О каком объекте писал чарльз диккенс. Диккенс, Чарльз – краткая биография

Непревзойденный классик английской литературы, Чарльз Диккенс (Charles Dickens, 1812-1870) знаменит, по большей части, в качестве социального критика нравов XIX века. Это было время наиболее интенсивного развития производительных сил в Британии, когда она становилась ведущей державой в мировой экономике.

Разумеется, все это не могло не сказаться на производственных отношениях, которые и подвергались довольно жесткой оценке Чарльза Джона Хаффама Диккенса (таково полное имя этого мастера художественного пера). Впрочем, известен маэстро и в качестве создателя комических персонажей.

Место рождения будущего классика – Лендпорт , он появился на свет в многодетной (8 детей) семье 7 февраля. Первые уроки чтения маленькому Чарли преподавала мать, и он быстро перечитал все дешевые издания, имевшиеся в доме.

Его отцу приходилось постоянно менять место работы, поэтому семья часто переезжала, и в итоге пустила корни в Лондоне, где прозябала. Начавший было ходить в школу, Чарльз забросил ее и, как и многие его сверстники, пошел работать 12-ти лет от роду .

Первым местом работы будущего писателя стала фабрика ваксы. Четыре месяца изнурительного труда побудили в нем острое желание любым способом пробиться наверх по социальной лестнице.

Большим подспорьем в этом стало посещение частной школы, два года учебы в Академии Веллингтон-Хаус способствовали тому, что к 18 годам Диккенс успел поработать в адвокатской конторе, изучил стенографию и подготовил себя к репортерскому поприщу.

Стезя репортера, начало писательства

Первыми его шагами здесь стали должности независимого репортера суда и репортера газет «Парламентское зеркало» и «Правдивое солнце». Уже в 20 лет он заметно выделялся среди пишущей братии, аккредитованной в палате общин.

В это же время его посетила первая любовь, а поскольку предметом своего обожания Диккенс избрал Марию Биднелл из семьи управляющего банком, то это обстоятельство способствовало укреплению его честолюбивых стремлений.

Увы, отношения с простолюдином не привлекали девушку из состоятельной семьи . Видимо, зря, потому что в это время начинает свой отсчет писательская биография молодого Чарльза. Он стартовал с беллетристических очерков, живописующих быт и нравы тогдашнего Лондона.

Публиковаться Диккенс начал в журнале «Монтли мэгэзин» (декабрь, 1832) под псевдонимом Боз (таково было прозвище его младшего брата) . К этому времени он уже стал блестящим репортером «Утренней хроники», издания солидного и уважаемого. Выпускавший ее Джордж Хогарт имел весьма обширные связи в литературных кругах, водил дружбу с самим Вальтером Скоттом.

Так получилось, что его дочь Кэтрин приглянулась талантливому репортеру и начинающему писателю. Судя по всему, брак на ней пришелся по душе старому Хогарту, и в подарок на свой 24-й день рождения Чарльзполучил от папы своей супруги свою первую книгу. То были «Очерки, написанные Бозом».

Уже здесь, несмотря на понятную для молодости непродуманность и легкомыслие, заметен несомненный талант, который обладал Чарльз Диккенс.

В этих набросках лондонской жизни пошел отсчет большинства направлений, которые Диккенс затем развивал на протяжении всей своей жизни: реальность судов и тюрем, парламента и населявших его политиков, а также судьбы адвокатов, снобов, бедных и угнетенных .

Особенности национального юмора и «Оливер Твист»

Как ни странно, но следующим значительным шагом писателя стали его легендарные выпуски «Пиквикского клуба». Популярность их поначалу была невелика, однако впоследствии читатель по достоинству оценил автора, представлявший собой диковинный коктейль из всех его оттенков, включая грубый фарс и высокую комедию, и на совесть сдобренный сатирой.

Это еще нельзя было назвать романом, как таковым . Однако же непередаваемое очарование радости и веселья, развивающееся по вполне различимому сюжету, выделяют это произведение из обилия опусов современников Диккенса.

С окончанием выпусков «Пиквикского клуба» Чарльз принял предложение Ричарда Бентли и возглавил «Альманах Бентли» . Выбор оказался точным (надо сказать, что репортерская стезя принесла с собой удачу в судьбу писателя), и когда в семье Диккенсов появился малютка Чарльз-младший, «Альманах» начал публикацию первых глав «Приключений Оливера Твиста».

Это был настолько разительный контраст, что, читая обе книги, ощущаешь сомнение в том, что они написаны одним автором.

С этого времени писательская биография Чарльза начинает буквально захлебываться от переполняющих ее событий. «Оливер Твист» был начат, когда «Пиквик» еще только разворачивал свой сюжет. Но и ему не удалось сформироваться полностью, так как Диккенс схватился за «Жизнь и приключения Николаса Никльби», который издавался на протяжении 20 выпусков журнала Чэпмена и Холла.

А еще в это же время Чарльз умудрился издать книгу о клоуне Гримальди, писать фарсы и либретто.

Работая над «Оливером Твистом», Чарльз Диккенс сменил свою ставшую непригодной для семейной жизни холостяцкую берлогу на большой дом. Здесь Кэтрин родила ему Мэри и Кейт, а сам Диккенс обзавелся знакомством с Джоном Форстером, который стал его самым большим другом.

Этот театральный критик из «Экзаминера» впоследствии выступал в качестве советчика писателя и его душеприказчика, ему принадлежат также лавры первого биографа.

С этого момента Диккенс становится своим в писательском обществе и одновременно пробует себя в качестве бизнесмена, успешно вкладывая деньги, заработанные на поприще романиста. Он ушел от Бентли, и теперь все его новинки выходили под издательской маркой Чэпмена и Холла . Здесь увидели свет «Лавка древностей» и «Барнаби Радж», а их автор стал членом таких престижных клубов, как «Гаррик» и «Атенеум».

«Лавка древностей», «Домби и сын» и другие книги

В «Лавке древностей», по мнению критики, Чарльз оказался излишне сентиментален, хотя гротеск романа безупречен. После его написания биография писателя оказалась связанной с Америкой, где Чарльз возмущался рабством и литературным пиратством.

Написанные им в этот период «Американские заметки» собрали похвалы на родине писателя, однако в самих Штатах вызвали негодование. Так же, как и написанный следом за ними «Мартин Чезлвит». И не мудрено: Диккенс здесь остается верен себе, а его сатира становится еще более острой и изощренной .

Образ известной теперь во всем мире по диснеевским мультикам утки Скруджа впервые запечатлен в диккенсовских рождественских повестях.

К сожалению, краткая биография творчества писателя не дает возможности перечислить все заслуги этого блестящего автора. Однако именно этот «хозяйственный человек» по имени Скрудж нагляднее всего олицетворяет образ американского бизнесмена. А верный себе Чарльз бичует его эгоизм и жадность. В последующих рождественских повестях Диккенс призывает читателя к великодушию и любви.

Устав от издательства и политики, он путешествует по Европе и сосредоточивается на написании романов. Лозанна стала местом, где он начал «Домби и сына», а в 1849-1850-м Диккенс пишет одну из лучших своих работ – «Дэвида Копперфильда» .

Это наиболее автобиографичное из произведений, которые создал Чарльз, здесь многие события созвучны с теми, которые выпали на его собственную долю, и в особенности – его первая любовь.

Накануне рождения девятого ребенка в диккенсовском семействе, писатель вновь переезжает и начинает «Холодный дом» (1852-1853). Это произведение можно считать вершиной его творчества, причем в обоих традиционных для Диккенса качествах – сатирика и социального критика.

