Авиационные боеприпасы. Принцип устройства авиационных бомб

Фугасная авиационная бомба (ФАБ) — универсальный тип авиационных бомб, широко применяется для поражения различных целей (военно-промышленные объекты, железнодорожные узлы, энергетические сооружения, фортификационные укрепления, живая сила и военная техника противника и др.). Поражает цели действием продуктов взрыва, осколками корпуса и воздушной ударной волной. Калибр 50–10 000 кг, наиболее распространены ФАБ среднего калибра. В ФАБ используются контактные взрыватели мгновенного (по целям, расположенным на поверхности земли) и замедленного (по объектам, поражаемым взрывом изнутри, и заглублённым целям) действия. В последнем случае эффективность ФАБ усиливается сейсмическим действием взрыва. При взрыве ФАБ в грунте образуется воронка, размеры которой зависят от свойств грунта, калибра авиационной бомбы и глубины взрыва. Например, при взрыве ФАБ калибра 500 кг в суглинке (на глуб. 3 м) образуется воронка диаметром 8,5 м. ФАБ с взрывателями большого замедления (часы, сутки) применяются для минирования местности; при этом они снабжаются вибрационными и противосъёмными устройствами, вызывающими взрыв при сотрясении грунта движущимся поездом, танком и т.п. или при попытке обезвредить бомбу.
Фугасно-зажигательная авиационная бомба (ФЗАБ) обладает комбинированным действием — фугасным и зажигательным. Снаряжается пиротехническими или другими зажигательными составами (в т.ч. термитными патронами) и ВВ. При срабатывании взрывателя происходит взрыв ВВ и воспламенение термитных патронов, которые разбрасываются на значительное расстояние (до 150 м), создавая дополнительные очаги пожара.
Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67 в начале 1930-х гг. В 1931–1932 гг. были спроектированы фугасные авиабомбы калибра 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС разработанная в НИО-67 фугасная авиабомба ФАБ-2000.
Фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-70 представляли собой 152-мм и 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
Перед войной в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона (ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ). Испытания этих изделий удачно завершились в июне 1941 г. Еще до начала войны фугасные авиабомбы в железобетонных корпусах приняли на вооружение ВВС. В первые годы войны также железобетонные корпуса изготовляли на Павшинском заводе под Москвой.
В ходе войны было развернуто массовое производство фугасных бомб упрощенной конструкции, созданных в 1942–1943 гг. в ГСКБ-47.
В основу новых конструкций была положена отливка корпусов из сталистого чугуна. На станках нарезали резьбу только под взрыватель, а в остальных резьбовых соединениях применяли резьбу Эдиссона, получаемую в процессе отливки корпусов. Стабилизаторы делали разъемными.
Одновременно с целью сокращения объемов механической обработки пересмотрели также и чертежи сварных вариантов корпусов фугасных авиабомб.
Фугасным авиабомбам упрощенной конструкции и технологии изготовления присвоили индекс М-43. В течение года было создано 9 новых конструкций: ФАБ-50 М43, ФАБ-100 М-43, ФАБ-250 М43, ФАБ-500 М-43, ФАБ-2000 М-43, ФАБ-50сч (серого чугуна), ФАБ-100сч, ФАБ-250сч и ФАБ-1000сл (стального литья).
К концу войны были приняты на вооружение мощные осколочно-фугасные авиабомбы ОФАБ-100. Эту бомбу снаряжали 26 кг амматола 50/50 и тротиловой пробкой весом 4,7 кг.
При бомбометании с высоты 2000 м и взрыве бомбы ОФАБ-100 в обыкновенном грунте образовывалась воронка диаметром 4,8 м, глубиной 1,7 м и объемом 10 м 3 . Осколки при разрыве ОФАБ-100 обеспечивали сплошное поражение открытой живой силы в радиусе 50 м, пробивали броню толщиной 40 мм на расстоянии 3 м, 30 мм — на расстоянии 10 м и 15 мм — в 15 м от места взрыва.
В годы войны фугасные бомбы снаряжали путем заливки в корпус одного из следующих взрывчатых веществ: чистого тротила, французской смеси (80 % пикриновой кислоты + 20 % динитронафталина), амматола 50/50, сплава ТСА (50 % тротила + 38 % аммонийной селитры + 10 % алюминиевой пудры) и сплава ТГА-12 (50 % тротила + 40 % гексогена + 10 % алюминиевой пудры). Большое количество фугасных авиабомб снаряжали амматолом 80/20 путем шнекования на горизонтальных шнек-аппаратах.
В 1941 г. на вооружение ВВС была принята (для военного времени) фугасная авиабомба ФАБ-100 КД, разработанная С. Г. Добрышем (НИИ-6). Эта бомба снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60: 40: 30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом.
Технология снаряжения ФАБ-100 КД была предельно проста (поочередная заливка компонентов в корпус авиабомбы), поэтому для организации производства требовалось не более одного-двух месяцев.
С начала 1942 г. ВВС начали применять ФАБ-100 КД. В то время это было очень важно, так как снаряжательные заводы были эвакуированы, а тротила и других взрывчатых веществ для снаряжения авиабомб не хватало. Производство ФАБ-100 КД было прекращено в 1944 г. в связи с тем, что был полностью израсходован мобилизационный запас цельнокованных корпусов. Попытки применить сварные корпуса оказались безуспешными: заполненные смесью КД, они протекали по сварным швам.
В начале войны, когда немецкие войска подошли к Москве, были предприняты попытки применить на Западном фронте оксиликвитные бомбы, разработанные в НИИ-6. Для этой цели были использованы железобетонные корпуса ФАБ-100 НГ и ФАБ-250 НГ. Их набивали смесью мха (сфагнума) и древесного угля, отличающейся высокой поглотительной способностью. Жидкий кислород, доставляемый из Москвы, заливали в бомбы на прифронтовых аэродромах. Снаряженные таким образом авиабомбы сохраняли взрывчатые свойства на уровне бомб, снаряженных тротилом и амматолом 50/50, в течение 3–4 ч для ФАБ-100 и ФАБ-250.
Было снаряжено и сброшено на аэродромы, танковые колонны, мосты и другие объекты противника около 500 оксиликвитных авиабомб, главным образом калибра 100 кг. Работы по их применению были прекращены, когда немецкие войска были отброшены от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной.
Суммарная доля фугасных авиабомб ФАБ-500, ФАБ-100 и ФАБ-250 в годы войны составляла от 97 до 99,6 %. Номенклатура фугасных авиабомб изменялась в сторону преобладания более крупных калибров. Удельный вес ФАБ-250 с каждым годом увеличивался, к концу войны их доля по сравнению с 1941 г. увеличилась в шесть раз и достигла 17,2 %. Доля ФАБ-500 значительно уменьшилась, а производство ФАБ-100 все годы войны держалось на уровне 50–70 % общего количества выпускаемых фугасных авиабомб.
В послевоенное время было принято на вооружение несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг.
Фугасные бомбы больших калибров, принятые на вооружение в конце 1940-х — начале 50-х гг., в основном предназначались для действия по крупным морским кораблям. Лишь ФАБ-1500 считались приемлемыми для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям.
Обычная бомба ФАБ-1500 имела стенки толщиной 18 мм и содержала 675 кг взрывчатого вещества. Кроме того, на вооружении состояла толстостенная бомба ФАБ-1500–2600ТС. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм.
ФАБ-3000М-46 и ФАБ-3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила, а ФАБ-9000М-54–4297 кг тротила.
Тяжелые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Так, только за три месяца 1988 г. бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Тем не менее, реальный эффект применения тяжелых фугасных авиабомб был невелик. Радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м, а для ФАБ-9000 соответственно 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал, соответственно, в радиусе до 158 и 225 м. Более успешно показали себя при действии в горах толстостенные ФАБ-1500–2600ТС.
ТТХ ФАБ-100 ФАБ-250 ФАБ-500 ФАБ-1500М-54
Вес бомбы, кг 100 250 500 1400
Вес БЧ, кг 70 230 450 1200
Вес ВВ, кг 99 213
Диаметр корпуса, мм 267 285 392 580
Длина бомбы, мм 964 1589 2142 3000
Зона сильных повреждений, м 18 28 40 ~60
Зона слабых повреждений, м 35 56 80 160
Зона легких повреждений, м 70 112 160 224
Разновидности и модификации
Модель Описание
ФАБ-50 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг. Представляла собой 152-мм фугасный снаряд от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
ФАБ-50-М43
ФАБ-70 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг. Представляла собой 203-мм фугасный снаряд от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.
ФАБ-100
ФАБ-100НГ
ФАБ-100КД Принята на вооружение ВВС (для военного времени) в 1941 г. Разработана С. Г. Добрышем (НИИ-6). Снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД, состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60:40:30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100, снаряженной тротилом.
ФАБ-100сч
ФАБ-100-М43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-250 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-250сч Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г. "Сч" означает "серого чугуна"
ФАБ-250НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-250М-43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-250М-46 Модификация 1946 г.
ФАБ-250М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-250М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-500 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-500НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-500М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-500М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-500М-62Т Модификация 1962 г.
ФАБ-500Ш Штурмовая
ФАБ-500ШМ Штурмовая модернизированная
ФАБ-1000 Разработана в НИО-67 в 1931-1932 гг.
ФАБ-1000НГ Разработана в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н. И. Гальперина в руководимом им КБ № 35 НКБ. Корпус из тонкостенного железобетона. Принята на вооружение в 1941 г. еще до начала войны.
ФАБ-1000сл Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г. "Сч" означает "стального литья"
ФАБ-1500 Предназначалась для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям. Принята на вооружение в послевоенное время.
ФАБ-1500Ш Штурмовая
ФАБ-1500М-54 Модификация 1954 г.
ФАБ-1500М-62 Модификация 1962 г.
ФАБ-1500-2600ТС Толстостенная бомба. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм. Применялась в афганской войне.
ФАБ-2000 Разработана в НИО-67. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС
ФАБ-2000М-43 Упрощенной конструкции и технологии изготовления. Принята на вооружение в 1943 г.
ФАБ-3000
ФАБ-3000М-46 Принята на вооружение в 1946 г. Содержала 1400 кг тротила.
ФАБ-3000М-54 Принята на вооружение в 1954 г. Содержала 1387 кг тротила. Применялась в афганской войне.
ФАБ-5000 Принята на вооружение после 1945 г.
ФАБ-9000М-50 Предназначена для поражения крупных фортификационных сооружений. Принята на вооужение в 1950 году.
ФАБ-9000М-54 Модернизация 1954 г. Содержала 4297 кг тротила. Применялась в афганской войне.

Типовая авиабомба (рисунок 3.7) состоит из корпуса 1, снаряжения 2, подвесной системы 3, стабилизатора 4.

Как правило, типовая АБ имеет 1-2 запальных стакана (5) с очком под взрыватель, внутри которого вложены шашки дополнительного детонатора (6).

Запальные стаканы с очком под взрыватель различаются по месту расположения и бывают головные, донные и боковые.

Как правило, очко под взрыватель имеет ряд переходных втулок, позволяющих снаряжать в данное очко взрыватели с разным диаметром резьбы: 26, 36 и 52 мм.

Рисунок 7.7 Устройство типовой авиабомбы

1 – корпус; 2 – снаряжение; 3 – подвесная система; 4 – стабилизатор; 5 – запальные стаканы; 6 – дополнительный детонатор; 7 – баллистическое кольцо

Корпус предназначен для соединения всех элементов в единое целое и размещение в нем снаряжения. Прочность корпуса должна обеспечить возможность боевого применения АБ, ее хранения и технической эксплуатации.

Обычно корпус состоит из головной, средней и хвостовой частей, соединенных между собой при помощи сварки.

Головная часть выполняется в виде оживала, усеченных корпусов или полусферы.

Форма и размеры головной части оказывают существенное влияние на аэродинамику авиабомбы, особенно на величину силы лобового сопротивления, а также на характеристики проникающего и пробивного действия. АБ, предназначенные для пробивания прочных преград и проникания в них, имеют массивную и весьма прочную головную часть.

Средняя часть корпуса бомбы обычно имеет цилиндрическую форму. На средней части корпуса крепятся ушки подвесной системы . Расстояние между двумя подвесными ушками называют базой , которая бывает 250, 470 и 1000 мм в зависимости от калибра АБ.

Хвостовая часть корпуса имеет, как правило, коническую форму и предназначена для улучшения условий обтекания авиабомбы воздуш­ным потоком и крепления стабилизатора.

Стабилизатор (поз.4 рисунок 3.7) служит для придания АБ необходимой устойчивости при движении в воздухе после сбрасывания с самолета. Наличие стабилизатора уве­личивает сопротивление хвостовой части АБ и смещает центр давления аэродинамических сил в точку, лежащую позади центра мас­сы. Вследствие этого при возникновении угла атаки (т.е. угла меж­ду вектором скорости центра массы авиабомбы и ее продольной осью) возникает так называемый восстанавливающий момент, который стре­мится угол атаки уменьшить. Ось устойчивой на траектории авиабом­бы совершает такие незначительные колебания относительно центра массы, при которых ее ось практически совпадает с вектором ско­рости и становится касательной к траектории свободного падения.

