Вдовец ии саввиной. «Такая великая и несчастная»

В канун 80-летия Ии Саввиной мы попросили вспомнить о ней близких актрисе людей, ее коллег. Первым откликнулся самый близкий ей на протяжении 30 последних лет жизни человек - ее муж, актер Театра на Таганке Анатолий Васильев. Ровно пять лет назад овдовевший.

Первое, что приходит в голову, когда я задумываюсь об Ие, - это воспоминания о том, как мне с ней было хорошо, - начинает разговор Анатолий Исаакович. - У актеров есть такое выражение - органичный человек. Вот она была для меня безумно органична, жить с ней мне было необычайно легко, комфортно. Вот сижу дома, звонок в дверь, Ия пришла - мне сразу же хорошо!

А вот говорят, что она была очень резкой, могла иной раз и послать подальше...

Анатолий Васильев: Да, бывало такое. Это происходило в том случае, если происходящее не совпадало с ее представлением о совершенстве. У нее были очень высокие требования к жизни, к происходящему вокруг. Я на ее эскапады не реагировал, всегда дожидался, пока этот кипяток перестанет бурлить, другие - бледнели, краснели, начинали заикаться. Такое маленькое существо - и так вулканически взрываться...

А пыль после "взрыва" быстро оседала?

Анатолий Васильев: Когда как. Иного пошлет куда положено, и тот месяц-другой над собой работает, ее расположение возвращает. Эти взрывы, скажу вам, чаще происходили в приятельских отношениях, если человек не близок, она на него и взрываться-то не будет. А вот те, кто дорог и интересен, получали "по полной".

Одной из главных отрад вашей семейной жизни была дача в Щелыкове.

Анатолий Васильев: Да, 500 километров от Москвы - уезжаешь к чертовой матери, всякая цивилизация кончается и начинается вегетативная жизнь. Лес, грибы, в огород забегают лисы, запрыгивают зайцы, в лесу из-под тебя глухари вылетают...

Ие Сергеевне, городской, воронежской, это было нужно?

Анатолий Васильев: Да она всю жизнь говорила, что она крестьянка! Они жили в пригороде Воронежа, свой дом, огород. На нашем видео есть кадры, как она с серпом сладострастно лезет под кусты, полет траву, высаживает семена, за которыми потом надо будет ухаживать все лето. При этом ругается, что устала как собака, а с утра снова. Парники, помидоры, засолить, закрутить, до трех утра возиться с этим... На балконе до сих пор остались закрученные ею банки с кабачками, с морковью.

Готовила, наверное, вкусно...

Анатолий Васильев: Вкусно - это мягко сказано. Готовила грандиозно. На том же балконе - две полки длиной по полтора метра, полные кулинарных книг: кухня еврейская, таджикская, украинская, белорусская, латиноамериканская... Есть даже два тома Молоховец позапрошлого века. Любимые рецепты были те, что рассчитаны недели на две готовки, а еще лучше на месяц. Вот у Молоховец есть рецепт "цыплята на манер рябчиков". Птиц надо вымачивать, чего-то им впрыскивать, добавлять можжевеловых ягод и еще всякого, пока они на вкус рябчиков не начнут напоминать. Дней 15-20 процесс шел.

И как успевала при этом...

Анатолий Васильев: Да, успевала - писать учебные программы, статьи, учить роли. Я ж никогда не видел, чтоб она роль учила! Тем не менее когда она выскакивала на сцену, то выдавала монологи по 5-7 минут. И никогда не было спешки, истерики - "не успела туда, не успела сюда": все спокойно, не спеша, покряхтывая, покуривая.

А ведь на ней был еще Сережа, сын с синдромом Дауна. Ему сейчас уже 58...

Анатолий Васильев: На Сергея было потрачено много усилий не только Ией, но и ее свекровью, подругами, друзьями. Одни учили его играть на пианино, другие английскому, кто-то занимался с ним литературой, и теперь Сережа учит и прекрасно читает стихи - Пушкина, Окуджаву. А лет 6 назад начал вдруг рисовать, этому его никто не учил. Начал с фломастеров, перешел на гуашь. Две выставки уже было.

