Описание взаимосвязи компонентов природы в. Взаимосвязи природных компонентов

Территории суши со сходными природными условиями (климат, почва, растительность, животные), простирающиеся и сменяющиеся в определенном порядке от полюса в широтном направлении. Деление земной поверхности на природные зоны было предложено русским учёным В.В. .

Положение России в северных широтах обусловило расположение на её территории следующих природных зон, сменяющих друг друга при движении с севера на юг: , зона (включает подзоны , смешанных и широколиственных ), субтропическая зона.

Зона тундры. Занимает побережье морей от западной границы страны до пролива. Южная граница местами доходит до северного полярного круга. Средняя температура июля составляет +5, +10 градусов. Зима долгая и холодная. выпадает мало, всего 200 - 300 мм в год. Но при недостатке тепла испарение невелико, поэтому увлажнение избыточное (коэффициент увлажнения превышает 1,5). Практически повсеместно распространена , которая оттаивает летом всего на несколько сантиметров. Почвы маломощные тундрово-глеевые. Здесь господствует тундровая растительность из мхов, лишайников и кустарничков. Здесь растет голубика, морошка, клюква, брусника, есть здесь и съедобные грибы. В тундре пасутся огромные стада северных оленей, здесь добывают песца, а в тундровых озерах много рыбы.

Главные занятия коренного населения - оленеводство, охота, рыболовство. Кое-где в теплицах выращивают овощи.

Природные комплексы тундры сильно пострадали в результате интенсивной добычи .

Особое место в природе нашей страны занимают районы .

Смена в горах. Обусловлена эта смена, прежде всего изменением с поднятием на определённую высоту. Набор природных зон в горах зависит от высоты гор, определяющей количество высотных поясов и характер верхнего из них. И от самих гор, что определяет характер нижнего пояса.

Последовательность высотных поясов совпадает с последовательностью их смены , при движении с севера на юг.

В горах отчетливо выражена высотная поясность.

Нижний ярус занимают широколиственные леса с преобладанием дуба. Выше располагаются леса из бука, которые с высотой переходят сначала в смешанные, а потом в елово-пихтовые леса. Верхняя граница леса находится на высоте 2000 - 2200м. За ней на горно-луговых , располагаются пышные с зарослями кавказского рододендрона. Они переходят в низкотравные альпийские луга, за которыми высокогорный пояс и снежников.

Тип урока : Урок формирования умений

Дидактическая цель: закрепить знания об особенностях природных зон, продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи.

Задачи:

1. Образовательная задача: закрепить полученные знания об особенностях природных зон России и выявить взаимосвязи между компонентами природного комплекса на примере природных зон.

2.Развивающая задача: продолжить формирование умений описывать и объяснять особенности природной зоны, находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса, анализировать и сопоставлять тематические карты.

3.Воспитательная задача: формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в природе.

Ход урока:

Организационный момент: Приветствие.

Побудительная мотивация: На протяжении нескольких уроков мы с вами путешествовали по нашей России. Перед нашими глазами предстали во всем своем величии и красоте разные природные зоны нашей Родины. От ледяной, безмолвной Арктики до влажных субтропиков города Сочи. Каждый природный ландшафт поражал нас чем-то особенным.

Актуализация: Давайте вспомним

Показывается природная зона, а ученики ее называют.

1.С какими природными зонами мы познакомились на территории России? (ученик показывает по карте на доске)

2.Как располагаются природные зоны на территории России? Каким законам они подчиняются?

3. Можем ли мы назвать природную зону – природным комплексом? Почему?

4. Какие компоненты есть в природном комплексе? Назовите их?

5. Эти компоненты взаимосвязаны между собой? Приведите примеры?

6. Приведите ПК различного масштаба?

7. Можно ли выделить наиболее главные компоненты ПК? (климат, горные породы, почвы)

8. Может ли человек оказывать влияние на природные зоны, изменять их? Приведите примеры отрицательного воздействия и положительного воздействия?

9. Какие меры может принять каждый из вас по сохранению природных зон России?

А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы, где каждый из вас сможет показать, насколько у вас сформированы умения выявлять причинно-следственные связи и умение работать с тематическими картами.

Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».

Цель работы: научиться устанавливать взаимосвязь между компонентами природы на примере природных зон.

Ход работы.

Территория

Климат

Природные

зоны

Почва

Растительность

Животный

мир

Полуостров

Ямал

Астраханская область

Остров Врангеля

Вывод: Сформулируйте вывод о зависимости между компонентами природы на основе анализа данных таблицы.

Закрепление и подведение итогов:

1.Существует ли взаимосвязь между климатом и типом почвы?

2. Между растительностью и почвой? Пример

3. Между растительностью и животным миром? Пример

4. Между климатом и растительностью? Пример

5. Между климатом и животным миром? Пример

Ребята! Какой вывод сегодняшнего урока мы можем сделать?

В любом природном комплексе существует очень тесная взаимосвязь между компонентами природы. Если изменить один природный компонент, то произойдет изменение всего природного комплекса.

