Биография. Вера Глаголева

— Вера, у вас три дочери. Признайтесь, какая из них вам ближе — наверное, самая младшая, Настя?

Настя: Мамина дочка — Маша! Совершенно точно! Мама ее выделяет из нас троих. (Смеется.)

Вера: Ну что ты такое говоришь? Это все равно, что левая рука заявит, будто правую хозяйка любит и ценит больше. Каждая из моих трех дочерей мне дорога, и люблю я их одинаково. А Настя — абсолютно папина дочка, он ей всю свою любовь отдает. Внешне Настя вылитая бабушка, моя свекровь. Она была очень красивой женщиной.

— Вера, Настя, а насколько вы хорошо знаете друг друга?

Вера: Про Настю все знает Маша, ее сестра. Она самая близкая ее подружка, я — нет.

Настя: Я про маму тоже далеко не все знаю — она очень закрытый человек. Своими переживаниями делится лишь с близкими подругами. Нам с сестрами рассказывает только то, что считает нужным. Очень мудрая позиция.

Вера: Старшие девочки знали подробности моего развода с Родионом Нахапетовым. Вашему журналу Аня уже все рассказывала. Конечно, я хотела бы скрыть от них свои переживания, но не получалось. Мне кажется, что излишние откровения матерей о мужчинах могут поломать психику детей. Негодяев много, и любая мать боится, что именно такой встретится ее дочери. Тем не менее думаю, перегибать палку не стоит — пусть, взрослея, девочки сами делают собственные выводы о мужчинах. В глазах детей мы всегда должны быть сильнее обстоятельств, не раскисать, не биться головой о стену. Потому что если мать — жертва, ее девочка решит, что и с ней такое может произойти. Вот откуда берется повторение судеб.

— Вера, а что вы говорите им по поводу разводов? Считаете, ради семьи и детей женщине надо терпеть гулянки или издевательства мужа, или учите тому, что не стоит сохранять изжившие себя отношения?

Вера: Мне кажется, любой человек мечтает о любви на всю жизнь. Терпеть ли… По молодости я была уверена, что нет: ни в коем случае ничего не прощать, быть гордой. Потом пришло понимание: главное — сделать правильный выбор. Если важно, чтобы мужчина остался рядом, прости и живи с ним дальше. Если комфортнее быть без него, то расставайся. Хорошо, мудрость пришла ко мне не так уж поздно, как-то обошлось в нашей семье без глобальных ошибок. С Кириллом мы вместе уже 22 года! Это же целая жизнь.

Меня удручает, что в последние го­­­ды все будто сбесились. Куда ни посмотри — всюду неполная семья! Взгляните на детей 12-13 лет: непременно папы рядом нет — ушел. Это какой-то вирус. Причем, что меня особенно злит, никто это не осуждает, даже на­­оборот. Мужчины вдруг стали считать: если живешь с молодой женщиной, то и сам молодой. Это же глупость! Недавно по телевизору выступал один сексолог и сказал: «Мужчина должен подпитываться от молодого тела. Прошла страсть, смени тело на еще более молодое — и так до бесконечности». Как можно с экрана телевизора такое вещать?!

— Можно научить тому, что самое главное — это крепко держать мужа, чтобы не увели. А можно посоветовать делать карьеру, чтобы при помутнении рассудка у него самой прокормить детей.

Вера: Раньше я считала, что женщине необходимо реализоваться, добиться в жизни успеха. Повторяла детям: какими бы замечательными ни были отношения с любимым, никто не застрахован от того, что они не закончатся. Я лично на 100 процентов доверяла лишь двоим людям на свете — маме и папе. Только они приходили мне на помощь при любых обстоятельствах. В любимых мужчинах тоже, конечно, надо быть уверенной, но не на 100 процентов… а на 99. (С улыбкой.) Поэтому женщине и стоит чем-то увлекаться, иметь тыл в виде профессии. Повторюсь: так я считала раньше. А теперь смотрю на свою Машу и понимаю — наверное, ошибалась. Ей комфортно быть женой и мамой, воспитывать сына Кирилла, посвящать ему много времени. И это ведь тоже правильно!

— Вера, с житейскими вопросами и какими-то проблемами дочери скорее к кому обратятся? К вам? Или к своим отцам? (Старшие дети Глаголевой, Анна и Мария, — от режиссера Родиона Нахапетова. — Прим. «ТН».)

Вера: Смотря с какими проблемами. Если старшим девочкам надо посоветоваться относительно своих детей, то наверное спросят мое мнение. Вопросы про жизнь адресуют папе или Кириллу — у них прекрасные доверительные отношения. Что касается Насти, то для нее непоколебимый авторитет Маша. Между ними разница в 13 лет. Вроде большая, но между тем Маша отлично помнит все то, что с ней самой происходило в Настином возрасте. А я застряла в чудесных 1980-х годах, поэтому в современных нравах не очень хорошо ориентируюсь. (Смеется.) Восьмидесятые — это самое счастливое время для меня. Много работы, сил, светлых надежд на будущее. Мысленно я там.

— Вера, кто из трех дочерей по мере взросления доставил вам больше всего проблем? Или у вас идеальные дети?

Вера: А такие бывают? (С улыбкой.) Каждая моя девочка сложна по-своему. Но со старшей, Аней, хлопот все же было поменьше, чем с остальными. Она с раннего детства в балете, бездельем никогда не страдала, за нее не надо было переживать: куда пошла, чем занята. Аня у нас очень целеустремленная — всегда знает чего хочет.

