Весенняя экскурсия в природу. Конспект экскурсии в старшей группе весной

Конспект весенней экскурсии

Тема: Весна: пробуждение природы. Весенняя экскурсия.

Класс: 2 «А»

Цели: - создать условия для ознакомления учащихся с изменениями, происходящими в природе весной;

Сформировать представление о состоянии природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период;

Научить определять признаки весны.

Планируемые результаты: сформировать умения выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах общения и поведения; определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: карточки для наблюдения во время экскурсии, карандаш, лупа, блокнот.

Место проведения: ближайшее окружение школы.

1.Подготовительный этап

а) Подготовка учителя:

Тема экскурсии: Весна: пробуждение природы.

Цели: ознакомить учащихся с изменениями, происходящими в природе весной; сформировать представление о состоянии природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период; научить определять признаки весны.

Результаты: сформировать умения выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах общения и поведения; определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Маршрут экскурсии: ближайшее окружение школы.

Подготовка инструкционных карточек с заданиями.

Инструктаж по технике безопасности (нужно бережно относиться к природе)

Подготовительный этап в классе

(разбиваем детей на 5 групп)

2.Основной этап

Сегодня мы с вами пойдём на экскурсию.

На какие экскурсии на уроках окружающего мира мы уже ходили?

Какие наблюдения проводили?

За какими объектами наблюдали?

Давайте составим план сегодняшней экскурсии.

Составление плана.

Дети предлагают, учитель обобщает.

На доске появляется примерный план.

1. Наблюдение за признаками погоды.

2. Наблюдение за земляным покровом.

3. Наблюдение за явлениями природы.

4. Наблюдение за растениями.

5. Наблюдение за птицами.

6. Выявление различий с признаками, характерными для зимнего периода.

Какой вопрос заинтересовал вас больше всего?

Что мы сейчас делали?

Какое умение формировали?

2. Каждая группа получает своё задание.

Непосредственно на природе учащиеся по плану своих исследований знакомятся с состоянием природных объектов и явлений, отмечая их признаки, характерные для весеннего времени. Данные наблюдений ученики фиксируют на своих карточках.

1-я группа.

    Пронаблюдайте за погодой.

    Отметьте крестиком признаки погоды.

Осадки: - снег

Нет осадков

Сильный ветер

Нет ветра

2-я группа.

    Пронаблюдайте за почвой.

    Определите признаки почвы.

3-я группа.

    Пронаблюдайте за явлениями природы.

    Отметьте явления природы.

4-я группа.

    Пронаблюдайте за деревьями.

    Определите, как выглядят деревья.

5-я группа.

    Пронаблюдайте за птицами.

    Определите, каких вы увидели птиц.

3. Всю весну природа будет просыпаться, но свои тайны она тщательно прячет. Вы справились с исследованием? Давайте, послушаем ваши отчёты по группам. За чем вы наблюдали? Что понравилось?

Снег сошёл, птицы прилетели, появляется трава.

Осенней и зимней

Наблюдали за изменениями природы, за животными.

Выявление различий.

Потому что это интересно и полезно.

Составляли план урока.

Умение организовывать свои дела

Наблюдают, выполняют задания из карточек, фиксируют результаты.

Ответы детей. Краткий отчет по группам.

3. Заключительный этап

Почему мы начали изучать такое время года, как весна?

Что нового вы узнали на уроке?

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

Кто доволен сегодня своей работой в группе?

Ответы детей

1-я группа.

1) Пронаблюдайте за погодой.

2) Отметьте крестиком признаки погоды.Осадки: - снег

Нет осадков

Сильный ветер

Нет ветра

2-я группа.

1) Пронаблюдайте за почвой.

2) Определите признаки почвы.

Цели: провести наблюдения за весенними изменениями в природе; учить ценить красоту природы; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Планируемые результаты : учащиеся научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека.

Оборудование : карточки с заданиями (для варианта 2 урока).

Предварительная подготовка : учащиеся заранее учат стихи, готовят сообщения.

Ход урока

Вариант 1

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Сегодня я приглашаю вас в гости. Отгадайте к кому.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая, —

Значит, к нам пришла...

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая, -

Значит, к нам пришла...

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна,

Нам еще приятней станет, -

Значит, к нам пришла...

А. Некрасова

О чем идет речь в этом стихотворении? (О весне.)

Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края.

III. Работа по теме урока

1. Подготовка к экскурсии

Весна - это прекрасное время года! Это пробуждение. И в то же время весной в лесу небезопасно.

Проверьте вашу одежду. Хорошо ли вы заправили брюки в носки? кофту в брюки? Есть ли головной убор? Как можно меньше участков тела должны остаться открытыми. Это защитит нас от клещей, ведь они тоже проснулись с приходом тепла.

А еще о чем мы должны помнить, путешествуя по лесу? {В лесу не шумят, не ломают ветки деревьев, не мусорят, не срывают цветы, травы.)

А еще нельзя трогать руками незнакомые растения, они могут быть ядовитыми. Нельзя сходить с тропы, чтобы не потеряться.

Вы готовы отправиться в путь? (Ответы детей.)

(Перед началом экскурсии учитель настраивает детей на то, что им предстоит на экскурсии.)

1. Увидеть изменения, которые произошли в природе по сравнению с зимой.

2. Понаблюдать за погодой и сравнить ее с погодой, которая была зимой.

3. Посмотреть, в каких местах снег уже растаял, а в каких еще сохранился, отличается ли внешний вид снега весной от его вида зимой.

4. Понаблюдать, изменились ли почки лиственных деревьев и кустарников, появились ли на деревьях и кустарниках цветки и листья.

5. Посмотреть, изменился ли внешний вид хвойных растений.

6. Обратить внимание, появились ли цветущие травянистые растения.

7. Понаблюдать, появились ли насекомые, в каких местах они держатся, появились ли лягушки и другие животные, которых не было зимой.

8. Выяснить, прилетели ли какие-нибудь перелетные птицы, послушать их голоса.

9. Обратить внимание, произошли ли изменения в жизни зимующих птиц и зверей.

— Ребята, во время экскурсии мы наверняка увидим березы с порезанной кем-то корой. Из этих порезов вытекает очень нужный деревьям сок. Чтобы помочь деревьям, мы замажем эти раны садовым варом или глиной.

И помните: на экскурсии и в любое другое время нужно выполнять правила друзей природы.

2. Экскурсия

Прием «Неживая природа весной»

(Подготовленный ученик читает стихотворение.)

Зимние дни миновали,

Ночи короткие стали.

Солнышко с неба ясней

Луч золотой разливает.

Влажным теплом поддувает

Ветер с раздольных полей.

Быстро одна за другою

Тучки несутся толпою,

Легкою дымкой скользят.

Галки, вороны стадами

С. Дрожжин

Зимой о солнце говорили: «Светит, да не греет». Но сейчас так уже не скажешь. Солнце и светит ярче, и греет по-настоящему. Оно теперь поднимается в небе гораздо выше, чем зимой. Весна идет!

С каждым днем становится теплее. Начал таять снег, и побежали первые, пока еще робкие ручейки. Дни стали заметно длиннее, чем зимой. А как изменилось небо! Оно теперь голубое, высокое, и плывут по нему белые-белые легкие облака. Таких облаков не увидишь зимой. Они бывают весной, летом и в начале осени.

Первым делом весна пришла в город. Все меньше и меньше снега на улицах, все напористее весенние ручьи. С крыш свисают ледяные сосульки. Звенит капель. Люди одеваются уже не так тепло...

А за городом зима еще сильна. Но ей недолго осталось хозяйничать. Повсюду снег стал серым, влажным. На пригорках и в по лях появились первые проталины. В лесу снег подтаял вокруг деревьев. Это произошло потому, что стволы деревьев темные, а темные предметы быстро нагреваются солнцем.

Лед на водоемах тоже тает. Он темнеет, покрывается трещинами, раскалывается. На реках начинается ледоход: льдины, большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются.

Весной на водоемах опасно ходить по льду. Подтаявший лед может проломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода! От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Это половодье! Широко разлилась вода, затопила луга, кусты и деревья, иногда даже целые леса! Зайцы, лисицы и многие другие звери в беде. Люди спешат к ним на помощь: на лодках перевозят животных в безопасные места.

От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Постепенно почва на поверхности просыхает, но на глубине остается влажной. Эта влага очень нужна растениям. Весной осадки выпадают в виде дождя. Иногда выпадает и снег, но он быстро тает, не так уж много времени осталось до первой грозы, которая обычно бывает в начале мая.

