Ледовый режим. Когда замерзает Байкал? Как долго это происходит

Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕДОВОГО БАЙКАЛА

Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него отлично просматриваются на мелководье камни на дне. Если снега за зиму выпадает много, открытых участков зеркального льда на озере не так много. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала . Это идеальное время для путешествий по льду: тепло, можно ехать, например, на велосипеде в легкой одежде, без перчаток, и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся рядом.


В последние годы стало популярным на лыжах, коньках или велосипедах совершать длительные путешествия с юга Байкала, от пос. Култука, на север - до Северобайкальска.
В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах без специальной шипованной резины. Вообще, ездить по гладкому льду на велосипеде занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах , судне-амфибии "Хивус-10" на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды от Иркутска .
Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.



Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.



Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон , протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скалами, на десятки метров вверх, ежегодно при замерзании озера образуются развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом с севера находится 8-метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии. Особенно эффектны ледяные кружева грота при заходе солнца, когда на короткое время солнечный свет освещает внутренность грота.



БАЙКАЛЬСКИЙ ЛЕД


Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °С, в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и опасная ловушка для машин с 2-сантимеировым льдом возникает на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.



Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.



Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наlдувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.
Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там, где дорог нет, в большинстве случаев можно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины.



В марте можно наблюдать редкое явление - мощные надвиги льда, при гидроударе отдельные сколы льда вылетают вверх как из пушки и разлетаются далеко по льду. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти переламывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4-5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.



В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.


ЛЕДОВЫЕ ЛОВУШКИ


Многочисленные автомобильные следы на льду во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.



Открытые пропарины - полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда пропарины скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед в подозрительном месте и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Лучше всего местные особенности льда знают старожилы-рыбаки из этих мест.
Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 градус линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км льда.



Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни - специальной кованой острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней. Кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота - ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час - и прыжок через щель.
На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. Переправу на Ольхон обозначают вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой "Ледовая переправа" поможет в правильном месте выехать на лед.
В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.


ЗИМНИКИ НА БАЙКАЛЕ


Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00". Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека.



Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Большие Коты , у становой трещины, которая начинается сразу от судоверфи в Листвянке. Значительно чаще уходят под лед машины, двигающиеся по льду на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого моря находится от 25 до 50 машин.


Обычно на Южном Байкале дорога пробивается от Байкальска до пос. Култука и от пос. Култука до пос. Маритуя. На среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную . Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала из устья реки Анги на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Всего больше дорог на льду Малого моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные дороги от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурены, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив .


ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ


Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительна (10-15 метров), рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Времени хватает, чтобы снять унты и собрать вещи первой необходимости документы, спички, нож. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветре, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане нож, чтобы выбраться на лед, и зажигалку, чтобы развести огонь на берегу.
Чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии. Даже опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а, если покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом, становятся крайне опасными для автомашин. В холодное время, наоборот, смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины.
Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией.



КАК ПОДНИМАЮТ УТОНУВШИЕ МАШИНЫ


Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы "Аква-Эко". Поднять автомобиль можно с глубины до 40-50 м, глубины в 60-80 м - это предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если машину сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке, обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед.



Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившемся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины на 130 м, машина провалилась в 1,5-2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести ненадутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Если лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины, ее извлекают из воды летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там ее вытаскивает на берег трактор.
Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда, под углом 45 градусов над водой, и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температуры низкие нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в автомобильные агрегаты. Для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи.


Вот как выглядит процесс вытаскивания автомобиля из подо льда:



ЛЕДОВЫМИ ДОРОГАМИ БАЙКАЛА


Есть на Байкале такая профессия - ледовый капитан. Это настоящие "ледовые волки", знающие практически все о зимнем Байкале, его ледовом панцире, подводных течениях и ветрах. Основная задача ледовых капитанов - выбрать дорогу по льду Байкала так, чтобы это была максимально безопасная для передвижения на автотранспорте в зимний период. На Байкале есть так называемая "Лига ледовых капитанов", которые в зимнее время года определяют расположение зимников на Байкале и занимаются проведением автомобильных караванов по льду озера. Основные принципы передвижения на автотранспорте по льду Байкала заложил Александр Юрьевич Бурмейстер в 1964 году. Попав однажды в сложную ледовую обстановку, он выжил сам, и вывел людей. С тех пор он систематически изучает ледовую обстановку северной и средней частей озера Байкал. Его наблюдения легли в основу единой системы безопасного проезда, в сложных навигационных условиях Байкала. Лига Байкальских ледовых капитанов - е-mail: [email protected].


