Тема деревья старшая группа. Конспект ноод «деревья и кустарники нашего двора» в старшей группе

Конспект
НОД
для детей средне-старшей группы.
Тема: «Деревья и кустарники».

Тема: «Деревья и кустарники».

Цель: учить различать деревья и кустарники.

Задачи: учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему; учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много); учить схематично изображать дерево, куст; развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта); воспитывать интерес к миру растений.

Пособия и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А 5, карандаш.

Словарь: названия деревьев кустарников(береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).

Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» с помощью сказки – оживления «Как дерево с кустарником встретились», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.

Последующая работа: рассматривание предметных картинок «Деревья», «Кустарники». Д/и: «Деревья и кустарники», п/и: «Найди дерево (куст)».

1. Постановка проблемы.
Дети, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный.
Что случилось, Буратино?
(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет.)
Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое – кустарником.

2. Чтение схем.
Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?

А как вы догадались?

Правильно! А какому растению подходит вторая схема?
Почему?

По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
Женя, как ты думаешь, чем похожи деревья и кустарники?

Саша, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?

Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.
Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.

3. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
А теперь, Буратино, дети покажут тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.

4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы.
Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.
Он стоит высокий стройный.
Лист на нем резной, узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите это?..
Клен – это дерево или кустарник?
Почему вы так думаете?

Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?

На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается
Сирень – Это дерево или кустарник?
Почему?

У меня иголки
Длиннее, чем у елки.Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)

Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)

Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
И в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)

Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина)

–Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.
А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы Буратино не забыл все, чему мы его научили сегодня.
Посмотрите, как это сделаю я.
(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника.)

Дети соглашаются помочь Буратино.

Эта схема подходит дереву.
Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.
Эта схема подходит кустарнику.
Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.

У деревьев и кустарников есть корни и листья.
У дерева один ствол, а у кустарника много.

Дети выполняют движения за воспитателем.

Клен.
Дерево.
Потому, что у клена один ствол.

Под схему «дерево».

Сирень.
Кустарник.
Потому что у сирени много тонких стволов.

Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника.

Дети рисуют схематичное изображение дерева и кустарника.
В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке – дерево или кустарник.

Коррекционно-образовательные цели . Расширение представле­ний об изменениях, происходящих в природе осенью. Активизация словаря по теме «Деревья» Совершенствова­ние грамматического строя речи (образование существительных в форме родительного падежа с предлогом, согласование прилага­тельных с существительными в роде и числе ).

Коррекционно-развивающие цела. Развитие длительного выдо­ха, речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляци­онной, тонкой и обшей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели . Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, игра «Разноцветные листья», контейнер с цветными карандашами, контейнер с перыш­ками.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Сядет тот кто назовёт дни недели.

II.Основная часть.

1. Игра «Разноцветные листья» . [Расширение и активизация словаря по теме «Деревья» (относительные прилагательные). Совершенствование грамматического строя речи (образование формы существительных в родительном падеже с предлогом с, со­гласование прилагательных с существительными в роде и числе).]

Логопед помещает на наборное полотно два листа картона, на которых изображены клен, каштан, рябина, дуб, сосна, ель.

Логопед. Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Пока­жите и назовите их.

Дети по очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют деревья. Логопед раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев. Карточки снабжены «липучками».

Логопед. А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них, закрепить листок рядом с этим деревом и вспомнить, какой это листок.

1-й ребенок. Этот листок упал с клена. Кленовый листок.

2-й ребенок. А этот листок упал с рябины. Рябиновый лис­ток.

3-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.

4-й ребенок. Эти иголочки с елки. Еловые иголки.

5-й ребенок. А эти иголочки с сосны. Сосновые иголки.

6-й ребёнок. А этот листок упал с берёзы. Берёзовый листок.

7-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.

Логопед. С какого же дерева упал последний листок?

Дети. С каштана.

Логопед. Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить. А теперь представьте, какого цвета листья де­ревьев осенью, и расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки. Это - зеленые еловые иголки.

1-й ребенок. Красный кленовый листок.

