Виталий Бианки «Лесная газета. Как зимуют деревья

Рассказы о зиме для детей

Зимой

Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельничке разгонистый заячий след. Лисий, строченый. лапка за лапкой, вьется вдоль зимней дороги. Белка перебежала дорогу и, вздернув пушистый хвост, быстро взмахнула на зеленую елку.
На вершинах елок - грозди темнолиловых шишек. Прыгают по шишкам бойкие лесные синички, переговарваются клесты. А внизу, на рябине, рассыпались краснозобые снегири. Стряхнув серебряный иней, взлетели всей стайкой и, точно румяные бусы, расселись на ветвях голой березы.
Пролегла мимо школы большая наезженная дорога.
Едут лесорубы-колхозники в лес, а бороды у лесорубов белые, на усах - сосульки. Бегут в школу ребята, валенками скрипят, рукавичками прихлопывают:
- Ай да мороз!
А в лесу Мороз кружева развесил - ни пером описать, ни в сказке сказать! Невзначай зацепишь - летит на шапки алмазная легкая пыль.

На Ленинских горах

Папа и мама в воскресенье взяли лыжи, я - санки, и мы пошли на Ленинские горы. С Ленинских гор всю Москву видно и наш дом тоже.
На одной горе, самой высокой, прямо в снег были воткнуты беленькие палочки с красными флажками, и как только наверху махнет дядя флажком, так лыжник побежит быстро-быстро между жлафками вниз по горе. И мой папа тоже поехал с этой горы. Мама ему кричала: "Быстрей, быстрей!"
С другой, очень крутой, горы лыжники прыгали высоко-высоко, выше деревьев, потом опускались на снег и не падали. Я на санках каталась, да так быстро, что мама на лыжах меня догнать не могла. Один раз на бугре санки высоко подскочили, и я упала, а санки уехали вниз, к самой Москве-реке, и их ловили мама и другие лыжники. Внизу, у реки, играла музыка, развевались красные, синие красивые флаги. Туда бежало много лыжников, обгоняя друг друга. Впереди всех бежал на лыжах мой папа.

Кто как зимует

Погляди в окно. Все стекло разрисовано белыми узорами - это мороз его так разрисовал. Холодно на дворе. Все кругом покрыто снегом - и земля и крыши домов, даже на деревьях - снег.
Январь - самый холодный месяц, середина зимы. Пруды и реки скованы льдом, занесены снегом поля и леса. Ночи стоят длинные. В восемь часов утра еще темно, к девяти только солнышко встает. А дни зимою совсем короткие. Не усеешь на улицу выйти побегать, поиграть - глядишь, и опять стемнело.
Загляни зимним утром во двор. По снегу прыгают воробышки, от холода нахохлились, распушились, на шарики стали похожи. Прыгают, крошки подбирают. Тут же важно, вперевалочку разгуливают вороны, между ними суетятся галки - так и смотрят, чем бы им поживиться.
Вынесут собаке миску с едой, только поставят, а галки, вороны уж тут как тут: вокруг собаки прыгают, стараются из-под самого носа кусочек выхватить. Не выдержит пес, бросится за птицей, а другие уже в миску лезут. Схватит кто хлеб, кто косточку - и прочь улетят.
В деревне зимой возле дома не только этих птиц увидеть можно. Сюда и синицы, и овсянки, и даже осторожные сороки прилетают. Голодно им зимой в лесу, вот они и летят поближе к жилью человека, чтобы покормиться.
Звери лесные в теплые норы забрались.
, лисы на охоту выходят, а медведь с осени как заляжет в берлогу, так и спит до весны.
Зимой все стараются укрыться от мороза, от холодного, ледяного ветра, и каждый по-своему зимовать приспособился.

Куда комары зимой девались

На зиму комары попрятались в разные щелки, в старые дупла. Они и рядом с нами зимуют. Заберутся в подвал или погреб, много их там в углу соберется. Прицепятся комары своими длинными лаками к потолку, к стенкам и спят всю зиму.

