Внеклассное мероприятие «Весенние нотки. Внеклассное мероприятие «Весна - красна»

Конспект открытого внеклассного мероприятия в 1 «Г» классе

на тему: «Весна! Весна! И все ей рады!»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г.Йошкар-Ола»

Провела: учитель начальных классов

О.Г.Таныгина

Цели: закрепить знании о весне

1) развивать познавательный и эмоциональный интерес;

2) уметь рисовать пейзаж, строить композицию рисунка, сочетать краски при изображении образов природы; уметь понимать красоту и богатство родной природы;

3) воспитание чувства доброты и сопереживания; воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру;

Оборудование:

Листы бумаги, ручки

Альбомные листы, краски, кисточки

Оформление на доске(запись, пословицы, тема, рисунки, вспомогательные слова-рифмы).

Интрига.

Какое у тебя настроение?

Влияет ли время года на настроение человека?

— Каким оно должно быть весной?

Какими бы красками обозначили свое настроение?

Ход занятия

— Добрый день ребята, уважаемые учителя.

— Приглашаю всех совершить увлекательное путешествие. А чтобы узнать куда мы с вами отправимся, посмотрите на доску, прочитайте запись на доске:

«Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет».

— Как вы понимаете стихи этой пословицы?

Сегодня мы поговорим о прекрасном времени года — весне и все вместе совершим весеннюю прогулку. Тема нашего занятия звучит так: «Весна! Весна! И все ей рады…»

Солнце ласково смеется.
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.

Слышите? Какие замечательные слова! Это зажурчал поэтический ручеек. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет его от столика к столику. (На столе лежат листочки с стихотворениями о весне)

(Каждая группа детей читает по одному стихотворению на весеннюю тему. Кораблик переходит к гостям, которые тоже читают стихи о весне.)

— Ребята, а вы знаете что в природе бывает 3 весны – весна света, весна воды и весна зеленой травы. Весенние месяцы – март, апрель и май. Март – месяц света. С каждым днем все дольше задерживается на небе солнышко, а 22 марта оно светит целых 12 часов, потому, что 21 марта – день весеннего равноденствия. Значит опять, как и 21 сентября день стал равен ночи. Второй весенний месяц – апрель-это месяц воды. Апрель – снегогон, водолей. Теплые дожди смывают зимнюю грязь, согревают землю. А еще апрель называют месяцем туманов.
Все перелетные птицы вернулись домой из теплых стран, хлопочут на гнездах, песни распевают.
А весна с каждым днем убыстряет свой бег.
Май пришел. Вот приволье! Май – месяц зелени и цветов, травник, песенник. Это самый красивый и самый теплый весенний месяц.
Цветут черемуха, вишни, яблони, цветут первоцветы: мать-и-мачеха, медуница, хохлатка. Чуть зазеленеет лес – послышится голос кукушки, а потом и трели соловья.

— Весна – щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудными майскими запахами.

— Ребята, а какие приметы весны вы знаете? (Дети читают пословицы и приметы на листочках)

Март – утро весны.
Как в марте зима не злится, а весне покорится.
Из березы течет много сока – к ненастью.
Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
Длинные сосульки – к долгой весне.

Об апреле.

Апрель – снегогон, водолей, соковик.
Апрель с водою – май с травою.
Не ломай печей, еще апрель у плечей.
Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.

Май холодный – год хлебородный.
Март сухой и мокрый май – будет каша и каравай.

Весенние приметы:

Если весной на крышах при таянии снега образуются сосульки – к продолжительной весне.
Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.
Туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март обещает плодородный год, дождливый – неурожай.
Когда весенняя вода пойдет, а лед держится – это к плохому году.
Ранняя весна – признак того, что летом будет много непогожих дней.

А сейчас о ком пойдет речь вы догадаетесь, разгадав данный кроссворд:

1. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)

2. На когтях на ствол сосновый,
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на вес,
Но не вспыхнул свет в лесу.(Дятел)

3. Верещуньи, белобоки,
И зовут их все …(Сороки)

4. Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: “Тень, тень!”
Угадай-ка, что за птица?
То веселая …(Синица)

5. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши – прячутся, дрожа:
Очень уж суровы
Филины и …(Совы)

В выделенных клетках появляется слово Птицы.

Справка: Есть интересные птицы, которые весной бормочут: “Куплю балахон, продам шубу”. (Косачи, тетерева-самцы. Слова эти подобраны в подражание его песни – бормотанью. Бормочет косач весной и осенью.)

Оказывается, не все перелетные птицы улетают от нас осенью на юг. Некоторые улетают от нас осенью на восток (через Уральские горы), например, маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок – плавунчик).

Птицы – это гонцы весны. А вы знаете, что – птицы единственные животные в мире, которые имеют крылья? (Да, потому что крылья у них – это руки.)

— Особенно красивы песни и танцы птиц весной, в период любви. (Дети под музыку “Канкан” исполняют “Танец птиц”.)

— Ребята, давайте мы с вами узнаем какие птицы к нам прилетают весной? (стихотворения на листочках)

– Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли на нос не садится?
Кто там за плугом носится вскачь? (Грач.)

– Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья.
Его песня, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок полевой, песня)

Это птица никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка, песня)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

— А теперь ребята, давайте поиграем в игру «Найди пару» (поиск лесным зверюшкам еду.)Для этого мы с вами должны вспомнить, чем же питались наши друзья-зверюшки зимой, до прихода зимы.

Белка Шишки

Лиса Грибы

Волк Заяц

— А теперь ребята, мы подходим концу нашей с вами весенней прогулки, но для этого нам придётся нарисовать вместе весенний пейзаж. Давайте вспомним, какие цветы у нас появляются весной. Послушайте внимательно стихотворения и скажите какой цветок вы услышите:

(Подснежник) В шапке белоснежной,
В легком пиджачке
Стоит в лесу подснежник
На босой ноге.

(Первоцвет) Первоцвет весенний –
Желтенький цветок.
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.

Первоцвет весенний –
Ключик от весны,
Не тебе ли снятся
Золотые сны?

Будь же осторожен,
Не сорви его,
Мягкого, душистого
Друга моего.

— А ещё какие цветы у нас появляются весной? (мать-и-мачеха, гусиный лук, …)

— А теперь ребята, мы подходим концу нашей с вами весенней прогулки, но перед тем как прощаться нам придётся нарисовать вместе весенний пейзаж, с помощью цветов, краски… Пока у нас снег за окнами, но уже легко и свободно дышится. Мы с вами видим, что кругом мокрый снег да маленькие лужи. Давайте эти лужи превратим в красивые рисунки. Для этого нам необходимы цветные карандаши. (Творческая работа детей у доски)

— До новых встреч!

Весны вам радостной и нежной
Счастливых дней и розовой мечты,
Пусть дарит март вам даже снежный
Свои улыбки и цветы!

Внеклассное занятие «Здравствуй Весна!»

    Развитие творческих, артистических способностей учащихся;

    Воспитание культуры семейного отдыха;

    Привлечение родителей к участию в воспитательной работе класса, школы;

    Воспитание чувства доброты и сопереживания;

    Воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру;

Расскажу о том, как проходил в моем классе один из праздников, посвященных временам года. В середине февраля ребята получили три зеленых конверта с заданиями:

Рассказать, как птицы встречают весну.
– Какие изменения происходят в жизни растений.
– Как животные встречают весну.

