Что случилось с выжившими пассажирами после того, как титаник пошёл ко дну: фото. Сколько людей погибло на "Титанике"? Сколько выжило после крушения

25 февраля 2016, 19:42

Трагедия самого нашумевшего лайнера XX века не оставляет в покое воображение писателей, режиссеров, исследователей, историков, словно души 1500 погибших людей требуют разобраться в случившемся и поставить точку в расследовании причин катастрофы.
В 1912 году «Титаник» был крупнейшим пассажирским трансконтинентальным лайнером. 15 апреля 1912 года во время первого же своего рейса при столкновении с айсбергом он затонул в Атлантическом океане. На борту находилось 2200 пассажиров вместе с членами экипажа, спастись удалось 705. На тот момент температура воды была не более минус двух градусов по Цельсию и многие умерли от переохлаждения.

Современного писателя и журналист Эндрю Уилсон выпустил книгу «Тень Титаника». В ней автор в очередной описывает крушение «Титаника», которое наложило неизгладимый черный отпечаток на жизни 705 выживших в этой страшной трагедии, поставило точку в нескончаемой веренице богатства, роскоши и привилегий.
Миллвина Дин

Сегодня уже не осталось в живых ни одного пассажира «Титаника», последняя его гостья, Миллвайна Дин, скончалась в 2009 году в возрасте 97 лет. На момент трагедии ей было всего 9 месяцев и она, разумеется ничего не помнит, но сам факт ее пребывания на историческом судне сделал жизнь женщины, особенно после 1985 года, когда нашли «Титаник», странно популярной и насыщенной.

Очевидцы трагедии вспоминали, что крики тонущих до конца дней преследовали их. Одним они напоминали гул пчелиного роя, другие сравнивали стоны с ором 100 тысяч болельщиков на матче Кубка Англии.

Джозеф Брюс Исмэй (пассажир первого класса, каюты № В52, 54, 56, билет № 112058) исполнительный директор компании White Star Line. Выжил, но был заклеймен позором.

В книге снова и снова подымается вопрос: почему же большинству пассажиров не удалось спастись? Должность директора-распорядителя пароходной компании "Уайт Стар Лайн" на судне занимал Джозеф Брюс Исмей.

Шлюпку со спасенными подымают на борт "Карпатии"

Именно он был отвественным за конструирование «Титаника» и именно ему принадлежит решение отказать в 48 спасательных шлюпок из соображений экономии финансов. По подсчетам эти шлюпки могли бы спасти 1500 человек, почти всех погибшихКак жилось все последующие годы человеку, который так или иначе был виновен в смерти более тысячи людей? Судя по тому, что жена запретила употреблять при нем слово «Титаник», совесть не давала ему покоя. Известно, что он превратился в отшельника, а когда приходилось куда-то ехать, то всегда выбирал поезд, в котором заказывал для себя целое купе, общался же он только с бродягами, сидя на скамейках в городских парках.
Комната отдыха 1 класса

Но низость распорядителя усугубляется еще одним фактом. Оказывается, несмотря на правило «женщины и дети в первую очередь», он нашел для себя место в шлюпке и выжил в крушении. А когда спасенных подобрал корабль «Карпатия», он потребовал для себя отдельную каюту, тогда как остальные располагались на полу и столах.
Наблюдая за психическим состоянием выживших после катастрофы, было замечено несколько общих посттравматических симптомов. Здесь стоит вспомнить о 17-летнем Джеке Тэйере, который, в отличие от Исмея, помогал остальным забираться в шлюпки, сам же садиться в шлюпку он отказался. Ему удалось спасти, прыгнув в ледяную воду и уцепившись за перевернутую шлюпку.
Кафе на палубе "Титаника"

На родину он вернулся героем, которого превозносила вся страна. С годами он стал страдать затяжной депрессией, а после того как в годовщину крушения «Титаника» умерла его мать, которой также удалось спастись (отец погиб при крушении) и сын погиб во время Второй мировой войны, Джек перерезал себе вены. Он был одним из тех десяти, которые покончили с собой после гибели лайнера.

Дороти Гибсон - американская актриса немого кино, фотомодель и певица

Многие выжившие в ту страшную ночь имели проблемы с психикой, кое-кому пришлось даже лечиться в психиатрических клиниках. Одной из таких душевно раненных оказалась и актриса немого кино Дороти Гибсон.
Спальная комната 1 класса

Почти через месяц после случившегося ее продюсер и приятель Жуль Брулятур создал фильм «Спасенные с Титаника», главной героиней которого, конечно же, стала Дороти. В кадре она была в том же платье, что и в день трагедии и словно снова пережила страдания вместе с погибшими пассажирами. Это была ее последняя роль, больше она сниматься не смогла

Люси Кристина, Леди Дафф Гордон - одна из ведущих британских модельеров конце XIX - начала XX века

В книге «Тень Титаника» так же рассказывается о судьбе супружеской пары Гордон – сэр Космо Дафф и Люсиль. Именно Люсиль была модельером и автором популярного слова «шик». Супружеская чета спаслась в шлюпке, рассчитанной на 65 человек, но находилось в ней всего 12 человек. Говорят, что Космо Дафф спасся, заплатив морякам по 5 фунтов каждому, чтобы те побыстрее его с женой убрали от тонущего судна. Но тем самым Гордоны лишили других шанса на спасение.

В первый же вечер после спасения супруги отправились на вечеринку в один из ресторанов, где охмелевшая Люсиль слегка легкомысленно описывала трагедию. После этого случая сэр Гордон стал социальным изгоем. Вскоре пара рассталась, а модельный бизнес Люсиль процветал недолго, пока его не привело к банкротству финансовое безрассудство этой леди.
Билет на "Титаник". Мистер и миссис Эдвин Кимбелл. Отправление 10 апреля 1912 года. Кабина D-19

На борту «Титаника» находилось 143 женщины, путешествующих первым классом, их билеты были стоимость 875 фунтов, из них погибли четыре, при этом трое отказались садиться в шлюпки. А вот те, кто купил билеты в каюты третьего класса, по 12 фунтов, погибло более половины.

И, наверное, ошибаются те, кто считает, что смерть не смотрит на социальный статус людей. Как оказалось, социальное расслоение сказалось и после гибели людей: корабль, отправленный компанией "Уайт Стар Лайн" на поиски тел погибших, поднял на сушу только тех, кто ехал первым классом, остальные же так и были похоронены на морском дне.

Джон Джейкоб и Маделин АСТОР

Титаник» забрал под воду сотни самых богатых и знаменитых людей современности. Одним из них был миллионер Джон Джейкоб Астор. Вместе с его телом со дна моря были подняты золотые часы, кольцо с бриллиантом ценой в 57 тыс. современных долларов, запонки и 2 500 долларов наличными.

Имя миллионера поле гибели произносилось как имя героя, ведь он отказался от места шлюпке. Шум вокруг персоны Джона Джейкоба Астора поднялся, когда было открыто его завещание. Согласно воле покойного, его беременная 19-летняя жена Мадлен теряла все состояние в случае повторного замужества. Да, миллионер, видно, не собирался покидать этот мир так рано.

Паровые машины "Титаника"
Лестница под куполом. 1 класс

В первые годы после трагедии Мадлен была заметной особой в обществе Нью-Йорка. Ей удалось все же найти нового мужа, но брак был неудачным. Следующим ее мужчиной, с которым она завязала длительный роман, был итальянский боксер, систематически поднимавший на нее руку.

Капитан "Титаника" Эдвард Джон Смит


Судьба Мадлен, как и многих выживших в трагедии, была нещадной к ней, словно осуществляя месть за то, что удалось избежать смерти. Мадлен умерла в 1940 году в полном одиночестве, предполагают, что она покончила с собой. Перед смертью она часто повторяла: «Титаник» разрушил мою нервную систему».

Айсберг, отправивший на дно "Титаник", отыскали через 90 лет

Многих людей до сих пор интересует, сколько людей погибло на "Титанике". Бесконечные споры и дебаты не прекращаются уже много лет. Попытаемся и мы пролить свет на некоторые нюансы произошедшего. Итак, готовимся обсуждать, сколько погибло/спаслось человек на "Титанике". Но сначала - небольшой экскурс в прошлое.

У кого возникла идея строительства гигантского лайнера

Тайна века - это "Титаник". Сколько человек погибло и выжило? Для определения точного количества необходимо педантично вычислить, сколько членов экипажа и пассажиров теоретически мог вместить в себя мощный корабль. Океанский лайнер был построен по причине непрекращающегося спора между двумя гигантами кораблестроения, коими являлись на тот момент «Уайт Стар Лайн» и «Кунард Лайн». Чтобы стать абсолютным рекордсменом и прославиться на весь мир, первой организации требовалось создать невероятный по своим масштабам проект, который был бы больше всех по критериям вместимости и габаритам.

Процесс строительства погибшего судна

Пароход "Титаник" строили на протяжении трех лет. Процесс регулировался на верфи "Харленд Энд Вулф", расположенной в Белфасте. Спускали на воду лайнер 31 мая 1911 года. Событие было торжественным, долгожданным и помпезным. Это немудрено, ведь на момент ввода в эксплуатацию он считался самым большим судном в мире. Но факт спуска на воду еще не означал завершения громадного проекта. Продолжались наладочные работы, велась проверка оборудования и исправности механизмов.

Технические характеристики и бюджет проекта

Параметры корабля впечатляют: он имел длину 269 метров, ширину 30 метров, обладал водоизмещением 52 310 тонн. Мощность составляла 55 000 лошадиных сил. Пароход имел возможность развивать скорость до 24 узлов. Этого эффекта удалось достичь благодаря установке трех винтов, двух двигателей на четыре цилиндра. Особое значение имела современная по тем меркам паровая турбина. Это был второй вариант класса "Олимпик", но более усовершенствованный. Судостроители попытались исправить все недочеты, присущие прототипу. Общие габариты и 15 перегородок давали полную уверенность, что никогда статистика не будет считать, сколько людей погибло ни "Титанике". С учетом всех характеристик судна, затопление казалось невозможным.

Руководство судостроения

Ирландец Томас Эндрюс был главным судостроителем, отвечающим за качество "Титаника". В объемном процессе принимали участие свыше полутора тысяч простых рабочих, не считая высшего руководства. Сколько людей погибло на "Титанике", несмотря на слаженную работу команды?

Вместимость судна

Давайте попытаемся выяснить, сколько погибло человек на "Титанике", для этого можно воспользоваться данными технической карты судна. Она гласит, что теоретически на корабле могли спокойно разместиться 2439 человек из числа пассажиров и 908 членов экипажа. Путем простых подсчетов определяем, что всего на борту могло находиться 3347 человек одновременно.