А вот Настя была сложным подростком. Все время рвалась в клубы, на дискотеки, мы часто ссорились. Не хочу наезжать на гламурные журналы, но все же жаль, что с их страниц культивируются праздное времяпрепровождение, тусовки и клубы. Надеюсь, этап подросткового бунта, отрицания и непонимания, что родители желают добра, в нашей семье позади. (С улыбкой смотрит на дочь.)

— Настя, наверное, советы родителей казались вам старомодным бредом? У всех же молодых людей такое отношение к мнению старшего поколения.

Настя: В детстве я действительно считала, что родители говорят глупости и вообще меня не понимают. Например, я отпрашивалась переночевать у подружки, а мама сразу перенаправляла вопрос отцу. Такие решения принимает он. Папа не пускал, я плакала: папа злой. (Смеется.)

Но чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, насколько они были правы по многим вопросам. Случалось, маме не нравился кто-то из моих друзей. Общаться она, конечно, не запрещала, да и вообще от категоричных высказываний воздерживалась, но активно намекала на то, что человек с двойным дном. Я упиралась, спорила, что это не так, а потом, столкнувшись с лицемерием или подлостью, думала: надо же, какая у мамы интуиция и как хорошо она разбирается в людях!

Вообще, мне с родителями повезло, они мне доверяют. А это дорогого стоит. Чтобы у вас сложилось правильное представление о том, как меня воспитывали, я так скажу: вседозволенности не допускалось, хотя папа меня, конечно, балует. (С улыбкой.)

Полную свободу мне предоставили, когда я окончила школу экстерном и уже в 16 лет поступила во ВГИК. Из-за того что утром по пробкам до института из загородного дома не добраться, упросила родителей отпустить меня жить в нашу московскую квартиру. Мама сначала была против, предлагала вставать пораньше и досыпать в машине. Но потом пожалела меня. (Смеется.) Первое время она постоянно звонила мне на домашний номер: утром — чтобы разбудить, вечером — проверить, дома ли я. Конечно, я старалась оправдать ожидания, ни в какие истории не попадала, но, знаете, если уж говорить начистоту, не стоит слепо доверять своим детям. (С улыбкой.) Разные бывают ситуации.

Когда у меня самой будут дети, ни о каких ночных вечеринках и дискотеках до утра пусть даже не заикаются. (Смеется.)

Вера (с удивлением смотрит на Настю): Ну да, попробуй 15-летнего подростка куда-то не пустить! Мы Насте говорили: «Не пойдешь!», а она свое: «Нет, пойду!» И что делать в таком случае? Лупить? Закрыть ее на ключ? Приходилось отпускать, но просили кого-то из знакомых за ней присмотреть. Как-то Настя уговорила нас с Кириллом составить ей и ее подругам компанию в ночной клуб. Ну ладно, поехали. Вы видели, что там творится? Это же ужас! Только в России, да еще в странах третьего мира в ночные клубы пускают девочек начиная с 12-13 лет. Вроде ничего особенного — все просто танцуют. Но большего омерзения я, честно говоря, не испытывала. Они раскрашены, нетрезвы, к ним клеятся взрослые дяди, у которых дочери, а то и внучки тех же лет. Безобразная атмосфера! За Настю я переживала, но между тем понимала, что ей надо позволить переболеть такими увлечениями. И вот, слышите, как перевернулось сознание ребенка? Очень радует, что уже в 19 лет пришло понимание — родители правы.

Мне кажется, Настя меняется в лучшую сторону благодаря своему молодому человеку — Артему. Он нам очень нравится — целеустремленный, настоящий, не любящий, кстати, ночные клубы! Такие парни — большая редкость.

— Настя, расскажите о нем поподробнее.

Настя: Мы знакомы давно, но встречаемся чуть меньше года. Когда поняла, что Артем стал мне очень дорог, решила представить его семье. Первой — Маше, мне очень важно ее мнение. Потом — родителям. Я страшно переживала, когда мы ехали знакомиться. Слава Богу, что Артем всем моим близким пришелся по душе. Наши родители тоже подружились.

Моя мама вообще от Артема в восторге. Он и правда потрясающий: окончил музыкальную школу, играет на гитаре и пианино. Всю жизнь занимается спортом, чемпион Европы по карате, отучился в Финансовой академии, осенью поступил в магистратуру Международной школы бизнеса в Бостоне. Мы перебрались туда вдвоем. Я работаю на одной киностудии, набираюсь опыта. В Москву прилетаю на сессии: я ведь учусь на продюсерском факультете четвертого курса ВГИКа.

Артем хочет всего добиться сам. Моим родителям именно это очень понравилось.

— Настя, а мама вас учит, как правильно общаться с мужчинами? Что советует по этому поводу­?

Настя: Ну, например, она говорит, что если у женщины плохое настроение, оно не должно распространяться на ее мужчину. Не следует перекладывать на него то, с чем можно справиться самой. Мама считает, что мужчина — глава семьи, она вообще всегда за сильный пол. Недавно прилетела к нам с Артемом в гости. Мы с ним немного поспорили, и вдруг слышу: «Настя, замолчи. Артем прав». Даже обидно, хотелось, чтобы мама взяла мою сторону. (Смеется.) Она вообще постоянно его нахваливает. Мама очень любит и Женьку — Машиного мужа, и Аниного Стаса.

