Новейшие танки россии. Модернизация легкой бронетехники

Основное предназначение бронированной машины - транспортировка личного состава специальных и воинских подразделений. Дополнительные возможности - установка различного вида вооружения и техники. Бронемашина способна выполнять поставленные задачи на любых дорогах и местности. Возможно использование «Булата» как в условиях Крайнего Севера, так и в жарких пустынных условиях.

Бронированная машина создана на базе КАМАЗ с использованием агрегатов и узлов от КамАЗ-5350. Бронезащиту получили: периметр салона, крыша, днище, двигательный отсек, кабина (многослойное защитное стекло).

Кузов СБА «Булат» спроектирован московскими инженерами ЗАО "Защита" с использованием улучшенной брони, обеспечивающей защиту от 7.62мм пуль, имеющих термоупрочненный сердечник. Класс брони VI по ГОСТу Р 50963-96. Днище машины многослойного типа совместно с особой формой кузова обеспечивают бронированной машине противоминную защиту при подрыве мины со взрывчатым веществом, равным четырем килограммам в тротиловом эквиваленте.



Для повышения живучести личного состава, находящегося в автомобиле, конструкторы разработали фирменную конструкцию кресел. Принцип работы кресел при подрыве мины отделения сидящего в нем человека от последствий взрыва мины. Десантный модуль вмещает в себя до десяти человек в полной экипировке.

Задняя балансирная и передняя зависимая подвески - рессорного исполнения. Коробки передач и раздаточная - механического типа. Тормоза барабанные, пневматические с АБС.

С начала июня 2012 года один экземпляр СБА-60-К2 "Булат" передан сахалинскому подразделению ОМОН, находящемуся на Северном Кавказе в командировке руководством УМВД РФ Сахалинской области, где он и проходит различные испытания. На данный момент эксплуатация бронированной машины проходит довольно успешно, о чем сообщают сотрудники сахалинского ОМОН.

Основные характеристики бронемашины «Булат»:
- длина - 8 метров;
- ширина - 2.5 метра;
- высота - 2.6 метра;
- клиренс - 38.5 сантиметров;
- формула колес - 6Х6;
- база колес - 3.34 (+1.32) метра;
- колесная колея - 2 метра;
- вес полный/макс - 12.8/15.8 тонны;
- полезная нагрузка до 2-х тонн;
- вместимость - 2 + 8/10;
- турбированный дизельный двигатель с мощностью 260 л.с;
- скорость 90 (до 110) км/ч;
- дальность хода до 800 километров;
- вместимость топливных баков 250 литров;

Оборудование и агрегаты базового варианта бронеавтомобиля:
- аварийные люки;
- дополнительные запоры дверей механического типа;
- петли дверей усиленного исполнения;
- фара-искатель;
- оборудование видеонаблюдения;
- кондиционер и отопитель в десантном отделении;
- оборудованные места для крепления личного оружия;
- стандартный комплект средств безопасности.

Максимальная комплектация дополнительно включает:
- навигационную спутниковую систему «GLONASS/GPS»;
- тепло/шумо изоляцию;
- радиостанцию;
- систему очистки воздуха;
- дверные запоры электромеханического исполнения;
- устройство внутренне-внешней связи;
- вставки для колес типа «RunFlat»;
- громкоговорящее светосигнальное устройство;
- любая аудиосистема и сигнализация;
- окрас машины по выбору;
- иное дополнительное оборудование согласно условий заказчика.

Ну а теперь про танки:

Согласно планам отечественного оборонного ведомства, к концу текущего десятилетия российские сухопутные войска должны получить несколько сотен или даже тысяч единиц бронетехники, созданных на базе бронированной платформы «Армата». Подробности этого проекта пока не стали достоянием общественности и всем, кто не имеет непосредственного отношения к проекту, приходится довольствоваться отрывочными сведениями, догадками и парой фотографий некого макета, якобы имеющего отношение к «Армате».

В последние месяцы почти все новости относительно проекта «Армата» касались общих сторон концепции и сроков, в которые планируется его создать. Сперва было объявлено, что прототип новой машины будет построен к концу следующего 2013 года. На прошедшей в Нижнем Тагиле выставке «Оборона и защита-2012» были объявлены скорректированные планы. Первый опытный образец основного боевого танка на базе «Арматы» по-прежнему собираются собрать в следующем году, однако теперь стало известно, что на 2013 год запланировано еще и начало испытаний прототипа. Если эти сроки действительно реальны, то получается, что проект в настоящее время находится в достаточно продвинутой стадии. Возможно, сейчас уже начинаются последние приготовления к окончательной «сборке» проекта или, как минимум, завершаются необходимые испытания новых узлов и агрегатов.

Помимо информации о сроках генеральный директор «Уралвагонзавода» О. Сиенко в очередной раз подтвердил наличие планов на создание нескольких боевых машин с единой базой. Общая численность перспективных танков, которые пойдут в войска, оценивается в 2300-2500 единиц. Относительно конкретных подробностей компоновки или оснащения танка «Армата» данных как не было, так и нет. Поэтому предположения относительно бронированной капсулы экипажа, необитаемого боевого отделения или двигателя в передней части машины пока остаются в силе. По крайней мере, до тех пор, пока мы не увидим готовый танк. Ввиду отсутствия какой-либо технической информации, а также довольно небольших сроков создания проекта, появляются самые разные версии.

В начале августа известный интернет-портал Defence Update опубликовал интересный материал, авторы которого попытались приоткрыть завесу тайны над «Арматой», а также приводят свою версию обозначения новой машины. По мнению автора статьи, новый танк на базе платформы «Армата» будет называться Т-99. Некоторая логика в таком наименовании есть, хотя конкретно эта цифра пока не подтверждена. Более того, в настоящее время неизвестно даже собственное обозначение конструкторского бюро, а именно цифры из названия со словом «Объект». Тем не менее, версия о «Т-99» смотрится неплохо и не вызывает особых претензий.