Вот наиболее популярные автомобильные маршруты по проложенным на льду Байкала зимникам:


1. Экспедиция по льду Байкала "Большое кольцо"


Маршрут продолжительностью 5 дней: Иркутск - Еланцы - Малое Море - побережье Байкало-Ленского заповедника - заимка в бухте Заворотной - Чивыркуйский залив - Иркутск. Расстояние 1200 км, из них по льду Байкала 750 км.


Формат этого маршрута может быть следующий:


Первый день. 260 км по асфальту, 60 км по гравийной хорошей дороге, 60 км по льду Байкала. Посещение шаманских сэргэ и древних наскальных рисунков. По дороге обед в кафе "Бурятская кухня". Размещение на туристической базе в Заме или на туристической базе острова Ольхон. Русская баня. Праздничный ужин.
Второй день. Около 200 км по льду Байкала. Остров Ольхон: осмотр наплесков на скалах и обледенелых гротов. Путешествие по льду к мысу Хобой и к нерпичьим пещерам. Пересечение Малого моря с проводником. Пикник у священного мыса Рытый, где ежегодно образуются мощные многометровые торосы. Посещение нерпичьей пещеры на мысе Саган-Морян. Ночевка на заимке в бухте Заворотной.
Третий день . Пересечение Байкала. Поездка к горячим источникам в Чивыркуйском заливе в Забайкальский национальный парк. Знаменитые Ушканьии острова - излюбленное лежбище байкальской нерпы. Вечером русская баня с вениками и купанием для желающих в ледяной проруби.
Четвертый день. Рыбалка на хариуса. Заранее пешней будет продолблена лунка в береговых торосах. Насыпается приманка - бормаш. Если сидеть тихо и смотреть в лунку, то видно, как плавает хариус и как он берет наживку. Это один из самых азартных зимних видов рыбалки. Из свежей рыбы готовится на месте уха или расколотка.
Пятый день. Ранний выезд и возвращение в Иркутск.




2. По льду в бухту "Песчаная"



3. К ледяным гротам Малого Моря


Путешествие можно осуществить за два дня с одной ночевкой в теплых условиях либо на острове Ольхон (усадьба Бенчарова), либо на базе индивидуального отдыха "Енхок" (Тонкий мыс, западный берег Малого моря). Общий пробег составляет 750-800 км. Поездка интересна посещением ледяных гротов, летом которые видны только с катера. Прекрасным безопасным дополнительным транспортом для экскурсий послужат взятые с собой велосипеды или снегоход, их можно смело использовать вне зимника, перемещаясь вблизи скал, например мыса Хобой (336 км от Иркутска), к которому подъехать вплотную на машине достаточно трудно из-за большого количества трещин и торосов на льду.


С материка на остров зимой прокладывается зимник, отмеченный вешками и дорожными знаками. Всю зиму по нему проезжают машины, в том числе и тяжелые грузовики.
От Иркутска до берега Малого моря дорога (250 км) проходится за 3,5 часа. Заправиться можно в Баяндае и Еланцах. В Еланцах необходимо залить минимум одну канистру бензина в запас. В пос. Еланцы работает уютное кафе "Ольхонские ворота" (после бензозаправочной станции, справа от дороги), где целесообразно перекусить перед выездом на лед.
Не доезжая МРС (45 км от пос. Еланцы), надо свернуть к базе Сахюрта к заливу Куркут или на р. Сарму по указателю "Ледовая переправа". В бинокль отчетливо видна ледовая трасса с вешками на льду и дорожными знаками. Дорога регулярно расчищается грейдером, и заметить ее достаточно легко. Дорога ежегодно прокладывается примерно в одном и том же безопасном месте, протяженностью 15-20 км. Торосистые участки перед островом Ольхон срезают бульдозером, поэтому по ледовой дороге комфортно ехать даже на легковых иномарках. В Ольхонских воротах, где расстояние до острова значительно короче, переправу не делают из-за подводных течений в проливе, в результате чего лед там неоднороден по толщине и представляет опасность для машин. Около мыса Кобылья Голова также ежегодно образуется становая трещина, начинающаяся от большой пропарины возле самого мыса. Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Зимой эта расщелина забита льдом выше человеческого роста. Сильно обледенелые скалы мыса издалека привлекают внимание, но подъезжать к ним вплотную не рекомендуется, особенно ближе к весне, когда начинается интенсивное таяние льда вблизи отвесных скал. Ледяные наплески - сокуи образуются на скалах при замерзании озера. Ледяные наплески из-за частого здесь осеннего ветра на мысе Кобылья Голова самые большие на Малом море.