— А что мама считает по поводу раннего замужества? Не против, если вы с Артемом сыграете свадьбу?

Настя: Моя мама так же, как и Артем, считает: семью надо создавать, когда мужчина стоит на ногах и не зависит от родителей. Понятно, что если мы сейчас поженимся, у нас будет и красивая свадьба, и хорошая квартира — родители помогут. Но Артем хочет на все это заработать сам. Я уже натусовалась и впервые встретила человека, полностью соответствующего моему идеалу. У меня такое чувство, что он — моя судьба.

Вера: Мне кажется, что родителям вообще не стоит вмешиваться в решения своих взрослых детей. Захотят пожениться — пожалуйста, хоть завтра. Штамп в паспорте — это формальность. Он не делает людей счастливее или несчастнее. Самое главное, чтобы они любили друг друга и жили в согласии, чтобы ценили каждый день, прожитый вместе. Насте уже 19 лет — взрослый человек.

— Насте всего 19 лет, вам кажется, что в таком юном возрасте советы родителей излишни­?

Вера: Нет, советовать можно, но в частную жизнь своих взрослых детей лучше не вмешиваться. Они должны иметь свои собственные взгляды и принимать решения сами, так же как и нести за них ответственность. Я могу лишь ненавязчиво что-то подкорректировать, но ни в коем случае не давить. Все равно ведь дети обычно остаются при своем мнении. Зачем тогда конфликты?

— Вера, а насколько со своими родителями вы были близки?

Вера: Мама жила с нами, помогала поднимать девчонок. И всегда была в курсе моих переживаний. С ней, и с отцом я каждый день созванивалась, сейчас мои дочери делают то же самое — звонят по нескольку раз в день. Недопустимо, чтобы взрослые дети совершенно исчезали из поля зрения родителей.

— Вера, ваш муж — человек весьма обес­печенный. Как вам с ним удавалось чрезмерно не избаловать ребенка? Научить отличать пену от настоящего?

Вера: Я агрессивно реагирую на чрезмерное баловство детей, меня это сильно раздражает. Настю папа до сих пор балует. Но что тут поделать, если ему так хочется. Мне пришлось расслабиться и плыть по течению. Сейчас вообще непонятно, на что следует ориен­тироваться. Конечно, деньги — это хорошо, другое дело, что нужно прививать ребенку понимание истинных ценностей.

Настя знает, что я против всего чрезмерного, против культа вещей, против излишеств. С ее папой мы ищем компромисс, я не даю ему баловать дочь на полную катушку. (Смеется.)

Настя: Папа, конечно, позволяет многое, но мне и самой неловко транжирить его деньги. Мама считает, что я слишком озабочена нарядами. Но это неправда — такого никогда не было. Я люблю красивые вещи, разбираюсь в них, но без особого фанатизма. Мамино воспитание не проходит бесследно, я вижу, как она сама к деньгам относится.

Мама — жена обеспеченного мужчины, который обожает делать ей подарки и постоянно преподносит очень красивые украшения. Но мама их не носит! Она считает, что ценность жизни в другом: в работе, в друзьях, в семье. Для нее главное, чтобы человек был красив душевно. Честно говоря, я и сама так считаю.

Вера: Ну что ты сочиняешь?! А это что, по-твоему? (Показывает на роскошный перстень с самоцветами.) Насте так хочется думать, чтобы иногда выгуливать украшения самой. (Смеется.­)

— Вера, вот интересно, Настя такая красивая девушка, просто супермодель! Как правильно воспитывать таких привлекательных девочек, чтобы они не выросли надменными?

Вера: Может быть, это и не очень хорошо, но ни одну из своих дочерей я никогда не хвалила. Меня родители тоже как-то не очень баловали похвалой. Их любовь я чувствовала всегда, но такого, чтобы они говорили, какая я расчудесная, никогда не было.

Есть мамы и папы, которые слепо расхваливают детей, мне это кажется неправильным. Хотя, возможно, я пересмотрю и эти свои взгляды: у нас же дети подрастают — шестилетняя Полина, Анина дочка, и пятилетний Кирилл, Машин сын.

Настя: То, что я красивая, слышала только от других людей, не от родителей. Наверное, они просто не хотели, чтобы я зазналась, думала, что лучше других. (С улыбкой.) Поэтому к своей внешности отношусь довольно критично­. Мама вообще всю жизнь мне говорит, что я толстовата. Сколько себя помню, постоянно надо себя ограничивать в еде, потому что склонна к полноте. А поесть я очень люблю, как назло, обожаю сладкое и мучное. Сколько угодно могу съесть булочек… Мама говорила: ешь, конечно, но учти: будешь толстой! А няня меня баловала — втайне от родителей мы пили с ней на ночь чаек с бутербродиками.

— Настя, есть что-то такое, что хотелось бы улучшить в отношениях с мамой?

Настя: Мне бы хотелось больше нежности и ласки. Мама не очень любит обниматься… Постоянных уси-пуси между нами нет — она такой сдержанный человек. Даже внуков не особо тискает. (Смеется.) Правда, на отдыхе, а я до сих пор обожаю отдыхать с родителями вместе, мы с мамой валяемся в кровати.

У нас это называется «пойдем поваляемся». Раскладываем подушки по всей кровати и лежим, болтаем — это немыслимая для меня радость. Осенью мама прилетела к нам в Америку, а я как раз заболела. Поднялась температура, мама прилегла рядом со мной, я ее обняла и уснула, так хорошо стало, будто бальзам на душу.

Вера: Мне даже нечего ответить. Наверное, она права. Я действительно не очень люблю сю-сю — такой уж я человек. Даже когда дети были маленькими, разговаривала с ними как со взрослыми людьми.

— Настя, чему самому главному вас научила мама?

Настя: Много чему. (Задумывается.) Самое главное, наверное, — от нее и от папы я переняла любовь к семье. Для родителей самое важное, чтобы были устои, традиции, чтобы мы регулярно собирались за одним большим столом — дети, внуки, племянники. Мама с папой этим сильно дорожат. Теперь и я понимаю, что без семьи никуда. Это самая главная ценность в жизни. Мама очень доверяет и любит нас, детей, папу и своих подруг. И я также: очень люблю своих близких людей.

Вера: Мне нравится, что Настя сейчас так сильно меняется. На первое место начинает ставить человеческие отношения. А ведь еще совсем недавно забывала позвонить, и меня это очень раздражало. И вот перебралась в Америку и звонит мне каждый день, просто спросить как дела. Значит, мы прошли проверку на крепость наших отношений. Я с удивлением слушаю ее ответы на ваши вопросы и радуюсь, что она стала ценить то, что ценю я. Для меня это очень важно!

Настя: А мне важно, что моя мама счастлива. Любимая работа, рядом любимый мужчина — мой папа. И все у нее хорошо. Ее все любят: мои сестры, папа, внуки, друзья. Посмотрите на нее — она же вся светится!

Семья: муж — Кирилл; дочери — Анна Нахапетова (артистка балета Большого театра), Мария Нахапетова, Настасия Шубская (студентка ВГИКа); внуки — Полина (6 лет) и Кирилл (5 лет)

Карьера: снялась более чем в 50 фильмах, среди них: «На край света», «В четверг и больше никогда», «Не стреляйте в белых лебедей», «Торпедоносцы», «Выйти замуж за капитана», «Сошедшие с небес», «Бедная Саша», «Женщин обижать не рекомендуется», «Наследницы».

Режиссер фильмов «Сломанный свет», «Заказ», «Чертово колесо», «Одна война», «Месяц в деревне». Преподает в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино». Народная артистка России

Родители Насти познакомились в 1991 году на одесском кинофестивале «Золотой Дюк». 27-летний миллионер-судовладелец Кирилл Шубский с первого взгляда влюбился в очаровательную 35-летнюю актрису Веру Глаголеву и засыпал ее букетами роз и роскошными подарками. Он окружил заботой и вниманием Аню и Машу, дочерей Глаголевой от первого брака с Родионом Нахапетовым. Актриса не смогла устоять перед натиском импозантного бизнесмена и ответила на его чувства. Она бросила кино, забрала детей и на два года уехала с любимым в Швейцарию. Там 16 ноября 1993 года и появилась на свет их дочь Настасья.


Девочка родилась при необычных обстоятельствах. Врачи местной клиники не знали русского языка, и Вере пришлось позвонить подруге, которая переводила роженице рекомендации акушеров. С первых своих дней малышка была окружена любовью и обожанием, перед ней были открыты все двери, каждое ее желание тут же исполнялось. При этом она росла упорным, уверенным в себе и самостоятельным ребенком, способным отстоять свою точку зрения.


В детстве занималась теннисом, фигурным катанием и гимнастикой, позднее увлеклась балетом по примеру сестры Ани. В подростковом возрасте дебютировала в фильме «Ка-де-бо» (2005), который так и не был закончен. Спустя год она исполнила роль дочери героев Алены Бабенко и Ильи Шакунова в картине Веры Глаголевой «Чертово колесо» (2007).


Карьера

Окончив экстерном школу, Настя поступила во ВГИК на продюсерский факультет, переехала из родительского дома в съемную квартиру. С этого момента началась ее взрослая самостоятельная жизнь. В 2009 году она снялась вместе с матерью в ее очередной ленте «Женщина желает знать…», а через два года приняла участие в бале дебютанток модного дома «Шанель».


Ее появление не осталось незамеченным, и Настасья всерьез задумалась о модельной карьере. Ей стали поступать приглашения от престижных глянцевых изданий, а в 2015 году одетая в платье от Валентина Юдашкина Шубская стала королевой модного показа, устроенного на 20-летие фонда «Русский силуэт».


Но работа модели скоро наскучила амбициозной девушке и стала для нее, скорее, хобби. Настасья переехала в Соединенные Штаты и поступила на актерские курсы в Лос-Анджелесе, намереваясь посвятить свою дальнейшую карьеру кинематографу.

Личная жизнь Анастасии Шубской

Само собой разумеется, что с юных лет очаровательную дочь влиятельных и богатых родителей окружали толпы поклонников. Первый серьезный роман у Насти случился в девятнадцать лет – с известным финансистом Артемом Большаковым. Шубская даже собиралась за него замуж, однако после отъезда бизнесмена в Соединенные Штаты их чувства постепенно сошли на нет.


Но Настасья недолго оставалась одна, и вскоре поползли слухи о ее романе с легендой мирового хоккея Александром Овечкиным. Их первая встреча произошла много лет назад, на Олимпиаде в Пекине, куда Настя приехала вместе с отцом.


Позже они не раз пересекались в общих компаниях, но встречаться начали после того, как Шубская описала в своем инстаграме происшествие, случившееся с ней на отдыхе в Эмиратах. Тогда девушка чуть не утонула, и Александр посчитал нужным поддержать ее и справиться о самочувствии.


Завязалась переписка, за которой последовала личная встреча. С тех пор влюбленные не расстаются. В августе 2016 года они официально зарегистрировали свои отношения, а 8 июля 2017 года отпраздновали в Москве роскошную свадьбу. Анастасия взяла фамилию мужа. Еще до того как стать супругой прославленного хоккеиста, Анастасия дала интервью свадебному изданию Wedding, в котором призналась, что готова стать мамой: «Дети должны рождаться в браке. Так как мы планируем детей, то почему бы не узаконить наши отношения уже сейчас».

И снялась еще в нескольких картинах своего мужа: "Враги" (1977), "Не стреляйте в белых лебедей" (1980), "О тебе" (1981) "Идущий следом" (1984), "Зонтик для новобрачных" (1986).

Также актриса снималась и у других режиссеров: в фильмах "В четверг и больше никогда " (1977) Анатолия Эфроса, "Звездопад" (1981) Игоря Таланкина, "Торпедоносцы" (1983) Семена Арановича, "Прости нас, первая любовь" (1984) Михаила Якжена, "Искренне Ваш" (1985) Аллы Суриковой, "Эти… три верные карты…" (1988) Александра Орлова и др.

За главную роль в фильме "Выйти замуж за капитана" (1985) Виталия Мельникова Глаголева получила звание "Лучшей актрисы 1986 года" по результатам опроса журнала "Советский экран".

В 1990-х годах актриса сыграла главные роли в фильмах "Исполнитель приговора" (1992), "Устрицы из Лозанны" (1992), "Ночь вопросов…" (1993), "Я сама" (1993), "Женщин обижать не рекомендуется" (1999), сериале "Зал ожидания" (1998).

Среди ее ролей 2000-х годов — главные роли в картинах "Другая женщина, другой мужчина" (2003), "С ног на голову" (2003), сериалах "Маросейка, 12" (2000), "Наследницы" (2001, 2005), "Женщина желает знать…" (2008).

В 1990 году Вера Глаголева дебютировала как режиссер фильмом "Сломанный свет", где сыграла главную роль. Затем она сняла картины "Заказ" (2005), "Чертово колесо" (2006). Четвертая режиссерская работа Веры Глаголевой — драма (2009) еще до выхода в прокат завоевала более десятка кинопремий.

В 2012 году в сотрудничестве с Александром Фраскевичем-Лайе она сняла мелодраму "Случайные знакомые" .

Последняя картина Веры Глаголевой "Две женщины" (2014) по пьесе Ивана Тургенева "Месяц в деревне" снималась . Помимо российских актеров Анны Астраханцевой, Ларисы Малеванной, Александра Балуева, в фильме снимались француженка Сильви Тестю, немец Бернд Мосс и известный актер мирового кино, британец Рэйф Файнс.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов Вера Глаголева была занята в театральных проектах. В театре Антона Чехова она играла в постановке "Поза эмигранта" (1998), в антрепризе "Мосфильм-ТВ" — в спектакле "Русская рулетка" (1999), в Театре под руководством Олега Табакова — в постановке "Под небом голубым" (2006).

Творчество Глаголевой было отмечено призами ряда кинофестивалей: МКФ Pacific meridian во Владивостоке (2005), МКФ в Каире (2009), КФ "Окно в Европу" в Выборге (2009), КФ "Московская премьера" (2009), КФ "Амурская осень" и др.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Бывшая жена народного артиста, Вера Глаголева, застукала партнёра в гостиничном номере с проституткой

Народный артист Родион НАХАПЕТОВ отмечает на этой неделе 70-летие. В честь знаменательного события Первый канал сделал документальный фильм «Голливудские грезы Родиона Нахапетова», в котором мэтра поздравили Эрик РОБЕРТС, Гарри БЬЮЗИ, Андрей СМОЛЯКОВ и многие-многие, кто с ним работал и дружил. Уже четверть века артист живет в США. Но бывает и в России, где снимается и снимает кино, навещает дочек (от первой жены Веры ГЛАГОЛЕВОЙ) и двух внуков. Накануне юбилея мы дозвонились с поздравлениями Родиону в Лос-Анджелес. Кроме того, своими наблюдениями и воспоминаниями поделились люди из его окружения.

Нынешний день рождения буду встречать вместе с супругой Наташей (вторым браком Нахапетов женат на гражданке США из семьи русских эмигрантов, кинопродюсере Наталье Шляпникофф.), - говорит Родион Рафаилович. - Думаю, будет романтично: арендуем корабль и выйдем в Тихий океан, где и отпразднуем только вдвоем. Мы вместе уже 25 лет, и эту дату тоже отметим как следует. Наташа - самый близкий и родной мой человек. А застолье для друзей и родственников организуем в Москве в феврале. Я же не эмигрировал - живу на две страны. В Первопрестольной у меня квартира на Ломоносовском проспекте. Летом с супругой туда приезжаем, а зиму проводим в нашем доме в Лос-Анджелесе, где круглый год солнце, полезное для моего здоровья.
В США Нахапетов отправился в 1989-м в надежде построить карьеру в Голливуде. Но пробиваться приходилось тяжело. Говорили, что из-за череды неудач Родион даже собирался наложить на себя руки.

Конечно, я очень переживал из-за финансовых трудностей: негде было жить, не складывалось по работе, многое не получалось, - продолжает Нахапетов. - Но рядом находилась Наташа - человек, которого я очень полюбил. А вдвоем намного легче решать проблемы. Наташа - образец профессионализма, очень душевный и отзывчивый человек. В нынешнем году у нее тоже юбилей - 60-летие. Правда, в Америке не принято с размахом отмечать круглые даты. Но у нас очень гостеприимный дом (точнее, два больших дома), сейчас мы обеспеченные люди.

Два самоубийства

Что такое самостоятельно уйти из жизни, Родион знает не понаслышке. Во время учебы во ВГИКе (а Нахапетов дважды окончил этот вуз - сначала получил диплом актера, а позже - режиссера) практически на его глазах свели счеты с жизнью два педагога. Повесился на дереве кинопостановщик и поэт Владимир Китайский, а спустя год добровольно ушел из жизни 23-летний Юрий Ягодинский, который принимал вступительные экзамены у нашего героя. Ягодинский жил в общежитии, в комнате напротив Нахапетова. И однажды ночью удавился на ремне, намотав его на спинку кровати. Чтобы доставить тело Юрия из Москвы на родину в Горький, друзья обмотали его полиэтиленом, посадили в «Москвич» и везли так 450 километров.

Конечно, все это не могло не повлиять на впечатлительного Родиона. А спустя год после получения первого диплома, когда 22-летний Нахапетов снимался во Владивостоке в фильме «Пароль не нужен», он узнал, что в Москве при смерти его 44-летняя мама, и срочно вылетел в столицу.
- Мама Радика одна растила, - говорит однокурсница Алла Мещерякова. - Родители познакомились в партизанском отряде, где вместе воевали. В детстве Нахапетов считал, что его отец погиб на фронте, а позже выяснилось, что после войны тот просто вернулся к своей семье в Армению. И вот теперь мужественная Галина Антоновна, умная и очаровательная женщина, воспитавшая такого замечательного сына, умирала.

Друг Родиона, который помогал ему провожать маму в последний путь, мне потом с грустью сказал: «Мы хоронили красоту». Даже представить трудно, какие потрясения выпали на долю Нахапетова. Он еще во время учебы был закрытым, никогда не делился сердечными тайнами. Впрочем, и донжуаном не был. Хотя у нас на курсе учились очень красивые девочки, напримерЛюда Аржаникова и Наташа Величко.
Последняя подтвердила слова однокурсницы:
- Родион не казался мне героем-любовником. И дело тут не в его невысоком росте - он особо ни с кем не дружил, со всеми поддерживал нейтральные, если не сказать прохладные, отношения. Не знаю почему, может, считал себя умнее других. Впрочем, так это и было - он умнее многих! И очень загадочный.
- Да, я не тот человек, который слишком часто влюбляется, совсем не быстро раскрываюсь, - подтвердил сам Нахапетов. - Хотя все фильмы, которые я снял, - о любви. О любви к женщине, природе, к животным и о том, как она преображает человека.

Вопрос к Богу

С первой женой - Верой Глаголевой - Родион познакомился, когда ему было 30, а ей - 18. Вместе с подругой, работающей на «Мосфильме», Вера пришла на просмотр фильма. И в буфете девушку в модных штанах-трубах, расклешенных от бедра, приметил оператор Владимир Климов. Он-то и пригласил ее на пробы в ленту «На край света...», которую снимал Родион.
- Роман Нахапетова и Веры начался на моих глазах, - говорит актер Вадим Михеенко, сыгравший в ленте одну из ролей, отец Егора Берова. - Родион культивировал, чтобы мы были внимательны друг к другу, ведь должны были играть любовь, яркие эмоции. Однажды она вломилась ко мне в номергостиницы, хотя я ее не пускал, потому что проводил время с проституткой. Увидев это безобразие, она стала по-другому относиться к Нахапетову - он-то подобных вольностей никогда не допускал. От Глаголевой в ту пору глаз невозможно было оторвать. Родион жутко ревновал ее ко мне. Однажды ко мне в Москву приехал знакомый американец, и мы вечером собрались в кафе с ребятами и девчонками. Была и Вера. Но вскоре туда ворвался Родион и быстро увел любимую. Я его понимаю: когда с человеком работаешь, занимаешься творчеством, нельзя отвлекаться на какие-то другие вещи, переходить грань. Я-то спокойно к этому относился, а Родион трепетно. Этой трепетности я у него учился.
У пары родились две дочки - Аня и Маша, но появление детей нисколько не помешало успешной карьере супругов. Вера и снималась у мужа (у них пять совместных картин), и принимала приглашения других режиссеров. А в 1987-м Нахапетов закончил работу над лентой «На исходе ночи», места в которой для жены, увы, не нашлось. Именно эта картина, купленная для показа в США, и разбила их брак. Нахапетов решил, что появился его шанс закрепиться в Америке, и улетел в Штаты. Семью он оставил на родине.
- Жизнь - сложная штука, - многозначительно комментирует ту ситуацию Нахапетов. - Уверен, Вера и без меня бы состоялась в жизни. В какой-то степени я ей помог в начале карьеры, на нее обратили внимание, а дальше сыграли ее талант и харизма. Теперь она и сама режиссер... Когда наши девочки были маленькими, чаще общались с Глаголевой, а сейчас нет общих вопросов, дочки не нуждаются в опеке. Хотя у меня с ними никогда не прерывались отношения, они часто бывают у меня дома в Америке. Кстати, дочку своей жены Наташи я с пяти лет воспитывал и тоже считаю своей. Думаю, я хороший отчим: помог в становлении Кати, давал ей советы, иногда проявлял строгость, надеюсь, она об этом не жалеет... У меня три дочки. И ни одного сына. Но это вопрос не ко мне, а к Богу. А у моего отца, которого я никогда не видел, было три сына. Я ездил в Ереван на могилу к папе, общался со сводным братом, который многое мне рассказал.
Напоследок Нахапетов поделился главной сегодняшней мечтой:
- Хочу снять фильм о подвиге моей мамы. Она в 21 год перешла линию фронта с заданием подпольной организации. Этот путь длился полгода, ее поймали, приговорили к смерти, но она бежала из концлагеря. И я был вместе с ней, будучи в утробе. И теперь, уже в картине, я бы хотел снова пройти этот путь.

