Кто такой библейский пророк. Пророк Осия — библейский пророк

Пророк Осия - библейский пророк (первый из 12-ти малых пророков), автор Книги Осии. Жил и пророчествовал в Самарии (столица Северного Израильского царства) во времена царя Иеровоама II вплоть до гибели Израиля в 722г. до Р.Х.. Осия был младшим современником пророка Амоса.

Северное Израильское царство - одно из двух еврейских государств, возникших после распада Израильского царства, основанного пророком Самуилом и царем Саулом в XI веке до н. э.. После смерти Соломона (928 до н. э.) единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею (на юге, со столицей в Иерусалиме) и Северное Израильское царство (территория проживания десяти колен Израиля). Согласно Ветхому Завету, цари Северного Израильского царства отступили от служения Единому Богу Израилеву, вначале воздвигнув храмы с золотыми изваяниями тельцов, а затем даже поклонялись божествам финикийского культа. С точки зрения Библии, ни один из них не был «благочестивым царём». В этом Северном Израильском царстве - правящие династии неоднократно менялись в результате государственных переворотов. В 722 году до н. э. Северное Израильское царство было захвачено Ассирией. Все десять колен, населявшие Северное Израильское царство, были уведены в плен и дальнейшая судьба их не известна.

О жизни Осии мы почти ничего не знаем; он вошел в ветхозаветную историю исключительно как автор своей Книги, которую называют ветхозаветным Евангелием.

Личность пророка Осии

Осия происходил из колена Иссахарова. По некоторым предположениям, он был левитом или священником: ему хорошо знаком быт духовенства. Но из того, как Осия говорит о священниках, можно заключить, что он принадлежал к религиозной оппозиции, к людям, которые осознали духовный кризис Израиля и не желали мириться с застоем и вырождением веры.

Колено Иссахарово - одно из колен Израилевых, потомки Иссахара, сына Иакова. Было третьим по численности среди всех колен (Чис. 26:25).

Осия был женат, по повелению Божию, на распутной женщине по имени Гомерь, которую очень любил. У них были дети. Однако его семейная жизнь была несчастна: неверная супруга принесла ему жестокие страдания своими изменами. По обычаю Осия мог обратиться к суду, строго каравшему неверных жен, но любовь не позволила ему сделать это. Осия не пожелал предать неверную жену суду и готов был простить ее.

Гомерь - жена Осии

Эта жизненная драма дала пророку тему для притчи, в которой Израиль представлен в виде неверной жены. Это было вполне в духе пророков. Они часто использовали символические действия, чтобы привлечь внимание народа к своей проповеди. Блудница Гомерь – народ израильский, дети блудницы – современное пророку поколение Израиля. Преступная жизнь Гомери (имя означает – законченная совершеннейшая дочь сластолюбия ) – образ идолопоклоннической жизни Израиля, символические имена детей её – Изреель (Бог рассеет, Бог посеет ), Лорухама (Непомилованная ), Лоамми (не Мой народ ) – предуказание будущей судьбы народа израильского, поэтапное отпадение Израиля от Бога.

Осия не в состоянии был долго мириться с падением жены и вернул ее в дом. Таким образом, разрыв между супругами кончился примирением. В этом Осия также усмотрел символ грядущего примирения Израиля с Богом.

Проповедь Осии

Пророк Осия жил в мятежное и бедственное для своей страны время, время дворцовых переворотов (пророк пережил нескольких царей), испорченных нравов, идолопоклонничества, лжи, обмана, воровства, угнетения, распутства и т.д. При царе Иеровоаме II десятиколенное Северное царство достигло расцвета, стало одним из сильнейших на Ближнем Востоке. Пик могущества и процветания настал в результате победы над сирийским царством, присоединения Моава, овладения торговыми путями. Процветала экономика, укреплялись связи с финикийцами. Царь развернул обширную строительную деятельность. Но несмотря на внешнее благосостояние, Израиль переживал огромный религиозно-нравственный упадок. Царь Иеровоам II был безбожником, ввел культ тельцов по политическим соображениям. Это многих устраивало: аристократы чувствовали стабильность своего благосостояния, духовенство Иеговы при сохранении достатка и почета сделало себе послабления в религиозной жизни, ремесленники имели постоянные заказы, простые люди с удовольствием забывались в шумных оргиях, языческие жрецы имели хороший доход за отправление культов.

И тут явился Осия со своей проповедью с призывом покаяться и вернуться к Единому Богу. Обличая беззакония жителей Израиля, пророк возвещал грядущие бедствия от иноплеменников и переселение в плен Ассирийский. Осия прямо говорил, что Господь отвернётся от евреев и призовёт в Царствие своё язычников, которые веруют в него. Именно Осии принадлежит фраза, ставшая особенно знаменитой, отражающая веру в воскрешение и спасение людей через искупление их грехов Сыном Человеческим: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Осия 13:14). Но пророка не хотели слушать.

Проповедь пророка Осии

Когда же умер Иеровоам II (около 748 года до Р.Х.), рухнула и кажущаяся стабильность. В стране началась анархия, менялись цари, развязалась гражданская война. Новые правители приходили к власти на непродолжительный срок и проводили время в шумных оргиях при дворе. Всё это привело к тому, что Израиль потерял независимость, попав под влась ассирийского царя Тиглатпалласара III (около 745-727). Но главная беда – увод всех жителей земли колена Неффалимова в ассирийскую неволю, где их ждала незавидная участь: женщин продадут в гаремы, мужчин, кому повезет, - в войско, остальных – в слуги или рабы.

Его называют пророком любви Божией. Нравственные страдания, через которые прошел пророк, не только повлияли на его Книгу, но и стали внутренним опытом души. Ему было дано пережить личную трагедию неразделенной любви, трагедию измены и одиночества для того, чтобы постичь тайну Божественной Любви и Страдания. Через мучительный опыт его личной трагедии он понял драму «Бог – человек»: что чувствует Господь, которого предает Его народ.

Илия и Амос шли к Израилю с проповедью Бога справедливости, Который требует от человека верности и правды, и не щадит свой народ, когда тот отступает от Его Закона. Но пророк Осия говорит слово, которого еще не слышало человеческое ухо: он впервые открыл миру, что Бог – не только грозный и карающий Судия, как думали раньше, но, прежде всего, – Отец, исполненный любви и милосердия . Это же качество – милосердие – требуется и от человека. Пророк Осия выразил самое главное в отношении Бога и человека: «Ибо Я Милости хочу, а не жертвы» (Ос.6:6, ср. Мф.9:13). Бог есть любовь. Эта новозаветная истина впервые прозвучала за восемь веков до прихода на землю Доброго Пастыря.

Осия не свергал династий, подобно Елисею, не воевал со жрецами Ваала, подобно Илии, а выступал только как религиозный учитель. Как и Амос, Осия выступал против идолопоклонства, пустившего свои корни в среде евреев, обращал их сердца к Господу.

Книга пророка Осии

Книга пророка Осии представляет собой краткое изложение его речей без соблюдения какой-либо системы и не в хронологическом порядке.

Книгу пророка Осии состоит из 14-ти глав. По содержанию её можно разделить на две части:

Первая часть (главы 1-3) носит символический характер. Хронологически относится, видимо к началу служения пророка при Иеровоаме II. Ее можно озаглавить «Урок семейной жизни Осии» и разделить на подтемы:
- жена и дети: притча об осуждении (Ос.1:2-11, Ос.2:1)
- неверность и наказание: примирение и восстановление (Ос.2:2-23)
- возвращение любви (Ос.3:1-5).
В этой части книги через символические действия (брак с блудницей, рождение детей с «говорящими» именами) пророка Осия возвещает Израилю отвержение от Бога за его грехи.Вторая часть (главы 4-14) - это уже собственно пророческая часть книги. В ясных и прямых речах пророк обличает грехи народа израильского, говорит о будущем суде Божием, плене и возвращении к Богу остатка. Почти за тысячу лет до пришествия Спасителя святой пророк, по наитию Святого Духа, предсказал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение и не будет Ааронова священства (Ос.3:5) и что по всей земле распространится истинное Богопознание (Ос.2:19-20). Говорил Осия и о Христе, что Он возвратится из Египта (Ос.11:1; ср. Мф.2:15), тридневно воскреснет (Ос.6; ср. 1 Кор.15:4) и победит смерть (Ос.13:14; ср. 1 Кор.15:54-55).