Куда больший интерес представляют измышления на предмет конструкции условно безымянного танка. По мнению Defence Update, при попытках воссоздать реальный облик «Арматы» стоит вспомнить проект «Объект 195», так же известный под индексом Т-95. Эта бронемашина в перспективе должна была стать основным танком в российских сухопутных войсках. Однако по ряду причин этот танк так и не пошел в серию. Прежде всего, сказались тяжелое финансовое состояние России в девяностых годах, последующие события экономического характера, а также постоянное изменение взглядов военных на новую технику. Как результат, в 2010 году было объявлено, что государственное финансирование проекта «Объект 195» окончательно прекращено. Позже появились сообщения об инициативном продолжении его разработки.

«Объект 195» разрабатывался или разрабатывается в конструкторском бюро нижнетагильского «Уралвагонзавода». Платформа «Армата», в свою очередь, так же создается на Урале. Возможно, именно эти два факта и стали причиной предположения о некоторой преемственности проектов. В то же время, есть определенные сомнения насчет возможности простой переделки Т-95 в Т-99. Прежде всего, стоит вспомнить один из слухов об «Объекте 195», согласно которому перспективный танк имел ровно такую же компоновку, как у своих предшественников. Постоянные заявления военачальников относительно повышения защиты экипажа и даже отдельной бронированной капсулы для него способны полностью вычеркнуть версию о «преемственности поколений». Только ввиду дефицита информации по «Объекту 195» родился и другой слух. Второе предположение гласит о кардинально новой компоновке бронированного корпуса с необитаемым боевым отделением.

Любые попытки представить комплекс вооружения перспективного танка «Армата» на базе Т-95 встречают ровно такие же проблемы. Так, согласно одним источникам, вооружение танка «Объект 195» предполагалось сделать аналогичным имеющимся на вооружении основным танкам. Это 125-миллиметровая гладкоствольная пушка с возможностью запуска управляемых ракет, спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм и, возможно, зенитный 12,7-мм пулемет. Такая версия укладывается в ранние тенденции развития отечественных основных танков, при которых каждая следующая бронемашина представляла собой изрядно доработанную предыдущую. Помимо прочего такой подход позволял упростить снабжение танковых частей боеприпасами и запчастями. Однако уже лет тридцать в околотанковой среде ходят разговоры о необходимости увеличения калибра. В самом конце 80-х на Ленинградском Кировском заводе построили вариант танка Т-80 со 152-мм пушкой, чем была доказана принципиальная возможность установки мощного вооружения на средний по массе танк. Именно подобное орудие планировалось ставить на Т-95 согласно некоторым версиям. Более того, в некоторых источниках упоминается спаренная с основным орудием 30-мм автоматическая пушка. Вероятно, такой комплекс вооружения мог бы ставиться исключительно в необитаемой башне - в противном случае объемы для размещения экипажа мешали бы вооружению и наоборот.

Относительно предполагаемой для Т-95 или «Арматы» аппаратуры тоже существует множество версий. Наиболее вероятной выглядит оснащение перспективного танка комплексом управления вооружением, аппаратурой связи и т.п., которые будут являться прямым развитием существующих систем. Во всяком случае, вряд ли армия пойдет на закупку совершенно нового оборудования, с которым могут возникнуть проблемы. Тем не менее, в случае компоновки с необитаемым отделением новый танк в обязательном порядке получит совершенно новый автомат заряжания. Поскольку в боевом отделении отсутствуют люди, то все снаряды должны быть загружены в автомат. Сейчас на отечественных танках в ячейках автомата заряжания размещается примерно половина боекомплекта (22 снаряда из 42-х для танка Т-90). Согласно задумке конструкторов, экипаж в случае необходимости должен самостоятельно перекладывать выстрелы из укладок в ячейки автомата. При необитаемом боевом отделении такой возможности не будет и, как следствие, нужно разрабатывать автоматику заново.

В целом, версия о «происхождении» нового танка от Т-95 смотрится достаточно интересной, хотя она пока и не подтверждена. Кроме того, пока неизвестен уровень огневой мощи, защиты, а также подвижность будущего танка на базе платформы «Армата». Однако секретность проекта не мешает журналистам Defence Update делать далеко идущие выводы. «Модернизированный» Т-95, по их мнению, может конкурировать и опережать по своим характеристикам только бронетехнику азиатских стран. Что же до Европы или Америки, то с их танками «Армата» тягаться не сможет. В качестве доказательства этому приводятся некие «передовые технологии», которыми обладают войска стран НАТО. Вероятно, авторы публикации попросту забыли, что в современной войне между развитыми государствами «достается» всем - под вопросом только соотношение потерь в живой силе и технике. А предугадывать этот параметр гипотетических боев с участием танка «Армата» можно будет только после того, как разработчики опубликуют технические характеристики новой машины.

источник
http://topwar.ru

Были и другие интересные события, например форум «Армия-2015», впервые проходивший в строящемся парке «Патриот» под Москвой, или оружейный салон Arms Expo 2015, традиционно проводившийся в Нижнем Тагиле. В фокусе внимания прессы и военных аналитиков был, конечно, образец долгожданного основного боевого танка Т-14 на платформе «Армата», созданного в стенах «Уралвагонзавода». Однако не меньший интерес представляли проекты боевых машин других типов — БМП, БТР и БМД.

Тяжеловес-первенец

В одном строю с Т-14 шла «другая» «Армата» — выполненная на том же шасси боевая машина пехоты Т-15. Необычность этой перспективной БМП в том, что она принадлежит к практически никогда не применявшемуся в отечественной армии тяжелому классу (в качестве зарубежного аналога можно привести тяжелый БТР / БМП «Намер» на базе «Меркавы»). Эта тяжелобронированная машина с «танковой» массой около 50 т сможет действовать в одном строю с танками, доставляя группу пехотинцев на передний край. В отличие от Т-14, двигатель здесь перенесен в переднюю часть корпуса, а в задней размещен десантный отсек с сиденьями для восьми бойцов, которые смогут высаживаться назад, под прикрытием машины, через кормовую аппарель. В духе современных тенденций у машины, как и у танка, нет обитаемой башни, а есть дистанционно управляемый модуль «Бумеранг-БМ» («Эпоха») с 30-мм пушкой 2А42 (такого тяжелого вооружения у «Намера» нет), четырьмя противотанковыми ракетами «Корнет» и 7,62-мм пулеметом ПКТМ (пулемет Калашникова танковый, модернизированный). В основе проекта «Армата» — концепция единой гусеничной платформы для самой разнообразной техники тяжелого класса. В частности, также продемонстрированная на параде Победы 152-мм самоходная гаубица «Коалиция-СВ», разработанная на шасси танка Т-90, в перспективе может быть переведена на платформу «Армата». На той же платформе будет разработана ремонтно-эвакуационная машина, а также другие типы инженерной техники.

