Практика молчания. Что это вам даст

Любой начавший постигать навык внутреннего безмолвия встречается с одной и той же проблемой, которая вытекает из нашего рационалистического мышления. Мы привыкли ставить задачу, определять возможные пути действия и затем следуем чёткому плану. Но для достижения внутреннего безмолвия нужен совсем иной подход, потому что каково должно быть действие ради прекращения мыслей? Кажется, нужно думать, чтобы не думать. Но сама мысль об этом уже является думаньем – таким образом ничего не достичь.

В других областях нашей жизни стандартный подход всегда действует, но только не в этом случае. Исходя из вышесказанного, в первую очередь, нужно любым путём отказаться от желания ни о чём не думать, отвлечь свой разум от этой цели. Для этого может подойти любое физическое действие. На мой взгляд и опыт, оно может быть не только бессмысленным, как предлагают некоторые доктрины, но и с целью. Тем более, что мы живём в сложном мире и далеко не у каждого найдётся такое большое количество времени, чтобы его можно было тратить впустую.

Если можете себе позволить действие ради действия, то могу предложить несколько вариантов. Нужно только помнить: чем действие будет энергозатратней, тем легче будет достичь цели. Все перечисленные техники являются только образцами и могут свободно изменяться, главное, чтобы оставалась суть. Можно взять любой тяжелый предмет и унести его на большое расстояние, а потом вернуть его обратно; можно перетаскивать спички по одной из одной комнаты в другую и так повторять несколько раз; можно просто распиливать доски и т.д. Если вам такого рода занятия не интересны, то можно в действие добавить больше смысла. Тогда эта техника перестаёт внешне выделяться от обычных рутинных дел. Можно вязать, мыть пол, готовить обед или мыться. В общем, можно делать всё что угодно, только чтобы это не требовало слишком больших умственных усилий, но при этом требовало как можно большей занятости подсознания, в котором должны происходить все оценивающие и направляющие к действиям процессы.

Только после освоения этих элементарных техник, когда произошло первое знакомство с безмолвием, можно приступать к следующему шагу, который заключается в умении достигать прекращения внутреннего диалога без помощи каких-либо отвлекающих действий. Например, уметь это делать во время медитации с закрытыми глазами сидя или даже стоя в любом удобном случае. У вас наверняка возникает вопрос о смысле таких действий. Однако могу вас заверить, что те ощущения, которые при этом возникают, мало с чем можно сравнить. Ведь мозг попадает в идеальный для него режим работы и это сказывается не только на его функциональности, но и на самоощущениях человека в целом. В этом состоянии можно испытывать настоящий кайф, что не только приятно испытывать, но и вообще благотворно влияет на всё в жизни, начиная с внутренних процессов и заканчивая восприятием мира вокруг. Следующий шаг уже является вершиной освоения внутреннего безмолвия. К нему нужно стремиться, но достичь его крайне трудно. Я лично завидую достигшим этого уровня и за это отношусь к ним очень уважительно, ведь знаю насколько это тяжело в достижении. Этот шаг заключается в постоянной практике безмолвия в течение каждой минуты, каждого часа и каждого дня без перерыва. Остаётся только догадываться какие преимущества в жизни можно получить благодаря этому.

МОЩЬ РАЗУМА

Чтобы действительно оценить истинное значение техники внутреннего безмолвия, нужно попытаться сравнить реальные повседневные наши возможности и то, что мы могли бы иметь в идеале. Мне сейчас даже трудно поверить, однако большинство людей считают своё существование венцом творения природы. Причём они так считают не зная о сверхвозможностях человека, то есть обычный индивидуум со всеми его внутренними проблемами и недостатками может считаться венцом творения. Но ведь все, абсолютно все наши действия мотивированы внутренней программой. Кроме того, все наши действия и мельчайшие вспышки мыслей не берутся ниоткуда – все они являются не более чем реакцией на окружающее. Это означает, что мы, в принципе, не обладаем мышлением. А ведь именно оно, якобы, и возвышает нас над всей природой. Мы думаем, что добились большого прогресса, но почему тогда половина земного шара голодает и никогда не увидит этой книги только из-за того, что не покупает книг вообще из-за отсутствия денег? Многие в доказательство нашего происхождения не от обезьян приводят пример нашего технического развития, но тогда получается, что ещё несколько столетий назад были не люди, а обезьяны, ведь большинство населения тех времён не пользовалось устройствами сложней топора и мотыги. Споры на эту тему идут только потому, что большинство людей считает такую родословную позорной. Но ведь это то же самое, что отрицать происхождение взрослого сознательного человека от неразвитого и глупого по неопытности ребёнка. Как можно считать нас развитыми, если мы обладаем гораздо большим потенциалом мышления, но просто не умеем им пользоваться? Именно этот потенциал мог бы служить доказательством иного происхождения человечества. Большинство людей даже не могут себе представить, на что они способны. Однако существует множество примеров, говорящих о необычайных возможностях нашего сознания. Для этого нужно только подумать над некоторыми элементарными вещами. Возьмём, к примеру, простой повседневный сон. В нём вы можете находиться где угодно, в какой угодно обстановке, но вы когда-нибудь задумывались над тем, что всю эту обстановку создаёт в мельчайших подробностях наш мозг за кратчайшее время? Ещё ярче пример с переживаниями в фазе, когда всё, плюс ко всему, ещё и выглядит совершенно реально. Смогли бы вы также легко и быстро воссоздавать, хотя бы в уме, пространство с тысячами мелочами за долю секунды, когда находитесь в бодрствовании? В это трудно поверить, но где-то в нас существуют такие резервы. В повседневном мире, чтобы решить какой-нибудь сложный пример, мы, в самом лучшем случае, прибегаем к помощи ручки и листочка, но в большинстве случаев просто возьмём калькулятор, ведь уверены, что решить этот пример в уме не сможем. Однако я проводил эксперименты в фазе с тем же калькулятором. К примеру, набирал на нём цифры и умножал их. В итоге он выводил результат с обычной для этого прибора скоростью. Поразительно, но при определённых условиях результат получается верным в независимости от сложности. А ведь умножение производит не реальный калькулятор, а сам мозг. Просто это обманный путь к его ресурсам, ведь даже в фазе я сам в уме не решу слишком сложный пример. Есть ещё одно проявление больших возможностей нашего разума, которое знакомо большинству людей. Ещё с раннего детства нас приучают к графику жизни и, чтобы за ним поспевать, утром нас должен будить будильник, дабы не опоздать на работу или учёбу. Теперь вспомните, как почти каждый раз вы просыпаетесь за считанные мгновения до звона часов, если, конечно, длительное время встаёте в одно и то же время. Может быть, это проявляется не у всех, но у большинства точно. Всех нас всегда интересует причина такой точности просыпания. Неужели у нас такие внутренние резервы, которые могут с точностью до секунды реального времени разбудить в нужный момент? Эти три примера и показывают наши истинные резервы. Они являются тремя окнами из сотен в проявление наших ресурсов. Они показывают к чему нужно стремиться в будущем.

Не зря ли с детства нам известна пословица «молчанье – золото» . Мало кто до конца осознаёт глубину этой древней пословицы. И вообще, мудрость наших предков сложно переоценить. Дай бог им всем здоровья!

Я не претендую на полное знание и понимание этой пословицы, но вот что удалось мне понять о внутреннем молчании в результате достаточно долгой практики .

Итак, Что же такое состояние — внутреннего молчания? Это состояние внутреннего покоя. Состояние здесь и сейчас , без единой мысли в голове. Это состояние чистого созерцания, чистого осознания. Именно в этот момент ты по-настоящему находишься здесь и сейчас. Это состояние когда ты даже не осознаешь себя, а только то, что происходит вокруг, вернее будет, не «не осознаёшь себя», а осознаёшь себя единым со всем, что тебя окружает . Единым и неделимым.

Что даёт это состояние. Я не очень силён в теории, но чисто практически это состояние наполняет меня невероятно острым вкусом к жизни . Я начинаю чувствовать запахи, видеть то, чего только что не видел, замечать различные мелочи вокруг, чувствовать и слышать своё тело и много-много всего. Наверно именно об этом поётся в старой мудрой песне «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется – жизнь!».

Если кто-нибудь из читающих эти строки захочет попробовать узнать, что же такое все-таки жизнь, то расскажу несколько рекомендаций как этого состояния проще всего достичь.

Самое главное это успокоиться, можно даже не дышать глубоко, а просто решить для себя, что вы ни куда не торопитесь . Делать это можно везде, садиться или ложиться совершенно не обязательно. Где вас застало желание жить, там и можно практиковать

Итак, успокоились

остановка внутреннего диалога

Первым шагом концентрируем внимание на зрении. Просто смотрим вокруг, внимательно, рассматриваем всё, что видим, но в голове в это время мысли все остановить, всё внимание на тот предмет, который сейчас видите. К примеру, шкаф перед вами. Внимательно смотрим на него замечаем потёртости, шероховатости, фактуру дерева, цвет, но не допускайте мысли «блин, старый уже какой, когда я уже новый куплю» или еще что-нибудь, в том же духе. Ни каких оценок, только созерцание. Когда чувствуете, что вам уже сложно держать внимание на одном предмете, переводим внимание на что-то другое и так далее. Не надо пыжиться и стараться ровно по минуте или две стараться смотреть в одну точку и ни о чём не думать. Нет, это уже другая практика. Здесь же наша задача просто убрать мысли, а для этого мы должны сосредоточиться на том, что нас окружает. Я смею утверждать , что вопреки многочисленным заверениям, мысли гораздо легче убрать, не сидя в позе лотоса в полной тишине с закрытыми глазами, а находясь в активной фазе, с открытыми глазами, можно даже ходить, бегать и т.д.

Итак, зрение мы включили и спокойно осматриваем пространство, мысли убираем просто, не напрягаясь, как только они лезут, просто переводим взгляд на другой предмет и смотрим на него. И вообще, напрягаться вредно, слышали об этом? Потом после напряжения расслабляться надо, а это опять затраты времени но вернёмся к теме.

Практика молчания. Шаг второй

Подключаем слух . Вот здесь, дорогие мои, вас ждёт настоящее удивление. Вы и представить себе не могли, сколько звуков вас окружает! Не убирая внимания со зрения, подключаем слух. Что тут начнётся, я не берусь описывать. Послушайте сами. Гарантирую, что вы услышите не менее пяти новых звуков , где бы вы ни находились, даже в абсолютной тишине, ночью, под одеялом. Когда вам покажется, что все внешние звуки вы уже уловили, то начинайте слушать какие звуки издаёт ваше тело. Тоже откроете для себя много интересного!

Практика молчания. Шаг третий

Осязание. Почувствуйте как прикасается к вам одежда, что чувствует попа, с которой вы уже не вставали пару часов, почувствуйте вес и прикосновение ваших волос к телу. Вы не представляете, сколько можно всего почувствовать!

Практика молчания. Шаг четвёртый и пятый

Обоняние и вкус . Как правило эти два органа чувств не приносят мне много новых ощущений, но кто знает, какую шутку сыграет с вами вселенная, поэтому, не пренебрегайте этими чувствами тоже.

Таким образом , вы всё своё внимание обратите на то, что происходит вокруг вас. Мысли исчезнут начисто, ум будет просто в шоке от такого количества обрабатываемой информации, и…...вы быстренько снова начнёте думать «вот это да! Вот это круто! Класс!». Всё, как только вы что-либо подумали, вы сразу же выпали из этого состояния. Но даже те несколько секунд, которые вы провели в этом состоянии, откроют вам массу новых впечатлений, подарят осознание того, что мир намного красивей, необычней и разнообразней, чем мы привыкли его себе представлять.

В интернете много написано всякой чепухи о том, что такое внутреннее молчание. Говорят, что силы она даёт, наполняет энергией и прочее, и прочее, и прочее. Лгать не буду, я не чувствую ни чего такого, но, то, что обостряется восприятие мира – это факт! Цвета становятся ярче, звуки отчётливей, тонус выше и жизнь, в целом гораздо интересней!

А это , на мой взгляд, и есть реальный результа т, ради которого стоит чего-то практиковать!

С овременные люди очень похожи на заводных игрушек, которые бегают по кругу и издают определенные звуки. Игрушка останавливается, когда ее заводной механизм раскручивается, так же и человек, растратив всю энергию, останавливается, не успев понять, что произошло. Была ли это его жизнь, или не его, или вообще не жизнь. Нет времени об этом рассуждать?

Вопросы о смысле жизни и ее главных целях возникают практически у всех, но многие люди отбрасывают их, так и не добравшись до сути. Тем же, кто решил все-таки получить ответы на поставленные вопросы, предлагается использовать такой инструмент, как практика молчания. Она применяется во многих системах самосовершенствования разных учений и религиозных течений, в том числе и в йоге, глубокой и мощной системе самопознания.

В идеальном варианте молчание представляет собой отсутствие как внешних (речь), так и внутренних диалогов и монологов (активная деятельность ума). Внутренняя тишина становится достижимой лишь на пятой ступени йоги 1 – пратьяхаре (отвлечение органов чувств от внешних объектов), что большинству людей недоступно, особенно на начальном этапе. К тому же техники остановки внутреннего диалога и мыслей в основном передаются лично от учителя к ученику и практикуются под контролем этого наставника, что ограничивает доступность таких практик для широкого круга людей. По этим причинам в статье будут рассмотрены способы приближения к пратьяхаре и методы подготовки к работе с умом. Как известно: «готов ученик, готов и учитель».

