Звезда и смерть зои федоровой. Загадка смерти Зои Федоровой: советская актриса выжила в тюрьме, но не спаслась от выстрела в затылок

В этом сезоне программа «Пусть говорят» на Первом канале запустила серию передач, в которых вновь ищут убийц советской кинозвезды Зои Федоровой. Из Лос-Анджелеса даже специально пригласили единственного прямого наследника - внука актрисы Кристофера. Федорову застрелили 10 декабря 1981 года. Казалось бы, за прошедшие почти сорок лет было выдвинуто множество версий этого нераскрытого преступления, о нем сняли телевизионные фильмы и написали не одну книгу. Но они еще больше все запутали.

Федорову застрелили в ее квартире в доме 4/2 по Кутузовскому проспекту. Тело обнаружил племянник. Тетушка просила его разобраться с барахлящим телевизором, но никто не отпирал, телефон был глухо занят, в дверях торчала записка от не достучавшейся знакомой, и он съездил за запасным ключом. 74-летняя актриса сидела за небольшим столиком спиной к двери, сжимая в руке телефонную трубку и запрокинув голову на спинку кресла. Пуля прошла навылет через левый глаз, повредила дужку очков и выбила стекло.

Милиционеры приехали быстро, и сразу человек двадцать. В ГУВД был сформирован специальный штаб по раскрытию преступления, впоследствии к делу подключили кагэбэшников. Безусловно, убийство известной всей стране киноактрисы, заслуженной артистки РСФСР, являлось событием беспрецедентным. Только в 1980-м вся страна посмотрела «Москву слезам не верит», где Зоя Федорова сыграла эпизодическую, но яркую роль вахтерши общежития. По городу поползли самые невероятные слухи. Утверждали, что перед смертью Федоровой в почтовый ящик подбрасывали фотографии, на которых у нее выколот глаз. А сама актриса неоднократно признавалась, что опасается за свою жизнь.

«Гармонь», 1934 г.

Следов взлома в квартире не обнаружили, вещи лежали на своих местах, все ящики были задвинуты. Следствие установит, что до половины третьего дня Зоя Алексеевна несколько раз разговаривала по телефону: обсуждала предстоящую поездку в Краснодар. При этом она была очень осторожным человеком и дверь малознакомым людям не отпирала: с соседями и даже с техником-смотрителем дома разговаривала через дверь. Если посетитель настаивал, встречалась во дворе. Кроме того, смерть она встретила в старом засаленном халате и прохудившихся шерстяных носках, а в таком затрапезном виде она не открывала даже родне. Тем не менее первым делом задержали вызвавшего милицию племянника. Но у него, заводского парторга, обнаружилось алиби: заседал в президиуме отчетно-выборной конференции.

По найденной на месте гильзе определили, что убийство совершено из немецкого пистолета «Зауэр» модели 38, калибра 7,65 мм. В СССР им легально владели лишь три человека, но их проверка ничего не дала. А всего по уголовному делу №27220 были опрошены более 4 тыс. человек. Первые года два следствие землю носом рыло, но убийство до сих пор является нераскрытым.

Но о нем никогда не забывали. Грянувшая перестройка с ее разоблачениями в высших сферах власти, развязавшиеся языки оперов в отставке, а главное, легкость, с которой за каждой загадкой мерещился заговор, привели к тому, что долгие годы первое место удерживала версия политическая, другими словами, во всем виноваты чекисты. Она основана на предположении: в течение многих десятилетий Зоя Алексеевна работала на КГБ. А когда решила «соскочить», ее убрали, потому что бывших агентов не бывает.

«Музыкальная история», 1940 г.

Апологеты этой версии уверены, что впервые в сети органов Федорова попала в 20 лет. Еще никакая не актриса, она работала счетчицей в Госстрахе и пострадала, по ее собственным словам, «за фокстрот». Хорошенькая и разбитная дочь классово безупречного питерского рабочего-металлурга, служившего начальником паспортной службы Кремля, жила на всю катушку молодости и обожала танцевать. На одной из вечеринок познакомилась с военным по имени Кирилл Прове. Осенью 1928-го он был арестован ОГПУ по подозрению в шпионаже в пользу Великобритании. Когда разрабатывали его окружение, задержали и Зою.

По делу проходили двенадцать человек, десять из которых были расстреляны. Федорову же вывел из дела лично Генрих Ягода - в связи с «изменением статуса». Другими словами, она согласилась работать на политическое управление.

Апологеты чекистской версии убеждены, что сразу после освобождения пошла в гору и артистическая карьера Федоровой. Но сказка сказывалась далеко не так скоро. В 1930-м Зоя поступила в училище при Театре Революции, где оттрубила четыре года. Еще студенткой снялась у Сергея Юткевича в картине «Встречный», но при окончательном монтаже ее эпизод вырезали. Ну а дальше действительно понеслось: «Подруги», «Музыкальная история», «Свадьба», всесоюзная слава, две Сталинские премии подряд, в 1940-м и 1941-м. За первые десять лет работы в кино она снялась в 22 картинах.

«Фронтовые подруги», 1941 г.