Чем дятел зимой кормится

Живет у нас в лесу птица. Сама черная с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки яркие, красные. Называется эта птица - дятел.
Летом дятел целый день по лесу летает, еду себе разыскивает. Сядет на дерево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол и бежит вверх по нему, словно о лесенке. Бежит, а сам клювом по дереву постукивает: тук-тук, тук-тук. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест.
А пришла зима, холодно стало. Далеко попрятались все насекомые. Чем же дятел зимой кормится? Погляди: на снегу под деревом много-много сосновых шишек валяется. А что это за дерево? Это дуб, а не сосна. Откуда же под ним сосновые шишки взялись?
Вдруг подлетел к дубу дятел; в клюве шишку держит. Всунул ее в ращелину дерева и начал клювом долбить. Раздолбил, семена выбрал и за другой полетел. Принес другую, в ращелину вставил, а старую шишку вытолкнул. Вот отчего целая куча шишек под деревом валяется.Это дятел зимою их семенами кормится.

Как заяц зимой живет

Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца нет ни норы, ни гнезда. Сегодня под кустиком выспится, завтра в овражке приляжет; где ямку в снегу выкопает - там у него и дом. Зато шубка у зайца теплая, пушистая и белая, как снег. Хорошо ему в такой шубке - тепло и спрятаться от врагов нетрудно: прижался в снегу - попробуй-ка разгляди!
Днем заяц спит, а как настанет ночь, выходит погулять и покормиться.
Пока снега в поле немного, он лапками его разроет, глядишь - травку найдет. А как неметут вьюги глубокие сугробы, тут уж зайцу снег не раскопать. Зато в лесу он на высокий сугроб заберется, с кустов, с деревьев молодые веточки обгрызет или кору погложет - вот и сыт. А иной раз и в деревню в гости пожалует. Придет поздно вечером, когда в деревне тихо, все уже спят, подбежит к стогу и начнет сен дергать. Надергает, наестся, а потом обратно в лес убежит. Так и живет заяц всю зиму.

Про зайца

На зиму лесной заяц беляк белеет. Зимняя белая шуба гуще и теплее, чем бурая, летняя. Такому зайцу хорошо и прятаться от врагов. Поди разгляди на белом снегу белого зайца!
Белеет беляк не сразу, а постепенно. Сначала он весь немного посветлеет. Потом побелеют задние ноги. издали поглядишь - на зайце словно белые трусики надеты. Охотники про таких зайцев так и говорят: заяц в штанах.
Недолго носит заяц белые штаны: всего неделю-полторы. побелеет весь, вот и нет штанов.

Как белочка зимует

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода - белка скорей к своему гнезду спешит.
Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как сделано-то ловко - будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.
Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево - еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена - в дупле старого дерева. Там у нее и жолуди и орехи есть - на всю зиму запасов хватит.

Не видевши, не поверишь

От мороза деревья трещат, а на елке - гнездо, а в гнезде птичка сидит и яички греет.
Эта храбрая птица - клест.
Все птицы вьют гнезда весной. У клестов свои порядки. Они выводят птенцов, когда много еды. Зима, весна, лето - им все равно. Было бы сытно.
Клестовая еда - семена из еловых и сосновых шишек. Шишки висят на дереве весь год. Клестам хватит еды и зимой, есть чем прокормить птенцов. В гнезде тепло. Клестиха не улетает из гнезда, корм ей приносит самец. Выведутся птенчики, и тогда мать сидит в гнезде, греет голых птенцов, да и сама от них греется.
Где много шишек, там много и клестов. Мало шишек - нет и клестов, им нечего делать в таком лесу: еды нет.
Носы у клестов особенные - крестиком. Таким носом очень удобно выковыривать семена из шишек.
Хочешь увидеть клеста - ищи его в еловом лесу. Да не понизу смотри, а гляди на верхушки елок. Увидишь - там высоко-высоко, возле шишек, птицы по веткам лазают, возле шишек, птицы по веткам лазают, вниз головой висят - вот они, клесты! А прислушаешься - услышишь: "кле-кле-кле". Это клесты перекликаются.