Зато последовавшие за ним «Тяжелые времена» оказались далеки от совершенства . Диккенс обрушивает свою сатиру на процесс индустриализации – и, увы, промахивается. Однако же не отчаивается, а, напротив, засучив рукава, пишет «Крошку Доррит» (1855-1857).

Как ни странно, но, считавшийся удачным, брак писателя рухнул, как только он влюбился – на этот раз его любовным камнем преткновения стала актриса Эллен Тернан.

Развод не помешал Чарльзу продолжить его литературные занятия. Он пишет «Большие надежды» и свой последний роман «Наш общий друг» (1864-1965). Увы, такая активность сказалась на его здоровье, и 8 июня 1870 года Диккенс скончался. Уголок поэтов стал его последним пристанищем.

Известный во всем мире своими удивительно добрыми и сентиментальными романами, английский писатель Чарльз Диккенс родился в 1812 году недалеко от города Портсмут.

Он был вторым мальчиком в многодетной семье чиновника военно-морской базы Единого Королевского флота. Семья не имела достаточно средств на жизнь, и в 1815 году отец семейства Джон Диккенс добился перевода в Лондон, а в 1817 году в Четем. Именно здесь маленький Чарльз начал свое образование в частной школе баптистского пастора, любовь и уважение к которому пронес через всю свою жизнь.

Но в столице Англии Джону Диккенсу не повезло, обрадовавшись прибавке к жалованью, он позволил себе жить не по средствам и попал в долговую тюрьму.

Из-за проблем с деньгами еще подростком Чарльз работал на фабрике по производству ваксы, а по воскресным дням вместе со своими сестрами навещал родителей в тюрьме.

В 1827 году после смерти дальней родственницы и получения наследства Джон расплатился с долгами и вышел из тюрьмы, а также нашел для себя место репортера в одной из крупных газет.

Положение семьи изменилось в лучшую сторону, но Чарльз так и остался работать на фабрике по желанию его матери Элизабет. Конечно, такая несправедливость не могла не задеть за живое подростка, и не изменила его отношения к женщинам на долгие годы.

И только спустя продолжительное время он возобновил прерванное образование и затем поступил в адвокатскую контору на должность младшего клерка. В это же самое время молодой человек пытался добиться успеха в качестве репорта светской и криминальной хроники.

В 1830 году после несколько успешно написанных статей его пригласили на постоянную работу в «Морнинг Хроникл». Именно здесь он испытал чувство первой любви, его возлюбленной стала дочь директора банка – Мария Биндл.

Творческий путь молодого Диккенса

Первым литературным произведение, увидевшим свет в 1836 году, был сборник рассказов, названный «Очерки Боза». Это оригинальные немного комические, немного сентиментальные рассказы отражали картину жизни и круг интересов мелкой буржуазии, рантье и торговцев. Но и первое опубликованное произведение оказало огромное влияние на дальнейшее развитие литературного таланта молодого человека.

Слава к писателю стала приходить по мере опубликования в одной из крупных газет глав из романа «Посмертные записки Пиквикского клуба», который затем неоднократно издавался уже отдельным изданием.

Благодаря таланту Диккенса имя старого мистера Пиквика стало таким же известным, как Дон Кихот или Тартарен из Тараскона. Этот литературный герой – добродушный и лукавый, простоватый и хитрый- отражает характер старой Англии с ее необычным юмором и консерватизмом, любовью к традициям и нетерпением к подлости и лицемерию.

Совершенно с другой стороны раскрылся талант Чарльза в 1838 году с выходом романа «Приключения Оливера Твиста». История сироты из работного дома, попавшего в руки преступников, которые хотели слепить из бедного ребенка такого же преступника, но их планы рухнули, столкнувшись с его смелостью и желанием честно трудится. Это чрезвычайно реалистичный, небольшой роман раскрывает социальные язвы, которые существовали во внешне благополучном государстве.

Пером писателя Диккенса двигает гуманизм и милосердие, он рисует картины жизни всех слоев общества без прикрас: великолепие и роскошь у знати, и нищета и уродство в социальных низах.

Это литературный шедевр сыграл свою роль: произошло несколько громких судебных разбирательств по поводу содержания детей в работных домах Англии. Вместо того, чтобы воспитывать и учить сирот, здесь использовали детский труд и разворовывали государственные средства.

Апогей творчества

Диккенс быстро становился знаменитым: его признавали и либералы, поскольку считали, что он борется за права народа, и консерваторы, поскольку его романы обличали жестокость общественных отношений. Его с одинаковым интересом читали и в богато убранных гостиных, и в бедных домиках, и дети, и взрослые – все зачитывали романами, которые давали надежду на счастье в будущем и торжество справедливости.

В начале сороковых годов Чарльз посетил Америку, где пользовался не меньшим уважением, чем в Англии. Слава опережала писателя и шествовала по миру. После этого путешествия он написал роман «Жизнь Мартина Челзвита», где изобразил американцев в довольно комичном виде, что, конечно, вызвало взрыв негодования со стороны заокеанских братьев.

В 1843 году вышел сборник рождественских повестей, которые и сегодня пользуются огромных успехом в мире. По повестям «Сверчок на печи» и «Рожественская сказка» сняты несколько фильмов, которые с успехом транслируются во всем мире.

Два лучших, по мнению критиков, романа Диккенса «Торговый дом: Домби и сын» (1848) и «Жизнь и удивительные приключения Давида Копперфильда, написанные им самим» (1850), имеют некоторые автобиографические моменты.

И время проведенное в долговой тюрьме с отцом и матерью, и работа на фабрике с другими маленькими мальчиками, и служба в адвокатской конторе и работа репортера, и встречи с разными людьми – все это нашло свое отражение на страницах книг, не теряющих своей актуальности и в наши дни.

Роман «Давид Копперфильд» получил признание у таких мастеров пера, как Ф. Достоевский, Л.Толстой, Шарлота и Эмилия Бронте, Генри Джеймс и другие. Читатели от всей души сочувствуют невзгодам маленького Дэви, брошенного на произвол судьбы в юном возрасте, и осуждают жестокую мораль власть имущих людей.

Последние годы творчества

Один из последних романов автора «Тяжелые времена» (1854) проникнут раздумьями о судьбах рабочего движения и неотвратимости прогресса. Впервые в произведении появляются сомнения: так ли необходим личный успех для счастья человека и признания его обществом?

В 1857 году вышел роман Крошка Доррит», в котором мы видим изображение долговой тюрьмы и потерянное детство девочки, вынужденной зарабатывать себе на хлеб с самого раннего детства.

Один из самых известных романов «Большие надежды» (1861) показывает изменения, происходящие в мировоззрении писателя. Впервые он хотел закончить книгу трагически смертью главного героя, но не желая расстраивать читателей, не разрушает полностью «несбывшиеся надежды» Пипа, а дает надежду и веру на будущее.

И наконец, его лебединая песня- роман «Наш общий друг» развенчивает буржуазные идеалы: стремление к наживе и власти, открывает истинную ценность любви и дружбы. Наверное, поэтому символом потерянного богатства становится огромная мусорная куча.

В 1870 году в возрасте 58 лет Чарльз Диккенс скончался в своем доме в графстве Кет, оставив один незавершенный роман «Тайна Эдвина Друда».

Писатель ушел, но оставил нам свою душу, слава его продолжала расти и после смерти. Имя его стоит в одном ряду с Шекспиром и Байроном, именно его считают настоящим английским писателем, отображающим истинную Англию.