2-й ребенок. Оранжевый рябиновый листок.

3-й ребенок. Коричневый дубовый листок.

4-й ребенок. Зеленые сосновые иголки.

5-й ребенок. Желтый лист каштана.

6-й ребёнок. Жёлтый берёзовый листок.

7-й ребёнок. Коричневый дубовый листок.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием.

2. Общая артикуляционная гимнастика.

Логопед приглашает детей к зеркалу и проверяет, правильно ли они сели, а затем предлагает сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики.

Логопед. Давайте сделаем упражнение «Пузырь». Плотно сомкните губы. Надуйте щеки. Медленно выдавливайте кулаками воздух? через плотно сжатые губы. Посмотрите, как я делаю это упражнение.

Дети выполняют упражнение три раза. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.

Логопед. Следующее упражнение называется «Шарики». Попробуйте набрать воздух то под одну, то под другую щеку при плотно сомкнутых губах. Посмотрите, как это делаю я.

Дети вновь выполняют упражнение три раза. После каждого вы­полнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и про­глотить слюну.

Логопед . А теперь сделаем упражнение «Маятник».

Широко откройте рот, вытяните язык, напрягите его, касайтесь острым кончиком языка то левого, то правого уголка губ. Следите, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не дви­галась нижняя челюсть. Посмотрите, как это упражнение делаю я.

Дети выполняют упражнение три раза под контролем логопеда. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.

Логопед. Вы очень хорошо выполнили все упражнения. Молодцы!

3 . Работа в тетрадях [Развитие . Профи­лактика нарушений письменной речи. Активизация словаря по теме «Деревья » (относительные прилагательные ). Совершенство­вание грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе )]

Логопед раздает детям тетради. Ставит на стол контейнер с цветными карандашами.

Логопед. Что вы видите?

Дети. Листочки.

Логопед. Изображения листочков наложены друг на друга для того, чтобы задание было сложнее выполнять. Но сначала по­слушайте стихотворение.

Он до поздней осени

Весь стоит зеленый.

Значит, он выносливый.

Значит, закаленный.

Дети. О дубе.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. На дубе листья долго остаются зелеными.

Логопед . Обведите дубовый листок пальчиком.

Дети выполняют задание.

Логопед. А теперь возьмите зеленый карандаш, обведите и раскрасьте листок.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они правильно сидели и правильно держали карандаш.

Логопед. А второй листок вы узнали?

Дети. Это кленовый листок.

Логопед. Каким он может быть осенью?

Дети. Красным.

Логопед. Обведите кленовый листок красным карандашом.

Дети выполняют задание.

Логопед. Какой листок получился?

Дети. Красный кленовый листок.

Логопед. Хорошо. Закройте тетради.

Логопед убирает тетради и карандаши.

4. Подвижная игра «Листья». [Координация речи с движени­ем. Совершенствование умения прыгать с продвижением на нос­ках ног.]

Логопед приглашает детей на ковер, где лежит кольцо из веревки.

Логопед. Давайте представим, чтобы мы превратились в осен­ние листья. вспомним Только на этот раз листья будут кружиться вокруг лужи, которую мы обозначим синей веревочкой, на опушке леса.

Дети выполняют упражнение.

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в сто­роны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают. И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках.

5. Упражнение «Лебединые перышки». [Развитие силы и дли­тельности выдоха. Закрепление представлений об изменениях, происходящих в природе осенью ]

Дети и логопед остаются стоять на ковре. Логопед достает контейнер с белыми перышками.

Логопед. Напомните, что происходит осенью в жизни пере­летных птиц. Начните ответ со слов перелетные птицы.

Дети. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Логопед. Почему они это делают?

Дети. Осенью становится холодно, прячутся насекомые, по­гибают растения, птицам нечем питаться.

Логопед. Правильно. Названия каких перелетных птиц вам известны?

Дети. Гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи.