Модульный принцип построения современной автомобильной и тяжелой бронетехники

Модуль для робота

Та же концепция единой гусеничной платформы под названием «Курганец-25» предложена концерном «Тракторные заводы», объединяющим 17 предприятий, пять из которых занимаются производством военной техники. В данном случае речь идет о технике среднего класса (масса около 25 т). «Курганец-25» также демонстрировался на юбилейном параде. В настоящее время существуют образцы двух типов боевых машин, созданных на новой платформе, — это гусеничный БТР (объект 693) и БМП (объект 695). В перспективе должна появиться САУ со 125-мм орудием. Показанные на параде бронемашины построены по схожей с Т-15 схеме, где двигатель вынесен вперед, а кормовой отсек может быть использован для размещения десанта или оборудования. Также с Т-15 БМП «Курганец-25» роднит необитаемая башня, в роли которой выступает все тот же боевой модуль «Бумеранг-БМ». Кстати, он же используется в БМП на базе новой средней колесной платформы «Бумеранг» (и эта платформа также показывалась на параде). Более того, этой осенью была продемонстрирована беспилотная боевая машина «Удар». Вооружение робота составляет тот же новейший боевой модуль. Таким образом, создание универсальных платформ и универсальных модулей (боевых, силовых и т. д.), которые могут комбинироваться друг с другом в зависимости от поставленных задач, очевидно, стало основной тенденцией в разработке нового поколения бронетехники.


Т-14 Классификация: основной боевой танк // Экипаж: 3 чел. // Разработчик: УКБТМ // Производитель: «Уралвагонзавод» // Тип брони: комбинированная многослойная // Башня: необитаемая // Активная защита: «Афганит» // Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка 2A82; 7,62-мм пулемет ПКТМ с дистанционной перезарядкой // Двигатель: дизельный с турбонаддувом // Мощность: 1500−1800 л.с.

В отличие от тяжелой Т-15, машины на платформе «Курганец-25» способны передвигаться вплавь, развивая скорость на воде до 10 км/ч. Плавучестью обладает и новая десантная техника. Участвовавшая в параде БМД-4М — это серьезно модернизированная версия уже десятилетие находящейся на вооружении БМД-4. Нельзя сказать, что БМД-4М — открытие 2015 года, однако вкупе со сделанным на ее базе десантируемым бронетранспортером БТР-МДМ «Ракушка» она относится к новейшим образцам бронетехники ВДВ.


Т-15 Классификация: тяжелая боевая машина пехоты // Экипаж: 3 чел. // Десант: 8 чел. // Разработчик: УКБТМ // Производитель: «Уралвагонзавод» // Тип брони: комбинированная многослойная // Башня: необитаемая // Вооружение: 30-мм пушка 2A42; 7,62-мм пулемет ПКТМ; 4 ПТРК «Корнет-ЭМ» // Двигатель: дизельный с турбонаддувом // Мощность: 1500 л.с.

Больше интеллекта

Новое, более совершенное поколение боевой техники — это всегда хорошо, но зачастую довольно дорого. Между тем вооруженные силы располагают большим количеством машин предыдущего поколения, которые вполне могли бы еще послужить после модернизации. В этом году на форуме «Армия-2015» концерн «Тракторные заводы» представил несколько модификаций довольно удачной советской БМП-3. Одно из новшеств, которым предлагается оснастить классическую боевую машину пехоты, — цифровая система управления огнем «Витязь». Ее главная фишка — наличие двух идентичных прицельных комплексов с телевизионным, инфракрасным, дальномерным каналами, а также каналом управления ракетой. Один комплекс находится в распоряжении оператора-наводчика (частично помещающегося в башне), другой — в распоряжении командира. В случае, если командир обнаружил цель первым, он может взять управление огнем на себя, вместо того, чтобы отдать команду наводчику.


Классификация: унифицированная гусеничная платформа // Существующие образцы: БМП, БТР // Компоновочная схема: с передним расположением двигателя // Экипаж: 3 чел. // Десант: 8 чел. // Производитель: «Курганмашзавод» // Вооружение (в варианте БМП): 30-мм пушка 2A42; 7,62-мм пулемет ПКТМ; 4 ПТРК «Корнет-ЭМ» // Передвижение по воде: скорость 10 км/ч.

«Витязь» включает в себя возможность дистанционного управления огнем и позволяет интегрировать БМП в единую систему управления подразделением. БМП способна принимать целеуказания как от вышестоящего начальства, так и от разведгрупп и автоматически осуществлять наведение на заданную цель. «Такая модернизация, конечно, добавляет эффективности отдельной машине, но значительно больше сказывается на эффективности подразделения за счет улучшения взаимодействия между боевыми единицами», — говорит Михаил Чемеза, заместитель руководителя департамента военной техники концерна «Тракторные заводы». «На сегодня главная тенденция развития бронетехники, — подчеркивает он, — это насыщение бронемашин интеллектуальными системами, особенно в сфере активной защиты, повышение их противоминной стойкости». Система «Витязь», обеспечивающая дистанционное управление огнем, стала шагом к использованию необитаемого боевого модуля. И этот шаг был сделан. Представленная также в 2015 году БМП-3 «Деривация» оснащена автоматическим боевым модулем АУ-220М. Место оператора-наводчика перенесено вглубь корпуса.


Сталь и керамика

Как и в любой другой сфере военной, да и не только военной промышленности, в области создания бронетехники большую роль играют достижения материаловедения. Об общих тенденциях в этой области «ПМ» рассказал Евгений Чистяков, заместитель начальника отдела в ОАО «НИИ стали» — исследовательской организации, входящей в структуру концерна «Тракторные заводы».