При практике молчания следует не разговаривать ни с кем, даже с самим собой, не озвучивая мысли вслух и не комментируя свои действия (при продолжительном молчании могут возникать такие желания).

Также полезно ограничить себя в общении через интернет, смс и прочие коммуникационные средства. Идея такова, что, сохраняя молчание в речи, но общаясь другими способами, мы получаем те же энергии, испытываем эмоции и переживаем различные отвлечения ума. Результат от такого молчания, естественно, будет стремиться к нулю.

Постарайтесь полностью отстраниться от современных технологий, выключив всю электронную технику и гаджеты. Исключение из обычной ежедневной деятельности чтения новостей в соцсетях, игр в компьютере или телефоне, просмотра фильмов, даже познавательных и развивающих, помогает уму перестать концентрироваться на внешнем мире и развернуть внимание внутрь себя. Знайте, что излучения электронных приборов сбивает естественные биоритмы человека.

Определите деятельность, которой вы будете занимать свой ум на протяжении всей практики молчания. Составьте план заранее, если решили практиковать молчание дольше одного дня, стараясь потом придерживаться намеченного. Даже если вы практикуете несколько часов, то так же четко определитесь, чем будете заниматься.

Если у вас нет возможности практиковать в одиночестве, заранее объясните домашним, чем вы будете заниматься, а во время молчания старайтесь свести к минимуму взаимодействие с ними через жестикуляцию. Избегайте контактов с домашними питомцами. Практика молчания - время для работы над собой и со своим умом, а любой объект, вызывающий эмоции или отвлекающий, запускает автоматические программы реагирования на ситуацию, сформированные вашим умом. Кроме того, будьте готовы к тому, что ваш ум сам может начать провоцировать домашних на проявление внимания к вам, следите за этим.

Учитывая то, что все люди очень разные, практика молчания для одного человека может сильно отличаться от практики для другого. Кому-то помолчать полчаса уже является аскезой (есть люди, которые так много говорят, что продолжают вещать и во сне), а кто-то проводит почти весь день в молчании, не ощущая никакого дискомфорта. Поэтому приведенное в статье описание практики является усредненным вариантом, доступным для каждого. Следует скорректировать степень нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей личности, соблюдая правило аскезы: дискомфорт необходим, но он не доводится до крайнего предела выносливости человека. Большое перенапряжение из-за чрезмерных усилий в первых опытах практикующего может привести к замыливанию осознания и ощущения эффекта, получаемого от практики молчания. Сначала изменения очень тонкие и еле уловимы, будьте внимательны и идите срединным путём.

Решив практиковать молчание, определите свои возможности по продолжительности во времени и частоте повторений данной аскезы. Практика даже один раз в неделю дает хорошие результаты при условии ее регулярности. Махатма Ганди практиковал дневное молчание раз в неделю.

Ниже описаны несколько вариантов занятия ума для практикующих несколько часов в день.

1. Проведение анализа прошедшего дня (недели). Вы можете рассмотреть такие вопросы:

  • какие задачи и цели вам удалось реализовать, а какие нет, что стало тому причиной?
  • была ли гармония и согласованность между вашими действиями и внутренним миром, какие возникли противоречия?
  • какие эмоции вы испытывали в той или иной ситуации, насколько были вовлечены в эмоциональную деятельность и потеряли свою осознанность?

Это трудная задача для начинающих, т. к. слишком сильны привязки к эмоциям, каша в уме, невозможно понять, что хорошо, а что плохо, отделить собственные желания от приобретенных и навязанных нам обществом. Все это очень осложняет практику.

Оставьте десять процентов времени в конце практики для нахождения в состоянии расслабления ума, старайтесь не думать ни о чем, созерцайте протекающий поток мыслей в уме, не вовлекаясь и не концентрируясь на чем-то конкретном.

2. Чтение развивающей или духовной литературы - самый доступный и действенный метод для начинающих. По возможности старайтесь анализировать и осмысливать прочитанное. Если вы практикуете два часа, распределите время таким образом, чтобы один час потратить на чтение, сорок минут использовать для осмысления, а оставшиеся двадцать минут посвятите нахождению ума в тишине. Если литература сложна для восприятия и понимания, то читайте полтора часа, последние полчаса ваш ум сам замолчит, созерцайте вялотекущий поток мыслей. Это заменит вам состояние полной тишины ума, недостижимой на начальном этапе.