Она была хрупкой и непредсказуемой, ранимой, но вместе с тем очень сильной и принципиальной. Вера Глаголева блистательная актриса и настоящий мастер перевоплощения, востребованная и неординарная актриса, которая не сломалась под бременем обстоятельств и ударов судьбы.

Вера Глаголева стала знаменитой после выхода картин «Не стреляйте в белых лебедей», «Торпедоносцы», «Выйти замуж за капитана», «Маросейка, 12».

Детство

Родилась Вера Глаголева 31 января 1956 года в Москве. Папа Виталий Павлович преподавал физику и математику, мама Галина Наумовна была учительницей в младших классах.

Семья жила в самом центре столицы, у Патриарших, в той квартире, которая осталась им от деда по маминой линии. В 30-х годах он конструировал скоростные поезда. Дед был известным человеком, работал в Наркоме путей сообщения. Его расстреляли в 1938 году. Бабушка по маминой линии работала врачом. Ее тоже арестовали в 1938-м,но не расстреляли, а как жену изменника отправили в Акмолинский лагерь для жен изменников Родины.

Кроме Веры в семье еще подрастал старший сын.

Когда девочке исполнилось шесть лет, семья переехала в собственную квартиру в Измайлово. Там они прожили четыре года. В 1962-м Глаголевы были командированы в ГДР, где 5 лет учили детей русских дипломатов в школе № 103 в Карл-Маркс-Штадте. В 1966 году они снова вернулись в Москву. Вере очень понравилась стрельба из лука, и она начала интенсивно заниматься этим видом спорта, несмотря на то, что была довольно хрупкой и нежной девушкой.

Прошел всего год, а Вера уже сумела стать мастером спорта и вошла в сборную столицы. Стрельба из лука больше относится к мужским занятиям, потому что приходится постоянно поднимать тяжести — один лук весил аж 16 кг.

Папа настаивал, чтобы Вера пошла в секцию художественной гимнастики, но ей нравились мальчуковые игры, такие как казаки-разбойники. Стрельба понравилась девочке еще и потому, что у спортсменов была очень красивая форма белого цвета, которая прекрасно смотрелась в сочетании с зеленым луком.

Фильмы

Вера Глаголева не училась в театральном вузе, но тем не менее сумела стать знаменитой актрисой, популярной и востребованной. Первый опыт в кино состоялся буквально после окончания средней школы. В 1974 году она случайно оказалась в киностудии «Мосфильм», где стала свидетелем подготовки к съемкам фильма «На край света…». Симпатичная девушка привлекла внимание одного из участников процесса, и он предложил Вере попробовать свои силы в кинематографе. Им как раз нужна была актриса на роль девочки Симы, которая отстаивает свои чувства.

В 1977-м Глаголева получила приглашение от режиссера А.Эфроса на участие в картине «В четверг и больше никогда». Вере досталась роль девушки Вари. Эфрос был просто в восторге от игры молодой актрисы, и после съемок пригласил ее к себе в театр на Малой Бронной. Глаголева ответила отказом, хотя потом много раз жалела о своем решении.

В 80-х ее карьера пошла вверх — Веру постоянно приглашают на съемки, она сыграла в нескольких десятках картин. Среди самых интересных можно отметить «Не стреляйте в белых лебедей», «Звездопад», «Торпедоносцы».

Но настоящая популярность пришла к Вере после съемок в картине «Выйти замуж за капитана», в которой ей досталась роль журналистки Елены. Первоначально в картине должно было быть четыре главных героини, но сценарий решили переписать, и оставить одну журналистку Лену. Глаголева отлично справилась с этой ролью, ее героиня предстала во всей своей неприкаянности и показной независимости. После выхода фильма Глаголева получила звание лучшей актрисы года, по мнению журнала «Советский экран».

После этого была работа в картине «Искренне Ваш…», снятой режиссером . Она сыграла Екатерину Корнееву, которая сумела найти выход из всех трудных ситуаций, которые возникли у нее в судьбе. После выхода ленты многочисленная зрительская аудитория решила, что это рассказ о них самих, об их трудных судьбах. Глаголева стала всенародной любимицей.

Кризис 90-х практически не отразился на творческой биографии актрисы — ее снимают много и часто. Она играла сильных, стойких и независимых женщин. Все ее героини были положительными, ведь режиссерам даже не приходило в голову предложить ей сыграть стервозную роль — слишком мягкая и доверчивая внешность была у актрисы.

