Беспилотные вертолеты российского производства. Российские беспилотные системы

В данной статье будут рассмотрены основные существующие беспилотники России , дан краткий анализ состояния отечественной сферы создания БПЛА, перспектив внедрения беспилотников в российских силовых структурах.

БЕСПИЛОТНИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЕ

Беспилотники как средство ведения современной войны «дебютировали» в 1982 г. над долиной Бека в ходе войны между Сирией и Израилем. Сирия имела сильную эшелонированную систему ПВО, выстроенную советскими военными специалистами. Даже для израильской авиации, которая к тому времени была оснащена современной американской техникой и получила солидный боевой опыт в предыдущих войнах, это был серьезный противник. Однако израильтяне, применив БПЛА, сумели вскрыть расположение сирийских ЗРК. По данным, полученным с беспилотников, израильские самолеты нанесли мощный удар по сирийской ПВО в долине Бекаа. В результате 18 зенитно-ракетных батарей сирийцев было уничтожено.

С того времени БПЛА значительно усовершенствовались, а их функциональность и роль в боевых действиях постоянно возрастают. Более подробно о боевом применении БЛА можно почитать здесь.

Сейчас сфера строительства БПЛА переживает «бум». Создается широкая номенклатура машин – от стратегических аппаратов до мини-БПЛА, рассчитанных на индивидуальное применение военнослужащим на поле боя. Беспилотность также рассматривается как необходимое свойство боевых самолетов 6-го поколения. То есть каждый истребитель 6-го поколения уже должен будет создаваться в двух вариантах: пилотируемом и беспилотном. Но здесь речь идет о сложных дорогостоящих машинах с ударными возможностями. В то же время уже и относительно небольшие БЛА, помимо разведывательных функций, РЭБ и т.п. получают ударные возможности, сопоставимые с возможностями истребительной и штурмовой авиации.

В настоящее время армия, не имеющая в своем составе достаточного количества БПЛА и не умеющая эффективно применять их, уже не может считаться современной. К сожалению, в сфере создания и применения беспилотников Россия пока еще значительно отстает от передовых в военно-техническом отношении государств, и прежде всего, США и Израиля. Следует вспомнить, что в 80-е гг. СССР был одним из лидеров в сфере разработки беспилотных аппаратов, правда, советский ВПК ориентировался на создание крупных аппаратов типа разведывательного Ту-143 «Рейс». Однако в девяностых и нулевых все эти разработки были утрачены, и Россия в сфере создания беспилотников откатилась буквально в «каменный век». Отсутствие современных разведывательных БПЛА было, в частности, одной из проблем, затруднявших действия российской армии в «Пятидневной войне» с Грузией. Однако сейчас российское военно-политическое руководство стремится наверстать упущенное в этой сфере. Российская промышленность уже имеет определенные наработки по БПЛА.

Итак, чем же в настоящее время располагает Россия в сфере беспилотников? Достаточно показательна в этом отношении выставка «Интерполитех-2012».

БЕСПИЛОТНИКИ РОССИИ НА ВЫСТАВКЕ «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2012»

Международная выставка полицейской и военной техники «Интерполитех» проводится с 1992 г. Ее целевой аудиторией являются МВД, ФСБ и Погранслужба.

В 2012 г. на выставке достаточно широко были представлены беспилотники отечественного производства. Следует заметить, что ударные БПЛА в России пока не производятся. Беспилотники России создаются как аппараты с функциями боевого обеспечения: разведка, обеспечение связи, радиоэлектронная борьба и т.д. Именно такие БПЛА были представлены на «Интерполитехе-2012».

Одна из ведущих российских компаний в сфере создания БПЛА – ZALA AERO – представила разработанный на базе радиоуправляемой модели беспилотный комплекс «Серафим» . Летательный аппарат выполнен по схеме «шестикоптера» (вертолет с шестью винтами). Комплекс состоит из автомобиля с управляющим компьютером, системами GPS и связи, а также 6 БПЛА. Он применяется в МВД России, в частности, в ГИБДД, для поиска угнанных автомобилей. Стоимость комплекса – 15 млн. рублей, а одного аппарата – 500 тыс. Вес аппарата 1,2 кг, его запуск осуществляется с руки. Питание – электрическое, заряда аккумулятора хватает на 15-30 мин. полета. Оптика «Серафима» способна различить нужный автомобиль на расстоянии до 500 м. Аппарат управляется на расстоянии до 5 км от автомобиля с аппаратурой.

Более крупная машина, выполненная уже по схеме классического геликоптера, - «Горизонт Эйр S-100» производства ОАО «Горизонт» (Ростов-на-Дону). Правда, этот беспилотник можно назвать российским лишь условно. В России производится лишь отверточная сборка этих машин. Фактически это астрийский БПЛА Camcopter S-100.

БПЛА "Горизонт Эйр S-100"

Его взлетный вес – до 200 кг. Это чисто разведывательный аппарат, но с весьма серьезными возможностями. В состав разведывательной аппаратуры входят дневные/ночные видеокамеры на гиростабилизированной платформе, датчик с синтезирвоанной апертурой, лазерный сканер, мультиспектральный поисковый прибор, радиолокатор обнаружения наземных целей. Главный транспортный отсек беспилотника рассчитан на 50 кг полезной нагрузки. Есть еще дополнительные точки крепления. Состав авионики аппарата может быть расширен, например, аппаратурой опознавания «свой – чужой». Полет программируется по путевым точкам и затем выполняется автоматически с помощью инерциальной и спутниковой систем навигации. В случае утраты связи с аппаратом он возвращается в исходную точку. Минимальная длительность полета – 6 часов. Управление осуществляется с двух компьютеров: один отвечает за маршрут движения, второй – за разведывательную аппаратуру. Дальность передачи данных с БПЛА S-100 – 180 км. Крейсерская скорость – 100 км/ч, максимальная – 220 км/ч. В 2011 г. данный комплекс уже прошел испытания на море и в горной местности. Возможно, в будущем он будет включен в автоматизированный комплекс контроля береговых участков границы «Рубеж». Также технические характеристики аппарата S-100 позволяют думать о его доработке в ударный беспилотник.

БПЛА «Сокол» самолетного типа, выполненный по схеме «биплан», может нести до 2,5 кг полезной нагрузки при взлетном весе. В состав оборудования входит дневная камера или тепловизор и цифровая ли аналоговая линия связи. Дальность полета в пределах прямой видимости – 50 км, продолжительность полета – 4 ч, потолок – 4000 м, крейсерская скорость – 70 км/ч.

Мини-БПЛА «Воздухоплаватель» разработки КБ «Луч» (г. Рыбинск), выполненный по схеме «летающее крыло», оснащен электродвигателем и толкающим винтом. Данный БПЛА создавался не как «свободное творчество» разработчиков, а по конкурсу, объявленному НПО «Специальная техника и связь» МВД России. Старт беспилотника осуществляется при помощи катапульты с резиновым шнуром, а посадка – на парашюте. БПЛА разработан в двух вариантах: весом 5,1 и 3,8 кг. В первом варианте продолжительность полета – 3 ч, во втором – 2 ч. Радиус действии более 30 км, скорость 50-120 км/ч, потолок 3000 м. Беспилотник несет курсовую ТВ-камеру и линию связи. В будущем в его системе управления планируется реализовать функцию автоматического предупреждения столкновения с объектами по ходу движения за счет облета преград. Высокая маневренность аппарата позволяет это сделать. Это повышает живучесть беспилотника при использовании в городе и на местности со сложным рельефом.

Белорусский БПЛА «Гриф-1» пока находится в стадии испытаний. На выставке был представлен его прототип. Это достаточно крупный БПЛА со взлетным весом более 100 кг, продолжительностью полета 8 ч и максимальной скорость 200 км/ч.