Почему благоприятно читать? Вы учите ум работать, направляя его туда, куда решили, загружая в него ту информацию, которую считаете правильной и необходимой для вашего развития, исключая «информационный мусор», навязываемый социумом, вы меняете прошивку вашего ума. Это станет фундаментом для вашего дальнейшего развития. Либо вы сами его закладываете, либо кто-то за вас это делает, других вариантов не существует. Чтение развивает воображение, что подготовит вас к практикам визуализации, способствует сконцентрированной работе ума. Старайтесь, прочитав одно писание полностью, неоднократно перечитать его, каждый раз осмысливая прочитанное, результаты осмысления будут очень разными (в большинстве случаев). Благодаря этому вы сможете более успешно выполнять предыдущую практику, по осмыслению своих действий.

3. Можно практиковать концентрацию на дыхании. Наблюдайте за вдохом и выдохом, но не контролируйте дыхание. Затем можно попробовать растягивать вдохи и выдохи до допустимого дискомфорта, сохраняя концентрацию не только на дыхании, но и управляя длиной вдоха и выдоха. При этих практиках ум часто ускользает, необходимо стараться следить за ним и возвращаться к концентрации.

Перед практикой желательно выполнить физические упражнения, лучше всего подойдут асаны хатха-йоги или же суставная гимнастика. Это снимет мышечное напряжение и поможет более спокойно пребывать в молчании. Старайтесь большую часть времени провести в сидячих позах для медитации, они помогут вам достичь лучших результатов за более короткий срок.

Молчание весь день является первой ступенью длительной практики и может иметь значительно ощутимый эффект воздействия.

Возможный план практики в течение дня:

  • 5:00 пробуждение, утренние процедуры;
  • 5:30 практика пранаямы или простая концентрация на дыхании;
  • 7:00 практика асан хатха-йоги;
  • 9:00 завтрак;
  • 10:00 прогулка в одиночестве в парке или лесу;
  • 11:30 чтение развивающей или духовной литературы;
  • 12:30 осознание прочитанного;
  • 13:00 отдых, но не сон;
  • 13:30 практика асан хатха-йоги;
  • 15:00 концентрация на дыхании;
  • 16:00 обед;
  • 17:00 прогулка в одиночестве в парке или лесу;
  • 18:30 чтение развивающей или духовной литературы;
  • 20:00 осознание прочитанного;
  • 20:30 подготовка ко сну;
  • 21:00 сон.

Конечно, это идеальный вариант, подразумевающий возможность полного уединения и наличие свободного времени на весь день. Описанный план можно и нужно изменить, подстроив его под себя. Если вы не практикуете йогу и придерживаетесь какой-то другой системы саморазвития, являетесь последователем какого-то религиозного учения или вовсе атеист, составьте свой собственный план действий исходя из имеющихся в вашем арсенале методов саморазвития и способов контроля умственной деятельности. Ваш день должен быть полностью занят так, чтобы ум не смог найти лазейку и заставить вас выйти из практики раньше, чем вы запланировали. Скучающий ум начнет подбрасывать вам кучу разных идей на тему, чем интересным можно заняться прямо сейчас, и отвлекать вас от практики, начиная с предложения устроить незапланированный перекус и дойдя до глобальных вариантов, как, например, поход в гости.

Также в дни молчания очень хорошо проводить очистительные практики. В йоге они называются шаткармы. Если вы только начинаете их осваивать, то в день мауны (молчания) добавится решимости приступить к ним.

Желательно практиковать день молчания регулярно, начните с одного раза в месяц, а затем попробуйте практиковать один или несколько раз в неделю. Эффект от практики усиливается, если провести этот день на природе, за городом. Любуясь красотой окружающей вас природы, не забудьте о составленном плане действий. Используйте созерцание, как еще один метод работы с умом.

Практикой молчания можно усиливать аскезу в дни упосатхи, экадашей и других постов. Это поможет удерживать концентрацию на выполняемых аскезах и глубоко осознать их смысл.

Сохранение молчания более одного дня можно уже назвать практикой уединения или ретритом. Для составления плана на несколько дней можно использовать схему одного дня, приведенную выше. Эффект от такой практики намного выше, а сам процесс гораздо интереснее и разнообразнее (вы забираетесь в более глубокие слои своего сознания). Тем, кто решил попробовать практику длительного молчания, но сомневается в своей твердости, стоит попробовать групповую форму пребывания в мауне, например, випассану. Общая энергия практикующих добавит вам сил и уверенности в себе, что поможет продержаться до конца аскезы. Подобные практики проводят опытные преподаватели, дают специальные техники и могут во многом вам помочь, объяснить или подсказать что-то. Попробуйте хотя бы раз такую практику (длительное молчание), она может дать серьёзный толчок на пути саморазвития.

Что в итоге дает человеку молчание, как применить это в жизни? Логичный вопрос. Без понимания смысла такой аскезы, практика станет неинтересной и даже невозможной.

Как ни странно, молчание усиливает речь. Заметьте, многие развитые и известные (адекватные) люди, немногословны. Сильная речь дает большие преимущества и позволяет сохранить большое количество энергии. Люди начнут понимать вас с первой же фразы, поэтому не понадобится по тридцать минут что-то кому-то объяснять или доказывать. Энергия, накопленная в Вишудха чакре за счет молчания, поможет легко и доступно изложить ваши мысли и донести их смысл до человека или группы, перед которой вы выступаете. Эта энергия производится благодаря вашей работе с умом во время практики. Из-за увеличения энергии в Вишудха чакре и общей энергии может проявиться возможность продавливать (изменять) реальность под себя. Не стоит бояться такого феномена, но обязательно будьте осторожны. Всегда помните о законе кармы и при использовании этих возможностей проверяйте свои действия на соответствие высоким морально-этическим нормам (для йогов это предписания ЯМЫ и НИЯМЫ), старайтесь нести благо всем живым существам.

Молчание поможет выявить природу ваших желаний. Регулярно практикуя, вы сможете отличать то, что вам было навязано и не является истинным вашим желанием. Также на поверхности разума начнут всплывать и те желания, о которых вы забыли, но они оставили на вашей личности какой-то свой отпечаток. Постепенно вы сможете с ними работать.

Внешнее молчание рано или поздно приводит к молчанию внутреннему. Контроль ума - одна из главных задач йогов. Сначала ум будет очень беспокойным и станет творить всё, что ему вздумается, но со временем вы или подружитесь с ним и убедите его заниматься тем, что будет полезно вам обоим, или же подчините его своей воле.

Регулярная практика молчания дает возможность жить более осознанно и осмысленно, а это позволяет взять под контроль наши эмоции. После молчания сохраняется эффект внутренней тишины, вы наблюдаете за окружающими вас людьми и происходящими событиями с некой долей отрешенности, не вовлекаясь эмоционально. Бывает так, что после молчания отсутствует этот эффект, наоборот, начинаешь болтать без перерыва, суетится. Возможно, накопленная от практики энергия (тапас) не была преобразована, и ваши страсти (привычки) поглотили ее. Либо вы прикладывали чрезмерные усилия для завершения практики и растратили энергию на сам процесс, не получив на выходе «энергетических излишков». Не привязывайтесь к плодам практики как положительным, так и отрицательным, всегда помните о своей главной (высшей) цели в жизни, которая у каждого своя. Плоды практики - это лишь одна из бусин на ваших четках саморазвития. Мы практикуем не ради передвижения звеньев, они лишь помогают нам достичь цели.

В начале пути практика отделена от повседневной жизни, ярко чувствуется контраст ощущений в практике и в обычной жизни. Осознание разницы между «как может быть» и «как есть на самом деле» мотивирует к продолжению регулярной практики. Постепенно границы начинают стираться, и практика естественно вливается в вашу жизнь, становясь ее неотъемлемой частью. Вы перестаете просто болтать ни о чём, сплетничать, задавать глупые вопросы, начинаете анализировать то, что собираетесь произнести вслух. Вы станете способны расслышать деструктивный шум человеческой цивилизации и глубоко прочувствовать гармонию звуков шепота природы, космоса, всей Вселенной, когда сами научитесь молчать.

Помните, тишина - иногда самый лучший ответ на вопрос

Далай-Лама

Наверное, кто-то может не согласиться со сказанным в статье, оперируя тем, что слишком много уловок для ума в методах практики молчания и это не приведет к тишине и покою в уме. Отчасти он будет прав, потому что современному человеку, который еще не знает, что же представляет из себя его собственный ум, скорее всего не удастся его приручить или подчинить. Необходимо неустанно прикладывать усилия, изучать природу собственного ума и регулярно практиковать.

В защиту практики молчания процитирую одно из наставлений Будды:

Кувшин наполняется постепенно, капля за каплей

Наберитесь терпения, начните с малого.

Практикуйте, пробуйте разные методы и способы самопознания, а заметив результат от каких-то конкретных практик, старайтесь углубиться и раскрыть их потенциал. Желаю всем успехов на пути самосовершенствования и развития.

Если у вас есть намерение проверить на своём опыте влияние практики молчания на внутренний мир, приглашаем вас посетить семинар

Экология жизни. Психология: Есть множество причин для того, чтобы подарит себе день тишины. Молчание позволить вам вдохнуть жизнь...

Некоторые люди говорят, что музыка это тишина между нотами. Это далеко идущие заявление, и это то, что мы можем использовать для взлома глубокой и мощной идеи: «В тишине мы находим энергию и покой» .

Все мы привыкли использовать слова, когда необходимо выпустить пар, снять напряжение. Когда мы наполняем воздух разговорами, замолчать в одно мгновенье практически невозможно да и неудобно оборвать дискуссию на полуслове. Практически всегда негативные споры и жалобы возникают тогда, когда нам не хватает жизненной энергии. Мы жалуемся на нехватку сил, чтобы следовать нашим личным целям, но тем самым «разбазариваем» их еще больше.

В тишине мы находим энергию и покой…

Начинайте практику молчания самостоятельно, даже если вы не можете сделать ее на протяжении всего дня, начните с пары часов тишины. Вы откроете для себя в этом массу преимуществ. Вот несколько из них.

Держать рот на замке достаточно сложно, согласитесь? И это весьма весомый аргумент, чтобы сделать это. Молчание поможет вам укрепить свою силу воли и позволит доказать себе, что у вас есть все необходимое, чтобы принять на себя любые вызовы и нападки со стороны окружающих.

Ритуал выполнения данной практики становится якорем для личной власти и мотивации.

2. Практика молчания оставляет время для самоанализа.

Если дискуссия с партнером, собеседником пошла не по тому комфортному руслу, к которому мы привыкли, благодаря тишине у нас есть возможность отстраниться и побыть наедине с собой. В суете современного мира мы практически никогда не оставляем время для себя любимых, не только для того чтобы расслабиться во время досуга, но и просто остановиться, задержаться в мгновении времени. Установить свой дальнейший курс, оценить себя. Стоит ли удивляться, когда нас настигает чувство, что мы движемся не в том направлении, что жизнь идет не своим чередом, а проходит мимо нас.

Во время упражнений молчания рассмотрите в голове такие вопросы:

  • «Кто я и что делаю?»
  • «Могу ли я быть доволен направлением моей жизни?»
  • «Куда я могу инвестировать свою энергию каждый день?»
  • «Что я могу прекратить делать для того, чтобы освободить место для действительно главных вещей в моей жизни?»

3. Практика молчания помогает слышать ваше дыхание.

В даосизме нас учат развивать нашу энергию Ци путем циркуляции дыхания жизненно важных центров в организме. Многим практикам очень сложно оставаться в осознании дыхания. Когда вы находитесь в тишине с самим собой это сделать намного проще. Вы можете использовать молчание, чтобы отточить свою технику дыхания и стать более осведомленными в том, куда вы отправляете каждый вдох.

4. Практика молчания позволяет собирать свою энергию.

Мы тратим много энергии когда говорим весь день. В тишине вы можете втянуть ее всю обратно и сохранить энергию в буквальном смысле, через каждый вдох своего дыхания. Используя энергию Ци, вы заряжаетесь через осознанное дыхание. Используйте свою ​​обретенную энергию, чтобы очистить то, что вас беспокоит.

5. Практика молчания учит вас придавать значение тому, что вы говорите.

После того как мы используем слова, чтобы утопить тишину, они становятся бессмысленными. Говорить то, что мы имеем в виду и делать то, что мы говорим, не всегда получается, неправда ли? Наши слова приобретают власть тогда, когда несут глубину и целостность. Когда вы научитесь тишине, сумеете находить утешение в мире молчания, вам больше никогда не нужно будет заполнять пространство поспешными пустыми словами. Со временем, вы научитесь намеренно взвешивать собственные слова. Станете прекрасным собеседником, который членораздельно и ясно излагает свои мысли.

Когда ваши слова имеют силу, у вас есть власть.

Есть множество причин для того, чтобы подарит себе день тишины. Молчание позволить вам вдохнуть жизнь в ваши мечты и стремления. Поможет найти ключ к вашей личной власти, выравнивать свои мысли, слова и поступки. опубликовано

Также интересно:

Присоединяйтесь к нам в



Випассана - это когда ты молчишь, медитируешь

и от этого становишься здоровее.

Я разделял это заблуждение, пока не прошел

не научился медитировать, но сделал главное

открытие в своей жизни.

Я приехал сюда главным образом для того, чтобы удовлетворить любопытство. У знакомой после курса випассаны прошел тяжелый псориаз. Другой приятель излечился от язвенного гастрита. Словом, я знал, что тут происходят чудеса. К тому же меня давно и всерьез интересует буддизм.

Каждое утро мы рассаживаемся на полу в спортзале и делаем то, что говорит голос учителя из динамиков. А говорит он одно: наблюдайте дыхание.

На второй день я понял, что безнадежен. Мне никогда не давались медитации: мысли расползаются, повторять мантры и рисовать в уме божеств не позволяет здравый смысл. А здесь и этого нельзя! "Только наблюдайте дыхание, больше ничего, это заострит ваш ум".

Мой ум лишь тупел и закипал. На третий день я твердо решил уехать. Тем более началась эпидемия. Утром я заметил, что кругом все кашляют и шмыгают. "Естественно, - запаниковал я, - почти не топят, общая посуда. Вчера болели двое, сегодня двадцать, завтра все двести. Нужен срочный карантин!" В перерыве помчался бить тревогу к организаторам (это единственное исключение из обета молчания: с учителем и служащими курса можно разговаривать, но тихо, кратко и по делу).

Мне кажется, у тебя начался процесс.

Но мы едим из общей посуды и моем ее в одном тазу! Это антисанитария, а не процесс!

Процесс начинается у всех по-разному. Кто-то кашляет, у другого боли в спине или газы. Но если продолжать работать, все проходит. А посуду служащие перемывают за вами, не волнуйся.

Моя паника обернулась чудовищным неукротимым насморком, который отрезал последнюю надежду на успех. Какое уж тут дыхание, когда тебя трясет и нос заложен! Я начал собирать вещи.

Но уехать отсюда непросто: в первый день мы сдали телефоны и ценности на хранение, и получить их можно, только если Йорган, учитель, отпустит. А он не отпускает. Говорит, just keep trying.

Я саботировал и оставался в кровати - за мной приходили и вежливо просили пройти в зал. Когда к вечеру я пытался тупо отсидеться в туалете, менеджер предложил прийти на последнюю медитацию: четверть часа - и завтра я могу ехать. С легкостью свободного человека я вернулся в зал, спокойно и радостно провел в звенящей тишине пятнадцать минут. А когда встал, отчетливо понял, что буду жалеть, если уеду.

На следующий день началась новая техника. Мысленным взором проходить тело от макушки до пят, наблюдая ощущения, которые появляются и исчезают.

Это "появляются и исчезают" - ключевой момент. Сначала болит то там, то здесь, адски затекают ноги и устает спина. Но если не реагировать эмоционально и наблюдать эту боль, она притупляется и тает. "Наблюдайте ощущения объективно, - говорит голос из динамиков, - не оценивайте их, просто замечайте и мысленно двигайтесь дальше".

Раз за разом перебирая свое тело, я заметил, во-первых, что во время практики насморк затихает. Во-вторых, что я осел: никакой эпидемии нет, болею я один. Но главное, в какой-то момент оказалось что "тонкие вибрации" - это не затертое выражение из эзотерических брошюр, а реальный процесс в моем теле.

Более того, со временем блаженное ощущение, простите, тонких вибраций охватывает тебя целиком и усиливается так, что ты в них полностью растворяешься. Как какой-нибудь пелевинский герой, ты понимаешь, что вот тебя сейчас почти не существует.

И тогда нужно сделать следующий невозможный шаг - не подсесть на это сахарное ощущение. Научиться одинаково беспристрастно наблюдать неприятные и приятные ощущения - главная цель визита, идея буддизма вообще и випассаны в частности.

Из вечерних лекций следует, что випассана - это медитация, которой учил сам Будда. Жизнь есть страдание, обусловленное загрязнениями ума - влечениями и отвращениями, поэтому, чтобы быть свободным и счастливым, нужно прекратить привычный процесс их порождения.

"Когда ты, испытывая ощущения, перестаешь создавать новые привязанности, старые комплексы поднимаются из глубины подсознания, - объяснил мне Йорган. - Это может проявляться в виде боли и тяжести в теле. Но если не реагировать, они исчезают. Так ты постепенно освободишься от всех".

К середине курса до тебя все это доходит, будто складывается пазл фантастической простоты и гениальности. Собственное тело оказывается не только сложной системой потребностей и инструментом их удовлетворения. Неподвижно сидя в тишине, наблюдая изменчивые боль и наслаждение, ты физически переживаешь пресловутый принцип непостоянства и пустотности, о котором тысячу раз читал, но не осознавал.

Плохая новость состоит в том, что полное освобождение от комплексов занимает жизнь, и, как говорят буддисты, не одну. Хорошая - в том, что легче дышится уже на четвертый день практики. И не только дышится. Шестидесятилетний старик, после трех лет випассаны отказавшийся от костылей. Мужчина, поборовший мучительное заикание.

Индийскому миллионеру Гоенке практика помогла избавиться от тяжелейшей мигрени и зависимости от морфия, которым врачи лечили эту мигрень. Под впечатлением он начал открывать центры по всей Индии и миру, в том числе 15 лет назад випассана по Гоенке появилась и в России.