Грациозный грифон. Грифоны - "кони" солнечных богов - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Грифон представляет собой мистическое животное с телом льва и головой, крыльями, когтями орла. Грифон являет собой символ победы над двумя стихиями земли — лев и небом — орел. Сам по себе грифон позиционируется как положительное существо, т.к. является воплощением двух солнечных созданий — орла и льва. Грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.


Грифон встречается в мифах и легендах разных народов, и очень часто он выступает в роли стража, которых охраняет сокровища или тайное знание.

Впервые мистическое существо грифон описывает Геродот (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Греки считали, что грифоны охраняли золотые копи скифов. В дальнейшем авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Позднее для древних греков грифон стал символом могущества, создание, которое уверено в своей сили, но при этом проницательное и бдительное. Возможно поэтому, грифоны были впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды, что символизировало быструю расплату за грехи. Иногда Апполона изображали верхом на грифоне.

Изображение грифона можно встретить на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVIв.в. до н.э.), а затем в Спарте(VIII-VIIв.в. до н.э.).

В Древнем Египте грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов, одновременно он был символом бога солнца Гора. Считалось, что изображение грифона приведет солдата к победе. Позднее грифон становится символом воздаваемой справедливости, нередко в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В скифской культуре встречаются различные изображения с участием грифона, например, сцена битвы тигрицы и грифона (VII в. до н. э.). На одном из конских головных уборов из первого Пазырыкского кургана изображен грифон, который сражается с тигром. На золотых украшениях «сарматского звериного стиля» представлена похожая сцена: грифон и другое фантастическое существо нападают на пантеру.

В средневековом христианском церковном искусстве грифон становится распространенным персонажем и, однако он представляет собой двоякий персонаж. С одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой — тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Данте в «Божественной комедии» представляет грифона, как символ двойственной природы Христа — божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Грифон считается победителем змея и василиска — демонических созданий.

Позднее в средневековой геральдике грифон является наиболее употребляемым персонажем. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».

http://taina-simvola.ru/

Грифон.Образ.Символика

Грифон - фантастическое, мифическое существо, полуорел-полулев, с длинным змеиным хвостом. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Образ грифона объединял символику орла (быстрота) и льва (сила, отвага). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа - грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.

В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание. "Змеи, драконы, грифы, охраняя сокровища, - пишет М. Элиаде - всегда охраняют пути к бессмертию, ибо золото, алмазы и жемчуг есть символы, воплощающие в себе сакральное начало и дарующие силу, жизнь и всеведение".

Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. В шумеро-аккадской мифологии (миф о Лугальбанде) существовал образ огромной птицы Анзуд — орла с львиной головой (часто изображалась когтящей двух оленей либо других зверей). Птица Анзуд наделялась функцией посредничества между небом и землей, людьми и богами; в этом качестве рассматривалась как существо амбивалентное, одновременно воплощавшее и злое, и доброе начала.

По мнению Флавия Филострата (ІІІ в.) "грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу - потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов". В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается "могущественным животным" и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон.

Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немезиды, они вращали колесо судьбы. В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI в.в. до н.э.), а затем в Спарте (VIII-VII в.в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Образ грифона встречается и в христианской традиции. В средневековой христианской символике грифон связывается с Христом; согласно Исидору Севильскому: «Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; и орел, ибо после воскресения вознесся на небо». Данте описывает триумфальную колесницу церкви, которую влечет грифон; орлиная его часть золотая (цвет божества), львиная — алая с белым (возможно, цвет человеческой плоти), таким образом переданы две природы Христа. Согласно другим комментариям, грифон Данте символизирует Папу (возносящегося к престолу Господню за приказаниями и властвующего на земле). В средневековом церковном искусстве грифон является очень распространенным персонажем, однако его символика в целом противоречива: он изображается и как демон, и как Христос. Позднее он трактуется как символ бдительности и воинственности (в частности, в геральдике) и в качестве посредника между небом и землей (в соответствии со своими животными составляющими).

Также в силу своей дуальности рассматривался как символ совмещения духовной и светской власти Папы. В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой - тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа - божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.

В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: "Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы".

Начало ХХI века – начало нового тысячелетия. Мы живем в сложное переходное время, когда начинают стираться многие грани. Хотим мы этого или нет, но тонкие энергии пронизывают нас и оказывают определенное воздействие, так же как и радиоволны, радиоактивные и космические излучения. Все мировые религии и наиболее значительные философские учения свидетельствуют о реальности взаимодействия двух миров — видимого материального и невидимого, называемого духовным, тонким и т.п. Одним из основных научных достижений ХIХ-ХХ веков стало постепенное признание и изучение невидимого мира, чрезвычайно сложного, имеющего много сфер и зон влияния, также как и в реальном мире, в котором мы живем. Признание невидимого мира является одним из обязательных пунктов символа веры для всех христиан.

Как и повсюду в окружающем нас Космосе, в невидимом мире есть биполярные образования – положительные и отрицательные сферы. Вероятно, одна из положительных сфер невидимого мира, находящаяся в тесном взаимодействии с современным реальным миром, была названа В.И.Вернадским – ноосферой, сферой сознания и разума.

Не только на материальный, но, несомненно, и на невидимый мир распространяется влияние одного из самых могущественных анти-богов, завладевшего основными мировыми запасами золота, ценных бумаг и денег. Этого «скрытого управляющего» А.И.Субетто (2002, с. 35) в своей монографии «Капиталократия» назвал «Антибогом – Капитал-Богом». Как и большинство богов, «Капитал-бог» имеет свои «храмы» – банки, своих служащих и хранителей сокровищ.

Культ золота, библейского «золотого тельца», уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Когда-то золото ценилось не дороже других металлов, но постепенно оно стало эквивалентом богатства и силы. Древние греки оставили нам память о «стерегущих золото грифах» – грифонах, живущих на самом краю реального мира.

Образ грифона проходит через века и тысячелетия, встречается в разных культурах, которые иногда и не соприкасались друг с другом. Одни из первых его изображений появляются на территории Древнего Востока в III тыс. до Р.Х. и в различных культурах встречаются вплоть до современности. Возможно, грифон не просто выдумка древних жрецов, художников, поэтов, которые якобы скомбинировали его из разных реальных образов – голова и крылья орла, туловище льва и других деталей. Вначале грифон воспринимается как загадочный, таинственный, сильный зверь – помесь льва и орла, гораздо более могущественный, чем все живущие на земле реальные животные. Если лев является царем зверей, орел – птиц, то грифон якобы царствует над ними. Но не только реальный лев, но и такие химерические звери опасны для человека. Весьма вредными для человека и этносов в целом считал химерические образования и Л.Н.Гумилев (1990, с. 312-315).

Итальянскими учеными высказано интересное предположение о происхождении грифона от одного из зверей эпохи динозавров. Затем эта ветвь вымерла на земле, но какая-то информация об этом осталась на «тонком плане». Не исключено, что ныне это зверь темного подземного мертвого астрального мира. Грифона часто путают с реальной птицей грифом или со схематизированным изображением мифического орла-грифа. Близкий к грифону по названию реальный гриф тоже предпочитает в качестве пищи мертвечину.

Анализ образа грифона, его функций и «следов» за последние 5 тысяч лет позволяет предварительно реконструировать основные закономерности его появления и исчезновения.

Цель грифона — вырваться из «забытья» (из-под земли), добраться до вершин реальной земной власти, уничтожить правителя и государство, унести под землю золото и как можно больше человеческих жизней. Используемые грифоном средства для достижения своих целей – ослепляющий умы и глаза блеск золота, подкуп, ложь, зависть, наркотики, отравляющие вещества, война, насильственная смерть и др.

Можно выделить два основных этапа «шествия грифона», каждый из которых охватывает отрезок времени около 60 лет и состоит из нескольких периодов:

Первый этап (60 лет): 1-й период – проявиться на «тонком плане», сделать «ставку» на определенных людей на Земле, которые в дальнейшем помогут ему; 2 — вырваться из-под земли, ослепив блеском золота и своей «загадочностью»; 3 — «легализоваться» на Земле; 4 — заинтересовать собой правителя и войти к нему в доверие; 5 — показать свою важность в жизни правителя (ссылки на далекое легендарное прошлое, где якобы грифон всегда был рядом с правителем).

Второй этап (60 лет): 1 – утвердиться на вершине власти (принятие Высшим органом власти образа грифона в качестве герба или одного из главных символов, одобренного и утвержденного правителем); 2 – начать уничтожение правителя и его преемников, чтобы привести государство к гибели; 3 – унести накопленные богатства и людские жизни под землю; 4 – «хранение запасов золота» под землей; 5 – использование части золота для того, чтобы снова явиться из небытия, начать новый этап восхождения к власти на поверхности Земли, значительно увеличить свои «сокровища» и вновь унести их под землю и т. д., вверх на поверхность земли и вновь с золотом вниз.

Победить грифона может верховный правитель, царь, так как грифон «общается» в основном с правителем и через него влияет на народ. Победить грифона может и богатырь, который вступит с ним в борьбу (предания о битве Георгия Победоносца с драконом, о Илье Муромце и др.).

Если правитель считает, что грифон его «друг и защитник» – тогда грифон, «заигрывая» с ним, убивает его, рушится государство, исчезают запасы золота. Если правитель или богатырь считает, что грифон вреден для него и народа, то они ведут борьбу с грифоном (рис. 1-7; вспомните русские и восточные близкие легенды и сказки о богатырях и царях, борющихся с разной нечистью). Поэтому надо успеть загнать грифона в его подземелье, пока он сам, убив правителя, не успеет отнять богатство у него и народа.

Вышеуказанные теоретические рассуждения можно подкрепить многочисленными реальными фактами, как из истории России, так и мировой истории (примеры: крито-микенская династия в Греции, ассирийская держава в Передней Азии, пазырыкская – на Алтае, династия Романовых в России и др.). Рассмотрим мало известные даже специалистам наглядные примеры.

Значение царской династии Романовых в истории России не поддается однозначной оценке. Это может сделать только большой коллектив ученых и политиков разных специальностей и направлений, но все равно каждый человек будет иметь свое собственное мнение. Мало изучена пока роль грифона в жизни и смерти этой династии.

Одни из первых образов грифона появились в России во время короткого правления императора Павла I (1796-1801). В его дворце в Павловске на потолках и стенах залов, декоративных предметах много изображений грифонов. Всем хорошо известна зверская кончина-убийство этого императора.

В 1826 году российский император Николай I официально учредил герб рода Романовых – червленый гриф в серебряном поле, золотые меч, тарч (круглый щит), черный орел; на черной кайме – четыре золотые и четыре серебряные львиные головы. В основу герба был положен грифон, который, возможно, помещался на знамени воеводы Никиты Романова, предка Романовых, участника походов царя Иоанна Грозного и Ливонской войны.

Образ грифона в это время очень часто встречался на золотых предметах из могил скифских и боспорских царей, древних правителей, проживавших на юге России. Раскопки грандиозных курганов скифских царей всегда находились под особым покровительством российских императоров и контролируемой ими Императорской археологической комиссии.

С глубокой древности правители довольно часто отождествляли свою власть в жизни народа с ролью льва среди животных или орла среди птиц, считая их своим покровителем и символами царского могущества.

В конце царствования Николая I, барон Б.В.Кене, который тогда управлял Департаментом герольдии, предпринял попытки придать гербу черты западноевропейской геральдики. Его проекты были реализованы уже при императоре Александре II, после того как Николай I отравился в ходе неудачной Крымской войны.

11 апреля 1857 года Александр II утвердил государственные гербы Российской империи и новые гербы рода Романовых. Указом Сената 31 мая 1857 года было опубликовано описание новых гербов и случаев их употребления (рис. 1-2).

Только один 60-летний цикл (1857-1917 гг.) понадобился грифону, добравшемуся до вершин официальной власти, чтобы погубить династию Романовых: 1881 г. – убит Александр II; 1894 г. — загадочная смерть Александра III (отравлен?); 1917 г. – отречение Николая II (и гибель его и семьи в 1918 г.). Не являются ли оторванные золотые и серебряные львиные головы на гербе рода Романовых, эти неумело или специально подобранные символы (оторванная львиная голова – это все же мертвая голова), одной из главных причин гибели господствующей династии, императоров и их ближайших родственников?

До сих пор ищут «золотой запас» царской России, бесследно пропавший в годы братоубийственной гражданской войны, исчезнувший вместе с императорским гербом-грифоном.

После революции след грифона на некоторое время исчезает из высокой политики. Но вскоре начинается его новый этап материализации и восхождения к вершинам власти на одной из окраин России – на Алтае. В 1924 году археологами была открыта группа больших Пазырыкских курганов, а в 1929 г. начаты их раскопки, продолженные в 1947-49 годах. Сотни больших и малых образов грифона появились из-под земли, затем в научных публикациях (рис. 1-3), потом стали достоянием широкой общественности. Началось постепенное «шествие» грифона к вершинам власти. Появились научные публикации ученых, неоправданно отождествивших «Стерегущих золото грифов» с древним народом, проживавшим на Алтае. Ученые, писатели, художники, читатели и политики вновь вдохнули в грифона «жизненные силы».

В 1993 г. официально был принят и утвержден герб Республики Алтай с образом грифона (рис. 1-1). Археологи стали не нужны грифону и для того, чтобы они не расхищали его подземные богатства, раскопки на Алтае официально были запрещены. Вскоре после этого в 1997 г. внезапно умер первый Глава Республики Алтай В.И.Чаптынов, при котором был принят герб с грифоном. В газете «Звезда Алтая», где были опубликованы одни из первых некрологов о его смерти, на той же странице строкой ниже идет заголовок «Республика Алтай. Золото», извещающий о конкурсе на добычу золота. Трагически погиб и молодой сын художника-автора герба с грифоном. Сам художник родился в поселке, самом близком к Пазырыку, где были найдены многочисленные образы грифонов.

Несомненно, что прототипом центрального изображения на гербе Республики Алтай послужил образ грифона пазырыкской культуры Алтая (VI-IV вв. до Р.Х.).

Где же пазырыкские племена Алтая узнали о грифоне? Не зная его ранее, они увидели этот образ в странах Передней Азии, во владениях жестокой, тиранической ассирийской державы, погибшей под ударами соседних государств и кочевых племен. Из Передней Азии кочевники принесли образ грифона на Алтай. Но они в какой-то мере осознавали, что это отнюдь не мирный образ, а владыка мертвого подземного мира. Среди десятков тысяч изображений животных на скалах Саяно-Алтая, ни разу не встречен образ грифона, хотя в могилах он встречается десятки раз, и в первую очередь в погребениях знати и вождей. Всего 50-60 лет понадобилось грифону в V веке до Р.Х., чтобы прекратила свое существование династия вождей в Пазырыке на Алтае. В этих курганах были также найдены изображения «оторванных львиных голов» типа изображенных на гербе династии Романовых.

Во 2-ом Пазырыкском кургане, где в большом числе представлены «классические» изображения грифонов, найдены были также «шестинога с покрывалом» и курильницы для наркотического вдыхания паров разогретой конопли. В состоянии наркотического «опьянения» или в «трансе», при помощи специальных приемов, вольно или невольно, отдельные личности могли проникать в тонкий, астральный мир (невидимый обычным зрением) и «вытаскивать» оттуда подобные образы.

На тело вождя, погребенного в Пазырыке-2 и, вероятно, выполнявшего также функцию жреца или шамана, были нанесены татуировкой не просто «фантастические образы», а, возможно, увиденные в состоянии транса звери из астрального мира. Участь этого человека была печальной. Вождь, несмотря на мощное физическое развитие, был убит ударом чекана в голову, с него сняли скальп и т.д.

На всех пазырыкских изображениях сцен борьбы грифон выступает в качестве одного из главных терзателей мирных копытных животных. Таким же борцом с мирными животными (в том числе и с конем – главным боевым и хозяйственным помощником кочевых народов Евразии) грифон был и в близкой по времени и духу скифской культуре Восточной Европы, также внезапно погибшей, как и пазырыкская. О борьбе грифонов с аримаспами из-за золота свидетельствует следующий отрывок древнего автора: «Всем там владеют грифы, свирепые и доходящие до крайнего бешенства..., которые растерзывают всех, кого увидят..».. Ни на одном изображении пазырыкской культуры Алтая грифон не показан другом человека или животных, а только их терзателем. На многочисленных древневосточных, античных, средневековых изображениях грифон также нападает на человека (женщин, монахов, правителей и др.) или на мирных животных. На рисунке из средневековой рукописи грифон впряжен вместе с аспидом в колесницу бога смерти Сатурна.

6 октября 1993 г. на заседании Верховного Совета Республики Алтай было принято положение о Государственном гербе Республики Алтай, в котором отмечено, что в центре герба изображен «грифон – Кан-Кереде с головой и крыльями птицы и туловищем льва, олицетворяющий собой священную солнечную птицу, стерегущую покой, мир, счастье, богатство родной земли, покровительницу зверей, птиц и природы». Выбор грифона – одного из главных терзателей потустороннего мира для герба живого народа Республики Алтай в качестве символа и защитника, исходя из конкретных исторических, археологических и мифологических фактов (а не приписывания грифу-грифону различных «красивых функций и имен»), представляется не допустимым на современном этапе жизни.

Сейчас грифон «высоко взлетел» и господствует над целой Республикой Алтай с населением около 200 тысяч человек. Обратите внимание на дату принятия герба Республики Алтай – 6 октября 1993 года. В это время в Москве хоронили тела погибших в братоубийственном столкновении у правительственного Белого Дома, за последние 40 лет самом кровавом по жертвам периоде в столице России (а не на ее окраинах, не на войне). На фоне этих событий на Алтае незаметно прошло утверждение грифона в качестве герба одного из независимых регионов России. В целом в Республике Алтай за последние 10 лет уменьшилась рождаемость, возросла смертность. Смерть в какой-то степени начинает теснить жизнь. В 1990-е годы частично «исчез» и золотой запас Советского Союза.

Не исключено, что ночь с 5 на 6 октября является «днем рождения» грифона на земле. В этот день более четырех веков назад в 1552 г. хоронили умерших после взятия Иваном Грозным города Казани. Следует отметить, что гербом Казани в царское время был «брат» львиного грифона – химерический орлиный грифон.

В ночь с 5 на 6 октября 1948 года в городе Ашхабаде произошло разрушительнейшее землетрясение, унесшее многочисленные человеческие жизни и причинившее огромные материальные потери. А незадолго до этого землетрясения на окраине Ашхабада, в древнем городе Нисе, из-под земли были выкопаны роговые ритоны с окончаниями в виде протом крылатых тигров и грифонов. Летом того же года и на Алтае в раскопанных курганах были найдены многочисленные изображения грифонов, а ударами молнии недалеко от раскопок убито несколько человек.

Хотя грифон существует на невидимом нам «тонком плане», но его воздействие ощутимо и в современной реальной жизни. Отголоски событий и борьбы того мира отражаются в этой жизни. Это по земным человеческим меркам два этапа «шествия» грифона охватывают два периода по 60 лет. У грифона может быть совершенно другое временное измерение, не сопоставимое с человеческим, также как не сопоставимы по своей значимости и насыщенности событиями жизнь человека, мотылька, дерева, камня и галактики. Многие ученые неоднократно отмечали разномасштабность временных процессов (Л.М.Гумилев, 1990; А.И.Субетто, 2001, с. 530-532). Из мифологии известно, что день богов равен году или тысяче лет в жизни человечества. Так и у грифона, вероятно, свое времяисчисление, которое иногда он или его хозяева могут замедлить или ускорить.

В.И.Вернадский так же отмечал, что в живом веществе процессы идут в масштабе исторического времени, в косном (горные породы, химические элементы и др.) – в масштабе геологического времени (1 секунда геовремени = 100.000 лет исторического времени – см. В.И.Вернадский, 1989, с. 184).