Как зимуют рыбы

Толстой ледяной крышкой закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в пропуби, как в отдушине, видна прозрачная притихшая вода.
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь воду, не блестит песок, не цветут водяные травы… В глубокой тишине среди холмов и долин речного дна неподвижно стоят рыбы. Они стоят большими стадами, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом. Только жабры чуть-чуть приподнимаются - дышат. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают местечко для зимовки.
Летом толтоголовый сом медленно ходит в самых глубоких местах, двигая длинными усами, высматривает ямку или рытвину, которая была бы поглубже и попросторнее. Любит он лежать в таких ямах. Днём выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит, и рака сцапает, и лягушку съест. Но зимой он лежит в яме совсем неподвижно.
Широкий, плоский лещ перед зимовкой, как только покажется первый ледок у берегов, быстро поднимается на поверхность, опрокидывается на воде на бок и так лежит несколько минут, словно прощаясь со светом и воздухом. А потом стремглав бросается в глубуну и ложится на дно. Лещи лежат рядками, как дрова в поленнице, без всякого движения.
Сазаны выбирают дно илистое и зарываются в грязь. Иногда отыщут мягкую яму и улягутся в ней всем стадом.
Веселый, проводный окунь любит камни и упавшие на дно полусгнившие деревья. Тесно прижимаясь друг к другу, опустив свои красные плавники, засыпают окуни в таких местах на всю зиму.
Широкой лентой припадают к песку стада пескарей и ершей. Наверху, под самым льдом, около трав и камышей, неподвижно стоят серебристые стада плотвы. Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных дожбинках.
Прожорливой щуке плохо спится. Узкая, с хищными глазами, с огромной пастью, нет-нет, да и прогуляется она по реке, поглотает сонной рыбы. Но движенья её медленны, не то что летом, когда она молнией бросается на добычу.
И только один налим всю зиму живо и весело разгуливает по реке. Проворно ходит он между спящими рыбьими стадами, ищет и глотает молоденьких сонных рыбок.
Но пойдёт время к весне, солнышко сгонит лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздувая жабры… А налим уже не бросится за ними. Вялый, полусонный, он примется искать место для спячки. Забьётся под камень или под корчевье и уснёт, как мёртвый, на всё лето, до самых морозов.

Посмотри вокруг

Холодно, голодно птичкам зимой. Трудно из-под снега корм доставать. Собери со стола хлебные крошки, остатки каши, какие-нибудь крупинки, зёрнышки.
Попроси взрослых пристроить за форточкой дощечку и высыпай на неё корм: хлебные крошки, остатки каши, крупинки.
Увидят воробышки твоё угощение и прилетят его поклевать. А елси дощечку в саду пристроишь, туда не только воробьи, а синички и даже красногрудый снегирь прилетать сможгут. Его сразу из всех птиц узнать можно - грудка у него яркокрасная, а на голове будто чёрная бархатная шапочка надета.
Привыкнут птички, что их тут на дощечке кормят, - будут каждый день прилетать. А та заметь, какие птицы прилетают.
Ворону и галку ты, наверное, каждый день видишь. А вот сумеешь ли ты их различить?
Ворона больше галки. Сама она серая, крылья и хвост чёрные и на груди - словно чёрный жилетик.
А галка вся чёрная, только на шее серые пёрышки, вроде как косыночка надета. И глаза у галки светлые.
И кричат вороны и галки совсем поразному. Сядет ворона на дерево или на забор, понатужится, шею вытянет и закричит: "Каррр-каррр…" А галки как будто зовут друг друга: "Галка-галка-галка". Наверное, их поэтому галками и прозвали.
Снег лежит белый, пушистый, а каждая снежинка - как маленькая звёздочка. Её разглядеть легко. Как пойдёт снег, выйди во двор и погляди, какие красивые снежинки на твою шубку садятся.

А хочешь посмотреть, как снег всё прибавляется, - выстругай длинную палку с острым концом и делай на ней заметки - такие, чтобы издали видно было; воткни палку в землю во дворе, там, где никто не ходит, и посмотри, как снег её будет засыпать всё выше и выше. Запомни, до какой заметочки он за зиму доберётся.
А наступит весна, снег начнёт таять, по палочке вниз опускаться. Когда растает снег, возьми палочку и измерь, какой снег зимою высокий был. Иной раз столько его нападает, что он выше тебя за зиму вырастет.

Зимой дни стоят короткие, солнышко светит мало. А чем ближе к весне, тем оно на небе поднимается выше и светит дольше. Ты и сам это можешь проверить.
Если у тебя в комнате вечером перед закатом светит солнце, заметь поточнее, в каком месте на стене отразился его последний луч - последний солнечный зайчик. А пройдёт несколько дней, ещё заметь, потом ещё. Вот и увидишь, что с каждым разом зайчик всё дальше и дальше по стене скачет, с каждым днём все позднее гаснет. Это значит, что солнышко на небе светит дольше и дни становятся длинней. Значит, дело к весне идёт.

Перелётные птицы

Птицы - непоседы. Посмотри, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.

Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки - могут. Потому они и называются перелётными. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие края, чтоб весной вернуться в родные места.

А вороны и галки, воробьи и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются оседлыми. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в самые снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может бть, одна-две доживают до весны. И если ты в это время поможешь птицам - сделаешь кормушку, насыплешь немного зёрен, крупы или хлебных крошек, - то этим спасёшь не одну птичью жизнь.

2 В.В. Бианки. « Лес зимой»

Республика Казахстан,Северо Казахстанская область,Кызылжарский район,село Метлишино

КГУ "Метлишинская начальная школа"

Учитель начальных классов

Кондрашова Ирина Васильевна

Цель урока:

1.Познакомить с научно-познавательным рассказом В.Бианки « Лес зимой» 2.Развитие умения читать выразительно, умение давать полные и точные ответы на вопросы учителя, развитие умения точно находить нужный отрывок из текста, выделять главное, развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы.
3. Воспитание любви к природе, умение видеть её красоту, бережное отношение к природе и её обитателям.

Ожидаемые результаты:

предметные: знать о жанре рассказа, языковых особенностях, уметь читать и анализировать текст;

личностные: проявлять интерес к произведениям о природе;

системно-деятельностные : рассуждать о проведённой самостоятельной учебной деятельности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Материальное обеспечение урока: портрет писателя, библиотечка книг В.В. Бианки, CD с записью “Голоса леса”, «Лесная газета», магнитофон, рисунки зимы, карточки со словами: долгая, грустная, долгожданная, морозная, мягкая, необычная, поздняя, прекрасная, снежная, суровая, тёплая, трудная, холодная, чудесная.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, познание мира.

Ход урока

I -Организационный момент

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил. (Н. Заболоцкий.)

Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.

Для отработки правильного быстрого чтения выполним с вами упражнение. Надо найти и прочитать по порядку буквы алфавита. (Работа с таблицей Шульте)

Найдите в квадрате слово, состоящее из 3 букв. (лес ) Это слово много раз будет звучать сегодня на уроке.

II.- Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня нам предстоит встреча с рассказом В. Бианки « Лес зимой». Рассказ небольшой, но мы должны внимательно его прочитать и провести беседу по содержанию рассказа.

1) Вступительная беседа

– С какими произведениями мы познакомились на предыдущем уроке? (Л. Риис. Ушастик находит себе новый дом).

– Каких жанров были произведения? Выберите модель к каждому произведению.

– Какое было домашнее задание? (чтение и пересказ рассказа «Ушастик себе находит новый дом»).

2) Чтение рассказа учащимися

– Какое настроение нужно передать при чтении рассказа?

3) Работа по учебнику

Выборочное чтение рассказа: ответы на вопросы.

Какие животные Австралии не встречаются в других странах?

III.-Мотивация учебной деятельности.

1) Вступительное слово учителя

Наверное, вам приходилось бывать в зимнем лесу. Но если нет, то благодаря рассказу известного писателя – натуралиста В. Бианки мы узнаем очень много нового и интересного.

– Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с миром животных.

– А приглашает нас в путешествие детский писатель Виталий Валентинович Бианки. Вам знаком этот писатель? Сегодня мы пополним знания о нём и его творчестве.

2) Рассказ детей о писателе

а) “Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки”.

б) “Родился он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе.

в) (Из дневника В. Бианки):

“Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей”.

г) Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки – не сказки”. Герои Бианки живут своей обычной, “природной” жизнью, но при этом говорят “человечьим языком”. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы.

Учитель: Какие произведения Бианки вы знаете? Назовите. Перед вами выставка книг этого автора. Художником почти во всех книгах является Чарушин. Знаменитую «Лесную газету » читают и слушают дети и взрослые уже много лет. Я предлагаю вам послушать отрывок из этого произведения. (Аудиозапись )

3) Подготовка к чтению произведения

– Вы готовы отправиться в путешествие? Закройте глаза, прислушайтесь. (звучит запись “Звуки леса”).

– Куда это мы попали? (В лес)

– Зачем люди ходят в лес?

– Вот и мы с вами отправимся в лес, но не за грибами и ягодами, а понаблюдать за жизнью его обитателей.

– Прочитайте название произведения (“Лес зимой ”).

IV- Актуализация опорных знаний.

– Ребята, вспомним произведения, в которых рассказывалось о зимнем лесе.

А) « И белые шали

Набросили ели,

И белые шубы

Осины надели» (А. Дуйсенбиев «Зима в лесу»);

Б) « Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна» (С.Есенин « Пороша»)

V -Усвоение новых знаний и способов действий.

4) Чтение рассказа в группах (хорошо читающие ученики)

VI-Первичная проверка понимания.

Беседа по содержанию

– О чём рассказ В. Бианки?

– Как деревья борются с морозами и не дают убить себя?

– Какого жанра произведение? Докажите.

Какими способами лес защищается от морозов?

– Почему так озаглавлен рассказ? Объясните.

6) Словарная работа

Какие определения дают обычно зиме? Выберите общее для зимы слово. Объясните товарищу по парте.

  • Долгая
  • Грустная
  • Долгожданная
  • Морозная
  • Мягкая
  • Необычная
  • Поздняя
  • Прекрасная
  • Снежная
  • Суровая
  • Сырая
  • Тёплая
  • Трудная
  • Чудесная

VII -Закрепление знаний и способов действий.

-Какова основная мысль рассказа?

-Может стать иллюстрацией к рассказу следующее стихотворение? Кто его автор?

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой-

В нём ничто не затрепещет,

Ослепительной красой.

VIII - ФИЗМИНУТКА

Музыкальная зарядка из CD сборника «На зарядку становись!»

7) Самостоятельное чтение (жужжащее)

8) Проверка самостоятельной работы

IX -. Творческое задание.

9) Прочитаем и сравним два описания зимы.

А) « По фенологическим сезонам года зима включает 111 дней. Климатологи считают, что зима начинается при опускании среднесуточной температуры ниже нуля по Цельсию. Это время варьируется в зависимости от региона: самое раннее начало зимы отмечают в конце сентября, самое позднее – в начале января. В средней полосе переход среднесуточной температуры через ноль обычно происходит во второй половине ноября. Самым холодным месяцем обычно является январь (на морских побережьях, в связи с тем что море обладает большой инерционностью, самым холодным часто бывает февраль).По новым нормам, самым холодным месяцем является также февраль, а не январь, как ранее. Хотя самый тёмный месяц – декабрь, земная атмосфера обладает инертностью, и в январе продолжается остывание» (научное описание)

Б) « Зима – одно из самых красивых времён года. Если зимой во время снегопада поднять голову к небу, можно увидеть, как маленькие белоснежные красивые звёздочки плавно падают вниз. И так хочется поймать каждую из них, не дав им растаять! Если представить, что я нахожусь в сказочном лесу, где всё преобразилось в лучах яркого солнца, то большой пушистый сугроб, лежащий на ели, рассыпался бы на множество изумрудных звёздочек, разлетевшихся в разные стороны. Это такое прекрасное и необычное зрелище, что даже передать словами.» (художественное описание)

X – Подведение итогов урока. Рефлексия

– Подведем итоги нашей работы. Вы будете высказывать свое мнение, выражать свои чувства, свое отношение к происходящему. Отвечайте, используя эти слова:

-Мне захотелось побывать в зимнем лесу

-Я доволен своими ответами ….

  • Меня удивило………..
  • Я почувствовал………
  • Я думаю………………

– Благодарю за работу. Вы прекрасно сегодня работали, творили, сочиняли. Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся в дальнейшей вашей учебе.

XI –Домашнее задание.

Рассказы о зиме для младших школьников. Эти рассказы вы можете прочитать и детям в возрасте от 4-х лет. Это поучительные истории и сказки о зимнем лесе, лисичке, зайчиках и др. Это рассказы и сказки о добре и зле.

О чём может рассказать снежный сугроб.

Вот и зима кончается. А хочешь вспомнить, какой же она была: как часто мели метели, как стужу сменяли оттепели?

Возьми лопату, разрежь сугроб пополам. Он весь полосатый, слоистый: серый слой, потом белый слой, белый да серый, серый да белый.

О чём может рассказать тебе белый слой? О небе, с которого падали снежинки. Чем больше их выпало, тем толще окажется белый слой.

О чём же расскажет тебе серый слой? О том, что старый снег успел загрязниться, а новый, чистый, долго не выпадал.

А льдистая корочка поперёк сугроба? О чём расскажет тебе она? Об оттепели.

А ветка с сухими листьями, что накрепко вмёрзла в сугроб? О буре, сорвавшей её с дерева.

Так целую зиму вёл запись погоды снежный сугроб, и всё он тебе расскажет, только умей его спрашивать.

Да поторопись вовремя спросить, пока он не растаял!

Старик-годовик.

Сказка-загадка.

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

Песенки подо льдом.

Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы.

А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри и стынут зубы.

Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют!

И песенка их — как ручеёк, так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.

Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не ушёл...

Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал.

За зиму вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами? Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки?

А песня звенит. Живая она и чистая, такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не спеть.

Такую только одно существо на свете может спеть — птица...

Я стукнул лыжей по льду — песенка смолкла. Я постоял тихо — песенка зазвенела опять.

Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и триж-ды мне поклонилась.

— Здравствуй, подлёдная певунья!

Птичка опять кивнула и спела на виду под-лёдную песню.

— А я ведь знаю тебя! — сказал я. — Ты оляпка — водяной воробей!

Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё зазвенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь!

А нам чего бы его не послушать.

Бюро лесных услуг.

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет.

Хорёк говорит:

— Спасайтесь кто как может!

А Сорока стрекочет:

— Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет чтобы все сообща против общей беды! Итак уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно...

Тут Заяц ввязался:

— Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют — мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!

— Есть-таки умная голова и в нашем лесу! — обрадовалась Сорока. — Кто следующий?

— Мы следующие! — закричали клесты. — Мы шишки на ёлках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем. Пользуйтесь, полёвки и мыши, не жалко!

«Заяц — копатель, клесты — бросатели», — записала Сорока.

— Кто следующий?

— Нас запиши, — проворчали бобры из своей хатки. — Мы осенью столько осин навалили — на всех хватит. Приходите к нам, лоси, косули, зайцы, сочную осиновую кору да ветки глодать!

И пошло, и пошло!

Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, вороны приглашают на падаль, вороны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.

Притрусил на шум и Волк. Ушами попрядал, глазами позыркал и говорит:

— Запиши и меня в Бюро!

— Тебя, Волка, в Бюро услуг? Что же ты в нём хочешь делать?

— Сторожем буду служить, — отвечает Волк.

— Кого же ты сторожить можешь?

— Всех сторожить могу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный. Овец сторожил в овчарне, кур в курятнике...

— Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! — закричала Сорока. — Проходи, проходи-мец, мимо! Знаем мы тебя. Это я, Сорока, буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму! Не тебя, а себя сторожем в Бюро запишу: «Сорока — сторожиха». Что я, хуже других, что ли?

Так вот и живут птицы-звери в лесу. Бывает, конечно, так живут, что только пух да перья летят. Но бывает, и выручают друг друга.

Всякое в лесу бывает.

Лесная оттепель.

Ах, какая это была мягкая, тёплая оттепель!.. Кружились снежинки, и в лесу пахло весной. Ёжик сидел на крылечке своего домика, нюхал воздух и улыбался.

«Не может быть, — думал он, — что ещё вчера в лесу трещали деревья и сердитый Дед Мо-роз скрипел под окнами своими большими валенками, а сегодня его совсем нет! Где же он?»

И Ёжик стал прикидывать, куда мог спрятаться Дед Мороз.

«Если он влез на сосну, — рассуждал Ёжик, — то где-то под сосной стоят его большие валенки. Ведь даже Медвежонок не может влезть в валенках на сосну!

Если он залез под лёд, — продолжал размышлять Ёжик, — то где-то на реке обязательно должна быть дырка и из неё должен идти пар. Потому что Дед Мороз сидит в валенках на дне и дышит. А если он совсем ушёл из леса, я обязательно увижу его следы!»

И Ёжик надел лыжи и побежал между деревь-ями. Но ни под одним деревом не было валенок, на реке он не увидел ни одной дырки и нигде не нашёл никаких следов.

— Дед Мороз! — крикнул Ёжик. — Отзови-и-ись!..

Но было тихо. Только снежинки кружились вокруг и где-то далеко-далеко стучал Дятел.

Ёжик остановился, прикрыл глаза и представил себе красивого Дятла с красными пёрышками и длинным носом. Дятел сидел на верхушке сосны, время от времени откидывал голову назад, прищуривался и, будто рассердившись, стукал носом: тук! Брызгала сосновая кора и, мягко шурша, осыпалась в снег...

«Наверное, Дятел знает, где Дед Мороз, — подумал Ёжик. — Он сидит высоко, и ему всё видно».

И он побежал к Дятлу.

