Шуточные викторины для школьников на осеннюю тему. Сценарий викторины «Осенний калейдоскоп

Наталья Скрыпченко
Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Краски осени»

Тема викторины «Краски осени »

Программное содержание : Закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года . Выявить у детей уровень усвоенных знаний (жанры живописи) . Умение различать жанры живописи из общей массы картин. Закреплять у детей представление о живописи, как виде изобразительного искусства, знать особенности каждого жанра. Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т. е. что понравилось. Активизировать психические процессы : память, внимание, восприятие, речь, воображение. Формировать навык коллективного общения и активности. Создать настроение весёлых состязаний.

Оборудование : куст с осенними листьями , на которых написаны загадки; репродукции картин художников; муляжи овощей и фруктов, разнообразные предметы для составления натюрмортов.

Ход викторины:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы интересно и весело провести праздник. А какой, вы попробуйте отгадать. Посмотрите в окошко.

Солнышко не хочет землю согревать,

Листья пожелтели, стали опадать,

Часто дождик льётся, птицы улетают,

Урожай в саду и в поле собирают.

Кто из вас, ребята, знает,

Это всё когда бывает?

Ответы ребят : Осенью !

Правильно. А какие приметы Осени вы можете назвать ещё?

Да, ребята, к нам пришла Осень – красивое , но немного грустное время года.

Но грустить нам не годится,

Давайте будем веселиться!

Сегодня у нас викторина «Краски осени » . Нас нужно разделиться на две команды. Задание будем выполнять и за правильные ответы очки получать. А какая команда окажется сообразительной, мы узнаем в концы викторины , подсчитав набранные командами очки. Команды, выберете капитанов.

Первое задание называется «Поляна загадок»

На кусте-кусточке -

Жёлтые листочки,

На листочках тех загадки. За каждый правильный ответ, команда получает по одному очку. (Капитаны команд срывают по одному листочку с куста) .

Без пути и без дороги,

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

Тучи нагоняет,

Веет, задувает,

По свету рыщет,

Поёт да свищет. (Ветер)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит,

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем. (Сентябрь)

Середина твоя, Осень ,

Иногда на небе просинь,

Солнца луч уже не греет,

Часто дождик мелкий сеет. (Октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает,

Кто зовет к нам холода,

Знаете? Конечно, да! (Ноябрь)

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Расскажите без утайки,

Кто это собрался в стайки? (Птицы)

Весной веселит, летом, холодит,

Осенью питает , зимой согревает. (Дерево) .

Висит сито, не руками свито. (Паутина) .

Я под шапкой цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки :

Я всегда играю в прятки. (Гриб)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Второе задание называется «Какой месяц изображён на картине художника» .

Три осенних месяца : ласковый сентябрь, дождливый октябрь и холодный ноябрь. Природа готовится к длительному отдыху. И если начало осени еще дружелюбно тешит ласковыми лучами бабьего лета, очаровывает красотой золотых красок , то со второй половины осени погода значительно портится и небо затягивается серой пеленой моросящих дождей.

Осень в картинах русских художников самая яркая и трогательная пора, где красно-желтые , золотистые и теплые краски прекрасной поры бабьего лета , а где дождливый и трогательный пейзаж по-настоящему русской природы во всей ее красе осеннего великолепия .

На столах лежат картины, выберите по одной картине соответствующие каждому осеннему месяцу . А если ваша команда назовёт название картины и ёе автора получит дополнительное очко.

Третье задание «Конкурс капитанов» .

Теперь попрошу подойти ко мне капитанов команд. Я сейчас над вами немножко поколдую, превращу вас в мух (достает шапочки с усиками и прозрачные крылья) . Колдовать мне поможет стихотворение про Муху-Цокотуху. (Читает стихотворение и помогает капитанам одеться.)

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

Посмотреть честной товар.

На прилавках что творится :

Тут и платьишки из ситца,

И конфетки, крендельки,

И пудовые замки.

А картинки-то какие!

Рамки, словно золотые!

Муха прямо к ним идет

Натюрморты лишь берет.

(Капитаны выбирают натюрморты.)

Муха прямо к ним идет

И пейзажи лишь берет.

(Капитаны выбирают пейзажи)

Четвёртое задание «Составь натюрморт»

Если видишь на картине, чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале

Или бронзовую вазу, или торт,

Или все предметы сразу, знай, что это… (натюрморт)

Какие виды натюрмортов вы знаете? (Натюрморт делится на бытовой и природный) . Я предлагаю вам составить натюрморт из имеющихся у нас предметов.

команды составляют натюрморты : бытовой, природный и природно-бытовой. Атрибуты к проведению данной игры располагаются на столах в смешанном беспорядке. После проведения задания, педагог рассматривает с ребятами правильность создания натюрмортов, выясняет его вид.

Пятое задание «Литературный»

Осень

Дарит осень чудеса ,

Да еще какие!

Разнаряжены леса,

В шапки золотые.

На пеньке сидят гурьбой

Рыжие опята,

И паук – ловкач какой! –

Тянет сеть куда-то.

Дождь и жухлая трава,

В сонной чаще ночью

Непонятные слова,

До утра бормочут. М. Геллер

Как красиво сказал поэт об осени в своём стихотворении. А вы знаете стихи об осени ?

Вот и закончилась наша викторина . Прошу команды подсчитать количество набранных очков. Капитанов сообщить количество очков своей команды.

Вам понравилось, как мы провели сегодня время? Что вам запомнилось, что понравилось? Какое задание показалось вам самым трудным?

Обе команды за активность, усердие награждаются сладкими призами.

Внеклассное мероприятие по литературе, 5-6 класс

Литературная викторина «Осень – милая пора!» для учащихся 5-6 классов.

Автор: Шарун Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №11, г. Краснодар.
Описание материала: литературная викторина, предназначенная для учащихся 5-6 классов, состоит из 7 заданий. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 осенний лист, побеждает команда, набравшая наибольшее количество листьев.
Предварительная подготовка: учитель предлагает учащимся подобрать материал на осеннюю тематику (стихи, пословицы, поговорки, загадки, произведения художников, композиторов и т. д.).
Цель: систематизировать и расширить представления учащихся об осени.
Задачи: проверка общего уровня эрудиции;
развитие познавательного интереса, обобщение и расширение знаний об осени учащихся об осени;
развитие творческих способностей, кругозора и эстетического вкуса;
воспитание любви к Родине;
создание благоприятного психологического климата, сплочённости в коллективе, умения работать в команде.
Ход мероприятия:
Ведущий:

Озябший лист касается земли …
И не слышны теперь июля грозы,
Скучают пожелтевшие берёзы,
О тёплых днях, которые ушли.
Танцуют листья свой прощальный блюз,
Красавцы клёны заиграли цветом.
И веточки с рябиновым браслетом,
С прохладой возрождают свой союз.
Природа в буйстве цвета разошлась,
Играя в рыжих красках, разгулялась.
Последними лучами наслаждаясь,
В осеннем вальсе медленно кружась …
Сегодняшняя викторина посвящена осени. Каждое время года неповторимо, природа прекрасна в любое из них, но особенно она хороша осенью. Осень – моё любимое время года. Это яркая и потрясающая красотой пора. Осень разная и многоликая. То она задумчивая и печальная, то торжественная и величавая, а то унылая и дождливая. А сколько о ней написано стихов, создано пословиц, загадок, примет, поговорок, скольких композиторов, художников вдохновила осень на творчество.
Для начала викторины необходимо разделиться на две команды.
На столе учителя лежат карточки, количество которых соответствует количеству ребят. На обратной стороне карточек обозначены цифры 1и 2. Каждый участник подходит, вытягивает карточку, где указан номер команды.

Вопросы викторины «Осенний калейдоскоп»

1. Цветок, который является талисманом сентября? (Астра).
2. Назовите осенние месяцы. Почему они так называются? (Сентябрь, октябрь, ноябрь. Название месяцам дал римский календарь. Сентябрь – седьмой, октябрь – восьмой, ноябрь – девятый. Это порядковые номера месяца. В римском календаре год начинался с марта).
3. Назовите праздники, отмечающиеся осенью. (День знаний, День учителя, День пожилого человека, День народного единства).
4. Каких живописцев осень вдохновила на творчество? (Левитан, Шишкин, Саврасов, Нестеров).
5. Что находится между зимой и осенью? (Союз «и»).
6. Назовите самый продолжительный осенний месяц. (Октябрь).
7. Как называется осенняя пора, когда погода стоит как летом и летает много паутины? (Бабье лето).
8. Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября).
9. Назовите знак зодиака человека, родившегося в период с 24.09 по 23.10. (Весы).
10. В каком осеннем месяце зарождается зима? (В ноябре. В народе говорят: в ноябре осень уступает зиме дорогу).
11. Отгадайте загадку. Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года).
12. Осенью отмечают свой день именинника многие люди. А знаете ли вы их имена? (Андрей, Тимофей, Иван, Анастасия, Фёдор, Вера, Надежда, Любовь и др.)
13. Совпадает ли количество букв и звуков в слове «сентябрьский»? (Нет).
14. Назови рифму к слову «урожай». (Собирай, май, увядай, подавай, сажай и т.д.).
15. Продолжи пословицу «Холоден батюшка сентябрь, да…(кормить горазд).
16. Есть ли птицы, которые собирают запасы на зиму? (Да. Совы, сойки).
17. Почему балы и свадьбы проводили традиционно осенью? (Окончание сельскохозяйственных работ).
18. Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
Что такое «сень»? (Сень (уст.) – то, что покрывает, укрывает кого-либо или что-нибудь).
19. Как по-другому называли позднюю осень? (Предзимье).
20. Какое изобразительное средство (троп) использует автор строк «И небо хмурится, и мчится ветер к нам»? (Олицетворение).
Ведущий:
К осени относятся по-разному: кто-то к ней равнодушен, кому-то она не нравится, другие восхищаются ею и воспевают. У каждого поэта своя палитра красок, только краски его, в отличие от обычных, нерукотворны. Мы переходим к следующему конкурсу «Очей очарованье!» Прослушайте отрывки из стихотворений, посвящённых осени, определите автора строк.
1. Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Белые кусты. (А. Н. Плещеев).
2. Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит... (Н. А. Некрасов)
3. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора … (Ф. И. Тютчев).
4. Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость. (С. А. Есенин).
5. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный … (И. А. Бунин).
6. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса. (А. С. Пушкин).
Ведущий:
Следующее задание творческое. Командам предлагается написать синквейн на тему «Осень». На карточках вы найдёте правила его написания.
(Осень.
Загадочная, многоликая.
Наступает, радует, грустит.
Провожает лето за порог.
Предзимье.)
Ведущий:
Следующий конкурс называется «Буквы перепутались». На каждой карточке необычным способом написаны пословицы и поговорки об осени, слова на своих местах, а буквы в них перепутались. Верните буквы на место и правильно прочитайте пословицы и поговорки.
1. Ньосе вастлихва, снаве вапрасведли. (Осень хвастлива, весна справедлива).
2. Сеньо вадождли, да насыт. (Осень дождлива, да сытна).
3. Есонь ен ётжд, есонь пиротот. (Осень не ждёт, осень торопит).
4. Сеньо годьпоне теснее. (Осень непогодь несёт).
5. Ньосе ётди и дьжод аз бойсо дётев. (Осень идёт и дождь за собой ведёт).
6. Есонь кавели, да мази ладог. (Осень велика, да зима долга).
Ведущий:
Осень – загадочное время года, и загадку этой поры никто не может отгадать. Конкурс «Загадки осени». В этом конкурсе прозвучат загадки об осени, природе, календаре, растениях, деревьях, явлениях природы.
1. Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина).
2. Летел пан, на воду пал, сам не тонет и воды не мутит. (Лист).
3. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь).
4. Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая – зеленеет. (Чёрная и красная смородина).
5. Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень).
6. Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь).
Ведущий:
С этим заданием вы справились, переходим к следующему конкурсу, который называется «Рисуем пословицу (поговорку). Приглашается по одному участнику от обеих команд. Каждому из вас даётся лист ватмана, фломастер и карточка с пословицей (поговоркой). За 5 минут вы должны с помощью рисунка передать её суть, не используя слова и буквы. Потом каждая команда представляет свой шедевр, команда соперников должна угадать пословицу (поговорку).
1. Красна весна цветами – а осень пирогами.
2. Цыплят по осени считают.
Ведущий:
У каждого времени года свои приметы, есть они и у осени. Знаете ли вы их? Конкурс «Закончи примету». Командам по очереди предлагаются приметы, связанные с осенью, которые нужно закончить.
1. Гром в сентябре предвещает, (тёплую и долгую осень).
2. Мыши вьют гнёзда на верху копен – (осень будет мокрой и продолжительной).
3. Если осень ненастная, то (и весна дождливая).
4. Осенью скотина жиреет, а (человек добреет).
5. Дружный листопад осенью (к морозной зиме).
6. Осенью птицы летят низко – (быть холодной зиме).
Ведущий:
Заключительный конкурс «Подбери эпитет». Команды по очереди называют эпитеты, которые можно отнести к слову «осень». Если команда затрудняется в подборе эпитета, она проигрывает.
(Осень – тоскливая, золотая, цветная, пламенная, пышная, хрустальная, червонная, янтарная, горькая, мёртвая, звонкая, плакучая, рыжая, угрюмая, тоскливая, задумчивая, гнилая, крепкая, романтичная, шуршащая, багряная, урожайная, сказочная, ветреная, пурпурная, славная и т. д.)
Ведущий:


Помедли, осень, не спеши
Разматывать свои дожди,
Свои туманы расстилать
На зыбкую речную гладь.
Помедли, осень, покажи
Мне жёлтых листьев виражи,
Дай убедиться, не спеша,
Как тишина твоя свежа.
И как бездонна неба синь
Над жарким пламенем осин.
Настало время узнать результаты викторины и объявить победителей.

Викторина с ответами на тему «Осенняя пора» для младших школьников

Малышева Юлия Владимировна, воспитатель группы продленного дня МБОУ Гимназия № 3, город Шарья, Костромская область.

Описание: Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Материал можно использовать на уроках окружающего мира.

Цель: обобщить знания учащихся о времени года – осень.

Задачи:
закрепить знания учащихся о характерных приметах осени;
расширить кругозор учащихся, развивать логику, воображение;
прививать любовь к природе.

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета,
Затерялось где-то лето..
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый кленовый.
В. Авдиенко

Вопросы викторины:

Часть 1
1.Самое красочное время года.
весна
осень
лето
2. Названия славянских осенних месяцев.
«травень», «студень», «серпень»
«хмурень», «грязник» , «грудень»
«сечень», «лютень», «цветень»
3. Как называются зайчата, которые рождаются осенью?
настовички

Травнички
листопаднички


4. Какие птицы прилетают к нам на зиму?
чайки, ласточки, стрижи
клёст, свиристели, чечётки
голуби, синицы, воробей


5. Каким месяцем заканчивается лето и начинается осень?
октябрь
июль
сентябрь
6. Какое животное может на зиму превратиться в ледышку?
хамелеон
лягушка
сойка



7. Как называется осеннее явление, когда опадают листья?

снегопад
листопад
дождь
8. Густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли.
иней
роса
туман


9. Какой самый продолжительный осенний месяц?
ноябрь
октябрь
ноябрь
10. Листья какого дерева опадают осенью зелеными?
ольха
береза
дуб
11. Куда осенью исчезают бабочки?
прячутся в щели, под кору деревьев
улетают в теплые края
зарываются в землю


12. Как называются большие группы, образуемые птицами перед отлетом в теплые края?
компания

стая
группа
13. Какое основное изменение происходит в неживой природе осенью?
птицы улетают на юг
наступает похолодание
начинается листопад



14. День осеннего равноденствия.

23 сентября
21 октября
23 ноября

Часть 2
1. Осенняя пора, когда погода стоит как летом? (бабье лето)
2. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь - … (капустой).
3. Листья каких деревьев осенью становятся красными? (Листья рябины, осины, клена).
4. Какой праздник отмечают в первый осенний день? (день Знаний).
5. Что убирают на полях осенью? (урожай).
6. Какого цвета одежда на деревьях осенью? (желтого).
7. Этот месяц является родным внуком сентября, сыном октября и батюшкой зимы. (ноябрь)
8. Образование на поверхности водоёма или водотока неподвижного льда. (ледостав)

Осень - это время...Когда мир становится ярким, как никогда!

Викторина с ответами для младших школьников «Осенняя пора»

Кононова Ксения Евгеньевна, ученица 2 «а» класса МБОУ «Любинская СOШ №2», Омская область, р.п. Любинский.
Руководитель: Костюнева Надежда Викторовна, учитель МБОУ «Любинская СOШ №2», Омская область, р.п. Любинский.
Описание: Викторина может быть использована учителями, родителя, на уроках окружающего мира, внеклассных занятиях, для закрепления учебного материала.
Цели: Закрепление знаний об осени, стимулирование памяти и мышления детей.
Задачи:
-закрепить знания учащихся о характерных приметах осени;
- расширить кругозор учащихся.

В золотисто-багряном наряде пришла к нам Красавица Осень. Она удивляет нас множеством красок, палитрой разнообразных оттенков. Что мы знаем об осени? Ответив на вопросы викторины, мы выясним это.

Часть 1. «Осенние загадки»
1. Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я...
(Осень)
2. Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)


3. Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(дождь)


4. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)
5. Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(сентябрь)
6. Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку …
(слякоть)
7. По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
(лужа)
8. Пока дети - каждый в берете.
Повзрослели - шляпы надели.
(Грибы)


9. Лист осенний долго кружит,
И его Варвара сушит.
А потом мы вместе с Варей
Дома делаем...
(Гербарий)
10. Прилетел я с ветерком
И накрыл избушки.
Воздух словно с молоком,
Подставляйте кружки!
(Туман)

Часть 2. Блиц – опрос «Ответь правильно»
1. Дары осени – что это? (урожай, грибы, ягоды)
2. Самый продолжительный осенний месяц? (октябрь)
3. Как называется явления с вальсирующими листьями? (листопад)
4. Пришла без красок и без кисти, а перекрасила все листья? (осень)
5. Как вы считаете основная уборка начинается летом или осенью? (осенью)
6. Какое дерево осенью платье – листья теряет, а пуговки ославляет? (рябина)
7. Какие колосья поспевают осенью? (пшеница, рожь)
8. Что осенью называют «тихой охотой»? (сбор грибов)
9. Частые подарки с неба осенью. (Дожди)
10. Какого цвета одежда на деревьях осенью? (Желтого)
11. Как называют птиц, которые улетают в теплые края (перелетные)

В золотисто-багряном наряде пришла к нам Красавица Осень. Она удивляет нас множеством красок, палитрой разнообразных оттенков. Что мы знаем об осени? Ответив на вопросы викторины, мы выясним это.

Викторина «Осень» об одном из самых лучших времён года содержит 17 вопросов. На все вопросы даны ответы.

1. Почему мы так говорим: «Покорми меня весной, а осенью я и сам сыт буду»?
Ответ: осенью – сбор урожая, а весной урожая нет

2. Какие пословицы про осень вы знаете?
Ответ: Осень непогодь сеет.
Весной дождь парит, а осенью молчит.
Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста.
Осень прикажет, весна свое скажет.

3. Листья какого дерева желтеют одними из первых?
Ответ: листья берёзы

4. Какой день длиннее: летний или осенний?
Ответ: летний

5. Кто автор этих строк?
«Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит…»
Ответ: Николай Алексеевич Некрасов

6. Как вы считаете, основная уборка урожая осуществляется летом или осенью?
Ответ: осенью

7. Что собирают осенью?
Ответ: овощи, фрукты, грибы, ягоды (клюква, брусника). Убирают злаковые культуры: пшеницу, рожь, ячмень. Собирают лекарственные растения, а также красивые осенние листья

8. Какой бывает осень?
Ответ: золотой, дождливой, унылой, урожайной, тёплой, солнечной

9. Какие сказки про овощи, фрукты вы знаете?
Ответ: русская народная сказка «Репка», сказка Джанни Родари «Чиполлино»

10. Какой русский поэт больше, чем другие времена года, любил осень?
Ответ: Александр Сергеевич Пушкин

11. Как вы думаете, почему?
Ответ можно найти в стихотворении «Осень». Пушкин писал:
«Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен…»

12. Как вы считаете, перелётные птицы улетают в тёплые края одновременно, или постепенно?
Ответ: постепенно

13. Продолжите пословицу:
Цыплят по осени …считают.
Осень – на дню погод …восемь.
Осенью и у воробья — …пиры.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да … сытна.
В осень и у вороны копна, не только у …тетерева.

14. Как вы считаете, осенью производят посевы яровой или озимой пшеницы?
Ответ: сеют озимые

15. Осень в поэзии ассоциируется с грустью или с радостью?
Ответ: с грустью

16. Почему Борис Пастернак в своём стихотворении называет осень «сказочным чертогом»?
«Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра».
Ответ: чертог – это пышное, роскошное здание, дворец. Осень делает всё вокруг волшебным, великолепным, как сказочный чертог.

17. В какую пору начинается ледостав (процесс установления сплошного ледяного покрова на водотоках и водоёмах)?
Ответ: в предзимье, это первая половина ноября