Задание: Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если не согласны с утверждением.

  1. 1. Климат является одним из главных компонентов природного комплекса.
  2. 2. В зоне тундры дерново-подзолистые почвы.
  3. 3. Верблюжья колючка - типичное растение степей.
  4. 4. В зоне арктической пустыни могут расти только накипные лишайники.
  5. 5.В природной зоне прослеживается тесная взаимосвязь между компонентами природы.

Итог урока : Компоненты природной зоны тесно взаимосвязаны друг с другом, человек планируя хозяйственную деятельность должен всегда учитывать эти взаимосвязи.

Рефлексия: Какие трудности вызвала у вас практическая работа? Что было для вас наиболее сложным? Что понравилось в этой работе?

Выставление оценок

Дидактический материал для урока

Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».

Цель работы:

Ход работы.

Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.

Территория

Климат

Природные

зоны

Почва

Растительность

Животный

мир

Полуостров

Ямал

Астраханская область

Остров Врангеля

1. Природный комплекс. Взаимосвязь компонентов природного комплекса.

Природный комплекс или ПТК (природно-территориальный комплекс) – это совокупность взаимосвязанных природных компонентов на определенной территории. Самым крупным ПТК на поверхности Земли является географическая оболочка (она состоит из верхней части литосферы, нижней части атмосферы и всей гидросферы). В свою очередь географическая оболочка подразделяется на более мелкие ПТК – материков и океанов, природные зоны и еще более мелкие природные комплексы: овраг, речная долина, холм и т.д.

Все они формируются в течение длительного времени под влиянием внешних (энергия Солнца) и внутренних (внутренняя энергия Земли) процессов. В природном комплексе происходит постоянное взаимодействие природных компонентов, все они взаимосвязаны и влияют друг на друга. К ним относятся: климат, вода, растительный и животный мир, рельеф и горные породы, почва, человек. При изменении одного природного компонента меняется весь природный комплекс.(Вырубка леса приводит к появлению другого ПК - поле)

Природный комплекс, как и вся географическая оболочка частью которого он является, развивается по особым законам, важнейшими из которых являются целостность, ритмичность, устойчивость и проявляется географическая зональность.

Целостность. Все природные компоненты связаны между собой через круговорот вещества и энергии. Среди них выделяют круговорот горных пород, циркуляцию воздушных масс, мировой круговорот воды в природе, биологический круговорот и другие.

Ритмичность – повторяемость одних и тех же явлений через определенный промежуток времени.

Устойчивость. Возобновление ПТК при отсутствии внешнего воздействия.

Смена ПТК подчиняется географической зональности. (Смена природных зон при движении от экватора к полюсам)

2. Австралия: географическое положение, история открытия и исследование материка.

Австралия – самый сухой и маленький материк на планете. Его площадь равна 7,7 млн. кв. км и с островами – 9 млн. кв. км.

Его протяженность с севера на юг (3 тыс. км) и с запада на восток (4 тыс. км) практически одинаковая.

Материк располагается в двух полушариях: Южном и Восточном. Омывается водами Индийского и Тихого океанов. (Залив Кинг, Тиморское море, залив Жозеф-Бонапарт, Арафурское море, залив Карпентария, пролив Торреса, Коралловое море, Тасманово море, пролив Басса, залив Спенсер, Большой Австралийский залив)

Крайние точки материка:

северная - мыс Йорк 10°ю. ш. 142° в. д.,

южная - мыс Саут-ист- Пойнт 39° ю. ш. 147° в. д.

восточная - мыс Байрона 28°ю. ш. 154°в. д. ,

западная - мыс Стип-Пойнт 26° ю. ш. 114° в. д.

История исследования материка.

Австралия была открыта европейцами позже других материков. Эту землю открыли голландцы. В первой половине XVII века они уже знали северное, западное и юго-западное побережье материка. Много сведений о материке собрали экспедиции Тасмана, Торреса, Д.Кука.

В 1606 г. испанец Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп - Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк, назвал Торресовым.

А. Тасман. 1642-1643 гг. голландец Тасман, обойдя Новую Голландию по кольцевому маршруту, доказал, что она представляет собой особый континент. Тасман не видел восточных берегов, так как шел слишком далеко от них, но он открыл участок побережья Новой Зеландии.

Д Кук. 22 августа 1770 г. Кук высадился на небольшом острове в Торресовом проливе и ввел во владение британской короны все восточное побережье Новой Голландии, которое он назвал Новым Южным Уэльсом. Так завершилось открытие пятого континента Земли – Австралии.

3. Дайте определение, что такое река. Покажите на карте следующие реки: Волга, Амазонка, Нил, Миссисипи, Муррей, Обь, Енисей.

Река – водный поток, текущий в выработанным им русле.

На данный момент на Земле практически не осталось мест, где не ступила нога человека. Речь пойдет в первую очередь именно о его влиянии на природные комплексы. Связано это с рядом факторов. Во-первых, число людей на планете возрастает. Для того чтобы расселение происходило равномерно, необходимо вести постоянную работу по освоению новых земель. Вырубаются леса, культивируются сельскохозяйственные культуры, убиваются или изгоняются представители местной фауны.

