Отношения высоцкого и марины влади. Владимир Высоцкий и Марина Влади: трагический сценарий прекрасной любви

Когда яркая брутальность встречается с выразительной женственностью, итог может быть лишь один — любовь. Когда в СССР вышел на экраны французский фильм «Колдунья» с Мариной Влади в главной роли, публика была просто потрясена. Для десятков тысяч простых советских девушек героиня фильма мгновенно стала иконой, а мужская половина Советов грезила, чтобы их любимая хоть немного внешне походила на таинственную французскую актрису. Однако самые смелые мысли витали в голове у тогда еще мало кому известного актера Театра на Таганке Володи Высоцкого, который, увидев Марину Влади на экране, сказал себе: «Она будет моей».

Первая встреча

Закованный в цепи, он притягивал к себе внимание всего зала, рвался, кричал голосом, похожим на раскаты грома, он — Высоцкий, гениальный актер и подпольный поэт, играл одно из своих самых оглушительных воплощений в театре на Таганке, роль Хлопуши в спектакле «Пугачев». В партере, среди зрителей, сидела знаменитая французская актриса русского происхождения, Марина Влади. О потрясающем русском актере и барде Высоцком она была много наслышана и, приехав в Россию в 1967 году, специально пришла на спектакль с его участием. Мощь его игры потрясла ее.

В России Марина бывала редко, исключительно по работе. Дочь русских эмигрантов, с шести лет она не говорила на родном языке. Каково же было ее удивление, когда она обнаружила себя сидящей за заставленным яствами столом в ресторане после спектакля, в окружении восхищенной публики, ловящей каждое ее русское слово. В подошедшем к столику невзрачном человеке она не сразу признала ту яркую личность, блиставшую на сцене в оковах. В обычной жизни Владимир оказался ниже ростом, скромно и как-то неряшливо одет, на уставшем лице блестели лишь глаза, выдававшие его мощный потенциал. Весь вечер он не сводил с актрисы взгляда, сказал, что «Колдунья» потрясла его, как и многих других мужчин. А потом взял Марину за руку и признался в любви.

Люблю тебя сейчас, не тайно - напоказ

Высоцкий обладал редким умением — он мог покорить любую женщину. Разгадка этого феномена крылась в его безудержном характере, он был подобен брызгам шампанского, окатывая свою избранницу волной обаяния и уводя за собой. Марина Влади оказалась крепким орешком и поначалу сопротивлялась, удивлялась его самоуверенности, с которой он говорил, что обязательно добьется ее руки. Много повидавшая за свои 30 лет, актриса впервые не знала, что делать, как относится к этому странному человеку. Она уехала обратно в Париж и ощутила щемящее чувство тоски. Откуда оно? Ответ пришел с телефонным звонком из России. Услышав знакомый бархатистый голос, Марина поняла, что пропала. Она была влюблена.

Через несколько месяцев актрисе удалось вновь приехать в Россию, но Высоцкого она не застает, у него съемки в Сибири, в фильме «Хозяин тайги». Марина в свою очередь приступает к съемкам в киноленте «Сюжет для небольшого рассказа», после окончания которых влюбленные, наконец, встречаются.

«В один из осенних вечеров я прошу оставить нас одних в доме кого-то из твоих друзей. Хозяин дома исчезает к соседям. Друзья молча обнимают нас и уходят. Закрыв за ними дверь, я оборачиваюсь и смотрю на тебя. Ты дрожишь. Ты шепчешь слова, которые я не могу разобрать. Я протягиваю к тебе руки и слышу обрывки фраз: “На всю жизнь моя жена…”».

И вот он уже сидит у ее ног и под гитару поет свои лучшие песни. Потом, как будто в бреду, признается, что уже давно безумно влюблен в нее. Она отвечает с грустной улыбкой: «Володя, ты необыкновенный человек, но у меня на поездку только несколько дней, и у меня трое детей». Но начинающий актер напорист: «У меня тоже семья и дети, но все это не должно помешать нам стать мужем и женой».

Как-то в один из осенних вечеров на вечеринке у Володиных знакомых Марина попросила оставить их вдвоем. Гости потихоньку разошлись, хозяин удалился к соседям, а Марина и Владимир проговорили о своей любви всю ночь. И вот уже вскоре, 13 января 1970 года, в арендованной на время московской квартире состоялась свадьба Владимира Высоцкого и Марины Влади. На следующий же день влюбленные отправились в Грузию в свадебное путешествие. В путешествие они отправились на теплоходе, капитан, поклонник Владимира, отвел молодоженам лучшую каюту, знаменитой паре подавали лучше грузинское вино и морские деликатесы. Медовый месяц останется в их памяти самыми сладостными и счастливыми днями за весь 12-летний роман.

Но настоящей семейной жизни у них так и не получилось. «Железный занавес» не пускал Высоцкого за границу, Марине приходилось находить самые извилистые тропинки, чтобы получить возможность приехать к мужу. Она приезжала в Россию как туристка, гость по приглашению, временно проживающая, супруга с незакрепленным местом жительства, затем — с закрепленным. Остаться прописанной в России Марина позволить себе не могла, во Франции оставались ее дети и возможность более-менее свободно перемещаться по миру. Вышестоящие инстанции на удивление благосклонно приняли союз Высоцкого и Влади, хотя и не спешили выпускать актера из страны. Но для влюбленных победой оказалось уже то, что им вообще разрешили пожениться. Сам Брежнев даст «добро» на выдачу визы для Высоцкого — на концертах Европа и Америка будут рукоплескать ему, ставшему для них воплощением той самой загадочной русской души.

Я несла свою Беду

Для Влади и Высоцкого каждый день, прожитый вместе, был праздником, они виделись так редко. Когда Марина приезжала в Россию, молодожены жили у матери Высоцкого, где звезда французского кино окуналась в обычные будни советской женщины. Свою карьеру на пике расцвета она попросту забросила — срывалась со съемок к мужу, отказывалась от хороших предложений. Поняв, что в жизненных ценностях Влади желание сниматься в кино занимало одно из последних мест, режиссеры все реже стали приглашать талантливую актрису в свои фильмы.

«…О том, что это из-за морфия, я тогда не знала. И, главное, очевидно, ты отчаялся выжить. Я узнаю о твоих постоянных изменах. Я больна ревностью. Я не сразу смогла понять, что все это просто попытки цепляться за жизнь, самому себе доказать, что ты все еще существуешь».

