Джон леннон и йоко оно против войны. "каждый день скучаю до джону"

ЙОКО ОНО – ЧОКНУТАЯ АВАНГАРДИСТКА

Сколькими эпитетами только не награждали, каких ярлыков не вешали – ведьма, посредственность, нелюдимка, чокнутая, невзрачная. Впрочем, все это не помешало ей стать самой известной из неизвестных художников и почти самой обсуждаемой вдовой ХХ века. В этом ее превзошла разве только Жаклин Кеннеди. Что же помогло завоевать столько «титулов»?

Потомственная аристократка Йоко Оно

Характер японки Йоко , которая родилась 1933 года, закалился еще в детстве, когда семье токийских аристократов пришлось прятаться от бомбежек Второй мировой войны и бежать в глухую деревню. Там представители высшего класса испытали унижение и крайнюю бедность. До этого Йоко жила с матерью, пока отец (потомок императора) занимал ответственные посты в Банке Японии в Сан-Франциско. Семья несколько раз то разлучалась, то воссоединялась в связи с новыми назначениями отца.

Несмотря на переезды Йоко удалось окончить престижную школу в Японии, после чего все семейство перебралось в Нью-Йорк, где Йоко начала свой путь художника-концептуалиста. Правда до этого она хотела стать оперной певицей, даже изучала в колледже музыку и литературу, но в 1956 году встретила бедного и никому не известного композитора Тоси Итиянаги, за которого и вышла замуж вопреки воле родителей. Но именно Тоси стал ее ниточкой в мир авангардистов. Он устроился на работу пианистом в танцевальную труппу американского хореографа Мерса Каннингема, который был знаком со многими художниками-авангардистами.

От концептуализма до самоубийства – один шаг

с матерью

Первые шаги в этом направлении были весьма неудачными. Она пыталась скомпилировать свои таланты, экспериментировала, искала способы завоевания публики, но они были тщетными – ни перфомансы, ни спектакли, ни выставки не вызывали почти никакого интереса у зрителей. Вдобавок ко всему критики делали вид, что Йоко в мире искусства попросту не существует.

Все эти неудачные старания самореализации приводили Оно к депрессиям, выход из которых она искала в попытках свести счеты с жизнью. Возможно, это был очередной способ привлечь к себе внимание, ведь в нужный момент рядом всегда оказывался муж и спаситель Тоси Итиянаги.

Вскоре о проблемах дочери узнали родители и приняли решительные меры. В 1962 году они отправили на родину, в Японию, проходить лечение в психиатрической больнице.

с Энтони Коксом и Кеко

Как позже выяснилось, даже там судьба готовила ей сюрприз. Чуть ли не единственным большим поклонником творчества был американский продюсер Энтони Кокс. Узнав о ее беде, он бросил все и отправился в Японию ухаживать за Йоко . После лечения он забрал ее в Нью-Йорк и стал заниматься продюсированием ее проектов. После этого Йоко оставила первого мужа и зарегистрировала свои отношения с Энтони.

В 1963 году в семье родилась дочь Кеко Оно Кокс, хотя появление на свет ребенка не спасло их брак от развала. Еще три года они провели вместе, занимались творчеством и позиционировали себя как концептуальные художники. Это направление искусства выражало художественную идею в абсурдной, нередко бессмысленной форме. Такой же была и жизнь самой художницы. Ее поступки никогда не отличались последовательностью и логикой.

5 шиллингов за право быть первым

Новая страница жизни и даже творчества началась у после встречи с кумиром миллионов людей, живой легендой . Многочисленные источники утверждают, что их первая встреча произошла в лондонской галерее «Индика».

Было это в конце 1966 года. Там готовилась к открытию выставка Йоко , а Джон якобы забрел туда совершенно случайно. В зале стояла стремянка. Он взобрался по ступенькам, держа в руке лупу и пытаясь прочитать одно слово, которое было написано на потолке. Через увеличительное стекло он рассмотрел слово «Yes». Проявленный интерес музыканта не ускользнул от цепкого взгляда художницы.

Он осмотрел выставку и увидел обычную дощечку, возле которой лежали молоток с гвоздями. Джон захотел вбить гвоздь, но Йоко стала возражать, ведь открытие намечалось только на следующий день. Леннон продолжал настаивать, и тогда авангардистка потребовала с него 5 шиллингов за право быть первым. Джон нашел выход и из этого положения. Он предложил вбить воображаемый гвоздь за такие же воображаемые деньги.

Эта история стала поводом для язвительных высказываний поклонников, мол, гвоздь был забит в крышку гроба группы , а еще и двух семей.

Чаша любви и разбитая чашка

Дальше было то, что мир музыки обсуждал еще очень долго. Во-первых, она была старше Джона на 7 лет. Во-вторых, Йоко дежурила у дома Джона часами, добивалась его внимания различными способами: писала записки, присылала письма, а однажды даже разбитую чашку, облитую красной краской. Иначе как выходками сумасшедшей такое поведение назвать сложно. Но именно оно возымело действие, и Леннон стал поддерживать ее выставки.

Общая работа еще больше сблизила, и обоим пришлось оставить свои семьи и детей ради новых отношений. Еще через время Леннон принял решение уйти из группы, и был благодарен Оно , что та дала ему на это силы. Он чувствовал, что бесконечные поклонницы, затяжные гастроли и безумные растраты ни к чему хорошему не приведут.

Они стали неразлучны. Как ни парадоксально, но это только вдохновляло пару на новые проявления творчества. Йоко познакомила Джона с авангардом, а тот посредством «Белого альбома» передал это ощущение своим поклонникам. Вместе они организовали группу Plastic Ono Band. И снова была импровизация, в текстах звучал концептуализм и, конечно, безудержные эксперименты. Многие помнят фотосессию, где Оно и Леннон предстали совершенно нагими. Она была снята для альбома «Два девственника». Разразился неимоверный скандал, альбом не хотели брать в продажу и только плотные коричневые обертки спасли положение.

Все эти годы она не переставала писать музыку. В 2002 году добился популярности ее проект ONO, а еще через пять лет танцевальная обработка песни «Open Your Box» попала в чарт клубной музыки. Йоко говорит, что впервые в искусстве соединила популярную музыку с авангардом. Благодаря стараниям Оно после 36-летнего перерыва ее группа Plastic Ono Band выпустила альбом «Between My Head and the Sky». Пробовала она себя и в совместном творчестве с сыном Шоном.

Пацифистка Йоко выступала против войны в Ираке. В ведущих изданиях США она оплатила публикацию одной единственной строчки: «Imagine Peace… Spring 2003» («Представьте себе мир… Весна 2003»). До этого плакат с фразой: «Представьте, что все люди живут мирной жизнью» украшал лондонскую площадь Пикадилли. Таким способом Оно выразила сочувствие жертвам терактов в США 11 сентября.

У них уже был опыт с Джоном авангардных протестов против войны. Тогда они весь медовый месяц валялись в постели в окружении нескольких журналистов с фотокамерами. Так они выражали свое отношение к войне во Вьетнаме и пропагандировали мир.

На этом ее общественная деятельность не заканчивается. организовала премию имени Джона Леннона – Lennon Ono Grant For Peace. Лауреатов выбирают один раз в два года. В последний раз премию получила эпатажная певица Леди Гага и скандально известные девушки из российской группы Pussy Riot.

Волнуют Йоко и экологические проблемы. Она поддерживает организации, которые выступают против добычи сланцевого газа. При этом методе добычи происходит гидроразрыв пласта земли, что приводит к уничтожению почв и грунтовых вод. Как видим, даже такие вопросы ей не чужды.

«Делай все с ощущением радости. Негативное мышление – роскошь, которую мы не можем себе позволить», – говорит 81-летняя , и в этом с ней трудно спорить.

ФАКТЫ

За время жизни с Ленноном сумела приумножить семейные доходы в несколько раз. К 1980 году их совместное состояние оценивалось в 150 миллионов долларов.

Однажды она развесила по всему Ливерпулю плакаты, на которых была изображена женская грудь. Подпись гласила: «Моя мать была прекрасна». Как оказалось, эта акция была посвящена матери Джона Леннона, которая рано ушла из жизни.

Обновлено: Июнь 17, 2017 автором: Елена

10 выбрали

Если бы не выстрел Дэвида Чепмена в декабре 1980 года, то сегодня она поздравляла бы Его с 73-м Днем рождения. Но она довольствуется и тем, что и у их общего сына Шона сегодня праздник - ему исполнилось 38 ...

Он был поражен ее творчеством и часто называл Ее марсианкой...

Они оба были заблудшими душами в толпе людей. Их обоих ждали дома "вторые половинки", но гармонию они обретали только когда были вместе...

Она...

Йоко родилась в феврале 1933 года в Токио, где и жила вместе с матерью около трех лет. Все это время ее отец находился на территории США - в Сан-Франциско, где располагался его офис.

Семью удалось перевезти к нему всего на год, поскольку администрация приняла решение перевести его - как представителя руководящего состава в американском филиале Bank of Japan - в Нью-Йорк, и Йоко с матерью пришлось вернуться обратно в Токио.

За пару лет отец сумел обосноваться и снова вызвал семью к себе. Но воссоединение и в этот раз не продлилось долго - с началом войны в 1940 году Йоко с матерью опять вернулись на родину.

Йоко получила хорошее образование - окончила престижную школу, поступила в американский колледж Сары Лоуренс с твердым намерением стать оперной певицей. Помимо этого девушка изучала литературу и искусство. Она любила разгуливать по кампусу на огромных платформах с открытым носом - так, чтобы ее пальцы торчали наружу. Ей нравилось наблюдать, как однокашники в первую очередь обращали внимание на ее ноги, удивлялись и только потом переводили взгляд на ее лицо.

Спустя три года - в 1956-м - вопреки воле родителей Йоко вышла замуж. Ее первым мужем стал талантливый композитор Тоши Итиянаги. Через его знакомых, имевших связи с авангардистами в Нью-Йорке, Йоко пыталась реализоваться как художник.

Она устраивала многочисленные перформансы, спектакли, инсталляции... Но ни один проект не имел успеха ни у широкой публики, ни у критиков. Ее просто не воспринимали всерьез. Будучи натурой творческой, чувствительной, Йоко впала в глубочайшую депрессию и не раз пыталась покончить с собой.

В результате Тоши насильно увез жену обратно в Японию и поместил в психиатрическую лечебницу. Именно там Йоко и нашел один из немногих ярых поклонников ее творчества Энтони Кокс.

После выписки Энтони поддержал Йоко - стал ее продюсером и помощником. И вскоре в Нью-Йорке снова начали расклеивать афиши с анонсами новых выставок Йоко.

В 1963 году она родила дочку Кёко, а спустя еще три года на ее выставку заглянул Он...