Скромный при жизни, Диккенс в завещании упоминал о своем желании не иметь памятников, но в 2012 году в Портсмуте был открыт памятник великому писателю, который своими произведениями умел и рассмешить, и заставить плакать и, главное, задуматься каждого независимо от пола, возраста и времени прочтения. Романы Чарльза Диккенса будут жить вечно, пока будут жить мягкий юмор, благородство и честность, любовь и настоящая дружба.

Романист и очеркист. Самый популярный англоязычный писатель при жизни, он и в наше время имеет репутацию классика мировой литературы, одного из крупнейших прозаиков XIX века. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма , но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начало. Самые знаменитые романы Диккенса (печатались отдельными выпусками с продолжением): « », «Оливер Твист », «Дэвид Копперфильд », «Большие надежды », «Повесть о двух городах ».

Биография

Его отец был довольно состоятельным чиновником, человеком весьма легкомысленным, но весёлым и добродушным, со вкусом пользовавшимся тем уютом и комфортом, которым так дорожила всякая зажиточная семья старой Англии. Своих детей и, в частности, своего любимца Чарли, мистер Диккенс окружил заботой и лаской.

Маленький Чарльз унаследовал от отца богатое воображение, лёгкость слова, по-видимому, присоединив к этому некоторую жизненную серьёзность, унаследованную от матери, на плечи которой падали все житейские заботы по сохранению благосостояния семьи.

Богатые способности мальчика восхищали родителей, и артистически настроенный отец буквально изводил своего сынишку, заставляя его разыгрывать разные сцены, рассказывать свои впечатления, импровизировать, читать стихи и т. д. Диккенс превратился в маленького актёра, преисполненного самовлюблённости и тщеславия.

Вскоре семья Диккенса была разорена и едва могла сводить концы с концами. Отец был брошен на долгие годы в долговую тюрьму , матери пришлось бороться с нищетой.

Изнеженный, хрупкий здоровьем, полный фантазии и влюблённый в себя мальчик попал на фабрику по производству ваксы , где ему пришлось находиться в тяжелых условиях.

Всю свою последующую жизнь Диккенс считал разорение семьи и работу на фабрике величайшим оскорблением для себя, незаслуженным и унизительным ударом.

Он не любил об этом рассказывать, однако здесь, со дна нужды, Диккенс почерпнул свою горячую любовь к обиженным и нуждающимся, своё понимание их страданий, понимание жестокости, с которыми они сталкиваются, глубокое знание жизни бедноты и таких ужасающих социальных учреждений, как тогдашние школы для бедных детей и приюты, как эксплуатация детского труда на фабриках , работные дома и долговые тюрьмы, где он посещал своего отца и т. п.

Юным Диккенсом владела честолюбивая мечта вновь оказаться в рядах людей, пользовавшихся определенным благосостоянием, перерасти своё унизительное социальное положение, завоевать финансовую независимость и личностную свободу.

Литературная деятельность

«Моя вера в людей, которые правят, в общем, ничтожна. Моя вера в народ, которым правят, в общем, беспредельна.»

Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр . Возродившаяся политическая жизнь в стране, глубокий интерес английской публики к дебатам , происходившим в парламенте , и к событиям, которые этими дебатами сопровождались. Все это привело к возрастанию роли прессы в обществе - росли количество и тиражи газет, увеличивалась потребность в газетных работниках. Как только Диккенс выполнил - на пробу - несколько репортёрских заданий, он сразу же был замечен читающей публикой, которую не переставала удивлять быстрота профессионального роста начинающего журналиста. Все больше и больше поражая своих товарищей репортёров иронией, живостью изложения, богатством языка, Диккенс лихорадочно хватался за любую газетную работу, и все то, что расцветало в нём ещё в детстве и что зарождалось в его фантазии - и получило своеобразный, несколько мучительный уклон в более позднюю пору - выливалось теперь из-под его пера.

Многое в молодой капиталистической стране показалось Диккенсу сумасбродным, фантастическим, беспорядочным, и он не постеснялся сказать янки много правды о них. Ещё в конце пребывания Диккенса в Америке он позволял себе «бестактности», весьма омрачившие отношение к нему американцев. Роман же его вызвал бурные протесты со стороны заокеанской публики.

Однако острые, колющие элементы своего творчества Диккенс умел, как уже было сказано, смягчать, сглаживать. Ему это легко удавалось, ибо он был и тонким поэтом самых коренных черт английской мелкой буржуазии, которые выходили далеко за пределы этого класса.

Культ уюта, комфорта, красивых традиционных церемоний и обычаев, культ семьи, как бы вылился в гимн к Рождеству , этому празднику праздников, с изумительной, волнующей силой был выражен в его «Рождественских рассказах» - в 1843 вышла «Рождественская песнь» (А Christmas Carol ), за которой последовали «Колокола» (The Chimes ), «Сверчок на печи» (The Cricket on the Hearth ), «Битва жизни» (The Battle of Life ), «Одержимый» (The Haunted Man ).

Кривить душой Диккенсу здесь не приходилось: он сам принадлежал к числу восторженнейших поклонников этого зимнего праздника, во время которого домашний камелёк, дорогие лица, праздничные блюда и вкусные напитки создавали какую-то идиллию среди снегов и ветров беспощадной зимы.

В это же время Диккенс стал главным редактором «Daily News». В этой газете он получил возможность выражать свои социально-политические взгляды.

«Домби и сын»

Многие особенности таланта Диккенса ярко сказываются в одном из лучших его романов - «Торговый дом „Домби и сын“. Торговля оптом, в розницу и на экспорт» (Dealings with the Firm of Dombey and Son: Wholesale, Retail and for Exportation , ). Бесконечная вереница фигур и жизненных положений в этом произведении изумляет. Немного романов в мировой литературе, которые по богатству красок и разнообразию тона могут быть поставлены в один ряд с «Домби и Сыном», не считая некоторых позднейших произведений самого Диккенса. Как мелкобуржуазные персонажи, так и представители лондонской бедноты созданы им с большой любовью. Все эти люди почти сплошь да рядом чудаки, но чудачества, заставляющее вас смеяться, делают этих персонажей ещё ближе и милее. Правда, этот дружелюбный, этот безобидный смех заставляет вас не замечать их узости, ограниченности, тяжёлых условий, в которых им приходится жить; но уж таков Диккенс… Надо заметить, однако, что когда он обращает свои громы и молнии против угнетателей, против чванного негоцианта Домби, против негодяев, вроде его старшего приказчика Каркера, он находит столь разящие слова негодования, что они порой граничат с революционным пафосом .

«Дэвид Копперфильд»

Роман этот в значительной мере автобиографичен. Тема его серьезна и тщательно продумана. Дух восхваления старых устоев морали и семьи, дух протеста против новой капиталистической Англии громко звучит и здесь. Многие ценители творчества Диккенса, в том числе такие литературные авторитеты как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Шарлотта Бронте , Генри Джеймс , Вирджиния Вулф , считали этот роман его величайшим произведением.

Диккенс был среднего роста. Его природная живость и малопредставительная наружность были причиной того, что он производил на окружающих впечатление человека низкорослого или, во всяком случае, очень миниатюрного сложения. В молодости на его голове была чересчур экстравагантная, даже для той эпохи, шапка каштановых волос, а позже он носил тёмные усы и густую, пышную, тёмную эспаньолку такой оригинальной формы, что она делала его похожим на иностранца.

Прежняя прозрачная бледность лица, блеск и выразительность глаз остались у него; «отмечу ещё подвижный рот актёра и его экстравагантную манеру одеваться». Честертон пишет об этом:

Он носил бархатную куртку, какие-то невероятные жилеты, напоминавшие своим цветом совершенно неправдоподобные солнечные закаты, невиданные в ту пору белые шляпы, совершенно необыкновенной, режущей глаза белизны. Он охотно наряжался и в сногсшибательные халаты; рассказывают даже, что он в таком одеянии позировал для портрета.

