"зимние забавы и развлечения". Конспект занятия "зимние забавы"


Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности

по образовательным областям «Речевое развитие» и «Познание»

(Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Познание

предметного и социального мира, освоение безопасного поведения)

Тема «Зимние забавы и развлечения»

Цель:
Обобщить представления детей о зимних игра и забавах, видах спорта.
Задачи:
Формирование умения составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ. Развитие творческого воображения, фантазии. Знакомство со звуковым составом слова «мак». Формирование умения произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме. Упражнение в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме. Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Формировать представление о важности и пользе занятиями спортом для здоровья.
Развивающая среда:
картины на зимнюю тематику; игрушка – обезьянка, предметная картинка «мак», схема трехзвукового слова, фишки для педагога и детей.
Организация деятельности

Организационный момент.
Солнце греет землю слабо, по ночам трещит мороз. Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос. - О каком времени года стихотворение? Почему вы так думаете?
-
Посмотрите, к нам в гости обезьянка приехала. Обезьянке понравилась наша зима, а в Африке, где она живёт - зимы никогда не бывает. Ей очень хочется рассказать своим подружкам про нашу русскую зиму, как падают снежинки, как ребята лепят снеговика. Ведь в Африке этого нет.
Беседа о зимних забавах.
(с использованием загадок и сюжетных картинок) - Давайте поговорим о зимних забавах. Как вы понимаете слово “забавы” (это игры, развлечения).
Загадки:
Все лето стояли зиму ожидали. Дождались поры, побежали с горы (санки) Деревянные кони по снегу скачут, А в снег не проваливаются (лыжи). Две новые кленовые, подошвы двухметровые: На них поставим две ноги и по большим снегам беги. (лыжи) Меня хлопали лопатой, меня сделали горбатой, Меня били, колотили, ледяной водой облили. И скатились все потом с моего горба гуртом (горка) Есть, ребята, у меня два конечка, два конька. Спят все лето напролет. Любят кони только лед. (коньки) Что за нелепый человек пробрался в 20 век: Морковка нос, в руке метла. Боится солнца и тепла? (снеговик) - Почему снеговик боится солнца и тепла? - В какую погоду лепят снеговика? Почему его не лепят в сильный мороз? - Есть еще зимние забавы, для которых нужен только снег. Какие это забавы? (лепить снеговиков, играть в снежки).
Физкультминутка
«
Зимние забавы
»…. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. Движения в соответствии с текстом По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы. - За что мы так любим зиму? Давайте расскажем, что можно делать зимой, как можно весело проводить время.
Составление предложений по сюжетным картинам.
(дети рассматривают картины, составляют предложения, помогаю при затруднении)
– Посмотрите на картину. Кого вы видите на картине? – Как одеты ребята? Что делают дети? – Чтобы кататься на коньках, нужна специальная площадка. Чем должна быть покрыта эта площадка? – Кого вы видите на этой картине? Как одеты дети? – Как называется игра, в которую играют мальчики? Что у мальчиков в руках? – Кто стоит на воротах? Зачем нужен вратарь?
Дидактическая игра «Да и нет»
Воспитатель предлагает детям фразы, а дети определяют, бывает это зимой или нет: Зимой идет снег. Зимой люди купаются в реке. Зимой катаются на велосипеде. Зимой люди надевают шубы. Зимой вырос красивый цветок - мак. И т. п.
Звуковой анализ слова «мак»
На доске - картинка-схема с изображением цветка (мака). - Что нарисовано на этой картинке? (Мак.) - Под маком нарисованы точно квадраты. Что они обозначают? Эти квадраты обозначают, сколько звуков в слове «мак». Сколько звуков в слове «мак»? (Три.) - Какой звук первый? ЗЗвук [м].) - Какой второй? (Звук [а].) - Какой третий? (Звук [к].) Мак - м-ааа-к - мак (Каждый раз слова произносятся с выделением голосом нужного звука.) Дети произносят слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова. Дети самостоятельно выкладывают схему слова «мак». Затем произносят слово в соответствии с движением указки (читают).
Игра – имитация «Снежинки».
(Под музыку.) - У меня в руках волшебная палочка. Я буду прикасаться палочкой к вашей руке, а вы будете превращаться в снежинки. - Ветер подул, и снежинки плавно полетели на полянку. Ветер стихает, снежинки опускаются вниз. Ветер снова сильнее дует и снежинки поднимаются вверх. Я снова прикоснусь волшебной палочкой к вашей руке, и вы превратитесь в мальчиков и девочек.
Игра «Доскажи словечко».
- Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег». «Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.) С неба всё скользят пушинки - серебристые. (Снежинки.) Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (Снежки.) Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)
Дыхательные упражнения.
- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. «Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех». - Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки) - А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки и дуют на них, наблюдая за кружением снежинок) . -Вот какие красивые снежинки. Давайте рассмотрим их получше… Каждая из них неповторима. Давайте мы подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (Серебристые, маленькие, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие) .
Итог.
- Обезьянке все очень понравилось. Она говорит вам «спасибо» и прощается. Она расскажет все, что узнала про нашу русскую зиму своим друзьям.

