Главный герой повести короленко дети подземелья. Анализируем повесть В.Г.Короленко "Дети подземелья". Чужой в родной семье

В повести Короленко "Дети подземелья" главным героем является девятилетний мальчик Вася. Ему было всего шесть лет, когда после тяжелой болезни умерла мать Васи. Отец его совершенно позабыл о нем, целиком погрузившись в свое безутешное горе. Мальчик вырастал будто одинокое дикое деревце в поле, - ничьей заботой он не был окружен, однако никто и не сковывал его воли.

Роскуро - крыса, которая живет в темноте, но желает мир, наполненный светом. Эти персонажи отправляются в путешествие, которое ведет их в ужасное подземелье, в сверкающий замок и, в конечном счете, в жизни друг друга. Кейт Ди Камилло родилась в Филадельфии, переехала во Флориду, когда ей было пять лет, и в настоящее время живет в Миннеаполисе, штат Миннесота.

Предлагаемые ответы на вопросы о круге литературы

Распечатайте экземпляр «Круга вопросов о литературе», напечатанный для каждого ученика. Используйте эти вопросы и действия, которые следуют, чтобы получить больше от опыта чтения «Сказки о Десперо» Кейт Ди Камилло. Поскольку у Миггери ограничены чувства запаха и слуха, она не слышит и не пахнет этими источниками страха. На странице 96 Ботичелли рассказывает Роскуро: «Не подходите к свету, вы пожалеете». Читатели должны иметь возможность заявить, что он прав и не прав. На странице 113 рассказчик объясняет, что взгляд принцессы Горы дал Роскуро после того, как он упал в суп королевы, «сломал ему сердце». Однако, в конечном счете, Роскуро искупил себя, возглавив Деспео, Миггери и Принцессу Горох из подземелье и, как награда, поднимаются наверх, чтобы пообедать на свету. Опишите мечту Десперо о рыцаре. Как вы думаете, в чем причина изменения ее отношения? Позже, когда Десперо проходит по кухне по дороге в подвал, повар предлагает ему суп. Ответы на вопрос об изменении ее отношения будут меняться, но должны коснуться того факта, что исчезновение принцессы оказал влияние на всех в замке. В чем их отличия? Например, девочки узнают, что они того же возраста. Хотя она ревновала к принцессе, она не думает, что ей придет какой-нибудь вред. В конечном счете, самое главное, что у девочек есть общее, что они оба скучают по своим матерям. В конце концов, связь может быть описана как сестринская. Как каждый персонаж помогает ему? Ответы на заключительную часть вопроса будут меняться, но должны включать обстоятельства, которые могут быть правдоподобными в контексте истории и в замке. Представьте, что вы нарушили правило и были изгнаны из вашего сообщества. Если бы это означало, что вы могли бы вернуться в сообщество, вы бы сказали, что вам жаль, даже если вы считаете, что не сделали ничего плохого? Ответы будут разнятся, но должны понять понимание обстоятельств Деспера и его причин не говорить, что он сожалеет - он чувствовал, что он не сделал ничего плохого. Цель вопроса состоит в том, чтобы заставить читателя взвесить важность принципа в сложных решениях. Миггер Соу рассказывает нескольким персонажам, что она будет принцессой. О каких персонажах она говорит? Сравните и противопоставьте их реакцию на заявление Миггери. Что говорит нам о каждом характере? Используйте доказательства из текста, чтобы поддержать ваш ответ. Миггер говорит об этом шести символам. На странице 137, саркастический ответ ее дяди показывает, что он бессердечный и небрежный. На странице 143 солдат юморит Миггери, но прямо говорит, что никто не заботится. На странице 150 принцесса Горох дает Миггеру «быстрый, глубокий взгляд» и ничего не говорит. Читатели должны сделать вывод, что Принцесса Горох - охраняемый человек, который не совсем уверен, что делать с Миггери. На странице 151 Луиза, слуга, говорит: «Не смей меня». На странице 164 Грегори называет ее мечту «глупым», но ссылается на свою мечту съесть суп, показывая, что он тоже человек с потребностями. На странице 170, Роскуро рассказывает Миггери, есть способ сделать ее принцессой. С этого момента читатель должен признать, что Миггери становится принцессой невероятно, ответ Роскуро указывает, что он лжет ради собственного блага. В начале рассказа Деспер читает в библиотеке сказку. книгу, которую вы только что читали, как сказку? Каким образом это похоже на реальную жизнь? Представьте, что вы Лестер в тот момент, когда Совет мышей голосует, чтобы изгнать Десперо в подземелье. Что, если угодно, вы бы сказали, чтобы убедить совет не отсылать Деспера? Почему, по-твоему, Лестер молчал? Вопрос должен бросить вызов читателям, чтобы они могли видеть вопросы с точки зрения Лестера. Ответы должны понять, что читатели понимают причины Лестера не говорить, т.е. что он твердо верил в правила мышей. У читателей есть возможность расходиться с сюжетной линией, воображая, что Лестер говорил в защиту своего сына. В этих случаях ищите аргументы, которые остаются верными контексту истории. Роскуро рассказывает Миггер Соу, что устремления - это «те вещи которые заставляют служанку хотеть стать принцессой». Выбирайте трех персонажей из рассказа и описывайте их устремления. Какое увлечение персонажа вы больше всего восхищаетесь? Ботичелли хочет мучить других. Ответы на вторую часть вопроса будут разными. Вам понравилось, как закончилась история? Используйте примеры из текста в своем ответе. Теперь представьте Королевство через год после окончания истории Как вы думаете, что-то изменилось? Обсуждая конец, читатели должны взвесить свои чувства по поводу решения Принцессы Горы разрешить Роскуро наверху, воссоединение Миггер Соу с отцом и дружбу Деспера с принцессой. Ответы на заключительную часть вопроса будут различны, но должны быть уместны в контексте книги и ее персонажей. Теперь, когда вы больше знаете о Десперо, вспомните момент его рождения, когда его родители и братья и сестры впервые посмотрели на него. Ответы на части два и три вопроса должны передать понимание основного символизма. Например, можно было бы сказать, что открытые глаза символизируют, что Десперу удалось увидеть или воспринять то, что другие мыши не были такими, как красота принцессы. Как вы думаете, автор выбрал доброе имя для этого персонажа? Если да, поддержите свой аргумент, используя доказательства из текста. Если нет, предложите другое имя и объясните причину этого. На стр. 85 рассказчик объясняет, что имя Роскуро означает расположение света и тьмы вместе. Читатели должны помнить, что крысам не должно нравиться свет, но Роскуро обращается к свету в результате того, что Григорий осветил матч в его глазах.

