Авторская позиция клише. Клише для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку (Изучение русского языка)

Пишется по следующему плану:

    Вступление

    Постановка проблемы

    Комментарий к проблеме

    Ваша позиция

    Аргументы (2 аргумента: из личного опыта и из литературы, истории и т.д.)

    Заключение

Речевые клише для вступления.

Для вступления можно использовать следующие речевые клише :

    Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.

    Риторические вопросы.

    Цитата из текста, - в этих словах звучит (раскрывается, затрагивается)...

Речевые клише для формулировки проблемы.

Для описания проблемы, раскрываемой в тексте можно использовать следующие фразы:

В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему…Волнующую многих проблему … в вышеописанном тексте раскрывает автор…

Речевые клише для отражения позиции автора.

В этом пункте можно использовать следующие речевые обороты :

Речевые клише для выражения собственного мнения.

Для того, чтобы дипломатично выразить свое мнение по поводу раскрываемой проблемы , можно использовать следующие фразы:

Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схжего с автором мнения по поводу …

Речевые клише для аргументирования.

Для того, чтобы органично вписать аргументы в текст , можно использовать следующие клише (в зависимости от типа аргумента):

Нам часто приходиться сталкиваться с… Зачастую, в наше время… Кто из нас не встречал… В наши дни стало обыденностью, что… Особенно остро данная проблема была раскрыта в таком произведении, как… Проблема, раскрытая в данном тексте, волновала многих русских классиков, например,...Актуальность этой темы раскрывает в произведении…. великий русский писатель (поэт, философ).... Теме …. посвящено множество телепередач и статей…

Речевые клише для заключения.

Подытожить сочинение ЕГЭ можно, начав со следующих фраз:

Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что)... Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль:... Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы...

сочинения-рассуждения.

Речевые клише

для сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение, или, по-другому, сочинение-эссе, состоит из нескольких частей:

1. Определение проблемы
Проблема может вводиться повествовательным предложением, типа «Одной из важнейших проблем в данном тексте является проблема помощи ближнему». Или вопросительным предложением, типа: «Что такое милосердие? В чём оно заключается? Всеми этими вопросами задаётся автор текста».

4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
В данном пункте следует выразить собственное мнение по сформулированной проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора), приведя 2 аргумента, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.

5. Заключение
В заключение подводится итог всему сказанному, делается вывод по проблеме и то, как она отражена у автора исходного текста.

См. примеры сочинений:

Речевые клише

Обоснование темы и проблемы

1. ФИО автора – несколько слов об авторе (можно взять из сноски, которая даётся после текста).
2. Вот и в указанном тексте автор обращается к этой же теме.
3. Среди ряда проблем, рассматриваемых в тексте (перечисление проблем), мне наиболее важной/актуальной кажется проблема ЧЕГО (проблема милосердия, уважения и пр.)

Уважаемые коллеги! Хочу представить мастер-класс по подготовке к ЕГЭ, не ко всему экзамену в целом, а именно заданию типа С – написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.

Выберите, пожалуйста, подходящий вариант.

Алгоритм написания сочинения

  1. Вступление.
  2. Постановка проблемы
  3. Комментарий к поставленной проблеме.
  4. Позиция автора.
  5. Собственная позиция.
  6. Аргумент.
  7. Литературный аргумент.
  8. Заключение.

6. В шестом пункте мы должны аргументировать собственную позицию, т.е. приводя в пример жизненный опыт и два литературных аргумента, отстоять свое мнение. Это будет следующий абзац. Рассмотрим схему. Что можно считать жизненным опытом?

В бланках сочинений даны речевые клише. Выберите вам подходящее.

Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)

– Мне не раз приходилось сталкиваться с...
– Помню, как-то...
– Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться.
– Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с...

– Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил...
– Любой историк скажет, что...
– Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что...

7. Теперь о читательском опыте. Рассмотрим схему.

Сейчас я вам раздам таблицу литературных аргументов. Я часто использую ее на уроках, когда мы готовимся к ЕГЭ. Возможно и вам она поможет.
В этом абзаце сочинения можно употребить следующие речевые заготовки.

– Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора)...
– В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за...
– Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора)...

Напишите литературный аргумент.
А теперь посмотрим на слайд с критериями оценки.

К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Баллы
не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы ). 3
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.

2
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 1
Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы ,

мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: “Я согласен / не согласен с автором”),

вообще не отражено в работе.

0

8. Вот мы и пришли к финалу работы над сочинением. Последний пункт сочинения – это "Заключение".

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

4. Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

6. Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Для заключения я предлагаю следующие варианты клише.

– Итак,...
– Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что...
– В заключение хочется заметить, что...
– И, в конце концов, следует заметить, что...
– ... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь. – Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что...
– Я не могу предложить сейчас решение проблемы – достаточно того, что “болезнь указана, а как ее излечить – это уже бог знает!

Напишите, пожалуйста, заключение.
Хочу обратить ваше внимание на критерии оценки задания с развернутым ответом.
А теперь я предлагаю еще раз "пробежаться " по написанному сочинению и прочитать, что у вас получилось.
На этом мой мастер-класс окончен. Надеюсь, этот урок будет полезен вам в подготовке выпускников К ЕГЭ по русскому языку.

Спасибо за внимание!

Каждый встреченный мной человек

Путь к

в чём-то меня превосходит,

ЕГЭ-2017

и мне есть чему у него поучиться.

Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Крюковской СОШ

Пузанова Любовь Викторовна


Алгоритм написания сочинения-рассуждения

по прочитанному тексту

1. Вступление.

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к поставленной проблеме.

5. Собственная позиция.

6. Аргумент.

7. Литературный аргумент.

8. Заключение .


Вступление

- Вопросно-ответное единство.

  • Цепочка вопросительных

предложений.

- Риторический вопрос.

- Цитата.

- Личные впечатления, чувства и

жизненный опыт.


Возможные варианты вступления

  • Д. С. Лихачёв – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в мире. Его волнуют все проблемы общественной жизни, в том числе и проблема ответственности личности перед обществом, природой. Перед Землёй.
  • Автор текста Д.С. Лихачёв не случайно обратился к теме ответственности человека за всё на планете. Проблема, которую он поднимает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.
  • Д.С. Лихачёв принадлежит к тем неравнодушным людям,

которых волнуют общечеловеческие проблемы,

одной из которых является проблема

ответственности человека перед обществом,

природой, перед всей Землёй.


Способы формулирования проблемы

Проблему можно:

а). Сформулировать своими словами

( проблема + сущ. в родительном падеже ).

б). Процитировать.


Речевые клише для формулирования проблемы

В данном тексте

Даётся – истолкование, описание, критическая оценка…

Показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…

Подвергается – критике, рассмотрению, анализу…

- (Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое...

Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся

проблема ответственности человека перед обществом, природой, всей Землёй

Следует отметить, что данная проблема существует давно,

однако актуальна она и в наши дни.

И меня, жителя современного общества, этот вопрос не

может не волновать.

- Выберите подходящий вариант к вашему сочинению.


В данном случае это проблема ответственности человека перед обществом, природой,

всей Землёй.


Примеры речевых клише

То, о чем пишет автор, очень актуально. Так как… – (Автор) заостряет внимание на… – (Автор) раскрывает проблему на материале… – Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему – проблему... – Размышляя над актуальной во все времена

проблемой (актуальной особенно в наше время),


Комментируем проблему исходного текста

1-й абзац . «За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?»

4-й абзац. «…Отвечать за других – это значит отвечать за самого себя»

«Только человек,…способный поступиться своими

интересами,…достоин права отвечать за других».

Иными словами : Ответственность – это умение поступиться своими интересами

во имя интересов окружающих.