Он...

Его детство прошло по большей части в семье его тети со стороны матери. Родители Джона разошлись практически сразу после появления сына, и мать второй раз вышла замуж.

Тетя отличалась строгим нравом и часто упрекала Джона в легкомыслии (особенно когда он проникся музыкой и начал много времени проводить за игрой на гитаре). Зато с дядей у молодого человека сложились прекрасные отношения.


Джон с самого детства отличался острым умом и нередко отпускал колкие шуточки в адрес друзей, родственников и педагогов. Но в школе ему было откровенно скучно, поэтому он довольно быстро превратился из преуспевающего ученика в злостного прогульщика, доводящего педагогов до исступления своими карикатурами на них.

Но при этом школа оказалась отличной площадкой для первых творческих шагов будущей звезды - здесь он с удовольствием пел в хоре, издавал рукописный журнал, который сам же и иллюстрировал. А еще школа "подарила" свое название его первой музыкальной группе, которую Джон организовал вместе со своими школьными товарищами, - The Quarrymen .

Он провалил выпускные экзамены, но благодаря помощи директора школы сумел поступить в художественный колледж, где он встретил свою первую жену - Синтию Пауэл .

Примерно тогда же в его жизни началась эпоха The Beatles , невероятный успех, смерть родной матери, с которой все-таки сблизился, свадьба с Синтией, появление на свет первого сына Джулиана...

За это время Джон стал по-настоящему культовой фигурой практически во всем мире. А в 1966-ом Пол МакКартни в качестве развлечения посоветовал ему заглянуть на авангардистскую выставку в нью-йоркской галерее "Индика", где свои работы представляла японская художница... Она...

Они...

На самом деле, как именно познакомились Джон и Йоко, точно сейчас уже не скажет никто. Красивая романтичная версия их встречи в 1966 году, растиражированная позже самими влюбленными, звучит так: Джон отправился на выставку по совету Пола. И единственным экспонатом, поразившим его до глубины души, оказалась работа Йоко - высокая лестница под потолок, на которую нужно было забраться вместе с предлагавшейся лупой, и с ее помощью найти слово "Да" на прикрепленном к потолку холсте. Джон ожидал подвоха - что никакого "Да" на холсте нет и что все это лишь намек на несовершенство этого мира. Но... К своему неимоверному восторгу "Да" на холсте все-таки было.

Отношения художницы и фронтмена после этого развивались стремительно и... болезненно для их вторых половинок. Йоко заваливала Джона посылками и телеграммами с одной ей (или им двоим) понятными фразами, не раз пыталась проникнуть в его дом и совершенно не обращала внимания на Синтию. Джон не сопротивлялся, не оправдывался. Казалось, он был буквально очарован Йоко. Энтони же в какой-то момент потерял терпение и попытался силой вернуть Йоко.

Их безумный роман продлился около двух лет, после чего Йоко окончательно порвала с Энтони, а Джон - развелся с Синтией.

Одна из самых известных любовных хиппи-пар 20-го века - Джон Леннон и Йоко Оно.

Джон Леннон родился 9 октября 1940 года в Ливерпуле. С 1960 по 1970 годы был солистом группы "Битлз".

Йоко (Ёко) Оно родилась 18 февраля 1933 года в Токио. Йоко получила хорошее образование в Японии и США. В 1956 году Йоко вышла замуж за Тоси Итиянаги - талантливого, но бедного композитора. Безуспешные попытки самоутвердиться в Америке привели начинающую художницу-авангардистку к депрессии, попыткам самоубийства и закончились тем, что родители забрали дочь обратно в Японию и поместили в психиатрическую клинику. Оттуда Йоко Оно вызволил поклонник её творчества Энтони Кокс, который увёз её в США и стал её вторым мужем. В 1963 году у пары родилась дочь Кёко. В том же 1963 году родился сын Джулиан у супружеской четы Джон Леннон - Синтия Леннон, которые поженились в 1962 году.

Вот как рассказывал о своей первой встрече с Йоко Джон Леннон:

"Это было в 66-м году в Англии. Мне сказали, что одна японская художница-авангардистка, приехавшая из Америки, устраивает хеппиннинг. Я ходил по выставке и увидел лестницу, влез по ней к потолку, обнаружил там подвешенную трубу, посмотрел в нее - чувствуя себя идиотом - и прочитал одно слово "Да". А в те годы авангардом считалось, когда человек разбивал в дребезги пианино или скульптуру, в общем, все было анти-, анти-, анти-. Скучное отрицание. А тут я прочел это "да" и решил остаться на этой выставке среди гвоздей и яблок

Там была одна надпись, которая возбудила мое любопытство: "Вбей гвоздь". Я спросил: "Можно я вобью гвоздь?" Йоко ответила: "Нет, потому что открытие назначено на завтра". Но тут к ней подошел владелец галереи и прошептал на ухо: "Пусть вобьет. Знаешь, он - миллионер. Может, он потом купит этот экспонат". Они начали шептаться-совещаться. Наконец, она говорит: "Ну, хорошо, можешь забить этот гвоздь, но сперва заплати за это 5 шиллингов". И вот я говорю: "Хорошо. Я дам тебе воображаемые 5 шиллингов и вобью воображаемый гвоздь". Вот так и произошла наша встреча, она что-то почувствовала, я что-то почувствовал, а остальное - это уже, как говорится, история".

