Древние земледельцы — Гипермаркет знаний. Земледельческие племена Европы

Более 2 миллионов лет люди жили, занимаясь охотой и со-бирательством. Они не производили для себя пищу, а лишь присваивали то, что давала природа. Поэтому охоту и собира-тельство называют присваивающим хозяйством .

Но людям предстояло совершить важнейший переворот в своей жизни — научиться самим производить продукты пита-ния, то есть перейти к производящему хозяйству . Наивысшими достижениями людей далёкого прошлого стали земледелие и скотоводство .

Земледелие и скотоводство возникли одновременно около 10 тысяч лет назад .

Приручение животных и возникновение скотоводства

После потепления на земле, когда были изобретены лук со стрелами, ловушки и капканы, некоторые племена сумели приручить диких живот-ных и перешли к скотоводству. Охотники были теперь хорошо вооружены и охотились не на таких крупных животных, как раньше. Родовые общины помогали друг другу в трудные вре-мена. Порой у людей оставался запас пищи. Охотники переста-ли сразу убивать пойманных ягнят или козлят, а приносили их с собой в поселение. Затем люди стали отбирать самых спокой-ных и послушных животных. Так постепенно люди приручили овец, коз, свиней, коров.

А самым первым приручённым животным была собака. Ди-кие собаки старались жить возле людей, сами следовали за охотниками в надежде получить что-нибудь из добычи. Собаки помогали людям в охоте. Они охраняли стада приручённых жи-вотных, став хорошими помощниками не только охотникам, но и пастухам.

На стоянках каменного века археологи находят даже собачьи захороне-ния. В одном из них нашли дорогое ожерелье.

Возникновение земледелия

Возможно, появлением земледе-лия человечество обязано наблю-дательности женщин. Занимаясь собирательством, они заметили, что упавшие в землю зёрна прорас-тают, а из одного зерна вырастает колосок со многими зёрнами. Жен-щины стали специально их сеять и отбирать самые лучшие семена. Так возникло земледелие.

Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были ячмень, просо, пшеница, рис. В разных районах земли люди нашли много полезных и съедоб-ных растений, которые научились выращивать. Например, роди-ной ячменя, риса и чая является Азия, пшеницы — Азия, Африка и Европа, капусты — Европа, а кукурузы, картофеля, подсолнеч-ника, какао и тыквы — Америка. Материал с сайта

Земледелие было тяжёлым делом. Пригодных для обработки земель было мало, людям приходилось отвоёвывать их у леса. Однако человеку это оказалось под силу, у него уже был топор. Вырубали деревья и кустарники, выкорчёвывали пни, а затем, дав дереву высохнуть, поджигали. Поле рыхлили мотыгой, ко-торая сменила палку-копалку — орудие собирателей. Сначала это были сучковатые палки, затем появились каменные мотыги с деревянной рукояткой. Древнее земледелие учёные называют мотыжным . Через несколько тысяч лет был изобретён плуг . На смену мотыжному земледелию пришло плужное .

Земледельцы и скотоводы стали оседлым населением. Они жили постоянно на одном месте. Рядом с поселениями зелене-ли поля, на лугах пасся скот. Но не все племена на планете од-новременно перешли к земледелию, а вначале лишь некоторые. Земледелие возникало там, где были благоприятные условия — тепло, много воды, плодородная почва и где в диком виде росли подходящие для посева растения.

Вопросы по этому материалу:

  • Объясните значение слов и понятий: присваивающее хозяйство, произ-водящее хозяйство .

  • ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА


    С 32 века до нашей эры по 17 век до нашей эры, (то есть полторы тысячи лет) между реками Дунай и Днепр жил великий индоевропейский народ. Язык и название этого народа забыты навсегда, и ученые археологи условились для удобства называть его “трипольским”. Ведь первый поселок этих людей был раскопан на берегу Днепра у современного села Триполье .

    Карта расселения "трипольского" народа

    "Трипольцы" обрабатывали землю у рек и сеяли горох, пшеницу, ячмень и просо. Когда поля истощались и урожаи уменьшались, "трипольцы" переселялись на новое место, а старый посёлок разрушали.

    1.
    2.
    1.Так выглядел по мнению археологов древний поселок у Триполья 2.Так выглядел по мнению археологов трипольский храм Богини-Матери

    В некоторых поселках "трипольцы" строили высокие деревянные хижины, возможно даже двухэтажные. Но большинство жилищ было из жердей, оплетенных ветками. Стены промазывали глиной. Сверху хижину закрывала камышовая или соломенная крыша.

    Так выглядела по мнению археологов трипольская хижина



    Образцы трипольской посуды

    Хижины были длинными - до 45 метров - и делились на комнаты. В каждой комнате жила семья. В одном из домов было 11 таких комнат! Пол в комнате обмазывали глиной и содержали в чистоте.

    Археологи обнаружили в домах "трипольцев" остатки серпов, зернотерки, наконечники мотыг. "Трипольцы" обрабатывали землю у рек и сеяли горох, пшеницу, ячмень и просо. Когда поля истощались и урожаи уменьшались, "трипольцы" переселялись на новое место, а старый поселок разрушали. В хлевах у поселка держали коз, свиней и быков.


    Образцы трипольской посуды . Трипольская посуда в лаборатории археологов.

    "Трипольские" мастера делали орудия труда и украшения, но меди у них было не очень много, поэтому ножи, топоры, мотыги, молоты делали также из камня и кости. Глиняную посуду гончары украшали красивыми узорами, напоминавшими речные волны, траву, змей. солнце. Археологи не устают поражаться прекрасному качеству "трипольской" посуды.


    Образцы трипольских орудий труда Образцы трипольской посуды и узоров на ней

    В середине больших поселков обычно находился храм. Часто стены храмов раскрашивали в три любимых цвета “трипольцев” - белый, желтый, красный. Вероятно, родовыми общинами “трипольцев” управлял жрицы. Они решали все важнейшие вопросы и молились главной богине - Матери.

    Глиняные фигурки Богини-Матери. Находки археологов

    Трипольская мастерица. Рисунок современного художника.

    ПРЕДКИ АРИЕВ


    Когда индоевропейские народы расселялись с Дуная во все стороны света, племена ариев двинулись на восток.

