Валентин дикуль, здоровые суставы за месяц лечения. Дикуль Валентин Иванович

Падение с высоты 13 метров из-под купола цирка приковало юного воздушного гимнаста Валентина Дикуля к инвалидному креслу. Приговор врачей – даже если выживет, ходить не будет. А он не только ходит, но и ставит на ноги других.

Валентин Иванович Дикуль родился в Каунасе (Литва) 3 апреля 1948 г. Жизнь не баловала Валентина Дикуля с самого рождения. Он родился недоношенным и чудом выжил в послевоенные голодные годы. Следующий удар судьбы настиг его уже в 7 лет – умерли родители. Отец Иван Григорьевич был украинцем по фамилии Дыкуль, мама, Анна Корнеевна, русская. Отец-военнослужащий погиб при исполнении служебных обязанностей, а вскоре умерла и мама. Жил маленький Валентинас в Литве у своей бабушки Прасковьи Никитичны. Потом мальчик попал в детский дом - сначала в Вильнюсе, затем в Каунасе. Его единственная радость в те годы – цирк шапито. Когда бродячие артисты приезжал в Каунас, маленький Валя убегал из приюта и пропадал на арене целыми днями. Первое время детей гоняли, но потом артисты цирка привыкли к Валентину. Он помогал им убраться, в магазин мог сбегать. В девять лет начал усердно работа, научился жонглированию, акробатике, стал заниматься борьбой, тяжелой атлетикой, культуризмом и в 15 лет начал первые выступления в цирке в роли воздушного гимнаста.

В 1962 году во время концерта в каунасском Дворце спорта с ним случилось то, что случается, наверное, раз в сто лет – лопнула стальная перекладина, на которой крепилась страховка. Стремительное падение из-под купола цирка с высоты 13 метров - тело воздушного гимнаста глухо ударилось о манеж.

«Даже не успел сообразить, что случилось. Последнее, что помню – противный металлический щелчок, и, как был пристегнут к аппарату, так вместе с ним и полетел вниз», - описывает свои воспоминания Валентин Дикуль в книге "Разорванный круг". «Я и раньше ломал себе руки и ноги. Но то, что произошло со мной в тот день, означало лишь одно – смерть. Как умудрился выжить, мне сказать трудно. Спасибо моим друзьям-артистам и врачам. Обошлось без особой паники, и машина скорой помощи быстренько доставила меня в городскую клиническую больницу».

Неделю в коме он провел в реанимации

городской клинической больницы, на грани между жизнью и смертью. Диагноз врачей «Компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе и черепно-мозговая травма, около 10 локальных переломов» - даже если выживет, ходить не будет. Когда Дикуль осознал приговор медиков и не пожелал сдаваться, началась карьера человека, которого знает вся страна. Он твердо решил любыми способами вернуться и к полноценной жизни, и к цирковому искусству. Он поставил перед собой четкую цель: оживить свои ноги. И это решение было первым шагом к победе.

Ещё в больнице Валентин Дикуль стал поднимать различные предметы, выполнять упражнения (например, перекатывался на живот, качал мышцы рук, груди и спины, делал силовые упражнения, укрепляя мышечный корсет), растягивать резиновый жгут, стал изучать медицинскую литературу. В первую очередь изучил институтский курс по строению человеческого тела, затем принялся за анатомию мышц и биомеханику. Доктора и пациенты упрашивали его прекратить тратить в пустую время и усилия.

«Мне приносили бинты, гантели и некоторые больные, которые были в лучшем состоянии, чем я говорили мне: “Валюшка зачем ты себя мучаешь?”. Через какое-то время я стал их обгонять по результатам и многие больные заинтересовались – дай-ка и мы попробуем», – рассказывает Валентин Дикуль.

Но были в этот период жизни у Дикуля и психические срывы. Упражнения отнимали все его силы и когда результатов не было, Валентин доходил до отчаянья и сдавался. Боясь стать для окружающих обузой, он дважды пытался покончить с собой, спасли врачи – «Первый раз я связал полотенца, привязал к кровати, затянул на шее и вывалился. Второй раз отравился препаратами люминала – жить не хотел», - вспоминает Валентин Дикуль.

И тем не менее после психических кризисов юноша продолжал исступлённо работать над собственным телом, сопротивляясь неподвижности. У него возникла идея, что двигать нужно и недействующие части тела, как если бы они были здоровы, то есть делать полный комплекс упражнений, при котором выпрямление и сокращение мышц происходят до конца. Он привязывал к ногам верёвки и, пропуская под спинкой кровати, которая играла роль блока, тянул за них - двигая ноги, после начал использовать в качестве противовеса грузы. Друзья помогли установить над кроватью систему блочных устройств на подшипниках, схему которых разработал и нарисовал сам Дикуль.

Выписали его через 8 месяцев инвалидом I группы. До бабушкиного дома он добрался "своим ходом" на инвалидной коляске. Первое время не мог заставить себя выйти на улицу. Ему казалось, что все сразу бросятся жалеть его. Однако сидеть на бабушкиной шее было еще невыносимее, и он поехал через весь город во Дворец культуры профсоюзов на прием к директору. Валентина приняли на работу руководителем циркового кружка. Это было равносильно чуду, во всяком случае по эмоциям не уступало тому моменту, когда, очнувшись после падения, он понял, что жив.

