Блаватская: жизнь и мифы. Детство и юность Блаватской


Имя: Елена Блаватская (Helen Blavatskaya)

Возраст: 59 лет

Место рождения: Екатеринослав, Российская империя

Место смерти: Лондон, Англия

Деятельность: писательница и путешественница, основательница Теософского общества

Семейное положение: была замужем

Елена Блаватская - биография

Блаватская прожила удивительную жизнь, полную приключений, загадок и тайн. Одни называли ее пророком и медиумом, другие -аферисткой и мошенницей. Споры не утихают до сих пор.

Когда Елене было 11 лет, ее мать тяжело заболела. На смертном одре женщина прошептала: «Хорошо, что я умираю... Лену ждет непростая судьба, видеть ее страдания я не хочу». Эти слова оказались пророческими в биографии Блаватской.

Елена Блаватская - необычный ребенок

Елена Петровна Ган появилась на свет в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) жарким летом 1831 года. Родители будущей властительницы умов имели аристократические корни; отец происходил из немцев, а в жилах матери текла французская и русская кровь. С детства Лена много читала, часами просиживая в дедушкиной библиотеке. Особенно ее интересовали работы по магии, мистике и оккультизму -до 15 лет она прочла их около сотни.

Блаватская была девочкой со странной биографией. Окружающим говорила лишь правду, вводила в гипнотический транс голубей и жаловалась, что видит призраков. Несколько раз падала с лошади и высоких шкафов, но, к изумлению и радости взрослых, оставалась невредимой. Словно кто-то незримый хранил ее для чего-то важного, великого. ..

В 1848 году 17-летняя Елена ошарашила близких известием, что собирается под венец. Ее избранником стал госчиновник Никифор Блаватский, годившийся ей в отцы. Супруги поселились в Тифлисе, но уже через три месяца Елена сбежала от мужа и отправилась путешествовать. Верхом на лошади добралась до Одессы, а оттуда отбыла в Константинополь на английском корабле.

Понимая, что судно на границе будут проверять, беглянка решила очаровать капитана. Влюбленный морской волк переодел девушку юнгой и спрятал в трюме. Там ее и нашли таможенники - в гамаке под тремя одеялами. «Парень болен», - поспешил объяснить капитан. Таким нелегальным способом Блаватская покинула Россию.

Долгие восемь лет она ничего не сообщала о себе родным. Однако по другим сведениям, единственным человеком, знавшим о местонахождении Елены, был ее отец, высылавший дочери деньги. Гонимая жаждой духовного просветления, беглянка исколесила весь мир: побывала в Египте, Греции, Индии, Китае, Японии, на Цейлоне и во многих других странах, какое-то время жила в Лондоне. По утверждению из биографии самой Блаватской, на берегах Темзы она встретилась со своим духовным наставником - (Учителем) Мория, который являлся ей еще в детских снах. Хотя некоторые историки считают, что он был плодом фантазии Елены, увлекавшейся оккультизмом.

В 1868 году в возрасте 37 лет Блаватская добралась до Тибета. Там под руководством духовных учителей она несколько лет занималась мистическими практиками. А в 1873 году по их указанию отправилась за океан - в США.

Нью-Йорк подарил Елене судьбоносную встречу с Генри Олкоттом. Отставной военный, газетный и журнальный обозреватель, знаток американских законов и очень эрудированный человек, он стал для нее опорой до конца ее дней. Именно с ним в 1875 году Блаватская открыла в США Теософское общество. Члены организации поставили перед собой серьезную задачу - синтезировать философию, религию и науку, а также изучить скрытые сверхспособности человека. Тогда же Блаватская начала писать книги и статьи.

В 1884 году завершилось последнее путешествие Блаватской - на Восток и в Индию, где находилась штаб-квартира Теософского общества. В Европу она вернулась с подорванным здоровьем. Последние годы Елена Петровна жила в столице Туманного Альбиона, там она написала и главный труд своей жизни - трактат «Тайная доктрина». Работа увидела свет в 1888 году и сразу вызвала интерес мировой общественности.

Однако насладиться славой Блаватская не успела -8 мая 1891 года скончалась, заболев гриппом. Тело было кремировано, а прах разделен на три части. Одна нашла покой в Лондоне, вторая - в Мадрасе, а третья - в Нью-Йорке.

Елена Блаватская - циркачка, солдат, пианистка

Трудовая биография Блаватской столь же насыщенна, как и ее скитания по миру. В Константинополе будущий философ и медиум в течение года зарабатывала на жизнь, выступая в роли наездницы в цирке, пока не сломала руку. В Лондоне успешно выступала на театральных подмостках. Владея игрой на фортепиано, давала частные уроки, общественные концерты и даже стала капельмейстером оркестра сербского короля Милана. Блаватская умела делать прекрасные искусственные цветы, а чуть позже изобрела копеечный метод добывания чернил и выгодно продала налаженное дело.

Оказавшись в Италии, Елена приняла участие в одной из битв на стороне Гарибальди. Бой кончился для нее плачевно: два перелома левой руки, две раны мушкетными пулями и удар кинжалом в миллиметре от сердца. Выжила чудом. А может, благодаря своим сверхспособностям?

Утомленная скитаниями, Елена решила вернуться на родину и предложила себя российскому правительству в качестве международного шпиона. Тайная канцелярия ее прошение отклонила. Уж очень странным человеком была Блаватская: то ли выдумщица, то ли аферистка, то ли блаженная...

Елена Блаватская - провидица или мистификатор?

Сверхвозможности Блаватской ставятся под сомнение и поныне. Во-первых, ее книга «Тайная доктрина» содержит множество цитат из различных работ по мистике и эзотерике. Таковых исследователи насчитали более двухсот, из-за чего назвали рукопись Блаватской «хламом для помойки». По этой причине газета «Нью-Йорк тайме» в свое время отказалась рецензировать работу медиума. Впрочем, Елена Петровна и не претендовала на авторство, утверждая, что она лишь записывала то, что ей диктовали Махатмы (Учителя).

Во-вторых, Блаватская как-то обмолвилась, что разгадала «примитивную сущность людей» и может вертеть ими, как пожелает. «Человеческая глупость доставляет мне громадное удовольствие, - заявила она писателю Всеволоду Соловьеву. - Чем глупее и проще мой трюк, тем больше шансов, что люди в него искренне поверят!»

И все же было в ее действиях что-то необъяснимое. По свидетельствам очевидцев, она часто и точно предсказывала окружающим будущее, читала запечатанные письма, передвигала предметы, не прикасаясь к ним, писала четырьмя разными почерками. Наконец, была человеком мира - свободно говорила и писала на французском, английском, итальянском, немецком и венгерском языках.

Предсказания Елены Блаватской

Блаватская сделала почти невозможное: ей одной из первых удалось максимально синтезировать религию и науку, историю и метафизику. Она предсказала, что наступят времена, когда русские люди увлекутся буддизмом, йогой, вегетарианством, проблемами кармы и реинкарнации. Также предрекала начало мировой войны и появление оружия, способного мгновенно уничтожать миллионы людей.

В «Тайной доктрине» Блаватская предвосхитила не одно открытие в космической физике XX века. Например, что Солнце, сгорая, пульсирует, подобно человеческому сердцу, только с интервалом в 11 лет. Позже эту гипотезу доказал Александр Чижевский.

«Тайную доктрину», вопреки лавине критики и издевок, с интересом штудировали Томас Эдисон и

Елена Петровна Блаватская (урождённая Ган, нем. von Hahn). Родилась 31 июля 1831 года в Екатеринославе, Российская империя - умерла 26 апреля 1891 года в Лондоне, Англия. Религиозный философ теософского (пантеистического) направления, литератор, оккультист, спиритуалист, путешественница.

Блаватская объявила себя избранницей некоего «великого духовного начала», а также ученицей (челой) братства тибетских махатм, которые были объявлены ею в качестве «хранителей сокровенных знаний», и начала проповедовать авторскую версию теософии.