Пристрастие Владимира к алкоголю Марина заметила еще в первые дни знакомства. Он запивал свою неуверенность, свой непризнанный статус поэта, стихи которого так и не были официально опубликованы при его жизни. Он пил, чтобы жить, при этом умирая, каждый раз сгорал на сцене в буре собственных эмоций и сам же страдал от бешеного ритма своей жизни.

«Ты говоришь: “Все. Беру себя в руки, ведь жизнь еще не прожита”. Ты весь дрожишь, только дрожь эта не от мороза. На твоем посеревшем лице живыми и говорящими остались только глаза…»

Марина поначалу приняла на себя роль спасительницы, она привозила его из квартир, где он с так называемыми друзьями напивался до беспробудного состояния, заставляла врачей бороться за каждый его вздох, когда они отказывались от бесперспективного больного. Три июльские недели, которые Владимир пробыл с женой в Париже, они тщетно пытались справиться с его болезнью. Он твердо пообещал ей «завязать», но было уже поздно.

Мне меньше полувека — сорок с лишним, — Я жив, 12 лет тобой храним

Первый сердечный приступ с артистом случился на концерте в Бухаре 25 июля 1979 года. Тогда его жизнь спас прямой укол в сердце.

«Я не нужен этой даме в черном», — сказал тогда Высоцкий.

За полтора месяца до кончины Высоцкий писал Марине:

«Любовь моя! Найти выход мне под силу. Я лишь хочу попросить тебя — оставь мне надежду. Только благодаря тебе я смогу снова вернуться к жизни. Я люблю тебя и не могу допустить, чтобы тебе было плохо. Поверь, позже все встанет на место, и мы будем счастливы».

По первому тревожному звонку Марина Влади сразу же прибыла в Москву, но с каждым разом убеждалась, что все ее усилия спасти Володю напрасны, он как будто бы нарочно шел к своему концу. 11 июня 1980 года Влади провожала Высоцкого в Москву. По дороге в аэропорт они обменивались дежурными фразами: «Береги себя… Не делай глупостей…» Но оба уже чувствовали, что невозможно далеки друг от друга. 18 июля Высоцкий сыграл Гамлета в последний раз. В тот вечер он себя чувствовал никудышно, и врач за кулисами периодически делал ему уколы.

«4 часа утра 25 июля я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровать. На подушке красный след. Я раздавила огромного комара. Я, не отрываясь, смотрю на подушку, меня словно заколдовало это яркое пятно. Звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос: “Володя умер”. Вот и все. Два коротких слова, сказанных незнакомым голосом».

В тот день Высоцкий не вышел на сцену играть Гамлета, на окошке билетной кассы было вывешено лаконичное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий», ни один человек не сдал обратно билет на несостоявшийся спектакль. Поклонники окружили здание театра на Таганке, люди были даже на крышах, казалось, вся Москва пришла проститься с актером. Марина, прилетев из Франции, провела последнюю ночь рядом с телом мужа и была возле него весь путь на кладбище до последнего удара молотка по крышке гроба.

Высоцкого она не забудет никогда и посвятит ему целую книгу, в которой поделится самыми сокровенными мыслями: «Ничто так не напоминает блестящую и такую недолгую жизнь Владимира Высоцкого, как отколовшийся кусок звезды, оплавившийся в воздухе, оставивший огненный след в небе и завершивший свой стремительный полет на могиле поэта».

Мне нравится 18

Похожие посты

По разным причинам о современниках писать так же трудно, как и о людях давно ушедших эпох. Живы свидетели и очевидцы, хотя порой их подводит то ли память, то ли желание представить себя в ином свете. Сказанное относится к истории любви Владимира Высоцкого и Марины Влади.

Уже неважно как, но встретились два человека. Такие одинаковые. Ровесники: он старше ее на три с небольшим месяца. У обоих за плечами два брака. У него — два сына. У нее — три. У обоих — склонность к музыке. В 1966 году Марина со своими сестрами Одиль Версуа и Элен Валье записали в Париже пластинку-миньон с русскими народными песнями в сопровождении небольшого оркестра — гармошек и балалаек. В 1968 году у Высоцкого вышла первая авторская грампластинка "Песни из кинофильма "Вертикаль"".

Оба были одной профессии. Вот только она известна и популярна не только в СССР. Марина уже в 16 лет удостоена премии имени Сюзанны Бланшетти, которую во Франции традиционно вручают самой талантливой актрисе года. На самом престижном из мировых кинофорумов — Каннском кинофестивале — Влади в 1963 году удостоилась приза за лучшую женскую роль (Регина) во франко-итальянском фильме Le Lit conjugal - "Современная история: королева пчел" (другие названия: "Супружеская постель", "Пчелиная матка").

Высоцкого пока не знают не только за рубежом, но и в родной стране, где уже слышали его голос, доносящийся с магнитофонных лент, но не очень знают его в лицо. Его концерты в институтах и Домах культуры проходят без афиш и билетов — как "встречи с актером театра и кино". Прокатная судьба киноленты "Вертикаль", где он пел свои песни, была незавидной. Даже в начале 1980-х годов — до появления видеосалонов — попасть на ее показ было равносильно чуду, как на концерт самого Высоцкого в последние годы его жизни.

Она — иностранка, хотя и русского происхождения. С 1957 года, после выхода картины "Колдунья" в советском прокате, у красавицы Марины прибавилось поклонников, расселенных на одной шестой части суши. Причем далеко не все фильмы с ее участием доступны для советского зрителя. Но все доходит даже до закрытых показов. Популярность Высоцкого только начинает набирать обороты. Премьера "Гамлета" в театре на Таганке состоится лишь в ноябре 1971 года. С кинематографом долгое время никак не складывалось. Как и в театре приходится начинать с эпизодических ролей, а когда выпадает хоть что-то более или менее стоящее, либо режут, либо складывают на полку. Вторая встреча Высоцкого со зрителем, что называется "лицом к лицу", состоится лишь в начале 1970-го, когда выйдут "Опасные гастроли".

История знакомства Высоцкого с любовью всей его жизни покрыта покровом тайны. Может, так и должно быть, когда речь заходит о большом чувстве? По словам фотохудожника Игоря Гневашева первая встреча Марины и Володи произошла в театре на Таганке в июле 1967 года, после репетиции "Пугачева". Таганку упоминал и ее тогдашний директор Николай Дупак, правда, называя другой спектакль — "Жизнь Галилея".

