Кутюрье ив сен лоран. Ив Сен-Лоран, его французские бульдоги Мужики и «русский след» в творчестве

1 августа одному из самых знаковых модельеров современности Иву Сен-Лорану исполнилось бы 77 лет. Скандалист и первопроходец, он произвел настоящую революцию в мире моды. В честь дня рождения великого кутюрье мы решили вспомнить 10 его самых оригинальных и революционных решений, навсегда изменивших мир моды.

Бренд Yves Saint Laurent (который сейчас переименован в Saint Laurent Paris по инициативе нового креативного дизайнера Эди Слимана) – это настоящая революция в мире моды. И заслуга в этом, конечно же, принадлежит его создателю и креативному дизайнеру Иву Сен-Лорану. Он создал стиль, который вне времени, и каждой женщине позволяет быть модной, оставаясь индивидуальностью. Он и сам был яркой, интересной личностью и немного провидцем, который лучше самих модниц чувствовал, что они захотят носить завтра.

«Самая лучшая одежда для женщины - это объятия любящего ее мужчины. Но для тех, кто лишен такого счастья, есть я».

Ему было всего лишь 19 лет, когда его рисунки понравились великому Кристиану Диору. Он стал его помощником, а затем и преемником. Немыслимый поступок в то время. Ведь самому Диору был 41 год, когда он открывал свой Дом. Столь блистательно начавшаяся карьера прервалась службой в армии, нервным срывом, за которым последовала больница.

Ваш любимый цвет? - Черный. - Качество, которое Вы больше всего цените в людях? - Терпимость. - Ваш главный недостаток? - Застенчивость. - Что вы всегда готовы простить? - Предательство.

Он так и остался на всю жизнь неврастеником. Но на дворе уже были 60-е - эпоха как раз таких гениальных неврастеников, выросших в роскоши. В 1961 году 25-летний Сен-Лоран открывает собственный Дом. В последующие годы он навсегда изменил мир моды, предложив то, что до него никому не приходило в голову.

Платья в африканском стиле

Его африканская коллекция, представленная в 1967 году, до сих пор считается одной из важнейших в истории моды и одной из лучших в творчестве дизайнера. Коллекция была навеяна воспоминаниями о кратком периоде военной службы на этом высушенном солнцем континенте. Он включил в нее экзотические мотивы первобытных украшений, яркие деревянные бусины, высокие африканские прически.

«Посещение Марракеша стало для меня сильнейшим шоком. Этот город научил меня цвету» .

Женский смокинг

В 1966 году Ив Сен-Лоран произвел настоящую революцию в мире моды: он одел женщину в смокинг, считавшийся исключительно мужской одеждой. Новый образ от Лорана моментально завоевал любовь парижских модниц, а по-настоящему популярным стал после того, как Le Smoking увековечил в фотосессии для Vogue культовый фотограф Хельмут Ньютон.

Сам Сен-Лоран любил повторять, что женский смокинг – часть стиля, а не прихоть моды. Ведь мода меняется, а стиль вечен.

В смокинги Yves Saint Laurent тут же оделись Катрин Денев, Франсуаза Арди, Лайза Миннелли и великое множество светских дам.

Прозрачные блузки

В 1962 году Ив Сен-Лоран стал участником большого скандала. Виной тому послужили прозрачные блузки, созданные дизайнером. Однако Ив никогда не обращал внимания на критику. Он был уверен, что лучше самих женщин знает, что им нужно. И был прав, с годами это подтвердилось.

Ботфорты

Большинство женщин нынче даже и не догадываются о том, что благодарить за возможность носить ботфорты они должны именно Сен-Лорана. Ведь именно он включил эту часть некогда только мужского гардероба в свои коллекции женской одежды.

Линия pret-a-porter

В 1966 году дизайнер открыл свой первый бутик Rive Gauche, названный в честь считавшегося тогда пристанищем анархистов левого берега Сены, совершив еще одну революцию - в магазине продавалась повседневная одежда, ни в чем не уступающая вечерней. С тех пор дизайнеры 2 раза в год (весной и осенью) представляют коллекции pr?t-?-porter.