Компания ЭНИКС из Казани представила на выставке малоразмерную воздушную мишень E-95 . Она предназначена для имитации маневрирующих дозвуковых целей: крылатых ракет, БПЛА. Аппарат оснащен пульсирующим реактивно-воздушным двигателем. Запуск осуществляется с буксируемой пневматической катапульты, посадка –на парашюте. БПЛА может летать в диапазоне скоростей – 200-300 км/ч на высотах 100-3000 м. Полезной нагрузкой являются мишени: уголковый отражатель, линза Люнеберга, дымовой трассер. Без средств увеличения радиолокационной заметности БПЛА E-95 примерно соответствует крылатой ракете, с уголковым отражателем – обычному «нестелсовому» беспилотнику или большой управляемой авиабомбе, с линзой Люнеберга площадь рассеивания увеличивается до уровня истребителя 3-го или 4-го поколения. Комплекс может обеспечивать одновременный полет четырех мишеней.

РОССИЙСКИЕ И ИЗРАИЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ БПЛА

В настоящее время ситуация с внедрением БПЛА в Вооруженных силах России не совсем понятная. С одной стороны, известно об определенных наработках в этой сфере, с другой стороны, руководство Вооруженных сил критически оценивает достижения отечественной оборонной промышленности.

По состоянию на 2009 на вооружении ВС РФ состояли БПЛА «Стриж» и «Рейс», значительно устаревшие. Более-менее эффективным российским беспилотником оставалася лишь комплекс артиллерийской разведки «Типчак» с дальностью действия 40 км, и то, лишь потому, что призван был решать достаточно узкий круг задач.

В 2009-2010 г. Минобороны РФ потратило на разработку российских беспилотников 5 млрд. руб. В апреле 2010 замминистра обороны РФ генерал-полковник В. Поповкин заявил, что желаемого результата достичь не удалось, и представленные российской промышленностью образцы существенно уступают иностранным аналогам, ни один из представленных образцов не выдержал программу испытаний. Такое же мнение озвучил в 2009 г. командующий ВВС России генерал-полковник А.Зелин. «Принимать на вооружение такие беспилотники – это преступление», - сказал он.

В 2010 г. компания «Оборонпром» подписала с израильской компанией IAI контракт, согласно которому в Россию были поставлены комплектующие для сборки БПЛА. Сообщалось, что сборочное производство планируется начать в Татарстане. Также с 2012 г. сборочное производство БПЛА по израильской лицензии должно было начаться на Уральском заводе гражданской авиации. Однако не совсем понятно, как Россия может получить передовые технологии военного назначения от Израиля, деятельность военно-политического руководства которого находится под контролем США.

РОССИЙСКИЕ ТАКТИЧЕСКИЕ БЕСПИЛОТНИКИ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Собственно российские беспилотники разрабатывались рядом КБ: ОКБ «Яковлева», ОКБ МиГ и «Климов» (проект «Скат», ныне закрытый), ОКБ «Сухой» (тяжелый ударный БПЛА), ОКБ «Сокол», «Транзас».

На сегодняшний день наиболее «доведенными до ума» военными беспилотниками России являются «Орлан-10» разработки компании «Специальный технологический центр» и «Дозор-600» разработки компании «Транзас».

«Орлан-10» является тактическим разведывательным беспилотником малого радиуса действия. Его взлетная масса 14 кг, из них масса полезной нагрузки – 5 кг. Беспилотник оснащен двигателем внутреннего сгорания, работающем на обычном бензине А-95. Старт осуществляется с разборной катапульты, посадка – на парашюте. Максимальная скорость – 150 км/ч. Аппарат отличает значительная продолжительность полета – 16 ч. Максимальная дальность – 600 км. «Орлан-10» успешно прошел Государственные испытания и получил высокую оценку руководства Сухопутных войск и ВДВ. Серийное производство аппарата планируется начать в 2014 году.

«Дозор-600» относится к тяжелым разведывательно-ударным БПЛА. По боевым характеристикам и тактическому применению он, вероятно, сопоставим с американским MQ-1B. Взлет и посадка аппарата осуществляются по-самолетному. Основу полезной нагрузки должны составить: РЛС, видеокамера, тепловизор и фотокамера. При соответствующей доработке «Дозор-600» сможет выполнять и ударные функции. В настоящее время аппарат находится в разработке. Неизвестно, пойдет ли «Дозор-600» в серию, или наработки по нему будут использованы для создания каких-то других, возможно, еще более крупных БПЛА.

БПЛА "Дозор-600"

В то же время роль БПЛА в Вооруженных силах России еще до конца не определена. С одной стороны, в последние годы российские разработчики проявляли определенный интерес к теме БПЛА, включая тяжелые ударные беспилотники, с другой – в ноябре 2013 г на совещании, посвященном развитию российских ВВС Президент РФ В. Путин заявил, что масштабного, сравнимого с другими странами, использования беспилотников в ВС РФ не будет. В. Путин отметил, что беспилотники – «это не компьютерная игра, а серьезные боевые комплексы». В то же время, по его словам, использование беспилотников имеет хорошую перспективу.

Может показаться, что глава государства сказал две взаимоисключающие вещи. На самом деле, скорее всего, он имел в виду отказ от ударных беспилотников – с этими функциями отлично справляются пилотируемая авиация и крылатые ракеты. Действительно, жизнь это не компьютерная игра, и с моральной, да и военной точки зрения является сомнительным доверять принятие решения на поражение «цели» автоматизированному комплексу. Уже известно немало случаев ошибочного применения оружия против мирных жителей американскими беспилотниками в Афганистане и Пакистане. В то же время беспилотники России в качестве средств разведки и целеуказания имеет хорошие перспективы в Вооруженных силах.

(Подготовлено по материалам журнала «Оружие», сети Интернет для http:// www. modernarmy. ru)

Неоднократные инциденты с использованием беспилотных летательных аппаратов в небе Абхазии, а затем и в ходе войны в Южной Осетии вызвали ощутимый резонанс в СМИ. Неожиданно оказалось, что наши соседи, бывшие республики СССР, активно взялись за перевооружение собственных армий, уделяя при этом существенное внимание их оснащению беспилотными системами как эффективным средством разведки.
Подобная ситуация дает повод к тому, чтобы в очередной раз обратить внимание на состояние дел в этом плане в Вооруженных Силах РФ, произвести некоторую «ревизию» того, что стоит на вооружении, что есть, но не , а также что существует пока еще только в проекте.

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

Разговор о в нашей стране часто начинают с рассказа о разработках КБ Туполева. Действительно, эта организация является одним из «пионеров» в области создания беспилотных систем в нашей стране – первые разработки относятся к 60-м годам прошлого века. Именно здесь были созданы такие комплексы, как «Стриж», «Рейс», «Рейс-Д». Впрочем, сейчас ситуация с беспилотными проектами в КБ далеко не однозначна.

Одна из последних беспилотных разработок КБ – Ту-300 «Коршун» – часть комплекса «Строй-Ф», разработка которого начиналась еще в 80-е годы прошлого века. Он планировался в двух вариантах – разведывательном и ударном. Однако, по имеющимся сведениям, работы по этому комплексу так и не были доведены до конца.

Что же касается упомянутых комплексов «Стриж», «Рейс», «Рейс-Д», то, несмотря на более чем почтенный возраст, они до сих пор остаются на вооружении Российской армии. Предложенная «туполевцами» программа по их реанимации вряд ли способна кардинально повысить их ценность. Думается, что разумнее направить средства на новые разработки, в которых могли бы найти свое применение также и некоторые технические решения, созданные ранее.

Если говорить как раз о таких новых разработках, в которых аккумулируются и опыт, и самые передовые знания отечественных специалистов, то это проект боевого БПЛА «Скат» над которым работает Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Его демонстрация на авиасалоне МАКС-2007 произвела настоящую сенсацию. На фоне подавляющего преобладания беспилотных аппаратов малых размеров, корпорация «МиГ» решила не размениваться на подобные «мелочи» и занять пустующую нишу крупных ударных БПЛА.

Разрабатываемый БПЛА «Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь, средствам ПВО в условиях сильного противодействия сил противника, так и по подвижным наземным и морским целям. Предполагается, что БПЛА «Скат» будет способен участвовать как в автономных, так и в групповых, в том числе совместных с пилотируемыми летательными аппаратами, боевых действиях.

Размах крыла БПЛА «Скат» составляет 11,5 м, длина – 10,25 м, высота – 2,7 м. Максимальная взлетная масса аппарата – 10000 кг. БПЛА оснащается двигателем РД-5000Б – бесфорсажным вариантом РД-93 с тягой 5040 кг. Максимальная скорость БПЛА у земли – 800 км/ч.

При проектировании БПЛА использованы инженерные решения, направленные на максимальное снижение радиолокационной заметности. Для аппарата выбрана аэродинамическая схема «летающее крыло» – исключено вертикальное и горизонтальное хвостовое оперение . Воздухозаборник двигателя прикрыт от излучения радаров носовой частью аппарата. Двигатель оснащен плоским соплом, что облегчает применение радиопоглощающих конструкций, кроме того, оно само по себе является более слабым отражателем по сравнению с традиционным осесимметричным соплом. В конструкции аппарата широко использованы композиционные материалы.

, общая масса которой может достигать 2000 кг , размещается не на внешних подвесках, а во внутреннем отсеке. В качестве примера возможных средств поражения на МАКС-2007 перед аппаратом были выложены противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-31А и Х-31П, а также корректируемые авиабомбы калибра 250 и 500 кг .

Первый заместитель генерального директора РСК «МиГ» Сергей Цивилев сообщил, что работа по созданию БПЛА состоит из нескольких этапов. В настоящее время построен полноразмерный макет БПЛА «Скат», который предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений, а также оптимизации характеристик аппарата.
Далее предполагается создание летающей лаборатории-демонстратора. Любопытно, что в отличие от подобных проектов в США и Европе, где первоначально создавались более компактные версии аппаратов, в России принято решение сразу строить полноразмерный БПЛА. Причем, для окончательной доработки технологий создаваемого БПЛА, включая применение оружия, предполагается создать два аппарата – пилотируемый и беспилотный. На последнем этапе планируются постройка и испытания прототипа БПЛА «Скат» с полным набором боевых функций.

Еще одним из беспилотников, также способных нести на борту оружие, является БПЛА «Дань-БАРУК» казанского КБ «Сокол». Новый аппарат, который ОКБ считает одним из наиболее перспективных своих проектов, предназначен для выполнения барражирующих полетов большой продолжительности, ведения воздушной разведки. Кроме того, среди функций БПЛА и есть и ударные – поражение движущихся и неподвижных целей. Комплекс рассчитан на выполнение задач как в дневное, так и в ночное время, в широком диапазоне метеоусловий.

По своей размерности этот БПЛА «Дань-БАРУК» близок к израильским Hermes-450, закупленных Грузией. Размах крыла аппарата составляет 5,63 м, длина фюзеляжа – 4,6 м. БПЛА может совершать полеты продолжительностью до 15 часов на высотах до 6000 м. Диапазон скоростей аппарата – от 150 до 300 км/час.

Максимальная взлетная масса беспилотника составляет 500 кг, из которых 100 кг приходится на полезную нагрузку, в состав которой может входить как различное оборудование разведки и наблюдения, так и контейнеры с авиационными средствами поражения – самоприцеливающимися и кумулятивно-осколочными боевыми элементами.

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

Весьма существенную нишу, в которой могут с успехом применяться беспилотные авиационные системы, представляют задачи Сухопутных войск. Головным российским предприятием, ответственным за разработку комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного назначения является Концерн радиостроения «Вега». Беспилотники, имеющиеся сегодня в линейке Концерна, в основном предназначены для Сухопутных войск.

Так, модернизированный комплекс воздушной разведки полкового уровня «Строй-П» , изначально бывший более мобильным и предназначавшийся для нужд ВДВ, теперь, став более универсальным, все же, думается, более подходит именно для «сухопутчиков». Впрочем, по-видимому, модернизация «Пчелы» – временная мера. Это уже достаточно старая система, которая более способна напугать противника своим внешним видом, чем реальными возможностями.

В развитие комплекса «Строй-П» московский НИИ «Кулон» сейчас занимается созданием более крупного аппарата – БПЛА «Юлия» . Аппарат выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом малой стреловидности и V-образным хвостовым оперением. Максимальная взлётная масса беспилотника составляет 550 кг, включая полезную нагрузку до 100 кг. БПЛА будет способен выполнять полет в течение 12 часов и в реальном масштабе времени передавать информацию с датчиков полезной нагрузки на наземный пункт управления, расположенный на удалении до 250 км. Взлёт и посадка беспилотника осуществляются «по-самолетному».

Датчики обзорной разведки, размещаемые на борту БПЛА «Юлия», представлены широкозахватной двухспектральной (ТВ/ИК) строчной аппаратурой «Радуга-Э» и/или радиолокационной станцией бокового обзора с синтезированной апертурой РСА – М402К3. Для детального наблюдения используется гиростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС-630) в составе совмещенных ТВ-, ИК-камер и лазерного дальномера.
Предполагается, что новый аппарат будет работать в тандеме с «Пчелой», что позволит расширить возможности комплекса с тактической до оперативно-тактической глубины.

Комплекс «Типчак» , созданный рыбинским КБ «Луч», также входящим в состав Концерна «Вега», изначально проектировался именно под задачи Сухопутных войск, точнее Ракетных войск и артиллерии. Уже завершены госиспытания комплекса, ведутся работы по организации его серийного производства. Первые комплексы уже начинают поступать в войска.

Судя по опыту других стран, в военных конфликтах последних лет достаточно хорошо проявили себя также и беспилотники класса «мини» . Одним из эффективных технических решений в этой области на российском рынке является беспилотная система дистанционного наблюдения «Элерон» , созданная казанской компанией «Эникс». БПЛА имеет размах крыла 1,47 м и взлетную массу порядка 2,8 кг. На борту мини-самолета устанавливается аппаратура наблюдения, позволяющая применять систему как днём, так и ночью. Компактный переносной комплекс может использоваться для обеспечения оперативной разведки «за холмом». Время подготовки к полету – всего 5 минут.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

В уже упоминавшемся «Эниксе» также активно развивается направление БПЛА для применения в интересах Военно-морского флота. Правда, об этом направлении работ пока известно немного. В частности, то, что специалисты компании отрабатывают посадку при помощи сети – традиционное решение для корабельных БПЛА небольшой размерности.
По-видимому, для нужд ВМФ были бы весьма полезны также и аппараты вертикального взлёта – посадки. Такого рода проект существует в МВЗ им.Миля, который предлагает на базе Ми-34 создать беспилотный вертолет, подобный американскому БПЛА FireScout.

По информации компании, этот БПЛА в перспективе может быть использован для обзора земной поверхности и передачи на землю телевизионного и/или тепловизионного изображения местности или конкретных объектов на местности, химической и радиационной разведки, транспортировки грузов различного назначения массой до 300 кг.

На борту вертолета предполагается установить разнообразное съемное или стационарное специальное оборудование в пределах располагаемой грузоподъемности. В состав базового комплекса войдет система управления вертолетом, автопилот, система траекторного управления, система посадки, станция управления, радиолиния связи «вертолет – наземная станция управления», специальное оборудование.

Впрочем, проект этот достаточно сложен и дорог. О работах в этом направлении в МВЗ было заявлено еще несколько лет назад, однако до настоящего времени программа все еще остается в стадии предварительного проектирования. Так что, по-видимому, даже в случае начала финансирования он будет создаваться и отрабатываться еще достаточно долго.

Гораздо ближе к реализации – проекты компании «Радар-ММС» из Санкт-Петербурга. Эта компания долгие годы занималась разработкой и созданием радиоэлектронных комплексов, размещаемых на воздушных и морских судах военного и гражданского назначения, а также обеспечивающих их эффективную и безопасную навигацию и эксплуатацию.

В последние годы предприятие развертывает собственное производство, нацеленное на использование новых наукоемких технологий. В числе подобных новинок компания предлагает мониторинговый комплекс на базе малогабаритных беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа. Проект реализуется с участием Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

В настоящее время в линейке беспилотников, предлагаемых компанией «Радар-ММС», аппараты от 5 кг до 450 кг. Беспилотные вертолёты компании оснащаются ТВ-камерами, а также другим оборудованием по желанию заказчика. Средства управления беспилотными аппаратами унифицированы. Пункт дистанционного управления, состоящий из двух автоматизированных рабочих мест и приемо-передающей системы, обеспечивает управление вертолетом, прием, отображение и регистрацию информации, а также контроль функционирования элементов комплекса.

ФСБ И ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА

Федеральная служба безопасности России также использует беспилотники. Несколько лет назад в КБ «Искатель» Московского авиационного института для Центра спецтехники ФСБ был создан беспилотный комплекс с малоразмерным БПЛА вертолетного типа «Ворон».

БПЛА «Ворон» – это мини-вертолет, который может применяться с небольших площадок, что делает его незаменимым при проведении специальных операций в городских условиях. Взлетная масса БПЛА составляет 32 кг. При этом вертолет берет на борт до 16 кг полезной нагрузки. Продолжительность полета составляет два часа при скорости 100-120 км/час. Комплекс позволяет наблюдать за местностью, различая людей, номерные знаки машин и другие мелкие детали.

Из особых качеств беспилотника «Ворон» разработчики отмечают возможность его применения в сложных метеоусловиях, а также малую акустическую заметность – на расстоянии 100 метров шум двигателя уже практически не слышен.
Что касается Пограничной службы ФСБ России, то уже упоминавшийся комплекс «Элерон» получил известность после демонстрации его возможностей президенту и руководителям силовых структур РФ на погранзаставе в Дагестане летом 2005 г. Причем это не была показная акция. По словам представителей компании, комплекс реально используется. На настоящий момент БПЛА этого типа в общей сложности совершили сотни полетов.

Вместе с тем, в силу малых размеров функциональные возможности данной системы ограничены. Пограничникам требуются также и более крупные аппараты, имеющие большие дальность, продолжительность полета, массу полезной нагрузки.

В качестве подобной системы, возможно, будет использован новый беспилотный комплекс «Дозор-4» , созданный петербургской компанией «Транзас». Комплекс предназначен для сбора и обработки информации о заданных объектах и районах в целях обеспечения государственных министерств и ведомств данными, необходимыми для успешного решения задач в ходе их служебной и хозяйственной деятельности.

Максимальная взлетная масса аппарата – 60 кг. Взлет и посадка осуществляются по-самолетному. Максимальная продолжительность полета БПЛА составляет порядка 10 часов. Дальность полета может достигать 1200 км.

Диапазон областей применения данного комплекса достаточно широк – это мониторинг чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, дистанционный контроль объектов топливно-энергетического комплекса, транспорта и природопользования, патрулирование сухопутных и морских границ, обеспечение геодезической и картографической деятельности, производственно-экологический мониторинг и охрана важных объектов.
По словам главного конструктора беспилотных систем компании «Транзас» Геннадия Трубникова, в производство уже запущена партия БПЛА «Дозор-4» , которая поступит в опытную эксплуатацию Пограничной службы ФСБ РФ.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Российское МВД также использует для своих нужд беспилотные летательные аппараты – около двух лет назад на вооружение Центра авиации МВД были приняты первые беспилотники ижевской фирмы «Беспилотные системы».

БПЛА ZALA 421-04 – аппарат схемы «летающее крыло» массой порядка 6 кг и размахом крыла 2,36 м. На борту БПЛА размещается оптико-электронная аппаратура массой до 1 кг. Радиус действия БПЛА до 15 км. Максимальная продолжительность полета – 1 час. БПЛА оснащен двигателем мощностью 1,5 кВт. Взлет и посадка БПЛА осуществляются в автоматическом режиме. Комплекс был развернут в Санкт-Петербурге для мониторинга безопасности во время проведения саммита G8.

Второй комплекс с более компактным БПЛА – ZALA 421-08 поступил на службу милиции в прошлом году. Входящий в состав комплекса легкий 1,7-килограммовый беспилотный самолет, также созданный по схеме «летающее крыло», ставшей в своем роде фирменной для компании «Беспилотные системы», имеет размах крыла всего 0,8 м. На БПЛА устанавливаются 2 камеры: цветная – фронтального, и черно-белая – бокового обзора. Радиус действия комплекса – 10 км. Максимальная продолжительность полета – 90 минут. Запуск БПЛА производится броском руки, а посадка – при помощи парашюта на площадку размером 30х100 м.

Известно, что этот комплекс применялся в ходе Московского авиационно-космического салона МАКС-2007. ГИБДД с его помощью получила возможность оперативного обнаружения «проблемных» мест на дорогах, и, соответственно, возможность перераспределения транспортных потоков во избежание заторов.
По словам представителей Центра авиации МВД, есть планы по расширению парка используемых милицией беспилотных систем, в том числе и по приобретению комплекса с БПЛА вертикального взлета – посадки. Причем, по некоторым данным, МВД намеревается диверсифицировать поставщиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обзорные статьи, подобные этой, в силу специфики, описывают достаточно большое количество различных проектов. Не хотелось бы, чтобы обилие рассмотренных систем дезориентировало лиц, принимающих решения. Количество здесь отнюдь не является показателем успешности развития этого направления в нашей стране.
Увы, Россия, имевшая лидирующие позиции в данном направлении в прошлом, в настоящее время пропустила далеко вперед США, Израиль, ряд государств Европы.

Внимание, обращенное в последнее время на проблемы разработки систем с беспилотными летательными аппаратами в нашей стране, со стороны Министерства обороны России, Военно-промышленной комиссии, других министерств и ведомств, безусловно, является положительным моментом.

Однако само внимание есть условие необходимое, но не достаточное. Изменить ситуацию в лучшую сторону могут лишь масштабные закупки соответствующих систем при параллельной разработке перспективных образцов беспилотной техники, а также необходимых новых технологий.
_____________________________________________________________________________
Полезная информация :
На современных производственных предприятиях используются различного вида поршневые и винтовые компрессоры. Различие между этими двумя типами оборудования по принципу работы состоит в том, что винтовой компрессор осуществляет нагнетание воздушно-масляной смеси с помощью винтового блока в пневмосистему, а поршневой компрессор осуществляет сжатие воздуха при движении поршней. На небольших производствах чаще используется винтовой компрессор. Это связано, прежде всего, с его экономичностью и компактными размерами, а также с возможностью работы в круглосуточном режиме.

На сайте компании «ПНЕВМОТЕХНИКА» вы можете заказать винтовые компрессорные станции и установки от ведущих производителей ALUP, ABAC, SULLAIR, VORTEX и запасные части к ним по выгодным ценам. Квалифицированные специалисты компании помогут вам правильно выбрать винтовой компрессор под выполнение любых поставленных задач. Компания «ПНЕВМОТЕХНИКА» готова предложить вам сервисное обслуживание на высоком уровне и осуществить гарантийное и послегарантийное обслуживание купленного оборудования.

/Денис ФЕДУТИНОВ «Национальная оборона» /

В настоящее время беспилотный авиационные системы переживают бурный рост во всем мире. На рынок этого сегмента современной техники выходят страны, ранее не осуществлявшие научной разработки и производства данных высокотехнологичных комплексов, а именно: Индия , Пакистан , Иран , Сирия , Польша , Чехия , Норвегия . Бесспорными лидерами являются США , Израиль , Германия , которые оставили далеко позади себя Россию . Отличительной чертой отечественного рынка беспилотных систем является слабое финансирование со стороны государства. Значительные средства на разработку и производства беспилотных комплексов выделяются только Министерством обороны.

Однако, востребованность современного российского рынка в беспилотных системах проявляется не только в потребности силовых структур, но и в других, сугубо гражданских сферах, а именно: экологический мониторинг; мониторинг трубопроводов и газопроводов; картографирование; лесоохрана, рыбоохрана. Даже небольшое применение беспилотных систем в этих сферах дает ощутимые результаты. В эпоху Советского Союза разработкой беспилотных систем занимались крупные авиационные производители, такие, как КБ им.Туполева, сейчас этим занимаются множество фирм, изначально не связанных с авиацией, которые пришли в этот сегмент из других смежных отраслей. Научную разработку и производство беспилотных комплексов проводят концерн «ВЕГА» , «Аэрокон» , «Транзас» , «Иркут» , «Рисса» и др.

EXперименты. Беспилотники

По классификации Министерства обороны выделяют 4 класса беспилотных комплексов

  1. комплексы ближнего радиуса действия (до 25 км.);
  2. БПЛА малой дальности (до 100 км);
  3. средней дальности (до 500 км.);
  4. большой дальности (более 500 км).

Востребованы как дорогостоящие аппараты с большой длительностью полета (более суток), так и малобюджетные, представляющие собой пневматическое ружье, выстреливающее на высоту 200 метров целевую нагрузку с фото-, видеокамерой и системой передачи данных, опускаемую на землю с помощью парашюта в течение 20-30 секунд.

Среди БЛА 1 класса хорошую оценку специалистов Минобороны получили комплексы «Элерон-3СВ» и «Элерон-10СВ» казанской компании «Эникс». Эти системы рекомендованы для использования в Сухопутных войсках РФ. Их планеры выполнены по интегральной схеме.

Беспилотники ближнего радиуса действия

Масса аппарата «Элеон-3СВ» без целевой нагрузки – 4,3 кг. Его можно транспортировать в заплечном контейнере или автотранспортом. Продолжительность полета – около 2 часов, высота полета – 5 км. Максимальная дальность передачи данных по цифровому видеоканалу – 25 км. Пуск аппарата происходит с помощью резинового жгута или пневматической направляющей, посадка – на парашюте, отцепляющемся при посадке по радиокоманде.

«Элерн-10СВ» имеет продолжительность полета 2,5 часа при диапазоне скоростей 75-135 км/ч, передает данные на расстояние до 50 км. Садится аппарат с помощью парашюта в перевернутом на спину положении, что обеспечивает сохранность информации и хрупкой полезной нагрузки. Аналогичным образом приземляется израильский БЛА BirdEye-400 , который закуплен российским Министерством обороны для изучения.

Для нужд МЧС и МВД для применения в городских условиях Московским авиационным институтом разработан мини-вертолет «Ворон» взлетной массой 32 кг. (масса полезной нагрузки до 16 кг). При 2-часовой продолжительности полета со скоростью 100-120 км/час, комплекс позволяет различать людей, номера машин… «Ворон» может применяться в сложных метеоусловиях, акустически мало заметен.

Сильными конкурентами вертолетам являются беспилотники турбинного типа, которые относятся к аппаратам вертикального взлета и используются для выполнения задач, требующих видеонаблюдения с близкого расстояния, точной посадки в заданную точку. Они могут быть использованы где угодно, в т.ч. в условиях городской застройки и в лесу, т.к. несущий винт в таких аппаратах находится внутри корпуса. Одной из не многих компаний, разрабатывающих подобные перспективные БЛА, является компания «Рисса». Наиболее известна ее разработка «Тайфун» . Аппарат рассчитан на 50 минут полетного времени, может быть незаменим для исследования состояния зданий при неразрушающем контроле, для подъема аппаратуры на небольшие высоты, контроля движения на магистралях.

Элерон-3СВ Элерон-10СВ Bird-Eye 400
Мини-вертолет «Ворон» Рейс-Д Иркут-200
БПЛА «Юлия» Дозор-2 Дозор-3
Дозор-4

Беспилотники средней дальности

Беспилотные комплексы среднего радиуса действия «Рейс-Д» , находящиеся на вооружении российской армии, разработаны КБ им. Туполева. Сейчас ведется разработка проекта БЛА средней дальности на основе разведывательно-ударного комплекса с аппаратом Ту-300 (стартовая масса – 3 т., скорость до 950 км/ч., дальность полета – 300 км., способен нести вооружение массой до 1 т.).

Компания «Иркут» разработала комплекс «Иркут-200» (длина 4,53м, размах крыла-5,34м, дальность действия – до 200км). Конструктивно представляет собой высокоплан. Использование композитных материалов позволило снизить массу аппарата. БЛА берет нагрузку массой до 30кг. и до 60 кг. топлива, что позволяет совершать полеты продолжительностью до 12 часов. Взлет и посадка производится на площадку длиной до 250м. Достоинством комплекса является высокая степень автономности, а также низкая стоимость жизненного цикла и эксплуатации.

Более крупный аппарат – БПЛА «Юлия» взлетной массой 550 кг. при полезной нагрузке до 100кг. – разработан Московским НИИ «Кулон». Беспилотник рассчитан на полет в течение 12 часов и передачу информации на расстояние до 250 км. Взлёт и посадка осуществляются «по-самолетному».

КОГДА НАШИ БЕСПИЛОТНИКИ НАЧНУТ БОМБИТЬ ИГИЛ?

Беспилотные комплексы дальнего радиуса действия

Вопросу обеспечения высокого качества передаваемой БЛА информации большое значение придают в компании «Транзас», являющейся разработчиком морских и авиационных навигационных систем. Эта проблема стала ключевой при создании комплекса «Дозор-3» , относящегося к классу тяжелых средневысотных БЛА большой продолжительности полета. Полезной нагрузкой БЛА могут быть: видеокамеры и РЛС переднего и бокового обзора, тепловизор, автоматическая цифровая фотокамера высокого разрешения, система управления целевой нагрузкой и накопители информации. Для патрулирования морских и сухопутных границ, мониторинга стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, обеспечения поисково-спасательных операций «Транзас» предлагает «Дозор-2» и «Дозор-4» . «Дозор-4», в частности, используется пограничной службой ФСБ для облета магистральных газопроводов и аэрофотосъемки.

Использование «Транзасом» нанотехнологий позволяет сделать аппараты более устойчивыми и менее заметными для радиолокаторов.

Новый российский беспилотный аппарат ОРИОН Копия беспилотного аппарата США MQ-9 Reaper

Проблемы и перспективы развития отрасли

Российские производители зависимы от комплектующих импортного производства (двигатели внутреннего сгорания, электронные элементы оборудования и др.). Отставание также относится к малогабаритным обзорным системам, источникам питания большой емкости, поршневым и электрическим силовым установкам. Не достаточно развито производство дешевых перспективных композитных материалов. Тем не менее, работы в области беспилотной авиации продолжаются. По мнению специалистов, при достаточном финансировании отставание России от ведущих стран-разработчиков и производителей БЛА может быть преодолено за 5-6 лет. Сейчас по заказу Министерства обороны компания «Сухой» ведёт разработку двух БПЛА самолётного типа – разведывательного и ударного. «Транзас» разрабатывает БПЛА весом до 1 т.. Над созданием БПЛА весом в 5 т. работает казанское предприятие ОКБ “Сокол”. По гособоронзаказу разработку 3х беспилотников, но уже вертолетного типа (БЛА малой дальности массой 300 кг, беспилотник взлетной массой 700 кг и тяжелый ударный беспилотный вертолет) ведет холдинг “Вертолеты России”. Испытания комплексов, созданных этими компаниями, следует ожидать не ранее 2014 года.

Разработка беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) – одно из наиболее перспективных направлений развития современной военной авиации . Беспилотники или дроны уже привели к значительным изменениям в тактике ведения боевых действий, ожидается, что уже в ближайшем будущем их значение возрастет еще больше. Прогресс беспилотных летательных аппаратов – это, вероятно, самое важное достижение авиации за последние десятилетия.

Сегодня БПЛА используют не только военные, они активно применяются и на «гражданке». Их применяют для аэрофотосъемки, патрулирования, геодезических изысканий, мониторинга объектов и даже для доставки покупок на дом. Однако тон в разработках новых беспилотных воздушных систем все же задают именно военные.

Военные БПЛА выполняют множество задач. Прежде всего, это разведка — большинство современных дронов созданы именно для этой цели. Однако в последние годы появляется все больше ударных беспилотных аппаратов. В отдельную группу можно выделить дронов-камикадзе. БПЛА могут вести радиоэлектронную борьбу с противником, служить ретранслятором радиосигнала, давать целеуказания артиллерии . Используют дронов и в качестве воздушных мишеней.

Первые проекты летательных аппаратов без человека на борту были созданы сразу после появления самолетов, но реализовать эту идею на практике смогли только в конце 70-х годов прошлого столетия. Но зато вслед за этим начался настоящий «беспилотный бум».

В наши дни разрабатываются БПЛА с большой продолжительностью полета, а также способные решать разнообразные задачи в самых тяжелых условиях. Испытываются БПЛА, предназначенные для уничтожения баллистических ракет , беспилотных истребителей, микродронов, способные действовать большими группами (роями).

Работы над БПЛА идут в десятках странах мира, над этой задачей трудятся тысячи частных компаний, и самые «вкусные» их разработки попадают в руки военных.

Некоторые из современных БПЛА уже обладают высокой степенью автономности, и вероятно, что уже в ближайшем будущем дроны получат способность выбирать цель и принимать решение о ее уничтожении автономно. В связи с этим возникает непростая этическая проблема: насколько гуманно доверять судьбу живых людей равнодушному и безжалостному боевому роботу.

Преимущества и недостатки БПЛА

Какими преимуществами обладают беспилотные летательные аппараты по сравнению с пилотируемыми самолетами и вертолетами? Их немало:

  • Значительное снижение габаритных характеристик по сравнению с традиционными ЛА, что уменьшает стоимость, повышает живучесть дронов
  • Возможность создания недорогих специализированных БПЛА, способных выполнять конкретные задачи на поле боя
  • Беспилотные аппараты способны проводить разведку и передавать информацию в режиме реального времени
  • У БПЛА нет никаких ограничений для применения в тяжелых боевых условиях, связанных с большим риском уничтожения аппарата. Для решения особо важных задач вполне можно пожертвовать несколькими беспилотниками
  • Высокая боеготовность и мо­бильность
  • Возможность создания небольших, простых и мобильных беспилотных комплексов для неавиаци­онных формирований.

Кроме несомненных преимуществ, современные БПЛА имеют и ряд недостатков:

  • Недостаточная гибкость применения по сравнению с традиционной авиацией
  • Пока не до конца решены многие вопросы связи, посадки, спасения аппарата
  • Уровень надежность дронов пока еще уступает традиционным ЛА
  • Полеты дронов в мирное время во многих районах ограничены по разным причинам.

История развития военных БПЛА

Проекты летательных аппаратов, которые бы управлялись дистанционно или автоматически, появились еще на заре прошлого столетия, но существующий уровень техники не позволил воплотить их в жизнь.

Первым БПЛА считается дистанционно управляемый самолет Fairy Queen, построенный в Англии в 1933 году. Его использовали в качестве самолета-мишени для тренировок истребителей и зенитчиков.

Первым беспилотным летательным аппаратом, который выпускался серийно и принимал участие в боевых действиях, стала немецкая крылатая ракета Фау-1 . Немцы называли этот БПЛА «чудо-оружием», всего было изготовлено около 25 тыс. штук, ФАУ-1 активно применяли для обстрелов Англии.

Ракета Фау-1 имела импульсный реактивный двигатель и автопилот, в который вводились данные о маршруте. За годы войны Фау-1 убила более 6 тыс. англичан.

Начиная с середины 20 века беспилотные разведывательные системы разрабатывались и в СССР, и в США. Советские конструкторы создали целый ряд беспилотных самолетов-разведчиков, американцы активно использовали БПЛА во Вьетнаме. Дроны проводили аэрофотосъемку, обеспечивали радиоэлектронную разведку, использовались в качестве ретрансляторов.

Огромный вклад в развитие беспилотных летательных аппаратов внес Израиль. В 1978 году израильтяне продемонстрировали свой первый боевой беспилотник IAI Scout на авиавыставке в Париже.

В ходе ливанской войны 1982 года армия Израиля с помощью беспилотников полностью разгромили систему ПВО Сирии, которая была создана советскими специалистами. В результате тех боев сирийцы потеряли 18 батарей ПВО и 86 самолетов. Эти события заставили военных многих стран мира по-новому посмотреть на беспилотные летательные аппараты.

Дроны активно применялись американцами в ходе операции «Буря в пустыне». Использовали разведывательные БПЛА и в ходе нескольких военных кампаний в бывшей Югославии. Примерно с 90-х годов лидерство в разработке беспилотных боевых систем перешло к США, и в 2012 году на вооружении ВС США уже находилось почти 7,5 тыс. единиц БПЛА различных модификаций. По большей части это были небольшие разведывательные дроны для сухопутных подразделений.

Первым ударным дроном стал американский БПЛА MQ-1 Predator. В 2002 году он нанес ракетный удар по автомобилю, в котором находился один из лидеров Аль-Каиды. С тех пор использование дронов для уничтожения объектов противника или его живой силы стало привычным явлением для ведения боевых действий.

Американцы с помощью дронов устроили настоящее «сафари» на верхушку Аль-Каиды в Афганистане и в других странах Ближнего Востока. Нередко они добивались поставленных целей, но бывали и трагические промахи, когда вместо боевиков погибал свадебный кортеж или похоронная процессия. В последние годы на Западе некоторые общественные организации призывают отказаться от использования дронов в военных целях, поскольку они приводят к жертвам среди мирного населения.

Россия пока заметно отстает в области создания беспилотных боевых систем, и этот факт неоднократно признавали сотрудники МО РФ. Особенно очевидным это стало после грузино-южноосетинского конфликта в 2008 году.

В 2010 году российское военное ведомство подписало контракт с израильской компанией IAI, предусматривающий создание на территории РФ завода для лицензионной сборки израильских беспилотников Searcher (у нас они называются «Форпост»). Этот БПЛА трудно назвать современным, он был создан еще в 1992 году.

Существует и несколько других проектов, которые находятся в разной степени реализации. Однако в целом российский ВПК пока не способен предложить вооруженным силам беспилотные системы, сравнимые по характеристикам с современными зарубежными БПЛА.

Какими бывают беспилотники

В наше время существует множество беспилотных летательных аппаратов, отличающихся по своим размерам, внешнему виду, дальности полета и функционалу. Кроме того, БПЛА можно разделить по способу управления и степени их автономности. Они бывают:

  • неуправляемые;
  • дистанционно управляемые;
  • автоматические.

По своему размеру, который обуславливает большинство других характеристик, дроны условно делятся на классы:

  • микро (до 10 кг);
  • мини (до 50 кг);
  • миди (до 1 тонны);
  • тяжелые (с весом больше тонны).

Аппараты, которые входят в группу мини, способны находиться в воздухе не более одного часа, миди – от трех до пяти часов, а средние – до пятнадцати часов. Если говорить о тяжелых БПЛА, то самые совершенные из них могут находиться в небе более суток и совершать межконтинентальные перелеты.

Зарубежные беспилотные летательные аппараты

Одной из основных тенденций развития современных БПЛА является их дальнейшее уменьшение. Ярким примером этого служит дрон PD-100 Black Hornet, разработанный норвежской компанией Prox Dynamics.

Этот дрон вертолетного типа имеет длину 100 мм и вес 120 гр. Дальность его полета не превышает 1 км, а продолжительность – 25 минут. Каждый PD-100 Black Hornet оснащен тремя видеокамерами.

Серийный выпуск этих беспилотников начался в 2012 году, военное ведомство Англии закупило 160 комплектов PD-100 Black Hornet за 31 млн долларов. Дроны этого типа применялись в Афганистане.

Работают над созданием микродронов и в США. У американцев существует специальная программа Soldier Borne Sensors, направленная на разработку и внедрение разведывательных БПЛА, которые могли бы снабжать информацией каждый взвод или роту. Появилась новость о желании армейского руководства США в недалекой перспективе снабдить индивидуальным дроном каждого бойца.

Сегодня наиболее массовым дроном в американской армии является RQ-11 Raven, который весит 1,7 кг, имеет размах крыла 1,5 м и может подниматься на высоту до 5 км. Электрический двигатель обеспечивает ему скорость до 95 км/ч, в воздухе RQ-11 Raven может находиться от 45 минут до одного часа.

На беспилотнике установлена цифровая видеокамера дневного или ночного видения, аппарат запускается с руки, не нуждается в специальной площадке для приземления. Аппарат может летать по заданному маршруту автоматически, ориентируясь на сигналы GPS, или под управлением.

Этот беспилотник находится на вооружении более чем десяти стран мира.

Более тяжелым БПЛА, находящимся на вооружении армии США, является RQ-7 Shadow. Он предназначен для ведения разведки на уровне бригады. Серийное производство комплекса началось в 2004 году. Дрон имеет двухкилевое оперение и толкающий винт. Этот БПЛА оснащается обычной или инфракрасной видеокамерой, радиолокатором, аппаратурой подсветки целей, лазерным дальномером и мультиспектральной камерой. На аппарат можно подвесить управляемую бомбу массой 5,4 кг. Существует несколько модификаций этого дрона.

Еще одним американским БПЛА среднего размера является RQ-5 Hunter. Вес пустого аппарата составляет 540 кг. Это совместная американо-израильская разработка. БПЛА оснащается телевизионной камерой, тепловизором третьего поколения, лазерным дальномером и другим оборудованием. Дрон запускается со специальной платформы с помощью ракетного ускорителя, радиус его действия – 267 км, в воздухе он может находиться до 12 часов. Созданы несколько модификаций Hunter, на некоторые из них можно подвешивать небольшие бомбы.

Самым известным американским БПЛА является MQ-1 Predator. Этот дрон начинал свою карьеру в качестве разведывательного, но затем был «переквалифицирован» в ударный аппарат. Существует несколько модификаций этого БПЛА.

MQ-1 Predator предназначен для ведения разведки и нанесения высокоточных наземных ударов. Максимальная взлетная масса MQ-1 Predator превышает тонну. На аппарате установлена станция РЛС, несколько видеокамер (в том числе и ИК-система) и другое оборудование. Существует несколько модификаций этого беспилотника.

В 2001 году для этого дрона была создана высокоточная ракета с лазерным наведением Hellfire-C, в следующем году ее использовали в Афганистане.

Стандартный комплекс состоит из четырех беспилотников, станции управления и терминала спутниковой связи.

В 2011 году один БПЛА MQ-1 Predator стоил 4,03 млн долларов. Наиболее продвинутой модификаций этого дрона является MQ-1C Grey Eagle. Этот аппарат имеет больший размах крыла и более совершенный двигатель.

Дальнейшим развитием американских ударных БПЛА стал MQ-9 Reaper, эксплуатация которого началась в 2007 году. Этот БПЛА имел большую продолжительность полета по сравнению с MQ-1 Predator, мог нести управляемые авиабомбы, обладал более совершенным радиоэлектронным оборудованием. Эти беспилотники отлично показали себя в Ираке и Афганистане. Основными преимуществами дрона перед многоцелевым самолетом F-16 является меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полета, возможность не подвергать риску жизнь пилотов.

Создано несколько модификаций MQ-9 Reaper.

В 1998 году свой первый полет совершил американский стратегический беспилотный разведчик RQ-4 Global Hawk, который на сегодняшний день является самым большим БПЛА. Этот летательный аппарат имеет взлетную массу в 14,5 т, несет полезную нагрузку в 1,3 т и может оставаться в воздухе 36 часов, покрывая за это время до 22 тыс. км.

По замыслу американских военных, этот дрон должен заменить самолет-разведчик U-2S.

Российские БПЛА

В области создания беспилотников Россия отстает от нынешних лидеров – США и Израиля. Чем же сегодня располагает российская армия, и какие аппараты могут быть появятся в ближайшие годы?

«Пчела-1Т». Это советский и российский беспилотник, первый полет которого произошел еще в 1990 году. Он предназначен для корректировки огня систем залпового огня «Смерч» и «Ураган». Масса БПЛА – 138 кг, радиус действия – 60 км. Старт аппарата происходит со специальной установки с помощью ракетных ускорителей, посадка – с помощью парашюта.

Этот БПЛА применялся в Чечне для корректировки артиллерийского огня (10 вылетов), при этом чеченские боевики сумели сбить два аппарата. Дрон является морально устаревшим и не соответствует требованиям времени.

«Дозор-85». Этот разведывательный беспилотник прошел испытания в 2007 году, годом позже была заказана первая партия из 12 машин. БПЛА разработан специально для пограничной службы. Он имеет массу 85 кг, может находиться в воздухе 8 часов.

На вооружении российской армии находится БПЛА «Форпост». Это лицензионная копия израильского Searcher 2. Данные аппараты были разработаны в середине 90-х, так что их сложно назвать современными. «Форпост» имеет взлетную массу около 400 кг, дальность полета 250 км, оснащен системой спутниковой навигации и телевизионными камерами.

Разведывательно-ударный БПЛА «Скат». Это перспективная машина, работы над которой ведутся в АКБ «Сухой» и РСК «МиГ». Нынешняя ситуация с этим комплексом не совсем понятна: была информация, что финансирование работ приостановлено.

«Скат» имеет форму фюзеляжа «бесхвостка», изготовлен с использованием технологий малозаметности, его взлетная масса – около 20 т. Боевая нагрузка – 6 т, четыре точки подвески.