За этой внешностью, в которой было столько позёрства и нервности, таилась большая трагедия.

Потребности членов семьи Диккенса превышали его доходы. Беспорядочная, чисто богемная натура, не позволяла ему внести какой бы то ни было порядок в свои дела. Он не только перетруждал свой богатый и плодотворный мозг, заставляя его чрезмерно работать творчески, но будучи необыкновенно блестящим чтецом, он старался зарабатывать приличные гонорары лекциями и чтением отрывков из своих романов. Впечатление от этого чисто актёрского чтения было всегда колоссальным. По-видимому, Диккенс был одним из величайших виртуозов чтения. Но в своих поездках он попадал в руки каких-то сомнительных антрепренёров и, зарабатывая, в то же время доводил себя до изнеможения.

2 апреля 1836 года Чарльз женился на старшей дочери своего приятеля, журналиста Джорджа Хогарта. Кэтрин Хогарт была верной женой и родила восьмерых детей. Но семейная жизнь Диккенса сложилась не вполне удачно. Начались размолвки с женой, какие-то сложные и тёмные отношения с её семьёй, страх за болезненных детей делали семью для Диккенса источном постоянных забот и мучений. В 1857 году Чарльз встретил 18-летнюю актрису Эллен Тернан и сразу влюбился. Снял для нее квартиру, долгие годы навещал свою любовь. Их роман продлился до смерти писателя. На сцену она больше не вышла.

Но все это не так важно, как обуревавшая Диккенса меланхолическая мысль о том, что, по-существу, серьёзнейшее в его трудах - его поучения, его призывы к совести власть имущих - остаётся втуне, что, в действительности, нет никаких надежд на улучшение того ужасного положения, создавшегося в стране, из которого он не видел выхода, даже глядя на жизнь сквозь юмористические очки, смягчавшие резкие контуры действительности в глазах автора и его читателей. Он пишет в это время:

Личностные странности

Диккенс нередко самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю .

О другой странности писателя рассказал Джордж Генри Льюис, главный редактор журнала «Фортнайтли ревью» (и близкий друг писательницы Джордж Элиот). Диккенс однажды рассказал ему о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчетливо слышится, а персонажи его постоянно находятся рядом и общаются с ним.

Работая над «Лавкой древностей», писатель не мог спокойно ни есть, ни спать: маленькая Нелл постоянно вертелась под ногами, требовала к себе внимания, взывала к сочувствию и ревновала, когда автор отвлекался от нее на разговор с кем-то из посторонних.

Во время работы над романом «Мартин Чезлвит » Диккенсу надоедала своими шуточками миссис Гамп: от неё ему приходилось отбиваться силой. «Диккенс не раз предупреждал миссис Гамп: если она не научится вести себя прилично и не будет являться только по вызову, он вообще не уделит ей больше ни строчки!», - писал Льюис. Именно поэтому писатель обожал бродить по многолюдным улицам. «Днем как-то можно еще обойтись без людей, - признавался Диккенс в одном из писем, но вечером я просто не в состоянии освободиться от своих призраков, пока не потеряюсь от них в толпе».

«Пожалуй, лишь творческий характер этих галлюцинаторных приключений удерживает нас от упоминания о шизофрении в качестве вероятного диагноза», - замечает парапсихолог Нандор Фодор , автор очерка «Неизвестный Диккенс» (1964, Нью-Йорк).

Поздние произведения

Меланхолией и безысходностью проникнут и социальный роман Диккенса «Тяжёлые времена». Роман этот явился ощутимым литературно-художественным ударом, нанесенным по капитализму XIX века с его идеей неудержимого промышленного прогресса. По-своему грандиозная и жуткая фигура Баундерби написана с подлинной ненавистью. Но Диккенс не щадит в романе и лидера забастовочного движения - чартиста Слэкбриджа, готового на любые жертвы ради достижения своих целей. В этом произведении автор впервые подверг сомнению - неоспоримую в прошлом для него - ценность личного успеха в обществе.

Конец литературной деятельности Диккенса ознаменовался ещё целым рядом значительных произведений. За романом «Крошка Доррит» (Little Dorrit , -) последовал исторический роман Диккенса «Повесть о двух городах » (A Tale of Two Cities , ), посвящённый французской революции . Признавая необходимость революционного насилия, Диккенс отворачивается от него, как от безумия. Это было вполне в духе его мировоззрения, и, тем не менее, ему удалось создать по-своему бессмертную книгу.

К этому же времени относятся «Большие надежды »(Great Expectations ) () - роман с автобиографическими чертами. Герой его - Пип - мечется между стремлением сохранить мелкотравчатый мещанский уют, остаться верным своему середняцкому положению и стремлением вверх к блеску, роскоши и богатству. Много своих собственных метаний, своей собственной тоски вложил в этот роман Диккенс. По первоначальному плану роман должен был кончиться плачевно для главного героя, хотя Диккенс всегда избегал катастрофических развязок в своих произведениях и, по собственному добродушию, старался не расстраивать особо впечатлительных читателей. По тем же соображениям он не решился привести «большие надежды» героя к полному их крушению. Но весь замысел романа наводит на мысль о закономерности такого исхода.

Новых художественных высот достигает Диккенс в своей лебединой песне - в большом многоплановом полотне, романе «Наш общий друг»(Our Mutual Friend )(). В этом произведении как бы угадывается желание Диккенса отдохнуть от напряжённых социальных тем. Увлекательно задуманный, наполненный самыми неожиданными типами, весь сверкающий остроумием - от иронии до трогательного незлобивого юмора - этот роман должен был по замыслу автора, вероятно, выйти легким, милым, забавным. Трагические его персонажи выведены словно полутонами и в значительной степени присутствуют на заднем плане, а отрицательные персонажи оказываются или надевшими на себя злодейскую маску обывателями, или настолько мелкими и смешными личностями, что мы готовы им простить их вероломность; а порой настолько несчастными людьми, которые способны возбудить в нас вместо негодования всего лишь чувство горькой жалости. В этом романе заметно обращение Диккенса к новой манере письма: вместо иронического многословия, пародирующего литературный стиль викторианской эпохи - лаконичная манера, напоминающая скоропись. В романе проводится мысль об отравляющем действии денег - их символом становится мусорная куча - на общественные отношения и бессмысленности тщеславных устремлений членов общества.

В этом последнем завершенном произведении Диккенс продемонстрировал все силы своего юмора, заслоняясь чудесными, весёлыми, симпатичными образами этой идиллии от овладевавших им невеселых мыслей.

По-видимому мрачные размышления должны были вновь найти выход в детективном романе Диккенса «Тайна Эдвина Друда » (The Mystery of Edwin Drood ). С самого начала романа просматривается изменение творческой манеры Диккенса - его стремление поразить читателя увлекательным сюжетом, погрузить его в атмосферу тайны и неопределенности. Удалось бы ему это в полной мере - остается неясным, так как произведение осталось незаконченным.

После смерти

Слава Диккенса продолжала расти после его смерти. Он был превращён в настоящего идола английской литературы. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира , его популярность в Англии -1890-х гг. затмила славу Байрона . Но критика и читатель старались не замечать его гневных протестов, его своеобразного мученичества, его метаний среди противоречий жизни.

Они не поняли и не хотели понять, что юмор был часто для Диккенса щитом от чрезмерно ранящих ударов жизни. Наоборот, Диккенс приобрёл прежде всего славу весёлого писателя весёлой старой Англии.

Память

Переводы произведений Диккенса на русский язык

На русском языке переводы произведений Диккенса появились в конце 1830-х годов. В 1838 году в печати появились отрывки «Посмертных записок Пиквикского клуба», позднее были переведены рассказы из цикла «Очерки Боза». Все его большие романы переведены по несколько раз, переведены и все мелкие произведения, и даже ему не принадлежащие, но правленные им как редактором.

Среди дореволюционных переводчиков Диккенса:

  • В. А. Солоницын («Жизнь и приключения английского джентльмена мистера Николая Никльби, с правдивым и достоверным Описанием успехов и неудач, возвышений и падений, словом, полного поприща жены, детей, родственников и всего вообще семейства означенного джентльмена», «Библиотека для чтения», ),
  • О. Сенковский («Библиотека для чтения»),
  • А. Кронеберг («Святочные рассказы Диккенса», «Современник», № 3 - пересказ с переводом отрывков; повесть «Битва жизни», там же ),
  • И. И. Введенский («Домби и Сын», «Договор с привидением», «Замогильные записки Пиквикского клуба», «Давид Копперфильд»);
  • позднее - З. Журавская («Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», ; «Без выхода», 1897),
  • В. Л. Ранцов, М. А. Шишмарева («Посмертные записки Пикквикского клуба», «Тяжёлые времена» и другие),
  • Е. Г. Бекетова (сокращённый перевод «Давид Копперфильд» и другие).

В 1930-е гг. новые переводы Диккенса были сделаны Густавом Шпетом , Аркадием Горнфельдом , работавшими в соавторстве Александрой Кривцовой и Евгением Ланном . Эти переводы подвергались позднее критике - например, Норой Галь - как «сухие, формалистические, неудобочитаемые» . Некоторые ключевые произведения Диккенса были в 1950-60-е гг. заново переведены Ольгой Холмской, Натальей Волжиной, Верой Топер, Евгенией Калашниковой, Марией Лорие.

Основные произведения

Романы

  • «Посмертные записки Пиквикского клуба » (The Posthumous Papers of the Pickwick Club), публиковались ежемесячными выпусками, апрель 1836 - ноябрь 1837
  • Оливер Твист (Oliver Twist), февраль 1837 - апрель 1839
  • Николас Никльби (The Life and Adventures of Nicholas Nickleby), апрель 1838 - октябрь 1839
  • Лавка древностей (The Old Curiosity Shop), еженедельные выпуски, апрель 1840 - февраль 1841
  • Барнеби Радж (Barnaby Rudge: A Tale of the Riots of "Eighty"), февраль-ноябрь 1841
  • Рождественские повести (The Christmas books):
    • Рождественская песнь (A Christmas Carol), 1843
    • Колокола (The Chimes), 1844
    • Сверчок за очагом (The Cricket on the Hearth), 1845
    • Битва жизни (The Battle of Life), 1846
    • Гонимый человек (The Haunted Man and the Ghost’s Bargain), 1848
  • Мартин Чезлвит (The Life and Adventures of Martin Chuzzlewit), январь 1843 - июль 1844
  • Домби и сын (Dombey and Son), октябрь 1846 - апрель 1848
  • Дэвид Копперфильд (David Copperfield), май 1849 - ноябрь 1850
  • Холодный дом (Bleak House), март 1852 - сентябрь 1853
  • Тяжёлые времена (Hard Times: For These Times), апрель-август 1854
  • Крошка Доррит (Little Dorrit), декабрь 1855 - июнь 1857
  • Повесть о двух городах (A Tale of Two Cities), апрель-ноябрь 1859
  • Большие надежды (Great Expectations), декабрь 1860 - август 1861
  • Наш общий друг (Our Mutual Friend), май 1864 - ноябрь 1865
  • Тайна Эдвина Друда (The Mystery of Edwin Drood), апрель 1870 - сентябрь 1870. Опубликованы только 6 из 12 выпусков, роман не закончен.

Сборники рассказов

  • «Очерки Боза» (Sketches by Boz), 1836)
  • «Мадфогские записки» (The Mudfog Papers), 1837)
  • «Путешественник не по торговым делам» (The Uncommercial Traveller), 1860-1869)

Библиография изданий Диккенса

  • Чарльз Диккенс. Домби и сын. - Москва.: «Государственное издательство»., 1929 г.
  • Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в 30 томах.. - Москва.: «Художественная литература»., 1957-60 г.
  • Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в десяти томах.. - Москва.: «Художественная литература»., 1982-87 г.
  • Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в 20 томах.. - Москва.: «Терра-Книжный клуб», 2000 г.
  • Чарльз Диккенс. Дэвид Копперфилд.. - «Прапор», 1986 г.
  • Чарльз Диккенс. Тайна Эдвина Друда. - Москва.: «Костик», 1994 г. - 286 с. - ISBN 5-7234-0013-4
  • Charles Dickens. Bleak House.. - «Wordsworth Editions Limited», 2001. - ISBN 978-1-85326-082-7
  • Charles Dickens. David Copperfield.. - «Penguin Books Ltd.», 1994.

Экранизации

  • Скрудж, или Призрак Марли , режиссер Уолтер Буф. США, Великобритания, 1901
  • Рождественская песнь , режиссер Сирл Доули. США, 1910
  • Большие надежды , режиссер Роберт Виньола. США, 1917
  • Большие надежды , режиссер Дэвид Лин . Великобритания, 1946
  • Скрудж , режиссер Брайан Десмонд Херст. Великобритания, 1951
  • Скрудж , режиссер Рональд Ним. Великобритания, 1970
  • Тайна Эдвина Друда , режиссер Александр Орлов . СССР, 1980
  • Мартин Чезлвит , режиссер Дэвид Лодж . Великобритания, 1994
  • Большие надежды , режиссер Альфонсо Куарон . США, 1998
  • Дэвид Копперфилд, режиссёр Саймон Кертис. Великобритания, США, 1999 г. Роль юного Копперфилда исполняет Дэниэл Рэдклифф
  • Сверчок за очагом , режиссер Леонид Нечаев . Россия, 2001
  • Дэвид Копперфилд, режиссёр Питер Медак. США, Ирландия, 2000 г.
  • Оливер Твист , режиссер Роман Полански . Чехия, Франция, Великобритания, Италия, 2005
  • Холодный дом (телесериал), режиссеры Джастин Чадвик, Сюзанна Уайт. Великобритания, 2005
  • Крошка Доррит , режиссеры Адам Смит, Дэрбла Уолш, Диармайд Лоуренс. Великобритания, 2008
  • Рождественская история , режиссер Роберт Земекис . США, 2009
  • Дэвид Копперфилд, режиссёр Амброджо Ло Джудиче. Италия, 2009 г.
  • В 2007 году французский режиссёр Лорен Жауи снял фильм «Домбэ и сын» (фр. Dombais et fils) по роману «Домби и сын» с Кристофом Малавуа, Деборой Франсуа и Денном Мартинэ в главных ролях.

Примечания

Литература

  • Мария Обельченко Двойная жизнь Чарлза Диккенса // Вокруг света . - 2007. - № 4 (2799), Апрель 2007.
  • Хескет Пирсон Диккенс. М.: Молодая гвардия, 1963, ЖЗЛ .
  • Тайна Чарльза Диккенса: Библиографические разыскания /Сост. Е. Ю. Гениева, Б. М. Парчевская (раздел «Диккенс в русской печати»); Отв. ред., предисл. и вступ. ст. Е. Ю. Гениева. - М.: Книжная палата,1990. - 536 с.
  • Энгус Уилсон. Мир Чарльза Диккенса.. - Москва.: «Прогресс»., 1975 г.
  • Поликарпов Ю. Русский прототип персонажа Диккенса //Вопросы литературы. 1972. №3.