На звездной карьере не отразился даже арест отца: летом 1938-го его обвинили в шпионаже - якобы за то, что пригласил к заболевшей жене доктора-немца. Более того, в 1941 году Зоя попросила за отца в письме к Берии, и Алексея Федорова освободили. Он умер через несколько месяцев, но в своей постели.

Параллельно своему карьерному восхождению Федорова устраивала и личную жизнь, но она не очень складывалась. Брак с оператором Владимиром Рапопортом, который исправно приглашал ее в свои проекты, вскоре себя изжил. Еще одним избранником стал летчик Иван Клещев, получивший в 1942-м звание Героя Советского Союза, но в том же году погибший.

Красавица актриса пользовалась вниманием мужчин, вела активную светскую жизнь, служила украшением кремлевских приемов, беспрепятственно общалась, в том числе, и с иностранцами. При этом явно пользовалась покровительством властей, например на пару с Любовью Орловой входила в официальную делегацию в Иран перед подписанием Тегеранского договора. Это позволяет предположить, что с заместителем военного атташе американского посольства Джексоном Тейтом она познакомилась не просто так, а по заданию.

Они встретились на приеме в особняке на Спиридоновке в январе 1945 года. В приглашении было специально оговорено: дамам бриллианты обязательно. На следующий день Тейт пригласил Зою Алексеевну в ресторан «Москва». Но даже если этот роман был, что называется, санкционирован, он быстро вышел из-под контроля спецслужб. Истории, как известно, бывают про любовь и про разведчиков. В случае Федоровой сюжет совершил романтический кульбит и переформатировался на лету.

В День Победы любовников качали на Красной площади: Тейта потому, что был в военной форме союзников, в Зое Алексеевне узнали любимую актрису. Однако летом ее неожиданно отправили в длительные гастроли в Крым. Когда Федорова вернулась, героя ее романа в СССР уже не было.

«Свадьба», 1944 г.

18 января 1946 года Зоя Алексеевна родила дочь Викторию. Тейт, получивший назначение на военно-морскую базу в Калифорнию, вроде бы интересовался судьбой актрисы, но спустя время получил анонимное извещение, что Федорова счастливо замужем и воспитывает двоих детей. Она действительно вступила в законный брак со своим давним знакомым, композитором и аккомпаниатором Александром Рязановым, но, судя по всему, лишь ради дочери: летом 1944-го был принят указ о материнстве, по которому женщины, родившие вне брака, не имели права, например, на взыскание алиментов. Незаконнорожденные получили презрительное прозвище «пятидесятирублевки» - по сумме установленного для матерей-одиночек материального пособия. А 27 декабря 1946 года, когда Зоя Алексеевна вернулась домой после вечеринки у английского журналиста - общения с иностранцами она не прекращала, - ее арестовали.

В свое время много писали, что Федорову посадили по личному указанию Лаврентия Берии, отомстившего за то, что она не ответила на его мужские притязания. Мол, в декабре 1943-го нарком пригласил актрису якобы на день рождения жены. Когда выяснилось, что никакой жены на вечеринке нет, Зоя Алексеевна вспылила и ретировалась. Во дворе особняка ординарец вручил ей букет, которым одаривались все гостьи Берии. Федорова обернулась на дом, а увидев, что хозяин стоит на балконе, благодарственно ему помахала. Нарком усмехнулся: «Это не букет, это венок». Ну и спустя пару лет посадил.

При всей кинематографичности истории она сомнительна. Сомнения в этом могли бы показаться кощунством, но они звучали в собственных семьях «жертв» Берии. Так, дочь кинозвезды Татьяны Окуневской оспаривала утверждение, что мать пострадала из-за наркома. В семье придерживаются другой версии: и Окуневская, и Федорова поплатились за свои длинные языки и неконтролируемые связи с иностранцами. Первая направо и налево изменяла законному мужу Борису Горбатову, вторая вообще родила от американца. Если верить в то, что Зоя Алексеевна была секретным агентом, она, заигравшись, нарушила правила игры.

Так или иначе, летом 1947-го актриса получила 25-летний срок, ее имущество конфисковали. Еще в «Лефортово», узнав о приговоре, Федорова пыталась повеситься, но неудачно. Говорят, что тюремщики ее истязали. Большую часть срока она просидела во Владимирской тюрьме.

Освободилась Зоя Алексеевна только в 1955-м, по амнистии. Вернувшись в Москву, первое время актриса жила у своей сокамерницы по Владимирке Лидии Руслановой. С «подъемными» помог уже признанный советским классиком Сергей Михалков.

Федорова была полностью реабилитирована и практически сразу начала сниматься, в чем не было ничего сверхъестественного, вспомнить хотя бы тех же Окуневскую с Руслановой. Уже в 1956-м на экран вышла ставшая хитом проката мелодрама «Медовый месяц». В 1965-м, после «Свадьбы в Малиновке», Зоя Алексеевна получила звание заслуженной артистки РСФСР.

«Свадьба в Малиновке», 1967 г.

Она долгие годы состояла в штате Театра киноактера, много колесила по стране с творческими вечерами. Жила вместе с дочерью - вначале в двухкомнатной квартире на Фрунзенской набережной, затем в той самой злополучной трешке напротив гостиницы «Украина». Отношения, которые связывали мать и дочь, нельзя назвать простыми. Впрочем, судя по всему, у Виктории мало с кем складывалось.

Конечно, на то были объективные причины. До девяти лет девочка считала родной матерью свою тетку Александру и росла в ссылке в Северном Казахстане. Превратившись в женщину удивительной, совсем не советской красоты, Виктория тоже решила стать актрисой и уже во ВГИКе отличалась бешеным темпераментом. Вот что рассказывал ее однокурсник актер Семен Морозов: «Вику уважали и побаивались, прежде всего за характер - непримиримый и решительный. Девушка была из тех, кто не дрогнет под дулом пистолета, особенно если права. А она почти всегда считала себя правой. Многие предпочитали держаться от Вики подальше: она была страшной антисоветчицей. Открыто заявляла: “В детстве меня лишили матери, я выросла сиротой. Никогда “им” этого не забуду”. Все время повторяла: “Мамаша мне ни в чем не отказывает…”» Забегая вперед, безапелляционность Виктории много чего намешает в деле убийства ее матери.

Морозов стал свидетелем романа Виктории с футболистом московского «Торпедо» Немесио Пасуэло. Впоследствии она трижды выходила замуж - за сына народного артиста СССР, документалиста Георгия Асатиани Ираклия, экономиста Сергея Благоволина, впоследствии возглавлявшего ОРТ, драматурга Валентина Ежова. Карьера в кино, напротив, складывалась, хотя сама актриса считала достойными лишь две свои работы - в картинах «О любви» и «Двое». Вышло так, что и режиссер этих фильмов Михаил Богин, и сама Виктория навсегда покинули СССР в одном и том же 1975 году.

Виктория Федорова

Федорова-младшая давно знала, кто ее отец, и мечтала с ним повидаться. На исходе застоя эта встреча стала осуществима, равно как совместная пресс-конференция дослужившегося до звания контр-адмирала Тейта и его дочери, советской гражданки. А 7 июня того же 1975-го, за несколько дней до окончания срока действия туристической визы, Виктория вышла замуж за гражданского летчика Фредерика Ричарда Поуи. Возвращаться в Советский Союз она не собиралась. 3 мая следующего года у пары родился сын Кристофер.

Виктория не приедет на похороны матери, хотя ради нее их несколько раз переносили. По словам знакомых, она была убеждена, что Зою Алексеевну убрали по приказу советских спецслужб, и если она пересечет границу, ее тоже убьют. Дошло до беспрецедентного: она даже просила в случае приезда гарантий собственной безопасности. Интересно, как она это себе представляла.

До сих пор приходится читать, что убийство Федоровой - дело рук «особой пятерки» КГБ, специального подразделения для устранения ненужных людей. Актриса не скрывала своих планов перебраться к дочери за океан, но она слишком много знала и была устранена в назидание: даже элитам нельзя выходить из-под контроля. Вот только непонятно, о чем таком - даже принимая во внимание многолетнее сотрудничество с органами - она могла рассказать? Зачем ее «убрали» так грубо, при помощи пули? И как объяснить, что до убийства она трижды побывала в гостях у дочери, проведя там в общей сложности год?

К 1981-му, когда Зоя Алексеевна вновь подала прошение на выезд, ситуация несколько обострилась. Виктория издала в Америке книгу «Дочь адмирала» и надеялась на голливудскую экранизацию. К тому же она как раз снялась в картине о жизни гонимой в СССР православной поэтессы Юлии Вознесенской, которую в Союзе сочли антисоветской.

Федорова действительно не скрывала от своего окружения, что на этот раз не планирует возвращаться. За два года до убийства она продала дачу. И жила, как смогли убедиться милиционеры, «на чемоданах»: на Кутузовском были изъяты три пустых подрамника, множество бирок от ювелирных украшений. В этом не было ничего удивительного: в ситуации, когда легально вывезти из страны наличность не представлялось возможным, «отъезжанты» старались перевести все свои средства во что-то материальное. Известно, например, как танцовщики из тех, кто победнее, переводили все свои деньги в балетную одежду, которую на Западе можно было выгодно продать. Но это породило еще один ворох версий: якобы еще с начала 1970-х актриса входила в так называемую бриллиантовую мафию. В Москве даже шептались, что после убийства в квартире обнаружили чемодан с драгоценностями, который бесследно исчез.

Зоя Федорова, дочь Виктория, зять Фредерик и внук Кристофер, 1978 г.

Если предположить, что у Федоровой действительно хранились уникальные ценности, ее убийство ложится в один ряд сразу с несколькими громкими преступлениями тех лет. 14 ноября 1980 года была ограблена квартира вдовы писателя Алексея Толстого. Когда убили Федорову, главный подозреваемый, одесский налетчик Бец, был в бегах (впоследствии он погибнет в перестрелке). А спустя 19 дней после выстрела на Кутузовском неизвестные обчистили дрессировщицу Ирину Бугримову. Через короткое время в Шереметьево задержали курьера, у которого обнаружили часть похищенного. По этому делу был задержан артист Большого театра Борис Буряце, который в то время являлся любовником Галины Брежневой.

После смерти Брежнева силовые структуры боролись за передел власти, в том числе и в медийном поле, так что дорога для «алмазного» следа была хорошо протоптана. Прежде всего «бриллиантовую мафию» связывали с именами входивших в брежневский круг бывшего министра МВД Щелокова и его жены Светланы. Говоря грубо, схема действовала следующая: в СССР каждые несколько лет происходило существенное повышение цен на ювелирные изделия, решение о котором принималось на самом верху. Незадолго до «часа Х» посвященные скупали целые партии ювелирки по старым ценам, чтобы впоследствии продать их втридорога. А Федорова при этом чуть ли не обеспечивала связь между партийными чиновниками и преступным миром. В том числе переправляла вещи за границу. То же касалось и антиквариата. Так, книга журналиста Питера Уотсона связывает имена Зои Алексеевны и Рудольфа Нуреева. Якобы в секретном досье КГБ содержится информация, что именно актриса снабжала танцовщика предметами старины, чем впоследствии пыталась его шантажировать. Узнав о том, что Федорова собирается в США, Нуреев решил убрать свидетеля своего незаконного бизнеса. Наконец, еще одно предположение: чекисты будто бы собирались захватить Федорову с поличным при отъезде в Америку, и Зою мог убить кто-то из членов мафии, чтобы не допустить разоблачения.

С другой стороны, по версии прозаика Юрия Нагибина, автора напечатанного в перестроечном «Огоньке» рассказа «Афанасьич», убийство заказал сам министр Щелоков, чтобы завладеть ее бриллиантом, который очень понравился его жене.

Но, похоже, что если доказательства бриллиантовой версии и были, то косвенные. Например, обширные знакомства актрисы, в записной книжке которой было обнаружено 2032 телефона и 1398 почтовых адресов. Также следствию было известно, что незадолго до смерти актрисе предлагали купить бриллиантовый гарнитур, но она отказалась, потому что, мол, уже приобрела кольцо примерно за 50 тыс. рублей - немаленькую по тем временам сумму. Приложила руку и Виктория, которая уже в начале 1980-х якобы требовала у Министерства иностранных дел (!) вернуть принадлежащие ее семье бриллианты. С другой стороны, она же якобы подтверждала версию, выдвинутую сценаристом Эдуардом Володарским - в книге «Русская, или Преступление без наказания» он обвинил в преступлении американского мужа Виктории Поуи. Он действительно регулярно летал в Москву, часто передавал Зое Алексеевне письма от дочери. А после ее убийства вроде бы неожиданно разбогател. Узнав об этой гипотезе, Виктория согласилась: «Очень может быть - он такая гадина… »

«Утренний обход», 1980 г.

Доказать, действительно ли у Федоровой хранились серьезные драгоценности, сегодня уже вряд ли возможно. Конечно, решив навсегда перебраться к дочери, она наверняка заботилась о безбедном будущем. Тем более, по воспоминаниям одного из ее зятьев, сценариста Валентина Ежова, Федорова всегда была прижимистой и оборотистой. Но те же следователи утверждают, что даже та ювелирка, бирки на которую были обнаружены в квартире, на серьезную контрабанду не тянула: так, мелочевка, не упомнят даже изделий с фианитами или бриллиантовыми сколами.

Наконец, самый экзотичный подозреваемый в убийстве Федоровой родом из… Голливуда. Якобы американцы, собираясь экранизировать книгу Виктории «Дочь адмирала», не получили на это разрешения от Зои Алексеевны. И решились на убийство, чтобы, перебравшись в Штаты, она не могла добиться по суду неустойки.

В последнее время все эти «сплетни в виде версий» несколько поутихли. Штиль не смог нарушить даже тот самый внук Федоровой, выписанный Первым каналом из Лос-Анджелеса. Бабку он в последний раз видел лет в пять, отношения с пьющей и склонной к суициду матерью разорвал еще подростком, задолго до ее смерти (Виктория скончалась в 2012-м). Унаследованная им эксцентричность, конечно, подбросила дров в и без того полыхающий костер версий (внук обвинил в убийстве московскую родню), но куда чаще преступником называют ту самую знакомую Федоровой по «Мосфильму», записка от которой торчала в дверях. Перед убийством эта женщина частенько приходила в гости к актрисе, знала, что у нее хранятся некие ценности, вот и задумала недоброе. Записку она оставила, чтобы отвести от себя подозрения. А после убийства то ли уехала в США, то ли тихо скончалась. Тут, конечно, возникает логичный вопрос: как до такой простой и бытовой версии не додумались оперативники еще сорок лет назад? Но, похоже, в деле об убийстве Зои Федоровой логика бессильна.

Напомним, что убийство Зои Федоровой было совершено профессионалом, который практически не оставил никаких следов. За исключением одного – он не подобрал гильзу, которая осталась лежать на полу после выстрела. Почему убийца так поступил? Неужели виной всему невнимательность? Вряд ли. Судя по всему, сделано это было неслучайно. Киллер хотел, чтобы гильзу нашли и сразу установили марку пистолета. А он немецкого производства. Как мы помним, согласно моей версии, Зоя Федорова все тридцатые годы работала на НКВД именно на немецком направлении. Значит, убийца (или те, кто его послал) об этом знали и таким образом посылали актрисе "привет" из далеких тридцатых. Может, даже эти люди и сами имели отношение к работе по немецкой линии и каким-то образом пересекались тогда с Федоровой? Эту версию, кстати, можно бросить в нашу версионную копилку данного загадочного преступления.

И снова версии: КГБ?

Итак, у трех именитых литераторов в качестве возможных убийц Зои Федоровой фигурируют разные люди. У Нагибина – преданный слуга Щелокова, у Семенова – бывший сотрудник сталинского МГБ, у Володарского – зять покойной. Хотя не менее распространенной все эти годы была версия, что к этому убийству причастен КГБ. Например, все тот же М. Айзенберг заявляет:

"…Я беседовал с двумя следователями Калиниченко и Кониным. Они занимались делом об убийстве Федоровой. И оба без свидетелей говорят, что это дело "особой пятерки" КГБ. Специального подразделения для устранения ненужных людей. Впрочем, дело до сих пор не закрыто, и, как говорит начальник следственного управления прокуратуры города Москвы В. П. Конин: "Знаю я гораздо больше, чем говорю вам. Но так как преступление не раскрыто, говорить о большем, в интересах следствия, я просто не имею права… Как только где-то что-то всплывет, как только появится хотя бы один новый факт, мы снова приступим к расследованию"

Да ничего нигде не всплывет, господин Конин. Вы умеете прятать концы".

А вот что заявила актриса цирка, подруга Г. Брежневой Эвелина Рогальская: "Зою Федорову оклеветали – якобы она спекулировала бриллиантами. Ее убил КГБ, чтобы она не уехала в Америку: Зоя заключила контракт с Лоуренсом Оливье и уже сидела на чемоданах, распродавая свои скромные вещи, – особого богатства у нее отродясь не было".

А это заявление уже известной нам Т. Шипициной (следователя): "Изучив письма Федоровой, мы поняли, что она собирала компромат на многих высокопоставленных лиц. Поэтому у нее было много влиятельных врагов. Скорее всего, Зоя Федорова шантажировала крупных чиновников и политиков. Она могла сотрудничать с КГБ и ЦРУ, поставляя им конфиденциальную информацию. Дело нам не удалось завершить потому, что через полтора месяца его передали на Петровку, там оно и "повисло"…"

С кагэбэшной версией убийства спорит историк Борис Соколов: "…В одном документальном фильме (а также в сериале "Зоя". – Ф. Р.) изложена версия о том, что Федорову убили агенты КГБ, чтобы не допустить ее отъезда на постоянное жительство в США и развертывания вокруг нее новой антисоветской кампании. Эта версия не выдерживает критики. Ранее Федорова уже ездила в США и даже довольно долго жила там, но никаких кампаний, связанных с этим, не было. Да и КГБ мог бы убрать свою жертву более квалифицированно, организовав "сердечный приступ" либо "несчастный случай".

Еще одна версия озвучена в документальном фильме отставными офицерами МВД, занимавшимися расследованием убийства. Они утверждают, будто КГБ был уверен, что Федорова связана с ювелирной мафией и занимается контрабандой бриллиантов в США. Чекисты будто бы собирались захватить ее с поличным при отъезде в Америку, и Зою мог убить кто-то из членов мафии, чтобы не допустить разоблачения. Но история об актрисе-контрабандистке опровергается в самом фильме. Зоя Федорова, которая якобы, по представлениям КГБ, купалась в бриллиантах, не возила бы из Америки синтетические шубы и другую одежду для продажи в комиссионках. Да и дочь Виктория в этом случае должна была бы превратиться в настоящую миллионершу. К тому же Зоя ездила в Америку всего трижды за пять лет и для роли бриллиантового курьера не слишком подходила.

Столь же недостоверно предположение, будто Федорову убили для того, чтобы не допустить огласки связи дочери Брежнева Галины с бриллиантовой мафией. Трудно себе представить пожилую актрису, сразу по приезде в Америку объявляющую на весь мир о том, что она вместе с Галиной Брежневой занималась скупкой краденых бриллиантов…"

А вот мнение генерал-лейтенанта милиции Вячеслава Панкина, который во второй половине восьмидесятых был начальником Главного управления уголовного розыска СССР:

"Роковой выстрел, оборвавший жизнь любимицы публики Зои Федоровой, никто не услышал – толстые стены "сталинки" на Кутузовском проспекте умели хранить свои тайны. Тело актрисы три дня пролежало в закрытой квартире, пока одна из ее близких подруг, обеспокоенная исчезновением Федоровой, не подняла тревогу. По заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть наступила в момент, когда она говорила с кем-то по телефону, от выстрела в затылок, произведенного из иностранного пистолета "Зауэр" калибра 7,65. Дверной замок сломан не был, значит, актриса знала и сама впустила убийцу. Но кто он?

Следователи опросили более четырех тысяч свидетелей. Росло количество томов, версий, но на след убийцы выйти не получалось. Среди возможных мотивов сейчас называют предполагаемую причастность актрисы к секретным операциям КГБ и ее связь с так называемой "бриллиантовой мафией", состоявшей в основном из родственников высокопоставленных советских чиновников и занимавшейся скупкой и перепродажей драгоценностей и антиквариата. Но это журналистские вымыслы. У комитета госбезопасности к Федоровой не было интереса. И дело вела милиция, а не КГБ, как сейчас пишут многие, поскольку в нем не усматривалось государственной тайны. Я глубоко убежден, что Зоя Федорова не обладала никакими секретными данными…"

К кагэбэшной версии мы еще вернемся чуть позже, а пока продолжим поговорим о других.

Версия: драгоценный камень

Мы помним, что подобную версию высказал в своем рассказе "Афанасьич" Ю. Нагибин. И у него на этот камень позарилась именитая чета Щелоковых. А вот бывший начальник угрозыска 123-го отделения милиции Москвы (именно оно обслуживало территорию, где жила Федорова) Борис Кривошеин указывает на другого человека, который позарился на некий драгоценный камень, бывший в коллекции Зои Федоровой. Этот человек – некая знакомая убиенной, у которой сын жил в Америке. Эта женщина частенько приходила в гости к актрисе. А навел сыщика на эту знакомую анонимный звонок некой доброжелательницы, которая позвонила в отделение милиции в тот же вечер 11 декабря 1981 года. И об одном жалеет Кривошеин – что не узнал имени звонившей. И вообще поначалу не придал внимания этому сигналу, посчитав его несерьезным. И только много позже, уже в наши дни (после показа сериала "Зоя" по ТВ), бывший опер решил вновь вернуться к этому преступлению и вспомнил про тот анонимный звонок. И вот к каким выводам он пришел, давая интервью еженедельнику "Совершенно секретно":

"…Для начала я восстановил в памяти картину происшествия и проанализировал динамику движений жертвы в момент, когда пуля попала в затылок. Выстрел был сделан в то время, когда Зоя потянулась к трубке. Но мы не знали, хотела ли она позвонить сама или кто-то позвонил ей. По динамике движений человека, снимающего телефонную трубку, и по тому, в каком положении находился труп, я установил, что в трагический момент не актриса звонила кому-то, а позвонили ей! Она повернулась к телефону, но неизвестно, успела ли ответить, так как в этот момент прозвучал выстрел.

Убитую обнаружили в очках, причем в тех, которые она не носила в повседневной жизни, а надевала только для чтения. Зою Федорову никто не видел в этих очках в грубой роговой оправе, которые на самом деле были ей не к лицу. Она носила их только дома. Значит, что-то подвигло ее надеть очки в присутствии того человека, который ее потом убил. Вероятно, она хотела прочесть какой-то документ или что-то написать. Кроме этого, мы пришли к выводу, что убийца выстрелил в момент звонка, когда актриса повернула голову и потянулась рукой к телефону. И вот тут я и припомнил таинственный звонок от женщины, которая попросила обратить внимание на одну из знакомых Зои Федоровой. О ком говорила незнакомка? Звонившая утверждала, что покойная часто посещала одну из своих знакомых перед смертью. Вероятно, она видела, как Зоя Федорова заводила эту женщину в день убийства в квартиру. Знакомая, о которой она говорила, не числилась среди близких друзей убитой, в протоколах допросов о ней практически ничего не упоминалось. Интерес для следствия представляло то, что у этой женщины был сын, который уехал на ПМЖ в Америку и поселился недалеко от того места, где жила дочь актрисы Вика.

Убийство Зои Федоровой, известной советской актрисы, шокировало общественность. 11 декабря 1981 после 14.00 Фёдорова Зоя Алексеевна была убита выстрелом в затылок в своей трёхкомнатной квартире № 243 дома 4/2 по Кутузовскому проспекту. Убийство до сих пор не раскрыто. Среди предполагаемых мотивов убийства знаменитой советской актрисы рассматривали ее причастность к секретным операциям КГБ, ходили, также слухи о причастности КГБ к убийству. Прорабатывалась и её связь с так называемой «бриллиантовой мафией», состоявшей в основном из родственников высокопоставленных советских чиновников и занимавшейся скупкой и перепродажей драгоценностей и антиквариата. Данные обстоятельства, также могли служить причиной трагедии. Среди наиболее вероятных подозреваемых в убийстве был некто Анатолий Бец, одесский налётчик. Он находился в розыске за ограбление вдовы писателя Алексея Толстого. Но, был убит в Грузии сотрудниками ГАИ, и следствие забуксовало. Кто же убил Зою Федорову?
Согласно одной из версий, к убийству Федоровой был причастен КГБ. Эта история уходит своими корнями в середину 40-х годов, когда Федорова якобы была завербована НКВД. Тогда Джексон Тейт, заместитель главы морской секции американской военной миссии, влюбился в Федорову, и невольно оказался втянут в шпионскую игру советской разведки. Все вышло из под контроля. Федорова ответила на чувства американца взаимностью. Оставить подобную ситуацию без внимания, произошедшую со своей «подопечной» НКВД не мог: Тейт был выслан из СССР, а Федорова была приговорена за шпионаж в пользу иностранного государства к 25 годам лагерей. Вернувшись на свободу, Федорова, видимо, так и не сумела избавиться от назойливого внимания КГБ. Особенно оно усилилось, когда взрослая дочь Зои Федоровой - Виктория в 1975 году решила навсегда уехать в США к своему отцу. Викторию все же выпустили из страны, но Зоя Федорова осталась в СССР. В апреле 1976 года Федоровой все же разрешили съездить в США для встречи с дочерью и своим бывшим возлюбленным. В 1978 году Тейт скончался от рака, а Федоровой еще дважды разрешали выезжать в Америку для встреч с дочерью. В 1981 году ее долго не отпускали, комментируя это тем, что ее дочь снялась в антисоветском фильме и издала книгу "Дочь адмирала". Кроме того, по неосторожности, Зоя Федорова проговорилась, что планирует покинуть СССР навсегда. И все же, виза на отъезд в конце концов была получена. Но днем 11 декабря 1981 года, не дожив до своего 72-летия 11 дней, 3оя Федорова была застрелена в своей квартире. Версия вторая основана на том, что Федорова в течение нескольких лет, якобы входила в так называемую "бриллиантовую" мафию, костяк которой состоял из жен и детей высокопоставленных кремлевских деятелей. Участники этой «организации» занимались скупкой и перепродажей изделий из золота, антиквариата и произведений искусства. Федорова вошла в эту структуру в начале 70-х и, говорят, даже добилась в нем определенных высот. По факту, она довольно быстро сумела поменять свою двухкомнатную квартиру на набережной Тараса Шевченко на роскошную квартиру в престижном доме на Кутузовском проспекте. Ее ближайшими соседями стали семьи Брежнева, Андропова, Щелокова. Не каждому простому смертному выпадала честь попасть в такой привилегированный круг. Согласно этой же версии Федорова обладала уникальной информацией о многих участниках «бриллиантовых махинаций» в СССР. О ее масштабной осведомленности говорит и тот факт, что в ее записной книжке были записаны 2032 телефонных абонента, 1398 почтовых адреса -971 московский и 427 иногородних. Возможно, что именно эти «знания» и стоили Федоровой жизни. Когда ее не отпустили в США, она, могла попытаться шантажировать кого-то из высокопоставленных «мафиози». Логично, что последовало решение о ее ликвидации. Следствие по делу об убийстве Зои Федоровой велось довольно тщательно и добросовестно первые год-два. В ходе его были опрошены около четырех тысяч свидетелей, среди которых, наверняка, фигурировал и убийца. Сыщики, видимо, догадывались, кто он, и это стало известно дочери убитой Виктории Федоровой-Пойнт. В сентябре 1984 года она прислала в МУР письмо, в котором благодарила сыщиков "за найденную справедливость". Однако, подозреваемый так и не был привлечен к уголовной ответственности, имя его так и не стало достоянием гласности. Интересную версию выдвинул сценарист Эдуард Володарский. В своей книге «Русская, или Преступление без наказания», он предполагает, что Федорову убил ее зять, американский муж Виктории Фредерик Ричард Пойнт, летчик гражданской авиации из «Пан-Американ».«Викин американский муж — летчик, постоянно летал рейсом Москва — Нью-Йорк. Зарплата у него была небольшая. А после смерти Зои Алексеевны он неожиданно занялся крупным бизнесом» . Кстати, по свидетельству все того же Володарского, Виктория, узнав об этой версии, сказала: «Очень может быть — он такая гадина…»
Красивая, талантливая женщина, всю свою жизнь боролась со злым роком, который ее все таки настиг.Убийство Зои Алексеевны Федоровой - знаменитой, и любимой советским зрителем актрисы, так и осталось, и, по всей видимости и останется - одним из странных и нераскрытых убийств знаменитостей 20 века.

Зоя Федорова - одна из самых популярных актрис советского кино довоенного периода. Она снялась в таких фильмах, как «Музыкальная история», «Шахтеры», «Фронтовые подруги», «Великий гражданин», «Свадьба» и многих других. Актриса дважды становилась лауреатом Сталинской премии и была награждена орденом Трудового Красного знамени. Но даже такие награды не спасли ее от заключения в ГУЛАГ.
Зоя Федорова родилась 21 декабря 1909 года в Петербурге в семье простого рабочего, Затем ее семья переехала в Москву. В 1928 году красивая девушка поступила в театральное училище, которым руководил Юрий Завадский. Всесоюзная популярность пришла к молодой актрисе в 1936 году после исполнения одной из главных ролей в кинофильме «Подруги». В мире кино ее называли «советской Мэри Пикфорд» за потрясающую внешность и легкий характер. Как говорили тогда представители артистической богемы, Зоя Федорова обожает только три вещи - фильдеперсовые чулочки, шикарные шляпки и быстрый фокстрот.

Танцевала актриса действительно с шармом - красиво, зажигательно, до упаду. При этом мало кто из представителей богемы догадывался, что эта легкомысленная красотка по совместительству работает на НКВД. В основном актриса вращалась в дипломатических кругах, собирая нужную органам информацию. Точно известно, что Зоя Федорова в случае сдачи Москвы в 1941 году должна была остаться в оккупированном немцами городе и работать на советскую разведку.

В застенках ГУЛАГА

27 декабря 1946 года актрису арестовали, обвинив в антисоветской деятельности, шпионаже и до кучи в подготовке покушения на И.Сталина. За время следствия Федорову сто пять раз вызывали на допросы. Следствию удалось доказать, что актриса была близко знакома с американским военно-морским атташе Джексоном Тейтом, сожительствовала с ним и родила от него ребенка. Таким образом факт измены и шпионажа считался доказанным. Факт подготовки покушения подтверждался незарегистрированным пистолетом «браунинг», который актрисе подарил один знакомый офицер-фронтовик.