Прямая речь

Валентин Гафт: Я обратил на нее внимание еще до выхода "Дамы с собачкой". Год где-то 59-й, я спускаюсь по лестнице на "Ленфильме", и в профиль у окна стоят двое, облокотившись о стенку. Это были Саввина и Хейфиц, режиссер "Дамы...". Оторваться было нельзя - мутноватое окно, два прекрасных профиля: картинка, будто кистью писанная, такой тонкости, нежности. И я подумал тогда: вот где, наверное, разговор о прекрасном...

У нее была потрясающая способность создавать. Она не мелочилась, ей надо было играть только глубокие человеческие вещи. Иной раз смотришь на нее в сцене и думаешь: господи, как же она хорошо знает жизнь, людей, как точно логику человека улавливает, чувствует болевые точки...

Елена Проклова: На ее счастье, у Ии Сергеевны не было актерского образования, играть ее не учили, и в каждой своей роли она на 100 процентов жила, до самозабвенья, выкладывая всю душу, без актерства, без того, чтоб придумать "образок" и его играть.

А на отдыхе - это был просто другой человек. На даче в Щелыкове мы, помню, идем по лесу, грибы собираем, а она все вскрикивает: "Ах ты поганец какой, вылез тут!", "А этот-то, как смотрит на меня!" Она разговаривала с ними, каждому давала прозвище, и было видно, что человека оторвали от природы, сунули в этот город, и она, кажется, прожила жизнь не совсем в своей тарелке. В театре я ее никогда такой не видела. А кстати, "поганец" - это было не про поганку, а про беленький...

Игорь Верник: Вспоминаю ее такой: с сигареткой, легкая, озаренная, улыбается. Она была нежна с теми, кто ей был близок, со мной всегда держалась как старший товарищ. Помню, как-то в 80-х, когда я снимался в первых клипах, рекламных роликах, встречаемся в коридоре МХАТа, и она бросает мне так, на ходу: "Ну что, улыбка на миллион долларов?"

На репетициях всегда сидела с книжкой или с кроссвордом. Кроссворды были такие, которые среднестатистический человек решает за час, а у нее уходило несколько минут. Потом пошли книжки из кроссвордов. Она никогда не позволяла себе расслабленности, голова всегда должна была работать, не простаивать.

Актриса, журналист, литературовед

Сергей Юрский :

Что такое творческий человек? Творчество - это особый способ жизни, где сохранение своего внутреннего огня является самым главным. И ради этого перетерпеваешь все. Ее жизнь была очень трудной, но Ия преодолевала это творчеством. Актерски - но не только.

Ия Саввина - блестящая журналистка с университетским дипломом, знаток литературы и литературовед, автор киноведческих очерков об Ульянове, Раневской, Орловой, грузинских комедиях... Актерская работа отодвинула в сторону эту ее ипостась. И вот случилась - Шаболовка, Главная редакция научных, художественных и учебных программ. Особенный канал, связанный с театром, литературой, с классикой. И литературная работа для ТВ, на мой взгляд, вошла в пятерку главных достижений Ии.

Ее сценарии стали основой для инсценировок "Театра Тургенева" и "Театра Салтыкова-Щедрина" для "Учебки". Фильм тургеневский был снят всерьез, мы не просто разыграли сцены, а выезжали в Спасское-Лутовиново, актеры, режиссеры, Ия - как автор и редактор группы. В фильме по Салтыкову-Щедрину сыграла и она сама, а потом мы все: Тенякова, Богатырев, Ия, я, уже без грима зачитывали и обсуждали письма, дневники Михаила Евграфовича...

Они такие разные. Марина Неелова и Ия Саввина. Разные типажи, разные роли. Но есть в их судьбах кое-что общее. У каждой в жизни - одна большая тайна, имеющая отношение к их детям. А еще - один человек, который в разное время называл себя мужем обеих актрис.

ТАЙНА ОТЦОВСТВА

Главная тайна Марины Нееловой - ее дочь. Точнее имя отца девочки. Когда-то вся богемная Москва с удивлением и некоторым восторгом взирала на страстный роман между известнейшей актрисой и только набиравшим популярность шахматистом Гарри Каспарофвым. Они познакомились в 1984 году в гостях у прославленной фигуристки Татьяны Тарасовой (которую нынешнее поколение знает исключительно по ледовым шоу Первого канала) и ее мужа, пианиста с мировым именем Владимира Крайнева. Каспарову - 21 год. Нееловой - на 16 больше. Их такая мелочь, как разница в возрасте, интересовала мало. Окружающие, конечно, вздыхали, охали, ахали, осуждали, благословляли, но, даже не понимая, принимали. Как минимум - в свои компании. Так Гарри Каспаров стал вхож в лучшие дома столицы.

Только один человек, как гласит народная молва, был резко против этих отношений. Мама юного шахматиста, властная и непоколебимая Клара Шагеновна, чье веское слово для Гарри было законом. Все два года этого романа она лишь наблюдала за его развитием. Но когда стало известно об «интересном положении» Нееловой, наконец вмешалась. И вроде как после этого вмешательства Каспаров, повинуясь воле матери, дал отставку своей возлюбленной.

Столичный бомонд тогда повел себя на удивление единодушно. После такого поступка Каспарова все дружно встали на защиту Нееловой. А Валентин Гафт во всеуслышание объявил, что отныне шахматисту закрыт доступ в приличные дома столицы.

В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочь Ника. Вопрос об ее отцовстве нередко поднимался в театральных кругах, но сама актриса всегда пресекала его на корню. Гарри Каспаров тоже никаких комментариев на этот счет не давал. Лишь однажды, когда о возможном отцовстве его спросили без обиняков, прямо в лоб, ответил расплывчато: «Определенно этот вопрос (во всяком случае для меня) не разрешен». И поди ты пойми, что имелось в виду...

Сама Марина Неелова после нескольких лет затворничества неожиданно вышла замуж за дипломата Кирилла Геворгяна, уехала из страны и сбежала таким образом от ненужных пересудов. В конце концов, родители ребенка - те, кто его воспитал. А дочь Нееловой Ника выросла в полной семье, где ее все любили и обожали. Сегодня Ника достойно представляет фамилию своей матери. Хотя она не выходит на сценические подмостки, однако тоже выбрала творческую профессию. Ника - художник, о самобытных работах которой ныне говорят по всей Европе. И это не преувеличение. В конце 2010 года девушка стала победительницей престижного европейского конкурса «Новые сенсации», не так давно в Лондоне прошла ее персональная выставка, многие работы Ники находятся в частных коллекциях по всему миру. И ведь никто не скажет, что к успеху Нееловой-младшей была причастна Неелова-старшая.

«ОТКАЖИТЕСЬ ОТ РЕБЕНКА!»

Единственный наследник Ии Саввиной, сын Сергей, тоже в свое время удостоился персональной выставки. И это стало для него невероятным достижением. Ведь мальчик родился со страшным диагнозом - синдром Дауна, что в нашей стране звучит как приговор.

Ей предлагали отказаться от сына не один и не два раза. Сначала в роддоме, потом в местной поликлинике. Далее - везде. Врачи с пеной у рта доказывали, что отдать его в детский дом будет самым правильным решением. Ия с ужасом смотрела на эскулапов и понимала: никогда в жизни она не решится на подобный шаг. «Ну как же, - убеждали тем не менее ее, - ведь вы известная актриса, а дети с таким диагнозом рождаются обычно у всяких деклассированных личностей - алкоголиков там или наркоманов. А что подумают ваши поклонники?» «Даже и не думайте, что когда-нибудь он сможет хотя бы узнавать вас, - продолжали настаивать медицинские светила. - Вы еще с ним намучаетесь, ведь дети с синдромом Дауна иногда и сидеть не могут научиться». «И помните, что живут люди с таким диагнозом лет до шестнадцати», - пугали ее все те же доктора.