Стиль сафари

Довольно долгое время одежду в стиле «сафари» носили лишь охотники и натуралисты, но в 50-х годах благодаря кинематографу она завоевывает любовь модников во всем мире. В 1968 году была представлена знаменитая коллекция YSL в стиле сафари, вызвавшая бум среди поклонников творчества кутюрье и в корне изменившая представление о том, как должна выглядеть одежда для путешествий. Культовый шнурованный жакет Saharienne из этой коллекции по сей день считается визитной карточкой модного Дома.

Кожаный жакет

В коллекции 1962 года Ив Сен-Лоран предложил женщинам примерить кожаные куртки, тогда еще только черного цвета. Так что вечно модными кожаными изделиями женщины опять-таки должны быть обязаны гению Сен-Лорана, а не комиссарам 20-х.

Стиль унисекс

Дружба с Бетти Катру вдохновила Ива Сен-Лорана на создание стиля унисекс. Светская дама, ставшая модельеру музой и преданным другом, обладала андрогинной внешностью и рано поняла, какая одежда ей к лицу. В основном она носила «мужские» вещи: брюки, джинсы, простые свитера, рубашки, футболки, мужские пиджаки и обувь. Этому стилю она не изменяла никогда. Своим внешним видом, отношением к жизни она и вдохновила великого мастера Ива Сен-Лорана на создание стиля, который соединял мужское и женское начала воедино. С этого времени стиль унисекс начал свое триумфальное шествие по миру моды.

Темнокожие манекенщицы

Участие в модных показах темнокожих моделей стало еще одним скандальным нововведением великого кутюрье. Карьера знаменитой «черной пантеры» Наоми Кэмпбелл началась с дефиле во время показа модной коллекции YSL. В августе 1988 она появилась на обложке французского Vogue как первая темнокожая модель. Этому предшествовала угроза ее друга и наставника Ива Сен-Лорана забрать всю свою рекламу из журнала, если редакция откажется разместить фото Кэмпбелл или любой другой чернокожей модели на обложке.

«Я в неоплатном долгу перед ним, - поделилась Наоми Кэмпбелл. - Он поддерживал меня, а следовательно и всех девушек с другим цветом кожи».

Ив Сен-Лоран (Yves Saint Laurent) – это имя известно каждому, даже тем, кто не знаком с миром высокой моды. Он являлся великим модельером, художником моды, человеком, изменившим ход истории модной индустрии.
Гениальный модельер Ив Анри Дона Матьё Сен-Лоран родился в 1936 году в Алжире, в городе Оран. Его семья были потомственными юристами, но мальчика интересовала лишь работа с тканью. Даже в юном возрасте он создавал эскизы и шил платья кукольных размеров.
Когда семья будущего модельера переехала в Париж, к тому времени Ив окончил школу и стал подрабатывать дизайнером одежды и стилистом. Он был постоянным участником конкурсов дизайнеров. В 1953 году ему удалось занять третье место на одном из таких конкурсов и познакомиться с главным редактором французского подразделения журнала Vogue.
Он и посоветовал Ив Сен-Лорану поступить на курсы дизайнера, а спустя некоторое время познакомил его с известным модельером Кристианом Диором. Спустя год, молодой дизайнер показал свою первую коллекцию на конкурсе моды в Германии и выиграл три награды из семи, победив подающего надежды немецкого молодого дизайнера Карла Лагерфельда. С этого момента началась многолетнее соперничество между двумя модельерами.

