Постановка правильного звука «Л» у ребенка. Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которое, в свою очередь, обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Вниманию родителей предлагается комплекс упражнений, с помощью которых можно помочь ребенку правильно произносить звук [л].


к[Л]ассная сог[Л]асная

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако его артикуляционные возможности еще не совершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому правильное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку.

Одни упражнения ребенок может освоить за одно-два занятия, другие даются ему не сразу. Возможно, выработка определенного артикуляционного уклада потребует множества повторений. Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае не фиксируйте внимание на том, что не получается. Подбодрите его, вернитесь к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

Правила и нюансы

Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему стать учителем, воспитателем: возьмите любимую игрушку ребенка (куклу, мишку) и пусть они выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут, а все занятие - 10-12 минут. Саму гимнастику выполняйте перед зеркалом.

Выполнение артикуляционных упражнений - это трудная работа для ребенка. Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Звук [л]

Для правильного произношения звука надо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх.

Вызываем звук. Обнажите зубы в «улыбке» и покусайте широкий язык, не высовывая его слишком много и не напрягаясь. Язык узким не делать, иначе звук смягчится. Кусая язычок, одновременно произносим звук [а], получая - ла-ла-ла, затем замедляем и начинаем просто гудеть: «л-л-л» (без гласного «а»). Следите, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке»: через них выходит теплый воздух.

Иногда, испытывая напряжение, ребенок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога «ла-ла-ла». В этом случае можно начать с гласного «А» - «а-ла-ла», «а-ла-ла». Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения. Если ребенок может долго протянуть звук [л], то, значит, он у него получается и можно проводить его закрепление.

Закрепляем звук. Для закрепления в речи звука [л], [л"] можно применять игру «Чудесный мешочек» или вариант игры «Что прячется под скатертью?». Ребенок должен на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке или под скатертью. Предметы для ощупывания подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.

Для закрепления звуков пользуйтесь умением четырехлетних детей легко запоминать стихи. Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера и других детских авторов, просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.

Упражнение

Найдите картинки, в названиях которых звук [л] находится в начале слова: лапа, лампа, лопата, лото, лук, луна; в середине: пила, одеяло, кукла, клоун; и в конце: стол, пол, дятел. Затем придумывайте предложения с этими словами, например: Мила поставила лампу на стол.

Звук [л"]

После автоматизации [л] твердого, мягкий звук легко вызвать по подражанию. Перед зеркалом произносите слоги: «ли-ли-ли», при этом губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Недостатки произношения звуков [л], [л"] называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука [л] и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).

Поскольку артикуляция твердого звука [л] сложнее артикуляции мягкого, то и нарушается он наиболее часто.

Замена звуков [л], [л"] другими звуками называется параламбдацизмами.

Причины, ведущие к неправильному произношению звука [л]: укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.

Искажения звуков [л], [л"]

Звук произносится межзубно. Кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами.

Носовое произношение звука. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука [л]. При этом воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга».

Замена звуком [й]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весее жия, на пуху в угью спая».

Замена звуком [у]. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При этой замене речь ребенка звучит так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа».

Замена звуком [ы]. При этом нарушении задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа».

Замена звуком [е]. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава».

Замена звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага».

Игры для подготовки к произношению звука [л]

Блинчик

Цель: вырабатывать умение удерживать язычок в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивайте на нижние зубы). Удержите в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх.

Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

При открытом рте длительно произносите звук [ы]. Следите, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, старайтесь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, постепенно убыстряйте движения, пока не получится звук [блбл] (как индюк болбочет).

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

При открытом рте (губы в улыбке) положите кончик языка за нижние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднимите широкий кончик языка за верхние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно меняйте положение языка 6 раз. Следите, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкаем!

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. Беззвучно пощелкайте кончиком языка. Следите, чтобы кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Проговаривание слогов с движениями

Слова в движении

Лампа

Лам - Вращательное движение кистями рук («фонарик»).

па - Прижимаем кулачки к груди.