    В З тыс. до н. э. они заселили степи между Волгой и Днепром. Это были скотоводы, но не кочевники. 0вец, и коров предки ариев пасли на лугах у рек, а на ночь загоняли в хлев. Поселки состояли из глиняных домов с камышовыми крышами. Вокруг поселка обычно вырывали канаву-ров выкладывали каменную стену высотой до трех метров.


    Изделия мастеров "ямной культуры". Находки археологов

    Археологи иногда называют культуру предков ариев древнеямной . Ведь умерших обычно хоронили в больших ямах, густо засыпанных красной краской. Над могилами делали насыпи в виде извивающихся змей, пауков или сказочных чудовищ.

    У предков ариев сохранялись древние обычаи, законы и религия индоевропейцев. Жестокие законы религии требовали приносить в жертву лошадей и людей. Совсем недавно археологи разгадали жуткие тайны мест, где в древности приносили человеческие жертвы.

    Глиняная посуда и костяная булавка древнеямной культуры

    Древнее погребение "ямной культуры"

    Когда предки ариев научились хорошо ездить на лошадях, они все реже стали заниматься земледелием и все больше внимания уделяли скотоводству.

    Их общины продолжали продвигаться на восток, в степи Азии. Там они разделились на две части. Одна переселилась в Индию, а другая - в страну, получившую название “Земля ариев”, то есть в Иран .

    ХЛЕБОРОБЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ

    Находки советских археологов, сделанные в Туркмении

    На юге Средней Азии археологи раскопали поселки древнейших земледельцев. Стало известно, что там, проживало не менее двух народов. У каждого были свои обычаи, язык, религия.

    Земледелие стало главным занятием жителей этих теплых стран. Но жаркие летние ветры быстро высушивали плодородную почву. Поэтому общинникам приходилось мотыгами прокапывать канавы от рек к полям и поливать посевы. На полях выращивали неплохие урожаи ячменя и пшеницы. В степях и полупустынях пасли лошадей, верблюдов и овец.

    Поселки были невелики. Для их строительства не было ни хорошей древесины, ни подходящих камней. Но местные жители нашли выход: начали лепить глиняные кирпичи и высушивать на солнце. Глиняные хижины отлично служили людям там, где редко шли дожди. Ученые узнали, как выглядели дома и повозки этих народов по детским игрушкам. Часто для ребят древние землепашцы лепили из глины модели жилищ и телег. Учёные по детским игрушакам узнали, как выглядели дома и повозки этих народов.

    Из меди изготавливали самые разные орудия труда. Особенно много интересных вещей попало в руки археологов время раскопок у сел Анау и Намазга - ножи, топоры, булавки, кинжалы.

    ПАСТУХИ ЮЖНОЙ СИБИРИ


    Посуда племен афанасьевской культуры. Находки археологов

    В З тысячелетии до нашей эры на берегах реки Енисей и на Алтае поселились скотоводы медного века. У Афанасьевской горы были обнаружены и раскопаны, погребения это древнего народа. Пастухи хоронили своих умерших в глубоких ямах, где строили как бы хижину из бревен. Крышу такой “хижины” делали либо из каменных плит, либо дерева. После того как могилу засыпали, ее окружали кольцом из каменных глыб - знаком солнечного круга. Потом над погребениями вдобавок стали строить курганы.

    Поселки скотоводов Южной Сибири были очень бедными. Они состояли или из бревенчатых избушек, или из землянок. Это неудивительно, ведь большую часть времени, перегоняя стада с места на место, пастухи жили в чумах.

    Много орудий труда еще изготовлялось из кости и камня. Но из меди уже выковывали иглы, ножи, кинжалы, топоры. Мастера сами начали добывать в неглубоких шахтах медную руду и выплавлять медь.

    Самыми уважаемыми людьми в общинах были кузнецы и пастухи, то есть мужчины. Женщины перестали занимав места старейшин, их стали меньше чтить. Появился обычай после смерти мужа отправлять вместе с ним в “царство мертвых” его жену, убивая ее у могилы умершего.Постепенно жители Южной Сибири приучились и к земледелию, но скотоводство по-прежнему осталось их главным занятием.

    МЕТАЛЛУРГИ ГОРНЫХ ОБЛАСТЕЙ

    В горах, где можно отыскать медную руду, местные жители постепенно становились искусными металлургами. Они меньше занимались земледелием на неплодородных почвах, разводили меньше скота, потому что пастбища были очень бедны.



    Здесь в течение долгих лет кипела работа, сюда приезжали издалека за металлами и изделиями кузнецов. Однако богатство и процветание таких ремесленных поселков полностью зависели от запасов руды. Когда эти запасы в недрах гор истощались, жители постепенно забрасывали поселение и расходились. Хижины разрушались, и забывалось даже место, где когда-то трудились металлурги.

    Ученые установили, что появились особые торговые пути, по которым земледельцы и скотоводы Азии привозили металлы. Например, племена “афанасьевской культуры”, о которых вы узнали, получали, медь с Алтайских гор. А трудолюбивые среднеазиатские земледельцы выменивали ее в Иране.

    НАДЕЕМСЯ, ВЫ НЕ ЗАБЫЛИ,ЧТО СЛЕДУЮЩИЙ РАССКАЗ БУДЕТЕ ИЗУЧАТЬ ПО УЧЕБНИКУ "КРАЕВЕДЕНИЕ"?

    1. Потепление на Земле. Около 13 тысяч лет назад в Европе вновь наступило потепление. Ледник таял и отступал на север. Земля освобождалась ото льда. Она покрывалась лесами и кустарниками. Животные, привыкшие к холоду, уходили на север. Мамонты вымерли совсем.

    По мере отступления ледника люди также продвигались на север и заселяли освободившиеся земли.

    2. Новые орудия труда из камня и дерева. Первобытные люди продолжали изготовлять орудия труда из камня, кости и дерева.

    Люди заметили, что согнутые гибкие прутья распрямляются с большой силой, и начали изготовлять из них луки. Стрелой, пущенной из лука, охотник поражал животное на расстоянии десятков и даже сотен шагов.

    Рис. Человек с топором. Древнее изображение.

    Рис. Лодка с гребцами. Древнее изображение на камне.

    Прикрепив заостренный камень к палке, люди сделали топор. Чтобы крепче насадить топор на палку, они просверливали в нём отверстие. Сверлили камень костью, подсыпая на него мокрый песок.

    Работать каменными топорами было очень тяжело. Однако ими можно было не только вырубить кустарник, но и срубить большие деревья.

    Из двух-трёх связанных брёвен делали плот. Это было первое судно человека. Затем стали выдалбливать лодки из толстых стволов деревьев.

    Изобретение лука со стрелами помогло людям перейти к скотоводству, а изобретение топора помогло им перейти к земледелию.

    3. Приручение животных. Поблизости от посёлков жили дикие собаки. Они питались остатками пищи людей. Своим лаем собаки предупреждали жителей посёлка о приближении к нему других животных. Собаки, привыкнув к людям, стали жить в посёлке и сопровождать людей на охоту. Они помогали выследить и загнать зверя.

    Собака была первым домашним животным — помощником охотника и верным сторожем.

    Охотники, вооружённые луками и стрелами и сопровождаемые собаками, добывали мяса больше, чем раньше с копьями и дубинами. Нередко уже случалось, что у рода было достаточно пищи. Тогда охотники не убивали пойманных поросят, козлят и других молодых животных, а приносили их в посёлок. Так люди приручили свиней, коз, овец и коров.

    4. Мотыжное земледелие. Женщины, собирая съедобные зёрна растений, сделали замечательное открытие: они заметили, что из зерна, упавшего в рыхлую землю, вырастает растение, которое даёт новые зёрна. Отсюда возникло земледелие.

    Мужчины топорами расчищали от кустарника участки для посева. Женщины разрыхляли почву мотыгами, перетирали комья земли руками и зарывали зёрна в землю. Такое земледелие называется мотыжным. Оно требовало огромного труда. Целый род мог обработать только небольшой участок земли.

    Посевы нужно было охранять днём и ночью, иначе стадо диких кабанов или других животных могло уничтожить весь урожай.

    Земледелие появилось не одновременно во всех странах. Там, где для него были особенно благоприятные условия — тепло, много воды, плодородные почвы, оно возникло около 7 тысяч лет назад. В других странах оно стало возникать значительно позже.

    Цветная иллюстрация IV. Родовой посёлок древних земледельцев и скотоводов. На картине, на переднем плане слева — женщины жнут колосья костяными серпами; в такие серпы вставлялись острые осколки камня. В глубине картины справа — жилища людей и хозяйственные постройки.

    5. Род и племя. Расчистить участок для посева и оберегать поле от диких животных было непосильно для одного человека. Справиться с этим могла только целая родовая община. Родичи сплотились ещё теснее, чем раньше. Собранный урожай, скот и другое имущество принадлежали всему роду. Охотой, рыбной ловлей и земледелием руководили старейшины — самые старшие и опытные из родичей.

    Несколько родов, живших в одной местности, составляли племя. Всё племя говорило на одном языке.

    Делами племени управлял совет старейшин: он распределял между родами места для охоты, рыбной ловли и земледелия, разбирал споры между ними.

    Рис. Женщина, растирающая на зернотёрке зёрна в муку.

    Старейшины действовали в интересах всего племени. Поэтому они пользовались общим доверием и всё племя беспрекословно выполняло их приказания.

    Для решения особо важных дел старейшины созывали собрание всего племени.

    Урок 5. Возникновение земледелия и скотоводства.

    Скотоводство и земледелие характеризуются как величайшие открытия человечества, приведшие к созданию надежных источников питания. Однако долгое время новые занятия были подсобными, основными оставались охота и рыболовство.

    13 тыс. лет назад на Земле наступило потепление, ледник стал таять и отступать на север. К концу ледникового времени была заселена Северная Европа и Америка. По последним данным, Новый Свет был открыт «колумбом каменного века» 30-40 тыс. лет наза. Берингов пролив тогда не был покрыт водой и представлял собой перешеек. По нему-то первобытные жители Сибири и проникли в Америку . Люди заселили еще один материк - Австралию. Преодолевая неширокие проливы между островами Индийского океана, пришельцы из Азии высаживались на австралийском берегу. Земля, освобождаясь ото льда, покрывалась глубокими озерами и полноводными реками. Продвигаясь по мере таяния ледника на север, люди стали нуждаться в средствах передвижения по воде. Древнейшим средством передвижения по воде был плот. Пользуясь каменным топором (он был изобретен примерно в это время), люди срубали несколько длинных жердей, связывали их вместе и спускали на воду. Поверхность плота устилалась связками травы и тростника. Плот не тонет, на нем можно преодолеть большие расстояния.
    ВОПРОС: Чем неудобен плот как средство передвижения по воде. В каких условиях мог быть использован плот, а в каких нет?
    Древнейшие лодки изготовлялись из коры, которую люди научились снимать целыми полотнищами со ствола дерева. Тонкая кора надевалась на каркас из деревянных палочек, все отверстия тщательно заделывались. Корьевая лодка была легким судном, она быстро двигалась в любом направлении с помощью весел.

    Подумай: Подумайте, каким недостатком обладала лодка из коры?
    Лодка-долбленка также была изобретена первобытными людьми. Ее делали, например, из дуба, древесина которого обладает твердостью, не пропускает воду и мало поддается гниению. Долбленка не имела скамеек, в ней можно было сидеть на дне или стоять

    Подумай: В чем достоинства и недостатки каждого из древнейших средств передвижения?


    Вы помните, что в схватке с крупными животными копье было могучим оружием. Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных стадных зверей. Люди чаще вынуждены были охотиться на мелких и быстробегающих животных. Подумай: Почему при охоте на этих животных копье перестало быть надежным оружием?

    Необходимо было создать оружие, которым можно поразить животное на расстоянии. Люди заметили, что согнутое дерево распрямляется с силой; они использовали это свойство. Так было сделано величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы. Меткий охотник издалека, на расстоянии сотен шагов поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.


    Подумайте : Повторите, какие преимущества дают лук и стрелы на охоте сравнительно с копьем и дубиной. На каких животных стала возможной охота после изобретения лука и стрел?

    Скорость полета стрелы превосходит скорость полета копья в три раза (а чем выше скорость, тем больше внезапность удара), к тому же лук - первое оружие человека, обладающее прицельным качеством.


    Представьте, что перед вами родовой поселок, существовавший в жаркой южной стране примерно 8-9 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких козлов и свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.
    Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследуют дикие собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки.


    Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников. Собака стала первым домашним животным, она помогала человеку на охоте, мясо ее употребляли в пищу.

    Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак, Те находили, например, логово дикой свиньи. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили живыми в поселок. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, поэтому породят не резали, а держали за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Молодняк подрастал, увеличивался в весе. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили и одомашнили свиней, коз, овец, коров. Так возникло скотоводство.




    Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством.


    Для срезания колосьев дикого ячменя и пшеницы они пользовались ножами, состоявшими из мелких и острых кремневых пластинок, вставленных в кость или рог. Это были древнейшие серпы. Женщины приносили злаки в поселок и растирали зерна на зернотерках, состоявших из двух плоских камней.


    На том месте, где зерно измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимание. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который можно получить много зерен. Так возникло земледелие

    Археологи открыли поселения древнейших земледельцев в областях, расположенных к югу от Каспийского и Черного морей, а также в некоторых других южных странах. Здесь было много солнечных дней в году, плодородные почвы.

    Подумайте: Предположите, какие преимущества могли дать людям земледелие и скотоводство сравнительно с охотой и собирательством?

    В те времена готовых полей почти не было. Поэтому мужчинам приходилось каменными топорами расчищать от деревьев и кустарников небольшой участок. Перед посевом нужно было разрыхлить землю.


    Для этой цели первобытные изобретатели создали новое орудие - мотыгу. Она делалась целиком из дерева (палка с сучком) или же была составной - из дерева с наконечником из камня или рога. Рыхлением земли обычно занимались женщины.

    Земледелие и скотоводство еще не стали основными занятиями, по-прежнему главными способами добывания пищи были охота, рыболовство и собирательство .

    Древнейшую посуду выдалбливали из дерева или плели из прутьев. Эти плетенки обмазывали сырой глиной. В них можно было носить воду. Такая плетенка могла случайно попасть в огонь. Деревянные части ее сгорали, а глина становилась твердой как камень. Обожженная глина была новым, не встречающимся в природе материалом, созданным людьми.

    Наиболее распространено было изготовление сосудов способом налепа. Из глины изготавливались жгуты толщиной 3-4 см и длиной до 40-50 см, которые накладывались на форму по спирали и при наложении сдавливались, так что превращались в ленту; в результате получался грубый глиняный сосуд. Глиняная посуда сделала возможной варку пищи и лучшее сохранение жидкостей.


    Очень давно люди научились плести корзины и коврики из гибких прутьев ивы и лыка. Плетение натолкнуло людей на мысль скручивать нити из шерсти овец или волокон дикорастущего льна. Изготовление нитей называется прядением. Нити стали использовать для изготовления тканей. Вначале ткачеством занимались вручную, потом был изобретен ткацкий станок. С появлением прядения и ткачества вместо грубых звериных шкур, кое-как сшитых жилами, люди стали носить более удобную одежду из льняных и шерстяных тканей.

    С появлением новых занятий хозяйство рода усложнилось, родовое имущество увеличилось. Руководить родовой общиной, ее хозяйством было непросто. Самый опытный и умный член рода становился старейшиной. Лучше всех разбирался он в том, какие растения пригодны в пищу, лучше всех умел выследить зверя. Старейшина знал, где и когда ловить рыбу, какой участок выбрать под посев. Он работал вместе со всеми и лучше всех, не терялся в самых трудных положениях и каждому мог дать полезный совет.


    Приходят к родовому старейшине перед охотой юноши и говорят:

    Скажи нам, куда лучше отправиться охотиться на Кабана: в ближайший лес или в дальний, за рекой?

    За свою жизнь,- отвечает старейшина, - я много раз ходил на кабана. Лучше идите в дальний лес: там вас ждет удача.

    Ребята десяти-двенадцати лет с волнением рассказывают старейшине:

    Выехали мы в лодке на самую середину озера. Ударили гарпуном крупную рыбу. Вода окрасилась кровью и забурлила, едва лодка не перевернулась! Как только гарпун удержали в руках! И вдруг... сорвалась рыба. Отчего это, старейшина?

    Покажите мне ваш гарпун... Ну, конечно, гарпун старый, зубцы затупились, а рыба вам попалась сильная. Возьмите другой гарпун и снова отправляйтесь на озеро.


    А ещё можно посмотреть чудесную презентацию.
    Автор - Худобец А.А.

    В Европе развитое земледелие возникло ещё в период неолита. Но переход к веку металла, хотя у некоторых племён они произошёл рано (III тысячелетие до н. э.), ещё не привёл и здесь к коренным изменениям в общественно-экономических отношениях.

    Племена Кавказа в период энеолита.

    Крупнейший центр медного производства находился на границе Азии и Европы - на Кавказе. Этот центр имел особенно большое значение потому, что Кавказ был непосредственно связан с передовыми странами тогдашнего мира - с рабовладельческими государствами Передней Азии.

    Добытые в Закавказье материалы древнейших земледельческих поселений типа Шенгавит (Армянская ССР) позволяют говорить о наличии там ещё в начале III тысячелетия земледельческой культуры, в известной мере связанной с центрами древнего Востока. Поселения типа Шенгавит находят и на Северном Кавказе (Каякентский могильник и поселения около Дербента).

    Культурный подъём и связи с древневосточными центрами через Закавказье особенно рельефно выявляются на Северном Кавказе по обнаруженным там в начале XX в. замечательным курганам у Майкопа и станицы Новосвободной. Установленные этими раскопками параллели с культурой древнего города Двуречья - Лагаша (серебряныевазы и их орнаментация), большое сходство скульптуры быков и львов, а также розеток и медных топоров с памятниками другого древнего города Двуречья -Ура (периода так называемой I династии), формы булавок из Новосвободной, аналогичные найденным в городе Кише в Двуречье, и, наконец, бусы, совершенно сходные с найденными в Кише и в древнейших слоях древнеиндийского города Мохенджо-Даро, свидетельствуют, что Майкопский курган и курган у станицы Новосвободной относятся примерно к середине III тысячелетия до н. э.

    К этому времени на Северном Кавказе происходят крупнейшие изменения в производстве и культуре. Это особенно ярко видно при сравнении материалов из Нальчикского селища и могильника с материалами из Долинского поселения близ Нальчика и из больших кубанских курганов.

    Нальчикский могильник и селище относятся к самому началу энеолита на Северном Кавказе. Там был обнаружен всего лишь один медный предмет. Глиняная посуда весьма грубая. Скотоводство было развито ещё незначительно. О земледелии нет никаких данных. Все орудия сделаны из камня, имеют весьма архаический, неолитический облик и характерны для охотничье-рыболовческого быта. Украшения также сохраняют прежний, неолитический характер. Некоторые находки вместе с тем, может быть, говорят уже о каких-то связях с Закавказьем и Двуречьем. В Нальчикском могильнике найдена серповидная пластина-кулон, совершенно аналогичная шумерским, сделанным из агата. С шумерскими же (например, из города Лагаша) сходна и каменная сверлёная булава.

    Никаких следов хижин в Нальчикском поселении найдено не было. Очевидно, укрытием для его обитателей служили лёгкие шалаши.

    Совершенно иную картину представляет поселение в Долинском. Его обитатели жили в прочных хижинах с плетёными стенами, обмазанными глиной. Среди большого числа каменных орудий найдено много зазубренных пластинок, служивших лезвиями серпов. Найдены также мотыги и зернотёрки, свидетельствующие о развитии мотыжного земледелия. О земледелии говорят и зерновые ямы возле хижин. В это же время развивалось и скотоводство. О большом развитии гончарного мастерства свидетельствует посуда, которая стала более разнообразной; наряду со всевозможными мелкими сосудами выделывались большие корчаги, совершенно аналогичные найденной в Майкопском кургане.

    Но особенно высокого развития достигло в это время изготовление медных орудий. В Майкопском и Новосвободненском курганах найдено большое количество медных орудий - топоры, мотыги, тёсла, ножи, кинжалы, вилы, черешковые копья -таких форм, которые характерны для Двуречья и для культуры острова Крита XXVI-XXIII вв. до н. э.

    Общий подъём культуры в значительной мере определял и установление связей с древневосточными центрами, что в свою очередь способствовало дальнейшему развитию культуры Северного Кавказа. Эти связи помимо сходства форм медных орудий и отмеченных выше аналогий в украшениях и формах серебряных сосудов проявляются также в изобразительном искусстве: в рисунках, гравированных на серебряных майкопских вазах, в скульптурных фигурах быков, в барельефных изображениях львов и розеток, украшающих костюм и пышный погребальный балдахин. Самое богатство погребального инвентаря и огромные размеры северокавказских больших курганов, выделяющихся на общем фоне скромных рядовых погребений, особенно подчёркивают глубину изменений, происходивших тогда на Кавказе в общественном строе местных племён,- древнее единство рода нарушалось, появлялось общественное неравенство, начала выделяться родо-племенная знать. Северный Кавказ в это время, в середине III тысячелетия до н. э., по темпам развития, безусловно, далеко обогнал другие области материковой Европы.

    Раскопки в Грузии, в курганах Армении и Азербайджана (например, в Нагорном Карабахе) раскрывают историю древних, повидимому ещё матриархальных, общин, основой хозяйства которых были земледелие и скотоводство, возникшие в Закавказье в неолитический период и получившие в III тысячелетии до н. э. дальнейшее развитие. При этом памятники медного века Закавказья очень сходны с памятниками того же времени на территории Передней Азии. Памятники Закавказья вместе с тем отличаются определённым своеобразием, указывающим на самостоятельность развития племён, населявших этот район. Нет никакого сомнения в том, что население Закавказья в ещё большей степени, чем племена Северного Кавказа, использовало достижения культуры народов Двуречья. Закавказье служило основным центром добычи обсидиана, из которого в первой половине III тысячелетия особенно охотно выделывали орудия в различных областях Двуречья и в Эламе. Население Закавказья служило передатчиком южных изделий на север. Повидимому, только случайностью объясняется, что в Закавказье до сих пор не открыты энеолитические памятники, столь же замечательные, как Майкопский курган Северного Кавказа.

    Развитие земледелия в районах Нижнего Дуная и Преднестровья.

    Другой энеолитический центр возник в Средней и Южной Европе. В плодородных местностях Нижнего Дуная и По днестровья ещё в конце IV и в первой половине III тысяче летия жившие здесь племена занимались наряду с охотой и домашним скотоводством также примитивным земледелием.

    Первобытная мотыга - массивная палка с привязанным к ней костяным, роговым или каменным наконечником - служила здесь единственным орудием обработки почвы. Если принять во внимание плотность травяного покрова среднеевропейских степей и Поднестровья, то можно легко представить себе, какой огромный труд должны были затрачивать первые земледельцы для возделывания почвы.

    Эти земледельцы уже жили не в разбросанных по дюнам на берегах рек и озёр стоянках охотников и рыболовов с их временными жилищами - землянками, а в прочных зимних хижинах, составлявших большие поселения. Во многих районах этой части Европы население столетиями оставалось на одном и том же месте, обрабатывая окрестные участки. На Нижнем Дунае, в северной, а также средней части Болгарии, в Венгрии, в северо-восточной части Югославии, в Румынии и Молдавии от этих поселений остались мощные напластования, достигающие нескольких метров толщины и образующие «жилые холмы», мало чем отличающиеся от тех теплей - холмов Передней Азии, которые хранят в себе остатки древних поселений начала медного века. Наиболее яркими примерами этих поселений являются «жилые холмы» так называемой нижнедунайской культуры Болгарии, поселение Винча в Югославии, посёлок Турдош в Южной Венгрии. Во второй половине III тысячелетия здесь очень высокого уровня достигает производство медных изделий. Так называемый «медный век» Венгрии представлен в это время орудиями, не уступающими китайским и малоазийским.

    Трипольекая культура.

    Особенно детально изучена культура этого типа по так называемым трипольским поселениям Украины, Северной Румынии и Молдавии (Трипольскими они названы по месту первых находок, сделанных украинским археологом В. В. Хвойко близ села Большое Триполье, Киевской области.).

    В Северной Румынии, близ сёл Извоар и Кукутени, и на Украине по Днестру, близ сёл Дарабани, Незвишки, у Поливанова Яра и в ряде других мест сожены остатки трипольских поселений. Изучение этих посёлков показало, что население жило здесь длительное время. Первые дома были построены в начале III тысячелетия, однако в ряде поселений жизнь продолжалась примерно до XVII в. до н. э. За этот огромный промежуток времени жизнь трипольцев изменялась. Особенно это заметно в отношении металлургии; если в древнейших слоях Кукутени встречаются только отдельные следы изготовления медных изделий, то в позднейших слоях встречаются уже бронзовые орудия и оружие, сходные с бронзовыми изделиями других центров Средней Европы. Изменялась и замечательная трипольская посуда, которая первоначально украшалась резными полосами и лентами, а позднее богато расписывалась сложными красочными узорами.

    Трипольские племена занимали первоначально сравнительно ограниченную территорию в Восточном и Юго-Восточном Предкарпатье. Их древнейшие поселения не распространялись восточнее Южного Буга. Однако достигнутый уровень развития экономики и культуры позволил им во второй половине III тысячелетия до н. э. освоить обширные территории правобережной Украины, вплоть до Днепра, продвинуться на юг до Дуная и строить свои поселения на западе - в Трансильвании до реки Олт. На севере границей трипольских поселений служит река Тетерев. В Польше они встречаются в районе Кракова.

    Трипольские поселения состояли из домов, расположенных по кругу. Иногда таких кругов несколько. Если допустить одновременность существования всех домов, то некоторые поселения, например поселение у села Владимировки на Украине, в районе Умани, состояло почти из двухсот домов, расположенных по шести концентрическим кругам. Центр трипольских поселений Украины обычно не застраивался; на обширной площади стояли лишь один-два больших дома, повидимому служивших местом собраний обитателей посёлка для обсуждения общинных дел.

    Трипольский наземный глинобитный дом состоял из нескольких помещений, часть которых служила для жилья, а остальные составляли кладовые для запасов. В каждой комнате стояла топившаяся по-чёрному глиняная печь, рассчитанная на выпечку хлеба, находились крупные сосуды для хранения зерна и зернотёрки; в глубине комнаты, у окна, помещался глиняный алтарь с расставленными на нём статуэтками женских божеств. Устройство дома позволяет предполагать, что в нём обитало несколько семейных пар. Сам же посёлок являлся объединением родственных семей, включавших несколько поколений во главе со старшим в роде. Широко развитый культ женщины-матери позволяет полагать, что обитатели трипольских посёлков ещё не перешли ту ступень развития первобытно-общинного строя, которая характеризуется наивысшим развитием материнского рода. Лишь в XVIII-XVII вв. до н. э. у трипольских племён усиливается значение в их хозяйстве скотоводства, возрастает роль мужчины и появляются, особенно в погребальном обряде, черты, позволяющие говорить о переходе этих племён к патриархату.

    Энеолит в Западной Европе.

    Племена Южной и Средней Европы по уровню своего развития мало отличались от трипольцев. Для многих из этих племен характерен значительный объем производства медных изделий. В горах Средней Европы, особенно в Рудных, уже в III тысячелетии до н. э. с успехом стали разрабатываться месторождения меди, послужившие потом надолго рудной базой для Средней Европы.

    Земледельческие племена, обитавшие к северу от бассейна Среднего Дуная, также жили в больших посёлках, в больших домах с несколькими печами или очагами. Особенно характерны в этом отношении так называемые леншельские и иорданмюльские поселения Верхней Австрии, Чехословакии, Северной Венгрии, Южной Германии и Юго-Западной Польши. В альпийской зоне Северной Италии, Австрии, Германии и Швейцарии ту же по существу картину хозяйства и общественного устройства позволяют реконструировать свайные поселения на озёрах. Население областей Франции, особенно в первой половине III тысячелетия до н. э., отличалось сравнительно более низким уровнем развития производительных сил. Население, оставившее памятники так называемой сено-уазо-марнской культуры, знало, повидимому, земледелие, возникшее здесь ещё в весьма раннее время неолита, однако оно не являлось основной отраслью"их хозяйства. Попрежнему значительную роль играла охота, попрежнему люди обитали в землянках. То же самое следует сказать и о районах Германии, расположенных между Эльбой и Одером. Только во вторую половину III тысячелетия здесь усиливается роль земледелия и скотоводства.

    Во второй половине III тысячелетия заметнее развивается материальная культура в областях по верхнему и среднему течению Рейна. В этой"части Германии и Франции наряду с открытыми поселениями возникают обширные укреплённые убежища, в которых в случае опасности укрывались жители окрестных поселений. Такие укрепления иногда достигают огромных размеров (например, Майенское и Урмицкое), хотя постоянно обитаемый посёлок на их территории по своим размерам ничем не отличается от соседних, неукреплённых поселений. Таким образом, обширная укреплённая площадь была рассчитана лишь на временное пребывание жителей окрестных посёлков, и громадные оборонительные сооружения (для их постройки в Урмице было перерыто 60 тыс. куб. м земли и воздвигнуты прочные бревенчатые башни и палисады) сооружались силами всего населения окрестных посёлков. Эти укреплённые убежища, невидимому, являлись центрами объединения родовых посёлков и свидетельствуют о высоком уровне развития племенной жизни.

    Особая культура развивалась в северных областях Франции и Германии. Наиболее характерным здесь является район Нормандии и Бретани, где в период энеолита наибольшего развития достигла так называемая мегалитическая культура.

    Земледельческая в своей основе, она также характеризуется развитием племенных объединений, с которыми связаны мегалитические (т. е. построенные из огромных камней) сооружения. Они воздвигались в память о выдающихся жителях рода или племени (менгир), в качестве родовой усыпальницы (дольмен) или в виде родо-племенного святилища (кромлех) (Менгир - одиночно поставленный большой камень. Дольмен - склеп из больших каменных плит. Кромлех - сооружение из менгиров, поставленных по кругу.). Большое число этих сооружений и огромный вес камней, из которых они состояли, с несомненностью говорят о том, что такие сооружения могли осуществляться лишь силами целого племени.

    Большое сходство с жизнью племён мегалитической культуры представляла жизнь населения Северной Испании.

    Пиренейский полуостров в период энеолита являлся едва ли не самым значительным центром меднорудного производства в Западной Европе. Здесь, особенно между Альмерией и Картахеной, находилась сплошная цепь посёлков металлургов.

    В этой области в каждой раскопанной древней хижине археологи находят медную руду, обломки глиняных тиглей для плавки меди, слитки меди, приготовленные для обмена; груды шлака и битых тиглей красноречиво говорят о многовековом и широком развитии производства меди, рассчитанном отнюдь не только на местные нужды. Отсюда медь шла во Францию (где только в Марнских горах имелись очень небольшие собственные разработки), в Северную Европу и, невидимому, на Апеннинский полуостров и в Грецию. Находки в Испании расписных сосудов и красной керамики, весьма сходной и с южноиталийской и с эгейской, свидетельствуют о древних связях между собой этих районов Европы. С другой стороны, эти связи ярко показывают распространение во многие области Западной и Средней Европы, а также в Северную Италию и на острова Средиземного моря своеобразных так называемых «колоколовидных» сосудов, первоначальным центром изготовления которых были южные и восточные районы Испании.

    Культура сваиных поствоек.

    Ярким памятником жизни в энеолитический период земледельческо-скотоводческих племен Европы являются знаменитые свайные поселения в Швейцарии и в соседних с ней областях, известные сейчас в количестве четырёхсот. Древнейшие свайные постройки относятся к III тысячелетию до н. э. Остальные существовали в начале II тысячелетия, когда уже в большей части Европы происходит переход к бронзовому веку.

    В свайных постройках найдено огромное число каменных и костяных орудий - топоров, долот и тёсел, служивших для обработки дерева. Многие из них были закреплены в деревянные рукоятки при посредстве специальных муфт или втулок из рога. Благодаря консервирующему действию болотных почв и торфа сохранилось множество деревянных орудий и предметов домашнего быта - деревянная посуда, столы, скамейки, части ткацких станков, лодок, веретён, луков и прочих изделий. Сохранились также зёрна растений, остатки сетей, тканей и прочих материалов, бесследно исчезающих в обычных условиях. Это позволяет с большой полнотой и точностью восстановить жизнь и культуру жителей свайных поселений, основой существования которых было главным образом разведение домашнего скота и земледелие.

    Домашних животных было известно пять видов: быки, свиньи, козы, овцы и собаки. Все эти животные были мелкой породы. Возникновение таких пород животных объясняется, как полагают, тяжёлыми условиями, в которых они существовали, и в первую очередь плохим уходом и недостаточным питанием.

    Землю обрабатывали мотыгами из дерева, камня, кости или рога оленя. Мотыгами разрыхляли землю на освобождённых от леса участках вблизи озёр. Хлеб жали кремнёвыми серпами. Зерно вымолачивали деревянными колотушками и растирали в муку или крупу на каменных ручных зернотёрках овальной формы. Вблизи свайных жилищ в болотной почве сохранились следы мякины, смешанной с зёрнами сорных растений. Уцелели даже выпеченные жителями свайных поселений хлебцы, имевшие форму маленьких круглых лепёшек. Лепёшки были изготовлены из пшеницы, проса и ячменя. Сеяли также горох, чечевицу, морковь, пастернак, мак и лён. Существовали и плодовые деревья - яблони, разводился виноград. Сохранились остатки специальных сверлильных станков с лучком, которыми сверлили отверстия в камне. Таким же лучковым сверлом добывали огонь. Лён пряли при помощи деревянных веретён, на которые надевались глиняные кружки-пряслица, служившие маховичками. Ткани вязали из ниток деревянными вязальными крючками, их ткали также на примитивном ткацком станке. Выделывались глиняные сосуды различной формы.

    При таком уровне развития хозяйства естественным было и существование первобытного натурального обмена: имелась потребность в материалах, которых не было в данном районе, и, очевидно, существовали некоторые излишки продуктов скотоводства. В свайных постройках Западной Швейцарии встречаются длинные пластинчатые ножи и шлифованные топоры, изготовленные из своеобразного желтоватого кремня, который добывался и обрабатывался на Нижней Луаре, во Франции. Оттуда такие изделия расходились также в другие области Франции, нынешней Бельгии и Голландии. Население свайных швейцарских построек получало также янтарь из Прибалтики, средиземноморские кораллы и раковины. Однако обмен имел ещё очень ограниченные масштабы и, конечно, не мог содействовать разложению первобытно-общинного строя.

    Свайные постройки наглядно свидетельствуют о прочности и силе первобытнообщинных порядков. Чтобы вырубить и заострить каменными топорами сотни и тысячи свай, доставить их к берегу озера, а затем вбить в топкую почву, требовалось огромное количество рабочих рук. Должен был существовать стройно организованный и дружный коллектив. В те отдалённые времена подобным коллективом могла быть только родовая община, спаянная коллективным производством и нерасторжимыми кровными узами.

    Каждое свайное поселение и каждая деревня древних земледельцев и скотоводов каменного века представляли собой одно сплочённое целое. Все члены этого объединения общими усилиями строили среди озёр своё гнездо, сообща защищали его от нападения врагов. Они вместе распахивали свои поля, совместно убирали урожай, вместе справляли свои общинные праздники и торжества.

    Разделение труда внутри общины имело, очевидно, естественный характер. Мужчины занимались охотой, рыбной ловлей, выполняли самые тяжёлые физические работы, в особенности расчистку почвы под посевы и обработку пахотной земли; они строили дома и вбивали сваи, выделывали из камня и кости орудия труда, деревянную утварь. Женщины ухаживали за посевами, жали, молотили, растирали зерно на зернотёрках, пекли хлеб, запасали продукты впрок, собирали дикорастущие съедобные травы, плоды и ягоды. Вероятно, они же приготовляли одежду, делали глиняную посуду.

    Общественными делами посёлка, в том числе организацией труда, как и в других подобных обществах, повидимому, руководил совет взрослых членов общины, а повседневная жизнь шла под управлением выборных старшин и вождей.

    Следует отметить, что такие же свайные постройки найдены и в других областях Европы - в Северной Италии, Южной Германии, Югославии и в Северной Европе - от Ирландии до Швеции. Имеются их остатки и на севере СССР, в Вологодской области и на Урале. Таково, например, свайное поселение на реке Модлоне (Вологодская область). Оно было расположено на узком мыске, образованном рекой Модлоной и впадающей в неё рекой Перечной. Раскопками обнаружено два ряда домов, основанием которых служили вбитые в землю сваи.

    Все дома в плане приближались к четырёхугольнику. Стены были сделаны из плетня, крышу покрывала берёста. На полу домов и между домами найдены различные изделия из кости, камня и дерева. Найдены также янтарные украшения восточнобалтийского происхождения.

    В целом древний посёлок на Модлоне даёт картину такой же крепко сплочённой общинной жизни, как и другие, описанные выше свайные поселения конца каменного века.

    Племена южнорусской степи в III тысячелетии.

    Степные пространства между реками Днепром и Уралом в первой половине III тысячелетия были заселены племенами, которые занимались охотой и рыболовством и оставили нам до н. э. курганы в степных просторах по Волге и Дону, в левобережной Украине, в излучине и в низовьях Днепра. Под этими курганами находят погребения в простых грунтовых ямах. В «ямных» курганах более позднего происхождения найдены кости домашних животных, остатки повозок - признаки, свидетельствующие о начало скотоводства, а также отдельные поделки из меди.

    В приморской зоне ещё целиком сохранялся неолитический быт. Жизнь её населения ярко отразил Мариупольский могильник, оставленный на самом берегу Азовского моря племенем, жившим главным образом рыболовством и охотой, ещё не знавшим металла и сохранявшим в своих обрядах, в быту, в одежде те же черты неолитической поры, которые мы отмечали на Северном Кавказе по материалам Нальчикского поселения и могильника. Здесь архаизм этого быта был ещё более глубок; племенами, жившими в приморской зоне, ещё не было освоено даже производство глиняной посуды.

    Только во второй половине III тысячелетия-несомненно, в связи с тем подъёмом, который наметился в экономике Северного Кавказа, - начинает быстрее развиваться и население азово-черноморских, прикубанских и прикаспийских степей.

    Этот новый этап в истории племён, живших на нашем Юге в период энеолита, представлен так называемыми катакомбными курганами в степях между Волгой и Днепром (Название происходит от способа погребения в этих курганах: оно производилось в своего рода катакомбах - камерах, выкапывавшихся в одной из стенок в нижней части входного колодца погребения.). В это время там жили племена, тесно связанные с Северным Кавказом. Они восприняли достижения кавказских племён в металлургии меди, в земледелии и скотоводстве. Племена эти, невидимому, образовали несколько объединений, в известной мере отличавшихся друг от друга по деталям своей культуры. При этом можно заметить, что катакомбные погребения встречаются на востоке в более древнее время, чем на западе.

    Расселение племен на запад.

    Создаётся впечатление, что племена, оставившие нам катакомбные погребения, распространялись с востока на запад в течение XXIII в. до н. э. и следующих столетий. На западе они вошли в столкновение с трипольскими племенами, оттеснили их со Среднего Днепра и проникли в Польшу, где мы также находим погребения, в которых встречается керамика, близкая к керамике, характерной для катакомбных курганов и для Северного Кавказа.

    Причину такого широкого расселения племён, оставивших катакомбные курганы, нужно искать в характере их хозяйства. Начинался процесс развития скотоводства, племена становились более подвижными; земледелие в их жизни играло меньшую роль. Потребности кочевого скотоводства вызывали переселения на больших пространствах. Из-за пастбищ возникали военные столкновения. Следует заметить, что приручение животных и охрана стад были делом мужчин. Поэтому скот принадлежал мужчине и наследовался не материнским родом, а сыновьями мужчины. Это приводило постепенно к концентрации имущества в отдельных семьях и в конце концов раскалывало родовую общину, которой противостояла теперь большая патриархальная семья. Её составляли несколько поколений прямых родственников по отцовской линии, находившихся под властью старейшего. Рост богатства и появление имущественного неравенства влекли за собой и появление рабства. Это отмечено частым насильственным погребением в катакомбах невольниц вместе с мужчиной. Скот был здесь первой формой богатства, позволившей накапливать значительные излишки.

    Проникновение на запад племён, оставивших катакомбные курганы, не ограничивалось территорией Польши. Катакомбные погребения прослеживаются вплоть до Словении. Так называемый шнуровой орнамент на местной посуде был самым тесным образом связан с орнаментацией сосудов из катакомбных курганов. Этот орнамент был распространён в конце III тысячелетия до н. э. на территории нынешних Венгрии, Австрии (в Зальцбурге) и северной части Югославии.

    В начале II тысячелетия до н. э. в Европе, особенно в Северной и Средней, была широко распространена шнуровая орнаментация посуды. В ряде областей появились амфоры северокавказских форм (например, саксо-тюрингская керамика), а также распространились типичные для ямных и катакомбных погребений украшения, прежде всего жезловидные булавки.

    Значительные изменения происходят в хозяйстве населения указанной зоны. Там развивается скотоводство и во многих районах оно становится основной отраслью хозяйства. Изменяются в этом направлении хозяйство и культура более древних племенных объединений. Одновременно аналогичные изменения происходят и на территории, ещё недавно занятой племенами, создавшими трипольскую культуру.

    Все эти факты говорят о том, что в конце энеолита Европа переживала глубокие изменения, вызванные проникновением на запад из степей Восточной Европы населения, несшего с собой много нового в технике, в сельском хозяйстве, в керамическом производстве и других областях культуры. Это подтверждает предположение некоторых исследователей-языковедов, что племена, говорившие на древнейших индоевропейских языках, - восточного происхождения, и это объясняет наличие родственных языков индоевропейской семьи на огромных пространствах от Инда до Западной Европы.

    В Средней Европе и на Рейне племена, пришедшие с востока, встречались и смешивались с другой, западной группой племён, распространявшейся, повидимому, из Испании (так называемые «племена кол околовидных кубков»). Это смешение могло сыграть решающую роль в процессе распространения дальше на запад индоевропейских языков, подчинявших и здесь старые языки неолитической Европы и формировавших новые языки - кельтской и других древних западноевропейских групп индоевропейской семьи языков.

    Аналогичный процесс происходил в начале II тысячелетия и в лесостепной зоне Восточной Европы. Сюда также проникли южные племена, связанные с днепровскодеснинской группой среднеднепровских племён. Их продвижение отмечено ранними памятниками так называемой фатьяновской культуры, открытыми сначала в Брянской, а затем в Московской области(Культура названа фатьяновской по месту находок у села Фатьяново, около города Ярославля.). Позднее они распространились по всему Волг-Окскому междуречью, развивая здесь ещё неизвестные местному неолитическому обществу скотоводство, высокие формы металлургии и керамического мастерства. Однако здесь их судьба была иной, чем в Западной Европе. В лесных областях Волго-Окского междуречья они не смогли успешно применить свои южные формы хозяйства и были поглощены местными неолитическими племенами. Только наиболее восточная их часть, заселившая территорию современной Чувашии и Нижнее Прикамье, продолжала существовать и впоследствии.