совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования космического пространства и небесных тел и определяющих их правовой режим. М.к.п. основывается на общих международно-правовых принципах, включая принципы Устава ООН.
Отличное определение
Неполное определение ↓
МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
отрасль международного права, представляющая совокупность и систему норм, регулирующих отношения между государствами и международными организациями в сфере их деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела. Освоение космоса явилось новой сферой деятельности человечества, вызвавшей необходимость правового регулирования возникающих в процессе ее осуществления отношений. До заключения специальных соглашений по исследованию и использованию космического пространства государства руководствовались основными нормами и принципами общего международного права. 13 декабря 1963 Генеральная Ассамблея ООН приняла, в частности, резолюцию 1962/ХVIII, содержащую Декларацию принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, отнеся к таким принципам принцип свободы исследования и использования космического пространства и нераспространения государственного суверенитета на космическое пространство. Нормы, касающиеся регулирования отдельных аспектов космической деятельности, содержатся также в ряде универсальных международных актов: Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963, в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977, в Международной конвенции и Регламенте Международного союза электросвязи и др. Разработкой международно- правовых актов космического права с 1959 занимается вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи - Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (Комитет ООН по космосу), в состав которого входит 61 государство. Под эгидой ООН был разработан и заключен ряд специальных договоров, в их числе - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967, Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972, Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975, Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 (вступило в силу в 1984). Договор 1967 носит основополагающий характер: он установил общие принципы и нормы космической деятельности государств, правовой статус и режим космического пространства и небесных тел, основы правового статуса космонавтов, находящихся в космическом пространстве или аварийно приземлившихся за пределами своего государства, и космических объектов, а также правовой режим некоторых видов космической деятельности. Согласно этому Договору космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом; космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению; Луна и другие небесные тела используются исключительно в мирных целях; запрещается вывод на орбиту и иное размещение в космосе объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового поражения; государства несут международную ответственность за всю национальную космическую деятельность, в т.ч. осуществляемую неправительственными юридическими лицами. Эти общие принципы и нормы были затем развиты и конкретизированы в последующих международных соглашениях. Появление ряда новых видов использования космического пространства (космическая связь, изучение природных ресурсов Земли из космоса, метеорология и др.) потребовали установления правовых режимов определенных видов космической деятельности. Комитетом ООН по космосу были подготовлены и одобрены Генеральной Ассамблеей ряд международных актов, в частности, Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (1982), Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (1992). В ООН, начиная с 1967, обсуждается проблема о пределах пространственной юрисдикции государств, т.е. о границе между земным и космическим пространствами. Источниками международного космического права являются также различные международные научно- технические соглашения, регламентирующие совместную космическую деятельность государств- участников. На основе таких соглашений созданы ряд локальных космических организаций («Интерспутник», «Интелсат», «Инмарсат», Европейское космическое агентство), осуществляются многосторонние и двусторонние космические программы (в частности, Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях 1987, Соглашение об эксплуатации морского стартового комплекса 1995 между Украиной, Россией, Норвегией и США). В 80-е гг. в связи с перспективой коммерциализации космической деятельности и участия в ней новых субъектов (частных организаций, корпораций, фирм, компаний) возникла потребность внутригосударственного регулирования космической деятельности национальных юридических лиц с учетом обязательств государства по Договору о принципах 1967, в частности, его ответственностью за всю национальную космическую деятельность. Общим для таких законодательных актов является система лицензий на осуществление космической деятельности, ее осуществление под контролем государства. В России действует Закон РФ «О космической деятельности » 1993 с изменениями и дополнениями 1996. В 1993 было создано Российское космическое агентство (РКА) - орган федеральной исполнительной власти по осуществлению государственной политики в области космической деятельности и координации работ по выполнению Федеральной космической программы, создания космической техники научного и народно-хозяйственного назначения. В рамках СНГ заключены многосторонние и двусторонние международные договоры, касающиеся космической деятельности государств-участников, в частности - Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1991; Соглашение о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ 1992; Соглашение о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1992; Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об аренде космодрома «Байконур» 1994. Э.Г. Жукова
Неземное пространство делится на воздушное и космическое. Такое деление предопределено различными техническими принципами передвижения летательных аппаратов. Космическая деятельность затрагивает интересы всего человечества, поэтому космическое пространство по аналогии с воздушным нельзя разделить на национальное и международное. Все космическое пространство в целом является международной территорией, не подлежит национальному присвоению и установлению суверенитета какого-либо государства, находится в общем пользовании. К космическому пространству применяется понятие общего наследия человечества.
Международное космическое право представляет собой отрасль международного права, сформировавшуюся в процессе освоения государствами космического пространства. Международное космическое право – это совокупность норм, регулирующих международные правоотношения относительно статуса космического пространства как особой внеземной среды и деятельность государств по его исследованию и использованию. Это множество международных правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регламентирующих отношения субъектов международного права в связи с использованием космоса.
Предметом международного космического права являются международные отношения в процессе космической деятельности. Объект международного космического права – деятельность его субъектов, связанная с исследованием и использованием космоса, планет Солнечной системы, Луны, иных небесных тел, космических объектов. Космическое право регулирует деятельность государств не только в космосе, но и деятельность на Земле, связанную с изучением и освоением космоса. Субъектами международного космического права выступают и традиционные, и нетрадиционные субъекты международного публичного права: государства, международные межправительственные и неправительственные организации, юридические лица.
До разработки первого универсального Договора о космосе 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычно-правовых норм (например, принцип нераспространения государственного суверенитета на космическое пространство). До сих пор в международном космическом праве действует большой конгломерат именно обычных норм, сформировавшихся в практике государств (100–110 км от поверхности Океана – граница между воздушным и космическим пространством). Кроме того, многие положения космического права закреплены в двусторонних договоренностях между основными космическими державами – США и СССР. Другие государства придерживаются установленных в этих соглашениях правил на уровне международного обычая.
Особенности международных обычных норм в космическом праве – они сформировались в течение достаточно короткого времени (с начала 60-х и до середины 70-х гг. XX в.).
В сфере космического права принято большое количество универсальных международных соглашений. Основным является Договор о принципах деятельности государств по использованию и исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор о космосе). Этот Договор устанавливает наиболее общие международно-правовые принципы космической деятельности (участники – около 100 государств мира).
Другие универсальные соглашения по международному космическому праву: Договор о запрещении использования ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. В 2007 г. под эгидой ООН приняты Руководящие принципы Комитета по использованию космического пространства в мирных целях по предупреждению образования космического мусора.
Круг государств, на которые распространяются нормы космического права, шире "космического клуба", т.е. круга государств, которые непосредственно участвуют в освоении и использовании космического пространства. При этом общепризнанные принципы международного космического права распространяются на все государства, независимо от их участия в космической деятельности.
В регулировании международного космического права важную роль играют резолюции-рекомендации международных организаций (прежде всего, ГА ООН): Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г.; Принципы использования государствами некоторых спутников Земли для международного непосредственного телевещания 1982 г.; Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства, 1986 г.; Принципы использования ядерных источников энергии на борту космических объектов 1992 г.; Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран 1996 г.
Совместную деятельность государств в космосе регламентируют в основном международные научно-технические соглашения – учредительные акты МНПО (ИНМАРСАТ, ИНТЕЛСАТ, Европейское космическое агентство, Интерпуть). Важную роль в этой сфере играют деятельность юридического и научно-технического подкомитетов ООН, Комитета ООН по использованию космического права в мирных целях и его рабочих групп.
Основные принципы международного космического нрава закреплены в Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г. и в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.:
- – нераспространение государственного суверенитета на космическое пространство;
- – исследование и использование космического пространства на благо всего человечества;
- – равные права всех государств по исследованию и использованию космического пространства;
- – запрещение национального присвоения космоса;
- – соответствие космической деятельности общепризнанным принципам и нормам международного права;
- – свобода космоса для научных исследований;
- – использование луны и других небесных тел только в мирных целях;
- – международная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность;
- – международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами;
- – сотрудничество и взаимопомощь государств при исследовании и использовании космоса;
- – сохранение государственной юрисдикции и контроля над государственными космическими объектами;
- – обязанность государств предотвращать загрязнение космоса.
В современном международном праве была сформирована новая отрасль – международное космическое право. Предметом данной отрасли являются: отношения по поводу небесных тел и космического пространства; искусственных космических объектов, правовое положение космонавтов, наземных космических систем, а также в целом космическая деятельность.
Международные договоры, служат основными источниками международного комического права, а именно:
- Договор о принципах деятельности государств по использованию и исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва, Вашингтон, Лондон, 27 января 1967 года);
- Конвенция о международной ответственности за ущерб, которые был причинен космическими объектами (Москва, Лондон, Вашингтон, 29 марта 1972 года);
- Соглашение о спасании космонавтов, возвращении объектов и возвращении космонавтов, которые запущены в космическое пространство (Москва, Лондон, Вашингтон, 22 апреля 1968 года);
- Конвенция о регистрации объектов, которые запущены в космическое пространство (12 ноября 1974 года);
- Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (5 декабря 1979 года);
- двусторонние и региональные соглашения между государствами, международными организациями и государствами.
В регулировании космического пространства и его правового режима огромную роль сыграл Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космическом пространстве (Москва, 5 августа 1963 года).
Участниками международных правоотношений по поводу использования космической технологии и деятельности в космическом пространстве, в данном случае, являются субъектами международного космического права. Государства являются главными субъектами, так как большую часть всей космической деятельности осуществляют именно они.
Международные организации в соответствии с наделенными полномочиями относятся к вторичным субъектам международного права. В качестве примера можно привести Международную организацию спутниковой связи и другие. В космической деятельности, многие договоры могут устанавливать различные условия участия международных организаций.
Например, в соответствии с Конвенцией 1972 года, чтобы международная организация могла пользоваться определенными правами и нести обязанности, которые вытекают из данной Конвенции, нужно соблюдать дополнительные условия:
- большинство членов организации должны являться участниками Договора по космосу 1967 года;
- международная организация должна официально заявить о том, что она принимает все обязательства по данной Конвенции;
- организация сама должна самостоятельно реализовывать космическую деятельность.
В осуществлении космической деятельности также могут принимать участие неправительственные организации, то есть юридические лица, так как международное космическое право не исключает такой возможности. Но так как подобные предприятия не имеют право принимать непосредственное участие в создании правовых норм, то соответственно они не могут являться субъектами международного права. Когда государство подписывает с крупными корпорациями контракты, то это является всего лишь соглашением гражданско-правового характера, а не международным договором. С такими субъектами, космическая деятельности осуществляется «под строгим наблюдением и с разрешения соответствующего государства», которое отвечает и несет ответственность за деятельность этих юридических лиц.
В международном космическом праве было сформировано несколько отраслевых принципов:
- свобода использования и исследования небесных тел и космического пространства;
- запрет на национальное присвоение небесных тел и космического пространства;
- ответственность государств за космическую деятельность;
- ненанесение ущерба небесным телам и космическому пространству.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Зарождение международного космического права совпадает с началом практической деятельности государств в космическом пространстве. 4 октября 1957 года в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли. Сейчас их ежегодно во всем мире запускается около ста двадцати,
Освоение космоса представляет собой совершенно новую специфическую сферу человеческой деятельности, которая регламентируется нормами международного космического права.
Международное космическое право - отрасль международного права, регулирующая отношения по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела.
Первый договор по космосу был заключен в 1967 году. До этого нормы, регулирующие отдельные аспекты деятельности, входили в разные международные резолюции. Договор по космосу 1967 года устанавливает наиболее общие международно-правовые принципы космической деятельности, такие, например, положения, как
Исследование и использование космического пространства должно осуществляться только на благо всего человечества;
Космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению;
На космос и небесные тела распространяется международное право.
Извлечения: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 10 октября 1967 года
Статья 4
Государства-участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным способом.
Луна и другие небесные тела используются всеми государствами-участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел.
Статья 5
Государства-участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства-участника Договора или в открытом море.
Статья 7
Каждое государство-участник Договора, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство-участник Договора, с территории или установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству-участнику Договора, его физическим или юридическим лицам.
Статья 10
Для содействия международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в соответствии с целями настоящего Договора, государства-участники Договора будут на равных основаниях рассматривать просьбы других государств-участников Договора о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов...
Статья 11
Для содействия международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства государства-участники Договора, осуществляющие деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, соглашаются в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах такой деятельности. По получении указанной выше информации Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций должен быть готов к ее немедленному и эффективному распространению.
Помимо этого документа существует и ряд других международных соглашений, например Соглашение о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 год), Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 год) и другие.
Международные правовые акты определяют правовое положение космического пространства и небесных тел, правовое положение космонавтов и космических объектов, ответственность в международном космическом праве.
Извлечения: Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. 18 декабря 1979 года
Статья 2
Вся деятельность на Луне, включая ее исследование и использование, осуществляется в соответствии с международным правом, в частности с Уставом Организации Объединенных Наций, и с учетом Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций...
Статья 3
1.Луна используется всеми государствами-участниками исключительно в мирных целях.
2. На Луне запрещается угроза силой или применение силы, или любые другие враждебные действия или угроза совершения враждебных действий. Запрещается также использование Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, Луны, космических кораблей, персонала космических кораблей или искусственных космических объектов.
3. Государства-участники обязуются не выводить на орбиту вокруг Луны или на другую траекторию полета к Луне или вокруг нее объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, а также не устанавливать и не использовать такое оружие на поверхности Луны или ее недрах.
4. Запрещается создание на Луне военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Использование военного персонала для научных исследований или каких-либо мирных целей не запрещается...
Статья 6
1.На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых всеми государствами-участниками, без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства и в соответствии с международным правом.
2. При проведении научных исследований в соответствии с положениями настоящего Соглашения государства-участники имеют право собирать на Луне образцы минеральных и других веществ и вывозить их с Луны...
Статья 8
1. Государства-участники могут осуществлять свою деятельность по исследованию и использованию Луны в любом месте ее поверхности или недр при условии соблюдения положений настоящего Соглашения.
2. В этих целях государства-участники могут, в частности:
а) осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны;
б) размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны или ее недр.
Статья 10
2. Государства-участники предоставляют терпящим бедствие лицам, находящимся на Луне, право укрытия на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках.
На космическое пространство не распространяется суверенитет какого-либо государства. Это пространство открытое, свободное для исследования и использования всеми государствами. Государства должны избегать вредного загрязнения космического пространства и небесных тел.
В международном космическом праве нет договорных норм, устанавливающих границу между воздушным и космическим пространством. В результате остается нерешенным вопрос о той части надземного пространства, в отношении которого государство осуществляет полный и исключительный суверенитет. Однако общепринята точка зрения о существовании обычной нормы международного космического права, согласно которой спутники с минимально низкими орбитами находятся за пределами воздушной территории государств.
Ряд государств-членов Комитета ООН по космосу выступает с предложением установить в договорном порядке, что космическое пространство начинается на высоте, не превышающей 110 километров над уровнем Океана. Это мнение опирается на современные научные представления об атмосфере и воздушном пространстве.
Согласно этим представлениям воздушное пространство - это та часть атмосферы, которая включает основную массу атмосферы (99,25%), в которой химический состав и молекулярный вес воздуха остаются постоянными независимо от изменения высоты. Верхний предел этой части воздушной сферы равен 90 - 100 километров.
К космическим объектам относятся космические аппараты различного назначения, созданные человеком. Это могут быть искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители. Международным космическим правом предусмотрена регистрация космического объекта, с которой связаны определенные юридические последствия.
Регистрация запущенных космических объектов в ООН ведется с 1961 года. Государство сохраняет свои суверенные права в отношении своих космических объектов и их экипажей во время их пребывания в космическом пространстве и на небесных телах. Космонавты, несмотря на положение Договора по космосу, называющее их «посланцами человечества в космосе», не получают какого-либо наднационального статуса. Они остаются гражданами своих государств.
Международное космическое право предусматривает ответственность государств за деятельность в космосе. Материальная ответственность наступает при фактическом причинении ущерба космическим объектам. В понятие ущерба входят случаи лишения жизни, телесные повреждения, уничтожение имущества.
Космическое право – отрасль международного права, представляющая собой совокупность правовых норм и принципов, направленных на регулирование использование космического пространства, правовой статус космических объектов и космонавтов.
Космическое пространство
Субъекты международного космического права
- Суверенные государства;
- Международные межправительственные организации;
- Международное право допускает осуществление космической деятельности юридическими лицами, но при этом они все же не являются субъектами космического права, так как их деятельность строго регулируется государствами.
Объекты космического права
- Космическое пространство;
- Небесные тела;
- Искусственные космические объекты;
- Космонавты;
- Результаты практической космической деятельности.
Источники космического права
- Устав ООН;
- Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела;
и др.
Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
Космическое пространство – пространство за пределами воздушной сферы Земли.
Согласно международным договорам использование космического пространства и небесных тел должно осуществляться только в мирных целях и в интересах всего человечества:
- На космическое пространство, небесные тела, включая Луну не может распространяться суверенитет отдельных государств;
- Участники космической деятельности руководствуются принципами сотрудничества и взаимопомощи при исследовании космического пространства, небесных тел и осуществлении практической деятельности в космосе;
- При осуществлении космической деятельности государства участники информируют Генерального секретаря ООН, общественность и международное сообщество о своей деятельности связанной с использованием и исследованием Луны (о времени запуска, о продолжительности исследований, о деятельности). При осуществлении исследований на Луне государства участники могут собирать образцы минеральных веществ и вывозить их. Государства могут осуществлять исследовательскую деятельность Луны в любом месте на ее территории (передвижение не ограничено);
- Вместе с тем государства сохраняют право собственности на космические объекты и объекты, сооруженные на небесных телах;
- Также запрещается выводить на орбиту Земли и в Космическое пространство любые виды оружия массового уничтожения и устанавливать такое оружие на небесных телах. Запрещается создание на Луне и других небесных телах Военных баз, испытания любых типов оружия.
Международно-правовой режим космических объектов. Правовое положение космонавтов
Государство, за которым зарегистрирован космический объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и его экипажем.
Конвенция о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 требует от государства регистрации:
- внесения космического объекта в национальный регистр и в реестр Генерального секретаря ООН;
- нанесения маркировки, по которой в дальнейшем может быть произведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации.
Космонавты рассматриваются как посланники человечества в космосе и им оказывается помощь при аварии, бедствии или вынужденной посадке на территории государства приземления, а также возвращать космонавтов в государство их гражданства.
Особенности международно-правовой ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам
Государства несут абсолютную международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве и небесных телах, включая Луну. Если запуск космического объекта производился совместно двумя и более государствами, они несут солидарную ответственность за любой причиненный таким объектом ущерб.
В случае причинения ущерба, государство его причинившее должно полностью выплатить компенсацию за причиненный ущерб его космическим объектом другим космическим объектам или поверхности Земли.
Если одним космическим объектом причиняется ущерб другому космическому объекту, то ответственность несет тот субъект, по вине которого это произошло.
Во всех случаях солидарной ответственности бремя компенсации за ущерб распределяется между двумя запускающими государствами соразмерно степени их вины.
Ответственность реализуется с помощью претензии. Претензия о компенсации за ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическим каналам. Если между государствами нет дипломатических отношений, претензия может быть предъявлена с помощью третьего государства или через Генерального Секретаря ООН.
По общему правилу, претензия должна быть предъявлена в течение одного года с даты причинения ущерба или установления ответственного (запускающего) государства. В некоторых случаях допускается заявление претензии в течение года с даты, когда потерпевшему государству стало известно о причиненном ему ущербе.