  • Поэтому она не боится.
  • Что говорит Боттичелли Роскуро, если он поднимется на свет?
  • Поясните свой ответ.
Авторы и писатели все чаще находят вкус для написания историй с историческим прошлым.

Жил Вася в Княж-городке, где доживали свои дни жалкие останки гордого панского величия. Город раскинулся внизу заплесневевших прудов. Серые заборы, пустыри с кучами хлама перемешались с ушедшими в землю хатками. Деревянный мост кряхтел, шатался, точно дряхлый старик. Река, через которую перекинут мост, вытекала из пруда и впадала в другой. Посредине одного из прудов находился остров. На острове – старый, полуразрушенный замок. Вася всегда со страхом смотрел на это величавое дряхлое здание. Всякий бедняк мог найти в старом замке убежище. "Живет в замке" – эта фраза выражала крайнюю степень нищеты и падения. Но однажды общество замка разделилось. Вася со своими друзьями наблюдал, как происходило изгнание жильцов. И несчастные темные личности, понурясь, навсегда оставляли остров. После этого старый замок, от которого веяло прежде на Васю каким-то величием, потерял в его глазах всю свою привлекательность. Вася не мог забыть жестокости, с которой жильцы замка гнали своих несчастных сожителей, оставшихся без крова, у него сжималось сердце. На примере старого замка Вася впервые узнал истину, что от великого до смешного один только шаг. Великое в замке поросло плющом, мхами, а смешное казалось Васе отвратительным.

Чтобы прочитанное на уроке было усвоено…

Тема, которой мы теперь можем предложить широкий спектр литературы, - это средневековье. В отличие от других часовых поясов есть несколько книг, которые доступны «тоньше» и в формате карманных книг. Опыт в кредите и следующие обзоры показывают, что книги после трудностей при запуске довольно приятны.

Секретный приказ Майклу, Ханспетеру фон Песшке

Как сверстники жили в средние века?! Совет: Средневековье отлично! В этой книге описывается год Будущий рыцарь Майкл фон Хохенек является главным человеком книги. Майкл отправился к королю Филлиппу, чтобы узнать Кнэппендерверк. Но когда король Филипп был убит Палатином Отто, Отто сменил его. Многие описывали Отто как престол.

Сестре Соне было четыре года. Вася любил ее, и она платила ему такой же любовью. Но установившийся взгляд на Васю, воздвиг и между ними высокую стену. Васе было горько и досадно. И вскоре он прекратил все попытки занимать Соню играми, а еще через некоторое время ему стало тесно в доме и в садике, где он не встречал ни в ком привета и ласки. Вася начал бродяжить. Ему казалось, что за старой оградой сада он найдет что-то и может что-то сделает. Навстречу этому неведомому и таинственному, в нем из глубины его сердца, что-то поднималось, дразня и вызывая. С тех пор его называли уличным мальчишкой и бродягой, но он не обращал на это внимания. Он выслушивал замечания и поступал по-своему. Шатаясь по улицам, он наблюдал за жизнью городка. Он узнал и увидел то, чего не видели дети значительно старше него.

Самое важное открытие

Когда Майкл вернулся в свой замок, она сгорела. Он отчаянно искал своего отца, которого он тогда нашел тяжело раненным в секретной камере. Его отец отправил его в Италию, чтобы предупредить будущего наследника престола, Фридриха, потому что Отто послал двух убийц, чтобы убить Фридриха.

Вместе с Рамоном, с которым Майкл познакомился в поездке, они сделали себе имя в Италии с нищим королем по имени Федерико. Федерико был на самом деле будущим королем Фридрихом и замаскировал себя только как нищие, чтобы лучше узнать его людей. Он последовал за двумя мальчиками во дворец Палермо.

Когда замок потерял для Васи уважение и привлекательность, тогда он стал заглядываться на часовню. Набравшись смелости, Вася заглянул внутрь часовни, и оттуда на него пахнуло торжественной тишиной. Там он увидел мальчика лет девяти и девочку с голубыми глазками. С тех пор Вася весь был поглощен своим новым знакомством. Ложась спать и вставая, он только и думал о визите в часовню. Маруся, при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. Она напоминала Васе его мать в последние дни жизни.

В городе они встретили всадника, который попросил ее прийти вечером на свою виллу. Там они ожидали двух убийц; Рамон и Майкл были заперты в темнице. Федерико освободил ее из подземелья с группой нищего. Только теперь Майкл и Рамон узнали, что Федерико был настоящим наследником Фридриха. Разумеется, они хотели арестовать двух убийц и крестоносцев. Позже крестоносцы возвели огонь в соборе. Когда короля Фридриха увенчали, все прошло хорошо. После коронации он сидел в часовне. Монах и священник хотели его увидеть: когда они были с королем, священник хотел нанести удар Фридриху.

От Валька Вася узнал, что серый камень высасывает из нее жизнь. В этих словах заключалась горькая правда. Это была загадка для Васи, страшнее всех призраков старого замка. Что-то неведомое склонялось над маленькой головкой девочки, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движения. Вася с Вальком собирали для девочки цветы, разноцветные камешки, ловили бабочек, рассказывали сказки или беседовали друг с другом. Эти беседы с каждым днем все больше закрепляли дружбу мальчиков, которая росла, несмотря на резкую противоположность их характеров.

У ворот Византии Арнульф Зительманн

Нож скользнул, священник был ранен. Но это был не король, а Майкл с цепной рубашкой. Священник и монах оказались двумя убийцами. Майкл и Рамон были рыцари и служили королю Фредерику. Моя мать иногда мотивировала меня, что помогало мне большую часть времени. Филипп: Мальчик Онкель Георг: изобретатель Геро: лучший друг Филиппа Рут: сестра Геро Люси: девушка-музыкант Леонардо: знаменитый изобретатель. И Конрад уже догнал историю, и он тоже лихорадочно.

Поскольку он не видит другого выхода, он убегает через окно! То, что он не знает, это просто гипсовая статуя. Дядя Георг написал новое изобретение на бумаге. Он должен взять лист, на котором стоит изобретение, в Милан как можно скорее. Но как сделать это без участия кого-то? Спрячься в поясе! У Георга есть идея: он дает пояс Филиппу - который ничего об этом не знает - взять его в Леонардо.