Лампочка

Лампочка перегорела. - Делаем «фонарики».

Вероятно, заболела. - Наклоняем голову к плечу и подносим сложенные ладошки к щеке.

Чистоговорка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Ласточка гнездо свила.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло!

Ласточке в гнезде тепло.

Скороговорка

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Светлана Ульянович-Волкова, Светлана Мурдза, логопеды.

При произнесении звука «Л» губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного; расстояние между верхними и нижними резцами - 2-4 мм; кончик языка поднимается и прижимается к основаниям верхних резцов (но может занимать и более низкое положение); боковые края языка опущены и пропускают выходящую воздушную струю; выдыхаемая струя воздуха слабая; голосовые связки колеблются, производя голос.

Артикуляция звука «Ль» отличается от артикуляции твердого «Л» тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны. Передне-средняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед.

Важно знать, что при произнесении этих звуков воздушная струя идет по бокам языка. Тогда как при произнесении большинства согласных боковые края языка прижаты к зубам и воздух идет по средней части языка.

Артикуляционные упражнения

Лопатка

Цель : вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.


Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.


Качели

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верх ней губе, затем опускается к нижней.

Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Пощелкать кончиком языка o:p>

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх. Приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы».Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Звук Л является сложным для большинства детей. Малышам тяжело его говорить и привыкнуть использовать в речи. Но постановка звука Л не считается тяжелой и быть проведена в домашних условиях. Для начала нужно разобраться какие ошибки допускает кроха.

Варианты не правильного звука Л и правильное произношение

Дети по разному могут ошибаться, когда говорят звук Л. В зависимости от патологии, ребенку нужно поставить сложный для него звук.

Если у ребенка получается говорить Л, но это происходит мягко, то можно смело прибегать к правильной постановке языка. Если же ребенок совсем не говорит звук Л в словах и прокладывает его, то следует начать с постановки мягкого межзубного звука Л. После успеха можно налаживать и правильную артикуляцию звука Ли его автоматизацию.

Иногда дети заменяют звук Л на другие. Чаще замена идет на звук В. Тогда во время занятий ребенку следует помогать сохранять нужное артикуляцию губ. Это значит, что их нельзя сдвигать их вперед. Возможно, первое время при постановке звука Л придется придерживать губки малыша. Это следует делать пока он не привыкнет держать их сам на месте.

Положение всех органов речевого аппарата при правильном произношении звука Л должно быть таким:

  • губы в положении широкой улыбки, зубы обнаженны. При произношении предложений и словосочетаний губы могут иметь положение в зависимости от предыдущих звуков. Базовое условие, чтобы они не поднимались внутрь;
  • резцы не стиснуты, но находятся в совсем не значительном удалении от друг друга;
  • язык упирается в корни верхних зубов или десна над ними. Допускается, чтобы он упирался в сами зубы;
  • ‎голосовые связки остаются сомкнутыми, но вибрируют;
  • корень языка перекрывает проход в носоглотку и приподнят;
  • ‎щеки не прилегают к зубкам, оставляя место для воздушного потока.
Не стоит требовать от ребенка немедленных результатов. Запаситесь терпением и пониманием. Для ребенка эти действия сложны. Если родители будут спокойны, то крохе будет проще автоматизировать звук Л.

Тренировка речевого аппарата

Перед тем, как начать постановку звука ли нужно подготовить губы и язык к занятию. Помогут это сделать несложные и забавные упражнения. Их можно проводить не только при постановке звука, но и в другое время. Они хорошо помогают общему развитию речи малыша.

Чтобы упражнения по постановке звука Л приносили малышу удовольствие, лучше выполнять их вместе с ним. Все элементы нужно делать перед зеркалом. Предпочтение нужно отдать большому зеркалу, в котором будет видно и ребенка и родителя.