Жизнь более или менее налаживалась. Днем он занимался с ребятами, вечером либо "лопатил" медицинскую и цирковую литературу, либо, оставаясь в спортзале после всех, продолжал свои изнурительные тренировки. Но теперь уже со знанием дела, четко представляя, чего хочет добиться конкретным упражнением от определенной группы мышц. После занятий с учениками, преодолевая боль, он тренировался по пять-шесть часов каждый день, используя самостоятельно разработанные методики и приспособления, которые в результате станут основой уникальной системы, до изнеможения передвигался по залу на костылях как на ручных ходулях. Нередко случалось так, что, таская до одури свои безжизненные ноги на костылях по гимнастическим матам (на пол Валентин боялся выходить, потому что, упав, разбился бы наверняка), он падал, когда иссякал суточный ресурс сил, и так засыпал. Утром, находя его в неестественной позе и не сомневаясь, что он мертв, уборщицы вызывали "скорую" и милицию. Так было несколько раз, пока они не разобрались, что к чему.

Дикуль встал на костыли не в одночасье. Сначала до звериного рефлекса он отработал координацию движений при ходьбе шагом, в железо превратил мышцы плечевого пояса, отжимаясь до синих кругов в глазах на брусьях с грузом, привязанным к ногам. Сегодня Валентин Иванович точно знает, сколько движений и какие были проделаны впустую, но также и знает, что без этих "холостых" упражнений не было бы его уникальной методики. День, когда он почувствовал, что у него снова есть ноги, Дикуль называет началом своей новой жизни. Он упорно шел к этому. Целых пять лет один месяц и семь дней! Шел, несмотря на то, что был приговорен медицинскими светилами к вечной недвижимости.

Еще семь месяцев Валентин проходил, опираясь на палочку, а через четыре года, ежедневно отрабатывая шаговое движение в специальных металлических сапожках собственного изобретения, он стал ходить. Будь Дикуль хоть супергимнастом, никакая самая прогрессивная комиссия не допустила бы его работать под куполом. И он решил переквалифицироваться в силовые жонглеры.

«Он поднимает гири 70-80 кг запросто на мизинце - уникальный человек. Человек-загадка. Когда человек легко подбрасывает шарик и дает зрителю, тот думает, что он 10 кг весит, а он все 45. Он конечно такие маленькие розыгрыши делал, но так чтобы не упало на ногу зрителю. Он свободно всегда вел себя со зрителем и зритель это любил. На его выступления приходили его пациенты на колясках», - рассказывает Леонид Костюк, директор цирка на проспекте Вернадского.

Трюки, выполняемы им на арене цирка, были необыкновенно сложными, некоторые из которых неповторимы: удерживание на спине автомобиля "Волга" (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов), жонглирование гирями в 80 кг, раскручивание 120-килограммовой штангу, удерживание на теле металлическую "пирамиду" весом в тонну. На его груди устанавливали наковальню, и двое сильных мужчин с размаху били по ней кузнечными молотами. Потом Дикуль проносил по кругу брыкающуюся лошадь.

Когда такое вытворяет артист, перенесший перелом позвоночника, впору поверить в чудеса. История Валентина Дикуля пересказывалась как современная былина, герой которой сделал себя заново.

30 декабря 1999 года Валентин Дикуль в присутствии журналистов, зрителей и официальных комиссий в России от Книги рекордов Гиннесса и Книги рекордов планеты выполнил три упражнения из программы классического силового троеборьях. В сумме Дикуль поднял 1170 кг при собственном весе в 121 кг; сделал приседание со штангой на плечах в 450 кг – личный рекорд, сделал жим лежа – в 260 кг, выполнил становую тягу (распрямление тела со штангой в руках) – в 460 кг. Этот показатель на целых 70 кг превысил установленный ранее мировой рекорд.

Валентину Ивановичу Дикулю в 1999 году было присвоено официальное звание народный артист России, звание чемпион мира по пауэрлифтингу (силовому троеборью) в абсолютной весовой категории.

Слухом земля полнится. Узнав удивительную историю исцеления артиста, к нему потянулись люди, на которых официальная медицина поставила крест. Они приезжали в цирк на проспекте Вернадского, Валентин Дикуль принимал всех. Многих буквально на руках вносили в двери служебного входа. Дирекция цирка бесплатно выделила Дикулю отдельную комнату, в которой он принимал людей и работая в это время артистом в цирке.

Народный артист России, друг Валентина Дикуля, Виктор Шемур вспоминает: «Вот здесь в этом цирке, на моей памяти канадца одного из машины выгрузили. У Валентина Ивановича еще тогда не было центров, он был здесь, в цирке на Вернадского. Человека внесли на носилках на 2 этаж и я видел, как этот человек ушел на своих ногах из цирка».

«Всегда в цирке, сколько себя помню с детского возраста, всегда были кругом люди на инвалидных колясках. Центр - это уже было потом, значительно позже», – вспоминает дочь Валентина Ивановича, Анна Дикуль, артистка цирка.

Тогда государство скрывало, что у нас в стране очень много инвалидов, в то время было сложно пробить любую методику, поэтому Валентиту Дикулю было сложно открыть свой центр в СССР, а за рубежом его методику подхватывали очень быстро. И первый центр, работающий по его методу, открылся за рубежом.

Чиновника говорили, что мы не хотим видеть инвалидов. Когда у нас была история с парком, то нашим пациента запрещали на колясках гулять – не надо, говорят, травмировать психику здоровых людей. И сейчас много таких людей. Зачем нам смотреть на инвалидов, мы не хотим их видеть. Инвалиды на голову, я таких называю,» – рассказывает Валентина Иванович.