Ссылки

  • Диккенс, Чарльз в библиотеке Максима Мошкова
  • Чарльз Диккенс (англ.) на сайте

Чарльз Диккенс. Биография и обзор творчества

Самый знаменитый английский автор романов, создатель жанра комедии и социальный критик Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 г. в Лендпорте и был вторым из восьми детей своего отца Джона Диккенса. В детстве Диккенс ходил в местную школу, однако будучи не по годам развитым, он рано прочитал всю семейную библиотеку, которая состояла из дешевых литературных изданий, и потерял интерес к учебе в школе. В 1822 г., после того как семья переехала в Лондон, финансовое положение семьи Диккенсов значительно ухудшилось. Чарльз был вынужден оставить учебу и занимался тем, что продавал книги из семейной библиотеки и закладывал столовое серебро. В возрасте двенадцати лет мальчик был вынужден пойти работать на местную фабрику по изготовлению ваксы за шесть шиллингов в неделю. Проработав там четыре месяца, он решил во что бы то ни стало вылезти из этой бедности (позже этот короткий период работы на фабрике он считал самым позорным за всю свою жизнь). В 1824 г. отца Чарльза арестовали за долги и поместили в тюрьму. Через три месяца, получив небольшое наследство, он отдал долги и вышел из тюрьмы. Наследства хватило даже на обучение Чарльза в частной школе в течение двух лет.

С 1826 г. Чарльз работает младшим клерком в адвокатской конторе, изучает стенографию и готовится стать газетным репортером. В конце 1928 г. молодой человек получает должность репортера суда, а к совершеннолетию получает право на посещение Британского музея и начинает восполнять пробелы своего образования. В 1832 г. он получает должность репортера в двух ведущих газетах и начинает выделяться на фоне остальной репортерской братии.

С 1832 г. он начинает писать очерки о жизни и типичном Лондоне. С 1833 г. он постоянный репортер «The Morning Chronicle», которая публикует отчеты о всех значимых событиях города.

В 1835 г. Чарльз женится на дочери издателя крупной лондонской газеты Кэтрин Хогарт.

А в 1836 г. все очерки писателя и несколько не публиковавшихся раньше произведений выходят отдельным сборником под названием «Очерки Боза». После выхода в свет этих очерков Диккенсу предложили написать повесть к сатирическим гравюрам карикатуриста Сеймура. На что Диккенс сделал встречное предложение — сделать гравюры к его авторским текстам, и 2 апреля того же года издается первый выпуск «Пиквикского клуба». Вначале читатели холодно приняли новое произведение, однако число почитателей росло, и в марте 1836 г., когда была издана последняя часть «Посмертных записок Пиквикского клуба», каждый выпуск раскупался тиражом в 40 000 экземпляров. Это произведение — своеобразная комическая эпопея, в которой главный герой в сопровождении своего слуги путешествует по Англии — некая пародия на «Дон Кихота» Сервантеса. Произведение блещет веселым и радостным настроением, юмором, сатирой и иногда — даже высокой комедией.

В конце 1836 г. Диккенс отказался от работы в газете и возглавил новое ежемесячное издание «Альманах Бентли». Первый номер вышел в январе 1837 г., а через несколько дней у писателя родился первый сын — Чарльз младший. А уже в февральском номере альманаха появились первые главы «Оливера Твиста», над которым писатель начал работать еще в 1835 г. После радостного и солнечного «Пиквика» Диккенс в «Оливере Твисте» отразил мрачные стороны жизни, проследив жизненный путь ма#ьчика-сироты, от работного дома до преступных трущоб. А в своем следующем романе «Николас Никльби», написанном в 1839 г., он соединил легкость и юмор «Пиквика» и мрачность «Оливера Твиста».

В марте 1837 г. Чарльз переезжает вместе со своей семьей в большой четырехэтажный дом, где рождаются две его дочери. Диккенс принимает у себя театрального критика Фостера, который стал его лучшим другом, душеприказчиком, советником в литературных вопросах, а позже — написал его биографию.

По мере роста популярности писателя росло и его положение в обществе. Его пригласили стать членом клуба «Гаррик», а после и членом клуба «Атенеум». Из-за разногласий с владельцем альманаха Диккенс прекращает работу в нем и начинает издавать еженедельник «Часы мистера Хамфри». В этом еженедельнике с апреля 1839 по январь 1841 гг. выходит его «Лавка древностей», которая собрала много поклонников.

В январе 1842 г. Диккенс с семьей отплывает в Америку, где писателя- встречала восторженная толпа поклонников. Однако впечатления от Америки у писателя остались не самые хорошие. Он был очень раздражен распространенным в Штатах литературным пиратством, с которым не хотели и не могли бороться. А на Юге страны его приняли очень плохо из-за его враждебного отношения к рабству. После путешествия Диккенс выпустил «Американские заметки», которые были восторженно приняты на родине писателя и вызвали откровенное негодование в Америке.

В 1845 г. Чарльз решает основать газету «The Daily News», однако возникшие разногласия с владельцами заставляют его отказаться от этой затеи, и он принимает решение бороться за реформы лишь при помощи своих книг. В мае 1846 г. он издает.книгу путевых заметок «Картинки из Италии», В 1848 г. выходит его роман «Домби и сын».

С 1849 г. писатель работает над самым лучшим своим творением (по мнению самого автора) романом «Дэвид Копперфилд», который во многом связан с биографией самого Диккенса.

В 1850 г. начинает издавать еженедельник «Домашние чтения», который становится очень популярным. А в конце года он совместно с Булвер-Литтоном основал литературную гильдию для помощи молодым писателям. В благотворительных целях писатель пишет комедию под названием «Мы не так плохи как кажемся», в которой сам же и играет. На премьере присутствовала даже королева Виктория. На этот момент у Диккенса было уже восемь детей и должен был родиться девятый. Зимой 1851 г. семья переезжает в более вместительный дом, расположенный на Тэвисток-сквер, и начинается работа на романом «Холодный дом». В этом произведении автор демонстрирует вершину сатирического искусства, — его видение мира становится все более и более мрачным.

Диккенс был очень недоволен положением дел в стране, его категорически не устраивало наличие бунтов, забастовок, коррупции, безработицы. Все это заставило его вступить в Ассоциацию административных реформ.

В 1857 г. Диккенс принимал участие в благотворительном спектакле Коллинза «Замерзшие пучины», во время работы над которым он влюбился в актрису Эллен Тернан. Несмотря на все уверения в том, что он был верен своей жене, Кэтрин все же покинула его дом. Старший сын — Чарльз-младший после развода уехал с матерью, а остальные дети остались жить с отцом, на воспитании сестры Кэтрин — Джорджины.

В августе 1861 г. выходит роман «Большие надежды». С 1860 г. писатель занялся публичными чтениями отрывков из своих произведений в Англии и Париже, которые имели ошеломительный успех.

Постепенно здоровье Чарльза ухудшалось, однако несмотря на это он предпринял огромное турне по Америке, которое принесло ему более 20000 фунтов дохода. Деньги привлекали писателя много меньше, чем восторг публики, который всегда был необходим писателю и его честолюбию. После месячного отдыха он начал новый тур по Европе, но в апреле 1869 г. в Ливерпуле после 74 выступлений у него онемели левая рука и нога.

Он перестал рисковать своим здоровьем и, сидя дома, начал работу над «Тайной Эдвина Друда», собираясь сделать 12 ежемесячных выпусков (роман был написан лишь наполовину). Уговорив своего врача разрешить ему дать 12 последних чтений в Лондоне, он выступал с 11 января по 15 марта 1870 г.

8 июня 1870 г. Диккенс весь день работал в саду своего дома, а вечером у него случился удар. На следующий день великий английский писатель скончался. Его тело похоронено в Вестминстерском аббатстве.

«Оливер Твист»

Роман «Оливер Твист», написанный в 1838 г., был вторым масштабным произведением, написанным Диккенсом, после «Записок Пиквикского клуба». Он стал идеальным представителем викторианского романа.

Это целиком выдуманная история о жизни мальчика-си-роты. Оливер был незаконнорожденным сыном богатого человека, который в своем завещании указал, что после его смерти Оливеру должна достаться половина его состояния по достижении им 18 лет. Однако в завещании есть один пункт, согласно которому мальчик получит наследство только в том случае, если до совершеннолетия не сойдет с праведного пути и не запятнает свое имя нечестным или преступным поступком. Вполне естественно, что брат Оливера — Монке, который вращается в светских кругах, желает избавиться от своего брата и оставить себе все семейное состояние. Для того чтобы воплотить в жизнь свои коварные планы, Монке договаривается с главой лондонской преступной шайки Феджином, и тот обманным путем заманивает в свою шайку Оливера. Однако вокруг Оливера, помимо врагов и завистников, есть -очень много добрых и хороших людей, которые помогают ему в трудную минуту, восстанавливают его честную репутацию. По традициям, сложившимся в классической английской литературе, роман заканчивается счастливо: Оливер находит свою семью и получает наследство, а бандиты жестоко наказаны.

Изначально Диккенс хотел написать авантюрно-детективный роман, с подробным описанием преступлений, интригами, с обязательным участием аристократов с безупречной-репутацией, которые на самом деле толкают людей на отвратительные преступления и сами порой совершают их. Однако по мере того как автор накапливал материал для романа, он решил насытить его наиболее остро стоящими социальными темами. Например, его Внимание привлекли работные дома (они были созданы лишь в 1834 г. для помощи беднякам), которые, согласно закону, финансировались из государственной казны, хотя раньше вся забота о нищих ложилась на плечи церковных приходов. Конечно, бедняков в этих домах заставляли работать, но взамен обеспечивали им хоть какое-то содержание (пищу и кров). Многие нищие все равно умирали от истощения, а большинство предпочитали оказаться в тюрьме за бродяжничество, лишь бы не попадать в работный дом. Очень скоро вокруг этого новшества разгорелись нешуточные споры в английском обществе. Диккенс стал ярым противником этих учреждений, в которых сам неоднократно побывал, собирая материал для романа.

В первых главах своей книги он подробно описал все увиденное им: «ферма младенцев», жестокость и грубость, царившие в работном доме, в котором рос Оливер.

Образ Оливера — чистого и доброго мальчика, специально подобран автором. Писатель намеренно утрирует и сгущает краски, чтобы вызвать в читателях вполне предсказуемые чувства. Ведь невозможно не проникнуться сочувствием к ребенку, который никогда не видел своей семьи и при этом терпел лишения и жестокие наказания. Так же, как нельзя не возненавидеть тех мерзавцев, которые остаются равнодушными к страданиям мальчика или толкают его на преступления. Диккенс вводит в свой роман героев, которым читатель не может не сочувствовать, — это люди, которые, стремясь помочь мальчику, вырывают его из цепких лап злодеев и помогают вернуться в лоно семьи.

Вся концепция викторианского романа строится именно на этих основах: предсказуемость развития сюжета, победа добра, наказание зла и какой-нибудь нравственный урок. В этом грустном произведении Диккенс сплел воедино и социальные, и семейные, и правовые проблемы. «Оливер Твист» — это первая попытка писателя проникнуть в глу* бины детской психологии, наверное поэтому образ Оливера получился наименее реалистичным: он воплощение добра и чистоты — идеальная, неиспорченная, ангельская душа, которая противостоит порокам общества. Диккенс объясняет нам столь возвышенную тс&кость чувств главного героя его благородным происхождением, текущей в его жилах аристократической кровью, хотя сам мальчик об этом не догадывается. В этом романе автор приписывает все самые низменные и порочные черты низшим социальным классам, чего уже не встретишь в его более поздних произведениях, в которых он, напротив, наделяет отвратительными чертами высшее общество. Общими усилиями добрых и положительных героев произведения (мистер Броунлоу — лучший друг покойного отца Оливера, его друг Гримуиг, Роз Мэйли, которая оказывается тетей сироты) оно подходит к счастливому завершению.

Существует еще одна сторона романа, сделавшая его таким популярным. До Диккенса в английской классической литературе было принято рисовать красивый, гордый, пышный Лондон, с его величественными зданиями, красивыми женщинами, достойными мужчинами, театрами и прочим великолепием. А Диккенс смог отразить не внешность, а внутренний мир города, его атмосферу. Он как бы вывернул город наизнанку, показав самый низ, темные закоулки, грязные подворотни, в которых по ночам грабят и убивают горожан. В этом городе проходило детство автора, которое было очень тяжелым, ведь он жил в нужде. Наверное, именно поэтому роман имел такую популярность среди современников.

Известный литературовед, человек, изучавший биографию Диккенса, X. Пирсон писал: «Диккенс — это был сам Лондон. Он слился с городом воедино, он стал частицей каждого кирпичика, каждой капли скрепляющего раствора. Какому еще писателю обязан так какой-нибудь другой город? Это, после его юмора, самый ценный и самобытный вклад его в литературу. Он был величайшим поэтом улиц, набережных и площадей, однако в те времена эта уникальная особенность его творчества ускользнула от внимания критиков».

ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС
(1812-1870)

Чарлз Диккенс — писатель викторианской эры, который не только лишь отразил ее в собственных произведениях и поднял трудности, которые тревожили английское общество, но и пробовал их решать. Его активная литературная и общественная деятельность содействовала огромным изменениям — ликвидации долговых тюрем, реформ в области образования и судопроизводства, повышению количества благотворительных организаций и возрождению меценатства. Его любовь к бедным и обиженным была истинной, а не липовой, для него они были такими же полноправными членами общества, как и богатые, им он дарил всю силу собственного таланта, всю свою любовь, открыв им поэзию их будничной жизни, и стал эмблемой Великобритании житейской.

Родился Чарлз Диккенс 7 февраля 1812 года в семье маленького бюрократа морского казначейства Джона Диккенса. Поначалу предки Чарлза жили сравнимо благополучно, но через некое время начали появляться препятствия. Предпосылкой заморочек было то, что отец писателя очень легкомысленно относился к семейному благополучию, очень увлекался театром и вином, нередко одалживал средства, не имея способности в последнее время их возвратить. Не считая того, он третировал воспитанием отпрыска, который это навечно запомнил. Не хватало Чарльзу также материнской ласки и внимания. Мама просто не имела для него времени, так как пробовала дать совет всем своим детям (а их было восемь).

Итак, книжки и сама жизнь были самыми главными его воспитателями, изначальное образование Чарлз получил в Чатемской школе, где тогда преподавал выпускник Оксфорда Уильям Джилс; он и привил мальчугану любовь к британской литературе и к чтению в общем.

Идиллия молодых лет продолжалась недолго: отец совсем запутался в долгах, и семья отправилась в Лондон. Ситуация ухудшалась. Когда отец Чарлза попал-таки в долговую кутузку Маршалси, семья перебралась к нему (по английским законам это разрешалось). Чтоб как-то посодействовать неудаче, Чарлза устраивают на фабрику. 6 месяцев, проведенных в грязном древнем помещении, были для впечатлительного мальчугана чуть ли не самыми ужасными: одинаковая работа длилась утром до вечера. Это была и моральная травма для Чарлза, который стремился обучаться.