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

Опять черемуха в цвету,

Сбежались ландыши гурьбою.

Свою земную красоту

Природа дарит нам с тобою.

Ты оглянись, ты окунись

В ее рассветы и закаты,

В ее лесные ароматы —

И до земли ей поклонись.

Лишь только солнышко весной

Лучи рассыплет над полями —

Уже ручей звенит струной,

Уже гроза гремит громами!

А там лесные соловьи

Опять засвищут до восхода!

Ты слышишь: дарит нам природа

Напевы лучшие свои.

В. Суслов

Привал «Три весны»

(Сообщение ученика.)

Замечательный писатель Виталий Бианки считал: есть не одна, а целых три весны!

Первая весна — полевая. Она начинается, когда на полях показываются первые проталины, земля начинает освобождаться от снега. Снег отступает с полей, бежит с них ручьями в овраги и под крепкий лед реки. Прибывающая вода давит снизу на лед. Река как бы собирает силы в ледяной неволе. Вот поднатужилась и... Треснул толстый лед. Начались ледоход и весенний разлив. Это вторая весна — речная.

В полях уже и следа не осталось от снега, реки начали возвращаться в свои берега, а зима все еще не хочет сдаваться, все еще посылает свои утренние морозы. Последний снег еще прячется от солнца в лесу.

Но приходит третья весна - лесная, когда и в последнем убежище зимы растаял снег. Зацветает лес, зеленеет, наполняется голосистыми птицами. Ну а за ней, за третьей весной, наступает лето.

Привал «Деревья и кустарники весной»

Верба над тыном склонилась,

Вся расцвела, распустилась,

Так и блестит жемчугом.

Кое-где оттаяли кочки,

И закраснелися почки

С дремлющим сладко листом.

С. Дрожжин

Нельзя представить себе нашу природу без белоствольной красавицы березы. Сколько сказок, стихов, песен сложил о ней русский народ! Интересно, что береза - единственное в России дерево с белой корой. Живет береза 100-120 лет. Да, люди любят березу, но как часто они не берегут ее... Теряя весной по вине человека немалую часть сока, береза слабеет. Если наносить ей раны несколько лет подряд, она может и совсем погибнуть. Сахар, который содержится в соке, нужен для питания дерева. Движение сока у деревьев и кустарников - признак их весеннего пробуждения. Еще один признак - цветение некоторых деревьев и кустарников.

Из деревьев первой зацветает ольха. Ее зимой и весной легко узнать по черным шишечкам на ветках. Весной на ольхе появляются сережки. Сережки - это множество маленьких цветочков, собранных вместе.

Рано весной зацветает ива. Возле ее цветков вьются пчелы и шмели. Они прилетают сюда за сладким нектаром. Из кустарников раньше всех зацветают орешник и волчье лыко. На орешнике, как и на ольхе, видны сережки. А волчье лыко имеет розовые ароматные цветки. Этот кустарник встречается в наших лесах редко и нуждается в строгой охране. Но запомните, что волчье лыко - растение ядовитое!

Ольха, ива, орешник, волчье лыко - раннецветущие растения. Они цветут еще до распускания листьев. Береза зацветает позднее, когда листья на ней уже начинают распускаться. Еще позднее зацветает черемуха. Ко времени цветения она вся уже покрыта молодой листвой. В садах после распускания листьев зацветают яблони, груши, вишни.

Набухание почек и распускание листьев - это тоже признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников.

Весной начинают прорастать опавшие семена деревьев и кустарников. Особенно хорошо заметны молодые растеньица клена.

Интересные изменения происходят весной с хвойными растениями. Лиственница полностью одевается новой хвоей. У сосны, ели, можжевельника молодая хвоя вырастает на концах веточек. Она гораздо светлее старой. Надо помнить, что хвойные растения никогда не цветут.

Привал «Травы, цветущие весной, насекомые весной»

(Подготовленный ученик читает стихотворение.)

Он долго рос,

Он ждал весны

И наконец расцвел!..

Тебе другие снились сны —

Рукой его ты смел.

Сорвал цветок с лица земли,

А он хотел цвести!

Постигнуть трудно красоту

И так легко смести!

А под сосной, где ты украл

Природную красу,

Два одинокие листа

На землю льют росу.

А. Новик

Ранней весной, когда на деревьях и кустарниках еще не распустились листья, в лесу очень много света. Почва в это время насыщена влагой. Раннецветущим травам нужно как раз много света и влаги. Вот они и цветут в начале весны, хотя кое-где еще лежит снег. Тепла этим растениям требуется немного.

Питание раннецветущие растения получают из своих собственных «кладовых». «Кладовыми» служат утолщенные подземные части растений. Запасы накопились в них еще в прошлом году и хранились всю зиму.

А весна уверенно вступает в свои права. Постепенно в лесу, в парке, на открытых местах появляется все больше зеленой травы. Вслед за первоцветами зацветают ландыш, купальница, а потом и другие травы. Берегите красивые растения! Пусть наша родная земля всегда будет прекрасной и цветущей!

От весеннего тепла насекомые вышли из оцепенения и поки-- нули свои зимние убежища. Летают бабочки, греются на солнце мухи, вьются в воздухе комары, над землей с гудением летают шмели, возле цветущей ивы жужжат пчелы, оживает муравейник. Да, насекомые удивительны, интересны. И все-таки с некоторыми из них людям приходится бороться. Бороться приходится с теми насекомыми, которые приносят человеку вред. Их не так уж много. Ученые подсчитали, что из каждой сотни различных насекомых вред человеку приносит только одно.

Например, некоторые насекомые питаются растениями, которые выращивает человек. Гусеницы бабочки-капустницы питаются капустой. Когда их очень мало, они не страшны. Но если их много, они могут погубить почти весь урожай. А вот некоторые ребята считают, что надо давить любых гусениц. Правы ли они? Давайте разберемся. Гусеница бабочки-крапивницы кормится листьями крапивы, а гусеница траурницы — листьями березы или осины. Какой же вред человеку приносят эти гусеницы? Никакого!

Запомните: гусеницы большинства бабочек не приносят человеку вреда! Если этих гусениц уничтожать, красивые бабочки могут исчезнуть.

Теперь вспомним комаров, которые сосут кровь человека. Нередко комаров бывает очень много. И тогда люди не могут нормально работать, отдыхать. Люди борются с комарами, чтобы их стало меньше. Но, может быть, следует совсем уничтожить этих насекомых? Нет, ни в коем случае! Комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются многие птицы.

Интересно, что бороться с комарами нам помогают стрекозы. Стрекозы и их личинки — прожорливые хищники. Значит, если хочешь, чтобы комаров стало меньше, береги стрекоз!

Множество опасных насекомых поедают муравьи. Недаром их называют санитарами леса. Конечно, муравьев тоже необходимо охранять.

Давайте относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно шестиногое существо от наших рук не погибло! Не ловите и не убивайте насекомых! Они не только нужны природе, но и украшают ее. Не разоряйте муравейники! Муравьи — санитары леса.

Привал «Птицы весной»

Еще лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны. Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. Весело зачирикали воробьи. А дятел в лесу начал стучать в свой барабан. Его барабан — сухой сучок. Дятел стучит по нему клювом, и звук разносится далеко по лесу. Этот звук заменяет дятлу весеннюю песню.

Возвращаются из теплых краев перелетные птицы. Теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена. Раньше других птиц прилетают грачи. Считается, что с их прилетом и начинается у нас весна. Следом за грачами возвращаются скворцы и жаворонки, потом зяблики. Ласточки и стрижи прилетают позже других птиц. Ведь им нужно, чтобы в воздухе появилось достаточно летающих насекомых. Поздно прилетает и кукушка. Она питается гусеницами, которых собирает на деревьях. А гусениц становится много только после распускания листьев. Почти все птицы весной строят гнезда. Высоко на деревьях видны большие гнезда грачей. Под крышами домов слепили свои гнездышки ласточки. Жаворонки, соловьи вьют гнезда на земле. Синицы и скворцы селятся в домиках, сделанных для них человеком, а в лесу — в готовых дуплах. Дятел сильным клювом сам выдалбливает в стволе дерева дупло.

В гнезда птицы откладывают яйца и насиживают их - согревают своим теплом. У некоторых птиц, например у уток, из яиц вылупляются покрытые пухом, очень подвижные птенцы. Уже через день они выпрыгивают из гнезда, выводком ходят за матерью, плавают, ныряют и самостоятельно собирают корм.

У других птиц птенцы появляются на свет беспомощными, голыми. Но еды им нужно очень много, потому что они быстро растут. Нелегко приходится птицам-родителям. Скворцы приносят птенцам корм 300 раз в день, синицы — 400 раз.

А вот кукушка гнезда не строит. И птенцов не выкармливает. Свои яйца она подкладывает в гнезда других, более мелких птиц. Обычно они не замечают обмана, насиживают яйцо кукушки, а потом кормят большого прожорливого кукушонка. Он бывает больше той птички, которая его выкармливает.

Привал «Разные животные весной»

— Встречали ли вы весной каких-нибудь зверей?

— Что интересного вам удалось заметить?

— Видели ли вы этих животных?

— Приходилось ли вам видеть змей?

— Что вы знаете о змеях?

Весной происходит много изменений в жизни животных. Просыпаются звери, которые всю зиму спали. Они выходят из своих убежищ сильно похудевшими и начинают разыскивать корм. Еж ищет насекомых, медведь — в основном растения и насекомых, но иногда охотится на крупных животных, например на лося или оленя. Позже других просыпаются летучие мыши. Они питаются насекомыми, которых ловят в воздухе, а ранней весной летающих насекомых еще мало. Те летучие мыши, которые зимовали в теплых краях, возвращаются к нам. Интересно, что для летучих мышей можно делать домики, похожие на домики для птиц.

Весной звери линяют. Свою теплую шубу они меняют на легкую летнюю. У белки, зайца, ласки вновь изменяется цвет меха.

У большинства зверей весной рождаются детеныши. Взрослые животные заботятся о своем потомстве: кормят, защищают от врагов.

Важные изменения происходят весной в жизни и других животных: рыб, лягушек и жаб, ящериц и змей. Рыбы выметывают икру. Из икринок появляются мальки. Они питаются, растут и со временем превратятся во взрослых рыб.

После зимней спячки просыпаются лягушки и жабы. Они громко урчат в пруду, реке, озере. В воду они выметывают икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые со временем превращаются во взрослых лягушек и жаб. Ящерицы и змеи тоже пробуждаются от зимней спячки. Они выползают на солнышко и подолгу греются. Ящерицы начинают ловить насекомых. Змеи охотятся на лягушек, мышей, полевок. Как видите, для большинства животных весна - это время размножения. Поэтому охота и рыбная ловля весной запрещены.

Не ловите и не приносите домой здоровых детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. Берегите лягушек, жаб и их головастиков. Не убивайте змей, даже ядовитых! Все они очень нужны в природе. А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство!

Привал «Труд людей весной»

— По своим наблюдениям расскажите, какие работы люди выполняют весной в поле, в саду, в огороде, на улицах городов и сел.

— Как эти работы связаны с весенними изменениями в природе?

— Как люди осенью и зимой готовились к весенним работам?

Весна — очень беспокойное время. Главная забота - вовремя посеять и посадить культурные растения. От того, как люди выполнят эту работу, во многом зависит будущий урожай.

Сначала на поля, вспаханные еще осенью, выходят тракторы с боронами. Бороны выравнивают почву, рыхлят ее, разбивают крупные комки. Затем в полях появляются тракторы с сеялками. Ранней весной сеют пшеницу, овес и некоторые другие растения. В конце весны с помощью особых машин — картофелесажалок — высаживают картофель.

Много работы весной в саду. В самом начале весны стволы деревьев надо побелить, чтобы их не обожгло солнце. Ведь оно стало теперь ярким, горячим. Стволы белят еще и для того, чтобы погибли опасные для растений насекомые, которые прячутся в трещинах коры.

Когда растает снег и почва в саду просохнет, убирают сухие листья. А когда на деревьях и кустарниках появится молодая листва, вырезают засохшие ветки. В это время они хорошо заметны.

В огородах люди сеют семена редиса, моркови, свеклы и многих других овощных растений. Сажают выращенную заранее в тепле рассаду помидоров, капусты. Привал «Наш рассказ о весне»

(Класс делится на группы. Каждая группа за определенное время устно должна составить подробный и красочный рассказ о весне. Затем все рассказы заслушиваются, анализируются, учитель выделяет наиболее удачные фрагменты каждого рассказа.)

IV. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали во время экскурсии?

Вариант 2

I. Организационный момент

Сегодня наш урок пройдет необычно. Мы отправимся в лес (парк, сквер) и понаблюдаем, как изменилась природа с приходом весны.

II. Работа по теме урока

1. Подготовка к экскурсии

(Сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения, повторяются правила дорожного движения, правила поведения на природе. Класс делится на группы.)

2. Экскурсия

(Каждой группе выдается карточка-задание, сообщается время самостоятельной работы, определяется примерная зона леса (парка, сквера) для проведения наблюдений.)

Карточка 1. Неживая природа

Какая сегодня погода? Сравните ее с зимней погодой.

Чем отличается весеннее небо по цвету и характеру облачности от зимнего?

Как светит солнце? Изменились ли весной высота солнца над горизонтом и продолжительность дня?

Что произошло со снегом? Почему? Изменился ли он по окраске и плотности по сравнению с зимой? Где осталось больше снега, почему?

Как изменилась почва?

Карточка 2. Живая природа

Посмотрите на лес (парк, сквер) издали. Изменился ли он по сравнению с зимой?

Найдите хвойное дерево. Как изменились хвойные деревья по сравнению с зимой?

Найдите лиственное дерево и кустарник. Как изменились лиственные деревья с приходом весны?

Рассмотрите почки на дереве и кустарнике. Как они изменились по сравнению с тем, что вы наблюдали зимой? Распустились ли в это время листья на дереве и кустарнике?

Осмотрите травянистые растения. Как они изменились с наступлением весны? Найдите цветущее травянистое растение. Как оно называется? Где оно растет, на какой почве?

Прислушайтесь: когда в лесу (парке, сквере) больше звуков — зимой или весной? Почему?

Каких насекомых и птиц вы увидели во время экскурсии? Какие изменения произошли в их жизни с приходом весны?

(Учитель проводит коллективное обсуждение каждого задания. Затем группы отчитываются о своих наблюдениях, делается коллективный вывод.)

Неживая природа

Сегодня... погода. Небо теперь голубое, высокое, по нему плывут белые-белые легкие облака. Солнце светит ярче, пригревает. Оно гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой. День стал заметно длиннее. Снег тает, так как стало тепло. Он потемнел и уплотнился. Сначала он тает вблизи деревьев, построек, затем на полях и других открытых местах. Позже тает снег в лесу. От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги.

Живая природа

Лес (парк, сквер) оделся в легкую желтовато-зеленоватую дымку. Стволы сосен изменили цвет. Они стали какого-то яркого оранжевого цвета. На лиственных деревьях и кустарниках набухли почки. На иве (вербе) появились серебристые барашки, а на ольхе — сережки. Так ива и ольха цветут. Листьев на деревьях и кустарниках еще нет.

На проталинах, в хорошо прогреваемых солнцем местах, расцвела мать-и-мачеха. Почва в таком месте хорошо увлажняется. Весной в лесу (парке, сквере) больше звуков, чем зимой, потому что больше стало птиц. Начинают возвращаться перелетные птицы. Они весело щебечут. Начали просыпаться насекомые. Они выбираются из своих укрытий.

(Затем учащиеся располагаются на полянке, проводится игра «Я знаю...». Цель игры — подвести итоги проделанной работы, выяснить, что дети узнали на экскурсии.)

Я знаю пять признаков весны: ...

Я знаю пять перелетных птиц:...

Я знаю пять первоцветов:...

Я знаю пять насекомых: ...

Я знаю пять проснувшихся зверей:...

III. Подведение итогов урока

(Этот этап урока проводится в классе. Учащиеся рассказывают, какие изменения произошли в природе с приходом весны. На доске составляется схема «Весенние изменения в природе, наблюдаемые на экскурсии».)

Домашнее задание

1. Вспомнить, что видели и слышали на экскурсии, рассказать об этом дома.

2. Рабочая тетрадь: № 1 (с. 36).

Цель:

    Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

    На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений Яльчикского района.

    Формировать бережное отношение к природе.

    Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

    Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.

Задачи:

    Познакомить учащихся с различными периодами весны.

    Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

    Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

    Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.

Место проведения экскурсии : биоценоз леса.

Время проведения: конец апреля – май.

Подготовка учителя к экскурсии:

    Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).

    Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

    Провести беседу об охране природы.

    Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

    Организовать пересадку дичков деревьев и кустарников с пришкольного участка в близлежащие рощи и леса и овраги.

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

«календарная весна» - 1 марта; «астрономическая» - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май), и выступить на научно-практической конференции в роли метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников.

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

    Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

    Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

    Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

    В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь

Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Основная часть

    Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое , высокое, по нему плывут белые легкие облака).

Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

Конспект экскурсии на тему: «Здравствуй, ВЕСНА!

Цель:

· Развивать у воспитанников понятия о взаимосвязях растительных организмов с условиями окружающей среды, сформировать умение определять породу дерева.

· Формировать бережное отношение к природе.

· Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с различными периодами весны.

2.Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

3.Установить причины и взаимосвязь смены сезонных явлений в жизни растений.

4.Способствовать эстетическому воспитанию воспитанников средствами природы и искусства.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений о деревьях;

Просматривание иллюстраций;

Рисование различных картин на тему – «Признаки весны»

Ход экскурсии:

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (солнце светит ярче и теплее).

Сегодня на прогулке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Обратите внимание, какая сегодня прекрасная осенняя погода, как красиво кругом, как красиво щебечут птицы

Весенние изменения в неживой природе.

Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).

Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

2. Весенние изменения в живой природе.

Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Послушайте загадку, и отгадайте, на что мы сегодня обратим внимание в парке.

«На одной ноге стоит,

Все ветвями шевелит,

Весною одевается,

Осенью раздевается». (Дерево)

Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

Посмотрите на эти деревья. Вы их знаете. Они растут у нас на участке.

Это тополя.

Верно. Посмотрите, какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево дает много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. Тополя - долгожители. Растут они быстро, устойчивы к копоти, дыму, и поэтому их высаживают в городах и селах, озеленяя улицы, скверы, бульвары. Древесину тополей человек использует в производстве бумаги, искусственного шелка, спичек, мебели. Из почек этих деревьев делают фиолетовую краску, из листьев – желтую. А из древесины люди делают фанеру, мастерят скрипки.

Отгадайте загадку:

«Ее узнаешь по простой примете:

нет дерева белей на свете».

Как вы догадались, ведь она почти без листьев?

По белому стволу.

Правильно, это единственное в мире белоствольное дерево. Кора у березы светлая, слоистая, ее называю берестой. Поздней осенью березы плодоносят. Их плоды – крохотные, очень легкие орешки. .Посмотрите, какие у березы тонкие веточки. Послушайте стихотворение А. Прокофьева

«Береза».

«Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную».

Береза – символ России.

В народе березу называют березонькой. В старину девушки в праздничные дни пели хороводные песни под березой, вили из молодых веток венки на голову. Давайте встанем в хоровод вокруг березоньки и поиграем в игру «Добрые слова»

(придумать разные добрые слова для березы).

«Уж, березка, ты, березка, нас прими.

И листочками желтыми пошуми.

Мы пришли к тебе в гости с добром,

С чистым сердцем все к тебе идем».

Из березовой древесины делают мебель.

Березовые почки и листья используют при изготовлении лекарств.

Обойдите вокруг этого дерева и посмотрите на него внимательно. Как много ягод у этого дерева. Вы его узнали?

Это рябина.

Рябину легко узнать по красным гроздьям ягод, которые висят на дереве иногда всю зиму. Ее ягоды помогают выжить зимой птицам. В народе говорят: «Если много рябины, то зима будет холодная».

Красную ягодку мне дала рябина,

Думал я что сладкую, а она горчит.

То ли эта ягодка просто не дозрела,

Толь рябина хитрая подшутить хотела?

Вы наверно, пробовали на вкус ягоды рябины? Они горьковатые, кислые, а после крепких морозов становятся слаще. Из них делают лекарства, варят варенье.

В старину девушки под рябиной водили хороводы. О рябине написано много стихов и песен.

Кто узнал это дерево?

Это вяз.

Вяз – мощное дерево. Бывают вязы высотой с десяти этажный дом и с очень толстым стволом. У вяза толстые, разветвленные корни, уходящие глубоко в землю, и густая листва. Она хорошо задерживает пыль и сажу и дает сплошную тень. На ветках вяза любят строить гнезда грачи. В России вязы встречаются везде.

Всегда будь вязу другом: не царапай ствол, не ломай ветки – дерево может заболеть и погибнуть! Помни: вяз – дерево очень ценное, оно живет долго и приносит много пользы людям и животным.

А теперь поиграем немного. П. и. «Найди свое дерево».

П.и. ««Дерево, куст, ручей, тропинка» »

Ребята, наша экскурсия подходит к концу, давайте вспомним и назовем, красотой каких деревьев мы сегодня с вами любовались? Я думаю, вы теперь понимаете, почему важно, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим лишь там, где растет много зеленых друзей. Деревья и цветы украшают наши улицы, дворы, детский сад. Когда вернемся в детский сад, вы нарисуете те деревья, которые вам больше запомнились, и мы оформим выставку «Деревья нашего парка».

Подведение итогов экскурсии:

А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?


Никитенкова Александра Геннадьевна

Тягун Наталья Николаевна, воспитатель МБУ №81 детский сад «Медвежонок», г. Тольятти
Описание материала: данный конспект предназначен для детей 5-6 лет (старшая группа). Конспект может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию. Экскурсия является особой формой организации познавательно - практической деятельности детей в природе.Обогатить и систематизировать знания детей об осени.

Развивать эмоционально - эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка.
Формировать представления об экологических взаимосвязях в природе.
Совершенствовать природоохранительную деятельность детей.
Обогащать словарный запас.
Оборудование: лупы, ведерки (корзинки), грабельки (лопатки), перчатки для сбора мусора.

Предварительная работа:

Ежедневное наблюдение за изменениями в природе и ведение календаря природы.
Чтение рассказов на природоведческую тему об осени.
Заучивание стихов об осени русских поэтов.
Заучивание пословиц и поговорок об осени.
Рассматривание картин И.Левитана «Золотая осень», И.С.Остроухова «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень». И.И.Бродский «Опавшие листья»,С.Ю.Жуковский «Осень. Веранда».

1. Вводная беседа.


Под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь» воспитатель читает стихотворение Ю.Капустина «Осень»

В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила,
Ярко - желтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Все кругом искрится,
Все переливается.

Вопросы воспитателя:
О каком времени года говорится в стихотворении?
Скажите, а какое сейчас время года?
Назовите по порядку осенние месяцы.
С чего начинается осень в природе?

Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени - золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, и действительно ли он стал золотым.Фронтальное наблюдение «Какими стали деревья в парке?»
1. Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые клены и березы «светятся» даже в тени).
2. Рассматривание листьев разных деревьев через лупу (обратить внимание, что поверхность листа у всех разная: у березы - шершавая, у клена - гладкая и т.д.).
3. Рассматривание семян деревьев и кустарников (сравнить между собой, определить, с какого они дерева)
4. Любование детьми красотой деревьев.


Ребенок читает стихотворение М.Лесовой «Золотой дождь»

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!

Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки и запахи. Какие звуки услышали? (Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т.д.)
Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, пряной травы, грибов,дыма)
Поисковые задания.
1. Выберите самое красивое дерево для вас.
2. Найдите самое красное (желтое) дерево.
3. Найдите лист, который упал сегодня, вчера, давно. Расскажите, чем они отличаются?
4. Найдите деревья, на которых: плоды-крылатки, плоды-ягоды, плоды-желуди, плоды-шишечки и т.д.
Речевые упражнения.
1. Игра «Скажи красивые слова об осени» (Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову) .
2. Игра «Три листа» (Цель: развивать зрительно-пространственные представления, учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с предлогом) .
3. Игра «Поймай и раздели» (Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов, деление на слоги слов-названий деревьев).
Загадки.
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
Платье потерялось - пуговки остались. (Рябина)
Одна нога - много рук. (Дерево)


Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
1. Игра «Угадай» (угадать на ощупь, какой плод от дерева положили в ладошки) .
2. Игра «Составь узор» (составление узора из осенних листьев, чередуя их по цвету) .
Подвижные игры.
1. Игра «Поймай листок» (Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше) .
2. Игра «Я - кленовый листочек» (Цель: уметь ритмично двигаться под музыку, передавая в пантомиме образ осеннего листочка; включать воображение, память).
Природоохранный труд.
1. Убрать территорию от мусора.
2. Собрать и разложить по корзинкам природный материал.
3. Собрать для гербария красивые листья.Разучивание стихотворений об осени:
«Осенний клад» И.Пивоварова
Падают с ветки желтые монетки..
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

«Наступила осень...»А.Ерикеев
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Изготовление коллажа «Декоративное панно из осенних листьев»