Задачи:

Познавательные:

Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;
- уточнять знания о зимних праздниках, забавах;

Коррекционно-развивающие:

Расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;
- совершенствовать навыки словоизменения;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навыки связной речи;
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
- развивать выразительность речи и выразительность движений;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам;
- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
- формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование:

Костюмы Зимы, Медведя, бумажные снежинки и снежки (на каждого ребёнка),
картинки (в названиях которых первые звуки: З, И, М, А, С, Т, У, Ж, А, С, Н, Е, Ж, О, К),
картинки для игры «Без чего не бывает зимы?»,
4 бума,
фитбольные мячи (на каждого ребёнка),
бубенчик,
аудиопособия «Горелки.
Русские народные игры с пением для детей 4-7 лет»,
«Колыбельные» (Е. Железнова).

Ход занятия

1) Организационный момент.

Дети сели на свои места. Стук в дверь. Появляется Буратино на лыжах. Педагог заносит Буратино и говорит: “Ребята, у нас гость, вы узнали кто это?

Буратино: “ Здравствуйте, ребята! Я узнал, что вы сегодня будете говорить о зимних играх и забавах вот и подготовился”. Педагог: “Буратино, но ведь на лыжах катаются на улице, по снегу. Снимай лыжи и проходи, садись. Ребята, Буратино прав, мы сегодня будем говорить о зимних играх и забавах.

2) Повторение пройденного материала.

Ребята, какое сейчас время года?
– Давайте поиграем в игру, которая называется “Повтори, не ошибись”. Я буду называть три слова, а вы их повторяйте.

Декабрь – январь – февраль
Январь – февраль – декабрь
Февраль – декабрь – январь

Что обозначают эти слова?
– Назовите по порядку зимние месяцы.

3) Словарная работа.

Послушайте стихотворение.

Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы.
Мы любим забавы холодной поры.

Как вы понимаете слово “забавы” (это игры, развлечения).
– А как вы понимаете выражение “холодная пора?
– Значит это стихотворение о зимних играх и развлечениях.

4) Работа над лексико-грамматическим строем речи .

Буратино приготовил вам загадки.

Меня не растили –
Из снега слепили.
И вставили ловко
Мне в носик морковку.

Как догадались, что это снеговик? Показ картинки ( ).
– За каждый правильный ответ я буду давать вам вот такие жетоны со снеговиком.
– Давайте поиграем со словом “снеговик”.

Игра называется “Закончи предложение”.

    Мы решили слепить….(снеговика).

    Мы приделали нос морковку нашему…. (снеговику).

    Мы показали соседям нашего….(снеговика).

    Мы играли со …(снеговиком).

    Мы всем рассказали о….(снеговике).

(Педагог оценивает ответы детей) – Молодцы, ребята, вы правильно использовали слово “снеговик”. (Даю жетоны.)

5) Физкультминутка.

Ребята, Буратино предлагает вместе с ним выйти и поиграть.