Следует помнить, что для народа Алтая уже полностью прошел первый этап и частично второй – грифон «легализовался» на Алтае, добрался до вершин власти, уничтожил одного правителя и.... Остался один из последних периодов перед тем как он может забрать национальное богатство и жизни людей. Республика Алтай – это не единственная республика в России, попавшая под власть зверя. Центральное место в гербе Республики Хакасии занимает согнутый в кольцо и приготовившийся к броску хищный барс или пантера, образ также найденный в древней могиле. На современном этапе жизни, в новых гербах вообще не должно быть образа зверя, а необходимы простые, всем понятные символы.

Из пророчеств прошлого известно, что идущий за зверем, еще страшнее и сильнее его. Грифон еще не сам владыка бездны или его ближайшие заместители, он лишь помощник своего хозяина анти-бога Капитала, но не исключено, что и их символы есть в гербе Алтая (рис. 1-1). Выше грифона на гербе Республики Алтай изображен трехглавый символ (считается, что это гора Белуха). Ведет ли этот символ вверх? Это, скорее «ухабы» – вверх вниз, опять вверх и резко вниз. Концы символа опущены вниз и это больше похоже на корону. Но кто же носит такие короны? В памятниках древности известно довольно много изображений в трехрогой короне. Рогатый образ проходит через века и тысячелетия, временами он исчезает, его изгоняют в бездну, но он снова и снова «выплывает» из темного мира. На одном из западно-европейских гербов грифон охраняет центральный щит с перевернутой пятиконечной звездой – одним из хорошо изученных символов хозяина бездны (рис. 1-4). Вероятно, не случайно рогатый образ был нацарапан местными прикамскими племенами на импортном блюде поверх ранее отчеканенной сцены, возможно, с Пандорой, открывающей шкатулку с людскими пороками, после чего, согласно древнегреческому мифу, по земле расползлись болезни и бедствия, изображенные в виде змея. Только Надежда осталась на дне ящика, когда Пандора захлопнула крышку.

Вопросы жизни и смерти очень сложны, многогранны. Важен момент рождения человека – появления новой жизни. Важен момент единения двух людей (мужчины и женщины) – свадьба, дающий новую жизнь и продолжение человеческого рода. Очень важен и момент смерти – умирание физического тела и перехода духа в качественно новое состояние. Эти моменты всегда ясно осознавались людьми. Помощь в переходные периоды оказывали религиозные обряды и культы, специально подготовленные к этому личности. Надо с глубоким уважением относиться к смерти и погребальным ритуалам. Смерть имеет свои представительства среди живых – кладбища, могильники, похоронные бюро и т.д.

Но все же в этом реальном мире смерть не должна заслонять жизнь. Жизнь прекрасна и удивительно, и в ней есть такие моменты, каких, вероятно, нет после смерти. Нельзя допустить, чтобы смерть, потусторонний мир и их символы преобладали над реальной жизнью. Над живым народом должны парить символы мира, добра, и в то же время должна быть их охранная граница, не позволяющая темным силам победить их.

В небольшой статье можно лишь прикоснуться к весьма сложной теме о хранителе золота – грифоне, изображение которого часто встречается на фасадах банков и инкассаторских машин-сейфов, принадлежащих Капитал-богу.

Как было отмечено выше, грифон и его хозяева связаны с златолюбием, материальностью, войнами, уничтожением человека, то есть с антигуманной, антиноосферной направленностью. Это по своей сущности противоположно бескорыстию, духовности, миру, кооперации, софийности – лучшим качествам человечества, влияющим на верхние слои ноосферы (А.И.Субетто, 2001).

Темные века, полные существ, порожденных мифами, давно позади. Но до сих пор будоражат воображение художников и поэтов великолепные создания человеческого воображения.

Одним из таких прекрасных и таинственных образов является грифон - существо с головой орла, львиным телом и хвостом змеи. От звука его голоса вянут цветы, жухнет растительность, а все живые существа вокруг падают мертвыми. Грифоновы глаза пронзительные, ярко-желтые, а шкура золотистого цвета, с красноватым оттенком.

Происхождение этого вымышленного животного ни в одном из ныне известных мифов не раскрыто.

Впервые грифон упомянут Геродотом еще в 5 веке до н.э. Согласно версии греческого историка, грифоны живут на севере, в стране Гиперборее. Там они охраняют найденное ими золото от аримаспов - сказочных северных жителей. Грифоны вообще питают к золоту и другим сокровищам большую слабость: даже свои гнезда строят из золота, отделывая изнутри разными ценностями.

Греки наделили грифонов потрясающей воображение силой. Более сильными животными признаны лишь львы и слоны! Грифон легко может поднять над землей повозку, запряженную двумя волами или всадника вместе с лошадью. Лошадей, кстати, грифоны по какой-то неизвестной причине, всегда ненавидели: увидев лошадь, грифон считал своим долгом напасть на нее.

Крылатый герой мифов и легенд

С символической точки зрения грифон не менее интересен, чем с физиологической. Грифон - прежде всего символ победы над небесной и земной стихиями. Сильный и храбрый, жесткий, величественный и в то же время справедливый - грифон является воплощением пылающего Солнца. Отсюда вытекает, в основном, положительная трактовка образа. Так, например, грифон считается победителем драконов и василисков, которые олицетворяют зло. Грифон - это хранитель не только сокровищ, но и тайных сакральных знаний.

Существует миф о том, что грифон может присниться человеку во сне и задать ему три вопроса. В том случае, если испытуемый затруднится с ответом, на другой день грифон снова явится ему во сне и заберет себе его душу. Защититься от проделок грифонов можно было, положив под подушку какой-нибудь металлический предмет.

В древнегреческих мифах грифон часто изображался рядом с богом Солнца Аполлоном. Более того, Аполлон восседал на грифоне верхом.

В колесницу богини правосудия также были впряжены грифоны, символизировавшие скорую расплату за совершенные грехи. Вращение Колеса Судьбы также было уделом грифонов.

«Прижились» грифоны и в Египте. Здесь они олицетворяли путь воина-победителя, попирающего ногами тупы побежденных. Внешний облик грифона вызывал ассоциации с богами Гором и Ра.

Согласно одной из версий о происхождении грифонов, родиной их является Индия. Там они запряжены в колесницу Солнца и охраняют волшебные индийские сокровища.

Грифоны в искусстве

Некоторые исследователи и сейчас уверены, что грифоны до сих пор обитают в некоторых неисследованных областях Земли. Однако ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию возможным не представляется.

Но вот где точно грифоны жили и продолжают жить, так это в искусстве.

С глубокой древности грифонов изображали на монетах, оружии, саркофагах. Сюжеты, как правило, разнообразием не отличались. Чаще всего это грифон, сражающийся с каким-либо сильным противником. Знаменитым образ грифона стал, благодаря геральдике: на некоторых гербах орел с львиным телом красовался в течение многих столетий.

В кинофильмах грифонов можно увидеть крайне редко. Последний раз существо, напоминающее собой грифона, «снялось» в одном из фильмов о юном волшебнике «Гарри Поттере».

Более популярен грифон в живописи. Многие художники, работающие в этом жанре, делают грифонов героями своих картин.

По-настоящему «живыми» грифоны стали в компьютерных играх. Безо всяких ограничений игроки могут как сами становиться грифонами, так и использовать этих чудесных существ в качестве транспортного средства.


"Змеи, драконы, грифы, охраняя сокровища, всегда охраняют пути к бессмертию, ибо золото, алмазы и жемчуг есть символы, воплощающие в себе сакральное начало и дарующие силу, жизнь и всеведение"
Мирча Элиаде
Грифон - мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа - грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.
В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание.

Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. По мнению Флавия Филострата (ІІІ в.), «грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу - потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов».

В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается «могущественным животным» и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немесиды, они вращали колесо судьбы.

В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита(XVII-XVIв.в. до н.э.), а затем в Спарте(VIII-VIIв.в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Фантастическая сцена битвы тигрицы и грифона изображена на предметах скифского искусства VII в. до н. э. На одном из конских головных уборов из первого Пазырыкского кургана изображен львиный грифон, сражающийся с тигром. На золотых украшениях «сарматского звериного стиля» представлена сцена терзания: орлиный грифон и другое фантастическое существо нападают на хищника кошачьей породы - «пантеру».

Образ грифона встречается и в христианской традиции.

В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой - тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа - божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.




В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».


Пресс-грифон, подаренный А.С.Пушкиным А.А.Дельвигу. 1-я четверть XIX в. Золоченая бронза.

Пресс подарен в 1829 г. вместе с четверостишием: «Кто на снегах возрастил Феокритовы нежные розы?..». После смерти А.А.Дельвига пресс хранился у его жены, позже – у ее родственницы А.А.Барановой, от которой перешел в Государственный Литературный музей. Экспонируется в Музее-даче А.С.Пушкина.



Грифон одно из древнейших мифологических существ, которое смогло перейти с пожелтелых манускриптов в современную жизнь. Этот красивый зверь оставил отпечаток своих когтистых лап на гербах, рисунках, фэнтези книгах и в компьютерных играх. Этот рассказ о нём.

Как выглядит грифон и его родословная

Почему грифон выглядит именно как вмешение льва и орла, не знает никто. Впрочем, если читать хотя бы средневековые бестиарии, то понимаешь, что фантазия в древние времена у людей была безгранична. Поэтому современное искусствоведенье различает несколько видов мифологических существ подобного рода. Есть львиные грифоны, когда у зверя тело и голова львиные, а крылья и лапы птичьи. Есть и классические грифоны, с головой орла. Собственно «грифоном» можно назвать любое существо с крыльями и лапами птицы, которое нельзя точно причислить к уже известному божеству или мифологическому персонажу. Считается, что своё происхождение образ грифона ведет из Передней Азии. Прототип их изображения появляется в религиозных культах Вавилона и Ассирии.

В Вавилоне часто делали такие скульптуры у входа в дом. Пятая нога нужна была для визуального эффекта: если идти на чудовище, то оно сделает вам шаг навстречу.

Там был очень распространены статуи «хранителей», в виде льва с крыльями и человеческой головой. Постепенно этот образ, распространяясь с разные страны, менялся. Так в Древней Греции грифоны имели уши из перьев, или же нечто похожее на рога. Образ грифона как мифологического существа с телом льва и головой орла был очень устойчив у греков, и можно говорить, что таковым сложился именно у них. Где же живет грифон? В древности его помещали на две точки карты мира. Первое это Скифия, в сторону ближе к гипербореям, и в Индию. Нрав у грифонов был агрессивный и враждебный людям. Согласно автору 4 века до н.э. Сервию Туллию, они не любят лошадей. Считалось, что у грифон это ездовое животное бога солнца Апполона. Он посещал иногда Гиперборею в колеснице запряженной грифонами или же был верхом на них.

Роспись на вазе. Древняя Греция

Так же грифоны были спутниками богини возмездия Немисиды. Обычно Немесида изображалась с символами равновесия, скорости и воздаяния - очевидно, что грифоны и выступают олицетворением последних двух качеств. Возможно также, что здесь тоже присутствует некая связь с мифом о гипербореях, так как этот народ, как считалось, никогда не навлекал на себя гнев богини. С Средние века образ грифона поначалу чуть было не исчез со страниц сочинений, ведь Европа в то время растеряла многое из греческого наследия. Но все же грифон остался в бестиариях. Его усиленно помещали в Индию.

«Находятся там (в Индии – прим.ред) золотые горы, куда дойти из-за близости драконов, грифонов и людей крайне чудовищного вида, невозможно». Исидор Севильский «Этимологии».

Грифоны в современной культуре

Битва грифона и Геральда. Ведьмак 3

В наши дни только ленивый автор не описывал грифона или ему подобных существ в фэнтези книгах. Частые они и герои игр. Так в серии книг о ведьмаке Анджея Сапковского неоднократно встречаются эти звери. Так же есть «Школа Грифона», где готовили ведьмаков для сражений с чудовищами. В компьютерной игре по миру саги можно найти доспехи грифона. Чертежи с ними расположены в окрестностях Велена. Просто обследуйте все неизвестные места и обязательно их найдете. Так же грифоны были в играх Word of Warcraft, пресловутой Линейке и многих настольных играх. Еще грифоны есть в книгах Андре Нортон, Клиифорда Саймака. В произведениях Клайва Стейпса льюиса про Норнию грифоны помогают в сражении войскам льва Аслана. В кино грифоны не редкость, нужны они там или нет. Ведь они внешне эффектные существа и кадры полета с ними придают эпичности фильму.

Грифоны в геральдике

Грифон часто встречается на гербах. Это символ власти, могущества и бдительности. Встречается вариант морского грифона, у которого рыбий хвост вместо задней части тела. Грифон есть на родовом гербе Романовых, так же гербах Свердловской области, Керчи, Саянска.

Герб города Керчь в 19 веке. Сейчас тот же грифон на красном фоне и без короны.

Родовой герб рода Романовых.

Грифоны в архитектуре

Грифоны, наравне со львом и драконом , достаточно распространенный мифологический образ в архитектуре. Когда то изображали их как реально существующих зверей, позже как декоративный элемент. Знаменит на весь мир Банковский Мост через канал Грибоедова в Санкт-Петербурге. Грифоны с золотыми крыльями маскируют крепления моста.

Впрочем, грифонов в Петербурге хватает.

В России, как и в других Европейских странах, грифоны часто встречались в летописях и барельефах. Это украшение церкви на Нерли.


Статуя грифона на воротах в Ботанический сад Карлсруэ, Германия.

Грифон - эта птица будто бы такая большая, что легко может поднять в воздух любого вооруженного человека. У нее четыре ноги, как у льва, с большими острыми кривыми когтями. Задняя часть тела совершенно черная, передняя красная, крылья белые: голова, нос, рот - как у орла, глаза же огненные. Как пишут, гнездо она устраивает на вершинах высоких гор.

Гнездо из чистого золота, и золото эта птица очень бдительно охраняет. Нисколько не боится других животных, смело нападает на них и побеждает всех, кроме льва и слона . Когда видит приближающегося человека, набрасывается на него, опасаясь за своих детенышей. Живет она в диких, пустынных местах, где много золота, и из за этого золота собираются тысячи две человек и приходят ночью, когда грифон спит. Собирают золото тихо, в темноте, потому что, если птица проснется, то убьет всех до одного.
Через три-четыре года люди снова приходят попытать счастья в тех местах, где живет птица грифон».

Дав подробное описание грифона, Мишкольчи утверждает, что «такой птицы нет нигде в мире» и считает, что... Но дадим слово самому Мишкольчи. Здесь интересна каждая строчка, поскольку речь идет не только о грифоне: «Невозможно установить, кто выдумал эту птицу. Большинство современных книгописателей все свои описания берут из старинных книг, не давая себе труда в них разобраться и пишут не то, что сами знают, но выдают за свое написанное другими. Пишут не столько во славу божию, сколько для собственной славы, желая показать, что они тоже умеют книги писать».

Что еще можно сказать о грифоне ? Известно, что это сказочное животное было популярно у древних греков. Родилось оно, вероятно, на Востоке - его изображения встречаются в разрушенном Александром Македонским Персеиоле. Имеются изображения грифона на фресках в парадном зале кносского дворца па острове Крит. Увидеть грифона мы можем и сегодня - на гербах. Однако наибольшая популярность грифона приходится, пожалуй, на средние века, когда его изображали на бесчисленных дворянских гербах. Впрочем, грифон был геральдическим животным и Будапешта - на гербе города красовались два грифона. Но что такое грифон? Птица? Трудно сказать. У него есть крылья, орлиная голова и в то же время ноги льва. Иногда на дворянских гербах его изображали с львиной головой, и тогда от птицы у грифона оставались только крылья.

Встречается описание грифона и в современных книгах по естествознанию, и этот «грифон» уже не сказочное существо. Но довольно интриговать читателя. Речь идет о белоголовом сипе (один из видов грифов), которого иногда называют грифоном. Когда-то эта редкая сейчас в Европе птица жила и в Венгрии. В наши дни белоголовые сипы довольно широко распространены в Северной Америке и в Азии. Размах крыльев этой птицы достигает 2,6 метра.

Старинные авторы называли грифоном южноамериканского кондора. Вот что писал о нем Янош Фельди: «Это самая большая из всех летающих птиц. Размах крыльев 15 футов (около 5 метров)
Цвет черно-белый. Гнездится на скалах в горах. Летает очень быстро. Питается животными и выбрасываемой морем дохлой рыбой
Часто похищает телят, овец и десятилетних детей». Когда читаешь такую литературу, создается впечатление, что излюбленная пища кондоров - десятилетние дети. И это читатели принимали за чистую монету, о чем свидетельствует то, что почти во всех книгах о природе и в авторитетных описаниях путешествий содержались истории, подобные следующей: «Мне самому довелось в этом убедиться, когда я путешествовал по Швейцарии. Однажды мы с охотником на серн отправились в горы. Мы поднялись ну вершину
высокой скалы и я стоял, очарованный волшебным пейзажем, как вдруг охотник схватил меня, показывая другой рукой куда-то вдаль.

Взглянув в направлении, в котором указывал охотник, я в ужасе отступил назад. Там, на склоне горы, спал пастушонок. Рядом с ним опустился огромный гриф и уже приготовился крыльями столкнуть ребенка в пропасть, но в этот момент отважный охотник выстрелил и к счастью, не промахнулся. Страшная птица упала замертво.
Мальчик же бросился на колени и, воздев ручонки к небу, благодарил Бога за спасение от верной смерти. Какое это было трогательное зрелище!» (А. Б. Райхенбах).

В оправдание старинных авторов можно было бы сказать, что, как утверждает Гумбольдт - кондор иногда нападает на крупных млекопитающих. Если это так, то кондор может быть опасным и для ребенка. Но в это вряд ли можно поверить, так как кондор питается, прежде всего, падалью. Как и все грифы.

Cирены и гарпии

Мишкольчи пишет: «Говоря о грифоне, следует упомянуть еще сирен и гарпий. Они служили древним поэтам для изображения беспутных блудливых женщин и алчных, жестоких воров».
Ну что ж, поговорим теперь о гарпии. Вообще-то, о ней следовало говорить во множественном числе, так как гарпии безобразничают не в одиночку, а целыми шайками.

Начнем с того, что гарпии не совсем птицы: у них крылья птицы, а голова собачья. «Это крылатые собаки Зевса, которым отведена особая роль. В те далекие времена, когда аргонавты плавали у берегов Тракии, там жил старый ясновидец по имени Финей. Боги лишили его зрения за то, что он открывал людям все, что Зевс хотел сохранить в тайне. Но слепота не была его единственным несчастьем. Как только бедный Финей садился за стол, тут же появлялись гарпии. Они спускались с неба и хватали со стола лучшие куски. Остатки же пищи они так загаживали своими испражнениями, что из-за ужасного зловония за столом невозможно было сидеть. Злосчастный Филей умер бы с голоду если бы аргонавты не избавили его от гарпий».

Прообразом для гарпий, вероятно, послужили вороватые павианы. У них, правда, нет крыльев, но голова у них похожа на собачью, да и воровству их не надо учить. Они производят опустошительные набеги на сады.
Теперь обратимся к сиренам. Читатели, возможно, удивятся, что мы говорим о сиренах в главе, посвященной птицам, поскольку общеизвестно, что сирены - водные животные. Это так, но в греческой мифологии сирены - птицы . «У них есть крылья и они стаями летают вокруг кораблей, очаровывая своим пением моряков.

Пробовали они свои чары и на аргонавтах. Однако позднее Одиссею удалось перехитрить их. Одиссей хотел непременно услышать пение сирен. Но это было смертельно опасно, ведь те, кто слушал сирен, следовали за ними, а корабль, как правило, разбивался о скалы.
Одиссеи залепил своим спутникам уши воском, себя же попросил привязать к мачте и велел не развязывать, пока корабль не уйдет далеко от тех мест, где обитали сирены».
На греческих вазах сирены изображались крылатыми существами с головой женщины. Истоки легенды неизвестны. Возможно, возникновению легенды способствовали сопровождавшие корабли чайки или буревестники.