В интервью британскому журналисту Юрию Голигорскому Марина Влади, видимо, оговорившись, сказала, что поводом для знакомства был спектакль "Маяковский". На самом деле спектакль, где Высоцкий в кепке и с бильярдным кием изображает ироничного Маяковского, шел под названием "Послушайте!", а Влади в своей книге "Владимир, или прерванный полет" пишет все-таки про есенинского "Пугачева". Высоцкий в роли Хлопуши со знаменитым монологом "Проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека".

"На сцене неистово кричит и бьется полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное. Меня пригласили посмотреть репетицию "Пугачева", пообещав, что я увижу одного из самых удивительных исполнителей — некоего Владимира Высоцкого. Как и весь зал, я потрясена силой, отчаяньем, необыкновенным голосом актера. Он играет так, что остальные действующие лица постепенно растворяются в тени", — так Марина Влади написала в лучшей книге, посвященной Владимиру Высоцкому.

Но знакомство — шаг, хотя и важный, но не достаточный. За "русской парижанкой" начали охотится столичные плейбои. Только эти дуралеи не понимали, как они все проигрывают Высоцкому. Осознав свое поражение, главный сердцеед Москвы Евгений Евтушенко, вручая Марине и Володе свой поэтический сборник "Идут белые снега", надписал: "Марине и Володе, чтобы, даже разлучаясь, они не разлучались никогда. Ваша Любовь благословенна Богом. Ради него не расставайтесь. Я буду мыть ваши тарелки на вашей серебряной свадьбе. Женя Евтушенко".

Кинорежиссер Андрон Михалков-Кончаловский в своих мемуарах "Возвышающий обман" признается в попытке поиздеваться над "плебеем Высоцким, вырядившимся в нелепые для ресторана кожаные джинсы". Ни с того ни с сего Михалков-Кончаловский произнес, глядя Высоцкому в глаза: "Володя, все твои песни — говно! Ты это понимаешь? У тебя есть только одна хорошая песня". Высоцкий продолжал петь и не только "Охоту на волков". У поэта уже был целый цикл замечательных песен. И когда Марину Влади, к тому времени уже ставшей женой Высоцкого, спрашивали, неужели она не смогла найти себе мужа во всей Франции, она полушутя-полусерьезно отвечала: "Там — шарман, здесь — мужик". Сказанное в полной мере могло относиться и к ловеласам московского разлива.

Однако на приступ шли не только мужчины. У женатого Высоцкого в родном театре была на тот момент своя пассия — актриса Татьяна Иваненко. Со слов друга Высоцкого, впоследствии помощника генсека Горбачева, Георгия Шахназарова, следует, что не склонный обсуждать свою личную жизнь Высоцкий признавался ему в своих чувствах к обеим женщинам — Татьяне и Марине.

Валерий Золотухин описал такой эпизод, произошедший на московской квартире корреспондента газеты "Юманите" Макса Леона: "Посещение Макса должно было состояться втайне от Иваненко. Танька с Шацкой (актриса театра на Таганке Нина Шацкая — бывшая супруга В. Золотухина. — Ред. ) у меня выведывали, должен ли быть там Володя. Я сказал, что не знаю. Кончается спектакль, счастливая Танька говорит, ей звонил Володя и "все мы едем к Максу…". Меня это обескуражило, но я подумал: "А что? Высоцкий и не такое выкидывал. А вдруг так захотела Марина". Мы приехали к Максу, когда там еще не было ни Володи, ни Марины… А когда вошли счастливые Марина с Володей и я увидел его лицо, которое среагировало на Таньку, я пришел в ужас".

Далее Золотухин пишет: "В воздухе носилась шаровая молния… Танька сидела в кресле, неприступно-гордо смотрела перед собой в одну точку и была похожа на боярыню Морозову. Володя попел. Стал подливать себе в сок водку… Иваненко кричала: "Он будет мой, он завтра же придет ко мне!" и пр. Марина говорила: "Девочка моя, что с тобой?" Ей не хотелось показывать перед Максом, что у них с Володей роман. В три часа ночи Анхелю удалось увести Таньку, а Володя, совсем пьяный, остановил молоковоз и отвез Марину в гостиницу. Там и уснул у нее".

О перипетиях личной жизни певца и поэта говорят люди, его хорошо знавшие, и не верить им нет оснований. За короткий промежуток времени две крупные размолвки с женой. Раз в бреду назвал ее не тем именем, в другой — заперся в ванной комнате, чтобы не отняла бутылку.

К моменту их встречи и советский актер Владимир Высоцкий, и французская актриса Марина Влади уже достигли пика славы. Один из русских эмигрантов после какого-то клубного вечера в Париже написал: «Пришла Влади с мужем. А ушел Высоцкий с женой». Это была потрясающая гонка: они всю жизнь соревновались друг с другом и всю жизнь друг другом гордились.

Владимир Высоцкий родился в Москве в 1938 году, в «доме на Первой Мещанской, в конце», согласно его же свидетельству из песни «Баллада о детстве». Родители — Нина Максимовна Серегина и Семен Владимирович Высоцкий — прожили вместе около пяти лет, потом развелись и вступили во вторые браки. Вторая жена Семена Высоцкого — Евгения Степановна Лихолетова (погибла в 1988-м). Семен Владимирович в 1971 — 1988 гг. работал на предприятии Министерства связи, затем директором школы Главпочтамта. Скончался в 1997 году.

Первые военные годы Владимир провел в эвакуации на Урале, потом вернулся в Москву, а в возрасте девяти лет он вместе с отцом-офицером, который к тому времени уже разошелся с матерью Владимира, попал в послевоенную Германию. Пребывание там не было похоже на жизнь его московских сверстников в послевоенной советской столице.

Отношения Высоцкого с отчимом не сложились, потому после возвращения из Германии он поселился с отцом и мачехой, с которой ладил, в центре Москвы — в Большом Каретном переулке. Здесь судьба и свела его с компанией типичной городской молодежи 50-х, чье детство пришлось на тяжелые военные годы, юность — на «оттепель», а зрелость — на унылый «застой». В годы молодости Высоцкого была в ходу блатная романтика— наследие сталинского ГУЛАГа. Ни одна дворовая компания не обходилась без гитары и душещипательных песен о Колыме, Воркуте, Мурке, а также без довоенных романсов Козина и Петра Лещенко. Так в жизни Высоцкого появилась гитара.