Валек показал Васе его отца с такой стороны, с какой ему никогда не приходило в голову взглянуть на него. Ему было приятно слушать похвалы отцу. Слова Валька задели в сердце Васи струну сыновней гордости.

Близилась осень. Маруся начала прихварывать. Все, что на улицах забавляло и интересовало Васю в этих людях, здесь в подземелье, явилось в неприкрашенном виде и тяжело угнетало детское сердце. Когда эти картины и люди вставали в Васиной памяти, он видел горе, нужду, трагизм. Вася окончательно сжился с дурным обществом, грустная улыбка Маруси стала ему так же дорога, как улыбка сестры. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки. Валек обнимал его как брат.

Два странных человека, которые знают об этом изобретении, преследуют Филиппа и дядю Георга на каждом шагу. Ранним утром два незнакомых человека постучали в дверь семьи Филиппа. У его друзей Геро и Рут есть хорошая идея: они берут Филиппа, не говоря ни слова, с праздниками. Филипп прячется в карете, где также катаются родители Героса и Рут.

После короткой паузы, к сожалению, машина покидает его. Но со следующей станции он может путешествовать как обычный пассажир. Когда его новая музыкант-подруга Лючия хочет посмотреть пояс в машине, в которой он сейчас сидит, она обнаруживает укрытие в поясе. Только теперь Филипп ясно. Он должен взять ремень в Милан как можно скорее!

Ясные дни проходили, и Марусе становилось хуже. Уже ничего не радовало ее, и давно не было слышно ее смеха. Тогда Вася решил обратиться к своей сестре Соне. У нее была большая кукла, подарок покойной матери. На эту куклу Вася возлагал большие надежды. Вася не ошибся. Кукла сделала чудо, но и доставила много тревожных минут. Куклу искали хозяева. Вася сообщил Вальку свои опасения. Было принято решение вернуть куклу обратно. Как только мальчики вынули куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она вдруг заплакала. Вася с испугом положил куклу на место. Девочка улыбнулась и успокоилась. Вася понял, что хотел лишить своего маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни.

Незадолго до цели они видят двух мужчин. Это означает только одно: как можно скорее! Коляска прибыла на конечную станцию. К сожалению, он должен попрощаться с его лучшим другом Геро и его лучшими друзьями Рут и Лючией. Потому что Люсия и Филипп были такими добрыми друзьями, Люсия дала ему свой адрес. Когда Филипп не видит другого решения, кроме как спать в темную ночь, он вечером вечером стучит в Люсию и может провести там ночь.

На следующее утро все отправляются в Милан. Незадолго до этой цели двое мужчин украдут план Георга и исчезнут. К счастью, Филипп скопировал план как можно лучше в предыдущий день, и им нужно только пойти к Леонардо. Когда они добираются туда, Леонардо подозрительно смотрит на план и, наконец, говорит, что этот план не может быть прав.

Васю ждал серьёзный разговор с отцом. Он вызвал его к себе в кабинет. Вася слышал тревожный стук собственного сердца. Лицо отца показалось Васе страшным. Отец обвинил Васю в воровстве. Глаза отца горели гневом. В груди мальчика подымалось едва осознанное оскорблённое чувство покинутого ребёнка. Горькие слёзы жгли его щёки. В эту минуту раздался голос Тыбурция. Он развязал узелок и вынул куклу. В лице отца появилось изумление. Они вышли. Через несколько минут они вернулись. Вася почувствовал на своей голове чью-то руку. То была рука отца, нежно гладившая его. Вася поднял на него глаза. Теперь перед Васей стоял другой человек, но именно в этом человеке он нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. И отец только теперь стал узнавать в Васе знакомые черты родного сына.

Считается, что повесть Короленко воссоздает факты его биографии, изучая которую, поражаешься искренности и неподдельности авторского слова. Читатель сопереживает героям произведения, проникается их раздумьями и печалями. В жизни главного героя Васи отражена жизнь самого автора. Легко представить, что это был человек знающий и дерзкий, душевный и интеллигентный, обладающий способностью разбираться в людях, умеющий жалеть и сочувствовать. Уважение к людям, борьба за каждого человека – основополагающее звено в жизни и творчестве Короленко. Герои его творений – обыкновенные русские люди, каких много. Его произведения учат не робеть перед жизненными трудностями, принимать жизнь такой, какая она есть.

Д ети подземелья» (1886) - из числа читаемых книг. Это вполне объяснимо: в повести есть герой, близкий читателю по возрасту. Во всяком случае, он таковым воспринимается. На самом деле Васе всего лет семь. Наличие героя-сверстника для 10–11-летних является существенным критерием ценности художественного произведения в целом.

В повести есть драматический сюжет с элементами тайны. Он держит читателя в напряжении, которое к финалу достигает апогея и выливается в их слёзы. Почему дети плачут? "Марусю жалко” - типичный ответ. Но слёзы как реакция на прочитанное бывают только тогда, когда повесть читается до её изучения в классе - в один присест. Чтение, растянутое во времени, как это часто случается в школе, убивает читательские эмоции. А это не может не сказаться на уровне восприятия повести.

Интерес подростков к произведению обычно замыкается на героях-детях и тех событиях, что они переживают. На них и следует концентрировать внимание в аналитической беседе, оставляя в стороне другие проблемы и других героев, например, "проблемати-
ческие фигуры”. Так поступили в журнале «Родник», когда приспосабливали для детского чтения повесть «В дурном обществе». В этом произведении "проблематические натуры” - главный объект художественного исследования и симпатии писателя. Такое отношение к отверженным людям дна характерно для русской литературы второй половины XIX века. В «Детях подземелья» "проблематические натуры” (Тыбурций, профессор) проявлены лишь в той мере, в какой они касаются героев-детей.

Начнём беседу по повести с вопросов "на память”. Не надо их отвергать, квалифицируя как примитивные. Они бывают необходимы даже в работе со старшеклассниками, а с младшими подростками без них просто не обойтись. Почему? В 10–11-летнем возрасте мышление остаётся ещё конкретным, хотя и с элементами абстрактного. А это означает, что у подростков интерес к детали, в том числе и художественной, психологически обусловлен. Они хорошо запоминают все повороты сюжета, картины, события, персонажей, разного рода детали и с удовольствием их пересказывают, получая эмоциональное и эстетическое удовольствие. Вспоминая текст, читатели получают возможность вторично пережить прочитанное. Им это нравится. Но пересказом текста беседа не должна ограничиваться. Пересказ - это ещё и фактическая основа для анализа произведения.