«Любая современная защита, — рассказывает Евгений Чистяков, — строится на новых материалах и новых технологиях. Сейчас много говорится о стали 44С-св-Ш с ультрамелкозернистой структурой. Нельзя сказать, что это совсем новый материал, но именно сейчас он выходит на серийное производство. Эта сталь уже применена на «Армате» и в перспективе будет использована на других машинах. 44С-св-Ш примерно на 15 процентов превосходит серийные противопульные стали, которые мы сегодня имеем. Она способна противостоять мощным пулям калибра 12,7 мм, 14,5 мм, пулям легких малокалиберных боеприпасов авиационных пушек».


Бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка» создан на базе боевой машины десанта БМД-4М. Машина может перевозить 13 человек десанта в дополнение к двум членам экипажа. БТР преодолевает водные преграды, передвигаясь по воде со скоростью 10 км/ч. Вооружен двумя 7,62-мм пулеметами ПКТМ.

Существуют, однако, и неметаллические материалы, используемые для защиты бронетехники. Среди них керамика и полиэтилен. «Полиэтилен — непростой материал, — продолжает Евгений Чистяков. — Его необходимо правильно прессовать, так, чтобы он не плавился и не отслаивался. Сейчас наша промышленность уже хорошо освоила работу с полиэтиленом, и он используется как подложка под сталь или керамику — правда, пока не в серийных образцах. Что касается керамики, она уже применяется, например, на новейшем бронированном автомобиле повышенной защищенности «Тайфун-К» (на шасси «КамАЗа»), а также в защите машин на колесной платформе «Бумеранг». Керамика на основе карбида кремния используется и в конструкции машин «Курганец-25», обеспечивая защиту от пуль калибра 14,5 мм. Однако популярность керамики для бронирования в последнее время начинает падать. Дело в том, что появились мощные пули, которые пробивают керамику не хуже, чем стальной лист. При этом керамика — дорогой и капризный материал. При конструировании возникает проблема сопряжения керамических модулей с металлом, возникает необходимость в дополнительных металлических креплениях, что увеличивает общий вес конструкции и «съедает» преимущество керамики в легкости (на 40% легче металла). Кроме того, сейчас, когда легкобронированная техника выходит на первый план и по объемам, и по финансированию, и по задачам, экономически сложно оснастить весь этот парк машин керамической защитой. Поэтому современные противопульные стали, как отечественные, так и их зарубежные аналоги, остаются по‑прежнему весьма актуальным материалом».


БМД-4М «Садовница» — боевая машина десанта, модернизированная версия БМД-4, отличающаяся от нее новым корпусом, двигателем, ходовой частью и другими узлами. Машина вооружена 100-мм пушкой 2A70, 30-мм автоматической пушкой 2А72, спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ и ПТУР «Аркан».

Меньше взрывчатки!

Кроме бронирования, существуют и другие методы пассивной защиты бронетехники. Например, у нас распространен метод защиты от кумулятивных гранат защитными решетками. Однако в зарубежной практике с целью уменьшения веса все чаще применяются сетки, причем даже не на металлической, а на тканой основе. На этот опыт обратили внимание и наши конструкторы. «Мы решили попробовать и провели эксперимент, — рассказывает Евгений Чистяков. — Взяли накидку, которая обеспечивает малозаметность техники, и с ее тыльной стороны сделали металлические усиления. Смотрится это так, будто к материалу прикреплены гайки. Оказалось, что такой экран неплохо защищает от кумулятивных гранат, в частности от РПГ-7, хотя чуть хуже, чем решетки. Таким образом, в одном материале нам удалось комплексировать две задачи: малозаметность и защиту от кумулятивных гранат».


Ведутся разработки не только пассивных средств защиты, но и активных средств противодействия. Причем речь идет как о поражении атакующих боеприпасов с помощью контрбоеприпасов (типа советской системы «Дрозд» или установленного на «Армате» перспективного «Афганита»), так и о системах электронно-оптического противодействия, «вводящих в заблуждение» вражеский боеприпас.

Первый автомобиль изобрели в сугубо гражданских целях. О возможности использования механического транспортного средства на полях сражений в конце 19-го века еще не думали. Однако не прошло и 2-х десятков лет, как предприимчивые изобретатели постарались внушить консервативным стратегам и тактикам идею о необычайных качествах автомобиля, проявляемых как на поле боя, так и в качестве средства тылового обеспечения и поддержки продвижения войск. Именно с этих увещеваний и начинается история военного транспорта, которую можно условно разделить на боевую (танки, БТР и прочее) и вспомогательную (тягачи, грузовики, инженерные автомобили и прочее) ветви.

В этой статье речь пойдёт о бронетехнике, а о прочих военных автомобилях вы можете прочитать в отдельной статье.

Гражданские конструкторы находились в жестких финансовых рамках и в первую очередь заботились о функциональности и экономической целесообразности своих творений. Их коллеги в погонах могли позволить себе многое, не принимая во внимание экономичность, экологичность и даже разумность своих идей. Поэтому, в истории создания транспортных средств наиболее необычные творения принадлежат именно военным конструкторам.

Например, небезызвестный «Царь-танк» - проект группы российских конструкторов: Н. Лебеденко, Б. Стечкина, Н. Жуковского. Данный тип бронемашины относился к колесным танкам. Дата постройки первого работоспособного прототипа – 1915 год.

Оригинальная форма «царь-танка» основывалась на принципах конструкции орудийного лафета. По большому счету инженер Лебеденко, пытаясь решить проблему проходимости, просто увеличил размеры станины орудия. Диаметр колес передней пары равнялся 9 метрам, а задней – 1,5 метра. В качестве двигателя использовались моторы из стана «вероятного противника» - два агрегата компании Майбах (мощностью 240 л.с. каждый). Первые испытания «Царь-танка» выявили самый главный просчет конструкторов – значительную массу полноразмерного экземпляра. Колесные пары танка вязли в мягком грунте. Российским генералам пришлось отказаться от боевого применения этого монстра.