Остановиться на ночлег можно в пос. Хужире в гостинице, частных усадьбах или лесничестве. За помощью в размещении можно обратиться в информационный центр в усадьбе Никиты Бенчарова, там всегда помогут с размещением. Зимой туристов практически нет, и найти ночлег в поселке легко даже без предварительной договоренности.
Вечером, перед закатом, можно обойти пешком по льду вокруг знаменитой Шаман-скалы у пос. Хужира.



На южной стороне Шаман-скалы, при определенной степени воображения, можно рассмотреть изображение дракона с головой и хвостом. Утром следующего дня можно продолжить путешествие по льду Байкала до северной оконечности острова, мыса Хобой. Съезд на лед находится справа от мыса Бурхан или сразу от причала, в зависимости от ледовой обстановки. Его хорошо видно сверху. Дорога на север не обозначена вешками. В основном ее накатывают рыбаки, поэтому дороги на льду, как в монгольской степи, иногда расходятся веером. Принцип движения тот же - держаться наката и не ехать без колеи. Достойными объектами посещения станут мыс Саган-Хушун и мыс Хобой, имеющие гроты, ледяные наплески на скалах, а мыс Хобой - и мощные надвиги льда с крупными торосами.
До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. По дороге обязательно встретятся рыбацкие камчатки - лагеря рыбаков с палатками и машинами. Мыс Хобой- самый северный мыс на острове Ольхон, труднодоступный летом из-за плохой грунтовой дороги (4-5 час. от пос. Хужир), а зимой по льду Байкала проезд займет не более 40 мин.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.
Кроме гротов мыса Хобой и Саган-Хушун, известны гроты на материковой части Малого моря: на мысах Курминский, Арал, Халтыгей.
От мыса Хобой дорога уходит по льду Байкала к материковому мысу Рытому и к Байкало-Ленскому заповеднику. Оттуда ездят на Ушканьи острова, Чивыркуйский залив, на север Байкала.



Расширенный вариант этого маршрута - это автомобильный пробег вокруг острова Ольхон, который можно совершить за 4-5 часов, аккуратно объезжая становые трещины и ледовые пропарины на северо-восточной части острова недалеко от горы Жима.



Погода на Байкале
Почему над Байкалом редко бывают облака?

В весенне-летнее время с поверхности холодной воды испарение незначительное, и облака образовываться не могут. Воздух, приносящий облака с суши на Байкал, при переваливании прибрежных гор и скатывании в котловину нагреваются, облака рассеиваются. Это очень хорошо видно на космических снимках. На них небо над озером безоблачное, а прибрежные пространства вокруг озера покрыты густой облачностью.

Сколько осадков выпадает на поверхность Байкала за год?

В виде дождя и снега за год выпадает 9.29 кв.км, или 13.1% поступления влаги в озеро.

Какова максимальная скорость ветра на Байкале?

Зарегистрирован ветер 40 м/с (144 км/ч). Некоторые исследователи утверждают, что в устье долины р. Сармы ветер достигает в порывах 60 м/с (216 км/ч).

Какой самый свирепый ветер на Байкале?

Северо-западный, или горная, срывающаяся с долин рек Сармы, Рытой, Солнцепади, Молокана. Именно с этим ветром связаны самые большие катастрофы на Байкале. Напротив устья р. Сармы арктический воздух, переваливаясь через Приморский хребет, устремляется в суживающуюся к устью долину, которая на выходе к Байкалу образует природную аэродинамическую трубу. Перепад высот - 500 м. Низвергающиеся с такой высоты массы холодного воздуха приобретают огромные скорости и разрушительную силу.

Одинаков ли уровень воды по всему Байкалу?

Перепад высот уровня воды в различных районах озера достигает 1м и более. Причина - неоднородность барометрического давления на огромной акватории озера. Различию уровней воды в разных районах способствуют также ветровые сгоны и нагоны.

