Сечение рапиры и шпаги. Шпага: самое благородное холодное оружие

Когда стали популярными стальные доспехи, рубящие удары на которые практически не имели никакого воздействия, колющие удары все еще были актуальными. Такими ударами можно было пробивать сочленения в латах и прочие слабые места в защитном снаряжении. Мечи начали становиться все более узкими и тонкими и превращаться из рубяще-колющих в колюще-рубящие.

В связи с тем, что боевые мечи вследствие большой массы были малопригодными для повседневной носки, то дворянство, при появлении во дворе, пользовалось облегченными парадными либо церемониальными мечами. В том числе и шпагами, облегченные разновидности которых в конце XV столетия назывались в Испании - espadas roperas. В итоге испанская шпага переводилась как «меч для одеяния», т. е. не для доспехов. В результате какая-то часть этого названия перешла во многие языки как рапира.

Предоставленный вид оружия, был довольно легкий, чтобы его постоянно носить. Кроме того, в экстремальных ситуациях они были эффективным защитным, а тем более атакующим оружием. Бой на шпагах был молниеносным. К нему не требовалось доспехов и щитов и благодаря всему этому, оружие было широко распространено. И тогда начали разделять шпаги, они стали гражданскими и боевыми.

Сначала шпаги отличались только по весу. Это при том, что длина их лезвий была немногим более одного метра. В течение XVI-XVIII столетий боевыми шпагами пользовались преимущественно кавалеристы и офицеры, однако со временем их начали вытеснять сабли и палаши. Тогда как гражданские шпаги, в течение XV-XVII столетий разнились от боевых только по весу и более узким клинкам. Некоторые эксперты считают, что это и были длинные заточенные рапиры.

Однако с середины XVII столетия во Франции начали появляться короткие гражданские шпаги. Из-за небольшого веса оружия обеспечивалось более быстрое фехтование на шпагах. В результате это повлекло за собой вытеснение гражданских шпаг, которые были немного длиннее. Облегченность веса была достигнута не одним лишь уменьшением длины клинков, но еще и тем, что граненые клинки при меньшем весе обеспечивались большей жесткостью, чем клинки с наличием лезвий.

Сначала клинки коротких граненых шпаг обладали шестигранными формами и имели долы. Однако к началу 70-х годов XVII столетия появились трехгранные формы с долами, которые весьма продолжительное время сосуществовали с шестигранными шпагами. Первоначально трехгранные клинки были весьма широкими у оснований, классические узкие понемногу сужающиеся формы они приобрели при Наполеоне.

В шестигранных клинках долы считались необязательным элементом. Так у немецких и голландских шестигранных клинков появились у основания клинков широкие усиленные зоны. Они предназначались для приема ударов от более тяжелых видов вооружения. Тем не менее, не у всех коротких шпаг была огранка. В частности, итальянские клинки коротких шпаг обладали двумя лезвиями, а отличались от рапир только своими размерам. По уставу, английские клинки в коротких шпагах должны быть с одним лезвием, аналогичным эспадронам.

Короткие граненые шпаги быстро распространялись благодаря шведскому наемнику графу Филиппу Кристофу фон Кенигсмарку. Ему отводилась настолько значимая роль, что сами французы считали его изобретателем этого вида оружия, а саму шпагу назвали Colichemarde.

Однако изыскания, проведенные Эвартом Оэйкшотом, продемонстрировали, что эта разновидность шпаг появилась у французов еще до рождения графа. Как бы там ни было, но с Наполеоном эволюционирование шпаг подошло к концу. Ни как боевым, ни как гражданским оружием их уже не использовали. Дальнейшее развитие шпаг продолжилось с развитием их в качестве спортивного оружия. Многими спортсменами и сейчас практикуется тренировка на шпагах.

О термине «Шпага»

Первоначально шпаги не воспринимались в качестве отдельного вида оружия. В большинстве европейских языков слово «меч» звучало как: espada, spada, epee, sword. И лишь по-немецки они назывались Degen. Однако даже в нем к боевым шпагам нередко добавлялись эпитеты типа Reitschwert. Что в буквальном переводе звучало как «рейтарские» мечи или мечи всадников.