«Дозор-600». Это многоцелевой аппарат, разрабатываемый компанией «Транзас», показан широкой общественности на выставке МАКС-2009. БПЛА считается аналогом американского MQ-1B Predator, хотя его точные характеристики неизвестны. «Дозор» планируют оснастить РЛС переднего и бокового обзора, видеокамерой и тепловизором, системой целеуказания. Данный БПЛА предназначен для разведки и наблюдения в прифронтовой зоне. Об ударных возможностях дрона информация отсутствует. В 2013 году Шойгу потребовал ускорить работы над «Дозором-600».

«Орлан-3М» и «Орлан-10». Эти БПЛА разработаны для ведения разведки, проведения поисковых работ, целеуказания. Аппараты очень схожи своим внешним видом, незначительно отличается их взлетная масса и дальность полета. Старт происходит за счет катапульты, а приземляется аппарат на парашюте.

Что ждет БПЛА?

Существует несколько наиболее перспективных направлений развития беспилотных летательных аппаратов.

Одним из них является создание комбинированных аппаратов (Optionally Piloted Vehicles), которые можно использовать как в пилотируемой модификации, так и в беспилотной.

Другой тенденцией является уменьшение размеров ударных БПЛА и создания для них более миниатюрных видов управляемого вооружения. Такие аппараты дешевле и в изготовлении, и в эксплуатации. Отдельно следует упомянуть о дронах-камикадзе, способных барражировать над полем боя, а после обнаружения цели по команде оператора пикировать на нее. Подобные системы разрабатывают и для нелетального оружия, которое должно мощным электромагнитным импульсом выводить из строя вражескую электронику.

Интересной идеей является создание большой группы (роя) боевых дронов, которые бы совместно выполняли какую-либо миссию. Беспилотники, входящие в подобную группу, должны уметь обмениваться информацией и распределять задачи между собою. Функции могут быть абсолютно разными: от сбора информации, до атаки на объект или подавления вражеских РЛС.

Довольно пугающей выглядит перспектива появления полностью автономных беспилотных аппаратов, которые будут самостоятельно находить цели, идентифицировать их и принимать решение об их уничтожении. Подобные разработки ведутся в несколько странах и находятся на завершающих этапах. Кроме того, идут исследования возможности дозаправки БПЛА в воздухе.

Видео о дронах-беспилотниках

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В последние годы рынок беспилотных летательных аппаратов (БЛА, ДПЛА, или, как их часто называют, «беспилотники») испытывает взрывной рост. Теперь такими летательными дронами уже мало кого удивишь (даже вон Почта России созрела:)), при этом с каждым годом они становятся более функциональными, а, главное, доступными по цене для всё большей аудитории. Наша страна в этом направлении тоже старается не отстать и активно начинает догонять лидеров (США, Израиль и т.д.) и прежде всего не в «игрушках», а в серьёзных машинах. Да, пока доля России невелика, по итогам прошлого года, она составляла всего 3 % в штуках и 2 % в деньгах от мировой метрики. Правда, немного лучше картина в оборонной сфере (но тут то мы всегда были впереди планеты всей) - 15% в штуках. Так вот, сейчас в целом российский рынок БЛА оценивается в 163 млн долларов (9,5 млрд руб.), а уже к 2020 году рынок может вырасти минимум в 1,5 раза. Да, суммы не маленькие и кто же этот пирог пилит? Оказывается, Удмуртия! Сам в шоке. А тем временем на долю этой Республики уже приходится более 30 % от всех произведенных в стране беспилотников (есть даже те, кто называет и более смелые цифры). Этим делом здесь занимаются несколько компаний, и вот к одним из таких умельцев я и напросился в гости. Итак, представляю на ваш суд Группу компаний «Беспилотные системы» (ООО «Финко»).


Сегодня Группа компаний «Беспилотные системы» (ООО «Финко») - является одним из ведущих отечественных производителей БПЛА вертолетного и самолетного типов. Свою продукцию они выпускают под маркой Supercam. Кроме, собственно, производства они также оказывают комплекс услуг по наблюдению с помощью своих аппаратов для различных отраслей народного хозяйства. Компания была основана в 2010 году (хотя, если честно, первые шаги были сделаны ещё в 2006 году).

2.

Между прочим, их дроны уже успешно работают по всей стране и не только, как на наших северах, так и в Африке, помогая человеку мониторить различные задачи (лесное хозяйство, ЛЭП, контроль за нефте-газо-проводами, охрана объектов, учёт животных и т.д.), а также проводить более точные картографические и геодезические работы. Поэтому среди их клиентов замечены крупнейшие нефтегазовые и инфраструктурные компании страны, ВУЗы, МЧС России и другие силовые ведомства, а также наши военные (но это секрет). Представляете, только за прошлый год БПЛА Supercam налетали более 560 000 км. Кстати, на сегодняшний день их техника, кроме России, уже летает на территории нескольких стран СНГ, Азии, Африки, Европы и Южной Америки.

3.

Их основное производство расположено в Ижевске, где мы и находимся, кроме этого, у них открыты ремонтные базы по стране, а также работает филиальная сеть дилерских центров в более чем 20 городах России. Стараются по возможности всё делать сами. Сами проектируют, сами клеют и собирают. Важно отметить, до 90 % начинки тоже родом из Ижевска.

4.

5. На этих станках вырезаются формы будущих летательных аппаратов.

Что касается общих параметров беспилотных комплексов «Supercam», многие эксперты признают их одними из лучших в своих классах. Так, например, в зависимости от модели, время их полета до 4,5 ч на электрической энергии, диапазон рабочих высот 150-5000 м, температура эксплуатации от -40 до +40°C, передача онлайн-видео в радиусе до 50 км, площадь покрытия за один полет до 120 км2 и более. Плюс к этому они довольно просты в эксплуатации.

6. После того, как мы порезали и получили необходимые заготовки, они отравляются на участок выклейки, где вручную и с большой любовью всё и подготавливается. Ну а потом доходит дело и до сборки.

7. Участок сборки

8.

9. Что касается полезной нагрузки, эти ребята на свои дроны устанавливают мощные гиростабилизированные видеокамеры, тепловизионные камеры или фотоаппараты (преимущественно фирмы SONY). Вот они тут и ждут, когда их прикрутят.

10.

Сегодня в компании трудится более 250 сотрудников, хотя ещё несколько лет назад и сотни не набиралось. Растут, как говориться, как на дрожжах, чуть ли не на 100 % в год. И я им желаю не останавливаться на достигнутом. А ещё они похвастались тем, что у них самый большой штат операторов БПЛА по всей России - более 78-ми высококвалифицированных специалистов, которые на постоянной основе выполняют эту работу.

11.

12.

13.

14.

15.

16. А вот так выглядят аккумуляторы и их зарядки, которые они устанавливают в свои дроны. Причём их они тоже делают сами.

17. В прошлом году здесь успели собрать 314 комплексов с БПЛА, в этом году, как я понял, будет больше.

18. А мне ведь даже и порулить дали, чтоб не думал, что это всё муляж и профанация. Смелые ребята, ведь их беспилотники стоят где-то от одного миллиона рублей. Резюме - летают довольно шустро, надо брать:).

Если не ошибаюсь, перед нами модель Supercam X6M2. Этот беспилотник в небе может проводить до 60 минут, брать груз до 2 кг (при этом его взлётная масса до 8 кг). Рабочая высота машины составляет 50-500 метров, а радиоканал и видеоканал управления составляет до 7 км. И, наконец, его габариты 1010х1010х300 мм.

19.

20.

21. Большое спасибо Группе компаний «Беспилотные системы» (ООО «Финко») за открытость и тёплый приём!

Вся моя история под флагом «Сделано в Удмуртии»: