Урок литературного чтения на тему "Н. Носов

Прочитали малыши сказку о трех поросятах и затеяли мастерить себе домик, как у главных героев. Мальчики так заигрались, что им показалось, будто серый волк пришел их забрать. Милый и забавный рассказ понравится маленьким деткам.

Рассказ Затейники скачать:

Рассказ Затейники читать

Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры. Один раз мы читали сказку Три поросёнка. А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали, кричали:

Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк!

Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:

Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

Валя говорит:

Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

Я говорю:

Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!

Ничего, - говорит Валя. - У поросят ведь домики бывают без окон.

Я спрашиваю:

А ты меня видишь?

Нет, а ты меня?

И я, - говорю, - нет. Я даже себя не вижу.

Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!

Чего ты? - спрашивает.

Меня, - говорю, - кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я - за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

Давай, - говорю, - дверь держать, чтобы он не открыл. Держали мы дверь, держали. Валя и говорит:

А может быть там, никого нет?

Я говорю:

А кто же тогда меня за ногу трогал?

Это я, - говорит Валя, - я хотела узнать, где ты.

Чего ж ты раньше не сказала?

Я, - говорит, - испугалась. Ты меня испугал.

Открыли мы дверь. В комнате никого нет. А к столу подойти всё-таки боимся: вдруг из-под него серый волк вылезет!

Я говорю:

Пойди, сними одеяло. А Валя говорит:

Нет, ты пойди!

Я говорю:

Там же никого нет.

А может быть, есть!

Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. Мы обрадовались. Хотели починить домик, только Валя говорит:

Вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит!

Так и не стали больше в Три поросёнка играть.


Саша давно просил маму подарить ему пистолет, который стреляет пистонами.

Зачем тебе такой пистолет? - говорила мама. - Это опасная игрушка.

Что тут опасного? Если б он пулями стрелял, а то пистонами. Из него все равно никого не убьешь.

Мало ли что может случиться. Пистон отскочит и попадет тебе в глаз.

Не попадет! Я буду зажмуриваться, когда буду стрелять.

Нет, нет, от этих пистолетов бывают разные неприятные случаи. Еще выстрелишь да напугаешь кого-нибудь. - сказала мама.

Так и не купила ему пистолета. А у Саши были две старшие сестры, Маринка и Ирочка. Вот он и стал просить сестер:

Миленькие, купите мне пистолетик! Мне очень хочется. За это я всегда буду вас слушаться.

Ты, Сашка, хитренький! - сказала Марина. - Когда тебе надо, так ты подлизываешься и миленькими называешь, а как только мама уйдет, с тобой и не сладишь.

Нет, сладишь, сладишь! Вот увидите, как я буду вести себя хорошо.

Ладно, - сказала Ира. - Мы с Мариной подумаем. Если обещаешь вести себя хорошо, то, может быть, купим.

Обещаю, обещаю! Все обещаю, только купите!

На другой день сестры подарили ему пистолет и коробку с пистонами. Пистолет был новенький и блестящий, а пистонов было много: штук пятьдесят или сто. Стреляй хоть весь день - не перестреляешь. От радости Саша прыгал по комнате, прижимал пистолет к груди, целовал его и говорил:

Миленький мой, хорошенький пистолетик! Как я тебя люблю!

Потом он нацарапал на ручке пистолета свое имя и начал стрелять. Сразу запахло пистонами, а через полчаса в комнате стало сине от дыма.

Довольно тебе стрелять, - сказала наконец Ира. - Я каждый раз вздрагиваю от этих выстрелов.

Трусиха! - ответил Сашка. - Все девчонки - трусихи!

Вот отнимем у тебя пистолет, тогда узнаешь, какие мы трусихи, - сказала Марина.

Сейчас я пойду во двор и буду пугать ребят пистолетом, - заявил Сашка.

Он вышел во двор, но ребят во дворе не было. Тогда он побежал за ворота, и вот тут-то случилась эта история. Как раз в это время по улице шла старушка. Сашка подпустил ее поближе - и как бабахнет из пистолета! Старушка вздрогнула и остановилась. Потом говорит:

Уф, как я испугалась! Это ты тут из пистолета палишь?

Нет, - сказал Сашка и спрятал пистолет за спину.

Что же, я не вижу, что у тебя пистолет в руках? Еще врать вздумал, бессовестный! Вот я пойду заявлю в милицию...

Она погрозила пальцем, перешла на другую сторону улицы и скрылась в переулке.

Вот так штука! - испугался Саша. - Кажется, на самом деле пошла в милицию жаловаться.

Он, запыхавшись, прибежал домой.

Чего ты запыхался, будто за тобой волк гонится? - спросила Ира.

Это я так просто.

Нет, ты уж лучше скажи. Сразу видно, что чего-нибудь натворил.

Да ничего я не натворил - просто так... Напугал бабку какую-то.

Какую бабку?

Ну "какую, какую"! Обыкновенную. Просто шла по улице бабушка, а я взял да и выстрелил.

Зачем же ты выстрелил?

Сам не знаю. Идет бабушка. "Дай, думаю, выстрелю". Ну и выстрелил.

А она что?

Ничего. Пошла в милицию жаловаться.

Вот видишь, обещал вести себя хорошо, а сам что наделал!

Я же не виноват, что бабка попалась такая пугливая.

Вот придет милиционер, он тебе покажет бабку! - пригрозила Ира. - Будешь знать, как людей пугать!

А как он меня найдет? Он ведь не знает, где я живу. Даже имени моего не знает.

Найдет, будь спокоен! Милиционеры все знают.

Целый час Саша просидел дома и все выглядывал в окно - не идет ли милиционер. Но милиционера не было видно. Тогда он понемногу успокоился, развеселился и сказал:

Наверно, бабушка меня просто попугать хотела, чтоб я не баловался.

Он решил снова пострелять из своего любимого пистолета и сунул руку в карман. В кармане лежала коробка с пистонами, но пистолета не было. Он полез в другой карман, но и там было пусто. Тогда он принялся искать по всей комнате. Смотрел и под столами и под диваном. Пистолет исчез, будто провалился сквозь землю. Саше стало обидно до слез.

Не успел даже поиграть! - хныкал он. - Такой пистолетик был!

Может быть, ты его во дворе потерял? - спросила Ира.

Наверно, я его там, за воротами, выронил, - сообразил Саша.

Он открыл дверь и бросился через двор на улицу. За воротами пистолета не было.

"Ну, теперь его уже нашел кто-нибудь и взял себе!" - с досадой подумал Саша и тут вдруг увидел, что из переулка напротив вышел милиционер и быстро зашагал через улицу, прямо к Сашиному дому.

"За мной идет! Видно, бабка-таки нажаловалась!" - испугался Саша и стремглав побежал домой.

Ну, нашел? - спросила его Маринка и Ирочка.

Тише! - прошипел Сашка. - Милиционер идет!

Сюда, к нам.

Где ты его видел?

На улице.

Марина и Ира стали над ним смеяться:

Эх ты, трусишка! Увидел милиционера и испугался. Может быть, милиционер совсем в другое место идет.

Да я вовсе и не боюсь его! - стал храбриться Сашка. - Что мне милиционер! Подумаешь!

Тут за дверью послышались шаги, и вдруг зазвонил звонок. Маринка и Ира побежали открывать дверь. Сашка высунулся в коридор и зашипел:

Не открывайте ему!

Но Марина уже отворила дверь. На пороге стоял милиционер. Блестящие пуговицы так и сверкали на нем. Сашка опустился на четвереньки и полез под диван.

Скажите, девочки, где здесь шестая квартира? - послышался голос милиционера.

Это не здесь, - ответила Ира. - Здесь первая, а шестая - это нужно выйти во двор, а там дверь направо.

Во дворе, дверь направо? - повторил милиционер.

Саша понял, что милиционер вовсе не за ним пришел, и он уже хотел вылезти из-под дивана, но тут милиционер спросил:

Кстати, не у вас тут живет мальчик Саша?

У нас, - ответила Ира.

А вот он-то мне как раз нужен, - сказал милиционер и вошел в комнату. Марина и Ира вошли вместе с милиционером в комнату и увидели, что Сашка

куда-то исчез. Марина даже заглянула под диван. Сашка увидел ее и молча погрозил ей из-под дивана кулаком, чтобы она не выдавала его.

Ну, где же ваш Саша? - спросил милиционер. Девочки очень испугались за Сашу и не знали, что отвечать. Наконец Марина сказала:

А его, понимаете, дома нет. Он, понимаете, гулять ушел.

А что вы про него знаете? - спросила милиционера Ира.

Что же я знаю! - ответил милиционер. - Знаю, что зовут его Саша. Еще знаю, что у него был новенький пистолет, а теперь у него этого пистолета нету.

"Все знает!" - подумал Сашка.

От страха у него даже зачесалось в носу, и он как чихнет под диваном: "Апчхи!"

Кто это там? - удивился милиционер.

А это у нас... Это у нас собака, - соврала Маринка.

Чего же она под диван забралась?

А она у нас всегда под диваном спит, - продолжала сочинять Марина.

Как же ее зовут?

Э... Бобик, - выдумала Маринка и покраснела, как свекла.

Бобик! Бобик! Фью! - засвистел милиционер. - Почему же она не хочет вылезать? Фью! Фью! Ишь ты, не хочет. А собака хорошая? Какой породы?

Э... - протянула Маринка. - Э-э... - Она никак не могла вспомнить, какие бывают породы собак. - Порода эта вот... - сказала она. - Как ее?.. Хорошая порода... Длинношерстный фокстерьер!

О, это замечательная собака! - обрадовался милиционер. - Я знаю. У нее такая волосатая морда.

Он нагнулся и посмотрел под диван. Саша лежал ни жив ни мертв и во все глаза глядел на милиционера. Милиционер даже свистнул от изумления:

Так вот тут какой фокстерьер! Ты чего под диван забрался, а? Ну-ка, вылезай, теперь все равно попался!

Не вылезу! - заревел Саша.

Вы меня в милицию заберете.

За старушку.

За какую старушку?

За которую я выстрелил, а она испугалась.

Не пойму, про какую он тут старушку толкует? - сказал милиционер.

Он на улице из пистолета стрелял, а мимо шла бабушка и испугалась, - объяснила Ира.

Ах, вот что! Значит, это его пистолет? - спросил милиционер и достал из кармана новенький, блестящий пистолет.

Его, его! - обрадовалась Ира. - Это мы с Мариной ему подарили, а он потерял. Где вы его нашли?

Да вот тут, во дворе, у вашей двери... Ну, признавайся, зачем напугал бабушку? - спросил милиционер и нагнулся к Саше.

Я нечаянно... - ответил Саша из-под дивана.

Неправда! По глазам вижу, что неправда. Вот скажи правду - отдам пистолет обратно.

А что мне будет, если я скажу правду?

Ничего не будет. Отдам пистолет - и все.

А в милицию не заберете?

Я не хотел напугать бабушку. Я только хотел попробовать, испугается она или нет.

А вот это, братец, нехорошо! За это тебя следовало бы забрать в милицию, да ничего не поделаешь: раз я обещал не забирать - значит, должен исполнить. Только смотри, если еще раз набедокуришь - обязательно заберу. Ну, вылезай из-под дивана и получай пистолет.

Нет, я лучше потом вылезу, когда вы уйдете.

Вот чудной какой! - усмехнулся милиционер. - Ну, я ухожу.

Он положил пистолет на диван и ушел. Маринка побежала показать милиционеру шестую квартиру. Саша вылез из-под дивана, увидел свой пистолет и закричал:

Вот он, мой голубчик! Снова вернулся ко мне! - Он схватил пистолет и сказал: - Не понимаю только, как это милиционер мое имя узнал!

Ты ведь сам написал свое имя на пистолете, - сказала Ира.

Тут вернулась Марина и набросилась на Сашу:

Ах ты чучело! Из-за тебя мне пришлось милиционеру врать! От стыда я чуть не сгорела! Вот натвори еще чего-нибудь, ни за что не стану тебя выгораживать!

А я и не буду больше ничего творить, - сказал Саша. - Сам теперь знаю, что не нужно людей пугать.

«Мишкина каша».

Николай Носов.

Краткое содержание рассказа: рассказ о двух мальчиках Мише и Коле. Мама Коли уезжает на два дня и оставляет мальчиков одних хозяйничать, объяснив, как варить кашу. Ребята весь день отдыхали на речке, ловили рыбу, а когда проголодались, взялись за дело. Не такое и простое это, оказалось дело, готовить – каша у них оказалась как живая, все хотела из кастрюли удрать, пескари к сковороде прилипали, а масло горело синим пламенем.

Главные герои: Миша и Коля.

Коля – добрый, терпеливый, надежный, серьезный.

Мишка – беспокойный, энергичный, уверенный в своих силах, деятельный, неунывающий.

«Веселая семейка».

Николай Носов.

Главные герои: Миша и Коля, их одноклассники.

Характеристика героев: с широкими интересами, любопытные, решительные, честные, организованные, терпеливые.

Одноклассники: надежные, серьезные, готовые поддержать, добросовестные, тактичные.

Краткое содержание повести:

Миша и Коля задумали смастерить инкубатор, чтобы выводить цыплят. Они прочитали, как самим сделать это устройство, сделали его, съездили в деревню за свежими яйцами и начали дежурить у инкубатора. Ребята дежурили днем и ночью. Особенно трудно им приходилось по ночам. Надо было каждые три часа переворачивать яйца, чтобы они не «задохнулись», вернее, не задохнулись зародыши, которые уже начали развиваться в яйцах. На помощь мальчикам пришли одноклассники. Цыплята благополучно вывелись.

«Приключения Толи Клюквина».

Николай Носов.

Краткое содержание рассказа: веселая история о злоключениях Толи Клюквина, который собрался идти к другу играть в шахматы. По пути дорогу ему перебежала черная кошка и Толя, поверив дурному знаку и испугавшись последствий, взял и свернул в другую сторону и попал в такие переделки, какие он и представить себе не мог.

Характеристика Толи: имеющий богатое воображение, легкомысленный, обидчивый, смелый.


«Витя Малеев в школе и дома».

Николай Носов.

Главные герои повести: Витя Малеев и Костя Шишкин.

Характеристика главных героев:

Витя – спокойный, рассудительный, целеустремленный, дружелюбный.

Костя – слабохарактерный, деятельный, энергичный, озорной.

Краткое содержание повести: книга о двух школьных друзьях: Вите и Косте. Витя учится очень хорошо, а Костя не успевает по русскому языку и постоянно получает двойки. Из-за этого он стал списывать домашние задания, прогуливать уроки, когда должен быть диктант, не ходил в школу, обманывал всех, что болен. Стать лучше Косте помог Витя, который стал заниматься с другом после уроков русским языком. В результате друзья окончили четвертый класс на одни пятерки.


Папа, мама, восемь детей и грузовик».

Анне – Катрине Вестли.

Краткое содержание повести: это повесть о необычной семье – папе, маме и восьмерых детях, чьи имена начинаются с буквы М – Марен, Мартин, Мона, Мадс, Милли, Мина, Марта, Мортен, их бабушке и грузовике, на котором папа зарабатывает деньги и о собаке по кличке Самоварная Труба. Восемь братьев и сестер – такое не часто встретишь. И хотя они обитают в квартире, где есть только одна комната, на жизнь не жалуются и ссорятся очень редко.

Характеристика членов семьи: добрые, внимательные, отзывчивые, надежные, веселые.


Читательского дневника

Ниночка - маленькая но очень серьезная пятилетняя девочка. Все дни она проводит со своей бабулей, которая ухаживает за ней и учит ее разным полезным вещам. Тогда как маму видит, только утром и вечером, а папу и того реже. только когда он приедет в отпуск из Арктики где работает пилотом.

Каждую неделю семья получает письмо от папы. Мама читала письмо, а бабуля с Ниночкой слушали. После все вместе писали папе ответ. А на утро когда мама уходила на работу Ниночка и бабуля относили письмо на почту.

И вот отнеся очередное письмо на почту, бабуля с Ниночкой пошли проходными дворами. На пустыре где раньше стояли маленькие домике, а теперь после переезда жильцов в новые дома собирались разбить парк, они увидели кучу металлолома. Бабушка сказала, что нужно сказать пионерам где есть много металлолома. После этого, бабушка объяснила зачем пионеры собирают металлолом, и о том что дети должны помогать взрослым. Ниночка поинтересовалась помогал ли ее папа, когда был маленьким,и почему она не помогает? Рассмеявшись бабуля пообещала ей, что она тоже будет помогать когда подрастет.

Спустя несколько дней, когда Ниночка скучала одна на улице, во двор заглянули двое ребят пионерского возраста. Ребята были очень озадачены, как будто что то искали. Ниночка обратилась к ребятам, не металлолом ли они ищут? Получив утвердительный ответ, она рассказала им, что знает где есть много металлолома. Ребята с недоверием отнеслись к словам маленькой девочки, но решили проверить.

От волнения и смущения Ниночка несколько раз приводила ребят не туда. И в тот момент когда ребята хотели уже бросить поиски и отвести Ниночку домой обнаружили нужный двор. Ребята были приятно удивлены, действительно Ниночка не обманула их, металлолома было очень много. Так много, что не смотря на все усилия, даже Ниночке пришлось нести большую, кривую трубу. Осмелев, она даже стала учить ребят хорошим манерам.

Тем временем, бабуля обнаружила, что Ниночка пропала со двора. Обыскав всю округу, ее поиски не увенчались успехом. Тогда к поиску подключились соседские дети, но и их помощь не помогла. Перепуганная женщина обратилась в детскую комнату в отделении милиции. Но дежурный ответил, что потерявшихся детей сегодня не приводили.

Дожидаясь прихода ниночкиной мамы, старушка с ужасом представляла, как скажет ей о пропаже дочки. И в этот момент, Ниночка зашла во двор в сопровождении двух ребят. Бабуля поблагодарила ребят, так и не поняв, что Ниночка ни куда не пропадала. Потащив "пропажу" домой, где их уже ждала мама, встревоженная звонком из милиции. И только тут выяснилось, что Ниночка ни куда не пропадала, а помогала пионерам собирать металлолом. Поохав женщины, были рады, что все обошлось, поэтому не стали ругать девочку. А вечером, когда пришла пора писать ответ на папино письмо, Ниночка нарисовала картинку на которой изображена она, жители арктической станции и летящий в небе самолет. Себя девочка изобразила, держащей в руках металлическую трубу. Подпись к картинку гласила: "И я помогаю!" Всем так понравилась, эта картинка, что был решено отправить ее вместе с письмом.

"И я помогаю" Н. Носов слушать

Носов "Живая Шляпа" для читательского дневника

Шляпа лежала на комоде, рядом с комодом играл котенок Васька. А два друга Вадик и Вовка сидели за столом и были заняты раскрашиванием картинок. Вдруг они услышали хлопок, а затем увидели лежащую на полу шляпу. Вовка решивший поднять шляпу, но как только подошел к ней, то тут же отпрыгнул. На вопрос Вадика, в чем дело, Вовка ответил, что ШЛЯПА ЖИВАЯ. Вадик не поверил товарищу, но как только подошел к шляпе, шляпа поползла к нему. Испуганные ребята забрались на диван, а шляпа выползла на середину комнаты, начала двигаться к дивану. Испуганные ребята бросились вон из комнаты. Испуганный Вовка засобирался домой. Сославшись на то, что очень боится живой шляпы. Ребята стали искать разумное объяснение, может кто то дергает шляпу за ниточки. Но пойти и проверить у них не хватило смелости. Тогда ребята решил вооружиться. В качестве оружия они взяли клюшку и лыжную палку. Приоткрыв дверь, ребята стали пугать шляпу, и та как им показалось, испугалась. Так установилось некое перемирие, Шляпа лежала возле стола, а ребята стояли в нерешительности в проеме двери и не решались войти. Тогда им в голову пришла идея набрать картошки и кидать в шляпу издалека. После нескольких попыток, ребятам удалось попасть в шляпу. В это же мгновение шляпа подскочила и закричала: Мяу!. А через секунду из под шляпы появился, сначала серый хвост, а потом и весь Васька. Оказалось, что шляпа упала на Ваську. Васька же ни чего не понимал, а только жмурился и фыркал.

Носов "Мишкина каша" для читательского дневника

К автору проводящему свое лето с мамой на даче приезжает его лучший друг Мишка. Автор очень рад этому событию, рада и мама. Пользуясь случаем, что автор теперь не один, она объявляет, что ей необходимо уехать в город на пару дней. Она объясняет, что ребятам надо будет самостоятельно приготовить обед, сварив суп и кашу. Ребята соглашаются, а Мишка обещает, что сварит очень вкусную кашу.

Мама перед отъездом, оставляет продукты и подробно рассказывает как правильно готовит. Только автор слушает ее не внимательно, надеясь на умение готовить Мишки.

После маминого отъезда, друзья вместо того, чтобы приступить к готовке отправляются на реку, взяв с собой весь запас хлеба и варенья в качестве перекуса. Проведя на речке весь день и вернувшись только к вечеру, ребята берутся за стряпню.

Приступив к приготовлению каши, ребята разделили обязанности. Мишка готовил, а автор следил за печкой. На все вопросы автора Мишка отвечал, что так надо. Через некоторое время, каша начала лезть наружу. Ребята стали откладывать лишнюю крупу и заметили, что она совсем сухая. Тогда они начали добавлять воды, а каша начала снова лезть из кастрюли. Автор начал понимать, что готовить кашу Мишка попросту не умеет, но тот возразил, что скоро все будет готово. Вся готовка Мишки свелась к тому, что он откладывал лишнюю крупу и подливал воды. Так продолжалось до того момента, пока вода не кончилась.

Николай Носов "Живая Шляпа" слушать онлайн

Николай Носов "Заплатка" краткое содержание для читательского дневника

Бобка являлся обладателем великолепных штанов защитного цвета. Эти штаны были предметом зависти всех друзей Бобки. А сам хозяин штанов не упускал возможности ими похвастаться.

И вот однажды перелезая через забор, Бобка зацепился штанами за гвоздь и порвал их. Чтобы скорее починить штаны, он побежал домой, просить маму зашить. Но мать отказала ему, сказав, что если он сам порвал, то пусть сам и зашивает. На все возражения и просьбы, мать ответила отказом. Тогда Бобка решил пойти гулять с дыркой. Но во дворе друзья подняли его на смех. Обидевшись мальчуган вернулся домой. Попросил у мамы иголку, нитку и кусок ткани. Бобка принялся за починку штанов. Вырезав из куска ткани большую заплатку, Бобка спешил и колол себе иголкой пальцы, кое как пришил заплатку. Посмотрев результаты своей работы, Бобка заворчал и понял, что придется переделывать. Во второй раз, Бобка подошел к делу более ответственно, начертил контур заплатки и делал все аккуратно и не торопясь. А когда завершил, заплатка сидела великолепна.

Выйдя во двор во второй раз, ребята посмотрев на заплатку по достоинству оценили работу Бобки. А он застеснявшись, начал мечтать о том, что когда у него оторвется пуговица, он обязательное ее сам пришьет.

Рассказ Николая Носова "Заплатка" слушать онлайн

Краткое содержание рассказа "Огурцы" Николая Носова для читательского дневника

Однажды Павлик и Котька пошли на рыбалку. Не поймав ни чего, на обратном пути они влезли на колхозный огород и нарвали там огурцов. Пожилой сторож заметив их начал свистеть, тем самым спугнув маленьких воришек. Павлик поняв, что за ворованные огурцы ему может влететь дома, отдал Котьке.

Пришедший домой Котька показал матери огурцы. Но вместо радости, мать начала бранить Котьку, а затем отправила его на колхозное поле вернуть огурцы где взял. На просьбу Котьки пойти вместе с ним, мать ответила отказом. Ни какие доводы которые приводил мальчик не могли заставить ее изменить свое мнение.

Делать нечего, зареванный Котька пошел возвращать огурцы. Придя на поле и подойдя к шалашу, Котька пожилого сторожа. Тот выслушал рассказ зареванного мальчугана, о том что он здесь делает. Сторож пожурил его, но оценив честность мальчика, простил. Тогда Котька признался, что не сможет вернуть все огурцы. Сторож удивился, почему? Тогда Котька признался, что один огурец он съел. Теперь мальчика мучил вопрос, является ли этот огурец кражей? Сторож ответил, что нет. Пусть он считает, что это огурец он ему подарил. Тогда попрощавшись со сторожем, Котька с легким радостным чувством на сердце, отправился домой.

Литературное чтение

Тема: Н.Носов «Саша»

Цели: познакомить с рассказом Н.Носова; развивать навыки выразительного чтения; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; прививать уважение к старшим.

Планируемые результаты

предметные:

личностные:

системно-деятельностные

Проявляют положительные качества (доброта, чуткость, внимательность)

Умеют выражать свои чувства, мысли. Оценивают собственную и коллективную деятельность;

Тип урока Урок формирования навыков и умений

Оборудование: картинки игрушек, карточки с заданиями для каждой группы, карточки для рефлексии и взаимооценивания, смайлики, на доске портрет писателя, кластеры,

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Активные методы обучения

Оценивание

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель организует класс

Я очень рада.
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!

Доброе утро, дорогие ребята, дорогие гости, мы рады видеть вас сегодня на уроке литературного чтения.

Дети настраиваются на урок

Создание психологического комфорта

2. Актуализация знаний. Проверка д/з.

Задаёт вопросы

Скажите, какие игрушки предпочитают мальчики, а какие девочки. Составим два кластера. Каждый из вас запишет название той игрушки, которую очень любит или хочет иметь.

О какой игрушке мечтал Саша – герой рассказа Н. Носова?

По каким критериям будем оценивать чтение?

Оценивает чтение.

Дети отвечают на вопросы.

Озвучивают критерии. Читают рассказ «цепочкой»

Суммативное оценивание.

3. Фаза вызова

Ставит цель урока

Как вы думаете, какую работу ещё можно провести с этим рассказом?

Сегодня будем анализировать этот рассказ.

Дети строят свои предположения, предлагают варианты заданий.

Прогнозирование, формулирование цели урока.

4. Анализ прочитанного Самостоятельная работа в группах

Бодрячок.

Организует работу в группах

Работать будете в группах. Повторим правила работы в группе.

У каждой группы своя часть текста и задание к нему.

Учитель даёт инструкции.

«Измерение температуры»

Понятно ли задание?

Как вы думаете, изменится ли поведение Саши после этой истории? Почему вы так думаете?

Выполняют упражнения

Дети распределяют работу в группе,

Дети читают задание и выполняют его.

1 группа

    Почему все мальчики хотят, чтобы им подарили оружие?

    Как ты понимаешь выражение «пистолет – это опасная игрушка».

2. Какая история случилась во дворе? Опишите поведение Саши.

3. Как ты оцениваешь поведение Саши по отношению к старушке?

3 группа

2. Сразу ли Саша признался в своем поступке сёстрам? Почему?

3. Считает ли он себя виноватым? Докажите предложением из текста.

2.. Почему Саша подумал, что бабушка пошла жаловаться в милицию?

3. Как вы понимаете выражение «стал храбриться»?

2. Что милиционер знал о Саше?

3. Почему сёстры не выдали Сашу?

6 группа

1. Озаглавить отрывок.

2. Подберите соответствующую пословицу к состоянию Саши.

    На воре и шапка горит.

    Знает кошка, чьё мясо съела

    А Васька слушает, да ест.

3. Найдите предложение, в котором заключается главная мысль рассказа.

Формативное оценивание.

    мин.

5. Рефлексия.

Предлагаю заполнить карточки для рефлексии

Продолжите предложения:

Я сегодня анализировал рассказ, который называется …..

Его написал …..

Главным героем рассказа является …

Герой мне понравился (или не понравился), потому что …

Этот рассказ научил меня …

Дети записывают свои ответы.

Суммативное оценивание

По результатам рефлексии и наблюдений за учащимися

6. Взаимооценивание работы в группах

Дети оценивают себя и товарищей по критериям.

Взаимооценивание по критериям

7. Итог урока

Домашнее задание.

Молодцы, ребята! Вы все хорошо поработали на уроке.

За что вы похвалили бы себя?

На «дереве достижений» прикрепите свой смайлик.

Д/з: с. 122- 129 - пересказ, творческое задание - написать письмо Саше.

Дети наклеивают смайлики.