Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: «Весна идёт! Конспект занятия на тему: "Лес" в средней группе.

В настоящее время существуют проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном непосредственным контактом с природой, экологические законы усваивались людьми в их обычной жизни. А сейчас основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось и их поведение: стали брать от природы всё, что им кажется необходимым, ничего не давая ей в замен. Поэтому перед нами, взрослыми, стоит задача – усилить внимание к природе, она должна быть для человека родной, знакомой, полезной и в первую очередь для подрастающего поколения.
Дошкольное детство – начальный знак формирования личности ребёнка. В этот период закладывается позитивное отношение к всему, что его окружает, а накопленный в этот период опыт эмоционального-позитивного отношения к окружающему человек пронесёт через всю жизнь.

Программное содержание:

Расширять и закреплять знания детей о представлениях животного мира;
сформировать представление о потребностях животных в условиях среды (пище, месте обитания, защите от врагов), самостоятельно применять знания;
развивать интерес к природе, воспитывать добрые чувства.

Оборудование: конверт с письмо «от сороки», картины с изображением деревьев, дидактический игры «Накорми животное», «Узнай по описанию», «Чьи это детёныши?», картина с изображением жилищ зверей, картинки на тему «Защита животных», цветная бумага, трафареты фигурок диких животных, простые карандаши, подставки, кисточки, тарелочки, клей, салфетки, плитки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Сообщаю:

– У нас сегодня гости, они очень хотят узнать, как же вас зовут? Давайте положим своё имя на ладошку передадим его гостям. Но имя положим ласковое – ласковое.
(Дети передают своё имя дуновением из ладошки)
– Ой, что это такое? Я только что увидела, как какая-то птиц пролетела мимо нашего окна. Какая же это птица и откуда она прилетела? (Догадки детей)
– Ребята, она большая, чёрная с белой грудкой, длинным хвостом и звонко трещала. Так какая же это птица? (Ответы детей)
– Что же это она хотела нам сообщить? (Догадки детей)
– Ребята, она летела с левой стороны от окна, давайте пойдём и посмотрим, быть может, мы найдём отгадку.
(Обнаруживаем конверт между рамками окна)
– Что же в нём?

«Спешите скорее,
В лесу – беда!
Подмокла шуба меховая…»

– Вот это да! Так неразборчиво написано, кто носит меховую шубу? (Ответы детей)
– У кого она могла подмокнуть и почему? (Ответы детей)
– А как можно помочь медведю?
– А медведь опасен? Чем?
– Ну, если не боитесь, в путь! Но где же лес?
(Дети обращают внимание на деревья)
– Так кому мы здесь должны были помочь?
– Где же мишка? Куда он делся? Мокрый ушёл? (Дети высказывают свои предположения)
– А почему он зимой спит, а не гуляет по лесу?
– А кто ещё из лесных жителей зимует, как медведь?
– А белки тоже спят?
– А почему нет? (После каждого вопроса дети делают свои ответы)
– Ой, ребята, кто-то промелькнул между деревьями. Кто же это мог быть? (Ответы детей)
– Вы знаете, он был похож на собаку, лохматый, серый и, мне показалось, очень злой!
– А как его ещё называют?
– Почему «Санитаром леса»?
– Предлагаю ребята взять по одной карточке и подумать, что можно, (нужно) сделать.
(Дети объединяются в пары: взрослые – животные – детёныши).
– Вот и получились звериные семейки.
– Вы кто? А вы?
(Дети называют название взрослого животного и детёныша)
– А чья вы семейка? А вы чьи?
– Вот мне кто-то сейчас подсказал, что вы все – домашние животные.
– Нет? А почему нет? (Ответы детей)
– А как вас нужно называть правильно?
– А как можно еще назвать? Одним словом? (Ответы детей)
– Вы дружите в своих семейках?
– Вот как дружной семейкой (парами) выберите лакомство и разложите их на отдельные столы, так, чтоб за одним столом оказалось «хищники», за другим – «всеядные», а за третьим – «растительноядные».
– Решите, кто же из вас один будет рассказывать о том, чем вы любите лакомиться. Когда будете готовы, покажите это.

После того, как семейки готовы отвечать, устанавливаем последовательность, кто же будет первый, второй, третий? (чья семейка)
Спрашиваю ту семейку, которая первая была готова к ответу:

– Вы нас приглашаете к себе в гости? (И так последовательно ходим в гост друг к другу)
– А ещё кроме зверей кто-нибудь живёт в лесу?
– Хотите, я загадаю вам про птиц загадки, задам «хитрые» вопросы?
(Загадаю вопросы поочерёдно каждой семейке)
– Кто кукует у кукушки?
– Кого называют доктором леса?
– Что птицам страшнее: голод или холод?
– Какая птица не высиживает своих птенцов?
– Какая птица первая прилетает к нам весной?
– Почему под ранеткой, рябиной можно увидеть на снегу ягоды?

(По ходу ответов дети дают разъяснение, дополнение, отвечая на вопросы: «Почему?», «Что происходит?»).

– Сегодня утром дети из соседней группы передали мне вот такие картинки и просили помочь разобраться в них.
– Поможете? Тогда договорились и выберете одного посыльного от каждой семейки, я расскажу обо всём им, а они донесут задание до вас.

(Предлагаю рассказать о защите того или иного животного, изображённого на сюжетной картинке, даю указание посыльному – донеси все, что я сказала своей семейке)

– Когда будете готовы, дайте мне знать!

Выбранный своей семейкой ребёнок помещает картинку на подставку и рассказывает о том, как защищает животных от врагов. При необходимости обращаться за помощью или дополнение к членам своей семейки или же к «соседям».

– А можно вам задать вопрос?
– А если белочке грозит беда?
– Хотите поиграть?

(Дидактическая игра «Животное к животному»)

– Ребята, знакомый художник побывал в лесу зимой, нарисовал картину, но я что-то не могу разобраться, что же здесь нарисовано?

(Дети рассматривают и находят жилища зверей: берлогу, нору, дупло, кустик, корягу)

По ходу задаю вопросы:

– А что такое берлога?
– А ёж тоже себе берлогу делает?
– Ребята, а почему же их домки (жилища) пустые? Вы хотели бы их заселить?

Предлагаю подойти к столу и взять всё необходимое для работы и пройти на любое место выполнить задание.
После «расселения» зверей в «домики» обращаю внимание детей на то, что не вижу волка; предполагаем, что художник забыл нарисовать ему жилище. Спрашиваю детей:

– А как называется жилище волка?
– А какое он, логово?

(Дети любуются картинкой)

Читаю стихотворный текст:

«Рады все зверята: белки, медвежата.
Им ребята помогли свои домики найти.
Животные живут везде:
В лесу, в пустыне,
В стайке, на дворе…
Одни хитры, другие –
Быстроноги,
Один к нам с помощью спешит,
Другие спят в берлоге…
Но все они для нас – друзья,
О них нам забывать нельзя!»

Эльмира Демирова
Конспект НОД в средней группе «Что мы знаем о лесе».

Непосредственно -образовательная деятельность

Тема : «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЛЕСЕ »

Средний возраст 4-5лет

ОО «Познание»

Интеграция с образовательными областями

«Коммуникация»

«Безопасность»

«Труд»

ОО «Познание» ОО «Коммуникация» ОО «Безопасность» ОО «Труд»

Цели : создание условий для активной познавательной деятельности детей, совершенствование экологических знаний через повторение правил поведения в природе.

Задачи :

расширить и углубить знания детей лесе , о его обитателях;

познакомить детей с экологической цепочкой;

умение видеть изменения и устанавливать взаимосвязь между изменениями в природе в д. и «Что будет если?» ;

развивать любознательность, культуру поведения в природе через рисунки родителей и детей;

развивать речь детей, слуховое, зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику, цвет, вкус через д. и «Кто чем питается?»

активизировать словарь качественных прилагательных и глаголов : шершавый, колючий, долбит

Материал :

макет лесной поляны

совместные работы родителей и детей : рисунки по правилам поведения в лесу, поделки из природного материала

наборы домашних и диких животных

корм для животных : шишки, кедровые орешки, веточки деревьев,насекомые, ягоды рябины, клюквы, пшено, семечки

карточки с изображением зверей и птиц для д. и. «Кто чем питается»

Фонограмма «Шум леса»

Картина весеннего леса на листе ватмана

Предварительная работа с детьми

лепка туловища ежа из пластилина,

рассматривание иллюстраций и картин леса

чтение стихов, рассказов о природе

разгадывание загадок о насекомых, о деревьях, грибах, ягодах

чтение стихотворения «Защитники природы»

беседа «Животные наших лесов»

повторение правил поведения в лесу

Ход НОД: Воспитатель и дети в приёмной.

В : Ребята, встаньте в круг, покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (тепло) .

Давайте все возьмёмся за руки и скажем друг другу громко, весело : «Доброе утро!» , а теперь шёпотом «Доброе утро!» .

Мы передаём своё тепло друзьям и говорим друг другу тёплые слова (ты самый….)

Физпауза

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Я вас всех приветствую.

В : День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое

Мы отправимся сейчас

В : Вот послушайте загадку и отгадайте, к кому в гости отправимся :

Город этот не простой,

Он дремучий и густой.

В нем растёт деревьев много,

Звери бродят по дорогам (лес)

В : Правильно,мы с вами отправимся в лес.

Физминутка

Ребята весело шагают

И ноги выше поднимают

Поставят руки на бочок

И по тропинке скок-поскок.

Смотри болото впереди!

По кочкам надо нам пройти

Бежит тропинка через лес

И вьётся словно змейка

Попробуй быстро пробежать

И не упасть сумейка.

В группе звучит музыка «Звуки леса»

Воспитатель и дети шагают в группу , а впереди них лесная поляна, вокруг неё домашние и дикие животные, сарай для домашних животных, картина с изображением леса. В : Ребята, давайте заглянем с вами в лес.

Лес – это огромный дом, заселённый множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, рычат. Но наш лес пустой. И нам нужно собрать жителей леса в свой дом.

Д. и «Кто живет в лесу?»

Воспитатель и дети садятся вокруг леса, лесных жителей заселяют в лес, а домашних животных в сарай.

В : Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные жители связаны друг с другом. Они друг без друга не могут обходиться.

Д. и. «Что будет, если?»

Воспитатель убирает одну из картинок с лесной поляны, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если не будет спрятанного объекта.

Например :

А если бы не было воды? (убирает картину озера)

Кому нужна вода? Кому нужно солнце? (убирает картину с солнцем) А комары зачем в лесу? (берёт картину с комаром) Кому нибудь нужны комары? Кому нибудь нужен воздух? В : Всем нужен воздух, всем нужна вода. Оказывается и комары нужны в лесу.

В : Ребята, какое сейчас время года? Какие животные просыпаются весной?

Физпауза

Медведь весной проснулся

Потянулся, улыбнулся,

Повертелся, огляделся,

Почесался,причесался,

Наклонился,

Водой из ручья умылся,

Берегись, лесной народ,

Зверь голодный идёт!

Д. и «Чудесное угощение» Воспитататель с детьми стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с изображением лося, оленя,белки, ежа, медведя, воробья, синички, снегиря, посреди стола тарелочки с едой (орехи, пшено,насекомые, шишки, веточки деревьев, кедровые орешки, шишки, семечки, шиповник, ягоды рябины, клюквы)

В : Ребята, наши лесные жители за зиму отощали.

Давайте накормим их!

Дети берут в руки каждое угощение щупают, нюхают, определяют вкус, запах, объясняют, кто чем питается. Физ пауза «Кто как двигается?» В : Покажите, как двигается медведь, волк, заяц, лиса, ёж

В : А сейчас я прочитаю вам загадку, а вы отгадайте :

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под ёлкой

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери (ёж)

В : Правильно

На столах разложены тарелочки с семенами подсолнуха и туловищем ежа из пласстилина

В : На прошлом занятии мы свами лепили туловище ежа.

Как вы думаете,чего не хватает?

(иголок)

В : Правильно, чтобы их защитить от врагов, нам нужно сделать иголки. А иголки мы сделаем из семячек (воспитатель показывает,как втыкать семечки,а дети повторяют. По окончании работы заселяют их на лесную поляну)

Итог занятия :

1. Составление пирамиды жизни

(Воспитатель показывает засохсушую веточку дерева)

В : Ребята, как вы думаете, почему веточка засохла?

В : Ребята, без чего не может существовать всё живое?

Д : (Свет, тепло)

В : А что нам даёт тепло, свет?

(Солнце)

В : А что необходимо для роста растений, животных?

(Вода)

В : Растениям невесело в лесу без кого?

(Насекомых и птиц)

2. Рассказы детей по правилам поведения в лесу

На доске развешаны совместные рисунки детей и родителей по правилам поведения в лесу

Дети подходят к доске, каждый берёт свой рисунок и рассказывает по рисунку

3. Сюрпризный момент чаепитие (угощенья леса)

Конспект интегрированного мероприятия на тему «Берегите лес!» в средней группе

Цель : формирование у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их.

Задачи :

Образовательные:

  • закреплять знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу;
  • закрепить знания детей о лесе;
  • развивать представления о том, как действия людей вредят природе
  • вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций;
  • Развивать представления о том, как действия людей вредят природе.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу;
  • воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки.

Предварительная работа:

Беседа с детьми на тему «Лес – Кладовая природы», Д/И «Правила поведения в лесу», чтение стихов, рассказов, пословиц и поговорок о лесе, рассматривание иллюстраций с изображением леса.

Способы организации образовательной деятельности: беседа, создание игровой ситуации, проблемный вопрос, использование художественного слова (загадки), дидактическая игра со сказочным персонажем, работа с картой, подвижная игра, вопросы, поощрение.

Средства и оборудование образовательной деятельности: макеты деревьев,« мусор »: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков, перчатки, корзинки для мусора, мультимедийный проектор, магнитофон, солнышко, подснежники, картинки животных, макет леса.

Ход образовательной деятельности

В-ль: Здравствуй утро нежное,

Здравствуй детский сад,

Здравствуй добрый друг,

Здравствуй все вокруг.

Очень рады мы гостям,

Теплоту мы дарим вам.

Дети здороваются с гостями

В-ль: Ребята к нам пришло письмо. Давайте прочитаем.

«Доброе утро, ребята! Пишет вам фея Леса. Лес стал невесёлым, безжизненным, из него стали улетать птицы, уходить животные. Люди приходят в лес и оставляют мусор, они кричат, разоряют гнезда птиц, рвут редкие растения и ломают деревья. Пожалуйста, помогите мне спасти лес. Приходите скорее, я буду вас с нетерпением ждать!

В-ль: Ребята, вы готовы отправится в лес, и помочь его жителям? А что такое лес?

Реб: Что такое лес?

Сосны до небес,

Ягоды, грибы,

Деревья и дубы,

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки.

В-ль: Вы знаете, какие опасности подстерегают нас в лесу? (Можно заблудиться). Что же делать?

Реб: «Самое главное правило

Должны всерьез все уяснить

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться так легко:

Уйти из дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не дойти»

Ребята, а какое сейчас время года? (Весна). Правильно, а что происходит весной?

Реб.: Все оживает, все расцветает

Тепленький ветерок всех обдувает

Ручейки веселые везде журчат

Радостные птицы с юга летят.

В-ль: Поэтому мы с вами отправляемся в весенний, сказочный лес. Чтобы туда попасть, мы пройдем через волшебные ворота и произнесем слова:

« Через ворота мы пройдем

И в лес волшебный попадем».

Дети проходят через ворота и останавливаются у тропинки.

Здравствуй, лес, прекрасный лес

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь – Мы свои!

Вот мы и попали в волшебный лес.

Воспитатель: Смотрите, ребята, кто-то машет нам рукой. Да это же фея Леса.

Фея: Здравствуйте мои друзья, спасибо, что вы пришли. Я обеспокоена состоянием нашего леса. Лесные богатства потихоньку исчезают, и мы не знаем, как же их спасти. Люди приходят в лес только ради развлечения, а что останется после этого - они и не задумываются. А ведь хочется, чтобы и им было хорошо, и лес не пострадал. Может быть с вашей помощью может ещё что-то и удастся спасти. Лес в опасности, помогите ему!

Воспитатель: Фея Леса, а что же нам нужно сделать?

Фея: Сейчас пойдёте по этой тропинке и всё сами увидите. Действуйте по своему усмотрению, надеюсь, вы знаете, что нужно делать, чтобы защитить лесные богатства. Я буду ждать вас здесь с хорошими новостями.

Вос-ль: Ну, ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке. Почему мы вошли в лес осторожно, по тропинке? (Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов).

Выходят на полянку, где разбросан мусор.

Вос-ль: Что за лес? Ой как грустно, ой, как скучно и темно.

Не слышно пение птиц. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?

Д: Пакетов, бумаги, бутылок…

В: Одним словом мусора. Скажите, вам нравится такой лес?

Д: Нет, можно даже пораниться.

В: Правильно. Что же делать, как помочь лесу? (аккуратно положить банку в корзину, а на обратном пути выбросить в мусорный контейнер). Тогда уже точно она не принесет никому вреда. Ребята, у меня есть предложение. Давайте уберем весь мусор на полянке. И тогда наш лес и все его жители будут очень рады. (Дети с удовольствием принялись очищать лес от мусора).

Фея: Посмотрите, как стало чисто и красиво! Молодцы, вы настоящие друзья леса. Фея дарит первый лучик. С каждым выполненным заданием в лесу станет светлее.

В-ль: В таком лесу не только приятно путешествовать, но и приятно поиграть. Лесная физкультминутка

Ветер лесные деревья качает,

(дети выполняют наклоны вправо, влево с поднятыми руками).

Яркие бабочки всюду порхают,

(взмахивают руками, словно крыльями).

Скачут по веткам белка с бельчонком, (прыгают).

Ходят по лесу медведь с медвежонком (ходят вперевалочку)

Ест землянику в лесу детвора…

(приседая, дети изображают, как они едят землянику).

Вот и закончилась наша игра.

Фея: Да, мои юные друзья, ещё одна проблема в нашем лесу - животные уходят отсюда, не хотят здесь жить и растить своё потомство, так как люди очень часто ведут себя нехорошо по отношению к ним. Вы знаете, как помочь лесным жителям?

1 реб: Если в лес пришли гулять,

Свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй.

Только, чур не забывай.

2 реб: Здесь не нужно всех ловить.

Топать, бегать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Д/И «Помоги диким животным найти свои домики» Дети раскладывают картинки животных под соответствующим домиком, и объясняет свой выбор.

В-ль: Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал-
Не споткнулся, не упал.

— Это мы!

Вот мы и пришли на полянку. Что это за цветочки? Отгадайте загадку:

Первым вылез из землицы

На проталинке

Он мороза не боится

Хоть и маленький. (Подснежник).

Что же мы с ними будем делать? (Полюбуемся). Почему не будем рвать цветы?

Реб: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,-

Если все сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Вос-ль: правильно, а еще эти цветы очень редкие. Давайте поставим знак, чтобы другие посетители леса не рвали и не топтали цветочки.

Вос-ль: посмотрите, веточки у дерева сломаны, что же нам нужно сделать?

Дети: полечить дерево.

Дети выполняют аппликацию, приклеивают веточки к дереву. В-ль: приклеивает птичек. Включается запись звуков леса.

Воспитатель: ребята, вы слышите, кажется, мы смогли помочь лесу! Что вы слышите?

Дети: птицы песенки запели.

Воспитатель:надо природу беречь!

Песня « Веснянка»

Фея: Ребята вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло.

В-ль: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

и друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!

Фея леса: Мне пора возвращаться в лес. За вашу работу, хочу угостить вас моими лесными сладостями. До свидания.

Название: Конспект мероприятия по ОБЖ в средней группе «Берегите лес!»

«Лес в жизни человека»

Цель : уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.

2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

Развивающие задачи:

1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).

2. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному.

3.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.

2.Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.

Словарная работа: березовая роща, березняк, хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес, дубовая роща, дубрава, дубравушка, лиственный лес, смешанный лес.

Предварительная работа: беседа о лесе, о его пользе, рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», «Вот так птички – птички невелички», «Насекомые», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов», заучивание стихов, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; рисование на тему «лес».

Ход занятия:

Воспитатель: Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?

От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
И загадку отгадать.

Сейчас я вам ее зачитаю:

Загадка

Я люблю гулять по лесу

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,
Зверей понятен мне язык.
Зовусь я дедом Спиридоном.
Я не волшебник, я - …
Дети: Лесник.

Воспитатель : Молодцы, ребята, загадку правильно отгадали. Письмо пришло от Лесничего - от дедушки Спиридона. Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес. Я знаю от лесных обитателей, что вы их большие друзья. И Лес будет рад видеть вас у себя в гостях. До встречи. Дед Спиридон».

Воспитатель: Ну что, принимаем приглашение дедушки Спиридона? Отправляемся на прогулку в лес.

И вот мы с вами в лесу. Лес – это целый мир! Это дом для зверей, птиц, насекомых, растений.

— Без чего не возможно представит лес? (без деревьев)

— а какие деревья вы знаете мы сейчас проверим

1. от дровец ее в печи уголечки горячи

Из дощечек ладят бочки

Для больных готовят почки

А когда растет она-

Белоствольна и стройна.(береза)

— а если лист с березы, то он какой? …(березовый)

— если в лесу растут одни березы? …..(березовая роща, березняк)

— что весной собирают с деревьев березы?… (березовый сок)

— он очень полезен, в нем много витаминов, он уталяет жажду в жару.

2. Кузовочки, лапоточки

Что за дерево дает?

И в июле пахнет медом,

Ароматом пчел зовет..(липа)

— какие листья …..(липовые)

А какие дары нам приносит липа?…….(мед липовый, цветки липы заваривают и пьют настой липовый от простуды)

3. дружно к деревцу спешат

Птицы и зверята-

Витаминами зимой

Ягода богата….(рябина)

— какие листья?…..(рябиновые)

4. у дерева этого листья немножко

Похожи на пальцы раскрытой ладошки

Какое же дерево шлет нам поклон?

Не дуб, не береза, а дерево…(клен)

— какие же листья у клена?…(кленовые)

5. если на небе появятся тучи

Прячутся птицы под кроной могучей

Здесь кабаны у него под корнями

Громко похрустывают желудями,

Мебель из дерева сноса не знает,

Вредных микробов кора убивает.

Дерево это живет сотни лет

Кто его знает? Подскажет ответ?..(дуб)

— какой лист у дуба?… дубовый

— как называется лес, где растут одни дубы?…(дубрава)

— назовите дары дуба? Кому они нужны?

— а как называются деревья о которых мы говорили?… лиственные

Какие еще лиственные деревья вы знаете?…(осина, тополь, кедр, ольха..)

— если в лесу растут одни лиственные деревья, как он называется?… (лиственный)

6. это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол, сверху крона, как шатер…(сосна)

— если в лесу растут одни сосны?…. (сосновый бор)

Сосна- это высокое дерево, поэтому нижних веток у нее нет. Она очищает воздух от микробов.. смола очень полезна.

7. что же это за девица?

Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет

А в иголках круглый год…(елка)

Елка солнца не любит. Она очищает воздух. Из ее древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

— если в лесу растут одни ели?……….(ельник)

— что же у ели и сосны

Вместо листьев?………хвоя

8. есть у родственницы елки неколючие иголки

Но в отличие от елки – опадают все иголки…(лиственница)

Если в лесу растут одни сосны, ели, лиственница, как называют такой лес?………..(хвойный)

— что же приготавливают из этих деревьев?………

Таблетки, настои.

— Ребята, а мы с вами оказались в лесу, где разные деревья, хвойные, лиственные, как лес называется?….(смешанный)

Одним из даров природы, которое человек научился использовать это дерево.

— как мы его используем?…

— Мы ходим по деревянному полу, закрываем и открываем двери из дерева, окна, сидим на деревянных стульях, за деревянными столами. Храним одежду в деревянных шкафах, игрушки и книги на деревянных полках. Но прежде чем все это сделать, кто же валит лес? …- лесорубы.

— правильно, они валят деревья, обрубают ветки, вывозят из леса на больших машинах на деревообрабатывающий завод. Где их распиливают на доски, а потом строят дома, заборы, мебель.

— Ребята, вот есть такая пословица: « Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться?…(грибами, ягодами, орехами)

— какие лесные ягоды вы знаете?….(земляника, черника, брусника, малина, костяника)

— Какие грибы можно найти в лесу?…(белый, подосиновик, подберезовик, сыроежку, опенок…..)

— грибы можно собирать только со взрослыми, не следует брать в руки, тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

— послушайте загадку: «Возле леса на опушке,

Украшая темный бор

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый…….мухомор

— можно ли уничтожать мухоморы?

— правильно, нельзя, мухоморы- лекарство для лосей.

Игра « 4-й лишний»

Воспитатель: рассмотрите картинки, назовите, что лишнее?

Малина, черника, земляника, крыжовник

Подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор

— а из чего можно приготовить вкусный лесной чай?..(душица, зверобой, иван-чай, земляника..)

— все эти растения какие?… лекарственные

— почему их так называют?…..

— потому что они применяются при лечении разных заболеваний.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

— Ребята, лесовик Спиридон, в своем письме написал нам рассказ, давайте послушаем..Лесовик: Гулял как-то я по лесу и сочинил рассказ.
«Однажды я пошел в лес и вижу: листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сиди на дупле. Дятел стучит к дереву. Гусеница ползет под веточкой. Заяц убегает к лисе. Цветы растут над деревом.»

— Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?…..

(давайте вспомним правила поведения в лесу)…….

“ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ”.

1. Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.

3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

5. В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

6. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

7. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.
8. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

д/и « можно- нельзя»

дети анализируют варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зеленая – верно, красная- нет0

можно(нельзя) : ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, разорять муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять после себя мусор,

— О лесе существует много пословиц, давайте мы их с вами повторим

ПОСЛОВИЦЫ О ЛЕСЕ.

1. Кто лес губит, тот свой народ не любит.

2. Кто умеет добрым быть, тот сможет лес беречь и любить.

3. Птиц, зверей в лесу оберегайте и всегда им помогайте.

4. Рощи да леса – всему свету краса.

5. По лесу ходи – под ноги гляди.

6. Лес и вода – брат и сестра.

7. Растения – Земли украшения.

8. Лес не школа, а всех учит.

9. Много леса – не губи; мало леса – береги; нет леса – посади.

10. Лес – богатство и краса, береги свои леса.

11. И лес шумит дружней, когда деревьев много.

12. Враг природы тот, кто лес не бережет.

13. Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.

Молодцы ребята, очень много пословиц о лесе знаете.

Ну вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Мы много с вами узнали о пользе леса: дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы наслаждаемся природой. Лес – это наше богатство! Берегите лес!

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Месяц Темы занятий
Сентябрь Что такое лес?
Октябрь Как устроен лес?
Ноябрь Какие бывают леса? Еловый и сосновый леса
Декабрь Лиственный, кедровый и пихтовый леса
Январь Дубовый, березовый, осиновый и смешанные леса
Февраль Времена года в лесу
Март Какую пользу приносит лес?
Апрель Научитесь беречь лес
Май Что вы знаете о русском лесе?

ЧТО ТАКОЕ ЛЕС?
Дорогие ребята! Поговорим с вами о лесе. Три близко растущих друг с другом дерева - это лес? Это, конечно, не лес. А если четыре-пять деревьев растут довольно далеко друг от друга на равнине, представляют ли они собой лес? Эти отдельно стоящие деревья тоже не лес. Что же такое лес?
Лес - это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли.
- Вы когда-нибудь бывали в лесу? Что вам там понравилось, запомнилось?
В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг к другу. Их кроны соприкасаются, а кое-где и плотно смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называется вся его разветвленная часть.
Лес - это дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Ученые называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу будто соседи в большом многоэтажном доме.
Зеленые насаждения занимают почти половину всей территории нашей Родины. Большая часть лесов России - хвойные. На ветках этих деревьев растут не листья, как у лиственных деревьев, а зеленые иглы - короткие, длинные, собранные в пучки по несколько штук вместе, растущие попарно или поодиночке. Самыми ценными хвойными лесами планеты считаются кедровые, существующие практически только в России.
Леса России можно разделить на три большие группы. В первую группу входят леса водоохранные, защитные, оздоровительные. Сюда относятся городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, а также леса-заповедники и национальные парки. Ко второй группе относятся зеленые насаждения, растущие в районах с высокой плотностью населения, где много транспорта. Наконец, к третьей группе относятся леса многолесных районов. Эти леса имеют промышленное значение. Рубка деревьев производится именно там.
Дорогие друзья! Задумывались ли вы над тем, когда и как возникли леса?
Попробуем представить, как выглядела наша Земля сотни миллионов лет назад. Тогда она была совсем другой. Ученые установили, что на нашей планете в те времена царил теплый, мягкий, влажный климат. Не было суровых снежных зим, а времена года почти не отличались друг от друга!
На небе часто собирались темные тучи, сверкали молнии, гремел гром, и на землю обрушивались тяжелые ливни. Поэтому на планете тогда было много рек, ручьев, озер и топких болот. Условия на Земле благо-приятствовали росту и развитию буйной растительности. По берегам водоемов шумели необыкновенно пышные зеленые леса. Между деревьями летали гигантские бабочки и огромные стрекозы. Многие растения, как, например, папоротники и хвощи, были очень высокие - достигали высоты 30-40 метров.
Старые деревья ломались, падали на землю, затопленную водой разливавшихся из-за частых ливней рек, а на их месте вырастали новые. Без доступа воздуха под действием бактерий за миллионы лет стволы огромных папоротников и хвощей превратились в камень - уголь, который сейчас люди используют как топливо.
Со временем леса стали другими. Это произошло потому, что климат на Земле изменился: стал холоднее, суровее, суше. Условия для роста гигантских деревьев оказались менее благоприятными, но они не исчезли вовсе, а стали травянистыми растениями. Их место заняли новые, более приспособленные к холодному-климату деревья.
Вспомните, какие деревья растут в современных лесах.
Правильно. Ель и сосна, пихта и кедр, береза и лиственница, дуб и липа, осина и ива, клен и рябина.
Послушайте стихотворение.
Прогулка в лес
Хорошо в лесу зеленом!
Травы стелются ковром,
А резные листья кленов
Укрывают нас шатром.
Мы идем лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам,
Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.
Мы зайдем в смолистый ельник -
Там и в жаркий полдень - тень,
Там заметим муравейник
И большой замшелый пень.
Огонечки земляники
Зажигаются в траве,
Золотой волною блики
Пробегают по листве.
Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку,
Поглядим на танец пчел.
Лес дает приют птицам и зверям, а также насекомым.
Припомните, какие птицы живут в лесах.
Верно! Синица и дятел, клест и снегирь, сорока и сова, кукушка и поползень, зяблик и зорянка. Птицы вьют в гуще зеленых ветвей и трав гнезда, выводят птенцов, находят здесь и корм: жуков, личинок, гусениц, семена трав, плоды и ягоды кустарников и деревьев. Добрый лес дарит пернатым гостеприимный дом и богатый стол, но и пичуги в долгу не остаются: они уничтожают вредителей леса и переносят семена деревьев и кустарников. Недаром говорят: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».
Давайте припомним, какие звери живут в лесу.
Обитатели леса - медведь и волк, лиса, заяц, белка, еж, кабан и лось. А еще лесная мышь, бурундук, енот, рысь, куница... В лесу живет очень много зверей. Некоторые из них обитают в норах, другие облюбовали дупла, третьи, прячутся под кустами, многие звери находят укромные уголки в самой глухой чаще, устраивая там логово.
Вспомните, кто живет в норках под замшелыми пнями, под корнями высоких деревьев.
Верно! Барсук, еж, лиса. В земляных норках живут рыжие лесные мыши и подслеповатые кроты.
А кто прячется в дуплах деревьев? Правильно! Белочка, куница.
Под густо переплетенными ветвями кустарников скрывается от врагов зайчишка. Волки днем спят в своем логове, которое выбирают в самых глухих местах - лесных чащобах, а вечером выходят на охоту. Мишка осенью, когда закружится в лесу пестрый листопад, подыскивает место для берлоги и залезает в нее на всю зиму.
Живет в лесах и множество насекомых. Есть среди них полезные и вредные. На опушках и полянах хлопотливые пчелки перелетают с цветка на цветок, собирают сладкий цветочный нектар и пыльцу, а заодно и опыляют растения леса. Им помогают и крупные полосатые шмели, деловито гудящие над цветами, и пестрокрылые красавицы-бабочки, и веселые мотыльки. Пчелы, шмели, бабочки приносят лесным растениям пользу. Красные жучки с черными точечками на спине - божьи коровки - тоже друзья леса. Ведь они поедают портящих листья и стебли тлей.
Возле мшистых пней, под высокими соснами, трудолюбивые неутомимые строители-муравьи возводят свои высокие терема-муравейники. Крошки-муравьи - замечательные помощники леса! Они истребляют множество вредных насекомых. Рыжие лесные муравьи - обитатели одного муравейника - уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых и их личинок. Кроме того, муравьи переносят семена лесных растений.
Теперь поговорим о вредителях леса. Это насекомые, поедающие стебли и листья, грызущие корни и древесину деревьев. Особенный вред приносят личин¬ки майских жуков - белые, жирные, изогнутые крючком, с крепкими челюстями. Они живут в почве и питаются корнями растений. Там, где в земле много личинок, леса постепенно засыхают и вымирают.
Борются с этими вредными насекомыми рыжие лисички-сестрички, медведи и колючие ежи: они с удовольствием поедают жирных личинок и крупных майских жуков.
« "Малый червяк большой дуб точит" - так говорят, в народе. Особенно опасен для лесов еловый короед. Удивительно сложен лабиринт узорчатых запутанных ходов короеда. Но дятел хорошо разбирается в них», - так написал в книге «Жизнь леса» знаток родной природы Дмитрий Зуев. Ни синице, ни поползню не достать, находящихся глубоко в коре вредных насекомых. Лишь длинный, тонкий, гибкий язык дятла проникает в древесину и достает скрытых врагов дерева - жуков: короеда, древоточца, заболотника и усача. Вот потому и называют красавцев-дятлов лесными докторами.
Помогают лесу и другие птахи. Задорная синичка трудится без устали: 350 раз за день приносит она своим птенцам мошек, червяков и жучков, истребляя огромное количество вредных насекомых. Недаром лесоводы называют эту птичку своей лучшей помощницей и отмечают праздник «Синичкин день».
Теперь вы знаете, что в лесу все живые организмы живут сообща, тесно между собой связаны и хорошо приспособлены к совместной жизни, поэтому лес и называется природным сообществом. Насекомые помогают опылять растения, а те дают им приют и потчуют сладким цветочным нектаром. Животные переносят семена растений и уничтожают вредителей леса, а растения угощают лесных жителей ягодами, орехами, желудями, шишками, кореньями, листьями и стебельками (травы), а еще дарят животным уютные домики.
Грибы - особые живые организмы. Эти жители леса тоже дружат с растениями и животными. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Кроме того, грибы помогают разлагаться остаткам пней, засохших веток, упавших на землю стволов и опавшей листвы. А полакомиться вкусными грибами любят многие лесные обитатели!
Леса красивы в любое время года: и весной, когда деревья окутаны легкой зеленой дымкой полураскрывшихся листочков, и летом, когда глаз радует сочная яркая зелень густых крон, и осенью, когда румяный лес наряжается в золотистые шелка, и зимой, когда он становится похож на беломраморный дворец.
Попробуйте отгадать загадку.
Зимой - в белом кафтане,
Весной - в зеленом сарафане,
Летом - в платье цветном,
Осенью - в плаще золотом.
Правильно! Это лес в разное время года.
Вопросы
1. Что такое лес?
2. Почему лес называют природным сообществом?
3. Какие бывают леса?
4. Какие животные обитают в лесу?
5. Как связаны животные, растения, грибы леса?