Когда многими система Дикуля была признана и доказано ее эффективность появилась опасность, что эту систему запатентуют не в нашей стране. И тогда уже чиновники засуетились, стали предлагать открыть центр в России. Государственный реабилитационный центр в Останкино открылся 20 лет назад, сейчас таких центров в России несколько. Официальная медицина, наконец, признала его метод. Сегодня у него лечатся даже те чиновники, которые когда-то равнодушно отмахивались от его разработок.

Дикуль не обещает моментального исцеления, наоборот готовит своих пациентов к долгой и трудной борьбе с болезнью. Он требует от своих подопечных долгого и тяжёлого труда - пациенты занимаются на специальных тренажёрах до седьмого пота. Сам Валентин Дикуль говорит, что никакой тайны у него нет. Все просто – молодость продлевают физические нагрузки.

За последние 10 лет сам Валентин Дикуль перенёс 12 тяжелейших операций и в то же время установил 4 мировых рекорда по силовому троеборью. Которые до сих пор никто не может побить.

За достижения в науке Валентину Дикулю было присуждено звание академика. Валентин Дикуль награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями и грамотами Правительства СССР и России, медалью имени Юрия Гагарина за вклад в развитие космической медицины. В настоящее время он – доктор биологических наук (защитил докторскую диссертацию в 1999 году), академик Международной академии информатизации, член Параолимпийского комитета России. Также удостоен премии имени М. В. Ломоносова за выдающийся вклад в развитие науки и образования. 30 марта 2007 года В. И. Дикуль награжден Премией Людвига Нобеля, которая является признанием выдающейся деятельности во благо своей страны и народа.

Благодарим Александра Лахова,
режиссера программы «Соседи»
за предоставленный материал.

Использованная литература
  • Кругликов В . НАШИ СОСЕДИ - Валентин Дикуль снова будет выступать в цирке . Звёздный бульвар . , № 6(83) .
  • История легендарного Валентина Дикуля . Учительская газета .
  • Корчагина Е, Лахов А . Соседи Валентина Дикуля Телеканал "Столица" , телепередача от 5 сентября 2009 года .
  • Дикуль ВИ, Елисейкин АГ . Разорванный круг . М.: Советский спорт , 1993 , 144 с. .

Данная оригинальная статья является интеллектуальной собственностью и охраняется законом РФ "Об авторских правах". Любое использование материала данной статьи, полностью или частично, без размещения прямой гиперссылки на www..


Рекорды и биография Валентина Ивановича Дикуля. Подборка дискуссионных видеороликов с Валентином Ивановичем Дикулем. Мнения экспертов.

Валентин Дикуль 1170 кг

Дискуссия ведётся на моём Youtube канале в комментариях к этому видео , а также в целом в интернете. Присоединяйтесь к диалогу в комментариях к этой статье или на канале. Просьба использовать в комментариях великий и могучий литературный русский язык и воздерживаться от бранной речи. Хэйтеров довольно много - нецензурные высказывания, насколько возможно, я удаляю. Приветствуется конструктивный диалог. Скидывайте в комментариях ссылки на новые ролики с ютюба, постараюсь вставить их как окно с видео.

Дискуссионные моменты видео рекордов Дикуля 1. Блины не настоящие, а резиновые/пластмассовые/алюминиевые?

Как следствие, предположение людей, не верящих Валентину Ивановичу, что на штанге якобы не 450-460 кг, а где-то 200-250 кг. В жиме лёжа предположительно веса тоже в 2 раза завышены, якобы реально 120-130 кг.

Контраргумент: никто не видел в продаже такие блины. Есть детские блины для тяжёлой атлетики, но они заметно отличаются. Блины на штанге Дикуля внешне абсолютно настоящие, именно такие, какие были в то время во многих тренажёрных залах нашей страны.

2. С грифом тоже что-то не то - гнётся неестественно сильно, но не лопнул от такого веса. Почему гриф не лопнул?

Для сравнения посмотрите, как тянет Константинов Константин . Гриф тоже в дугу и тоже не лопнул 🙂

Константин Константинов — становая тяга

А теперь ВНИМАНИЕ!!! Краш-тест стали:

Кокляев и Маланичев тянут вдвоём


3. Где взять «такие блины и гриф»?

В обсуждениях на канале пока что никто не выложил ссылку на магазин с инвентарём «для фокусников». Высказывались также мнения, что у Дикуля штанга для выступлений с «воздушными» шарами и Вольво был «облегчённый».

На перечисленные вопросы я нашёл ответ у Чемпиона Мира по тяжёлой атлетике и серебряного призёра Олимпийских игр — Дмитрия Клокова .

Дмитрий Клоков про блины и гриф Дикуля

Дикуль В.И. и Клоков Д.В. 09.08.2013

На заметку тем, кто думает, что гриф гнётся от 150-200 кг — посмотрите моё видео:

Практически незаметно, как гнётся гриф. Вдобавок отмечу, что я любитель силовых видов спорта, и мой вес на видео около 88 кг. Дикуль - профессионал, который зарабатывал силовыми выступлениями на жизнь, и его вес порядка 110-120 кг. Силовые результаты соответствуют его форме.

Передача про Дикуля

На превьюшке видно, с кого лепили Геракла 🙂


Продолжим отвечать на вопросы публики.

4. Где страхующие на жиме лёжа и приседе?