А она, не слушая никого и ничего, бросила все силы на воспитание сына. Даже о собственной карьере она, Актриса с большой буквы, тогда абсолютно не думала (что не мешало ей, впрочем, продолжать блистать на киноэкранах и театральных подмостках). Да и на семейной жизни - ее первым мужем и отцом ребенка был известный ученый-геолог Всеволод Шестаков - пришлось поставить крест. Дни и ночи напролет она учила маленького Сережу самым простым вещам. То, на что у других детей уходят месяцы, он осваивал годами. Зато результаты позже удивляли видных медиков. И те из них, кто когда-то уверял ее в бесполезности подобных занятий, признали свою ошибку. Но больше удивляла самоотверженность актрисы, которая (с помощью своей свекрови, педагога по образованию, и знаменитого детского педиатра Георгия Сперанского) смогла достичь невозможного. Ее сын Сергей Шестаков не только освоил алфавит и русскую речь, он даже выучил английский. Стали появляться заказы - он работал на дому как переводчик. А уже в довольно зрелом возрасте Сергей увлекся живописью. На открытии его персональной выставки известная актриса плакала, не скрывая своих слез. Это была настоящая победа. Сына и ее самой! Сегодня Сергею Шестакову 56. Хотя он, по сути, так и остался большим ребенком, тем не менее поражает всех своими многочисленными талантами. Играет на рояле, декламирует стихи. Ну и рисует, конечно. Вот только до сих пор так и не может осознать, что его любимая мама уже никогда не посмотрит на него с гордостью и любовью: актриса Ия Саввина ушла из жизни 27 августа 2011 года...

ПЕРВЫЙ БРАК И ПОСЛЕДНИЙ

Марину Неелову и Ию Саввину связывает еще и то, что у обеих в разное время в мужьях числился один и тот же человек. Это режиссер, актер театра на Таганке Анатолий Васильев.

С Мариной Нееловой он жил в браке, когда молодая актриса только начинала свой путь в профессию. Собственно, именно ему и можно сказать спасибо за то, что открыл миру ее талант, сняв в своей дипломной картине «Цвет белого снега», а потом уговорив переехать из Питера в Москву. Как только Неелова сменила место прописки, ее карьера резко пошла в гору. Сначала актриса попала в труппу театра имени Моссовета - с обязывающей, но такой лестной формулировкой: «К нам пришла молодая Раневская». Потом ее пригласили в «Современник», попасть куда для самой Марины (после работы с Олегом Далем в «Старой, старой сказке») казалось недостижимой задачей...

Часто бывает так: чем выше в гору идет карьера, тем сложнее становятся отношения в семье. А уж если это семья двух творческих людей, один из которых вдруг резко вырывается вперед, то диагноз здесь однозначный: такой союз практически обречен.

Неудивительно, что чем чаще появлялась Неелова в кино, тем мрачнее становилась обстановка дома. Тем не менее с первым мужем она прожила восемь лет. Брак с Васильевым тихонечко подошел к распаду, и супруги без публичного выяснения отношений приняли решение развестись. Тогда же они договорились: если и не скрывать от досужей публики этот свой союз, то по крайней мере особо его не афишировать. Так и получилось, что долгое время никто не знал, что Неелову и Васильева когда-то связывали супружеские узы.

С актрисой Ией Саввиной Анатолий Васильев встретился, когда они оба уже были взрослыми состоявшимися людьми - на момент их знакомства им было за сорок. Случилось это в 1979 году. Тогда Олег Ефремов зазвал Саввину отдохнуть на Соловках. И именно там набирался сил перед будущими творческими свершениями Анатолий Васильев.

В Москву они приехали, уже будучи парой. Поселились в одной квартире, а потом, поняв, что шум и суета столицы их обоих раздражает, удрали в деревню Дорофеево, где купили дом. Там звезда киноэкранов и театральная прима проводила все свободное время - примерно по пять месяцев в году. На пару с мужем она частенько просиживала часы с удочкой в руках и такой жизнью была безмерно довольна.

Да, бывали и у них размолвки. Все-таки оба люди тонкой душевной конструкции, чуть выведешь из равновесия - и все, от идиллии не остается и следа. Про взрывной нрав Саввиной знали даже те, кто не был с ней знаком. Ну а приятели - в шутку, в которой много правды, - называли ее помесью гремучей змеи с лесным колокольчиком. Валентин Гафт даже посвятил ей эпиграмму, очень короткую и точную. Не в бровь, а про глаза, как говорится:

Глазки светло-голубые:
Каждый добрый, вместе - злые.

Так что, конечно, ссорились. И разъезжались - каждый в свой угол. Однако спустя время понимали: они - две половинки одного целого. И вновь воссоединялись.

Ия Саввина и Анатолий Васильев прожили вместе долгих тридцать лет. Правда, почти все это время - в гражданском браке. И только за две недели до ухода из жизни, когда актриса начала подводить итоги своей жизни, она сама предложила Васильеву пожениться. Так что в мир иной она отправлялась со спокойной душой. Ведь точно знала: ее единственный сын не останется без присмотра...

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Поразительно вот что. Когда-то Неелову называли отчего-то «молодой Фаиной Раневской». Так вот - и Ию Саввину, внешне, да и внутренне такую непохожую на Неелову, тоже постоянно сравнивали с Фаиной Георгиевной. Причем сама актриса активно поддерживала мнение, что есть между ними что-то общее.

Саввина, как и Неелова, когда-то служила в театре имени Моссовета. Ей посчастливилось застать Фаину Георгиевну. И хотя Раневская всячески опекала Саввину, между ними, обладательницами не самого легкого нрава, однажды вспыхнул грандиозный скандал. Как-то Раневская гаркнула на Саввину: «Как вы смеете стоять ко мне спиной, когда я на сцене!» Другая бы в ответ промолчала, однако не тут-то было. «Если не прекратите ваше барское хулигантство, я уйду, кувыркайтесь тут как хотите», - ответствовала она гордо. «Потом мы обе рыдали четыре часа. Она винила себя, а я - себя», - расскажет позже Саввина о той истории.

Фото PHOTOXPRESS, ИТАР-ТАСС

После смерти знаменитой актрисы осиротели сразу двое самых дорогих ей мужчин: муж, актер Анатолий Васильев, и сын Сергей, давно уже взрослый, но на всю жизнь оставшийся маленьким и наивным ребенком.

27 августа 2011 года из жизни ушла Ия Саввина. Судьба наградила обожаемую миллионами зрителей актрису удивительной, будто ангельской внешностью и приготовила ей нелегкое испытание: единственный и горячо любимый сын звезды фильмов «Дама с собачкой», «История Аси Клячиной, которая любила, но не вышла замуж», «Служили два товарища», и других знаменитых картин родился с синдромом Дауна.

Сильные женщины не плачут

Ия Саввина в молодости. Источник: Globallookpress.com

Ия Саввина поначалу не планировала становиться актрисой. Она закончила журфак МГУ, играла в студенческом театре. Именно там в невероятно популярном в конце 50-х спектакле «Такая любовь» юную Саввину увидел Алексей Баталов и сообщил режиссеру Иосифу Хейфицу, что нашел ему настоящую чеховскую героиню. В 1960 году на экраны вышла «Дама с собачкой» с Баталовым и Саввиной в главных ролях, в том же году 24-летнюю актрису пригласили в театр имени Моссовета. Позже Ия Сергеевна служила во МХАте, после его раскола перешла во МХТ имени Чехова.


Среди самых известных фильмов с ее участием - «Дама с собачкой», «История Аси Клячиной, которая любила, но не вышла замуж», «Служили два товарища», «Гараж», «Частная жизнь», голос актрисы был знаком всем детям: им говорил Пятачок в мультфильмах про Винни-Пуха.

