Установка зсу 57 2. Заочная дуэль

Вообще-то я-не настолько увлечён артиллерией, но каждый, кто интересуется применением работающей "по земле" авиации, время от времени зацепляет тему средств ПВО, и я тоже не стал исключением. По этому порождению советской конструкторской мысли в моём компе скопилась солидная подборочка, и я решил сделать очередную статью, посвящённую самоходной зенитной артустановке ЗСУ-57-2.Материал,по большей части-компилляция уворованного, но я не один так поступаю...:)

В 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г. Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68 на базе С-60, предназначавшейся как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную повозку. Опытный ее образец с электроприводом ЭСП-76 был установлен на повозке С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное же шасси создали на базе агрегатов среднего танка Т-54,однако нельзя сказать,что "одну башню убрали-поставили другую"(Т-54 всё же имел,насколько я помню, по пять опорных катков). В самоходном варианте машина получила заводское наименование - "Изделие 500", а армейское - ЗСУ-57-2.

Комплексные испытания ЗСУ-57-2 провели в 1950 году. В 1955 году увидело свет постановление СовМина СССР № 216-131сс от 14.2.1955 «О принятии на вооружение Советской Армии зенитной самоходно-артиллерийской установки ЗСУ-57-2».
Серийное производство осуществлялось по одним данным на заводе № 174 в Омске с 1955 по 1960 год, по другим данным-в Омске производились только шасси для этой артустановки, а сами установки собирались на заводе №946.
ЗСУ-57-2 представляла собой легкобронированную гусеничную машину с вращающейся башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Основные части машины: броневой корпус, башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электрооборудование, средства связи и противопожарное оборудование.
Броневой корпус делился на три отделения: управления, боевое и силовое. Первое размещалось слева в носовой части корпуса, в нем находилось сиденье механика-водителя; второе - в средней части корпуса и в башне; третье - в кормовой части машины и отделялось от боевого отделения перегородкой. Корпус сваривался из броневых листов толщиной 8-13 мм.
Открытая сверху башня сварной конструкции располагалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Диаметр погона башни составлял 1800 мм. Для установки пушки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка башни с окном для выхода гильз была сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Чтобы открыть тент, достаточно было отстегнуть ремни и отбросить его назад. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник.


В башне находилось 5 сидений: впереди - заряжающего левого автомата; за ним (посередине)- наводчика; сзади, справа от сиденья наводчика - установщика прицела; справа от пушки впереди - заряжающего правого автомата; сзади, симметрично с сиденьем наводчика - командира машины. При стрельбе сидения заряжающих снимались, укладывались на подвесном полу и крепились клипсами.
Спаренная автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики - использование энергии отдачи при коротком откате ствола. Охлаждение стволов было воздушным.
Ствол автомата состоял из трубы, копира и дульного тормоза. Труба представляла собой моноблок, выполненный за одно целое с казенной частью. На наружной поверхности казенной части трубы имелся продольный гребень для крепления копира. С боков на казенной части имелись вырезы по форме снаряда. Длина ствола с дульным тормозом - 4365 мм; длина нарезной части - 3560 мм; крутизна нарезов постоянная - в 35 калибров, всего нарезов - 24. Собранный ствол с накатником вставлялся в горловину люльки и с помощью двух секторных выступов на его казенной части соединялся со ствольной обоймой.
Поршневой продольно скользящий затвор располагался в люльке. Открывание затвора при стрельбе производилось во время отката ускорительным механизмом. Досылка затвора в переднее положение и закрывание его осуществлялось с помощью пружин досылающего механизма, расположенных на гидравлическом буфере и в остове затвора. Накатник - пружинный. Тормоз отката - гидравлический веретенного типа. Цилиндр тормоза отката при стрельбе оставался неподвижным. Длина отката 325 - 370 мм.
Качающаяся часть пушки состояла из двух параллельно расположенных автоматов, соединенных между собой в единый блок люльками. Она уравновешивалась грузами, прикрепленными к люлькам, и крепилась в станке с помощью двух цапф, представляющих собой большой шарикоподшипник. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом, работавшим от электродвигателя постоянного тока через гидравлические универсальные регуляторы скорости. Детали правого автомата были зеркальным отражением деталей левого.
Станок пушки был установлен на днище башни. Он состоял из корпуса с кронштейном, механизма крепления пушки по-походному и транспортера. Подъемный механизм располагался на левой стороне станка и имел два привода: электрогидравлический (с плавной регулировкой скорости наведения) и ручной. Наведение электрогидравлическим приводом осуществлялось от электродвигателя постоянного тока через универсальные гидравлические регуляторы скорости. Масса спаренной пушки С-68 составляла 4500 кг.
Прицел пушки - автоматический, зенитный, построительного типа; предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные (входные) данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол - по видимому направлению движения цели, дальность до цели - на глаз или с помощью дальномера.
При пользовании электрогидроприводом с прицелом работали два члена экипажа: наводчик наводил пушку по азимуту и углу места цели; установщик прицела устанавливал исходные данные прицела - скорость, курсовой угол и дальность, а если была необходимость - угол пикирования или кабрирования. При пользовании ручным приводом наведения с прицелом работали три члена экипажа: командир машины наводил пушку по азимуту, наводчик - по углу места цели, установщик прицела устанавливал исходные данные прицела.
Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную. Боекомплект состоял из осколочно-трассирующих гранат и бронебойно-трассирующих снарядов. Механизм замкнутости позволял вести огонь двумя способами: с блокировкой последнего выстрела в обойме и без блокировки.
Заряд для всех снарядов одинаков - 1,18 кг пироксилинового пороха, масса выстрела 6,6 кг, длина гильзы 348 мм. Начальная скорость снаряда 1000 м/с. Баллистическая дальность стрельбы 12 км, осколочные снаряды снабжены самоликвидатором со временем срабатывания 12 - 16 с, что обеспечивало наклонную дальность 6,5 - 7 км. Один из европейских производителей 57-мм снарядов выпускает сейчас осколочно-фугасные, осколочно-фугасные зажигательные, осколочно-фугасные зажигательные трассирующие, бронебойные трассирующие и практические выстрелы. Время горения трассера составляет 10 секунд. В осколочно-фугасных «моделях» предусмотрено снаряжение снаряда 153 граммами ВВ. В качестве снаряжения используются гексоген и металлизированный гексоген (в смеси с алюминиевой пудрой).
Согласно расчётам оборонного НИИ-2 ПВО среднее число попаданий 57-мм снарядов, необходимых для уничтожения реактивного двухдвигательного фронтового бомбардировщика «Канберра» составляло 1,7, а на истребитель хватало и 1 попадания.

Двигатель В-54 представлял собой 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения мощностью 520 л.с. Он устанавливался перпендикулярно продольной оси машины на постаменте, приваренном к днищу корпуса. Рабочий объем двигателя - 38,88 л, масса - 895 кг. Этот двигатель обеспечивал машине максимальную скорость 48-50 км/ч.
Три топливных бака общей емкостью 640 л размещались в корпусе ЗСУ. Наружные баки устанавливались справа по ходу машины, на надгусеничной полке. Емкость каждого - 95 л.
Запас хода по грунтовой дороге составлял 300-320 км, по шоссе-400-420 км.
Механическая силовая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел размещалась в кормовой части корпуса. Она состояла из гитары, главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач, привода вентилятора и привода компрессора.
Гусеничный движитель состоял из двух гусениц шириной 580 мм, двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц и восьми опорных катков. Литые ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами располагались сзади. В ходовой части имелось четыре гидравлических амортизатора, соединенных с балансирами передних и задних опорных катков. Вес ЗСУ составлял 28 тонн. Длина с пушкой составляла 8460мм, длина корпуса 6220 мм, ширина 3270 мм, высота (по тенту) 2750 мм,клиренс-425мм.
Основным источником энергии служил генератор постоянного тока Г-74 мощностью 3 кВт (108 А при 27-29 В) при скорости вращения свыше 2100 об/мин. Для запуска двигателя и для питания бортовой сети при неработающем генераторе на машине устанавливались шесть аккумуляторных батарей 6МСТ-140 или 6СГЭН-140М напряжением 12 В.
Внешняя связь ЗСУ-57-2 обеспечивалась портативной радиостанцией 10РТ-26Э, а внутренняя - танковым переговорным устройством ТПУ-47. Радиостанция обеспечивала надежную телефонную связь при движении на дистанции от 7 до 15 км, а при остановке - от 9 до 20 км.
Угол вертикальной наводки составлял от -5 до 85°,скорость вертикальной наводки равнялась 20°/сек, горизонтальной- 30°/сек.
Пределы работы автоматического прицела были следующими: скорость цели-до 350 м\сек, наклонная дальность-5500 м, угол пикирования-от 0 до 90 °, угол кабрирования- от 0 до 70°
Для преодоления водных преград артустановкой ЗСУ-57-2 могло быть использовано плавсредство ПСТ.Я не знаю, кто его создал, но предполагаю, что руку к этому приложил конструктор Анатолий Фёдорович Кравцев.В сообществе shushpanzer была как-то статья о советских навесных плавсредствах для бронетехники. в комментариях к этой статье немеряно улюлюканья иронии и сарказмов, зато до рассуждений на тему альтернативного решения снизошло то ли один, то ли два человека. Преодоление водных преград с упоминаемым "аксессуаром" могло производиться при волнении до 5 баллов. Стрельба из пушки - до 1,5 баллов (для ЗСУ-57-2 - стрельба по зенитным целям при волнении до 2 баллов). Вместе с ЗСУ-57-2 допускалась перевозка десанта с личным оружием до 40 человек, при нахождении десанта на палубе плавсредства стрельба из пушки запрещалась. Навешивание плавсредства ЗСУ-57-2 производилось силами экипажа за 35 минут, сброс осуществлялся мгновенно, без выхода экипажа из машины. Плавсредство ПСТ-54 перевозилось на четырех автомобилях типа ЗИС-151. ЗСУ-57-2 с плавсредством выглядела вот так:

На одном из западных сайтов у меня получилось выдрать несколько фоток, сделанных во время фотообхода установки. Они позволяют разглядеть некоторые части ЗСУ-57-2 "вблизи".


















Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею ЗСУ из 4 установок. Там, где не хватало ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.

Эффективность батареи ЗСУ-57-2 при стрельбе по воздушным целям была ниже, чем батареи пушек С-60,управлявшихся прибором ПУАЗО-6 от радиолокационной станции СОН-9. Кроме того, она не могла действовать на заражённой местности и вести огонь в движении. Вертолёты, оснащённые авиационными неуправляемыми и противотанковыми управляемыми ракетами, в то время ещё только-только проектировались, а, значит, летательными аппаратами, угрожавшими нашим танковым и мотострелковым частям были только самолёты, новые типы которых всё чаще оснащались турбореактивными двигателями. Темп стрельбы данной установки был признан недостаточным для противодействия реактивной авиации. Да и сам метод установления скорости цели «по типу самолёта» уже изначально предполагал наличие ошибки. Например, в начале 50-х авиация американского ВМФ имела на вооружении реактивные самолёты F-2H2 и F-9F, которые издалека было несложно спутать, а скорости их при полёте с подвесками для работы по наземным целям различались на 90 км/ч. Кроме этого, определение углов пикирования и кабрирования самолёта глазомерным способом требовало определённой натренированности расчёта. Постепенно стало понятно, что для ЗСУ нужны по крайней мере на порядок более скорострельные пушки, угловая скорость наведения не 20-30 °/с, а 50-100 °/с и полностью автоматизированная радиолокационная система управления огнем.
Однако и в зарубежных армиях не все самоходные зенитные артустановки обладали такой системой. Например, двуствольная 40-мм американская М42, поступавшая на вооружение армии США с 1954 года стала оснащаться ей только с 1956 года.
Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняла во время Вьетнамской войны. Вьетнамцы использовали эти установки и для противодействия авиации и для поражения наземных целей, причём их эффективность при работе «по земле» была отмечена западными военспецами.
Вот,например,эти установки сопровождают вьетнамскую танковую колонну:

а здесь- зенитная батарея выдвигается в район "димилитаризованной зоны" , явно планируя её "милитаризовать":

вьетнамские ЗСУ-57-2 работают по американской авиации:

Суровые вьетнамские зенитчики:

Погрузка боеприпасов в ЗСУ-57-2:

Американцы в различных источниках регулярно печатают фото одной из уничтоженных ЗСУ-57-2,представляя её то как уничтоженную бомбардировщиками В-52, то как уничтоженную штурмовиками А-37, то как уничтоженную ещё бог знает кем.

Находится этот "отголосок эха войны", как я понял, в районе деревушки под названием Ан-Лок.
После вьетнамской войны установки, находившиеся на вооружении армий Польши, Венгрии, Вьетнама, Египта, Ирака, Ирана, КНДР, Кубы, Сирии, Финляндии и Югославии и регулярно использовались в различных военных конфликтах.

Польская ЗСУ-57-2:

ЗСУ-57-2, использовавшаяся в ходе боевых действий на территории бывшей Югославии.Я не уверен, но по-моему, эта установка использовалась боснийскими сербами.
А эта, ставшая музейным экспонатом,-работала на хорватов:

В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка "59";а не так давно, в журнале

Когда закончилась Великая Отечественная война, немного схлынула эйфория, начались трудовые будни. Начался анализ войны. Получение военного опыта и его осмысление.

Так вот, именно осмысление опыта, полученного в ходе войны, показало полнейшую несостоятельность имевшейся в РККА войсковой ПВО. У нас вообще с ПВО все было очень плохо, и люди неглупые и повоевавшие пришли к выводу, что надо что-то делать в этой ситуации.

Особенно просили защиту от авиации танкисты. Танк – весьма лакомая цель что в те годы, что сегодня, кстати. И приоритет у него как раз с танк и получается. Весьма большой. А на танковую бригаду второй половины 40-х годов полагалась всего лишь зенитно-пулеметная рота.

Это 48 человек личного состава и 9 пулеметов ДШК. На 65 танков и 146 грузовиков, замечу. Согласно штатам №№ 010/500 - 010/506 (ноябрь 1943 г.). Зенитных орудий отдельной танковой бригаде не полагалось совсем. Некрасивый расклад, конечно.

Но даже в дивизионной структуре средств ПВО было ничтожно мало. Да и укомплектовывались они в основном буксируемыми 37-мм зенитными пушками 61-К или 25-мм 72-К, которые перед отражением налета ещё нужно было развернуть и изготовить к бою.

Практика показала, что более лакомого кусочка для немецкой авиации в Великую Отечественную, чем часть на марше не было и быть не могло.

В то же время у противника на вооружении находилось достаточно большое количество самоходных средств ПВО, основное отличие от буксируемых заключалось в том, что они готовы были открывать огонь без какой-либо дополнительной подготовки.

Если внимательно изучить вопрос, то в РККА были мобильные средства ПВО. На грузовиках.

С одной стороны, дешево и сердито, с другой – полное отсутствие какой-либо защиты от действий авиации противника. Не самый лучший расклад, учитывая наличие у немцев пусть и легко, но бронированных мобильных средств ПВО.

Сложившуюся ситуацию нужно было выправлять путем принятия на вооружение зенитной самоходной установки, способной вести огонь с хода, не отставая от танков на марше. И установка должна была бы иметь достаточный калибр для эффективного поражения бомбардировщиков противника и бронированных штурмовиков.

Первой серийной ЗСУ, созданной в СССР, стала ЗСУ-37, вооружённая 37-мм пушкой 61-К. Условно серийной, поскольку её производство ограничилось 75 машинами, выпущенными в 1945 году, что в масштабах РККА было даже не каплей в море.

Более серьезной заявкой стала 57-мм автоматическая пушка С-60, разработанная в конструкторском бюро В. Г. Грабина. Пушка удалась, но в первоначальном варианте обладала все тем же недостатком – низкой мобильностью. Поэтому уже с 1947 года, ещё до принятия С-60 на вооружение, началась разработка её спаренного варианта под обозначением С-68, предназначенного для вооружения самоходной установки.

Для новой ЗСУ было создано шасси на основе среднего танка Т-54. Новая самоходная установка получила заводское обозначение «изделие 500» и армейское ЗСУ-57-2 и была принята на вооружение после комплексных испытаний, проведённых в 1950 году.

Производили ЗСУ на заводе №174 в Омске с 1955 по 1960 год, всего было выпущено 857 единиц.

Экипаж ЗСУ состоял из шести человек:
- механика-водителя. Размещался в лобовой части корпуса слева;
- наводчика;
- наводчика-установщика прицела;
- заряжающих правого и левого орудий (2 чел.);
- командира установки.

Место мехвода в ЗСУ

Кроме механика-водителя, все члены экипажа размещались в открытой башне.

Корпус ЗСУ-57-2 сварной, из броневых листов толщиной 8-13 мм. Башня вращающаяся, сварная, располагалась в центральной части корпуса на шариковой опоре. Задний броневой лист был съемный.

В походном положении башня могла накрываться брезентовым тентом.

Рабочие места членов экипажа располагались так: впереди слева - заряжающего левого орудия, за ним в центре башни - наводчика, справа от наводчика располагался установщик прицела, впереди справа - заряжающий правого орудия, сзади в центре башни - рабочее место командира ЗСУ.

Место установщика прицела 13

Вид сверху с места наводчика.

Вид с места заряжающего.

Механизм ручной наводки. Не для слабаков!

На кормовом листе башни крепился гильзосборник.

Работа автоматика пушки была основана на принципе использования энергии отката при коротком ходе ствола. Орудие имело ствол-моноблок, поршневой скользящий затвор, гидравлический тормоз отката, пружинный накатник и снабжалось дульным тормозом.

Вертикальная (−5…+85°) и горизонтальная наводка осуществлялись при помощи электрогидравлических приводов, работавших от электродвигателя.

Скорость горизонтального наведения составляла 30°, вертикального - 20° в секунду.

В случае отказа электропривода сохранялась возможность ручной наводки: командир машины при этом отвечал за горизонтальное наведение, а наводчик - за вертикальное. Это было весьма проблематичное действие, поскольку в этом случае командир и наводчик должны обладать физической подготовкой значительно выше среднего.

Питание орудий обойменное, из коробчатых магазинов на 4 выстрела. Практическая скорострельность составляла 100-120 выстрелов в минуту на ствол, но предельная продолжительность непрерывной стрельбы была не более 40-50 выстрелов, после чего стволы требовалось охладить.

Боекомплект ЗСУ-57-2 составлял 300 унитарных выстрелов, из которых 176 в 44 магазинах размещались в укладках в башне, 72 в 18 магазинах находились в носовой части корпуса, а ещё 52 выстрела в не снаряжённом в обоймы виде размещались под полом башни.

В общем и целом боевая эффективность ЗСУ-57-2 зависела от квалификации экипажа, подготовки командира взвода и была не слишком высокой. В первую очередь это было обусловлено отсутствием РЛС в системе наведения. Эффективный огонь на поражение мог вестись только остановившись, стрельба «с хода» по воздушным целям не была предусмотрена вообще.

Сравнительная эффективность стрельбы ЗСУ-57-2 была значительно ниже, чем у батареи аналогичных по конструкции пушек С-60, так как последняя имела ПУАЗО-6 с СОН-9, а позднее - радиолокационный приборный комплекс РПК-1 «Ваза».

Однако сильной стороной применения ЗСУ-57-2 являлась постоянная готовность к открытию огня, отсутствие зависимости от буксира, наличие бронезащиты экипажа.

ЗСУ-57-2 использовались во вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем и Сирией и Египтом в 1967 и 1973 годах, а также в ирано-иракской войне. Из-за сравнительно низкой скорострельности и отсутствия автоматизированных радиолокационных устройств наведения высокой эффективностью эта машина не отличалась.

В апреле 2014 года появились видеокадры использования ЗСУ-57-2 сирийской армией в боях в окрестностях Дамаска.

Однако при оценке эффективности ЗСУ-57-2 стоит сказать не только о минусах. Да, низкая скорострельность и отсутствие автоматизированных радиолокационных устройств наведения и слежения – бесспорно, слабая сторона. Однако при сопровождении танков ЗСУ-57 могла взять на себя не только роль системы ПВО.

Стоит учитывать еще тот факт, что ЗСУ не являлась единственным средством ПВО танкового полка, например, а средством коллективной ПВО от самолётов, летящих на высотах до 4000 м, так как высоты до 1000 м перекрывались зенитными пулемётами ДШК/ДШКМ, которых в танковом полку было столько же, сколько единиц бронетехники. Эффективность не очень высокая, но, тем не менее, определенный отпор авиации противника мог быть оказан.

С другой стороны, в конфликтах, где принимала участие ЗСУ-57, в армиях, применявших установку, прекрасно были осведомлены о невысокой эффективности ЗСУ как средства ПВО.

Зато установка неплохо себя показала в роли САУ сопровождения танков, или, говоря современным языком, БМПТ. И в этом плане ЗСУ-57-2 была, пожалуй, более эффективна, чем средство ПВО. По крайней мере, на полях сражений было весьма мало бронированных целей, способных выдержать попадание бронебойного снаряда БР-281У, который с расстояния 1000 м, вылетая из стволов со скоростью 1000 м/с, уверенно пробивал до 100 мм брони.

ЗСУ-57-2 все-таки оставила определенный след в нашей военной истории в качестве испытательной платформы. За которой последовали как «Шилка», «Тунгуска» и «Панцирь», так и реализуемые в настоящее время проекты БМПТ и БМОП.

В 1944 году в ЦКБ под руководством В. Г. Грабина началось проектирование новой 57-мм автоматической зенитной пушки С-60. На вооружение ее приняли в январе 1950-го и в том же году запустили в серийное производство. С-60 стала первой отечественной полевой зенитной пушкой, наведение которой осуществлялось дистанционно, с помощью следящих приводов, работавших от ПУАЗО-6 или ПУАЗО-6-60. В свою очередь ПУАЗО получал данные от радиолокационной станции орудийной наводки СОН-9. Установленная на четырехколесной базе, эта пушка могла более или менее удовлетворительно прикрывать войсковые тылы и пехоту в обороне. Однако для ПВО танковых и моторизованных войск в наступлении и на марше буксируемая пушка не годилась.

Поэтому в 1947 году в НИИ-58 под руководством В.Г. Грабина приступили к проектированию спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68 на базе С-60, предназначавшейся как для установки на гусеничное шасси, так и на колесную базу. Опытный ее образец с электроприводом ЭСП-76 был установлен на базе С-79А и прошел испытания, но в серию не пошел. Гусеничное же шасси создали на базе агрегатов среднего танка Т-54. В самоходном варианте машина получила заводское наименование - изделие 500, и армейское - ЗСУ-57-2.

Комплексные испытания ЗСУ-57-2 провели в 1950 году. Её серийное производство осуществлялось на заводе № 174 в Омске с 1955 по 1960 год. Но по другим данным, выпуск пушек С-66 для этой машины начался на заводе № 946 лишь в 1957 году (в тот год их изготовили 249 штук).

ЗСУ-57-2 представляла собой легкобронированную гусеничную машину с вращающейся башней, обеспечивающей круговую зенитную стрельбу из автоматических пушек. Основные части машины - броневой корпус, башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электрооборудование, средства связи и противопожарное оборудование.

Броневой корпус делился на три отделения управления, боевое и силовое. Первое размещалось слева в носовой части корпуса, в нем находилось сиденье механика-водитвпя, второе - в средней части корпуса и в башне: третье - в кормовой части машины и отделялось от боевого перегородкой. Корпус сваривался из броневых листов толщиной 8-13 мм.

Открытая сверху башня сварной конструкции располагалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса. Для установки пушки в передней ее части имелась амбразура. Задняя стенка башни с окном для выхода гильз была сделана съемной, что создавало удобства при монтаже пушки. В походном положении верхний вырез башни закрывался складным брезентовым тентом с 13 смотровыми окнами из плексигласа. Чтобы открыть тент, достаточно было отстегнуть ремни и отбросить его назад. Для сбора стреляных гильз и обойм, подаваемых транспортером пушки через окно в задней стенке, снаружи кормовой части башни был установлен гильзосборник.

В башне находилось 5 сидений, впереди - заряжающего левого автомата; за ним (посередине) - наводчика, сзади, справа от сиденья наводчика - установщика прицела: справа от пушки впереди - заряжаюшего правого автомата, сзади, симметрично с сиденьем навоачика - командира машины. При стрельбе сиденья заряжающих снимались, укладывались на подвесном попу и крепились клипсами.

Спаренная автоматическая пушка С-68 состояла из двух автоматов типа С-60, имевших одинаковое устройство, при этом детали правого автомата являлись зеркальным отражением деталей левого. Принцип работы автоматики - использование энергии отдачи при коротком откате ствола. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осушествлялось электрогидравлическим приводом, работавшим от электродвигателя постоянного тока через гидравлические универсальные регуляторы скорости (УГС).

Станок пушки был установлен на днищe башни. Он состоял из корпуса с кронштейном, механизма крепления пушки по-походному и транспортера. Подъемный механизм располагался на левой стороне станка и имел два привода электрогидравлический (с плавной регулировкой скорости наведения) и ручной. Масса спаренной пушки С-68 составляла 4500 кг.

Прицел пушки - автоматический, зенитный, построительного типа: предназначался для решения задачи по определению места встречи снаряда с целью при стрельбе. Для этого предварительно определялись и устанавливались на прицеле следующие исходные (входные) данные: скорость цели, курсовой угол и наклонная дальность. Скорость цели определялась по типу самолета, курсовой угол - по видимому направлению движения цели, дальность до цели - на глаз или с помощью дальномера.

При пользовании электрогидроприводом с прицелом работали два члена экипажа, наводчик наводил пушку по азимуту и углу места цели, установщик прицела устанавливал исходные данные прицела - скорость, курсовой угол и дальность, а если была необходимость - угол пикирования или кабрирования. При пользовании ручным приводом наведения с прицелом работали три члена экипажа: командир машины наводил пушку по азимуту, наводчик - по углу места цели, установщик прицела устанавливал исходные данные прицела.

Боекомплект ЗСУ-57-2 состоял из 300 пушечных унитарных выстрелов, расположенных в специальных боеукладках в башне и корпусе. Основная часть боекомплекта (248 выстрелов) перед загрузкой в машину снаряжалась в обоймы и размещалась в башне (176 выстрелов) и носовой части корпуса (72 выстрела). Часть боекомплекта (52 выстрела) в обоймы не снаряжалась и укладывалась в специальные отсеки под вращающимся полом. Снаряженные в обоймы выстрелы с бронебойными снарядами размещались в кормовой части башни справа и слева от станка пушки. Подача обойм осуществлялась заряжающим вручную.

Заряд для всех снарядов одинаков - 1,2 кг пироксилинового пороха марки 11/7, масса патрона 6,6 кг, длина гильзы 348 мм. Начальная скорость снаряда составляет 1000 м/с. Баллистическая дальность стрельбы достигалат 12 км, но осколочные снаряды были снабжены самоликвидатором со временем срабатывания 12-16 с. что обеспечивало наклонную дальность 6,5-7 км.

Двигатель В-54 представлял собой 12-цилиндровый, V-обраэный, четырехтактный, быстроходный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения. Он устанавливался перпендикулярно продольной оси машины на постаменте, приваренном к днищу корпуса. Рабочий обьем двигателя - 38,88 л, масса - 895 кг.

Три топливных бака общей ёмкостью 640 л размещались в корпусе ЗСУ. Наружные баки устанавливались справа по ходу машины, на надгусеничной полке. Емкость каждого - 95 л.

Механическая силовая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел размещалась в кормовой частм корпуса. Она состояла из гитары, главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач. привода вентилятора и привода компрессора.

Гусеничный движитель состоял из двух гусениц шириной 580 мм, двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц и восьми опорных катков. Литые ведущие колеса со сьемными зубчатыми венцами располагались сзади. В ходовой части имелось четыре гидравлических амортизатора, соединенных с балансирами передних и задних опорных катков.

Основным источником энергии служил генератор постояннопэ тока Г-74 мощностью 3 кВт (108 А при 27-29 В) при скорости вращения свыше 2100 об/мин (то есть при скорости вращения коленчатого вала двигателя 1200 об/мин и выше). Для запуска двигателя и для питания бортовой сети при неработающем генераторе на машине устанавливались шесть аккумуляторных батарей типа 6-СПЭН-140М или 6-МСТ-140. Напряжение 6 батарей составляло 24 В, общая емкость их - 420 А ч.

Внешняя связь ЗСУ-57-2 обеспечивалась портативной радиостандиеи 10РТ-26Э, а внутренняя - танковым переговорным устройством ТПУ-47. Радиостанция обеспечивала надежную телефонную связь при движении на дистанции от 7 до 15 км, а при остановке - от 9 до 20 км.

Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею ЗСУ из 4 установок. Там, где не хватало ЗСУ-57-2, использовались 14,5-мм спаренные зенитные пулеметные установки ЗТПУ-2 на шасси БТР-40 и БТР-152.

Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. Начиная с 60-х годов некоторое число ЗСУ-57-2 поступило в армии ГДР, Польши, Финляндии, Ирана, Анголы, Сирии, Египта, Кубы, Венгрии и КНДР. Иранские ЗСУ-57-2 участвовали в войне с Ираком. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка Type 59. После модернизации основной боевой танк Type 59 получил обозначение Type 69 и, в свою очередь, стал базой для совершенно анапогичной с ЗСУ-57-2 зенитной самоходной установки Type 80.

ЗСУ-57-2 обладала целым рядом недостатков - низким темпом стрельбы, ручным обойменным заряжанием, невозможностью ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9, а затем от радиолокационного приборного комплекса РПК-1 "Ваза". В этом нет ничего удивительного при стрельбе по реактивным самолетам, летящим на низких и сверхнизких высотах, и определении скорости цели "по типу самолета", а дальности до цели - "на глаз" или с помощью дальномера - вероятность попадания в цель крайне низка. Справедливости ради следует заметить, что ЗСУ основных потенциальных противников не превосходили по своей огневой мощи ЗСУ-57-2.

В 50-х годах на вооружении армии США состояли ЗСУ M19 на шасси легкого ганка M24 "Чаффи", разработанные в 1945 году, и M42 на шасси легхого танка M41, поступавшие в войска с 1954 года. А на вооружении английской армии находились ЗСУ на базе крейсерского танка "Крусейдер", созданные в 1943 году. Все эти машины были вооружены 40-мм пушками "Бофорс" (американские ЗСУ - спаренными, а английские - одинарными). Вес их снаряда составлял 0.934 кг, начальная скорость 875 м/с. темп стрельбы 120 выстрелов в минуту на ствол. Прицелы у всех - ручные оптические. Однако в 1956 году ЗСУ М42 прошла модернизацию, была оснащена радиолокационной системой обнаружения и сопровождения целей Т50 и получила индекс M42A1. Таким образом, еще до запуска в серийное производство ЗСУ-57-2 стала существенно проигрывать своему основному противнику в системе управления огнем.

Производство ЗСУ-57-2 завершено. Боевые машины этого типа до сих пор остаются на вооружении сухопутных войск Алжира, Китая, Кубы, Египта, Ирана. Ирака, КНДР, Мозамбика, Румынии, Сирии, Вьетнама и бывшей Югославии.

Боевая масса, т 28
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 6
Длина корпуса, мм 6220
Длина с пушкой вперёд, мм 8480
Ширина корпуса, мм 3270
Высота, мм 2750
Клиренс, мм 425
Тип брони стальная гомогенная
Лоб корпуса, мм/град. 8-13
Вооружение
Калибр и марка пушки 2 ? 57-мм С-68
Тип пушки нарезная автоматическая
Длина ствола, калибров 76,6
Боекомплект пушки 150 на ствол
Углы ВН, град. -5…+85
Прицелы автоматический зенитный, построительного типа
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25-30
Запас хода по шоссе, км 400-420
Запас хода по пересечённой местности, км 300-320
Удельная мощность, л. с./т 18,6
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,4

Когда закончилась Великая Отечественная война, немного схлынула эйфория, начались трудовые будни. Начался анализ войны. Получение военного опыта и его осмысление.

Так вот, именно осмысление опыта, полученного в ходе войны, показало полнейшую несостоятельность имевшейся в РККА войсковой ПВО. У нас вообще с ПВО все было очень плохо, и люди неглупые и повоевавшие пришли к выводу, что надо что-то делать в этой ситуации.

Особенно просили защиту от авиации танкисты. Танк – весьма лакомая цель что в те годы, что сегодня, кстати. И приоритет у него как раз с танк и получается. Весьма большой. А на танковую бригаду второй половины 40-х годов полагалась всего лишь зенитно-пулеметная рота.

Это 48 человек личного состава и 9 пулеметов ДШК. На 65 танков и 146 грузовиков, замечу. Согласно штатам №№ 010/500 - 010/506 (ноябрь 1943 г.). Зенитных орудий отдельной танковой бригаде не полагалось совсем. Некрасивый расклад, конечно.

Но даже в дивизионной структуре средств ПВО было ничтожно мало. Да и укомплектовывались они в основном буксируемыми 37-мм зенитными пушками 61-К или 25-мм 72-К, которые перед отражением налета ещё нужно было развернуть и изготовить к бою.

Практика показала, что более лакомого кусочка для немецкой авиации в Великую Отечественную, чем часть на марше не было и быть не могло.

В то же время у противника на вооружении находилось достаточно большое количество самоходных средств ПВО, основное отличие от буксируемых заключалось в том, что они готовы были открывать огонь без какой-либо дополнительной подготовки.

Если внимательно изучить вопрос, то в РККА были мобильные средства ПВО. На грузовиках.

С одной стороны, дешево и сердито, с другой – полное отсутствие какой-либо защиты от действий авиации противника. Не самый лучший расклад, учитывая наличие у немцев пусть и легко, но бронированных мобильных средств ПВО.

Сложившуюся ситуацию нужно было выправлять путем принятия на вооружение зенитной самоходной установки, способной вести огонь с хода, не отставая от танков на марше. И установка должна была бы иметь достаточный калибр для эффективного поражения бомбардировщиков противника и бронированных штурмовиков.

Первой серийной ЗСУ, созданной в СССР, стала ЗСУ-37, вооружённая 37-мм пушкой 61-К. Условно серийной, поскольку её производство ограничилось 75 машинами, выпущенными в 1945 году, что в масштабах РККА было даже не каплей в море.

Более серьезной заявкой стала 57-мм автоматическая пушка С-60, разработанная в конструкторском бюро В. Г. Грабина. Пушка удалась, но в первоначальном варианте обладала все тем же недостатком – низкой мобильностью. Поэтому уже с 1947 года, ещё до принятия С-60 на вооружение, началась разработка её спаренного варианта под обозначением С-68, предназначенного для вооружения самоходной установки.

Для новой ЗСУ было создано шасси на основе среднего танка Т-54. Новая самоходная установка получила заводское обозначение «изделие 500» и армейское ЗСУ-57-2 и была принята на вооружение после комплексных испытаний, проведённых в 1950 году.

Производили ЗСУ на заводе №174 в Омске с 1955 по 1960 год, всего было выпущено 857 единиц.

Экипаж ЗСУ состоял из шести человек:
- механика-водителя. Размещался в лобовой части корпуса слева;
- наводчика;
- наводчика-установщика прицела;
- заряжающих правого и левого орудий (2 чел.);
- командира установки.


Место мехвода в ЗСУ

Кроме механика-водителя, все члены экипажа размещались в открытой башне.

Корпус ЗСУ-57-2 сварной, из броневых листов толщиной 8-13 мм. Башня вращающаяся, сварная, располагалась в центральной части корпуса на шариковой опоре. Задний броневой лист был съемный.

В походном положении башня могла накрываться брезентовым тентом.

Рабочие места членов экипажа располагались так: впереди слева - заряжающего левого орудия, за ним в центре башни - наводчика, справа от наводчика располагался установщик прицела, впереди справа - заряжающий правого орудия, сзади в центре башни - рабочее место командира ЗСУ.


Место установщика прицела


Вид сверху с места наводчика


Вид с места заряжающего


Механизм ручной наводки. Не для слабаков!

На кормовом листе башни крепился гильзосборник.

Работа автоматика пушки была основана на принципе использования энергии отката при коротком ходе ствола. Орудие имело ствол-моноблок, поршневой скользящий затвор, гидравлический тормоз отката, пружинный накатник и снабжалось дульным тормозом.

Вертикальная (−5…+85°) и горизонтальная наводка осуществлялись при помощи электрогидравлических приводов, работавших от электродвигателя.

Скорость горизонтального наведения составляла 30°, вертикального - 20° в секунду.

В случае отказа электропривода сохранялась возможность ручной наводки: командир машины при этом отвечал за горизонтальное наведение, а наводчик - за вертикальное. Это было весьма проблематичное действие, поскольку в этом случае командир и наводчик должны обладать физической подготовкой значительно выше среднего.

Питание орудий обойменное, из коробчатых магазинов на 4 выстрела. Практическая скорострельность составляла 100-120 выстрелов в минуту на ствол, но предельная продолжительность непрерывной стрельбы была не более 40-50 выстрелов, после чего стволы требовалось охладить.

Боекомплект ЗСУ-57-2 составлял 300 унитарных выстрелов, из которых 176 в 44 магазинах размещались в укладках в башне, 72 в 18 магазинах находились в носовой части корпуса, а ещё 52 выстрела в не снаряжённом в обоймы виде размещались под полом башни.

В общем и целом боевая эффективность ЗСУ-57-2 зависела от квалификации экипажа, подготовки командира взвода и была не слишком высокой. В первую очередь это было обусловлено отсутствием РЛС в системе наведения. Эффективный огонь на поражение мог вестись только остановившись, стрельба «с хода» по воздушным целям не была предусмотрена вообще.

Сравнительная эффективность стрельбы ЗСУ-57-2 была значительно ниже, чем у батареи аналогичных по конструкции пушек С-60, так как последняя имела ПУАЗО-6 с СОН-9, а позднее - радиолокационный приборный комплекс РПК-1 «Ваза».

Однако сильной стороной применения ЗСУ-57-2 являлась постоянная готовность к открытию огня, отсутствие зависимости от буксира, наличие бронезащиты экипажа.

ЗСУ-57-2 использовались во вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем и Сирией и Египтом в 1967 и 1973 годах, а также в ирано-иракской войне. Из-за сравнительно низкой скорострельности и отсутствия автоматизированных радиолокационных устройств наведения высокой эффективностью эта машина не отличалась.

В апреле 2014 года появились видеокадры использования ЗСУ-57-2 сирийской армией в боях в окрестностях Дамаска.

Однако при оценке эффективности ЗСУ-57-2 стоит сказать не только о минусах. Да, низкая скорострельность и отсутствие автоматизированных радиолокационных устройств наведения и слежения – бесспорно, слабая сторона. Однако при сопровождении танков ЗСУ-57 могла взять на себя не только роль системы ПВО.

Стоит учитывать еще тот факт, что ЗСУ не являлась единственным средством ПВО танкового полка, например, а средством коллективной ПВО от самолётов, летящих на высотах до 4000 м, так как высоты до 1000 м перекрывались зенитными пулемётами ДШК/ДШКМ, которых в танковом полку было столько же, сколько единиц бронетехники. Эффективность не очень высокая, но, тем не менее, определенный отпор авиации противника мог быть оказан.

С другой стороны, в конфликтах, где принимала участие ЗСУ-57, в армиях, применявших установку, прекрасно были осведомлены о невысокой эффективности ЗСУ как средства ПВО.

Зато установка неплохо себя показала в роли САУ сопровождения танков, или, говоря современным языком, БМПТ. И в этом плане ЗСУ-57-2 была, пожалуй, более эффективна, чем средство ПВО. По крайней мере, на полях сражений было весьма мало бронированных целей, способных выдержать попадание бронебойного снаряда БР-281У, который с расстояния 1000 м, вылетая из стволов со скоростью 1000 м/с, уверенно пробивал до 100 мм брони.

ЗСУ-57-2 все-таки оставила определенный след в нашей военной в качестве испытательной платформы. За которой последовали как «Шилка», «Тунгуска» и «Панцирь», так и реализуемые в настоящее время проекты БМПТ и БМОП.

23 4 «Шилка» Зенитная самоходная установка (ЗСУ) боевая машина, предназначенная для решения задач по противовоздушной обороне войсковых соединений и тыловых объектов от ударов авиации противника. По своей конструкции и вооружению ЗСУ очень… … Википедия

ЗСУ-37 - 1943 ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА Тактико технические характеристики Силовая установка Вооружение Факты Основные модификации … Военная энциклопедия

Анализируя итоги войны 1973 года на Ближнем Востоке, иностранные военные обозреватели отметили, что за первые три дня боев сирийские ракетчики уничтожили около 100 израильских самолетов. По их мнению, это объяснялось тем, что плотный огонь … Энциклопедия техники

ЗСУ - зенитная самоходная установка зенитная самоходная артиллерийская установка воен. Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев … Словарь сокращений и аббревиатур

ЗСУ - абревіатура Збройні Сили України незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови

- «Шилка» Технического музея в Тольятти ЗСУ 23 4 «Шилка» Классификация зенитная самоходная установка Боевая … Википедия

Боевая масса, т 10,5 12,2 Экипаж, чел. 4 … Википедия

ЗСУ - зенитная самоходная установка … Словарь сокращений русского языка

ЗСУ-23-4 «Шилка» - ЗСУ 23 4 «Шилка» 1966 ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА Тактико технические характеристики Силовая установка Вооружение Факты Основные модификации … Военная энциклопедия

ЗСУ 23 4 Шилка … Энциклопедия техники

Книги

  • Советская зенитная САУ "Шилка" (7419) , . ЗСУ 23-4 "Шилка" принята на вооружение Советской армии в 1965 году. На тот период - это была передовая машина: радиолокационный поиск противника, скорострельность и убойная мощность заставили…
  • Устройство и эксплуатация зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка» , Юрий Сойкин. Пособие предназначено для подготовки офицеров запаса войск ПВО СВ по командным и инженерным специальностям, изучающим устройство зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка». В нем описаны…