Формальная норма в социологии. Типы социальных норм

Мы понимаем под социализованностью степень соответствия представлений сотрудника о формальных нормах, а также его практик в отношении работы формальным нормам и правилам. Для того, чтобы сравнивать степень социализованности сотрудников необходимо изучить систему формальных норм существующих в организации. Так как не всегда нормы, прописанные в документах, поддерживаются руководством, и наоборот, существуют нормы и правила, которые не прописаны, но являются обязательными для исполнения. Для выяснения формальной структуры норм и правил, было решено поговорить с коммерческим директором компании, и выяснить какие правила и нормы прописаны, а какие нет, и насколько выполняются те и другие, а также, что она знает о неформальных правилах существующих в организации.

Оказалось, что нет единых для всей организации правил, в каждом подразделении свои правила, которые устанавливаются руководителями этих подразделений, и соответственно ими же отслеживаются. Все правила эти фиксируются должностных инструкциях:

Формальным является должностная инструкция сотрудника, документ о введении в должность сотрудника, где прописывается, конкретно его деятельность регламентирована, прописывается ведение документооборота, и к этой основной деятельности прилагается еще распоряжение и приказы…в ней (прим. мое в должностной инструкции) содержится описание должности, основные ответственности и обязанности. В принципе, мы разрабатываем, уже, наверное, часть разработали справочник сотрудника, в котором оглашены все непосредственно максимально порядок действия, алгоритмы с приведенными примерами заполнения документов, то есть весь документооборот прописан.

Относительно обязательности выполнения правил, устанавливаемых руководством, директор ответила:

Ну, вообще достаточно обязательны. То есть те нормы и правила, которые вводятся и регулярно отслеживаются, они являются обязательными.

Вообще в компании очень большая ставка сделана на самостоятельность и ответственность сотрудников. Поэтому формальные правила достаточно общие, и не жесткие. Регламентированы и отслеживаются только такие компоненты, как штатное расписание, планы, отчеты, больничные, отпуска, выплата зарплат, премий. А что касается правил внутреннего функционирования организации, они в целом носят рекомендательный характер. К примеру, перерывы на обед, а также на короткий отдых или на чай:

Перерывы - нерегламентированы, но и особо за это людей никто не наказывает, никто не гоняет. Нормы относительно обедов, ну как сказать, неофициально регламентированы. Рекомендуется сотрудникам не тратить больше времени на обед нежели отведенный час, ну и максимально укладываться в, размещать в пределах там с 12 до 14 часов. Желательно, чтобы все пообедали в свой час. Каких-то жестких правил нет, нету.

В качестве санкций за невыполнение правил в компании применяются беседы, материальные штрафы в виде понижения оклада, лишения бонусов и как крайняя мера увольнение человека.

Санкции…особенно строгих нет. Возлагаются санкции, но в основном, наверное, это, скажем, эмоциональное наказание - высказывание руководителем своего неодобрения действия, ну и как в крайнем случае, в крайнем случае конечно увольнение за грубейшее нарушение, и вот материальное наказание в виде штрафов.

Однако, в разных отделах излюбленными являются разные санкции. Если для бухгалтерии, дизайнерского или отдела сбыта это чаще беседа, выражение руководителем своего недовольства, то для производственного и отдела технического редактирования это материальные штрафы, вплоть до возмещения стоимости тиража испорченного по вине этого человека.

Основные критерии оценки деятельности сотрудников это выполнение ими поставленных задач и планов в установленный срок и качественно.

Выполнение плана является основным критерием оценки работы. На втором месте выполнение задач. (прим. мое: для отдела сбыта)

По остальным (прим. мое: отделам) - это выполнение нормативов, а второе, это качество работы, которое отражается в количестве «принятых» дизайнов, у нас такое кодовое название. А по большому счету это те дизайны, которые наиболее востребованными оказываются у клиентов.

Выделяет три главные состав-ляющие:

Формальные правила (конституции, законы, судебные прецеденты, административные акты);

Неформальные нормы (традиции, обычаи, социальные условности);

Механизмы принуждения (систему наказания — прим. автора) у обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция, тюрьмы и т.д.).