Малыши весело смеялись во время просмотра мультфильма, их родители пересматривали картины с ее участием, аплодировали Ие Саввиной в театре, ее невероятную энергетику чувствовал весь зал до последних рядов. Но мало кто знал, какая душевная рана на сердце у любимой миллионами актрисы. А кто был в курсе ее личной драмы считали, что, когда ей приходилось плакать на сцене или в кино, Ия Сергеевна просто давала волю эмоциям, обнажала свою боль.


Такая великая и несчастная

Со своим первым мужем, геологом Всеволодом Шестаковым, Ия познакомилась в Студенческом театре МГУ. В 1957 году у них родился сын Сергей. В роддоме 21-летней Ие сообщили, что у ее малыша синдром Дауна, и предложили отказаться от новорожденного. Но ребенка она не оставила. Говорили, что после этого отношения Саввиной с семьей, и до того бывшие сложными, стали еще более натянутыми, мол, родные не могли понять, зачем ей, такой молодой, нужен «больной» ребенок. Зато свекровь поддержала решение девушки.

Саввина много снималась, играла в театре, Сережа часто оставался на попечении ее свекрови Янины Адольфовны и нянечек. Актриса старалась воспитывать его как обычного ребенка. К Сереже приходили заниматься преподаватели английского и музыки, бабушка, по профессии учитель русского и литературы, дала внуку прекрасное домашнее образование. И Ия, и Янина Адольфовна очень гордились его успехами, «особенный» сын актрисы хорошо запоминал прочитанные стихи, помнил наизусть много произведений русских поэтов-классиков. Впоследствии Сергей смог получить высшее образование. В 30 с лишним лет у него обнаружился талант художника, он начал писать картины, родные удивлялись: изобразительному искусству никто его серьезно не учил. При этом он оставался абсолютно беспомощным в бытовом плане. «Взрослый мужчина с психологией ребенка», - говорили про выросшего сына Ии Саввиной знакомые семьи.

больше по теме

Как живут «особенные» дети знаменитостей Особенности развития - не приговор, как доказывают эти «звездные» дети. Дочь Хакамады собирается замуж, у сына Меладзе появился друг, а наследника Бледанс и вовсе можно назвать медийной персоной. Как живут и развиваются «особенные» дети знаменитостей, вспоминает сайт

С Всеволодом Шестаковым актриса прожила 16 лет. Рассказывали, что к моменту их развода брак уже давно изжил себя, но Саввина долго не хотела рвать с мужем из-за сына и свекрови. Вскоре после развода актриса познакомилась со своим вторым мужем - кинорежиссером и актером Театра на Таганке Анатолием Васильевым.

Они прожили вместе более 30 лет, душа в душу, несмотря на то, что характер у Ии Сергеевны был очень непростой. В отличие от рафинированных героинь, которых ей часто приходилось играть в кино и театре, актриса не лезла за словом в карман, могла и обматерить. Саввина, в отличие от своей знаменитой героини из «Гаража», была очень эмоциональна, актриса часто «взрывалась» и выходила из себя. «Саввинские свечи» - так в театре и дома называли ее знаменитые гневные тирады. При этом она была добрейшим и отзывчивым человеком, если кому-то из коллег требовалась помощь - тут же бросалась помочь.


Уже после смерти актрисы Васильев рассказывал, что его жена была человеком «чудовищной внутренней силы», никогда не жаловалась сама и терпеть не могла, когда ныли другие. Иногда эмоции все же прорывались. Как вспоминал потом Анатолий Исаакович, однажды во время посиделок на кухне с друзьями у Ии Саввиной вырвалось: «Господи, что же я такая великая и такая несчастная!». Эти слова звезда советского кино, народная артистка СССР и РСФСР, заслуженная артистка РСФСР, имевшая множество наград, в том числе спецприз Каннского кинофестиваля за роль в «Даме с собачкой», произнесла без малейшего надрыва, с философским спокойствием.


Ия Саввина с Олегом Табаковым, 2009 г.

