Разработка экскурсии на тему природа весеннего парка. "весенняя экскурсия в природу"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги

Экскурсия

«Весенние изменения в природе»

Подготовила

учитель начальных классов

Сальникова Юлия Игоревна

г. Калуга

2014

Экскурсия на тему: «Весенние изменения в природе»

2 класс

Цели:

I . Образовательные:

1. Формирование представлений о весенних изменениях в природе.

2. Формирование представления о признаках наступления весны.

II . Развивающие:

1. Развитие наблюдательности

2. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций.

3. Развитие самостоятельности при выполнении индивидуально – групповых заданий.

III . Воспитательные:

1. Воспитание бережного отношения к природе.

2. Воспитание культуры поведения в природе.

Оборудование:

Для учителя : савок для выкапывания первоцветов, термометр, иллюстрации (птиц (грач, жаворонок), растений (гусиный лук, тополь, осина), насекомых (бабочка крапивница, бабочка траурница, оса лесная)), коробки для собранного материала.

Для учащихся : блокнот с твердой обложкой, простой карандаш, цветные карандаши.

ХОД ЭКСКУРСИИ:

I . ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1. Выставление книжки – раскладушки:

Гусиный лук – травянистое луковичное растение. Высота растений - от 3 до 35 см. У растений может быть одна или несколько луковиц. У некоторых видов имеются корни двух типов: идущие от середины донца вертикально вниз, и идущие от края донца сначала вниз, а затем горизонтально и вверх. Цветки небольшие, жёлтые, звёздчатые. Опыление происходит с помощью насекомых, которых привлекает нектар. Растет на влажных почвах: по лесам, кустарниковым зарослям. Распространен в Европе и Азии.

Мать-и-мачеха многолетнее растение, растёт на глинистой почве, на полях и оврагах. Изнанка листьев мать-и-мачехи испаряет воду слабее их лицевой стороны, а потому нижняя поверхность их теплее верхней - отсюда русское название растения. Подземное ветвистое ползучее корневище ранней весной выпускает надземные стебли, покрытые буроватыми, чешуйчатыми листьями. На этом стебле развивается жёлтый цветок Распространена в европейской части, на Кавказе, в Сибири до Байкала, в городах Средней Азии.

Оса лесная – насекомое, величиной 15-20 мм, живет семьями в гнездах, подвешенных на ветвях деревьев, под крышами домов и других построек. Окраска желто-зеленая.

Траурница – Бабочка довольно крупная: размах крыльев до 7,5 см. Окраска крыльев самца тёмно-коричнвая, вишнёво-коричневая, самки - светло-коричневая. Крылья с широкой светло-желтой каймой и рядом синих пятен перед ней. На переднем крае крыльев по 2 крупных желтовато-белых пятна. Нижняя сторона крыльев темная. Более светлая кайма крыльев у зимующих особей связана с выцветанием за время зимовки. Бабочек этого вида можно увидеть около луж на дорогах, а также на деревьях с вытекающим соком. Траурницы большие любители соков и нередко скапливаются для совместной трапезы. Ее первый вылет можно наблюдать ранней весной. Новое поколение появляется в конце июля и летает до поздней осени, когда уходит на зимовку. Самка откладывает до 100 яиц плотными кладками в виде кругов на ветви растений. Гусеницы развиваются с июня по июль. свободная и прикрепляется головой вниз. Стадия куколки - около11 дней. За год бывает одно поколение. Зимует в дуплах и других укромных местах.

Грач – Грач очень похож на черную ворону и отличить его можно по голой окружности вокруг клюва, простирающегося до самых глаз. Также можно его заметить по очень вытянутому клюву и по мелким перьям на голове и шее, имеющим круглые края, чего нет у черной вороны. Оперение грача красивое, черно-синее с фиолетовым блеском, длина 43 сантиметра. живет в аллеях, парках и больших садах вблизи полей, лугов, выгонов, а также в небольших рощах, в степях и по берегам рек. Гнезда свои грачи устраивают на высоких деревьях, часто вблизи жилья, он гнездо грача так рыхло, что, упав на землю, оно разваливается, чего не случается с гнездами других птиц того же рода. В апреле появляются в гнездах яйца. Гнездуются эти птицы большими колониями.

Жаворонок полевой - оперение жаворонка очень скромное, сверху бурое, снизу белое, светлое, даже беловатое, обыкновенно с темными пятнышками и полосками.Жаворонок встречается у нас везде, за исключением крайнего севера. Водится он повсеместно и на хлебных полях, и на пустырях, поросших лишь вереском на почве сухой, бесплодной, также и на почве жирной, на пастбищах, выгонах, на альпийских логах и даже на островах и по берегам морей.

Гнездится жаворонок всегда на земле и вообще прекрасно и быстро бегает, при чем на бегу, он подымает перья на темени. Улетает жаворонок от нас на юг в сентябре и перед отлетом собирается в громадные стаи. Возвращается к нам ранней весной, смотря по климату, в феврале или марте месяце. Так как жаворонок питается насекомыми его надо ценить, не только как веселого, приятного певца наших полей, но и как полезную птичку, уничтожающую различных вредных насекомых с наших посевов.

2. Подготовка детей к рассказу стихотворения о весне и народных примет.

II . ВЫЯВЛЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажет Оксана.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.

Тютчев. Ф

О каком времени года говориться в этом стихотворении?

О весне

Сегодня у нас урок-экскурсия и мы с вами отправимся в парк, чтобы пронаблюдать какие изменения произошли в живой и неживой природе с приходом весны.

Какие времена года вы знаете?

Какое время года сейчас?

Какое время года предшествует весне?

Когда длиннее день весной или зимой?

Когда теплее весной или зимой?

Какие признаки наступления весны вы уже могли наблюдать?

Молодцы, а сейчас откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и тему (на доске: Экскурсия. Весенние изменения в природе).

Карточка №1

1. Найдите ель. Рассмотрите ее. Выдели признаки, по которым вы узнали, что это ель (ствол, ветви, хвоя). Выделите, что изменилось во вешнем виде по сравнению с зимой.

2. Зарисуйте ветку ели. Постарайтесь отобразить произошедшие изменения.

К
арточка №2

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Найдите вербу. Рассмотрите ее. Выделите произошедшие по сравнению с зимой изменения.

2. Зарисуйте ветку вербы. Постарайтесь в рисунке отобразить произошедшие изменения.

Карточка №3

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Каких насекомых можно увидеть весной. Где их можно увидеть? Чем они заняты?

2. С помощью сачка поймайте бабочку крапивницу.

Карточка №4

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Рассмотрите внешний вид грача. Какого он размера? Какого цвета оперение головы, туловища, крыльев, хвоста? Опишите поведение. Чем занят грач?

2. Зарисуйте грача.

Ребята, мы с вами пришли в гости к природе. Давайте вспомним как с ебя нужно вести, чтобы не навредить природе. (Дети перечисляют правила поведения в природе).

Люди издавна замечали изменения, происходящие в природе в разные времена года, сопоставляли их. Эти наблюдения нашли отражения в приметах, поговорках. Кто – нибудь знает примеры таких примет?

Грач на горе – весна на дворе.

Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Длинные сосульки к долгой весне.

Как вы понимаете эти пословицы?

Молодцы. Сегодня и мы с вами понаблюдаем за произошедшими изменениями и выясним, как они между собой связаны.

Обратите внимание на небо. Какого оно цвета? А какого цвета оно было зимой?

Ребята, встаньте так, чтобы солнце освещало вашу правую руку. Что вы чувствуете?

Солнце весной становится выше над горизонтом, день становится длиннее, поэтому на землю попадает больше тепла и температура воздуха весной больше, чем зимой. Давайте измерим температуру и сравним ее с температурой зимой (измеряют и помечают у себя в блокноте).

Чем была покрыта земля зимой? Есть ли снег сейчас? Во что он превратился?

Как вы думаете, куда могло исчезнуть столько воды?

Большое количество талой воды стекает в водоемы, поэтому весной можно увидеть такое явление, как половодье – подъем воды в водоемах.

Но не вся вода стекает в водоемы, часть ее впитывается почвой, откуда ее могут всасывать корнями растения.

Что происходило с растениями зимой?

Посмотрите, что изменилось во внешнем виде у деревьев?

На первый взгляд кажется, что в жизни деревьев не произошло никаких изменений с приходом весны. Давайте подойдем поближе к березе и посмотрим, может, мы заметим какие-нибудь, изменения.

На ветках березы почки стали больше - набухли и приоткрыли свои защитные чешуйки, из–под которых можно увидеть зеленые листочки.

Молодцы. Что же позволило произойти этим изменениям?

Внешне деревья и кустарники изменились, хотя они уже давно «почувствовали» приход весны. Почва оттаяла, что позволило деревьям и кустарникам всасывать из нее воду и питательные вещества, которые поднимаются вверх по стволу к почкам, растворяя запасы сахаров. Это явление получило название сокодвижения. Если в стволе дерева в это время сделать отверстие, то из него пойдет сок. Многие птицы питаются соком деревьев, например дятел, но отверстия, которые они проделывают, добывая сладкий сок, очень маленькие и не причиняют вреда дереву. А вот зарубки, которые делают люди, собирая сок, могут привести к гибели дерева. Если вы увидите, гуляя по лесу, такую зарубку, то помогите дереву, для этого замажьте рану пластилином или глиной.

Посмотрите на вербу, какие изменения по сравнению с зимой вы наблюдаете?

Появились пушистые почечки.

Ребята это цветки вербы. Многие деревья и кустарники зацветают весной: ива, ольха, орешник, тополь, клен (показываю иллюстрации цветущих деревьев).

Мы с вами посмотрели на произошедшие изменения в жизни деревьев и кустарников, у них набухли почки, у некоторых показались зеленые листочки, многие из них цветут. Чтобы пронаблюдать, какие изменения будут происходить с ними дальше, мы возьмем в класс несколько веточек ивы, березы и поставим их в воду. Так же вы должны будете продолжать наблюдения за растениями в природе по плану:

1. Начало сокодвижения (у клена и березы).

2. Набухание почек (появление у почек более светлых внутренних частей).

3. Распускание почек (становятся видны зеленые кончики молодых листочков).

4. Начало развертывания листьев

5. Зацветание раннецветущих деревьев и кустарников (ива, лещина и т. д.).

А какие изменения произошли в жизни травянистых растений (Учитель показывает на раннецветущее растение)? Кто-нибудь знает, как называется это растение?

Мать-и-мачеха

Что интересного вы можете про нее рассказать? Какие еще цветущие рано весной растения вы знаете? (показываю хохлатку и гусиный лук) Сейчас мы аккуратно выкопаем несколько раннецветущих растений, чтобы изучить их более подробно в классе, а одно растение мы посадим в горшок и пронаблюдаем, как оно будет развиваться, и какие изменения с ним еще произойдут.

Посмотрите на цветки мать-и-мачехи, кого вы можете на них увидеть?

Насекомых.

Каких насекомых мы можем наблюдать рано весной? Что вы можете рассказать о них?

Молодцы. Прислушайтесь, какие звуки вы услышали?

Пение птиц?

Слышали ли вы его зимой? Каких птиц нельзя было увидеть зимой, а сейчас можно? Есть ли такие птицы, которые с приходом весны исчезли? Какие? С чем связаны такие изменения в поведении птиц?

А вы заметили, чем сейчас заняты птицы?

Строят гнезда.

Из каких материалов они строят гнезда?

И так ребята, какие же изменения в природе мы с вами уже смогли выделить?

III . ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ РАБОТА.

А сейчас каждая группа должна будет выполнить задания, которые даны на карточках. При их выполнении не забываем о правилах поведения в природе. На это вам 10 минут.

IV . ОБОБЩЕНИЕ.

- Какие признаки наступления весны мы с вами наблюдали?

Каких животных и растения мы с вами наблюдали?

А теперь возвращаемся в класс.

V. КАМЕРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА.

Откройте тетради, в которых вы записывали число и тему. Сейчас мы зафиксируем результаты наших наблюдений.

Какая была погода во время проведения экскурсии? Какая была температура? Было солнечно или пасмурно, ветрено или нет? Запишите у себя в дневниках наблюдений, а дежурные запишут еще и в календарь природы и труда.

Какие изменения произошли в жизни растений с приходом весны?

Какие изменения произошли в жизни насекомых и птиц весной?

Вы выполняли задания по карточкам, сейчас каждая группа расскажет остальным, что они наблюдали.

Какие изменения произошли в жизни хвойных растений (на примере ели)? Записываем

Что наблюдала 2 группа? Какие изменения заметили? Записываем

Что наблюдала 3 группа?...

Мы с вами выкапывали раннецветущие растения, а 4 группа поймала бабочку крапивницу, сейчас мы должны с вами подготовить все для гербария.

Итак, все сегодня молодцы. Полученные сегодня наблюдения пригодятся нам на следующих уроках.

Список литературы:

    Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба». Пособие для учащихся общеобразовательных школ.: Просвещение, 2009 – с.222

    Киселева К.В. А тлас-определитель «Флора и фауна средней полосы России».:Фитон, 2010 – с.544

Весенняя экскурсия «Разгулялся день весенний...» для детей старшего дошкольного возраста

Цель — уточнение и расширение первичных естественнонаучных представлений (времена года. Ранняя весна. Признаки ранней весны).

Оборудование : секатор.

Предварительная работа

Разучивание подвижных игр «Ой, беда!» и «На опушке», стихотворений «Ранняя весна» и «Верба».

Проведение бесед «Деревья ранней весной», «Наши пернатые друзья весной», «Дикие животные весной».

Ход экскурсии

Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на то, что солнце светит ярко и начинает пригревать, началось таяние снега, на крышах появились длинные сосульки.

В парке педагог собирает детей вокруг себя и предлагает одному из детей прочитать заранее разученное стихотворение.

Ранняя весна

На снегу косые тени.

Разгулялся день весенний.

Тени длинными шагами

По сугробам ходят с нами.

Вдруг глубокие следы

Стали полными воды.

Солнце топит снег и лед,

А сосулька слезы льет.

Стужа кончилась. Ура!

Нам весну встречать пора.

Педагог. О каких признаках ранней весны говорится в стихотворении?

Дети. В стихотворении говорится о том, что светит солнце. Оно топит снег и лед. В следах на снегу собралась вода. На снегу длинные тени. С сосулек падают капли, началась капель.

Педагог . Верно. Какие из этих признаков мы можем наблюдать сегодня?

Дети . Сегодня ярко светит и пригревает солнце. На снегу мы видим тени от деревьев и кустов. Вокруг стволов деревьев образовались круглые проталины. В них стоит вода. Когда мы шли в парк, мы видели на крышах домов сосульки, слышали, как звенит капель.

Педагог . Все правильно, но как мы можем проверить, что солнце не только ярко светит, но еще и греет?

Дети. Можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза. Мы почувствуем тепло солнца на лице.

Педагог. Давайте попробуем сделать это.

Педагог и дети проводят опыт.

Педагог. Вы почувствовали, что солнце пригревает?

Дети. Да, солнце грело лицо.

Педагог . Вы заметили, что на снегу появились проталины, например вот эти круги у стволов деревьев. Почему они появились?

Дети. Эти круги говорят о том, что деревья начинают просыпаться после зимнего сна. Скоро начнется движение сока по стволам и веткам, набухнут почки, а потом появятся листья.

Педагог подводит детей к одной из проталин.

Педагог . Вот какая проталинка появилась на пригорке. Как вы думаете, от какого слова образовано слово «проталинка»?

Дети . Слово «проталинка» образовано от слова «таять».

Педагог. Правильно. Присядьте и рассмотрите, как тает снег вокруг проталинки. Какой снег по краям проталинки?

Дети. Снег вокруг проталинки серый, мокрый, весь в дырочках.

Педагог. Про такой снег говорят — «ноздреватый». А что вы видите на проталинке?

Дети. На проталинке много сухих травинок, но уже появились первые зеленые травинки. Из земли показались первые цветки мать-и-мачехи. Они еще не поднялись, не раскрылись. Пока показались только их головки.

Педагог. Потрогайте землю на проталинке. Какая она?

Дети трогают землю руками.

Дети . Земля влажная и теплая.

Педагог. Понюхайте, чем пахнет проталинка?

Дети нюхают землю.

Дети. Проталинка пахнет сыростью, свежестью, влажной землей.

Педагог. Это запах ранней весны. А теперь давайте сделаем упражнение.

Упражнение «Ой, беда!»

Ой, беда! Ой, беда!

(Дети бегут по кругу, руки на поясе.)

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

(Идут по кругу, высоко поднимая колени, руки на поясе.)

На снегу проталинки.

Побежал в саду ручей,

(Бегут на носочках, руки на поясе.)

Прилетели сто грачей,

(Бегут на носочках. Машут руками, как крыльями.)

А сугробы тают, тают,

(Встают лицом в круг. Медленно приседают.)

И цветочки подрастают.

(Медленно встают. Поднимают руки, тянутся вверх.)

Педагог. Продолжим нашу экскурсию и посмотрим на дерево, которое растет вон на той полянке.

Педагог подводит детей к дереву.

Педагог. Вы знаете, как называется это дерево?

Дети . Это верба.

Педагог. Вспомните стихотворение о вербе.

Дети.

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась верба.

Педагог. Расскажите о том, как выглядит верба.

Дети. Верба — это дерево. У вербы толстый изогнутый ствол и ветви, которые наклоняются к земле. Ветви темно-бордового цвета. На ветвях мы видим серебристо-белые овальные барашки. Они распускаются на вербе в самом начале весны.

Педагог. Давайте аккуратно срежем несколько тонких веточек, поставим их в воду и будем наблюдать за тем, как будут изменяться барашки, как появятся листики. А когда веточки дадут корни, мы посадим их в землю и будем растить несколько молодых деревьев.

Педагог срезает веточки вербы секатором. Далее экскурсанты направляются к водоему.

Педагог. А что происходит на пруду? Посмотрите и расскажите.

Дети. Лед на пруду начинает таять. Он потемнел. Около берегов на льду стоит вода.

Педагог. Можно ли выходить на такой лед?

Дети. Нет. На такой лед выходить нельзя. Можно провалиться и утонуть.

Педагог. Я надеюсь на то, что вы никогда не выйдете на такой весенний лед. А теперь давайте послушаем весенний лес. Что вы слышите?

Дети. Мы слышим пение птиц.

Педагог. Какое пение?

Дети. Пение птиц звонкое, радостное, веселое.

Педагог. Почему птицы поют так радостно?

Дети . Они вернулись на родину из теплых стран, где провели зиму.

Педагог. Что они делают сейчас?

Дети. Они строят гнезда, а потом будут выводить птенцов.

Если есть возможность, педагог организует наблюдение за прилетевшими грачами.

Педагог. А что происходит весной с дикими животными?

Дети . Просыпается и выходит из берлоги медведь, просыпаются ежи, все животные начинают линять — менять зимнюю теплую шубу на летнюю легкую. Медведица выходит из берлоги с медвежатами, которые родились зимой, скоро появятся детеныши у других животных.

Педагог . Отлично! Вы много знаете о диких животных. А теперь давайте поиграем в игру «На опушке».

Игра «На опушке»

Цель — развитие грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

Предварительная работа: разучивание текста игры.

Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в новую игру.

На опушке елки,

(Дети стоят лицом в круг. Показывают ладошки.)

А за ними ушки.

(Показывают «ушки» из указательного и среднего пальцев на обеих руках.)

Спрятались зайчата

В елках на опушке.

(Прыгают на носочках, сделав «ушки» из ладошек на голове.)

На опушке елки,

(Показывают ладошки.)

А под ними ежик —

(Делают «ежика» из переплетенных ладоней.)

Острые иголки,

(Топают, стоя на месте. Руки на поясе.)

Топот быстрых ножек.

Елка на опушке,

(Показывают ладошки.)

А на елке белка —

Кисточки на ушках,

(Показывают «белку», сложив ладони и сделав «ушки» из больших пальцев.)

Вверх взлетает стрелкой.

(Встают на носочки, тянутся вверх.)

На опушке елка,

(Показывают ладошки.)

Перед ней лисята.

(Выполняют ритмичные приседания.)

Вылезли из норки

Рыжие ребята.

Елка на опушке,

(Показывают ладошки.)

А над елкой небо,

(Запрокидывают головы. Разводят руки в стороны.)

Облака- подушки,

(Кладут ладони под щеку.)

Педагог. Откуда торчат ушки зайчат? (Из-за елок.)

Где спрятались зайчата? (За елками.)

Где спрятался ежик? (Под елкой.)

Где спряталась белка? (На елке.)

Где играют лисята? (Перед елкой.)

Откуда они вылезли? (Из норки.)

Где небо? (Над елкой.)

После игры педагог задает детям обобщающие вопросы.

Педагог. Мы с вами многое увидели сегодня, учились наблюдать за весенними изменениями в природе. Что вы знаете о природе весной?

Дети. Весной солнце ярко светит и пригревает. Начинают таять снег и лед. На крышах появляются сосульки. Начинается весенняя капель. На снегу появляются проталинки, а на проталинках пробивается первая травка, показывается мать-и-мачеха. Распускается верба. Просыпаются деревья. Скоро на них начнут набухать почки. Прилетели и начали строить гнезда перелетные птицы. Начинают линять дикие животные.

Педагог. Замечательно. Я горжусь вами!

Педагог и дети возвращаются в детский сад.

Подготовительная группа
Время года: лето (начало июня)
Место проведения: луг
Время отправления: 10.00
Предварительная работа:
Беседа о правилах поведения во время экскурсии; чтение художественной литературы о лете, о труде взрослых летом; посоветовать детям взять с собой игрушки, книги, с которыми бы они могли играть во время отдыха.
Программное содержание: научить различать и обобщать растения по определённым признакам (деревья, кустарники, трава, цветы); расширять и закреплять знания детей о природе как о целостной системе; развивать познавательные способности (умение наблюдать, описывать, находить и выстраивать причинно- следственные связи), речь; воспитывать гуманное отношение ко всему живому; учить правильно вести себя в природной среде (основы экологической культуры). Воспитывать любовь к родной природе.
Ход экскурсии:
Воспитатель сообщает детям, что сегодня они идут на луг за деревню. Напоминает детям о правилах поведения во время экскурсии.
Ребята идут в сопровождении взрослых по Центральной улице, проходят сады- огороды.
Воспитатель обращает внимание на взрослых, работающих в огороде: копают, поливают, высаживают рассаду.
По тропинке спускаются на место пребывания. Воспитатель предлагает детям отдохнуть, посидеть на ковриках. Проверяет обувь, одежду, общее состояние детей.
Загадка:
Они бывают разные: полезные, опасные.
Красивые, пахучие, с листьями, колючие.
Лекарства заменяют, и лакомством бывают.
И чаем нас напоят, и даже дом построят.
Земли они творения, зовём мы их… (растения).
-Ребята, посмотрите внимательно, скажите, какая нас окружает природа? (ответы детей).
-Представьте себе, что на Земле исчезли все растения. Какой станет Земля?
(ответы детей)
-Без растений Земля потеряет свою красоту. Ведь растения - это наряд Земли.
-Посмотрите, как украшают Землю цветы, травы, а над ними возвышаются кустарники и деревья.
Растения не только украшают Землю, в природе растения выполняют очень важную работу - очищают воздух. Чем больше растений, тем чище воздух, которым мы дышим. От чистого воздуха зависит наше здоровье.
Воспитатель обращает внимание на одуванчики.
Одуванчик серебристый,
Как чудесно создан он:
Круглый, круглый и пушистый,
Солнцем тёплым напоён.
На своей высокой ножке
Подымаясь к синеве.
Он растёт и на дорожке,
И в ложбинке, и в траве. (Л.Квитко)
Рассказ воспитателя о полезных свойствах одуванчика.
-Кто посадил все эти одуванчики? (ответы детей).
Да, распространяться по белу свету одуванчикам помогает ветер. Пока одуванчик растёт, он жёлтый и семян у него нет. Но как только подрастёт и сменит свой наряд на белый, у него появятся семена. И тогда можно дунуть на одуванчик, и из пушистых шариков полетят в разные стороны семена – «парашютисты». А потом эти семена упадут на Землю, и весной вырастут новые одуванчики.
Одуванчик – лекарственное растение. Кто пьёт чай из одуванчика, тот реже болеет. Из листьев одуванчика делают салат, а из цветов одуванчика варят одуванчиковый мёд, который получается янтарного цвета и очень вкусный. А ещё одуванчики любят насекомые: бабочки и пчёлы, они прилетают, чтобы полакомиться сладким нектаром. Воспитатель объясняет детям, что ненужно рвать одуванчики без надобности.
Я недавно расцвёл,
К детям в гости пришёл.
И хочу сказать вам я:
Не нужно рвать меня, друзья.
Воспитатель
Подходи-ка детвора,
Нам играть уже пора!
Хороводная игра «Карусели»
Педагог становится в центр круга, у него в руке цветные ленточки. Один конец он держит сам, а другие у детей:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
(дети медленно начинают движение в правую сторону)
А потом, потом, потом
(темп ускоряется)
Все бегом, бегом, бегом!
(дети переходят на бег)
Побежали, побежали!
Побежали, побежали!
(Замедление темпа)
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите
(пауза)
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
(поклон)
Игра повторяется несколько раз, движения меняются в левую и правую стороны.
Спортивные игры: « Кто самый ловкий» (прыжки через канавку),
«Кто дальше» (метание мяча вдаль).
Цель: растить детей физически крепкими, ловкими.
Свободные игры, наблюдения детей.
Воспитатель:
-Ребята, скажите, чем мы сегодня любовались? Почему растения красивые? Почему их нельзя рвать, ломать? (ответы детей).
Послушайте стихотворные строчки А.Яшина:
А цветы разве знаем,
На лугах? Разве ценим?
Все травой называем,
А подкошены - сеном!
-Ребята, давайте ещё раз пройдёмся по лугу, вдохнём воздух, пахнущий травой и мёдом, рассмотрим луговые растения, постараемся запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять зелёное богатство нашей природы.
Дети возвращаются в детский сад.
Время пребывания на лугу: 40 минут.

Литература
1.Лаптева.Г.В.Развивающие прогулки для детей 6-7 лет. Программа для детского сада и не только.- Спб.: Речь,2011.-256с.
2.фисенко М.А. Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - Волгоград: ИТД « Корифей»,2007-96с.
3.Апалькова Е., ФедосееваЕ., ТокареваТ. Альпинарий в детском саду.
Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2008.

"Весенняя экскурсия в природу"

Место проведения: ближайшие окрестности школы.

Цель : познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе, происходящих весной.

Оборудование :

    термометр,

Ход урока

I. Организация учащихся в начале урока.

II. Вводная беседа в классе.

Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. На этой экскурсии мы должны решить определенные задачи (учитель заранее записывает на доске основные задачи экскурсии).

Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.

Основные задачи:

    Наблюдение за изменениями в неживой и живой природе.

    Рассмотреть некоторые виды деревьев и кустарников.

    Наблюдение за поведением птиц.

На экскурсии нам понадобятся термометр, лупа.

Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?

Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

III. Работа на местности

1. Наблюдение за изменениями в неживой природе.

    Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна).

    Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее.

Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.

    А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце.

Определим цвет неба, облачность.

    С помощью термометра определим температуру воздуха

Есть ли сегодня ветер? Какой он по силе?

Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).

    Рассмотри поверхность почвы. Какая она? Чем она покрыта?

Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Солнце поднимается выше, температура воздуха выше нуля, осадки в виде дождя).

2. Наблюдение за изменениями в жизни растений.

  • А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья?

Давайте рассмотрим одну из почек, используя лупу.

    Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны?

3. Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми).

    Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску.

Чем питается птица, за которой мы наблюдаем?

4. Экологическая стоянка.

А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.

IV. Подведение итогов в классе.

Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной.

Цель:

    Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

    На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений Яльчикского района.

    Формировать бережное отношение к природе.

    Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

    Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.

Задачи:

    Познакомить учащихся с различными периодами весны.

    Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

    Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

    Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.

Место проведения экскурсии : биоценоз леса.

Время проведения: конец апреля – май.

Подготовка учителя к экскурсии:

    Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).

    Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

    Провести беседу об охране природы.

    Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

    Организовать пересадку дичков деревьев и кустарников с пришкольного участка в близлежащие рощи и леса и овраги.

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

«календарная весна» - 1 марта; «астрономическая» - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май), и выступить на научно-практической конференции в роли метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников.

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

    Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

    Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

    Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

    В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь

Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Основная часть

    Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое , высокое, по нему плывут белые легкие облака).

Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).