Лучшие новейшие танки мира описание и характеристики. Современные российские танки

ОХРАНА.RU предлагает своим читателям познакомиться с ТОП-5 самых мощных танков мира, существующих на сегодняшний день. Прокомментировать возможности боевых машин мы попросили известного военного эксперта Дмитрия Литовкина. По его словам, любое сравнение боевой эффективности танков – дело весьма сомнительное, потому что они ни разу не сталкивались в прямом военном противостоянии. Поэтому мы решили не присваивать места в нашем рейтинге.

Дмитрий Литовкин:

"Российские конструкторы когда-то предлагали американцам провести сравнительное тестирование танков Т-90 и М1 Абрамс в ходе учебного боя. Но те категорически отказались. Дело в том, что на всех рынках, на которых присутствуют эти машины, они никогда друг с другом не встречались. Также никогда не встречался немецкий Leopard с Т-90 и другие. Скажем, "Абрамсы" сегодня есть у Ирака, а Т-90 у Сирии, но эти государства не воюют. Или еще пример: после первых боев в Заливе, когда "Абрамсы" расстреляли безэкипажные Т-76, стоящие на парковке, американцы объявили о преимуществах этих танков, но когда они дошли до Багдада, их жгли старыми РПГ-7. Поэтому рейтинги такие весьма условные, ведь прямых столкновений не было, и судить о характеристиках машин мы можем только по косвенным признакам".

M1A1 "Абрамс" (США)

Это, пожалуй, самый заслуженный танк современности: заслуженный в том смысле, что он прошел три войны и несколько этапов модернизации. Несмотря на заявленные супервозможности, "Абрамсы" имеют ряд недостатков, нейтрализующие пиар-восхищение этими гигантами. Например, обладая самым мощным в мире двигателем (заявлено 3500 л/с), М1А1 остаются очень тяжелыми и неповоротливыми. Самих американцев настолько огорчала медленно поворачивающаяся башня, что они установили сюда дополнительный двигатель, прикрыв его стандартным железом. В итоге знаменитый супертанк оказалось возможным сжечь с одного выстрела: пуля, попадая в этот дополнительный двигатель, высекает искру, которая в свою очередь воспламеняет топливный отсек, ну, и так далее. Даже если пожара удалось избежать, башня, как мы и говорили, в четыре раза теряет в скорости вращения. Кроме того, зарядка снарядов в пушку у "Абрамсов" осуществляется вручную. При этом на сегодня это достаточно массовый танк, списанные машины не уничтожаются, а разбираются, и их запчасти идут на новые образцы.

Технические характеристики:

Масса танка: 61,4 т.

Экипаж: 4 человека (командир, наводчик, заряжающий, водитель).

Броня Chobham, сталь с использованием обедненного урана.

Вооружение: 105-мм нарезная пушка М68, 120-мм гладкоствольная пушка М256, 12,7 мм пулемет, 2 пулемета M240 калибра 7,62 мм.

Скорость по шоссе: 67,72 км / ч.

Скорость по грунту: 48,3 км / ч.

Дмитрий Литовкин:

"Этот танк очень тяжелый, и двигатели на них газотурбинные, хотя сейчас вроде бы собираются переходить на дизель. В Ираке образец зарекомендовал себя не очень хорошо. Как мы знаем, оказалось, что он не выдерживает даже попадание из РПГ-7".

Т-90МС "Тагил"


Это модификация нашего самого лучшего на сегодняшний день серийного танка Т-90, который в свою очередь заменил когда-то Т-72. Здесь реализована попытка "вылечить" наши образцы от старых танковых "болезней" – слабости вооружения и малой мощности двигателей. От первой удалось избавиться полностью: в "Тагиле" отныне есть пушка, пробивающая броню любого "натовца" на расстоянии 1500 км. Кроме того, здесь новейшая электроника, система наведения огня и автоматическая зарядка оружия. А также – новые модульные пакеты для защиты от кумулятивного огня противника, пулемет над башней с дистанционным управлением. Недостатками по-прежнему остаются малая мощность "под капотом" – всего 1000 л/с, и отсутствие кругового обзора для механика-водителя. Поставили только камеру заднего вида.

К базовым плюсам Т-90 относят, что по своей вооруженности он превосходит большинство моделей в возможности поражения небронированных целей, так как его боекомплект включает осколочно-фугасные снаряды. Танк также имеет высокие показатели в поражении бронированных целей на больших дистанциях. Основным противотанковым вооружением у него служат бронебойные подкалиберные снаряды (3БM-42 и 3БM-42М) и комплекс управляемого вооружения Рефлекс-М с ракетами 9М119М и 9М119М1 которые обеспечивают поражение тех же "Абрамсов" во все участки лобовой проекции на дистанции до 5000 м.

Технические характеристики:

Масса танка: 48 т.

Экипаж: 3 человека.

Вооружение: Пушка 125-мм 2А46М-5, боекомплект - 40 выстрелов; Управляемое вооружение: 9К119М «Рефлекс-М», спаренный пулемёт 7,62-мм 6П7К (2000 патронов), зенитный пулемёт 7,62-мм 6П7К С УДП (Т05БВ-1) (800 патронов).

Максимальная скорость по шоссе: 60 км/час.

Запас хода по шоссе: 500 км.

Дмитрий Литовкин:

"Сейчас Т-90 пришелся кстати в Сирии. Вроде бы его хвалят. Но опять же нет прямых столкновений с танками других образцов. В "Тагиле" просто учтены требования военных к компоновке техники. Там штурвальное управление, стоит ГЛОНАСС, новый прицельный комплекс. То есть это такая модернизация Т-90, чтобы он просто был современным и более эффективным".

Challenger 2 (Великобритания)


Танк-старичок или долгожитель, кому как больше нравится. Производство "Челенджеров" началось еще в начале 90-х, а нынешний образец всего второе поколение. Несмотря на это, у британских танков есть ряд важных преимуществ. Например, отменная защита экипажа или нарезная пушка L30A1, которая способна точно поражать дальние цели. Это единственная нарезная пушка на танках НАТО на сегодняшний день. Танк по броневой защите и стойкости перед кумулятивными снарядами можно назвать в этом плане самым защищенным танком в мире. Он оснащен 12 цилиндровым дизельным двигателем мощностью 1200 лошадиных сил и самой современной системой прицеливания и визуального наблюдения, в том числе и ночью. Но опять же – "Челенджеры" никогда не покидали берегов Британии, и что они собой представляют в реальном бою в новых рельефах прогнозировать сложно. Кроме того, британские машины очень дорогие.

Технические характеристики:

Масса танка: 62.5 т.

Экипаж: 4 человека.

Вооружение: 120 мм гладкоствольная пушка L30, 2 пулемета калибра 7.62 мм, 10 гранатометов L8.

Скорость по шоссе: 59 км/час.

Запас хода: 450 км.

Дмитрий Литовкин:

"Ну, что можно сказать о танке, который никогда не покидал территорию Великобритании? Хотя другие британские танки "Чифтены" действительно стояли на вооружении Ирана во время ирано-иракского конфликта. Иракцы, насколько я помню, были на советских Т-62. Так вот, используя маневренность наших машин, они зашли во фланги неповоротливым британцам и расстреляли их в бортовую проекцию. Думаю, что тот же недостаток есть и у нового поколения "Челенджеров" – эти танки тяжелые и медленные".

"Леопард" 2A7 (Германия)

Один из самых старых образцов танкостроения в мире. Запущен в производство аж в 1972 году, прошел с тех пор несколько этапов модернизации. В "защите" имеет композитную трехслойную броню из стали и вольфрама. В "нападении" получил одну из лучших на сегодняшний день пушек 120-мм Rhl 120/L55. Состоит на вооружении 18 стран мира. На выставке Eurosatory 2010 немцы показали новую модификацию "Леопарда" – 2А7+, адаптированную для боев в городской черте. На новых образцах изменилось очень многое – от корпуса до безопасности экипажа. Появилась дополнительная защита от кумулятивных снарядов, круговой обзор для всех членов экипажа с тепловизорами для ночного наблюдения. Таким образом, основной боевой "Леопард-2" уже много лет остаётся одним из лучших и заслуженно пользуется спросом на военных рынках. Повоевать он успел совсем немного: в Афганистане в 2007 году несколько таких машин подорвались на самодельных взрывных устройствах, все экипажи остались в живых за исключением одного механика-водителя.

Технические характеристики:

Вес танка: 67 500 кг.

Экипаж: 4 человека.

Вооружение: 120 мм гладкоствольное орудие L55, 12.7 мм пулемет, 40 мм гранатомет, 7.62 мм пулемет.

Скорость: 72 км/час.

Запас хода: 450 км.

Дмитрий Литовкин:

"Да, считается, что сейчас это один из лучших танков в мире. Но опять же не проверенный в боях. К этому моменту у нас "повоевали" только "Абрамсы", Т-62 и Т-72, сейчас вот Т-90. Поэтому и "Леопард" можно оценить только по основным характеристикам".

"Меркава" (Израиль)


Был создан, после того, как Великобритания в 1970 году отказалась поставить партию своих танков Израилю, чем несказанно огорошила его правительство. Танк пережил четыре модернизации, но следующим образцом, судя по сообщениям СМИ, станет принципиально новая машина с лазерной пушкой, а испытания начнутся уже в 2020 году. А пока "Меркава" отличается от собратьев оригинальной конструкцией: двигатель находится спереди, исключая возможность поражения экипажа фронтальным огнем. Там же есть спасательные люки, через которые экипаж может покинуть машину во время обстрела противником. На танке стоит дизельный двигатель мощностью 1500 л/с. В 2006 году танки Merkava Mk. 4 засветились в Ливанской войне. Ходе боев с боевиками «Хезболлы», использовавших в массовом порядке противотанковые управляемые ракеты, было подбито 6 машин, и 2 танка безвозвратно. Один от огня из ПТУР «Корнета-Э», другой - от подрыва на фугасе примерной мощностью 300 -350 кг тротила.

Нужно максимально защитить экипаж? Пожалуйста! На "Армате" стоит необитаемая башня, то есть три члена экипажа находятся в особо защищенной отдельной капсуле, которая располагается внутри платформы машины. Управление орудиями танка ведется дистанционно.

Всегда мечтали вооружить танк, чтобы ни одна зараза...? Легко! Гладкоствольная 125-милиметровая пушка у Т-14 палит не только стандартными снарядами, но и управляемыми ракетами "земля–земля" и "земля-воздух". При этом боекомплект спрятан в отдельном модуле, что исключает его детонацию при попадании снаряда.

Не хватало "начинки"? Устраивайтесь поудобней! Благодаря новейшим электронным системам, "Армата" сама собирает и анализирует информацию, наблюдает любые движения вокруг в любую погоду и время суток. Кроме того, Т-14 первый в истории танк, который автоматически сам себя защищает. Система активной защиты «Афганит» засекает и уничтожает все снаряды и ракеты на подлете к "Армате" в радиусе 20 метров.

Нужен был легкий и маневренный танк? Дайте нам хай-вей! "Армата" на 20-30 тонн легче всех существующих образцов при таком же мощном двигателе – 1500 л/с. Т-14 ездит с ветерком на скорости 80-90 км/ч.

Остается добавить, что серийное производство "Арматы" начнется уже в этом году, а к 2020-му Минобороны планирует поставить на вооружение 2300 машин! Они полностью заменят все старые советские танки, которые все еще служат интересам страны.

Дмитрий Литовкин:

"Таким образом, в мире существует 5 (можно расширить список до 10) самых известных и могущественных танков, но объективно оценить их фактическую боевую мощь не представляется возможным. После сражения под Прохоровкой в 1943 году, в мире больше не было прямых танковых столкновений. А все на свои места ставит именно война, поэтому наш Т-34 до сих пор считается лучшей машиной Второй мировой".

Создание танков Т-64 и в конце 60-х - начале 70-х годов было большим шагом вперед. На тот период в мире не было машин, равных им по основным боевым характеристикам, а возможность исключения четвертого члена экипажа (заряжающего) за счет установки МЗ (A3) на танке с классической компоновкой на зарубежных танках была реализована лишь в конце 80-х годов (на французском танке третьего поколения «Леклерк»). Со времени принятия на вооружение (1973) по настоящее время танк неоднократно модернизировался и совершенствовался по всем основным направлениям (огневая мощь, защищенность, подвижность).

Совершенствования имели целью обеспечить Т-72 возможность противостоять танкам зарубежных стран, более поздней, чем Т-72 разработки, а также противотанковым средствам (ПТС). Так, например, совершенствование защиты танка производилось в пять этапов и в сравнении с оригинальной у танка возросла в три раза. К постоянно совершенствуемой комбинированной многослойной броне добавилась сначала навесная, а потом и встроенная динамическая защита и комплекс оптико-электронного подавления полуавтоматических (Hot, Milan, Dragon, TOW) и лазерных (Maveric, Hellfire, Copperhead) головок самонаведения за счёт создания активных помех их работе. Применение нетрадиционных способов защиты обеспечило незначительный прирост массы танка , что в комплексе с увелечинием мощности двигателя с 740 до 840 л.с. позволило сохранить приемлимый уровень подвижности. За время своего существования танки семейства Т-72 закупались для армий многих стран, а также стали лицензионно производиться за рубежом (например, в Югославии). Танк зарекомендовал себя с положительной стороны при эксплуатации в различных климатических условиях - от сурового Заполярья до азиатских пустынь и субтропиков. О машине положительно отзываются подавляющее большинство отечественных танкистов, послуживших и на других отечественных танках (семейства Т-64 и Т-80), а также иностранные специалисты и танкисты, которым довелось воевать на этих машинах. А что касается нареканий в адрес танков семейства Т-72, которые появлялись с подачи СМИ в ходе американо-иракского конфликта и во время военных конфликтов в Закавказье, то анализ причин, вызывающих такие нарекания, вскрывает в основном недостатки системы эксплуатации танков в войсках.


Действительно, анализ характера боевых повреждений танков вскрывает недостаточный уровень обеспечения их боевого применения, а в некоторых случаях и неверную тактику применения танков (например, большинство поражений танков во время городских боев происходило в результате попаданий ПТС при стрельбе сверху в недостаточно защищенную верхнюю полусферу танка), а анализируя претензии к танкам, поступающие из войск, можно сделать вывод, что подавляющее число отказов и неисправностей происходит по причине недостаточного знания материальной части и слабого уровня технического обслуживания. Без сомнения можно сказать, что танки семейства Т-72 обладают солидным уровнем живучести. Так, во время демонстрационного обстрела танка Т-90 другим танком с расстояния в 200 метров (что соответствует боевой обстановке) было произведено 6 выстрелов, после чего танк прибыл своим ходом на показную площадку, напоминая снаружи искорёженную груду металлолома. В немалой степени причины такой живучести и надежности кроются в кропотливом учете в КБ «Уралвагонзавода», Генеральным конструктором которого длительное время был талантливый инженер и руководитель В. Поткин, опыта отечественного и зарубежного танкостроения, правильно поставленной в КБ системе контроля и сбора информации за эксплуатацией танков в войсках, а также проводимым испытаниям, особенно на стадии приема танка на вооружение армии. на выставке «Russia expo arms-2002» демонстрировались три машины: одна стреляла, другая «летала» — преодолевала специальную трассу с препятствиями, третья показывала подводный ход на вододроме. Представляет собой усовершенстованный танк Т-72Б, принят на вооружение в 1993 году.


Появление танка вызвано необходимостью модернизации существующих образцов с учетом опыта войны в Персидском заливе, а также переориентацией производства на российские комплектующие. Основными отличиями от Т-72Б являются введение комплекса оптико-электронного подавления ТШУ-1 «Штора», комплекса управления огнем 1А45, заимствованного у танка Т-80У, аппаратуры дистанционного подрыва осколочно-фугасного снаряда со специальным взрывателем в заданной точке траектории полета, зенитно-пулеметной установки с дистанционным управлением (по типу установленной на Т-64А), бортовых экранов со встроенной динамической защитой. Комплекс ТШУ-1 обеспечивает дополнительную защиту танка путем создания помех в оптическом диапазоне линиям управления ПТУР (снарядов, авиабомб, авиационных УР), имеющих оптическую обратную связь, либо с лазерным наведением (подсветкой). На башне танка установлены 12 гранатометов для постановки аэрозольных завес. Комплекс управления огнем 1А45 позволяет наводчику и командиру вести прицельную стрельбу артиллерийскими выстрелами из пушки днем и ночью с места и в движении, управляемыми ракетами - с места. В состав комплекса входят система управления огнем 1А42, комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс», приборно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С и тепловизионный танковый комплекс Т01-П02Т. Устройство встроенного контроля выверки смонтировано в головке прицела 1Г46 наводчика. Поле зрения прицела стабилизировано в двух плоскостях. Баллистический вычислитель электронный, цифровой, в нем впервые применен емкостной датчик ветра. В боекомплект пушки введен осколочно-фугасный снаряд с электронным дистанционным взрывателем. Для подготовки взрывателя к работе в режиме дистанционного подрыва используется установщик временных интервалов. Встроенная динамическая защита включает восемь секций на верхнем лобовом листе корпуса, семь блоков и один контейнер на лобовой части башни и двадцать контейнеров на крыше башни. Вдоль бортов корпуса устанавливается по три съемных экрана со встроенной динамической защитой. На танке установлен двигатель В-84МС, отличающийся конструкцией выпускных коллекторов. В трансмиссию и ходовую часть существенных изменений не вносилось.


В начале 1980-х годов основной танк Советской Армии Т-72 стал постепенно отставать от отечественных и зарубежных аналогов, в частности - омского Т-80У и харьковского Т-80УД. Чтобы сохранить Т-72 на уровне современных требований, было необходимо в первую очередь оснастить его более совершенной СУО. Для сокращения времени, снижения стоимости работ и обеспечения унификации вооружения в КБ «Уралвагонзавода» было решено установить на модернизированной машине («Объект 188») СУО 1А45 «Иртыш».


Когда министра обороны Сирийской Арабской Республики Мустафу Гласа, руководившего боевыми действиями сирийской армии в Ливане в 1981-82 годах, корреспондент журнала «Шпигель» спросил: «Хотел бы бывший водитель танка Глас иметь немецкий «Леопард 2″, который так жаждут получить в Саудовской Аравии?», министр ответил: «…. Не стремлюсь иметь его любой ценой. Советский Т-80 — ответ Москвы на «Леопард»2. Он не только равен германской машине, но и значительно превосходит ее. Как солдат и специалист по танкам, я считаю Т-80 лучшим танком в мире». Т-80 — первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой — начал разрабатываться в ленинградском СКБ-2 Кировского завода в 1968 году


Как и другие российские танки 1960-70-х гг. — Т-64 и Т-72, Т-80 имеет классическую компоновку и экипаж из трех человек. Вместо одного смотрового прибора у механика-водителя установлено три, что позволило значительно улучшить обзор. Конструкторы предусмотрели и обогрев рабочего места механика-водителя воздухом, отбираемым от компрессора ГТД. Корпус машины — сварной, его лобовая деталь имеет угол наклона 68°, башня — литая. Лобовые части корпуса и башни снабжены многослойным комбинированным бронированием, сочетающим сталь и керамику. Остальные части корпуса выполнены из монолитной стальной брони с большим дифференцированием толщин и углов наклона. Имеется комплекс защиты от оружия массового поражения (подбой, надбой, система герметизации и очистки воздуха). Компоновка боевого отделения Т-80 в целом аналогична компоновке, принятой на Т-64Б. Мотоблок в кормовой части корпуса танка расположен продольно, что потребовало некоторого увеличения длины машины по сравнению с Т-64.


В настоящее время Т-80 является одним из наиболее массовых основных танков четвертого поколения, уступая лишь Т-72 и американскому М1 «Абрамс». По состоянию на начало 1996 г. российская армия располагала приблизительно 5000 T-80, 9000 Т-72 и 4000 Т-64. Для сравнения, в составе американских вооруженных сил насчитывается 79 IS танков Mi. Ml А и М1А2, в Бундесвере — 1700 «Леопардов», а французская армия планирует закупить, в общей сложности, лишь 650 танков «Леклерк». Кроме России, машинами Т-80 располагает, также, Белоруссия, Украина, Казахстан, Сирия. В печати сообщалось о заинтересованности в приобретении «восьмидесяток» Индии, Китая и других стран. Совершенствование машины продолжается.


Основной танк Т-90 был принят на вооружение в 1993 году. Ракетно-пушечные танки Т-90 - новая генерация российских танков, включающая в себя оригинальные конструкторские разработки и лучшие компоновочные и конструктивные решения танков Т-72 и Т-80. Танк Т-90С создан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях.


Танк сохранил классическую компоновку «семьдесятдвойки». Основное вооружение, а также рабочие места командира и наводчика расположены во вращающейся башне, силовая установка и трансмиссия - в кормовой части корпуса, механик-водитель - в отделении управления в передней части танка. По габаритам и массе Т-90С практически не отличается от танков типа Т-72 и Т-80.
Корпус танка - сварной. Днище выполнено штампованным. Верхняя лобовая панель имеет многослойную конструкцию со встроенной динамической защитой.
Танк получил комплекс динамической защиты третьего поколения, обеспечивающий стойкость при обстреле 120-мм бронебойно-подкалиберными снарядами М829А2 и DM43A1, входящими в боекомплект танков М1 «Абрамс» и «Леопард-2». Помимо увеличенной стойкости при обстреле моноблочными кумулятивными боевыми частями комплект обладает противотандемными свойствами, защищая Т-90С от новейших ПТУР типа TOW-2A и HOT-2. Обеспечивается и защита танка от кумулятивных боеприпасов, атакующих танк сверху (например, авиационных и артиллерийских противотанковых суббоеприпасов). Элементы динамической защиты установлены также на бортовых резинотканевых экранах (по три, а в дальнейшем - по четыре блока с каждого борта).


Башня танка Т-90С, конструкционно являющаяся развитием башни Т-72Б, выполнена литой. Ее лобовая часть имеет комбинированную броневую защиту. В кормовой части расположен небольшой круглый люк для выброса поддонов. В передней части башни смонтировано семь блоков и один контейнер ДЗ. Еще 20 блоков ДЗ размещены на крыше башни.
Место механика-водителя имеет усиленную (по сравнению с Т-72Б) защиту. Оно прикрыто надбоем из водородсодержащего полимера с добавлением бора, лития и свинца.
Т-90С оснащен 125-миллиметровым гладкоствольным орудием - пусковой установкой 2А46М-2 (51 калибр). Максимальная прицельная дальность бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами составляет 400 м, осколочно-фугасными снарядами - до 1000 м. Максимальная дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м - 2120 м.
Карусельный автомат заряжения пушки (аналогичный используемому на Т-72Б) обеспечивает практическую скорострельность 8 выстр./мин (при ручном заряжении - 2 выстр./мин). Суммарный боекомплект машины составляет 43 выстрела. Он включает бронебойные подкалиберные снаряды с отделяемым поддоном 3БМ42 (начальная скорость 1715 м/с, бронебойные кумулятивные снаряды 3БК29М (начальная скорость 905 м/с), осколочно-фугасные снаряды с электронным дистанционным взрывателем (начальная скорость 850 м/с, использующиеся совместно с системой дистанционного подрыва «Айнет», значительно повышающей эффективность борьбы с незащищенными целями, в первую очередь - легкими противотанковыми средствами противника), а также ПТУР 9М119.


ПТУР, имеющая систему наведения по лазерному лучу и обладающая трансзвуковой скоростью (340 м/с), обеспечивает поражение неподвижных и подвижных целей (в том числе и низколетящих вертолетов) на дальности 100..5000 м при скорости движения танка до 30 км/ч (в отличии от Т-72Б, который может вести стрельбу ракетами лишь с места или с коротких остановок).
По сравнению с вооружением танков типа Т-72 на Т-90С обеспечена возможность быстрой смены ствола без демонтажа всей пушки. Симметричное расположение тормозов отката орудия позволило несколько увеличить точность стрельбы.
Пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки. Следует добавить, что научиться хорошо стрелять из этого танка гораздо проще, на наш взгляд, чем его хорошо водить. В принципе те несложные операции, которые выполняет наводчик, можно освоить за несколько тренировок, а практически все, что относят к искусству наводчика, взяла на себя установленная на танке система управления огнем (СУО), которая автоматически учитывает все необходимые данные для стрельбы, в том числе поправки, вызываемые отклонениями условий стрельбы от нормальных (таких, как направление и скорость ветра, барометрическое давление и температуру воздуха, температуру заряда, износ канала ствола пушки, боковой крен танка и др.) Вся задача наводчика сводится к тому, чтобы с помощью пульта наведения (в шутку называемого солдатами «джойстиком») вывести точку прицеливания на цель, да нажать кнопку электроспуска для производства выстрела. доработанный под автомат заряжения, сохранившийся от танка Т-72Б, комплекс, от танка Т-80У Комплекс управления огнем 1А45Т «Иртыш» включает СУО 1А42 и систему управления ракетным вооружением 9К119 «Рефлекс».


СУО обеспечивает автоматический ввод поправок в параметры стрельбы. При этом учитываются скорость танка, дальность до цели и ее угловая скорость, температура воздуха, атмосферное давление, скорость и направление ветра (для чего используется емкостный датчик ДВЕ-БС), температура заряда, угол наклона цапф орудия, а также степень износа канала ствола. СУО включает дневной прицел-дальномер 1Г46, поле зрения которого стабилизировано в двух плоскостях, цифровой баллистический вычислитель 1В528-1, а также двухплоскостной стабилизатор орудия 2Э4204 «Жасмин».
В башне танка установлен ночной активно-пассивный прицел наводчика ТПН-4-49 «Буран-ПА» (вместо которого может монтироваться тепловизионный прицел Т01-ПО2Т «Агава-2»), а также прицельно-наблюдательный комплекс командира танка ПНК-4С с прицелом круглосуточного действия «Агат-С». Замена активно-пассивного прицела на тепловизор позволяет увеличить дальность обнаружения целей на поле боя с 1500 м до 2500 м (что приближается к лучшим зарубежным стандартам). Однако высокая стоимость отечественного тепловизионного оборудования и недостаточная мощность производственной базы не позволяют укомплектовать прицелами Т01-ПО2Т все танки.
Вспомогательное вооружение Т-90С, предназначенное для борьбы с открытыми и легкобронированными целями, включает пулемет НСВТ-12,7 «Утес» (12,7 мм, боекомплект - 300 патронов), размещенный в закрытой установке, позволяющей командиру вести огонь, наводя оружие посредством приводов дистанционного управления, не открывая люка танка. Пулемет обеспечивает поражение воздушных и наземных целей (в последнем случае он может работать в стабилизированном режиме). Имеется традиционный для отечественных танков спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ (боекомплект - 2000 патронов). Внутри танка в специальной укладке размещены автомат АКМС-74, сигнальный пистолет и десять ручных гранат типа Ф-1.
Танк имеет развитый комплекс обеспечения боевой живучести, включающий броню, систему встроенной ДЗ, быстродействующую систему автоматического пожаротушения 3ЭЦ13 «Иней», новейший комплекс ПАЗ и другое оборудование.


Боевая живучесть машины значительно возрастает и за счет оснащения ее комплексом оптико-электронного подавления ТШУ-1-7 «Штора», который защищает машину от противотанковых ракет с командными полуавтоматическими системами наведения (TOW, HOT, «Милан», «Дракон») или ПТУР с лазерным полуактивным самонаведением AGM-65 «Мейврик», «Хеллфайр» и т.п.).
В состав комплекса вошла станция СОЭП ОТШУ-1 и система постановки аэрозольной завесы (СПЗ). СОЭП является источником модулированного ИК-излучения с параметрами, близкими к параметрам тепловых трассеров ПТРК типа TOW, HOT, «Милан», «Дракон» и т.п. Воздействуя на ИК-приемник полуавтоматической системы наведения ПТРК, она срывает наведение ракет. СОЭП обеспечивает постановку помех в виде модулированного ИК-излучения в секторе ±20°. От оси канала ствола по горизонту и на 4,5° - по вертикали. Кроме того, ОТШУ-1, два модуля которой размещены в передней части башни танка, обеспечивает ИК подсветку в темное время суток, ведение прицельной стрельбы при помощи приборов ночного видения, а также может использоваться для ослепления любых (в том числе и малогабаритных) объектов.
СПЗ, предназначенная для срыва атаки таких ракет, как «Мейврик», «Хеллфайр» и артиллерийского корректируемого 155-мм снаряда «Копперхед», реагирует на лазерное излучение в пределах 360° по азимуту и -5/+25 - в вертикальной плоскости. В ее состав входят два оптических блока приема лазерного излучения точного целеуказания ТШУ-1-11, два сдвоенных оптических блока грубого целеуказания ТШУ-1-1 и аэрозольные гранаты 3Д17, выстреливаемые из стандартных 81-мм пусковых установок системы дистанционной постановки дымовой завесы «Туча» (12 мортирок укреплены по бортам корпуса с углом наклона 12° к горизонту).


Топливо размещается в баках общей емкостью 1600 л (в том числе в корпусе, защищенном броней - 705 л). Кроме того, на кронштейнах в кормовой части корпуса машины могут размещаться две сбрасываемые бочки с топливом емкостью по 200 или 275 л.
Танк заправляли «под завязку», включая две бочки на корме машины, которые включены в систему питания двигателя топливом (всего 1700 л).
На Т-90С практически без изменений сохранилась механическая планетарная трансмиссия, применяемая на Т-72Б, а также ходовая часть этого танка. Опорные катки, изготовленные из алюминиевого сплава, на 10 мм шире, чем на Т-72Б, что несколько улучшило баланс нагрузок на ходовой части машины. Могут использоваться гусеницы как с резино-металлическим, так и с открытым шарниром.
Танк может комплектоваться колейными минными тралами КМТ-6 или КМТ-7. Чтобы исключить поражение механика-водителя при подрыве на мине (под днищем или гусеницами), его сиденье выполнено подвешенным к крыше корпуса, а в днище танка сформированы специальные выштамповки, повышающие жесткость конструкции.
Т-90С оснащен встроенным оборудованием самоокапывания, а также ОПВТ (обеспечивается преодоление водоемов глубиной до 5 м и шириной до 1000 м).
Связное оборудование включает УКВ-радиостанцию Р-163-50У и УКВ-приемник Р-163У. На командирском танке Т-90СК монтируется дополнительная радиостанция Р-163-50К, навигационная аппаратура ТНА-4-3, а также автономный агрегат питания АБ-1-П28. Оборудование, установленное на командирском танке, обеспечивает поддержание одновременной связи по трем каналам (дальность связи в движении - 50-250 км, на стоянке - 250 км), а также непрерывную автоматическую выработку и индикацию координат.


Государственные испытания «Объекта 188» были начаты в 1989 году и продолжались около полутора лет. В них в числе прочих принимал участие опытный испытатель, механик-водитель А. Шопов. Два образца прошли все этапы испытаний. В Сибири, в разгар лютой зимы, «Объект 188» уверенно преодолевал протяженные снежные участки с глубиной снега от 1,1 до 1,3 м. В пустыне Средней Азии за день танки преодолевали от 350 до 480 км. На борту транспортных самолетов Ил-76МД и Ан-124 «Руслан» танки дважды поднимались в воздух на высоту 8000 м.
«Чего стоит восьмичасовой безостановочный пробеге включенной системой управления огнем? Обязательно выбирается сложный маршрут с бесконечными ямами и ухабами, на которых стабилизированное орудие танка от перегрузок то и дело становится на гидростопор, слышен нагруженный визг гидравлики стабилизатора пушки, масса которой достигает несколько тонн. Кроме этого, наводчик обязан каждые 2-3 мин производить горизонтальный разворот башни танка в режиме «перебросочной скорости» на 360°».
Сложными были испытания под водой. Танк заходил в водоем на глубину 5 м, выключался двигатель и в течение 1 ч экипаж через воздухопитающую трубу слушал в полной тишине, что происходило наверху за толщей воды. Такое длительное время пребывания под водой было необходимо для проверки качества герметизации элементов комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1», которые находятся на броне танка. На случай аварийного покидания танка экипаж был оснащен изолирующими противогазами ИП-5.


Как обычно, в завершении всей программы испытаний, были проведены испытания на стойкость к воздействию противотанковых средств поражения. После этого этапа один из образцов танка дальнейшему использованию не подлежал, а второй, пройдя за время испытаний без сколько-нибудь серьезных поломок и отказов 14000 км и сменив за это время два ствола к танковой пушке, был отправлен на место своего рождения - город Нижний Тагил, где на него были установлены новые узлы и агрегаты для дальнейших исследований и испытаний.
Первоначально предполагалось, что после принятия на вооружение новая машина получит обозначение Т-72БУ, однако уже весной 1991 года, еще до распада Советского Союза, танк получил индекс Т-90. После смерти Генерального конструктора В.И. Поткина танк Т-90 получил имя «Владимир».
Серийное производство Т-90 было развернуто на «Уралвагонзаводе» осенью 1992 года. Однако постоянно сокращающийся оборонный заказ не позволил переоснастить российскую армию новой бронетанковой техникой в ощутимых масштабах. По сообщению средств массовой информации, к 2000 году промышленность поставила сухопутным войскам, в общей сложности менее 200 Т-90. Новыми танками, в частности, полностью укомплектован один из полков 21-й Таганрогской Краснознаменной ордена Суворова мотострелковой дивизии СибВО, а также подразделение 5-й гвардейской Донской танковой дивизии (дислоцированной в Бурятии).


В то же время ориентация российского оборонного комплекса на экспорт отразилась и на судьбе Т-90. Машина, сочетающая наиболее современные технологии танкостроения с проверенными временем и боями конструкционными решениями Т-72, не могла не быть востребованной мировым рынком вооружения. Этому способствовало и некоторое замедление прогресса в области развития бронетанковой техники, наметившееся в 1990-е годы: появление танков нового поколения, ожидавшееся в развитых странах на рубеже XXI века, так и не состоялось. Такие государства, как США, Великобритания и Франция, ограничились производством и экспортом модернизированных боевых машин, созданных еще в 1980-х годах. А на фоне М1А2 или «Леклерка» Т-90 выглядит вполне современным танком, ни в чем не уступающим западным аналогам.
Первой заинтересовалась новым российским танком Индия. С 1980-х годов в этой стране были развернуты работы по созданию собственного основного боевого танка нового поколения - «Арджун». Однако по ряду технических причин в 1998 году производство первой серийной партии этих машин (120 танков) было приостановлено. В то же время вопрос совершенствования бронетанкового парка индийской армии приобрел еще большую актуальность после того, как во второй половине 1990-х годов главный геополитический противник Индии - Пакистан - начал закупки на Украине 300 танков Т-84.
Индия, располагающая 1700 танками Т-72 и Т-72М1 (ими оснащено в общей сложности 37 бронетанковых полков), остановила свой выбор на Т-90 - глубокой модернизации «семьдесятдвойки». Для испытаний в Индию было направлено несколько танков, отличавшихся от машин, выпускающихся для Российской Армии новыми, более мощными дизелями В-92С2. Индийские танки получили оснащение гусеничными лентами, позволяющими устанавливать новые асфальтоходные башмаки, более современный тепловизионный комплекс управления огнем, а также комплекс радиоэлектронного подавления «Штора-1». Сегодня танк Т-90С рассматривается как перспективная боевая машина индийской армии.
Осенью 2000 года достигнуто соглашение о продаже Индии лицензии на серийное производство 300 этих машин. Предполагается, что Т-90С заменят около 300 устаревших танков Т-55 советского производства, а также сохранившиеся на вооружении танки «Виджаянта», разработанные и строившиеся в Индии (выпущено 1200 этих машин, большинство из которых в настоящее время находится на консервации).
Т-90С - результат тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии использования танков в реальных условиях современного боя, с учетом многолетнего опыта эксплуатации танков Т-72 в различных странах мира.
Реализация в Т-90С ряда конструкционных разработок и мероприятий с применением перспективных технологий придала танку новые боевые и эксплуатационные качества. По сравнению с предшественником - Т-72С - боевые и эксплуатационные характеристики новой машины возросли в 1,5 раза.
Характерными особенностями машины являются предельно высокая техническая надежность всех узлов и агрегатов, а также всего танка в целом; высокая подвижность и маневренность; максимальная преемственность с танками семейства Т-72, что позволяет значительно упростить и удешевить подготовку экипажей.
Танк Т-90С имеет потенциал дальнейшего развития. В ближайшее время серийные машины должны получить новый дизель В-92С2. Можно предположить, что будет внедрен ряд усовершенствований в СУО (созданную еще в 1980-х годах), а также в комплекс связного оборудования. Неизбежным является и внедрение приемника спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, обеспечивающей высокую точность и надежность навигации.
В настоящее время в России ведутся работы по созданию нового оригинального дизельного двигателя с Х-образной схемой расположения цилиндров, обладающего мощностью 1400 л.с. В печати сообщалось и о работах по повышению мощности двигателя типа В-92 до 1200 л.с. Внедрение новых двигателей должно значительно повысить скоростные и разгонные характеристики танка, обеспечив превосходство Т-90 по этим важнейшим параметрам над лучшими зарубежными аналогами.


Предусматривается установка на танки комплекса ЭМЗ, вызывающей нейтрализацию (преждевременный подрыв) мин с магнитометрическими взрывателями.
Ведутся работы по повышению эффективности вооружения танка. В частности, разрабатывается выстрел с бронебойным оперенным подкалиберным снарядом, имеющим новую схему ведения. Удлиненный корпус снаряда, выполненный из вольфрамового сплава, и метательный заряд из высокоэнергетических порохов увеличивают бронепробиваемость по сравнению со снарядом 3БМ42 на 20%.
Новый выстрел 3ВБК25 с кумулятивным снарядом также обладает повышенной эффективностью действия. Он способен поражать танки противника, оснащенные сложной композиционной броней и усиленной ДЗ.
Введение в боекомплект танка осколочно-шрапнельных снарядов с электронным дистанционно-контактным взрывателем позволит повысить эффективность борьбы с малоразмерными танкоопасными целями, а также боевыми вертолетами. Такой снаряд обладает большей эффективностью по сравнению с осколочно-фугасным снарядом традиционного типа. К тому же при установке взрывателя на контактное срабатывание он обладает проникающим действием по различным типам преград.
Помимо совершенствования силовой установки, вооружения и повышения защищенности, важнейшим направлением совершенствования танка должно стать расширение возможностей его информационного комплекса. Во ВНИИ «Сигнал» как для новых, так и модернизируемых машин создан комплекс аппаратуры, обеспечивающий решение навигационных, информационных и командных задач. В состав комплекса входят система топопривязки и навигации четвертого поколения «Гамма» и аппаратура телекодовой передачи данных с высоконадежной системой связи.
На базе комплексной АСУ «Капустник», созданной для артиллерии, разработаны (и прошли испытания на танках типа Т-72) средства автоматизации управления танковым батальоном, командная часть которых размещается на командирском танке. Автоматизированная СУО и маневром танкового подразделения, по оценкам специалистов, позволит повысить суммарную боевую эффективность танков в 2-4 раза.


Т-90С разработан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя, с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях. Реализация в Т-90С ряда конструктивных разработок и мероприятий с применением современных и опережающих технологий создала новые возможности для ведения эффективных боевых действий, повысила эксплуатационную надежность и маневренность и позволила достигнуть комплексного повышения боевых и технических характеристик в 1,5 раза по сравнению с Т-72С.
В этом заслуга уже третьего поколения конструкторов «Уралвагонзавода» - учеников В.Н. Венедиктова и В.И. Поткина - Ю.Н. Нейгебауэра, Н.А. Молоднякова, Ю.В. Тэна, Г.С. Горсевана, А.Д. Будилова, В.И. Гриба, О.А. Кураксы, Н.С. Давыденкова, В.И. Васильева, И.Н. Баранова, В.Т. Юринова и многих других.
Огневые возможности Т-90 значительно расширились с установкой комплекса управляемого вооружения для обеспечения уверенного превосходства над всеми существующими зарубежными танками по дальности поражения целей. Сильно бронированные цели на дальности до 5 км танк Т-90 поражает с ходу (до 30 км/ч) с большой вероятностью попадания первым выстрелом. За время государственных испытаний было произведено 24 пуска ракет на дальностях 4-5 км и все они попали в цель. На показе танка Т-90 одной из иностранных делегаций довольно опытный наводчик, выполняя упражнение стрельб, сначала с места поразил цель управляемой ракетой на расстоянии 4 км, а затем за 54 с движения со скоростью 25 км/ч поразил 7 реальных бронированных целей, расположенных на дальностях 1500-2500 м, а возвращаясь в исходное положение, передал управление огнем командиру танка, который в дублированном режиме стрельбой «с кормы» танка расстрелял еще 4 цели.
Для танков Т-90С характерны: оптимальная приспособленность для ведения боевых действий в экстремальных ситуациях; исключительная надежность всех узлов и агрегатов, механизмов и комплексов; отличная подвижность и маневренность вне зависимости от любых климатических и дорожных условий, в том числе в условиях высокой запыленности и высокогорья; минимальные затраты на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Российский ракетно-пушечный танк Т-90С, по совокупности боевых и технических характеристик и возможности ведения современного боя ни в чем не уступает лучшим танкам зарубежных стран, а по ряду существенных параметров их превосходит. К настоящему времени на базе танка Т-90С выпускаются инженерные машины разграждения ИМР-3 и ИМР-3М, бронированная машина разминирования БМР-3М.


Почему неудачи преследуют российских ракетчиков? На орбиту из рогатки На исходе прошлого года провалом завершилось испытание нашей новой стратегической морской ракеты «Булава&r...

Согласно военной доктрине танки применяются в основном на главных направлениях для рассекающего удара.

В современной истории ведения танковых сражений, особенно в годы Отечественной войны, именно для этих целей танки и создавались, и были успешно применены.

Но в настоящее время применение танковых соединений и сами требования, которым должны удовлетворять новейшие танки России, сильно изменились.

Т-90А - основной боевой танк

Начиная с 2004 года на вооружении армии России находятся танки Т-90А. Производство перспективного танка развернуто на Уралвагонзаводе.

Добавка индекса А говорит о том, что эта модель - модернизация Т-90. И отличия весьма существенны. Другой двигатель, башня и оснащение машины тепловизионным оборудованием.

На Т-90 устанавливался V-образный 12-цилиндровый двигатель. По традиции разработки боевых машин питание двигателя всеядно и обеспечивает работу механизма на разных типах топлива. Двигатель В-84МС (модернизированный В2) при 2000 об/мин развивает мощность 840 л.с.

На модификации Т-90А мощность двигателя, за счет установки турбокомпрессора и глубокой модернизации, повышена до 1000 л.с. при тех же 2000 об/мин.

Модификации Т-90

Пушка Т-90

Как и на танке Т-72Б, на Т-90 реализован карусельный автомат заряжания с практической скорострельностью 8 выстрелов в минуту. Боекомплект состоит из бронебойных подкалиберных снарядов, бронебойных кумулятивных снарядов 3БК29М и осколочно-фугасных снарядов с электронным дистанционным взрывателем (вместе с системой дистанционного подрыва «Айнет»).

ПТУР обеспечит поражение как неподвижных, так и подвижных низколетящих целей, благодаря системе наведения по лазерному лучу. Поражение целей обеспечивает трансзвуковая скорость снарядов. Стрельба, в отличие от Т-72Б, может вестись с подвижного танка при движении со скоростью до 30 км/ч при дальности поражения целей от 100 до 50000 м. Разработка нового танка в России должна соответствовать, как минимум таким же характеристикам.

Конструкторы новой боевой машины позаботились о безопасности экипажа, который теперь отделен от боевого отделения бронестенкой. Если снаряд противника попадет в отсек с боекомплектом, то энергия от взрыва направляется вверх через специальные вышибные панели. Таким образом, сам экипаж танка остается в безопасности в момент подрыва боекомплекта.

По мнению разработчиков, живучесть боевой машины повышена за счет специально спроектированной компоновки тех узлов танка, которые в первую очередь уязвимы. В случае если все-таки один из них поврежден, танк в любом случае выполняет боевую задачу.

Перспективные танки

Как и на платформе "Армата", на новый танк России Т-95 устанавливается безлюдная башня. Предполагается оснащение танка электронными средствами разведки и электронным целеуказанием. Броня на новых разработках будет электромагнитная, при массе машины от 30 до 50 тонн.

В комплекс современного радиоэлектронного оборудования включается радар.

В комплекте к оптическому, тепловизионному и инфракрасному каналам в сбор информации о цели будет включаться лазерный дальномер и радиолокационная станция.

Новейшие разработки танков России достигают дополнительного преимущества в дуэльном бою благодаря бронированию лобовых проекций, низкому силуэту и характеристикам пушки.

Рабочее место наводчика Т- 99

Место командира экипажа танка Т-99 оборудовано системой наружного наблюдения, при помощи которой возможен обзор местности вокруг танка. Обладая четырем телекамерами, которые оснащены функцией работы с пониженной освещённостью, командир танка имеет возможность наблюдения за ходом боя.

Антинейтронный надбой заменен на противопожарный и противоосколочный материал по типу кевлара. Значительно доработана система пожаротушения, которой оснащен новейший танк России Т-99.

Боевая живучесть Т-99

Наличие на борту машины комплекса ТШУ-1-7(Штора), обеспечивает защиту от ракет с полуавтоматическим наведением и также ПТУРов с лазерным полуактивным наведением типа "Мейврик". Это значительно повышает защищённость танка.

Также в комплексе применяется станция СОЭП ОТШУ-1 с системой аэрозольной завесы (СПЗ). СОЭП модулирует излучение, близкое к модификациям трассеров «Милан», "Дракон". Воздействуя своим излучением на систему наведения ракет противника, он срывает такого рода атаку.

Кроме того, комплекс сможет обеспечить ИК-подсветку ночью и стрельбу с помощью приборов ночного видения. Также возможно его применение для ослепления любых, даже малогабаритных, объектов.

Контроль при стрельбе из пушки

Как показывает практика, благодаря системе управления огнем (СУО) наведение на цель значительно облегчилось. В случае если наводчик ошибся в выборе, система, которой оснащен Т-99, сама довернет орудие на нужный угол.

При этом обеспечивается автоматический ввод поправок для ведения прицельной стрельбы. Система, которой обладает новейший танк России Т-99, учитывает скорость движения танка, определяет дальность до цели и ее угловую скорость, температурные поправки, поправки на атмосферное давление, учитывается направление и скорость ветра. Вводятся температурные поправки самого заряда и также учитывается стадия износа канала ствола.

Необитаемая башня

Необычные очертания танку Т-99 придает башня. Теперь ее можно комплектовать пушками любого калибра.

Экипаж, состоящий из 3 человек, помещается в бронированную капсулу, которая независима от башни и автомата заряжания.

Орудие располагается отдельно от экипажа, в небольшой необитаемой башне. Такой подход позволяет реально уменьшить силуэт танка и обеспечить лучшую скрытность в боевых условиях.

Основное отличие башен, устанавливаемых на новые танки России (фото приведено ниже) сразу бросается в глаза. Они необитаемы, за счет чего и изменился силуэт танка.

Для взаимодействия в боевых условиях танк оснащается комплексом "свой - чужой". Это определяющий элемент при современных динамичных сражениях на поле боя.

Почему "объект 195" не пошел в серию?

Новый танк российской армии, несущий проектное имя "Объект 195", практически прошел госиспытания. Но на вооружение не принят по следующим причинам.

Во-первых, у Министерства Обороны России изменились требования к парамерам, которым должны соответствовать новейшие танки России:

  • по защите танка от попадания снаряда в верхнюю проекцию машины;
  • по защите от заложенных мин и самодельных управляемых взрывных устройств;
  • к круговой защите от переносных ручных противотанковых средств и т. д.

Во-вторых, российская промышленность не готова к его серийному производству. Потребуется несколько лет на то, чтобы провести глубокую научно-техническую модернизацию производства и приступить к тому, чтобы самостоятельно выпускать самый новый танк России и те ключевые компоненты, которые необходимы для него.

Модернизация производства связана с распадом Советского Союза, при котором разорвались отношения с производителями тех компонентов, которые оказались вне территории России.

Реконструировать кооперационные связи понадобилось как при создании Т-90А, так и при работе над проектом "Объект 195". И с обеими задачами военная промышленность России успешно справилась.

Объект 195 (Т-95) — русский проект многообещающего танка нового поколения, был в разработке с 1990 по 2010 год. В настоящий момент финансирование исследования танка прервано.
В 2010 году зам. министра обороны Владимир Поповкин заявил о прекращении финансирования исследования боевой машины «Объект 195», а также о закрытии программы, так как проект боевого танка морально устарел.

Перспективное вооружение

Проектировщики и конструкторы новой боевой машины подошли к вооружению передового танка тоже нетрадиционно.

Танк предполагается оснастить пушкой калибром от 125 до 152 мм. Причем в нем будет реализована возможность разгона снаряда внутри ствола электромагнитным полем и стрельба управляемыми ракетами.

Огонь из пушки может быть выполнен прямой наводкой при удалении цели более 5 км.

Новый, 12,7-мм пулемет "Корд" выполняет роль зенитной установки, управляемой дистанционно.

Конструкторы предусмотрели возможность использования зарядов с жидким метательным веществом.

Средства защиты

Еще одним достоинством Т-99 является наличие системы активной защиты "Арена". Такая защита представляет собой ряд пластин с взрывчатым веществом, укрепленных на поверхности брони танка.

Такой комплекс срабатывает при попадании в пластину - она взрывается и отбрасывает снаряд в сторону.

Для защиты от наведения оружия в сторону Т-99 при помощи лазера на броне установлены датчики лазерного облучения.

По бортам танка установлены пусковые для отстреливания зарядов комплекса "Дрозд-М". Для защиты от управляемых ракетных снарядов предполагается установка системы оптико-электронного подавления.

Требования к новому танку

Основное различие между основными танками и Т-14 "Армата" все специалисты по танкостроению признают применение "лафетной установки", при которой сама пушка находится в необитаемой башне. При этом боекомплект размещается под башней. Сам экипаж располагается отдельно от башни, в изолированной бронированной капсуле.

Также приметой, которой будут обладать новые танки на вооружении России, станет 152-мм гладкоствольная пушка, подвеска гидроактивного типа и новый Х-образный дизельный двигатель с запасом мощности до 1500 л.с.

Армии, где используются новейшие танки России, предложена принципиально новая концепция ведения боя, которая основана на 4 положениях:

Повышение вероятности поражения цели, при этом цель должна гарантированно выйти из боя;

Экипаж танка при попадании кумулятивных или кинетических снарядов должен гарантированно выжить.

Включение танка как боевой единицы в автоматическую систему управления, в результате танк должен стать единой системой вооружения;

Развитие на базе нового танка других боевых машин, включая технику для тылового и технического обеспечения.

Модернизация боевой техники будет проходить поэтапно на протяжении 30 лет.

Такими характеристиками должен обладать танк нового поколения. Россия активно ведет разработки для этой системы.

Новые технологические решения

Для выполнения генеральных направлений в развитии бронетехники необходимо внедрить ряд технологических решений, которыми должен обладать самый новый танк России:

  • применение многоканального вооружения и как следствие - развитие перспективных боеприпасов;
  • работа всех вооружений на танке должна быть обеспечена за счет нескольких видов технического зрения: оптического, тепловизионного и телевизионного;
  • обеспечить полную изоляцию экипажа, топливного бака и боеприпасов с обеспечением уровня защиты,в 2-3 раза качественно лучшего;
  • в качестве двигателя для нового танка должно быть обеспечено применение газотурбинной или дизельной установки повышенной мощности в 1500 л.с., с гидромеханической подвеской; все это в комплексе должно дать превосходство в средней скорости передвижения, динамике движения и мощности по сравнению с другими танками;
  • новейшие танки России должны быть оснащены системой внутреннего самоконтроля за исправностью всех собственных систем;
  • управляющая система должна уметь: подготовить данные для прицельной стрельбы, управлять всем комплексом вооружений, производить контроль над системами управления, получать информацию вне пределов танка, используя собственную информационную систему.

Перспективы создания Арматы

Новый танк России "Армата" вобрал в себя все наработки по "объекту 195". По компоновке и по большинству узлов, систем, а также агрегатов "Армата" почти аналогична "объекту 195", но выполнена на другом, более качественном уровне.

Но на настоящий момент министерство Обороны не посчитало необходимым оснастить "Армату" другой пушкой, так как это привело бы к полному переналаживанию производств по выпуску уже существующих снарядов.

Но потенциал, которым обладает новый танк России "Армата", настолько велик, что вооруженное переоснащение не займет много времени в случае необходимости. Тем более что парк существующих танков и танков в резерве достаточно большой.

Надо учесть, что такие страны, как Германия, Франция, Великобритания и ряд других держав сократили количество танков или вообще отказались от них.

Сегодняшнее положение в танковых войсках таково, что уже имеется 40 бригад, в которых используются новейшие танки России. Но в скором будущем такое положение будет пересмотрено в связи с тем, что планируется переход на три разные типы бригад:

  • тяжелые;
  • средние;
  • легкие.

Причем в составе тяжелых и средних бригад будут состоять танки, а в легких их заменят машины другого класса.

Но в любом случае отказываться от модернизации и переоснащения танковых войск и Россия не намерена.


Почему?
Каждый танк создавался страной изготовителем с учетом обороны именно этой страны. При создании танков учитывается климат, рельеф, уровень подготовки экипажей, наличие электронных систем, спутниковой поддержки, обеспечения запасными частями, и это только небольшой перечень.
Например, что будет с экипажем, который проведет в танке, находящемся в пустыне в жару, скажем 3 – суток, если у этого танка не будет кондиционера?

Такой экипаж будет думать о том, как выжить в танке вообще – не потерять сознание.

Для горной местности важна удельная мощность двигателей, иначе перегрев неизбежен. Может ли танк работать на не качественном топливе? Если да, то, как долго.
Вопросов больше чем ответов.

Инженеры все эти данные и проблемы учитывают в силу технологических возможностей, но здесь вступает в силу стоимость изготовления танка. Стоимость, это не только почем его можно продать, а и количество человек и ресурсов, которые задействованы при производстве. А выдержит ли экономика страны, либо она сможет произвести 5-10 танков в год, не более.
Опубликованный ниже рейтинг носит условный характер, не стоит абсолютно принимать к сведению, что танк под номером 5 гораздо лучше танка под номером 7.

самых современных танков:

1. (Германия)

В 2010 году на выставке Eurosatory 2010 немцы показали новую модификацию своего основного танка Леопард 2. Особенность этого танка в том. Что он позицируется, как танк, адаптированный для ведения операций в городе. Модернизация коснулась практически всего: корпуса танка, двигателя, трансмиссии, центровки масс, вооружения, управления огня и систем обеспечения жизнедеятельности экипажа.
При боях в городе на танк навешивается дополнительная защита от кумулятивных снарядов.
Танк рассчитан на ведение боя в течение 24 часов в сутки. Водитель получил круговой обзор местности вокруг танка, как и все члены экипажа, причем за счет тепловизоров все видно и ночью.

Технические характеристики танка +:

Вооружение:
120 мм гладкоствольное орудие L55
12.7 мм пулемет
40 мм гранатомет
7.62 мм пулемет
Страна производитель: Германия
Экипаж: 4 человека
Вес танка: 67 500 кг
Запас хода: 450 км
Скорость: 72 км/час
На данный момент других данных нет.

2. (США)


Танк был принят на вооружение в 1980 году, тогда он назывался M1 и заменил основной боевой танк M60. С 1994 года выпускается модификация – отличающаяся от предыдущей системами наведения, наблюдения и бронирования.
Что отличает кардинально этот танк от остальных? Это в первую очередь самый мощный в мире двигатель. На танк, с самого начала производства устанавливается турбинный двигатель, мощностью 3500 л.с., хотя во всех официальных документах указана мощность 1500л.с. На танке даже установлен ограничитель мощности и скорости, поскольку полная мощность двигателя просто- напросто рвет гусеницы.
C 1990 года танк оснащается дополнительной силовой установкой для обеспечения питания танка электроэнергией на стоянках, что бы не запускать основной двигатель и не использовать аккумуляторные батареи.
У танка есть и недостатки, так зарядка боеприпасов в приемник пушки осуществляется вручную.
Ввиду большой массы танка и высокой мощности двигателя ресурс гусениц около 1100-1200 км.
В настоящее время – это достаточно массовый танк, так на 2012 год произведено более 9000 танков. Списываемые танки не уничтожаются, а разбираются, и пригодные части корпуса используются повторно в новых танках.

Технические характеристики танка M1A2

Масса танка: 61,4 тонн
Длина с пушкой: 9,77 м
Длина корпуса: 7,93 м
Ширина: 3,66 м
Высота: 2,44 м
Экипаж: 4 человека (командир, наводчик, заряжающий, водитель)
Броня Chobham, сталь с использованием обедненного урана
Вооружение:
105-мм нарезная пушка М68 (устанавливалась на M1)
120-мм гладкоствольная пушка М256 (устанавливалась на М1А1, М1А2, M1A2SEP)
12,7 мм пулемет
2 пулемета M240 калибра 7,62 мм
Двигатель AGT-1500C многотопливный газотурбинный двигатель
1500 л.с. (по другим данным мощность двигателя без ограничителя мощности 3500 л.с.)
Соотношение мощности 24,5 л.с. / т
Дорожный просвет 0,48 м (M1, M1A1)
0,43 м (M1A2)
Запас хода: 465 км
Скорость по шоссе: 67,72 км / ч
Скорость по грунту: 48,3 км / ч

3. (Великобритания)



Этот танк заслуживает почетного 3-го места после боевых испытаний в Ираке. Только 1 танк был уничтожен за время войны в Ираке огнем противника. В июне 1991 года правительство Англии заказало первые 127 танков для Королевской армии.
Особенностью танка можно считать, то, что в данный момент он производится в основном на экспорт и адаптирован к эксплуатации в условиях высоких температур.
Танк оснащен самой современной системой прицеливания и визуального наблюдения, в том числе и ночью.
Танк по броневой защите и стойкости перед кумулятивными снарядами можно назвать в этом плане самым защищенным танком в мире.
Танк оснащен 12 цилиндровым дизельным двигателем мощностью 1200 лошадиных сил.
Недостаток танка – большая цена производства, так таких танков выпущено около 400.

Мощность двигателя: 1200 л.с.


Скорость по шоссе: 59 км/час
Масса танка: 62.5 т.
Экипаж: 4 человека
Запас хода: 450 км
Вооружение:
120 мм гладкоствольная пушка L30
2 пулемета калибра 7.62 мм
10 гранатометов L8

4. (Израиль)



Merkava Mark IV

– основной боевой танк Израильской армии. Танк достаточно современный, поскольку принят на вооружение в 2004 году. Среди планов модернизации танка – установка на танк системы активной защиты от снарядов противотанковых гранатометов. В данный момент Израиль ищет финансового партнера для доработки данной системы.
Танк имеет очень оригинальную конструкцию, так, двигатель танка расположен не сзади, а спереди, что создает дополнительную защиту экипажа от фронтального огня противника. Сзади танка есть люки для экипажа танка, что позволяет экипажу покидать танк под огнем противника, либо пополнять боеприпасы. В задней части танка есть место для десанта или дополнительного боекомплекта.
На танке устанавливается дизельный двигатель американского производства мощностью 1500 л.с.

Технические характеристики танка :

Масса танка: 65 тонн


Длина: 9,04 м с пушкой
Длина: 7,60 м без пушки
Ширина 3,72 м
Высота: 2.66 м
Экипаж: 4 человека (командир, водитель, наводчик, заряжающий)
Вооружение:
вооружение 120-мм MG253 гладкоствольная пушка
1 х 12,7 мм пулемет
2 ? 7,62 мм пулемета
1 ? 60 мм гранатомет
12 дымовых гранат
Двигатель 1500 л.с. дизельный двигатель с турбонадувом
Удельная мощность: 23 л.с. / т
Дорожный просвет: 0,45 м
Емкость топливного бака 1400 литров
Запас хода: 500 км
Скорость 64 км / час по шоссе




Это современный, но еще пока не серийный танк Российской армии. Танк создан на базе танка Т-90, который в свою очередь является глубокой модернизацией танка Т-72. Почему 5 место, а не первое? Российские танки имеют ряд недостатков, в первую очередь вечная проблема – маломощный двигатель, были попытки ставить турбину на Т-80, но этот танк оказался неудачным и не пошел в серию. Мощность двигателя всего 1000 л.с. и сравнительно небольшой его ресурс. Вторая болезнь, которая на танке Танк Т-90МС "Тагил" вылечена – слабость вооружения. Пушка должна с первого выстрела с дальности 1500 метров пробивать лобовую броню любого танка НАТО. И последнее – электроника и системы наведения огня. Так, даже на Танк Т-90МС "Тагил" механик – водитель не имеет кругового обзора, ему ограничились установкой видеокамеры заднего вида. Пока, видно средства не позволяют создать принципиально новый танк, танк нового поколения, все приходится впихивать в профиль устаревшего корпуса Т-72.
Положительной отличительной особенностью является автоматическая система заряжания пушки, напомним, у американцев это делается руками.
Танк Т-90МС "Тагил" был показан В.В. Путину 7 декабря 2009 года. Что нового? Новый прицел пушки и, по сути, новая система наводки огня. Новые модульные пакеты для защиты от кумулятивного огня противника. Установлен пулемет над башней с дистанционным управлением.
Существенно усилена бронезащита, в том числе и верхней части танка. Установлен новый двигатель В-92С2, но говорить, что он существенно превосходит зарубежных конкурентов рановато.
Итак, основное отличие Т-90МС "Тагил" от своих предшественников – это система управления огня, которая уже может конкурировать с западными образцами.


Тактико-технические характеристики

Масса танка: 48 т.
Экипаж: 3 человека
Длина с пушкой: 9530 мм
Длина корпуса: 6860 мм
Ширина: 3460 мм
Вооружение:
Пушка 125-мм 2А46М-5
Боекомплект: 40 выстрелов
Управляемое вооружение: 9К119М «Рефлекс-М»
Спаренный пулемёт: 7,62-мм 6П7К (2000 патронов)
Зенитный пулемёт 7,62-мм 6П7К С УДП (Т05БВ-1) (800 патронов)
Двигатель В-92С2Ф2: 1130 л. с.
Ёмкость топливных баков: 1200+400 л
Удельная мощность,: 24 л. с./т
Максимальная скорость по шоссе: 60 км/час
Запас хода по шоссе: 500 км
Удельное давление на грунт: 0,98 кг/см

6.


Этот танк – большой шаг на пути совершенствования самоходного оружия, но все же еще по многим параметрам этот танк уступает лучшим танкам НАТО. Танк был представлен в 2009 году. Внимание!
Не следует путать танк "Оплот-М” и танк Т-84 "Оплот”
Это совершенно разные танки, они отличаются даже по внешнему виду, не говоря уже об оснащении. Танк "Оплот-М” создан в Харьковском конструкторском бюро. Что нового? Возможность быстрой замены пушки без демонтажа башни, то есть замену пушки можно сделать в полевых условиях. 1200 сильный дизель. По мощности он уже равен западным двигателям, по удельной мощности танк даже превосходит многие другие танки НАТО, но опять же недостаток двигателя, расход масла в среднем около 10 литров на 100 км, но зато может работать и на бензине и на дизеле и на керосине. У танка появился вспомогательный блок питания ЕА-8, который позволяет обеспечивать электроэнергией без запуска основного двигателя.
Новая система наведения огня, которая уже может конкурировать с западными образцами. Новая броневая защита, выдерживающая попадание кумулятивных снарядов.
Планируется поставка танков в Таиланд, по словам директора завода, им. Малышева, Николая Белова, контракт в настоящее время выполняется в полном объеме (2012). Если контракт будет выполнен, то в мире появится еще одна модель современного танка.
Одним из недостатков это танка является слабая испытательная история. Танков в настоящий момент построено около 10 шт.

Технические характеристики танка

Масса танка: 51 т.
Экипаж: 3 человека
Удельная мощность: 24, 7 л.с./тонну
Мощность: 1200 л.с.
Запас хода: 450 км.
Скорость по шоссе: 70 км/час
Вооружение:
125 мм гладкоствольная пушка КБАЗ (46 выстрелов)
7,62 мм пулемет (1250 патронов)
12,7 мм пулемет (450 патронов)

7.


CI Ariete – является основным боевым танком армии Италии. В настоящий момент на вооружении армии Италии находится 200 танков CI Ariete. Танк разработан и произведен компанией Iveco - Fiat и Oto Melara. Танк имеет современную цифровую систему наведения и управления огнем, что позволяет вести стрельбу на ходу днем и ночью. Танк принят на вооружения в 1995 году, в настоящее время производится в единичных экземплярах.
Среди недостатков танка первых выпусков – недостаточная удельная мощность двигателя. За свою историю модификаций удалось несколько снизить общий вес танка, таким образом, что бы он весил менее 60 т, танк получил новый более мощный двигатель – 1600 л.с.

Технические характеристики танка CI Ariete

Начало производства: 1995 год
Масса танка: 54 тонны
Длина: 9,67 м с пушкой
Длина 7,59 м без пушки
Ширина: 3, 42 м
Высота: 2,5 м
Экипаж: 4 человека
Вооружение:
120 мм пушка (42 выстрела)
2x7,62 мм пулемета (2500 патронов)
Мощность двигателя: 1300 л.с. (в последней модификации)
Запас хода: 550 км
Скорость: 65 км/час

8. (Франция)


AMX-56 Leclerc – основной боевой танк армии Франции. Leclrc был разработан для замены устаревшего танка AMX 30. Танк поступил на вооружение в 1992 году. В настоящее время производство танков остановлено. На его смену придет новый боевой танк, но какой – еще не объявлено. При разработке танка особое внимание уделялось активной защите против кумулятивных снарядов. Для танка была разработана система управления огнем и в частности система распознавания свой – чужой. До 2001 года по уровню бронирования и качеству брони в целом Leclerc уступал танкам НАТО, но в 2001 году на танке уже использовалась такая же броня как на Challenger 2 и на немецком Леопарде. Дизельный двигатель V8X-1500 мощностью 1500 л. c. Позволяет танку развивать скорость более 70 км/час. Выхлоп охлаждается специальным устройством. Есть и оригинальное новшество – в случае атаки снарядом по танку с фронта, двигатель оборудован гидрокинетическим тормозом, торможение настолько резкое, что экипаж в танке пристегивается ремнями безопасности. Кроме Франции танк состоит на вооружении армии ОАЭ.

Технические характеристики танка Leclerc

Масса танка: 54,5 тонн
Длина: 9,87 м без пушки
Ширина: 3,71 м
Высота: 2, 53 м
Экипаж: 3 человека
Вооружение:
120 мм пушка (40 выстрелов)
12,7 мм пулемет (1100 патронов)
7,62 мм пулемет (3000 патронов)
Мощность двигателя: 1500 л.с.
Удельная мощность: 27,52 л.с./тонну
Запас хода: 550 км
Скорость: 72 км/час

9. (Республика Корея)


K2 Black Panther – это самый современный танк в Республике Корея. На сегодняшний день (2012) выпущено несколько прототипов танка, полномасштабное производство танка должно начаться во второй половине 2014 года. Чем еще примечателен танк? Он попал в книгу рекордов Гиннеса, как самый дорогой танк в мире, его стоимость составляет 8 500 000$. В 1995 году правительство Кореи поставила задачу на разработку танка, способного противостоять танкам КНДР (в основном Т-55).
В 2006 году, после 11 лет разработки проект танка был готов.
Танк оснащен современной системой управления огня, которая способна улавливать цели с помощью тепловизора на расстоянии 9.7 км. Танк способен уничтожать низколетящие самолеты.
Особенностью танка является изменяемая по клиренсу подвеска, причем регулируется каждое колесо в отдельности.
В настоящий момент имеются некоторые проблемы надежной работы двигателя и подвески, что послужило некоторой отсрочке массового производства танков.

Технические характеристики танка K2 Black Panther

Масса танка: 55 тонн.
Длина с пушкой: 10,8 метров
Длина без пушки: 7,5 метров
Ширина: 3,6 метра
Высота: 2,4 метра
Экипаж: 3 человека
Вооружение:
120 мм пушка (40 выстрелов)
12,7 мм пулемет (3200 патронов)
7,62 мм пулемет (12 000 патронов)
Мощность двигателя: 1500 л.с.
Удельная мощность: 27,2 л.с.
Запас хода: 450 км
Скорость: 70 км/час

10.


Тип 90 – является основным танком японской армии. Танк спроектирован и впускался компанией Mitsubishi. Танк достаточно дорогой на 2008 год имел стоимость 7 500 000$. Задача была поставлена такая, что бы готовый танк успешно сражался с настоящими и перспективными танками СССР. Танк принят на вооружении армии Японии в 1990 году. На танк устанавливается немецкая пушка L44. На танке применен автоматический заряжатель снарядов. На танке в качестве брони используется модульная керамика, и композитная броня из высококачественной стали.
Танк не поставляется за рубеж, и он никогда не участвовал в реальных боевых действиях.

Технические характеристики танка Тип 90

Масса танка: 50,2 тонн
Количество выпущенных танков: 333
Длина танка: 9,755 м
Ширина танка: 3,33 м
Высота танка: 2, 33 м
Экипаж: 3 человека
Вооружение:
120 мм гладкоствольная пушка (35 выстрелов)
12,7 мм пулемет (1500 патронов)
7,62 мм пулемет (2000 патронов)
Мощность двигателя: 1500 л.с.
Удельная мощность: 30 л.с./тонн
Запас хода: 350 км
Скорость: 70 км/ час

Танки - грозное оружие, символ мощи и силы мировых держав. Наша страна – не исключение. Вспомним 7 легендарных русских танков

МС-1 (Т-18) стал первым советским массовым танком. Всего было выпущено около 960 единиц. Впервые в боях МС-1 были использованы в конфликте на КВЖД в 1929 г., когда атака 9 танков обратила в бегство китайскую пехоту. Во второй половине 30-х - начале 40-х годов значительная часть этих машин использовалась в качестве неподвижных огневых точек на границе на Дальнем Востоке и Карельском перешейке. Эпизодически встречаются упоминания об участии МС-1 в боевых действиях и в первые месяцы Великой Отечественной войны. До наших дней в качестве музейных экспонатов и памятников сохранилось не более 10 МС-1.

БТ-7 - быстроходный танк. Его военным дебютом стали боевые действия против японских войск у озера Хасан летом 1938 г. Однако наилучшим образом БТ-7 показали себя годом позже в Монголии в боях на Халхин-Голе, где в степях в полной мере проявились высокая скорость и маневренность этого танка. Успешно действовали БТ-7 во время похода Красной Армии в Польшу в сентябре 1939 г., когда стремительное продвижение мобильных танковых групп позволило парализовать возможные активные действия польских войск. На начальном этапе Великой Отечественной войны по своим боевым качествам БТ-7 не уступали большинству немецких танков и применялся до первой половины 1942 г. Заключительным эпизодом в боевой биографии БТ-7 стала советско-японская война в августе-сентябре 1945 г. На тот момент эти уже устаревшие танки входили в состав вторых батальонов танковых полков и шли в прорыв за более мощными Т-34 и ИС-2.

Т-34/76. Один из лучших средних танков на 1940 г. Сочетал в себе хорошую броневую защиту и мощное вооружение. 76 мм пушка танка могла эффективно бороться как с живой силой, так и техникой. По крайней мере, до середины 1942 г. противник ему мало что мог противопоставить. Нередко Т-34, получив многочисленные попадания, оставались в строю. Самый результативный советский танкист, сражавшийся на Т-34 , Д. Ф. Лавриненко (4-я танковая бригада) с октября по декабрь 1941 г. уничтожил или вывел из строя 52 два немецких танка. С появлением в 1943 г. у противника тяжелой техники серьезной модернизации подвергся и Т-34. Была усилена броневая защита, добавлен пятый член экипажа, а танк вооружен новой 85-мм пушкой, способной на ближней и средней дистанциях поражать практически все немецкие танки. Новые Т-34/85 с марта 1944 г. стали поступать на фронт. Т-34 оказался во многом не идеальным, но простым в производстве и освоении, а также самым массовым в мире танком. Во второй половине XX века Т-34 использовались в конфликтах вплоть до 90-х годов (война в Югославии).

КВ-1 - советский тяжелый танк. Первые КВ прошли войсковые испытания в последние недели советско-финской войны. На июнь 1941 г. КВ мог считаться одним из сильнейших тяжелых танков в мире. Известен случай в июне 1941 г. в районе Рассеняя, когда один КВ-1 сковал действия немецкой дивизии почти на двое суток. В одном из немецких документов отмечалось: «Практически не было средств, чтобы справиться с чудовищем. Танк нельзя обойти, вокруг топкая местность. Нельзя подвезти боеприпасы, тяжелораненые умирали, их нельзя было вывезти. Попытка ликвидировать танк огнем 50-миллиметровой противотанковой батареи с расстояния 500 метров привела к тяжким потерям в расчетах и орудиях. Танк не имел повреждений, несмотря на то что, как выяснилось, получил 14 прямых попаданий. От них остались лишь вмятины на броне. Когда подвезли 88-миллиметровое орудие на расстояние 700 метров, танк спокойно выждал, пока оно будет поставлено на позицию, и уничтожил его. Попытки саперов подорвать танк оказались безуспешными. Заряды были недостаточными для громадных гусениц. Наконец он стал жертвой хитрости. 50 немецких танков симулировали атаку со всех сторон,чтобы отвлечь внимание. Под прикрытием ее удалось выдвинуть и замаскировать 88-миллиметровое орудие с тыла танка. Из 12 прямых попаданий 3 прошили броню и уничтожили танк". К сожалению, большая часть КВ была потеряна не из за боевых причин, а поломок и нехватки горючего. В конце 1943 г. на смену КВ пришли тяжелые танки ИС.

ИС-2 («Иосиф Сталин») тяжелый танк. Был создан для прорыва сильно укрепленных позиций противника и борьбы с тяжелыми танками врага. Известен случай, когда в ходе Львовско-Сандомирской операции, два ИС-2 , действуя из засады, за два дня уничтожили 17 немецких танков и самоходок. ИС-2 оказался незаменим в качестве штурмового орудия при прорыве обороны противника, особенно на Берлинском направлении и под Кенигсбергом. В послевоенный период танк прошел модернизацию и официально оставался на вооружении вплоть до 1995 г.

Т-54 создавался с учетом опыта Второй мировой войны и стал основным участником военных конфликтов второй половины XX века. Т-54 и его более поздняя модификации Т-55 с атомной защитой применялись в Венгрии (1956г.), Чехословакии (1968г.), во Вьетнаме, войнах на Ближнем и Среднем Востоке вплоть до начала XXI века. Одним из последних конфликтов, где нашли применение Т-55 стали боевые действия в Южной Осетии, где состоял на вооружение частей Южноосетинской республики. Помимо этого, Т-55 стал базой для создания целого ряда образцов военной инженерной техники.

Т-72 - основной танк. Производство этого танка было развернуто с 1973 г. Начиная с конфликта в Ливане 1982 г. Т-72 активно использовался в войнах на Ближнем Востоке и на территории бывшего СССР. Примечательны действия группы из четырех российских танков под командованием капитана Юрия Яковлева в августе 2008 г. , которая в течение двух суток вела уличные бои в Цхинвале. Потеряв один танк (один член экипажа ранен), группа обеспечила отход российских миротворцев, уничтожив не менее 8 танков и боевых машин противника.