АКТРИСА ИЯ САВВИНА И ЕЕ СЫН СЕРГЕЙ - ГЕНИАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК С СИНДРОМОМ ДАУНА. О ПОДВИГЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ. Когда Ия Саввина была на пике своей карьеры, в их семью постучалась беда - у Всеволода и Ии родился сын Сережа с синдромом Дауна. Решительно отказавшись от предложения определить ребенка в специальный интернат, Ия Сергеевна сама с самого детства развивала у ребенка способности к познанию мира, а также приглашала на дом учителей. Многие советовали ей уйти с работы ради сына, но и на этот раз она наотрез отказалась. "Я не осуждаю тех, кому это бремя оказывается не по силам. У меня самой в жизни была минута слабости. Когда Сереже было семь, я узнала, что есть отличная лесная школа под Москвой, и захотела отдать его туда. Человек, которому я позвонила – я часто забываю фамилии, но эту запомнила на всю жизнь, Ченцов, – спросил: «Вы хотите отказаться от ребенка?» «Нет, что вы, как вы могли подумать…» – «Тогда не отдавайте его никуда и никогда». Так я и сделала. Сережу спас профессор Сперанский, знаменитый педиатр, который прожил 96 лет и выбросился из окна, когда узнал, что у него рак. Тогда ему было 80, выглядел он на 60, излучал уверенность и силу. Я понесла к нему трехмесячного сына, наслушавшись разговоров о том, что такие дети к четырем годам не умеют сидеть и редко доживают до двадцати. Сперанский взял Сережу на руки и ушел с ним на сорок минут – как можно сорок минут осматривать младенца, не представляю, что уж он там выслушивал-выстукивал, – и вернулся со словами: «Вам будет очень трудно, но, думаю, вы справитесь». Поначалу прописал одно: покупать на рынке печенку, протирать и кормить. Показаться через три месяца. Трехмесячного! Телячьей печенкой! Но протирали и кормили, и, увидев полугодовалого Сережу, он сказал: «Вы принесли мне совсем другого ребенка!» А дальше – массаж ног, потому что ноги были колесом. А дальше – бабушка Янина Адольфовна, педагог, оставила работу и занималась только внуком. Из-за этой бабушки я шестнадцать лет прожила в семье первого мужа, когда давно уже никакой семьи в общем не было. Но Сережа рос, и учился, и знает наизусть сотни стихов, и говорит по-английски, и ему 53 года. Если бы он не был болен, он был бы, думаю, гением, – но он и с лишней хромосомой полноценней иных здоровых. Я помню, как незадолго до смерти мне позвонил Олег Ефремов и попросился вдруг на мой ежегодный хаш – 1 января, когда приходят все желающие. «Можно, Ия?» – «Догадайся с трех раз от фонаря». Он пришел, уже задыхаясь, сел за стол, увидел Сережу. «А ты Сережа?» – «Здравствуйте, Олег Николаевич!» Когда мы пошли его провожать, он сказал: вот, Сережа, наступает год Пушкина – будем вместе с тобой учить его стихи. И Сережа, глядя на него влюбленными глазами, читает: «Была та смутная пора, когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра». Он знает наизусть всю «Полтаву». И Ефремов заплакал. Никого, однако, не хочу обманывать. Мне было очень трудно. Но зато я смотрю на свою жизнь без отвращения и стыда, а это кое-чего стоит. Я молю Бога только, чтобы он меня и Сережу взял одновременно. Ни мне без него не жить, ни ему без меня" (Ия Саввина) После ухода из жизни матери и отца Сергей живет с опекуном Анатолием Васильевым, имеет круг близких людей – друзей матери. Он продолжает занятия литературой, музыкой, рисованием, посещает театры. Каждое лето Сергей проводит в деревне Дорофеево Костромской области, где много рисует. Основные сюжеты его рисунков – полевые и садовые цветы, деревенские пейзажи. Все работы он выполняет сам, включая построение композиции и выбор цветовой палитры. В экспозицию нынешней, третьей по счету выставки было включено свыше 40 картин, написанных Сергеем в 2012–2013 годах. Творчество Сергея Шестакова разрушает укоренившиеся стереотипы относительно людей с синдромом Дауна, дарит чувство искреннего восторга и восхищения всем, кто соприкасается с его особым даром.