Дмитрий Головинский фото с жимом штанги лёжа 200 кг без страхующих:

Кликните по картинке для увеличения

Вероятно Валентин Иванович с его-то опытом работы в цирке, где нет страхующих, 260 кг сам снял и пожал. С приседом полагаю тоже самое. Человек всю жизнь выступал на манеже без страховки. Смысл звать страхующих для съёмки???

В 65 Дикуль присел 200, наверняка в 51 он мог явно больше:

Вот его присед в 240 кг со страхующими. Думаю, если бы вес был фэйковый, то это быстро придали огласке те трое страхующих.

Дикуль поднимает камень стронгмэнов — 160 кг


5. Употреблял ли Дикуль «пилюльки с микстурками»?

Злые языки говорят, что употреблял и посадил печень, однако внешний вид Валентина Ивановича говорит об обратном. Его мышцы выглядят натурально, он совсем не похож на «бройлера». Кстати, немного об этом есть в видео «Коварный присед Дикуля», где Михаил Кокляев и Кирилл Сарычев у Валентина Ивановича в гостях (про фармакологию с 6 мин 35 сек):

6. Где достать методику развития силы Дикуля?

Смотрим документальный фильм и находим для себя ответы.

Документальный фильм «Феномен Дикуля»

Захаров Александр — МС РФ по ТА, автор сайта «Мир тяжёлой атлетики „, Сергей Макаров — КМС по ТА, историк тяжёлой атлетики, Сергей Смолов — МС СССР по ТА, судья международной категории... встретились с Валентином Ивановичем.

13.12.2013 Феномен В. Дикуля часть 1

13.12.2013 Феномен В. Дикуля часть 2

13.12.2013 Феномен В. Дикуля часть 3

13.12.2013 Феномен В. Дикуля часть 4

13.12.2013 Феномен В. Дикуля часть 5

19.01.2014 Щанкин В.К. о рекордах В.Дикуля -“Я сам одевал ему диски на штангу!»

ЩАНКИН Виктор Кузьмич — МС СССР по Тяжелой Атлетике. Гос.тренер СССР, подготовивший команду тяжелоатлетов к ОИ — 1988 года, где советские штангисты завоевали 7 золотых медалей из 10.

в Петербурге был образован первый в России общедоступный кружок любителей атлетики.


Думаю, если такие Мастера тяжёлой атлетики не усомнились в выступлениях Дикуля, то им (цирковым номерам) можно верить. Биография Валентина Ивановича Дикуля

Валентин Иванович Дикуль родился 3 апреля 1948 года в городе Каунасе (Литовской ССР). Он родился недоношенным ребенком с небольшим весом, и родителям стоило большого труда выходить его в тяжелые послевоенные годы.

В возрасте 7 лет его настиг следующий удар судьбы - он потерял обоих родителей (отец погиб при исполнении служебных обязанностей, следом умерла мать). Мальчик в раннем возрасте остался сиротой и жил вначале в Литве у своей бабушки Прасковьи Никитичны, затем стал воспитанником детских домов (в Вильнюсе и в Каунасе).

В 10 летнем возрасте он случайно попал на представление цирка шапито, и это впечатление так глубоко запало в сердце мальчика, что он решил, во что бы то ни стало, стать цирковым артистом. Он стал часто убегать из детского дома и целыми днями обитал в цирке шапито. Со временем артисты цирка перестали прогонять мальчика, и он стал выполнять мелкие поручения.

Наблюдая за цирковыми артистами, он начал интенсивно заниматься акробатикой, тяжелой атлетикой, борьбой и гимнастикой. Эти виды занятий были необходимы для развития гибкости и умения падать,что являлось необходимым условием для хорошего владения своим телом и успешного выступления в качестве воздушного гимнаста. Секреты мастерства он перенимал по крохам у артистов цирка при непродолжительных контактах во время гастролей цирка. Настойчивость взяла свое, и он стал воздушным гимнастом.

Но судьба приготовила ему очередное испытание, и воздушным гимнастом он был недолго. В 1962 году во время выступления во дворце спорта в Каунасе, в результате трагического стечения обстоятельств (лопнула стальная перекладина), он рухнул с 13 метровой высоты вместе с аппаратурой и страховкой, не успев сгруппироваться. В результате падения он получил тяжелую сочетанную травму (компрессионный перелом позвоночника, черепно-мозговую травму и 10 локальных переломов).

После недели пребывания без сознания в реанимации он пришел в себя. Три месяца потребовалось для того, чтобы выйти из тяжелого состояния и затем на первый план вышли последствия перелома позвоночника - полная парализация нижних конечностей, с потерей чувствительности ниже пояса. Официальная медицина дала однозначный прогноз на будущее - провести остаток жизни в инвалидной коляске.

И тогда перед подростком возник вопрос - что делать? Смириться и приспособиться к жизни в инвалидной коляске или начать изнурительную борьбу с недугом и встать на ноги, несмотря ни на что. Он выбрал второе. И уже в больнице начал заниматься упражнениями, которые подбирал интуитивно, не зная ни анатомию, ни лечебную физкультуру (например, стал качать мышцы плечевого пояса, спины, делать повороты на живот). Одновременно он начал самостоятельно изучать анатомию и биомеханику.

Кроме того, у него появилась идея, что необходимо задействовать в упражнениях и неработающие конечности в том объеме, как если бы они были здоровы. Движения в парализованных ногах он осуществлял с помощью веревки, привязанной к ногам, и тянул их руками, а затем стал использовать противовесы в виде грузов. Схему блочных устройств на подшипниках он придумал сам, а собрали и установили ее над кроватью друзья.

В течение 8 месяцев пришлось ему пробыть в больнице, и выписан он был инвалидом 1 группы. Казалось бы все - тупик. Но судьба в этот раз дала ему надежду, так как удалось устроиться на работу в качестве руководителя циркового кружка во Дворце культуры. И хотя выступать он не мог, у него появилась возможность заниматься любимым делом. Днем он занимался с детьми, а вечерами до изнеможения проводил тренировки, выполняя упражнения, которые подбирал сам, методом проб и ошибок.

Только на шестой год интенсивных занятий по собственной, эмпирически подобранной, программе упражнений появилась болевая чувствительность, а значит и реальная возможность вернуть движения в ногах. Еще почти 7 месяцев потребовалось, чтобы появились движения в парализованных ногах. Изнурительные физические нагрузки не только восстановили движения в ногах и полноценную жизнь, но и сделали его очень сильным человеком и уже в 1970 году он начал выступать, как силовой жонглер. Его номера с шарами по 45 кг или подбрасывание гирь по 80 кг до сих пор являются уникальными. Силовые упражнения В.И.Дикуля попали даже в книгу рекордов Гинесса.

Молва о том, что Дикуль смог преодолеть болезнь и восстановить движения в конечностях, разошлась среди людей и к нему потянулись больные со сходными проблемами со всей страны и не только. Первое время официальная медицина категорически не воспринимала его подход к лечению тяжелых спинальных пациентов, и ему приходилось принимать пациентов нелегально, прямо в цирке.

Истории реальных пациентов, которым смог помочь В.И.Дикуль, стали доходить до властей и в 1978 году министерство здравоохранения СССР разрешило провести клиническую апробацию методики реабилитации. В течение долгих 5 лет на базе института им. Бурденко проводилась апробация его методики на пациентах с последствиями травмы различных отделов позвоночника, а также с последствиями ДЦП. Для этого было организовано специальное реабилитационное отделение в больнице им. Бурденко. Результаты клинических испытаний методики доказали свою эффективность и, в конце концов, было дано официальное разрешение на использование методики.

В 1988 году В.И.Дикуль был назначен директором Всесоюзного центра по реабилитации больных с последствиями травмы позвоночника и ДЦП. В 1990 году методика была зарегистрирована в патентном бюро. Для того чтобы лучше понимать проблемы и теоретические обоснования созданной эмпирически методики, В.И.Дикуль активно изучал биологию так, как принципы биомеханики и биофизики являются общими для всех живых организмов.

В.И.Дикуль не только получил университетское образование на биологическом факультете, но со временем защитил сначала кандидатскую, затем докторскую диссертации. В.И.Дикуль имеет множество наград как правительственных, так и общественных организаций.
Взято с www.dikul.net

Телепередача, послужившая поводом для этой дискуссии

Артист цирка, силовой жонглер.
Заслуженный артист РСФСР (22.01.1988).
Народный артист России (17.06.1999).

Его отец был убит, мать умерла, когда он ходил еще в сад. Валя жил в детском приюте. Путешествующая часть цирка была его единственной реальная радость в жизни. Валя убегал из приюта, что бы проводить весь день там. Он очень рано понял, что должен работать в цирке. Он быстро научился жонглированию и акробатике, но, в конце концов, стал “художником трапеции”. Ему было 15 лет, когда он выполнил первый номер.

И однажды стальная перекладина, на которой крепится аппаратура и страховка, лопнула. Валентин упал почти с 40 футов высоты, у него было более 10 переломов, включая перелом спинного мозга, который полностью парализовал ноги. Диагноз докторов был такой: “Компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе и черепно–мозговая травма. Валентин Дикуль проведет оставшуюся часть жизни в инвалидной коляске”.

В больнице он начал работать с жесткой энергией. Доктора и пациенты упрашивали его прекратить тратить в пустую время и усилия. Но он не успокаивался, поднимал все, до чего мог дотянуться. Начал экспериментировать с тяжелой атлетикой до полного истощения, с начала в больнице, когда ни кто не полагал, что у него будут результаты и позже дома один.
Дни, недели, месяцы, годы прошли – он продолжал работать пять – шесть часов в день. Оставаясь после больницы все еще в инвалидном кресле, он преподавал в цирковом кружке в Латвии. После того, как ребята расходились после занятий, он начинал свою тренировку. Он преодолевал ужасную боль, ужасную для него беспомощность половины парализованного человека, который ползал по комнате, чтобы заменить гири. Все силы уходили на то, чтобы встать на ноги. Каждый день он экспериментировал над собой.
И так, изо дня в день, он разрабатывал уникальную систему, которая станет печатью для его будущей работы. Для Дикуля ходьба не была единственным желанием, он должен был вернуться на арену. И он воплотил свою мечту. Его первый номер, после травмы, был “акробатический мотоциклист”.

Когда врачи узнали, что он не только пошел, но и даже вернулся в цирк, они не поверили. Но другие “жертвы инвалидного кресла” - поверили, и стали приходить к нему на консультацию. Каждый день Валентин Дикуль три – четыре часа работал со своими пациентами, работал в промежутках представлений, поздно ночью после работы, иногда в гостиницах во время тура на протяжении месяцев по всей России, верующие в его способность помочь, приходили и приходили к нему. Его система известна как уникальная. Валентин знает, что возможно заставить мускулы вспомнить движения и обучать поврежденные мускулы, так чтобы они смогли занять функцию поврежденных. Пациент может помнить какие движения он делал, работу мускулов, как он может сгибать и разгибать ноги и руки. Дикуль готовит специальное оборудование к каждому пациенту. Он всегда говорит: “Я могу говорить Вам, как делать упражнения, но без Вашего желания мои слова не принесут успех. Даже если мое оборудование было из золота, Вы никогда не будете идти, если у Вас нет уверенности. Вы должны работать с той же самой преданностью, дисциплиной и будет сила каждый день много лет, если необходимо. Только тогда Вы скажете “Я СДЕЛАЛ ЭТО, Я МОГУ ИДТИ!”

В 1989-1991 годах был народным депутатом СССР и членом Верховного Совета СССР.

Он упал с высоты 13 метров из-под купола цирка. Травма приковала юного воздушного гимнаста Валентина Дикуля к инвалидному креслу. Приговор врачей – даже если выживет, ходить не будет. Однако он не только ходит, он ещё и ставит на ноги других.

Валентин Иванович Дикуль родился в Каунасе (Литва) 3 апреля 1948 г. Жизнь была нелёгкой для Валентина Дикуля с самого рождения. Он родился недоношенным и выжил чудом в послевоенные тяжёлые голодные годы. Следующим ударом судьбы стала смерть родителей, когда ему было 7 лет. Отец Иван Григорьевич был украинцем по фамилии Дыкуль, мама, Анна Корнеевна, русская. Отец был военнослужащим и погиб при исполнении служебных обязанностей. Вскоре умерла и мама. Жил маленький Валентинас в Литве у бабушки Прасковьи Никитичны. Затем – детский дом: сначала в Вильнюсе, а потом в детский дом в Каунасе. Его единственная радость в те годы – цирк шапито. Когда бродячие артисты приезжал в Каунас, маленький Валентин убегал из приюта и пропадал на арене целыми днями. Первое время детей гоняли, но потом артисты цирка привыкли к Валентину. Он помогал им убраться, в магазин мог сбегать. В девять лет начал усердно работа, научился жонглированию, акробатике, стал заниматься борьбой, тяжелой атлетикой, культуризмом, а в 15 лет начал первые выступления в цирке как воздушный гимнаст.

В 1962 году во время концерта в каунасском Дворце спорта с ним случилось то, что случается, наверное, раз в сто лет – лопнула стальная перекладина, на которой крепилась страховка. Страшное падение из-под купола цирка с высоты 13 метров, и тело воздушного гимнаста глухо ударилось о манеж.

«Даже не успел сообразить, что случилось. Последнее, что помню – противный металлический щелчок, и, как был пристегнут к аппарату, так вместе с ним и полетел вниз», – описывает свои воспоминания Валентин Дикуль в книге “Разорванный круг”. «Я и раньше ломал себе руки и ноги. Но то, что произошло со мной в тот день, означало лишь одно – смерть. Как умудрился выжить, мне сказать трудно. Спасибо моим друзьям-артистам и врачам. Обошлось без особой паники, и машина скорой помощи быстренько доставила меня в городскую клиническую больницу».

В реанимации городской клинической больницы он провёл неделю в коме, на грани между жизнью и смертью. Врачи поставили диагноз «Компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе и черепно-мозговая травма, около 10 локальных переломов» – даже если выживет, ходить не будет. Дикуль осознал приговор медиков, но не пожелал сдаваться. И началась карьера человека, которого знает вся страна. Тогда он твердо решил любыми способами вернуться и к полноценной жизни, и к любимому цирковому искусству. Он ставит перед собой четкую цель: оживить свои ноги. Это стало первым шагом к победе.

Ещё в больнице он стал поднимать различные предметы, выполнять упражнения (например, перекатывался на живот, качал мышцы рук, груди и спины, делал силовые упражнения, укрепляя мышечный корсет), растягивать резиновый жгут. Изучил медицинскую литературу. В первую очередь изучил институтский курс по строению человеческого тела, затем принялся за анатомию мышц и биомеханику. Доктора и пациенты упрашивали его прекратить тратить в пустую время и усилия.

«Мне приносили бинты, гантели и некоторые больные, которые были в лучшем состоянии, чем я говорили мне: “Валюшка зачем ты себя мучаешь?”. Через какое-то время я стал их обгонять по результатам, и многие больные заинтересовались – дай-ка и мы попробуем», – рассказывает Валентин Дикуль.

Но были в это время у Дикуля и психические срывы. Борьба с травмой отнимала все его силы и когда результатов не было, Валентин доходил до отчаянья и сдавался… От стаха стать для окружающих обузой, он дважды пытался покончить с собой, но врачи спасли – «Первый раз я связал полотенца, привязал к кровати, затянул на шее и вывалился. Второй раз отравился препаратами люминала – жить не хотел», – вспоминает Валентин Дикуль.

И всё-таки, после психических кризисов юноша продолжал упорно работать над своим телом, упрямо сопротивляясь неподвижности. У него возникла идея, что двигать нужно и недействующие части тела, как если бы они были здоровы, то есть делать полный комплекс упражнений, при котором выпрямление и сокращение мышц происходят до конца. Он привязывал к ногам верёвки и, пропуская под спинкой кровати, которая играла роль блока, тянул за них – двигая ноги, после начал использовать в качестве противовеса грузы. Друзья помогли установить над кроватью систему блочных устройств на подшипниках, схему которых разработал и нарисовал сам Дикуль.

Через 8 месяцев его выписали инвалидом I группы. До дома бабушки он добрался на инвалидной коляске. Первое время он не мог заставить себя выйти на улицу. Казалось, что все сразу бросятся жалеть его. Но сидеть на бабушкиной шее было еще невыносимее, и он поехал через весь город во Дворец культуры профсоюзов на прием к директору. Валентина приняли на работу руководителем циркового кружка. Это было равносильно чуду, во всяком случае, по эмоциям не уступало тому моменту, когда, очнувшись после падения, он понял, что жив.

Жизнь понемногу налаживалась. Днем он занимался с ребятами, вечером либо изучал медицинскую и цирковую литературу, либо, оставаясь в спортзале после всех, продолжал свои изнурительные тренировки. Но теперь уже со знанием дела, четко представляя, чего хочет добиться конкретным упражнением от определенной группы мышц. После занятий с учениками, терпя невыносимую боль, он тренировался по пять-шесть часов каждый день, используя самостоятельно разработанные методики и приспособления, которые в результате станут основой уникальной системы, до изнеможения передвигался по залу на костылях как на ручных ходулях. Нередко случалось так, что, таская до одури свои безжизненные ноги на костылях по гимнастическим матам (на пол Валентин боялся выходить, потому что, упав, разбился бы наверняка), он падал, когда иссякал суточный ресурс сил, и так засыпал. Утром, находя его в неестественной позе и не сомневаясь, что он мертв, уборщицы вызывали “скорую помощь” и милицию. Так было несколько раз, пока они не поняли, что к чему.

Дикуль встал на костыли не сразу. Сначала до звериного рефлекса он отработал координацию движений при ходьбе шагом, превратил мышцы плечевого пояса в железо, отжимаясь до синих кругов в глазах на брусьях с грузом, привязанным к ногам. Сейчас Валентин Иванович точно знает, сколько движений и какие были проделаны впустую, но также и знает, что без этих “холостых” упражнений не было бы его уникальной методики. День, когда он почувствовал, что у него снова есть ноги, Дикуль называет началом своей новой жизни. Он упорно шел к этому. Целых пять лет один месяц и семь дней! Шел, несмотря на то, что был приговорен медицинскими светилами к вечной недвижимости.

Еще семь месяцев Валентин проходил, опираясь на палочку, а через четыре года, ежедневно отрабатывая шаговое движение в специальных металлических сапожках собственного изобретения, он стал ходить. Будь Дикуль хоть супергимнастом, никакая самая прогрессивная комиссия не допустила бы его работать под куполом. И он решил переквалифицироваться в силовые жонглеры.

«Он поднимает гири 70-80 кг запросто на мизинце – уникальный человек. Человек-загадка. Когда человек легко подбрасывает шарик и дает зрителю, тот думает, что он 10 кг весит, а он все 45. Он конечно такие маленькие розыгрыши делал, но так чтобы не упало на ногу зрителю. Он свободно всегда вел себя со зрителем и зритель это любил. На его выступления приходили его пациенты на колясках», – рассказывает Леонид Костюк, директор цирка на проспекте Вернадского.

Трюки, выполняемые им на арене цирка, были необыкновенно сложными, некоторые из которых неповторимы: удерживание на спине автомобиля “Волга” (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов), жонглирование гирями в 80 кг, раскручивание 120-килограммовой штангу, удерживание на теле металлическую “пирамиду” весом в тонну. На его груди устанавливали наковальню, и двое сильных мужчин с размаху били по ней кузнечными молотами. Потом Дикуль проносил по кругу брыкающуюся лошадь.

Когда такое вытворяет артист, перенесший перелом позвоночника, трудно не

Поверить в чудо. История Валентина Дикуля пересказывалась как современная былина, в которой герой сделал себя заново.

30 декабря 1999 года Валентин Дикуль в присутствии журналистов, зрителей и официальных комиссий в России от Книги рекордов Гиннесса и Книги рекордов планеты выполнил три упражнения из программы классического силового троеборьях. В сумме Дикуль поднял 1170 кг при собственном весе в 121 кг; сделал приседание со штангой на плечах в 450 кг – личный рекорд, сделал жим лежа – в 260 кг, выполнил становую тягу (распрямление тела со штангой в руках) – в 460 кг. Этот показатель на целых 70 кг превысил установленный ранее мировой рекорд.

В 1999 году Валентину Ивановичу Дикулю было присвоено официальное звание народный артист России, звание чемпион мира по пауэрлифтингу (силовому троеборью) в абсолютной весовой категории.

Узнав удивительную историю исцеления артиста, к нему потянулись люди, на которых официальная медицина поставила крест. Они приезжали в цирк на проспекте Вернадского, Валентин Дикуль принимал всех. Многих буквально на руках вносили в двери служебного входа. Дирекция цирка бесплатно выделила Дикулю отдельную комнату. Он принимал людей и работая в это время артистом в цирке.

Народный артист России, друг Валентина Дикуля, Виктор Шемур вспоминает: «Вот здесь в этом цирке, на моей памяти канадца одного из машины выгрузили. У Валентина Ивановича еще тогда не было центров, он был здесь, в цирке на Вернадского. Человека внесли на носилках на 2 этаж и я видел, как этот человек ушел на своих ногах из цирка».

«Всегда в цирке, сколько себя помню с детского возраста, всегда были кругом люди на инвалидных колясках. Центр – это уже было потом, значительно позже», – вспоминает дочь Валентина Ивановича, Анна Дикуль, артистка цирка.

Тогда государство скрывало, что у нас в стране очень много инвалидов, в то время было сложно пробить любую методику, поэтому Валентиту Дикулю было сложно открыть свой центр в СССР, а за рубежом его методику подхватывали очень быстро. И первый центр, работающий по его методу, открылся за рубежом.

Чиновники говорили, что мы не хотим видеть инвалидов. Когда у нас была история с парком, то нашим пациента запрещали на колясках гулять – не надо, говорят, травмировать психику здоровых людей. И сейчас много таких людей. Зачем нам смотреть на инвалидов, мы не хотим их видеть. Инвалиды на голову, я таких называю,» – рассказывает Валентина Иванович.

И когда многими система Дикуля была признана и доказана ее эффективность появилась опасность, что эту систему запатентуют не в нашей стране. Вот тогда уже чиновники засуетились, стали предлагать открыть центр в России. Государственный реабилитационный центр в Останкино открылся 20 лет назад, сейчас таких центров в России несколько. Официальная медицина, наконец, признала его метод. Сегодня у него лечатся даже те чиновники, которые когда-то равнодушно отмахивались от его разработок.

Дикуль не обещает моментального исцеления, наоборот готовит своих пациентов к долгой и трудной борьбе с болезнью. Он требует от своих подопечных долгого и тяжёлого труда – пациенты занимаются на специальных тренажёрах до седьмого пота. Сам Валентин Дикуль говорит, что никакой тайны у него нет. Все просто – молодость продлевают физические нагрузки.

12 тяжелейших операций за последние 10 лет перенёс Валентин Дикуль и в то же время установил 4 мировых рекорда по силовому троеборью. До сих пор никто не может их побить.

За достижения в науке Валентину Дикулю было присуждено звание академика. Валентин Дикуль награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями и грамотами Правительства СССР и России, медалью имени Юрия Гагарина за вклад в развитие космической медицины. В настоящее время он – доктор биологических наук (защитил докторскую диссертацию в 1999 году), академик Международной академии информатизации, член Параолимпийского комитета России. Также удостоен премии имени М. В. Ломоносова за выдающийся вклад в развитие науки и образования. 30 марта 2007 года В. И. Дикуль награжден Премией Людвига Нобеля, которая является признанием выдающейся деятельности во благо своей страны и народа.

В городе Каунасе Литовской ССР (ныне — Литовская Республика). В раннем возрасте он остался сиротой. Сначала жил у своей бабушки Прасковьи Никитичны, затем стал воспитанником детских домов в Вильнюсе и в Каунасе.

В юном возрасте Дикуль попал на представление цирка шапито, это впечатление так глубоко запало в сердце мальчика, что он решил стать цирковым артистом. Дикуль начал убегать из детского дома и проводить дни в цирке. Со временем он стал выполнять мелкие поручения, затем начал заниматься акробатикой, тяжелой атлетикой, борьбой и гимнастикой, выполнял опасные трюки на трапеции.

В 1962 году во время одного из выступлений, когда Дикуль впервые в жизни выполнял номер воздушной гимнастики, случилось несчастье: лопнула перекладина, обеспечивавшая страховку, и молодой человек .

Валентин Дикуль получил более десяти переломов, включая перелом позвоночника. Чудом выживший гимнаст с парализованными ногами не имел, по прогнозам докторов, никаких шансов на выздоровление. Лежа в больнице, он стал выполнять различные упражнения . Дикуль качал мышцы спины, груди и рук, укреплял мышечный корсет силовыми упражнениями. Помимо этого прикованный к постели гимнаст начал усердно изучать строение человеческого тела, анатомию мышц, биомеханику. Валентин Дикуль разработал систему блочных устройств на подшипниках, а друзья помогли установить ее над его кроватью.

Через восемь месяцев Дикуля в инвалидном кресле выписали из больницы. Вскоре он устроился на работу руководителем циркового кружка во Дворец культуры. Днем Дикуль занимался с детьми, а вечерами проводил тренировки, выполняя упражнения. Продолжал читать медицинскую литературу. Через пять лет он снова смог ходить.

В 1970 году Валентин Дикуль вернулся в цирк в качестве силового жонглера. Благодаря своим трюкам — жонглированию пушечными ядрами, подбрасыванию гирь и другим — он стал известен на всю страну.

В 1984 году артист появился в фильмах "Без семьи" и "Пеппи Длинный чулок".

Огромная работа, проведенная Валентином Дикулем, накопленные знания, проверенные опытным путем, послужили основой для создания уникальной методики реабилитации людей с тяжелейшими заболеваниями и травмами опорно‑двигательного аппарата.
Дикулю стали приходить письма с просьбами о помощи. Первое время официальная медицина категорически не воспринимала его подход к лечению. В 1978 году министерство здравоохранения СССР разрешило провести клиническую апробацию методики реабилитации.

В 1988 году Дикуль был назначен директором Всесоюзного центра реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями детского церебрального паралича (Центр В.И. Дикуля). В 1990 году методика была зарегистрирована в патентном бюро . Вскоре под руководством Дикуля стали появляться другие центры и клиники в России и за ее пределами. В конце 1990‑х годов Дикуль начал заниматься не только пациентами с последствиями травм позвоночника и ДЦП, но и другими заболеваниями опорно‑двигательного аппарата (грыжа диска, сколиоз, кифоз, остеохондроз).