Еще одним интересным проектом российских конструкторов стал «Вездеход» Пороховщикова. Попытка выполнить постройку этого прототипа танкеток (легких бронемашин-амфибий) предпринималась в том же 1915 году. Однако дальше нескольких моделей, сконструированных для испытания ходовой части дело не пошло.



Справедливости ради необходимо заметить, что идеи создателя «Вездехода» - Александра Пороховщикова – гусеничная система, многослойная броня, цельнометаллическая «броневая рубка» (прототип башни танка) – нашли свое место во многих проектах бронетехники.

Впрочем, потуги европейских конструкторов бронетехники выглядят не менее нелепо. Например, первый серийный танк - Mark I, сконструированный годом позже «Вездехода» Пороховщикова, базировался на шасси, упакованного в броню гусеничного трактора. В качестве двигателя использовались моторы Daimler/Knight на 105 «лошадок».



Ромбовидное чудовище выглядело нелепо, но первая танковая атака в битве на Сомме доказала, что далеко не все идеи конструкторов военной бронетехники граничат с безумием. Стало понятно, что именно танки, самоходные пушки, бронированные автомобили будут определять характер войны в ближайшие десятилетия. Разумеется, конструкторы «в погонах» получили еще большее финансирование и поддержку государства.

Французские конструкторы проектируют шестиметровый танк . Несмотря на впечатляющие габариты, Шнейдер демонстрировал завидную проходимость, а четырехцилиндровый двигатель Renault разгонял танк до 4 км/час. Для усиления пехоты и преодоления траншейных и проволочных заграждений этого было достаточно.



К радости министров финансов враждующих государств, склонность к гигантомании быстро проходит. Появляются вполне вменяемые проекты. Помимо конструирования сложных и дорогостоящих танков, российские и европейские инженеры занимаются доводкой до приемлемого состояния гражданских авто. Наиболее интересным проектом того времени стал бронеавтомобиль Остин-Путиловец, донором которого послужило гражданское авто английской компании «Austin».



В качестве двигателя используется 4-х цилиндровый агрегат с мощностью в 50 «лошадок». Бронеавтомобиль способен преодолевать водную преграду глубиной до полуметра, запас хода равняется двум сотням километров, максимальная скорость – 55 км/час.

В «межвоенное» время появляется интересная тенденция создания скоростных легких танков и бронемашин, способных быстро перенести военные действия на территорию врага. Это было скорее наступательное, чем оборонительное оружие. Подобные танки и бронеавтомобили создаются и в Европе, и в СССР, и даже в Японии. Интересные проекты получились у польских конструкторов (танкетка TK-3), англичан (Carden-Loyd Mk VI) и японцев (Тип 94 ТК).


TK-3 – изделие польского ВПК. Развивала скорость до 50 км/час. Масса – чуть более 2 тонн. Двигатель концерна Fiat, мощностью в 40 «лошадок». Вооружение – пулемет калибра 7,92 мм. Общая длина ТК-3 – 260 сантиметров.

Carden-Loyd Mk VI – классическая танкетка, послужившая прототипом для многих подобных изделий. Экспортировалась в 16 стран. Служила в качестве тягача, разведывательной машины и легкого танка. Длина корпуса – менее 2,5 метров. Для сравнения – длина ВАЗ 2109 – 4 метра.


Малоизвестный японский танк 94 ТК. Сегодня осталось всего несколько экземпляров такой техники. Двухместная бронемашина, укомплектованная двигателем от «Мицубиси». Максимальная скорость – 40 км/час. Запас хода – до 200 км. Вооружение – пулемет калибра 6,5 мм.

Вторая мировая война подстегнула производство бронемашин во всем мире. Помимо общеизвестных Т-34, «Тигров» и «Абрамс», существовали и более оригинальные проекты, например - немецкий Р1000 (Ratte). Проект разрабатывался инженерами компании «Крупп». Куратором проекта был министр вооружения Шпеер. Конструкцию весом в 1 миллион килограмм (1 тысяча тонн) приводил в движение судовой мотор Daimler-Benz MB501 с двадцатью цилиндрами. Длина корпуса танка Р1000 равнялась 35 метрам.



Проект «Ratte» так и не запустили в серию, в отличие от Panzerkampfwagen «Maus» - сверхтяжелого танка концерна Porsche. Этот десятиметровый, тяжелый танк, покрытый закаленной литой броней, весил около 190 тонн. Двигателем этого монстра был особый V образный агрегат с двенадцатью цилиндрами. Этот мотор, мощностью около 1800 «лошадок», разгонял «Maus» до 20 км/час.


К счастью для СССР и союзников, Германия успела построить только два подобных танка. Впрочем, СССР не отставал от Германии ни по размаху проектов, ни по скорости производства новых танков. Известно о нескольких уникальных прототипах, послуживших достойным ответом и «Maus» и «Ratte». Главным соперником гигантского Р1000 считается аналогичный виртуальный проект - КВ-5 «Бегемот». Эту конструкцию разрабатывал инженер Ж.Я.Котин, действующий по указанию самого Сталина.


КВ-5 «Бегемот» представлял собой целый бронепоезд на гусеничном ходу. В основе проекта лежала идея совмещения 3-4 шасси от танка КВ-5. В качестве орудийных башен использовались серийные узлы от танков КВ и БТ-5. Предусматривались и направляющие для реактивных снарядов «Катюша». Необходимо заметить, что в реальности танк КВ-5 «Бегемот» никто не видел. Большинство экспертов считают эту машину обычным пропагандистским проектом.

Американский ВПК ответил на эти поползновения своим собственным проектом – T31 Demolition Tank - гибридом танка и инженерной машины, предназначенным для разрушения оборонительных сооружений. В качестве основы использовался танк M4A3, оснащенный более широкой гусеничной системой и массивным толстым днищем.




Помимо артиллерийского и стрелкового вооружения T31 Demolition Tank, оснащался огнеметом и двумя ракетными установками. До 1945 года было построено четыре опытных образца. После окончания войны к проекту уже не возвращались.

Послевоенные проекты уникальной бронетехники связаны с попытками усовершенствовать классическую схему артиллерийского и стрелкового вооружения на борту бронеавтомобиля, заменив ее на ракетно-артиллерийскую или стрелково-огнеметную. Появляются оригинальные идеи танка-ракетомета, танка-миномета и танка- огнемета. Наибольшего успеха в этом направлении достигли отечественные конструкторы. В 60-х годах прошлого века реализуется проект «Объект 150» - танк с ракетным вооружением (на базе установки 2К4 «Дракон»). Базой будущего ИТ-1 (истребитель танков -1) стал танк Т-62. На протяжении 50-60-х годов все проектные работы проходили в КБ УВЗ.


Дата выхода в серию – 1968 год. ИТ-1 состоял на вооружении танковых батальонов до 1970 года. Столь короткий срок эксплуатации объясняется врожденным дефектом – отсутствием артиллерийского вооружения и устаревшей базой от Т-62. Стрелковое оружие ИТ-1 не могло противостоять противнику во время современного боя.

Приблизительно в это же время шведский ВПК выпускает очень оригинальный проект– безбашенный танк Stridsvagn 103, относящийся к классу «охотников на бронетехнику». Орудие калибра 105 миллиметров крепится к корпусу танка. Мощный двигатель, газотурбинной конструкции, (490 «лошадок») обеспечивает мобильность этого 39-тонного танка и, кроме этого, позволяет использовать на Stridsvagn 103 комплект навесного инженерного оборудования (бульдозерный ковш и прочее). Подвижность ствола орудия при наведении на цель обеспечивает особая гидропневматическая подвеска танка.


Современные танки удивляют скорее обилием электроники и футуристическими формами. Но, к нашему счастью, далеко не все бронированные транспортные средства принадлежат армии. Появилось множество частной бронетехники, доработанной согласно вкусам хозяев. Оригинальный проект реализовали энтузиасты из Украины, выполнившие стайлинг БРДМ-2РХ. Салон бывшего «разведчика» разделили на две зоны – пассажирскую и водительскую. В пассажирской зоне приподнята крыша корпуса. Все бойницы заменили камерами обзора. Информация выводится либо на дисплее водителя, либо на 22-дюймовом экране в салоне. Установлена высококачественная акустическая система.


БРДМ изнутри

«Родные» колеса БРДМ украшены оригинальными авторскими дисками. Стандартный глушитель выхлопной системы заменили на более продвинутый вариант с хромированной насадкой. Родной цвет ЛКП БРДМ заменен на иссиня-черный, матовый колер. Сохранены все дополнительные узлы и механизмы, увеличивающие проходимость бронеавтомобиля – выдвижные шасси, подкачка давления в шинах и помпа.

Наконец-то минобороны представило на своем официальном сайте фотографии новейших российских танков и боевых машин. Теперь мы можем видеть, как выглядит бронетехника на платформах «Армата», « , «Бумеранг» и самоходная артиллерийская установка «Коалиция», а также противотанковый ракетный корпус «Корнет».

Танкостроение России находится в постоянном развитии. В основу новых типов боевых машин положены самые последние достижения науки и техники. По своим тактико-техническим характеристикам российские новейшие танки значительно превосходят машины предшествующих поколений.

Разработки последних лет направлены на создание тяжёлой унифицированной платформы под шифром «Армата». Это перспективная гусеничная платформа, на основе которой для Вооружённых Сил России будут создаваться боевые танки пятого поколения. На их шасси планируется выпускать целый ряд видов различной военной техники.

Компоновка «Арматы» практически идентична незавершённому проекту танка Т-95 или «Чёрный орёл». Внутри корпуса находится обитаемая бронекапсула, в которой помещен экипаж. За ней размещено боевое отделение, включающее необитаемую башню сверху, позади него устроен моторный отсек.

Т-14 «Армата» сменит находящиеся сегодня на вооружении танки Т-72, Т-80, Т-90 .

Новый боевой танк

Многие функциональные разработки и параметры новой машины существенно отличают его от аналогичных конструкций. У него принципиально иные тактико-технические характеристики. Применена схема размещения экипажа в бронированной изолированной капсуле в передней части танка за мощной лобовой бронёй. Это обеспечивает изоляцию экипажа от боекомплекта орудия.

Тактико-технические данные

  • Общая масса – 48 т
  • Экипаж – 3 чел
  • Мощность двигателя – 1500-2000 л.с.
  • Имеется дополнительная силовая установка
  • Время, необходимое для замены двигателя – 0,5 ч
  • Скорость движения максимальная – 90 км/час
  • Запас хода – 500 км
  • Дальность обнаружения цели – 5 км
  • Дальность поражения цели – 8 км
  • Боевая скорострельность – 12 выстрелов в минуту

Имеется возможность кругового обзора с помощью специальной камеры, установлен также командирский панорамный прицел, имеется активная и динамическая защита. Новая радиолокационная станция способна вести одновременно 25 аэродинамических и 40 динамических целей, контролировать территорию радиусом более 100 километров. Т-14 способен в автоматическом режиме уничтожать все летящие в него ракеты или снаряды любого типа.

Впервые в России на танке оборудуют цифровую информационно-управляющую систему – «цифровой борт». Она производит запуск, управление, диагностику и регулировку параметров механизмов. В случае обнаружения неполадки электроника сообщает о том, что именно вышло из строя, и подскажет вариант устранения неполадки и необходимых мер. Иными словами, поломку будет устранять не ремонтная бригада или экипаж, а электроника.

Вооружение

Главный калибр «Арматы» — гладкоствольная пушка 2А82 125-мм. Управление ею полностью дистанционно. Возможна также установка пушки 2А83 152-мм. Используется принципиально новый автомат подачи боеприпасов, емкость которого достигает 40 снарядов разного назначения. Стрельбу можно эффективно вести как из стационарной позиции, так и в движении. Боекомплект танка находится в специальном защищенном модуле.

«Армата» стреляет осколочно-фугасными, бронебойными и кумулятивными снарядами, а также управляемыми ракетами с электронным, спутниковым и инфракрасным наведением. По сути, Т-14 — не просто танк, а универсальная ударная машина. Она объединяет в себе ракетный тактический комплекс, противовоздушную зенитную систему, разведывательный комплекс и собственно танк.