С этих позиций и попробуем выстроить разговор по повести «Дети подземелья».

Кто рассказчик?

Чтобы обратить внимание читателей на образ рассказчика, спросим их:

Чьими глазами мы увидели героев и события в повести?

Называет ли автор возраст главного героя-рассказчика?

Определённого указания на возраст в тексте нет. Но вместе с тем читаем: "Моя мать умерла, когда мне было шесть лет”, "с шести лет я испытал уже ужас одиночества”. Из этих косвенных замечаний выходит, что Васе идёт седьмой год. Много это или мало - семь лет? Как посмотреть, но большинство читателей-подростков уверены, что "семь лет” - всё-таки мало. К этому вопросу можно вернуться позднее, а пока следующий: "Только ли детский голос мальчика Васи мы слышим, читая повесть?” Нет, на всём протяжении повествования слышится ещё один голос. Даже обычное читательское ухо способно определить его принадлежность взрослому человеку. Для убедительности прочитаем (теперь уже вслух) самое начало повести и обратим особое внимание на время, в котором употребляются глаголы. Нетрудно заметить, что это прошедшее время - "когда мне было шесть лет”, "никто не окружал меня”, "местечко, где мы жили”, "пруды год от года мелели”, "о нём (замке) ходили предания и рассказы один другого страшнее”. Прошедшее время особо подчёркивается глаголом "бывало” - "бывало, я любил приходить на остров”, "я любил слушать, когда бывало Януш…” Кто же он, этот взрослый, который ведёт рассказ в прошедшем времени? Читатели понимают, что это сам главный герой, вспоминающий те годы, когда он ещё был маленьким мальчиком Васей.

Но рассказчик не только вспоминает детство и всё, что с ним было связано. Переживая вновь события детства, он ещё и анализирует их, но уже с позиции себя сегодняшнего. Для иллюстрации сказанного достаточно прочитать несколько абзацев текста, например, из главы «Развалины», от слов "живёт в замке…” Лексика ("терзали внутренности дряхлого здания”), синтаксис ("живёт в замке” - эта фраза стала выражением крайней степени нищеты), интонация - всё выдаёт взрослого человека.

Таким образом, рассказчик находится в двух временных измерениях: он ребёнок и он же взрослый. Форма повествования определяет художественное своеобразие произведения. Двуголосие создаёт особую атмосферу, в которой искренность, чистота, идущие от ребёнка, сочетаются с мудростью, опытом много повидавшего и пожившего взрослого человека. И ещё, благодаря двуголосию, читатель не только видит и слышит пережитое героем в детстве, но и знает, как оно отозвалось в его будущей жизни.

Чужой в родной семье

Каким запомнил Вася себя в детстве? Стоит обратить внимание читателей на сравнения, какими герой пользуется, рассказывая о себе. Вспоминая детские годы, когда он был ещё просто Васей, рассказчик заметит, что он "рос, как дикое деревце в поле”, как "молодой волчонок”, как "пугливый зверёк”. Есть ли общее в тех эпитетах и сравнениях, которые употребляются в этих характеристиках? Да, используются уменьшительно-ласкательные слова, подчёркивающие возраст героя, - видно, что он совсем ещё маленький. Эпитеты несут уточняющую нагрузку. Вася беззащитный, одинокий, настороженный, живущий сам по себе, без присмотра. Были ли у Васи причины стать таким в столь раннем возрасте? Вопрос побуждает внимательно присмотреться к той атмосфере, что царила в его семье. После смерти матери родной дом для него стал почти чужим. Отец, поглощённый горем, "совсем забыл о моём существовании”, "отворачивался от меня с досадой и болью”. А когда замечал, то думал, "что я дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым эгоистическим сердцем”. Может быть, у кого-нибудь другого в доме находил Вася внимание и интерес к себе? Нет, таких людей рядом с ним не оказалось. Автор их не показывает. Позже герой с горечью скажет, что в родном доме он "не встречал ни в ком привета и ласки”. Более того, четырёхлетнюю сестру Соню, которая любила брата, всячески старались уберечь от его "дурного” влияния. А была ли у Васи потребность в участии со стороны родных? Весь драматизм его положения в том и состоял, что он жаждал любви, сочувствия к себе, но не получал их: "Мне хотелось, чтобы он (отец) обнял меня, посадил себе на колени и приласкал”. От невнимания близких мальчику "становилось очень горько и досадно”, он даже плакал. Напряжённость эмоционального состояния героя в этот период его жизни выражена словами: "...с шести лет я испытал ужас одиночества”. В этих словах - драма жизни ребёнка. Только ли слезами и переживаниями отреагировал Вася на "холод” в родном доме? Полнее всего его реакция на отношение близких выразилась в уходе Васи из дома. Автор убедительно показывает логичность и психологическую закономерность этого шага героя.

Итак, Вася стал свободным - "никто не стеснял моей свободы”. Но это была вынужденная свобода. По сути, мальчика предали. И прежде всего отец, который поверил чужим людям, будто его сын "бродяга” и "негодный мальчишка”. Мальчик надеялся на любовь отца, жаждал её, но не получил.

Улица как школа жизни

Короленко не случайно в качестве главного героя выбрал ребёнка, да ещё и одинокого, то есть свободного от взрослого влияния. Запас впечатлений у маленького человека минимальный. Для него всё впервые. Но не только психологические причины обусловили открытия Васи, а и причины социальные. Мальчик из состоятельной семьи - ему не приходилось ещё всерьёз сталкиваться с жизнью. Поэтому он почти непрерывно делает свои личные открытия, познавая жизнь и её законы. В процессе этого познания Вася духовно созревает, вырастая в личность.

Чтобы духовная эволюция героя выглядела убедительной, писатель проводит его через цепь событий, которые вынуждают мальчика делать выбор и определяться. Что же это за события? Первым драматическим и поворотным моментом в его жизни стала смерть матери. Она выведена за рамки сюжета. Читатели видят только последствия этого семейного горя в жизни Васи - он стал чужим в родном доме и ушёл на улицу. Уход на улицу - второе этапное событие его жизни. Можно ли объяснить, почему именно на улице у Васи зародилось ощущение, "что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старой оградой сада, я найду что-то; казалось, что я что-то должен сделать и могу что-то сделать, но я не знал что именно”. Как видим, автор не даёт прямого ответа на вопрос, но он угадывается по некоторым деталям текста. "Я… поступал по-своему”, "я всматривался”, "стараясь уловить”, "мои глаза широко раскрывались”, "останавливался я”, "я узнал и увидел”.

