Маневрирование и полет. Аэродинамика и характеристики силовой установки

Времен Второй мировой войны.

Разработка транспортного самолета Ju-52 началась в 1929 году в конструкторском бюро фирмы Junkers. Первый прототип одномоторного транспортника (под индексом Ju-52ba) был построен в сентябре 1930 года. 13 октября 1930 года самолет впервые поднялся в воздух, а 17 февраля 1931 года был продемонстрирован публике в берлинском аэропорту Темпельхоф. Первый Ju-52/3mce (трехмоторный) впервые поднялся в небо в апреле 1931 года. Поставки самолета коммерческим авиакомпаниям начались в 1932 году, осенью 1933 года в производство пошла военная версия транспортника — Ju-52/3mge. Производство Ju-52 продолжалось до конца 1944 года, всего выпущено более 4800 самолетов различных модификаций.

Гражданский вариант широко поставлялся на экспорт, а военный использовался в Италии, Австрии, Португалии и Швейцарии. К середине 1930-х годов Ju-52 составляли две трети от всей бомбардировочной авиации ВВС вермахта периода Третьего рейха (1933-1945). В годы второй мировой войны самолет воевал на стороне союзников Германии: Венгрии, Румынии, Финляндии.

Транспортный самолет Ju-52 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с несущей гофрированной обшивкой, фюзеляжем прямоугольного сечения и ферменной конструкцией.

Крыло прямое, трапециевидное в плане, четырехлонжеронное. Механизация крыла состоит из закрылков, расположенных под задней кромкой по всему размаху крыла. Хвостовое оперение подкосное. Шасси неубирающееся, трехопорное с хвостовым костылем (позже колесом), также была предусмотрена возможность установки поплавкового или лыжного шасси.

Силовая установка состояла из 3 поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения BMW-132 с двухлопастными винтами изменяемого шага JuPAK. Запас топлива размещался в девяти топливных баках с наружным протектором. Боковые двигатели устанавливались на крыле под небольшим углом к центральной оси самолета.

В пассажирском варианте Ju-52 в салоне устанавливались два ряда кресел (17 штук) вдоль бортов. Военные модификации вооружались двумя-тремя 7,92-мм пулеметами MG-15 и MG-17, позже двумя 13-мм пулеметами MG-131 и 15-мм пушкой MG-151. Бомбовая нагрузка размещалась в трех бомбоотсеках. Бомбардировщик мог легко трансформироваться в транспортный самолет и обратно.

Размах крыла: 29,30 метра

Длина: 18,90 метра

Высота: 5,55 метра

Площадь крыла: 110,00 квадратных метров

Масса: пустого самолета - 6500 кг, нормальная взлетная - 10 500 кг, максимальная взлетная - 11 000 кг

Тип двигателя: 3 ПД BMW-132Т-2

Мощность: 3 х 830 лошадиных сил

Максимальная скорость: 285 километров в час

Крейсерская скорость: 250 километров в час

Практическая дальность: нормальная - 1090 километров, с дополнительными баками - 1300 километров

Максимальная скороподъемность: 175 метров в минуту

Практический потолок: 5900 метров

Экипаж: 2-3 человека

Полезная нагрузка: 18 пассажиров или 1500 кг груза

Вооружение: один 7,9-мм пулемет МG-15 или 13-мм МG-131 на верхней турели, один МG-15 над кабиной, два МG-15 в боковых окнах; 10х50-кг бомб или 2х250-кг бомбы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Юнкерс Ju.52/3m» (Junkers Ju.52/3m) был весьма удачным транспортным самолетом, несмотря на то, что его квадратный фюзеляж из гофрированного металла придавал облику машины некоторую угловатость. Этот на первый взгляд громоздкий, но весьма практичный самолет производился в Германии с 1932-го по 1945 г., причем всего было построено около 5000 машин, как для гражданских, так и для военных нужд. Несмотря на непритязательный внешний вид, конструкция самолета была выполнена на очень высоком уровне и оснащена тремя 525-сильными двигателями «Хорнет» фирмы «БМВ»

(BMW Hornets) (англ. - шершень). Гражданская модификация самолета «Ju.52/3m» использовалась для пассажирских и коммерческих грузовых перевозок более чем дюжиной авиационных компаний, на фоне которых выделялись германская «Люфтганза» (Lufthansa) и швейцарская «Свиссэйр» (Swissair).

Самолет мог взять на борт 17 пассажиров и развить крейсерскую скорость в 250 км/ч при дальности полета в 1090 км. В 1930-х гг. около 75% европейских перевозок компании «Люфтганза» приходилось на «Ju.52/3m». Кроме того, этот транспортный самолет использовался для переброски немецких войск. В конструкцию машины изначально была заложена возможность ее быстрой модернизации в легкий бомбардировщик. Такие модернизированные «Ju/.52/3m» в составе возрожденных люфтваффе бомбили Гернику во время Гражданской войны в Испании и Варшаву в самом начале Второй мировой войны.

Для проведения военных операций на море «Юнкере Ju.52/3m» оборудовался поплавковым шасси - и такие самолеты использовались во время норвежской кампании 1940г., а затем после дополнительной установки под фюзеляжем большого размагничивающего кольца - в Средиземноморье, уже в качестве минных тральщиков.

«Железная Энни» - таково было одно из неофициальных прозвищ самолета - впервые принял активное участие в военной операции в 1936 г., когда Гитлер отреагировал на просьбу профашистского генерала Франсиско Франко о предоставлении транспортных самолетов мятежникам. Двадцать «Юнкерсов 52 Ju.52/3m» за первые три недели августа 1936 г. челночными рейсами через Гибралтарский пролив доставили около 14 000 военнослужащих из Северной Африки в Испанию. Впервые в военной истории была совершена массированная переброска войск по воздуху, и вряд ли испанским фалангистам удалось бы без помощи «Ju.52/3m» победить в Гражданской войне.

Начало Второй мировой войны доставило «юнкерсам» много работы. В 1940 г., в ходе норвежской операции, 580 транспортных самолетов совершили более 3000 вылетов, перебросив по воздуху 29 280 человек, 2376 т снаряжения и 981 560 л топлива. В мае 1941г. около 500 «Ju.52/3m» десантировали более 8000 парашютистов на Крит, что стало самой крупной немецкой воздушно-десантной операцией за всю войну. Впоследствии этот греческий остров стали называть кладбищем парашютистов, поскольку во время штурма гитлеровские войска потеряли около 4000 солдат. Оставшиеся в живых захватили аэродром в Малеме и держали оборону до тех пор, пока вернувшиеся «Ju.52/3m» не доставили им подкрепления. В конечном счете, на Крит было переброшено по воздуху порядка 30 000 человек. Ввиду больших потерь личного состава и транспортных самолетов (170 «юнкерсов Ju.52/3m» были сбиты британцами) германское командование отказалось от планов проведения дальнейших операций по захвату греческих территорий, причем приказ об этом был отдан самим Гитлером.

В феврале 1942 г. во время Демянской наступательной операции советские войска окружили 100-тысячную немецкую группировку под поселком Демянск Новгородской области. Немецкое командование разработало план действий по спасению своих войск и организовало воздушный мост с окруженной группировкой. Полеты «юнкерсов» осуществлялись в непрерывном режиме. День за днем, при любой погоде, преодолевая огонь советских зенитных орудий и отбивая атаки истребителей, транспортные самолеты прибывали в «котел». Блокада была окончательно снята 18 мая. К этому времени «железные Энни» сделали более 33 тыс. вылетов. При этом потери немецкой авиации составили 265 машин.

В ноябре 1942 г. советские войска начали наступление под Сталинградом, закончившееся окружением б-й армии вермахта под командованием генерал-полковника Фридриха Паулюса. Гитлер, вдохновленный успешным воздушным мостом под Демянском, отдал приказ Паулю-су держать оборону. Несмотря на то что начальник Генерального штаба люфтваффе генерал-полковник Ешонек заверил фюрера в том, что самолеты люфтваффе обеспечат надежное сообщение с б-й армией, эта задача все же оказалась не по силам немецкой авиации. Армии Паулюса было необходимо доставлять ежедневно 750 т боеприпасов и снаряжения, в то время как «Юнкерсы 52 » могли доставить только половину этого количества грузов, даже если бы летали непрерывно все 24 часа в сутки. Учитывая то, что средняя эффективность осуществления воздушных перевозок составляет 35% от максимальной, для выполнения задачи необходимо было задействовать порядка тысячи самолетов.

Даже если для этой цели пришлось бы снять со всех фронтов «Ju.52/3m» и добавить к этому количеству машин транспортные самолеты других типов, задача все равно не могла быть решена в полном объеме. В действительности немецкие «юнкерсы» зачастую летали в условиях зимы, часто подвергались атакам советских истребителей и попадали под все возрастающий заградительный огонь зенитных батарей; к тому же участились аварии, вызванные отказом техники или переутомлением экипажей. Тем не менее, в наиболее удачные дни декабря 1942 г. и января 1943-го люфтваффе сумели доставить окруженным немецким войскам более 100 т грузов. В конце января опустела последняя взлетно-посадочная полоса окруженных войск, и Паулюс, которого совсем недавно Гитлер повысил до высшего военного звания - фельдмаршал, сдался советским войскам. Более 91 000 немецких солдат, 2500 офицеров и 24 генерала были взяты в плен.

В ходе Сталинградской битвы было сбито 269 машин «Юнкерс 52 Ju.52/3m». Тяжелые потери понес и личный состав люфтваффе, участвовавший в воздушных боях. Для восполнения потерь в район сражения было отправлено много инструкторов летных школ, и их убыль привела к серьезным сбоям в программах подготовки военных летчиков. Большинство «Юнкерсов Ju.52/3m», переживших Вторую мировую войну, были уничтожены сразу после ее окончания, но часть самолетов все же сохранилась и в мирное время продолжала нести службу в ВВС Швеции, пока, наконец, в 1980-х гг. эти уцелевшие образцы не были разобраны по различным музеям.

Всего построено:

Ju 52, подбитый в апреле 1940 в битве за деревню Dombås, Норвегия.

Юнкерс Ю 52/3м (нем., англ. Junkers Ju.52/3m ) - немецкий пассажирский и военно-транспортный самолёт . «3m » в обозначении означает нем. «drei Motoren» - трехмоторный. Самолет получил неофициальные прозвища: «Auntie Ju» - «Тетушка Ю» и «Железная Анни», во время гражданской войны в Испании - «Pava» («Индюшка»).

Внешний вид Юнкерса-52

Производился фирмой Юнкерса с по года. Построенный в году прототип Юнкерс Ю 52 имел один двигатель и характерный фюзеляж из гофрированного металла. По итогам прохождения испытаний, число двигателей было доведено до 3 и самолет получил обозначение Юнкерс Ю 52/3м . Добавление двигателей значительно улучшило летные характеристики Ю 52 , и он поступил в коммерческую эксплуатацию. Первоначально самолет использовался в роли пассажирского авиалайнера в авиакомпании Люфтганза . Пассажирский семнадцатиместный Юнкерс Ю 52 совершал рейс из Берлина в Рим за 8 часов. Был создан и транспортный вариант. По некоторым сведениям, в конструкцию этого самолета изначально была заложена возможность и быстрой модернизации его в легкий бомбардировщик .

Кокпит Юнкерса-52

Такие модернизированные Ю 52 в составе возрождённых люфтваффе приняли участие в Испанской гражданской войне 1936-1939 годовЛегион Кондор »), но уже в те годы его лётные характеристики как бомбардировщика оказались недостаточными, и Ю 52 понесли значительные потери. Значительную роль на начальном этапе франкистского мятежа сыграли транспортные самолёты, использованные для переброски войск. Гитлер так оценил их значение: «Франко должен воздвигнуть памятник Ю 52. Этому самолету обязана победа революции в Испании» . Впоследствии, Ю 52 стал основным военно-транспортным самолетом Германии во Второй мировой войне . Широко применялся на всех фронтах и в тылу, производился всю войну. Принимал активное участие в крупнейшей немецкой воздушно-десантной операции - захвате острова Крит . Использовался для снабжения войск, в том числе и попавших в окружение, выстраивая «воздушные мосты» снабжения.

После окружения немецких войск под Сталинградом , попытка организовать их снабжение авиацией при отсутствии господства в воздухе и мощной советской системе ПВО привело к потере свыше 300 военно-транспортных Ю 52 . Это, а также утраченное во второй половине войны превосходство в воздухе привело к снижению роли немецкой военно-транспортной авиации в боевых действиях. Тем не менее, Ю 52 производился до самого конца войны. В завершающий период войны и после капитуляции Германии большая их часть была уничтожена.

После окончания Второй мировой войны эта модель самолёта в небольших количествах производилась во Франции и в Испании . В ВВС Швейцарии Ю 52 эксплуатировался до 80-х годов века. В настоящее время в мире имеется более 20 таких самолётов в качестве памятников и музейных экспонатов и несколько летающих экземпляров.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Юнкерс-88
  • Юнкерс Ju-88

Смотреть что такое "Юнкерс Ю 52" в других словарях:

    Юнкерс Ju-52 - Юнкерс Ю 52 Назначение: бомбардировщик, транспортный самолёт. Первый полёт: 1931 Принят на вооружение … Википедия

    "ЮНКЕРС" - флюгцойг унд моторенверке А. Г. (Junkers Flugzeug und Motorenwerke A. G.), одна из старейших в ФРГ самолетостроительных компаний. Основана конструктором Гуго Юнкерсом, учредившим в Дессау предприятия газовой аппаратуры (1895), экспериментальных … Советская историческая энциклопедия

    ЮНКЕРС - название германской самолетостроительной и двигателестроительной фирмы (1919 45), основанной Г. Юнкерсом, и выпускавшихся ею самолетов. Наиболее известны: бомбардировщики Ю 87 и Ю 88, военно транспортный Ю 13, Ю 52, Ю 90 … Большой Энциклопедический словарь

    ЮНКЕРС - «ЮНКЕРС», название германской самолетостроительной и двигателестроительной фирмы (1919 45), основанной Г. Юнкерсом, и выпускавшихся ею самолетов. Наиболее известны: бомбардировщики Ю 87 и Ю 88, военно транспортный Ю 13, Ю 52, Ю 90 … Энциклопедический словарь

    юнкерс - юнкерс, а (самолет) … Русский орфографический словарь

    Юнкерс - (junkers) Гуго (1859–1935), немецкий авиаконструктор и промышленник. В 1895 г. основал в Дессау свой завод газовой аппаратуры, на базе которого создал фирму «Юнкерс» (1917). С 1910 г. начал заниматься авиацией, в 1912 г. построил аэродинамическую … Энциклопедия техники

    Юнкерс - название немецких грузовых самолетов и бомбардировщиков, а также газонагревательных приборов, выпускавшихся фирмой Junkers & Co. Хуго Юнкерс Hugo Junkers (1859–1935) немецкий инженер теплотехник, изобретатель, авиаконструктор и предприниматель.… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

    «Юнкерс» - Рис. 1. Бомбардировщик Юнкерс Ju87. «Юнкерс» (Junkers) — сокращённое название авиационных фирм Германии, основанных Г. Юнкерсом или образованных при последующих реорганизациях. Исходными являются фирмы в г. Дессау: самолётостроительная «Ю.… … Энциклопедия «Авиация»

650 км Дальность полёта: 1300 км Практический потолок : 5900 м Скороподъёмность : 4 м/c м/мин Размеры Длина: 18,90 м Высота: 4,65 м Размах крыла: 29,25 м Площадь крыла: 110,50 м² Масса Пустой: 6510 кг Снаряжённый: 9200 кг Макс. взлётная: 10 990 кг Силовая установка Двигатели: 3× BMW 132T Тяга (мощность): 900 л.с. (750 кВт) Вооружение Стрелково-пушечное вооружение: 1× 13 мм MG 131 пулемёт 455 кг Junkers Ju 52 Junkers Ju 52

Самолёт получил неофициальные прозвища: «Tante Ju» - «Тетушка Ю» и «Железная Анни», во время гражданской войны в Испании - «Pava» («Индюшка»).

История

Производился фирмой Юнкерса с по 1945 год . Построенный в 1930 году прототип Юнкерс Ю 52 имел один двигатель и характерный фюзеляж из гофрированного металла. По итогам прохождения испытаний, число двигателей было доведено до трёх, и самолёт получил обозначение Ju 52/3m. Добавление двигателей значительно улучшило лётные характеристики Ju 52, и он поступил в коммерческую эксплуатацию. Первоначально самолёт использовался в роли пассажирского авиалайнера в авиакомпании Люфтганза . Пассажирский семнадцатиместный Ju 52 совершал рейс из Берлина в Рим за 8 часов. Был создан и транспортный вариант. По некоторым сведениям, в конструкцию этого самолёта изначально была заложена возможность быстрой модернизации его в легкий бомбардировщик .

В 1936-1939 гг. модернизированные Ju 52 в составе возрождённых люфтваффе приняли участие в Испанской гражданской войне (в составе Легион «Кондор»), но уже в те годы его лётные характеристики как бомбардировщика оказались недостаточными, и Ju 52 понесли значительные потери. Значительную роль на начальном этапе франкистского мятежа сыграли транспортные самолёты, использованные для переброски войск. Гитлер так оценил их значение: «Франко должен воздвигнуть памятник Ю 52. Этому самолёту обязана победа революции в Испании» .

Junkers Ju 352 «Herkules»

Преемником Ju 52 должен был стать Ju 252 . Однако, поскольку он имел цельнометаллическую конструкцию, а для производства транспортных самолетов не хватало сырья и двигателей Jumo 211 , весной 1942 года была начата разработка деревянного варианта с двигателями «BMW-Брамо» 323R-2.

В результате новый Ju 352 внешне напоминал Ju 252, хотя деревянное крыло сместили ближе к хвосту фюзеляжа, который сам по себе имел смешанную, деревянно-металлическую, конструкцию. Сзади был оборудован грузовой трап с гидравлическим подъемником, который позволял быстро осуществить погрузку крупногабаритных грузов. Съемный хвостовой конус мог заменяться на крюк для буксировки планёров . Воздушные винты с деревянными лопастями имели устройство реверса тяги, что значительно уменьшало пробег при посадке. Оборонительное вооружение состояло из одной пушки 20-мм MG 151 на турели за кабиной экипажа.

Прозванный «Геркулесом» Ju 352 VI совершил первый полет 1 октября 1943 года с заводского аэродрома во Фрицларе. Вскоре состоялся полет второго прототипа V2, после которого незамедлительно последовал заказ на 10 предсерийных Ju 352А-0. Серийные Ju 352А-1 стали поставляться люфтваффе с февраля 1944 года, но ухудшение военной обстановки летом привело к прекращению производства транспортных самолетов. Всего было построено два прототипа, десять Ju 352А-0 и тридцать три Ju352A-1. На практике этот самолет зарекомендовал себя достойным преемником Ju 52/3m, отличаясь высокой прочностью и надежностью.

Использование

В ходе боевых действий

Впоследствии Ю 52 стал основным военно-транспортным самолётом Германии во Второй мировой войне . Широко применялся на всех фронтах и в тылу, производился всю войну. Принимал активное участие в крупнейшей немецкой воздушно-десантной операции - захвате острова Крит . Использовался для снабжения войск, в том числе и попавших в окружение, выстраивая «воздушные мосты» снабжения.

После окружения немецких войск под Сталинградом , попытка организовать их снабжение авиацией при отсутствии господства в воздухе и мощной советской системе ПВО , а также в результате разгрома Тацинского аэродрома 24 танковым корпусом , привело к потере свыше 300 военно-транспортных Ю 52 . Это, а также утраченное во второй половине войны превосходство в воздухе привело к снижению роли немецкой военно-транспортной авиации в боевых действиях. Тем не менее, Ю 52 производился до самого конца войны. В завершающий период войны и после капитуляции Германии большая их часть была уничтожена.

Последний раз массово использовался во время наступления в Арденнах (операция «Вахта на Рейне»). Во время операции самолеты Ju-52 произвели выброску воздушного десанта в тылу американцев, но из-за неопытности пилотов парашютисты были рассеяны на большой территории. После парашютисты решили выходить к своим. Хотя из 200 человек вышло менее половины, они навели панику в тылу союзников.

Производство и использование после войны

После окончания Второй мировой войны эта модель самолёта в небольших количествах производилась во Франции под названием Amiot A.A.C. 1 Toucan (серия в 415 машин, до 1947) и в Испании (до 1952). В настоящее время в мире имеется более 20 таких самолётов в качестве памятников и музейных экспонатов и несколько летающих экземпляров .

Эксплуатанты

Галерея

    Junkers Ju-523m.JPG

    Внешний вид Юнкерса-52

    Junkers Ju-52 3m cockpit.jpg

    Кокпит Юнкерса-52

    Dombås 1940 4.PNG

    Ju 52, подбитый в апреле 1940 в битве за деревню Dombås , Норвегия.

    Вид с крыла Ju 52

    Ю-52 в центре посетителей Мюнхенского аэропорта

См. также

Напишите отзыв о статье "Junkers Ju 52"

Ссылки

  • Jane, Fred T. The Junkers Ju 52/3m. Jane’s Fighting Aircraft of World War II. London: Studio, 1946. ISBN 1-85170-493-0 .
  • на сайте Airwar.ru
  • // Фоторепортаж на сайте Deutsche Welle

Примечания

Отрывок, характеризующий Junkers Ju 52

Огромный кабинет был наполнен вещами, очевидно, беспрестанно употребляемыми. Большой стол, на котором лежали книги и планы, высокие стеклянные шкафы библиотеки с ключами в дверцах, высокий стол для писания в стоячем положении, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок, с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками, – всё выказывало постоянную, разнообразную и порядочную деятельность. По движениям небольшой ноги, обутой в татарский, шитый серебром, сапожок, по твердому налеганию жилистой, сухощавой руки видна была в князе еще упорная и много выдерживающая сила свежей старости. Сделав несколько кругов, он снял ногу с педали станка, обтер стамеску, кинул ее в кожаный карман, приделанный к станку, и, подойдя к столу, подозвал дочь. Он никогда не благословлял своих детей и только, подставив ей щетинистую, еще небритую нынче щеку, сказал, строго и вместе с тем внимательно нежно оглядев ее:
– Здорова?… ну, так садись!
Он взял тетрадь геометрии, писанную его рукой, и подвинул ногой свое кресло.
– На завтра! – сказал он, быстро отыскивая страницу и от параграфа до другого отмечая жестким ногтем.
Княжна пригнулась к столу над тетрадью.
– Постой, письмо тебе, – вдруг сказал старик, доставая из приделанного над столом кармана конверт, надписанный женскою рукой, и кидая его на стол.
Лицо княжны покрылось красными пятнами при виде письма. Она торопливо взяла его и пригнулась к нему.
– От Элоизы? – спросил князь, холодною улыбкой выказывая еще крепкие и желтоватые зубы.
– Да, от Жюли, – сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь.
– Еще два письма пропущу, а третье прочту, – строго сказал князь, – боюсь, много вздору пишете. Третье прочту.
– Прочтите хоть это, mon pere, [батюшка,] – отвечала княжна, краснея еще более и подавая ему письмо.
– Третье, я сказал, третье, – коротко крикнул князь, отталкивая письмо, и, облокотившись на стол, пододвинул тетрадь с чертежами геометрии.
– Ну, сударыня, – начал старик, пригнувшись близко к дочери над тетрадью и положив одну руку на спинку кресла, на котором сидела княжна, так что княжна чувствовала себя со всех сторон окруженною тем табачным и старчески едким запахом отца, который она так давно знала. – Ну, сударыня, треугольники эти подобны; изволишь видеть, угол abc…
Княжна испуганно взглядывала на близко от нее блестящие глаза отца; красные пятна переливались по ее лицу, и видно было, что она ничего не понимает и так боится, что страх помешает ей понять все дальнейшие толкования отца, как бы ясны они ни были. Виноват ли был учитель или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же: у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала, только чувствовала близко подле себя сухое лицо строгого отца, чувствовала его дыхание и запах и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу.
Старик выходил из себя: с грохотом отодвигал и придвигал кресло, на котором сам сидел, делал усилия над собой, чтобы не разгорячиться, и почти всякий раз горячился, бранился, а иногда швырял тетрадью.
Княжна ошиблась ответом.
– Ну, как же не дура! – крикнул князь, оттолкнув тетрадь и быстро отвернувшись, но тотчас же встал, прошелся, дотронулся руками до волос княжны и снова сел.
Он придвинулся и продолжал толкование.
– Нельзя, княжна, нельзя, – сказал он, когда княжна, взяв и закрыв тетрадь с заданными уроками, уже готовилась уходить, – математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу. Стерпится слюбится. – Он потрепал ее рукой по щеке. – Дурь из головы выскочит.
Она хотела выйти, он остановил ее жестом и достал с высокого стола новую неразрезанную книгу.
– Вот еще какой то Ключ таинства тебе твоя Элоиза посылает. Религиозная. А я ни в чью веру не вмешиваюсь… Просмотрел. Возьми. Ну, ступай, ступай!
Он потрепал ее по плечу и сам запер за нею дверь.
Княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым, села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочная, как отец ее порядочен. Она положила тетрадь геометрии и нетерпеливо распечатала письмо. Письмо было от ближайшего с детства друга княжны; друг этот была та самая Жюли Карагина, которая была на именинах у Ростовых:
Жюли писала:
«Chere et excellente amie, quelle chose terrible et effrayante que l"absence! J"ai beau me dire que la moitie de mon existence et de mon bonheur est en vous, que malgre la distance qui nous separe, nos coeurs sont unis par des liens indissolubles; le mien se revolte contre la destinee, et je ne puis, malgre les plaisirs et les distractions qui m"entourent, vaincre une certaine tristesse cachee que je ressens au fond du coeur depuis notre separation. Pourquoi ne sommes nous pas reunies, comme cet ete dans votre grand cabinet sur le canape bleu, le canape a confidences? Pourquoi ne puis je, comme il y a trois mois, puiser de nouvelles forces morales dans votre regard si doux, si calme et si penetrant, regard que j"aimais tant et que je crois voir devant moi, quand je vous ecris».
[Милый и бесценный друг, какая страшная и ужасная вещь разлука! Сколько ни твержу себе, что половина моего существования и моего счастия в вас, что, несмотря на расстояние, которое нас разлучает, сердца наши соединены неразрывными узами, мое сердце возмущается против судьбы, и, несмотря на удовольствия и рассеяния, которые меня окружают, я не могу подавить некоторую скрытую грусть, которую испытываю в глубине сердца со времени нашей разлуки. Отчего мы не вместе, как в прошлое лето, в вашем большом кабинете, на голубом диване, на диване «признаний»? Отчего я не могу, как три месяца тому назад, почерпать новые нравственные силы в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила и который я вижу перед собой в ту минуту, как пишу вам?]
Прочтя до этого места, княжна Марья вздохнула и оглянулась в трюмо, которое стояло направо от нее. Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало. «Она мне льстит», подумала княжна, отвернулась и продолжала читать. Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, и глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видала хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе. Как и у всех людей, лицо ее принимало натянуто неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало. Она продолжала читать: 211
«Tout Moscou ne parle que guerre. L"un de mes deux freres est deja a l"etranger, l"autre est avec la garde, qui se met en Marieche vers la frontiere. Notre cher еmpereur a quitte Petersbourg et, a ce qu"on pretend, compte lui meme exposer sa precieuse existence aux chances de la guerre. Du veuille que le monstre corsicain, qui detruit le repos de l"Europe, soit terrasse par l"ange que le Tout Рuissant, dans Sa misericorde, nous a donnee pour souverain. Sans parler de mes freres, cette guerre m"a privee d"une relation des plus cheres a mon coeur. Je parle du jeune Nicolas Rostoff, qui avec son enthousiasme n"a pu supporter l"inaction et a quitte l"universite pour aller s"enroler dans l"armee. Eh bien, chere Marieie, je vous avouerai, que, malgre son extreme jeunesse, son depart pour l"armee a ete un grand chagrin pour moi. Le jeune homme, dont je vous parlais cet ete, a tant de noblesse, de veritable jeunesse qu"on rencontre si rarement dans le siecle оu nous vivons parmi nos villards de vingt ans. Il a surtout tant de franchise et de coeur. Il est tellement pur et poetique, que mes relations avec lui, quelque passageres qu"elles fussent, ont ete l"une des plus douees jouissances de mon pauvre coeur, qui a deja tant souffert. Je vous raconterai un jour nos adieux et tout ce qui s"est dit en partant. Tout cela est encore trop frais. Ah! chere amie, vous etes heureuse de ne pas connaitre ces jouissances et ces peines si poignantes. Vous etes heureuse, puisque les derienieres sont ordinairement les plus fortes! Je sais fort bien, que le comte Nicolas est trop jeune pour pouvoir jamais devenir pour moi quelque chose de plus qu"un ami, mais cette douee amitie, ces relations si poetiques et si pures ont ete un besoin pour mon coeur. Mais n"en parlons plus. La grande nouvelle du jour qui occupe tout Moscou est la mort du vieux comte Безухой et son heritage. Figurez vous que les trois princesses n"ont recu que tres peu de chose, le prince Basile rien, est que c"est M. Pierre qui a tout herite, et qui par dessus le Marieche a ete reconnu pour fils legitime, par consequent comte Безухой est possesseur de la plus belle fortune de la Russie. On pretend que le prince Basile a joue un tres vilain role dans toute cette histoire et qu"il est reparti tout penaud pour Petersbourg.