Во-вторых, развитие человеческих технологий не остановить. Благодаря человек может проникнуть своим взглядом в глубины вселенной, может проникнуть глубоко в пучину морей и океанов, может исследовать самые жаркие и самые холодные места на планете. Взять хотя бы открытие Америки Колумбом. Если бы не развитие торгового судоходства, о подобном открытии можно было бы не . Человек, преследуемый чувством любопытства, попадает туда, где ранее не был, и пытается выжить на новых местах. Это не происходит без антропогенного влияния на окружающую среду.

Третий, самый существенный фактор - это развитие промышленности. Тысячи заводов по всей планете выделяют в атмосферу, землю и воду тысячи различных токсичных веществ, которые неисправно загрязняют окружающую среду. Ведь Земля - это тоже один большой . Неговоря уже о том, как конкретный участок Земли, на котором находятся промышленные предприятия.

Взаимодействие компонентов природного комплекса

Помимо человеческого влияния, внутри них происходят постоянные процессы, которые в динамике изменяют и преобразуют природные комплексы. Эти процессы связаны с теми взаимосвязанными компонентами, которые присущи любому природному комплексу. Это рельеф, воды, почвы, климат, растительность и животный мир. Любое изменение во времени любого из этих компонентов неминуемо приводит к изменению всех остальных.

Живой пример - эпоха динозавров. В доисторическое время этими удивительными животными была населена вся Земля. Если бы не падение метеорита и не вызванное этим событием резкое изменение климата по всей планете, никто бы не сказал, какими бы были современные природные комплексы и был бы человек на Земле.

Другой пример, который у всех на слуху - разрушение озонового слоя атмосферы. Из-за чрезмерных выбросов парниковых газов промышленными предприятиями, у планеты практически не осталось средств от ультрафиолетового излучения Солнца. Это приводит к постепенному изменению климатических условий по всей Земле и повышению уровня мирового океана.

Природный комплекс.

1. Приведите примеры природных комплексов.

Пустыня Сахара, Сибирская тайга.

2*. Раскройте содержание киргизской пословицы: "Когда облака редки, земля плешива".

Если осадков мало, наступает засуха.

3. Приведите примеры влияния деятельности человека на биосферу.

1) Распашка земель, выращивание культурных арстений.

2) Затопление территорий, создание водохранилищ.

3) Выработка жил, раскопка карьеров.

4) Истребление животных.

5) Вырубка лесов.

4. Подготовьте сообщение об одном из организмов, занесенных в Красную книгу.

Восковник болотный (Myrica gale) — редкий вид кустарника, занесенный в Красную Книгу и находящийся под защитой государства. Он относится к семейству восковниковых. Восковник болотный представляет собой невысокий (до 1,5 м высотой) кустарник, покрытый эфиромасличными железками золотистого цвета. Восковник болотный имеет сизовато-серые листья и цветы, свисающие в сережках.

Этот двудомный кустарник произрастает на заболоченных лугах, возле травяных и черноольховых топей и на болотах. Восковник болотный считается лекарственным растением и ценится за свои пряно-ароматические свойства. Недаром в народе его нередко именуют «пахучкой». В старину в Норвегии он считался одним из самых главных компонентов эля. Здесь об этом растении существует легенда. Давным-давно жили-были два великана. Они вечно соперничали, стремились превзойти один другого во всем. И вот однажды решили выяснить: кто из них дальше сможет закинуть буковую дубинку. Но один из великанов решил действовать наверняка — он заранее пришел к буку, из которого они собирались вырезать дубинки, и заколдовал его. Поэтому когда соревнующиеся метнули свои снаряды, дубинка, сделанная из заговоренного дерева, угодила прямо в лоб его соперника, бросившего ее. Упал сраженный великан на землю, а его коварный противник удалился прочь, торжествуя. Когда поверженного богатыря нашли жители ближайшей деревни, они немедля стали оказывать ему помощь. Не менее сотни раз пришлось им сбегать к колодцу за холодной водой, чтобы привести великана в чувство. Когда же он пришел в себя и увидел, как обессилили его спасители, решил отблагодарить их. Он научил их варить эль, куда непременно надо было добавлять восковник, чьи стебли и листья придавали напитку пряный вкус и усиливали его опьяняющее воздействие. Когда же великан понял, что его дар оказался не таким уж невинным (все мы знаем, что людям нередко отказывает чувство меры), он унес кустарник на болота в надежде спрятать его. Но охочие до хмельного напитка обнаружили восковник и там. После этого великан махнул рукой на человеческие слабости, решив, что у всякой благодарности должны быть пределы. А восковник с тех пор так и растет на болотах.

5. Сравните измененность естесственной растительности и животного мира в поле, на пастбище, в лесу, пойме реки, сельском населенном пункте, городе. Заполните таблицу. Сделайте выод о том, почему на указанных территориях степень изменения природы различна.

Вывод : Человек сильно влияет на растительный и животный состав местности.