В Западноевропейских странах шпаги начали распространяться в XVI столетии, где стали оружием дворянства. В начале XVI столетия к холодному оружию относились еще как к господствующему. Однако самыми распространенными были те разновидности, которыми быстро наносились уколы, ведь обладатели доспехов легче поражались, проникновением острия клинка в щелях между пластин.

Сначала шпаги были приспособлены, чтобы наносить колющие и рубящие удары. Эфесы у шпаг обычно были симметричными. Имелась сильная защита руки. Формы клинков шпаг многократно менялись, были гранеными и снова плоскими, получали по одному лезвию и тупому обуху.

В начальные периоды шпаги были двух видов: кавалерийскими и пехотными. У кавалеристов были длинные и тяжелые седельные шпаги, преобразовавшиеся позже в палаши. Первые палаши назывались валлонскими шпагами. У пехоты были распространены более короткие и легкие шпаги, схожие с рапирами или бреттами, у которых в качестве гард были полукруглые чашки. Пехотные шпаги стали исключительно колющими и были популярными по всей Европе. Тем не менее, предпринимались шаги по приспособлению их и для нанесения рубящих ударов. Венецианские варианты колюще-рубящих шпаг назывались чиавонами.

Русские шпаги появились в XVII столетии в рейтарских и копейщицких полках. С 1708 года Петр I вооружал шпагами всех пехотинцев. С 1741 года у рядовых пехотинцев прямые шпаги заменили на полусабли. Шпаги остались лишь у офицерского состава и у гвардейских мушкетеров. В XVII-XVIII столетиях у русских шпаг были обоюдоострые клинки, в XIX столетии клинки стали однолезвийными, с широкими долами. В XVIII столетии шпаги с однолезвийными клинками были в качестве исключения у рядовых в гвардейских полках.

Эфесы российских шпаг в основном были медными, а у офицеров золочеными. Оружие носили на портупеях с широкими лопастями, с пристегивающимися крючком шпажными ножнами. Портупеи были кожаными, а офицерские были обшиты по краям узкими золотыми галунами. Позже портупеи офицеров делали из золотой парчи.

Рукоять шпаги, впрочем как и все офицерское оружие, была обтянута кожей и обмотана проволокой. Головки были круглыми, овальными или в форме ваз. Под рукоятками находились чашки, сердцевидные, либо из двух овальных пластин. С XVIII столетия чашка и рукоятка шпаги неплотно примыкали друг к другу, а между ними было наличие перекрестий, либо небольших стальных завитков. Гарды шпаг состояли из дужек с костыльками, прикрывавшими запястья. Ножны, обтягивались кожей, обладали наконечниками и устьями с крючками, которые цеплялись за лопасти портупей.

В XIX столетии шпаги вытеснили сабли и они стали внестроевым оружием. Уже в начале XIX столетия офицеры-кавалеристы носили шпаги вне строя, а с 1826 года у русского офицерского корпуса были на вооружении только сабли. Шпаги остались лишь генеральским оружием. В то же время шпаги активно вводились в форму штатских чиновников, и не в одной только Российской Империи.

В конце XIX столетия шпаги в Европе и в России не выступали в качестве боевого оружия. Тем не менее, порой входили в военную форму, главным образом парадную. В начале XX столетия их не стало в армиях и гражданских ведомствах. В наше время шпаги являются составной частью парадной формы, в которую облачаются высшие дипломатические чиновники в некоторых государствах.

Шпаги являются холодным колюще-рубящим или колющим оружием, состоящим из длинных, прямых одно-двухлезвийных или граненых клинков и рукоятей (эфесов) с дужками и гардами различных форм. Спортивное фехтование располагает рапирами и эспадронами. Однако если рапиры возникли как облегченные шпаги, то эспадроны обладают независимым происхождением.

В ранних исполнениях шпаги были универсальными легкими длинными мечами, оснащенными сложными гардами. Когда происходила дуэль на шпагах, шпагой кололи и рубили, а сложные гарды защищали пальцы и без латных перчаток. В шпагах позднего исполнения лезвия (кроме остриев) вообще не затачивались. Шпаги обычно весили приблизительно один килограмм, тогда как кавалерийская, более тяжелая шпага весила до полутора килограммов.

За короткие сроки шпаги стали популярными не только у армейцев, но и у богачей, дворянства, а также у любителей драться на шпагах. Шпаги были признанны как отличительный знак дворянства. Известно, что при лишении дворянских титулов был ритуал так называемой «гражданской казни». Это преломление шпаг при свидетелях над головами приговоренных.

Типологический обзор классических шпаг

По классифицированию Эварта Оэйкшотта, шпаги подразделяются на:

  • Немецкие reitschwert (в буквальном переводе «мечи всадников» или «мечи рейтаров») - предназначены для использования военными и являются довольно-таки тяжелыми для рубящих ударов (собственно эти клинки нередко называются русскоязычными источниками «боевыми шпагами»). Такая разновидность шпаг (наряду с этим является еще и мечами) была самой популярной у кавалеристов в XVI столетии, однако в XVII столетии была заменена на сабли и палаши;
  • Французские rapiere (рапира, от испанского espadas roperas - в буквальном переводе «мечи для платьев) - предназначены для носки с гражданской формой одежды и являются чрезмерно легкими для нанесения рубящих ударов. Однако классический (не спортивный) вариант таких шпаг обладает лезвием. Такая разновидность шпаг была самой популярной в XVI столетии, в XVII столетии были понемногу практически вытеснены на более легкие шпаги;
  • Английские smallsword (в буквальном переводе «малые мечи», названные, так как противопоставление средневековым «большим мечам» англ. greatsword) - отличаются от рапир еще более легкими клинками.

Согласно типологии Оэйкшотта, эфесы шпаг XVI столетия подразделяются на:

  • Одночетвертные;
  • Половинные;
  • Трехчетвертные;
  • Полные.

В настоящее время шпаги, как разновидность боевого оружия может рассматриваться исключительно в качестве исторической и художественной ценности, более того фехтование и по сей день считается одним из наиболее динамично развивающихся и обладающих великолепной зрелищностью видом спорта.

В 1536 году король Испании Карл V выступил с докладом в Ватикане. В Европе бушевали «Итальянские войны»: Испания и Франция делили сферы влияния, боролись за политическую и религиозную гегемонию. В докладе, который был адресован папе римскому и кардиналам, собравшимся померить враждующие стороны, Карл V призвал своего врага короля Франции Франциска I решить затянувшееся противостояние в поединке — дуэли. Вызов остался без ответа, но, по всей видимости, дал толчок новой моде. Именно со второй четверти XVI века в Европе (в большей мере во Франции) начнется «дуэльная лихорадка», которая поразит Старый свет практически на три века. Только за 20-летнее правление Генриха IV Бурбона на дуэлях погибнут по разным оценкам от 6−10 тысяч человек, что сопоставимо с потерями в крупном сражении того же времени. Юрий Кукин разбирался, с помощью чего решались споры, и почему именно шпага и кинжал встали на защиту дворянской чести в материале сайт.

Бой на шпагах и дагах (из учебника фехтования 1626 г.)

Дага

Кинжал — один из древнейших видов оружия. Он появляется как разновидность большого ножа (как, например, сакс германцев), но впоследствии используется преимущественно для колющего удара. В средние века с помощью кинжала в основном добивали противников, потому он даже приобрел особое название — «кинжал милосердия» (предок стилета). Удар таким кинжалом мог поразить стыки пластин военных доспехов и даже пробить кольчугу. С XIII века кинжал становится постоянным предметом снаряжения знати, которая носит его наряду с мечом. Кинжал носили на цепи, а впоследствии с появлением широких дворянских поясов кинжалы стали прикреплять на правом боку.

Дага — кинжал «для левой руки"