В 1875 году в Нью-Йорке вместе с полковником Г. С. Олкоттом и адвокатом У. К. Джаджем основала Теософское общество, которое поставило перед собой задачу изучать все без исключения философские и религиозные учения с целью выявления в них истины, которая, по мнению Блаватской и её приверженцев, поможет раскрыть сверхчувственные силы человека, постичь таинственные явления в природе. Одной из главных целей общества было заявлено «образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания».

Позднее штаб-квартира Общества переместилась в Индию, в г. Адьяр, около Мадраса. С 1895 года Общество называется Теософское общество Адьяр.

Основная деятельность Е. П. Блаватской проходила в США, Англии, Франции и Индии, где она открыла филиалы Теософского общества и приобрела десятки тысяч последователей. Основные сочинения написала по-английски.

В ходе своей деятельности Блаватская часто обвинялась в мистификации и откровенном жульничестве.

Блаватская - загадка эпохи

Прямым предком Е. П. Блаватской, по материнской линии, был видный дипломат своего времени Сергей Григорьевич Долгоруков, брат члена Верховного Тайного Совета при Петре II Алексея Григорьевича Долгорукого. Сергей Григорьевич был прадедом Елены Павловны Фадеевой-Долгорукой (бабушка Блаватской) и прапрадедом Елены Петровны Блаватской.

Прадед Елены Блаватской, князь Павел Васильевич Долгоруков (1755-1837), генерал-майор времен Екатерины Великой, был награждён высшей военной наградой Орденом Святого Георгия и являлся товарищем и сослуживцем .

Его женой была Генриетта де Бандре дю Плесси, дочь Адольфа Францевича, который командовал армейским корпусом в Крымской кампании. Дочь Павла Васильевича и Генриетты Адольфовны, княжна Елена Павловна, бабушка Е. П. Блаватской, получила многостороннее домашнее образование, знала 5 иностранных языков, занималась археологией, нумизматикой, ботаникой. Гербарии Фадеевой и её рисунки различных растений, которые в настоящее время хранятся в архиве Академии наук, были известны многим учёным и вызывали их восхищение. Елена Павловна состояла в научной переписке с немецким учёным Александром Гумбольдтом, английским геологом и основателем Геологического общества Родериком Мурчисоном, шведским ботаником Христианом Стевеном, изучавшим флору и фауну Крыма и Кавказа.

В 1813 году княжна вышла замуж за Андрея Михайловича Фадеева, государственного чиновника, впоследствии - тайного советника, губернатора Саратова и Тифлиса, чья родословная восходит к русским столбовым дворянам и лифляндским немцам фон Краузе.

У Елены Павловны и Андрея Михайловича было четверо детей:

старшая дочь - Елена Ган - известная писательница (её называли русской Жорж Санд), мать Елены Петровны Блаватской, Веры Петровны Желиховской и Леонида Ган;
сын - Ростислав Фадеев - генерал, военный писатель и реформатор;
дочь Екатерина Андреевна - мать видного русского государственного деятеля Сергея Юльевича Витте;
дочь - Надежда Андреевна, активный член Теософского общества.

Двоюродный брат Блаватской С. Ю. Витте сообщал, что его прадед П. В. Долгоруков во время свадьбы дочери благословил дочь и зятя древним крестом, который, по семейным преданиям, принадлежал Великому князю Киевскому, святому Михаилу Черниговскому. Позже этот крест перешёл к Елене Павловне, а затем и самому С. Ю. Витте.

По линии своего отца - Петра Алексеевича Гана, Елена Петровна принадлежала к прибалтийскому немецкому роду Ган. Борис Цирков, редактор и активный пропагандист теософского учения, в предисловии к Собранию Сочинений Блаватской, указывает на принадлежность Ганов (предков ЕПБ по отцовской линии) к графскому роду von Hahn из Базедова (Мекленбург), восходящему, по другим сведеньям, к женской линии династии Каролингов и германским рыцарям-крестоносцам.

Между тем, до сих пор не найдено никаких документов подтверждающих родство семьи Елены Блаватской с мекленбургскими графами: в послужном списке «Алексей Фёдоров сын Ган» (1751-1815) - дед Елены Блаватской, комендант крепости Каменец-Подольск - указан как происходящий из «Эстляндских жителей, отец его иностранного» подданнства «и был в Эстляндии Крайскомиссаром».

В архивах хранятся бумаги, подтверждающие существование «Крайскомиссара» Иоганна Фридриха (Фёдора) Гана (Johann Friedrich Hahn), родившегося в 1719 году в Нарве и умершего там же 31 мая 1803 года, но в которых ничего не говорится о происхождении и родственных связях семьи. Интересно, что сам Цирков - по женской линии - был причастен роду Ган, но не Иоганна Фридриха, а Иоганна Августа фон Гана (документально не связанному с семьёй Блаватской).

Детство и юность Блаватской

Елена Петровна Ган родилась недоношенной в ночь на 31 июля (по новому стилю 12 августа) 1831 года в Екатеринославе в семье известной писательницы-романистки того времени Елены Андреевны Ган (Фадеева) и офицера конной артиллерийской батареи полковника Петра Алексеевича Гана.

Из-за служебного положения отца семье приходилось часто менять место жительства. Так, через год после рождения Елены семья переехала в Романково (в настоящее время входит в состав Каменского), а в 1835 году - в Одессу, где у Елены появилась сестра Вера - будущая писательница Желиховская.

Далее семья побывала в Туле и Курске, а весной 1836 года прибыла в Петербург, где проживала по май 1837 года. Из Петербурга Елена Петровна с сестрой, матерью и дедом - Андреем Михайловичем Фадеевым, едут в Астрахань, где Андрей Михайлович был главным попечителем над калмыцким народом и тамошними немцами-колонистами.

В 1838 году мать с маленькими девочками уезжает в Полтаву, где Елена стала брать уроки танцев, а мать стала обучать её игре на пианино.

Весной 1839 года из-за ухудшения здоровья Елены Андреевны семья переехала в Одессу. Там Елена Андреевна нашла для детей гувернантку, которая обучала их английскому языку.

В ноябре, после того, как деда - Андрея Михайловича, по одобрению Николая I назначили губернатором в Саратов, к нему переехала Елена Андреевна с детьми. В Саратове, в июне 1840 года у неё родился сын Леонид.

В 1841 году семья снова возвращается на Украину, а 6 июля 1842 года Елена Андреевна Ган, мать Елены Петровны, тогда уже известная писательница, на двадцать восьмом году жизни умирает от скоротечной чахотки.

После смерти матери дедушка - Андрей Михайлович и бабушка - Елена Павловна, забрали детей к себе в Саратов, где у них началась совсем другая жизнь. Дом Фадеевых посещала саратовская интеллигенция, среди которой были историк Н. И. Костомаров и писательница Мария Жукова. Воспитанием и образованием детей теперь занималась бабушка и ещё три учителя, поэтому Е. П. Блаватская получила солидное домашнее образование.

Любимым местом в доме для Елены стала бабушкина библиотека, доставшаяся Елене Павловне от её отца.

В этой обширной библиотеке Елена Петровна особое внимание уделяла книгам по средневековому оккультизму.

В 1844 году Блаватская ездила в Лондон и Париж обучаться музыке.

Позже, в 1910 году, в очерке Е. Ф. Писаревой, посвященном Е. П. Блаватской, появились воспоминания Марии Григорьевны Ермоловой, жены губернатора Тифлиса, которая рассказывала о событиях полувековой давности. М. Г. Ермолова утверждала, что «Одновременно с Фадеевыми в Тифлисе жил родственник тогдашнего наместника Кавказа, кн. Голицын, который часто бывал у Фадеевых и сильно интересовался оригинальной молодой девушкой», и что именно благодаря Голицыну (имени Голицына Ермолова не называет), который по слухам был «не то масоном, не то магом или прорицателем», Блаватская попыталась «войти в сношение с таинственным мудрецом Востока, куда направлялся князь Голицын».