Снег, снег белый снег (“Качаем” руками.)
Осыпает он нас всех.
Дети все ан лыжи встали (“Встать” на лыжи.)
И по снегу побежали. (“Бегут”.)
Сегодня из снежного мокрого кома (“Катим ком”.)
Мы снежную бабу слепили у дома (Рисуем руками три круга.)
Стоит наша баба у самых ворот.
Никто не пройдет, никто не пройдет. (Грозим пальцем.)

6) Беседа о зимних забавах.

Мы немножко отдохнули, а сейчас продолжаем говорить о зимних забавах детей.

Сюжетная картинка о снеговике ( ).

Кто нарисован на картине?
– Что делают дети?
– Какой получился снеговик?
– Кто прилетел посмотреть на снеговика?

Отгадайте еще одну загадку Буратино.

Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставим две ноги
И по большим снегам беги.

Правильно, это лыжи.

Показ картинки.

Посмотрите на эту картину ( ).
– Кто нарисован на картине?
– Как одеты ребята?
– Что делают ребята?

Ребята надели спортивную одежду, чтобы удобно было кататься на лыжах.

Есть, ребята, у меня
Два конечка, два конька.
Спят все лето напролет.
Любят кони только лед.

Показ картинки.

Посмотрите на большую картину ( ).
– Кого вы видите на картине?
– Как одеты ребята?
– Что делают дети?
– Чтобы кататься на коньках, нужна специальная площадка. Чем должна быть покрыта эта площадка?
– Кого вы видите на этой картине?
– Как одеты мальчики?
– Как называется игра, в которую играют мальчики?
– Что у мальчиков в руках?
– Кто стоит на воротах?
– Зачем нужен вратарь?

А на горку всегда
Сам пешком я хожу.
И коня своего
За веревку вожу.

Посмотрите на картину ( ).
– Что делают ребята?
– С горы на санках надо осторожно кататься, чтобы не упасть, как эта девочка и ничего себе не повредить.
– Посмотрите на этого мальчика. Вы узнаете, на чем он катиться с горы?
– Я знаю, что у Сережи и Андрея тоже есть снегокат. Вам, мальчики нравится кататься на снегокате?
– Сегодня мы с вами познакомились с зимними играми и развлечениями. Посмотрите в окно. Как много на улице снега. Снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов.

7) Физкультминутка.

Представьте, что у меня в руках волшебная палочка. Я сейчас буду прикасаться палочкой к вашей руке, и вы будете превращаться в снежинки. (Во время выполнения физкультминутки звучит музыка.)

Ветер подул, и снежинки плавно полетели на полянку. Ветер стихает, снежинки опускаются вниз. Ветер снова сильнее дует и снежинки поднимаются вверх. Я снова прикоснусь волшебной палочкой к вашей руке, и вы превратитесь в мальчиков и девочек и тихонько сядете на свои места.

8) Коллективное составление рассказа.

Ребята, посмотрите, сколько у нас картин о зимних забавах. Получилась картинная галерея. В настоящей картинной галере висит много картин на стенах, у нас маленькая картинная галерея. Сейчас мы с вами для Буратино составим рассказ по этим картинам. (Начать рассказ может сам педагог или можно напомнить детям с чего нужно начать рассказ.)

Наступила зима. На улице выпало много снега. Снег лежит на земле, на деревьях, на крышах домов. У ребят появилось много интересных игр и развлечений.

Кто дальше будет составлять рассказ? (По каждой картине дети говорят несколько предложений.)
– А закончить рассказ нужно описанием настроения детей, сказать, почему у них такое настроение.

9) Самостоятельное рассказывание по картине.

Дети по желанию самостоятельно рассказывают о зимних забавах и играх.

10) Итог занятия.

Ребята, Буратино говорит, что ему понравились ваши рассказы по картинам. Он первый раз увидел картинную галерею и теперь мечтает сходить в настоящую большую картинную галерею. Теперь давайте считайте свои жетоны. Каждому я даю вот такой лист ( ), его надо раскрасить. Здесь вы видите, нарисованы зимние забавы детей. А Буратино с вами прощается, ему надо бежать домой к папе Карло. До свидания.

Физкультминутка по теме: «Зимние забавы»

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Мы бежим с тобой на лыжах Дети “скользят” шагают (ходят на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет “Скользят”, делая поочередно ногами

А потом – на коньках, руки за спиной (“бегут” на коньках)

Но упали мы. Ах! приседают

А потом снежки лепили, Показывают, как лепят снежки

(сверху то одна рука, другая)

А потом снежки катили, катят воображаемый комок

А потом без сил упали падают

И домой побежали бегут по кругу

Пальчиковая гимнастика по теме: «Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком,

(Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.

(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить,

(Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить

(Соединяют руки в «замок»)

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок слепили.
Дети "лепят".
Круглый, крепкий, очень гладкий
Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий.
Грозят пальчиком.
Раз - подбросим,
"Подбрасывают".
Два - поймаем, "Ловят".
Три - уроним "Роняют".
И... сломаем. Топают.
Н. Нищева

Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла...
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

Стихи по теме «Зимние забавы»

Как на горке, на горе
На широком на дворе
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
Кто по снегу.
С горки - ух,
На горку - ух,
Бух!
Захватывает дух!
А. Прокофьев

Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки...
Рукавички на руках,
Шапка на макушке...
С. Черный

Вся земля в снегу,
Я на лыжах бегу,
Ты бежишь за мной.
Хорошо в лесу зимой.
А. Введенский

Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом,
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и с головой!
О. Высотская

Катя саночки везет
От крылечка до ворот,
А Сережа на дорожке
Воробьям бросает крошки.
3. Александрова

Среди нашего двора
Снеговик стоял вчера,
Мы его слепили сами,
Был он с носом и руками.
3. Александрова

Загадки по теме: «Зимние забавы»

Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили!
Ледяной водой облили,
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Горка)

Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня,
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
(Коньки)

Бегут по дорожке
Доски да ножки.
(Лыжи)

Под гору - лечу,
В гору - тащу.
(Санки)

Вот серебряный лужок.
Не видать барашка,
Не мычит на нем бычок,
Не цветет ромашка.
Наш лужок зимой хорош,
А весною не найдешь.
(Каток)
В. Орлов

Ой, насыпало снежка,
Вывожу коня-дружка,
За веревочку-узду
Через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу,
А назад его тащу.
(Санки)
(Русская народная потешка)

Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка - нос, в руке - метла,
Боится солнца и тепла.
(Снеговик)

Чистоговорки по теме: «Зимние забавы»


Ма-ма-ма – вот пришла зима,

Инка-инка-инка – падает снежинка,

Обы-обы-обы – высокие сугробы.

Роз-роз-роз – узоры рисует мороз,

Пад-пад-пад – зимой один снегопад,

Вик-вик-вик – дети лепят снеговик,

Баба-баба-баба – красуется снежная баба,

Ёд-ёд-ёд – лежит на речке лёд.

Подвижная игра по теме: «Зимние забавы»

Вот и снег глубокий выпал,

(Четкие неглубокие приседания и наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.)

Перекрыл он все пути.
Он подряд две ночи сыпал,
Ни проехать, ни пройти.
В руки взяли по лопатке,

(Выкидывают носки ног вперед.)

Будем рыхлый снег кидать,
Чтобы было нам приятно
По дорожке пробежать.
Раз-два, раз-два, веселей давай,

(Имитация бросания снега.)

Раз-два, раз-два, веселей кидай!

Хороводная игра по теме: «Зимние забавы»

Становись в хоровод,
(Дети становятся в круг, берутся за руки и спокойным шагом идут по кругу)

Будем веселиться.
Будем вместе все в кругу
(Дети кружатся на месте в одну, потом в другую сторону)

Весело кружиться.
Ля-ля-ля.
А мы сядем на коней,
(Дети изображают скачущих коней)

По полю помчимся.
Маме с папой до земли
(Дети выполняют поклон)

Низко поклонимся.

Дыхательная гимнастика по теме: «Зимние забавы»

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном
Полетели, закружились ледяные звёзды
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

«Подуй на снежинку»

Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги).

Спортивные упражнения по теме: «Зимние забавы»

«Перепрыгиваем сугробы»

Прыжки через 4 бума (поочерёдно через каждый). Повторяется 2 – 3 раза.

Так много снега вокруг. Давайте слепим большие снежные комья (имитируют лепку комков). Какие большие комья. Давайте их покатаем.

Положить фитбольный мяч на пол перед собой и оттолкнуть его от себя. У кого дальше прокатится, тот победитель.

Теперь мы на снежных комьях можем полежать.

Упражнение «Самолётик»

Выполняется на фитбольном мяче. Лечь грудью на мяч, ноги вместе, руки разведены в стороны. Под счёт 1-5 надо удержаться на мяче. Повторить

Народные игры

Педагог Мельник Галина Александровна

Тема: «Зима. Зимние забавы детей».

Цель: уточнить и расширить представление детей о зиме, природных явлениях и зимних забавах.

Обучающие:

*Прививать любовь к русской природе.

*Развивать умение получать информацию из различных источников.

Воспитательные:

*Воспитывать экологическое мышление.

*Воспитывать чувства сотрудничества.

*Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Развивающие:

*Расширение представлений об окружающем мире через сопоставление и сравнение.

*Развивать речь учащихся.

*Развивать самостоятельность.

Используемые технологии:

Игровые;

Здоровьесберегающие;

Информационно – коммуникационные.

Оборудование:

* Запись песни «Три белых коня» (Слова: Л.Дербенёва,

музыка: Е. Крылатова).

*Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Зимние забавы детей».

*Рабочая тетрадь «Здравствуй, мир» 3 часть. Автор Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е.

*Раздаточный материал для учащихся (снеговики), кусочки ваты; новогодние игрушки (шарики), мячи – прыгуны.

Ход урока:

I. Организационный момент. (1мин.)

II. Введение в тему (Звучит песня «Три белых коня».) (1мин.)

О каком времени года идёт речь в песне? (О зиме).

На экране часы «Времена года». (СЛАЙД 1)

Зима Весна

Осень Лето

Ребята, вы поняли, о чём пойдёт речь на уроке?

Тема нашего урока сегодня: «Зима. Зимние забавы детей». (СЛАЙД 2)

Сегодня мы будем говорить о погоде зимой и зимних забавах детей. И вы покажите свои знания.

IV. Работа по теме урока. (15мин.)

Какие месяцы упоминаются в этой песне? (Декабрь, январь, февраль).

1). Игра: «Двенадцать месяцев».

Расставьте месяцы по временам года.

Название месяцев перепутаны, их необходимо расставить по временам года.

Выходят 12 детей и держат перед собой карточку с названием месяца.

Дети работают в группах.

2). - Какой же первый зимний месяц вы знаете? (Декабрь.)

Какой второй зимний месяц? (Январь.)

Какой месяц заканчивает зиму? (Февраль.)

Ребята, поднимите руки, кто родился в эти зимние месяца?

Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно.

Какие признаки зимы вы знаете? (Стало холодно, деревья потеряли свой наряд, идёт снег, небо чаще покрыто облаками, дни становятся короче, а ночи длиннее).

3). Игра: «Слова на зимнюю тему».

Придумайте слова, в которых есть звук [с], используя «Зимнюю тему».

(Снег, снеговик, сугроб, Снегурочка, санки, снегирь, солнце, сосульки, снежинки). (СЛАЙД 3)

4). Беседа о зиме. (СЛАЙД 4).

Ребята, зима – это самое замечательное время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов.

Живописцы изображают картины русской природы, зимние пейзажи.

Нигде в мире нет такой зимы, как у нас в России. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, красавицей, рукодельницей. А мороз – всемогущим воеводой.

Ребята, о зиме написано много стихотворений. И сейчас давайте вспомним стихи великих русских поэтов, воспевающих прелесть зимы.

Дети читают стихотворения о зиме.

5). - Ребята, а какие осадки выпадают зимой? (Снег).

А почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Из – за холода).

Ребята, а что такое снег? (Ответы учащихся).

Рассказ «Снег – что это такое?» (З. Трофимова).

Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.

Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок (рассмотреть рисунки снежинок). (СЛАЙД 5). Они похожи на белые звёздочки. Если вы поймаете несколько снежинок на рукавичку, и разглядите их хорошенько, то увидите, они разные. Они будто кружевные, с тонкими лучиками, их ровно шесть, и лепестками, как у самых нежных цветов.

Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.

Если вы пробежите по снежной дорожке в ясный морозный день, то услышите, как скрепит под ногами снег. Как вы думаете почему?

Это ломаются у вас под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.

В снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А всего люди насчитали 246 разных форм снежинок.

6). Физкультминутка

А сейчас давайте проведём физкультминутку. (Проводит ученик).

«Не боимся мы пороши –

Ловим снег,

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу».

8). Игра «Укрась елочку».

Ребята, к нам на урок пришёл гость - Снеговик.

Ой, что случилось?

Почему снеговик плачет?

Скоро Новый год, а елочка стоит без игрушек.

Давайте поможем снеговику, украсим нашу елочку, но для этого надо хорошо поработать. (Инвентарь: 2 коробки с игрушками)

Хорошо, молодцы, вы отлично потрудились. Какая елочка-красавица у вас получилась!

V. Работа с экраном. (СЛАЙД 6) «Зимние забавы». (3 мин.)

Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, что такое забавы? (Игры, развлечения, времяпровождение).

Какие игры – забавы, связанные со снегом вы знаете? (Играть в снежки, строить снежные крепости, горки, копать пещеры).

А о каких видах спорта говорится в загадках?

Деревянные кони

По снегу скачут,

А в снег не проваливаются. (Лыжи)

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы. (Санки)

Льётся речка - мы лежим,

Лёд на речке - мы бежим. (Коньки)

Поднимите руки, кто катался на лыжах, санках, коньках?

Сейчас мы это проверим, проведём игру.

Слушай внимательно,

Отвечай «да» или «нет».

В снежки играли вы с друзьями?

Грибы по лесу собирали?

С горки на санках катались?

В деревне в речке купались?

По лесу на лыжах бродили?

А много цветов находили?

В саду своём грядки копали?

А с Дедом Морозом плясали?

Вы не устали ещё отвечать?

А через год зиму ждёте опять?»

VI. Работа по учебнику. (стр. 27). (7 мин.)

Откройте учебник на странице 27.

Рассмотрите картинки, расскажите, что вы на них видите? (Девочка и мальчик гуляют в зимнем лесу, лепят снеговика).

Задание: соедините листы календаря и картинки с соответствующей погодой.

Перевернем страницу (стр. 28, №2).

Почему снег называют «одеялом»?

Назовите животных, живущим в нашем лесу. (Волк, медведь, заяц, кабан, лиса).

Я вам загадаю загадки, а вы отгадками называйте зверей.

Что за зверь такой лесной?

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Как зовут его? (Зайчишка)

Летом мед ел и малину,

Чтобы сытым спать всю зиму.

Тише, дети! Не шуметь!

Пусть спокойно спит... (медведь)

Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Это - хитрая... (лисица)

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый... (волк)

Молодцы! Отгадали все загадки правильно.

Конкурс «Зайчата спасаются от лисы» (Инвентарь: мячи-прыгуны)

VIII. Итоги урока. (3мин.)

Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? (Говорили о зиме, о признаках, читали стихи, говорили о животных и птицах, отгадывали загадки, играли).

Какие зимние месяцы вы знаете?

Какие признаки зимы вам известны? (Стало холодно, деревья потеряли наряд, часто идёт снег).

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Ребята, вы все хорошо работали, принимали активное участие на уроке, всем вам спасибо.

IX. Домашнее задание. (1мин.)

Придумать рассказ о зимних забавах и нарисовать к нему рисунки.

СЛАЙД 4