Йоко после этой встречи записала в дневнике, что человек, которого она могла бы полюбить, нашёлся. Леннон стал получать от неё открытки с короткими надписями: "Танцуй", "Дыши", "Смотри на огни до рассвета"... Йоко звонила ему и произносила длинные монологи: о социальной несправедливости, духе времени и себе, испытывающей большие творческие затруднения авангардной художнице. Леннон слушал ее на редкость внимательно. Он привык к женщинам, которые повиновались ему. Йоко была совсем другой. Он чувствовал, что должен повиноваться этой японке, которая была старше его на 7 лет. Леннон так говорил о своей возлюбленной: "Она учитель, а я - ученик. Я знаменитый человек, про которого думают, что он все знает, но она - мой учитель, она научила меня всему, что я знаю. Она уже все знала, когда я ни черта не знал, когда я был человеком ниоткуда. Она мой Дон Хуан [духовный учитель Кастанеды]".

"Рядом с Йоко я стал свободным. Её близость сделала меня целостным человеком. Без неё я был только половинкой".

Йоко сказала о своей роли в жизни Леннона: "До встречи со мной у него был свой жизненный опыт, которого у меня не было, так что, я тоже у него многому научилась. Это взаимный процесс: может быть все дело в том, что я сильный человек, во мне много женской силы. Женщины развивают в себе эту силу - в своих отношениях с мужчинами. В женщинах есть внутренняя мудрость, тогда как мужчины обладают мудростью другого рода: иметь дело с обществом - потому, что именно они его создали. Мужчины никогда не развивали в себе внутреннюю мудрость: у них просто не было времени. Поэтому, большинство мужчин опираются на женскую внутреннюю мудрость, хотят они в этом признаваться или нет".

Йоко Оно и Джон Леннон расстались со своими супругами и стали жить вместе в 1968 году. В следующем году группа "Битлз" распалась. Многие винили в распаде группы именно Йоко Оно. Леннон стал приводить возлюбленную на репетиции группы (хотя ещё в начале карьеры битлы условились не приглашать в студию жён и девушек). Пол Маккартни, видя, как меняются под влиянием Йоко Оно музыкальные вкусы Леннона, стал брать лидерство в группе на себя, что вызвало неудовольствие Леннона.

Музыкальные эксперименты Леннона начались в первый же год совместной жизни с Йоко Оно, ещё до распада "Битлз". В 1968 году Оно и Леннон выпустили альбом "Two Virgins" (Два девственника). Музыки на нём не было: пластинка содержала беспорядочный набор шумов, стоны и крики. По словам Леннона, альбом был записан за одну ночь. Еще больше, чем содержание, поражало оформление альбома, где были использованы фотографии Джонна Леннона и Йоко Оно в костюмах Адама и Евы. Леннон так говорил о влиянии на него Йоко Оно в тот момент жизни:

"Она заставила меня стать авангардистом и снять с себя одежду, а я в то время хотел быть лишь Томом Джонсом. "Два девственника" получились случайно. Я понял, что на свете есть такой же сумасшедший человек, как я, - женщина, умеющая издавать столь причудливые звуки, способная наслаждаться нетанцевальной и непопулярной музыкой, тем, что называют авангардом. Это единственное слово, которое здесь подойдёт, но я считаю, что такие ярлыки, как авангард, опровергают сами себя. Все привыкли к авангардным выставкам. Сам факт, что авангард может быть выставлен, противоречит назначению авангарда, поскольку он становится формальным, превращается в часть ритуала. Я всегда воспринимал его только как вариации к такому глобальному понятию, как музыка".

В следующем, 1969-м, году Леннон и Оно вновь удивили общественность. После своей свадьбы они отправились в Амстердам и заявили о том, что проведут «постельное интервью». Журналисты, решившие, что звёздная пара будет публично заниматься сексом, собрались в гостинице, где оказалось, что Леннон и Оно, надев белые пижамы, украсив гостиничный номер цветами, сидят на кровати и говорят о мире (как раз в то время шла война во Вьетнаме). Двери номера были круглые сутки широко распахнуты. Любой человек с улицы мог войти к ним.

В 1971 году выходит альбом Джона Леннона "Imagine". Заглавная песня с альбома стала самой известной сольной песней Леннона. В 1971 году сингл с песней "Imagine" достиг третьего места в хит-параде синглов США. В Великобритании сингл "Imagine" был выпущен только в 1975 году и достиг 6-го места в хит-парадах. Однако после смерти Леннона в 1980 году сингл "Imagine" снова был выпущен в Великобритании и 4 недели держался на перовм месте хит-парадов, пока не был смещён с первого места другой песней Джона Леннона "Woman". В 2002 году в Великобритании был проведен опрос, по итогам которого сингл "Imagine" занял второе место в списке величайших синглов всех времен после "Богемской рапсодии" группы "Квин".

В песне "Imagine" ("Представьте") Леннон излагает своё видение идеального мира, где люди живут сегодняшним днём, не надеясь на Рай и не боясь Ада. Не существует разделения на государства и религии, нет войн, нет собственности, нет понятий "жадность" и "голод". Все люди - братья. озже в интервью Леннон сказал, что песни "Imagine" и "Love" можно поставить в один ряд с любой песней, которая сделана, когда он был битлом.

В 1973 году Йоко Оно приняла решение на время расстаться с Ленноном, чтобы вновь дать возможность обоим почувствовать себя свободными и понять свои чувства друг к другу. Йоко выбрала Леннону в любовницы его помощницу-китаянку Мэй Пэнг (род. 24.10.1950), которую Леннон считал сексуальной, и отправила их в Лос-Анджелес, где они провели полтора года. Леннон в это время много пил.

Леннон так описывает вынужденную разлуку с Йоко Оно: "Когда Дон Хуан говорил... когда Дон Оно говорил: "Убирайся прочь! Ты ничего не понимаешь!" - это было вроде ссылки в пустыню. А назад она меня не пускала, потому что я еще не был готов к этому. Я должен был сам с собой разобраться. А когда я был готов, она позволяла мне вернуться. В начале 70-х мы расстались. Она выгнала меня. Я вдруг оказался один на плоту посреди океана. Сначала я подумал: "Ура! Как это здорово!!! Опять заживу холостяцкой жизнью. Гип-гип ура!" Но однажды я проснулся и меня пронзила мысль: "Что такое со мной? Я хочу домой!" Но она не захотела принять меня обратно. Вот почему мы жили врозь полтора года, а не полгода. Мы часто разговаривали по телефону, и я, бывало, говорил: "Мне такая жизнь не нравится. Я все время нарываюсь на неприятности. Я хочу домой. Пожалуйста, прими меня обратно!" Но она отвечала: "Ты еще не готов к возвращению".

Судя по последующим высказываниям Леннона, он любил Мэй Пэнг, хоть и другой любовью, нежели Йоко Оно. Леннон так говорил о жизни с Мэй Пэнг: "Я никогда не был так счастлив. Я любил эту женщину". Противоречивость высказываний Леннона подтверждает, что Йоко Оно была права и временная разлука действительно была им необходима. Леннон должен был решить, что для него важнее - внутренняя свобода или жизнь как следование своему гуру - Йоко Оно. Когда Леннон сделал свой выбор в пользу второго варианта, Йоко разрешила ему вернуться. Это случилось в 1975 году. 9 октября 1975, в тридцать пятый день рождения Леннона, у него родился сын, названный Шоном. Джон Леннон решил на несколько лет полностью посвятить себя семье и пожертвовать своим творчеством. Следующий альбом Джона Леннона "Double Fantasy" вышел лишь в 1980 году. Этому диску суждено было стать последним в творчестве Джона Леннона, жизнь которого оборвалась спустя несколько недель после выхода пластинки.

Джон Леннон был застрелен 8 декабря 1980 года. Уже после его смерти был выпущен сингл "Woman" с альбома "Double Fantasy". Сингл "Woman" достиг первого места в чарте синглов Великобритании, опередив другой хит Леннона "Imagine". В США сингл "Woman" достиг второго места в хит-парадах.

Йоко Оно жива до сих пор и продолжает свою творческую карьеру.

Недоброжелатели называли ее демоном в женском обличье, а его - безропотной жертвой. Поклонники «Битлз» обвиняли ее в распаде знаменитой ливерпульской четверки. Недолюбливали ее и сами битлы. Кроме, разумеется, Леннона. О встрече с Йоко он сказал: «Я как будто выиграл большой приз».


История любви

Встреча.
Когда они встретились, ей было 33, а ему 27. Она - прекрасно образованная японская аристократка, непризнанный художник. Он - полу-сирота, вырвавшийся из бедности и ставший звездой на самой вершине Олимпа. В то время «Битлз» были уже на пике своей славы. Из-за их гастролей премьер-министр Великобритании однажды даже перенес поездку в США - его визит грозил остаться незамеченным.

К своим 27-ми у Джона Леннона была сумасшедшая популярность, миллионное состояние, дом на 100 спален, роскошные авто, жена и сын. У него было все, и ему было скучно. Знаменитая четверка превращалась в богатых, благополучных обывателей. За «кулисами» популярности были наркотики, алкоголь, бесконечные многодневные вечеринки и беспорядочный секс. У Леннона была депрессия и отсутствие ответа на вопрос «Как жить дальше?». И неизвестно, что его тяготило больше, скучная семейная жизнь или «брак» с «Битлз».
С Йоко они встретились на ее выставке. Не сказать чтобы Леннон был впечатлен ее творчеством или ею самой. Скуластая черноволосая японка была совсем не во вкусе звезды, предпочитавшей типаж Бриджит Бардо. Однако художница оказалась весьма настойчивой. В тот же вечер она записала в дневник: «Кажется, я нашла того, кого могу полюбить». А Йоко всегда твердо знала, чего она хотела.


Родство душ.
Леннону стали приходить открытки с надписями «Дыши», «Танцуй», «Смотри на огонь до рассвета». Она звонила ему и часами беседовала с ним об искусстве. Подкарауливала у дома. Она хотела его завоевать. И это ей удалось. Спустя какое-то время Джон обнаружил, что он к ней неравнодушен. Еще спустя время Джон обнаружил, что не хочет без нее жить ни дня. «Дитя океана зовет меня» - пел он в одной из песен. (Йоко - в переводе с японского «дитя океана»).

Они были похожи. Бунтари. Экспериментаторы. Искатели нового. Они немедленно развелись с предыдущими супругами и поженились. Их медовый месяц прошел в Амстердаме, вызвав шумиху их «постельным интервью». Собравшиеся под дверью их номера в Хилтоне репортеры ожидали, что скандальная парочка пожелает давать интервью, занимаясь сексом, однако Йоко и Джон в белых пижамах сидели на постели в украшенном цветами номере и говорили о мире - это был их протест против войны во Вьетнаме.



Альбом «Два девственника» тоже вышел эпатажным. На обложке Йоко и Джон были сфотографированы в костюмах Адама и Евы, а музыки в альбоме не было вовсе - только стоны, скрипы и прочие звуки.




Они участвовали в демонстрациях, снимали фильмы, Джон записывал песни. Однако критики писали: «Песни стали слабее». Бывшие поклонники говорили: «Йоко Джону не на пользу». У Джона опять развилась депрессия.

Жизнь в унисон.
Йоко предложила им на время расстаться. Вместе с помощницей-китаянкой Джона она отправила их в Лос-Анджелес. Она знала, Джону нужно время. Он сам должен решить, кто он и где он. Снова вечеринки, новые друзья и подружки. И новые песни. Композиции Леннона вновь оказались не вершинах хит-парадов. Однако, был ли он счастлив? Джон обезумел от тоски по Йоко. Ему катастрофически, до боли не хватало ее.
Он хотел вернуться. Йоко не принимала его: «Ты еще не готов к возвращению» - Йоко была для Джона, как Дон Хуан для Карлоса Кастанеды. «Она - учитель. Я - ученик. Она все знала, когда я еще ни черта не знал, когда я был человеком из ниоткуда».
Через полтора года они встретились. И больше не расставались. 8 октября 1975 года, в день 35-летия Джона, Йоко родила ему сына. Леннон обрел спокойствие: «Я свободен, как никогда и готов к новому творчеству». Они жили в унисон - до того самого рокового выстрела в декабре 1980 года.




Любовная страсть или страсть к эпатажу?
Что больше объединяло этих двоих? «Почему никто не верит, что мы просто любим друг друга?», - смеялся Леннон. «Мы просто любили друг друга. - говорит сейчас в редких интервью Йоко. - Все остальное - поп-история.»


Бунтари любили друг друга, за что и поплатились. Смертью одного из них...

Они познакомились на выставке. В комнате с белыми стенами стояла лестница, а к потолку была подвешена лупа. Поднявшись, зритель должен был взять лупу и навести ее на холст, который висел под самым потолком. На холсте было написано одно-единственное слово - «Да». Джон Уинстон Леннон отнюдь не слыл гордостью школы «Кворри Бэнк». Учителя стонали все, как один - мальчишка был не только дерзким, агрессивным, неряшливым донельзя, но еще и очень ехидным. Никто не мог высмеять так, как мог это сделать Джон. Во время уроков он развлекал себя и одноклассников сам.

И тем, что рисовал порнографические картинки, на переменах - курил и стаскивал с девочек трусы.

Мальчиш-плохиш. Дети из приличных семей его сторонились, но Джона это беспокоило мало. Разве могли подобные пустяки волновать мальчишку, который родился во время бомбежки Ливерпуля немецкой авиацией?

Легкое отношение к жизни, похоже, было унаследовано от папы с мамой. Его родители разошлись вскоре после рождения ребенка. Зачем они женились - так до сих пор никто и не знает. Джулия умудрилась опоздать на собственную свадьбу, потому что по дороге к алтарю решила посмотреть кино. Спустя четыре года ее муж Альфред ушел в неизвестном направлении, предварительно, правда, тепло попрощавшись и обещав когда-нибудь вернуться.


Джон Леннон и его первая жена Синтия


Маленького Джона взяла на воспитание тетушка Мими. У них с дядей Джорджем не было детей. Поэтому цели у Мими Смит были самые что ни на есть благородные - вырастить из мальчишки джентльмена. Но все пошло прахом - ее воспитанник был прирожденным бунтарем. Когда не помогали ни крики, ни угрозы, тетушка принималась плакать - и Джон брался за учебники. Но ненадолго. Мими никогда не одобряла его увлечения гитарой. «Гитара - это прекрасно. Но с ней ты никогда не заработаешь себе на кусок хлеба», - ворчала она. Потом, когда «Битлз» станут оглушительно популярными, Джон купит тете огромный особняк на побережье и украсит холл мраморной доской с этими самыми словами.

А пока он возглавляет известную в Ливерпуле банду хулиганов и с огромной радостью встречает возвращение мамы. Еще бы! Ее шуточки и выходки приводили в восторг всех друзей Джона. К примеру, Джулия преспокойно могла появиться с брюками на голове, соорудив из штанин подобие чалмы, и с самым невозмутимым видом прогуливаться по улице. Ее философия заключалась в двух словах - «наплюй и забудь», и с сыном у нее были прекрасные отношения. Когда Джону исполнилось 19 лет, Джулия погибла в ДТП - ее сбил автомобиль полицейского. Началась самостоятельная жизнь, которая не обещала ничего хорошего. Все, что Джону светило - это уличная банда, приют для бедных, тюрьма или психушка...

The Beatles. В жизни бывают такие счастливые повороты, о которых люди не смеют и мечтать. Что это? Подарок судьбы или заслуженная награда? Впрочем, унаследовав от матери ее жизненную философию, Джон вряд ли задавался подобными вопросами.


Йоко и Джон. Лондон, 1970 год


Когда ливерпульская четверка станет известными на весь мир «битлами», Джон Леннон в свойственной ему манере заявит о том, что «Битлз» популярнее, чем Иисус. В 23 года у него было все - мировая слава, миллионы, огромные особняки, в которых насчитывалось по сто комнат. Джона, Пола, Ринго и Джорджа наградят орденами Британской империи, и это станет причиной громкого скандала - десятки кавалеров ордена вернут свои награды правительству Великобритании, искренне не понимая, как можно удостоить такой высокой награды «отребье с окраин Ливерпуля». Премьер-министр Великобритании будет вынужден перенести свой визит в Соединенные Штаты - только потому, что он совпал с гастролями «Битлз» и на фоне всеобщей истерии мог пройти просто незамеченным.

Гастроли превратились в конвейер, приносящий им новые миллионы, их песни одна за другой становились хитами. Юные девушки бьются на концертах в экстазе, а Марк Дэвид Чэпмен, который спустя годы разрядит свой «кольт» в Джона, носит на груди значок «Я - Джон Леннон».

Впервые Джон женился, когда его подружка Синтия, девушка из приличной семьи, случайно забеременела. Она была хорошей любящей женой, которая никогда с ним не спорила и покорно сносила все его выходки. Однако музыкант все чаще стал впадать в депрессию. Его раздражало абсолютно все, включая собственное творчество, а природный сарказм стал цинизмом. Из бунтарей «битлы» превращались в самых обыкновенных обывателей - вполне благополучных и таких же скучных. Джон затосковал. И тут в его жизни появилась Йоко.



Такой вот поцелуй. И скажите, что это не влюбленные...


And I love her. Они познакомились в Лондоне на авангардистской выставке Йоко, пойти на которую Леннону посоветовал Пол Маккартни. На тот момент Йоко состояла во втором браке. Ее судьба складывалась достаточно необычно для японки - девочка с детства была своенравна и тверда, как кремень. Вопреки воле родителей она вышла замуж за талантливого, но нищего композитора, тоже японца. Его карьера не задалась, но, благодаря ему, Йоко познакомилась с нью-йоркскими художниками-авангардистами и решила, что должна посвятить себя именно этому виду искусства. Однако все ее перформансы, хэппенинги и инсталляции вызывают у критиков только кривые усмешки. Йоко впадает в депрессию и неоднократно пытается свести счеты с жизнью. Но верный муж всегда оказывается рядом, чтобы спасти ее.

Йоко происходила из богатой и знатной семьи, которой вовсе не нужны были скандалы. Однако слухи о приключениях непокорной дочери дошли и до Японии. Йоко насильно возвращают на родину и помещают в психиатрическую клинику для лечения от депрессии. Именно там ее нашел Энтони Кокс, большой ценитель творчества молодой художницы. Он приехал, чтобы оказать поддержку. А уехал, увозя в Нью-Йорк жену. К выставкам Йоко появляется интерес. А вскоре у пары рождается дочка. Казалось, что жизнь наконец налаживается. И тут, как гром среди ясного неба - Джон.

Их первая встреча гораздо больше зацепила Йоко, чем Джона. Вернувшись домой к жене Синтии, он поделился с ней впечатлениями о вернисаже, назвав его «гребаной мутью». А вот Йоко поняла, что этот человек послан ей самой судьбой. И стала добиваться его внимания всеми возможными и невозможными средствами. Ее выходки были вполне в духе авангарда. Она часами могла просиживать у ворот дома Леннонов в Кенвуде, ища повод попасть внутрь. Она засыпала Джона письмами с угрозами и требованиями денег. Присылала на почтовых открытках короткие, но глубокомысленные послания: «Я - облако», «Дыши и помни», «Смотри на огни до рассвета».


«Лежачая» демонстрация в защиту мира. Амстердам, отель «Хилтон», 1969 год


И однажды всерьез напугала бедную Синтию, прислав ей посылку. В коробке из-под гигиенических прокладок «Котекс» находилась разбитая чашка, перепачканная красной краской. Йоко, ничуть не смущаясь, могла часами говорить с Ленноном по телефону. У них нашлось много общих тем: социальная несправедливость, поиски художника и творческий кризис, войны.

Кроткая Синтия от всего этого впадала в ступор. А Джона сперва раздражало, потом - удивляло, а потом и заинтересовало. И настал день, когда он наконец понял, почему его так сильно влечет эта сумасшедшая японка. В ней была твердость и целеустремленность его любимой тетушки Мими и легкая придурь его мамаши - дорогой и незабвенной Джулии, которая своими выходками могла дать фору любым авангардистам.

Йоко была старше Джона на семь лет. Но это не помешало ему решить, что начинающая художница нуждается в его крепком плече и дельных советах. Он был восхищен и околдован ею. Какая прямота суждений и независимость от любых мнений! А как она занимается любовью! Летом 1968 года Джон и Йоко стали жить вместе. Свой медовый месяц они провели в Амстердаме, пригласив в свою спальню журналистов, с которыми охотно беседовали, не покидая постели.


Интервью в спальне. Чтобы не отвлекаться от любви...


Джон стал приводить свою подругу на репетиции, чем вызвал настоящую бурю протеста и негодования со стороны участников квартета. Женщины на репетициях - это было негласным табу, которое никто не нарушал. Такой неласковый прием до глубины души оскорбил Джона. В группе уже давно назревали разногласия, которые со временем только усугубились, пока и вовсе не привели к распаду. Появление Йоко этот распад только ускорило.

Но им было хорошо вместе - настолько хорошо, что Джон не уставал повторять, что у них с Йоко одна душа на двоих. И даже при оформлении брака свое второе имя - Уинстон - он заменил на Оно. Их отношения, как отношения любой другой пары, испытывались на прочность. Но всякий раз Джон возвращался. Критики с горечью отмечали, что песни Джона год от года становятся все хуже, однако его это не особенно волновало. Джон Леннон из бунтаря превращался в обычного благополучного человека - сытого и довольного жизнью. Он полюбил дом, обожал возиться с сыном Шоном. И однажды обругал журналистов, которые посмели ему заметить, что он находится под чрезмерным влиянием Йоко.

«Я живу для себя, для нее, для нашего малыша... Если вам это неясно, значит, вы ни хрена не понимаете. Все вот восхваляют «Роллинг Стоунз» - что те уже 120 лет вместе. Ура! Они еще не развелись! А в 80-е начнут спрашивать: «Слушайте, а чего они еще вместе? Они что, сами по себе не могут?». И будут показывать фотографии худющего мужика, который все крутит задницей, и четырех мужиков с подведенными тушью глазами, которые все пытаются выглядеть крутыми... Да это они скоро станут посмешищем - они, а не семейная пара, которая поет, живет, что-то создает вместе!», - говорил он.


Забрезжила респектабельность...


Выстрел. Марк Дэвид Чэпмен был бы ничем не примечательным человеком, если бы не его маниакальное стремление во всем походить на своего кумира - Джона Леннона, в котором, впрочем, он начинал разочаровываться. Чэпмен так же был женат на японке и жил фактически на ее содержании - без денег, без перспектив, без работы и к тому же страдал шизофренией.

Все, что у него было, - это старые записи Джона. Настоящего Джона - бунтаря, хулигана, смельчака и романтика. Тот Джон, которого он видел сейчас, был предателем - сытым и гладким. Идол оказался липовым, а значит, его пора было свергнуть. Но прежде хотелось услышать ответ на свой вопрос: «Это правда, Джон? Ты сдался?».

8 декабря 1980 года Леннон, как обычно, вышел из дома. Его голова была забита предстоящими делами, и, погруженный в свои мысли, он не обратил внимания на человека, который сделал шаг ему навстречу. Убийца окликнул его по имени - и прогремел выстрел.


Марк Дэвид Чэпмен, убийца Джона Леннона


You may say I am a dreamer. Жизнь Джона и Йоко была похожа на один большой хэппенинг: скандалы, ссоры, попытки свести счеты с жизнью, лечение в психиатрических клиниках, участие во всевозможных демонстрациях, проведение лежачих забастовок, борьба за права индейцев…

Были ли эти двое счастливы вместе? Видимо, да. Это и была любовь - настоящая, пусть и не вписывающаяся в рамки общепринятых стандартов и представлений. И потом, стандарты в любви - что может звучать нелепее?

P.S. В 1973 году Йоко Оно приняла решение на время расстаться с Ленноном, чтобы вновь дать возможность обоим почувствовать себя свободными и понять свои чувства друг к другу. Йоко выбрала Леннону в любовницы его помощницу-китаянку Мэй Пэнг (родилась 24 октября 1950 года), которую Леннон считал сексуальной, и отправила их в Лос-Анджелес, где они провели полтора года. Леннон в это время много пил.


Джон Леннон и Мэй Пэнг


Леннон так описывает вынужденную разлуку с Йоко Оно:
«Когда Дон Хуан говорил... когда Дон Оно говорил: «Убирайся прочь! Ты ничего не понимаешь!» - это было вроде ссылки в пустыню. А назад она меня не пускала, потому что я еще не был готов к этому. Я должен был сам с собой разобраться. А когда я был готов, она позволяла мне вернуться.

В начале 70-х мы расстались. Она выгнала меня. Я вдруг оказался один на плоту посреди океана. Сначала я подумал: «Ура! Как это здорово!!! Опять заживу холостяцкой жизнью. Гип-гип ура!». Но однажды я проснулся, и меня пронзила мысль: «Что такое со мной? Я хочу домой!». Но она не захотела принять меня обратно. Вот почему мы жили врозь полтора года, а не полгода. Мы часто разговаривали по телефону, и я, бывало, говорил: «Мне такая жизнь не нравится. Я все время нарываюсь на неприятности. Я хочу домой. Пожалуйста, прими меня обратно!». Но она отвечала: «Ты еще не готов к возвращению».

Судя по последующим высказываниям Леннона, он любил Мэй Пэнг, хоть и другой любовью, нежели Йоко Оно. Леннон так говорил о жизни с Мэй Пэнг: «Я никогда не был так счастлив. Я любил эту женщину».

Противоречивость высказываний Леннона подтверждает, что Йоко Оно была права и временная разлука действительно была им необходима. Леннон должен был решить, что для него важнее - внутренняя свобода или жизнь как следование своему гуру - Йоко Оно. Когда Леннон сделал свой выбор в пользу второго варианта, Йоко разрешила ему вернуться. Это случилось в 1975 году. 9 октября 1975 года, в тридцать пятый день рождения Леннона, у него родился сын, названный Шоном. Джон Леннон решил на несколько лет полностью посвятить себя семье и пожертвовать своим творчеством.


Место убийства. Чэпмен находился на улице около ближних (на этой фотографии) ворот и стрелял в спину Леннону, подходившему вместе с Йоко Оно к дальним воротам


Следующий альбом Джона Леннона «Double Fantasy» вышел лишь в 1980 году. Этому диску суждено было стать последним в творчестве Джона Леннона, жизнь которого оборвалась спустя несколько недель после выхода пластинки.


Йоко Оно, Энди Уорхол и Джон Леннон


















По материалам раздела «Великие истории любви» на леди@mail.ru