Интонационная выразительность речи. "Кто это сказал?"

Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, - короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью: т.е. все то, что не может быть написано…

Как известно, выразительность - важнейшее коммуникативное качество речи. Под выразительностью понимаются такие ее особенности, которые позволяют усилить впечатление от сказанного или написанного, вызывать и поддержать внимание и интерес у адресата. Выразительность - это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание слушателя или читателя, производить на него сильное впечатление.

Речь называют выразительной, если она воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, если производит на него сильное впечатление, придает правильности, точности, последовательности, чистоте высказывания особую силу воздействия. И в устной, и в письменной форме употребления языка главные ресурсы выразительности содержатся в лексике и фразеологии, располагают такими ресурсами также морфология и синтаксис.

Звуковая сторона устной речи играет важную роль, вот почему даже блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если произнесена невыразительно, с запинками и речевыми ошибками.

Для того, чтобы придать выразительность речи и сделать ее более убедительной необходимо познакомиться с техникой речи, которая включает:

Фонационное дыхание, которое дает силу голосу;

Дикцию - отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков;

Интонацию - ритмико-мелодичное и логическое членение речи;

Фонетическую культуру - правильное ударение в словах и правильное произношение слов.

Чрезвычайно важным аспектом в устной форме употребления языка является интонация. Именно она всегда считалась важнейшей приметой звучащей, устной речи, средством оформления любого слова или соединения слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.

Несмотря на то, что интонация прежде всего характеризует звучащую речь, письменный текст тоже всегда «звучит» для авторов и озвучивается— реально или мысленно —читателем. Для передачи интонации на письме —пусть и несколько условно и ограниченно — служат знаки препинания, графика, разбиение на абзацы, строфы и строки. Так или иначе автор письменного текста стремится передать его интонационную окраску, подчеркивая и уточняя содержание высказывания, стремясь донести до читателя его смысл.


Исследователи по-разному определяют понятие интонации, исходя из целей и задач, решаемых ими. Некоторые языковеды истолковывают этот термин слишком узко, имея в виду лишь повышение и понижение голоса, другие — шире, подчеркивая, что в интонации сочетаются темп речи, сила, высота и тембр голоса. Есть и более широкий подход, рассматривающий в качестве взаимосвязанных компонентов интонации технику речи, логику произнесения и эмоционально-образную выразительность.

Но все они сходятся в одном: интонация — не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл.

С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяются больше, чем словам, то есть прямому смыслу фразы. Кроме того, интонация несет важную информацию о человеке: о его настроении, об отношении к предмету речи и собеседнику, о его характере и даже о профессии. Это свойство интонации было отмечено уже в древности. Так, например, Абу-ль-Фарадж, ученый XIII в., писал:«Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален; кто говори слабым голосом — робок как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, —глуп как коза».

Интонация играет особую роль в рамках целого текста: различными образом окрашивает тексты разных стилей и жанров, расчленяет текст на смысловые куски, осуществляя вместе с тем межфразовую связь, является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя. Таким образом, интонация тесным образом связана со всеми уровнями языка, является важнейшим средством коммуникации, неотъемлемым атрибутом речи, способствующим ее пониманию, придающим ей выразительность и смысловую и стилевую оформленность.

Интонация(от лат. intonare — громко произношу) —звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пуаз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится.

В высказывании интонация выполняет следующие функции:

Различает коммуникативные типы высказывания - побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию(подразумевание);

Различает части высказывания соответственно их смысловой важности, выделенности;

Оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы (синтагмы);

Выражает конкретные эмоции;

Вскрывает подтекст высказывания;

Характеризует говорящего и ситуацию сообщения.

Различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров;

Является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя;

Рекомендуемая скорость произношения речи 100 - 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в себя комплекс навыков: речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не испытывать давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться максимального контакта с аудиторией и высокого качества речи.

Интонация включает в себя несколько компонентов : мелодику, громкость, логическое ударение, темп речи и паузу. Эти интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность.

Мелодика — это изменение (повышение или понижение) высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является главным компонентом интонации, иногда ее называют интонацией в узком смысле слова или фразовой интонацией, наблюдаемой в рамках синтаксических единиц - словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения). Это движение создает тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывает и членит речь.

В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются:

Мелодика завершенности, которая характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям,а также вопросительным предложениям с вопросительным словом; она свидетельствует об окончании высказывания или его значимой части;

Вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением высоты тона и свойственная вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос);

Мелодика незавершенности, которая близка к вопросительной, но характеризуется меньшим подъемом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространенного высказывания, создавая ощущение будущего продолжения.

Громкость - это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Обычно более важные в смысловом отношении части высказывания характеризуются более высокой интенсивностью, произносятся более громко, чем менее значимые части. Кроме того, интенсивность высказывания обычно уменьшается к концу высказывания.

Мелодика и особенно второй важный компонент интонации - громкость (интенсивность) используются для подчеркивания каких-то частей высказывания, называемое фразовым ударением . Нейтральная его разновидность называется синтагматическим ударением и рассматривается как средство организации синтагм. Под синтагмой понимается сравнительно небольшая группа слов, объединенных соседством в речи и тесной смысловой связью. В русском тексте синтагматическое ударение состоит в том, что последнее слово синтагмы (если оно не является служебным словом, неспособным иметь собственное словесное ударение) подчеркивается больше, чем другие.

Так, предложение «Что вы делали вчера вечером ?» наиболее привычно распадается на две синтагмы (границы их обозначены вертикальной чертой, а слово, получающее синтагматическое ударение, выделено курсивом). Отступлением от привычных норм синтагматического ударения является логическое ударение (называемое часто акцентным или смысловым выделением) — выделение с помощью интонационных средств какого-либо слова в высказывании, которое представляется говорящему наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя. Это интонационный центр высказывания, то есть слог или слово, на котором происходит коммуникативно значимое изменение, акцентирование внимания. В зависимости от того, на какое слово фразы падает логическое ударение, высказывание изменяет свой смысл и требует иной речевой реакции собеседника.

Например :

— Вы едете с нами загород? — Да, едем .

— Вы едете с нами загород? — Да, с вами.

Вы едете с нами загород? — Да, мы .

Логическое ударение может еще больше подчеркивать слово, которое и без того должно быть выделено синтагматичеким ударением. Например: «Это не новая книга , а всего лишь нова статья

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов), произнесенных за единицу времени (секунду или минуту).

В понятие темпа, по мнению Поля Л. Сопера , входят:

1) быстрота ре-чи в целом;

2) длительность звучания отдельных фраз;

3) интервалы и длительность пауз.

Он считает, что скорость речи связана с особенно-стями самого оратора и характером содержания речи. Как правило, отмечает Поль Л. Сопер, «чем важнее содержание, тем более сдер-жанна речь», а «частная беседа, особенно на случайные темы, проте-кает в более быстрых тонах, чем публичное выступление». Есть фра-зы, содержание которых предполагает определенный темп, задает его: Несется как угорелый! Исчез — как ветром сдуло! Ползет как черепа-ха! Еле-еле поворачивается!

Основные закономерности изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи. Другими словам, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более медленно.

Замедление темпа придает ощущение эпичности, ускорение (но не суетливость) помогает создать ощущение динамики, неожиданности и стремительности происходящего.

Следует помнить, что слишком быстрый темп, например судебной речи, не позволяет усвоить полностью информацию. Слишком медленная речь просто утомляет, создается впечатление, что оратор не знает предмета речи. Важно, чтобы речь была произнесена с изменением темпа. Разные композиционные части выступления требуют своего темпа. Например, анализируя материалы дела, доказывая и опровергая, возможно замедлять темп речи, что будет подчеркивать характер рассуждения. Общие места, где обсуждаются общие вопросы, могут быть произнесены в более быстром темпе. Безусловно, темп речи зависит от содержания высказывания и индивидуальных особенностей говорящего, но важно для юриста выработать умение слышать свою речь и оценивать ее.

Наверное, можно говорить о том, что голос — такая же харак-терная принадлежность человека, как отпечатки пальцев, почерк, по-ходка, привычные жесты. Имея магнитофонные записи, полиция может вычислить телефонного террориста, предъявить обвинения взяточнику или шпиону. Казалось бы, голос можно изменить до не-узнаваемости, но, во-первых, измененным голосом нельзя пользо-ваться долго, можно лишь прохрипеть или прошипеть несколько фраз, потом связки требуют отдыха. Во-вторых, исходный интонаци-онный рисунок, тон, тембр, интенсивность голоса можно реконст-руировать при помощи существующих сейчас приборов. Голос каж-дого человека обладает неповторимым сочетанием свойств.

Все знают игру, в которую играли в детстве: водящему завязывают глаза, а кто-то из остальных игроков произносит фразу, по которой его нужно узнать. Если это не одно слово, а именно фраза, то узнают, как правило, без затруднений. Что этому способствует? Наличие практи-чески неповторимых свойств каждого звучащего голоса, точнее — их совокупность, сочетаемость. Эти свойства, с одной стороны, можно рассматривать в качестве объективных характеристик: объективна такая характеристика, как тон голоса: высота его измеряется в герцах в секунду (чем больше герц в секунду, тем выше звук, следовательно, и голос); сила звука — его интенсивность зависит от амплитуды ко-лебаний голосовых связок и измеряется в децибеллах; тембр — сово-купность основного тона и дополнительных — обертонов. Другое дело, что слушатель не в состоянии определить и измерить без соот-ветствующих приборов вышеперечисленные характеристики, ему это даже в голову не приходит: он пользуется субъективным восприяти-ем.

Слушателем положительно воспринимается мелодическое разно-образие звучащей речи, отрицательно — монотонная речь (Гнусит на одной ноте! Заладил как пономарь!). Плохо воспринимается также слишком высокий (До чего визгливый голос!) или слишком низкий (Гудит как шмель!) голос. Такие голоса утомляют и раздражают. Очевидно, что ухо человека не в состоянии принимать в течение длительного времени слишком высокие или слишком низкие голоса. Задача говорящего — разнообразить тональность диапазона. Есть и еще одна тонкость: если аудитория возбуждена, у говорящего появ-ляется неосознанное желание повысить голос, усилить громкость, чтобы все-таки донести до слушателей свои мысли. К сожалению, реакция будет прямо противоположной: аудиторию перекричать не-возможно. Напротив, нужно несколько понизить тон голоса, умень-шить интенсивность звучания. Это заставит слушателей притихнуть, прислушаться.

Тембр голоса каждого человека представляет собою одно из наиболее характерных индивидуальных свойств, отличающих его от других людей. Как нет двух лиц, абсолютно похожих друг на друга, так нет и двух абсолютно одинаковых по тембру голосов. Основные характерные элементы тембра каждого голоса можно считать величиной постоянной, не изменяющейся с момента мутации голоса. Бывают случаи, когда не узнают по лицу человека, которого не видели много лет, но узнают по тембру разговорного голоса. Тембр голоса еще называют «окраской звука» или просто «цветом голоса». Именно по тембру мы узнаем голоса знакомых людей. Тембр является настолько характерным, неотъемлемым свойством каждого человека, что итальянцы в старину включали в паспорт в числе особых примет также и тембр голоса.

Варьирование же тембра возможно благодаря способности речевого аппарата работать в разнообразных режимах. Приятный, красивый тембр голоса позво-ляет быстро найти контакт с аудиторией, завораживает слушателей. Недостатками тембра являются разного рода шумовые призвуки: оси-плость, охриплость.

Важной характеристикой звучащей устной речи является темп. Слишком быстрая частная речь собеседников — явление нор-мальное, если они хорошо понимают друг друга, но слишком быстрая речь выступающего публично заслуживает порицания. Большинство ораторов произносит 120-150 слов в минуту. Вместе с тем замедлен-ная речь воспринимается слушателями еще более негативно, чем из-лишне быстрая. Человек, говорящий слишком медленно, не осознает, что теряет внимание слушателей. Вдвойне плохо, если такая речь — следствие невладения материалом. Следовательно, чтобы избежать вялой и тягучей речи, нужно хорошо подготовиться к публичному общению. Но темп — это не только быстрое произнесение фраз, от-дельных слов, но и паузы.

Пауза — перерыв в звучании является важным средством смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания. Пауза — это продолжение разговора невербальными средствами, недаром существуют выражения «красноречивая пауза», «красноре-чивое молчание». Существуют различные классификации пауз. Так, некоторые ученые делят их на синтаксические и несинтаксические, среди которых выделяются паузы припоминания, умолчания и на-пряжения; паузы логические, психологические, физиологические. Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство.

Синтаксические, соответствующие на письме знакам препинания. Синтаксические паузы различаются длительностью: более длин-ная пауза на месте точки, более короткая — на месте запятой — этому нас всех учили еще в начальной школе. Кроме того, такие паузы используются в неполном предложении на месте пропу-щенного члена предложения: Вихрем мчится упряжка лошадей. А за ней // еще одна, другая, а за ними // толпа ребятишек;

Паузы хезитации, обдумывания. В процессе этой паузы говоря-щий старается подобрать слово, сформулировать мысли, найти новый аспект для обсуждения. Паузы возникают в любом месте высказывания и отражают колебания при выборе речевых средств. Иногда эта пауза заполняется жестами (прищелкивание пальцами), иногда — фразами типа Как бы это точнее выразить-ся? В принципе эти паузы не мешают восприятию речи, если речь не перенасыщена ими, напротив, редкое использование этого типа пауз способствует привлечению внимания слушателей, они вслед за говорящим пытаются подобрать, подсказать ему более точное слово или выражение. Опытные лекторы часто используют этот прием (провоцирование аудитории на подсказку с помощью ими-тирования паузы хезитации), чтобы активизировать внимание слушателей, чтобы проверить, насколько они внимательны. Кто-то из слушателей не постесняется подсказать вслух, кто-то поше-велит губами, произнося слово про себя, кто-то только подумает, а цель достигнута — все сосредоточились на содержании изла-гаемого материала;

Пустые паузы — мучительные и плохо воспринимаемые слуша-телями. Во время этой паузы говорящий вспоминает текст, кото-рый знает нетвердо. Эти паузы заполняют речь людей малообра-зованных, не представляющих, о чем бы еще и какими словами сказать.

Таким образом, «при правильном применении пауза всегда жела-тельна. Она полезна во многих отношениях, к тому же ее легко сде-лать. Тем более удивительно, что лишь немногие ораторы разумно ею пользуются. Она облегчает дыхание, так как для выдыхания излишне-ет, пусть и незначительная, оценка говорящего, а также эмоции гово-рящего по этому поводу. Оценка редко выступает в речи без эмоций, информация — вне того и другого. Например, эпидейктическая речь (основное содержание которой — оценка, «хвала и хула» по поводу предмета речи) не только оценивает, но и выражает и возбуждает эмоции, и нередко развлекает слушателей, и информирует, и содер-жит элементы аргументации. Самое главное — какое намерение пре-обладает.

Логические паузы отделяют один смысловой отрезок речи от другого, помогая уяснить смысл высказывания. Часто логическая пуза выстраивает перспективу высказывания. Например, «Господа судьи// Я приступаю к своей вступительной речи / завершающей первые выступления главных обвинителей на данном процессе / с полным сознанием / его величайшего исторического значения». Логически значимыми словами являются с полным сознанием его величайшего исторического значения, они выделены паузой.

Повышениями и понижениями голоса, увеличением или уменьшением его громкости и силы, ускорением или замедлением темпа создается логическая мелодия фразы. С логической мелодией связаны паузы, расчленяющие текст на части. Степень повышения или понижения голоса, а также усиления или ослабления его зависит от степени важности, значительности логического ударения. Психологические паузы привлекают внимание к наиболее значимой части высказывания. Они подчеркивают эмоциональные моменты, усиливают психологическое воздействие речи. В предложении «Скоро / очень скоро /вы удалитесь в совещательную комнату / для того // чтобы постановить приговор» паузы после слов в совещательную комнату акцентируют внимание всех присутствующих в зале суда на судьбе подсудимых.

Будучи неотъемлемым атрибутом речи, интонация тесно связана с лексическими и синтаксическими средствами выразительности. Прежде всего — с фигурами речи, напрямую связанными с интонационным оформлением: риторическими вопросом, восклицанием, обращением; умолчанием, эллипсисом, парцелляцией, сегментацией, эпифразом.

Мы уже говорили о некоторых из этих фигур речи. С помощью риторического вопроса, риторического восклицания, риторического обращения эмоциональность высказывания может быть повышена, а внимание читателя или слушателя привлечено к определенным частям текста Теперь обратимся к следующим фигурам.

Умолчание - фигура, предоставляющая читателю или слушателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Парцелляция и эпифраз относятся к структурно-графическим выделениям. С помощью этих фигур внимание читателя обращается на один из компонентов высказывания, который в общем потоке речи мог бы остаться незамеченным. Как и другие фигуры речи, парцелляция и эпифраз тесно связаны с пунктуационным оформлением в письменном варианте текста, в устной форме им помогает интонация.

Парцелляция — в письменном тексте отделение точкой одного или нескольких последних слов высказывания для привлечения к ним внимания читатели и придания им нового звучания: «Процесс пошел. Вспять?»

«Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали его ждать». Эпифраз , или присоединение, — добавочное, уточняющее предложение или словосочетание, присоединяемое к уже законченному предложению: «Кто мог бы подумать, что вопрос об этом поставят боннские политики, да еще социал-демократы?» Эпифраз не только помогает расставить логические акценты, но и добавляет информации.

Таким образом, тренировка интонации включает:

Интонационную развертку знаков препинания;

Работу над темпом речи;

Работу над стилем речи (на уровне предложения);

Контрольные вопросы

1. Что такое эффективная речевая деятельность юриста?

2. Какие этапы выделяют в реализации речевого действия?

3. Какие виды речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации?

4. Каких позитивных результатов может достичь юрист, сформировав у себя навыки слушания? Охарактеризуйте составляющие навыка слушания: концентрация внимания; критическое восприятие услышанного; анализ услышанного; конспектирование полученной информации.

5. В чем заключаются особенности нерефлексивного, рефлексивного и эмоционального слушания?

6. Из каких этапов состоит процесс чтения? Как достичь эффективности этого вида речевой деятельности?

7. Юридические штампы и клише. В чем их различия?

8. Особенности юридического языка. Характерные черты письменной и устной юридической речи.

9. Что входит в понятие культуры речи?

10. Почему необходимо говорить о культуре речи юриста?

11. Назовите важные коммуникативные качества речи.

12. Чем достигается логичность речи?

13. Что такое уместность речи?

14. Что создает неясность речи?

15. Какие из коммуникативных качеств речи обеспечивают правильность, какие - речевое мастерство?

16. В чем причина речевых ошибок? Назовите эти причины.

17. Какую вы бы предложили стратегию для устранения речевых ошибок?

18. В чем причина коммуникативной неудачи?

19. Насколько важна для вас речевая культура собеседника?

20. Как бы вы оценили уровень своей речевой культуры?

21. Что значит нейтральность юриди-ческого письма?

22. Какие требования предъявляют к созданию текста юридического документа?

23. Вспомните законы риторики. Почему можно считать, что изобразительно-выразительные средства языка способствуют выполнению этих законов?

24. Что такое риторический троп? Приведите примеры.

25. Чем хороша ирония как риторическая фигура? Можно ли сделать свою речь ироничной?

26. Расскажите о разных группах риторических фигур. Умеете ли вы пользоваться в своей речи тропами и фигурами речи?

27. Как интонация помогает достичь логичности высказывания?

28. Какие интонационные средства способствуют выразительности и индивидуальности речи оратора?

О проблемах русской культуры и русской речи сказано и написано очень много. Они широко освещаются в прессе, обращая внимание педагогов на снижение таких аспектов культуры устной речи, как орфоэпические нормы, отсутствие «чувства» языка, не владение логикой языка и т. д.
Мы живём в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников.
В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации и не выразительна.
А ведь именно дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется целостностью сознания эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребёнка в различных видах деятельности.
Развитие выразительности речи дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.
Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Подходы к понятию интонация разнообразны.
Интонация(от лат. Intono – громко произношу) – совокупность просодических элементов речи, таких как мелодика, ритм, темп, интенсивность, тембр и др.
Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски.
Б. Н. Головин под интонацией понимает движение, в процессе развертывания речи, высоты её звучания, силы, тембра, темпа и членение её паузами. Интонация – явление весьма сложное, несмотря на то, что слушателем оно воспринимается как нечто целостное, нерасчленённое и поэтому « простое».
В.В. Соколова определяет интонацию как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа и тембра произношения. Некоторые исследователи включают в состав компонентов интонации и паузы.
Рассмотрим основные характеристики интонационной выразительности.
Просодика – сложный комплекс элементов, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоции.
Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
Сила голоса –произнесение звуков, фраз с различной громкостью.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление, обусловливающее степень её артикуляторной и слуховой напряженности.
Тембр – окраска, качество звука.
Логическое ударение – интонационное средство; выделение, какого – либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
Все эти компоненты – звуковая оболочка речи и звучания, материальное воплощение содержания, смысла речи. Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве.
У детей с нарушениями речи интонационные возможности характеризуются рядом особенностей:
· недостаточно четкое различение интонационных конструкций в речи собеседника;
· слабое различение варьирования темпа и громкости в речи окружающих людей;
· глухой, маловыразительный и слабомодулированный голос;
· недостаточное осознание использования интонационных конструкций, изменения темпа, громкости;
· бедность мимики жестов, пантомимики;
· недостаточное понимание и передача жестов, мимики, пантомимики, обозначающих чувства, состояния, переживания.
Следовательно, в процессе логопедического воздействия важная роль отводится работе по формированию интонационной выразительности речи ребёнка.
Борисова Е.А. выделяет среди дошкольников несколько групп:
1) Дети, имеющие выраженную, эмоциональную речь, не комплектующие и не стесняющиеся в присутствии сверстников или взрослых;
2) Дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются;
3) Дети безынициативные, с невыразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие средствам выразительности взрослого и в ходе тренировочных упражнений закрепляющие их и демонстрирующие их в дальнейшем;
4) Дети, имеющие очень низкие внешние эмоциональные проявления, отказывающиеся от публичных выступлений.
Пользуясь данной классификацией, из детей, зачисленных на логопункт моего детского сада на начало года прошлого учебного года к первой группе относились 16%, вторая группа-24%, третья группа -40%, четвёртая – 20% детей.
На конец года: первая группа-67%, вторая группа -20%, третья группа – 13%, четвертая группа -0%.
Основные задачи по формированию интонационной выразительности:
· формировать представления об интонационной выразительности в импрессивной речи;
· учить модулировать голос по высоте, силе и тембру;
· учить выражению с помощью голоса экспрессивно – эмоциональных оттенков речи
· развивать способности к саморегуляции, умения выполнять деятельность согласно заданному способу;
· Развивать способности понимать свои эмоции и чувства и передавать их с помощью мимических и интонационных средств.
Одним из наиболее эффективных методов в формировании выразительности детской речи является театральная деятельность с детьми. Театральные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно – речевой и игровой деятельности.
Использование знакомых и любимых сказок, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка, предоставляют возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.
Театральная деятельность открывает широкие перспективы формирования выразительности речи детей, но в жестких временных рамках логопункта детского сада, сложно реализовать данный метод в полном объёме.
Проективная деятельность с детьми одно из новых направлений, которое может быть использовано для формирования выразительной речи детей.
В рамках курсов повышения квалификации, мною и группой логопедов, был предложен творческий проект для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель это проекта:
Дети научатся модулировать голос по высоте, силе и тембру, выражать с помощью голоса экспрессивно – эмоциональные оттенки в речи через создание мультфильма по сказке В. Сутеева « Кто сказал мяу?». Продуктом проекта был мультфильм на основе детских рисунков по сказке В. Сутеева « Кто сказал мяу?».
Данный проект очень интересный, эффективный, но требует хорошего владения специальными техническими знаниями.
В старших группах дети должны выражать разнообразные и тонкие чувства. У детей старшего дошкольного возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность других, т.е. анализировать на слух некоторые качество речи.
Для формирования эмоциональности речи детей мною активно используются карточки с изображением различных эмоциональных состояний детей.
1. Упражнения с использованием карточек «эмоций»:
· Рассмотреть карточки и ответить, какие эмоции испытывает каждый из изображенных детей.
· Попросить объяснить, что такое « радость». Пускай ребёнок вспомнит, когда чувствует радость; как он выражает свою радость. Проработать таким же образом и остальные эмоции.
· Рассмотреть с ребёнком пиктограммы, которые схематично отображают эмоции. Подобрать пиктограммы к фотографиям детей.
· Ребёнок с закрытыми глазами вытягивает одну из карточек и с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, изображенное на карточке. Один ребёнок показывает, остальные угадывают.
· Дети самостоятельно рисуют свои пиктограммы.
· Прослушав стихотворение, дети находят карточку с соответствующим «настроением».
· « Мимический диктант». Взрослый произносит предложения, дети последовательно выставляют карточки – пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями.
· Ребёнок вытягивает карточку и повторяет предложенную или самостоятельно составленную фразу с выпавшим настроением. Остальные дети, должны угадать его «настроение».
· Произнести одну и ту же фразу, передовая разное отношение к случившемуся (грусть, радость, удивление).
· Дети составляют предложение по предметной или сюжетной картинке, передавая заданное эмоциональное состояние.
Все фразы, стихотворения, тексты для данных упражнений подбираются для автоматизации поставленных звуков.
Многие авторы для выполнения некоторых из перечисленных заданий предлагают использовать « мимический кубик».
2. Упражнения на развитие высоты и силы голоса.
Голос – важная речевая характеристика, которая способствует общению, или затрудняет его.
Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно передаёт эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим.
2.1. Формирование умения изменять силу голоса.
Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания и с использованием сохранных звуков.
· Длительное произнесение отдельных гласных и согласных звуков:
а-а-а-а, у-у-у-у, з-з-з-з.
· Упражнение « Эхо»: логопед произносит звук « А» то громко, то тихо, то длительно, то кратко. Детям следует повторить.
· Упражнение «От тихого к громкому»: дети изображают, как пыхтит ёжик в лесу, который подходит к ним всё ближе и ближе.
· Упражнение «От громкого к тихому»: дети представляют, как улетает от них филин всё дальше и дальше (Ух-ух-ух).
· Посчитай от 1до5, назови дни недели разным по силе голосом так, чтобы первое слово произносилось тихо, второе громче и наоборот.
· Произнеси чистоговорку так, чтобы первая строчка звучала громко, вторая тихо, третья громко, четвертая тихо.
· Послушай текст, подумай, где нужно изменить силу голоса.
2.2 Формирования умения изменять высоту голоса.
Упражнение « Медведица и медвежонок». Произнести «топ –топ» низким или высоким голосом.
· Упражнение « Комар – медведь».Произнести заданную фразу либо высоким голосом («как комар»), если логопед показывает игрушку или изображение комара, либо низким голосом («как медведь»), если показывают медведя.
· Посчитай от 1до5, назови дни недели разным по высоте голосом так, чтобы первое слово произносилось высоко, второе ниже и наоборот.
· Игра « Крокодил». Ребёнок берет, закрыв глаза, карточку с рисунком животного, птицы или их детёнышей и изображает данного животного, имитируя его движения и голос. Остальные дети должны угадать, кто он.
На этапе закрепления мною используется игра « Стоит в поле Теремок». На поле изображен Теремок, вокруг которого изображены различные животные. Путешествуя по дорожкам, игроки выполняют различные задания и получают цветы и подарки.
Игра заканчивается, когда один из игроков придет к финишу.
Определяются победители в номинациях « Скороходы» и « Артисты».
Детям старшего дошкольного возраста нравятся игры – путешествия, поэтому я изготовила своё игровое поле, каждый цвет которого соответствует, какому-либо небольшому заданию, связанному с формированием интонационной выразительностью речи. Если выполняешь задание правильно, то твоя фишка остается на выпавшем кружке, если нет, возвращаешься на прежнее место и передаёшь ход. Есть чёрный цвет пропуск хода, есть зелёный дополнительный ход. Правила этой игры можно постоянно менять и использовать это игровое поле при любой другой теме.
Таким образом, от систематичной и кропотливой работы учителя – логопеда, требующей терпения и изобретательности, зависит то, овладею ли дети яркой, эмоциональной речью, будут ли использовать в ней все средства выразительности.

Интонационная выразительность речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.

Но главное назначение интонирования – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Бывает, человек говорит: «Я требую!», а звучит: «Я прошу…». Или «Я так ждала тебя!», а звучит: «Наконец-то явился!». Или «Хочу помочь», а звучит: «Подчинись мне!».

Если человек управляет своим голосом, то способен и привлечь внимание к своим словам, и выразить свои истинные чувства (например, сообщая какое-то неприятное известие, «мягкой» интонацией можно «смягчить удар», или, придав голосу интонацию уверенности, дать понять без слов и обещаний, что способен справиться с ситуацией).

Обычно интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. Недостаточная интонационная выразительность у старших дошкольников отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.

Для развития у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи используются специальные фразы, чистоговорки и скороговорки, стихотворные строчки, театрализованная деятельность.

Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя следующие разделы:

1. Темп речи (быстро-медленно):

Фразы начинают проговариваться медленно, постепенно убыстряясь: «Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».

Скороговорки.

Подвижная игра «Карусель» — дети встают в круг, держась за руки. Начинается медленное движение по кругу с постепенным ускорением до бега: «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели. А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!» После 2-3 кругов «карусель» начинает замедляться вместе с темпом проговаривания: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».

2. Тембр речи (низкий-высокий):

Певческие упражнения, распевки: «Вверх по лесенке иду. Вниз по лесенке иду» (пропевание по октаве снизу вверх, потом сверху вниз) и др.

Вариант игры на внимание «Великаны-лилипуты», когда роль ведущего исполняют дети по очереди: слово «великаны» произносится низким голосом, а слово «лилипуты» — высоким.

3. Ритм речи:

Движение со словом и жестом:

«Тут оса! Там Оса! Ай, боюсь! Ай, Боюсь!» («отмахиваясь» от воображаемых ос – мах рукой на каждое слово)

«Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-го дво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)»

Простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз.

Логоритмика .

Произносить звуки, фразы, стихи шепотом, обычным голосом, громко. Упражнение «В лесу» — один ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!» (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)

Изменять силу голоса в одной фразе – начинать шепотом, постепенно усиливая голос, затем опять переходить на шепот. Или начинать громко, постепенно переходя на шепот и наоборот. Можно использовать короткие потешки, скороговорки (сначала без убыстрения темпа, а впоследствии и объединяя силу и темп речи)

5. Логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово):

Проговаривание фраз с выделение разных слов и определение – как изменяется смысл фразы: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».

Нахождение и выделение главных слов в фразе, потешке, стихотворении.

6. Эмоционально-смысловые оттенки речи:

Проговаривание фраз радостно («Как красиво!»), грустно («Зайку бросила хозяйка…»), вопросительно («Кисонька-мурысонька, где была?) , сердито («… но пузатый от меня убежал, как от огня») и др.

Вы замечали, с каким умилением слушаете трехлетнего малыша, который рассказывает стихотворение? А, если этот малыш еще и читает эмоционально, выразительно, то вашему восторгу нет конца, не правда ли? К сожалению, многие папочки и мамочки обреченно вздыхают, глядя на свое чадо: «Наш так не умеет» и соглашаются с тем, что талант декламировать дается «свыше» и лишь избранным.

Позвольте не согласиться с таким выводом. Если вы прислушаетесь к речи окружающих, то заметите, что даже многие взрослые, не всегда правильно используют интонацию. Они говорят слишком тихо или, наоборот, слишком громко, очень медленно, растягивая слова, или очень быстро, не выдерживая пауз, их речь монотонна и «бесцветна». И причина не в великом таланте, а в умении правильно пользоваться голосовым аппаратом. В норме интонационной выразительностью речи дети обычно овладевают к пяти годам жизни естественным путем в процессе общения со взрослыми. А, если этого не происходит? «Ничего страшного в том, что мой ребенок говорит без интонации! Это не проблема!» - ответят иные родители.

Конечно, особой беды в этом нет. Однако, недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста влияет на качество его речи, что создаст трудности во взаимопонимании и ограничит коммуникативные возможности малыша.

Для того, чтобы сделать речь малыша живой и привлекательной, давайте разберемся, что такое «интонация» и «интонационная выразительность». Эмоциональное отношение говорящего к содержанию того, о чем он говорит - это интонация. Значит, для того, чтобы в речи ребенка появилась какая-либо интонация, он сам должен не просто понимать то, о чем говорит, но и сопереживать тому, о чем повествует. А вот интонационная выразительность заключает в себя приемы для передачи эмоционального содержания речи. Приемов этих немало.

Мелодика голоса.

Попробуйте изменение высоту своего голоса, от основного тона вверх или вниз. Заметили, как ваша фраза изменилась? Прием изменения высоты голоса добавляет речи певучесть, нежность и гибкость и называется МЕЛОДИКОЙ.

Темп речи.

Каждому человеку свойственен определенный темп речи. Сохраняя его, можно менять темп произнесения отдельных слов или фраз, что привнесет в повествование живость и образность. Такое осознанное ускорение или замедление слов и фраз в зависимости от содержания высказывания является приемом ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПА;

Паузы.

Применение в речи ПАУЗ. Логические паузы в конце фразы или предложения хорошо известны, они в письме выделяются пунктуационными знаками и придают законченность мысли. А вот паузы психологические используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей, и, увы, не всегда выделяются какими-то знаками в письме.

Сила голоса.

Еще один прием – это изменение громкости звучания речи, то есть СИЛЫ ГОЛОСА. Однако такое изменение должно быть осознанным и зависит от содержания высказывания.

Логическое и фразовые ударения.

Тембр голоса.

Изменение ТЕМБРА речи отражает ее экспрессивно-эмоциональные оттенки (грустный, веселый, мрачный тембр и т.д.).

Можно ли всем этим премудростям научить ребенка самостоятельно? Поверьте – можно! А, если взрослый сам не обладает навыками интонационной выразительности речи, что делать тогда? Тогда надо учиться вместе с ребенком!

Самая оптимальная форма занятий для детей – это игра! Она поддерживает интерес дошкольников к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию. Так что, милые родители, берите все, что лежит в моей копилке и создавайте из своего малыша артиста!

Игры на овладение мелодикой зменения высоты голоса).

"Ласково и грубо".

Ролевая игра. Предложите ребенку выбрать роль медведя или зайчишки. Уточните, какой голос у медведя (низкий, грубый), а какой у зайчишки (ласковый, высокий, тоненький). Предложите малышу повторить фразу с интонацией конкретного животного, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые». Например, «У лисы пушистый хвост» - «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».

"Медвежата".

Ролевая игра. Один из игроков – мама медведица, остальные – медвежата. Медвежата высоким нежным голосом просят у мамы: «Мама мёду нам, мама молока бы нам». Медведица отвечает низким голосом: «Вот я вам, всё мало вам!». Медвежата отбегают и повторяют свою просьбу. Медведица грозит им лапой, отвечает: «Вот я вам, вот я вам!» и догоняет детей-медвежат. Тот, кого догнала медведица, становится медведицей. Игра повторяется.

Игры на изменение темпа речи скорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания).

"Мышка и черепаха".

Уточните с ребенком, как бегает мышка (быстро) и как передвигается черепаха (медленно). Предложите «пробежать» пальчиками по столу быстро–быстро, как мышка и повторять в такт движению слова «пим, пим, пим». Затем предложите прошлепать по столу ладошками медленно и грузно, имитируя движение черепахи, проговаривая в соответствии с движениями слова «шлёп, шлёп, шлёп». В дальнейшем один из игроков называет животное, а другие игроки изображают его движение.

"Барабан".

Возьмите барабан (или палочку и коробку) и медленно стучите в барабан: БАМ…, БАМ…, БАМ. Потом постучите быстро: бам–бам-бам. Ребенку нужно голосом повторять звучание барабана – медленное или быстрое.

"Поезд".

Поиграйте с ребенком в движущийся поезд. Обозначьте "станцию", возле которой ваш "состав" будет замедлять ход. Встаньте с ребенком паровозиком возле "станции". И начинайте передвигаться по комнате, медленно приговаривая: «чух, чух, чух», потом постепенно ускоряя темп движения: «чух, чух, чух», При подъезде к "станции" "поезд" должен опять замедлить ход: «чух, чух, чух».

"Поехали, поехали".

Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».

Заканчивают потешку, замедляя темп и падая на пол: «Подустали, притомились, на землю свалились».

"Светофор".

Заготовьте три цветных круга (зеленый, желтый и красный), объясните ребенку, что каждый цвет соответствует скорости движения. Круг зелёного цвета обозначает «быстро»; круг красного – «медленно», а круг жёлтого - «умеренно». Сначала сформируйте у ребенка умение подчинять скорость собственных движений определенному темпу. Например, при показе желтого круга нужно выполнить серию хлопков или прыжков в умеренном темпе, проговаривая при этом слова «хлоп» или «прыг». При показе зеленого круга ребенок ускоряет движение и речь. В дальнейшем по «сигналу светофора» можно менять темп небольших стихотворений.

"Ручеек".

Водящий (сначала это взрослый) берет ребенка (или несколько детей) за руку и бежит зигзагом, проговаривая слова в ритме движения:

Бежал ручей по камешкам -

Бежал, бежал, бежал.

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал.

Движение замедляется, в конце фразы игроки ложатся на пол.

"Говорящий мяч".

Эта игра знакома многим с детства. Ведущий бросает игроку мяч и произносит фразу «Морковка это…», игрок, поймавший мяч продолжает фразу «овощ» и отправляет его ведущему. Фразы могут быть разными. Главное, чтобы ребенок был хорошо знаком с предлагаемыми понятиями. Постепенно скорость игры меняется: то ускоряется, то замедляется. Отвечать игроки должны в том темпе, который задает ведущий.

"Дождик".

Играть лучше за столом, чтобы кончиками пальцев ребенок мог отстукивать ритм стихотворения. Можно стучать пальчиками по коленкам. Взрослый читает стихотворений, задавая нужный темп.

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва:

Кап, кап, кап. (Очень медленно)

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять:

Кап, кап, кап. (В среднем темпе)

Зонтик поскорей раскроем, (Поднять ладошки и растопырить пальцы)

От дождя себя укроем. (Соединить кончики растопыренных пальчиков над головой)

Кап, кап, кап.(В быстром темпе)

"Мелет мельница зерно".

Завертелось колесо (круговые движения руками в темпе речи)

Мелет мельница зерно,

Очень крупное зерно,

Получилась из зерна

Пушистая мука. (руки вскинуть вверх и плавно опустить через стороны)


Игры на применение пауз.

"Мы шагаем на парад".

Дети произносят текст и маршируют, делая шаг на каждый слог. Когда текст выучен, предложить детям маршировать, но вслух произносить только первую и третью строки. Затем можно произносить вслух половину строки, а концовку – про себя.

Раз, два, три, четыре.

Мы шагаем по квартире

Выше ногу, тверже шаг,

Мы шагаем на парад!

"По очереди".

Для этой игры специальная подготовка не нужна. Предложите ребенку по очереди произносить вслух фразы любимого стихотворения. Когда ребенок усвоит правила, можно предложить ему одному рассказать стихотворение, чередуя фразы «вслух» и «про себя».

Игры на изменение силы голоса мена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания).

"Тихо, кукла спит…"

Уложите с ребенком куклу в кровать и скажите, что теперь надо разговаривать шёпотом, чтобы её не разбудить. Пора кукле вставать! Попросите ребенка разбудить куклу (при этом можно говорить «обычным» голосом).

"Лягушка и лягушата" .

Взрослый будет "лягушкой", ребенок – "лягушонком". Скажите малышу, что лягушки квакают громко: «КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата - тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» – «Ква-ква-ква». Точно так же можно организовать "диалог" собаки и щенка, кошки и котенка и т.д.

"Слон и слоненок".

Спросите малыша, как будет топать большой слон? («ТОП, ТОП, ТОП»). А как будет топать маленький слонёнок? («Топ, топ, топ»). Называйте ребенку попеременно: «Большой слон - маленький слоненок», - а малыш пусть голосом озвучивает их шаги.

"Три медведя" .

Приготовьте три игрушечных медведя (большого, среднего и совсем маленького). Вспомните с ребенком сказку Л.Толстого «Три медведя». Предложите ребенку озвучить «толстым» (басистым) громким голосов слова папы–медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя): «КТО ЕЛ ИЗ МОЕЙ МИСКИ?». Потом потренируйтесь с малышом говорить за маму-медведицу спокойным голосом: «Кто сидел на моём стуле?». И наконец, за Мишутку – тоненьким голоском: «Кто ложился в мою постель?».

"Была тишина".

Расскажите ребенку начало стихотворение А.Шибаева. Сначала говорите шёпотом, постепенно усиливая громкость голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
(На слово «гром», чтобы усилить эффект - хлопните в ладоши).

"По горам, по долам".

В эту игру можно играть как в помещении, так и на улице. В помещении для игры потребуются листы бумаги и карандаш. На улице схему гор можно рисовать палочкой по земле или песку, мелом на асфальте.

Предложите малышу путешествие по горам. Объясните, что чем выше горы, тем громче эхо. Сначала сами начертите кривую линию, изображающую гребни гор. Двигаться по линии предложите ребенку пальчиком, если это в помещении, или веточкой, камешком на улице. Во время «движения» по горам ребенок должен произносить на выдохе гласный звук. Чем выше - тем громче, чем ниже – тем тише. На пиках и впадинах ребенок «отдыхает», то есть вдыхает.

"Игра на пианино".

Дети, имитируют игру на пианино, поднимая и опуская кисти рук так, чтобы пальцы касались стола. Одновременно проговаривают слова четверостишия, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.

Ударяй тихонечко: стук - стук - стук (тихо),

И тогда услышишь ты нежный звук (шепетом).

Ударяй сильнее: стук - стук - стук (нарастающая громкость),

И тогда услышишь громкий звук (очень громко).

"Вороны".

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут, каркают вороны.

Кар-кар-кар! (громко).

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали.

Кар-кар-кар! (тише).

Спать ребятам не давали,

Только к ночи умолкали

Т-с-с. (очень тихо).

Игры на логическое и фразовое ударение .

"Найди важное слово".

Для игры нужны предметные картинки или сами предметы и карточи с изображением стрелок, заменяющих глаголы, - по количеству детей.
Ведущий произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок.
Например: "Девочка играет в мяч". Дети ищут и выкладывают изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово-носитель логического ударения.

"Испорченный телефон".

Двое игроков берут по телефону. Один из игроков – водящий. Он говорит в трубку простую фразу, например, «Завтра будет хорошая погода». Второй игрок делает вид, что плохо слышит, и превращает повествовательное предложение в вопросительное.

Завтра будет хорошая погода.

Завтра будет хорошая погода.

Завтра будет хорошая погода.

Завтра будет хорошая погода .

Игры на изменение тембра голоса.

"Шурум-бурум".

Водящий загадывает какое-нибудь чувство, а затем, отвернувшись от игроков и произнося только слова «шурум-бурум», с помощью интонации, показывает задуманное им чувство. Участники игры должны определить это чувство. Угадавший становится водящим.

"Это я, узнай меня".

Один игрок поворачивается спиной к остальным участникам игры. Игроки по очереди подходят к нему, гладят его по спине и называют ласковым именем, садятся на свое место. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.

"Кто это сказал?"

Подготовить карточки с изображением различных мимических выражений. Ведущий (сначала взрослый) произносит фразу, игроки находят карточку с соответствующим мимическим выражением. После освоения игры роль ведущего исполняет ребенок.

Литература:

А.М. Бородич «Методика развития речи детей»,

И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков».

Роза Змановская
Интонационная выразительность речи

Интонационная выразительность речи

Все мы знаем о том, что устная речь имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств. Роль интонации в речи огромна .

Интонация – сложное явление , которое включает в себя следующие элементы :

б) логическое ударение;

г) темп речи ;

д) тон высказывания;

Выясним сущность каждого элемента.

Мелодика существенно влияет на значение высказывания, его смысл.

Например : Он пришёл (констатируем факт) .

Он пришёл? (вопросительная интонация ) .

В любом предложении важное по смыслу слово выделяется голосом, ставится логическое ударение.

Способы выделения логически ударного слова в устной речи :

а) повышение или понижение тона на этом слове;

б) замедленное произнесение слова;

в) пауза перед логически ударным словом.

Способы выделения логически ударного слова в письменной речи :

а) выделяющийся шрифт;

б) прописные буквы;

в) восклицательный знак в скобках;

г) тире перед значимым словом.

Логически ударное слово, как правило, ставится в конце предложения. Чтобы правильно поставить логическое ударение, надо внимательно прочитать текст, вникнуть в его содержание. Постановка логического ударения зависит от смысла высказывания. А теперь поупражняемся в постановке логического ударения в трёх вопросительных предложениях.

Небольшая подсказка : правильно расставить логические ударения помогут слова во второй части предложений.

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

Следующие важные элементы устной речи – паузы , темп.

Паузы облегчают дыхание, позволяют сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Физиологическая пауза вызвана необходимостью вдохнуть воздух. Желательно, чтобы физиологические паузы совпадали с логическими, синтаксическими.

Ритмические паузы выделяются в конце стихотворной строки.

Логические паузы (смысловые) связаны с логикой речи .

Если пауза сделана неправильно, может измениться смысл высказывания.

(Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать.)

Темп речи – это скорость произнесения слов и целых фраз. Темп бывает медленный, средний и быстрый. Средний темп составляет 120 слов в минуту.

Необходимо заметить, что темп речи – величина непостоянная. На протяжении дня у одного и того же человека темп речи меняется . Это зависит от многих факторов :

а) индивидуальность говорящего;

б) темперамент;

в) настроение;

г) психологическое состояние.

Например, возбуждённый человек говорит быстрее, чем обычно. Человек усталый, чем-то подавленный, говорит вяло и замедленно. Темп зависит также и от содержания высказывания. Если рассказываем о стремительно развивающихся событиях, темп речи убыстряется . Если говорим о замедленных действиях, темп речи замедляется . Например : «Как долго тянется день! Как медленно он идёт, ползёт как черепаха!»

Темп речи зависит и от жанра высказывания и характера передаваемой информации. Например, репортаж о спортивных играх, обзор политических событий произносится достаточно быстро. Лекция, присяга, торжественное обещание произносится более медленно.

Встречаются люди, которые при всех обстоятельствах говорят очень быстро. Именно о них сложены пословицы : «Строчит, как из пулемёта» , «За твоим языком не поспеешь босиком» и т. д. Быстрая речь, особенно, если это лекция, требует усиленного внимания, вызывает утомление. Кроме того, быстрая речь не всегда бывает понятной. Нежелательна и замедленная речь. О ней народ говорит : «У него слово слову костыль подаёт» , «Слово за словом на тараканьих ножках ползёт» . Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.

Как видим, темп надо использовать умело. Это сильное оружие речевого общения.

В устной речи значительную роль играет и тон. Он отражает самые разнообразные чувства, переживания, душевные состояния человека. От чего зависит выбор тона? Он определяется многими причинами : и настроением, и ситуацией общения, и содержанием передаваемой информации, и, конечно, той целью, которую вы хотите достичь в процессе общения. Например, если ваша цель – похвалить кого-то, сделать комплимент, то и тон вашей речи будет ласковый , восторженный. Если ваша цель - попросить о каком-нибудь одолжении, покупке, то и тон у вас должен быть не приказной, не требовательный, а ласковый, способный растрогать человека.

Одним из качеств хорошей речи является её ритмичность, то есть, определённое, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых фраз. Такая упорядоченность речи делает её мелодичной, музыкальной. Чёткий ритм характерен, прежде всего, для стихотворной речи . Все перечисленные выше компоненты являются звуковой оболочкой речи .

Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Педагоги дошкольных учреждений должны всегда заботиться о выразительной стороне речи . Особое значение речь взрослого приобретает в процессе обучения детей родному языку.

Дошкольник усваивает язык практически, по подражанию. Он заимствует у окружающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи . При передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций , мимики и жестов. К сожалению, в каждой группе есть дети, у которых речь тусклая, вялая, тихая, невыразительная . Опыт показывает, что формирование выразительной речи можно осуществлять с помощью игры и игровых действий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.

Особо надо выделить театрализованные игры с сюжетным замыслом и ролевыми действиями. Одна из ведущих ролей в них принадлежит логопеду. Дети вначале будут только зрителями. Речь логопеда на этом этапе служит им образцом для подражания. Они стараются прочувствовать интонации , особенно построенные на контрастах. Постепенно творческая активность детей возрастает, у них развиваются мелодико-интонационная выразительность , плавность речи .