Сколько льда образуется в Байкале за зимний сезон?

При толщине льда 1 м - 31.5 куб.км. Но толщина льда в различные годы неодинакова и колеблется от 70 см до 130 см. Соответственно и льда бывает от 21.7 до 40.3 куб.км.

Какова температура воздуха на Байкале?

Средняя годовая температура распределяется так: в южной котловине -0.7°C, в средней -1.6°C, в северной -3.6°C. Самое теплое место - бухта Песчаная: +0.4°C. Байкал смягчает континентальность сибирского климата. Пример:

Какова температура воды в Байкале?

В открытом Байкале температура поверхностного слоя изменяется от +15°C (август) до 0°C (январь). В прибрежных участках летом прогревается до +17°C. В заливах и сорах до +23°C. Зимой заливы замерзают примерно на месяц раньше, чем открытый Байкал. В девяностые годы в июле вода в поверхностном слое прогревалась до +18°C (возможно, это следствие парникового эффекта).

Какова температура у дна Байкала?

В районах самых больших глубин температура воды у дна - примерно +3.2°C.

Когда замерзает Байкал?

В среднем замерзание на Байкале начинается 21 декабря, а кончается 16 января. Однако известны случаи замерзания в начале февраля. Процесс разрушени льда начинается в апреле и завершается в мае-июне.

Замерзает ли весь Байкал?

Да, за исключением небольшого участка длиной 15-20 км у истока Ангары.

Что такое сокуи?

Ледяные наплески на промерзших скалах и камнях, образовавшиеся при замерзании озера. Сокуи имеют самую разнообразную, а порой причудливую форму застывших потоков, сталактитов.

Какова их максимальная высота?

На наветренных сторонах скал до 20-30 м.

Что такое шорох?

Это внутриводный крупинчатый лед. Он появляется позднее, чем такие поверхностные формы льда, как забереги, сало, шуга, склянка. Кристаллы шороха имеют игловидную, бобовидную формы размеров от 1-2 до 10-22 мм в поперечнике.

Что такое сало?

Плоские тонкие кристаллики льда, еще не смерзшиеся в сплошную корочку. Образуются на поверхности воды и служат первым признаком ее охлаждени ниже 0°C.

Над какой глубиной происходит опрокидывание волн (забурунивание)?

У берегов - там, где глубина близка к половине волн наката. В открытом Байкале забурунивание зависит от силы ветра. При скорости 7-8 м/с на вершинах некоторых волн появляются барашки, а при ветре 10-12 м/с барашки и забурунивание происходит почти на всех волнах.

Байкал ежегодно замерзает. Каждую зиму, начиная с декабря под ледовой толщей оказывается почти вся поверхность озера. Единственное место, где лед не встает,- исток Ангары.

Ледостава там не происходит, поскольку в Ангару поступают байкальские воды не только с поверхности, которая зимой остывает до 0 °С и замерзает, но и из озерных глубин, где температура воды значительно выше.

Этот «теплый» поток успевает пробежать по Ангаре 10–15 км, прежде чем достаточно охладиться и заледенеть. Однако на памяти байкальских старожилов известны случаи, когда лед в исток единственной вытекающей из озера-моря реки нагоняло ветрами с Байкала, и ледяные торосы сохранялись в истоке от нескольких дней до 2 недель.

Ледостав на Байкале начинается с декабря: в северных районах озеро замерзает раньше, в южных - позже, но к январю Священное море уже полностью покрыто льдом. Первыми замерзают неглубокие бухточки и соры, расположенные ближе к берегу, а уже потом - середина озера.

Первый появляющийся на озере лед называется сало. Он представляет собой плоские и тонкие ледяные пластины, еще не смерзшиеся в единую ледяную корочку.

Если температура ниже - 20 °С, то за первые 3–4 дня лед нарастает со скоростью до 5 см в сутки. Толщина льда во многом зависит от погоды: если зима стоит малоснежная, то ледяная корка достигает 100–110 см, а если осадков выпадает много, то лед получается тоньше: около 70 см на юге озера и около 90 см на севере. А на тех участках озера, где образуются мощные торосы, толщина ледяного панциря может составлять до 2 метров.

Благодаря толстой и устойчивой ледяной корке зимой по Байкалу можно передвигаться на автомобиле - уже полуметровый слой льда способен выдержать нагрузку до 15 тонн.

Байкальский лед - главная зимняя достопримечательность озера. У него есть две потрясающие особенности - необыкновенная прозрачность и способность образовывать причудливой формы ледяные наплески, которые называются сокуями.

Сокуи появляются поздней осенью во время штормов, когда сердитые байкальские волны бьются о скалы и капли воды застывают на них причудливыми сосульками. Они могут быть похожи на длинные ледяные шлейфы из смерзшихся вместе сосулек ли на спирально закрученные ледяные иголки. Особенно славятся своими сокуями скалы и мысы острова Ольхон.

Северные районы Байкала стоят подо льдом в течении 6 месяцев, южные - около 4. Вскрывается озеро в конце апреля - в начале мая.

«Байкал впечатляет. Когда мы собирались в это путешествие, то даже и не подозревали, насколько он прекрасен, величественен и волшебен. Я понимаю, почему часто вместо своей родной страны мы предпочитаем заграничные красоты: дело в дорогах и сервисе. Хотя сколько раз я замечала, что у нас, в России, гораздо красивее порой, чем на популярных направлениях. Меня поразил Крым. Поразил Кавказ. Но с Байкалом все-таки дела сейчас обстоят лучше: есть и гостиницы нормальные, и поесть можно, и туроператоры работают».

(Всего 29 фото)

Билеты Москва - Иркутск: мы рассматривали «Уральские авиалинии», «Аэрофлот» и S7. Билеты туда-обратно в полную силу стоят около 30 000 руб. Но у «Уральских авиалиний» в феврале была распродажа на это направление, и билеты можно было отхватить за 15 000. Также можно покупать билеты по милям: накопить собственные или же по дешевке выкупить у людей в специальных сообществах. В этом случае ваш билет будет включать только сборы.

Лететь до Иркутска 5 часов. Попался очень тесный самолет. Даже мне было тесновато с ростом 160 см. Я в этом случае вспоминаю выражение: «Ассия для узких». Нас встретили в аэропорту и отконвоировали в Листвянку.

Толщина льда на Байкале достигает 1,5-2 метров! Такая глыбина выдерживает автомобиль до 15 тонн, но все же время от времени мы видели провалившиеся автомобили.

Лед в разных частях озера с разными узорами. Это происходит из-за того, что вода замерзает слоями. Особенно интересно найти в прозрачном льду веточку или рыбку.

На Байкале самый прозрачный лед в мире! И это правда. Видно все до самого дна. Рыбок, зеленые камешки, растения или синюю-синюю бездну. В значительной степени чистота воды в Байкале поддерживается деятельностью микроскопического рачка эпишуры, который потребляет органику, пропуская воду через свой организм.

Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине до 40 метров. Это обычно бывает весной, когда вода в озере синего цвета. Летом же и осенью, когда в прогретой солнцем воде развивается масса растительных и животных организмов, прозрачность ее снижается до 8-10 м и цвет становится сине-зеленым и зеленым.

Как вы помните, Байкал еще и самое глубокое озеро. Происхождение и возраст озера до сих пор вызывают научные споры, так что просто вспомним, что Байкал - крупнейший резервуар пресной воды на планете и его глубина составляет 1642 метра. Средняя глубина его - 744 метра, что уже превышает максимальные глубины многих очень глубоких озер. Кроме Байкала, на земле только два озера имеют глубину более 1000 метров: Танганьика (1470 м) и Каспийское море (1025 м).

В некоторых местах лед гладкий, как зеркало. Можно снимать идеальные отражения. Очень много путешественников на коньках, велосипедах, санках. Некоторые ходят по несколько сотен километров, ночуя в палатках прямо на льду. Удивительное место. Очень душевное.

Из-за того, что лед мерзнет неравномерно, образуются торосы, льдины, торчащие вертикально, острые и опасные для «хивусов».

Лед постоянно трескается. При сильном морозе трещины, имеющие местное название «становые щели», разрывают лед на отдельные поля. Длина таких трещин - 10-30 км, а ширина - 2-3 м. Разрывы происходят ежегодно, примерно в одних и тех же районах озера. Сопровождаются они громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушек. Благодаря трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода. Вообще, лед Байкала несет в себе множество загадок, большинство образований в нем вызывают удивление ученых. Ну и не только ученых.

Мы были в марте. Лед лежит до мая. Но в апреле уже никто не ездит по нему.

Нами занималась «Байкалика». Ребята предоставляли транспорт, маршруты и рекомендации по еде и гостиницам. Пузырики увидела и больше всех захотела, конечно же, я. Мы смотрели картинки в инстаграме по геометкам и просили привезти нас в те места, которые нам понравились. Изначальный тур «Байкалики» претерпел значительные изменения, и теперь у них есть программа, которая так и называется - «3дняминус20».

Жили мы в поселке Листвянка, на границе Байкала и реки Ангары, льда и воды. Мы даже катались по кромке льда на «хивусе», плескаясь водичкой. Кстати, Ангара - единственная река, которая вытекает из озера, а не втекает в него. Из-за этой разницы или не из-за этой, может быть, в районе озера Ольхон образуются уникальные гроты из сосулек. То есть зимой лед не поднимает уровень озера, а, наоборот, опускает. На Байкале много чудесного, загадочного и величественного.

Проживание в номере в сутки стоило примерно 2800 рублей за двухместный номер с завтраком.

Про технику: на Байкале очень холодно. Айфоны можно на улице даже не доставать. Всегда берите дополнительные батарейки. Берите серьезную технику, такую как Canon 5D Mark III и подобные гигантские тушки с несажаемыми батарейками. Батарейка - это важно на Байкале. Даже не думайте брать с собой всякие там «Олимпусы», даже «Сонька» моя дорогая-любимая больше двух часов на морозе не выдерживала (трех батареек хватало на полдня, с учетом того, что «Марк» был на подхвате). А ночью и утром в добрые –25, когда тушка «Марка» покрывалась белым инеем полностью, а пальцы замерзали моментально в том состоянии, в котором вы их и оставили, вы сможете снимать только с хорошими батарейками. Хотя если говорить про «Олимпус»: он и в Москве в ноль градусов садится за час в ноль.

«Хивус» - это транспортное средство на воздушных подушках, передвигается по льду и воде. Кстати, в зимнее время по льду Байкала работают навигаторы. Это было так интересно - наблюдать, что на этой зеркальной глади где-то размечены в смартфоне пути.

Пузырьки в большом количестве мы (как и ожидалось по картинкам в инстаграме) нашли в Большом Голоустном. Пузырьки образуются из-за газа - метана, который выпускают водоросли. Они так и замерзают. Кстати, на Байкале очень большое количество солнечных дней. Например, в Большом Голоустном солнце не светит в среднем всего 37 дней в году. На берегах Байкала свой климат, отличающийся от окружающих просторов: зима, например, мягче. Особые черты климата обусловлены байкальскими ветрами, которые имеют собственные названия - баргузин, сарма, верховик, култук и другие.

Остров Бакланий камень.

Бухта Песчаная. Там мы встретили основателей проекта FollowMe Наталью и Мурада Османн. Были рады.

Про одежду: экипируйтесь по полной. Даже если днем солнце пригревает и относительно тепло, то как только оно спрячется и поднимется ветер - все, ткань комбинезона становится твердой. Я рекомендую именно комбинезоны с современными технологичными наполнителями, чтоб не дуло и можно было без проблем ползать по льду.

На мне были мунбуты - теплейшая космическая обувь, выдерживающая до минус 30 мороза, но и с ними я надевала зимние термоноски. И да, мунбуты для льда скользковаты, можно наклеить наждачку, например, чтоб лазать по торосам. Обязательно позаботьтесь о себе, берите самую хорошую зимнепоходную спортивную одежду, не экономьте. Целый день на морозе. Не забывайте балаклаву, солнечные очки и солнцезащитный крем также.

О, никогда не ходите есть в кафе «Свал» - цены высокие, обслуживание низкое. Хотя с обслуживанием на Байкале все еще печально, хоть и есть улучшения. Самая популярная фраза: «Что-то не нравится - дверь там!» Тогда мы прифигели, но, знаете, чем дальше я живу, тем больше понимаю, что именно в этой фразе заключена вся многовековая мудрость сибирских шаманов. Да, обязательно попробуйте бруснику с кедровыми орехами и сгущенкой и можжевеловый чай - это божественно.

На Байкале популярно есть знаменитые буузы - что-то похожее на манты, но вкус у них потрясающий. Едят их в шатрах и домашних кафе, вы их обязательно найдете, но будьте готовы к тому самому сибирскому сервису. 1 бууза - 50 рублей, я наедаюсь двумя.

Существует легенда, что у отца Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь - Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять его воды, но вот его дочь полюбила Енисея и стала выносить воды отца своему любимому. В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромную скалу и проклял ее. Эта скала, называемая Шаман-камень, находится в истоке Ангары и считается ее началом.

Нам, конечно же, просверлили дырочки во льду и налили местную «горячительную» воду (чай на самом деле, инстаграмеры непьющие) и бруснику. Местный красивый обряд.

Резюмирую все сказанное: Байкал - это одно из красивейших мест нашей планеты, и если вы не обращали на него внимания - немедленно обратите!

Где раньше всего начинает вскрываться Байкал?

— В районе мыса Большой Ка­дильный. Здесь есть выходы газов, которые поднимают к поверхности более теплые глубинные воды, а они вызывают образование пропарин зимой и таяние льда весной.

До какой высоты могут образовываться ледяные наплески?

— На наветренных сторонах скал до 20-30 м. Особенно часто таким ледовым панцирем покры- ваются скалы на мысе Кобылья Голова в Малом Море и на Ольхоне, севернее пади Узур.

Замерзает ли весь Байкал?

— Байкал замерзает целиком, кро­ме небольшого, в 15-20 км протяженностью, участка, нахо­дящегося в истоке Ангары. Этот участок не замерзает потому, что в Ангару из Байкала втягиваются водные массы не с самой его поверхности, а с некоторой глубины, на которой температура воды всегда выше точки замерзания (выше 0° С). Поэтому в истоке Ангары даже при самых сильных морозах температура воды на несколько десятых долей градуса выше нуля. Требуется некоторое время для того, чтобы, хорошо перемешиваемая течением реки, она охладилась до нуля градусов. За это время водные массы, оставаясь незамерзшими, успевают сплыть вниз по тече­нию Ангары на расстояние 15-20 км. В южной части Байкал покрыт льдом 4-4,5 месяца, в северной-6-6,5 месяца.

Как влияет снеговой покров на толщину льда?

— По наблюдениям Б. И. Дыбов­ского и В. Годлевского, зимой 1869/70 г. соотношение было следующим: при толщине снежного покрова в 0 см толщина льда 1 м; при 1-10 см-86 см; при 11-20 см-80 см; при 21-40 см-77 см; при 41-60 см-60 см; при 61-80 см- 58 см.

Это важно знать автомобилистам при передвижении по Байкалу, а также рыбакам.

Как зимой берут воду на Байкале?

— Над прорубью, из которой по­стоянно берут воду, устанавливают деревянный сруб с крыш­кой. Это устройство предохраняет прорубь от быстрого и глубокого промерзания и защищает ее от заноса снегом.

Как обнаружить пропарины?

— Открытые пропарины- полыньи-видно на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Но чаще пропарины бывают скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада и припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно видеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Пропарины видны на аэро­снимках и снимках из космоса в инфракрасном свете.

Какие сроки замерзания и вскрытия были на Байкале 100 лет назад и каковы они в настоящее время?

— С середины XIX в. замерзание Байкала наступает все позже, а вскрытие раньше. Продолжи- тельность ледового покрова сокращается. В 1869 г. в районе с.Култук Байкал замерз, по наблюдениям Б. И. Дыбовского, 6 января, в 1870г.-2 января, а в 1877г.-14 декабря; вскрылся в 1869г. 8 мая, в 1870г.-13-15 мая, в 1879г.- 26 мая. За последние десятилетия крайние сроки замерзания озера 6 февраля (при средней дате 9 января), крайние сроки вскрытия 17 апреля (при средней дате 4 мая).

Какова «грузоподъемность» льда?

— Грузы весом до 15 т могут пере­возиться при толщине льда 50 см, более тяжелые грузы-при толщине льда свыше 75 см. Если лед рассечен сухими трещинами, расчетную толщину льда необходимо увеличивать на 20%, а при мокрых трещинах-на 50%. В 1904 г. между станциями Байкал и Танхой поперек озера была устроена железнодорожная переправа. На лед укладывались на брев­нах металлические рельсы, и по ним конной тягой перевозили с западного на восточный берег железнодорожные вагоны и паровозы. Вес паровозов был около 65 т. Такого концентри­рованного груза на сквозных трещинах лед не выдерживал, и паровозы приходилось перевозить в разобранном состоянии.