Логопед. Над лесом, где мы с вами сегодня гуляем, проле­тела стая лебедей. Лебеди потеряли вот эти перышки. Возьмите по одному перышку, положите его на ладошку. Держите ладошку на­против рта. Давайте подуем на перышки так, чтобы они закружи­лись в воздухе. Делайте вдох и выдох по моей команде. Не наду­вайте щеки.

Упражнение проводится 3-4 раза, чтобы не спровоцировать го­ловокружение у детей.

6. Упражнение «Будь внимательным. (Развитие речевого слуха, памяти, мышления ).

Логопед . Теперь я хочу проверить, насколько вы внима­тельны. Сейчас я буду произносить слова. Постарайтесь их запом­нить и определить, какое из этих слов не имеет отношения к осе­ни. Дождь, листопад, метель, гриб. Какое слово лишнее? Почему вы так думаете?

Дети. Лишнее слово метель. Метель бывает зимой.

Логопед. Дуть, опадать, собирать, загорать.

Дети. Лишнее слово загорать. Люди загорают летом.

Логопед. Дождливый, пасмурный, морозный, золотой.

Дети. Лишнее слово морозный. Морозные дни бывают зимой.

Конспект занятия со старшими дошкольниками

Тема: "Деревья и кустарники нашего края"

Цель :Развитие и активация познавательного интереса к миру природы через общение с живой природой.

Предварительная работа: экскурсии, прогулки в природу, рассматривание иллюстраций, создание дидактической игры «С какой ветки детки», создание фотоальбома «Природа Тверского края», рисование «Природа нашего края»

Ход занятия

1. Скажите, пожалуйста, какая сегодня погода ? (Хмурое, серое небо; то дождь, то снег; не слышны птичьи голоса). Когда такое бывает? (Осенью).

Ребята, а я вам от осени принесла подарок! Давайте посмотрим, что же там? (Листья). Какие они? А кто мне скажет, с каких растений эти листья? А хотите узнать какие деревья, кустарники растут у нас, в нашем краю? Тогда нам нужно отправиться в путешествие, как вы думаете, куда? (В лес). Как себя вести на природе знаете? (Не шуметь, не ломать, не разрушать). Тогда в путь, правда без волшебства не обойтись. (Звучит фонограмма).

2. Давайте закроем глаза и представим, что мы шагаем по лесу. Перепрыгиваем с кочки на кочку, а вот встретилось упавшее дерево, мы его перешагнули. А как дышится легко и вольно. Как вы думаете почему? Открываем глаза. Ой, ребята, посмотрите, к нам спешит на встречу, как вы думаете кто? (Лесовичок). Загадка: Весной и летом они стоят одетыми, а осенью бедняжки остались без рубашки? (Деревья). Почему?

Приглашаем к " Полянке". Какие вы узнали здесь деревья? (Берёза). А как её вы узнали? (Белый ствол). Действительно: "В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, сели на косицы " или " Стоит Алёна в платке зелёном, тонкий стан, белый сарафан?" Белая берёза – русская красавица леса и не только леса. Посмотрите – ствол покрыт белой корой с черными точками, полосками, ветви вверх. А какие листья по форме? (Овальные). С зубчиками по краю, летом у берёзы – желтые серёжки. Берёза очень полезна – из почек делают настои – лечат суставы ; из коры (бересты) – делают сувениры .

А это дерево вы все знаете. (Ёлка). " Ее всегда в лесу найдешь - пойдем гулять и встретим: стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем."Да, это ёлка. Кто знает ещё загадки про это дерево? Чем оно отличается от берёзки ? Рассмотрим иголки (хвоинки) в лупу.

Ель – ценное дерево – из веток делают целебный настой (его пьют, когда в организме не хватает витаминов); из ее древисины делают бумагу, строят дома, делают музыкальные инструменты; ель– продукты питания для белок, клестов. Ну, а кто не любит ёлочку – она же наша гостья на Новый год!

Есть ещё деревья. " Есть у родственницы елки неколючие иголки, но, в отличие от елки, опадают те иголки?" (Лиственница).

