Эльза скиапарелли коллекции. Решение покинуть модный мир

Сейчас имя этой женщины, оказавшей большое влияние на современную моду, редко упоминается, однако в 30-е годы прошлого века разрушающую стереотипы аристократку знали во всем мире, а каждая ее коллекция вызывала подлинное восхищение. Она перевернула привычные понятия о вкусе, но при этом никогда не переходила грань, за которой начинается пошлость. Легендарная, гениальная, дерзкая и незаслуженно забытая Эльза Скиапарелли шокировала публику сюрреалистическими творениями, эскизы к которым рисовал великий Сальвадор Дали.

Биография будущей звезды модного мира

Родилась будущая художница в Риме в 1890 году. Ее детство, которое вполне можно назвать счастливым, прошло в интеллигентной среде. Родители - обедневшие аристократы - воспитывали дочку в традициях высшего света. Девочка изучала историю искусств, живопись, обожала посещать театральные представления, где ее больше всего интересовали красочные костюмы героев.

В возрасте 30 лет она покидает Италию и уезжает в Париж. В самом романтичном городе она встречает свою любовь, выходит замуж и рожает ребенка, однако брак распадается, и итальянка остается одна. Денег катастрофически не хватает, и чтобы содержать себя и маленькую дочку, независимая Эльза Скиапарелли устраивается работать экскурсоводом. Частенько ее слушателями в туристических группах становятся жены разбогатевших американцев. Хорошо одетые дамы не интересовались архитектурными достопримечательностями столицы Франции, а спешили в модные магазины, скупая все вещи подряд. Эльзу поначалу возмущала такая позиция иностранцев, пренебрежительно относившихся к главным памятникам Парижа, но приобщавшихся к последней моде. Однажды ей приходит гениальная мысль: можно создать то, что мало кто купит, но каждый захочет увидеть своими глазами.

Первые работы

В 1927 году в гости к ней заглядывает знакомый американец, поразивший Эльзу свитером необычной вязки. Восхищенная элегантностью вещи, Скиапарелли узнает, что это работа рядом живущей армянской эмигрантки. Недолго думая, будущий модельер предлагает талантливой соседке сотрудничество, результатом которого стало появление в этом же году шерстяного платья темного цвета, украшенного необычным бантом.

Магазин спортивной одежды Strauss заинтересовался работами, выбивавшимися из общего ряда, и сделал крупный заказ дизайнеру, сотрудничавшему с женской частью армянской диаспоры. После окончания работ имя Эльзы прогремело на весь Париж, а она основала собственный дом моды Schiaparelli.

Шокирующие наряды

На первую брендовую коллекцию, состоявшую из свитеров, большое влияние оказало далекое от реальности творчество кубистов, заостряющих внимание на геометрических формах и острых углах. Все вещи были выполнены в африканском стиле. Не успела публика отойти от первоначального шока, как дерзкая Эльза Скиапарелли выпускает новые наряды, а вдохновение она черпает в мужских татуировках: пронзенные сердца, извивающиеся змеи, якоря смотрелись крайне необычно и экстравагантно.

Узнав о первом перелете через Атлантический океан, модельер создает коллекцию в стиле "пилот". Через несколько лет итальянка перестает заниматься спортивной одеждой и переключается на вечерние наряды. Изысканное черное платье Эльзы Скиапарелли в сочетании с белым жакетом произвело настоящий фурор и стало образцом безупречного стиля.

Новый бутик

В 1934 году талантливый мастер открывает новый бутик на прославленной Вандомской площади - излюбленном месте прогулок самых богатых людей Парижа. Надо сказать, что эта торговая точка, где продавали авторскую одежду небольшими партиями, - изобретение Эльзы, поскольку до нее ни один модельер не додумался создать личный фирменный магазин.

Эльза Скиапарелли: коллекции

Женщина, которая прежде всего причисляла себя к деятелям искусства, становится невероятно популярной, а новые шедевры сразу же возводятся в ранг сенсаций. Ее наряды вызывают невероятный интерес у покупательниц, не видевших никогда ничего подобного. Так, коллекция под названием "Остановись, смотри и слушай" запомнилась тем, что роскошные платья напоминали дождевики и украшенные узорами индийские сари, а пуговицы на них были выполнены в форме французской монеты. Впервые Эльза использовала молнию в качестве застежки нарядов, и это было настоящим революционным прорывом в мире моды, поскольку ранее эту деталь применяли исключительно для изготовления сумок.

Пожалуй, самой известной коллекцией модельера является "Цирк": одежда пестрела изображениями клоунов, слонов, разноцветных воздушных шариков. Все внимание публики было приковано и к необычным пуговицам, выполненным в форме гимнастов, выполняющих упражнения на трапециях. Перчатки прекрасных дам, ходивших по подиуму, напоминали гетры, а шляпы - перевернутые рожки мороженого. Это было не просто традиционное модное шоу, а настоящая феерия, неизменно вызывающая невероятный интерес у зрителей. Это еще одно изобретение итальянки, которое взяли на вооружение остальные дизайнеры.

В предвоенные годы Скиапарелли выпускает коллекцию "Астрология", состоявшую из парчовых пальто, украшенных ажурной вышивкой, которая выполнялась известной компанией "Лесаж". На нарядах красовались различные небесные тела и знаки Зодиака.

Сотрудничество с голливудскими актрисами

Эльза Скиапарелли сотрудничала со многими звездами кино того времени, а К. Хепбёрн даже обмолвилась, что ее карьера пошла в гору после того, как она приобрела вещи от Schiaparelli. Самые известные актрисы (М. Дитрих, Г. Гарбо, Д. Кроуфорд) создавали имидж при помощи шедевров Эльзы и покупали вещи не только для сцены, но и для обычной жизни. Известно, что многолетний контракт связал модного дизайнера и голливудское руководство.

Скиапарелли и Уэст

Однако только одна актриса принесла огромную известность и популярность новому бренду, и, как признавалась Скиапарелли, лучшей рекламы для ее дома мод нельзя было и придумать. Секс-символ 30-х годов прошлого столетия очаровательная блондинка Мэй Уэст обладала потрясающей фигурой и выдающимся умом, а на ее вызывающее поведение в обществе публика всегда обращала внимание. Актриса обожала сюрреалистические наряды, но не любила ездить на примерки, и однажды Эльза получила гипсовый слепок, в точности повторяющий фигуру красотки, стоящей в позе Венеры Милосской. Именно этой скульптурой и вдохновилась на создание флакона для своего первого аромата гениальная Эльза Скиапарелли. Духи, посвященные диве Голливуда, носили название Shoking.

Любопытно, что с тех пор все парфюмы модельера начинались с одной буквы - S. Например, оригинальный мужской аромат Suff был облачен во флакон в форме курительной трубки.