Ив Сен-Лоран. Карьера модельера

Кристиан Диор (Christian Dior) взял 19-тилетнего Лорана в качестве своего младшего помощника в Доме Dior. За время работы под руководством маэстро, Ив Сен-Лоран создавал эскизы изысканных аксессуаров, которые он показывал Диору. Из года в год все больше эскизов были реализованы и продемонстрированы на подиуме.
Ив Сен-Лорану был 21 год, когда умер Кристан Диор. Он занимает место наставника и становится главным дизайнером Дома Dior. Став наследником легендарного модельера, Сен-Лоран презентует свою первую коллекцию. Он представил форму «трапеция», которая избавила женский гардероб от излишней вычурности и строгой талии. Это стало революцией в моде, а пресса писала об этом событии, что «великие традиции Дома Dior продолжают жить» и после смерти главы компании.
В то время к Ив Сен-Лорану пришел ошеломительный успех. Однако благодаря своему мятежному духу его карьера была обречена на взлеты и падения. В 1960 году модельер представил свою новую коллекцию под названием Beatnik. Главными атрибутами показа стали роскошные норковые пальто с узкими вязаными рукавами, костюмы с водолазками и короткие кожаные куртки. Это было вызывающе роскошно, однако в Доме Dior не были готовы к подобным переменам.
Слишком консервативное руководство Dior уволило Ив Сен-Лорана, взяв на его место другого дизайнера. Это стало для него сильным ударом, с которым ему помог справиться Пьер Берже. Также они вместе сумели отсудить огромную сумму за незаконное расторжение контракта с Домом Dior. Именно Пьеру Берже суждено было стать другом, опорой и любовником Сен-Лорана на всю жизнь.
После того, как Ив Сен-Лоран покинул Dior, он попал в армию, но хрупкий и чувственный парень не смог выдержать и года и попал в психиатрическое отделение военного госпиталя, что сломило его. Но и тут на помощь пришел Пьер Берже.
На деньги, выигранные в суде, Сен-Лоран открывает собственный Дом моды Yves Saint Laurent. С этого момента началась великая история под знаком трех золотых букв - YSL.
Сегодня можно выделить 7 отличительных луков Дома YSL:
1. Платья Мондриан, имеющие характерный декор в виде крупных цветных клеток
2. Стиль «сафари»
3. Женский костюм в стиле смокинг
4. Брючный костюм
5. Тонкая прозрачная рубашка
6. Длинная и свободная юбка в сочетании с кафтаном («Русские сезоны»)
7. Этно-африканские мотивы в одежде
В 1966 году открывается первый pret-a-porter бутик YSL Rive Gauche. Это был первый в своем роде бутик в истории модной индустрии. В нем было выставлено все: одежда, украшения, аксессуары и духи. Дом моды Yves Saint Laurent стал приносить миллионные доходы и превратился в империю.
Но с конца 80-х годов у торговой марки Yves Saint Laurent начался настоящий кризис. Пришлось продать часть акция сторонним компаниям, что очень плохо отразилось на качестве исполнения. Страдающий от множественных болезней, из-за пристрастия к наркотикам и нездорового образа жизни, Ив Сен-Лоран передал руководство компанией модельеру Альберту Эльбазу, а затем ушел из мира моды, чтобы вести уединенный образ жизни и редко появляться на публике.
Легендарный модельер и дизайнер Ив Сен-Лоран умер 1 июня 2008 года в Париже. У него был рак мозга.

Ив Сен-Лоран. Личная жизнь

Почти всю свою жизнь, талантливый модельер посвятил высокой моде. Он был практически всегда занят рисованием эскизов и созданием новых моделей. В свободное от работы время, Ив любил позировать для картин своего друга. Также его часто можно было встретить в модных клубах.
Еще, будучи молодым, Ив Сен-Лоран подсел на траву и легкие наркотики. Это очень сильно сказалось на его самочувствии и здоровье. Возможно, пи другом образе жизни, сегодня он был бы еще жив.
Также сильно сказалось то, что он побывал в психиатрической лечебнице. Модельр страдал маниакально-депрессивным синдромом, он очень переживал из-за этого, и это доставляло ему много страданий.
Любовью всей жизни кутюрье всегда был одни единственный мужчина – Пьер Берже.

Этот человек помогал ему буквально во всем, они вместе жили, работали и отдыхали. Однажды Берже изменил ему с манекенщицей. Лоран ответил ему изменой с Жаком Де Башером. После этого они расстались, однако продолжали совместную работу.

Ив Сен-Лоран, родившийся 1 августа 1936 года в Алжире, должен был заниматься юриспруденцией, но благодаря поддержке матери в 1954 году уехал в Париж, в школу при Синдикате высокой моды.

Практически сразу после поступления он представил коктейльное платье на одном из конкурсов для начинающих дизайнеров. Свою первую победу Ив Сен-Лоран разделил с Карлом Лагерфельдом – именно им досталось призовое место.