Лиственница – это тоже хвойное дерево, но не вечно зелёное. На зиму лиственница сбрасывает нежные иголочки. Они, в отличии от иголок ели, очень легкие. У неё очень ценная древесина, из которой строят прочные мосты.

" Кудри в в воду опустила, и о чем-то загрустила, а о чем она грустит, никому не говорит?"У нас встречается этот кустарник очень часто. Это – узколистная ива . По-другому ещё называют её – вербой . В апреле – мае на гибких ветвях появляются ярко-жёлтые серёжки. кора используется в лечебных целях и служит кормом для зайцев. Ранней весной ещё снег не растаял, а на ветках появляются красные шишечки, которые осенью становятся коричневыми. (Рассматривание шишечек).

Ребята, а чем похожи все деревья? (Есть ствол, ветви, листья, корни).

Чем отличается дерево от кустарника? (У кустарника много тонких стволов, а у дерева – один). А мы похожи на дерево?

Игра " Изобрази дерево ".

Лесовичок : " Какие вы молодцы, ребята! А вот скажите, чем полезны деревья и кустарники? (Делают воздух чистым, украшают жизнь человека, дают ему здоровье).

Однажды в лесу произошла странная история, поссорились деревца – подружки. Давайте заглянем к ним и послушаем их хвастливые речи.

Экологическая сказка "Поучительная история"

Лесовичок: Жили-были в лесу деревца-подружки. Дружба их была крепкой, временем проверенной. Берегли подружки друг друга. А звали их елка Зеленушка, береза Веселушка, ива Хохотушка, рябина Краснощечка, ольха Скромница, лиственница Неженка . Они радовались летнему солнцу, прятались от ветра и мороза в холодную зимнюю пору, помогали друг другу во всем. Слава об их дружбе разнеслась по всему лесу и дошла до злой волшебницы. Лишилась она сна и аппетита, все думала о том, как поссорить подружек. Думала-думала и, наконец придумала. Решила она напоить подружек настоем для хвастовства. Попробовали они этого настоя и сразу же принялись хвастаться друг перед дружкой. Давайте заглянем к ним, послушаем их хвастливые речи.

Лиственница Неженка. Дерева лучше меня вы нигде не отыщете. Посмотрите, какая у меня красивая светло-зеленая мягкая хвоя. Не то, что у ели! Фу, какая жесткая! И растут мои хвоинки пучками – по 20-60 вместе. Поэтому-то я такая пушистая и красивая. Люди меня очень ценят: мосты из меня строят, ведь моя древесина в воде не гниет, Ах, какая же я красивая и нужная!

Ель Зеленушка. Да вы только посмотрите на нее! Врет она все! Это лучше меня, ели, вы не найдете. Ты, Неженка, на зиму хвою сбрасываешь, а я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота! Про меня даже загадку сочинили. Зимой и летом одним цветом. А иголки свои я постепенно меняю - через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. А на Новый год вокруг какого дерева дети веселятся? А? То-то. И бумагу из меня делают - раз! И искусственный шелк - два! И дома из меня строят - три! И музыкальные инструменты делают - четыре! Вот так, я намного лучше и нужнее всех вас!

Береза Веселушка . А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром...” а песня «Во поле березка стояла»? Как звучит? И ствол у меня белоснежный, не то, что у вас. И почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи. Так кто королева деревьев? Я! Сомнений быть не может!

Ольха Скромница. Как бы не так! Я до самых морозов зеленой остаюсь. Вы же, подлизы, меняете цвет листьев, чтобы осени угодить. Посмотрите повнимательней. Вот мой корень, на нем оранжевые клубни. Как вы думаете, что это? Это лучистые грибы. Они живут на моих корнях и помогают азот из воздуха переносить в почву. Это так полезно всему лесу! И древесина у меня приятного апельсинового цвета. И тепло мои дрова хорошее дают, и мебель из меня неплохая получается, и древесина моя почти не гниет, а мои листья и кора лечат; людей от простуды и ревматизма. Так что вывод один: нет меня лучше и полезнее!