Стабилизатор авиабомбы изготавливается из тонкой листовой стали и имеет перистую, коробчатую, цилиндрическую, перисто-цилиндричес­кую и др. форму .



Перистый стабилизатор авиабомбы выполняется в виде плоских пластин (перьев) и соединяющих их колец или планок. Обычно стабилизатор крепится к хвостовой или ци­линдрической части корпуса с помощью сварки.

В зависимости от по­перечного размера (размаха) жесткие стабилизаторы подразделяются на калиберные, под- и надкалиберные. У последних размах стабилизатора больше диаметра корпуса АБ (см. на рисунке 3.7).

Известны стабилизаторы зонтикового типа (американская бомба типа «Снекай», БЕТАБ-500Ш), состоящие из четырех лопастей, шарнирно соединенных с направляющей трубой, ввернутой в дно корпуса АБ. При сбрасывании АБ с малых высот специальная пружина и воздушный поток раскрывают лопасти стабилизатора, придавая ему форму зонта. В результате уменьшается скорость АБ на траектории и увеличивается время ее падения.

В качестве стабилизирующих и тормозных устройств у некоторых АБ (ФАБ-500Ш, ОФАБ-250ШН и др.), предназначенных для применения с малых высот, используются парашюты (ПТУ – парашютное тормозное устройство ). ПТУ монтируется в отдельном контейнере в хвостовой части АБ (внутри жесткого стабилизатора). После сбрасывания АБ с самолета ПТУ, раскрываясь, резко уменьшает скорость ее падения. При этом увеличивается угол встречи с преградой (уменьшается возможность рикошета) и увеличивается отставание АБ от носителя, что предотвращает поражение его осколками при взрыве собственной АБ.

Для обеспечения условий безопасности при бомбометании с малых высот на некоторые АБ старой конструкции устанавливаются приставные ПТУ (рисунок 3.8), которое представляет собой контейнер с парашютом, закрепляемый на хвостовой части АБ при помощи кардана, вворачиваемого в хвостовое очко бомбы.

Рисунок 7.8 ФАБ-500 М-54 с ТУ

Для улучшения устойчивости движения на траектории к головным частям АБ некоторых типов приваривается баллистическое кольцо (поз.7 рисунок 3.7).

Оно предназначено для стабилизации процесса возникновения скачков уплотнения при падении АБ со скоростями, близкими к местным скоростям звука. Если баллистического кольца нет, скач­ки уплотнения могут возникать на выступающих кромках головной части авиабомбы случайным образом и, нарушая условия обтекания потоком, будут «раскачивать» ее относительно центра массы. В ко­нечном счете это может привести к потере устойчивости бомбы на траектории или, как минимум, к увеличению характеристик ее рассе­ивания.

Снаряжение (поз. 2 рисунок 3.7) определяет назначение АБ и может быть самым разнообразным. В абсолютном большинстве случаев оно представляет бризантное взрывчатое вещество (у бомб основного назначения) или пиротехнический состав различной ре­цептуры (у бомб вспомогательного назначения).

Приведение в дейс­твие снаряжения осуществляется взрывателями или взрыва­тельными устройствами.

Взрывательные устройства , как правило, яв­ляются встроенными и устанавливаются в головной или хвостовой части корпуса авиабомбы при ее сборке на заводе-изготовителе.

Взрыватели же чаще всего снаряжаются в авиабомбы перед ее приме­нением и поставляются в строевые части отдельно от АБ.

Взрыватели устанавливаются в запальные стаканы (поз. 5 рисунок 3.7).

Резьбовое соединение для установки автономного взрывателя принято называть очком . При хранении авиабомб каждое очко закры­вается пробкой .

У некоторых АБ в заводских условиях в за­пальные стаканы устанавливаются дополнительные детонаторы (поз. 6 рисунок 3.7), кото­рые поджимаются пробкой с помощью картонного вкладыша .

Дополни­тельные детонаторы служат для надежного возбуждения детонации снаряжения АБ, являясь фактически «усилителем» детонационного импульса, получаемого от исполнительного элемента взрывателя.

Анализируя моноблочные (т.е. неразделяющиеся) АБ, исключая АБ с вязким и жидким снаряжением (ОДАБ, ОФЗАБ, ФОЗАБ, ЗАБ), можно сказать, что все типы моноблочных АБ можно представить в виде совокупности пяти конструктивных схем.

Схема № 1 (схема М-54) (рисунок 3.9).

Рисунок 3.9 АБ конструктивной схемы №1.

1 –головное очко; 2 – головной запальный стакан; 3 – головка; 4 – баллистическое кольцо; 5 – дополнительный детонатор; 6 – цилиндрическая (средняя) часть корпуса; 7 – ушко подвесной системы; 8 – снаряжение (ВВ); 9 – выравнивающие опоры; 10 – хвостовая часть корпуса (хвостовой конус); 11 – перо стабилизатора; 12 – внутреннее кольцо стабилизатора; 13 – наружное кольцо стабилизатора.

Схема разрабатывалась для АБ, подвешиваемых во внутренние бомбоотсеки.

Данной схеме соответствуют практически все образцы АБ ОН, основные характеристики которых представлены в таблице 3.1.

Как правило, АБ схемы №1 обладают сравнительно толстой головной частью и сравнительно тонкими боковым стенками корпуса боеприпаса. АБ данной схемы имеют, как правило, два запальных стакана с очком под взрыватель и дополнительными детонаторами в виде тетриловых шашек.

Таблица 3.1.

№ п/п Тип АБН Масса снаряжения, кг Тип снаряжения Толщина, мм
головки средней части корпуса
ОФАБ-100-120 ТНТ переменная от 70 до 20
ОФАБ-250-270 ТНТ переменная от 100 до 20 16 - 25
ФАБ-250 М-46 ТНТ переменная от 100 до 20
ФАБ-250 М-54 МС переменная от 100 до 20
ФАБ-500 М-46 ТНТ переменная от 100 до 20
ФАБ-500 М-54 ТНТ переменная от 100 до 20

Схема № 2 (схема М-62) (рисунок 7.10).

Рисунок 3.10. АБ конструктивной схемы № 2.

1 – головное очко; 2 и 4 – головка; 3 - компенсационный объем; 5 – цилиндрическая (средняя) часть корпуса; 6 - ушко подвесной системы; 7 – снаряжение (ВВ); 8 – хвостовая часть корпуса; 9 – дополнительный детонатор; 10 – дно корпуса; 11 – взрыватель; 12 – кольцо; 13 – полый хвостовой конус; 14 – перо стабилизатора; 15 –кольцо стабилизатора; 16 – дно.

Данная схема является развитием схемы №1 и разрабатывалась для АБ, подвешиваемых на внешние бомбодержатели.

К АБ схемы № 2 (таблица 3.2) относятся боеприпасы, имеющие хорошо обтекаемый корпус и предназначенные для длительной транспортировки на внешней подвеске, т.е. устойчивые к кинетическому нагреву (термостойкие). Данные боеприпасы имеют, как правило, пустотелый хвостовой конус, внутрь которого помещен взрыватель, снаряженный в донное очко. Данные боеприпасы снаряжаются ВВ малочувствительными к нагреву и имеют специальные устройства («компенсационный объем»), предназначенные для снижения внутрикорпусного давления при кинетическом нагреве путем перетекания в них расплавленного ВВ.

Таблица 3.2.

№ п/п Тип АБ Масса снаряженной неокончательно, кг Масса снаряжения, кг Тип снаряжения Толщина, мм
головки средней части корпуса
ФАБ-250М-62 МС переменная от 80 до 20
ФАБ-250М-62Т ТОНА-1 переменная от 80 до 20
ФАБ-500 М-62 МС переменная от 100 до 20
ФАБ-500 М-62Т ТНТ переменная от 100 до 20
ФАБ-500Т ТОКАФ переменная от 100 до 20
ФАБ-500ТА ТА-77/23 переменная от 100 до 20
ОФАБ-250Т ТОКАФ переменная от 80 до 20

Схема № 3 (схема «М-ТС») (рисунок 3.11).

Рисунок 3.11. АБ конструктивной схемы № 3.

1 –корпус; 2 – снаряжение (ВВ); 3 – баллистическое кольцо; 4 – ушко подвесной системы; 5 – дополнительный детонатор; 6 – запальный стакан; 7 – хвостовая часть корпуса; 8 – вкладыш; 9 – хвостовая втулка; 10 – надкалиберный перисто-цилиндрический стабилизатор.

Толстостенные АБ схемы №3 (таблица 3.3) отличаются повышенной прочностью корпуса и предназначены для поражения особенно прочных и заглубленных целей. Т.е. к ней относятся боеприпасы с боевой частью проникающего типа. Данные боеприпасы имеют цельный корпус со стенками переменной толщины без ослабленных зон и сварных швов, донное очко под взрыватель. Данные боеприпасы снаряжаются ВВ малочувствительными к удару.

Таблица 3.3.

№ п/п Тип АБ Масса снаряженной неокончательно, кг Масса снаряжения, кг Тип снаряжения Толщина, мм
головки средней части корпуса
ФАБ-250ТС ТНТ --- переменная от 37,5 до 12,5
ФАБ-500ТС-М ТА-77/23 --- переменная от 47,5 до 25,0
ФАБ-1500-2600ТС ТГАГ-5 --- переменная от 106 до 47,0
БЕТАБ-500 ТА-77/23 --- переменная от 47,5 до 25,0

Схема № 4 (схема «М-Ш») (см. рисунок 3.12).

Рисунок 3.12. АБ конструктивной схемы № 4.

1 – корпус боевой части; 2 - головка; 3 – цилиндрическая (средняя) часть корпуса; 4 – кумулятивная рубашка; 5 – ушко подвесной системы; 6 – снаряжение (ВВ); 7 – дополнительный детонатор; 8, 9,10,11, 16,17 – элементы АВУ; 12 – контейнер с парашютным тормозным устройством; 13 – перо стабилизатора; 14 – кольцо; 15 – прижим.

К схеме «М-Ш» относятся штурмовые АБ ОН, оснащенные парашютным тормозным устройством. Основные характеристики данных боеприпасов представлены в таблице 3.4.

Как правило АБ схемы №4 имеют в своей конструкции три основных отсека:

БЧ, снаряженная ВВ и предохранительно-исполнительным механизмом (ПИМ);

Отсек управления, в котором размещены блоки авиационного взрывательного устройства (АВУ);

Контейнер с парашютным тормозным устройством.

Как правило, боевая часть (БЧ) в боеприпасах схемы №4 занимает по длине 50-60% от длины боеприпаса в целом.

Таблица 7.4.

№ п/п Тип АБ ОН Масса снаряженной неокончательно, кг Масса снаряжения, кг Тип снаряжения Толщина, мм
головки средней части корпуса
ФАБ-500Ш ТГАФ-5М переменная от 30 до 20
ФАБ-500ШН ТГАФ-5М переменная от 30 до 20
ОФАБ-250Ш ТГ-20 переменная от 20 до 10
ОФАБ-250ШН ТГАФ-5М переменная от 20 до 10
ФАБ-1500Ш МС переменная от 60 до 30

Схема № 5 (схема «М-КС») (см. рисунок 3.13).

Рисунок 3.13. АБ конструктивной схемы № 5.

1 – взрыватель; 2 – втулка; 3 -корпус боевой части; 4 – прокладка; 5 – снаряжение (ВВ); 7 – перо стабилизатора; 8 –пробка; 9 – планки стабилизатора.

К данной схеме можно отнести БЭ кассетных боевых частей (РБК, БКФ, РБС), имеющие в своем составе снаряжение в виде ВВ. Характеристики данных боеприпасов представлены в таблице 3.5.

Как правило, АБ схемы № 5 имеют разнообразные конструкции, но все они снаряжены взрывателем (в головное или донное очко) или взрывательным устройством и имеют достаточно тонкие стенки средней части корпуса. Массивной головки и подвесной системы данные боеприпасы не имеют. Отдельные БЭ могут не иметь и стабилизатора (например, ЗАБ-2,5).

Таблица 3.5.

№ п/п Тип АБ ОН Масса снаряженной неокончательно, кг Масса снаряжения, кг Тип снаряжения Толщина, мм
головки средней части корпуса
АО-1 1,03 0,038 К-2 --
АО-2,5СЧ 2,7 0,09 К-2 ---
АО-2,5РТ 2,6 0,55 ТГ-40 --
ПТАБ-2,5М 2,1 ТГ-50 -- 3,5
ПТАБ-10-5 4,6 ТГ-50 -- 3,5
БЭ ОФАБ-250ШР 142; 80; 82 55; 35; 35 ТГ-24Ф --

АБ с вязким и жидким снаряжением (ОДАБ, ОФЗАБ, ЗАБ и т.п.) в самом общем случае повторяют конструктивные схемы №№ 1, 2 и 4, имея при этом тонкостенный корпус, внутри которого кроме жидкого (вязкого) снаряжения расположен диспергирующий заряд в виде центрального и нескольких периферийных зарядов ВВ. Диспергирующий заряд предназначен для раскалывания корпуса АБ и разброса снаряжения с целью создания объемной зоны поражения, размеры которой, могут достигать нескольких десятков метров в диаметре.

Описанные схемы устройства и перечень характеристик приведены применительно к авиабомбе с обычной баллистической схемой и моноблочной боевой частью. Иногда конструктивно авиабомбы могут иметь принципиальные отличия. Тогда по этому признаку их объеди­няют в отдельные группы.

Особые группы составляют так называемые бомбы с разделяю­щимися боевыми частями, шариковые авиабомбы, ротативно-рассеивающиеся авиа­бомбы (РРАБ). Первые – имеют составные боевые части, кото­рые разделяются на траектории на несколько боевых элементов, взрывающихся самостоятельно, вторые – имеют боевую часть, которая имеет сферическую форму; у третьих - корпус представляет собой тело вращения особой формы с приливами (лопатками), создающими вращательный момент при движении в воздухе и тем самым обеспечивающие рассеивание точек падения авиабомб и т.д.

Каким получился асимметричный ответ американцам

22 декабря 1976 года была принята на вооружение фугасная термостойкая авиабомба ФАБ-500Т. На НПО «Базальт» она создавалась специально для бомбардировщика МиГ-25РБ. Бомбы другого типа для этой сверхскоростной машины не подходили.

Борьба со сверхзвуковым разогревом

Разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ, пришедший в авиацию в 1971 году, стал модификацией перехватчика МиГ-25. Он был способен развивать скорость в 3000 км/ч и подниматься на высоту 20700 м. В связи с тем, что на скорости, приближающейся к 3М, обшивка самолета разогревается до 300 и более градусов, лишь 11% массы машины были сделаны из алюминия. Основными материалами стали сталь и титан.

Точно так же в полете разогревались и бомбы, располагавшиеся на внешней подвеске. Более того, при сбрасывании их на скорости 2М с большой высоты они получали еще большую термическую нагрузку. В связи с чем могли не только изменяться их параметры, но и становилась возможной полная потеря эффективности авиаудара.

Именно с МиГ-25РБ впервые в истории было произведено бомбометание на сверхзвуковой скорости. Произошло это в Белоруссии на полигоне «Полесский». Бомба, развив при падении с высоты 20 км громадную скорость, пролетает по инерции 40 км и оставляет в земле воронку глубиной 2,5 м и диаметром 4,5 м. При этом осколки разлетаются в радиусе 870 м. В случае замедления подрыва воронка имеет глубину 13 м, диаметр - 22,5 м. Радиус разлета осколков - 430 м. Такой эффект возможен благодаря тому, что бомба на огромной скорости закапывается в почву и уже потом взрывается.

Характеристики ФАБ-500Т таковы:

Общий вес - 530 кг;
- ВВ в тротиловом эквиваленте - 256 кг;
- длина - 247 см;
- диаметр - 40 см;
- максимальный радиус поражения для легкоуязвимой техники - 200 м;
- максимальный радиус поражения для легкобронированной техники - 75 м.

В настоящий момент в ВВС России используются и более мощные термостойкие бомбы - ФАБ-1500Т.

Самые мощные «у нас» и «у них»

Самая мощная современная российская фугасная бомба - ФАБ-9000 М54. Она была создана еще 50-е годы для «супертяжеловеса» Ту-95. Вес бомбы - 9407 кг, ВВ - 4297 кг. Применяются при бомбометании с высоты 16000 м при скорости 1200 км/ч.

Они активно использовались во время войны в Афганистане, где на укрепленные позиции душманов было сброшено около пятисот ФАБ-9000 М54. Авиаудары выполняли бомбардировщики Ту-16. Однако как показала практика, ожидаемой эффективности бомбардировки не дали. Что было связано как с не слишком высокой точностью попадания, так и с прочностью пещер, в которых наши противники укрывали свои базы и заводы по производству боеприпасов. Куда эффективнее оказались ракеты Х-25, имевшие отклонение от цели в 2 метра. Запущенные с Су-25 они залетали в пещеры, уничтожая и живую силу, и технику.

Тяжелые же бомбы использовались в значительной степени для оказания психологического давления на врага. Пилоты вскоре отработали тактику бомбометания в узких ущельях, которые буквально «складывались».
Еще одна из причин применения супер-бомб - естественно, неглавных - заключалась в том, что подходил к концу срок их хранения. И это был наиболее дешевый способ «утилизации».

Американцы действовали в Афганистане в начале нулевых годов примерно так же, как и советские войска. И с тем же успехом. Они использовали свободно падающие бомбы BLU-82/B Daisy Cutter, получившие название «Большая голубая - 2». Вес ее ВВ составляет 5715 кг.

Также в Афганистане проходили испытания вакуумной бомбы следующего поколения GBU-43 с массой ВВ, равной 8480 кг. Причем, как утверждают ее создатели, мощность этого ВВ больше, чем у тротила, в 1,35 раза.


На снимке: авиабомба ФАБ-9000 М-54 в музее боевых самолетов на аэродроме «Дягилево»/ Фото: Алексей Куденко/ РИА Новости

Наш асимметричный ответ

До некоторых пор GBU-43 была самой мощной неядерной бомбой. Однако в 2007 году в России состоялись испытания бомбы громадной мощности. Она тоже основана на эффекте объемного вакуумного взрыва и имеет условное название Авиационная вакуумная бомба повышенной мощности (АВБПМ).

Бомбы с таким эффектом американцы начали применять еще во Вьетнаме. Принцип их действиях состоит в распылении ВВ в значительном объеме. При этом образуется облако, способное проникать в помещения и убежища. После поджигания облака в значительном объеме выгорает воздух, образуется вакуум, в который врывается внешний воздух, производя тотальные разрушения.

АВБПМ обладает мощностью, эквивалентной 44 тоннам тротила. Чего в военном деле прежде не было.
Между существующей у американцев GBU-43 и нашей вакуумной бомбами дистанция громадного размера. Ее удалось достичь за счет использование нового вида ВВ, состав которого строго засекречен. «У них» 8200 кг ВВ развивает мощность, эквивалентную 11 тоннам тротила. «У нас» 7100 кг ВВ равносильны 44 тоннам.

При этом между мощностью бомбы и площадью поражения существует нелинейная зависимость. У российской бомбы площадь в 20 больше, а температура горения в 2 раза выше.

Картина разрушений от взрыва АВБПМ такова:

90 м от эпицентра - полное разрушение даже самых укрепленных конструкций.
200 м от эпицентра — полное разрушение неукреплённых конструкций и практически полное разрушение железобетонных конструкций.
300 м от эпицентра — практически полное разрушение неукреплённых конструкций (жилые дома). Укрепленные конструкции разрушаются частично.
450 м от эпицентра — частичное разрушение неукреплённых конструкций.
1100 м от эпицентра — ударная волна разбивает стекла.
2300 м от эпицентра — ударная волна способна сбить человека с ног.

Эпоха умных бомб

Необходимо сказать, что в новом тысячелетии никто свободно падающие бомбы уже не создает. Им на смену пришли корректируемые или же планирующие бомбы, способные наводиться на цель при помощи тех или иных физических принципов. Еще их называют «умными бомбами». К этому типу бомб относятся и рассмотренная нами GBU-43. Несомненно, после проведения необходимого объема испытаний по подрыву АВБПМ и она также обретет способность самостоятельно выходить на цель.

Этот тип бомб совсем не нов. Впервые их применили немцы в 1943 году, с высочайшей точностью отбомбив с дистанции 8 км британские корабли. Спустя год «умные бомбы» использовали против японцев американские ВВС.

С появлением ядерного оружия, которое довольно долго считалось необходимым и достаточным условием военной победы, этот тип боеприпасов был предан забвению. Конструкторы вернулись к нему лишь в середине 60-х годов.
Первые корректируемые авиабомбы (КАБ) были несовершенны. Прежде всего потому, что они наводились на цель при помощи радиосигнала. И совсем скоро обороняющаяся сторона начала бороться с ними при помощи радиоглушилок.
На настоящий момент существует несколько способов наведения КАБ на цель: радиолокационный, лазерный, инфракрасный, телевизионный, радиокомандный, спутниковый (GPS и ГЛОНАСС). При этом круговое вероятное отклонение лежит в пределах от нескольких десятков метров до 2-3 метров.

Существенное преимущество КАБ перед свободнопадающими бомбами заключается не только в резком повышении точности бомбометания. Преодолевая в режиме планирования расстояния до 60 км, они позволяют бомбардировщикам не входить в зону действия ПВО противника. Правда, в случае использования в качестве средства ПВО ЗРС-400 «Триумф», способного поражать любые воздушные цели на расстоянии до 400 км, это достоинство «умных бомб» будет сведено к нулю.

Что же касается принципа, при помощи которого бомба преодолевает значительные расстояния, то он довольно прост. Не имея никаких двигателей, она планирует за счет выпущенных крыльев и маневрирует за счет рулей.
Надо сказать, что бурное развитие информационных технологий постоянно повышает качество «умных бомб». Существует информация, что через некоторое время они будут наводиться не только на неподвижные, но и на маневрирующие цели.

Арсеналы России и НАТО

В США на вооружении находятся чуть ли ни два десятка марок КАБ. В них используется преимущественно лазерная система наведения. В последних моделях она дополнена GPS-коррекцией. Наибольший вес ВВ, «упакованного» в бомбу - 830 кг.

Наиболее «ходовой» полезный груз - до 100 кг ВВ. (Из этого ряда сильно выбивается бомба объемного взрыва GBU-43, о которой мы рассказали выше).

Несмотря на то, что в СМИ сплошь и рядом говорится об американских КАБ, способных улетать за 100-километровый рубеж, их реальные показатели скромнее. Максимальную дальность имеет GBU-43, она равна 65 км. У всех остальных этот показатель лежит в пределах от 12 км до 24 км. Что же касается КВО «американцев», то его средняя величина равна 7 метрам.
На вооружении ВВС России находятся две «умные бомбы»: КАБ-500 и КАБ-1500. Каждая из них имеет несколько модификаций в зависимости от боевой части. Она может быть фугасной, осколочно-фугасной, бронебойной, бетонобойной... Уникальна противолодочная бомба, способная взрываться на глубине до 150 метров при волнении моря в 6 баллов.

Их дальность немного скромнее, чем у американских КАБ, - до 12 км. Точность выше: КВО лежит в пределах от 3 до 7 метров. В них используются три системы наведения - лазерная, телевизионная и спутниковая.

В 2011 году на авиасалоне МАКС-2011 производитель боеприпасов ГНПП «Регион» представил свою последнюю разработку - авиабомбу КАБ-250. Ее характеристики не разглашались. Однако по ряду признаков можно предположить, что она предназначена прежде всего для перспективного истребителя пятого поколения ОКБ Сухого Т-50. Из чего следует, что это оружие будет обладать и качественно новым интеллектом.

Бетонобойная бомба (БетАБ) – это вид авиационного боеприпаса, который используется для поражения различных укрытий (в основном защищенных железобетонными конструкциями), а также взлетно-посадочных полос (ВПП) аэродромов.

По сути, бетонобойные бомбы – это разновидность фугасных авиабомб, которая отличается более толстыми стенками (обычно их изготавливают из высокопрочной легированной стали) и специальным взрывателем. Бетонобойные бомбы имеют большой калибр: от 500 до 1 тыс. кг (например, российская бомба БетАБ-500), иногда используются еще более мощные боеприпасы.

В классической войне БетАБ применяются для уничтожения бункеров противника, его командных пунктов, дотов, береговых батарей, шахтных установок. Однако бетонобойные бомбы с успехом применяются и в противопартизанской войне, что многократно доказано практикой последних лет.

В Афганистане и в Сирии повстанцы используют мощную сеть подземных коммуникаций, которые иногда расположены на достаточно приличной глубине. Афганские моджахеды активно использовали (и продолжают это делать) для своих баз и опорных пунктов естественные пещеры. Бойцы ливанской Хезболлы за много лет создали на границе Израиля разветвлённую сеть туннелей. Причем это не просто наспех вырытые норы в земле, многие из подобных туннелей надежно укреплены, оснащены электричеством и другими коммуникациями.

Для поражения всех вышеперечисленных объектов часто используются бетонобойные бомбы.

Эпоха расцвета этих авиационных боеприпасов пришлась на окончание Второй мировой войны: союзная авиация использовала гигантские противобункерные авиабомбы (массой до 10 тонн) для уничтожения бетонных укрытий нацистских подводных лодок . После появления ядерных бомб и совершенного ракетного оружия разработки в этом направлении стали не так актуальны. Однако в последние десятилетия наблюдается настоящий «ренессанс» противобункерных боеприпасов.

Сейчас разработкой противобункерных боеприпасов активно занимаются в США, России и Израиле.

Существует два основных вида бетонобойных бомб. К первой группе относятся БетАБ свободного падения, которые обычно применяют с большой высоты. Благодаря этому боеприпас набирает большую скорость, за счет чего может поражать глубоко расположенные и хорошо защищенные укрытия. Ко второй группе бетонобойных авиационных бомб относятся боеприпасы с реактивными ускорителями. Их можно применять для бомбометания с малых высот. Часто такие бомбы имеют парашют, который стабилизирует полет боеприпаса под определенным углом. Затем парашют отстреливается и включается реактивный двигатель.

Одним из направлений развития данного вида авиационных боеприпасов является создание кассетных бомб с поражающими бетонобойными элементами. Такие авиабомбы особенно эффективны против взлетно-посадочных полос неприятеля и позволяют гарантировано разрушить покрытие ВПП сразу на больших площадях. Примером такой авиабомбы является российская РБК-500У.

Также продолжается совершенствование и унитарных бетонобойных авиабомб. Большое внимание уделяется улучшению соотношения между массой боеприпаса и его сечением. Кроме того, ведутся исследования относительно новых материалов для корпуса.

Американские бетонобойные бомбы

В настоящее время самым массовым авиационным боеприпасом подобного вида в США является БетАБ GBU-28 (BLU-113). Ее разработали перед первой войной в Персидском заливе специально для уничтожения иракских военных и правительственных бункеров.

Чтобы эффективно пробивать грунт и защитные элементы противобункерная авиабомба должна быть тяжелой, иметь небольшое сечение и состоять из достаточно прочного материала. Создатели GBU-28 долго не могли придумать, как и из чего сделать ее корпус. Отличную идею подсказал бывший армейский офицер, он предложил изготавливать бомбы из артиллерийских стволов для 203-мм гаубиц, которые в больших количествах хранились на военных складах. Они обладали подходящими габаритами, имели достаточную прочность и вес.

Во время испытаний GBU-28 ушла под землю на глубину в 30 метров. После успешного завершения тестов авиабомба была отправлена в Ирак и хорошо показала себя в реальной боевой обстановке. В настоящее время эта авиабомба считается одной из самых эффективных в мире в своем классе.

Еще одной известной американской БетАБ является BLU-109/B. Кроме США, эта авиабомба используется в ВВС Канады, Бельгии, Дании, Франции, Саудовской Аравии и других стран.

BLU-109/B оснащена хвостовым взрывателем замедленного действия, ее боевая часть весит 240 кг, а общая масса боеприпаса — 907,2 кг. Бомба может быть оснащена системами наведения Paveway III или JDAM. Эта БетАБ способна пробивать бетонные перекрытия толщиной 1,8 метра.

В начале 2011 года было объявлено о начале эксплуатации военно-воздушными силами США новой противобункерной «супербомбы» GBU-57, разработанной конструкторами корпорации Boeing. По своим размерам она вполне сравнима с гигантами времен последней мировой войны: вес GBU-57 составляет 13,6 т, а масса боевой части — 2,7 т. Авиабомба имеет лазерное наведение с поддержкой GPS.

Российские бетонобойные бомбы

История советских бетонобойных авиационных боеприпасов началась в 1940 году. Именно тогда в ГСКБ-47 (сегодня это ГНПП «Базальт») началась разработка первой отечественной авиационной бетонобойной бомбы. Результатом этих работ стала авиабомба БетАБ-150ДС, которая применялась советской авиацией уже во время Великой Отечественной войны.

БетАБ-150ДС была создана на базе артиллерийского снаряда калибра 203 мм и содержала 14,5 кг взрывчатого вещества . Этот боеприпас имел реактивный разгонный двигатель и мог пробивать скальный массив на глубину до 1,65 метра.

В послевоенные годы работы над созданием новых видов подобных боеприпасов были ускорены. Некоторые авиабомбы, созданные в тот период, находятся на вооружении российских ВВС и в наши дни.

БетАБ-500ШП используется в первую очередь для уничтожения бетонного покрытия взлетно-посадочных полос, она способна пробивать броню толщиной до 650 мм или слой железобетона толщиной 1,2 метра. Взрыв одной такой бомбы может привести в негодность более 50 кв. метров взлетно-посадочной полосы. Кроме ВВС России, бомба БетАБ-500ШП состоит на вооружении индийской армии.

В 2002 году на вооружение российских военно-воздушных сил была принята кассетная бомба РБК-500У. Она содержит десять боевых бетонобойных элемента и может применяться на высотах от 160 до 16 тыс. метров. Основной целью РБК-500У также являются взлетно-посадочные полосы аэродромов.

Израиль

В начале 2012 году широкой общественности была представлена новая израильская противобункерная бомба MPR-500, разработанная компанией IMI. Общий вес боеприпаса составляет 270 кг, она может пробивать слой железобетона толщиной до одного метра или же проникать сквозь четыре бетонных перекрытия с толщиной до 200 мм каждое.

Высокая пробивная способность авиабомбы обуславливается не только ее значительной массой и прочным корпусом, но и реактивному разгонному двигателю, который создает боеприпасу ускорение сразу после его сброса.

Авиабомба MPR-500 после взрыва дает больше тысячи осколков, которые весьма эффективно поражают живую силу противника на дистанциях до ста метров.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Долгое время Россия боролась с «Исламским государством» (запрещено в России) на своей территории с помощью следователей и оперативников ФСБ, активно вычислявших желающих уехать на джихад россиян. Но прошло время, и роль главного орудия в борьбе с последователями «Халифата» заняла фронтовая авиация, несущая под своими крыльями сотни килограммов смертельных даров для палачей и рабовладельцев. «Военное.РФ» разобралось, что поднимают на себе наши бомбардировщики и штурмовики, взлетая над сирийской пустыней, и сможет ли джихадист спрятаться от пилотов .

В последнюю неделю заголовки различных СМИ и речи телеведущих чуть ли не полностью состоят из сплошных «бомбардировщиков», «штурмовиков», «авиаударов» и так далее. Пожалуй, уже даже самым далеким от армии и геополитики российским гражданам известно, какие самолеты Воздушно-космических сил были направлены в Сирию бомбить позиции боевиков запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство» и в чем отличие от .

И в то же время, о вооружении, которым оснащаются наши самолеты, говорится мало. Вместе с тем, некоторые бомбы являются новейшими разработками и впервые применяются в боевых условиях.

Взлет штурмовика Су-25 с авиабомбой ФАБ-500

Высокотехнологичной новинкой, без сомнений, является корректируемая через ГЛОНАСС бомба КАБ-500С . Она падает по баллистической траектории, а наведение на цель происходит в автоматическом режиме по заданным до сброса координатам. Пилот помечает цель своеобразной «черной меткой» и после сбрасывания бомба начинает планировать к ней. Расстояние, на которое снаряд может отклониться от назначенных координат — пять метров.

Вес бомбы КАБ-500С составляет 534 кг при массе боевой части 400 кг. Дальность сброса (за исключением боеприпаса с двигателем) — 6-8 километров. И именно дальность применения этого оружия наряду со стоимостью около трех миллионов рублей за единицу в свое время являлись основными объектами критики со стороны Минобороны.

Три года назад анонимный служащий главного командования тогда еще ВВС рассказал СМИ, что военные окончательно решили отказаться от использования «умной» бомбы. Тем не менее, на видео выше бомбардировщик Су-34 оснащен именно ей, хотя официальных сообщений о принятии этой бомбы на вооружение российской армии не было.

Получается, что в Сирии она впервые будет применяться по реальным, а не учебным целям. Так что владеющие рабами боевики ИГ и не брезгующие похищениями людей и терактами представители «умеренной сирийской оппозиции» одним своим существованием могут помочь нашим ВКС с тестами новинки в боевых действиях.

Другой корректируемой бомбой на наших самолетах в Сирии является КАБ-1500Л-Ф . Как видно из названия, ее масса составляет около 1500 килограмм. Стоит отметить, что эта представительница семейства авиабомб типа КАБ может в буквальном смысле достать террористов из-под земли, проникая в грунт на глубину до 20 метров и взрываясь уже там. А любовь джихадистов прятаться под землей делает бомбу незаменимым предметом под «брюхом» российских Су-34.

Наведение авиабомбы может выполняться с помощью телевизионной головки или лазерного целеуказания с земли. Этот крупнокалиберный вариант предназначен для поражения целей в особо прочных укреплениях и фортификационных пунктах. Бомба способна проникать сквозь перекрытия толщиной до трех метров. Но с отклонением от цели у 1500-килограммового снаряда уже хуже, чем у более легких «родственников». КАБ-1500 отклоняется от заданной цели на расстояние до 10 метров. В большинстве случаев это не играет особой роли, учитывая мощность снаряда, но и называть его «высокоточным оружием» при таком уровне отклонения можно лишь с натяжкой.



Корректируемая авиабомба КАБ-1500Л-Ф

Другим используемым в Сирии российским оружием, способным достать террористов даже в их прочных укрытиях, является бетонобойная бомба БЕТАБ-500 . Именно таким видом снарядов США бомбили иракские подземные бункеры в надежде достать Садама Хусейна во время последнего своего вторжения в эту страну.

БЕТАБ-500 весит 500 килограммов и производится в двух видах: со свободным падением (БЕТАБ-500У) и с реактивным ускорителем (БЕТАБ-500ШП). Первый вариант бомбы пробивает 1,2 метра железобетона, сбрасывается с высот от 150 до 20 000 метров при скорости самолета от 500 до 2 300 км/ч. Снаряд создавался для уничтожения подземных складов и бетонных укрытий для военной техники. К слову, с помощью его бомбардировщик Су-34 ВКС России уже уничтожил подземный командный пункт боевиков ИГ.

Вариант бомбы, оснащенный реактивным ускорителем создан для уничтожения взлетно-посадочных полос и дорог. При взрыве боеприпас создает воронку диаметром 4-6 метров, а при попадании в асфальтированный участок дороги покрытие повреждается на площади до 50 квадратных метров. В то же время, бронебойность бомбы по сравнению с предыдущим вариантом уменьшена более чем на половину. БЕТАБ-500ШП пробивает броню толщиной до 55 сантиметров.

Скорость и высоты, на которых ее можно сбрасывать, также ограничены. Бомба применяется на скорости самолета от 700 до 1150 км/ч и высотах от 170 до 1000 метров. Нетрудно заметить, что при нахождении на такой скорости и высоте самолет становится особенно уязвим для комплексов ПВО противника. Причем бомбардировщики на такой высоте могут пострадать даже от устаревших зенитно-артиллерийских систем. Цели применения этой бомбы и показатели, которых должен достичь самолет для ее сброса, говорят о том, что БЕТАБ-500ШП вряд ли будет использована в этом конфликте.

Несмотря на перечисленное технологичное вооружение, основными «рабочими лошадками» ВКС России в Сирии остаются фугасные авиабомбы ФАБ-250 и ФАБ-500 . Об этом можно судить по представленным Минобороны видео авиаударов и возвращения самолетов с несброшенными бомбами серии КАБ, но с отсутствующими под крыльями «ФАБами».

Фугасные авиабомбы (ФАБ) обладают вполне приемлемым для данного конфликта поражающим действием. Они применяются по живой силе и технике противника, а также не укрепленным коммуникациям. Стоит отметить, что фортификации ИГ по большей части являются кустарными, поэтому необходимость в сбрасывании на них бомб с проникающим действием или бетонобойных имеется не всегда, зачастую можно обойтись именно ФАБ.

Таких авиабомб на российских военных складах накопилось огромное количество и альтернативой их сбрасыванию на головы джихадистов служит утилизация на полигоне. Учитывая это, а также достойную эффективность данного вооружения, можно говорить о том, что широкое использование ФАБ будет продолжено.

Также на наших самолетах в Сирии были замечены высокоточные ракеты класса «воздух-поверхность» Х-29Л . Буква «Л» в названии ракеты означает, что она оснащена системой лазерного самонаведения. Когда производится пуск ракеты, пилот подсвечивает нужную цель лазером, при этом в дальнейших действиях по удержанию луча на цели нет необходимости, все это происходит в автоматическом режиме. Масса боевой части ракеты составляет 500 кг.

Управляемая ракета Х-29Л в музее

Х-29Л способна поражать цели с точностью плюс-минус два метра. Кроме этого, она обладает повышенным фактором фугасного и осколочного действия. По заявлению Минобороны РФ, ракеты уже применялась против боевиков в Сирии. По данным из открытых источников, стоимость единицы такой ракеты может достигать 7000 долларов (приблизительно 450 тысяч рублей).

Замечена в Сирии и слабая, но все так же смертельная, ракета класса «воздух-поверхность» малого радиуса действия Х-25МЛ с полуактивной лазерной головкой самонаведения. Масса боевой части этой ракеты существенно ниже Х-29 и равняется приблизительно 90 кг.

Стоит отметить, что бомбить позиции боевиков нашей авиации приходится по разведданным, которые предоставляют сирийские сухопутные части. Потом эта информация дополнительно подтверждаются с помощью российских беспилотников. Из-за всего этого, весьма затратной по времени становится работа, которую приходится выполнять еще до того, как российский бомбардировщик или штурмовик начинают готовить к вылету.

Однако такие временные затраты практически исключают вероятность уничтожить постоянно перемещающуюся по территории цель и нашей авиации пока приходится довольствоваться уничтоженными складами с боеприпасами, а не видными амирами и командирами «Исламского государства» (запрещено в России).