В Германии такие кинжалы называли «degen», в Испании и Италии — «daga». Причем если немецкое название кинжала в XVI веке претерпит изменение, и слово «degen» будет употребляться для обозначения шпаги, то за термином «daga» укрепится значения не просто кинжала, а именно «для левой руки». Во Франции это же оружие называли мэн-гош, что, по сути, является буквальным переводом назначения кинжала. Дага или же мэн-гош приходят на смену щиту, следуя общему вектору развития оружия: тяжелые доспехи и большие мечи уступают место более легкому оружию, позволяющему свободно передвигаться в бою, совмещать серии из преимущественно колющих, но также и режущих (вместо сильных рубящих) ударов. Впервые на поединках начинают держать дуэльную шпагу в правой руке для выпадов, а кинжал острием вниз в левой для парирования в Испании в XVI веке. Но в отличие от щита, дага использовалась в равной степени как для блокировки атак, так и для их исполнения, особенно если шпага сломалась или была выбита из рук. Клинок кинжала напоминал клинок рапиры, рукоять была короткой, но с длинной крестовиной, и особенно дага (именно испанская) отличалась своей треугольной, иногда ажурной гардой с внешней стороны (хотя варианты были возможны). С середины столетия их в большом количестве производили в Италии.


Виды кинжалов (дага). XVI—XVII вв.

Ваше оружие?

Рапира и кинжал, если это оружие устроит господина де Бюсси.

Из книги Александра Дюма «Графиня де Монсоро»

Шпага

В большинстве европейских языков шпага не имеет особого термина или слова и, как правило, употребляется в значении «меч» (например, англ. — sword). Однако в немецком языке, как было указано выше, слово шпага (degen) имело то же самое значение, что и слово кинжал, из чего некоторые исследователи оружия делают вывод о происхождении шпаги от кинжала, который уже в XIV веке дворяне повсеместно носили с собой. Впоследствии клинок кинжала был удлинен, превратившись в шпагу и придя на смену тяжелому мечу. По другой версии шпага происходит от седельного меча с узким лезвием — боевого оружия всадника для нанесения колюще-рубящих ударов. Хоть им преимущественно наносили колющие удары, его большой вес и размеры самого клинка ограничивали владельца в обычном, пешем бою.


Виды шпаг

Согласно еще одной версии, изначально было два типа шпаг: военная и гражданская. Военная шпага, как нетрудно догадаться, отличалась от меча, пожалуй, только эфесом (рукоятью). Она использовалась в бою, ей совершали различные атаки от колющих ударов по противнику до рубящих, а также она могла использоваться и для парирования атак. Гражданская шпага больше походила на изящный аксессуар, атрибут знатного рода, который подчеркивал статус своего владельца. В пользу последнего говорит обычай гражданской казни, когда в присутствии свидетеля шпагу ломали над головой владельца или переламывали через колено.


Эфес итальянской шпаги

Изначально было два типа шпаг: военная и гражданская


Несмотря на разнообразие версий, ясно, что сам вид оружия, его модификации развивались вместе с техниками фехтования, которые довольно сильно различались в зависимости от школы и тем более страны. Немцы, например, делали акцент на рубящих ударах, в то время как в Италии, где, как считается и зародилось фехтование, действовал принцип главенства колющего удара. Как раз в Италии в начале XVI века начинаются первые дуэли, которые приходят на смену рыцарским турнирам и поединкам. Дэули в то время называет «поединок в кустарнике»: основное и строжайшее правило, в корне разнившееся с принципом турниров, — секретность. Кроме того, с течением времени еще одним отличительным принципом стало полное отсутствие доспехов, что особенно прижилось во Франции, где считали подобное сражение чистым и благородным, поэтому сражались в белых сорочках (в которых сразу было видно, где был ранен дуэлянт).


Рапира


Эфес испанской рапиры

Все это не могло не влиять на преобразование оружия, которое также становилось легче и длиннее, но все еще сохраняя обоюдоострое лезвие, позволяющее оставлять серьезные порезы. Такой вид шпаги получил название рапира или «клинок для одежды» (от исп. espadas roperas). Ключевые отличия от тяжелой шпаги — это размер и вес. В длину рапира не больше 100 см. Гарда рапиры была не только красива (что служило показателем статуса знатного владельца), но также плотно защищала пальцы владельца от атак противника, что было жизненно необходимо для продолжения поединка, поскольку ни доспехов, ни кольчужных перчаток больше не было. Как раз в Испании, откуда и пошли названия «дага» и «рапира», была сильна школа фехтования этой «парочкой», где главным было умение держать и изменять дистанцию, перемещаясь как будто в круге, который то сжимается, то расширяется. В XVII веке также в Испании на смену даге пришел плащ, который имел при себе каждый представитель сильного пола: его старались накинуть на руку с оружием, тем самым обезвредив противника на время для удара.

Рапира (от исп. espadas roperas) — «клинок для одежды"


А во Франции, где и случилась «лихорадка», которую уже на закате эпохи дуэлей (XIX век) воспевал старший Дюма в своих романах, в конце XVII века начинают сражаться только одним оружием — более короткой и только колющей рапирой, которая и распространится в дальнейшем в Европе наряду с набиравшей популярностью саблей.

Источники:

Бехайм Вендален. Энциклопедия оружия. С.-П. 1995

Сальников А. В. Становление и развитие европейского шпажно- сабельного боевого фехтования XV—XVIII вв. еков. Армавир.

Новоселов В. Р. Дуэльный кодекс: теория и практика дуэли во Франции XVI века. М. 2001.

Испанию обычно считают страной, в которой появилась рапира , или espada ropera (буквально - "меч для ношения с одеждой"). Этот термин вошёл в употребление в конце XV в., а в XVI и XVII в.в. во многих европейских языках плотно укоренилось слово рапира, обозначая узкое, преимущественно колющее оружие, снабжённое развитой гардой, для которого была разработана особая система фехтования .

Максимальное распространенние рапира получила во второй половине XVI - первой половине XVII в.в. В течении всего этого периода она активно совершенствовалась и изменялась в следствии моды, а также новых требований искусства фехтования. Изменялась форма клинка рапиры - от уплощённого и широкого, приспособленного как для колющих так и для рубящих ударов, до имеющего сечение ромба, у кторого полностью отсутствовало лезвие. Менялась и длина клинка рапиры - некоторые отдельные экземпляры порой привосходили по размерам длинный меч , эпохи средневековья. Особенно длинные рапиры были распространены в конце XVI начале XVII в.в., после этого периода система фехтования претерпела изменения, клинки стали укорачиваться, и на смену рапире прешло более элегантное и смертоносное оружие - шпага XVIII в.

Строение рапиры

В XVI столетии большими мастерами по фехтованию на рапире считались итальянцы, этому искусству обучались у них все молодые люди из знатных домов Европы. Итальянских учителей приглашали на службу при королевских дворах.

С этого времени начинают активно писаться и издаваться трактаты по владению оружием. Одним из первых фундаментальных учебников стала вышадшая в 1536 году книга с длинным названием - "Новый труд Ахилло Марроцо из Балоньи, Мастера боевых искусств", где он изложил новые концепции фехтования, ставшие надёжным фундаментом для дальнейшего развития этого искусства.

" data-img="/images/rapier/10001113.jpg" href="/images/rapier/10001113.jpg" style="border-bottom-color: rgb(23, 23, 23);">

Фехтование на рапире и кинжале

В 1567 году Карл IX основал в Париже Военную академию, в стенах которой, в последствии, родилась французская школа фехтования, ставшая во второй половине XVII столетия самой популярной во всей Европе.

В истории рапиры, как и многих других видов , XVII век стал переломным. К 1630-м годам фехтование рапирой и кинжалом, начинает выходить из моды, а со второй половины XVII столетия в обиход вошла лёгкая шпага , которая быстро завоевала всеобщую популярность, и к концу века полностью вытеснила рапиу, как из гражданского использования, так и в армии. Исключение может служить лишь Испания, где рапира с чашеобразной гардой оставалась популярной ещё и в начале XVIII века.

Рапира в вопросах и ответах

Рапира в вопросах и ответах " data-img="/images/rapier/APzqWfMrpQY.jpg" href="/images/rapier/APzqWfMrpQY.jpg" style="border-bottom-color: rgb(23, 23, 23);">

Джон Клемент о рапире

Рапира в вопросах и ответах, это очень содержательная статья американского фехтовальщика, директора ассоциации "Возрождение боевых искусств" Джона Клементса, посвящённая этому типу оружия. Хотелось бы заметить, что текст статьи полон различных суждений и выводов, которые весьма расходятся с другими авторами, поэтому я бы рекомендовал с осторожностью отнестись ко многим её пунктам.

Эволюция рыцарского меча в итоге привела к его разделению на два направления развития, в первую половину попал палаш, длинное и тяжёлое колюще-рубящее оружие. Вторым направлением стали рапира и шпага, на момент своего появления боевая шпага даже приблизительно не напоминала своих изящных наследников из 18-19 веков. Основное отличие боевой шпаги от палаша было в весе и ширине клинка, кроме того палаш использовался в основном для рубящих ударов, в то время как шпага предназначалась для колющих.

Но в тоже время не нужно упускать и то, что и палаш и шпага могли и рубить и колоть. Это был длинный и узкий меч, причиной его появления стало наличие латных доспехов и появления в них сочленений и отверстий, куда узкий клинок входил просто превосходно. Кроме этого шпага в отличие от меча давала владельцу больше возможностей в бою, чем более тяжёлые виды холодного оружия. После своего появления шпага заняла место на поясе дворянского и офицерского сословия на четыре столетия почти беспрерывных войн.

Устройство шпаги

Шпага, как и другое клинковое оружие, состояло из двух основных частей: клинка и эфеса. Клинок – прямой и плоский с двухсторонней заточкой с долом или двумя, плавно сужающийся к острию. Длина клинка составляла около 1 метра, но впоследствии она уменьшилась до 700-800 мм.

Сам клинок кроме плоской в сечении формы мог быть квадратным, ромбическим или овальным, режущие кромки в этом случае оставались лишь у острия.

– это колющее оружие, обладающее длинным гранёным клинком с рёбрами.

Вес шпаги составлял около 1,2-1,6 кг. Иногда возникает вопрос, сколько весила шпага мушкетёра? Ответ на этот вопрос есть в музеях Франции. Шпага тех времён имела вес около 1,5 кг.

Эфес шпаги состоит из следующих частей:

  • рукоятка шпаги, обычно изготовлена из дерева и металла и имеет оплетку или рифление для комфортного охвата рукой;
  • перекрестие, защитное приспособление на переходе между клинком и эфесом, прямое или наклонное;
  • дужка, защитное устройство защищающее пальцы руки, в виде полосы металла от крестовины к навершию рукоятки;
  • навершие, металлическое яблоко завершающее рукоять, служащее для балансировки выполнялось в виде металлического шара или шляпки;
  • гарда, защита кисти руки, состояла из защитных колец с креплением, к перекрестию, так и щитков или развитой корзины выполненной в виде сплошной или узорчатой металлической полосы, целиком закрывающей кисть.

Эфес ранних образцов представлял собой обычную крестовину с дужкой, изредка дополненную защитным кольцом. На вершине ручки крепилось балансировочное яблоко.


Более поздние эфесы получили гарду-корзину поверх развитого перекрестия, а количество дужек увеличилось до 2-3, или сплошной полосы фигурной формы прикрывающей кисть руки.

Рукоять могла иметь округлое, круглое или прямоугольное сечение, она насаживалась на хвостовик клинка и жёстко фиксировалась. Материалом для её обтяжки служили кода или ткань. Часто рукоять шпаги оплеталась металлической проволокой в несколько рядов.

Гарды клинков во многом зависели от школы фехтования, так испанские мастера фехтования предпочитали полностью закрытые гарды, при этом в фехтовании они работали рукой от предплечья, французская школа предпочитала лёгкие гарды, так как больше была развита кистевая техника.


По современной классификации Оушкотта гарды делятся по степени закрытия кисти руки на дробные числа четверти. По типу гарды подразделяются виды шпаг, имеющих ярко выраженные свойства, характерные только для этого рода оружия:

  • «испанская» чаша, глубокая чаша перед перекрестием с парой колец внутри её, в бою шпага удерживается за них, либо за саму рукоять;
  • бильбо, более защищённая разновидность «испанской чаши», с дополнительной дужкой и более объёмной чашей;
  • папенхаймер, развитая гарда с чашкой и защитой кисти в виде сложного плетения дужек;
  • фламандская гарда, в виде перекрестия с кольцами или щитками, без дужки;
  • кавалерийская, развитие фламандской, но с с наличием одной или более дужек прикрывающих кисть руки.

В дальнейшем при переходе боевой шпаги в ранг придворного украшения и парадного оружия эфесы стали украшать драгоценными камнями, плетение их представляло собой произведение искусства. В то время как перекрестие практически полностью исчезло.

Боевые шпаги этого времени представляли собой упрощённые образцы с небольшим перекрестием, дужкой и двумя щитками справа и слева от клинка. На яблоке могли располагаться различного рода украшения или награды. Общая длина шпаги зависела от мастера, что её ковал и от школы фехтования владельца.

Особенности шпаги

При распространении шпаги её однозначно приняли как дворянское оружие. Этому способствовали как боевые, так и технические характеристики этой разновидности холодного оружия.

В отличие от недорогих палашей и сабель мягкий металл клинков, которых мог компенсироваться весом и силой удара, шпага это оружие техники и высококачественного металла.

Более тонкий клинок требовал упругой и твёрдой стали.

К тому же ориентированность на укол делали шпагу ещё более требовательным оружием к качеству производства. По этой причине шпага и стала отличительным признаком дворянства, менее обеспеченные финансовыми средствами классы предпочитали более дешёвые сабли и мечи.


Кроме того владение шпагой требовало и определённых навыков, которые могли быть только у воинов, которыми изначально дворяне и являлись.
После того как фехтование стало наукой постепенно начали развиваться и национальные школы владения этим оружием.

Во много они зависели от особенностей гарды и клинка. Итальянские шпаги, например, рассчитаны на колющие удары, и практически не используют рубящие и режущие, с протягом, удары клинка. Соответственно этому рукоятки и эфесы итальянского холодного оружия рассчитаны именно на укол, рубить ими не особо удобно.

Также интересна французская школа, также рассчитанная на укол, шпага французского типа имеет лёгкую гарду фламандского или кавалерийского типа и обычно гранёный клинок. Поэтому шпаги мушкетеров имеют сравнительно короткий клинок и открытую гарду.

Немецкая школа наоборот использует полный ассортимент ударов. Рубящие, колющие и режущие, а также и оглушающие, плашмя клинком. Именно в германских княжествах появилась тактика боя с кинжалом для второй руки – дагой.


Дистреза, испанская школа фехтования предполагала целую науку, включая философию боя на клинках. Но в тоже время в отличие от развивающихся французских и итальянских школ была более консервативна.

Заключение

Несмотря на то, что в настоящее время фехтование все больше уходит в историю. Но все его методы перешли в спортивное фехтование, самое быстрый и динамичный вид спорта.


Также стоит отметить и военно-историческое фехтование, которое предполагает использование идентичных боевым образцам изделий. Тем более в детстве все болели похождениями Атоса, Портоса и Арамиса, после просмотра кинофильмов или прочтения книг Дюма.

Отсюда и плащи мушкетерские, сабли из дерева в детстве, и стальные и алюминиевые клинки во взрослом возрасте. Стоит отметить, что как средство самозащиты шпагу или другое холодное оружие использовать не стоит, это незаконно.

Но шпага как знак чести и доблести офицера и дворянина стала уже нарицательным предметом. «Продать свою шпагу» – это словосочетание пришло от немецких наёмников и означает – продать свои знания и опыт. Сломать шпагу, значит лишить чести. Так это устаревшее холодное оружие вошло и в нашу повседневную жизнь.

Видео

Фехтование - это олимпийский вид спорта, суть которого заключается в ведении боя с использованием холодного оружия. Различают следующие виды спортивного фехтования: на рапирах, на саблях, на шпагах. Фехтовальщикам необходимо нанести укол сопернику и отражать или избегать уколов по себе. Соревнования по фехтованию проводятся как между мужчинами, так и между женщинами.

Международная федерация фехтования была основана 29 ноября 1913 в Париже. Сегодня она располагается в Лозанне (Швейцария). Федерация Фехтования России (ФФР) официальный сайт.

История возникновения и развития фехтования

Еще 3 тыс. лет назад египетский фараон Рамзес III устроил в честь победы над ливийцами турнир по фехтованию. На фресках тех времен отчетливо различается оружие очень похожее на современное, которое используется в фехтовании, а также маски защищающие лица. Помимо Египта соревнования устраивались также в Древней Греции, Индии, Риме, Китае и Японии.

В средние века фехтованием занимались в основном представители аристократии феодальных княжеств и государств. Простые горожане и крестьяне фехтовали на палках, обитых железом или на алебардах.

Фехтование как искусство владения шпагой и рапирой зародилось в Испании в XV веке, примерно в тоже время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии — ассоциация фехтовальщиков.

В XVI веке в Италии впервые были определены принципы фехтования, выразившиеся в классификации приемов и действий. Итальянские преподаватели создали курс изучения фехтования и теоретически обосновали его принципы. В это время популярность набирали такие виды оружия, которые могли проникнуть острием клинка в щели между пластинами лат. Это обстоятельство заставило сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая окончательно вытеснила меч. Испания стала родиной рапиры с классическим типом рукояти, имеющей чашеобразную гарду.

Первые соревнования по фехтованию (в современной их трактовке) были проведены в 1986 году в Будапеште.

9 ноября 1913 года в Париже была создана Международной федерации фехтования. В 1914 году были сформулированы первые международные правила. В 1921 году в Париже под её эгидой был организован первый международный турнир, который позже получил статус чемпионата мира. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года.

Первый Чемпионат Европы был проведен в 1981 году под эгидой Европейской конфедерацией фехтования, а с 1972 года стал проводиться Кубок мира по фехтованию.

Правила фехтования

Перед началом поединка оружие должно быть проверено на жесткость, длину, наличие микротрещин, а экипировка и маска должна быть проверена на прочность и электропроводимость.

Победа в поединке присуждается спортсмену, который первым нанесет определенное количество уколов сопернику или нанесет большее их количество за отведенное время. Все уколы фиксируются специальной электронной системой, после фиксации укола раздается звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Арбитр может не засчитать укол или удар, если он был нанесен с нарушением правил. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается, был ли укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность.

За пересечение задней границы, спортсмены наказываются штрафными уколами. За пересечение боковых границ дорожки штрафных уколов не назначается, но бой останавливается, а нанесенные удары аннулируются. Ещё штрафной укол можно получить за столкновение телами, наказывается при этом виновник столкновения.

Фехтовальная дорожка

Фехтовальная дорожка имеет размеры 14 метров в дину и 1,5 - 2 метра в ширину. Она изготовлена из электропроводящего материала и изолирована от системы регистрирующей уколы и удары. На дорожке нанесена следующая разметка:

  • центральная линия;
  • 2 линии исходной позиции (на расстоянии 2 метров от центральной линии);
  • боковые границы дорожки;
  • задние границы дорожки.

С каждой стороны дорожки обозначены двухметровые отрезки (по всей ширине), которые предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Фехтовальная экипировка

Защитный костюм фехтовальщика состоит из куртки и брюк по колено на подтяжках, сделанных из облегченного кевлара. На ногах у спортсменов длинные белые гетры и специальная обувь для фехтования с плоской подошвой. На голове у фехтовальщиков маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

У шпажистов сетка фехтовальной маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а фехтовальщики на саблях — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

Рассмотрим виды оружия которые используются в фехтовании (отличия):

  • Рапира - колющее холодное оружие с гибким клинком. Длина рапиры варьируется от 90 до 110 сантиметров, а масса рапиры равна 500 гр. Для защиты рук спортсменов, в рапире предусмотрена гарда диаметром 12 сантиметров.
  • Шпага - колющее холодное оружие, по конструкции очень похожее на рапиру. В отличие от рапиры у шпаги более жесткий клинок (трехгранное сечение) и она на 270 грамм тяжелее. Гарда, защищающая руки спортсмена равна 13,5 сантиметров в диаметре.
  • Сабля — рубяще-колющее холодное оружие трапециевидного сечения длиной до 105 см и массой 500 г.

Судейство в фехтовании

Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:

  • вызов участников;
  • проверка снаряжения перед боем;
  • слежение за правильной работой аппарата;
  • наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
  • вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
  • поддержание порядка.

Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.

Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.

Соревнования по фехтованию

  • Олимпийские игры.
  • Чемпионат мира по фехтованию - ежегодное международное соревнование на рапирах, шпагах и саблях.
  • Кубок мира по фехтованию — ежегодное международное соревнование по фехтованию, которое проводится под эгидой Международной федерации фехтования. В сезоне проводится ряд турниров, за каждое место на отдельном турнире присуждаются очки, которые потом суммируются.
  • Национальные чемпионаты.
2016-06-30

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему "Фехтование".