Определение «формальных» и «неформальных» правил

Исходя из определения «института», институты могут выражаться в формальных, писаных» правилах, принимая форму различных документов (конституций, законов и т.д.), сознатель-но созданных человеком. Вместе с тем, они могут представлять собой продукт человеческого сознания, проявляющийся в об-щепринятых условностях, кодексах поведения, то есть в нефор-мальных, «неписаных» нормах, которые пронизывают все сферы общества, соблюдаются в виде традиций, обычаев, привычек или иной форме.

Если система формальных правил представляет собой ре-зультат законотворческой деятельности людей (государства), то появляется вопрос: каким образом формируется система неформальных норм?

В соответствии с концепцией Т. Веблена изменение институ-тов происходит в обществе, точно так же, как жизнь других видов, — это борьба за существование и, следовательно, — отбор и приспособление. По его мнению, эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов. Про-должающееся развитие институтов — человеческого общества и природы человека, как и достигнутый в этом плане прогресс можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее приспособленного образа мысли и процессу вынужденной адап-тации индивидов к новым условиям, постепенно изменяющимся с развитием общества. Таким образом, в трактовке Т. Веблена общественно-экономическое развитие («эволюция социального устройства») предстает как реализация процесса «естественного отбора» разнообразных институтов.

Позиция Т. Веблена близка и Ф. Хайеку , по мнению которого отбор правил и норм морали, установившихся в обществе, можно также сравнить с биологическим отбором. Согласно Хайеку, существование наряду с формальными правилами неформаль-ных норм (в виде традиций и обычаев) обусловлено тем, что «в процессе отбора, формировавшем обычаи и мораль, могло учитываться количество фактических обстоятельств — большее, чем то, которое могли воспринять индивиды; как следствие, традиция в определенных отношениях выше или «мудрее» человеческого разума». Чем больше разнообразия допускает общество, тем интенсивнее и плодотворнее протекает отбор социально-целесообразных институтов.


Из вышеприведенных рассуждений следует, что если фор-мальные правила могут быть искусственно придуманы и насиль-ственно насаждены, то неформальные нормы «определяются какими-то прошлыми событиями, формируются как составная часть процесса бессознательной самоорганизации некой структу-ры или модели (институциональной матрицы — прим. автора)». Иными словами, неформальные институты — это условности, самоподдерживающиеся, самовыполняющиеся (self-enforced) правила, без вмешательства третьей стороны (государства).

1. Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984. — С. 200.

2. Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. — М.: Новости, 1992. - С. 133. Там же. — С. 20.

3. Там же. С. 20.

Следует сделать оговорку, что теория естественного отбора не совсем применима к постепенным институциональным из-менениям, хотя термин «эволюция» используется, поскольку не всегда выживает самый «лучший» институт. С другой стороны, постоянный переход институтов из одного состояния в другое — одни институты, закрепляясь нормативно, из неформальных становятся формальными, другие, потеряв прежнее значение в качестве формальных институтов и будучи исключенными из правовой системы, могут становиться неформальными — не всегда происходит под влиянием эндогенных факторов, которые будут рассмотрены далее.

Роль неформальных правил в обществе

Как показывает практика, в большинстве случаев нефор-мальные нормы играют в обществе гораздо большую роль в обеспечении так называемого «порядка», чем формальные.

Этому способствует ряд факторов :

1. В любом обществе можно наблюдать ситуацию, когда от-дельные сферы деятельности регулируются только неформальными нормами при отсутствии формальных правил.

Пример

Отношения между членами семьи, этнических групп, мафиозной (криминальной) группировки.

Необходимость правил появляется всегда при наличии более чем одного субъекта, если между этими субъектами возникают какие-либо отношения. Причем правила в различных группах субъектов могут быть одинаковыми, а могут и сильно различать-ся. Простейшим примером таких правил могут служить отно-шения в рамках отдельной семьи или отдельного коллектива. Отношения в рамках семьи так и остались неформальными, а отношения между членами коллектива, не являющимися родственниками, в подавляющем большинстве случаев были формально закреплены в форме договора, контракта или иного документа (в рамках государства — в гражданском и уголовном кодексах).

