Ядовитые незнакомцы. Анчар: смертельно ядовитое дерево

По древним легендам, анчар убивает все живое вокруг себя, благодаря ядовитым испарениям. И вокруг дерева вся земля усыпана костями погибших жертв, вдохнувших его ядовитый аромат смерти. Так гласит легенда.

Жизнь такой страшной легенде дал голландский ботаник Румпф, который в середине 17 столетия был отправлен в голландскую (в то время) колонию - в Макассару, город в Восточной Индонезии, чтобы выяснить, какой яд местные туземцы используют для охоты, натирая им свои стрелы. Никаких исследований сам ботаник не проводил, хотя и получал регулярное финансирование на эти исследования в течение пятнадцати лет. Для своего отчета о проведенной работе, он собрал все сплетни и легенды о дереве смерти - анчаре. Это с его легкой руки появились строки о том, что даже земля вокруг этого дерева черна и ядовита, а птицы, рискнувшие подлететь к нему, падают мертвыми, всего лишь коснувшись его ветвей. Якобы яд испарений распространяется на расстояние брошенного камня, и каждое живое существо, вдохнувшее его аромат, тут же гибнет, и никто не осмеливается приближаться к этому дереву. Если кто хочет убедиться в этом на собственном опыте, то заранее заказать гроб можно .

Основываясь на этих словах, А.С. Пушкин и написал свое знаменитое стихотворение «Анчар». Лишь спустя двести лет это растение было детально изучено и миф о нем, как о дереве смерти, был развеян. Анчар был полностью реабилитирован и научно описан, это тропическое растение до 40 метров в высоту, оно относится к семейству тутовых, поэтому является родственником нашей шелковицы и тропического фикуса. Анчар распространен на острове Ява Малайского архипелага. Птицы совершенно спокойно садятся на его ветви, и ни одна еще замертво с него не упала, так как не только ветви, но и листья у анчара не ядовиты, и никаких ядовитых испарений дерево не испускает. Поэтому все части дерева полностью неопасны и для животных, и для человека.

Ядовитым оказался всего лишь млечный сок растения, который выделяется, если переломить ветку анчара. Именно этим соком и пользовались туземцы для своей охоты. Они смазывали им наконечники стрел. Было изучено также, что для человека сам млечный сок не опасен, и если и попадет на кожу, то вызовет только нарывы, похожие на сильный ожог крапивы. Изучая свойства млечного сока анчара, ученые выяснили, что с помощью перегонки сока вместе со спиртом получается высокая концентрация ядовитого вещества, которое назвали антиарин. Вот именно это вещество за семь минут убивает обезьяну. Так что легенда оказалась не совсем выдумкой.

Описание

См. также

Литература

  • Hutchinson J., The genera of flowering plants, v. 2, Oxf., 1967.
  • А.С.Пушкин: Анчар 1828.г.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Анчар" в других словарях:

    См. АНТИАР. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНЧАР Сок ядовитого дерева упас, которым жители Индийского архипелага отравляют свои стрелы. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка

    АНЧАР, анчара, муж. (малайск.). Дерево Малайского архипелага с ядовитым соком. «Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Род деревьев и кустарников семейства тутовых. 5 6 видов, в тропиках Азии, Африки. Один из азиатских видов, т. н. упас дерево, содержит ядовитый млечный сок, использовавшийся для отравления стрел … Большой Энциклопедический словарь

    АНЧАР, а, муж. Тропическое южноазиатское дерево (также кустарник) сем. тутовых, один из видов к рого содержит ядовитый млечный сок. Древесный а. Кустарниковый а. | прил. анчарный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    - (Antiaris), род деревьев и кустарников сем. тутовых. 5 6 видов, в тропиках Ст. Света. А. ядовитый, или упас дерево (A. toxicaria), высокое дерево, растущее в Юж. Азии; содержит ядовитый млечный сок, к рый служил местному населению для смазывания… … Биологический энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 8 антар (1) антиар (2) боа упас (1) … Словарь синонимов