В систему вооружения машины включен спаренный с пушкой пулемёт калибра 7,62-мм. Он находится на башне снаружи, соединён с пушкой приводом. В снаряженном боекомплекте пулемета 1000 патронов, столько же хранится в лентах на корме башни в ящике для запасных частей. Дополнительно может устанавливаться пулемёт «Корд» калибра 12,7 мм со снаряженным БК на 300 патронов и столько же в ящике ЗИП. Управление пулеметом дистанционное при помощи компьютера и электроприводов.

Специально для танка Вооруженных Сил России нового поколения с 2014 года разрабатывают новую управляемую ракету с улучшенными характеристиками. К ней предъявляются высокие требования по пробиванию брони, дальности поражения цели и поражающей заброневой мощности, но при сохранении калибра 125 мм.

Управление огнём танка

Ведение огня в Т-14 управляется прицельным комплексом. Его основные преимущества:

  • Наличие визирного и встроенного лазерного каналов управления, дальномера
  • Возможность регулировки визирного канала кратностью от 4 до 12
  • Дальность, на которой распознаётся объект – 5 км
  • Максимальное расстояние, измеряемое дальномером – 7,5 км
  • Оборудование прицела-дублёра на зависимой линии прицела
  • Устройство баллистического вычислителя
  • Автоматическое сопровождение целей
  • Усовершенствованный стабилизатор вооружения

Танк оснащается радарами на базе антенной решетки АФАР, состоящей из большого количества сот-микроволновых передатчиков. Такая антенна обладает способностью быстро изменить направление локации.

Силовая установка, трансмиссия и управление

В основе силовой установки танка заложен отечественный дизельный двигатель марки А-85-3А. Его ресурс не меньше 2000 часов. Технические характеристики:

  • Тип двигателя – Х-образный, 12-цилиндровый, четырёхтактный с газотурбинным наддувом и промежуточным воздушным охлаждением
  • Смесеобразование – впрыск топлива
  • Мощность – 1500 л.с.
  • Масса – 1550 кг
  • Габариты: длина – 813 мм, ширина – 1300 мм, высота – 820 мм
  • Подвеска у «Арматы» управляемая, 6-катковая, на лопастных амортизаторах. Дифференциальный механизм оснащён гидрообъёмной передачей. Автоматическая 12-ступенчатая коробка передач может переключаться вручную. К органам управления относятся: штурвал, педали тормоза и газа, рычаг для переключения скоростей.

Комплексная система защиты

Система защиты танка Т-14 состоит из нескольких составляющих:

  • Броневой защиты. Новый танк на платформе «Армата» защищается специально разработанной броневой сталью. Её характеристики позволяют уменьшить толщину листа и общий вес конструкций.
  • Активной защиты «Афганит», принятой к внедрению в 2014 году. Специально предусмотренные заряды выпускаются против снарядов и ракет противника, поражая их на расстоянии не больше 20 метров. Пусковая установка выполнена из лафета, который вращается в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Ударное ядро наводится на цель при помощи программированного инициирования взрывателей.
  • Динамической защиты. Суть её заключается в том, что по бортам башни устанавливают по три блока. Это – контейнеры с элементами динамической защиты, которые разделены наполнителем. Борта защищаются установкой по семь аналогичных блоков. Кормовая зона закрывается решётчатыми экранами на корпусе и башне. Устанавливаются перед боевыми действиями в особых случаях, например, в условиях города. Дополнительный вес составляет почти тонну, однако это не особо снижает подвижность танка.

Т-14 — танк не просто новый, он определил перспективы танкостроения в России на десятилетия вперёд. В ближайшие годы планируется произвести не менее 2-3 тысячи танков этого типа и бронемашин на его базе.

Видео: новые российские танки

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Министерство обороны РФ раскрыло информацию о бронетехнике, которая примет участие в параде, посвященном Дню Победы 9 мая. Всего публике было представлено семь фигурантов предстоящего парада: танк «Армата», тяжелая боевая машина пехоты на базе «Армата», БМП «Курганец-25», БТР «Курганец-25», БТР «Бумеранг», самоходная арт-установка «Коалиция-СВ», самоходный противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Д1».

Наиболее интересной премьерой стал именно танк «Армата» с его шасси, на базе которого впоследствии планируют выпустить целый модельный ряд инженерных и боевых транспортных средств. Его действительно можно назвать танком нового поколения, так как до этого момента подобные машины никогда не демонстрировались.

Интересно, что первые разработки в сфере создания принципиально нового танка единого образца начались ещё в 80-х годах в СССР. Проект получил кодовое название «Молот» и предполагал разработку уникального шасси, которое может быть использовано в создании как танков, так и ракетных систем, тяжелых комплексов ПВО и инженерных машин. Разработка нового танка проходила на конкурсной основе. Всего в мероприятиях принимали участие три крупных предприятия из Нижнего Тагила, Ленинграда и Харькова. Наибольших успехов достигло именно Ленинградское КБ под руководством Николая Попова, где в качестве базы для будущего танка был выбран Т-80. Танк был практически готов, когда Советский Союз развалился окончательно — отсутствие финансирования не позволило завершить перспективный проект.

Однако спустя несколько лет был разработан невероятно похожий на ленинградский прототип «Черный орел», который даже показали во время выставки вооружений. Впрочем, на этом всё закончилось, а в серийное производство перспективный танк так и не попал. А вскоре Министерство обороны всё-таки решило завершить проект «Молот» на производстве в Нижнем Тагиле.

В конце 90-х был построен первый прототип тяжелого танка нового поколения, поступивший на полигон для испытаний. Очевидцы рассказывают, что техника получилась более чем внушительной — она произвела благоприятное впечатление на тогдашнего министра обороны Игоря Сергеева. Он даже сказал, что обязательно принял бы на вооружение именно этот танк, если бы лично у него были деньги на массовое производство. Пресса тогда считала поступление Т-95 в серийное производство вопросом решенным, однако реальность оказалась иной: машина так и осталась прототипом.

Работы над танком возобновились только тогда, когда Минобороны возглавил Сердюков. Именно он активно поддержал проект, на тот момент получивший новое название — «Армата». Но это был уже не Т-95 того формата — его значительно облегчили, уменьшили в размерах и доработали.

Выход «Арматы» — «примечательное событие». «Это первый новый танк, появившийся после развала Советского Союза. Ранее военные модернизировали и улучшали старые танки» — пишет американский журнал Newsweek.

Наиболее примечательными в новом танке являются «пустая» башня и специальная бронированная капсула для экипажа, разделенная с боеукладкой. Та, в свою очередь, располагается в корпусе «Арматы». Конструкторы считают, что в такой ситуации у танкистов есть шансы выжить даже при подрыве боекомплекта или после пробивания башни. К слову, сама форма башни у «Арматы» достаточно необычная, ведь до этого в отечественном танкостроении были приняты «прилизанные» вариации.

Американская армейская газета Stars and Stripes отмечает: российские и часть западных военных экспертов говорят, что «Армата» превосходит все западные версии.

«Это первый танк, у которого есть внутренняя бронированная капсула, в которой находится экипаж из трех человек…» — пишет издание.

В танке, получившем официальное название Т-14, башня собрана из бронированных листов, сваренных между собой под разными углами. Данная технология позволяет значительно повысить маскировочные возможности машины в зоне действия радиолокаторов и теплодетекторов. Также подобное расположение защищает боковые проекции и переднюю полусферу от попадания из гранатомета или управляемыми ракетами. Помимо прочего, башня и гусеницы Т-14 со всех сторон имеют динамическую защиту нового поколения.

По периметру башни и корпуса танка расположены различные оптико-электронные приборы, среди которых системы ночного видения, управление огнем и камеры высокого разрешения. На башне установлен пулемет, управление которым экипаж может осуществлять дистанционно, не покидая бронированную капсулу. 125-миллиметровая пушка имеет высокую точность поражения заданной цели. Примечательно, что на пушке танка нет инжектора — специального утолщения, благодаря которому в башне не скапливаются продукты горения. Это связано с тем, что башня Т-14 необитаема, поэтому создавать комфортные условия для наводчика нет необходимости. За башней «Арматы» спрятан специальный отсек, где хранятся дополнительные боеприпасы и инструмент для мелкого ремонта.

Авторитетное международное издание Janes Defense Weekly отмечает, что новый дизайн танка — это самое большое изменение в семействе российских бронированных машин с 1970-х годов. А обозреватель издания The Washington Post Айзек Таррор опубликовал свою колонку под названием «Россия победила Гитлера танками. Сейчас она демонстрирует танк будущего».

Боевая машина, разработанная на базе этого танка, не менее интересна, чем основной «продукт». Она представляет собой симбиоз транспорта танковой поддержки «Теминатор-2» и гусеничного бронетранспортера, предназначенного для перевозки мотострелков. Двигатель в этой боевой машине располагается в передней части, что позволяет обеспечить дополнительную защиту экипажа и организовать высадку десанта с кормовой стороны. К тому же БМП «Армата» сама по себе отличается эффективной динамической защитой — пожалуй, она даже более мощная, нежели у «танка-родителя».

Из вооружения в БМП ключевую роль играют 30-миллиметровая пушка, четыре управляемых пулемета и столько же противотанковых ракет. Пусковые установки последних дополнительно защищены бронированными листами, чтобы ракеты не стали серьезной угрозой для самой БМП. На машине снаружи установлено чувствительное оптико-электронное оборудование, позволяющее без труда отыскивать и поражать даже самые незаметные и незначительные цели в любое время суток. Примечательно, что управляемые ракеты подходят не только для поражения наземной техники, но также для сбивания вертолетов-беспилотников, попавших в зону огня.

Для пехоты была изготовлена отдельная боевая машина «Курганец-25», которая отличается от «Арматы» более легкой броней. Однако нельзя сказать, что эта машина защищена хуже — мощные динамические системы сделали обе БМП практически неуязвимыми для стандартного оружия. Если взять общий комплекс технических характеристик, которые включают в себя и защитные, и атакующие возможности, то обе эти машины в значительной мере превосходят все остальные мировые БМП. У «Арматы» действительно просто нет аналогов.

Конечно, «Курганец-25» защищен чуть хуже, однако это позволяет сделать его производство более дешевым. «Курганец-25» значительно быстрее «Арматы» на поле боя, что в некоторых ситуациях сделает его даже более безопасной машиной, чем основательный собрат. К тому же именно он может представлять интерес для других стран на мировом рынке вооружений.


Ещё одна новинка от Министерства обороны — БТР «Бумеранг», бронетранспортер нового поколения. От широко распространенного БТР-80 он отличается противоминной конструкцией корпуса. Интересно, что на Западе уже достаточно давно сконструированы бронетранспортеры, способные выдержать подрыв даже непосредственно под днищем. У нас же «Бумеранг» станет первой машиной такого толка. Из-за этого бронетранспортер смотрится больше и тяжелее, нежели его советские собратья, однако всё это компенсируется прекрасной динамической защитой. К тому же выход десантников из «Бумеранга» осуществляется с кормы, что повысит защищенность стрелков во время боя. Шасси бумеранга будет использовано для создания инженерных, санитарных и штабных машин.

Самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ», которая также будет продемонстрирована во время Парада 9 мая, является предсерийным вариантом. Ранее заявлялось, что «Коалиция-СВ» будет выпускаться на базе шасси «Армата», однако пока её продемонстрируют с классической «Мсты-С». Новая установка получила более совершенную 152-миллиметровую пушку, а также обновленные системы наведения и управления огнем.

Противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Д1», разработанный на базе бронированного автомобиля «Тигр», создан специально для поражения любых наземных целей, а также низколетящих воздушных транспортных средств. Этот комплекс окажется крайне эффективным при необходимости вести военные действия в населенных пунктах, так как с ним
значительно меньше шансов «зацепить» гражданское население.

Напомним, в День Победы , прототип которого был продемонстрирован ещё в 2013 году.

Таким образом, во время Парада Победы Россия готовится продемонстрировать принципиально новую систему вооружения, призванную доказать первенство страны в данном вопросе.