Все фото 14

Талант Сен-Лорана заметили, и уже через год он стал ассистентом Кристиана Диора и одновременно учеником портного в доме Christian Dior.

Далее следовала стремительная карьера – Ив Сен-Лоран, занявший после кончины Кристиана Диора место арт-директора Дома, представил свою первую коллекцию, за которую получил престижный Neiman Marcus Oscar. Именно в этой коллекции впервые можно было увидеть платья-трапеции – одно из первых нововведений Ив Сен-Лорана.

На следующее утро после показа газеты пестрели заголовками: «Ив Сен-Лоран спас Францию, традиция Диора будет продолжена!»

В 1960 году Ива Сен-Лорана призвали в армию. Но тяготы военной службы обернулись психиатрическим отделением военного госпиталя, где он подвергся лечению шоковой терапией и транквилизаторами.

Ив не мог говорить и весил всего 40 кг, когда в его жизни появился Пьер Берже. Он стал для Сен-Лорана не только любовником, но и верным другом и помощником в делах. Именно он добился того, чтобы его подопечного отпустили из армии, и помог молодому дизайнеру основать в январе 1962 года собственный Дом моды – Yves Saint Laurent.

Через четыре года дизайнер представил миру Le Smoking – женскую версию фрачного костюма. Смокинг не только мгновенно завоевал сердца женщин, но и полностью перевернул моду того времени.

Ив Сен-Лоран стал активно вводить брючный костюм в жизнь женщин. В этом же году дизайнер открыл свой первый бутик Rive Gauche, названный в честь считавшегося тогда пристанищем анархистов левого берега Сены, совершив еще одну революцию – в магазине продавалась повседневная одежда, ни в чем не уступающая вечерней.

Таким образом Ив Сен-Лоран демократизировал haute couture.

В это же время на показах и фотосессиях Сен-Лорана появились андрогинные модели – такие, каких мы видим на подиумах сейчас.

Худые девушки с зачесанными назад волосами демонстрировали женскую силу и возможности. Тенденцию поддержал Карл Лагерфельд , а Хельмут Ньютон воспел их на своих многочисленных фотографиях, впоследствии также превратившихся в классику.

К 1970 году за Сен-Лораном также числились изобретения бушлата (1962), прозрачных блузок (1966) и комбинезона (1968).

Дизайнер любил использовать прозрачные материалы, за что неоднократно подвергался нападкам. Изобретение же бушлата стало своеобразным символом Дома Yves Saint Laurent, отражающим умение мастера смешивать высокую моду, искусство и повседневные вещи, превращая их в легенду.

В список бесчисленных изобретений Сен-Лорана входит пиджак в духе сафари, который стал фурором. Его африканская (1967) и русская (1976) коллекции до сих пор считаются одними из важнейших в истории моды и одними из лучших в творчестве дизайнера.

Именно Ив Сен-Лоран ввел моду на потрясающие вечерние платья, экспериментируя с ними, но никогда не забывая о женственности и изяществе. Особого внимания заслуживают свадебные платья YSl.

В январе 2002 года Ив Сен-Лоран ушел на пенсию из-за многочисленных проблем со здоровьем. За несколько месяцев до этого он сломал обе руки во время поездки в Палермо и лишился главного удовольствия своей жизни – возможности рисовать.

Впоследствии здоровье дизайнера ухудшилось, он практически перестал посещать светские мероприятия.

В последние минуты воскресным утром с ним были его друзья – Пьер Берже, муза Бетти Катру (Betty Catroux) и Филипп Мунье (Philippe Mougnier), заботившийся о здоровье Сен-Лорана последнее время. Катрин Денев прибыла через несколько минут после его смерти 1 июня 2008 года.

В память о великом кутюрье в рамках кинофестиваля Sundance, который ежегодно проходит зимой на знаменитом американском горнолыжном курорте Аспен, в 2009 году было показано сразу две картины – работа французского кинематографиста Давида Тебуля (David Teboul) под названием Yves Saint Laurent: His Life and Times и картина Yves Saint Laurent: 5 Avenue Marceau 75116 Paris.