Учась в десятом классе, Владимир посещал драматический кружок, однако становиться актером не собирался. После окончания школы он поступил в Московский инженерно-строительный институт, но, проучившись полгода, бросил его. Это решение Владимир принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Ему и школьному другу Игорю Кохановскому пришлось встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допускали к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью и стал поливать ее остатками свой чертеж. «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это — не мое...» — сказал он тогда. И поступил в Школу-студию МХАТа.

Интерес к авторской песне пробудился у Высоцкого после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем и которому позже посвятил «Песню о Правде и Лжи». Свои первые песни в стиле «дворовой романтики» Высоцкий начал сочинять в начале 60-х годов. Их не воспринимал всерьез ни сам Высоцкий, ни те, кто были первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он написал знаменитую «Подводную лодку», о которой Игорь Кохановский впоследствии говорил: «"Подводная лодка" — это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась».

Закончив в 1960 году Школу-студию МХАТа, Высоцкий некоторое время работал в театре им. А. С. Пушкина, затем перешел в Театр миниатюр. Он играл в эпизодах, в массовке и радости от сцены не получал.

В 1964 году Владимир Высоцкий поступает в Театр на Таганке, который, по его собственному выражению, стал для него «своим театром».

«Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?". Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа», — вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов — целая палитра образов, созданных вместе с режиссером Юрием Любимовым.

Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому, которому практически всегда прощались проступки, вызывало зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей — Золотухина, Демидовой, Филатова.

Параллельно с театром шла работа в кино. Сниматься Владимир Высоцкий начал еще в студенческие годы. В 1961 году он сыграл не прошедшую незамеченной роль в известной молодежной картине «Карьера Димы Горина». Тем временем сначала по Москве, а потом и по стране стали расходиться песни Высоцкого — по преимуществу блатные, которые он сочинял под псевдонимом Сергей Кулешов.

Актер в те годы часто появлялся на экране, но роли ему предлагались небольшие, как правило, серые, а фильмы были скучными и пустыми. Так продолжалось до 1967 года, когда в прокат вышла картина «Вертикаль», принесшая Высоцкому настоящий успех, особенно благодаря прозвучавшим в фильме его песням.

Вспоминает режиссер фильма Станислав Говорухин:

«Актерам довелось пожить недельку в палатке под ледником. Надо было набраться альпинистского опыта, вообще "почувствовать" горы. Особенно Володе. Мы очень рассчитывали на песни, которые он напишет. Без них картина не могла состояться.

Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песни о горах».

Первая жена — Изольда Жукова, с которой Высоцкий познакомился еще в театральном училище, терпеть не могла песен своего мужа. Ей казалось, что он больше времени уделяет своим песням, чем жене. И они ее порой просто раздражали: «Я не только не придавала никакого значения этим песням, они для меня были каким-то терзанием. Куда бы мы ни приходили, начинались песни. Причем люди их слышали впервые, а я их слышала в 101-й раз. Иногда даже поднимала бунт. Володя тогда уже начал сниматься, нам часто приходилось расставаться... И я злилась: нельзя заниматься никакими песнями! Надо заниматься только женой! В те годы мне так казалось...»

Иза была, пожалуй, единственной из всех женщин Владимира Семеновича, для кого он еще не был тем Высоцким, каким стал для всех, в том числе и для нас впоследствии — за ним еще не тянулся шлейф поэтической и актерской славы, всесоюзной известности и всенародной любви. Она воспринимала его без ореола знаменитости, могла только догадываться, насколько он талантлив. Уже через много лет Изольда, услышав одну из песен Владимира, вдруг поняла, как жестоко заблуждалась.

Со своей второй женой, актрисой Людмилой Абрамовой, Владимир познакомился на съемках фильма «713-й просит посадку» в 1962 году, а спустя несколько лет они поженились. Правда, брак не был долгим, их многое друг в друге не устраивало, а потому развод был неизбежен. Людмила родила Владимиру Семеновичу двоих сыновей — в 1962 году Аркадия (сейчас он сценарист), а в 1964 году — Никиту (известный актер и директор Центра-музея Владимира Высоцкого).

И наконец, Марина Влади. Удивительная история их любви началась в конце пятидесятых годов, с момента появления на больших экранах страны фильма «Колдунья», снятого по повести Александра Куприна «Олеся». Шестнадцатилетняя француженка, исполнившая главную роль, поистине околдовала всех зрителей — в том числе и Высоцкого, который много раз смотрел этот фильм, все сильнее влюбляясь в актрису. В актрис влюбляются многие. Но Владимир был уверен, что рано или поздно будет с нею вместе. «Эта женщина станет моей женой», — амбициозно заявил он. И чудо произошло.

Они встретились в 1967 году, когда приехавшую в Москву Марину пригласили в Театр на Таганке. После репетиции ее познакомили с актерами, занятыми в спектакле «Пугачев». Тогда Марина еще не знала, что эти минуты определят ее судьбу на много лет.

Ну а настоящее их знакомство произошло в ресторане ВТО, куда Высоцкий пришел после спектакля. «Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это — ты», — так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади.

Марину Влади кто-то однажды назвал «французской актрисой с русской судьбой». Хотя и родилась Марина и в кино начала сниматься во Франции, корни у нее русские. Может, потому и судьба сложилась столь причудливо, нехарактерно для француженки?

Марина появилась на свет 10 мая 1938 года в парижском предместье Клиши. Ее отец, Владимир Поляков, происходивший из очень богатой московской семьи, окончил консерваторию. Он был талантливым, артистичным во всем человеком, прославился как баритон русской оперы в Париже. Россию Владимир Поляков покинул еще в 1915 году, но духовную связь с родиной не утратил. По воспоминаниям Марины, в семье всегда говорили по-русски, готовили русские блюда — борщ, котлеты, любили основательно, «по-расейски», выпить чаю. Вот только пирогов никогда не было: мать-балерина сама никогда не ела ни мучного, ни сладкого и своим четырем дочерям не позволяла.

Творческая обстановка в семье не могла не повлиять на профессиональный выбор детей: две старшие сестры Марины стали актрисами. Саму Марину раннем детстве отдали в балетный класс парижской Гранд-опера, а в 10-летнем возрасте она дебютировала в фильме «Летняя гроза».