В это время у парня появилось очередное увлечение — Лондон. Диккенс мог часами бродить по улицам. Конкретно тут, в английских трущобах он, даже не подозревая, достал свое-истинное воспитание. Так небольшой Чарлз сделал в собственном воображении будущий диккенсовский Лондон. Он проложил пути своим героям: в каком закоулке этого городка они бы не скрывались, он побывал там ранее.

Маминого наследия, достался Джону и Уильяму Диккенсам, хватило на то, чтоб расплатиться с кредиторами и обеспечить семье более-менее благопристойную жизнь. Чарлз с большой радостью оставил фабрику и продолжил обучение в личной школе, после окончания которой начал работать младшим клерком у адвоката Блэкмора. Но, имея бойкий нрав, он посещает спектакли и, мечтая о театральное будущее, берет уроки сценического мастерства. Не считая того, Чарльза завлекала работа репортера. Потому он упрямо обучается стенографии ночам, а деньком изучает законы.

С 1832 года Чарлз работал в местной газетке, потом был сотрудником журнальчика «Зеркало парламента», который принадлежал его родственнику. Диккенс очень стремительно смог выделиться посреди других служащих редакции: его репортажи были увлекательны и еще более четкие, чем отчеты коллег, хоть всем журналистам воспрещалось делать записи. Разгадка неординарна и оригинальна: Чарлз надевал длинноватые и твердые манжеты, а позже списывал их маленьким письмом.

К проф заботам добавились и личные — семья добивалась средств, а отец опять залез в долги. Это и решило последующие шаги — Диккенс взялся за перо. Особенных усилий новенькая работа не добивалась: столько было передумано, пережито, увидено, что стоит только взяться за бумагу, а далее — то дело репортерского опыта и времени.

В конце 1833 года в журнальчике «Мансли Мэгэзин» появился рассказ «Обед на Поплар Вок», правда, без имени создателя. Читатели начали с нетерпением ожидать рассказов создателя, который решил скрыть свое имя под псевдонимом «Боз» (шутливое прозвище младшего брата Чарлза Диккенса, которое потом стало понятно соткам тысяч читателей). Так писателя продолжали именовать, когда он стал известным. Очерки, создателем которых был Боп, узрели света разных журнальчиках, иногда и вопреки желанию Диккенса, о чем свидетельствуют письма к друзьям. К жанру очерка писатель обратился не случаем: еще в детстве, ради утехи, он обожал записывать кое-что о людях, с которыми свела его судьба, про достойные внимания места, где бывал. С возрастом таких записей становилось больше — это был неоценимый материал, ожидал собственного времени.

Убедившись, что очерки имеют фурор у читателей, Диккенс отважился издать их отдельной книжкой. Так, в 1836 г. появились на прилавках «Очерки Боза» в 2-ух томах. Критики в большинстве собственном недооценивают первую книжку Диккенса, пишут о ней свысока и снисходительно: кое-кто считал, что создателю характерно многословие, вызванное неуверенностью и опаской, также желанием приглянуться читателю.

Так, в очерках можно найти много незаконченного и неидеального, но это разъясняется отсутствием литературного опыта, но никак не таланта. А ученичество — это период, через который проходит чуть ли не каждый писатель, но для 1-го он маленький, а другой до конца жизни остается учеником.
Со страничек цикла «Рисунки с натуры» перед читателем стает бурная жизнь столицы, которое изображено ярко и колоритно.

Диккенс является реальным мастером городского пейзажа. Лондон для него не только лишь населенный пункт, да и часть его жизни. Описания Диккенса — это, на самом деле, импрессионистические зарисовки, где огромную роль играют зрительные, слуховые и даже вкусовые воспоминания («Улицы. Вечер»). Диккенс уделяет свое внимание на животрепещущие трудности современности: жалкое существование низов приводит к деградации личности, которая начинает находить утешения в вине (очерк «Дома для жизни»).

Тему одиночества человека в буржуазном мире возбуждено в очерке «Мысли о людях». В очерке «Рождественский обед» Диккенс в первый раз обратился к теме Рождественского праздничка как знака домашнего благополучия и комфорта. Симпатии создателя принадлежат обычному люду, который ему близок и понятен, тогда как представитель «среднего класса» — буржуа — становится мишенью для сатирических стрел. Снобизм и тщеславие, скупость и ограниченность — вот главные черты разбогатевших людишек, которые могли быть забавными, если б не составляли опасность обычной равновесии общества. Перед читателем проходит галерея очень конкретизированных и индивидуализированных персонажей (очерки «Горацио Спаркинс», «Экскурсионная поездка на пароходе» и другие).

Значение произведений, вошедших в цикл «Рассказы», не следует недооценивать, будущий опыт Ч. Диккенс использовал в последующих произведениях.

«Посмертные записки Пиквикского клуба» — произведение, сделал известным Диккенса, но современному читателю он кажется непонятным. Дело в сутках писателя, литературной ситуации.

Тогдашняя жизнь породило литературу, может быть, в почти всех случаях примитивную, но не лишенного того, за что потом британцы так будут почитать Диккенса и, здорового оптимизма, искренности и веселости. После выхода в свет «Очерков Боза» до Чарлза Диккенса пожаловал один из приятелей компании Чепмен и предложил роль в издании, которое бы частично припоминает современные комиксы. Это должен быть радостный рассказ о спортивный клуб.
Большой фурор записок принудил создателя поверить в собственные силы и он, не окончив этого произведения, подписал контракт на новый роман «Приключения Оливера Твиста».

Роман «Записки клуба» был закончен в 1837г. Имя создателя было понятно каждому британцу. Этот роман показал рост мастерства писателя, который со своими героями прошел непростой путь: от условного героя смешного рассказа до необычного человека, от писателя-юмориста до смелого бойца со злом. Это не только лишь самый оптимистичный и безоблачное произведение Диккенса, он оказался прототипом всех романов, их сюжетной структуры.

6 января 1842 г. Диккенс совместно с супругой отплыл в США. Намерение побывать за океаном появился у писателя издавна. Поначалу это было рвение поехать в Америку, чтоб самому убедиться в преимуществах американской демократии, о которой америкосы орали на весь мир. Также он желал совсем решить вопрос авторского права, так как за его отсутствие мучались английские писатели и сначала он сам.

Южноамериканские воспоминания были материалом для романа Ч. Диккенса — «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» (1844). Сразу он работал над повестью «Рождественская песня в прозе», основала узнаваемый цикл Рождественских повестей и рассказов.

После разрыва с издательством в 1844 г. он путешествует Италией, Францией, Швейцарией. Воспоминания от путешествия воспроизведены в цикле «Картины Италии».

Начало 50-х годов — новый шаг в творчестве Диккенса. В 1850 году он начал работу над «Историей Великобритании для малышей», которая должна была стать интересной и романтичной. В этот период Диккенс интенсивно работает в различных жанрах, но предпочтение дает романа и его жанровым формам: исторический роман («Повесть о 2-ух городках» 1859), соц роман («Крошка Доррин» 1855-1857), социально-авантюрный («Огромные надежды» 1861), детективы («Потаенна Эдвина Друда» 1870), роман-утопия («Томные времена» 1854).

Чарлз Диккенс не сумел окончить собственный последний роман «Потаенна Эдвина Друда». 8 июня 1870 года ему стало плохо; Весть о смерте возлюбленного писателя практически потрясла Великобританию. Это была государственная катастрофа. Похоронен он был в уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве.