Конспект НОД в средней группе. Дикие животные зимой

Козаченко Ирина Ивановна

Учитель-логопед МДОУ ДСКВ №14

Город Ейск

Тема: «Дикие животные»

Цель : Расширять знания детей о диких животных;

Обогатить словарь детей прилагательными;

Закрепить практические навыки употребления предлогов В, НА, ПОД;

Закрепить навык образования притяжательных прилагательных;

Развитие диалогической речи;

Развивать внимание, память, мышление;

Развивать мелкую моторику;

Оборудование : подбор картинок по теме, куб с изображениями животных, шапочки лисы и зайца, пособие «4–й лишний», пособие логические ряды.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Дети, мне сегодня пришло письмо из страны Фантазилии, а в нем вот этот рисунок.

(Части тел разных животных соединились в одном необычном животном)

– Кого хотел нарисовать художник?

– Части тела, каких животных нарисованы?

– О ком мы сегодня будем говорить на занятии?

– Почему их называют дикими?

2. Подбор слов – признаков. Игра «Необычный куб».

Дети по очереди бросают куб, подбирают признаки к животному, которое выпало.

3. Упражнение в словообразовании притяжательных прилагательных.

Игра «Чей хвост?». (На фланелеграфе изображения животных без хвостов)

В давние давние времена жили звери, поживали. Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости. Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких.… И побежали звери со всех сторон, понеслись, помчались во весь дух за хвостами.

– Дети подбирают животному соответствующий хвост. Озвучивая животное.

(Я, лиса, выбираю себе большой, пушистый, рыжий лисий хвост. Присоединяют хвосты к животному)

4. Игра с мячом « О ком заботится мама?»

– Все мамы, даже у зверей, заботятся о своих детях.

– О ком заботится мама зайчиха – о зайчонке.

– О ком заботится мама лосиха –

– О ком заботится мама волчица –

– О ком заботится мама медведица –

– О ком заботится мама ежиха –

– О ком заботится мама белка –

5. Физминутка.

По тропинке мы пошли

Шишку нашли,

Шли, шли, белкин гриб нашли,

Белке бросили в дупло,

Опять пошли.

Заячьи следы нашли,

Шли, шли ежика нашли

Ёж свернулся в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

6. Игра «4-й лишний»

Лиса, белка, корова, лось.

Лиса, медведь, волк, лисенок. И т.д.

7. Составление предложений по картинкам с предлогами В, НА, ПОД.

С опорой на схемы предлогов.

8. Упражнение «Логические ряды».

Наборное полотно для картинок, с карманами.

– На каждой полянке играли звери, только на третью кто-то не пришел. Кто потерялся?

Лиса, волк, медведь.

Медведь, волк, лиса.

Волк, медведь, ?

Ежик, лось, заяц.

Лось, заяц, ежик.

Заяц, ежик, ?

9. Инсценировка.

Лиса и заяц.

– Слыхал, заяц, как охотники мой лисий хвост называют. Трубой! Хи-хи-хи!

– А мой, заячий хвост, охотники прозвали цветком. Цветок, цветочек, цветик.

– Да, ну! Дай-ка мне цветочек понюхать.

– Но-но-но! Я твою лисью породу знаю. Цветок понюхаешь, а ногу откусишь.

– Проходи, проходи со своей трубой!

– Ребята, кто с кем беседовал?

– Чем хвастались звери?

– Как вы понимаете выражение: (цветок понюхаешь, а ногу откусишь)

(Дети надевают шапочки и проигрывают диалог)

10. Штриховка.

У каждого ребенка заготовка контурного изображения животного.

11. Итог занятия.

Оценка работы детей.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Конспект НОД в средней группе по теме"Дикие животные зимой."

Автор: Баскакова Людмила Павловна,воспитатель МДОБУ детский сад комбинированного вида
"Теремок"г. Сибай.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной
деятельности для детей средней группы по теме"Дикие животные зимой. "Данный материал
будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект познавательного занятия,
направленного на воспитание бережного и заботливого отношения к лесным обитателям и развитие интереса к миру природы,любознательности у детей данного возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме
"Дикие животные зимой."

Интеграция образовательных областей: "Познание","Коммуникация","Социализация","Чтение художественной литературы."
Цель: Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных,их повадках, внешнем виде,цепочках питания,образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание,память,логическое мышление,наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь,обогащать словарь детей:егерь,медведь-шатун,логово.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; деревья: березки, ёлочки;
нарисованные следы животных:зайца,лисы,волка,белки,лося;звуковые эффекты(вой волков,сопение медведя);набор предметов для игры:шишки, грибы,капуста,морковь,пучок сена,зерно,орехи и. т. д.); набор картинок "Дикие животные леса",кормушка с сеном и
зерном, мягкие игрушки: белый заяц, белка, лиса.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание,физминутка,слушание звукозаписи.

(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:Снег на полях,лёд на реках,вьюга гуляет,
когда это бывает?
Дети: Зимой.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Зима.
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: Снег,вьюга,холодный ветер,мороз,водоемы покрываются льдом,некоторые животные меняют цвет шубки,вырастает теплая,зимняя шерстка,некоторые животные ложатся в спячку.
Воспитатель: А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами
оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес.А на чем можно добраться в
зимой до леса? (ответы детей) А мы с вами будем добираться на лыжах.(Дети вместе с
воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах).Ребята,давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила(не шуметь,не ломать веток....) Пока идем на лыжах
вспоминаем как называют животных,которые живут в лесу? (дикие)
Воспитатель: Ну,вот и пришли.Посмотрите какая красота кругом:деревья стоят в снежном убранстве,кругом все бело,тишина в лесу...(подходим к месту,где следы лисы)
-Ребята,чьи это следы?


Дети: Лисы.
Воспитатель: Давайте,ребята, посмотрим где живет лиса.(Из норы видно лису.Беседа о лисе).Лиса-это хищница,очень хитрая.У нее пушистая,рыжая шерстка и длинный пушистый хвост.
Им она заметает свои следы на снегу.Лиса слышит писк мышей под снегом,раскапывает снег и ловит мышей.Ещё лиса гоняется за зайцами.Живет в норе.(Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит?
Дети: Петляет.
Воспитатель: Давайте,назовем всех членов семьи лис.
Дети: Папа-лис,мама-лиса,детеныш-лисёнок,а много-лисят.
Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
дети: "Лиса и волк","Заюшкина избушка","Лисичка со скалочкой","Кот,лиса и петух"...
(передвигаемся дальше)
Воспитатель: Ой,ребята,посмотрите здесь опять чьи-то следы?!


Дети: Следы зайца. Заячьи следы.
(ищем по следам зайца).
Воспитатель: Смотрите,вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему?(беседа о зайце)
Заяц белый.У него длинные уши,быстрые длинные ноги.Он меняет шубку 2 раза в год.Летом - серый,зимой-белый.Для того,чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.Зимой питается
корой деревьев.Зайчонок рождается меньше ладошки,но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой?
Дети: Трусливый,всего боится.
Воспитатель: Давайте,дети,составим цепочку заячьей семьи.Папа-заяц,мама-зайчиха,
детеныш-зайчонок,много-зайчат.

Подвижная игра"Лиса и зайцы." Дети в кругу держатся за руки.Они деревья.Один ребенок-лиса,другой-заяц.Лиса гоняется за зайцем,а деревья мешают ветками(руками)лисе.
(Слышится вой волков-звукозапись).
Воспитатель: Что это,дети?
Дети: Это воют волки.
Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом.Он лису,да волков напугался.Смотрите,дети,тихо,а то волки придут сюда.Видите вон следы волков.Они по лесу рыщут,свою добычу ищут.(Беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы,но она становится гуще и теплее.Живут волки в норах,которые называются-логово. По ночам они часто воют.Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.
Составим цепочку семейства волков.Папа-волк,мама-волчица,детеныш-волчонок,много-
волчат,волков.

-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети: "Красная шапочка","Волк и лиса","Три поросенка","Волк и семеро козлят"....
Воспитатель: Во всех сказках волк одинаковый?
Дети: Нет.В одних-злой,в других глупый,доверчивый...
Воспитатель: Ну,что же,пойдем дальше пока волков не встретили.
(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель: Ребята,что это на снегу лежит?
Дети: Шишки,грибы.
Воспитатель: Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял?


Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим.Действительно здесь жилище белки.Как называется домик белки?
Дети: Дупло.(из дупла виднеется белка)
Воспитатель: Правильно.(беседа о белках)Белка-маленький,рыжий,безобидный
зверек.Она ловко прыгает по веткам.Белки на зиму делают запасы:ягоды, грибы, орехи.
Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
Составим цепочку семейства белок.Папа-белка,мама-белка,детеныш-бельчонок,много-
белок.
Ну что,не будем беспокоить белок и пойдем дальше.Ой,а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном).
Дети: Здесь сено, зерно.
Воспитатель: А как они попали в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то интересные.Как думаете чьи?


Дети: Следы лосей.
Воспитатель: Правильно.Это лоси ходили.а сено кто положил им?
Дети: Люди.Чтобы лоси не умерли с голода.
Воспитатель: Молодцы!А людей,которые помогают выжить лосям в холодное время года называют-лесники,егери.(Беседа о лосях).Лоси-это крупные копытные (на ногах копыта)животные.Они питаются веточками и корой деревьев.Они ходят по глубокому снегу,
поэтому часто становятся добычей волков. Составим цепочку семейства лосей.
Папа-лось,мама-лосиха,детеныш-лосенок,много-лосей.
-Пойдем дальше,дети.Смотрите какая большая куча снега.Кто нагреб её здесь?
(звукозапись-сопение-храп медведя)
Воспитатель: Дети,слышите,что это? Кто-то сопит.Как вы думаете кто здесь спит?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно,молодцы! Здесь берлога медведя.(Беседа о медведе).Медведь-
это крупный лесной зверь.У него теплая,бурая шерсть.К зиме он запасает под шкурой много жира.Медведь спит всю зиму.Ничего не ест.Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок.Всю зиму он питается маминым молоком,а весной вместе с мамой выходит из берлоги.Если нечаянно разбудить медведя во время спячки,то он будет бродить по лесу очень злой.В это время он очень опасен.Такого медведя называют-ШАТУН. А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук,еж.
Воспитатель: Ну,чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся
немного,а то на улице холодно.

Физминутка.

Раз,два (присядка,руки на пояс)
Это заячья зарядка,ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться.(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата-спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну,а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.

Воспитатель: Ну,что же,дети,пора нам возвращаться в детский сад.Не будем тревожить лесных зверей.(возвращаемся имитируя езду на лыжах).
(Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи)
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия.А чтобы не забыть кого мы повстречали в лесу,сейчас отгадаем загадки и подберем картинки к отгадкам.(дети вывешивают картинки зверей на доску).







- Лапу кто зимой сосет?А еще он любит мед,может громко зареветь,а зовут его...?(медведь)

Маленький,рыжий зверек,по веткам прыг-скок.(белка)

По полю скачет,ушки прячет.Встанет столбом,ушки торчком.(заяц)

Кто осенью холодной ходит злой,голодный? (волк)

Хвост пушистый,мех золотистый.В лесу живет,в деревне кур крадет.(лиса)

Трав копытами касаясь,ходит по лесу красавец,ходит смело и легко,рога раскинув широко.
(лось)

Воспитатель: Молодцы!Всех лесных зверей правильно назвали и узнали.А теперь
поиграем еще в одну игру"Кто что ест?" (волшебный мешочек с предметами еды для диких
зверей)Опускаем руку в волшебный мешочек,достаем предмет и говорим кто это ест.

Воспитатель: Молодцы!Вот и подошло занятие к концу.Спасибо за работу!Можете продолжить знакомство с лесными зверями дальше.Предлагаю вам поиграть за столиками в настольные игры.(на столах предложены разные игры по данной тематике).

Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки - мнемотаблицы, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности визуально, образно.

Дикие животные

Заяц

Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища зайца - это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.

Лиса

Лиса - дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Лиса - хищный зверь. Основная еда лис - насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег Не побрезгует ягодами и фруктами, когда голодна.

Волк

Волк - животное леса. Живут волки в логове. Волки охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком. В голодные годы волки могут нападать на домашний скот, но это бывает очень редко. Волки очень осторожны и боятся человека.

Ёж

Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней, под кустом, в углублениях земли, натаскивая туда много листьев, сухой травы и мха. Зимой ежи впадают в спячку. Едят ежи в основном насекомых. Если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.

Бурый медведь

Бурый медведь - дикое животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища медведей - ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо - полакомится яйцами, найдет улей диких пчел - поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать. Не побрезгует и падалью.

Белка

Белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там. Ест белка ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно. Запасает припасы на зиму, пряча их под корнями или среди веток деревьев, чтобы не голодать зимой.

Когда ребенок познакомился с животными, их образом жизни, питанием, пусть он попробует сам рассказать о том, что запомнил. В этом помогут картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания >>

На первых порах связного рассказа получить может не удастся, тогда попробуйте распечатать и разрезать приведенные выше карточки на сектора, а ребенку предложить разложить картинки правильно.

А более подробные рассказы для детей о животных можно посмотреть на нашем сайте в разделах:

Цель: развивать лексико-грамматические представления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи по теме «Дикие животные».

Задачи:

Образовательные:

Учить умению слушать и слышать обращённую речь;
- Активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Дикие животные»;
- Учить детей задавать друг другу вопросы о животных, их жизни.

Коррекционно-развивающие:

Обогащать словарный запас по теме «Дикие животные»;
- Формировать навык словоизменения при согласовании прилагательных с существительными;
- Формировать умение образования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
- Формировать навык употребления падежных окончаний и образования предложно-падежных конструкций;
- Развивать связную речь детей. Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять описательные рассказы о диких животных;
- Развивать слухоречевую память, внимание;
- Развивать умение координировать речь с движением.

Воспитательные:

Повышать активность детей, прививать интерес к логопедической непосредственной образовательной деятельности;
- Прививать любовь к природе, животным.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Посмотрите что я для вас приготовила (СЛАЙД № 2). Кто это? Как их называют? Почему?
Логопед: Правильно, послушайте, ребята, стихотворение про диких животных.
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.



Основная часть

1. Загадки. Сейчас я Вам загадаю животных, а вы угадайте, кто это:
а) Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (медведь).
б) Что за зверь лесной стал, как столбик, под сосной? У этого зверька уши больше головы. (заяц).
в) Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней? (лиса).
г) Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - … (волк)
д) Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (белка).
е) Словно елка, весь в иголках.
Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь, ну, скажите, это... (ёж)
ж) Не голос - громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нём - громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он - сохатый, значит - (лось).

2. "Кто кем раньше был" . А сейчас я с вами поиграю. Взрослые животные раньше были кем? (малышами, детёнышами).
Медведь был кем? - медвежонком
Лиса - лисенком
Заяц - зайчонком
Ёж - ежонком
Волк - волчонком
Белка - бельчонком
Лось - лосенком

3. "Кто где живет?" . Ребята, у каждого животного есть свой дом и он имеет своё название. Давайте с вами вспомним, кто где живёт. (Отвечать мы будем полным предложением):
У лисы дом называется - нора. Лиса живет в норе. (СЛАЙД № 3).
У медведя дом - берлога. Медведь живет в берлоге. (СЛАЙД № 3).
У волка дом называется логово. Волк живет в логове. (СЛАЙД № 4).
Заяц живет под кустами. (СЛАЙД № 5).
У ежа дом называется норка. Еж живет в норке. (СЛАЙД № 5).
У белки домик - дупло. Белка живет в дупле. (СЛАЙД № 5).
Лось живет вдалеке от людей, в чаще. (СЛАЙД № 6).

4. "Кто чем питается?" Ребята, давайте вспомним, чем питаются дикие животные. (Дети отвечают на вопрос). Я вам расскажу, какое это животное.
Лиса питается мясом (куры, заяц) и рыбой. Также может есть плодовые ягоды. Это хищное животное. (СЛАЙД № 7).
Белка питается грибами и орешками.
Это животное называют грызуном. (СЛАЙД № 8).
Заяц летом ест траву, а зимой кору деревьев.
Это травоядное животное. (СЛАЙД № 9).
Медведь летом питается мясом, рыбой, ягодами. А зимой он сосет лапу.
Медведь хищник. (СЛАЙД № 10).
Волк питается зайцами, сусликами, домашними гусями, может съесть кладку яиц. Это хищное животное. (СЛАЙД № 11).
Еж питается грибами, яблоками, ужами, лягушками. (СЛАЙД № 12).
Лось питается мхами, грибами, ягодами, корой ивы, сосны, осины. (СЛАЙД № 13).

5. "Мама, папа и детеныш" . Ребята, у каждого животного есть семья. Давайте скажем, кто входит в состав семьи каждого животного.
Это семья медведей. Мама медведица, папа медведь и их детеныш медвежонок. (СЛАЙД № 14).
Это семья волков. Мама волчица, папа волк и их детеныш волчонок.
(СЛАЙД № 15).
Это семья лис. Мама лиса, папа лис, детёныш лисенок. (СЛАЙД № 16).
Это семья зайцев. Мама зайчиха, папа заяц, детеныш зайчонок.
(СЛАЙД № 16).
Это семья ежей. Мама ежиха, папа еж и их детеныш ежонок. (СЛАЙД № 16).
Это семья белок. Мама белка, папа белка, детеныш бельчонок.
(СЛАЙД № 16).
Это семья лосей. Мама лосиха, папа лось и их детеныш лосенок. (СЛАЙД № 17).

6. А сейчас, ребята, все закрывают глазки, а (Таня) загадает вам животное, вы подумайте, и скажите, кто это. (Логопед показывает ребенку на картинке дикое животное).

7. Физкультминутка «Дикие животные».
Как-то раз лесной тропой Дети идут по кругу
Звери шли на водопой. Дети идут по кругу
За мамой - лосихой топал лосёнок, Идут, громко топая
За мамой - лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках
За мамой - ежихой катился ежонок, Передвигаются вприсядку
За мамой - медведицей шёл медвежонок, Идут вперевалку
За мамою - белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку
За мамой - зайчихой косые зайчата, Скачут на прямых ногах
Волчица вела за собою волчат Крадутся
Все мамы и дети напиться хотят. Лицо вкруг, лакательные движения языком

8. Чьи уши? следы? хвост? (образование притяжательных прилагательных по картинкам). Ребята, когда животные идут по снегу, они оставляют что? (следы).
Следы медведя, чьи это следы? - медвежьи(СЛАЙД № 18).
Волка - волчьи (СЛАЙД № 18).
Лисы - лисьи (СЛАЙД № 18).
Зайца - заячьи (СЛАЙД № 19).
Ежа - ежиные (СЛАЙД № 19).
Белки - беличьи (СЛАЙД № 20).
Лося - лосиные (СЛАЙД № 20).
А сейчас я положу на стол перевернутые карточки с ушами и хвостами зверей, а вы ту, которую вытяните, скажите, чьё это.

9. "Предлоги". Ребята, посмотрите на картинке животные куда-то спрятались. Давайте их отыщем. (Следим за правильным употреблением предлогов в речи).
Медведь спит в берлоге, белка сидит на дереве, заяц сидит под елкой.

10. "Составь рассказ по схеме". Ребята, сейчас каждый подумает о том диком животном, которое хочет нам описать по плану:
Кто это __ опиши его __ где живет __ чем питается __ назови членов его семьи.
(Дети описывают животное).

11. Игра "Четвертый лишний". Ребята сейчас я вам буду называть слова, а одно из них лишнее. Подумайте какое это слово и объясните свой выбор.
- лиса, кошка, заяц, медведь, волк.
- белка, медведь, жираф, заяц, лиса.
- корова, лошадь, лиса, овца.

12. "Кого не увидишь зимой". Ребята, скажите, всех ли животных, о которых мы сегодня говорили можно увидеть зимой? (нет). Почему? (Медведь и еж впадают в спячку).

Итог непосредственной образовательной деятельности
О ком мы сегодня с вами говорили? Что нового вы для себя узнали? Что было интересно? Понравилось ли вам наше путешествие к диким животным?

Цель:

  1. Познакомиться с понятием «животные», а так же с понятиями «дикие животные», «домашние животные».
  2. Содействовать развитию у учащихся любознательности.
  3. Способствовать воспитанию у учащихся любви к природе.

Форма урока: урок построен с мультимедийным сопровождением.

Инновационные технологии:

  1. «Обучение в сотрудничестве» как элемент интерактивной технологии.
  2. Информационная технология.
  3. Личностно – ориентированный подход.

Методы:

1. Основные:

2. Вспомогательные:

  • иллюстрация;
  • демонстрация;
  • работа с книгой.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, магнитофон;
  • учебник «Окружающий мир 1 класс, автор Н. Ф. Виноградова - Москва 2007 г., Издательский центр «Вентана Граф;
  • рабочая тетрадь 1 класс «Учимся думать и фантазировать»;
  • презентация «Дикие животные»;
  • цветные карандаши, карточки.

Ход урока

1. Рефлексия. Организационный момент.

Урок начинается со звучания музыки.

Ребята, поверните головы и улыбнитесь своим товарищам. Пусть на вашем сердце будет легко и весело и пусть поддерживает вас на протяжении всего урока душевное тепло ваших друзей.

Определите, с каким настроением вы пришли на урок, покажите это цветом карандаша: синий карандаш плохое настроение, красный - хорошее.

(Работа с мультимедийным проектором, демонстрация видеозаписей. Слайд №2)

Сегодня мы совершим путешествие в мир природы. Вам предстоит ответить на проблемные вопросы:

  • Кого называют животными?
  • Какими бывают животные?

2. Объяснение нового материала.

Сейчас мы познакомимся с некоторыми животными

(Далее с помощью мультимедийного сопровождения (Слайды № 3 –5) дети отвечают на проблемный вопрос «Кого называют животными». Рассматриваются различные животные - корова, пчела и крот.)

Это всё животные. Они разные, но всех их объединяет общая черта. Чем они похожи?

п/о Они все ищут себе пищу.

Конечно, все эти животные добывают себе пищу, для этого передвигаются на разные расстояния.

Ребята, ответьте на вопрос «Как ищет себе пищу корова, пчела, крот?»

п/о Корова ходит по лугу и щиплет траву; пчела берёт нектар с цветков, для этого перелетает с цветка на цветок; крот роет под землёй ходы и питается червями, а так же воруют овощи с огородов.

Ребята, каких вы видите животных на следующих слайдах?

п/о Паук, обезьяны, дельфин, индюк. Расскажите, как они добывают себе пищу. (Рассказ детей об этих животных.)

Как видите, животные могут жить везде: под землёй, в воде, на земле. В поисках пищи могут летать, плавать, бегать, рыть землю.

Что же объединяет всех этих животных?

п/о Все они живые и двигаются в поисках пищи.

Кого можно назвать животными?

Животные – это живые существа, обладающие способностью двигаться в поисках еды.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Какие бывают животные?» (Слайд №6)

Ребята, вы рассмотрели изображения животных, ответьте теперь, какие бывают животные?

п/о Домашние и дикие.

3. Подвижная физкультурная минутка.

4. Работа по учебнику.

Рассмотрите иллюстрации учебника стр.42 и скажите, кто заботится о домашних животных?

п/о Человек.

Выполните задание в учебнике стр.42

Прочитайте пословицу в учебнике. Что она обозначает?

Выполняем задания учебника стр.43-45.

Работаем теперь в тетради.

5. Физкультминутка для глаз.

6. Продолжение изучения нового материала.

Проводится через ролевую игру.

Ребята, давайте поиграем в интересную игру «Великий совет диких и домашних зверей». Представьте себе, что все мы звери. Одни – домашние звери, а другие – дикие звери. (Выберите себе роль, кого вы бы хотели сейчас сыграть дикого или домашнего животного. Распределение ролей. Дети надевают шапочки зверей. Можно предложить роли домашнего поросёнка и дикой свиньи; горного барана и домашнего барана; дикого слона и домашнего слона; дикого верблюда и домашнего верблюда; дикой козы и домашней козы и т.д.)

Жили на свете домашние и дикие животные и вот однажды собрались они на большой совет, и между ними возник спор: Кому живётся лучше диким или домашним животным. (Класс разбивается на 2 команды – 1 команда - домашние животные; другая - дикие животные. Каждый должен защитить своего животного, рассказать о его условиях жизни.) В результате игры заполняется таблица, характеризующая домашних и диких животных. Таким образом, учащиеся самостоятельно знакомится с новым материалом, с понятиями дикие и домашние животные. При этом, учащиеся являются не просто пассивными зрителями, но исследователями, активно включающимися в обучающий процесс: отгадывают загадки, решают проблемные ситуации, отвечают на сложные вопросы.

Проблемный вопрос: определить особенности домашних и диких животных.

Домашние животные:

  • человек кормит животных, заботится о них, лечит, если заболели;
  • разводит домашних животных для своей пользы (для получения мяса, шерсти, молока, пуха, охраны жилища и т.д.);
  • живут в доме человека или около дома в надворных постройках (сараях); человек охраняет животных от врагов.

Дикие животные:

  • живут в дикой природе, жилище строят себе самостоятельно, от врагов спасаются самостоятельно;
  • животные сами добывают пищу, если заболели, то лечат себя сами;
  • звери живут свободными в дикой природе, заботятся о себе сами. (Слайд №7)

7. Закрепление изученного материала.

Ответьте на вопрос: верно ли, что перед вами одни дикие животные?

Отгадывание загадок.

Думал кошка, крикнул «Брысь»,
Оказалась это… (Рысь.)

Четыре ноги,
Пятый хвост,
Шестая грива.

Надеюсь, вы догадались, что утверждение это неверно, так как рысь – дикое животное.

Дикие животные могут жить в разных местах. Давайте рассмотрим место жительства диких животных. (Слайд №9-10)

  1. В лесу.
  2. Там, где очень жарко, и на больших расстояниях один песок.
  3. Там, где обед себе можно добыть
    высоко на деревьях,
    если только вытянуть шею
  4. Живут и на крайнем севере, где очень холодно.

Физкультурная минутка подвижная.

  • Под каким номером дикое животное, а под каким домашнее? (Дикий кабан и домашняя свинья.)

Конечно, вы догадались – эти животные родственники. Домашнее животное под №2, дикое под №1. А вот о том, какие виды диких свиней существуют в природе, прочитайте в Энциклопедии животных, не пожалеете. А затем расскажите в классе о том, что узнали.

Задание. Выскажите своё предположение по следующему вопросу:

  • Могут ли эти животные быть родственниками? (Волк и собака.) (Слайд №14)

Конечно, эти животные родственники.

Ученик делает сообщение. (Работа со слайдами №15-19)

15 – 20 тысяч лет назад предки собак начали помогать человеку в охране жилища и охоте. За многие века приручённые человеком волки сильно изменились. Индийские волки стали родоначальниками легавых, гончих, борзых, терьеров и болонок, шпицев и пуделей. Люди вывели множество пород собак. Некоторые из них декоративные. Но собаки многих пород имеют свои «профессии».

Эта тема может стать вашей исследовательской работой. Выдвинете гипотезу, поставьте цели и задачи, составьте план работы и вперёд. Желаю узнать много интересного и полезного!

Можно включить в свою исследовательскую работу и вопрос «Как нужно правильно заботиться о собаках?»

8. Подведём итог нашего урока.

Ответьте на предложенные вопросы:

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. Пригодятся ли вам полученные знания в жизни?

9. Рефлексия.