В новом веке Вере Глаголевой стали предлагать роли в сериалах. В эти годы она снимается в лентах «Маросейка, 12», «Женщина желает знать», «Обручальное кольцо». Фильмография актрисы насчитывает более четырех десятков ролей.


Фото: Вера Глаголева в сериале «Моросейка 12»

В 1996-м Вера Глаголева стала Заслуженной артисткой РФ, в 2011-м получила звание Народной артистки России.

В 2008-м Вера Глаголева была одним из членов жюри, оценивавших КВН. С 2011 по 2014-й была руководителем мастерской в Московском институте «Останкино»(МИТРО).

Веру Глаголеву приглашали работать в антрепризу, от которой она никогда не отказывалась. Она сотрудничала с театром и Театром-студией «Табакерка».

Режиссерская карьера

В 1990-м состоялся дебют актрисы в качестве режиссера. Она сняла картину «Сломанный свет», в которой затрагивалась проблема безработных актеров. Но на экраны фильм попал только через одиннадцать лет.

В 2005-м Вера Глаголева сама написала сценарий и сняла картину «Заказ», в 2008-м она стала режиссером ленты «Чертово колесо», которая была награждена гран-при 1-го кинофестиваля России под названием «Золотой феникс».

В 2010-м Глаголева сняла еще одну картину, которую назвали «Одна война». Этот фильм стал ее самым любимым и самым серьезным проектом. В фильме рассказывается о нелегкой женской доле в годы войны.

В 2012-м Глаголева сняла мелодраму «Случайные знакомые», в 2014-м стала сценаристом, режиссером и продюсером фильма «Две женщины». Это был настоящий интернациональный проект, ведь главных персонажей сыграли русские, французские и британские актеры. Картина была отмечена многочисленными международными наградами, очень понравилась отечественным и зарубежным критикам и стала настоящим возрождением экранизации произведений классиков.

Личная жизнь

Личная жизнь актрисы сложилась не сразу. Первым ее мужем стал режиссер , знакомство с которым состоялось на киностудии «Мосфильм» в 1974-м. Ее избранник был старше на двенадцать лет. Их бракосочетание состоялось в 1976 году. В 1978 году у них родилась дочка Анна. Она продолжила славную родительскую традицию — Анна актриса и балерина. Она состоит в труппе Большого театра и активно сотрудничает с кинематографом. Она снималась в нескольких фильмах своей мамы. Была замужем за Егором Симачевым, от которого в 2006-м родила дочь Полину.


Фото: Вера Глаголева с мужем и дочерью

В 1980-м в семье Нахапетова и Глаголевой родилась дочь Мария. Вместе с мужем она уехала в Штаты, постигала компьютерную графику в специальной школе. Развелась с первым мужем, переехала в Москву и вышла замуж еще раз. В 2007-м подарила Вере внука Кирилла, в 2012-м внука Мирона.

В 1991-м Родион и Вера развелись, он уехал в Америку, она с детьми осталась на родине.

Буквально сразу после развода Вера Глаголева познакомилась со своим вторым мужем. Его звали Кирилл Шубский, у него был свой бизнес, и он был моложе Глаголевой на 8 лет. Роман развивался очень быстро, и вскоре состоялась их свадьба и венчание. В 1993-м они стали родителями дочери Анастасии, которая родилась в одной из частных клиник Швейцарии. Вера была очень счастлива в этом браке, муж сумел полностью оградить свою талантливую жену от бытовых проблем, и предоставить ей все возможности для творчества.

В 2005-м в прессе поползли слухи о внебрачном сыне Шубского, которого родила гимнастка С.Хоркина. Глаголева не стала комментировать это «событие», брак не распался, даже стал крепче и прочнее.

Чтобы сохранить свою молодость и красоту, Вера не мучила себя постоянными изнуряющими тренировками, и не принимала никаких медицинских препаратов. Она предпочитала занятия спортом и физическими упражнениями, иногда ее даже посещали мысли о пластике, но прибегнуть к ней она не успела.

Причина смерти

Вера Глаголева умерла 16 августа 2017 года в Германии. Ей было всего 62, но онкология сделала свое черное дело. Кирилл Шубский говорил, что Вера боролась с недугом давно, но в 2017-м она участвовала в Московском кинофестивале и выдала свою дочь Анастасию замуж. Ее избранником стал хоккеист А.Овечкин. Глаголева уже была тяжело больной в то время, но не подавала виду, чтобы не портить дочери самое главное событие жизни.


Фото: Похороны Веры Глаголевой

Ее смерть шокировала не только родных и близких, но и широкую общественность. Ее кончина стала настоящей трагедией не только для поклонников актрисы, но и простых зрителей, которые хоть раз в жизни видели ее фильмы.

Местом упокоения Веры Глаголевой стало Троекуровское кладбище в столице. Ее похоронили 19 августа, после прощания, которое состоялось в Доме кино. Прощание было многолюдным, на нем присутствовали не только родственники и коллеги, но и многочисленные коллеги. Прощание длилось несколько часов, потому что собралась целая живая очередь из тех, кто хотел провести актрису в последний путь.

Вера Глаголева была настоящей актрисой, талантливой и очень знаменитой. Именно такой она и останется в памяти благодарных поклонников, которые с удовольствием смотрят фильмы с ее участием.

Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .