Лён в русской традиции. Лён на Руси издавна считался предметом национального промысла и торговли

Лён имеет очень богатую и древнюю историю, а льняная ткань считается самой старинной! Ни для кого не секрет, что льняные изделия – самые полезные для здоровья и одновременно самые ноские. В России лён испокон веков был одной из самых любимых культур. В отношении климата он неприхотлив и нуждается только в длинном световом дне, а это наши широты ему вполне обеспечивают.

Еще во времена возникновения Руси лён возделывали в районе Пскова, а позднее – в Новгородской, Суздальской, Вологодской и окрестных землях. Но уже в середине прошлого века его разводили в стране почти повсеместно, а льняной экспорт прочно занимал первое место в перечне вывозимых товаров. И это при том, что половина выращиваемого льна оседала в деревне: крестьяне веками изготовляли из него домотканую одежду.
На Руси лён заслужил к себе благоговейное отношение и считался материалом чистым, целебным и таинственным.
Сохранились и народные приметы, связанные со льном: если льняное зернышко положить в ботинок – обувь будет носиться намного дольше, а если несколько льняных семечек зашить в одежду, они защитят от порчи и сглаза.

На Руси лён стелили новобрачным, в льняное полотно принимали новорожденных и льняными повязками перевязывали раны воинов для скорейшего выздоровления.

Посеву льна даже был посвящен праздник «Семь дев», в народе говори
ли «сеют лен у семи Алён».
В народе говорили:

Росы с Федора – к урожаю льна и конопли.
Хорошо рябина цветет – к урожаю льна.
Длинные капельки – долгий лён.

Кукушка закуковала – пора сеять лен.
Все работы в поле также были регламентированы и обставлялись обрядами.
В языческие времена существовал обычай: при посеве льна женщины раздевались донага, чтобы лен, глядя на них, сжалился и лучше уродился. Правда, после введения христианства подобное уже не поощрялось. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку!»

С усилением христианства в Киевской Руси возделывание культуры практически вступает на новый этап. Летописец Нестор в своей «Повести временных лет» подробно рассказывает не только о возделывании льна и производстве тканей, но и о получении и использовании масла печорскими монахами. Лечцы – так славяне называли своих лекарей – активно применяли льняное масло для врачевания различных заболеваний.
Льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды. Зачастую доход семьи зависел от урожая этой сельскохозяйственной культуры, потому не зря говорили: «Посеешь лен – пожнешь золото». Существовало и другое выражение, столь же краткое и образное: «Удастся лен, так шелк, не удастся, так щелк».
Если в языческие времена у народов, живших в северо-западных областях, были свои боги и богини, покровительствовавшие льноводству, то с введением христианства осталась одна богиня – Святая Парасковия. Именно ей по окончанию льняной страды – 28 октября – был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному: грязнуха (потому что октябрь – месяц дождей и грязи), но чаще ласково – льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь. Из льняных нитей создавали знаменитые кружева – бланды. Девушки щеголяли в них в праздники, демонстрируя свое мастерство, а парни, глядя на изделия, могли выбрать невесту. Считалось, что в неурожайные годы кружевница сможет прокормить семью и спасти от голода.

Года идут, времена и нравы меняются, но уникальные и полезные свойства льна остаются неизменными.
Нам нравится сохранять и развивать льняную культуру в наши дни и использовать все уникальные свойства этого благородного материала.

Лен многих крестьян просто выручал на Руси. Из льна пряли нитки, из которых ткали повседневную и праздничную одежду, скатерти и другие предметы домашнего обихода. Из семян льна получали льняное масло, на нем готовили пищу. Секреты выращивания льна, а затем его сбора, обработки, весь технологический процесс подготовки льна к получению пряжи, а затем и готовых текстильных изделий - все это передавалось из поколения в поколения в каждой крестьянской семье, в каждом доме.

Лен выращивали в поле, собирали. Обработка растений для получения растительных волокон в старину начиналась с мочевила - канавы, где стебли топили на две-три недели, придавливая их притугами и добавляя туда же навоз и золу. Иногда для мочки льна рыли специальную яму (копань), выбирая место для нее поближе к болоту. В мочевиле в результате процессов брожения разрушались многие растительные клетки, кроме прочных лубяных волокон, которые как раз и нужны для изготовления прочных ниток.

То, что оставалось в мочевиле от снопиков льна, высушивали на стлище (на поле).

Высушенную траву - тресту, мяли в специальной мялке, по другому - мялице - колоде с продольным желобом, к которой на шарнире был соединен тяжелый брус с ручкой - било. Жесткие, деревянистые части стволиков (кострика) разбивались в кусочки, а гибкое и прочное лубяное волокно оставалось целым и невредимым. Важность этой процедуры крестьяне отметили пословицей "Недомнешь мялкой, так и не возьмешь прялкой".

Затем трест трепали, ударяя пучком размятых стеблей о столб или перекладину, либо, наоборот, били деревянным трепалом по тресте, выбивая из нее кострику. И, наконец, тресту расчесывали деревянным гребнем, готовя волоть, а потом чесали щеткой из жесткой щетины, отделяя пачеси или изгребья, идущие на второсортный подкладочный холст, от чистеца, сортового льна.

Очесанный лен, поделенный по качеству на три сорта - изгреби, пачеси и собственно лен, - дергали, теребили и расшиньгивали (взбивали, распушали). Этот большой пушистый клубок ровно разверстывали на столе, спрыскивали водой и осторожно скатывали в куделю. Из кудели уже пряли пряжу.

Пряли лен женщины и даже девочки, а вот выучиться ткать удавалось лишь самым трудолюбивым и настойчивым. Кстати, именно ткачихи и прялки были одним из основных выдумщиков песен и сказок народного фольклора - монотонность ткацкого труда вынуждала женщин скрашивать свою работу различными песнями, шутками-прибаутками, присказками устного народного творчества: девушки с песнями и потешками пряли пряжу, а рукодельницы ткали ткани.

Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Так и получалась пряжа.

А уж из пряжи на деревянных ткацких станах ткали ткани. Из тканей шили одежду. Красивая, тщательная обработка льна позволяла носить нижнюю одежду практически всю жизнь, даже передавая по наследству. Верхнюю же одежду носили много лет, бытовые изделия из холста - полотенца, платы, скатерти - тоже служили нескольким поколениям. Лишь рукавиц ненадолго хватало хорошим работникам.

Видео для детей, как в стародавние времена проводили обработку льна для урока по предмету окружающий мир 2 класс (учебник Плешакова). Нажмите play, чтобы начать просмотр.


«История возделывания льна»

Лён не смогли заменить ни тёплая шерсть, ни естественный или искусственный шёлк. Лён (у древних римлян он назывался «linium») обладает уникальными свойствами. Он дарит людям масло, тончайший батист, брюссельские и вологодские кружева, простынное полотно, скатерти, бельё и одежду, отличающиеся прекрасными санитарно-гигиеническими качествами, долговечностью, прочностью и устойчивостью против гниения. Под льняными парусами ходили суда по морям и океанам, принося новые открытия. Льняные холсты сберегли для нас творения великих мастеров кисти.

Льняная пряжа на разрыв почти в 2 раза крепче хлопчатобумажной и в 3 раза крепче шерстяной. Она гигроскопична - не только впитывает влагу, но и «отводит жару», обеспечивая отличное самочувствие, особенно в жарком и влажном климате. Вода испаряется с неё почти с той же скоростью, что с поверхности водоёма, в результате чего льняная ткань всегда свежая и прохладная. Лён не вызывает аллергии и задерживает развитие бактерий. Кремнезём, содержащийся во льне, предохраняет его от гниения. Недаром египетские жрецы носили одежды изо льна, который был символом чистоты, света и верности, а мумии египетских фараонов, забинтованные в тончайшие льняные ткани удивительной прочности, сохранились до наших дней. Гибель урожая льна в древнем Египте приравнивали к одной из «семи египетских казней». Когда не было ещё бумаги, многие книги писались на тканях. Так, одна из известных книг - «Льняная книга» древних этрусков - была написана на льняной ткани ещё в VII в. до н. э.

Сказочно красив лён, когда он цветёт. Поле становится голубым. Голубые, синеватые, реже фиолетовые, розовые или белые цветки собраны в кисти. Крупные (15-20 мм в диаметре), правильной формы раскачиваются они на длинных цветоножках. Однако, эту сказку можно увидеть только утром. Нежные цветки раскрываются с рассветом, а к полудню с наступлением жары снова складываются или осыпаются на землю голубыми снежинками.

С 1 га посевов пчёлы могут собрать до 15 кг меда.

Лён - одна из древнейших сельскохозяйственных культур. При археологических раскопках свайных построек неолита в Швейцарии были найдены обугленные остатки еды, приготовленной из семян льна, обрывки ниток, верёвок, сетей и тканей из льняного волокна. Таким образом, человек неолита уже возделывал лён.

Следы культуры льна обнаружены в археологических находках бронзового века в Испании, но большинство находок, говорящих о возделывании льна в доисторические времена, относятся к железному веку. Судя по ним, многолетний узколистный лён культивировался тогда уже по всей Европе, вплоть до Скандинавского полуострова. В Германии в напластованиях, сохранивших следы поселений человека железного века, найдены остатки хлеба, приготовленного из смеси зёрен пшеницы, проса и льна. Множество археологических находок, равно как и литературно-исторические и лингвистические данные, причисляют к древнейшим очагам культуры льна кроме Швейцарии и Германии также Индию, Китай, Египет, Месопотамию, Бухару, Афганистан, Хорезм, Туркмению, Малую Азию, Закавказье, Абиссинию, Алжир, Тунис и Испанию.

В Индии и Китае лён как прядильное, и тем более как масличное растение, был введён в культуру раньше хлопчатника - более 5 тыс. лет назад. Имеются данные, что за 3-4 тыс. лет до н. э. лён выращивали на волокно в Месопотамии, Ассирии и Египте, где выделывали тончайшие льняные ткани. Историк древности Геродот упоминает о льняной ткани, принесённой в дар Афине Родосской, где каждая нить состояла из 360 тончайших нитей. Культура льна процветала в Колхиде, которая платила льном дань туркам. Есть версия, что поход аргонавтов из Эллады в Колхиду за «золотым руном» был по сути походом за секретом получения тончайшей пряжи изо льна, продававшейся буквально на вес золота и не уступавшей египетской. Увы! Секрет этот не дошёл до наших дней.

Некоторые исследователи считают родиной льна западную Персию, откуда он попал и в другие страны, причисленные к древнейшим очагам культуры льна - Индию, Китай и районы Средней Азии, а также на запад и юго-запад, прежде всего в Вавилон и Египет. Есть основания считать, что и древний Рим, и древняя Греция позаимствовали культуру льна из Египта. Упоминания о льне начинают фигурировать в древнегреческой и древнеримской литературе с VI в. до н. э. Слова «лион» (греческое) и «линиум» (латинское), от которых, очевидно, и происходит русское «лён», встречаются в произведениях Гомера, Геродота, Теофраста, Плиния и других писателей древнего мира.

От римлян лён позаимствовали галлы и кельты - основоположники льноводства в Западной Европе, а от греков - славяне, положившие начало разведению льна в Восточной Европе. В древнейших очагах культуры льна на территории Средней Азии (в Афганистане и горных районах Бухары, Хорезма и Туркмении) использование льна вплоть до начала ХХ в. оставалось на примитивном уровне.

В Австралии льноводство распространилось, когда стали разводить разные виды растения раздельно в зависимости от целей и способов их использования - на волокно или на масло.

В России лён культивировался издревле. Льноводством занимались все славянские племена, населявшие восточную часть Европейской равнины до образования Киевской Руси. В X-XI веках лён возделывали на волокно и на масло в значительных количествах, он считался важнейшим растением, ведь он доставлял одежду и масло, был предметом ремесла и торговли. Крестьяне платили им оброк и подати, вносили его в царскую казну. Товарное льноводство на Руси возникло в XIII в., и с образованием Русского государства центр льноводства сместился в Псков, Новгород, а затем и в Суздальские земли. Торговля льном занимала видное место как внутри страны, так и в связях Руси с Западом. Русские князья собирали льном подати. Ярослав и Михаил Тверские облагали новгородцев за торговлю льном пошлиной «с короба». Великий Новгород, состоявший в Ганзейском союзе, был в то время центром русской внешней торговли, и в частности торговли льном.

С потерей для России выхода к Балтике и с открытием Северного торгового пути через Белое море Новгород утратил своё былое значение, и торговым центром русского льноводства стал Архангельск.

Тем временем в Западной Европе - в Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Германии и Франции - техника выработки тканей из льняного волокна достигла несравненно более высокого уровня, чем в России. Русские льняные ткани не выдерживали в ту пору конкуренции широко славящихся повсюду голландских, фламандских и саксонских полотен, хотя последние и вырабатывались в основном из русского льна, которому не было равного по качеству и дешевизне.

Механизация обработки льна давалась очень тяжело. Многие страны развивали, а затем сворачивали производство льна. Наполеон I объявил конкурс с премией в миллион франков тому, кто разработает процесс получения тонкой пряжи механическим способом и тем самым избавит Францию от ввоза текстильного сырья. Крупный учёный химик Гей-Люссак и механик Ф. Жирар решили эту задачу, совершив переворот в производстве льняных тканей. Однако этот способ был изобретён уже после падения Наполеона.

Так как это изобретение было связано с наполеоновскими замыслами, на родине его авторов оно не сразу получило признание. Жирар был вынужден искать применение ему за границей. По предложению Александра I он основал в России, в Привислинском крае первую в России и в мире механическую полотняную фабрику, из которой впоследствии выросла знаменитая Жирардовская мануфактура.

Машинное прядение утроило производительность труда по сравнению с самопрялкой. Необычайно вырос спрос на лён, прежде всего русский, в Великобритании. Уже в 1837 г. импорт льна из России в Великобританию превышал 1,7 млн пудов и доля России в общем ввозе льна в эту страну достигала 70%. Ещё через 10 лет лён стал основной статьей русского экспорта, а Россия - главным поставщиком его не только в Великобританию, но и во все другие западноевропейские страны с развитой льноперерабатывающей промышленностью. Во внутреннем потреблении лён в России занимал тогда первое место после хлеба.

Ещё большего размаха достигло льноводство с развитием капитализма в России. Лён выращивали на обширной территории страны, и в больших количествах вывозили за границу не только волокно, верёвку, канаты, но также семена и масло, получая свыше 30% всей экспортной выручки.

Несколько раз появление новых, проще обработанных волокон (хлопчатобумажных, вискозных и синтетических), казалось, ставило льнопроизводство на грань катастрофы. Но производство льняных тканей сохранилось, причём сочетание льна с новыми волокнами позволило обеспечить высокие потребительские свойства тканей.

Разнообразие природных факторов в пределах обширного ареала культуры создало резко отличающиеся друг от друга типы льнов: от высокорослых одностебельных долгунцов севера, нередко достигающих 125 см в высоту, до карликовых кустистых форм льнов горной Абиссинии, едва поднимающихся в высоту до 25-30 см; от предельно скороспелых (крайний север и высокогорные районы) до чрезвычайно поздних форм льна, выращиваемых на поливных землях Азии. Различия между ними в продолжительности вегетационного периода столь велики, что одни только зацветают, когда другие уже созревают.

Выделяют разные виды льна - прядильные и масличные. Первые носят общее название долгунцов, а вторые - кудряшей. Как переходные между этими двумя основными типами - промежуточные формы льнов, так называемые межеумки. Всего известно около 300 видов льна, в СНГ - свыше 40.

Лён-долгунец (прядильный) возделывается на полях как яровая культура, иногда встречается (как примесь) и в других посевах, а также по краям дорог, возле жилья. Растёт преимущественно на супесчаных и суглинистых почвах, в условиях влажного и теплого климата.

Признано, что Россия - родина льна-долгунца. Это одна из наиболее трудоёмких культур. Стебли для выделения волокна подвергают первичной обработке - вымачиванию или запариванию, мятию и трепанию. Из льняного волокна (в стеблях его 20 -28%) делают ткани, из костры (измельчённые стебли) - звуко- и термоизоляционные плиты, которыми отделывают салоны автобусов и самолетов.

Посевы льна-долгунца в мире незначительны и из года в год сокращаются, но сбор остаётся примерно на одном уровне - почти 600 тыс. т в год - благодаря повышению урожайности. Традиционно его выращивает определённый круг стран (не более 20), расположенных в основном в средней полосе Европы - от Урала до Атлантики.

Лён-кудряш (масличный), или «рогач» - более теплолюбивое и менее требовательное к влаге, чем лён-долгунец, растение. Семена масличного льна содержат до 52% масла, которое употребляют в пищу. Применяют его (как и семена) в медицине. Масло это относится к категории высыхающих масел, которые твердеют на воздухе, поэтому оно (как и масло льна-долгунца) особенно ценно для производства олифы, лаков, красок и эмалей. Между тем оно всё чаще заменяется синтетическими маслами, поэтому его производство сокращается.

Жмых - хороший корм для молочного скота. Льняной мякиной, получаемой при раздавливании коробочек, кормят свиней. Короткое волокно кудряша (10 -15% в стеблях) пригодно для выработки мешковины, брезента и других непромокаемых тканей, клеёнок, шпагата. Основные районы выращивания льна-кудряша в бывшем СССР - Казахстан, Западная Сибирь, Поволжье, степная зона Украины.

Как надо мять лен для получения ткани

Сказки, рассказы в картинках, загадки, песни, пословицы, заклички про лен. Занимательно об окружающем мире !

В этой статье Вы найдете:

  1. Рассказ для детей в картинках о выращивании и обработке льна.
  2. Видео для малышей «Как рубашка в поле выросла».
  3. Видеофильм о русских традициях выращивания льна.
  4. Сказку Г.Х. Андерсена «Лён».
  5. Русскую народную песню о выращивании льна «Мы сеяли, сеяли ленок».
  6. Заклички, загадки, приговорки о льне.
  7. Презентацию для занятий с детьми «Как рубашка в поле выросла: выращивание льна».

Лён выращивают более тысячи лет. Для того чтобы лен превратился в холст, требуется весь год – от уборки урожая до нового посева. Из льна делают не только ткань, но и мешковину, веревки, канаты, паруса, рыболовные сети, а из семян – полезное льняное масло.

Лён выращивать нелегко. Даже пословица есть такая – «Лён любит поклон».

Лён считался на Руси целебным растением. Именно лён стелили новобрачным, чтобы никакая болезнь не была им страшна. Именно в льняное полотно принимали новорожденных. Льном перевязывали раны. Даже сейчас встречается поверье, что если зашить в одежду семена льна, то это защитит его от сглаза.

Из чего сделана одежда: как рубашка в поле выросла. Материалы для занятий с детьми.

Как выращивают лен?

Как рубашка в поле выросла – видео для малышей.

Из чего сделана одежда? Теребленый, мятый, трепаный (по рассказу А. Ивича). Для детей 6-10 лет.

1.Чем отличается лён от хлопка?

Попроси дома льняное полотенце или кусок холста. Вероятно, найдется. Натяни его и посмотри сквозь материю. Почти ничего не видно: ткань плотная, ровная, никаких просветов. А сквозь хлопчатобумажную материю, которая сделана из хлопка, увидишь всю мебель в комнате. В ткани есть просветы: кое-где она поплотнее, кое-где пореже.

Что такое лен, ты знаешь: растение, как и хлопок. Оно не на юге растет, а на севере в умеренном климате. Лён не так капризен как хлопок. Солнца ему много не надо. Он может подождать, пока дождь пойдет, — не нужно ему подавать воду на утренний завтрак.

2.Что такое луб, или из чего получаются волокна для льняных ниток?

Посеяли лён, выросли стебли с метёлками наверху. У тонкого стебелька льня строение такое же, как у ствола большого дерева: сверху – кора, а под корой – что? Луб!

Ты знаешь, что такое луб? Это самая мягкая и гибкая часть ствола. Их луба березы делают корзинки для грибов, из луба липы плели прежде лапти.

В льняном стебле луб состоит из крепких, длинных и очень тонких волокон. Из этих волокон и прядут нитки.

3. Как собирают семена льна?

Если хлеб сеешь – всё ясно: урожай надо снимать, когда зёрна, семена дозреют. А со льном нельзя ждать, пока созреют семена, — волокно загрубеет и нити из него получатся плохие.

А как же без семян? Ведь тогда на следующий год сеять будет нечего! Да и не только для посева нужны льняные семена – из них выжимают масло.

Вот что придумали: собирают урожай льня прежде, чем семена созрели, а потом оставляют лён лежать недели на две в поле. За это время семена созреют, а волокно не испортится.

4.Как собирают волокна льна? Какие машины помогают людям в работе?

Рожь и пшеницу срезают. А лён выдёргивают из земли с корнем, чтобы весь стебель сохранился. Это называется «теребить лён». Руками теребить – работа долгая и нелёгкая. Сейчас у нас есть машины – льнотеребилки. Интересное название, правда? Почему они так называются? Потому что они помогают человеку – лён теребят!

Сначала стелют тереблёный лён в поле – на «стлище» (от слова «стелить», «стлать»). Семена дозревают. Но не только для этого кладут лён на стлище. Дело в том, что волокна луба очень крепко склеены между собой, а весь луб крепко склеен с древесиной, с внутренней частью стебля. Поэтому достать волокна стебля совсем не просто. Пока лён лежит в поле – в стебле вырастают крохотные грибки, которые разрушают клей. Они его размягчают. Но весь клей они не могут убрать.

Когда семена дозрели, лён молотят – выбивают из метёлок зёрна. А солому – стебли льна – опускают в речку или опять кладут в поле, под осенние дожди.

В мокрых стеблях заводятся живые существа – бактерии. Они такие крохотные, что их можно увидеть только под микроскопом. Эти бактерии питаются клеем, который скрепляет волокна. Пока лён мокнет, бактерии «съедают» весь клей.

Вот уже сколько работы было со льном: теребили его, стлали, молотили и мочили. Но это еще не всё!

Теперь лён надо высушить, а высушив разделить луб на волокна. Это делают в машине. Она мнет лён. Как ты думаешь, как она называется? (Попробуйте с ребенком придумать разные варианты, похвалите его за словотворчество, а затем скажите, как люди договорились называть эту машину. Ее называют «мялкой». Почему? Потому что она мнет лён). Льняную солому пропускают между круглыми валами. Луб в машине – мялке отделяется от коры и древесины.

А потом луб отправляют в другую машину, которая будет трепать лён.Спросите ребенка, как может называться такая машина. Да, она называется трепалка! Очень интересное и точное название! Трепать лён – это значит выбивать ударами остатки древесины, клея из луба и разделять луб на отдельные волокна. Работа трепалки похожа на выбивание пыли из одежды.

Вот теперь тереблёный, мочёный, сушёный, мятый, трёпаный лен можно отправить на фабрику .

На фабрике будут прясть из волокон льна нитки , поэтому такая фабрика называется… как Вы думаете, как? Прядильная, потому что на ней прядут! На прядильной фабрике из тонких волокон льна скрутят нитки.

Затем на ткацкой фабрике из ниток соткут ткань. Из льна делают не только ткани для одежды. Льняное волокно очень плотное, поэтому из него делают даже паруса!

А затем на швейной фабрике из ткани сошьют красивую одежду, постельное белье, занавески, скатерти, салфетки.

А из коротких льняных волокон, которые для пряжи не пригодились, сделают паклю. Для чего нужна пакля ? Ей конопатят – затыкают щели.

Из остатков стеблей льна, которую называют «костра» сделают топливо и бумагу. Кстати, именно от названия «костра» происходит название месяца «октябрь» в некоторых языках (например, белорусском или литовском), ведь октябрь – это время обработки прядильных растений. В белорусском языке этот месяц называют «кастрычник».

Вот какой длинный путь проделывает лён от поля до магазина, в котором мы покупаем красивые льняные вещи. Поэтому и говорят, что рубашка в поле выросла!

В одной из школ Каргопольского района Архангельской области дети и учителя восстановили полностью весь цикл выращивания льна. О русских традициях Вы узнаете из этого видео — телепередачи «Ремесло». Обязательно посмотрите ее запись. В конце ролика Вы увидите все орудия труда, которые раньше использовались для обработки льна, посмотрите, как они действуют, как ими пользовались люди.

Видео: Выращивание и обработка льна. Русские традиции.

Проект в детском саду «Как рубашка в поле выросла»

А в одном из детских садов воспитатель с детьми решили узнать на своем опыте, как растет лен и как из него рубашка получается. Об их исследовательском проекте Вы сможете узнать из этого видео. К сожалению, автор видео не указал ни номера детского сада, ни города, ни фамилии, имени и отчества воспитателя.

Весь процесс выращивания льня очень хорошо передан в русской народной хороводной песне «Уж мы сеяли, сеяли ленок», которую можно разучить даже с детьми дошкольного возраста и которую они с удовольствием поют.

Песни, стихи, загадки, заклички и сказки про лён.

Русская народная песня весеннего обрядового цикла «А мы сеяли, сеяли ленок»

В хороводе изображаются движения – посев и обработка льна.

Изначально в традиции его исполняли только девочки, мальчики не участвовали.

  • Девочки становятся в две линии и напротив друг друга и ходят рядами.
  • На первые две строчки каждого куплета показывают движения согласно словам песни (сеют, полют, рвут и т.д.).
  • На слова «чеботами приколачивали» пристукивают ногами и пляшут до слов «Мой белый кужалёк».
  • На слова припева «Лен мой, лен» одна из линий идет 4 шага вперед к другой линии,
  • На слова «Белый лен» эта линия делает 4 шага назад – возвращается на место.
  • На слова «Справа на горе» другая линия делает 4 шага вперед.
  • На слова «Слева на крутой» эта линия возвращается обратно.
  • На слова «Лен зеленой» все стоят не месте и как бы показывают руками на лен.

Аудиозапись этой песни Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Аудиозаписи сообщества»).

Уж мы сеяли, сеяли лён,
а мы, сея, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый куж(а)лёк,
Припев. Лён мой, лён, белый лён,
Справа на горе, слева на крутой, лён мой зеляной.
А мы пололи, пололи лён,
Мы пололи, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,

Припев повторяется.
Вот мы рвали, рвали лён,
а мы рвали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы стлали, стлали лён,
а мы стлали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы мочили, мочили лён,
а мы мочили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
Мы сушили, сушили лён,
а мы сушили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.
А мы мяли, мяли лён,
а мы мяли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется: «Лен мой, лен» и т.д.
А мы трепали, трепали лён,
а мы трепали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы чесали, чесали лён,
а мы чесали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы пряли, пряли лён,
а мы пряли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы ткали, ткали лён,
а мы ткали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты носися, носися, ленок,
ты носися, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.

А мы шили, мы шили ленок.
А мы шили, приговаривали,
Чеботами приколачивали.
Вот удался, удался, ленок!
Вот удался мой белый кужалёк.

Припев.

К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (текст из книги «Родное слово»)

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает: «Что ты, тятя, делаешь?» - «А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке».

Задумалась Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!» Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке: «Славная у тебя рубашечка будет!»

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки,- подумала Таня,- но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на месте их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдёргивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать; а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху навалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали: «Славная у тебя, Таня, рубашечка будет!»

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.

Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока он сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашечка будет!» - опять сказали Тане сестры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки! - думает Таня.- А где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидала, как из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать; а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сестры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.

Лен. Сказка Г. Х. Андерсена

Лён цвел чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже еще нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было также полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

— Все говорят, что я уродился на славу! — сказал лён. — Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!

— Да, да, да! — сказали колья изгороди, — Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, — вишь, какие мы сучковатые! И они жалобно заскрипели:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

— Вовсе не конец! — сказал лён. — И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдет дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!

Но вот раз явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнем, будто хотели изжарить. Ужас что такое!

— Не вечно же нам жить в свое удовольствие! — сказал лён. — Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!

Но льну приходилось уж очень плохо. Чего-чего только с ним не делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали — да просто всего и не упомнишь! Наконец, он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!

“Я ведь так долго был несказанно счастлив! — думал он во время этих мучений. — Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам на долю! Да, надо, надо!.. 0х!”

И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошел на этот кусок.

— Но ведь это же бесподобно! Вот уж не думал, не гадал-то! Как мне, однако, везет! А колья-то все твердили: “Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!” Много они смыслили, нечего сказать! Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! Там никто за мною не ухаживал, воду я только и видал, что в дождик, а теперь ко мне приставили прислугу, каждое утро меня переворачивают на другой бок, каждый вечер поливают из лейки! Сама пасторша держала надо мною речь и сказала, что во всем околотке не найдется лучшего куска! Ну, можно ли быть счастливее меня!

Холст взяли в дом, и он попал под ножницы. Ну, и. досталось же ему! Его и резали, и кроили, и кололи иголками — да, да! Нельзя сказать, чтобы это было приятно! Зато из холста вышло двенадцать пар… таких принадлежностей туалета, которые не принято называть в обществе, но в которых все нуждаются. Целых двенадцать пар!

— Так вот когда только из меня вышло кое-что! Вот каково было мое назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни! Нас двенадцать пар, но все же мы одно целое, мы — дюжина! Вот так счастье!

Прошли года, и белье износилось.

— Всему на свете бывает конец! — сказало оно. — Я бы и радо было послужить ещё, но невозможное — невозможно!

И вот белье разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришёл конец, так их принялись рубить, мять, варить, тискать… Ан, глядь — они превратились в тонкую белую бумагу!

— Нет, вот сюрприз так сюрприз! — сказала бумага. — Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье!

И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и умнее, — так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочитать!

— Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! — говорила бумага. — И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю, счастье нести людям радость и знания! Я все ещё не могу придти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь бог знает, что сама я тут ни при чем, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведет меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: “Ну, вот и песенке конец”, — тут-то как раз и начинается для меня новая, ещё высшая, лучшая жизнь! Теперь я думаю отправиться в путь-дорогу, обойти весь свет, чтобы все люди могли прочесть написанное на мне! Так ведь и должно быть! Прежде у меня были голубенькие цветочки, теперь каждый цветочек расцвел прекраснейшею мыслью! Счастливее меня нет никого на свете!

Но бумага не отправилась в путешествие, а попала в типографию, и все, что на ней было написано, перепечатали в книгу, да не в одну, а в сотни, тысячи книг. Они могли принести пользу и доставить удовольствие бесконечно большему числу людей, нежели одна та бумага, на которой были написаны рассказы: бегая по белу свету, она бы истрепалась на полпути.

“Да, конечно, так дело-то будет вернее! — подумала исписанная бумага. — Это мне и в голову не приходило! Я останусь дома отдыхать, и меня будут почитать, как старую бабушку! На мне ведь всё написано, слова стекали с пера прямо на меня! Я останусь, а книги будут бегать по белу свету! Вот это дело! Нет, как я счастлива, как я счастлива!”

Тут все отдельные листы бумаги собрали, связали вместе и положили на полку.

— Ну, можно теперь и опочить на лаврах! — сказала бумага. — Не мешает тоже собраться с мыслями и сосредоточиться! Теперь только я поняла как следует, что во мне есть! А познать себя самое — большой шаг вперед. Но что же будет со мной потом? Одно я знаю — что непременно двинусь вперед! Всё на свете постоянно идет вперед, к совершенству.

В один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в плиту; её решили сжечь, так как её нельзя было продать в мелочную лавочку на обертку для масла и сахара.

Дети обступили плиту; им хотелось посмотреть, как бумага вспыхнет и как потом по золе начнут перебегать и потухать одна за другою шаловливые, блестящие искорки! Точь-в-точь ребятишки бегут домой из школы! После всех выходит учитель — это последняя искра. Но иногда думают, что он уже вышел — ан нет! Он выходит ещё много времени спустя после самого последнего школьника!

И вот огонь охватил бумагу. Как она вспыхнула!

— Уф! — сказала она и в ту же минуту превратилась в столб пламени, которое взвилось в воздух высоко-высоко, лён никогда не мог поднять так высоко своих голубеньких цветочных головок, и пламя сияло таким ослепительным блеском, каким никогда не сиял белый холст. Написанные на бумаге буквы в одно мгновение зарделись, и все слова и мысли обратились в пламя!

— Теперь я взовьюсь прямо к солнцу! — сказало пламя, словно тысячами голосов зараз, и взвилось в трубу. А в воздухе запорхали крошечные незримые существа, легче, воздушного пламени, из которого родились. Их было столько же, сколько когда-то было цветочков на льне. Когда пламя погасло, они ещё раз проплясали по черной золе, оставляя на ней блестящие следы в виде золотых искорок. Ребятишки выбежали из школы, за ними вышел и учитель; любо было поглядеть на них! И дети запели над мёртвою золой:

Оглянуться не успеешь,
Как уж песенке конец!

Но незримые крошечные существа говорили:

— Песенка никогда не кончается — вот что самое чудесное! Мы знаем это, и потому мы счастливее всех!

Но дети не расслышали ни одного слова, а если б и расслышали, — не поняли бы. Да и не надо! Не всё же знать детям!

Пословицы про лён

Спросите детей, почему про лён так говорят?

  • Лён любит поклон.
  • Лён ручки любит.
  • Посеешь лён – пожнёшь золото.
  • Удастся лён – так шёлк. А не удастся лён – так зубами щёлк.
  • Чем лён дольше (т.е. длиннее) – тем доход больше.
  • Много льна – денег закрома.
  • Кто в лён одет – доживёт до ста лет.
  • Лён вымотает – лён и озолотит.
  • Мни лён доле, волокна буде боле.

Загадки про лён

Почему так говорится о льне в загадке: как он « в сыру землю ушел»?, какую «синюю шапку нашел»?

  • Мал малышок, в сыру землю зашёл, синю шапку нашёл.
  • Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили.

Приговорки и заклички про лен

  • Раскладывая лен на поле, приговаривали: «Лежи, ленок белый как снег, мягкий как шелк».
  • В хмурую дождливую погоду говорили:

Хмарина – хмарь,

Не беё лён да ярь.

А бей посильней –

Камыш да репей!

  • Гуляя рядом с полем, на котором сеяли лён, дети приговаривали – желали:

Уродись, бел ленок,

Тонок, долог и высок!

Вверх – головистый,

Вниз – коренистый,

С цветком голубым,

С корнем золотым!

Познакомив детей с тем, как «рубашка в поле выросла» покажите ребенку красивые льняные вещи, которые есть у Вас или у Вашей бабушки дома, в магазине. Вспомните вместе с детьми, какой долгий путь прошел лён от семечка до сшитой льняной скатерти или льняного полотенца.

Именно поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!

Надеюсь, что материалы этой статьи помогут Вам в занятиях с детьми дома, в детском саду, в детском центре, в школе.

Презентация «Как рубашка в поле выросла: выращивание льна»

Презентацию со всеми картинками статьи, доступную для редактирования и удобную для занятий с детьми, можно скачать:

  1. здесь по этой ссылке ,
  2. в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. в разделе группы «Документы» под видеозаписями группы).

В ней Вы найдете картинки из этой статьи в высоком качестве для рассматривания их с детьми и другие полезные материалы.

Сказка для младших дошкольников о льне «Как Кротик штанишки раздобыл» (озвученный диафильм)

Много других полезных и интересных материалов для занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром Вы найдете в рубрике

Русские традиции, песни, колыбельные, пестушки, народные игры для детей Вы найдете в рубрике

До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!

Краткая история льна

Первым известным текстильным изделием считаются найденные археологами в сентябре 2009 года в горной пещере на территории Грузии фрагменты льняной пряжи и волокон, часть которых была окрашена. Возраст находки 36 000 лет до н. э.

В Древнем Египте, в эпоху фараонов (3 000 лет до Н. Э) лен играл ключевую экономическую роль. Из него делали разнообразные текстильные изделия, в том числе виссон - тончайшую, почти прозрачную, но при этом прочную белую льняную ткань для одежды, которая обеспечивала комфорт в жару и была приятна в носке.

Льняное полотно массово применялось для обертывания тела при погребении и « сопровождении» души умершего в вечность.

Следующий триумф льна - Финикийцы (12-й-8-й век до н. э.) - великие мореплаватели и первые экспортеры льняных тканей и белья. Они покупали лен в Египте и везли его в Грецию, Рим, Бретань, Англию, Ирландию и Испанию. Каналы, прорытые вдоль Нила к Красному морю около 1700 года до н. э., позволили наладить новый транспортный путь виссона: кораблями из Тира - в Индию, а затем в Китай.

Юлий Цезарь, победив и покорив галлов (50 год до Н. Э.), был поражен высококачественными льняными тканями, производимыми во Фландрии (историческая область на территории современной Бельгии и Франции) Население этой страны называло себя «Бел"ch», что на кельтском языке означало «белье». И жрецов - друидов, носивших белое льняное белье, тоже называли «Белек». В связи с чем, Юлий Цезарь жителей Фландрии стал именовать «Белги».

Карл Великий в 789 г. (8-й век н. э.) дал импульс для производства постельного белья, издав специальный декрет. В его Capitulaires (первая книга законов, которые сгруппированы по главам) указывается, что каждая семья во Франции должны иметь оборудование, необходимое для изготовления льняных тканей.

Вильгельм Завоеватель (1027-1087), герцог Нормандии, в 1066 году (11 век н.э.) претендовал на английскую корону. Его жена, Королева Матильда, вышивает эпический рассказ об этом событии на знаменитом гобелене из Байе: 70-метровое полотно, благодаря которому можно судить о том, какой была жизнь в то время.

В начале 13 века н.э. ткачиха по имени Батист, из деревни недалеко от Камбре (Франция), совершенствует технику ткачества льняной ткани. Ткань имеет успех и начинает экспортироваться во Фландрию, Голландии, Италии, Испании и Англии. Льняная ткань батистового плетения, или батист стала « тканью королей » и использовалась для изготовления носовых платков, столового и нижнего белья...

Во времена Людовика ХIV уделяют особое внимание крою и отделке одежды. В это время в моду входит изысканно вышитая и кружевная отделка дневного или ночного нижнего белья, которая видна из под верхнего платья. К этому же времени относится появление слова «линге», или белье, означающее «тонкая льняная нательная рубашка».

К сожалению, 17 век н.э. отмечен печальным событием. Отмена Нантского Эдикта (1685 г.) привела к тому, что 6,000 протестантской ткачих и кружевниц были вынуждены покинуть Францию и уехать в Голландию, Швейцарию, Германию, Англию и Ирландию.

В 18 веке, во время правления Людовика XVI (1754-1793) появился кринолин. Он был необходим, чтобы поднимать юбки и придавать носительнице этого изделия полноту и дородность (эти черты свидетельствовали о здоровье и способности родить наследника). Кринолин делали из конского волоса и льна.

Лен, чтобы усилить прочность ткани, также добавляют при изготовлении бархата. Именно благодаря присутствию льняных нитей, сохранилось в хорошем состоянии до сегодняшнего дня так много одежды, мебели, столового и другого белья из бархата этого периода.

До сих пор одна из самых дорогих тканей - парча делается вручную. Но в 1806 году французский Ткач из Лиона - Жозеф-Мари Жаккард создал машину, которая позволяет автоматически поднять нити во время плетения и производить аналог парчи. Так с началом в 19 веке индустриальной революции появилась жаккардовая ткань.

Наполеон 1-й, чтобы стимулировать развитие французской льняной текстильной промышленности, предложил награду в один миллион франков золотом изобретателю прядильной машины для льна. Указ был опубликован в газете « Газета».

Спустя два месяца, Филипп де Жирар придумал решение, а 12 июня 1810 года подал заявку на патент. Он был настолько уверен, чтобы выиграет награду, что занял деньги и в 1811 году построил две текстильные фабрики в Париже. К сожалению, в результате падения империи и изменения режима, он стал банкротом и за долги попал в тюрьму.

В 20 веке 90% европейских льняных тканей предназначались для текстильного рынка (60% на одежду, 15% на постельное белье, 15% на мебель и дизайн интерьера).

В настоящее время (21 век), благодаря техническим возможностям, 10% льна применяется в ЭКО-строительстве (в виде ДСП, строительных блоков, звуко- и теплоизоляционных материалов) и при производстве композитных материалов, использующихся при изготовлении оконных рам (для сопротивления и изоляции), спортивного оборудования и инвентаря (горные велосипеды, шлемы, лыжи,скетборды, сноуборды, теннисные ракетки, которые поглощают вибрацию), легковых автомобилей (зеркала заднего вида и дверные крепления - для легкости и жесткости), канцтоваров, товаров медицинского назначения.