установлен сигнал по радио - 444.

В связи с тем, что противник к 6.00 6.7.43 г. овладел Смородино, а соседи корпуса справа и слева не перешли в наступление, атака корпуса перенесена на 16.30 6.7.43 г. В 15.00 6.7.43 г. командир полка был вызван к комкору в Сажное, где получил устный приказ, из которого исходило следующее.

47-й гв. отпп совместно с другими частями корпуса, переходит в наступление в 16.30 6.7.43 г. Задача - полк переправляется через р. Липовый Донец в Нов. Лозы и действиями в первом эшелоне, впереди 25-й гв. тбр, к 18.00 6.7.43 г. овладеть Смородино, Каменский. По выходе на рубеж Смородино, Каменский и овладении ими обеспечить выход на этот рубеж 25-й гв. тбр. С выполнением этой задачи одну танковую роту подчинить командиру 25-й гв. тбр, а остальными ротами полка, наступать в направлении Глушинский, содействовать выходу 25-й гв. тбр на рубеж Междулесье, клх «Смело к труду», Белгородское шоссе.

Состояние полка к началу наступления:

Боеспособных танков - 17, 4 танка не прибыли на исходный рубеж по техническим неисправностям и находились по маршруту Песчаное к Крюково. Личный состав после отдыха, уяснив приказ, был готов выполнять задачу.

В 16.30 полк в количестве 17 танков в колонне сосредоточился у переправы Новые Лозы через р. Липовый Донец. В связи с несвоевременной явкой частей корпуса на переправу, согласно приказу комкора, полк переправился только к 18.30 и, выполняя поставленную задачу, через Непхаево колонной двигался к дороге на Смородино.

При подходе к мельнице, по направлению Смородино, полк развернулся в боевой порядок - «линию рот», в наступление пошли 14 танков, так как 3 танка при преодолении подъема из Непхаево остановились из-за обрыва гусениц.

25-я гв. тбр, которая, согласно приказу командира 2-го гв. Ттк, должна была наступать во 2-м эшелоне за 47-м гв. отпп, увидев сильное сопротивление противника и неравную, тяжелую борьбу 47-го гв. отпп с танками и артиллерией противника, в бой не вступила, а остановилась в полуразвернутом порядке сразу же при выходе из Непхаево. Несмотря на отсутствие какой-либо поддержки со стороны артиллерии, танков, пехоты, полк, выполняя задачу, повел наступление на Смородино, уничтожая на своем пути танки и артиллерию противника.

Независимо от того, что отсутствовала поддержка со стороны 25-й гв. тбр, полк левым флангом ворвался в деревню Смородино, но, встретив сопротивление большого количества танков и артиллерии, потеряв при этом 6 танков сгоревшими, 3 подбитыми, 5 человек убитыми и 13 ранеными, отошел на 500-700 м от деревни, ведя огонь с места в ожидании помощи со стороны 25-й гв. тбр.

25-я гв. тбр так и не пошла в наступление, а полк, не имея возможности продвинуться вперед, вел огонь с места на достигнутом рубеже. За это же время нанесен следующий урон противнику: сожжены 3 Т-4, подавлены 4 88-мм пушки; уничтожено до 50 солдат и офицеров.

Английские танки Мk IV «Черчилль» 47-го гв. оттпп, имели более толстую броневую защиту, чем у «тридцатьчетверки», но из-за отсутствия танковой, артиллерийской и пехотной поддержки от 25-й гв. тбр или со стороны корпуса, понесли такие неоправданно большие потери в технике и личном составе.

В целом танк считался неудачным, и сам Уинстон Черчилль говорил:

«Танк, носящий моё имя, имеет больше недостатков, чем я сам!»

У советских танкистов этот танк вызвал отрицательное отношение, поэтому ему было присвоено название БМ-5 (Братская Могила на пятерых)

Танк Черчилль в компьютерных играх

Танк Черчилль можно увидеть в следующих видео играх:

Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей ее применения в бою во многих компьютерных играх часто далеко от реальности.

См. также

Примечания

Литература

  • М. Барятинский. Пехотный танк «Черчилль». - М .: Моделист-конструктор, 2003. - 32 с. - (Бронеколлекция № 6 (51) / 2003). - 3500 экз.
  • B. Perrett. Churchill Infantry Tank 1941-51. - издание 2002. - London: Osprey Publishing, 1993. - 48 p. - ISBN 1-85532-297-8
  • D. Fletcher. The Great Tank Scandal. British Armour in the Second World War. - издание 1993. - London: HMSO, 1989. - Vol. 1. - 141 p. - ISBN 0-11290-460-2

Ссылки

  • Britain’s Infantry Mk IV Churchill, A22 . World War II Vehicles . Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012.