Эту версию впоследствии поддержали многие биографы Блаватской. По воспоминаниям А. М. Фадеева и В. П. Желиховской в конце 1847 года давний знакомый Андрея Михайловича - князь Владимир Сергеевич Голицын (1794-1861), генерал-майор, начальник центра Кавказской линии, а позже тайный советник, прибыл в Тифлис и провёл там несколько месяцев, почти ежедневно посещая Фадеевых, часто вместе с молодыми сыновьями Сергеем (1823-1873) и Александром (1825-1864).

В Тифлисе зимой 1848/49 Елена Петровна была помолвлена с человеком намного старше её - вице-губернатором Эриванской губернии Никифором Васильевичем Блаватским. 7 июля 1849 года состоялось их венчание. Через 3 месяца после свадьбы, сбежав от мужа, Е. П. Блаватская вернулась к своим родным, а от них, направляясь в Одессу, из порта Поти на английском паруснике «Коммодор» уплыла в Керчь, а затем в Константинополь.

Путешествия Блаватской

Следующий период жизни биографы Е. П. Блаватской описывают с затруднением, так как сама она дневников не вела, и никого из близких, кто мог бы рассказать о ней, рядом не было.

В целом представление о маршруте и ходе путешествий основывается преимущественно на собственных воспоминаниях Блаватской, которые местами содержат хронологические противоречия.

А. Н. Сенкевич пишет, что Пётр Алексеевич Ган, отец Блаватской, «не забывал непокорную и свободолюбивую дочь» и периодически высылал ей деньги.

По воспоминаниям князя А. М. Дондукова-Корсакова, Блаватская в 1853 году рассказывала ему, что, после побега от мужа, она через Одессу попала в Константинополь, где в течение года работала наездницей в цирке, и после того, как сломала руку, перебралась в Лондон, где дебютировала в нескольких драматических театрах.

В то же время Л. С. Клейн утверждает, что, прочтя произведения писателя Эдварда Булвер-Литтона, а особенно вышедший в 1834 году роман «Последние дни Помпеи», где велось повествование о культе Изиды в древнем Риме, в 1848 году Блаватская едет в Египет, известный как «страна пирамид, древних культов и тайных знаний, надеясь приобщиться к ним», что потом нашло отражение «в её книге "Разоблачённая Изида" (1877, нов. изд. 1902), полной страстных обличений современной науки и вообще рационализма».

По утверждению американца Альберта Росона, в Каире Е. П. Блаватская встретила его, в ту пору ещё студента, изучавшего искусство.

После смерти Е. П. Блаватской А. Росон, будучи уже почётным доктором права Оксфордского университета, описал их встречу в Каире.

Покинув Ближний Восток, Е. П. Блаватская вместе со своим отцом, как она сама сообщала, отправилась в путешествие по Европе. Известно, что в это время она брала уроки игры на фортепиано у Игнаца Мошелеса, известного композитора и пианиста-виртуоза, а позже, зарабатывая на жизнь, дала несколько концертов в Англии и других странах.

Согласно Л. С. Клейну Блаватская путешествовала по «Греции, Малой Азии, наконец, по Индии (была в пути до 1851 г.) и несколько раз неудачно пыталась проникнуть в Тибет».

В 1851 году в день своего рождения (12 августа), в Гайд-парке (Лондон), как утверждала сама Е. П. Блаватская, она впервые встретилась с индусом-раджпутом Морией, которого прежде видела в своих снах и грёзах.

Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Е. П. Блаватской передает подробности этого разговора, в котором Мория сказал, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи».

По мнению Кеннета Джонсона, на ранние представления Блаватской о Мории и других её оккультных учителях повлияло франкмасонство.

Покинув Англию, Е. П. Блаватская отправилась в Канаду, затем в Мексику, Центральную и Южную Америку, а оттуда направилась в Индию, куда прибыла в 1852 году.

Елена Петровна вспоминала, что «пробыла там около двух лет, путешествуя и каждый месяц получая деньги - понятия не имея, от кого; и добросовестно следовала по маршруту, который мне указывали. Я получала письма от этого индуса, но ни разу не видела его за два эти года». Хотя, Н. Л. Пушкарёва отмечает, что всё это время путешествий Блаватская жила «на деньги, которые ей присылали родственники». Согласно Н. Л. Пушкарёвой, в 1855 году Блаватская проникла в Тибет, где с помощью Мории прошла первое обучение .

Согласно Колумбийской энциклопедии, Блаватская пробыла в Тибете 7 лет, где изучала оккультизм.

Из Индии Е. П. Блаватская снова вернулась в Лондон, где, как сообщает В. П. Желиховская, «приобретя известность своим музыкальным талантом, ...была членом филармонического общества». Здесь же, в Лондоне, как утверждала сама Елена Петровна, она в очередной раз встретилась со своим Учителем.

После этой встречи она направляется в Нью-Йорк. Там возобновляет знакомство с А. Росоном. Из Нью-Йорка, как сообщает Синнетт, Е. П. Блаватская отправилась «сначала в Чикаго, ...а потом - на Дальний Запад и через Скалистые горы с караванами переселенцев, пока наконец не остановилась на некоторое время в Сан-Франциско», откуда в 1855 или 1856 году отплыла через Тихий океан на Дальний Восток. Через Японию и Сингапур достигла Калькутты.

В 1858 году Е. П. Блаватская провела несколько месяцев во Франции и Германии, а затем направилась в Псков к родственникам. В России Е. П. Блаватская устраивала спиритические сеансы, пристрастив к этому занятию петербургское общество.

В мае 1859 года семья переехала в село Ругодево Новоржевского уезда, где Е. П. Блаватская прожила почти год. Пребывание Блаватской в Ругодево закончилось её сильной болезнью, оправившись же от болезни, весной 1860 года она вместе с сестрой отправилась на Кавказ в гости к деду и бабушке.

В 1860-1863 годах путешествовала по Кавказу.

По данным Л. С. Клейна, Блаватская с 1853 года не путешествовала и на десять лет осела сначала у родных в Одессе, затем в Тифлисе. По его мнению, она продолжила свои путешествия с 1863 года, странствуя по Индии и проникнув в Тибет.

Из России в 1863 году Е. П. Блаватская снова отправилась в путешествие посетив Сирию, Египет, Италию и Балканы. Л. С. Клейн также отмечает, что «с 1863 г. Блаватская снова в странствиях по Индии, проникает, наконец, в Тибет. На эти странствия уходит ещё десять лет - до 1872 г.».

В это же время, потерпев кораблекрушение, Блаватская смогла добраться до города Каира, где основала своё первое «Спиритическое общество» (фр. Societe Spirite) , которое просуществовало недолго.

В 1867 году она несколько месяцев путешествует по Венгрии и Балканам, посетила Венецию, Флоренцию и Ментан. По данным Нандора Фодора, переодетая в мужскую одежду, 3 ноября 1867 года она участвовала в битве при Ментане на стороне гарибальдийцев .

В начале 1868 года, оправившись от ранений, Е. П. Блаватская прибыла во Флоренцию. Затем отправилась через Северную Италию и Балканы, а оттуда в Константинополь и далее в Индию и Тибет. Позже, отвечая на вопрос, зачем она поехала в Тибет, Е. П. Блаватская отмечала: «Действительно, совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, "что таятся в каждой человеческой душе"; но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряжённейшего изучения под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность, но и стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель, и в таком месте, где сама природа, как и неофит, сохраняет совершенный и ненарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где атмосфера и человеческий магнетизм совершенно чисты и - где никогда не проливают кровь животных» .

По свидетельству биографов, её путь пролегал в монастырь Ташилунпо (рядом с Шигадзе). Своё пребывание в Ташилунпо и Шигадзе подтверждала и сама Блаватская.

В одном из писем она описывала своему корреспонденту уединённый храм Таши-ламы около Шигадзе.