Дети по желанию объединились в группы. Решили, что для выполнения задания им необходимо: выучить стихотворения о весне, выбрать и разучить песни о весне, придумать частушки, собрать весенние приметы, нарисовать рисунки для оформления классной комнаты, изготовить костюмы, головные уборы, маски.

Вся подготовительная работа проводилась отдельно по группам. Родители привлекались не только в ходе подготовки праздника, они исполняли и некоторые роли. И вот наступил день праздника.

Ведущие – родители:

    Снова к нам весна пришла.
    Сколько света и тепла!
    Тает снег, журчат ручьи,
    Скачут в лужах воробьи.
    Потеплело на дворе,
    И раздолье детворе.

    Опять проснулись леса и поля,
    И звенит, и поет, расцветая.
    Под вешним солнцем родная земля.
    Пойдем навстречу весне долгожданной.
    Она лучами растопит снега,
    Она развеет седые туманы
    И разбросает цветы на лугах.

Ученики исполняют школьные частушки:

Четверть третья прошла,
Рады мы по ушки.
И сейчас сидим, поем
Школьные частушки.

А наш Витя непременно
Президентом хочет стать,
Только он пока на карте
Кремль не может отыскать.

У Наташи все в порядке:
На столе, в шкафу, в тетрадке.
Все об этом в классе знают
И от зависти вздыхают.

Николай пример решал,
А Сергей ему мешал.
Вот, ребята, вам пример,
Как нельзя решать пример.

Вася в школу опоздал,
Но не скажет, что проспал,
Просто нынче, как назло,
Слишком поздно рассвело.

По ускоренной программе
Обучается наш класс
Как экспресс, мы мчимся, мама,
Не догонишь ты уж нас.

Задача трудная попалась,
Она от Димы “отбивалась”.
Но Дима так ее “схватил”,
Что за пять минут решил.

Если, Петя, ты потом
Будешь депутатом,
То дневник твой может стать
Жутким компроматом!

Двойкам в наши дневники
Не дадим пробраться.
Обещает третий “Б”
Целый год стараться.

Учитель: Ребята, поздравляю всех с праздником весны, красоты, а также я поздравляю вас с успешным окончанием самой длинной учебной четверти и приглашаю всех совершить увлекательное путешествие. Сегодня мы с вами отправимся в гости к Весне.

Солнце ласково смеется.
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.

Слышите? Какие замечательные слова! Это зажурчал поэтический ручеек. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет его от столика к столику.

Каждая группа детей читает по одному стихотворению на весеннюю тему. Кораблик переходит к гостям, которые тоже читают стихи о весне. На фоне чтения негромко звучит мелодия пьесы П.И.Чайковского из “Времен года”.

Ведущий. Многие писатели и поэты воспевали это время года. Наш поэтический ручеек вливается в музыкальный . Послушайте, как П.И.Чайковский выразил в музыке неповторимую красоту природы. (Музыка звучит громче.) Весну все ждут, зовут, поют песни – заклички.

Дети исполняют один куплет украинской народной песни “Веснянка”.

Мы весняночку поем –
Весну красную зовем.
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем.

В класс входит ВЕСНА. Ее роль исполняет одна из мам.

Весна.

Зовут меня весною – я девушка – Весна.
Иду тропой лесною без отдыха и сна.
Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи.
Чтоб с юга прилетели веселые грачи

Ведущий. В природе бывает три весны; весна света – март, весна воды – апрель, весна – зеленой травы – май.

Весна. Ребята, а какие приметы весны вы знаете?

Дети читают пословицы и приметы.

О марте.

Март – утро весны.
Как в марте зима не злится, а весне покорится.
Из березы течет много сока – к ненастью.
Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
Длинные сосульки – к долгой весне.

Об апреле.

Апрель – снегогон, водолей, соковик.
Апрель с водою – май с травою.
Не ломай печей, еще апрель у плечей.
Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.

О мае.

Май холодный – год хлебородный.
Март сухой и мокрый май – будет каша и каравай.

Весенние приметы:

Если весной на крышах при таянии снега образуются сосульки – к продолжительной весне.
Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.
Туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март обещает плодородный год, дождливый – неурожай.
Когда весенняя вода пойдет, а лед держится – это к плохому году.
Ранняя весна – признак того, что летом будет много непогожих дней.

А сейчас о ком пойдет речь вы догадаетесь, разгадав данный кроссворд:

Вопросы

1. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
(Петух)

2. На когтях на ствол сосновый,
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на вес,
Но не вспыхнул свет в лесу..
(Дятел)

3. Верещуньи, белобоки,
И зовут их все …
(Сороки)

4. Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: “Тень, тень!”
Угадай-ка, что за птица?
То веселая …
(Синица)

5. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши – прячутся, дрожа:
Очень уж суровы
Филины и …
(Совы)

В выделенных клетках появляется слово Птицы.

Справка: Есть интересные птицы, которые весной бормочут: “Куплю балахон, продам шубу”. (Косачи, тетерева-самцы. Слова эти подобраны в подражание его песни – бормотанью. Бормочет косач весной и осенью.)

Оказывается, не все перелетные птицы улетают от нас осенью на юг. Некоторые улетают от нас осенью на восток (через Уральские горы), например, маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок – плавунчик).

Весна. Птицы – это мои гонцы.

А вы знаете, что – птицы единственные животные в мире, которые имеют крылья?

Дети : Да, потому что крылья у них – это руки.

Весна. Особенно красивы песни и танцы птиц весной, в период любви.

Дети под музыку “Канкан” исполняют “Танец птиц”.

Весна. Ребята, а знаете ли вы птиц, которые прилетели к нам на праздник?

Первая группа детей представляет птиц.

Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли на нос не садится?
Кто там за плугом носится вскачь?
(Грач.)

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья.
Его песня, и полет
Вошли в стихотворения.
(Жаворонок)

Это птица никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

Ученик. (В маске скворца.) Ребята вы меня узнали? Тем, кто не узнал, разрешите представиться:

Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня … (скворец)

Двое учеников (поочередно).

Мы вставали ночью даже
Из окна смотрели в сад
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?

А сегодня поглядели
На ольхе сидит скворец.
Прилетели
Прилетели наконец!

Звучит песня “Скворцы прилетели” (сл.М. М. Матусовского, муз. И.Дунаевского).

Весна. Пойду посмотрю, как поживают там мои зверушки. Как они зиму провели.

Вторая группа детей представляет лесных зверей.

Еж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было зимы.

Лиса. А я голодала. Одними мышками питалась. Ну да изредка кур посчитывала в соседней деревне. А что ты кум такой худой?

Волк.

Будешь худ с такой едой.
Я не ел четыре дня.
Увидал обед у пня.
А обед во все лопатки
Припустился от меня.
Вот несчастье, вот беда!
Быстроногая еда!

Лиса. Миша! Расскажи как ты весну чуть не проспал?

Медведь.

Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге,
Спал всю зиму до весны

Еж. И, наверно видел сны?

Медведь.

Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: каплет –
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода.

Еж. Заспешил медведь наружу:

Медведь. Заливает – не до сна.

Еж.

Вылез он и видит лужи,
Тает снег… Пришла Весна.

Слово берет группа “Растения”.

1-й ученик.

В шапке белоснежной,
В легком пиджачке
Стоит в лесу подснежник
На босой ноге.

Подснежник.

Подснежник, подснежник
Проснулся в лесу.
Подснежник, подснежник
Встречает весну!

2-й ученик.

Бедненький подснежник,
Спят еще цветы.
Смотри – в такой одежде
Подхватишь насморк ты!

Подснежник.

А вот мне не спится,
Разве тут до сна?
Ведь может заблудиться
Без меня весна.

Первоцвет.

Первоцвет весенний –
Желтенький цветок.
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.

Первоцвет весенний –
Ключик от весны,
Не тебе ли снятся
Золотые сны?

Будь же осторожен,
Не сорви его,
Мягкого, душистого
Друга моего

Учитель. Как легко и свободно дышится весной в лесу. Ребята, пока не было Солнышка, лили проливные дожди, кругом остались лужи. (Дети получают листы с наклеенными лужами.)

Давайте эти лужи превратим в красивые рисунки. Для этого нам необходимы цветные карандаши. (По окончании творческой работы устраивается выставка работ.)

Ведущий:

Вот и подошло к концу наше выступление.
Думаем, вам было очень интересно,
Дорогие гости, милые, хорошие!
Спойте эту песню вместе с нами весело.

Дети исполняют песню “Летят перелетные птицы”.

Весна. Спасибо вам, люди добрые, люди славные! За ласку вашу, за веселье широкое. Пусть все идет своим чередом. Желаю вам доброго здоровья, успехов в делах ваших. Многие вам лета!

Весны вам радостной и нежной
Счастливых дней и розовой мечты,
Пусть дарит март вам даже снежный
Свои улыбки и цветы!

Ведущий: Спасибо тебе, Весна! Мы рады встрече с тобой, твоему солнцу, голубому небу, цветам и пенью птиц.

Дети хором:

Славься, Весна, славься, красна,
Цари и здравствуй… твой черед!
Пусть вся земля ликует и цветет!

Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе «Весна идёт! Весне дорогу!» (1-2 класс)


Автор : Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №19, город Краснодар
Цель : формирование представлений о весеннем времени года, о признаках весны.
Задачи: познакомить с народными приметами весны, астрономическим календарём, весенними праздниками;
-создать условия для ознакомления с весенними месяцами и их различиями;
-воспитывать бережное отношение к природе и ценить красоту родной природы;
-познакомить с перелётными птицами родного края;
-развивать умения различать изменения в природе, происходящие весной.
Оборудование: репродукции картин с весенними пейзажами, выставка детских рисунков на тему «Весна-красна», плакат с кроссвордом, картинки «Птицы», слайд-шоу «Весенние пейзажи», аудиозаписи из фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского, жетоны, эмблемы.

Сценарий мероприятия

1. Организационный момент.
Учитель. Как воздух чист! Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой слепит мне очи он.
Как высоко на крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака!
Шумят ручьи, блестят ручьи!
Взревев, река несёт на торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Под солнце самое взвился и в яркой тишине
Незримый жаворонок поёт заздравный гимн…
Ученики. ВЕСНЕ!


Учитель. Сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года, о времени пробуждения природы – весне.
2. Чтение подготовленных учащимися стихотворений.
Ученик 1. Сергей Городецкий «Здравствуй, весенняя первая травка!»
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу? Знаю, y вас там веселье и давка.
Дружно работают в каждом yглy.
Высyнyть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.
Ученик 2. Генрих Сапгир «Тише всех»
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха. И конечно, Бегемот
Тихо так прийти не смог.
Дождь идёт, стучит по крыше.
Ход часов мы тоже слышим.
У часов обычный шаг: тик-так, тик-так.
Но никто из нас не слышал, как листок из почки вышел.
И конечно, и конечно, поутру порою вешней
Вы услышать не могли, как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки, тихо вышли из земли.
Кто там выглянул молчком кверху белым колпачком?
Смотрят Заяц и Зайчиха, как подснежник вышел тихо.
И повсюду тишина. Это так, а не иначе.
Это значит, это значит, тише всех пришла ВЕСНА!


3. Знакомство с народными названиями и приметами весны.
Учитель. Весна - одно из четырёх времён года, после зимы и до лета. Включает в себя три месяца: март, апрель, май.
В марте ещё лежит много снега, но на солнце верхняя часть покрывается коркой и всё больше образуются проталины. Поэтому март называют Протальник.


(Звучит тихая мелодия фортепианной пьесы «Подснежник» П.И.Чайковского)
Учитель. А знаете, что в народе говорят о марте?
Март – февралю-бокогрею меньшой брат.
В марте щука хвостом лёд разбивает.
Март – ветронос, водотёк, грачевник.
Март и снегом сеет, и солнцем греет.
(Демонстрация репродукцииА.К.Саврасова «Грачи прилетели»)
Ученик. К нам вернулись грачи! Слушай их и молчи.
Наступила весна – им теперь не до сна.
В поле выбежал конь, грива – словно огонь.
Наступила весна – и ему не до сна.


Учитель. Какой месяц сменяет март? Что изменится в природе? В апреле день стремительно растет, а солнце еще сильней пригревает, снег стремительно тает и всюду журчат ручьи. Вот и месяцу дали название Снегогон.
Вот что об этом говорит народная мудрость:
Апрельские ручьи землю будят.
Мокрый апрель – хорошая пашня.
В апреле земля преет – ветренно и теплом веет.
(Демонстрация репродукций с весенними пейзажами)
Ученик. Как после мартовских метелей, свежи, прозрачны и легки,
В апреле – вдруг порозовели по-вербному березняки.
Весенним заморозком чутким подсушен и взбодрён лесок.
Ещё одни, другие сутки, и под корой проснётся сок.
И зимний день берёзовый зальётся пеной розовой.


Учитель. Какой же месяц самый цветущий, самый яркий и нарядный?
Ученики. Май.
Учитель. В мае природа пробуждается, цветут деревья, распускаются цветы и растут травы. От того и месяц прозвали Травень.
О мае пишут ласково, и весело. Солнышко греет, земля – благоухает, зацвели сады, не смолкает дружный хор певчих птиц. Это так бодрит и радует!
4. Игровой момент.
А сейчас мы поиграем в игру «Карусели». Повторяйте за мной и двигайтесь, чтобы карусели не сломались.
Еле-еле-еле-еле закрутились карусели.
(Медленно кружатся в правую сторону)
Завертелись каруси еле-еле-еле-еле.
(Медленно кружатся в левую сторону)
А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали и руками помахали.
(Темп речи идвижений постепенно ускоряются. Бег на месте)
Тише-тише, не спешите, карусель остановите.
(Темп движений постепенно замедляется. Шаг на месте.)
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
(На слове «раз-два» все останавливаются, кланяются, хлопают в ладоши, садятся.)
5. Знакомство с астрономическим календарём и народными празниками.
Учитель. А вы знаете, что астрономическая весна наступает позже календарной - во время весеннего равноденствия, 20 марта и продолжается до летнего солнцестояния, 21 июня.
До XVIII века в Московском государстве весна отсчитывалась от Благовещения 25 марта до Рождества Иоанна Предтечи 24 июня.


А весенние праздники отмечали по следующим дням: 1-17 марта - Перелом зимы.
18 марта - 15 апреля - Снеготаяние.
16 апреля - 5 мая - Оживление весны.
6 - 21 мая - Разгар весны.
22 - 31 мая - Предлетье.
(Слайд-шоу «Весенние пейзажи»)
6. Беседа о птицах. Кроссворд.


Ученик. Ветерок у самого лица…
Шлёт весна – красавица гонца.
А гонцом на вороном коне мчится грач! Поёт он о весне!
Учитель. Согласно "Лесному календарю В. Бианки" весна - время массового прилета птиц на родные гнездовья. Первыми прилетают птицы, улетевшие последними, а последними - улетевшие первыми: грачи, скворцы, жаворонки, зяблики, трясогузки, чайки, чибисы, сороки, журавли, горихвостки, дрозды, овсянки, дикие гуси, утки, коршуны, бекасы-кулики, соловьи, ласточки, стрижи, зарянки, кукушки и т.д.
Последними прилетают птицы, имеющие яркое оперенье, - зимородки, варакушки, чеканчики, камышовки, малиновки и другие. Самыми последними прилетают иволги, уже тогда, когда деревья покрываются яркой молодой листвой.
(Демонстрация иллюстраций с изображением перечисленных птиц.)
Кроссворд «Птицы» по картинкам
1. Красногрудая птица, которая любит полакомиться калиной. (Снегирь)
2. Птица, которая кашу варила и деток кормила. (Сорока)
3. Ночная птица. (Сова)
4. Птица, которую часто путают с ласточкой. (Стриж)
5. Кто живёт в скворечнике? (Скворец)
6. Маленькая желтогрудая птичка. (Синица)
7. Конкурс знатоков весны.


Учитель. Предлагаю конкурс. Все желающие отвечают на вопросы и получают жетон за правильный ответ. Победит тот ученик, у которого окажется наибольшее количество жетонов.
Вопросы к конкурсу:
1. Какие деревья носят серёжки? (тополь, берёза, ольха)
2. Как называют раноцветущие растения? (первоцветы)
3. Почему их так называют? (они самыми первыми растут)
4. Как называются домики птиц? (гнёзда)
5. Что помогает распуститься листьям весной? (свет, тепло, влага)
6. Когда в лесу услышишь первые «ку-ку2? (в апреле)
7. Когда прилетит первая ласточка? (в апреле)
8. В каком месяце головки одуванчиков покрываются белым пушком? (в мае)
9. Когда услышишь первый гром? (в мае)
10. В каком месяце цветут ландыши? (в мае)
11. Когда побегут весенние ручейки? (в марте)
(Подведение итогов конкурса. Подсчитываются результаты и определяется победитель, который награждается эмблемой «Знаток весенней природы»)


8. Заключительное слово учителя.
Понравилось ли вам наше мероприятие? Какое настроение у вас преобладало? Как думаете, что вам позволило получить заряд бодрости, радости, здоровья и хорошего настроения? Да, это весна! Вот она какая. Как Волшебница, способная дарить улыбку, веселье, тепло и торжество.
Динь! Дон! Динь! Дон! Это что за нежный звон?
Это пролесок-подснежник улыбается сквозь сон!
Это чей пушистый луч так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей улыбаться до ушей?
Это чья же теплота, Чья такая доброта
Заставляет улыбаться Зайца, кyрицy, кота?
И по какому поводу? Идёт Весна по городу!
И y пyделя- yлыбка!
И в аквариyме рыбка улыбнyлась из водицы.
Улыбка необъятная -До чего приятная!
Вот и полyчается, что не помещается
На одной странице такой длины,Вот такой ширины!
А по какомy поводy?
Идёт Весна по городy!
Весна Мартовна Подснежникова, Весна Апрелевна Скворешникова,
Весна Маевна Черешникова!
Учитель. Спасибо за внимание! Всего самого наилучшего!

Внеклассное мероприятие на тему: Весна в начальной школе

Внеклассное мероприятие "Весеннее путешествие". Сценарий.

Скабара Галина Анатольевна учитель начальных классов
Место работы: МБОУ СОШ №29 д.Беляниново Мытищинского р-на МО

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 2-3 классов "Весеннее путешествие"


Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
(А.С. Пушкин)
Дорогие коллеги, хочу представить Вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия "Весеннее путешествие". Внеклассная работа занимает важное место в жизни школьника. Одним из ее направлений являются школьные праздники и мероприятия. Они помогают каждому ребенку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе, обогащают знания детей об окружающем мире, помогают развивать у них мышление, воображение, эстетический вкус. Дети учатся понимать и принимать товарищей такими, какие они есть, работать в группах. Понимая, что он них зависит успех праздника, они чувствуют ответственность за свои действия.
Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов и организаторов внеклассной работы.
Цель: Формирование познавательного интереса младших школьников.
Задачи: - систематизировать знания о весенних изменениях в природе;
- познакомить с обрядами и традициями русского народа, связанными с весенними изменениями в природе;
- показать мудрость русского народа, выразившуюся в поговорках, пословицах, закличках;
- прививать любовь к искусству, живописи;
- развивать интерес к книге, чтению;
- формировать читательскую культуру;
- способствовать развитию интеллекта, кругозора, познавательного интереса, умения работать в группах-командах, обогащать словарный запас детей;
- воспитывать любовь к художественному слову, к родной природе, чувство любви к Родине.
Подготовка к мероприятию: - прочитать произведения: Н. Сладков "Ивовый пир", И.С. Соколов-Микитов "Русский лес", Г.А. Скребицкий "Четыре художника", И.С. Шмелёв "Мартовская капель";
- подготовить карточки с отрывками из этих произведений;
- подготовить конверты с пословицами;
- ученики разучивают стихи о весне;
- на уроках чтения и русского языка познакомить учеников с пословицами и поговорками о весне;
- вырезать из цветной бумаги цветы для конкурса;
- подготовить слайды с репродукциями картин русских художников и с картинками весенних цветов и птиц;
- подготовить 4 набора цветных карандашей и листы бумаги формата А4 для конкурса;
- дети делают пригласительные открытки для родителей;
- родители пекут печенье к мероприятию и покупают сувениры, готовят грамоты;
- перед мероприятием из родителей выбираются члены жюри.
Ход мероприятия:
Ведущий: Ребята, сегодня мы совершим удивительное и увлекательное путешествие. А вот куда, вы догадаетесь сами, когда внимательно послушаете это стихотворение.
Пришла, улыбнулась –
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
Взревев, за работу
Взялись трактора,
А птицы пропели:
"Вить гнёзда пора!"
Итак, это… (Ответ детей: Весна)
Мы совершим путешествие в волшебный мир Весны, наполненный яркими красками и прекрасными, незабываемыми звуками.
Начинаем наше "Весеннее путешествие", и первая станция, на которой мы остановимся – это станция "Рассказово".

Ребята, не так давно мы с вами читали интересный рассказ Виталия Бианки, который называется "Три весны". Оказывается, в природе существуют целых "три весны"! Давайте вспомним, как же они называются. (Ответы детей: весна полевая, весна речная, весна лесная.)
Молодцы! Вы все верно запомнили. А ещё эти периоды можно назвать по-другому – весна света, весна воды, весна зелёной травы.
Раньше людям жилось намного труднее, чем нам с вами. Каждое время года было наполнено трудностями и испытаниями, а особенно зима: многим не хватало еды, дров, теплой одежды. И вот, когда наступала весна, у людей появлялась надежда на лучшую жизнь, на хороший урожай, и именно поэтому народ издревле отмечал приход весны яркими красивыми обрядами, веселыми и шумными праздниками.
А какой будет эта весна? Теплой, солнечной и легкой? Или холодной, дождливой и безрадостной? А ведь от этого зависело, каким будет урожай в этом году, достаточно ли будет корма для домашних животных и можно ли будет сделать запасы на следующую зиму. Именно поэтому люди с древних времен внимательно относились к изменениям в природе. Знание примет помогало крестьянам определять, какая погода будет летом, осенью, в каждом отдельном месяце. Это позволяло им планировать свою работу, так как в сельском хозяйстве многое зависит от погодных условий. Каждый месяц в старину на Руси носил своё название.
Давайте послушаем об этом рассказы наших мудрых предков. (Дети, одетые в русские народные костюмы, рассказывают о весенних месяцах.)
А кто из них начнет свой рассказ первым, вы узнаете, отгадав загадку.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
1 ученик: Март – первый месяц весны.
Давным-давно, в старину, март называли: Солнечник, Капельник и Протальник.
В марте еще повсюду синевой отливают большие сугробы снега, сильны еще по ночам морозы и бодрит морозное утро, но по тому, как все ярче и теплее пригревает солнце, как с каждым днем звонче и веселее капает капель, мы все явственнее ощущаем приближение красавицы-весны.
Март богат своими приметами и праздниками.
14 марта – "На Евдокию погоже – все лето пригоже". По народным приметам, если на Евдокию идет дождь или снег – лето будет дождливым, и наоборот, солнечный день 14 марта предвещает хорошее, сухое лето.
22 марта – день весеннего равноденствия, День "40 святых". Если день теплый – будет 40 теплых дней, а холодный – 40 холодных. У славян существовало поверье, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, которые на крыльях приносят весну, поэтому на Руси выпекали из теста весенних птичек – жаворонков, и мазали их сладким душистым мёдом.
Ведущий: Ребята, а сейчас мы с вами узнаем, о каком месяце будет следующий рассказ.
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришёл… (Апрель)
2 ученик: Апрель – второй месяц весны.
В народе его называли "месяц-водолей", снегогон, месяц вскрытия рек и половодья, птичьих песен, лесных подснежников.
Древнерусское название этого месяца красивое и звучное – цветень; ведь в этом месяце появляется первая зелень, и зацветают некоторые растения. Наши предки также называли этот месяц берёзозолом, считая его злым для берёз, так как в это время начинали заготавливать берёзовый сок.
В апреле также есть свои особые даты и приметы.
1 апреля – Международный день птиц. Также на Руси его называли "Дарья-грязные проруби", потому что в это время бурные мартовские ручейки весёлыми потоками устремлялись в реки, пруды, озёра и чистая зимняя водичка становилась взбаламученной: грязной, ни попить её нельзя, ни бельё прополоскать, так как бельё в давние времена полоскали в прорубях.
7 апреля – один из больших православных праздников – Благовещение. В этот день люди выпускали из клеток птиц, веря, что это принесет им много добра, счастья и удачи. Данный обычай сохранился у нас и по сей день.
Ведущий: Ребята, давайте послушаем рассказ о последнем весеннем месяце.
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
Вас теплом встречает май.
3 ученик: Месяц май – конец весне, лету начало. Это месяц первых гроз, обновления земли, зеленого шума.
Древнерусское название месяца – Травень. И действительно всё вокруг покрывается зеленью и цветами. Май радует нас приятными запахами, удивляет своей красотой, дарит первую грозу.
Одним из майских праздником в старину был семик, во время которого приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ. Важное место в этом празднике занимала любимая всеми берёза, которая считалась символом неисчерпаемой жизненной силы. Девушки заплетали берёзу венками, водили вокруг неё хороводы, "сестрились" – брали её в сёстры за её привлекательность и красоту, которыми она радует всех с ранней весны до поздней осени. В дом приносили березовые веточки, которые засушивали и хранили в укромном месте весь год.
9 мая мы отмечаем прекрасный, почитаемый всеми россиянами праздник – День Великой Победы, день вечной памяти.
24 мая – Вознесение Господне и Мокей Мокрый. Этот день является показателем погоды на все лето. Если этот день дождливый или туманный – то и лето будет сырым – "Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее".
Ведущий: Сколько всего интересного мы узнали с вами о весне. Теперь можно и поиграть. Объявляю конкурс пословиц и поговорок.
Конкурс "Собери пословицы и поговорки"
Дети работают в группах-командах. Каждая команда получает 2 конверта. В одном – начало пословиц и поговорок, а в другом – окончание. Работают в течение 5 минут, родители могут помочь детям. Затем ребята зачитывают получившиеся пословицы и поговорки. Жюри, состоящее из родителей, оценивает результат.
Примерные пословицы и поговорки о весне для конкурса.
Март сухой и мокрый май – будут каша и каравай.
Март не весна, а предвесенье.
Зима весну пугает, да сама тает.
Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
Синее небо в апреле – к теплу и дождю.
Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
Ласточки прилетели, скоро гром загремит.
Весна-весница – подснежников царица.
Май холодный – год хлеборобный.
Дождь в мае – жди урожая.
Май леса наряжает, лето в гости приглашает.
Грач на горе – весна на дворе.
Ведущий: Ребята, какие же вы молодцы! Вы замечательно справились с этим сложным заданием.
Давайте продолжим наше путешествие. И следующая станция в загадочном и волнующем мире Весны, на которой мы сделаем остановку, называется "Библиотечная".

Весна – это время красоты, пробуждения, всевозможных красок, чарующих звуков, незабываемых ароматов. Мы в это время ощущаем прилив сил, творческий подъем, вдохновение, нам хочется творить и делать наш мир еще лучше и добрее.
Писатели и поэты, так тонко чувствующие и понимающие мир, посвятили немало произведений весне. Весне, которая преображает все вокруг, делает милее и краше нашу землю, освобождает мир от зимней спячки, наполняет его пением птиц, ароматом трав и цветов, раскрашивает в прекрасные яркие краски, пробуждая в нас самые замечательные качества.
Ребята, давайте послушаем стихи известных поэтов о весне.
(Ученики читают стихи о весне)
4 ученик: С. Маршак
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
Разбегайтеся, ручьи!
Растекайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
5 ученик: З. Александрова
Капель

На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идёт апрель, звенит капель,
В лесу у нас весна.
По снегу капельки стучат:
- Подснежник, полно спать!
А шубки белок и зайчат
С утра мокры опять.
И, замедляя хитрый бег,
Идя по снегу вброд,
Проваливаясь в талый снег,
Лиса из лунки пьёт.
Жемчужинки слетают вниз:
"А ну, ловите нас!"
Весь в дырочках от светлых брызг
Под ёлкой хрупкий наст.
Но всё же март, а не апрель
Лишь солнышко зайдёт,
Смолкает звонкая капель
И вновь на ветках лёд.
6 ученик: Я. Аким
Апрель

Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня – прямиком
Шлёпает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
"Скоро, скоро быть теплу!" -
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба…
7 ученик: В. Жуковский
Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
– Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!
8 ученик: И. Бунин
После половодья

Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
9 ученик: С. Городецкий
Первая травка

Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, у вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом углу.
Высунуть листик иль синий цветочек,
Каждый спешит молодой корешок:
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.
Ведущий: Ребята, какие вы молодцы! Какие красивые стихи вы выучили. Превосходно!
Думаю, настало время проявить вашу сообразительность, фантазию и оригинальность.
Конкурс "Мини-обложка для книги"
Дети работают в группах. Они получают карточку с отрывком одного из произведений: Н. Сладков "Ивовый пир", И.С. Соколов-Микитов "Русский лес", Г.А. Скребицкий "Четыре художника", И.С. Шмелёв "Мартовская капель". Нужно по отрывку смоделировать обложку для книги, в которой бы указывался автор и заголовок произведения, а так же небольшая картинка, соответствующая теме произведения.
1 карточка: Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветви берёз. Всё больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые прилётные птицы, токуют в глухих местах тяжёлые глухари. Опавшей хвоею осыпан под елями ноздрястый снег. На лесных полянах первые появились проталины. На обнажившихся кочках видны зелёные крепкие листочки брусники. Кое-где на пригорке начинают зацветать, ковром разрастаются подснежники-перелески. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды. (И.С. Соколов-Микитов "Русский лес")
2 карточка: Шмель прилетел – неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут.
Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолётики.
Жуки какие-то копошатся.
Мухи жужжат.
Бабочки крылья распластали.
Шершень на слюдяных крыльях полосатый, злой и голодный, как тигр.
Все гудят и торопятся… (Н. Сладков "Ивовый пир")
3 карточка: И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.
Все оживает кругом. Почуя тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы. (Г.А. Скребицкий "Четыре художника")
4 карточка: Прилетели грачи, – теперь уже пойдет, пойдёт. Скоро половодье хлынет, рыбу будут ловить намётками – пескариков, налимов, – принесут целое ведро. Нынче снега большие, все говорят: возьмётся дружно – поплывет всё Замоскворечье! Значит, зальет и водокачку, и бани станут… будем на плотиках кататься. (И.С. Шмелёв "Мартовская капель")
Ведущий: Какие красочные и нарядные получились у вас обложки. Отдадим их нашему жюри, а сами отправимся дальше.
Следующая станция – "Вешние звоны".

В мае все поёт, играет, пляшет. Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды. Барабанят дятлы, жужжат пчёлы и шмели, урчат и квакают лягушки. Дивное это время!
Рассказ учеников сопровождается демонстрацией слайдов с картинками птиц.
1 ученик: Весенний парад птиц открывают грачи – первые посланцы весны.


Появляются эти темно-синие птицы у нас обычно во второй половине месяца. Вслед за грачами появятся и вторые вестники весны – скворцы и жаворонки.



В парках и скверах, на улицах города слышны голоса вестников весны. Вернувшиеся с зимовок птицы, начинают постройки новых гнезд и ремонт старых.
Апрель величают птичьим месяцем. В первых числах апреля обычно прилетают зяблики – самые многочисленные птицы наших лесов.


Вскоре после прилета всюду в лесах, садах и парках уже можно услышать их веселую песню. А ещё в начале апреля, едва только появятся у речных берегов и в полевых озерках вода, прилетают чайки, утки-кряквы.
2 ученик: Вместе с зябликами прилетают дрозды, позднее появляются и маленькие, шустрые белые трясогузки.


На Руси называют эту милую, нарядную птичку «ледоломкой». Считалось, будто своим длинным подрагивающим хвостом белая трясогузка ломает лед. Эти маленькие, шустрые птички уничтожают большое количество насекомых.
Месяц май в народе называют "веселым" месяцем. Намного оживленнее становятся леса, луга и поля, так как в этом месяце прилетают к нам и последние перелетные птицы: в начале месяца кукушки, сизоворонки, ласточки, соловьи. Соловьи летят только по ночам, а значит, к нам прилетят тоже ночью. Вслед за ними, к нам спешат перепела, коростели, малиновки. Стрижи и иволги вернутся последними. По скорости полета стрижи занимают первое место среди птиц.
Ведущий: Весну все ждут, зовут и поют ей песни-заклички.
Люди кликали птиц, чтобы летели да на крыльях весну принесли.
Жаворонки, прилетайте.
Жаворонки, прилетайте,
Холодную зиму унесите,
Тёплую весну принесите!
Нам зима-то надокучила,
Без хлебушка замучила,
Холод-стужу напустила,
Всю скотину поморила.
Ребята, давайте встанем все вместе в круг и позовём весну, исполняя народную песню "Веснянка". А родители могут нам помочь.
Дети встают в круг и поют песню-закличку.
Ой, бежит ручьем вода –
Нету снега, нету льда. (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Ой, вода! Ой, вода!
Нет ни снега, нет ни льда. (Один раз кружатся вокруг себя)
Прилетели журавли (Бегут по кругу друг за другом, взмахивая руками, как крыльями)
И соловушки-малы. (Присаживаются по ходу движения на колено, складывая ладошки рук за спиной)
Журавли, журавли
И соловушки-малы. (Хлопают в ритм мелодии в ладоши)
Мы весняночку поем, (Дети сужают круг)
Весну красную зовем. (Расширяют круг)
Ой, поем! Ой, поем! (Хлопают выпрямленными руками над головой)
Весну красную зовем. (Кружатся вокруг себя)
С окончанием пения поднимают руки в стороны – вверх, как бы раскрывая их солнышку.
Ведущий: Ребята, у нас прекрасно получилось позвать весну. С каждой минутой весна становится все ближе и ближе. Вот уже начали распускаться первые цветы, и мы с вами оказались на станции "Цветочная".

Ученики рассказывают о первоцветах. Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов с картинками цветов.
1 ученик: Один из первых цветков весны – мать-и-мачеха – ценное лекарственное растение и прекрасный медонос.


Листья еще не появились, а на пушистой ножке распускаются радующие глаз "маленькие солнышки"-соцветия. И лишь когда цветы отцветут, появятся зеленые листочки – сверху гладкие и холодные, а снизу пушистые и мягкие. Именно по этим листочком мать-и-мачеха и получила свое название.
Не на много отстает от мать-и-мачехи красочный, красивый цветок со сладким ароматом – медуница.


На стебельке расположено много мелких, разноцветных цветочков. Сначала они розовые, потом лиловые и фиолетовые, а отцветая, становятся синими. Стебли и листья медуницы покрыты волосками, которые делают их шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов. Любят это растение пчёлы и шмели за обильный для ранней весны нектар, за что люди и называли этот цветок ласково "медунчиком", "синеньким корешком". Полное название этого растения – медуница лекарственная.
2 ученик: Ранней весной также радуют нас своей яркой, красочной окраской первоцветы, или, как их ещё называют, примулы, что значит – "первые".


А народ дал им красивое звучное название – "баранчики-ключики", потому что листья у них мягкие, как шёрстка барашка, а ярко-жёлтые цветки собраны вместе, как связка золотых ключей, которыми можно открыть весной двери к тёплой погоде, к лету. Они не боятся холода и хорошо себя чувствуют даже возле снега.
На городских клумбах расцветает нежно-белый нарцисс, а за ним загораются ярким пламенем тюльпаны. Кроме привычного красного цвета, тюльпаны могут быть белыми, малиновыми, лиловыми, жёлтыми и даже чёрными.
В мае приятный сильный запах сообщает, что зацвел душистый ландыш.


Листья и ягоды ландыша ядовиты, а в медицине их используют для приготовления лекарств. В старину верили, что ландыши растут там, где сказочные герои побеждали грозных драконов. А в русской былине "Садко" опечаленная царевна Волхова выходила на берег Ильминского озера и проливала о Садко горючие слёзы. Из её слезинок и вырастали белоснежные цветы.
Ведущий: Ребята, давайте с вами поможем весне разукрасить наш мир яркими красками и создадим нарядные весенние клумбы.
Конкурс "Весенняя клумба"
Дети работают в группах-командах. Каждая команда получает конверты, в которых лежат (вырезанные из бумаги) стебли, листья и цветы тюльпанов. По команде начинают собирать растения и высаживать их на клумбу. Кто сделает правильно и аккуратно, та команда и побеждает.
Ведущий: Какие необыкновенные клумбы у вас получились. А пока наше жюри оценивает ваши дизайнерские работы, мы отправимся с вами дальше – на станцию "Художественная галерея".

Ребята, сейчас мы мысленно перенесемся в художественную галерею.
Поэты и писатели выражают свои чувства к весне словами, а художники – красками.
Экскурсовод Маша познакомит нас с работами талантливых художников-живописцев.
(Ученица 4-5 класса на слайдах показывает репродукции картин и кратко рассказывает о них)
Экскурсовод: Весна волновала сердца настоящих художников, поэтому они радостную пору пробуждения природы воспели в своих прекрасных картинах. Предлагаю вам всмотреться в их шедевры.


Алексей Константинович Саврасов – является одним из крупнейших русских пейзажистов. В своих картинах он сумел передать красоту городских и сельских мотивов. Одно из лучших его творений – картина "Грачи прилетели". Перед нами маленький уголок русской природы. На переднем плане группа берёз. За ними среди низких строений возвышается колокольня деревенской церквушки, вдали-потемневшие весенние поля. Воздух прозрачен, небо светло-голубого цвета с высокими облаками. Растаял на пруду лёд. Стая прилетевших грачей, первых вестников весны, с шумом опустилась на голые ветки берёз и приступила к ремонту старых гнёзд.


Ученик Алексея Константиновича Саврасова, талантливый русский художник. Исаак Ильич Левитан, так же, как и его учитель, все свои картины посвятил русской природе.
В 1895 году Левитан написал свою весну – весну света и солнца – картину "Март". На этой картине изображен первый месяц весны, но ещё видны следы зимы. Это сугробы снега, голые деревья и лошадь ещё запряжена в сани. Солнце, которое своими лучами озарило все вокруг, голубое небо, весенняя капель, скворечник на берёзе, который готов принять жильцов – все это создает радостное и весеннее настроение. Впереди приятная пора света, тепла, зелени. Художнику с помощью красок (жёлтых, голубых, зелёных) удалось изобразить начало весны.
Вот ещё одна картина Левитана.


Картина Исаака Левитана "Весна. Большая вода" относится к числу самых значительных произведений художника.
На картине изображено половодье, когда вода затопила прибрежные области – и березовую рощицу, и поля, и часть деревни. В воде, спокойной и неподвижной, как в зеркале, колеблясь, отражается и весеннее голубое небо, и тонкие голые стволы и ветви деревьев, которые кажутся нам такими вытянутыми и причудливыми.
На переднем плане – забытая лодка, а где-то очень далеко – высокий берег со скромными деревянными избами и несколько затопленных деревенских построек. Словно живые, трогательно и доверчиво ожидают березки чего-то хорошего, что принесет им весна.
Пейзаж наполнен светлыми, чистыми красками, характерными для весенней русской природы. Колорит полотна образован тончайшими переходами оттенков: голубого, зеленого и желтого. Самым разнообразным является голубой цвет – для изображения неба и воды Левитан выбирает самые разнообразные оттенки: от молочно-белого до темно-голубого.
Картина Левитана "Весна. Большая вода" рассказывает о весеннем воскресении природы, и большая светлая радость исходит от него, наполняя нас оптимизмом, спокойствием и желанием жить.


В своём творчестве Константин Федорович Юон большое внимание уделял родной природе. Удивительной и неповторимой предстает русская природа на его картинах, и это ощущаешь глядя на картину "Весенний солнечный день".
На картине изображена ранняя весна. Еще лежат огромные сугробы снега. Небо высокое, яркое, синее-синее. Солнце светит по-весеннему ярко. Его свет освещает окружающий мир: деревья, дома, людей, высыпавших на улицу и радующихся теплу. Первые вестники весны - грачи, которые облюбовали себе ветки деревьев,- подтверждение тому, что весна скоро вступит в свои права.
Детвора еще увлечена зимними забавами. Одни лепят снеговика, другие катятся на санках, но на улице много людей, которые просто любуются солнечным днем, наслаждаются весенним теплом.
Ведущий: Ребята, давайте все вместе скажем спасибо нашему экскурсоводу. Мне кажется, она прекрасно справилась со своей задачей.
Конечно, это далеко не все картины русских художников о весне. Их создано огромное количество, и каждая из них по-своему хороша.
Но время нашего путешествия подошло к концу. Надеюсь, оно вам понравилось. И мы с таким же удовольствием и азартом отправимся с вами в следующее путешествие. А сейчас настало время приятных сюрпризов. Наше уважаемое жюри объявит результаты конкурсов.
Родители – члены жюри объявляют победителей и награждают участников грамотами по номинациям: "Лучший знаток пословиц и поговорок", "Самый внимательный читатель", "Лучший цветовод", "Лучший оформитель", "Лучший чтец".
Родители дарят всем ребятам сувениры – птички-свистульки.

Ведущий: Ребята, вы молодцы! Вы активно участвовали в конкурсах, прекрасно справились со всеми заданиями, очень внимательно слушали своих товарищей. Каждый из вас проявил свои знания, способности, оригинальность. Надеюсь, что все участники нашего путешествия получили огромное удовольствие и положительные эмоции. А сейчас настало время чаепития, не обычного, а с замечательным, ароматным печеньем, которое называется "жаворонки".Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Птица Эму

«Встреча Весны» сценарий праздника в начальной школе.

Цель: Познакомить учащихся с тремя встречами весны по народному календарю.

1. Дать понятие о старинном весеннем новом годе.

2. Показать, что любимым украшением весенних праздников является образ птицы.

Дети-ведущие, Весна одеты в народные костюмы. Родители организуют выпечку жаворонков.

Ход праздника.

Учитель:

Сегодня к нам на праздник придёт гостья.

Отгадайте, кто она: «Была белая да седая, пришла зелёная, молодая» (Весна)

Выходят дети в народных костюмах.

1 ведущий

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет, и елей ветки шевелит.

Ещё природа не проснулась, но сквозь редеющего сна

Весну послышала она и ей невольно улыбнулась. (Ф.Фет)

2 ведущий

Тропами неторёными – что волнами зелёными –

Идёт Весна, идёт; куда ни глянет красная –

Жизнь ясная, согласная вослед за ней растёт. (А.А. Коринфский)

Учитель:

– Весна – утро года. Дни становятся заметно длиннее, а ночи короче.

Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда.

3 ведущий

– Наши предки назвали этот метод сухый (сухий) – в это время года мало осадков, сухо в лесу.

4 ведущий

Протальником звали его из-за быстрого таяния снегов и появление проталин.

В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и капельником.

5 ведущий

– Ярче свет, выше солнце, длиннее дни в первом весеннем месяце. 21 марта – день весеннего равноденствия. И в этой нарастающей светлыни дня, слух всё чаще улавливает разноголосые «птичьи разговоры». Март – время прилёта птиц – грачевник.

Учитель:

А ещё март – зимобор, наследник февраля, ветронос, берёзозол, водотёк, дорогорушитель, свистун, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны. Вот сколько! Названия-то все радостные: так и слышится в них весёлый говорок весенних ручьёв, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы.

После долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали тёплую Весну-красну! На Руси по народному обычаю первая встреча весны приходилась на христианский праздник Сретения Господня, 15 февраля.

Это важный погодоуказатель:

Дети:

– На Сретенье небо звёздное – зима не скоро начнёт плакать.

– На Сретенье снежок – весной дожжок.

– На Сретенье капель – урожай на пшеницу.

– На Сретенье впервой весна встречается с зимой.

Учитель:

В стародавние времена, когда человек одушевлял не только всё живое вокруг, но и времена года, зародился обычай в конце зимы звать, кликать весну. Дети сажали фигурки птиц на шесты, подбрасывали вверх и пели песенки – заклички. В них они просили птиц принести ключи – замкнуть зиму и отомкнуть весну.

Дети-ведущие поют заклички:

1.Грачи-кулички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по полям, по лесам разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки, ножки познобила.

Белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,

3.Прощай, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки!
4.Снег и холод прочь уходят,
Весну красную приводят,

5.Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка!
Учитель:

– Когда-то, давным-давно, март был не просто первым весенним месяцем, а первым месяцем нового года.

– Есть особый день в марте – старинное весеннее новогодие.

– Это 14 марта – день святой Евдокии, или Евдокия-Весновка. В этот день погоду на весну и лето загадывают.

Дети-ведущие:

–С Евдокии погоже – всё лето погоже.

–На Евдокию каплет с крыш – тёплое лето.

– Если курочка на Евдокию напьётся, то овечка на Егорья наестся.

Учитель:

– С Евдокии-Весновки в старину ребятишки начинали кликать долгожданную красавицу-весну. Забирались на пригорки, на крыши, чтобы голос далеко летел, и звали: «Ой, весна-весна, что нам вынесла?»

Дети-ведущие:

– Короб житушка, два – пшеничушки,

– Малым детушкам – по яичушку,

– Красным девушкам – по перстенёчку,

– Молодым молодушкам – по детёнышку,

– Старикам да старушкам по внучоночку!

Учитель:

– Давайте-ка, ребята, зиму провожать, а весну закликать. Повторяйте за мной такие слова:
Солнышко, покажись, Красное, снарядись,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!
Сядь на пенек, посвети весь денек!

Выходит Весна с корзиной бумажных цветов

Я – Весна-красна, бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу людям радость я несу.

Ведущий:

Вот пришла весна, золотые ключи,

Ты замкни, Весна, Зиму лютую,

Отомкни, Весна, тепло летечко.

Ведущие и Весна поют песню и водят хоровод

Выпал вешний денёк, на бугре солнцепёк.

Собирайся, собирайся, народ, в хоровод!

Станем кругом ходить да весну веселить,

Хоровод заведём, запоём:

«Здравствуй, здравствуй, весна!

Прилетела весна впопыхах. Разносила красу, зеленила в лесу, на полях.

Вешний воздух, как хмель, и пьянит, веселит, и зовёт в хоровод.

Будем кругом идти, ты весна, заходи в тесный круг.

Улыбнись, озари и цветами весь луг (класс) одари!

Весна стоит в центре хоровода и в конце песни осыпает всех цветами.

Дети становятся друг за другом по одну сторону ручья, обхватывают один другого руками за пояс и поют:

– Разлился родничок, золотой рожок. Ух!

– Разлился ключевой, ледяной, снеговой. Ух!

– По мхам, по болотам, по гнилым колодам. Ух!

При каждом уханье ребята боком перепрыгивают через ручей на другую сторону.

Кто коснётся воды, тот из игры выбывает. Оставшиеся, самые ловкие игроки, припевая «Ух!», прыгают вместе.

Весна:

– Поиграли, а теперь отгадайте мои загадки:

– Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

– Вёрст не считал, по дорогам не езжал, а за морем бывал (Птица, грач)

– Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

– Волшебной палочкой взмахнёт – в лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Учитель:

– А 22 марта весну встречают второй раз. Эта встреча приурочена ко дню весеннего равноденствия, который отмечают 21марта и дню памяти Сорока мучеников. Праздник второй встречи весны называют Сороки.

– В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников, из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Сколько проталинок – столько и жаворонков.

– На Руси большой любовью народа всегда пользовался жаворонок. Весной люди с нетерпеньем ждали его прилёта. К этому дню пекли жаворонков из теста. Дети бежали с ними на улицу, в поле, подбрасывали к небу и кричали: «Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам дай лето!»

Есть легенда о том, откуда взялась эта птица. Бог подбросил вверх кусочек земли, который превратился в жаворонка - серенького, невзрачного, как и сама земля, но с прекрасной, неповторимой песней (Звучит фонограмма песни жаворонка).

В старину, с раннего утра, на Сороки матери обычно пекли для ребятишек печенье в виде птичек, “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, сорок штук. Дети крепили их на прутики, забирались на высокие взгорочки, крыши, заборы и закликали птиц.

Дети-ведущие с бумажными птичками на палочках поют заклички:

1.Жавороночки-невелички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по лесам, по полям разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки-ножки познобила,

белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Жаворонки, прилетите, студёну Зиму унесите,

Красну - Весну принесите: зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И дрова все пожгла, и солому всю пожгла, молоко всё унесла.

3. Жаворонушки! Прилетите к нам да принесите нам,

Жаворонушки! Нам Весну-красну, да красно летеце.

Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,

А воды-то попила, да три колодезя.

4. Жавороночек, принеси весну на своём хвосту.

На сохе, бороне, на ржаной полосе, на овсяном снопе.

5. Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам – лето!
На тебе сани, а нам – телегу!

6.Ой вы жавороночки, жаворонушки

Летите в поле, несите здоровье.

Первое – коровье, второе – овечье

А третье – человечье.

7. Приди Весна – Весна – красна!

Со льном высоким, с корнем глубоким

Хлебом обильным!

Весна раздаёт детям испечённых жаворонков.

Учитель:

–Третьей встречей весны считают день 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В старину в этот день выпускали певчих птиц из клеток на волю. Радуются люди:

–На Благовещение весна зиму поборола.

–На Благовещение дождь – родится рожь.

Учитель:

– Весной обновляется жизнь растений, животных и людей. Именно поэтому с давних пор многие народы России и мира празднуют наступление нового года весной. Наши предки встречали весну 3 раза. А связаны эти встречи с православными праздниками. Любимым украшением весенних праздников стал образ птицы.

Литература

    Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков,

М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил.

2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Состав. Некрылова А.Ф. – Челябинск,1996.

3. Русский национальный календарь. 2006/Сост. Н.Е. Екимчева, И.О. Иофина. – М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 368с.