Оба фильма посвящены жизни и творчеству легендарного дизайнера.

1 августа 1936 года родился один из самых известных дизайнеров - Ив Сен-Лоран. Сегодня ему исполнилось бы 77 лет. В этот день мы вспоминаем самые интересные факты из жизни великого кутюрье.

1. В 1957 году, года Сен-Лорану только исполнился 21 год, он стал главой модельного дома Кристиана Диора после смерти дизайнера. Ив вошел в историю, как самый молодой директор Дома моды.

2. Ив Сен-Лоран был человеком, который ввел в гардероб дамы несколько «мужских» элементов - смокинг, сапоги длиной до бедер и стильные кожаные пиджаки.

3. Однажды на одной из радиостанций диктор объявил, что Сен-Лоран скоропостижно скончался. К дому дизайнера бросились толпы поклонников и журналистов. Каким же было их удивление, что дизайнер был жив и здоров! Сам Ив часто вспоминал эту историю и говорил, что никогда в жизни не видел столько удивленных и напуганных лиц.


4. Дизайнер никогда не считал, что одежда красит человека. По его словам, личность женщины определяет ее стиль и индивидуальность, но никак не модные тенденции. Что касается косметики, то ее должно быть минимум. Сен-Лоран считал, что любовь может заменить самую дорогую помаду и тушь. Самым стильным нарядом для дамы кутюрье называл объятия любящего человека. А если такового нет в жизни женщины - ей на помощь придут дизайнеры!

5. Кутюрье отличался своенравным характером и необычными взглядами на многие вещи. К примеру, в молодом возрасте он очень часто позировал обнаженным перед фотографами. Кроме того, он стал первым дизайнером, который пригласил для показа своих моделей темнокожих манекенщиков и манекенщиц. Это стало настоящим прорывом в модельном бизнесе и мире моды!


6. Ив признавался, что он жалеет в жизни лишь об одном - о том, что не им были придуманы джинсы. Что касается платьев, то дизайнер часто повторял: в платье главное - это женщина, которая его надевает.

7. В 1966 году Сен-Лоран впервые представляет публике свой будущий «хит» - Le Smoking, который стал первой в истории женской версией фрачного костюма. Тогда женщины полностью поменяли свое представление о моде. Ив Сен-Лоран не остановился на одном фрачном костюме: он стал вводить разные модели костюмов в гардероб женщин, чем завоевал их симпатию. Кроме того, Сен-Лоран стал единственным известным дизайнером шестидесятых, который открыл собственный бутик, где продавал не только вечерние наряды, но и повседневную одежду для женщин.

Фото: Ив Сен-Лоран с актрисой Катрин Денев и балериной Майей Плисецкой


8. Первым творением Ива, завоевавшим популярность во всем мире, стало платье-трапеция. Сначала его надевали только кинодивы пятидесятых - Софи Лорен, Джина Лолобриджида и другие актрисы. Постепенно знаменитое платье «перекочевало» в гардероб всех модниц мира.

9. Всем всегда было известно, что Сен-Лоран придерживался нетрадиционной сексуальной ориентации. Однако не все знают, что незадолго до смерти он сочетался браком с дизайнером Пьером Берже. Однако полноценным браком это нельзя было назвать. В 1999 году во Франции был введен так называемый Пакт гражданской солидарности. К сожалению, он представлял минимум прав для однополых партнеров. Берже позже рассказывал, что это было чисто символическое событие для обоих дизайнеров. Они были знакомы слишком давно, чтобы придавать этому событию большое значение. Знакомство Берже и Сен-Лорана состоялось в далеком 1958 году, а спустя три года дизайнеры основали Дом моды «Yves Saint Laurent».

Фото: Ив Сен-Лоран и супермодель Клаудия Шиффер


10. Когда Сен-Лорану исполнилось 60 лет, он понял, что не сможет больше работать с тем же энтузиазмом, как и раньше. Он проработал до 2002 года, а потом устроил прощальный показ - дефиле в Центре Помпиду. Он вышел на сцену вместе со своей музой - актрисой Катрин Денев. Когда она спела для Ива песню, он не смог сдержать слез. Через несколько месяцев он продал Дом моды, однако бренд Ив Сен-Лоран живет и по сей день.

Разве что свои первые духи под названием «Y» он выпустил полвека назад, в 1964-м, но это, в конце концов, всего лишь духи. Тем не менее, в конце 2013 года состоялась премьера сразу двух французских фильмов с великим кутюрье в качестве героя: «Ив Сен-Лоран» и «Сен-Лоран». Первый в марте добрался и до наших кинотеатров. Именно эту картину, в отличие от второй, одобрил магнат Пьер Берже, много лет бывший спутником жизни Сен-Лорана и до конца остававшийся его бизнес-партнером.

Логично, что «Ив Сен-Лоран» режиссера Жалиля Леспера повествует не только о самом модельере (его играет актер «Комеди Франсэз» Пьер Нине, очень похожий на Сен-Лорана), но и о Пьере Берже (Гийом Гальенн, коллега Нине). Именно Берже ведет рассказ о событиях жизни своего любовника, друга и компаньона.

Именно чувства Берже зрителю понятны, пожалуй, больше, чем чувства Сен-Лорана, предстающего здесь зацикленным на красоте аутистом, который желает только придумывать женскую одежду, жить сладкой жизнью и не знать никаких забот.
Естественно, подобный человек не может не страдать.

Страданий в фильме хоть отбавляй, начиная с побоев, которым юный Ив, рано осознавший себя геем, подвергался в школе, а также психотравмы, которую ему и его семье нанесла война за независимость Алжира (аристократы Сен-Лораны жили там на правах колонистов, они же «пье-нуары», «черноногие», и никуда не хотели уезжать).

Алжирская война повлияла и на карьеру Сен-Лорана. В 1950-х он работал в Париже у Кристиана Диора, стал после его смерти художественным директором компании, и до поры управляющий отмазывал Ива от армии. После провального сезона 1960 года Сен-Лоран получил повестку, был отправлен на фронт и за 20 дней заработал нервный срыв, после чего Ива лечили в психушке электросудорожной терапией.

Не было бы счастья, да несчастье помогло: если бы не этот досадный инцидент, Сен-Лоран не стал бы требовать от Пьера Берже найти деньги на открытие собственного дома мод – и остался бы, наверное, всего лишь одним из модельеров «Диора».

Потом был успех, даже триумф, но в фильме к восторгу примешивается горечь от неурядиц в личной жизни, которая у «голубка» Сен-Лорана была бурной. То Берже изменит Иву с его любимой моделью Виктуар, то влюбленные поругаются после того, как Ив снимет на улице гея-проститута и загремит в каталажку... Пиком этой тянувшейся много лет гомосексуальной драмы стало образование любовного треугольника в составе Пьера Берже, Ива Сен-Лорана и Жака де Баше, любовника другого культового кутюрье Карла Лагерфельда.

Элементы сладкой жизни, бесконечные попойки, наркотические танцы, череда мужчин и женщин всех ориентаций, улочки Парижа и сады Марракеша... В перерывах, как кто-то верно подметил, Ив Сен-Лоран «торговал революцией» – в модельном бизнесе, само собой.

Он был первым, кто пригласил на подиум темнокожих манекенщиц, первым, кто ввел в женскую моду элементы мужского гардероба от кожаных пиджаков до смокингов, первым, кто раскрепостил женщин и породил торжествующий ныне унисекс.

Обо всем этом фильм Жалиля Леспера повествует весьма доходчиво. Однако главный герой тут все-таки – не нежный и порывистый истерик Сен-Лоран, остающийся для нас загадкой, а очень умный, влюбленный и несчастный Пьер Берже.

Сцена, в которой Ив жалобно говорит Пьеру: «Я люблю его, но мужчина моей жизни – это ты» – может соперничать лишь со сценой, в который оскорбленный Берже плачет от обиды и осознания того, что все кончено.

И хотя Ив прожил после этого еще тридцать лет, сценаристам фильма сказать об этих годах почти и нечего. «Ив Сен-Лоран» остается историей большой, но чистой любви Сен-Лорана и Берже. Может быть, в их жизни и правда не было ничего более важного. Кроме, конечно же, женской моды.