    АНЧАР - акустическая разведка на нефть энерг … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (Antiaris) род растений семейства тутовых. Однодомные деревья или кустарники. Цветки невзрачные, мужские в плоских головчатых соцветиях, женские одиночные. 5 6 видов в тропиках Азии, Африки и на о. Мадагаскар. Встречающееся в русской… … Большая советская энциклопедия

    А; м. [малайск. ančar]. Тропическое дерево сем. тутовых, содержащее ядовитый млечный сок. * * * анчар род деревьев и кустарников семейства тутовых. 5 6 видов, в тропиках Азии, Африки. Один из азиатских видов, так называемое упас дерево, содержит… … Энциклопедический словарь

    анчар - а, м. Ядовитое тропическое дерево, соком которого смазывались смертоносные стрелы. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. // Пушкин. Стихотворения // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной.

К нему и птица не летит, И тигр нейдет; лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный.

Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек, И к утру возвратился с ядом. Принес - и ослабел, и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы, И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

Как звучны эти пушкинские строфы! Как гармонично вплетаются аккорды ломоносовского стиля в экзотическую мелодию баллады!..

Но если мы с вами, читатель, не поддаваясь чарам поэзии, перечитаем стихи Пушкина трезвыми, внимательными глазами, какие полагается иметь натуралистам, мы в каждой строке, в каждом эпитете увидим наивные заблуждения. Настоящий анчар , о котором нам много интересного могут рассказать сведущие ботаники, совсем не похож на воспетое Пушкиным «древо смерти».

Настоящий анчар никак не может расти на «раскаленной почве» «чахлой и скупой пустыни». Он растет на самых тучных почвах влажных тропических лесов, где зачастую один ливень дает больше воды, чем у нас выпадает за целый год. Ядовитость настоящего анчара далеко не так ужасна, как это представлялось поэту. Чтобы отравить раба, царю надо было бы воткнуть в него напоенную соком анчара «послушливую стрелу», да и то отравление получилось бы, вероятно, несильное: недаром малайцы для отравления стрел к соку анчара примешивают, как говорят, еще другие, более сильные яды, в которых у них нет недостатка. И птица, и тигр, и человек могут чувствовать себя вполне благополучно в непосредственной близости с настоящим анчаром.

Типичные экземпляры анчара представляют собой стройные, очень высокие деревья метров в 40 высотой, причем нижние метров 25 приходятся на гладкий, прямой ствол без ветвей.

Откуда же взял Пушкин страшный образ «анчара - грозного часового», стерегущего отравленную им пустыню? Был ли это только плод фантазии поэта, не желавшего считаться с недостаточно эффектной реальностью? Никоим образом! Пушкинский образ анчара детально совпадает с представлениями ботаников пушкинского времени. Мне как-то попалась раз в руки ботаническая статья об анчаре, относящаяся к концу XVIII века. Там прямо описывалась лишенная всякой жизни долина, в которой на 15 миль в длину и ширину все было отравлено смертоносными испарениями анчара. Что это такое? Россказни беззастенчивых вралей? Или болезненный бред? Ни то, ни другое. Это просто заблуждение слишком поверхностных и доверчивых наблюдателей. На Яве, действительно, есть «Долина смерти», по мы теперь знаем, что ан"ар тут нисколько неповинен. Все живее в этой долине убивается выделяющимся из горных трещин углекислым газом.. Эта долина лежит на такой высоте, где анчар уже не встречается, но если бы он и попал туда, «грозный часовой» наравне со всеми другими деревьями был бы задушен непрерывной «газовой атакой», созданной прихотью природы.

Однако остережемся смеяться над первыми исследователями, подождем упрекать их в легкомыслии. Представьте себе, читатель, что мы с вами были среди первых европейцев, обследовавших Яву. Мы совершили длинный путь по океану - не теперешний двухнедельный переезд через Суэцкий канал, а многомесячный путь вокруг Африки. Ехали не на теперешнем пароходе, а в гораздо худших условиях - на каком- нибудь парусном суденышке. Наконец, мы у цели, . мы высадились на Яве и идем обследовать покрывающие ее леса. Кругом масса новых, поражающих впечатлений; масса реальных и воображаемых опасностей. Мы с трудом объясняемся с проводниками-малайцами и часто не имеем, возможности разобрать, где в их словах правда, где заблуждение, а где умышленная ложь.

Среди бесчисленного множества никогда невиданного, неожиданного, загадочного нам с вами показывают «Долину смерти» и говорят:

Все здесь погибло от ядовитого дыхания анчара . Ничто живое не может приблизиться к этому дереву смерти. Мы с опасностью для жизни добываем его сок, чтобы отравлять наши стрелы; но это удается лишь немногим счастливцам.

Скажите по совести, читатель, захотелось ли бы вам при всех этих условиях познакомиться с анчаром поближе: лезть на него, рвать с него ветки, рассматривать тычинки и т. д.? Я, признаюсь, этого бы делать не стал. Я бы сказал:

С анчаром я пойду знакомиться, когда мне надоест жить, а теперь я лучше, высмотрю и соберу побольше всяких безопасных растений и постараюсь благополучно довезти свою добычу в Европу.

Нет, я не решаюсь упрекать первых исследователей, убоявшихся анчара, но зато я вдвойне ценю заслуги тех позднейших ботаников, которые изучили анчар и рассеяли фантастические призраки окружающей его легенды.

Певец анчара погиб, сраженный пулей дуэльного пистолета. По мановению «властного взгляда», жандармский капитан тайком умчал останки поэта в Тригорскую глушь. Юноша Лермонтов отозвался песнью скорби, негодования и угрозы.

„И Вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!"

«Властный взгляд» послал наследника пушкинской лиры в ссылку.

Приблизительно в это время на острове Яве английский ботаник зарисовал с натуры великолепный экземпляр анчара со спокойно сидящими на его ветвях птицами. Этот рисунок был первым уда.ром, разрушившим мрачную сказку. Теперь мы давно знаем, что анчар лишь немногим опасней некоторых самых обыкновенных ядовитых растений нашего климата, как: белена, цикута, «вороний глаз» и т. п.

Где вы увидите кустик анчара, рядом с ним вы можете встретить растения, которых следует остерегаться гораздо больше, чем прославленного «древа смерти».

Ботаники насчитывают несколько видов анчара, живущих в Восточной Азии и на прилегающих островах. Знаменитый анчар", возбуждавших преувеличенные страхи, называется ботаниками Antiaris toxicaria- т. е. анчар ядоносный. Но среди анчаров есть и совершенно неядовитые, например: Antiaris innoxla, т. е. анчар безвредный. Этот анчар, живущий в Индии, не только безвреден, но и полезен. Местные жители называют его «мешочным деревом». С отрезка ствола, поколотив предварительно по коре, легко снять (как с нашей липы) лубяной цилиндр, из которого можн® сделать прочный мешок, пригодный для разных надобностей домашнего обихода.

Веточка цветущего анчара может быть очень интересна для любителя ботаники. Анчар-растение однодомное. Женские его цветы сходны с женскими цветами нашего лесного ореха: просто зеленые почечки, из чешуек которых торчат рыльца; но мужские соцветия совсем не похожи на ореховые сережки.

На первый взгляд они похожи на грибы, на какие-нибудь маленькие опенки; но, если присмотреться внимательнее, они, пожалуй, покажутся вам сходными с маленькой головкой подсолнуха. Шляпочка «грибка» усажена маленькими цветочками, несущими одни тычинки. Эти «грибки» желто-розового цвета резко выделяются среди зелени листьев; расположены они под женскими цветами, а не над ними; все это говорит за то, что анчар не рассчитывает, подобно нашему орешнику, на опыление ветром, а старается привлечь к этому делу каких-нибудь насекомых.

Я сравнивал здесь анчар с орешником лишь из-за внешнего сходства женских цветов; но орешник никак нельзя отнести к многочисленной и весьма разнообразной родне анчара.

Из близко знакомых нам растений и долголетний вяз, и многополезная конопля, и веселый хмель, и сердитая крапива довольно близки к. анчару. Из более" южных растений в родстве с ним состоят, например, фига (инжир, «винная ягода») и шелковица; из тропических - хлебное дерево, дынное дерево, разные фикусы, дающие каучук и т. д. Почему вся эта очень разнохарактерная компания считается близкими между собою родственниками, об этом не будем пока справляться у специалистов, а то они заведут нас в такие дебри теоретических соображений, за которыми мы, пожалуй, забудем о зеленых дебрях живых растений.

Анчар или, по крайней мере, что-то вроде анчара, попало даже в оперу. Есть такая старая мейерберовская опера «Африканка». Прежде очень модная, теперь она лишь, изредка исполняется на сценах. Это, кажется, единственная опера, драматический сюжет которой мог бы тронуть сердце натуралиста, даже всецело отданное науке.

Герой оперы - историческое лицо, португалец В а с- к о да Гама. Драматический конфликт в том, что люди, имеющие власть, не верят в осуществимость смелого замысла Васко найти морской путь из Португалии в Индию. Преодолев всякие препятствия, Васко находит этот путь при содействии влюбленной в него пленницы- африканки. В последнем акте действие происходит на острове среди Индийского океана: Васко, достигший своей заветной цели, уезжает в Европу, а покинутая африканка умерщвляет себя, вдыхая испарения ядовитого дерева.

Что же это за дерево?

При этом вопросе вы меня, пожалуй, остановите и скажете:

Помилуйте! В фантастической опере, фантастическая африканка среди картонных декораций задыхается, распевая.нежные мелодии под аккомпанемент оркестровых скрипок; а вы в и всяческих условностей хотите идти с ботаническим определителем в руках!

Совершенно согласен, что это - не совсем логично; но мне хочется воспользоваться этим поводом, чтобы оказать два слова о некоторых тропических деревьях.

Автор оперного либретто называет дерево - «манцинелла». Действительно, такое де рево из семейства Молочайных существует (Нурротапае тип- cinella); оно действительно чрезвычайно ядовито, и прежде считавшиеся выдумкой рассказы о том, что оно может. отравлять стоящего вблизи человека, в позднейшее время. считаются вполне правдоподобными. Но эта ман- цинелла никак не могла бы попасться на" пути Васко да Гама по Индийскому океану: она водится исключительно в тропической Америке и на Антильских островах

Текст стихотворения «Анчар» Пушкина был написан в 1828 году. Произведение создано после двух южных ссылок. Поэт использует более сложный, торжественный язык и приемы аллегории. В основе стихотворения - сюжет древней легенды о ядовитом дереве, растущем в безлюдной пустыне. В современных Пушкину периодических изданиях появлялись материалы о том, что на востоке для смазки оружия используют яд анчара. Добыча его связана с опасностью для жизни.

Основная тема, звучащая в произведении - тема свободы, неволи и власти. Она раскрывается в сюжете стихотворения, близкого по стилистике к жанру притчи. В первой части стиха повествуется о природе. В далекой безлюдной пустыне растет дерево анчар. Порожденное природой в день гнева, это дерево несет гибель всему живому. Его крона и корни, мертвые листья пропитаны смертоносным ядом. Ничто живое, ни птицы, ни хищные звери не смеют приблизиться к нему, и даже дождь, попав на ветви, стекает с них уже ядовитыми каплями. Пролетая мимо дерева смерти, его боится коснуться даже черный вихрь. Вторая часть стиха раскрывает отношения людей: всесильного господина и подневольного раба. Один наделен властью, а участь другого – быть его послушным орудием. Поэт показывает социальные отношения в человеческом обществе. Обществе, в котором законы бесчеловечны, а судьбой человека имеет полное право распоряжаться наделенный властью. Господин посылает раба в мертвую долину за ядом. Он знает, что обрекает его на смерть. Об этом знает и раб, который не смеет противостоять воле властного хозяина своей судьбы. Покорный слуга беспрекословно подчиняется приказу и доставив господину черную ядовитую смолу, молча гибнет у его ног. Александр Сергеевич Пушкин рассматривает тему общемирового зла и тирании в общефилософском аспекте. Корень зла - в законах, допускающих полную власть одного человека над другим. Носитель зла – владыка-князь, который использует яд, добытый ценой человеческой жизни для того, чтобы пропитать им оружие и отнять жизни у тысяч других. Но не меньшее зло олицетворяет и безропотный послушный раб, в котором законы сильных мира сего убили волю и личность.

Проблема человеческого закона, иерархии общества, мирового зла возрастает в стихотворении до вселенских масштабов. А аллегория слишком прозрачна, чтобы не вызвать к поэту множества вопросов от руководителя 3-го Отделения тайной канцелярии. Читать стих Пушкина «Анчар» на уроке по литературе можно на сайте.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит
И тигр нейдет - лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседам в чуждые пределы.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

В 1828 году А. С. Пушкин написал стихотворение «Анчар», в котором повествуется о растущем в пустыне дереве.

Дерево это очень ядовитое. Наверняка, прочитав это произведение, многие задумались, а существует ли Анчар на самом деле.
Ботаники говорят, что дерево Анчар не выдумка, только растёт не в пустыне, а в тропиках. На латыни называется Антиарис. Впервые оно было подробно описано ботаником 19 века Лешено дела Туром. Еще совсем молодым, в 1979 году, он на корабле «Географ» отправился из Франции в тропики. На острове Ява исследователь проработал несколько лет. Домой во Францию Лешено вернулся лишь через 8 лет, привезя с собой ценнейшие ботанические коллекции. Одна из его статей, которая была опубликована в 1810 году, как раз была о растении Анчара.

Дерево действительно очень ядовито, из его сока ученые выделили ядовитое вещество антиарин. Если сок Анчара попадет в открытую ранку, то это может привести к ужасным последствиям. Из-за антиарина кровь сгущается, что приведёт к параличу сердечной мышцы. Из-за этого в Китае Анчар прозвали «Убийца крови».
В далеком прошлом о дереве знали, как о «Дереве смерти», хотя, на самом деле приближение к дереву не вредно для животных. Анчар – высокое вечнозеленое дерево, достигает 45 метров высотой. У дерева прямой ствол, а на высоте 25 метров образована невероятно густая крона, относится к семейству тутовых. Листья у дерева самые обыкновенные, а вот цветки очень мелкие и сложный плод, который состоит из большого количества маленьких плодов.
Само дерево не ядовито, ядовит только густой сок, который выделяется из поврежденных участков ствола. Для того что бы приготовить сто ядовитых стрел, необходимо всего лишь 90 грамм сока дерева. Существует и еще один вид растения – Анчар безвредный и растет он в Индии.
Изучение сока дерево показало, что он состоит из 30 очень редких ядовитых веществ. Сок дерева по своему составу уникален.

Благодаря своему соку, Анчар заслужил не очень хорошую репутацию. Очень долгое время дерево считалось очень ядовитым, и люди обходили его стороной, пока не пришло время изучить дерево более подробно. Вплоть до 1805 года о растении ходили страшные легенды, например, что рядом с этим деревом не могут расти другие деревья и растения, и что птицам и людям приближаться к нему смертельно опасно.
Выяснилось, что на самом деле, у дерева есть и достоинства. Например, кора у Анчара очень эластичная и местные жители изготавливают из нее одежду.