— Дятел! — ещё издали закричал Ежик. — Ты не видел Деда Мороза?

— Тук-тук! — сказал Дятел. — Он ушёл!

— А где его следы?

Дятел свесил к Ёжику нос, прищурился, по-смотрел на него и сказал:

— А он ушёл без следов!

— Как же? — удивился Ёжик.

— А очень просто! Приплыло облако и опустилось низко-низко. Дед Мороз сначала забросил на него валенки, потом влез сам и уплыл...

— Куда? — спросил Ёжик.

— На Кудыкину гору. Тук-тук! — сказал Дятел.

И Ежик, успокоенный, пошёл домой и по до-роге представил себе заснеженную Кудыкину гору, по которой, наверное, ходит сейчас Дед Мороз и скрипит своими большими валенками.

ЛЕС ЗИМОЙ

Может ли мороз убить дерево?

Конечно, может.

Если дерево промёрзнет всё насквозь, до самой сердцевины, оно умрёт. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью молоденьких. Пропали бы и все деревья, если б каждое дерево не хитрило, чтобы сберечь в себе тепло, не допускать мороз глубоко внутрь себя.

Кормиться, расти, производить на свет потомство – всё это требует большого расхода сил, энергии, большого расхода своего тепла. И вот деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти, не тратят силы на размножение. Становятся бездеятельными, погружаются в глубокий сон.

Много выдыхают тепла листья – долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А кстати, сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.

Мало того! На каждом дереве есть панцирь, защищающий живую плоть растения от мороза. Всё лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую пробковую ткань – мёртвую прослойку. Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в её порах и не даёт источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще в нём пробковый слой, вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями.

Мало и пробкового панциря. Если лютый мороз сумеет и под него пробиться, он встретит в живом теле растения надёжную химическую оборону. К зиме в соках деревьев откладываются различные соли и крахмал, превращённый в сахар. А раствор солей и сахара очень холодоустойчив.

Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.

Нет, как ни лютуй мороз – не убить ему нашего северного леса!

Выстоит наш Бова-королевич против всех бурь и буранов.

МАЛОГРАМОТНЫЙ ЛИСЁНОК

Лисёнок увидал на поляне мышиные мелкие строчки.

"Ага, – думает, – сейчас закусим!"

Не потрудился хорошенько носом прочесть, кто тут был, глянул только: вон куда след ушёл – под тот куст.

Подкрался к кусту.

Видит: шевелится в снегу кто-то маленький в серенькой шкурке с хвостиком. Цоп его! И сразу на зуб – хруст!

Фрррр!.. – гадость какая вонючая! Выплюнул зверюшку, отбежал, давай скорей снег глотать… Хоть снегом рот выполоскать. До того запах противный.

Так и остался без завтрака. Зря только зверюшку загубил.

А была та зверюшка не мышь и не полёвка, а землеройка.

Она только издали на мышь похожа. Вблизи сразу отличишь: рыльце землеройки хоботком вытянуто; спина горбиком. Она из насекомоядных, сродни кроту и ежу. Её ни один грамотный зверь не трогает, потому что запах от неё ужасный: мускусом пахнет.

НА ДНЕ СНЕЖНОГО МОРЯ

Хуже нет для полевого и лесного зверья малоснежного начала зимы. Голая земля промерзает всё глубже и глубже.

Холодно становится в норках. Крот и тот страдает, с трудом роет своими заступами-лапами твёрдую, как камень, мёрзлую землю. А каково мышам, полёвкам, ласке, горностаю?

Но вот, наконец, повалил снег. Валит и валит и уж больше не тает. Сухое снежное море покрывает всю землю. Человеку это море по колено, а рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мыши-полёвки, землеройки – все зверюшки-норушки, что не спят зимой, – выходят из своих подземных жилищ, бегают по дну снежного моря. Как крошечный тюлень, без устали ныряет в нём хищная ласка. Выскочит на минутку, оглядится – не высунул ли где рябчик голову из снега? – и опять нырк на дно. Так невидимкой и подкрадывается к птицам под снегом.

На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не достаёт леденящий ветер, смертельное дыхание зимы. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мышки-норушки строят себе зимние гнёзда прямо на земле под снегом – вроде как выезжают зимой на дачу.

И вот так происшествие! У одной парочки куцехвостых полёвок из травы и шёрстки гнёздышко над землёй – на ветках засыпанного снегом куста. Из гнёздышка струится лёгкий пар.

А внутри этого тёплого гнёздышка под глубоким снегом – голенькие слепые мышенята-полёвочки, только что родились! А мороз-то, мороз – двадцать градусов!

СНЕЖНЫЙ ВЗРЫВ И СПАСЁННАЯ КОСУЛЯ

Долго не могли понять наши корреспонденты одной загадочной истории, записанной следами на снегу.

Сперва шёл спокойный след маленьких узких копыт. Прочесть не трудно: шла по лесу косуля, беды не чуяла.

Вдруг сбоку – большие когтистые следы, а косулин след скачками пошёл.

И это понятно: косулю увидал волк из чащи, кинулся ей наперерез. Пошла косуля галопом от него.

У большого поваленного дерева оба следа совсем слились. Видно, чуть-чуть успела косуля через толстый ствол прыгнуть – тут и волк за ней махнул.

И уж после этого косулий след в одну сторону, волчий в другую, а посерёдке неизвестно откуда взявшийся громадный след, очень похожий на человечий (когда босиком человек), только с кривыми, страшными когтями.

Долго бились наши корреспонденты над этими вопросами.

Наконец поняли, чьи эти громадные когтистые следы, и тогда всё сразу стало ясно.

Косуля через поваленный ствол легко перенеслась на своих воздушных ногах и дальше помчалась. А волк-то махнул за ней, да не домахнул: тяжёл больно. Со ствола бух в снег – да и провалился всеми четырьмя в медвежью берлогу. Тут она была, как раз под стволом.

Мишка-то, перепугавшись спросонок, вскочил – снег да лёд, да сучья кругом как от бомбы разнесло, – и бегом в лес (думал, верно, охотники на него напали).

Волк кубарем в снег, а как увидал этакую тушу – и косулю забыл, лишь бы самому ноги унести.

А косули давно и след простыл.

СТАЯ ПТИЦ ПОД СНЕГОМ

Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! – сорвался и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось – целая стая белых куропаток живёт в снегу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюкву выкапывают. Поклюют – и опять в снег.

Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

ВЕСТИ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ. ТОЛКУЧКА В ЕГИПТЕ

В редакцию "Лесной газеты" сообщают из-за границы подробности жизни наших перелётных птиц.

Наш знаменитый певец – соловей – зимует в Средней Африке, жаворонок живёт в Египте, а скворцы разделились и путешествуют по Южной Франции, Италии и Англии.

Там они песен не поют, заботятся только о своём пропитании и гнёзд не вьют и птенцов не выводят; они ждут весны, когда наступит пора возвращаться на родину, потому что "в гостях хорошо, а дома лучше".

Египет – зимний рай для птиц. Могучий Нил с его бесчисленными протоками, илистыми берегами, плодородные заливные луга и поля, озёра и болота с солёной и пресной водой, изрезанные бухтами берега тёплого Средиземного моря – во всех этих местах роскошный стол готов для сотен тысяч, миллионов птиц. Тут и летом их тьма, а на зиму прибыли сюда ещё и наши перелётные.

На озёрах и протоках Нила водяная птица сидит так густо, что издали воды не видно. Грузные пеликаны с большим мешком под клювом ловят рыбу рядом с нашими серенькими утками и чирятами. Наши кулики снуют между высоких ног розовопёрых красавцев фламинго, шарахаются в разные стороны при появлении пёстрого африканского орла-крикуна или нашего орлана-белохвоста.

Если выстрелить из ружья на озере, густые стаи разной водяной птицы поднимутся с таким шумом, который можно сравнить только с боем тысячи барабанов. На озеро сразу ложится глубокая тень, потому что тучи птиц, поднявшись в воздух, закрывают солнце.

Так живут наши перелётные на зимних квартирах.

Есть и в нашей огромной стране (ныне на территории стран СНГ. – Прим. ред.) свой птичий Египет для птиц, не хуже африканского. Многие наши водоплавающие и болотные птицы зимуют там. И, как в Египте, там увидишь зимой стаи пеликанов и фламинго вперемешку с утками, гусями, куликами, чайками и хищниками.

Мы сказали: зимой. Но зимы-то как раз там и нет, такой зимы – со снегом, морозом и вьюгами, – как у нас. И в мелких тенистых заливах тёплого моря, в камышах и прибрежных зарослях кустов, в тихих степных озёрах круглый год полно всякого птичьего корма.