Решение покинуть модный мир

В 1940 году в Париже устанавливается оккупационный режим, и Эльза переезжает в США, где продолжает плодотворно работать. Через несколько лет она возвращается, однако стиль, в котором она творит, многие признают вчерашним днем. Во Франции боготворят Шанель и Кристиана Диора, выпускающих элегантные наряды, и после долгих раздумий решает навсегда покинуть мир гламура модельер Эльза Скиапарелли. Ее творчество не имело границ, а фантазия не знала пределов. Каждое произведение мастера, вызывающее шок, можно назвать настоящим шедевром, однако итальянка понимает, что ее время ушло, и уступает место другим талантам. В 1953 году состоялся последний показ коллекции с названием "Шокирующая элегантность". Модельер закрыла свой бутик и занялась воспитанием внучек.

Она скончалась в 1973 году в Париже и была похоронена в красивом розовом платье.

Смелость и оригинальность

Дом моды Скиапарелли, который Эльза называла сумасшедшим, прославился нарядами в сюрреалистическом стиле. Костюмы, надетые залом наперед, украшенные рентгеновскими снимками, вырезками из газет, мехом обезьяны, шокировали приличную публику. Звезда модного мира предлагала всем набраться смелости и наконец-то выделиться из общей серой массы. Многие модели не поступали в продажу, а предназначались конкретному человеку.

Одно из самых знаменитых платьев с рисунком в виде женских профилей, которые образуют цветочную вазу, было создано по эскизу художника Ж. Кокто. Самые интересные и необычные идеи подавал своей хорошей подруге Сальвадор Дали: с его легкой руки появились сумки-телефоны, карманы с ручками, как у выдвижных деревянных ящиков, платья с листиками петрушки, шляпы в виде чернильниц и даже бараньих отбивных. Главным украшением фирменного бутика Эльзы стал диван, в точности повторяющий форму пухлых губ Мэй Уэст.

Наряды-галлюцинации

Эльза Скиапарелли - модельер, увлеченный оптическими иллюзиями. Она выпускает пиджак с необычайно широкими плечами, ставший неотъемлемой частью элегантного образа Марлен Дитрих. Итальянка и сама любила похулиганить и одевала уникальные наряды с изображениями, видными лишь под определенным углом. Публика издалека наблюдала красивые рисунки, пыталась поближе их разглядеть, а они неожиданно пропадали. Платьями-галлюцинациями Эльза вводила зрителей в замешательство, и люди корили себя в том, что много выпили.

Талантливое трио, выпустившее коллекцию бижутерии

В 1932 году объединились трое художников с бурной фантазией: Кокто, Дали и Эльза Скиапарелли. Бижутерия, выпущенная талантливым трио, хоть и не сразу, но покорила сердца публики. Серьги-телефоны, браслеты из высушенных жуков, ожерелья с птичьими перьями, бусы из таблеток имели право на существование. Позднее дизайнер работала одна, но ее друзья всегда подкидывали любопытные идеи. Именно Эльза ввела в моду использование бижутерии, вызвав насмешки коллег, работавших с драгоценными камнями.

Модная дуэль двух див

Конечно, главной интригой того времени явилось противостояние двух королев моды - Скиапарелли и Шанель. Они создавали абсолютно разные наряды, но их объединял непохожий на остальные взгляд на предназначение моды. Коко, стремившаяся показать красоту человеческого тела, творила в рамках классического стиля, а Эльза, подчеркивающая духовную составляющую, - сюрреалистического. Шанель никого не провоцировала в своем творчестве, а итальянка постоянно шокировала публику.

За соперничеством модельеров пристально наблюдали, поскольку две темпераментные и не стесняющиеся в выражениях женщины открыто выясняли свои отношения. Однажды Шанель усадила итальянку на свежеокрашенный стул, а когда та нелицеприятно высказалась, Коко заметила, что краска на наряде только придаст ей нужную яркость и пойдет на пользу. Как-то журналисты спросили французскую икону стиля, не завидует ли она успехам соперницы. Шанель покачала головой и заметила, что Эльза - это никому не известная дама, которая просто шьет одежду. Однако именно Скиапарелли называли в 30-е годы прошлого века главной законодательницей моды, а ее наряды предпочитали все голливудские актрисы.

Незаслуженно забытая

К сожалению, сейчас мало кто помнит дизайнера номер один, а имя Шанель знает каждый обыватель. Но нельзя не признать огромный вклад Эльзы в развитие моды. Если оглянуться, то везде можно заметить открытия итальянского мастера: застежки-молнии, юбка-шорты, купальник из двух частей, флаконы духов в виде женского тела, меховые туфли, ботильоны. Надо признать, что почти сто лет назад Скиапарелли придумала современную моду.

Сейчас творчество незаслуженно забытого дизайнера изучают будущие модельеры и художники. Женщиной, попавшей на вершину пьедестала и с достоинством ее покинувшей, можно только восхищаться. Эльза Скиапарелли, биография которой может послужить основой интересного романа, оставила свое место для не менее великих кутюрье. В творчестве талантливого мастера, заставившего женщин почувствовать себя независимыми, и по сей день черпают вдохновение современные дизайнеры.

Возрождение модного дома

В 2014 году одним из самых удачных показов на Неделе высокой моды в Париже стало фееричное шоу возрожденного бренда Schiaparelli. Дизайнер Марко Занини, занимавший ранее должность креативного директора компании Rochas, признался, что выполнил свою миссию, поскольку имя гениальной Скиапарелли вновь зазвучало. Первая коллекция нарядов, выпущенная после продолжительного перерыва, чрезвычайно понравилась публике, а руководство бренда заявило, что модельер полностью оправдал их надежды. И даже известные критики моды признались, что сейчас фирма Schiaparelli наконец-то находится в надежных руках.

Совершившая революцию в мире моды Эльза оставила яркий след в истории, а вещи, созданные дизайнером, опередили свое время на несколько десятков лет.


Карьера в мире моды у Эльзы Скиапарелли началась с того момента, когда она познакомилась с великим Кутюрье Полем Пуаре. Поль Пуаре заметил молодую женщину, которая примеряла длинное чёрное бархатное пальто. Он загляделся на её грациозные движения, жесты, на то, с каким пониманием искусства она это делает. Подойдя к ней, спросил, почему она его не купит. Что могла ответить Эльза, у которой не было ни гроша в кармане. Поль Пуаре подарил ей это пальто, которое стало первым и не последним его подарком. А самый главный его подарок в её жизни было то, что он сумел разглядеть в ней творческую натуру, художника, которым впоследствии стала Эльза, и вдохновил её на эту деятельность.



А начиналось всё так. Эльза родилась в Риме в 1890 году, в обеспеченной семье в среде образованных и талантливых людей. Она была поэтической и творческой натурой одновременно, интересовалась музыкой, театром и литературой. Но ни чем не занялась всерьёз, хотя писала даже стихи, которые были одобрены критикой, но осуждены родственниками за излишнюю, как им показалось страстность. В 23 года она была отправлена в Лондон, чтобы помочь одной даме в создании приюта для детей – сирот. К тому времени Эльза заинтересовалась философией и стала посещать теософские лекции, где её как-то представили докладчику графу Уильяму де Вендту де Керлору. Граф был необычайно красив и сразу же покорил сердце нежной и впечатлительной девушки. Эльза стала его женой. Но счастье прошло почти мгновенно, сразу же после свадьбы. Родители Эльзы не одобрили её выбор, но помешать скоропалительной свадьбе не успели.



Уильям обладал притягательной силой для женщин. Эльзе часто приходилось дожидаться своего супруга, которому никак не везло с работой, зато с любовными приключениями у него складывалось как нельзя лучше. Спрос в Лондоне на лекции этого «интеллектуала» несколько упал, шла война, и молодая пара перебралась в Нью-Йорк. Здесь граф решил предоставить Эльзу самой себе, тем более, что приданое её было уже прожито, и она не представляла для Уильяма никакого интереса. У Эльзы к тому времени родилась дочь, надо было думать о её и своём содержании. Молодая женщина в поисках работы проводила дни за днями и, таким образом, вошла в круг близких по духу ей людей, художников, писателей. В 1922 году ей помогли переехать в Париж, где она также завязала знакомства с творческими и талантливыми людьми, среди которых Пикассо, Кокто, Андре Жид, Франсис Пикабия, Игорь Стравинский и Коко Шанель.



Как-то Эльза обратила внимание на свитер одного из своих друзей. Оказалось, что такие свитеры вяжет одна армянка, живущая неподалёку. Именно эта женщина и стала её первым партнёром в мире моды. Они вместе разработали серию моделей одежды, и скоро заказов было так много, что пришлось приглашать на помощь чуть ли ни всю женскую половину армянской общины. Вместе с ними Эльза приобрела славу и деньги. А её чёрное трикотажное платье с белым бантом в виде бабочки принесло неслыханный успех. Затем последовал большой заказ от известной американской фирмы спортивной одежды «Strauss» на целую партию свитеров. Эльза открывает свой собственный магазин на Рю-де-ля-Пэ Эльза «Для спорта». Она выпускает коллекции за коллекцией, в которых завораживают и интригуют мотивы африканских узоров, матросских татуировок, затем следует целая серия моделей, посвящённая авиации. А далее Эльза создаёт длинное чёрное платье из крепа с белым жакетом и шарфом, узкое облегающее платье из белого крепдешина с жакетом, полы которого перекрещивались на спине. Эти модели имели громадный успех и повторялись в тех или иных интерпретациях многими знаменитыми кутюрье.



Началась её карьера Кутюрье. В 30-х годах Эльзу Скиапарелли знал весь мир. Пресса восхищалась её творчеством, её оригинальностью, а художники испытывали к ней магическое влечение – где, как ни здесь, они могли блеснуть своим талантом и фантазией.
Её первой знаменитой клиенткой становится сценаристка Голливуда Анита Лус, а затем звёзды Джоан Кроуфорд и Грета Гарбо. Известность и деньги позволили ей открыть в 1934 году свой бутик на Вандомской площади Парижа, который был один из первых бутиков по продаже авторских моделей. Эльза не готовилась стать модисткой или кутюрье, но она стала знаменитой кутюрье. Её безумные шокирующие модели шляп были тогда самые известные и востребованные. В моде 30-х годов с её практичностью в комплект одежды непременно входили перчатки и шляпка. Какие только шляпки ни придумывали себе женщины, но коллекция Эльзы произвела сенсацию. Да разве только шляпки в форме телескопа или телефона и даже туфли, а что вы скажете по поводу шляпы – баранья отбивная!! А вечерние туалеты! Эльза любила экстравагантность, она сотрудничала со многими художниками, среди них были: Мэн Рей, Сальвадор Дали, фотограф Хорст П. Хорст, Кес ван Донген, Жан Кокто и другие. Со многими из них её связывала дружба до конца жизни. Эльза первая превратила показ мод в праздничное шоу. В её творчестве сплелись и классицизм, и эксцентричность, и остроумие. Именно она заложила принципы того, что впоследствии стало называться «прет-а-порте».



Эльза Скиапарелли первая использовала изображения на тканях в виде газетных статей, надписей, на одежде изображались животные, растения; пуговицы также повторяли эти изображения. Особенно поразили всех пуговицы в форме луидора. А Жак Хуго сделал пуговицы в виде маленьких скульптур. Вышивка занимала не последнее место, использовались не только нитки, но и стразы, бисер, перья (Эльза очень любила украшать изделия вечерних туалетов перьями). Стразы нашивались с металлическими блёстками на дорогие ткани, что восхищало женщин. Её великолепное лоскутное платье создавало иллюзию потёртости (вспомните моду «панков» в 60-е годы) или брюки – шорты «капри», которые модны сегодня. В создании «поношенных тряпок» помогали ей её друзья – художники, для них она была идеальным партнёром.


Любимый цвет Эльзы – розовый. Этот цвет она использовала для всего: от упаковок до богато расшитых вечерних платьев. Когда она совместно со своими творческими друзьями занялась парфюмерией, розовый цвет и здесь присутствовал… Многие вещи, созданные ею, принесли ей успех и всемирную славу. Эльза в своих коллекциях использовала обычные предметы, но в совершенно другом контексте, что называется сюрреализмом. Как говорила сама Эльза, что для неё слово «невозможно» не существует. Поэтому аспирин мог превратиться в ожерелье, а обыкновенные жуки и пчёлы служили для модных украшений.


В каждой детали она видела находку для своей фантазии и в этом ей помогали её друзья – художники. Например, Луи Арагон и Эльза Триоле создали ожерелье из таблеток аспирина. А благодаря тому, что звезда экрана Мей Уэст отправила ей размеры своей фигуры в гипсовом слепке в позе Венеры, Эльза Скиапарелли и художница Леонор Фини создали флакон первых духов - «Shoking» в виде фигурки женщины. А флакон духов для мужчин «Roi Soleil» Сальвадор Дали сделал в виде курительной трубки.


Эльза Скиапарелли была великим кутюрье 30-х годов, её дружбой гордились известные писатели, художники, актёры. У неё одевались такие звёзды, как Марлен Дитрих, Гари Купер, Кэтрин Хепберн, Мишель Морган и другие.



Во время войны в 40-х годах Эльза Скиапарелли эмигрировала в США, а когда возвратилась назад, она нашла, что мир моды изменился, и в этом мире она себя не увидела. Последняя демонстрация её коллекций произошла в 1953 году. После этого Эльза Скиапарелли решила оставить себе только занятия с созданным парфюмом, который ей приносил всегда хороший доход и общение со своими творческими друзьями.

Сегодня фамилия этой женщины звучит не слишком часто. Лишь ограниченный круг людей, занимающихся модой, знает, кто такая Эльза Скиапарелли. В 20-30-е годы прошлого века имя знаменитого мастера не сходило с уст европейских женщин. Каждая коллекция модельера вызывала всеобщий восторг и восхищение.

Юная Эльза

В родовом дворце Корсини, что неподалёку от столицы Италии - Рима, родилась будущая звезда мировой моды. Десятого сентября 1890 года в семье директора Королевской библиотеки Италии появилась девочка. Родители решили назвать её Эльзой. С раннего возраста девочка была окружена любовью и заботой своих родителей.