Когда Марине было 13 лет, умер отец, которого она обожала. Девочка была так потрясена утратой, что в память об отце решила взять псевдоним — производное от его имени. Так урожденная Марина Владимировна Полякова-Байдарова превратилась в Марину Влади.

Первый серьезный успех пришел к ней в 15-летнем возрасте, когда она исполнила главную роль в фильме Андре Кайата «Перед потопом». А через два года была «Колдунья», которая обошла экраны всего мира и принесла Марине Влади неслыханную популярность. Тогда же Марина вышла замуж за французского актера и режиссера Робера Осейна, также имеющего российские корни, и впоследствии не только родила ему двоих сыновей, но и снялась в нескольких его фильмах.

К концу 1960-х годов Влади была уже актрисой с мировым именем. Она сыграла в кино не один десяток ролей, ее приглашали в свои картины знаменитые режиссеры, такие как Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Де Сантис; в 1963 году фильм «Современная история» (известен также под названием «Королева пчел») принес актрисе премию за лучшую женскую роль на самом престижном международном кинофоруме — Каннском фестивале. Тут и произошла случайная встреча с Владимиром Высоцким, которая все переменила в ее налаженной жизни.

У них начался совершенно сумасшедший роман, и в 1969 году они поженились. Это была самая романтичная история любви тех лет, хотя совместной жизни в прямом смысле у супругов не было: Марина часто уезжала на съемки в разные страны, Владимир много гастролировал. Но в те редкие дни, месяцы, которые им удавалось провести вместе, они были по-настоящему счастливы.

В России на историю их взаимоотношений, их любви и брака принято смотреть как бы с позиции всенародно известного и любимого барда, а если попробовать взглянуть с другой стороны? Решиться в те годы связать свою судьбу с человеком из-за «железного занавеса» — это был отважный поступок для француженки. Марина, «русская душою», решилась.

Двенадцать лет она была рядом с Высоцким. «Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним...» — успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась оградить Высоцкого от опасностей, замедлить бешеный ритм его жизни.

Уже после смерти мужа Марина Влади в своей книге «Владимир, или Прерванный полет» вспоминала, как они с Володей сумели наконец остаться одни: «Долгие месяцы лукавых взглядов и нежностей были как бы прелюдией к чему-то неизмеримо большему. Каждый нашел в другом недостающую половину. Мы тонем в бесконечном пространстве, где нет ничего, кроме любви. Наши дыхания стихают на мгновенье, чтобы слиться затем воедино в долгой жалобе вырвавшейся на волю любви... Всей ночи нам не хватило, чтобы до конца понять глубину нашего чувства».

Даже расставаясь на очень короткий срок, они и дня не могли обойтись без телефонных разговоров. И тогда он набирал «вечные 07», просил телефонисток, с каждой из которых был уже знаком, соединить его с Парижем. А когда раздавался долгожданный звонок, говорил: «Здравствуй, это я!». Они летали друг к другу так же часто, как некоторые люди ездят на трамвае. Он писал ей почти каждый день. Это одна сторона медали.

Но есть и вторая. Звезда мирового экрана варила Высоцкому обеды, наводила порядок в квартире. Ее он будил по ночам, чтобы спеть только что написанную песню... Она выхаживала его, когда он попадал в очередную аварию и разбивался так сильно, что, по ее собственным словам, его колени напоминали по цвету баклажаны. Она голыми руками выбирала из раковины сгустки крови, которыми его рвало во время приступов (в последние годы жизни Владимир Семенович тяжело болел). После ночного звонка ей часто приходилось ехать на другой конец Москвы, чтобы вытаскивать его из пьяных компаний. Она прощала ему многочисленные романы и сиюминутные увлечения. Она привозила из Парижа абсолютно все — от джинсов, которые он очень любил, до мебели и бытовой техники для его загородного дома. Именно благодаря ей он имел возможность часто бывать за границей — неслыханная роскошь для советского человека!

Супруга ввела актера и певца в круг европейских знаменитостей. На Западе вышло несколько пластинок Высоцкого.

Но была еще и любимая работа, к сожалению, в разных странах, невероятная популярность, были расставания и встречи, были тысячи писем, сотни телеграмм и ночных звонков. Зачастую свои новые песни, написанные для Нее, Высоцкий пел по телефону.

Способность Владимира Семеновича работать, любить и дружить на износ, с полной отдачей, накладывалась на бешеный ритм «атомного века». Это был нелегкий, но, вероятно, самый счастливый период в их жизни. «Работать надо!» — была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон — 3—4 часа, остальное — работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.

Параллельно с работой в театре шли съемки в кино. Самая известная и самая любимая зрителями роль — Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Тем не менее этой роли могло и не быть... Майским вечером 1978 года на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты: «Отпусти Володю, снимай другого артиста!». Ей вторил Высоцкий: «Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль». «Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер», — вспоминал Говорухин.

И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов — не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: «МВД, капитану Жеглову».

В самом конце жизни Высоцкого отношения между ним и Мариной Влади обострились. Причиной тому было увлечение Высоцкого восемнадцатилетней Оксаной Афанасьевой, дочерью литератора Афанасьева-Севастьянова, много писавшего для эстрады. Во время их знакомства с Высоцким она была студенткой Московского текстильного института.

Говорят, сам Высоцкий называл ее своей последней любовью. Впервые он увидел ее в Театре на Таганке. Сразу же пригласил на свидание. Оксана долго раздумывала, идти или не идти. Но подруга сказала ей: «Ты что? Все бабы Советского Союза просто мечтают оказаться на твоем месте».

Они встретились, а на следующий день Оксана рассталась со своим женихом, посчитав, что лучше побыть один день с Высоцким, чем всю жизнь с кем-то другим. Высоцкий хотел обвенчаться с Оксаной. Он наивно полагал, что в СССР это можно сделать без штампа в паспорте. Но оказалось, не все так просто. Наконец нашелся батюшка, согласившийся обвенчать влюбленных. Высоцкий уже купил кольца, но обвенчаться они так и не успели.

20 июля 1980 года жизнь Владимира Высоцкого неожиданно оборвалась. Казалось, его хоронила вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было — в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление о том, что спектакль не состоится, потому что «умер актер Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал обратно билет — каждый сохранил его у себя как реликвию.

За гробом народного поэта и певца шли тысячи людей. Они провожали в последний путь своего кумира. Ему, как в песне, достались слишком привередливые кони, которые частенько норовили сбросить своего упрямого седока. Но он летел по жизни вместе со своей не всегда настроенной гитарой и хрипловатым голосом рассказывал людям о самом важном.

Он жив и сегодня, благодаря людской памяти, помнящей по сей день его стихотворения, спектакли, кинороли, песни...

«Сразу после Володиной смерти я стала задавать себе вопрос: "Что случилось? Почему он умер в 42 года?". И я опять попыталась в своей книге, хотя бы частично, ответить на этот вопрос. Решила написать пусть горькую, но правду...» — говорила Марина. Так родилась книга «Владимир, или Прерванный полет». В ней Влади рассказала о 12 годах любви и страданий, необходимости разрываться между желанием быть рядом с мужем, оберегать его от пагубной страсти и стремлением продолжать собственную профессиональную карьеру на Западе, об отъездах и возвращениях, несхожести привычек и быта.

Марина Влади до сих пор считает себя вдовой Высоцкого. В память о нем она хранит первую книгу его стихов «Нерв», фотопортрет, на котором он снят стоящим в профиль над горящей свечой, и, конечно же, его песни — Марина Владимировна разыскала и переписала все, что он пел когда-либо в театре, кино, на телевидении, в концертах и в кругу близких людей. Только вот слушать эти записи Марина Владимировна не может. «Прошло столько лет, — рассказывает она, — а я не могу спокойно говорить о Володе, спокойно смотреть его фотографии... и не могу слышать его голос, когда его уже нет в живых. Для меня это невыносимо».

Правда, после смерти Высоцкого в ее жизни появился другой человек — Леон Шварценберг, известный онколог и правозащитник. Вместе с ним Марина пыталась помочь смертельно больному Андрею Тарковскому, но, к сожалению, безрезультатно, недуг к тому времени зашел уже слишком далеко.

У Влади трое взрослых детей, и все они разлетелись по белу свету. Старший, Игорь, обосновался на Гаити. Средний, Петр, профессиональный музыкант, гитарист и балалаечник, живет на юге Франции. А младший, Владимир, отправился в Южную Америку, где занимается скотоводством. Там же живет и внучка Ванина. Были еще две внучки, от старшего сына, но они погибли в автокатастрофе, а сын выжил лишь чудом. Такая вот судьба.

Во Франции Марина Влади известна как писатель. На авантитуле ее последней, изданной в 2005 года автобиографической книги «24 кадра в секунду» перечислены все предшествовавшие этой книге произведения актрисы-писательницы: «Владимир, или Прерванный полет», «Сказки для Мелицы», «Венецианский коллекционер», «Путешествие Сергея Ивановича», «Бабушка», «От сердца — желудку» — кулинарные истории и рецепты, «Мой вишневый сад». Все книги вышли в издательстве «Файяр» — одном из самых уважаемых во Франции.

Сама Марина Влади все еще хороша собой. После смерти Леона Шварценберга она живет в Париже, на вершине Монмартра. Дом, по ее словам, чисто русский, полный никчемных безделушек, с которыми невозможно расстаться. Там, в этом доме, актриса пару лет назад закончила работу над седьмой по счету книгой под названием «Мой вишневый сад». В основе повествования лежит судьба четырех поколений семьи Поляковых-Байдаровых-Влади, которые переплетаются с судьбами персонажей «Вишневого сада» Чехова.

На русский язык переведена лишь книга-воспоминание о Владимире Высоцком. Она выходит у нас тираж за тиражом, спрос не снижается. И кстати, не правы те, кто считает Высоцкого сугубо российским национальным поэтом, интересным лишь для нас: «Прерванный полет» переведен на основные европейские языки, издан в семнадцати странах.

Сегодня, 25 января, исполнилось бы 80 лет талантливому актёру советского театра и кино, автору стихов – Владимиру Семёновичу Высоцкому. Моё знакомство с творчеством этого замечательного человека началось с просмотра его концерта, того-самого единственного, который был записан и показан по ТВ.



Не могу сказать, что я была в восторге, но песни о войне и шуточные произведения Владимира Семёновича всегда во мне порождали кучу эмоций.

В этом году я и своего супруга «подсадила» на Высоцкого. Его стихи произвели на него сильное впечатление. Он несколько дней в подряд слушал песни и в конце этого марафона он написал вот такие стихи (публикую их с разрешения автора:

В.С. Высоцкий
Какой был бал! Накал движенья, звука, нервов!
Сердца стучали на три счета вместо двух.
К тому же дамы приглашали кавалеров
На белый вальс, традиционный - и захватывало дух.

Усанов А.Н.
И храбрецы тут в ожидании немели
Не в силах взглядов от избранниц оторвать
В победном наслаждении те даже млели
Ведь их черед настал партнеров выбирать

В.С. Высоцкий
Ты сам, хотя танцуешь с горем пополам,
Давно решился пригласить ее одну,-
Но вечно надо отлучаться по делам -
Спешить на помощь, собираться на войну.

Усанов Андрей
На прошлый танец ты решил к ней устремиться
Набравшись храбрости и глубоко вздохнув
Вдруг бок схватило - ты опять из виду скрылся
На танец ей достался пьяный стеклодув

В.С. Высоцкий
И вот, все ближе, все реальней становясь,
Она, к которой подойти намеревался,
Идет сама, чтоб пригласить тебя на вальс,-
И кровь в висках твоих стучится в ритме вальса.

Усанов А.Н.
И сердце в пятки спряталось и волосы дыбком
Она все ближе, все реальней, подает уж руку
Ты, ощутив себя перед лисою колобком,
Был счастлив испытать такую сладостную муку.

А меня как человека далёкого от поэзии всегда интересовал один вопрос: Как такая красивая женщина Марина Влади влюбилась в такого на вид невзрачного мужчину как Высоцкий. Это я раньше не понимала почему, теперь то понимаю. Именно поэтому мне и захотелось вам рассказать об их истории любви. Надеюсь, вам будет интересно.

Как всё начиналось
Когда в СССР показали картину «Колдунья» в главной роли с Влади, девушка стала эталоном красоты в нашей стране. Девушки сразу же побежали краситься в блондинок, а мужчины хотели, чтобы их избранница хоть немного походила на красивую французскую актрису с русским именем Марина.