Маленький мальчик силой обстоятельств был выброшен на улицу и не утонул в ней только потому, что не сдался, проявил характер ("поступал по-своему”), спасала жгучая любознательность. Автор намеренно "злоупотребляет” личными местоимениями и глаголами на малом пространстве текста. Они подчёркивают духовную активность Васи, которая определилась как цель жизни.

Здесь уместно ещё раз обратить внимание учащихся на то, что наш герой совсем ещё ребёнок, но он уже задумывается о смысле жизни. И снова напрашивается вопрос: "Не рано ли? Что думает на этот счёт автор?”

Васины открытия

Что же увидел Вася, выйдя на улицу? Прежде всего своё местечко Княж-Городок, главным архитектурным украшением которого была тюрьма. Картину города и окрестностей дополняли "сонные”, "заплесневелые пруды”, "пустыри с кучами всякого хлама”, "деревянный мост”, "вонь, грязь, кучи ребят”, "кладбище”, "полуразрушенный замок”, "заброшенная часовня”. Исчерпываются ли картины города только описаниями его природных и архитектурных достопримечательностей? Разумеется, нет. Есть ещё в городе и так называемые "проблематические фигуры”. Кто же они? Это "несчастные тёмные личности, красноносые старцы”, "безобразные старухи”, "полубезумный старик нищий, которого прозвали профессором”, и выделяющийся среди этой тёмной массы пан Тыбурций Драб. Итак, в людском обществе, как и в городском пейзаже, нет ни одной радующей глаз фигуры. Примечательно, что картины затхлой, замшелой жизни открывают повесть, предваряя основные события и тем самым настраивая читателя на определённое их восприятие.

А что же Вася? Как он воспринимает мрачные картины и фигуры родного города? Вполне нормально. Особенно манил его старый разрушенный замок. Он виделся Васе в романтическом ореоле. Ему казалось, что от замка веет "каким-то смутным величием”. Он "любил приходить на остров и хотя издали любоваться его старыми стенами”. Обитатели замка тоже были ему интересны, он даже смотрел на них с каким-то уважением. "Я любил слушать, когда… Януш начинал рассказывать о славном прошлом умершего здания”.

Слово "любил” доминирует в впечатлениях Васи, хотя не очень-то оно и сочетается с объектом этой любви - развалинами замка и тёмными личностями в лохмотьях. Мальчик видел и слышал только то, что хотел видеть и слышать. Своим воображением он украшал неприглядную действительность. Но романтическим представлениям Васи всё-таки не суждено было долго жить.

"Аристократический переворот” в замке стал следующим поворотным событием в жизни Васи. Он вынужден был определиться в своих симпатиях и антипатиях. В результате переворота в замке остались только слуги или потомки слуг графского рода. Остальных безжалостно выгнали на улицу, лишив и этого убогого жилья.

Как Вася отреагировал на "переворот”? Замок потерял в его глазах "всю свою привлекательность”. Замок стал ему "противен”.

Познание Васей жизни идёт как вширь, так и вглубь. Выйдя на улицу, он не только накапливает всё новые впечатления, он ещё и пропускает их через сердце. Так, переживая переворот в замке, он скажет: "У меня сжималось сердце при воспоминании об изгнанных”. Чуть позже снова читаем: "Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами”.

Так постепенно, под воздействием той жизни, что протекала рядом, детская восторженность мальчика уступает место прямо-таки сердечной боли.

Встреча с детьми подземелья так же стала знаменательным событием в жизни мальчика и принесла ему новые открытия на пути познания жизни. Насколько закономерной была эта встреча? Что побудило Васю идти к часовне? Прежде всего природная любознательность и жажда новых впечатлений. Вася сам скажет: "Когда все углы города стали мне известны до последних грязных закоулков, тогда я стал заглядываться на видневшуюся вдали, на горе, часовню”. Вася хотел всего лишь осмотреть часовню, а столкнулся с совершенно новым и неведомым ему миром.

Но автор не сразу вводит героя, а вместе с ним и читателя, в этот мир. Он считает необходимым вначале эмоционально подготовить и героя, и читателя к вступлению в него. Как это делается? Путём нагнетания мрачных красок, звуков, ощущений.

Когда Вася с друзьями отправляется на "экскурсию” к часовне? "После обеда”. Потом время как бы уточняется - "солнце начинало склоняться к закату”. Зачем автор так настойчиво подчёркивает время? Дело в том, что на закате солнца, вечером, всё смотрится иначе, чем днём. Появляется какая-то тайна, а вместе с ней и страх. Мальчики не признаются, что им страшновато, но их выдают некоторые реплики: "Нет никого, - сказал один из моих спутников”.

Постоянное упоминание времени создаёт ощущение эмоционального дискомфорта. Оно усугубляется описанием пути к часовне. Что прежде всего бросалось в глаза, когда мальчики шли к цели? Брошенное кладбище, "белые истлевшие кости”, "деревянный гроб”, "скалил зубы человеческий череп”, "покосившиеся кресты”. Зачем Короленко накапливает эти жуткие детали на малом пространстве текста? Потому что они создают картину мёртвого заброшенного мира. Люди уже давно не посещали кладбище. Этот мир, увиденный на закате дня, когда все тени, краски, звуки смещаются, вызывает не столько удивление, сколько чувство страха и ужаса. Но это ещё не всё.

Обратим внимание детей на часовню. Короленко и её подробно описывает: "старые, ободранные стены”, "провалившиеся хоры, старые истлевшие колонны”, "углы были затканы паутиной”. Нет ни одной живой и светлой краски на этой картине. На ней отчётливо видна лишь печать ушедшей жизни. Внешнему виду часовни соответствует её "внутреннее убранство”. В углах скрывалась "особенная тьма”, "в тёмных углах часовни”, сова "вылетела из тёмного угла”, "тёмный предмет рядом с престолом”, "тёмный предмет нашего спора”. Эпитет "тёмный” в описании доминирует. Почему Короленко так широко им пользуется? Дело в том, что тёмный цвет часто вызывает негативные ассоциации, страшит. Страх достигает апогея, когда "тёмный предмет на полу зашевелился”. "Я был на том свете”, "я был точно в гробу” - так Вася выразит свои чувства в этот момент.

Накапливая тёмные краски, мрачные детали, автор настраивает читателя на восприятие главного события - встречу с детьми подземелья. Встреча стала логическим завершением предшествующих впечатлений героев. Мало того, что дети жили на кладбище, они ещё в качестве жилища имели подземелье. Много раз повторяя слово "подземелье”, автор как бы "вбивает” его в сознание читателя. Образ обогащается, становится зримым благодаря выразительным деталям: "каменные плиты пола”, "каменные дуги колонн”, стены "выступали жестокими холодными камнями”. Даже фигура профессора "была похожа на каменное изваяние”, а каменные стены смыкались "крепкими объятиями над крохотной фигуркой девочки”. В какой-то момент Васе даже показалось, что здесь, в подземелье, он ощущает на себе "невидимый каменный взгляд”. И снова мы видим - писатель "злоупотребляет” одним эпитетом. В данном случае - "каменный”, а также близкими ему по значению - "холодный”, "жестокий”. В совокупности они создают ощущение мёртвого мира, в котором нет места живому. Но в этом мире живут люди, в том числе дети - Валек и Маруся.

Самое важное открытие

Валек и Маруся. Каким их увидел и узнал Вася?

Валек - "мальчик лет девяти… худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах… штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”. В первой главе, когда Валек только упоминается, было сказано: "Мальчик лет семи”. Почему такая разница в обозначении возраста? Может быть потому, что вначале Вася видит Валека со стороны, несколько отстранённо, поэтому он и показался ему маленьким. В часовне он увидел Валека вблизи. Более того, они чуть не сцепились. В этой ситуации Вася должен был оценить силы противника, и он их оценил - "больше меня”. Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла внимание Васи? Вася сразу заметил, что глаза у Валека "задумчивые”. И ещё он заметил, что Валек "с грустью произнёс”, "усмехнулся с обычным грустным видом”. Грустное настроение Валека окунает Васю, а вместе с ним и читателя, в атмосферу какой-то безысходной печали и тревоги, правда, пока ещё не вполне осознанной. Это чувство усугубляется присутствием Маруси. Автор даёт читателю возможность и её увидеть. У неё "грязное личико”, "белокурая головка”, "нетвёрдые шаги”, "головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика”, Маруся ходила, "шатаясь, как былинка”. В описании Маруси превалируют уменьшительно-ласкательные слова. Они подчёркивают возраст Маруси, но не только. Уменьшительно-ласкательные слова, сравнение с колокольчиком, былинкой создают ощущение незащищённости этой девочки. Она вызывает чувство жалости.

Подтверждается ли в дальнейшем первое впечатление о Марусе и Валеке? Да, подтверждается и укрепляется фактами из их жизни. Какие из этих фактов стали открытием для Васи? В первый же день знакомства Вася с удивлением узнаёт, что у Валека и Маруси нет дома. "Я не мог себе представить, чтобы дети могли жить без дома”, - скажет он. Через некоторое время снова новость - Валек признаётся, что украл для голодной Маруси булку на базаре. "Ты, значит, украл?..” - попробует уточнить Вася. Он знал, что "воровать нехорошо”, но не знал "ещё, что такое голод…” Весь образ жизни Валека и Маруси для Васи - открытие. Так, он даже не подозревал, что его новые друзья - нищие: "«А вы разве нищие?» - спросил я упавшим голосом”.

Войдя в жизнь Валека и Маруси, наблюдая за ними, Вася невольно начинает сравнивать Марусю с сестрой Соней. Что побудило Васю к такому сравнению? Девочки в одном возрасте. И это единственное, что их объединяло. В остальном они были очень разные. Вася видит различия в их внешнем виде: "Соня… кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала... так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья”. А Маруся никогда не бегала и "смеялась очень редко”, "платье её было грязно и старо, в косе не было лент”. А её "глаза смотрели порой так не по-детски грустно”.

Вася не только наблюдает и фиксирует, он ещё хочет понять, что же с Марусей происходит, поэтому и спрашивает Валека: "Отчего она такая?” "Серый камень высосал из неё жизнь”, - пояснит Валек. Но Вася всё равно ничего не понял. "Это было для меня, - скажет он, - загадкой, страшнее всех призраков старого замка”. Почему он так сказал? Как понять слова мальчика? Вася жил в другом мире и в ином круге понятий, представлений, поэтому он изначально был не в состоянии осознать, как серый камень может высосать жизнь. Это непонимание объяснимо и психологически: маленькие дети по своей природе - буквалисты, поэтому истинный смысл метафоры они не понимают. А всё непонятное часто вызывает страх. Что и случилось с Васей.

Как Вася отреагировал на те открытия, что он сделал в часовне? Затронули ли они его чувства? Конечно. Столкнувшись с неприятным и необъяснимым, Вася мучается. "Я не мог уже в этот день играть с моими друзьями по-прежнему безмятежно”, - скажет он. А ночью он "горько плакал”, и чувство "сердечной боли” за друзей уже не покидало его. Можно ли было ожидать от Васи подобного проявления чувств к детям подземелья? Да, потому что такая реакция психологически объяснима - дети живут чувствами. Вася из их числа. Сердечная реакция на то, что происходит вокруг, - в его духе. Вспомним, как он переживал за нищих, которых выгнали из замка, лишив даже этого убогого крова. Тогда он тоже признавался, что "при воспоминании о тёмных личностях, оставшихся без крова... сжималось сердце”. Лишённый внимания и ласки отца, он и его жалел - "моё сердце загоралось жалостью и сочувствием к отцу”.

А почему Вася не покинул своих новых друзей, когда узнал, что Валек ворует, да и Тыбурций тоже? Он ведь уже давно знал, что с воровством "соединяется презрение”. Ответ даётся в повести открытым текстом. Вася нашёл в подземелье то, в чём нуждался, - внимание к себе, и он не мог отказаться от того, что приобрёл. Он прямо скажет: "Тут никто не ставил мне вечно на вид мою испорченность”. "В моей груди какая-то жгучая любовь к тем, кто меня пригрел там, в старой часовне”. Но была ещё одна причина привязанности Васи к Валеку и Марусе. Он не только сам нуждался во внимании, но ещё и жаждал чувствовать себя нужным - "тут я был нужен”.

Повлияло ли то чувство сострадания и жалости, что Вася испытывал по отношению к Валеку и Марусе, на его поведение? Конечно, Вася меняется. В нём начинают проявляться качества, которые ему самому были неведомы, он открывает самого себя. Так, заметив, что Маруся не может быстро бегать в играх, он "умерил свою резвость”. А когда не хотелось спускаться в мрачное подземелье, он "победил неприятное ощущение и пошёл туда вместе” с Валеком и Марусей. Вася старается, насколько это возможно, помочь своим друзьям. В его карманах всегда яблоки и "сбережённые лакомства”. Именно "сбережённые” - это значит, что Вася никогда не забывал о своих друзьях.

Он был им верен с первой встречи и до конца. Вася сразу, может быть, даже неожиданно для себя, определился в своём отношении к Валеку и Марусе. "А ты болтать не будешь о том, что был у нас?” - спросил Валек после первого визита Васи к ним. "«Никому не скажу», - сказал я твёрдо”. И чуть позже снова: "«Я всегда буду ходить к вам», - ответил я решительно”. Зачем автор обращает внимание на форму ответа Васи? Потому что в том, как он говорит, тоже проявляется характер, его отношение к тому, что он произносит.

Есть ли в повести доказательства верности Васи своему слову? Своеобразным испытанием на верность для Васи стало его объяснение с отцом из-за куклы, которую он выпросил у сестры для больной Маруси. Как описывает Короленко состояние Васи накануне беседы с отцом? "На сердце у меня было тяжело”, "меня томило тяжёлое предчувствие”, "слышал тревожный стук собственного сердца”. Войдя к отцу, Вася "робко остановился”, "я вздрогнул”, "я весь съежился”. Напряжённое эмоциональное состояние мальчика усугубляется и подчёркивается состоянием природы - за окном светило "грустное осеннее солнце”. Зачем Короленко так подробно останавливается на состоянии души Васи? Ему важно показать, как трудно было мальчику. Чувство тревоги, накапливаясь, постепенно переросло в страх - уже перед отцом. Были ли обоснованными эти чувства? Предчувствия мальчика не обманули. Они даже усилились при одном только виде отца. Его "лицо… мне показалось страшным”, у него "тяжёлый, неподвижный, подавляющий взгляд”, "отец опять тяжело вздохнул”, "положил на плечо тяжёлую руку”. Почему автор так настойчиво употребляет эпитет "тяжёлый”? Повторённый несколько раз, он нагнетает атмосферу тяжести и психологического дискомфорта. Настроение и состояние отца обостряют тревожные чувства сына. Поэтому нежелание Васи отвечать на вопрос отца "Где кукла?” в этой атмосфере выглядит понятным и закономерным. Между отцом и сыном - пропасть. Разговаривают не отец с сыном, а судья с подсудимым. Единственное, что может Вася выставить в свою защиту, это упрямство. На все вопросы отца он отвечал: "Нет, не скажу… Никогда не скажу вам. Ни за что!” В этой критической ситуации в полной мере проявился характер Васи. Он не хотел облегчить своё положение предательством. Эта сцена показала, чего он, Вася, стоит. Оказывается, не возраст определяет поступки, поведение человека (вспомним, Васе всего семь лет), а что-то иное. Это "что-то” есть нравственный потенциал личности, уровень её духовной зрелости.

Познакомившись с детьми подземелья, Вася не только себя самого узнал лучше, но и своего отца, которого, как выявилось, он не знал. Обиженный невниманием отца, Вася в разговоре с Валеком скажет: "Он нехороший”. А в ответ услышит: "Неправда, неправда, - возразил Валек, - ты не понимаешь. Тыбурций лучше знает. Он говорит, что судья - самый лучший человек в городе”. Узнать такое об отце Васе было приятно, хотя обида на него всё равно осталась. "Вот он каков, - думалось мне. - Но всё же он меня не любит”. Позже и от самого Тыбурция Вася услышит: "Твой отец, малый, самый лучший из всех судей на свете”. А потом именно Тыбурций окажется тем человеком, который вернёт отцу сына, а сыну отца. Он разрядил своим приходом их объяснение по поводу исчезнувшей куклы: "Передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщательно искал в нём прежде”. Это Вася об отце, который тоже "только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына”. Слова "нашёл” и "узнавать” - ключевые для отца и сына, которые благодаря чужому человеку, да ещё совсем из другого мира, нашли друг друга.

От Тыбурция Вася узнаёт и о том, что люди в этом мире разделены. "Я нищий, и он нищий. Я… краду, и он будет красть. А твой отец меня судит - ну, и ты когда-нибудь будешь судить… вот его”. Эту очевидную для взрослых истину Тыбурций приблизил к сознанию и чувствам мальчика, и тот отшатнулся. Для него она прозвучала с первозданной силой, и реакция была адекватной: "Не буду судить Валека, - возразил я угрюмо. - Неправда!” В детском "неправда” - неприятие взрослого, непонятного мира.

Мир полон противоречий. В этом Васе приходится не один раз убеждаться. Он давно знал, что "воровать нехорошо”, но в то же время он видит, что те, кто ворует, необязательно плохие люди. Вот и ворующий Валек стал ему как брат, и до боли в сердце было жалко Марусю - "улыбка Маруси стала мне почти так же дорога, как улыбка сестры”. И даже Тыбурций уже не был страшен - "он смотрел на нас троих какими-то странными глазами, в которых что-то мерцало, точно слеза”. Чужой плохой мир неожиданно стал своим.

И ещё один парадокс - старый Януш не один раз говорил Васе, что он "сын таких почтенных родителей” в "дурном обществе”. И что же? Сделал ли Вася что-либо дурное за время общения с детьми подземелья? Однозначно - нет. Наоборот, у него проявились хорошие качества, о которых он и сам не подозревал.

Завершая беседу по книге, спросим наших читателей, как они думают - есть ли будущее у тех, кто оказался в "дурном обществе”? Будущего у них, конечно, нет. Но что же указывает на безысходность, обречённость судеб детей подземелья? Место действия. Они живут на кладбище. Причём автор уточняет - на "брошенном”. Выходит, что живут в мире мёртвых - вдали от людей. К тому же живут в подземелье - в буквальном и переносном смысле. Слова "кладбище” и "подземелье” в повести - доминанты. Они - символ ушедшего и уходящего. Есть ещё одна уточняющая деталь - подземелье под часовней. Почему? Получается, что его обитатели только во власти Бога? А где же люди? Есть ли те, кто мог бы им помочь выбраться из ямы в городе мёртвых? Нет, таких нет. Хотя в городе все знали о существовании и месте обитания нищих, но помочь им никто не хотел. Людям не было дела до тех, кто ушёл за грань. В них видели только источник потенциальных опасностей. На них смотрели с "враждебной тревогой”. Ещё со времён переворота в замке "город знал, что на его улицах в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам послал свои угрозы”, город их не признавал. Стоит обратить внимание на то, что в повести нет конкретных образов горожан, есть "город” - некая огромная, безликая, равнодушная и враждебная масса.