Какова мощность снегового покрова на Байкале?

— Из-за часто повторяющихся сильных ветров он распределяется очень неравномерно. Вдоль западного берега лед почти бесснежный, видны лишь отдельные островки застругов в районах торосистых полей. По мере продвижения к восточному берегу толщина снегово­го покрова возрастает и может достигать 80-100 см.

Какова наибольшая толщина льда?

— Если лед на Байкале образуется при замерзании свободной поверхности воды в бесснежные или малоснежные зимы, то он прозрачен, и его толщина достигает 100-110 см. При большом количестве снега толщи­на льда меньше: 65-70 см в южных районах и 90-100 см в северных. В торосистых местах, где лед нагромождается, его толщина 150-200 см и более.

Какова скорость нарастания льда в Байкале при замерзании?

— Она зависит от температуры воздуха и состояния погоды. В первые 3-4 дня при тихой погоде и температуре воздуха ниже -20° С лед нарастает по 4-5 см в сутки. На скорость образования льда значительное влияние оказывает снежный покров

Когда замерзает озеро?

— В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, т. е. на полное замерзание требуется около месяца. В первую очередь в конце октября льдом покрываются заливы. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колеба­ния. Известны случаи замерзания озера в Лиственичном, например, в начале февраля (1899, 1932, 1952, 1959 гг.). При раннем замерзании толщина льда обычно бывает большей, соответственно позднее начинается и вскрытие озера. От начала разрушения ледового покрова в южной котловине, которое происходит в апреле, до полного очищения всего водоема в мае-июне проходит также около месяца и больше. Северная часть Байкала замерзает на месяц раньше и на столько же позднее вскрывается.

Когда на Байкале бывает «артиллерийская канонада»?

— Ежегодно зимой, после замерза­ния всей акватории озера. Ледяной покров при резком и значительном понижении температуры охлаждается и сокра­щается. В нем появляются усадочные трещины. Их размер зависит от абсолютной величины и скорости понижения температуры. При меньшем охлаждении возникают многочис­ленные клиновидные несквозные (сухие) трещины; при более значительном охлаждении-сквозные (мокрые) трещины. Растрескивание льда сопровождается шумом и грохотом, кото­рый напоминает артиллерийскую канонаду.

Куда девается снег с поверхности льда Байкала?

— В течение зимы и весны снег большей частью испаряется, а оставшийся тает. Талая вода пропитывает лед, и он быстрее разрушается.

Почему молодой лед прочнее старого (осенний - весеннего)?

— Молодой лед обычно без тре­щин, частички его крепко спаяны между собой, и поэтому он значительно прочнее. Сплошной, чистый, молодой лед толщи­ной около 5 см выдерживает тяжесть человека (следует предостеречь любителей кататься по молодому льду-ходить по нему людям разрешается только при наличии 4-5-кратного запаса прочности). Раньше перевозка грузов на санях начиналась вскоре после ледостава при толщине льда 32-35 см. Если учесть, что при сильных морозах лед нарастает до 5 см в сутки, то уже на третий-четвертый день после ледостава часто начиналась переправа конной тяги, а на восьмой-девятый-автотранспорта. Однако в настоящее вре­мя вследствие загрязнения воды и льда его прочность снизилась.

Весной же переправа заканчивается за две-три недели до вскрытия, а иногда и раньше, хотя лед в это время имеет толщину 50-60 см. Начинается «разыгливание» льда- расчленение его под действием солнечного тепла в не связан­ные между собой иглоподобные кристаллы-шестики. Такие длинные кристаллы льда пронизывают сначала часть, а потом и всю толщу льда. Кристаллы льда как бы обособленны. Через такой лед вода при таянии проступает, движение по нему опасно даже для пешехода. Постепенно он расплавляет­ся, и ледовый покров исчезает.

Почему у крутых берегов лед тает раньше, чем у пологих?

— Крутые, особенно скалистые бе­рега отражают тепловое солнечное излучение, которое уско­ряет таяние льда. Кроме того, на ледяном покрове таких берегов скапливаются выносимые с побережья минеральные пылевые частицы грунта. Более темные, они больше погло­щают тепла, нагреваются и также ускоряют таяние льда.