Наденька крупская. Личная трагедия надежды крупской

В наши дни Православная церковь отмечает множество больших праздников. Первейшие по значению среди них - Пасха, то есть Воскресение Христово, двенадцать «великих двунадесятых» и еще пять «великих недвунадесятых». Кроме них с большой торжественностью празднуются дни поминовения особо почитаемых святых. Для каждого торжества твердо установлен день, форма богослужения, а порою и бытовые детали: какого цвета должны быть одеяния духовенства, какая пища позволительна за праздничным столом…

Но в раннем христианстве всех этих праздников, помимо Пасхи, не существовало. А позднее они «бродили» от одной даты к другой, то сливались, то оказывались разделены, да и традиции отмечания сильно отличались в разных местах. Проще говоря, церковные праздники устоялись и приняли современную форму далеко не сразу.

Большинство из них рождались медленно, в спорах и согласованиях, которые могли тянуться десятилетиями или даже веками. Всё это происходило, главным образом, между IV и X столетиями, в огромной, давно исчезнувшей стране. Ее именуют Восточно-Римской империей или, проще, Византией. А уж оттуда церковные установления по поводу праздников расходились в разные концы Христианского мира.

У праздника Крещения Господня - сложная судьба.

«Надлежит нам исполнить всякую правду…»

Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. Этот праздник представляет собой воспоминание о том, как Иисус Христос явился на берег палестинской реки Иордан и попросил о крещении у пророка Иоанна Предтечи. Тот, прозревая суть Христа, удивился и спросил, не следует ли ему самому принять крещение у Христа? Людей Иоанн крестил во оставление грехов, но зачем очищаться от грехов существу, имеющему в себе безгрешную божественную суть? Да и уместно ли Владыке принимать крещение от раба Его? На это получен был ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн Предтеча склонил голову перед волей Бога, а Иисус вошел в зеленые, непрозрачные воды Иордана, издревле почитавшегося священной рекой. Иоанн Предтеча произвел обряд крещения, который стал прообразом современного таинства.

Схиархимандит Иоанн Маслов писал о Крещении Христа в реке Иордан следующее: «Крестившись от Иоанна, Христос исполнил “правду”, т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был “исполнить” эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения».

Во время Крещения произошло чудо: на Христа снизошел Дух святой в обличии голубя, «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22). Так всему народу было явлено, что Иисус - не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Поэтому праздник имеет ныне второе название - Богоявление.

В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой. В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа.

День белых риз

Праздновать Крещение Господне стали очень быстро - еще при жизни апостолов. Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл.

Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека (Рождество), Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения (Крещение) — смыкались в их представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» (по-гречески, — «Явление»), позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант - «Теофания» (то есть «Богоявление»). В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Духовенство - наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах.

В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие (Сочельник) со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении.

Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник.

«Почерпнув воды в полночь…»

Совсем не простой вопрос, когда Крещение стало самостоятельным праздником. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.

Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными - с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал.

Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника.

Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие - один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды - и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй - на реках, озерах, прудах.

Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям.

Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым.

Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие - даже если никого из новообращенных нет в храме - сохранился.

Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие.

Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни.

Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру.

С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме - для «отгнания нечистой силы».

Епископ Иларион (Алфеев) так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана - не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней».

Времена, когда церковь была под строжайшим запретом, прошли. Сегодня большинство россиян знает, какого числа Крещение, Рождество и другие великие Порой случается, что праздник путают с днем который отмечается 25 июля. Отсюда и возникает неразбериха с тем, какого числа Крещение. Кроме того, сегодня далеко не все знают значение и традиции, связанные с праздником Крещение Господне.

История происхождения праздника

Праздник Крещение Господне зародился во времена апостолов. В то время прошел религиозный обряд крещения. Иисусу было 30 лет, когда он пришел к Именно он окрестил Христа в водах Легенда гласит, что во время Крещения на Иисуса опустился луч света, небесный голос провозгласил его Сыном Божиим.

Вначале праздник назывался Епифания. Слово это обозначает "Богоявление". Еще одно название, которое носило Крещение - праздник Света. Названия эти объясняются тем, что в день Светлого праздника Бог приходит в земной мир, чтобы одарить его жителей светом.

Само слово "крещение" в переводе с греческого означает "погружение в воду". Именно отсюда и происходит самая важная традиция праздника - купаться в освященных водоемах. Сегодня с каждым годом все больше россиян спешат к проруби в Крещение, число купающихся даже в лютые морозы непрерывно растет. Вода олицетворяет жизнь и помогает смыть грехи. Но прежде чем окунуться в Иордань, важно соблюсти и другие традиции Крещения.

Традиции праздника

Крещение Господне является шестым из двунадесятых праздников. К ним относят двенадцать важнейших после Пасхи событий.

Церковный год начинается с первого сентября. Поэтому и отсчет праздников стартует именно с этой даты.

Вопросов о том, когда следует праздновать Крещение, какого числа, возникать не должно. Дело в том, что праздник этот не переходящий, а значит, ежегодно отмечается в один и тот же день - 19 января (по старому стилю - шестого). При этом стоит помнить, что накануне следует соблюдать строжайший пост, молиться и каяться в грехах.

18 января православные называют Крещенским сочельником. Название этого дня происходит от кушанья, которое может употребляться верующими в этот день - сочиво. Изготавливается оно из зерна, сваренного с добавлением сухофруктов, мака и орехов. Только после соблюдения можно пойти искупаться в Иордани.

Важно понимать, что избавиться от грехов, окунувшись в прорубь, не удастся, поскольку церковь утверждает: замолить грехи можно только на исповеди. Несмотря ни на что, у многих верующих возникает следующий вопрос: следует какого числа?". Крещение начинается в полночь с 18 на 19 января. И именно с этого момента и весь день девятнадцатого у Иордани выстраиваются очереди.

Кроме того, в Крещение важно не забыть набрать святой воды.

Она пригодится весь год: ребенка умыть - от дурного глаза помогает, самому попить - болезни предотвращает. Конечно, святую воду следует брать в церкви, отстояв перед этим службу. Но многие верят, что в ночь перед Крещением святая вода бежит прямо из-под крана. И вот что интересно - набранная даже таким способом, она простоит весь год, не приобретя постороннего запаха, не испортившись.

Праздник Крещение Господне чтится верующими уже не одно столетие. Поэтому и оброс огромным количеством традиций и примет. Важно осознавать, что знание о том, какого числа Крещение отметить и какие традиции при этом соблюсти, вряд ли поможет избавиться от грехов. Гораздо важнее в течение всего года хранить веру и молиться.

Старинный и уважаемый во всех христианских странах праздник Крещение Господне уже давно стал ожидаемым событием церковного календаря. О нем знают все православные верующие и, несмотря на развитие современной науки, люди выполняют определенные обряды в этот святой день, которые были установлены много веков тому назад.

Этот христианский праздник еще называют Богоявление. Его каждый год отмечают 19 января. В 2018 году православные верующие отпразднуют Крещение в пятницу. В Российской Федерации это будет рабочий день, даже несмотря на то, что государство внесло Крещение в число официальных праздничных дат. История этого праздника берет свое начало с того момента как Иоанн Предтеча крестил в Иордане нового мессию Иисуса Христа.

Согласно Святому Писанию в этот момент с неба прилетел белый голубь. Эта птица стала живым воплощением святого духа. Затем до людей, которые находились у Иордана, донеслись с неба слова Бога, в которых он назвал Иисуса своим возлюбленным сыном и послал ему благоволение. Именно с этого времени началась земная миссия Христа, которая завершилась его Воскрешением. Когда Иоанн покрестил Иисуса и после божественных знаков с неба Спаситель отправился путешествовать по пустыне. Он находился в ней на протяжении сорока дней.

Таким образом Христос готовил себя к выполнению возложенной на него божественной миссии. Со временем Крещение обросло всевозможными традициями. Верующие следуют им до нашего времени. Главным обрядом является купание в проруби. Желающим его совершить необходимо знать ряд важных особенностей. До купания в проруби (Иордани) священник с помощью распятия и молитвы производит обряд ее освящения.

Христиане три раза полностью окунаются, молятся и радостно покидают прорубь.Для человеческого организма, особенно неподготовленного, купание в проруби может стать настоящим стрессом, в особенности при сильных морозах. Но поскольку этот обряд является старинным и проводится ежегодно, то замечено, что на Крещение природные воды обладают особыми свойствами. Верующие, которые окунаются в проруби с освященной водой, перестают болеть, избавляются от сглазов и смывают свои грехи.

Согласно неофициальным правилам купание в проруби нельзя производить людям с больным сердцем. Также в их ряду значатся дети, беременные, люди, страдающие нервными заболеваниями и нездоровыми сосудами. Ни в коем случае не купайтесь в проруби после употребления алкогольных напитков. Если вы это сделаете, то подвергните свой организм серьезному риску. До погружения следует хорошенько покушать. Но не переедайте, а по завершению обряда насладитесь горячим чаем. Придерживаясь всего вышеперечисленного, вы оздоровите свой организм и состояние духа.Конечно же, купание в проруби в этот день будет полезно далеко не всем, но вот крещенская вода окажет благотворное влияние на любого человека.

Есть несколько важных нюансов, которые необходимо знать до того, как набрать и освятить воду в этот день. Стоит сказать, что процесс освящения воды в храмах выполняют в течение двух дней. Начинают это делать 18 января во время Крещенского сочельника после того как завершится Божественная литургия. Затем воду продолжают освящать 19 января во время самого праздника. В эти дни набирайте крещенскую святую воду . Вы можете это сделать не только в церкви, а, например, дома.

В этом случае лучше всего набрать воду сразу после полуночи и до полвторого ночи с 18 на 19 января.

В сам день Крещения Господня вода набирается до прихода 20 января. Придерживаясь всех вышеизложенных традиций и советов, вы станете физически и духовно здоровее.