Ни одна душа, кроме маленького мальчика, не выразила этим обиженным (судьбой, обществом) людям сочувствия. На сочувствие Васиного отца, то есть представителя власти, только намекается. Вытащить из подземелья его обитателей некому. Почему же в роли сочувствующего показан только ребёнок? Наверное, чтобы видно было, сколь малы силы, сострадающие тем, кто оказался на дне. А это значит, что вероятность их выхода из ямы ничтожна - надеяться не на кого. Сами же они выбраться оттуда не в силах. Даже самый крепкий из них - Тыбурций - способен только речи произносить и веселить мужиков.

Но, сделав ребёнка единственным сострадальцем, Короленко, вероятно, имел в виду и другую цель. С помощью ребёнка, благодаря ребёнку он показал человеческую состоятельность людей подземелья и прежде всего детей. Вася, живущий сердцем, стал своеобразным нравственным мерилом для обитателей подземелья. О детях как своеобразном индикаторе, проявляющем истинную ценность людского общества, говорил и Чехов, великий современник Короленко. Во время своей поездки на Сахалин он заметил, что к некоторым каторжникам тянутся дети. А это, по мнению Чехова, значило, что они ещё не совсем пропащие люди. Зашоренный взгляд взрослого видит гораздо меньше, чем чуткое сердце ребёнка.

Итак, Вася единственный, кто активно сопереживает отверженным, но изменить их жизнь к лучшему он не в состоянии. Силу, которая способна это сделать, Короленко не показал.

Безысходность судеб обитателей подземелья подчёркивается и финалом повести. Умирает самая любимая героиня - Маруся. Валек с отцом куда-то ушли из города. Явно не в лучшую жизнь. Ведь сказал же как-то Тыбурций: "Я краду, и он будет красть”. Будущее Валека - по-прежнему на дне жизни.

А что же Вася? Какова его судьба? Имело ли для него последствия краткое знакомство с детьми подземелья? Обратим внимание читателей на то, что знакомство действительно было кратким. В повести есть детали, которые более или менее точно указывают на это. Описанные события начались поздней весной. В начале первой главы читаем: "…вот весна окончательно восторжествовала над последними порывами зимы”. А предпоследняя глава называется «Осенью». Значит, знакомство длилось недолго - всего 3–4 месяца. Почему же тогда создаётся впечатление, что времени прошло очень много? Потому что малый отрезок времени вместил очень много. Что же конкретно? Ответ на этот вопрос подытожит все темы и проблемы повести. За это время Вася пережил горечь утраты матери, драму отношений с отцом, разрушение своих романтических представлений, знакомство с абсолютно новым для него миром, который перевернул всю его жизнь. Вася оказался лицом к лицу с проблемами, о существовании которых даже и не подозревал. Вася пережил радость дружбы и муки сострадания, утрату тех, с кем сроднился. Ему многое открылось не только в новом для него мире, но и в себе самом, в собственном отце, которого он, оказывается, совсем не знал.

Пропустив своего героя через многие житейские и психологические испытания, автор показал, чего он стоит в нравственном отношении. Поведение, поступки, эмоции мальчика Васи убеждают в том, что "взрослость” - понятие не столько возрастное, сколько нравственное. В свои семь лет Вася был способен принимать решения, нести ответственность за свои действия и слова.

Эпилог повести ещё раз подчёркивает, что пережитое Васей имело последствия в его будущей жизни. Из него читатели узнают, что Вася не только сам ничего не забыл, но сумел и свою младшую сестру, и даже отца обратить в свою веру.

Взглянем на себя

Повесть «Дети подземелья» побуждает читателя и на себя взглянуть: "А каков же я? Способен ли я на поступок, если будет нужно? Смогу ли сдержать слово, когда этого потребуют обстоятельства?” Путь от литературы к жизни, если он не слишком прямолинейный, для детской аудитории - естественный и необходимый. После того как выяснили, что автор думает о своих героях и тех проблемах, что он поднял, мы делаем следующий шаг - выводим читателя на него самого и его собственные проблемы.

Формой реализации этой задачи может стать читательская конференция, которая завершит изучение повести. Назвать её можно так: «Мои вопросы Васе - герою "Детей подземелья”». Два–три ученика по очереди играют роль главного героя. Роль будет сводиться к ответам на вопросы, с которыми к ним обратится аудитория. Каждому участнику конференции надо подготовить хотя бы один вопрос к герою. Вопросы и ответы на них выявят и уровень восприятия произведения, и степень его воздействия на читателя. Эстетическая и этическая задачи в этой ситуации решаются одновременно.

В качестве итогового занятия может быть и «Встреча с писателем». Один из читателей выступает в роли писателя Владимира Короленко, все остальные готовят ему вопросы. В числе вопросов могут быть и такие: почему умерла Маруся? Почему Вася так и не узнал, куда ушли Валек с Тыбурцием и что с ними сталось? Какими людьми выросли Вася и его сестра Соня? Что сталось с теми "проблематическими натурами”, которые остались в Княжье-Вено? Почему писатель не показал рядом с Васей его друзей, и были ли они у него? Не слишком ли по-взрослому ведут себя семилетние мальчики? Цель вопросов к писателю та же, что и к его главному герою.

В обоих случаях проверяется знание текста, уровень его восприятия и воздействие прочитанного на современных читателей.

Чтобы прочитанное на уроке было усвоено…

То, что открылось ученикам на уроке, хорошо бы закрепить на новом литературном материале. В качестве такого "нового” для читателя материала могут быть произведения как русской, так и зарубежной литературы. Назовём некоторые из них: А.Чехов. «Ванька», «Спать хочется»; Д.Мамин-Сибиряк. «Вертел», «Кормилец», «В глуши», «Под землёй»; А.Куприн. «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапёр»; М.Горький. «Дед Архип и Лёнька», «Встряска», «Сирота»; Д.Гринвуд. «Маленький оборвыш»; Г.Мало. «Без семьи»; Ч.Диккенс. «Оливер Твист»; А.Линдгрен. «Расмус-бродяга».