Нужно сказать, что Влади по национальности русская, она родилась в семье артиста оперы Владимира Васильевича Полякова-Байдарова и балерины Милицы Евгеньевны Энвальд. Семья актрисы эмигрировала в Париж во время Первой мировой войны. Может быть, поэтому Марину так тепло принимали в России.

Взаимоотношения пары нельзя было назвать идеальными. «Колдунью» показали в конце 50-х, именно тогда Высоцкий сказал: «Она будет моей». Как известно он привык добиваться своей цели. Но ждать дня встречи с Влади пришлось около 9 лет. Впервые актёры увиделись в 1967 году на Московском кинофестивале.



К тому времени Марина уже дважды была разведена, сыграла в десятке лент, получила награду в Каннах и была очень популярной. А Высоцкий только начинал подниматься по карьерной лестнице. В день их знакомства Влади пригласили в «Таганку», на сцене давали спектакль «Пугачёв». Высоцкий выступал в роли Хлопуши. Действие произвело на женщину сильное впечатление.


Позднее Марина и Владимир оказались соседями по ресторанному столику. Так и состоялось их знакомство. Высоцкий признался, что давно влюблён в неё и мечтает спеть ей наедине. В ответ на это признание она сказала, что через пару дней ей нужно возвращаться во Францию к детям. На что Высоцкий ответил, что у него тоже есть дети, но это не может помешать их личному счастью.

Любовь без границ
Второй визит Марины в СССР пришёлся на то время, когда Высоцкий был на съёмках в Сибири. Шла работа над картиной «Хозяин тайги». Тогда актриса играла роль в «Сюжете для небольшого рассказа» и это заставило её остаться в стране. На одной из дружеских посиделок Марина и Владимир остались наедине, они рассказали друг другу о своих чувствах. Их свадьба состоялась 13 января 1970 года. Однако влюблённым недолго довелось побыть вместе.



После небольшого свадебного вояжа в Грузии молодожёнам нужно было расстаться. Влади нужно было возвращаться в Париж, а Высоцкому отказали в визе. Всё что оставалась влюблённым – это звонки и письма.
Долгих 6 лет по разным причинам Влади и Высоцкий не могли воссоединиться. Мужчина заливал грусть-печаль водкой и уходил в запой, что очень не нравилось Марине.

Жизнь во Франции
После вступления Влади в ряды компартии Франции Высоцкому дали визу. Он приехал в Париж. Тогда пара много путешествует и наслаждается обществом друг друга, Высоцкий давал концерты, однако, как известно всё хорошее быстро заканчивается.





На первый взгляд отношения супругов были идеальными. Но это только одна сторона медали. С другой её стороны было непризнание Высоцкого властью. Народной любви артисту было мало, он хотел, чтобы его услышали и увидели. Жизнь в разлуке с любимой женщиной и постоянная беготня по кабинетам с просьбами об оформлении визы Высоцкого тоже не приводила в восторг. Он начинает пить и употреблять наркотики.


Со временем Владимир и Марина стали отдаляться друг от друга. Женщина стала узнавать об изменах супруга и их отношения стали сходить на нет. Были ли этому виной наркотики, женщины или расстояния, кто знает...

Финал... Спектакль окончен
В 1978 году актёр решает покинуть театр на Таганке. Чтобы удержать его Любимов предлагает ему роль Свидригайлова в «Преступлении и наказании». Это роль оказалась последней для актёра.

Первую остановку сердца диагностировали у Владимира летом 1979 года. Его сердце «завели» благодаря инъекции адреналина. Высоцкий просил жену прилететь к нему в Москву, так как без неё он не видел смысла в собственном существовании. Марина прилетела, но со временем поняла, что ей не спасти Владимира, он как будто сам хотел уйти из этого мира.

11 июня 1980 года Марина уезжает во Францию, это был последний раз, когда она видела Владимира живым. Их разговор по телефону состоялся 23 июля, а 25 числа Высоцкого не стало.

Фото:
Mamsy
Он-лайн журнал "Интервью со звездой!"
360
SYL.ru
Smootrim.ru
M’emoires de Guerre
RussiaHouseNews.info
Sputnik Грузия

Когда яркая брутальность встречается с выразительной женственностью, итог может быть лишь один - любовь. Хотя их любовь больше напоминала поле битвы.

Марина и Владимир сражались с… самим Высоцким, его пагубными пристрастиями, той стороной его личности, которая влекла его к краю пропасти. Они вели борьбу с вышестоящими инстанциями за право иметь возможность видеться как можно чаще. Однако сейчас, когда Влади осталась одна, она уже не вспоминает о трудностях, она помнит только о любви.

Встреча на Таганке

Закованный в цепи, он притягивал к себе внимание всего зала, рвался, кричал голосом, похожим на раскаты грома, он - Высоцкий, гениальный актер и подпольный поэт, играл одно из своих самых оглушительных воплощений в театре на Таганке, роль Хлопуши в спектакле «Пугачев». В партере, среди зрителей, сидела знаменитая французская актриса русского происхождения, Марина Влади . О потрясающем русском актере и барде Высоцком она была много наслышана и, приехав в Россию в 1967 году, специально пришла на спектакль с его участием. Мощь его игры потрясла ее. Она вспомнила о двух своих бывших мужьях, харизматичных мужчинах, но ей всегда в них чего-то не хватало.

Первым мужем актрисы был Робер Оссейн , хорошо знакомый русскому зрителю по фильмам об Анжелике, он бесподобно сыграл мужа златоволосой красавицы - Жоффрея де Пейрака. Интересно, что Марина Влади и внешностью, и внутренним устройством поразительно близка героине, придуманной Анн и Сержем Голон. Она так же отчаянно борется за свое счастье, не боится трудностей и обладает невероятной женственностью. После поставленного по мотивам повести Куприна фильма «Колдунья», в котором Марина сыграла, когда ей было всего 17 лет, она превратилась в одну из самых желанных женщин кинематографа. Брак с Робером принес Влади двоих замечательных мальчишек. Вторым мужем актрисы стал летчик Жан-Клод Бруйе, этот союз подарил Марине сына Владимира.

В России Марина бывала редко, исключительно по работе. Дочь русских эмигрантов, с шести лет она не говорила на родном языке. Каково же было ее удивление, когда она обнаружила себя сидящей за заставленным яствами столом в ресторане после спектакля, в окружении восхищенной публики, ловящей каждое ее русское слово. В подошедшем к столику невзрачном человеке она не сразу признала ту яркую личность, блиставшую на сцене в оковах. В обычной жизни Владимир оказался ниже ростом, скромно и как-то неряшливо одет, на уставшем лице блестели лишь глаза, выдававшие его мощный потенциал. Весь вечер он не сводил с актрисы взгляда, сказал, что «Колдунья» потрясла его, как и многих других мужчин. А потом взял Марину за руку и признался в любви.

Самые счастливые дни

Высоцкий обладал редким умением - он мог покорить любую женщину. Разгадка этого феномена крылась в его безудержном характере, он был подобен брызгам шампанского, окатывая свою избранницу волной обаяния и уводя за собой. Марина Влади оказалась крепким орешком и поначалу сопротивлялась, удивлялась его самоуверенности, с которой он говорил, что обязательно добьется ее руки. Много повидавшая за свои 30 лет, актриса впервые не знала, что делать, как относится к этому странному человеку. Она уехала обратно в Париж и ощутила щемящее чувство тоски. Откуда оно? Ответ пришел с телефонным звонком из России. Услышав знакомый бархатистый голос, Марина поняла, что пропала. Она была влюблена.

Через несколько месяцев актрисе удалось вновь приехать в Россию, но Высоцкого она не застает, у него съемки в Сибири, в фильме «Хозяин тайги». Марина в свою очередь приступает к съемкам в киноленте «Сюжет для небольшого рассказа», после окончания которых влюбленные, наконец, встречаются. В своей книге «Владимир, или Прерванный полет…» актриса позже напишет: «В один из осенних вечеров я прошу оставить нас одних в доме кого-то из твоих друзей. Хозяин дома исчезает к соседям. Друзья молча обнимают нас и уходят. Закрыв за ними дверь, я оборачиваюсь и смотрю на тебя. Ты дрожишь. Ты шепчешь слова, которые я не могу разобрать. Я протягиваю к тебе руки и слышу обрывки фраз: “На всю жизнь моя жена…”».

Une histoire d"amour

Высоцкий уже был женат, причем второй раз, однако с женой Людмилой он развелся, а его детям объяснили, что папа их по-прежнему любит, но теперь у него другая жена. В декабре 1970 года Марина и Владимир официально оформили отношения, но настоящей семейной жизни у них так и не получилось. «Железный занавес» не пускал Высоцкого за границу, Марине приходилось находить самые извилистые тропинки, чтобы получить возможность приехать к мужу. Она приезжала в Россию как туристка, гость по приглашению, временно проживающая, супруга с незакрепленным местом жительства, затем - с закрепленным. Остаться прописанной в России Марина позволить себе не могла, во Франции оставались ее дети и возможность более менее свободно перемещаться по миру.

Вышестоящие инстанции на удивление благосклонно приняли союз Высоцкого и Влади, хотя и не спешили выпускать актера из страны. Но для влюбленных победой оказалось уже то, что им вообще разрешили пожениться. В свадебное путешествие они отправились на теплоходе, капитан, поклонник Владимира, отвел молодоженам лучшую каюту, знаменитой паре подавали лучше грузинское вино и морские деликатесы. Медовый месяц останется в их памяти самыми сладостными и счастливыми днями за весь 12-летний роман, хотя через шесть лет их ждет путешествие по всему миру. Сам Брежнев даст «добро» на выдачу визы для Высоцкого - на концертах Европа и Америка будут рукоплескать ему, ставшему для них воплощением той самой загадочной русской души.

Для Влади и Высоцкого каждый день, прожитый вместе, был праздником, они виделись так редко. Бесконечные запросы на визу, огромные расстояния мучили обоих, но и спасали их брак. Двум ярким личностям было бы сложно ужиться вместе. Когда Марина приезжала в Россию, молодожены жили у матери Высоцкого, где звезда французского кино окуналась в обычные будни советской женщины. Свою карьеру на пике расцвета она попросту забросила - срывалась со съемок к мужу, отказывалась от хороших предложений. Поняв, что в жизненных ценностях Влади желание сниматься в кино занимало одно из последних мест, режиссеры все реже стали приглашать талантливую актрису в свои фильмы.

Балансируя на краю пропасти

Пристрастие Владимира к алкоголю Марина заметила еще в первые дни знакомства. Он запивал свою неуверенность, свой непризнанный статус поэта, стихи которого так и не были официально опубликованы при его жизни. Он пил, чтобы жить, при этом умирая, каждый раз сгорал на сцене в буре собственных эмоций и сам же страдал от бешеного ритма своей жизни. Марина поначалу приняла на себя роль спасительницы, она привозила его из квартир, где он с так называемыми друзьями напивался до беспробудного состояния, заставляла врачей бороться за каждый его вздох, когда они отказывались от бесперспективного больного. Позже она осознала, что исход этой борьбы предрешен - Высоцкий сам сводил себя в могилу.

Три июльские недели, которые Владимир пробыл с женой в Париже, они тщетно пытались справиться с его болезнью. Он твердо пообещал ей «завязать», но было уже поздно. «4 утра 25 июля я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровать. На подушке красный след. Я раздавила огромного комара. Я, не отрываясь, смотрю на подушку, меня словно заколдовало это яркое пятно. Звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос: “Володя умер”. Вот и все. Два коротких слова, сказанных незнакомым голосом».

В тот день Высоцкий не вышел на сцену играть Гамлета, на окошке билетной кассы было вывешено лаконичное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий », ни один человек не сдал обратно билет на несостоявшийся спектакль. Поклонники окружили здание театра на Таганке, люди были даже на крышах, казалось, вся Москва пришла проститься с актером. Марина, прилетев из Франции, провела последнюю ночь рядом с телом мужа и была возле него весь путь на кладбище до последнего удара молотка по крышке гроба. Из глубокой депрессии, нахлынувшей на нее после смерти любимого, ее вырвет лишь ее четвертый муж Леон, врач-онколог, с которым она познакомится через год и снова научится радоваться жизни.

Высоцкого она не забудет никогда и посвятит ему целую книгу, в которой поделится самыми сокровенными мыслями: «Ничто так не напоминает блестящую и такую недолгую жизнь Владимира Высоцкого, как отколовшийся кусок звезды, оплавившийся в воздухе, оставивший огненный след в небе и завершивший свой стремительный полет на могиле поэта».