Основная тема книги Осии - это завет между Богом и Израилем. Завет представляется как брачный союз. Осия первый ввел в библейскую традицию символ брака для раскрытия тайны отношения Бога с человеком. В браке есть и долг, и обязательства, но сущность его - в таинственном единении двух существ, в основе которого – ЛЮБОВЬ. Бог заключил этот союз с Израилем по любви, которую Он не раз доказывал делом: Бог вывел израильтян из Египта (Ос.2:1), даровал им закон (Ос.8:12), спас от врагов (Ос.7:13), дал пророков (Ос.11:2), излил другие милости (Ос.12:19). Бог остался верен во всем. Израиль же нарушил брачный союз, стал блудником (главы 1-3), почти сразу по заключению союза обратился к идолам (Ос.4:17), поклонялся Ваал-Фегору (Ос.2:15, Ос.11:2), приносил жертвы идолам (Ос.8:2). Отступничество Израиля есть измена Богу, подобная супружеской измене. Это «блудодеяние» неизбежно влечет за собой кару. Символом расторжения завета между Богом и Израилем является развод. Народ (неверная жена), отпав от Бога, будет разорен и изгнан из пределов земли Господней. Но любовь Божия оказывается сильнее человеческого греха. Как любящий муж открыл двери раскаявшейся «жене-блуднице», так и Господь примет Израиль после покаяния. Прощение ознаменуется восстановлением Завета. Люди больше не будут искать спасения в идолах, в земной политике, ибо милость Господня снова вернется к ним. Даже природа преобразится и станет, как во дни Едема - дружелюбной и кроткой (Ос.2:18).

Такова и религиозная вера. В ее основе лежит не столько долг или обязанность, сколько прежде всего любовь к Богу. Но эта любовь требует нравственного служения, которое нельзя подменить обрядами и дарами. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6). Христос Спаситель повторил эти слова (Мф. 9:13), указывая на центральное основание духовной жизни человека. Именно милости по отношению к окружающим людям – людям всех национальностей и вероисповеданий – хочет от нас Всевышний, а без этого бесполезно ходить в храм, ставить пудовые свечи, кланяться и даже биться лбом об пол. Все это делали фарисеи и лицемеры, которых сурово осуждал Христос. К сожалению, их немало и среди христиан. Пророк Осия заставляет нас еще раз критически оценить свой путь и духовное состояние.

Пророк Осия прожил много лет, его пророческое служение продолжалось более 60 лет. По преданию, он умер в Вавилоне, а погребен был в верхней Галилее. Скончался он в глубокой старости за 820 лет до Рождества Христова.

Чтобы обрести покой в обоих мирах , соблюдай два правила: с друзьями будь великодушен, с врагами - сдержанным. Слово, удержанное тобою, - раб твой, слово, вырвавшееся у тебя, - твой господин.
/Шамседдин Хафиз Ширази, персидский поэт, XIVвек/

Библейскими пророками (греч. профеты - прорицатели) в Древней Палестине назывались проповедники, которые в экстатическом состоянии предсказывали будущее от имени Бога. Первыми пророками толкователи библейских текстов называют Илию и его ученика Елисея , которые считаются основателями иудейской и христианской эсхатологии .

Позже, вокруг них сформировалась группа молодых последователей (так называемые «сыны пророков»), жившие в местностях, наиболее пострадавших от космических взрывов Ноева потопа. Наиболее известными местами компактного проживания библейских пророков в Израиле, называют города Мегиддо, Иерусалим, Иерихон и другие. Исследователи сообщают, что в израильско-иудейском обществе в первом тысячелетии до н.э., существовало мощное пророческое движение , наиболее известными представителями которого являлись Исайя (Первоисайя), Амос, Михей, Осия, Иеремия, Софония, Наум, Аввакум, а позже Иезекииль, (Второисайя), Аггей, Захария и другие. И наверное, совсем неудивительно, что пророческое движение возникло в Палестине и Израиле, ведь эти страны больше всего пострадали от космических взрывов Ноева потопа.

Библейские книги пророков по своему объему условно подразделяют на книги четырех «больших» пророков (Исайя, Иеремия и Иезекииль и Даниил) и двенадцати «малых» пророков (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия).

Кроме того, в Священном Писании к пророкам относятся и патриархи Енох, Ной, Авраам, а также Моисей, Аарон, Мариам, пророчица Девора, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соломон, Ахия, Иоиль, пророчица Олдама, Азария, Анания, Илия, Елисей, Иона, Амос, Осия, Иоиль, Исайя, Михей, Авдий, Наум, Аввакум. Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Варух, Захария, Малахия, Захарий, отец Предтечи, Симеон Богоприимец, Анна пророчица, Иоанн Креститель, Агав и другие.

Христианские священнослужители считают библейские тексты «богодухновенными» , ибо они были написаны по «воле Бога» . Вот что об этом сообщает архимандрит Никифор: «Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Святой Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божия. Так апостол Петр пишет: . (2 Петр. 1,22.). (1) (подробнее см. «Библейская энциклопедия» Труд и издание архимандрита Никифора. Москва, Типография А.И. Снегиревой, 1891 г., стр 583)

И с этим мы должны согласиться, ибо об этом же свидетельствуют Гераклит, Варрон и другие античные авторы.

Кроме того, существуют дошедшие до нас свидетельства Авеля, Серафима Саровского, Ванги и других прорицателей, которые неоднократно высказывались о своем даре ясновидения, как «данном им свыше» .)

Там же, у архимандрита Никифора читаем: «Пророки обняли в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и Церкви, как-то: рождение Господа от Девы, место его рождения, бегство его в Египет, избиение Вифлеемских младенцов, явление пред Ним Предтечи, Его общественную жизнь и дела, предание Его одним из учеников за тридцать сребреников, его осуждение на крестную смерть, Его страдания, пронзения рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение оцтом, смерть и чудеса при смерти, прободение ребр, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, селение одесную Бога Отца,ниспослание Святого Духа, проповедь Апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви Его до пределов вселенной, равно как последние времена мира, пришествие антихриста, второе будущее пришествие Господа, воскресение мертвых, Страшный Суд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и наконец вечное царство Христово.» (подробнее см. «Библейская энциклопедия» Труд и издание архимандрита Никифора М. Типография А.И. Снегиревой, 1891 г., стр 583) То есть пророчества, записанные мифологическим языком в Библии, как минимум, охватывают промежуток времени в 4008 лет, от Ноева потопа до «конца света» , или говоря простым языком, от глобальной космической катастрофы связанной с «кометой-возмездие» в 1596 (1528) году до н.э., до глобальной космической катастрофы в 2412 году, до которой теперь остается ровно 400 лет. (В книге «Тайна «кометы-возмездие»», я уже подробно рассказывал о некоторых из упомянутых архимандритом Никифором библейских пророчествах.) Но я уже писал о том, что на мой взгляд, описанные в Библии пророчества, захватывают период, как минимум, на несколько тысячелетий больше .

Гениальный ученый Майкл Фарадей, который открыл закон электромагнитной индукции, пораженный простотой и мудростью библейских текстов, однажды произнес: «Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудеснейшую книгу Откровения?»

К сожалению, на сегодняшний день, знания сокрытые в библейских текстах, доступны далеко не каждому, но это не повод для их осуждения, а веская причина для вдумчивого и последовательного изучения . Ведь в мифологических текстах Святой Библии скрупулезно собраны самые важные научные знания, накопленные предыдущими поколениями . Дано ли нам это понять?

Составители Библии призывали отказаться от всех религиозных и социальных войн, высказывая концепцию о всеобщей справедливости, потому что другого пути развития, у человечества попросту нет. А библейские пророки, также как и сивиллы, предсказывали победу единого Бога на Земле, что даже в принципе, невозможно оспорить . Ведь на сегодняшний день в современном мире существует пять самых уважаемых мировых религий, и в каждом из этих вероучений, верующие поклоняются своему верховному божеству, и ревниво, а иногда и неприязненно, относятся к верующим из других религий , что у здравомыслящего человека вызывает недоумение. Ведь Бог един для всех жителей Земли . И хотя это не оспаривает никто, в каждом вероучении продолжают поклоняться своему Богу.