2. Неформальные нормы появились в обществе гораздо раньше формальных и послужили во многом основой для формальных, за-конодательно закрепленных норм. Примеров закрепления нефор-мальных норм в формальных правилах можно найти множество в истории любой страны.

Пример

1. Установление «Уроков» — фиксированных объемов, времени и места сборов дани — произошло в России в 946 году княгиней Ольгой после многочисленных выступлений населения. Этому во многом послужила гибель мужа Ольги князя Игоря, убитого древлянами в 945 году во время повторного сбора дани.

2. Формальное или официальное закрепление нормы ссудного процента также происходило под сильным давлением населения, заинтересованного в получении кредитов. До формализации норма ссудного процента могла доходить до 50 %. В «Уставе о резах» (1113 г.) Владимиром Мономахом ссудный процент был законодательно огра-ничен до 20 %.

3. Длительность эволюции неформальных правил определяет их большую устойчивость.

Пример

Институт языка представляет собой сложную, постоянно изменяющу-юся структуру. Структура эта строго упорядочена, хотя ее не планировал никакой центральный орган. Никто не выносил специального решения, какие слова должны входить в речевой оборот. Французская Академия пытается контролировать изменения во французском языке, но это явле-ние сравнительно недавнее, поскольку Академия как структура была ос-нована уже после того, как французский язык сформировался в стройную систему.

Таким образом, Французская Академия является законодателем формальных правил (в том числе и грамматических), закрепляющих основные тенденции в развитии французского языка, в основу которого были положены неформальные нормы и, по мнению Ф. Хайека, «органи-зацией, санкционирующей те изменения в языке, над которыми у нее нет никакой власти». Хотя в подавляющем большинстве других стран вообще не было аналогичных органов «языкового контроля».

Так как институты изначально представляют собой продукт обычая, а судебная практика и законодательство на протяже-нии тысячелетий лишь развивают их, то нельзя сказать, что в настоящее время институциональная система приняла окон-чательный вид.

Рассматривая институты, мы в дальнейшем будем использовать предложенное Д. Нортом деление института на следующие составляющие:

  • ? формальные правила (конституции, законы, судебные прецеденты, административные акты и т.д.);
  • ? неформальные нормы (традиции, обычаи, социальные условности и т.д.);
  • ? механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение формальных правил и неформальных норм.

Определение формальных и неформальных правил

Исходя из определения института (см. § 3.1, п. 6), институты могут выражаться в формальных, «писаных» правилах, принимая форму различных документов (конституций, законов и т.д.), сознательно созданных человеком. Вместе с тем они могут представлять собой продукт человеческого сознания, проявляющийся в общепринятых условностях, кодексах поведения, т.е. в неформальных , «неписаных» нормах, которые пронизывают все сферы общества, соблюдаются в виде традиций, обычаев, привычек или иной форме.

Если система формальных правил представляет собой результат законотворческой деятельности людей (государства), то появляется вопрос: каким образом формируется система неформальных норм?

В соответствии с концепцией Т. Веблена изменение институтов происходит по закону естественного отбора. Жизнь человека в обществе, как жизнь других видов, это борьба за существование и, следовательно, отбор и приспособление. По его мнению, эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов. Продолжающееся развитие институтов - человеческого общества и природы человека, как и достигнутый в этом плане прогресс, можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее приспособленного образа мысли и процессу вынужденной адаптации индивидов к новым условиям, постепенно изменяющимся с развитием общества . Таким образом, в трактовке Веблена, общественно-экономическое развитие (эволюция социального устройства) предстает как реализация процесса «естественного отбора» разнообразных институтов.

Позиция Веблена близка и Ф. Хайеку, по мнению которого отбор правил и норм морали, установившихся в обществе, можно также сравнить с биологическим отбором. Согласно Хайеку, существование наряду с формальными правилами неформальных норм (в виде традиций и обычаев) обусловлено тем, что «в процессе отбора, формировавшем обычаи и мораль, могло учитываться количество фактических обстоятельств - большее, чем то, которое могли воспринять индивиды; как следствие, традиция в определенных отношениях выше или «мудрее» человеческого разума». Чем больше разнообразия допускает общество, тем интенсивнее и плодотворнее протекает отбор социально целесообразных институтов .

Исходя из вышеприведенных рассуждений, следует, что, если формальные правила могут быть искусственно придуманы и насильственно насаждены, то неформальные нормы «определяются какими-то прошлыми событиями, но формируются как составная часть процесса бессознательной самоорганизации некой структуры или модели (институциональной матрицы. - Лет.)» . Иными словами, неформальные институты - это условности, самоподдерживающие- ся, самовыполняющиеся (self-enforced ) правила без вмешательства третьей стороны (государства).

Однако в реальности можно наблюдать ситуации, когда более живучим оказывается не самый «лучший» институт (по критерию Д. Норта - эффективный институт) . Например, сговор или олигополия как институт, победивший в результате естественного отбора. Если не ограничивать развитие подобных институтов, то возможные последствия таких процессов нетрудно себе представить - это диктатура не только в экономической, но и политической сфере, т. е. общество возвращается в своем развитии к рабовладельческому строю.

Постоянный переход институтов из одного состояния в другое - одни институты, закрепляясь нормативно, из неформальных становятся формальными, другие, потеряв прежнее значение в качестве формальных институтов и будучи исключенными из правовой системы, могут становиться неформальными. Данные процессы происходят под влиянием как экзогенных, так и эндогенных факторов, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.

Формальные нормы

♦ (ENG formal norme)

в этике - стандарты, правила или законы, к-рым необходимо следовать при принятии решений или в поведении.


Вестминстерский словарь теологических терминов. - М.: "Республика" . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .

Смотреть что такое "Формальные нормы" в других словарях:

    Нормы групповые - [от лат. norma руководящее начало, образец] совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Политические нормы - (К определению понятия). Политические ценности и нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Нормы (от лат. norma руководящее начало, правило, образец) в политике означают правила политического поведения, ожидания и… … Политология. Словарь.

    Формальные нормы … Вестминстерский словарь теологических терминов

    возраст - (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… …

    Этнометодология - Методика, изобретенная Гарфинкелем для обнаружения скрытых норм через их нарушение. В большинстве обществ существуют формальные нормы и правила, подкрепляемые законодательством. К примеру, ограбление банка является бесспорным преступлением,… … Большая психологическая энциклопедия

    Формальные и неформальные нормы и правила поведения, позволяющие индивидам корректировать свои действия; ограничения, разработанные людьми, которые структурируют их деятельность в страховании. Сюда относятся организации (учреждения), занимающиеся … Словарь по экономической теории

    Договор - (Contract) Понятие договора, виды договоров, условия договоров Информация о понятии договора, виды договоров, условия договоров Содержание > Содержание Понятие и значение. Договор и сфера его применения. Законодательное регулирование соглашения … Энциклопедия инвестора

    - (лат. institutum установление, учреждение) социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями… … Википедия

    МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО - одна из основных систем права современности; термин, используемый в нескольких значениях. Как правило, М.п. понимается как синоним шариата (его нормативной стороны) или фикха (в зна чении права). Считается, что становление классического М.п.… … Энциклопедия юриста

    сертификат - 3.1 сертификат (certificate): Документ, выданный органом сертификации в соответствии с условиями его аккредитации и содержащий соответствующий символ или заявление об аккредитации. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Философия науки В 2-х частях. Часть 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры , Ивин А.А.. Настоящий учебник посвящен основным проблемам философии науки. Наука в нем понимается предельно широко, она включает естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки. Книга состоит… Купить за 1039 руб
  • Философия науки в 2 ч. Часть 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры , А. А. Ивин. Настоящий учебник посвящен основным проблемам философии науки. Наука в нем понимается предельно широко, она включает естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки. Книга состоит…