Комментируем проблему исходного текста

Далее автор приводит пример из книги Рони «Борьба за огонь», через который Д. Лихачёв ненавязчиво помогает нам понять, что ответственность – это умение поступаться со своими интересами во имя интересов окружающих. Ведь «… отвечать

за других – это значит уметь отвечать

за самого себя».


Комментируем проблему исходного текста

5-й абзац . В наши дни безответственность человека имеет страшные последствия.

Рассуждая о нашем времени, автор подводит читателя к выводу, что безответственность человека сегодня имеет более страшные последствия, чем в каменный век. Д.С. Лихачёв сравнивает Землю с космическим кораблём, всех живущих на ней называет одной командой, и

читателю становится понятно, как много

зависит от её слаженной работы.


– Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: “(Цитата)”.

– Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).

– Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора) – убедительно доказывает, что… – обращает внимание на то, что… – выражает тревогу… – верно (тонко) замечает…


« Автор искренне убеждён, что в наши дни халатность может привести к гибели человечества. Он горячо заявляет, что сегодня человек « отвечает за всё на земле: за воздух, океаны, леса, реки » . И потому поступки каждого из нас должны быть « разумны и человечны » .


Построение текста-рассуждения:

Тезис

Аргументация

Вывод


Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)

Мне не раз приходилось сталкиваться с... – Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться. – Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с...

- Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…

- Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…

- Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

- Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…

- Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…

- Похожая ситуация рассматривается также писателем… в

произведении…

- Судьба героя /сюжет произведения/ размышления

писателя заставляют задуматься над… /прийти

к выводу о том, что…


Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил...

Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что...

Любой историк скажет, что...


Литературный аргумент из произведения В. Распутина «Прощание с Матёрой».

О нравственной ответственности за жизнь на земле пишет В. Распутин. Его «Прощание с Матёрой» - это призыв к человеку остановиться в бездумном и беспринципном отношении к природе,

к земле.


В арианты клише д ля заключения

Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что...

В заключение хочется заметить, что...

... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь.

Таким образом, нельзя однозначно

ответить..., но в то же время можно

утверждать, что...


Примерный вариант заключения по прочитанному тексту Д. Л. Лихачёва :

«Задуматься над проблемой, поднятой автором в тексте, - значит не только открыть для себя что-то, но и ясно понять, что человек – существо разумное, и потому он в ответе за всё!»


Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к проблеме

5. Ваша позиция

6. Литературный аргумент

7. Любой другой аргумент

8. Заключение

Для вступления:

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости. знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье ….

4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что …. Другие подчёркивают …. Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. …. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья …. Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).

7) (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким - либо конкретным примером.

10) Приём «Цитата». «…,» - писал известный …. В этих словах звучит …. Действительно, …

11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12) Люди часто размышляют о том, что …. (О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности …. Кто-то считает, что …. Кто-то ….

15) «…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …. Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

Для формулировки темы (проблемы) исходного текста:

1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему.

3) Данный текст посвящён теме (проблеме).

4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему.

5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах.)

9) Волнующую всех нас проблему. поднимает {указываем автора}.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это.

11) Проблема. не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

12) Что такое.? (В чем заключается.? Какую роль в жизни человека играет.?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.

Для комментирования проблемы:

8) В тексте доказывается мысль о том, что.

9) Основная мысль текста заключается в том, что.

Для выражения своего мнения:

1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.

Для аргументации собственной позиции:

- с использованием жизненного опыта:

1) Как часто приходится сталкиваться с.

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как.?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как.

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас).

- из читательского опыта

1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности.

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях.

- из зрительского опыта

1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах).

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи.

Для заключения:

1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»: Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что …. 2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

4) (Использование цитаты) «…,» - писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что ….

6) Прочитав этот текст, понимаешь, как …. Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…».

Как определить проблему в предложенном тексте? Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор. Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.