Ива Хохотушка . Я вам тоже ни в чем не уступлю. Я красивей вас всех! Посмотрите на мои листочки. Сверху они гладкие, а снизу нежные, пушистые, ласковые. А весной что может быть прекрасней моих сережек? И людям я тоже очень нужна. Из моей коры готовят лекарства от разных болезней. Их пьют, когда болят ноги и желудок, когда высокая температура. Вот какая я!

Рябина Краснощечка . Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вот что вам скажу: стройнее и изящнее- меня вы нигде не найдете. И еще: когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так-то!

Лесовичок – Этот спор не замолкал ни на минуту ни днем ни ночью. Все так привыкли к нему, что постепенно стали забывать о былой дружбе деревьев. Но случилось вот что. У одного мальчика по имени заболела мама, а лекарств нужных не было. Сел мальчик около дома и заплакал. Пролетала мимо птичка-невеличка - Трясогузка. Спросила его, почему он плачет. Он рассказал о том, что у его мамы болят руки и ноги. Послушала Трясогузка и говорит...

Трясогузка. Нужно срочно отправиться в лес. Там есть полянка. На ней растут деревья-подружки. Они тебе помогут.

Мальчик: А как мне найти эту полянку?

Трясогузка . А ты поспрашивай у птиц, у животных, у трав. Найти ее не трудно.

Лесовичок . Собрал Мальчик рюкзак и пошел на поиски подружек. Долго искать поляну не пришлось. Все знали дорогу к ней, но в один голос утверждали, что подружек там нет, а есть только надоевшие всем хвастушки. Нашел их Мальчик, обратился за помощью, но ни одно дерево не удостоило его своим вниманием. Сел тогда он посреди полянки и расплакался. И вдруг - от слез мальчика - колдовство исчезло. Деревца стали, как и прежде, добрыми и приветливыми. Береза и ольха дали Мальчику свои почки, кору и листья - из них надо было приготовить настой, чтобы мама натирала им руки и ноги. Рябина отдала все свои ягоды, в которых много витаминов. А остальные пожелали маме скорейшего выздоровления. Так и произошло.

А деревья по сей день живут в лесу в дружбе и согласии. И никакому колдовству не под силу разрушить их дружбу. Хотят они одного: чтобы люди относились к ним бережнее, ведь им и так трудно жить в нелегких условиях.

А как беречь растения, вы знаете? (Ответы детей)


ГБОУ Школа 967 Воспитатель Судас Е.А.

Программное содержание. Воспитывать бережное отношение к природе. Уточнять и закреплять знания о кустарниках и деревьях.

Материалы. Проектор. Изображение деревьев и кустарников. Плоды и листья кустарников и деревьев. Игрушка – Лесовичок.

Ход занятия.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто к нам пришел! Это же Лесовичок.

Лесовичок. По лесу я хожу.
За порядком слежу.
Деревьям помогаю.
Ягодами угощаю.

Ребята, отгадайте, куда я вас приглашаю в гости.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!

Дети. Лес.

Лесовичок. В путь! (Под музыку дети маршируют) . Вот мы и пришли. Кто же нас встречает?

Летом всех зверей накормит:
Белок, мишек и ежей.
Даст по шишке и позволит
Теплый дом построить в ней. (Елка)

Верно, молодцы! Попробуем еще..
Вот так дерево! Иголки
подлиннее, чем у ёлки!
Но на ёлочку похоже –

зелено всё время тоже.
Шишки круглые торчат –
вот забава для ребят! (Сосна)

А есть еще одно очень интересное дерево.

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

(Лиственница)

Лиственница летом вся в иголках. А зимой уже без них. Как называется лес, в котором растут эти деревья? (Хвойные) . Почему (У них вместо листьев хвоя) . А одну как назвать? (Хвоинка) .

Воспитатель. А ребята и о других деревьях много знают и умеют отгадывать о них загадки, вот, например:

На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белёны,
Шапочки зелёны.

(Березы)

Воспитатель. Чем весной береза нас угощает? Есть примета: если из березы весной течет много сока, то лето будет дождливое. А в медицине применяют почки березы. Послушайте следующую загадку.