8 сентября 1947 года Особое совещание приговорило Федорову З.А. к двадцати пяти годам лишения свободы с полной конфискацией имущества. Причем срок ей полагалось отбывать не в исправительно-трудовом лагере, а в «крытой» тюрьме, что являлось дополнительным наказанием.

Через три дня актрису из «Лефортово» по переправили в печально известный Владимирский централ, затем в тюрьму. Потом по каким-то причинам снова вернули во «Владимирку». Там актриса некоторое время сидела в одиночке, затем в одной камере с известной певицей Лидией Руслановой. Иногда знаменитые арестантки устраивали для администрации тюрьмы небольшие концерты, получая в качестве гонорара продукты, папиросы и чай.

Убийство так и осталось нераскрытым

Зоя Федорова вышла на свободу в феврале 1955 года, проведя в заключении почти десять лет. Вернувшись в Москву, первое время жила у своей тюремной подруги Лидии Руслановой. Уже в 1955 году актриса снялась в фильме «Своими руками», но роли теперь ей давали небольшие. Да и потрясающая красота актрисы увяла в застенках ГУЛАГа.

В 1965 году Зоя Федорова стала заслуженной артисткой РСФСР. Но теперь о ней больше говорили не как об актрисе, а как о светской женщине, которая может купить и продать любые драгоценности и бриллианты.

В 70-х годах Зоя Федорова несколько раз съездила в США, где проживал ее бывший возлюбленный Д.Тейт и их совместная дочь По слухам, актриса планировала уехать в Америку навсегда. Но 10 декабря 1981 года Зоя Федорова была застрелена неизвестным лицом в своей шикарной квартире на Кутузовском проспекте. Следствие по дерзкому преступлению зашло в тупик. Выяснилось только одно. Зоя Алексеевна была хорошо знакома с убийцей, сама открыла ему входную дверь и впустила в квартиру. Затем спокойно уселась в кресло, а убийца подошел к ней сзади и выстрелил в затылок. По версии следствия, мотивом преступления скорее всего послужило участие актрисы в делах «бриллиантовой мафии».

По материалам газеты
"За решеткой" (№1 2011 г.)

12 декабря 2017

Дело о загадочной смерти знаменитой советской актрисы Зои Федоровой не могут раскрыть уже более 30 лет. Однако не так давно появилась новая версия, по которой в убийстве артистки подозревают ее подругу.

"СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ», 1967 ГОД / КАДР ИЗ ФИЛЬМА

Звезда советского кино Зоя Федорова, которую многие зрители знают по фильму « , 11 декабря 1981 года была найдена мертвой в собственной квартире на Кутузовском проспекте. Следователи обнаружили пулевое отверстие в голове артистки, а также заметили, что после выстрела Зою причесали. Резонансное дело об убийстве актрисы так и не раскрыто, хотя прошло более 30 лет. 74-летняя звезда скончалась, не дожив до юбилея всего 10 дней.

Выдвигалось множество версий того, кто мог совершить страшное преступление. По одной из них, Федорову застрелил сотрудник КГБ, так как ходили слухи, что актриса была завербована НКВД. Также при обыске квартиры, где было совершено преступление, нашли огромное количество срезанных бирок от ювелирных украшений. Говорили, что артистка хранила украшения в чемодане, но он пропал. Так появилась новая версия о том, что Федорова стала жертвой так называемой «бриллиантовой мафии», к которой принадлежали жены и дети из привилегированных кругов. Однако не так давно была названа новая версия таинственного убийства Зои Алексеевны.

По некоторым данным, эту версию выдвинули оперативники, которые вели расследование этого дела, но тогда ничего раскрыть они так и не смогли. Когда активно шли допросы всех знакомых актрисы, в УГРО позвонила таинственная женщина, которая сообщила, что Федорова незадолго до смерти стала тесно общаться с новой подругой. На этот звонок сначала не обратили внимания, но через несколько лет один из следователей предположил, что эта новая подруга и могла убить артистку.

Выяснилось, что незадолго до трагедии Федорова приобрела кольцо с бриллиантом, которое стоило очень больших денег по тем временам — около 50 тысяч рублей. Следователи считают, что из-за него и убили актрису. Новая приятельница артистки собиралась эмигрировать в США. По выдвинутой версии, женщины встретились незадолго до отъезда, так как Зоя Алексеевна хотела передать через подругу своей дочери в Америку то самое кольцо. Чтобы хоть как-то обезопасить себя и подарок, она решила сообщить дочери номер рейса, которым полетит ее приятельница. Этого новая подруга Федоровой не хотела. Тело актрисы было найдено в квартире в сидячем положении, а в правой руке была зажата телефонная трубка. Следователям удалось установить по положению тела и головы актрисы, что не она звонила, а ей звонили. На ней были домашние очки, и вероятно, она собиралась прочитать какой-то документ, и в этот момент ее убили. Следователи предполагают, что этим документом был билет на самолет ее новой подруги, которая ее убила и причесала, так как хорошо к ней относилась, сообщает издание «