Классификация салонов для пассажиров

Люди с билетами делились на три класса в зависимости от его стоимости. Первый класс считался самым комфортным и относился к элитным. В распоряжении гостей были многочисленные услуги: бассейн, тренажерный зал для занятий спортом, турецкая парная, корт для игр, электрованна (в то время существовало подобие современного солярия). Также пассажиры с домашними животными могли оставить их в специальном отделении на время путешествия. Невероятная роскошь была особенностью обеденного зала и курительного салона. Люди высшего общества могли насладиться приятной трапезой в уютной атмосфере богатства. Уровень сервиса даже третьего класса значительно превосходил простые туры на других трансатлантических кораблях. Каюты всех классов были оснащены всеми необходимыми удобствами. В них всегда было тепло, светло и просторно. Пассажирам предлагалось простое, но сбалансированное меню с разнообразными блюдами. После качественного питания они могли отправиться на морскую прогулку по палубе. Пассажиры не имели права находиться не на своей территории. Участки были строго распределены в зависимости от класса.

Оснащение

Выжившие при катастрофе на "Титанике" стали свидетелями недостатка плавсредств для всех пассажиров. На борту судна располагалось лишь 20 спасательных шлюпок. На них можно было разместить только 1178 пассажиров лайнера. Как говорилось выше, всего на пароходе могло путешествовать 3347 человек. Отсюда можно сделать логичный вывод, что проектировщики изначально были осведомлены, что в случае глобального крушения спастись удастся менее чем половине из общего количества присутствующих. Такая оплошность оправдывалась визуальной непотопляемостью красавца-лайнера. Никто не мог даже предположить, что в скором времени после отплытия гиганта придется считать, сколько человек погибло на "Титанике" в 1912 году. Британский кодекс торгового мореплавания рассчитывал возможность наличия спасательных средств исходя из тоннажа судна. Изначально предполагалось оборудовать "Титаник" 48 шлюпками, но в итоге руководство настояло лишь на 20. Сколько людей погибло на "Титанике" из-за мнимой уверенности в непотопляемости судна?

В отличие от ситуации со шлюпками, спасательные жилеты были в наличии на лайнере в полном объеме. Их количество определялось цифрой 3560 штук. Качественное изделие имело пробковый наполнитель. Также на борту имелись спасательные круги в количестве 49 штук.

Подготовка экипажа

Сколько людей погибло на "Титанике" и кто в ответе за эту трагедию? Одно из основных предположений - это отсутствие надлежащей подготовки со стороны членов экипажа. Никто из команды не был как следует подготовлен к чрезвычайной ситуации. Как такового обучения практически не проводилось, правилам эксплуатации спасательных жилетов и шлюпок было уделено катастрофически мало внимания. Пилотные учения проводились всего один раз. Перед отплытием с пассажирами тоже не была проведена необходимая работа (инструктаж) на тему того, как действовать в случае опасности для жизни. Известно, что в день перед трагедией было запланировано одно учение по посадке в шлюпки, но по причине ветреной погоды мероприятие отменили.

Накануне отплытия Министерство торговли Великобритании проинспектировало судно и вынесло решение об исправности снаряжения и соответствии всем предписаниям.

Первый и последний рейс

Круизный лайнер "Титаник" вышел в открытое море из Саутгемптона в 12 часов пополудни 10 апреля. У самого порта он чуть не столкнулся с другим пароходом. Возможно, это был знак, но в тот момент на него никто не обратил должного внимания. На момент выхода на борту находилось 1316 пассажиров и 908 представителей экипажа. Цифры приблизительные, точное число пассажиров неизвестно. Кто-то отменил поездку и не был вычеркнут из списков, кто-то путешествовал под вымышленным именем. Сейчас очень сложно восстановить полную картину. В весенний период обычно трансатлантические рейсы не пользовались популярностью, как случилось и в этот раз. Судно было заполнено наполовину. Командование лайнером принял Эдвард Смит, один из наиболее опытных капитанов компании. Он ходил в море уже на протяжении 40 лет из своих 62. Это был его последний рейс, членов экипажа спасали в последнюю очередь. Сколько человек погибло при крушении "Титаника"? Попытаемся ответить на этот вопрос ниже.

Столкновение с айсбергом

Атлантический океан можно назвать спокойным, но и здесь могут наблюдаться плохие погодные условия и прочие неблагоприятные факторы - все-таки морская стихия... Судя по разработанному плану, "Титаник" не должен был попасть в зону ледяных глыб, так как для движения был выбран безопасный курс. Но вечером 14 апреля случилось непредвиденное. Обществу преподнесли информацию, что из-за темного времени суток члены экипажа не увидели айсберг. Его рассмотрели слишком поздно, когда на расстоянии 650 метров уже нельзя было избежать столкновения, невзирая на все отданные команды. В 23:40 шикарный лайнер скользящим ударом врезается в подводную часть огромной глыбы льда. Сколько погибло человек на "Титанике" вследствие неудавшегося маневра?

Повреждения оказались значительными: более 5 пробоин в отсеках, корпус поврежден примерно на 90 метров в длину. В считанные секунды члены экипажа поняли, что судьба "Титаника" оказалась трагичной. Конструктор предположил, что через 1 час 30 минут пароход полностью уйдет под воду.

Эвакуация пассажиров и гибель легендарного лайнера

В первую очередь был отдан приказ о спасении детей и женщин. Поначалу истинную причину происходящего не называли. Люди не понимали, что происходит. Вода все прибывала, людей охватила паника. "Титаник" кренился все больше и больше. Вскоре стало понятно, что шлюпок на всех не хватит. В 2 часа ночи последняя спасательная шлюпка была загружена. У остальных не оставалось шансов на спасение. В 2 часа 20 минут над кораблем сомкнулись волны.

"Титаник": сколько человек погибло и выжило

Точное число неизвестно. По разным данным, количество погибших варьируется от 1490 до 1635. Выжило менее трети от находившихся на борту, примерно 712 человек.