Во дворе оно растёт...
Добывают пчёлы мёд
из цветочков золотых,
что в ветвях цветут густых.

От простуды и от гриппа
лечит лучший доктор...

(Липа) .

Какого цвета у липы ствол? (Черный) . Перед дождем листочки липы прикрывают цветочки. А чем полезна липа? (Цветы лечебные, их заваривают от простуды. Пчелы нам дарят липовый мед) .

Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.

(Рябина)

Чем полезна рябина? (Ягоды – корм для птиц, из них варят варенье) . Варенье какое? (Рябиновое) . Есть примета: если много рябины, то зима будет холодной.

Следующая загадка.

Распустила дева косы
Возле речки у откоса.
И подружкам всем на диво
Моет в речке кудри

(Ива)

Ивы любят влажную землю. Деревья эти высокие, раскидистые, веточки длинные, спускаются вниз, даже ствола не видно. Ива зацветает первой и листья сбрасывает первой. Иву никто не пугает. А оно все равно дрожит.

Лесовичое. Можно я загадаю загадку?

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.

(Клён)

Какой формы листья у клена?

Из чудесного яичка
Вылупляется не птичка -
Не скворец, не голубок,
А малюсенький дубок!

Воспитатель. С какого дерева эти детки? (С дуба) .

Пушистые комочки
Расселись на пруточке.
Весною зацветает,
И Пасху зазывает.

(Верба)

Кто из вас видел, как цветет верба?

(Ответы детей)

Лесовичок. Ребята. Я хочу с вами поиграть. Я раздам вам листочки, а вы найдите с какого они дерева.

Проводится игра «С какой ветки детки» .

Проводится физкультминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня в корзинке. (Орехи) . А где они растут. (На орешнике) .

В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня
В зеленом кафтане.
Богач невелик,

А орешками наделит.

(Орешник)

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим лист орешника. Расскажите о нем.

Скажите, пожалуйста. Орешник это дерево или кустарник. (Кустарник) .

Какие еще вы знаете кустарники? (Ответы детей) .

Воспитатель. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте о каком кустарнике каждая загадка.

Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки
Развешены на ветке.

(Шиповник)

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Куст с шипами,
Ягодки с хвостами
В зеленой одежке
С полосатой стежкой.

От ягодок - хруст,
Что за куст? (Крыжовник)

Что за кустарник ароматный?
Ягод вкус его приятный -
Висят, как черный виноград,
И каждый пробовать их рад!

Давно у вас в саду растет,
Свой дом не бросит, не уйдет,
Теперь его там родина.
Как куст зовут?... (Смородина)

Воспитатель. Живя на даче или в деревне, летом вы ходите в лес. Если в лесу на деревьях хвоя. То это какой лес? (Хвойный) . Если на деревьях растут только листья? (Лиственный) . Что общего в строении и у деревьев и у кустарников? (Корень) . А различия. (У дерева один ствол, а у кустарника несколько, кустарники ниже деревьев) .

Лесовичок. А знаете ли вы, как называется лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор) . Одни березы? (Березовая роща) . Одни дубы? (Дубрава) .

Воспитатель. В березовой роще много… (берез) . В дубраве… (Дубов) . В сосновом бору(сосен) . На липовой аллее растет много… (лип) .

Лесовичок. Много вы знаете, но нам пора прощаться. Но я хочу вам рассказать стихотворение.

Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,

Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай

И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки

Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,

Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,

Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня

Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!

(Н. Филимоненко)

Лесовичок прощается с детьми и уходит. Дети возвращаются в группу.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза - березовый.
Ель - еловый.
Рябина - рябиновый.
Сосна - сосновая.
Осина - осиновый.
Смородина - смородиновый.
Липа - липовый.
Яблоня - яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.


РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на - рябине;
яблоки растут на - яблоне;
серёжки растут на - березе, ольхе;
круглая шишка на - сосне;
длинная шишка на - ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель - ёлочка.
Сосна - сосенка.
Береза - березка.
Иголка - иголочка.
Ветка - веточка.
Шишка - шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)