В греческой Септуагинте (досл. «семьдесят толковников» - греческий перевод Ветхого завета) и в Новом завете для обозначения слова «пророки» используется древнееврейский термин «нави» (мн.ч. - «невиим).

Согласно легенды, перевод текста Септуагинты, делали независимо друг от друга семьдесят два толковника (переводчика), которые на все время перевода находились изолированными друг от друга в отдельных комнатах. Но при этом, переведенные им тексты совпали до последней буквы . Но это возможно только в одном единственном случае, если перевод Септуагинты делали семьдесят два пророка .

Примечание.

(1) «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» . Сравните эту библейскую цитату со свидетельством Гераклита о сивиллах: «пророчества Сивиллы не являлись свойством человеческого разума, а были божественным внушением извне» .

Три уровня познания библейских текстов пророка Моисея.

Согласно библейской версии, Моисей жил в Древнем Египте в тринадцатом веке до н.э., во времена фараонов девятнадцатой династии. По легенде, он является автором Книги Книг («Сефер-Берешит»), которая после перевода с древнеегипетского на другие языки мира получила название «Книга Бытия», и является первой книгой Библии. Изначально в Книгу Бытия Моисей заложил тройной смысл, а кроме того, он еще и использовал особую египетскую систему записи текста .

Первый, всем видимый смысловой текст, был рассчитан на непосвященных, и назывался «говорящим». Его познание было доступно любому верующему простому человеку. И этот текст умышленно был написан мифологическим языком, чтобы читающий его «смотрел и не видел, читал и не понял». Второй уровень познания, назывался «обозначающим» , и был ориентирован на тех, кто был знаком с мифологическим языком, и мог понимать значение мифологических символов и образов . На этом уровне происходило познание тайны периода обращения «кометы-возмездие», явившейся причиной глобальных катаклизмов Земли, и познание тайны событий Ноева потопа. Третий, высший уровень знания, назывался «скрывающий», и был рассчитан только на посвященных в тайну второго уровня, и обладающих даром ясновидения . Им была известна и особая система записи текста. Эта тайна была доступна только совсем небольшому количеству адептов, знакомых с самыми сокровенными тайнами религиозного вероучения.

Эти скрытые в тексте знания, были ориентированы на тех, кто знал тайну записи библейского текста, ибо пророчества Библии не излагались слитно, а были разбросаны по всем книгам Священного Писания. И только знающий ключ, мог прочитать весь зашифрованный в Священном Писании пророческий текст.

Но, при определенных условиях, тайные пророчества могли быть открыты и непосвященным. Однако это происходило только в исключительных случаях, один из которых и послужил поводом для строительства египетских пирамид. Однажды это случилось в девятнадцатом веке до нашей эры, когда египетские жрецы объявили фараону, что до очередного «конца света» (Ноева потопа) осталось триста лет. Тогда египетский фараон захотел сам убедиться в этом. И только после этого, фараоном было принято решение о строительстве пирамид, в подземных хранилищах которых, согласно египетской легенды, было спрятанное все самое ценное из человеческих знаний, на пользу тем, кто уцелеет в огне Критской космической катастрофы (Ноева потопа). (Подробнее см. в книге «Тайна «кометы-возмездие»»)

Многочисленные авторы уже неоднократно предпринимали безуспешные попытки познать тайну библейских текстов, а в последнее время для достижения этой цели использовались и компьютерные технологии. Но в качестве комментария должен сказать, что любые попытки расшифровать тайну библейских текстов без знания законов мифологии и смыслового значения мифологических терминов, изначально обречены на провал . И это мое утверждение может проверить любой и каждый, кто научится понимать мифологическую терминологию библейских текстов .

О библейских афоризмах.

«Если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это - дар Божий» (Еккл.3:13) (Библейский афоризм)

Вспоминается анекдотический случай, когда одна из верующих женщин, публично возмущалась, когда я процитировал в ее присутствии безобидный библейский афоризм. Она долго не могла поверить, что то, что она считала русской пословицей, было библейской цитатой. Таков, к сожалению, уровень знания Библии у некоторых наших граждан, считающих себя «глубоко и безоговорочно верующими», но ни разу не открывавших эту Книгу Книг, вобравшую в себя всю мудрость прошлых и будущих веков.

А ведь тексты Библии уже давно используются в качестве афоризмов, пословиц и поговорок, и многие, общеупотребительные в быту выражения, являются библейской мудростью. Пророки и мудрецы, писали Библию для последующих поколений, и в первую очередь для тех, кто сможет понять . Именно с этой целью они и использовали мифологический язык, обожествив, и таким нехитрым способом, надежно защитив самые бесценные знания, накопленные человечеством , ибо фанатично верующие адепты уже не раз являли миру примеры массового сожжения книг, содержащих научную информацию . И я восхищаюсь мудростью древних авторов, сумевших надежно сохранить и защитить уникальную научную информацию содержащуюся в Библии, сделав ее доступной для всех, но понятной только для избранных .

Вот несколько наугад взятых библейских афоризмов из Екклесиаста , каждый из которых, несмотря на лаконичность, заключает в себе скрытый от непосвященного огромный объем научного знания . Давайте прочитаем их вместе:

«Суета сует, - все суета» (Еккл.1:2) «Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки» (Еккл. 1:4) «И возвращаются ветра на круги своя» (Еккл. 1:6)«Все реки текут в море» (Еккл.1:7) … «Что было, то и будет» (Еккл. 1:9)«Нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9) «Кто умножает познания, умножает скорбь» (1:18) «Всему свое время» (Еккл. 3:1) «Время разбрасывать камни и время собирать камни» (Еккл. 3:5)

Обычно мы не вникаем в скрытый смысл библейского текста, а потому, не обращаем внимания, что библейские афоризмы обычно употребляют в двух формах. Оригинальный афоризм подразумевают дословную библейскую цитату, и его чаще используют люди эрудированные, привыкшие работать с первоисточником. Но в быту чаще используются варианты, приближенные к первоисточнику, которые утратили свой первоначальный вид, но сохранили его смысловое содержание. И эти, «фольклоризированные» библейские афоризмы, настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы уже не задумываемся об их первоисточнике. Например, в первоисточнике: “Конец дела лучше начала его.” (Еккл. 7:8) Сравни фольклоризованное: “Конец - всему делу венец.”

И в своих книгах, для эпиграфов статей, я часто использую библейские афоризмы, потому что они красивы, мудры и лаконичны.

А библейские книги пророческого содержания составляют почти треть всей Библии, вобрав в себя пророчества о всех самых примечательных событиях мировой истории, которые изложены в Ветхом Завете, и промежуток времени, от Ноева потопа до грядущего «конца света», изложенных в Новом Завете .

При этом считается, что предсказанное истинными пророками событие, или судьбу человека, нельзя изменить, ибо все предопределено свыше. Или, как говорила Ванга, «пока Господь не захочет, ни один волосок, ни упадет с головы человека» . При жизни нам недоступно это понять, и только после смерти, бессмертная душа человека увидит и осознает это .

Наверное, не случайно, многие пророки занимали должности верховных жрецов у фараонов, царей и правителей государств. Это были должности сопряженные со смертельным риском, ибо не каждый осмеливался говорить царю правду, а за неугодное царю предсказание, можно было лишиться и жизни. Поэтому не все советники царей выдерживали испытание властью, богатством и славой. Некоторые предпочитали бренную земную славу и благополучие, и, избегая говорить правителю горькую правду, подменяли ее на лукавство и откровенную ложь.

Существует еще один важный момент, касающийся пророчеств. Предсказанное пророчество отменить или изменить нельзя . Между тем, литература содержит немало примеров, когда люди, заранее предупрежденные пророками об опасности, самоуверенно считали , что теперь они смогут сами изменить судьбу и предсказанный ход событий, полагая, что «предупрежден, значит вооружен» .

Согласно древним свидетельствам , есть только один путь изменить судьбу, и он относится духовной жизни. Лишь раскаявшись в предыдущих проступках, и ведя праведную оставшуюся жизнь, у человека есть возможность круто изменить свой прежний жизненный путь, и начать новую жизнь «с чистого листа». И сделать это можно в любой день, решительно и сразу, не откладывая хорошие дела на потом. Осознать и начать сначала, и тогда в будущем, у этого человека, и последовавших за ним людей, откроются новые горизонты познания неведомого духовного мира. И у таких людей иногда появляется дар прозорливости, при помощи которого, они и обретают своих последователей и единомышленников, становясь в их глазах святыми. Но если кто-то из них встанет на путь стяжательства, дар пророчества исчезает, и они опять обречены блуждать в темноте, и опять на ощупь, будут пытаться найти путь к свету знания. Примерно так излагают древние легенды путь к духовному возрождению в новой жизни, а верить в это, или сомневаться в этом, индивидуальное право и выбор каждого, это вопрос веры . В дальнейшем, в рассказе о судьбе монаха Авеля, мы дополним эту информацию.

А пока давайте ознакомимся с тем, что сообщает о глобальных космических катастрофах Нострадамус, один из самых известных пророков прошлого. До нас дошли созданные им таинственные катрены - пророчества , умышленно написанные им «эзоповским» языком. После его смерти, загадочные катрены пытались расшифровать десятки самых разных авторов, среди которых были и видные ученые, и увлеченные тайной пророчеств Нострадамуса дилетанты, что совсем неудивительно. Ведь тайна всегда обладает магическим свойством привлекать наше внимание.

В иудео-христианском богословии пророки - прово­звестники воли Бога, проповедовавшие на территории древних Израиля и Иудеи, а также в Ниневии и Вавилоне среди евреев, ассирийцев и вавилонян в период прибли­зительно с последней четверти VIII в до н. э. до первой четверти IV в. до н. э.

Этим термином в Септуагинте и в Новом Завете пе­редаётся древнееврейский термин «нави» (ивр. נָבִיא‎, мн. ч. «невиим», ивр. נְבִיאִים‎).

Пророки иногда назывались:Прозорливцами - 1Цар.9:9 «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шёл вопрошать Бога, говорили так: "пойдём к прозорливцу"; ибо тот, кого ныне пророком, прежде назывался прозор­ливцем».

Стражами - Иер.6:17 «И поставил Я стражей над вами, сказав: "слушайте звука трубы". Но они сказали: "не будем слушать"», Ис.56:10 «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредя­щие лежа, любящие спать», Иез.33:197 . Пророки называ­лись стражами, потому что они должны были бодрство­вать и предупреждать свой народ об угрожающей ему опасности.

Пастырями - Зах.10:2 «Ибо терафимы говорят пус­тое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря», Иеремия 23, Иезекииль 34. Пророки назывались пастырями, потому что должны были заботиться о порученных им Богом овцах Израилевых - народе Божьем.

Мужами Божьими - 3Цар.17:24 «И сказала та жен­щина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно», 2Пет.1:21 «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».

Практически всё наследие библейских пророков вхо­дит в еврейский и христианский сборник канонических книг пророков и в этом качестве является частью Библии. Однако список пророческих книг в иудейском и христиа­нском каное различный.

Библейских пророков делят на две группы: ранние пророки (до VIII в. до н. э.) и поздние пророки (VIII-IV вв. до н. э.). Соответственно, в Еврейской Библии (Та­нахе) раздел пророческих книг разделён на книги ранних и поздних пророков, имеющих принципиальную разницу в содержании. Ранние пророки книг не писали (или их сочинения не сохранились), поэтому книги ранних пророков (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги Царств) - исторические по содержанию, о деятельности пророков там лишь упоминается. В христианской тради­ции эти книги относятся к числу исторических, а не пророческих. К числу ранних пророков относятся Са­муил, Нафан, Илия, Елисей, кроме них в Библии упоми­нается ещё множество пророков.

Собственно пророческими являются лишь книги поз­дних пророков. При этом в христианстве к числу проро­ческих относится книга Даниила, которая в Танахе таковой не считается и входит в другой раздел - Писания.

Традиционно по объёму наследия книги библейских пророков делят на две части:

Великие пророки : Исаия (состоит из произведений живших в разное время двух, а возможно, и трёх авто­ров), Иеремия, Даниил (только в христианстве) и Иезеки­иль;

Малые пророки : Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Мала­хия.

По свидетельству Библии, пророки по мере своей праведности и развитию духовных умений могли слы­шать Голос Бога, говорить с Ним и передавать Его слова людям. Некоторые из них могли толковать вещие сны, которые Бог посылал разным людям в качестве послания или предупреждения. Поздние пророки являлись также религиозно-политическими ораторами и проповедниками. В целом, пророки утверждали превосходство морально-этического начала над культом как таковым, с его голой обрядностью и жертвоприношениями животных.

Объяснение появления пророков зависит во многом от богословских убеждений и герменевтики. Если вы придерживаетесь традиционной и консервативной герменевтики, то вы будете считать, что Сам Бог стоял за процессом. Либералы склоны считать, что усложнение общественных отношений в израильско-иудейском обществе, глубокое обострение социально-политических противоречий обусловили появление в VIII веке до н. э. так называемого пророческого движения, крупнейшими представителями которого были Амос, Осия, Исаия (т. н. Первоисайя), Михей (VIII век до н. э.); Иеремия, Софо­ния, Наум, Аввакум.

Датирование книг также зависит от вашей текстоло­гии и герменевтики. В соответствии с либералами, религиозно-политические речи, проповеди и оракулы (предсказания) П. вначале передавались изустно, затем записывались и собирались в сборники, которые посте­пенно дополнялись и объединялись (не всегда в хроноло­гическом порядке их создания) в отдельные книги, окончательно отредактированные, видимо, в период господства Ахеменидов (VI-V вв. до н. э.).

Произведения пророков отличаются богатством и яр­костью поэтического языка; они явились крупным вкладом в развитие классического древнееврейского языка и литературы. Пророческая литература оказала большое влияние на позднеиудейскую сектантскую (ессеев-кумранитов) и христианскую идеологию и литературу. К идеям П. обращались также христианские еретические движения Средневековья, идеологи крестья­нских войн и других народных движений, социалисты-утописты.

В то же время, консервативная герменевтика утверж­дает, что некоторые пророки сами составляли книги или же книги были записаны практически сразу после смерти. Стоит отметить, что консервативная герменевтика имеет множество доказательств, хотя в ней присутствует и элемент мистики - вера в то, что речи пророков являю­тся частью Божьего Слова.

    СТАРОЗАВІТНЕ ПРОРОЦТВО ЯК ФЕНО­МЕН. ІНДИВІДУАЛЬНІ ОСОБЛИВОСТІ ПРОРО­ЧИХ КНИГ СТАРОГО ЗАВІТУ. КОЛІЗІЯ «ПРОРОК І ЦАР».

Пророч книги Зтарого Завітуі: Ісайї, Єремії, Єзекіїла, Даниїла, 12-ти малих пророків.

Ісая - біблійний пророк, належав до 4 «великих» пророків Старого Заповіту. Святий Ісая походив з Єруса­лима. Він проповідував Господнє слово близько сорока років у VIII ст. перед Христом. Про покликання на Божого пророка Ісая оповів у своїй пророчій книзі. За проповідування Божих наказів він багато терпів. Існує передання, що під час облоги Єрусалима ассирійцями Ісая молитвою добув з гори Сіон джерело, яке він назвав «Силоам», тобто «послане від Бога».

За наказом юдейського царя Манасії, який поклоня­вся поганським божкам, Ісаю поклали в дуплаву колоду та перерізали пилою вздовж тіла. Загинув пророк муче­ницькою смертю 696 року.

Коли пророк Ісайя провістив про народження Христа Господа від Діви, чого розум людський і помислити не міг, і коли через кілька століть Христос народився від Пресвятої і Пренепорочної Діви Марії, тоді не можна не бачити, що здійснення пророцтва – це діло Боже і що Сам Бог наперед сповістив його. Євангеліст Матвій, повіст­вуючи про народження Христа, наводить і пророцтво Ісайї. Це все сталося, каже він, щоб збулося сказане від Господа: “Ось Діва в утробі прийме, породить Сина і дадуть йому ім’я Емануїл, що означає: з нами Бог” (Мт. 1, 22-23; Іс. 7, 14).

За цінні пророцтва про Ісуса Христа й Пресвяту Бо­городицю Ісаю називають євангелистом Старого Завіту. Пророк Ісая ще задовго до народження Ісуса Христа зі своєї духовної висоти, як зі сторожової вежі, бачив майбутнє Ізраїлю і всього світу, і зазвучало слово від Бога в його вустах: «Дитя народилося нам, даний нам Син, і влада на раменах Його, і кликнуть ім’я Йому: Дивний Порадник, Бог сильний, Отець вічності, Князь миру». Ще за сотні років до Його приходу на землю, пророк Ісая сказав (53 розділ): «А Він був ранений за наші гріхи, за наші провини Він мучений був, кара на Ньому була за наш мир, Його ж ранами нас оздоровлено. Усі ми блу­кали, як ті овечки, розпорошились кожен на власну дорогу і на Нього Господь поклав гріх усіх нас».

Ісая - перший серед пророків. Його книга - куль­мінаційний пункт старозавітного Божественного відк­риття. Зі своєї духовної висоти, як зі сторожової вежі, провидець бачить майбутнє всього світу. Він поєднює громовий голос древніх вождів Ізраїля з лірикою Давида.

    ЛІРИЧНІ ЖАНРИ ТАНАХУ. ПСАЛТИР.

Псалтир (книга Псалмів) - одна з книг Святого Пи­сьма (святих Книг - Біблії). Однією з перших перекладена на старослов"янську мову ще за часів Кирила і Мефодія. Складається з 150 ліричних пісень-псальм з молитвами до Всевишнього, часто друкується окремою книгою та використовується для богослужбових піснопінь.

Псалтир віками уживали, як шкільний підручник, чи­тали над померлим, а також над хворим. Цитати з П.; зустрічаються вже в укр. літературі 11 ст. до найновіших часів. З П. у давнину ворожили, і текст т. зв. гадательного П., у якому до кожної псальми було пояснення, що в певних обставинах псальми радять діяти, був знаний уже в 11 ст..

Тематично псальми поділяють на декілька груп: гі­мни, індивідуальні лементи, спільні лементи, пісні довіри, індивідуальні псальми подяки, королівські псальми, псальми мудрості, паломницькі псальми, літургічні псальми. По іншій типології псальми поділяють на: пісні Сіона - псальми 48, 76, 84, 87, 122, 134, історичні літанії - псальми 78, 105, 106, 135, 136, паломницькі літургії - псальми 81, 21, літургії входу - псальми 15, 24, літургії правосуддя - псальми 50, 82, змішані типи - псальми 36, 40, 41, 68.

Псальми широко вживались та вживаються у бого­служінні іудаїзма. Також їх використовували ще найпе­рші християнські спільноти ще до формування канону Нового Заповіту.

Широко вживається у богослуженнях християнських церков (також укр.); для цього поділена на відповідні розділи - 20 кафизмів. Текст П. був у ч. найдавніших перекладів на слов. мову за часів св. Кирила й Методія і поширився в Україні відразу після прийняття християнс­тва. Дуже рано став тут відомий Псалтир з толкуванням («толковий») неясних місць та викладами, звич. проти іудейської віри.

Як популярна кн., Псалтир був у ч. найстаріших бі­лор.-укр. друкованих видань: Скорини (1517) і Федоро­вича в Заблудові (1570) та Острозі (1580).

Псалти́рь, Псалты́рь (от греч. ψαλτήριον, по названию струнного щипкового музыкального инструмента псалте­рия) - библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов, греч. ψαλμός), изла­гающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях. В Еврейской Библии (Танахе) называется תְּהִלִּים (тегилим) - буквально «восхваления», располагается в начале треть­его раздела Танаха - Ктувим (Писания). В большинстве языков книга называется просто «псалмы» (греч. ψαλμοί, англ. psalms и т. д., причём это название отличается от еврейского, так как в Танахе греческому ψαλμός соответ­ствует מִזְמוֹר (мизмор).

Книга Псалмів або Псалтир , так називається збірка 150-ти духовних піснеспівів, що виникли в різний час історії Ізраїля.

Починаючи арфою Давида, спів псалмів супроводжує всі храмові богослужіння, тимчасово припиняючись за царів боговідступників, втішає народ під ярмом вавилон­ським, а вже після відбудови храму і богослужіння при Ездрі та Неємії псалми знову займають належне їм місце. Вони виливають перед Богом все, що хвилює серця вірних: скорботу з приводу панування беззаконня на землі, і надію на перемогу світла над пітьмою, каяття за особисті гріхи і спрагу на спасіння згори; найбільш натхненні псалми підносяться до пророчого бачення Месії - Христа.

Псалми прийняті до канону новозаповітних книг, тому що вони являють Божественне Одкровення у виразах, що відповідають людським переживанням; і в образах, що передують переживанням Боголюдини в Його перевтіленні, стражданнях, воскресінні з мертвих і прийдешнім зацарюванні на землі.

Месіанських псалмів (пророцтв про Ісуса Христа) багато: 2, 8, 15, 21, 22, 23; 39, 40, 44, 46, 49, 54, 67, 68, 71, 88, 109, 117. Особливо виразні псалми 2, 21, 109. Біль­шість псалмів є справжньою духовною скарбницею, з котрої скорбота може черпати втіху, спокій та надію.

Словом «Псалтирь» также называются отдельные издания Псалтири, предназначенные для использования в христианском богослужении.

Разбиение текста на псалмы (и, следовательно, их нумерация) различается в иудейском (так называемом масоретском) тексте Библии и в древнегреческом «переводе 70 толковников» (Септуагинте).

Православная церковь использует переводы, основан­ные на Септуагинте, и, соответственно, греческую нумерацию псалмов.

Римско-католическая церковь традиционно исполь­зует латинский перевод (именуемый Вульгата), где нумерация также совпадает с греческой; такая же нумерация и в современном латинском издании Литургии часов. Однако в новом латинском переводе Библии (Новая Вульгата), равно как и во многих переводах на национа­льные языки используется масоретская нумерация.

Протестанты обычно используют масоретскую ну­мерацию.

Септуагинта (и, соответственно, православная Псалтирь) содержит также 151-й псалом, который, впрочем, не входит ни в одну из кафизм (см. ниже) и при богослужении не читается.

В большинстве российских изданий Библии, в том числе и протестантских, обычно используется греческая нумерация (о чём всегда необходимо помнить при переводах и сравнении текстов), иногда двойная. В данной статье, в соответствии с установившейся традицией, также применяется греческая нумерация.

Тема данной публикации - Великие пророки Библии. Для того чтобы рассказать обо всех людях, которые несли и несут такое служение, понадобится написание книги, а может и не одной. Также в данное время нас интересует только Библия, толкование которой становится более доступно людям, имеющим представление о ее назначении, смысле и содержании.

Начнем с того, что если не первой, то одной из первых сегодня принято считать иудаизм. Монотеистическая - это значит, что ее религиозное учение подразумевает существование только Единого Бога, категорически отрицая наличие во Вселенной иных божеств. В данном случае таким Богом признан Яхве, являющийся Творцом всего сущего и царствующий в невидимом и видимом мирах. Соответственно, иудеи начали верить и в пророков, являющихся посредниками между Богом и людьми. Во второй книге Паралипоменон 20:20 царь призывает народ верить Богу и его пророкам для того, чтобы достигать успеха в жизни.

В некотором роде роль пророков в иудаизме схожа с деятельностью языческих жрецов. Те и другие приносили Богу (богам) жертвы, получая откровения, указания, которые следовало передать народу, царю или определенному человеку. Например, библейский пророк Самуил однажды пришел в дом Иессея для того, чтобы сообщить о том, что его сына Давида Бог избрал своим Помазанником - Царем. Самуил и совершил помазание Давида на царство, посредством священного елея из рога.

Библейский пророк Ветхого и имеют радикальные отличия. Новозаветные служители уже не приносят в жертву Богу животных. В древние времена жертвы символизировали Спасителя Мира Христа, который будет распят на Кресте. Пророки в основном и предрекали пришествие Мессии, рожденного от Девы. Вышеупомянутый царь Давид - это также Библейский пророк, как и его сын Соломон. Они знали о том, что Христос - Мессия явится миру из рода

В мире очень мало людей, которым неизвестен Библейский пророк Моисей. Он родился в Египте, когда его народ был в рабстве у правителей этой страны - фараонов. Библия повествует о том, как маленького Моисея спрятали в корзинке посреди зарослей реки Нил. Там его благополучно нашла дочь фараона и забрала во дворец для воспитания. Фактически, таким образом, была спасена его жизнь, поскольку еврейских младенцев в то время лишали жизни сразу после их рождения.

Когда Моисей вырос, он узнал о своем происхождении и не мог смотреть спокойно на то, как его народ страдает в тяжком "египетском ярме". Он увидел, как надсмотрщик бьет еврея и, не сдержавшись, убил египтянина. Как следствие, Моисею пришлось обратиться в бегство и некоторое время жить в пустыне. Там он и повстречался с Богом, который заговорил из горящего куста. Так Моисей стал Божьим служителем и пророком. Он вернулся в Египет и потребовал у фараона освобождения своего народа. Эта история описывается в книге Исход. Позже именно библейский получил от Бога 10 заповедей Ветхого Завета.

Библия рассказывает нам и о других людях, пророчества которых в ней записаны и собраны в отдельные книги, так и называемые "Пророками". Они подразделяются на малых и больших. Дело не в том, что одни более важные, а в размерах текстов. Большими пророками считаются книги Иеремии, Иезекииля и пророка Даниила. Остальные - это малые: Иоиль, Авдий, Наум, Михей, Аввакум, Софония, Осия, Захария, Малахия и другие. Если взять выборочно, например, книгу пророка Софонии, то можно обнаружить в ней следующие идеи:

  • Любые события, происходящие на Земле, являются следствием Божьей Воли.
  • Однажды наступит День Господень, который принесет катаклизмы, по своим масштабам сравнимые с Спастись удастся только истинно верующим богобоязненным людям.
  • Своим избранным детям Бог явит спасение и дарует им Царство Вечного Мира, Счастья и Радости.

Пророки Нового Завета в основном несут сообщения Церкви Иисуса Христа, назидая и утверждая христиан в вере.

– сын Еноса, внук Сифа, отец Малелеила, потомок Адама

  • – сына Каинана, потомок Сифа
  • – отец Еноха, потомок Сифа
  • – сын Иареда, был вознесен к Богу, не умирая
  • – сын Еноха, дедушка Ноя
  • – отец Ноя, сын Мафусала
  • – последний из десяти допотопных патриархов и герой потопа
  • Сим – старший сына Ноя, и предок Израиля. Прямой предок Авраама
  • Линия Каина

    • – первородный сын Адама, убил Авеля
    • Енох – сын Каина
    • Ирад – сына Еноха
    • Мехиаель – сын Ирада
    • Мафусал – “человек Божий”, потомок Каина
    • – пятое колено по линии Каина. Первый многоженец в Библии.
    • – сын Ламеха, последний из Каинового колена.

    Библейские персонажи: патриархи после Потопа

    Патриархами в Священном Писании называются библейские персонажи, которые являлись благочестивыми родоначальниками народа Божия (еврейского), жившие до закона, данного на горе Синай.

    • – третий сын Сима, внук Ноя, родился через два года после потопа.
    • Евер – потомок Сима, предок Авраама, последний из благочестивых патриархов до рассеяния народов.
    • Фалек – сын Евера, предок Авраама (и Иисуса), признан прародителем всех Семитских народов Двуречья.
    • - сын Харрана (Арана), племянник Авраама.
    • – отец Авраама, его религиозная практика горячо обсуждается и по сей день
    • – “отец множества”, первый еврейский патриарх, сын Фарры, потомок Ноя. Первоначально известный как Аврам.
    • – единственный сын Авраама от Сарры и патриарх израильского народа
    • Иаков – предок израильского народа и родоначальник 12 колен Израиля. Сын , младший брат-близнец Исава, муж Лии и Рахили. Бог изменил его имя на “Израиль”.

    Двенадцать Колен Израилевых (сыны Иакова, он же Израиль)

    • Асир – восьмой сын Иакова и Зелфы (служанки Лии), родоначальник колена Асирова.
    • Вениамин – двенадцатый и последний из сыновей Иакова; основатель Вениаминова колена. Саул, первый царь Израиля, был из колена Вениаминова.
    • Дан – пятый сын Иакова и первенец Иакова от Валлы. Основатель Данова колена.
    • Гад – седьмой сын Иакова и Зелфы, основатель колена Гадова.
    • Иссахар – девятый сын Иакова, пятый, рожденный от Лии; основатель колена Иссахарова; о его личности известно мало.
    • Иосиф – одиннадцатый сын Иакова. Его потомство было разделено на 2 колена: Ефремово колено и Манассиино колено. Иосиф был увезен в Египет в качестве раба, был переводчиком фараона.
    • Ефрем – второй и младший сын Иосифа, основатель колена Ефремова.
    • Манассия сына Иосифа, основатель Манассииного колена.
    • Иуда – четвертый сын Иакова и родоначальника колена Иудина. Царь Давид был из колена Иудиного.
    • Неффалим – шестой сын Иакова от Валлы, родоначальник колена Неффалимова.
    • Рувим– первый сын Иакова и Лии, родоначальник колена Рувимова.
    • Симеон – второй сын Иакова от Лии.
    • Завулон – десятый сын Иакова и шестой сын Лии.

    От образования нации до создания царства.

    • Иуда – четвертый сын Иакова и прародитель племени Иуды.
    • Есром – правнук Иакова, внук Иуды, предок царя Давида.
    • Аминадав – отец Наасона, предок Давида и Иисуса
    • Наасон – имя означает “змея”; вождь племени Иудина в пустыне.
    • – герой ; Вооз женился на Руфи и стал отцом Овида (дед Давида)
    • Овид – сын Вооза и Руфи, отец Иессея, дед царя Давида
    • Иессей – это имя означает “мужественный”; отец царя Давида, жил в Вифлееме, имел восемь сыновей (из которых Давид был младшим) и две дочери.
    • – имя означает “любимый” или “возлюбленный”; первый царь, объединивший Израиль и Иудею, правил с 1005 по 965 г. до н. э.

    Библейские персонажи: Библейские пророки

    Большие пророки

    • Исаия – о данном библейском персонаже известно сравнительно мало. Пророк Иудейского царства. Был пророком во времена правления иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии; автор библейской .
    • – принадлежал к колену Вениаминову; пророк в Иудее до ее падения в 586 г. до н. э.; известен как плачущий пророк, автор и .
    • Иезекииль – иудейский священник и пророка. Был угнан в плен в Вавилон в 597 г. до н. э.; обладал доскональным знанием Иерусалимского храма. Автор .
    • – человек необычайной мудрости и праведности; член иудейской знати, угнан в Вавилон в 597 г. до н. э. Автор .

    Двенадцать малых пророков.

    • Осия – осуществлял пророческое служение в течение того периода, когда Ассирия устанавливала новый режим господства на Востоке. Его предсказания записаны в . Был женат на блуднице, часто именуется как “пророком судьбы”.
    • Иоиль– сын Вафуила; жил в Иерусалиме, упоминается по имени только один раз в Ветхом Завете – в предисловии к .
    • – пророк, живший около 750 г. до н. э., проповедовал в Северном царстве; был современником Исаии и Осии, был призван напомнить людям о карающем правосудия Божием и призвать их к покаянию; выступал против разрыва между очень богатыми и очень бедными.
    • Авдий – четвертый из малых пророков; вероятно, современник Иеремии и Иезекииля; мало известно о его личности. Автор .
    • Иона – сын Амафиина; пророк Северного царства (около 800 г. до н. э.). Автор
    • Михей – пророчествовал примерно в 737-696 до н. э. в Иудее. Современник Исаии, Амоса и Осии; осуждал царя Ахава; пророчествовал о будущем разрушении Иерусалима и будущем восстановление Иудейского государства; предсказал, что Мессия родится в Вифлееме.
    • Наум – очень мало известно о его личности; писал о падении Ассирийского царства; возможно, писал свои пророчества около 615 г. до н. э.
    • Аввакум – как полагают, жил в Иерусалиме, и, вероятно, был современником Иеремии и Софонии.
    • Софония – пророчествовал во дни Иосии, царя Иудейского (641-610 до н. э.), Современник Иеремии, с которым у него много общего; смело выступал против религиозного и нравственного растления.
    • Аггей – еврейский пророк во время строительства второго храма в Иерусалиме; работы по восстановлению храма возобновились благодаря его и усилиям и усилиям пророка Захарии.
    • Захария – был современником Аггея; сыграл значительную роль в восстановлении храма.
    • , автора Ветхого Завета, о котором практически ничего не известно.

    Библейские персонажи: Библейские цари

    Объединенная монархия (Израиля и Иудеи)

    • Саул – первый царь Израиля, сын Киса из колена Вениаминова; помазан на царство Самуилом, правил с 1020-1000 до н. э.
    • –правил с 1005-965 до н. э.
    • Соломон – десятый сын Давида и второй сын Вирсавии; третий царь Израиля, царствовал 40 лет около 1000 до н. э.

    Правители Израиля (Северное Царство)

    • Иеровоам I- сына Навата, царь Северного Израильского Царства после восстания десяти северных израильских племен против Ровоама, которое положило конец Объединенной монархии; царствовал 22 года от 922 до н. э. 901.
    • Нават – сын и наследник Иеровоама, второй царь Северного Израильского, царствовал в течение двух лет от 901 до 900 г. до н. э..
    • Вааса – царствовал 23 года (около 900 – 877 г. до н. э.). Пришел к власти, убив предыдущего царя Навата.
    • Ила – сын Вааса, который сменил его в качестве 4-го царя израильского, воцарился он примерно в 877 – 876 г. до н. э.; был убит (вместе с семьей).
    • Зимри – царь Израиля в течение семи дней около 876 г. до н. э.; убийца царя Илы, был сожжен заживо.
    • Фамния, сына Гонафова; правил с о 876 – 871 до н. э.;
    • Амврий –царствовал 12 лет (примерно 876 – 869 г. до н. э.)
    • Ахав – царствовал в течение 22 лет (с 869 – 850 г. до н. э.) женился на Иезавели (дочь тирского царя), стремился распространить поклонение Ваалу.
    • Охозия – сын Ахава и Иезавели; царствовал примерно с 850 – 849 до нашей эры; исторические документы фиксируют, что моавитяне восстали против него. Охозия погиб, упав с крыши галереи своего дворца. Не имел сыновей. После Охозии власть наследовал его младший брат.
    • Иорам – сын Ахава и Иезавели и брат царя Охозии; царствовал 12 лет (примерно 849 – 842 г. до н. э.); поклонялся Ваалу; убит собственным военачальником Ииуем стрелой в спину.
    • Ииуй – сын Иосафата,; царствовал с 842 – 815 г. до н. э. после убийства Иорама.
    • Иоахаз, сын Ииуя; царствовал семнадцать лет (примерно 815 – 801 год до н. э.).
    • Иоас – сын Иоахаза; царствовал 16 лет (примерно 801 – 786 г. до н. э.).
    • Иеровоам II – сын и преемник Иоаса; правили в течение 41 года (примерно 786 -746 до н. э.), одержал победу над Сирийцами; поощряk поклонение золотым тельцам; царствовал во времена пророков Осии, Иоиля, и Амоса.
    • Захария – сын Иеровоама II; правил в течение 6 месяцев (746 – 745 г. до н. э.);
    • Селлум – изначально капитан в армии царя Захарии, он вступил в заговор против Захарии и убил его; царствовал “месяц дней”, прежде чем другой капитан из армии Захарии предал его смерти и воцарился вместо него.
    • Менаим – царствовал 10 лет (примерно 745 – 736 г. до н. э.) после убийства Селлума. Как полагают ученые, Менаим умер от естественных причин. На троне его сменил сын.
    • Факия – сын Менаима; царствовал 2 года (примерно 742 – 740 г. до н. э.) Был убит в крепости царского дворца в Самарии.
    • Факей – сына Ремалиина, капитан в армии царя Факии, которых он и убил, чтобы стать царем; царствовал в течение нескольких лет (примерно 737 – 732 г. до н. э. (дата его правления до сих пор обсуждается)); был убит Осией, который захватил трон.
    • Осия – сын Илы, последний царь царства Израиль. Правил примерно 732 – 721 г. до н. э.

    Царство Иудейское (Южное Царство)

    • Ровоам – сын Соломона, внук Давида; был царем Иудейского царства, царствовал с о 932 – 915 г. до н. э.
    • Авия – сын Ровама, внук Соломона, правнук Давида; четвертый король из колена Давида и второй правитель Иудейского царства; имел 22 сына и 16 дочерей от 14 жен; сражался с царем Иеровоамом I в попытке объединить два царства.
    • Аса – сын Авия; царствовал 41 год (913-873 до н. э.); был ревностно предан Богу и пытался избавить страну от идолопоклонства.
    • Иосафат – сын Аса, царствовал 25 лет (примерно 871 – 849 до н. э.).
    • Иорам, сына Иосафата; царствовал 8 лет (849 – 842 г. до н. э.); пытаясь закрепить свою власть, он убил шесть братьев и вступил в сговор с Северным царством, женившись на дочери царя Ахава.
    • Охозия – сын Иорама; царствовал в течение одного года (842 г. до н. э.); был младшим сыном Иорама.
    • Гофолия – дочь царя Ахава и царицы Иезавели; царствовала 6 лет (842-837 до н. э.); распространяла культ Ваала в Иудее, приказала казнить всех возможных претендентов на трон.
    • Иоас – единственный выживший сын Охозии после расправы Гофолии; взошел на престол в возрасте 7 лет, царствовал 40 лет (примерно 837 – 800 гг. н. э.). Был убит своими слугами.
    • Амасия – сын Иоаса; занял престол после убийства его отца в возрасте 25 лет; царствовал 29 лет (797-768 до н. э.). Вступив на престол, приказал казнить убийц его отца, но, вопреки обыкновению, позволил детям предателей жить. Был убит в Лахисе.
    • Озия – сын Амасии; царствовал 52 года (примерно 783 – 742 г. до н. э.); был верен Богу во время его раннего правления; был поражен проказой за то, что ослушался Бога.
    • Иофам – сын Озии; царствовал 11 лет (примерно 742 – 735 до н. э.). Современник пророков Исаии, Осии, Амоса и Михея, к чьим советам он прислушивался.
    • Ахаз – сын Иофама; царствовал 16 лет (примерно 732 – 729 г. до н. э.). Предавался грубому идолопоклонству и даже приносил в жертву собственных детей своих богам языческим.
    • Езекия – сын Ахаза; царствовал 29 лет (примерно 715 – 686 г. до н. э.), вступив на престол, немедленно поручил священникам и левитам, начать ремонт храма. Был современником пророков Исаии и Михея; умер от естественных причин в возрасте 54 лет, и ему наследовал его сын Манассия.
    • Манассия – сын Езекии; занял престол в возрасте 12 лет и царствовал 55 лет (примерно 687 – 643 г. до н. э.). Отменил реформы, проведенные его отцом Езекией и вновь восстановил языческий культ.
    • Аммон – сын Манассии, царствовал в течение 2 лет (642 – 640 до н. э.).
    • Иосия – сын Амона, занял трон в 8 лет после убийства отца и царствовал 31 год (641 – 610 до н. э.). Проводил религиозные реформы, организовал ремонт храма, во время которого Хелкия обнаружил “книгу закона Моисеевого”. Многие ученые полагают, что это была копия книги . Находка книги побудила Иосию возобновить древний Завет с Богом. Он приказал разрушить языческий идолы и эмблемы Ваала, а также сжечь кости умерших жрецов. Иосия умер в бою против египтян.
    • Иоахаз – сын Иосии, пренебрегал реформами отца, царствовал всего 3 месяца в 609 г. до н. э., а, умер в изгнании.
    • Иоаким – сына Иосии, царствовал 11 лет (608 – 597 г. до н. э.). В 598 г. до н. э. он умер, и его тело было выброшено за стены города
    • Иехония – сын Иоакима; царствовал 3 месяца и 10 дней (с 9 декабря 598 до 15/16 марта 597 г. до н. э.) Иеремия проклял его и его потомков. Упоминается в , как предок Иосифа. Свергнут с престола Навуходоносором II, царем Вавилонским
    • Седекия – последний царь Иудеи. Согласно Библии, был посажен на трон царем Навуходоносором II в 597 г. до н. э. в возрасте 21 года. Был угнан в вавилонский плен, где он и оставался пленником до самой своей смерти.

    Персонажи Нового Завета.

    Иисус Христос и его родственники.

    • Иисус – не нуждается в представлении, Спаситель, Мессия и центральный персонаж Нового Завета.
    • , жена Иосифа, известная как “Богоматерь” из-за ее девственного зачатия. В Евангелие от Иакова указаны имена ее родителей – Иоаким и Анна; ее смерть не описана в Библии.
    • – сын Иакова, муж Марии, потомок Давида; в последний раз упоминается в Библии, когда Иисусу было 12 лет. Отсутствие более поздних упоминаний наводит на мысль, что он, возможно, умер в молодом возрасте. По профессии – высококвалифицированный мастер по дереву, камню или металлу.

    Братья Иисуса.

    Среди католиков и православных нет единства во мнении о том, в какой именно родственной связи Иисус состоял с братьями. В православной традиции господствует мнение о том, что братья Иисуса – его сводные братья, дети Иосифа Обручника от первого брака. В католической традиции считается, что это двоюродные братья Иисуса, дети Марии Клеоповой.

    • Иаков - наряду с Иудой часто упоминается в Библии как “брат Господен”, казнен в Иерусалиме за несколько лет до разрушения храма в 70 г. н. э.
    • Иуда – брат Иисуса, которого иногда путают с Иудой, который был одним из двенадцати учеников.
    • Иосий – упоминается в , как брат Иисуса.
    • Симон – упоминается в , как брат Иисуса.

    Христианские Апостолы – последователи Иисуса.

    Двенадцать Апостолов.

    • Петр (он же Симон или Кифа) – сын Иона из селения Вифсаиды. Его брат Андрей был также апостолом. Петр трижды отрекался от Иисуса, прежде чем уверовать по-настоящему. Лидер ранней христианской церкви. Католическая церковь считает его первым Папой Римским. Был распят в Риме при императоре Нероне.
    • Андрей (брат Петра) – родился в деревушке Вифсаиде, рыбак по профессии. Был также учеником Иоанна Крестителя. Был замучен на кресте в Ахее.
    • Иаков – сын Зеведея. Был казнен мечом. Это единственный апостол, чья мученическая смерть описана в Новом Завете.
    • Иоанн – сын Зеведея, брат Иакова; церковная традиция считает, что он пережил остальных апостолов и был единственным, кто не умер мученической смертью. Считается, что именно он является автором нескольких книг Нового Завета – , и , а также .
    • Филипп – апостол, родом из города Вифсаиды, родного города Андрея и Петра. Легенда гласит, что он был замучен и казнен в Иераполисе.
    • Варфоломей –один из первых учеников Христа, призванный четвёртым вслед за Андреем, Петром и Филиппом. Легенда гласит, что он был замучен в Армении, ему либо отрезали голову, либо заживо содрали кожу и распяли.
    • Фома, также известен как “Фома неверующий” – согласно преданию, когда Иисус воскрес, Фома путешествовал за пределами Римской империи и не поверил дошедшей до него благой вести. Считается, что Фома был убит в 72 году в Индии, возможно, копьем или стрелой.
    • Матфей – упоминается в качестве сборщика налогов (возможно, для Ирода Антипы); также называется Левием, сыном Алфея, считается автором .
    • Иаков, сын Алфея – возможно, был братом Матфея. Некоторые исследователи приписывают ему авторство .
    • Иуда (Фаддей) – сын Иакова. Не путать с Иудой предателем (они четко отграничиваются друг от друга в Библии). В некоторых списках апостолов опущено его имя – Иуда, он просто зовется Фаддей, вероятно ввиду того, что имя иуда было запятнано Иудой Искариотом (предателем). Фаддей проповедовал Евангелие в Иудее, Самарии, Сирии, Месопотамии и Ливии. Легенда говорит, что он родился в еврейской семье, но, вероятно, говорил и по-гречески, и по-арамейски, был фермером по профессии. Согласно преданию, он принял мученическую смерть в 65 г. в Бейруте, в Римской провинции Сирия, вместе с апостолом Симоном, возможно, умер от топора, тело привезли в Рим и поместили в Базилике Святого Петра.
    • Симон – Согласно преданию, святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Абхазии и Ливии.
    • Иуда Искариот (предатель) – сын Симона Искариота, печально известный ввиду своего предательства. Продал Иисуса за тридцать серебряных монет. Предание гласит, что он повесился после предательства.

    Персонажи Библии – Первосвященники Нового Завета

    • Каиафа, первосвященник – Иосиф Каиафа; первосвященник во время суда и распятия Иисуса. Лидер в заговоре с целью арестовать и казнить Иисуса, не имел никакой власти для наказания смертью, так что послал Иисуса к Пилату, Римскому правителю, чтобы тот произнес приговор. Каифа служил первосвященником с 18 – 37 г. н. э.
    • Анна – первый первосвященник Римской Иудеи – сын Сифа, первосвященник во времена Иоанна Крестителя; служил первосвященником с 6 – 16 г. н. э.
    • Захария – отец Иоанна Крестителя – священник в Иерусалиме. В пожилом возрасте к нему явился ангел Гавриил и объявил, что он и его жена должны родить ребенка.

    Персонажи Библии – Пророки Нового Завета

    • Агав – пророк в ранней церкви; возможно, один из 70 учеников Христа, пророчествовал в Антиохии о приближающемся голоде.
    • Симеон – пророк и учитель в церкви в Антиохии.
    • Иоанн Креститель - сын Захарии и Елисаветы; родился примерно за шесть месяцев до Иисуса Христа; обличал саддукеев и фарисеев, как порождение ехидны; крестил Иисуса; был брошен в темницу и обезглавлен Иродом.

    Уверовавшие персонажи Нового Завета.

    • Аполлос – красноречивый, образованный человек, хорошо разбирался в священных писаниях. Проповедовал в Коринфе после апостола Павла.
    • Акила – муж Присциллы; приехал из Италии в Коринф после того, как Клавдий приказал изгнать евреев из Рима, стал христианином и помогал Павлу в его служении.
    • Дионисий Ареопагит – один из обращенных Павлом в Афинах; член Ареопага, элитной и влиятельной группы чиновников.
    • Епафрас – сподвижник апостола Павла, был епископом города Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя.
    • Иосиф Аримафейский – богатый член Синедриона, иудейский старейшина, вгробнице которого был погребён Иисус Христос.
    • Лазарь – брат Марии и Марфы из Вифании, воскрешенный Иисусом из мертвых после того, как пролежал четыре дня в могиле.
    • Лука – язычник по происхождению, автор и . Близкий друг и спутник Павла; возможно, родом из Антиохии.
    • Марфа – близкий друг и последователь Иисуса, сестра Марии и Лазаря.

    Другие персонажи Нового Завета

    • Матфий – апостол, заменивший Иуду после его предательства и самоубийства.
    • Павел (Савл) – миссионер, теолог и писатель древней церкви; написал 13 посланий, которые составляют почти 1/4 часть Нового Завета.
    • Варнава – левит и родом из Кипра; имя при рождении Иосиф (или Иосий); продал свое имущество и отдал вырученные деньги для Иерусалимской церкви. Один из 70 учеников Иисуса.