Прошло уже более 100 лет с момента трагической гибели «Титаника». Во многом благодаря усилиям Джеймса Кэмерона и его фильму – одному из самых кассовых и рейтинговых в истории, об этом пароходе узнали все. Но несмотря на то что о «Титанике» слышал каждый первый человек на нашей планете, многие принципиальные детали, связанные с катастрофой 14 апреля 1912 года, до сих пор остаются малоизвестными. Давайте исправим это упущение.

Погода была идеальной

В день гибели «Титаника» в море царило абсолютное спокойствие

Достаточно легко представить, как лайнер «Титаник» борется с высоченными волнами, как туман и ливень дождь скрывают айсберг, впоследствии отправивший корабль на дно. Но всё было совсем не так. Когда «Титаник» направлялся к месту своей гибели, погода была прекрасной, можно даже сказать пугающе спокойной. Ветер и волны отсутствовали, и поверхность моря была безупречно гладкой – словно зеркало. Возможно, прекрасная погода и поспособствовала трагедии.

Даже лёгкая зыбь на водной поверхности могла бы подтолкнуть фосфоресцирующий планктон впритык к краям айсберга, и его смогли бы заметить заранее. Второй капитан «Титаника», Чарльз Лайтоллер, выделял отсутствие светящегося планктона, как одну из причин катастрофы. Возможно, абсолютный штиль также предотвратил резкое изменение температуры, которое всегда предупреждает команду об опасном сближении с айсбергом.

К сожалению, когда вперёдсмотрящий Фредерик Флит заметил прямо по курсу ледяную глыбу, уже было слишком поздно для того, чтобы избежать столкновения. В ходе проведённого в 1912 году расследования эксперты установили, что с момента обнаружения айсберга у парохода оставалось всего лишь 37 секунд, чтобы изменить курс. Другие специалисты заявили, что времени было чуть больше – около 65 секунд. В любом случае «Титаник» был обречён, ведь даже если бы была дана команда «полный стоп», лайнер ещё около 3,5 минут двигался бы по инерции.

Как назло, сразу после аварии поднялся сильный холодный ветер, который буквально замораживал людей, боровшихся за жизнь в ледяной воде.

Это интересно: В общей сложности, при крушении «Титаника» погибли 1514 человек, находившихся на борту (с учётом экипажа), спаслись 710. Выжить смогли 76% женщин, 51% детей и всего 18% мужчин. Из 908 членов экипажа погибли 696.

Вся поездка сопровождалась пожаром

Оказывается, на «Титанике» всё время бушевал пожар

Незадолго до первого и, к сожалению, последнего рейса, в одном из угольных бункеров парохода начался пожар. Следователи, выяснявшие причины катастрофы, смогли доказать, что огонь все ещё ​​бушевал, когда «Титаник» направился в Нью-Йорк, создавая потенциальную опасность для всех, кто присутствовал на борту.

Спасшийся кочегар Джон Дилли говорил: «Нам не удалось погасить огонь, и кочегары говорили, что когда мы высадим пассажиров, надо будет освободить всё большие угольные бункеры, а потом вызвать пожарные катера, которые помогли бы нам потушить огонь». Джон утверждает, что пламя потухло только тогда, когда ледяная глыба разорвала корпус. Вода вмиг затопила бункеры.

Некоторые другие члены экипажа уверяют, что пожар удалось успешно потушить утром 14 апреля – в тот самый роковой день. Как бы то ни было, «Титаник» горел на протяжении всего своего первого рейса. Не факт, что огонь привёл бы к катастрофическим последствиям, ведь проектировщики разрабатывали стальные бункеры так, чтобы они могли выдержать угольные пожары. Тем не менееЮ риски многократно возрастали.

Это интересно: Управляющий директор компании «White Star Line» Брюс Исмэй позже утверждал, что Джон Пирпонт Морган – владелец компании «IMM», которой и принадлежал «Титаник», заставил экипаж плыть на максимальной скорости, чтобы «доплыть до Нью-Йорка и высадить людей до того, как произойдут неизбежные взрывы».

Кстати, Морган и сам должен был быть в числе пассажиров, но за считанные минуты до отправления почему-то передумал и сошёл с судна.

Трагическое предвидение катастрофы Уильямом Стидом

Уильям Стид - человек, предвидевший катастрофу… И погибший в ней

Ещё за 26 лет до крушения «Титаника» британский журналист Уильям Стид написал вымышленную историю, в которой рассказывалось о гибели большого атлантического почтового парохода. В произведении большая часть пассажиров утонула из-за дефицита спасательных шлюпок. Этим рассказом Стид хотел привлечь внимание общественности к тому факту, что экипажами кораблей не выдвигаются требования о наличии достаточного количества шлюпок для спасения всех пассажиров, находящихся на борту.

Уильям Стид вернулся к этой теме ещё раз в 1892 году. В кульминационной главе судно пересекает Атлантический океан с сотнями туристов на борту. Приведём отрывок: «Раздался грохот, словно пароход налетел на лёд. Винты крутились, рассекая ледяные глыбы. Все пассажиры осторожно поднялись на палубу. Была сырая и очень холодная погода. Каждые полминуты откуда-то из тумана гудел свисток. Грохот скрежетавшего о борт парохода и перемалываемого винтами льда не позволяли разговаривать и быть услышанным. Но вдруг из темноты раздался отчаянный крик: «Айсберг по правому борту!».

Через 20 лет Стид погиб, находясь на борту «Титаника»…

Капитан Эдвард Смит

Капитан Эдвард Смит был шокирован, когда понял, что всех пассажиров спасти не удастся

Капитан печально известного судна Эдвард Джон Смит, с того дня, когда утонул вместе с «Титаником», стал героем десятков легенд. Многие уверяют, что он успел лично спасти жизнь ребёнку, прежде чем погибнуть. Но стоит отметить, что его героический образ слегка приукрашен.

Кроме того, что капитан игнорировал предупреждения об айсбергах и не держал «Титаник» на разумной скорости, Смит также позволил нескольким спасательным шлюпкам покинуть «Титаник» наполовину пустыми. Известно, что в первой отошедшей шлюпке (из шестнадцати), рассчитанной на 65 человек, было только 28 пассажиров, во второй – 36, в третьей – 32, в четвёртой и пятой – по 28.

Говорят, что когда Смит узнал о том, что «Титаник» не удастся удержать на плаву, он понял, что даже при максимальной загруженности шлюпок как минимум 1000 человек останутся на тонущем судне. Осознание этого факта повергло его в ужас. Капитан на время утратил решительность: не требовал скорейшей эвакуации, не занимался организацией работы команды, отдавал только невнятные и противоречивые приказы, не отвечал спрашивавшим его о чём-то офицерам и матросам. Эдвард Смит не отдал приказа загружать шлюпки по максимуму ввиду их дефицита, не следил за эвакуацией и точностью выполнения своих приказов.

Позднее, когда на воду была спущена последняя шлюпка, Смит в последний раз прошёлся по шлюпочной палубе. Он приказал всем членам экипажа прекратить работу и постараться спастись самим. Капитан повторял «Отныне каждый сам за себя».

Это интересно: Когда «Титаник» пошёл на дно, из сотен оказавшихся в воде людей выжили единицы. Члены экипажа Чарльз Лайтоллер, Джек Тейер, Арчибальд Грэйси и ещё порядка 30 человек сумели взобраться на перевёрнутую вверх дном складную шлюпку. Понимая опасность полного затопления лодки, они вынуждены были отталкивать плавающих поблизости людей вёслами, не обращая внимания на мольбы о помощи. Позднее в своей книге Грэйси восхищался поведением оставшихся в ледяной воде: «Я не услышал ни единого упрёка после отказа в помощи. Отказы встречались мужественными словами: «Ладно, удачи, парни, и да хранит вас Господь!»».

Только в 2012 году стало известно, что Смит в своё время не смог сдать тест по навигации с первой попытки. Сделать это ему удалось лишь в 1888 году. Тем не менее, начальный провал был, пожалуй, нехорошей приметой.

Единственный японец на борту

Масабуми Хосоно в Японии возненавидели и встретили, как труса

Единственный японский пассажир на «Титанике» – государственный служащий Масабуми Хосоно. До того как сесть на пароход и начать дорогу домой, он несколько месяцев изучал в Европе железнодорожные системы. Когда «Титаник» начал тонуть, Хосоно пробрался на верхнюю палубу, чтобы с достоинством взглянуть в лицо смерти. Он понимал, что шансов выжить практически нет, ведь члены экипажа усаживали в шлюпки только женщин и детей, а мужчин отгоняли, угрожая пистолетом. Неожиданно Хосоно обнаружил, что может спастись.

Возможность появилась в тот момент, когда член экипажа крикнул, что в спущенной шлюпке осталось 2 свободных места. Увидев, что кто-то прыгнул в воду, Хосоно поступил так же. Если бы он мог знать, к каким последствиям это приведёт в будущем, возможно, предпочёл бы погибнуть.

Тогда считалось, что достойному мужчине лучше умереть с почестью, нежели выжить в позорной манере. После возвращения в Японию Хосоно заклеймили как труса и возненавидели едва ли не всей страной. Его уволили с правительственной работы, пускай через несколько лет и наняли обратно. Негативные отзывы об азиате, спасшемся в шлюпке №13, позволяют сделать вывод, что это был Хосоно.

Это интересно: Температура воды за бортом составляла −2°С (порог замерзания). Некоторые люди, оказавшись в ней, погибли от сердечного приступа сразу. Другие умирали примерно через полчаса. Сначала из-за сильного переохлаждения появлялась сильная дрожь, потом замедлялись пульс и температура тела. Вскоре человек терял сознание и умирал.

В 1997 году репутация Масабуми была частично восстановлена, когда среди его вещей было найдено рукописное описание трагедии. В письме для своей супруги Хосоно упоминал, что находился в шлюпке №10. Если это – правда, значит, он не мог быть тем самым азиатом.

Реальное ожерелье «Титаника»

Ожерелье «Сердце океана» существовало на самом деле

В фильме «Титаник» было упомянуто великолепное ожерелье, называвшееся «Сердце океана». Можно подумать, что это выдумка режиссёра. Но оказывается, что на реальном судне произошла аналогичная история: пассажирке Кейт Филипс её любовник Генри Морли подарил ценное сапфировое ожерелье.

Богатый 40-летний владелец кондитерского цеха влюбился в 19-летнюю Кейт, работавшую помощницей у его конкурента. Вскоре Морли задумал бросить свою супругу и маленькую дочь ради Кейт. Пара села на борт «Титаника», чтобы сбежать и начать жизнь с чистого листа в Калифорнии. В ночь катастрофы Кейт удалось попасть на борт последней спасательной лодки. А Генри Морли погиб.

Через 9 месяцев Кейт родила малышку, которую назвала Эллен. Только в возрасте 76 лет Эллен узнала, что её отец был одним из погибших пассажиров «Титаника». Когда она поговорила об этом с матерью, то узнала, что у Кейт до сих пор хранится то самое сапфировое ожерелье.

Ошибки и теории

Возможно, в катастрофе виновато Суперлуние

Исследователи неоднократно пытались выяснить, почему «Титаник» столкнулся с ледяной глыбой. Сразу после катастрофы английские и американские эксперты решили, что пароход двигался слишком быстро. На небольшой скорости ущерб был бы намного меньшим, да и шансы уйти в сторону от столкновения увеличивались. А так айсберг, словно консервный нож, вспорол 5 носовых отсеков «Титаника». При столкновении в обшивке правого борта появились 6 пробоин, суммарная длина которых достигала 90 метров.

Это интересно: Корпус лайнера был разделён на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок, построенных поперёк судна. Конструкторы рассчитали, что «Титаник» сможет оставаться на плаву в случае затопления одновременно 2 любых отсеков или 4 смежных (носовых либо кормовых).

В 2010 году журналистка Луиза Паттон, внучка одного из офицеров «Титаника», предположила, что судно избежало бы столкновения, если бы после сообщения об айсберге рулевой Роберт Хитчинс не паниковал и сначала не повернул руль в противоположную сторону. Луиза уверена, что её дед вступил с другими членами экипажа в сговор, пытаясь сохранить эту ошибку в тайне. Правда могла разрушить репутацию компании «White Star Line» и всех его коллег.

В то же время два астронома из Техасского университета предполагают, что редко случающееся «Суперлуние» могло вызвать движение айсберга. Отметим, что «Суперлуние» происходит тогда, когда в момент полнолуния наш спутник подходит к Земле на самое близкое расстояние. Известно, что 4 января 1912 года Луна приблизилась к Земле на наименьшую дистанцию за последние 1,5 тысячи лет. Это случилось на следующий день после так называемого перигелия Земли (максимальное приближение планеты к Солнцу). В результате совместного гравитационного воздействия Солнца и Луны могли появиться необычайно сильные приливные силы. Астрономы считают, что мощные потоки воды привели в движение множество айсбергов на пути «Титаника», это создало все предпосылки для катастрофы.

Элизабет Шутес

Элизабет Шутес утверждает, что почувствовала запах льда ещё до катастрофы

Пассажирка «Титаника» Элизабет Шутес утверждала, что незадолго до катастрофы её потряс запах льда, не дававший ей нормально уснуть. Он напоминал ей огромную ледяную пещеру, в которой Шутес когда-то побывала. Элизабет выжила и позднее написала собственный отчёт о трагедии.

Шутес была гувернанткой 19-летней пассажирки I класса Маргарет Грэмм. Когда лайнер в первый раз завибрировал и слегка содрогнулся, девушка не сильно обеспокоилась этим, будучи уверенной, что огромному судну ничего не угрожает. Элизабет лежала в своей каюте, когда в дверь постучал её подруга, сообщившая, что видела в окно своей каюты огромный айсберг, с которым столкнулся лайнер. Тогда Элизабет спросила у стюардов, правда ли это, но получила отрицательный ответ.

Только после того, как пассажиров первого класса согнали на верхнюю палубу, Шутес осознала всю серьёзность положения. Как она писала в мемуарах, в спасательной шлюпке, в которой она находилась, было всего лишь 36 человек (притом что рассчитана она была на 65 мест). Элизабет едва ли не силой затолкали в шлюпку против её воли. Девушка хотела остаться на корабле, ведь не верила, что такой огромный лайнер может утонуть. Но когда шлюпка отплыла на достаточное расстояние, «Титаник» разломился на 2 части и за считаные секунды скрылся под водой.

Параллели с крушением лайнера «Costa Concordia»

Существует ли связь между гибелью «Costa Concordia» и ‘Титаником’?

Это интересно: Многие люди проводят параллели между гибелью итальянского корабля «Costa Concordia» и крушением «Титаника». Во-первых, некоторые выжившие пассажиры «Concordia» утверждали, что в момент, когда корабль ударился о скалу, в столовой играла знаменитая песня Селин Дион «My Heart Will Go On». Во-вторых, оба лайнера встретили свой ​​конец с промежутком в 100 лет.

Имеются и другие странные совпадения. Крещение обоих кораблей было неудачным – бутылка шампанского не разбилась о борт «Costa Concordia». Говорят, что то же самое случилось в своё время с «Титаником». К обоим бедствиям привели человеческие ошибки. Наконец, оба корабля в момент катастрофы плыли на максимальной скорости.

Пожалуй, самое значительное отличие – репутации двух капитанов. Когда капитана «Титаника» Эдварда Смита люди помнят как героя, погибшего вместе с пароходом и перед этим спасшего жизнь ребёнку, в адрес Франческо Щетино звучат лишь проклятия. Щетино вместе со вторым офицером бежали с борта корабля, когда на борту ещё находились 300 пассажиров, которых можно было спасти.

Оптические иллюзии

Сигналы бедствия с «Титаника» были интерпретированы командой находившегося поблизости судна как миражи

С тонущего «Титаника» несколько раз отправлялись сигналы бедствия. Кроме этого, были запущены 8 сигнальных ракет. Находящийся ближе всего от места крушения корабль «Калифорния» проигнорировал ракеты, хотя они ярко осветили ночное небо. Позднее капитан «Калифорнии» утратил работу из-за скандала, ведь многие люди полагали, что он осознанно проигнорировал сигналы. Но дальнейшее расследования причин катастрофы «Титаника» позволяют дать более правдоподобное объяснение его поведению – преломление света.

Важно отметить, что в ночь с 14 на 15 апреля «Титаник» проплывал через области так называемой термической инверсии. Она вызывает неправильное преломление света, из-за чего появляются миражи. Как утверждает историк Тим Малтин, с нескольких кораблей, находившихся вблизи от места аварии, в роковую ночь наблюдались десятки миражей. Малтин уверен, что температурные условия вызвали аномальную рефракцию света. Этим можно объяснить, например, то, почему вперёдсмотрящие «Титаника» сообщили о том, что судно движется на айсберг слишком поздно.

Эти миражи и удержали команду экипажа «Калифорнии» от правильной интерпретации сигналов бедствия. Такой вывод Малтин сделал в 2012 году, через 20 лет после официального закрытия британским правительством собственного расследования по поводу влияния преломления света на гибель «Титаника».

Крушение «Титаника» и через сто с лишним лет остаётся одной из наиболее известных катастроф в истории. Драматичные события, происходившие на борту парохода в ночь на 15 апреля 1912 года, нашли своё отражение в искусстве. Интерес к гибели считавшегося непотопляемым судна не ослабевает и в наши дни. О «Титанике» написаны сотни книг, тысячи статей, сняты документальные и художественные фильмы. А в память о жертвах катастрофы в разных странах возведены памятники и мемориалы.

Многие видели фильм про катастрофу крупнейшего в истории человечества лайнера "Титаник". Знают, например, в каком океане затонул "Титаник", а также что причиной его гибели стало столкновение с айсбергом, но, к сожалению, не всем хорошо известна история этого бедствия, а также истинные причины крушения судна.

Этот корабль был, действительно, чудом того времени, построенный английской компанией «White StarLine». По высоте он был приблизительно как высотное одиннадцатиэтажное здание, а по длине - как три больших квартала. Судно было оснащено 8 палубами и имело 16 водонепроницаемых отсеков, которые обеспечивали высокий уровень безопасности данного лайнера.

Несмотря на такую мощную и крепкую конструкцию, "Титаник" ушел на дно во время своего первого выхода в плавание. Вокруг гибели этого гиганта кораблестроения до сих пор существует много дискуссий и возникает много вопросов, связанных с его катастрофой. Например, как и почему пошел на дно корабль, в каком году затонул "Титаник" и т.п.

В каком году затонул "Титаник", первое испытание и выход в океан

Попробуем разобраться по порядку со всеми нюансами и раскрыть все секреты гибели этого гигантского судна. Итак, "Титаник" отправился в свое первое плавание 10 апреля 1912 года. Перед этим в 1911 году лайнер впервые был выпущен в воды Мирового океана для испытательного плавания. В этом тестовом круизе корабль находился до апреля 1912 года, когда и прибыл в английский порт Саутгемптона, а уже 10 апреля этого же года "Титаник" отправился в свое первое и, к сожалению, последнее плавание. Уже через пять дней в ночь с 14 на 15 апреля судно столкнулось с айсбергом, в результате чего затонуло в водах Атлантического океана. Из всех пассажиров на борту погибло более 1500 людей.

Секреты и тайны катастрофы "Титаника"

Комиссия, которая занималась расследованием гибели этого судна, была однозначна в своих выводах и всю ответственность возложила на капитана корабля Смита. Его обвинили в том, что он двигался со слишком большой скоростью в ночное время по ледяному полю, хотя его предупреждали об опасности. Но в этой истории есть много других загадок и тайн.

Так, в 1985 году группой океанографов во главе с Робертом Баллардом удалось поднять со дна множество обломков от корабля и детально исследовать их. В результате ученые сделали сенсационное открытие. Оказывается, конструкция судна была изготовлена из низкого сорта стали, что и стало причиной раскола дна корабля.

А также была гипотеза, что "Титаник" раскололся еще до того, как столкнулся с айсбергом. Низкого качества сталь не выдержала таких нагрузок и дала трещину. Тщательно исследовав металл, из которого были сделаны стержни и заклепки в конструкции корабля, ученые обнаружили в нем высокий уровень концентрации окалины. Она делает сталь очень хрупкой, что впоследствии может привести к ее быстрому разрушению. В доказательство справедливости этой версии служит тот факт, что создатели "Титаника" планировали завершить его строительство в как можно кратчайшие сроки. Эта спешка стала второй причиной гибели судна.

Ученые полагают, что если в качестве материала для изготовления стержней и заклепок, которые играют главную роль в безопасности судна, применялась высококачественная сталь, то, возможно, катастрофы удалось бы избежать.

Конечно, в крушении "Титаника", кроме применения материала низкого качества, сыграли роль и другие факторы:

  • игнорирование ледовой опасности в ночное время суток капитанским составом;
  • халатное отношение экипажа корабля к своим обязанностям (ведь весь капитанский состав был предупрежден, что впереди есть айсберг);
  • несоответствие мест в спасательных шлюпках – так, из более чем 2 тыс. пассажиров на шлюпки удалось высадить только около 700, остальные ушли под воду. Но также в подтверждение тому есть факт, что эти шлюпки изначально были рассчитаны только на 1178 человек, а на борту, согласно разным источникам, было больше 2 тысяч людей.

Выводы

Как видно, несмотря на то, что "Титаник" был одним из наибольших лайнеров того времени и оснащен по всем правилам безопасности, малейшие пренебрежения простыми правилами, халатное отношение капитанского состава к своим обязанностям и спешка в процессе постройки данного судна привели к его крушению во время первого же выхода в открытый океан. До 1985 года не все факты были известны об этой страшной катастрофе. Люди знали, в каком океане затонул "Титаник", сколько приблизительно людей погибло, а также, что судно потерпело крушение в результате столкновения с айсбергом. Но после проведенных исследований командой ученых во главе с Баллардом удалось раскрыть много новых подробностей про истинную причину катастрофы этого корабля.

105 лет назад, 15 апреля 1912 года, "непотопляемый корабль", "самый огромный и роскошный океанский лайнер" на первом же своем рейсе врезался в айсберг и унес с собой на дно океана более полутора тысяч пассажиров. Казалось бы, за много десятков лет уже не осталось тайн и секретов об этой страшной катастрофе. И все же давайте вспомним как это было.

Капитан Эдвард Смит на борту "Титаника". Фото: New York Times

Первая официальная версия

Два правительственных расследования, которые провели по следам катастрофы, постановили что именно айсберг, а не дефекты корабля, стали причиной гибели лайнера. Обе следственные комиссии заключили, что затонул "Титаник" не частями, а целиком - крупных разломов не было.

Вину за эту трагедию полностью переложили на плечи капитана корабля - Эдварда Смита, который погиб вместе со своей командой и пассажирами атлантического лайнера. Эксперты упрекали Смита в том, что корабль шел со скоростью 22-х узлов (41 км) по опасному ледяному полю - в темных водах, недалеко от берегов Ньюфаундленда.

Открытие Роберта Балларда

В 1985 году океанографу Роберту Балларду после длительных безуспешных поисков все-таки удалось отыскать останки корабля на глубине около четырех километров на дне океана. Тогда же он открыл, что на самом деле "Титаник" раскололся пополам до потопления.

Спустя пару лет обломки корабля впервые подняли на поверхность и тут же появилась новая гипотеза - для строительства "непотопляемого корабля" использовали низкопробную сталь. Однако по мнению экспертов, низкопробной оказалась вовсе не сталь, а заклепки - важнейшие металлические штифты, связывающие вместе стальные пластины корпуса лайнера. А найденные обломки "Титаника" и вовсе свидетельствуют, что корма корабля не вздымалась высоко в воздух, как считали многие. Считается, что "Титаник" разделился на части, находясь сравнительно ровно на поверхности океана - это явный знак просчетов конструкции корабля, которые утаили после катастрофы.

Просчеты конструкции

"Титаник" построили в сжатые сроки - в ответ на производство конкурентами нового поколения скоростных лайнеров.

"Титаник" мог держаться на плаву, даже если 4 из его 16 водонепроницаемых отсеков были бы затоплены - это удивительно для корабля таких гигантских размеров.

Однако в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года всего за несколько дней дебютного рейса лайнера вскрылась его ахиллесова пята. Корабль, из-за своих габаритов, не был достаточно поворотлив, чтобы суметь избежать столкновения с айсбергом, о котором кричали дозорные последнюю минуту. "Титаник" не столкнулся с роковым айсбергом лоб в лоб, а проехал по нему правым боком - лед пробил дыры в стальных пластинах, затопив шесть "водонепроницаемых" отсеков. И уже через пару часов корабль полностью заполнился водой и пошел ко дну.

По мнению экспертов, изучающих потенциальное слабое место "Титаника" - заклепки, установили, что из-за того, что время поджимало строители стали использовать низкопробный материал. Когда лайнер наткнулся на айсберг, слабые стальные стержни в носу корабля не выдержали треснули. Считается, что не случайно вода, затопив шесть отсеков, скрепленных стержнями из низкосортной стали, остановилась ровно там, где начались заклепки из высококачественной стали.

В 2005 году очередной экспедиции, изучающей место катастрофы, по обломкам днища удалось установить, что во время крушения корабль накренился всего на около 11 градусов, а вовсе не 45, как долгое время считалось.

Воспоминания пассажиров

Из-за того, что корабль накренился совсем немного, у пассажиров и команды было ложное чувство безопасности - многие из них не понимали серьезности ситуации. Когда вода достаточно затопила носовую часть корпуса, корабль, оставаясь на плаву, раскололся надвое и затонул в минуты.

Чарли Джугин, шеф-повар "Титаника", стоял вблизи кормы во время крушения корабля и не заметил никаких признаков разлома корпуса. не заметил он также и всасывающей воронки или колоссального всплеска. По его сведениям, он спокойно отплыл от корабля подальше, даже не намочив волос.

Однако некоторые пассажиры, сидевшие в спасательных шлюпках, утверждали, что видели корму "Титаника", высоко поднятую в воздухе. Однако это могло быть лишь оптической иллюзией. При наклоне в 11 градусов, торчащих в воздухе пропеллерных винтах, "Титаник" высотой в 20-этажное здание казался еще выше, а его крен в воду - еще больше.

Как затонул "Титаник": модель в реальном времени

В Нью-Йорке продали меню последнего обеда на потерпевшем крушение в 1912 году лайнере "Титаник". За него выручили 88 тысяч долларов (около 1,9 миллионов гривен).

Компания "Blue Star Line" объявила о строительстве "Титаника-2". По словам конструкторов, судно станет точной копией знаменитого лайнера, затонувшего в 1912 году. Однако лайнер оснастят современными средствами безопасности. Финансировать проект взялся австралийский горный магнат Клайв Палмер.

Теперь этот 105-летний крекер считается самым дорогим в мире.

Оказывается, крекер производства "Спиллерз энд Бейкерз" под названием "Пилот" входило в комплект для выживания, который размещался на каждой спасательной шлюпке. Позже один из таких продуктов достался человеку, который держал его в качестве сувенира. Это был Джеймс Фенвик, пассажир судна "Карпатия", которое поднимало выживших после кораблекрушения.

СПРАВКА

В ночь на 15 апреля 1912 года "Титаник" столкнулся с айсбергом и затонул. Он плыл в Атлантическом океане по пути из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк. Тогда погибли около 1,5 тысяч человек, в основном, пассажиры третьего класса. Всего на нем было более 2,2 тысяч человек.