Со слов Е. П. Блаватской, как утверждает С. Крэнстон, не известно была ли она в это время в Лхасе, однако В. П. Желиховская утверждала: «достоверно, что она (Е. П. Б.) бывала в Лассах (Лхасе), столице Тибета, и в главном его религиозном центре Чикадзе (Шигадзе)... и на Каракорумских горах в Куэнлуне. Её живые о них рассказы много раз мне это доказывали».

Последний период своего пребывания в Тибете Е. П. Блаватская, как отмечают биографы, провела в доме своего Учителя К. Х. и с его помощью получила доступ в несколько ламаистских монастырей, которые ранее никогда не посещал европеец.

В письме от 2 октября 1881 года она сообщала М. Холлис-Биллинг, что дом Учителя К. Х. «находится в области гор Каракорума, за Ладаком, который в Малом Тибете и относится сейчас к Кашмиру. Это большое деревянное здание в китайском стиле, похожее на пагоду, расположенное между озером и красивой горой» .

Исследователи считают, что именно во время этого пребывания в Тибете Е. П. Блаватская начала изучать тексты, вошедшие в «Голос Безмолвия» . Л. С. Клейн по этому поводу замечает, что «в Тибете она, по её словам, прошла посвящение в оккультные мистерии».

В 1927 году один из крупных современных исследователей Тибета и его философии У. И. Эванс-Венц в предисловии к своему переводу «Тибетской Книги Мертвых» писал: «Что касается эзотерического значения сорок девятого дня Бардо, то посмотрите об этом в "Тайной Доктрине" Е. П. Блаватской (Лондон, 1888, т.1, с.238, 411; т.2, с. 617, 628). Покойный лама Кази Дава Самдуп полагал, что несмотря на недоброжелательную критику трудов Е. П. Блаватской, у этого автора имеются бесспорные доказательства того, что она хорошо была знакома с высочайшим ламаистским учением, для чего ей потребовалось получить посвящение».

Ланкийский буддолог Гунапала Малаласекара, основатель и президент Всемирного братства буддистов писал о Блаватской: «Не подлежит сомнению её знакомство с тибетским буддизмом, а также с эзотерическими буддийскими практиками».

Японский философ и буддолог Дайсэцу Судзуки считал, что «несомненно, г-жа Блаватская каким-то образом была посвящена в более глубокие положения учения Махаяны...».

После почти трёхлетнего пребывания в Тибете Е. П. Блаватская отправилась в путешествие по Ближнему Востоку. Была на Кипре и в Греции.

В начале 70-х гг. XIX века Блаватская начинает проповедническую деятельность.

В 1871 году во время путешествия из порта Пирей в Египет на пароходе «Эвномия» произошёл взрыв порохового погреба, и корабль был разрушен. 30 пассажиров погибли. Е. П. Блаватская избежала ранения, но осталась без багажа и денег.

В 1871 году Блаватская прибыла в Каир, где организовала Спиритическое общество (Societe Spirite) для исследования и изучения психических явлений. Вскоре общество оказалось в центре финансового скандала и было распущено.

Елена Блаватская - медиум и предсказательница

После отъезда из Каира Блаватская через Сирию, Палестину и Константинополь в июле 1872 года добирается до Одессы и проводит там девять месяцев.

С. Ю. Витте вспоминает, что Блаватская, «поселившись в Одессе... сначала открывает магазин и фабрику чернил, а потом цветочный магазин (магазин искусственных цветов). В это время она довольно часто заходила к моей матери... Когда я познакомился ближе с ней, то был поражён её громаднейшим талантом всё схватывать самым быстрым образом... многократно, на моих глазах, она писала длиннейшие письма стихами своим знакомым и родным... В сущности она была очень незлобливым, добрым человеком. Она обладала такими громаднейшими голубыми глазами, каких я никогда в жизни ни у кого не видел».

Из Одессы в апреле 1873 года Е. П. Блаватская направилась в Бухарест навестить свою подругу, а затем в Париж, где остановилась у своего двоюродного брата Николая Гана. В конце июня того же года взяла билет до Нью-Йорка. Г. С. Олкотт и графиня К. Вахтмейстер сообщают, что в Гавре Е. П. Блаватская, увидев бедную женщину с двумя детьми, которые не могли заплатить за проезд, обменяла свой билет первого класса на четыре билета третьего и отправилась в двухнедельное плавание третьим классом.

Теософское общество Блаватской

В 1873 году Е. П. Блаватская уезжает в Париж, затем в США, где знакомится с людьми увлекающимися спиритизмом, в том числе с полковником Генри Стил Олкоттом, который в 1875 году вместе с ней стал одним из создателей Теософского общества.

3 апреля 1875 года оформила номинальный брак с жившим в Нью-Йорке грузином Михаилом / Майклом Бетанелли (Michael C. Betanelly), с которым развелась через три года.

8 июля 1878 года она приняла американское гражданство. New York Times по этому поводу писала: «Мадам Елена П. Блаватская была натурализована судьёй Лэрримором по гражданскому делу в особом порядке вчера»(англ. Mme. Helen P. Blavatsky was naturalized by Judge Larremore in the Special Term of the Common Pleas yesterday.)

В феврале 1879 года (по данным Колумбийской энциклопедии в 1878) Блаватская и Олькотт отбыли в Бомбей, в Индию. Воспоминания Е. П. Блаватской о пребывании в Индии с 1879 года были опубликованы в книге , в написании которой Блаватская проявила крупный литературный талант. Книга составлена из очерков, написанных ею в период с 1879 по 1886 год под псевдонимом «Радда-Бай» и впервые появившихся в российской газете «Московские ведомости», редактором которой был известный публицист М. Н. Катков. Статьи вызвали большой интерес у читающей публики, поэтому М. Н. Катков переиздал их в приложении к Русскому вестнику, а потом опубликовал новые письма, написанные специально для этого журнала.

В 1892 году книга была частично, а в 1975 году полностью переведена на английский язык.

В книге «Из пещер и дебрей Индостана» в литературной форме описаны путешествия Блаватской и Олькотта с индусскими друзьями, в том числе с Такур Гулаб-Сингом, предполагаемым учителем Блаватской.

В 1880 году Блаватская посетила буддийского монаха на Цейлоне, у которого приняла прибежище в трёх драгоценностях и пять обетов, тем самым став буддисткой.

В 1882 году Блаватской и Олкоттом была создана штаб-квартира в Адьяре (ныне - Теософское общество Адьяр), неподалёку от Мадраса.

Вскоре они познакомились с Альфредом Синнеттом (Alfred Percy Sinnett), в то время редактором правительственной аллахабадской газеты The Pioneer. Синнетт всерьёз заинтересовался деятельностью Общества. Используя медиумическое посредничество Е. П. Блаватской, он начал переписку с махатмами. Сам Синнетт считал, что ценность писем была значительно уменьшена таким посредничеством, и потому был против их публикации в полном объёме, отобрав для обнародования лишь те отрывки, которые, по его мнению, достаточно точно отражали мысли махатм.

Теософское общество в Индии собрало достаточно большое число последователей.

С 1879 по 1888 год Блаватская также была редактором журнала «Теософ» (англ. The Theosophist ).

Утверждая, что обладает сверхъестественными способностями, Блаватская совершила поездки в Лондон и Париж, и в 1884 году была обвинена индийскими СМИ в шарлатанстве .

Кто Вы, мадам Блаватская?

Вскоре после обвинения в мошенничестве в 1885 году покинула Индию вследствие ухудшившегося здоровья.

После этого около двух лет она жила в Германии и Бельгии, работая над книгой «Тайная доктрина» , затем, переехав в Лондон, занялась изданием первых двух томов «Тайной доктрины» (1888), продолжая работу над третьим томом и другими книгами и статьями. В это время были написаны работы «Голос безмолвия» (1889) и «Ключ к теософии» (1889).

Умерла 8 мая 1891 года, переболев гриппом. Тело её было кремировано, а пепел разделён между тремя центрами теософского движения, расположенными в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре, близ Мадраса (с 1895 года здесь находится штаб-квартира Теософского Общества Адьяр).

День смерти Е. П. Блаватской отмечается её последователями как «день Белого Лотоса» .

Учение Блаватской

В России письма Е. П. Блаватской о её путешествиях, под заглавиями «Из пещер и дебрей Индостана» и «Племена Голубых гор» , были опубликованы под псевдонимом «Радда-Бай». В них Блаватская проявила крупный литературный талант.

В 1875 году Е. П. Блаватская начала писать Isis Unveiled («Разоблаченная Изида» , 1877), где выступила с критикой науки и религии и заявила, что с помощью мистицизма можно получить достоверные знания. Первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение 10 дней.

Книга вызвала противоречивую реакцию критиков и общества. По мнению рецензента нью-йоркской газеты «New York Herald», книга являлась одним из «выдающихся творений века». В. П. Желиховская, сестра Е. П. Блаватской, в своей книге «Радда-Бай (правда о Блаватской)» пишет, что «Первый её капитальный труд "Разоблаченная Изида" вызвал сотни лестных отзывов в американской, а позже и в европейской прессе» и приводит мнение архиепископа армян преосвященного Айвазовского (брата выдающегося живописца, умершего в 1880 году в Тифлисе). По её свидетельству, Айвазовский написал ей, что «выше феномена появления такого сочинения из-под пера женщины» - и быть не может.

В «The Republican» работа Блаватской была названа «большим блюдом объедков», «The Sun» - «выброшенным мусором», а рецензент «New York Tribune» писал: «Знания Е. П. Блаватской грубы и не переварены, её невразумительный пересказ брахманизма и буддизма скорее основан на предположениях, чем на информированности автора».

В этом же году в Нью-Йорке вместе с Г. С. Олкоттом и У. К. Джаджем основала Теософическое общество, которое провозгласило следующие цели:

Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания;
Способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, принадлежащих к брахманистской, буддийской и зороастрийской философиям;
Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке.

В 1888 году написала свой главный труд «Тайная Доктрина», имеющий подзаголовок: «Синтез науки, религии и философии».

Е. Л. Митюгова пишет, что теософия Блаватской в её интерпретации «есть попытка объединить в универсальное учение все религии через раскрытие общности их глубинной сути и обнаружение тождественности смыслов их символов, все философии (включая эзотерические), все науки (включая оккультные), ибо "божественная мудрость выше человеческих разделений"».

В «Кратком философском словаре» авторы статьи о Блаватской пишут, что «учение Блаватской - теософия - ставило целью спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий, раскрыть их единую основу, указать человеку его законное место во Вселенной. В учении отрицалось существование антропоморфного бога-творца и утверждалась вера в универсальный божественный принцип - Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворённой. Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины».

В. С. Соловьёв видел в теософии приспособление буддизма к потребностям европейского атеистического мышления". В «Русском обозрении» за август 1890 г. Вл. Соловьев опубликовал статью с критической рецензией книги Е. П. Блаватской «Ключ к Теософии». Е. П. Блаватская основала периодическое издание «Lucifer» и являлась его редактором совместно с Анни Безант вплоть до своей смерти в мае 1891 года.

В. П. Желиховская приводит фрагмент из письма Е. П. Блаватской с объяснением этого названия. "Что вы на меня напали за то, что я свой журнал Люцифером назвала? Это прекрасное название. Lux, Lucis - свет; ferre - носить: «Носитель света» - чего же лучше?.. Это только благодаря мильтоновскому «Потерянному раю» Lucifer стал синонимом падшего духа. Первым честным делом моего журнала будет снять поклеп недоразумения с этого имени, которым древние христиане называли Христа. Эасфорос -греков, Люцифер - римлян, ведь это название звезды утра, провозвестницы яркого света солнечного. Разве сам Христос не сказал о себе: «Я, Иисус, звезда утренняя» («Откров. Св. Иоанна XXI I ст. 16)?.. Пусть и журнал наш будет, как бледная, чистая звезда зари предвещать яркий рассвет правды -слияние всех толкований по букве, в единый, по духу, свет истины!».

По инициативе Епископальной церкви США в Лондоне произошло несколько встреч. Однако, по утверждению В. П. Желиховской, письмо, написанное Е. П. Блаватской в журнале «Lucifer» под заглавием «Lucifer to the Archbishop of Canterbury», прекратило конфликт. В. П. Желиховская пишет, что примас Англии заявил, что это письмо принесло «если не учению теософистов, то его проповеднице полную симпатию и уважение», а также, что после этого на встречах Теософского общества стало бывать духовенство. По её сведениям, их посещала супруга епископа Кентерберийского.

Елена Блаватская. Влюбленная в призрака

В своей автобиографической книге «Моя жизнь» отмечал, что на его мировоззрение оказали влияние личное общение с членами Теософского общества и чтение трудов Е. П. Блаватской.

«К концу второго года пребывания в Англии я познакомился с двумя теософами, которые были братьями и оба холостяками. Они заговорили со мной о «Гите». Они читали «Небесную песнь» в переводе Эдвина Арнолда и предложили мне почитать вместе с ними подлинник. Было стыдно признаться, что я не читал этой божественной поэмы ни на санскрите, ни на гуджарати. Но я вынужден был сказать, что не читал «Гиты» и с удовольствием прочту её вместе с ними... Мы начали читать «Гиту»... Книга показалась мне бесценной. Со временем я еще более укрепился в своем мнении и теперь считаю эту книгу главным источником познания истины... Братья рекомендовали мне прочесть также «Свет Азии» Эдвина Арнолда, которого я до того знал только как автора «Небесной песни». Я прочел эту книгу с еще большим интересом, чем «Бхагаватгиту». Начав читать, я уже не мог оторваться. Они свели меня также в ложу Блаватской и там познакомили с м-м Блаватской… Помнится, по настоянию братьев я прочел «Ключ к теософии» м-м Блаватской. Книга эта вызвала во мне желание читать книги по индуизму. Я не верил больше миссионерам, утверждавшим, что индуизм полон предрассудков», - указывал Махатма Ганди.

Согласно книге публициста и политолога Ксении Мяло, Махатма Ганди говорил, что для него было бы радостью «коснуться края одежд госпожи Блаватской».

В 1927 году администрация Панчен-ламы IX Тубден Чокьи Ньима (Tub-ten Chö-gyi Nyima) (1883-1937) помогла Китайскому обществу исследования буддизма в Пекине опубликовать книгу Е. П. Блаватской «Голос Безмолвия». Книга была дополнена посланием самого Панчен-ламы IX, специально для этого им написанным:

«Все существа желают освободиться от страданий.
Посему ищите причины страданий и устраняйте их.
На этом пути достигается освобождение от страданий.
Посему побуждайте все существа ступить на этот путь».

В 1989 году, в ознаменование сотой годовщины выхода в свет книги «Голос Безмолвия» Блаватской, было выпущено юбилейное издание, предисловие для которого написал Далай-лама XIV. В предисловии, озаглавленном «Путь Бодхисаттвы», Далай-лама XIV писал: «Я думаю, что эта книга оказала сильное влияние на многих людей, которые искренне ищут и стремятся приобщиться к мудрости и состраданию Пути Бодхисаттвы. Я от всей души приветствую это юбилейное издание и выражаю надежду, что оно поможет ещё очень и очень многим».

Далай-лама XIV на официальной встрече сказал, что буддийские богословы высоко ценят труды Е. П. Блаватской.

В 1991 году киностудией «Центрнаучфильм» был снят фильм «Кто вы, мадам Блаватская?». Главную роль в фильме сыграла Народная артистка Российской Федерации Ирина Муравьёва.

Распространено мнение о том, что 1991 год был якобы объявлен ЮНЕСКО годом памяти Елены Петровны Блаватской. Например, это указано на первых страницах «Тайной Доктрины» Блаватской, напечатанной в издательстве «Наука» в 1991 году и в 1992 году в журнале «Вестник Российской академии наук». Однако ссылок на официальные документы ЮНЕСКО, подтверждающие факт, в этих источниках не приводится. Существуют свидетельства ряда лиц, направлявших в ЮНЕСКО запросы с просьбами подтвердить или опровергнуть эту информацию, и приводящих тексты полученных от ЮНЕСКО официальных писем, в которых говорилось, что «ЮНЕСКО вообще не объявляет никакие "Годы"» и занимается лишь составлением Календаря памятных дат.

В Календаре памятных дат ЮНЕСКО на 1990-1991 годы, который был составлен в 1989 году, имя Е. П. Блаватской не фигурирует.

Все работы Е. П. Блаватской по-прежнему переиздаются, подчас в нескольких редакциях. Её сочинения переведены на многие европейские языки, а также на иврит, арабский, тамильский, хинди, китайский, японский, вьетнамский и многие другие языки.

В 1975 году правительством Индии была выпущена памятная марка, посвященная 100-летию основания Теософского общества. На марке изображена печать Общества и его девиз: «Нет религии выше истины».

Также Г. Тиллетт писал, что концепция Учителей, или махатм, представленная Блаватской, «является сплавом западных и восточных идей; по её словам, местонахождение большинства из них было связано с Индией или Тибетом. И она, и полковник Олкотт утверждали, что видели махатм и общались с ними. В западном же оккультизме идея „сверхчеловека“ была связана, в частности, с братствами, основанными Мартинесом де Паскуалли и Луи-Клодом де Сен-Мартеном ».

  • «To form a nucleus of the Universal Brotherhood of Humanity without distinction of race, creed, sex, caste, or color».
  • «Значительная часть книг досталась бабушке Елене Павловне в наследство от её отца князя Павла Васильевича Долгорукова и деда по матери Адольфа Францевича Бандре дю Плесси».
  • «В библиотеку входила большая коллекция книг (несколько сотен) по алхимии, магии и другим оккультным наукам. Эти книги составляли обязательный круг чтения мало-мальски образованного русского масона… Можно себе представить, какое это было увлекательное чтение для девочки, свободно и непринуждённо общавшейся с представителями потустороннего мира. Сама Блаватская признавалась, что она перечитала все эти книги с острейшим интересом до пятнадцати лет».
  • «Согласие Лёли на брак с Блаватским было импульсивным решением».
  • С. Ю. Витте писал, что семейство Фадеевых узнало из газет, что Блаватская «даёт в Лондоне и Париже концерты на фортепиано».
  • «Судя по самым ранним её воспоминаниям, она иногда видела около себя своего покровителя. С раннего детства этот образ господствовал в её воображении. Он был всегда одним и тем же, его черты никогда не менялись; настало время, когда она повстречала его в облике живого человека и мгновенно узнала его, словно при нём выросла».
  • «С этого времени жизнь Блаватской приобрела новый смысл и значение. Если прежде она была в одиночестве, то теперь её брал под опеку человек, достигший высочайшего уровня духовности. И не просто помогал ей, а делал своим доверенным лицом, местоблюстительницей Гималайского братства в так называемом цивилизованном обществе».
  • А. Н. Сенкевич писал, что индийские путевые очерки, в которых Блаватская «демонстрирует завидную эрудицию и живость ума», имели в России ошеломительный успех: «В определённом смысле её книга - страноведческая энциклопедия, и по сей день не потерявшая своего научного значения. Вместе с тем стремление раскрыть Индию „изнутри“, через людей, с которыми судьба свела Блаватскую, придаёт книге по сравнению с обычными путевыми очерками особенный, совершенно новый характер психологического документа, отражающего многие грани индийского духовного мира, специфику жизни традиционного индийского общества».
  • «To most Theosophists the existence of the Masters and the contents of their teaching form the very corner-stone of their systematic faith. And ultimately they point to the wisdom and spirituality displayed in the Letters themselves as being sufficient vindication of that faith».
  • «The originals of the Mahatma letters are deposited in the Manuscripts Department of the British Library in London. A.P. Sinnett had based his books The Occult World (1881) and Esoteric Buddhism (1883) on the letters he had received».
  • «A. Trevor Barker had published the collection of The Mahatma Letters to A.P. Sinnett in 1923, much to the horror of Theosophists who, as anxious as they were to have access to these documents, considered them too sacred to be made available to the public at large».
  • С другой стороны, Вл. Соловьёв нисколько не сомневался в реальном существовании тибетских махатм: «Как могла г-жа Блаватская выдумать тибетское братство, или духовный орден келанов, когда о существовании и характере этого братства можно найти положительные и достоверные известия в книге французского миссионера Гюка , бывшего в Тибете в начале сороковых годов, значит за тридцать с лишком лет до основания теософического общества». - Соловьёв Вл. С. Рецензия на книгу Е. П. Блаватской «The Key to Theosophy» , 1890.
  • «Amongst the kinds of unusual experiences noted in the early life of Helena Petrovna von Hahn were phenomena that would appear to largely derive from spontaneous creative and imaginative activities. There are a number of anecdotes and recollections dealing with her story telling, hypersensitivity to objects and environment, conviction that there was a fluidic continuum between the worlds of the living and the dead, and that nature in its entirety was dynamically alive and active. For instance, there are recollections about her picking up stones, fossils, stuffed animals, and creating elaborate spellbinding narratives about their origins, histories, destinies, spanning millennia and successive incarnations. She also was found apparently conducting hypnotic experiments on pigeons during this time, as well as claiming to experience a variety of visions and unusual occurrences».
  • «She wrote in a letter to a relative: "The last vestige of my psycho-physical weakness is gone, to return no more. I am cleansed and purified of that dreadful attraction to myself of stray spooks and ethereal affinities. I am free, free, thanks to Those whom I now bless at every hour of my life." (Her Guardians in Tibet).
    Madame Jelihowsky writes too:
    "After her extraordinary and protracted illness at Tiflis she seemed to defy and subject the manifestations entirely to her will. In short, it is the firm belief of all that there where a less strong nature would have been surely wrecked in the struggle, her indomitable will found somehow or other the means of subjecting the world of the invisibles – to the denizens of which she had ever refused the name of "spirits" and souls – to her own control."».
  • «Eventually, the seemingly spontaneous and random manifestations of psychic energies diminished. Instead, Blavatsky now appeared to be more in control, or, at least, cognizant of, the forces of her own psyche».
  • «Блаватская не относила себя к спиритам, которых считала слепцами, принуждёнными пользоваться глазами других, чтобы познать недоступные им вещи».
  • «Разоблачённая Изида» создавалась также необычно: «Иногда же Учитель завладевал её телом и писал её рукой. Спору нет, эта помощь была очень актуальна, поскольку речь идёт о книге объёмом в полмиллиона слов. В таких случаях Олкотт наблюдал поразительные изменения в почерке Блаватской».
  • Тиллетт описал два случая доставки оккультным способом писем из Тибета: в Лондоне (в доме одного из теософов) и в вагоне идущего поезда.
  • А. Н. Сенкевич писал, что книга Соловьёва представляла собой «уничижительный памфлет, направленный против Блаватской и надолго определивший неприязненное отношение к ней в России. В этой книге Соловьёв совершенно не верит Блаватской и не понимает, для чего ей понадобилось морочить людям голову… На защиту доброго имени Елены Петровны после её смерти встала сестра, Вера Петровна Желиховская».
  • В свою очередь, д-р Калнитски писал, что скандальная известность и загадочная привлекательность Блаватской были увековечены её репутацией и усилены её
  • Мадам Блаватская не нуждается в представлении для всех, кто интересуется эзотерикой. Эта загадочная женщина навсегда вписала свое имя в историю мистики. Блаватская – основательница теософского общества, втор таких нашумевших и монументальных трудов как «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина», которые еще при ее жизни стали считать классикой, активная пропагандистская оккультизма и так далее и тому подобное. Но кто же она была на самом деле, ведь некоторые считают, что она была не той, за кого себя выдавала.

    Детство и юность Блаватской

    Елена Петровна Блаватская (в девичестве Ган) родилась 31 июля (12 августа) 1831 в Екатеринославле, который в последствие будет переименован в Днепропетровск.

    Как и многие одаренные мистики, Блаватская с юных лет очень выделялась на фоне своих сверстников тем, что обладала экстраординарными психическими способностями, которыми поражала не только своих сверстников, но и родственников. А наряду с этим, Блаватская поражала всех и своими интеллектуальными способностями, в частности она легко осваивал иностранные языки, превосходно играла на фортепиано и рисовала и так далее.

    Также юную Елену Блаватскую отличал и чрезмерно свободолюбивый нрав – она не признавала никаких авторитетов и была крайне своевольна. Плюс ко всему Блаватская была еще дерзкой и решительной особой, поэтому не раз отваживалась гарцевать на полуобъезженых лошадях и славилась как превосходная наездница.


    Замужество Блаватской

    Елена Блаватская вышла замуж в восемнадцать лет за уже не молодого вице-губернатором Еревана Никифора Васильевича Блаватского. Судя по всему, этот быстрый и ранний брак был продиктован желанием поскорее освободиться от родительской опеки и начать вести взрослую и независимую жизнь. Именно поэтому Блаватская и сама серьезно не воспринимала свое замужество, так что, скорее всего, этот брак был фиктивным.

    Судьбоносная встреча Блаватской и Учителя

    Практически сразу после свадьбы, Елена Блаватская отправляется путешествовать в Турцию, Египет, Грецию и так далее. А через два года такой кочующей жизни она оказывается в Лондоне, где и встречается с загадочной личностью, видения о котором ее посещали еще в детстве. Это был посвященный, учитель Морью, который впоследствии стал известен среди теософов, как просто «М». Он становиться наставником Блаватской в ее духовных и оккультных исканиях.

    Новые путешествия Блаватской

    После судьбоносной встречи с учителем, Блаватская вновь отправляется в путешествия. На этот раз ее путь лежит в Канаду, потому по города Америки, Мексике, и еще дальше - острова Вест-Индия, Индия, Цейлон и Ява.

    После этого она возвращается на короткое время в Англию для короткой передышки, а на следующий год вновь возобновляет свои путешествия. Теперь она посещает Японию, а там, через Кашмир и Ладакх в Тибет – в страну ее мечты. Считается, что именно там она проходила свое таинственное оккультное обучение и была посвящена во множество удивительных эзотерических тайн.


    Возвращение Блаватской на родину и новые путешествия

    В 1858 году Блаватской возвращается из Тибета в Европу, где посещает Францию и Германию, а оттуда прямиком домой в Псков к своей сестре. Но и там она задерживается не на долго, и снова отправляется в трехлетнее странствие по Кавказу. А после него ее путь лежит еще дальше - Балканы, Египту, Сирии и Италии. Некоторые исследователи говорят, что тогда она еще раз попадает в Тибет, но так ли это или нет, никто не знает, потому что большая часть ее путешествий покрыта вуалью тайн и загадочности.


    Финал путешествий Блаватской

    Практически непрерывная череда путешествий Блаватской, как и целая часть ее жизни заканчивается в 1870 году, когда корабль, на котором она плыла из Греции в Египет, потерпел кораблекрушение, а Блаватская чудом спаслась от неминуемой гибели. Это становится поворотным моментом ее жизни. В результате она основывает общество «Societe Spirite», которое, правда, не смогло долго просуществовать.

    Начало нового «Начала» Блаватской

    Елена Блаватская после своих странствий на некоторое время возвращается погостить у своих родных в Одессе, а потом весной 1873 года вновь едет в Париж и оттуда уже в Нью-Йорк. На тот период Блаватской исполнилось 42 года и как утверждают современники она уже обладала полностью развитыми оккультными и психическими способностями. Одним словом, она была полностью готова выполнить возложенную на нее миссию, как писала сама Блаватская: «Я была послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритуалистической теории относительно духов».

    Помощник Елены Блаватской

    В Нью-Йорке Елена Блаватская знакомиться с полковником Генри Стила Олькоттом, который станет ее надежным помощником. А также с ирландцем Уилльям Куон Джаджом, которому тоже предстоит сыграть важную роль в теософическом движении.


    Блаватская и создание Теософского общества

    И, наконец. После долгих странствий, обучения, размышлений и организаторских действий, 7-го сентября 1875 года «троица» в лице Блаватской, Олькотта и Джаджа, создают Теософское Общество. Хотя официальной датой основания считается 17 ноября 1875 года, когда Олькотт известил общественность о появлении Теософского Общества.

    Целью и задачами Теософского Общества является распространению древних оккультных учений и Мудрости.

    «Разоблаченная Изида» - первый «классический» литературный труд Блаватской

    Спустя два года после основания Теософского общества, а именно в сентябре 1877 в нью-йоркском издательстве «J.W. Bouton"a» выходит в свет первый монументальный труд Е.П. Блаватской под названием «Разоблаченная Изида», сыскавший впоследствии всемирную славу и имевший просто фантастический успех. Даже первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней!

    И дело не только в популярности книги, как таковой. Сколько в том. какой переворот в умах многих людей она совершила, заставила по новому взглянуть на мир. Жизнь, эзотерические традиции и так далее. «Разоблаченная Изида» стала тем камнем, который вызвал не просто «круги на воде». А поднял цунами невероятных размеров и силы. Началась волна увлечения теософией.

    Сама же по себе книга, в принципе, несла всего лишь одно послание, которое заключалось в раскрытии природы и происхождение магии, оккультизма и эзотерики из одного источника. Иными словами, Блаватская говорила о том, что все разнообразие мистики и религии – это «ручьи», вытекающие из одного родника.


    Важное событие в жизни Блаватской

    Через год, после выхода книги «Разоблаченная Изида» судьба сделала Елене Блаватской «подарок» - 8 июля 1878 года она стала первой русской женщиной, получившей американское гражданство.

    Штаб-квартира Теософского общества

    Спустя три года после официального основания Теософского общества, Елена Блаватская и полковник Олкотт отправились в Индию в город Бомбей, где создали штаб-квартиру своей организации. Там же они знакомятся с еще одной выдающейся личностью в мире эзотерики - Алфредом Перси Синнеттом, редактором газеты «The Pioneer». Впоследствии, непосредственно при его участии, Теософское Общество в мае 1882 года переезжает в поместье в Адьяре, близ Мадраса, которое специально было куплено для штаб-квартиры Теософского Общества.

    Переписка Блаватской с махатмами

    Знакомство с Синнетом действительно было важной вехой в жизни Елены Блаватской, так как именно через него она установила переписку с «тайными» адептами - Учителем Морьей и Учителем Кут Хуми. Эта переписка велась с 1880 по 1884 год. Впоследствии некоторая часть этих писем была приведена в книге Синнета «Письма Махатм к А. П. Синнетту». Оригиналы этих писем хранятся в Британском музее как большая ценность.

    Журнал Блаватской «Теософист»

    В октябре 1879 году Блаватская вместе со своими соратниками приступает к изданию первого теософского журнала «The Theosophist», который выходит и по сей день. В журнале печатаются статьи на различные теософские темы. Также, как и книги Блаватской, журнал становится очень популярным.


    «Тайная Доктрина» Блаватской

    В 1884 году здоровье Елены Блаватской резко ухудшилось, и она переезжает в Европу, в город Эльберфельд, где приступает к работе над еще одним своим фундаментальным и выдающимся трудом – «Тайной Доктриной», которому также суждено было снискать мировую славу и признание.

    Труд в двух огромных томах был закончен через 4 года.


    Блаватская и журнал «Люцифер»

    К сожалению, пока Елена Блаватская плотно работала над «Тайной Доктриной», вокруг ее и Теософского общества, а также журнала «Теософист» разрастались различные склоки, в результате она полностью потеряла контроль над журналом. Но это хоть и расстроило Блаватскую, но не стало причиной для поражения. Поэтому она основывает в Лондоне новый эзотерический журнал – «Люцифер», о котором Блаватская писала, что он задуман «осветить предметы, сокрытые во мраке». В свет вышло двадцать номеров «Люцифера», а потом на его смену пришел журнал «The Theosophical Review».

    Елена Блаватская признана величайшим оккультистом Запада, а ее “Тайная доктрина” до сих пор обсуждается в высших кругах! Что же это была за женщина?

    1. Детство Елены Блаватской
    2. Какими сверхспособностями владела Блаватская?
    3. Странствия Елены Блаватской
    4. Дальнейшая судьба и развитие сверхспособностей
    5. «Тайная доктрина» Елены Блаватской

    Детство Елены Блаватской

    Елена фон Хан родилась в семье аристократов на юге Российской империи в Екатеринославле (сейчас Днепр, Украина) 12 августа в 1831 году.

    Ее родителями были Петер фон Хана и одаренная русская писательница Елена Фадеева, родословная которой начиналась от самих Рюриков. Мать умерла, когда девочке было около одиннадцати лет, и ей пришлось переехать жить к дедушке, которого на тот момент назначили губернатором Саратовской губернии.

    С раннего детства Елена Блаватская выделялась среди других детей!

    Ее экстрасенсорные способности и таланты не раз удивляли и восхищали семью. Также она имела исключительные способности к иностранным языкам, была талантливой пианисткой и художницей, великолепной и бесстрашной наездницей.

    Какими сверхспособностями владела Блаватская?

    С юных лет Елена Блаватская рассказывала своим домашним, что постоянно видит различных существ, призраков и слышит загадочные и красивые звуки. Особо часто она упоминала о важном и благородном индусе, которого она видела, как во сне, так и наяву. Она уверяла, что это Хранитель, который убережет ее от многих бед и несчастий.

    Через несколько лет выяснилось, что этот индус не кто иной, как Махатма Мориа¹, ее духовный Учитель.

    Их знакомство состоялось в 1852 году в Лондоне. Махатма Мориа сказал Елене, что ему нужна ее помощь, что ей следует приехать в Тибет и провести там три года.

    Психические способности Блаватской до сих пор ставят под сомнение, хотя очевидцы говорили, что она неоднократно:

    • предсказывала будущие события,
    • могла читать нераспечатанные письма,
    • бесконтактно двигать предметы и т.д.

    Блаватская одной из первых предсказала:

    • появление ядерного оружия,
    • начало войны,
    • предвидела многочисленные открытия и изобретения в области физики,
    • говорила о покорении Космоса в XX веке.

    Также она говорила, что у Солнца есть пульс, как и у сердца человека, но с промежутком в одиннадцать лет. Это предположение позже было научно доказано Александром Чижевским².

    Одно из ее предсказаний гласит, что настанет время, когда русский народ заинтересуется буддизмом, реинкарнацией³, кармой и вегетарианством.

    Странствия Елены Блаватской

    Стремясь выйти из-под опеки отца, Блаватская решила выйти замуж в восемнадцать лет за сорокалетнего вице-губернатора Эриванской провинции Н. Блаватского, но спустя три месяца убежала от мужа. Так и начались ее бесчисленные странствия.

    На протяжении жизни Елена Блаватская побывала почти во всех развитых странах мира, ей дважды удалось совершить путешествие вокруг земного шара, и она стала одной из первых русских женщин, которым удалось получить гражданство в Соединенных штатах.

    Дальнейшая судьба и развитие сверхспособностей

    Первое путешествие в Тибет 1852 г. было неудачным, ей пришлось вернуться в Англию и, спустя год, снова уехать в Штаты. Осенью 1855 года Блаватской удалось добраться до Кашмира⁴ и Ладакха⁵, а оттуда уже в Тибет.

    В горной стране она прожила три года, получая оккультные знания от своего Учителя Махатмы Мориа, занимаясь мистическими практиками и развивая сверхспособности.

    В 1858 году она уезжает из Тибета во Францию, после в Германию, и далее в Россию, где какое-то время живет у своей сестры в Пскове. В 1860-1865 гг. Блаватская жила на Кавказе, чтобы укрепить здоровье, несколько подорванное неумением контролировать свои сверхспособности.

    В 1865 г. она вновь уезжает из России и путешествует по странам Средиземноморья и Африки.

    Посетив в Тибет в 1868 году, Блаватская знакомится и обучается у Мастера Кут Хуми⁶. Через пять лет, выполняя поручение своих учителей, она отправляется в Соединенные Штаты.

    В Америке судьба подарила Елене знакомство с Генри Олкоттом⁷, журналистом, юристом и военным в отставке. Они прожили вместе до конца жизни. В 1975 году они стали соучредителями Теософского сообщества⁸, основной целью которого было объединить религию, философию и науку, а также изучение сверхспособностей и возможностей человека.

    «Тайная доктрина» Елены Блаватской

    В последний раз Блаватская посетила Индию в 1984 году. Несколько последних лет жизни она провела в Лондоне, где и создала свое главное сочинение «Тайную доктрину». Трехтомный труд вышел в 1988 году и мгновенно привлек внимание всего мирового сообщества.

    Несмотря на нападки и громкую критику, «Тайную доктрину» читали и перечитывали выдающиеся умы того времени. Махатма Ганди⁹ как-то признался, что для него была большая честь даже прикоснуться к одеждам Елены Блаватской.

    В 20-х годах «Тайная доктрина» попала в руки Адольфа Гитлера…

    Именно из трудов Блаватской Гитлер¹⁰ узнал, что немецкий народ является прямым наследником и потомком ариев, имеющих право устанавливать новые порядки и законы.

    Если бы Блаватская могла предположить, какие последствия будут иметь ее высказывания…

    Елена Петровна Блаватская скончалась в мае 1891 года, когда в Англии случилась сильнейшая эпидемия гриппа. Тело кремировали в Уокинге (графство Суррей), а прах поделили на три части, одна из которых хранится в Мадрасе, вторую отвезли в Нью-Йорк, а третью оставили в Лондоне.

    1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Елены Блаватской.

    Это была действительно легендарная женщина. За свои труды и учения, за верность своей миссии и за свои сверхспособности Елена Петрвна Блаватская была признана величайшим оккультистом в истории Западной цивилизации.

    Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

    ¹ Махатма Мориа - один из «Учителей Мудрости», в Учении Вознесённых Владык (под именем Эль Мория) - один из «Вознесённых Владык» (Википедия).

    ² Александр Леонидович Чижевский (26 января (7 февраля) 1897 - 20 декабря 1964) - советский учёный, биофизик (основоположник гелиобиологии), философ, поэт, художник (Википедия).

    ³ Переселение душ, перевоплощение, реинкарнация, - группа религиозных философских представлений, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях - только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое (Википедия).

    ⁴ Кашмир - спорная область на северо-западе полуострова Индостан, исторически бывшее княжество в Гималаях (Википедия).

    ⁵ Ладакх, или Ладак - историческая и географическая область, в настоящее время входящая в состав индийского штата Джамму и Кашмир (Википедия).

    ⁶ Кут Хуми, иногда Кутхуми, реже Кут Хуми Лал Сингх, чаще Учитель К. Х. или просто К. Х. - в теософии один из Учителей Вневременной Мудрости (Википедия).

    ⁷ Генри Стил Олкотт (2 августа 1832 - 17 февраля 1907) - один из основателей и первый президент Теософского Общества, участник Гражданской войны в США, полковник, юрист, журналист и писатель (Википедия).

    ⁸ Теософское общество Адьяр - базовое подразделение международного сообщества теософов (Википедия).

    ⁹ Мохандас Карамчанд «Махатма» Ганди - индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании (Википедия).

    ¹⁰ Адольф Гитлер - основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, вождь (фюрер ) Национал-социалистической немецкой рабочей партии (1921-1945), рейхсканцлер (1933-1945) и фюрер (1934-1945) Германии, верховный главнокомандующий вооружёнными силами Германии (с 19 декабря 1941) во Второй мировой войне (