Когда Эльза Скиапарелли подросла, любимым занятием юной модницы стало рассматривание книжных иллюстраций в библиотеке отца. Вообще книги в семействе Скиапарелли играли большую роль. Отец всё своё свободное время проводил за нумизматическими изданиями, являясь страстным коллекционером старинных монет. По неподтвержденным данным, он имел честь обмениваться монетами с самим

Эльза Скиапарелли: биография и родовые корни

Мать Эльзы родилась на Мальте, куда был направлен её прадед консулом Великобритании. В семье достаточно много интересных личностей, которые формировали элиту того времени. Дедушка будущей звезды мира моды по материнской линии, оставив пятерых детей, отправился в Египет устанавливать торговые связи с местными промышленниками.

Вскоре, имея незаурядный талант обольстителя женских сердец, он женился на дочери богатого местного торговца и дослужился до советника короля Египта. Известный итальянский астроном Джованни Вирджинио Скиапарелли приходится родным дядей, братом отца Эльзы. Ходит легенда, что, разглядев родинки на щеке племянницы, расположенные в виде Большой Медведицы, он посчитал это хорошим знаком и предрек девочке большое будущее. Однако Эльза Скиапарелли (фото см. ниже) не особо выделялась красотой, о чём всю жизнь сожалела.

Начало взрослой жизни

Оставаясь примерной дочерью, девушка воспитывалась в строгости. Отец не позволял юной Эльзе каких-либо излишеств. Кавалеры, которые стали проявлять внимание к молодой итальянке, моментально отвергались её отцом. Всё своё успердие девушка должна была концентрировать на учёбе.

Лишь в 1914 году Эльзе удалось вырваться из оков своего родителя. По приглашению давней подруги Эльза Скиапарелли впервые покидает отчий дом и отправляется в Лондон, где ей было предложено место гувернантки. По дороге к новой работе девушка сделала остановку в столице Франции, где встретила своего сокурсника по колледжу, который пригласил молодую итальянку на бал.

Из-за недостатка средств девушка на скорую руку соорудила себе вечерний наряд. К тёмно-синему крепдешиновому платью, купленному в галерее Лафайет, она прикрепила кусок оранжевого шёлка, а на голову соорудила незамысловатый чурбан. Времени на сшивание деталей одежды не было, поэтому все детали одежды были скреплены булавками.

Экстравагантный наряд вызвал искренний интерес у местной публики. Вскоре после очередного тура вальса весь шикарный гарнитур рассыпался на месте. Девушка в слезах покинула вечеринку под недоуменными взглядами гостей праздника.

Лондонская жизнь будущего дизайнера

Добравшись до столицы Великобритании, Эльза Скиапарелли занялась своими обязанностями гувернантки. Особых трудностей в воспитании хозяйских детей у девушки не возникало, поэтому оставалось много времени на личную жизнь.

Повальным увлечением Европы того времени было изучение теософии, оккультного движения мистического познания Бога. Эльза решила не отставать от моды и записалась на лекции графа Уильяма де Вендта де Керлора. После очередного посещения лекционной аудитории между лектором и девушкой завязался тематический спор.

Беседа затянулась до утра, после чего они оказались помолвленными. Только лишь после бракосочетания дочь оповестила своих родителей о замужестве.

Семейная жизнь девушки из Рима

Молодые супруги устраивали свою совместную жизнь на съёмной квартире в пригороде Лондона. С первых дней семейная жизнь не задалась. Стабильного источника существования у мужа не было, и поэтому супруги переехали в Ниццу, где проживали его родители. Пытаясь каким-то образом улучшить материальное положение, Эльза Скиа в одиночестве отправляется в Монте-Карло испытать судьбу на зелёном сукне местных казино. Вернувшись без гроша в кармане, римлянка даёт себе слово больше не заниматься этим делом. Надеясь что-то изменить в своей судьбе, супруги решают отправиться за океан.

Жизнь в Нью-Йорке отличалась от привычного европейского уклада. Уильям окунулся в океан развлечений. Романы с богатыми американками, среди которых была и заставили забыть супруга о цели их Долги за проживание в отеле росли с каждым месяцем, однако его это не волновало. Он продолжал кутить в местных элитных ресторанах, одаривая официантов щедрыми чаевыми. Муж появлялся в доме всё реже и реже, и весть о том, что Эльза ждёт ребёнка, он встретил равнодушно.

Так закаляется сталь

Ивонн - так молодая мама назвала свою дочь. Выйдя из родильного дома, Эльза была вынуждена искать новый приют для себя и своего новорожденного дитя. К тому времени хозяин отеля, где они проживали с Уильямом, лишил их номера за долги. Супруг не интересовался жизнью своего ребёнка, спустя шесть лет мужчина погибнет под колёсами автомобиля, находясь в пьяном угаре.

Первые шаги Ивонн сделала в корзине, привязанной к пожарной лестнице. Небольшая комнатушка в дешёвой гостинице находилась на самом верху, в башенке архитектурного строения. В таких условиях мама с маленькой дочкой жили два года. Эльза перебивалась случайными заработками, чтобы накормить ребёнка и расплатиться за жильё. Когда девочке исполнилось полтора года, мать обнаружила неестественную походку дочери.

После посещения врача был поставлен диагноз - детский паралич. В отчаянии будущий дизайнер Эльза Скиапарелли бросается от одного врача к другому в надежде помочь дочери. В одной из клиник, женщина познакомилась с Габриэль Пикабиа, женой французского художника-абстракциониста Ф. Пикабиа. Женщина предложила Эльзе Скиа продать партию коллекционной одежды из Парижа.

Возвращение во Францию

По совету врачей будущий модельер Эльза Скиапарелли возвращается во Францию, где устраивает свою дочь в пансион для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в Лозанне. Приобщиться к миру моды Эльзе помог случай. На одной из вечеринок она познакомилась с женщиной армянской национальности в элегантном свитере, связанном вручную. Заказав такой же наряд для себя и выйдя в свет, Эльза произвела впечатление на француженок.

Так, вскоре армянская диаспора стала поставлять Эльзе вязаную одежду для продажи местным модницам. Окрылённая успехом, Эльза стала задумываться о собственных разработках модной одежды. Имея неплохие способности в рисовании, будущий дизайнер арендует мансарду на улице Мира, 4, где вскоре появляется вывеска «Эльза Скиапарелли». Коллекции одежды от нового парижского модельера стали очень популярны у столичных женщин.

Хронология дальнейших событий

  • 1930 год. Идея создания античных силуэтов с элементами драпировки и завышенной талии.
  • 1935 год. В качестве почётного гостя французский дизайнер открывает Дом моды в Москве.
  • 1935 год. Открытие собственного бутика в Париже.
  • 1936 год. В мире моды стал популярен цвет розовой фуксии, идею которого воплотила Скиапарелли.
  • 1938 год. В Париже представлена коллекция, объединённая темой цирка, где все элементы декора были расшиты стеклярусом.

В том же году родился удивительный тандем - Сальвадор Дали и Эльза Скиапарелли. Платье с лобстером, приправленным петрушкой, произвёло фурор в мире моды. После показа эту вещь приобрела Бесси герцогиня Виндзорская.

  • 1940 год. Дизайнер покидает оккупированный Париж и эмигрирует в США.
  • 1946 год. По возвращении в Европу Скиапарелли запускает новую линию духов «Король-солнце». Дизайн флакона сделан по эскизам давнего друга - Сальвадора Дали.
  • 1947 год. На Олимпе мировой моды появляется новое имя - Кристиан Диор. Для Эльзы Скиа наступают тяжёлые времена, постепенно интерес к сюрреалистическому направлению в моде теряет свою актуальность.
  • 1954 год. Эльза Скиапарелли представляет свою последнюю коллекцию и объявляет о закрытии Дома мод.

Уйдя с подиума, без малого двадцать лет Эльза занималась воспитанием своих внучек - дочерей Ивонны - Марисой и Бери. Приобретя себе жилище в Тунисе, Эльза Скиа предалась воспоминаниям и написала книгу «Моя шокирующая жизнь».

Эльза Скиапарелли: цитаты из прошлой жизни

  • "В сложные времена мода всегда становится эпатажной".
  • "Если вы не видите своих копий, это значит, что вы стоите на месте".
  • "Платье не имеет собственной жизни, если его носят".
  • "Женщина должна выбирать свои туалеты в одиночку или в сопровождении мужчины".
  • "Покупать лучше немного, и только самое дорогое".
  • "Женщина должна оплачивать свои счета сама".
Эльза Скиапарелли (Elsa Schiaparelli) – модельер итальянского происхождения, открывшая свой Дом моды в Париже. Скиапарелли являлась одной из главных законодательниц моды 20-х – 30х годов XX века. Эльза Скиапарелли создавала удобную одежду для спорта и отдыха, элегантные костюмы и классические вечерние туалеты, жакеты, болеро, роскошные платья и накидки, и в тоже время удивляла своих современников необычными, дерзкими, а порой и шокирующими нарядами. Она вошла в историю моды как самый авангардный дизайнер одежды начала XX века. Одни её наряды поражали воображение экстравагантностью, другие - логичностью, удобством и традиционностью. Скиапарелли считала, что обществу нужны не просто хорошие и удобные вещи, но и вещи уникальные! Её взгляд на моду был очень своеобразен, а воображение безгранично. Увлечением этой яркой и мятежной бунтарки, часто идущей наперекор устоям общества, был сюрреализм (фр. surréalisme -сверхреализм) - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции, отличающееся использованием различных аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Эльза Скиапарелли
родилась в 1890 го­ду в Ри­ме, в ста­рин­ном па­лац­цо Кор­си­ни (Palazzo Corsini, Rome) - те­перь там на­ходит­ся На­ци­ональ­ная га­лерея ста­рин­но­го ис­кусс­тва. Её отец был ин­теллек­ту­алом, учё­ным, пре­пода­вал в уни­вер­си­тете. Его брат, Джо­ван­ни Скиапа­рел­ли (Giovanni Schiaparelli) , был из­вес­тным ас­тро­номом, мно­го вре­мени пос­вя­щав­шим ис­сле­дова­нию Мар­са и по­лагав­шим, что тот оби­та­ем. Мать Эль­зы происходила из не­апо­литан­ской арис­токра­тичес­кой семьи.
Глав­ной кра­сави­цей в семье счи­талась её стар­шая сес­тра Бе­ат­рис, а маленькая худенькая Эльза с тя­жёлой ниж­ней че­люстью считалась гад­ким утён­ком. Природа, не наградившая будущую звезду моды фи­зичес­кой кра­сотой, подарила ей характер и незаурядное воображение, любопытство, способность представлять обыденное в новом свете! Еще с детства все увиденное и услышанное оставляло глубокий след в сознании Эльзы, например, ей хотелось лично испытать те удивительные явления, о которых ей доводилось услышать, к примеру, прыгнуть с парашютом, поэтому, смастерив парашют из зонта, она прыгнула с ним в открытое окно со второго этажа. Под впечатлением от библейских рассказов, которые читались детям дома, Эльза решила вслед за Иисусом попробовать ходить по воде. Она нашла подходящее, как ей казалось, место и осторожно ступила в поблескивающую «воду», которая оказалась негашеной известью! Спасли ее чудом. Ув­леклась по­эзи­ей, в че­тыр­надцать лет, Эльза начала писать стихи о любви и страсти. Ей казалось, что она очень хорошо разбирается в это сфере человеческих чувств. Её ку­зен нашел издателя, выпустившего сбор­ник лирики юной поэтессы, что выз­ва­ло настоящий се­мей­ный скан­дал. Эльзу от­пра­вили в швей­цар­скую мо­нас­тыр­скую шко­лу со стро­жай­шим ус­та­вом, от­ку­да, она вскоре вер­ну­лась. Отец, на­вес­тив дочь, ко­торая ус­тра­ива­ла го­лодов­ки, по­нял, что в та­ком мес­те её ос­тавлять нель­зя. Когда пришло вре­мя, Эльза Скиапарелли , которую в мире моды чаще называли Скиап, нашла спо­соб стать прек­расной и не­забы­ва­емой! Ин­те­рес к одеж­де Эльза про­яв­ля­ла с детс­тва. На чер­да­ке, где её мать хра­нила свои старые на­ряды, она подолгу лю­бовалась найденными сок­ро­вища­ми. После учебы в Рим­ском уни­вер­си­тете, где будущая кутюрье изу­чала фи­лосо­фию, Эльза ре­шила жить самостоятельно и от­пра­вилась в Лон­дон, в ка­чес­тве гувернантки.
В сво­бод­ное вре­мя она по­сеща­ла лон­дон­ские опер­ные спек­такли, му­зеи и раз­личные лек­ции. На од­ной из лекций, пос­вя­щён­ной те­осо­фии, Эльза поз­на­коми­лась с лек­то­ром, неким авантюристом по име­ни Вильгельм де Вендт де Керлор (Wilhelm de Wendt de Kerlor) . Он сде­лал ей пред­ло­жение на сле­ду­ющий же день пос­ле пер­вой встре­чи. Брак ока­зал­ся столь ско­ропа­литель­ным, что воз­му­щён­ная семья Скиапарелли не ус­пе­ла по­мешать ему. Через некоторое время супружеская чета перебралась в Нью-Йорк. Их сов­мес­тная жизнь не удалась. Муж, оказавшийся довольно мутной личностью и большим любителем приключений, покинул Эльзу вскоре после рождения дочери. Она с­та­лась в Нью-Й­ор­ке од­на, с кро­шеч­ным ре­бён­ком на ру­ках. Поз­днее вы­яс­ни­лось, что у Ма­рии Лу­изы Ивонн (Maria Luisa Yvonne Radha), которую в семье называли Го-го, дет­ский це­реб­раль­ный па­ралич. На­до бы­ло думать, как за­раба­тывать на се­бя и ребёнка.
В 1922 году Эльза переехала в Париж и нашла работу у антикваров. Однажды вместе с подругой она пришла в Дом моды Поля Пуаре (Paul Poiret) , наряды, которые создавал великий модельер, потрясли её. Эльза решила заниматься модой. Вскоре, в 1926 году, ей удалось открыть собственный Дом моды на Рю-де-ля-пэ (Rue de la Paix) , и продемонстрировать там свой знаменитый свитер с вывязанным белым бантом. Такой свитер ручной работы она увидела на подруге американке, которая рассказала, что купила его у армянской эмигрантки, за­раба­тыва­ющей на жизнь вя­зани­ем. Эльза разыскала мастерицу и начала заказывать у неё свитеры с белыми бантами и другими придуманными уже ею самой рисунками. Сви­теры име­ли ус­пех, заказы поступали один за другим. Аме­рикан­ский «Вог» на­звал эту мо­дель «ше­дев­ром». Первые коллекции новоявленного кутюрье, состояли из свитеров, которые были выполнены в африканском стиле, а также в стиле кубизма с крепдешиновыми юбками. Для создания следующих своих работ Скиапарелли обратила внимание на татуировки матросов. На одежде появились рисунки в виде змей, сердец, пронзенных стрелами, якорей, а также рисунок под названием «рыбий хребет» – все это вызвало шок. Она предлагала носить трикотажные платья и свитеры в горошек и полоску, с рисунками, имитирующими банты и воротники.
В 1929 году Эльза открыла магазин «Pour le Sport»(«Всё для спорта»), где продавались готовые костюмы для гольфа, тенниса, катания на коньках и пляжного отдыха, сви­теры с узо­рами, платья из джер­си. Придуманный ею повседневный костюм из 6 предметов можно было носить целый день по-разному, комбинируя вещи.
Скиапарелли совсем не умела шить, но неплохо рисовала. Она сме­ло эк­спе­римен­ти­рова­ла, опи­ра­ясь на собс­твен­ные пред­став­ле­ния о прек­расном. Источником вдохновения служили сюр­ре­ализм и да­да­изм, Скиап ак­тивно сот­рудни­чала с ху­дож­ни­ками - Сальвадором Дали (Salvador Dalí) , Ле­онор Фи­ни (Leonor Fini) , Аль­бер­то Джа­комет­ти (Alberto Giacometti) , Мерет Оппенгейм (Méret Oppenheim) , Крис­ти­аном Бе­раром (Christian Bérard), а также с драматургом, писателем и художником Жа­ном Кок­то (Jean Cocteau ), и мно­гими дру­гими. Од­ни по­мога­ли ей офор­мить ателье, дру­гие ри­сова­ли ди­зайн для ук­ра­шений, третьи де­лали рек­ламные ри­сун­ки. В 1930-е годы Дом моды Скиапарелли стал одним из ведущих в Париже. В длинном списке ее клиенток значились - герцогине Виндзорская (Wallis Simpson Duchess of Windsor) , Грета Гарбо (Greta Garbo), Марлен Дитрих (Marlene Dietrich), Джоан Кроуфорд (Joan Crawford), Мэй Уэст (May West) , Клодетт Кольбер (Claudette Colbert), Норма Ширер (Norma Shearer). В ее одежду влюбились американская писательница Анита Лус (Anita Loos) и главный редактор парижского Harper"s Bazaar Дэйзи Феллоуз (Daisy Fellowes ), одна из самых больших модниц того времени. Еще одна модная икона, Диана Вриланд (Diana Vreeland) , даже посвятила Скиапарелли в 1937 году свою знаменитую колонку «Почему бы вам не?..», упомянув один из фирменных приемов дизайнера: «Почему бы вам не носить с черными повседневными костюмами бежевые чулки в крупную сетку?»
Мэй Уэст, являвшаяся секс-символом 1930-х годов, часто заказывала наряды у Скиапарелли, но не хотела ходить на постоянные примерки, поэтому прислала модельеру в мастерскую гипсовый слепок, повторяющий ее фигуру в позе Венеры Милосской. Этот слепок впоследствии вдохновил Эльзу Скиапарелли на создание флакона для своих первых духов. Это был оригинальный аромат «Шокинг» («Shoking»), созданный знаменитым парфюмером Жаном Карлесом (Jean Carles). А идею с флаконом, который представлял собой стеклянный женский торс с букетом вместо головы, воплотила в жизнь французская художница Леонор Фини.
В начале 1930-х го­дов Скиап за­нялась ве­чер­ни­ми на­ряда­ми, своё пер­вое ве­чер­нее платье она опи­сыва­ла так: «Прос­тое, уз­кое, пря­мое, до по­ла платье из чёр­но­го креп­де­шина, жа­кет из бе­лого креп­де­шина с длин­ны­ми по­лами, ко­торые пе­рек­ре­щива­лись на спи­не, но за­вязы­вались спе­реди. Всё пре­дель­но стро­го, к че­му я и стре­милась. Платье ока­залось са­мым боль­шим ус­пе­хом в мо­ей карь­ере, его вос­про­из­ве­ли пов­сю­ду, во всём ми­ре».
Скиапарелли
была одной из первых кутюрье, ставших включать в коллекции чисто экспериментальные модели, не предназначенные для реальной жизни. Экспериментировала она, как правило, с новыми нетрадиционными материалами и цветовыми сочетаниями, необычными деталями, активно используя жатую вискозу и прочие фактурные ткани, твид для вечерних жакетов, войлок и вискозное трикотажное полотно, синтетические ткани.
В 1934 году был выпущен новый материал под названием родофан (Rhodophane) , такого же типа, как и целлофан, из которого Скиапарелли смоделировала кейп (накидку) для вечернего платья («Стеклянная коллекция»). Она пускала в ход ней­лон, бу­магу, цел­ло­фан, кле­ён­ку. Да­же работая с традиционными тка­нями, Скиап за­час­тую ис­поль­зо­вала их не­обыч­ным об­ра­зом, например, из таф­ты, об­ра­ботан­ной таким образом, что­бы та ста­ла во­донеп­ро­ница­емой, де­лала дож­де­вики. Пу­гови­цы на её одеж­де всег­да бы­ли нетрадиционными, они мог­ли представлять собой всё, что угодно – фигурки животных, насекомых, сказочных персонажей, могли быть сделаны из зо­лотых мо­нет, из де­рева, из плас­ти­ка, но ни од­на пу­гови­ца не выг­ля­дела так, как дол­жна выг­ля­деть пу­гови­ца. В качестве рисунка для ткани Скиапарелли могла выбрать прин­т в ви­де от­пе­чат­ков хва­леб­ных и ру­гатель­ных га­зет­ных ста­тей о её твор­чес­тве или украсить ткань изображением женского профиля, нарисованного Жаном Кокто.
В 1935 году у Скиапарелли появились модели женской одежды с застежками-молниями. Застёжка молния, создание которой началось ещё в XIX веке, в 20-е годы начала применяться для дорожных сумок и резиновых сапожек, а в 1930-е в мужских брюках, но категорически не приживалась в дамской одежде, считаясь грубой и вульгарной, некоторые производители пытались вставить молнию на женские платья, но успехом нововведение не пользовалось. Скиапарелли не могла обойти своим вниманием новаторскую застёжку и начала вставлять её в спортивную одежду, а потом и в платья, и как утилитарную деталь и в качестве декоративного элемента, но сделать широко популярной молнию в 1930-е годы так и не удалось.

В 1936 году Скиапарелии продемонстрировала кричаще-яркий розовый оттенок, ставший её фирменным цветом – шокирующий розовый (shocking pink). В её коллекциях стали появляться платья, жакеты, шляпки, а также аксессуары и косметика цвета «Шокинг». Скиап говорила о нём: «Яр­кий, не­воз­можный, дер­зкий, прив­ле­катель­ный, жиз­не­ут­вер­жда­ющий, как буд­то со­еди­нились во­еди­но весь свет, все пти­цы и все ры­бы в ми­ре… шо­киру­ющий цвет». Свою ав­то­би­ог­ра­фию, яр­кую, как этот ро­зовый, она впос­ледс­твии на­зовёт «Моя шо­киру­ющая жизнь».
Скиапарелли любила экспериментировать с цветом, использовать сложносочиненные яркие сочетания, например - пурпурный, темно-красный и оливковый, или модель из бирюзового льна отделать вельветовым кантом виноградного цвета, а к черному платью предложить контрастные чулки красного цвета. Нестандартный подход Эльзы к моде сразу привлек внимание Кармел Сноу, возглавлявшей тогда американский Harper"s Bazaar. Сноу стала в своем роде покровительницей модельера. Обе были страстными поклонницами сюрреализма. Одежда Скиапарелли не просто регулярно появлялась на страницах Harper"s Bazaar - по просьбе Кармел ее снимали Ман Рей (Man Ray) и Жорж Хойнинген-Хьюэн (George Hoyningen-Huene) , рисовали Леонор Фини и Ван Донген (Kees van Dongen) .
В 1935 го­ду Эльза Скиапарелли перебралась на Ван­дом­скую пло­щадь, заняв помещение, модного дома Луизы Ше­руи (Louise Chéruit). Си­лу­эты её на­рядов часто с ши­роки­ми пле­чами, под­чёрки­вав­ши­ми уз­кие бёд­ра, не­обыч­ные де­тали, ак­сессу­ары, ма­тери­алы и ри­сун­ки на тка­ни ста­ли уз­на­ва­емы­ми, ими восхищались, их ко­пировали. В её бу­тик за­ходи­ли не толь­ко ку­пить что-ни­будь, но и по­любо­вать­ся не­обыч­ной об­ста­нов­кой, про­ник­нуть­ся ца­рящей в этом мес­те ат­мосфе­рой ве­сёло­го бе­зумия, че­го сто­ило од­но толь­ко яр­ко-ро­зовое чу­чело мед­ве­дя в свет­ло-ли­ловом ат­ласном паль­то!
Эльза обожала эпатировать и удивлять. Когда она продемонстрировала раздельный купальный костюм телесного цвета, публика на пляже остолбенела. Она удивляла ку­паль­ни­ками с бо­лее от­кры­той, чем было принято, спи­ной, в которых проз­рачные бре­тели, не ме­шав­шие за­гару, экстравагантными прин­тами на плать­ях, шар­фами и съ­ём­ными меховыми во­рот­ни­ками, шля­пкой в ви­де вя­зано­го кол­пачка-тру­бы, ко­торую мож­но бы­ло ук­ла­дывать на го­лове нес­коль­ки­ми спо­соба­ми (мо­дель, ока­зав­ша­яся нас­толь­ко по­пуляр­ной, что од­нажды Скиап не вы­дер­жа­ла и при­каза­ла унич­то­жить все ос­та­вав­ши­еся эк­зем­пля­ры). В её модном доме стали шить тви­довые юб­ки-брю­ки и брючные костюмы для женщин, несмотря на то, что эти предметы гардероба, начавшие проникать в женскую моду в середине XIX века, но упорно считающиеся исключительно мужскими, вызывали в обществе споры и раздор. Скиапарелли создавала одеж­ду, ко­торая бы­ла од­новре­мен­но и авангардной и удоб­ной.
Когда в кон­це 1920-х раз­ра­зил­ся фи­нан­со­вый кри­зис, биз­нес Скиап прак­ти­чес­ки не пос­тра­дал, ведь она, в от­ли­чие от мно­гих сво­их кол­лег, наряду с эксклюзивными дорогими нарядами, делала и простые функциональные вещи, ко­торые впол­не бы­ли дос­тупны по­купа­телю сред­не­го дос­татка.
В 1930-х годах в художественных кругах начала витать мысль об ироничном, ка бы игровом отношении к моде, Скиапарелли п одной из первой уловила эту тенденцию, стараясь придать модной одежде оттенок иронии. Например, на свет появилась знаменитая шляпа в виде поношенной туфли из зеленого вельвета или цвета «шокинг», идею которой Скиап подала жена Сальватора Дали Гала. Сот­рудни­чес­тво Эльзы Скиапарелли с Саль­ва­дором Да­ли было чрезвычайно пло­дот­ворным, Именно под влиянием сюрреалистических идей Скиапарелли создала свои самые знаменитые вещи - платье «Лоб­стер» с прин­том в ви­де ог­ромно­го крас­но­го лоб­сте­ра, которое продемонстрировала светскому обществу Уолиис Симпсон накануне свадьбы с герцогом Виндзорским, платье «Слё­зы», платье «Ске­лет» и прочие знаменитые творения. Эльза также работала с Жаном Кокто и Кристианом Бераром. Скиапарелли одной из первых начала создавать тематические коллекции и давать им названия сре­ди них бы­ли «Стой, смотри и слушай», «Бабочки», «Современная комедия, «Музыка», «Возвращение тюрнюра», «Цирк», «Ас­тро­логи­чес­кая кол­лекция», «Языч­ник» и др. Активно прибегая к сюрреалистическим мотивам, Скиап создавала классические костюмы, которые застегивались на пуговицы в виде различных фигурок, например, знаков зодиака (в коллекции «Астрология»), гимнастов или цирковых лошадей (в коллекции «Цирк»), придумывала карманы, похожие на выдвижные ящики и цветочные вазы. Ее экстравагантные аксессуары, маскировались под другие предметы - платок был упаковкой аспирина, сумка – телефоном, шляпа – котлетой, и т.д.
Еще в начале 1920-х годов, в сфере ювелирного искусства произошли революционные изменения, дизайнеры стали использовать кристаллы, стразы, эмали, алюминий и прочие недорогие материалы, ранее не применяющиеся в этой сфере. Скиапарелли с интересом включилась в создание, как она сама их назвала, «нежелательных ювелирных украшений». Для бижутерии Эльза нередко использовала нетрадиционное - китайские эмали, фарфор, стекло, хрусталь, алюминий, пластик. Авторские работы Скиап, продававшиеся в её бутике, модные парижанки постепенно стали приобретать вместо драгоценностей. Эти украшения обрели своих почитателей. Зато коллеги модельеры нередко иронизировали по поводу творений Эльзы.
В последние предвоенные годы Эльза Скиапарелли выпустила ослепительно красивую осеннее-зимнюю коллекцию, которая называлась «Астрология». Состояла она по большей части из жакетов, украшенных ручной вышивкой из золотой парчи. На одежде были изображены знаки гороскопа и небесные тела. Рисунки были созданы компанией «Лесаж» (Lesage) - известнейшим парижским домом вышивки.
Ко­нец блес­тя­щей карь­ере Эль­зы Скиапа­рел­ли по­ложи­ла Вто­рая ми­ровая вой­на. Пер­вое вре­мя она ещё ос­та­валась в Па­риже, и её ве­сен­няя кол­лекция 1940 го­да бы­ла пос­вя­щена во­ен­ной те­ме. Затем Скиапарелли у­еха­ла в Нью-Й­орк и ос­та­валась в США до кон­ца вой­ны. Дочь Эльзы всту­пила в аме­рикан­ский Крас­ный Крест, ра­ботав­ший за гра­ницей, а са­ма Скиапарелли ста­ла ра­ботать в секции жен­щин-доб­ро­воль­цев «Ро­шам­бо», готовящихся к работе в Се­вер­ной Аф­ри­ке.
Пос­ле вой­ны Эльза Скиапарелли вер­ну­лась в Па­риж. Мир из­ме­нил­ся, изменения коснулись и мо­ды . На­чалось время Кристиана Диора (Christian Dior ) и его но­вого сти­ля «Нью лука», очень да­лёко­го от то­го, что лю­била и чувствовала са­ма Эльза. Некоторое время она еще работала, стараясь вписаться в новую реальность, но финансовых трудностей становилось всё больше. В 1954 го­ду Скиапарелли зак­ры­ла свой дом мо­ды, ос­та­вив толь­ко вы­пуск ду­хов и жен­ских ак­сессу­аров в США, и пол­ностью посвятила се­бя семье - до­чери и двум внуч­кам.
Дочь Эльзы Скиапарелли , оправившись от тяжёлых недугов детства, дважды выходила замуж, родила двух дочерей - Марису (Marisa Berenson) и Берри (Berry Berenson). Берри Беринсон после продолжительной карьеры фотомодели и актрисы стала фотографом, её работы публиковались в ведущих глянцевых, модных и новостных журналах США, а Мариса Беринсон стала одной из известнейших актрис и фотомоделей США.
В 1973 го­ду Эль­за Скиапа­рел­ли скон­ча­лась в Па­риже, и, сог­ласно её прось­бе, зна­мени­того не­ког­да ку­тюрье по­хоро­нили в пи­жаме её лю­бимо­го цве­та - «шо­киру­юще­го ро­зово­го». Эльза Скиапарелли является одной из самых ярких фигур в мире моды ХХ столетия.

Биографии знаменитостей

2866

10.09.14 11:06

Современным модницам имя Эльзы Скиапарелли мало о чем говорит, а в первой четверти ХХ столетия эта талантливая итальянка была известным дизайнером одежды. Именно она ввела в обиход понятие «прет-а-порте», а карьера легендарного кутюрье Юбера Живанши формировалась под началом Скиапарелли.

Биография Эльзы Скиапарелли

Простой вязаный свитер

Эльза родилась в Риме 10 сентября 1890-го. Она рано впитала в себя дух этого древнего города, музея под открытым небом. А внутренний мир малышки формировался под влиянием достаточно богемной среды, в которой она росла. Из семьи Скиапарелли большей известности добился (кроме самой Эльзы) ее родной дядя, брат отца – Джованни Скиапарелли, ученый-астроном.

В 24 года девушка стала женой швейцарского аристократа. Граф де Керлор был человеком своеобразным, «Теософское общество» было для него важней молодой жены и маленькой дочери Ивонн. Вскоре последовал развод.

Экс-графиня была не из тех, кто опускает руки при жизненных неурядицах. Оставшись с дочкой в Париже, она растворилась в поиске идей, которые помогут не только заработать на кусок хлеба, но и дадут ей самовыразиться. Первой партнершей по бизнесу Скипарелли стала эмигрантка, зарабатывающая вязанием. Свитер, вышедший «из-под спиц» этой армянки, очень понравился будущему модельеру, и она предложила соседке сотрудничество. Их вязаные платья и джемпера стали «писком моды» конца 1920-х годов.

Открытие Модного дома

Успех принесла и коллекция спортивной одежды для фирмы «Strauss». Эльза после этого смогла открыть собственный Модный дом (амбициозную девушку приютила улица Рю-де-ля-Пэ), а армянка со своими подругами – фабрику трикотажа.

Модели, вышедшие из-под рук Скиапарелли, были смелыми и дерзкими. Для одной коллекции свитеров она черпала вдохновение у кубистов и брала за основу национальные африканские мотивы. Для другой – татуировки французских моряков (якоря, змеи, омары, сердца). А после легендарного перелета Линдберга через Атлантический океан в творчестве Эльы Скиапарелли был сделан упор на авиационную тематику.

Спортивная одежда сделала кутюрье знаменитой, теперь она могла уже поэкспериментировать и в другой области. Вечерние туалеты итальянки тоже привлекли внимание публики – например, платье-футляр или белый шарф, перекинутый через плечо, взяли «на вооружение» многие красотки.

В 1934-м году модельер открывает свой бутик на Вандомской площади. Серии одежды от Скиапарелли пользовались небывалым спросом. Она смогла сделать свитер вечерним нарядом: в сочетании с элегантными юбками и яркой бижутерией это выглядело весьма изысканно.

Шок и феерия

Эльза любила шокировать публику. Так, она первая начала сочетать, казалось бы, не сочетаемое: шик нарядной одежды, легкие ткани и грубоватые застежки-«молнии». Удивили всех и платья, украшенные пуговицами в виде французского луидора. Очень необычными были вещи из «Астрологической коллекции». Но одежда из коллекции «Цирк» была верхом изобретательности: сумки, словно воздушные шары, костюмы с изображениями акробатов, клоунов, слонов. Это было феерично!

Сюрреалистические мотивы нашли свое отображение в шляпках от Скиапарелли. Можете себе представить, например, головной убор в форме телескопа? Или в виде туфли? Человек общительный и открытый, Эльза довольно легко сходилась с людьми, с ней были рады сотрудничать многие знаменитости. Например, своими идеями с модельером делились драматург и режиссер Жан Кокто, великий Сальвадор Дали, фотохудожник Мэн Рей. А пуговицы в виде мини-скульптурок «изобрел» для кутюрье Жан Гюго. Одевались у Скиапарелли Кэтрин Хепберн (на заре славы), Гари Купер, Мишель Морган.

Фигура кинозвезды Мэй Уэст стала моделью для флакона дебютных духов Эльзы Скиапарелли, «Shoking».

Потрясения Второй мировой

Вторая мировая заставила Скиапарелли сократить производство. Когда Париж оккупировали фашисты, модельер покинула его и переехала в США. Но там она занималась благотворительностью, устраивала мероприятия, которые могли бы привлечь внимание американцев к нуждам обездоленных французов.

Как только Париж был освобожден, Эльза сразу же вернулась в любимый город. Но после ужасов войны приоритеты людей поменялись, и на прежнюю эксцентрику у кутюрье уже не было ни вдохновения, ни сил. Подросли и более амбициозные конкуренты. Поэтому последняя коллекция итальянки была показана публике в 1953-м.

Ей было отмерено еще 20 лет жизненного пути. В свои 82 она лежала в гробу в розовых шелках – того самого шокирующего цвета, который сама же и сделала модным. Это был последний «выход» одного из самых талантливых модельеров довоенной эпохи.