Ряд упражнений для подготовки:

  • "улыбайся". Это базовое упражнение, которое помогает в постановке всех звуков. С такой улыбкой позже и будет ставиться звук Л. Задерживать губы в этом состоянии нужно по 5-7секунд;
  • "трубочка". Ставить губы трубочкой. Для упрощения можно вслух протяжно говорить звук У;
  • "открываются и закрываются двери". Губы в положении "улыбочка". Плавно приоткрывать рот. Между резцами расстояние должно составлять около 15мм. После медленно закрывать рот;
  • ‎зажать кончик расплюснутого языка между передними зубками. Втягивать и выдувать воздух через боковые отверстия;
  • "иголка". Засовывать и высовывать остренький язычок между приоткрытыми резцами. Повторять 10 раз;
  • ‎"блинчик". Широкий и расслабленый язычек расположить на нижнюю губу и держивать без напряжения 7секунд. Если расслабить язычок не выходит, то следует сделать ему массаж. Легонько постучать о нему поджатие верхней губкой, издавая звуки "бе-бе-бе";
  • "качелька". Широкий расслабленый язык положить внутри рта та чтобы он занимал все пространство и вплотную подходил к нижним зубам за нижними зубами. Он не должен придавливать их. Считая: 1, 2, 3, 4, 5, нужно поднимать язычек за верхние зубки. Следите, чтобы он оставался расслабленым и плоским. Повторять упражнение 5раз. Такая тренировка может не получиться с первого раза;
  • "лошадка". Одно из любимых упражнений у детей. Нужно просто по щелкать язычком имитируя цокот копыт. Нужно стараться, не шевелить нижней челюстью;
  • "индюшонок". Язык в положении расслабленного блинчика поднять на верхнюю губку и водить им по ней вправо и влево. При этом издавая звук бл-бл бл, словно говорят индюшата;
  • "конфетка". Напрячь язык и упираться им попеременно в левую и правую щечку. Повторять 10раз‎;
  • "параход" Нужно протяжно произносить звук Ы. Следить нужно, чтобы зубы не смыкались;
После таких упражнений можно переходить к постановке звука Л в домашних условиях. Для этого можно выбрать один из наиболее удобных для ребенка вариантов.

Постановка звука Л дома

Существует три способа постановки звука Л. С них можно начинать постановку перед работой над правильным произношение.

Если ребенок не говорит звук Л, глотая его в словах, то для него подойдет способ с открытым ртом. Для этого нужно не сильно широко раскрыть рот и произносить звук А. В то время допрашивать отрезки язычком до верхних зубов. Таким образом можно получить звук Л в сочетании с А. Если у ребенка получается мягкое Ля, то этот способ стоит отложить.

При мягком произношении звука и замене его на звук В можно использовать такой прием постановки. Кончик языка зажать между зубами и произносить звук Ы. Таким образом мы получаем от ребенка межзубное произношение. После автоматизации века в речи можно переходить к исправлению на правильную артикуляцию.

Когда ребенок говорит звук в речи, но делать это неправильно, нужно сразу начинать с правильной постановки звука. Когда язык упирается в верхние резцы или десна над ними.

После установленного звука можно переходить к его автоматизации. Важно соблюдать спокойствие и не торопить малыша. Помните, что правильное речевое развитие является залогом правильного восприятия и закладывает навыки для чтения и письма.

Осваивая речевые навыки, дети часто коверкают слова. Испытывают они трудности и в произношении отдельных звуков. Пресловутое «рррр» известно многим, а что делать, если ребенок изменяет букву «л»? Дефект легко поддается исправлению. Родителям следует показать ребенка логопеду - специалист установит причину дефекта и определит методику занятий, которые помогут его устранить.

Если имеют место нарушения речи, лучше по возможности показать ребенка специалисту: он определит степень отклонения и поможет семье справиться с ним

Что влияет на возникновение дефекта?

Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука «л», ищите причины. Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы. Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого. Среди физиологических причин отметим следующие:

  • нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
  • патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
  • изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком «л» это может быть укороченная уздечка).

Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.

Если у ребенка обнаружили укороченную уздечку, не стоит волноваться. Долгое время дефект исправляли с помощью надреза, а сегодня разработана новая методика, при которой уздечка растягивается до необходимого размера с помощью особых упражнений.

Варианты произношения искаженного звука «л»

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Пытаясь произнести «л», ребенок может заменять ее другими звуками. Определенной зависимости от причины, вызвавшей дефект, здесь нет - малыш говорит так, как ему легче. Звучание может быть таким:

  • ребенок пропускает букву «л» (лопата - опата);
  • заменяет «л» на «у» (лошадь – уошадь);
  • произносит вместо звука «л» звук «й» (молоко - мойоко, ложка - йошка);
  • хорошо говорит твердую «л» и заменяет мягкую букву на другую.

Правильная артикуляция

Чтобы что-то исправить, необходимо знать, как оно выглядит правильно. То же самое и со звуками, которые мы произносим. Вряд ли у вас получится проговорить букву «п», не соединив губы. Для того чтобы получился звук «л», надо:

  • упереть кончик языка в основание верхних зубов или в щель, образующуюся между верхними и нижними зубками;
  • произнося букву, сильно выпустить воздух вдоль боковых сторон языка;
  • края языка не должны соприкасаться с верхними и нижними зубами, расположенными по бокам челюсти.

Если логопед не нашел у вашего малыша серьезных проблем с артикуляционным аппаратом, правильное произношение «л» можно без труда поставить в домашних условиях. Достаточно нескольких занятий с малышом, чтобы научить его хорошо воспроизводить звук. Несколько специальных упражнений облегчат вашу задачу и доставят удовольствие ребенку. Они улучшат подвижность мышц гортани, языка и губ.


Чтобы ребенок мог понять, где он допускает ошибку, необходимо посадить его перед зеркалом и отработать правильную постановку языка и губ

Учимся произносить звук «л»

Занятия в домашних условиях комфортны и для ребенка, и для родителей. Специалистами разработаны различные упражнения, которые вы можете делать вместе с малышом, превратив их в забавную игру. Дети любят гримасничать, но наши упражнения еще и несут пользу. Через веселое и увлекательное действие мы учим малыша, даем возможность тренировать свой язык для правильного произношения «л». Список упражнений:

  1. Улыбка . Попросите малыша широко улыбнуться, не размыкая губы. Пусть он подержит улыбку 8-10 секунд. Повторяйте упражнение 7-8 раз за день.
  2. Ветерок . Немного приоткрыть рот, просунуть между губами кончик язык, и слегка его «прикусить», сжав губами. Оставив язык в таком положении, надо сильно дуть в течение трех минут.
  3. Цоканье . Малыш должен цокать как лошадка, меняя интенсивность звука. Попросите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью, цокал только язычком и верхней челюстью. Первая часть упражнения делается с ускорением, во второй цоканье должно быть тихим, как будто лошадка крадется.
  4. Вкусное варенье . Предложите ребенку облизать свои губки язычком так, как будто он съел что-то очень вкусное. Движения должны быть широкими, круговыми.
  5. Длинный язык . Любимое упражнение малышей. Дети высовывают язык на всю его длину и пытаются достать им до носика или подбородка.
  6. Трубочка . Несколько раз в день просите ребенка свернуть язык в трубочку.
  7. Долгое «ы» . Кончик языка отводится вглубь рта, спинка языка приподнимается к небу, ребенок тянет звук «ы». Упражнение сложное, но оно улучшает гибкость языка.
  8. Дыхание . Сопровождайте уроки улучшением дыхательных навыков. Почаще давайте крохе пускать мыльные пузыри, поощряйте его желание петь. Летом малыш может сдувать созревшие одуванчики.
  9. Мелкая моторика . Упражнения на мелкую моторику способствуют стимуляции нервных окончаний. Лепка, рисование, вырезание и клейка аппликаций положительно влияют на становление речевых навыков и усиливают интеллектуальное развитие маленького человека.

Полезным будет также произнесение скороговорок и сочетания букв, в которых «л» соседствует с разными гласными.

Как правильно проводить занятия?

Приступая к занятиям, помните, что перед вами маленький ребенок. Лучший способ научить его чему-либо – это игра. Логопедические упражнения, проводимые под нажимом, быстро надоедают малышам, поэтому нельзя заставлять ребенка повторять их долго. Начните с 1-2 раз в день по 3-4 повторения. Используйте собственный пример. Расположитесь с малышом возле зеркала, чтобы он видел, как у него получается. Дети любят имитировать действия взрослых, используйте их интерес в учебных целях. Сопровождайте похвалой каждый успех крохи, объясняйте ему, что вы учите и зачем.

В каких ситуациях нужна помощь логопеда?

Несмотря на простоту корректировки звука, может получиться так, что занятия дома не приведут к успеху. Причины могут быть разные:

  • для вашей семьи русский язык не является родным, и взрослые ее члены говорят с акцентом;
  • кто-то из взрослых уже имеет дефекты речи и ему трудно проводить занятия;
  • продолжительные занятия не смогли помочь малышу научиться выговаривать букву «л».

В подобных ситуациях необходимо обратиться к специалисту. Логопед поможет скорректировать упражнения, подскажет другие способы исправления.

От вас потребуется немалое терпение и умение завлечь ребенка. Малейшие подвижки должны быть замечены и отмечены похвалой. Если у малыша что-то не получается, не ругайте его, чтобы не отбить желания учиться.

Частой проблемой становятся трудности в произношении буквы «р» (подробнее в статье: ). Рекомендуем обратиться к одному из наших материалов, рассказывающему, как справиться с этой проблемой. Принцип почти тот же: необходимо стимулировать детей, чтобы они чаще говорили слова с этим звуком. Изучите артикуляцию при произношении «р», покажите ее малышу. Используйте в занятиях картинки с изображением животных, в названии которых есть «р», учите с ним стихи и скороговорки.

(3 оценили на 5,00 из 5 )


Проблемы с произношением буквы Л встречаются довольно часто. Причинами могут быть как задержка речевого или психоречевого развития, так и простое подражание (ребенок сначала говорил звук правильно, а затем пошел в детский сад, где много детей произносят его неправильно, наслушался их и тоже стал произносить звук [л] с дефектом). При этом [л] может быть заменен на нечто, похожее на звук [в] либо на [j], либо просто пропускаться при говорении. Помочь ребенку научиться правильно произносить сонорный звук могут упражнения артикуляционной гимнастики для точной и четкой постановки звука [л].

Что такое артикуляционная гимнастика?

Предлагаемый ниже комплекс артикуляционных упражнений направлен на постановку и отработку точного произношения звука [л]. Выполнять их можно начиная с 2-летнего возраста, когда ребенок уже может делать то, о чем его просят взрослые.

Данные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы малышу было видно, что он делает, и он мог правильно реагировать на замечания взрослых, когда его поправляют. Наилучший эффект от занятий можно получить, если проводить их в легкой игровой форме.

Направлены все эти упражнения на то, чтобы добиться нужной артикуляции при выговаривании буквы Л.

Чтобы буква звучала правильно, органы речи ребенка должны принимать следующее положение.

  1. Губы слегка раскрыты, в нейтральном положении.
  2. Зубы немного разомкнуты (примерно на 3-4 мм).
  3. Кончик языка должен быть узким и упираться в верхние резцы, бока и средняя часть языка при этом должны быть опущены.
  4. Струя воздуха при этом должна выходить в щель, образующуюся между коренными зубами и боковыми краями языка.
  5. Звук производят напрягающиеся голосовые связки.

Для того чтобы малыш смог четко воспроизвести звук, артикуляционная гимнастика должна быть направлена на достижение следующих эффектов:

  • укрепления мышц языка;
  • закрепление подъема его в нужное положение;
  • растягивание подъязычной уздечки;
  • вырабатывание подвижности передней части языка;
  • приобретение навыка делать кончик языка острым и напряженным;
  • способность удерживать артикуляционную постановку всех органов длительное время;
  • способность довольно быстро изменять во рту положение языка для дальнейшей правильной артикуляции при соединении в речи согласных звуков и гласных.

Кстати, для букв Р и Л упражнения во многом схожи, только для Р важно еще отработать вибрацию зыка.

Чтобы артикуляционные упражнения для звука [л] не утомили малыша и дали желаемый результат, длительность занятий не должна превышать 15 минут в возрасте 3-4 лет и 25 минут, если ребенку 5-6 лет.

Комплекс артикуляционных упражнений

Итак, есть особые упражнения для правильной постановки звука [л] у маленьких детей. Важно, чтобы малыш начинал выполнять их в хорошем расположении духа, не через силу, а словно невзначай, чтобы не воспринимал это именно как урок.

  1. «Гармошка». На губах – улыбка, рот приоткрыт. Присосаться широким языком к нёбу. Теперь нужно, не отпуская языка, медленно закрывать-открывать рот (постепенно растягивая подъязычную уздечку), стараясь понемногу увеличивать амплитуду. Губы при этом не должны двигаться, а язык – провисать.
  2. «Грибочек». Во многом похоже на предыдущее, но отличается статикой: язык нужно выставлять только в верхнее натянутое положение и удерживать так несколько секунд (рот не закрывается). Губы при этом должны быть зафиксированы в улыбке.
  3. «Индюшонок». Рот слегка приоткрыт. Язык должен оставаться широким. Его надо положить в таком состоянии на верхнюю губу. Теперь ее нужно облизывать, плавно поглаживая языком по направлению вперед-назад. Язык при этом отрывать нельзя. Начинают выполнение упражнения медленно, затем постепенно скорость нарастает. В конце к облизыванию надо добавить голос (получаются повторяющиеся звуки «бл», напоминающие индюшиные). Язык во время выполнения упражнения должен оставаться широким и плавно облизывать верхнюю губу, но не выталкиваться при этом вперед, а двигаться вперед-назад, не качаясь из стороны в сторону.
  4. «Лошадка». Улыбнуться с широко открытым ртом. Далее нужно поднять широкий язык вверх, «приклеить» его к нёбу, затем медленно оторвать, опуская вниз. Должен получиться звук, похожий на цоканье копыт. Постепенно скорость выполнения увеличивают. Нижняя челюсть во время этого упражнения не двигается. Если ребенку сложно этого добиться, можно поначалу придерживать ее руками.
  5. «Трубочка-улыбочка». Сомкнуть зубы, растягивая губы в широкой улыбке, показывая все зубы. Затем вытянуть губы трубочкой вперед. В каждом положении задерживаться около 4-5 секунд. Перейти из одного положения в другое не менее 5 раз. Важно следить, чтобы зубы не размыкались и не двигались.
  6. «Качели». Улыбнуться, рот приоткрыт, видны зубы. Нужно сделать язык широким, затем положить его в таком состоянии сначала за нижние зубы, затем переместить за верхние. При этом в каждом положении язык необходимо задерживать 4-5 секунд. Нужно сделать не менее 5 повторов.
  7. «Маляр». Улыбнуться с открытым ртом. Теперь начинаются поглаживающие движения («красящие») по нёбу в направлении вперед и назад. При этом важно, чтобы язык во время движения не высовывался за верхние зубы, а нижняя челюсть вместе с губами все время оставались неподвижными.
  8. «Барабанчик». Улыбнуться, рот широко приоткрыт. Теперь нужно выставить язык так, чтобы он был направлен к нёбу, заходя за верхние зубы. Теперь нужно методично стучать упругим языком за зубами по нёбу, повторяя звук Д. Делать это нужно на всю длительность выдоха (от 7 до 15 секунд). При этом напрягаются мышцы языка, плеч и шеи.

Как закрепить навыки?

После того как ребенок выполнит комплекс упражнений для правильной артикуляции при произношении звука [л], важно всегда закреплять результат, чтобы в дальнейшем требуемое произношение звука происходило «на автомате».

Для этого около 15-20 минут после каждой артикуляционной тренировки с ребенком проговаривают слоги с буквой Л, затем – слова, в которых она встречается в начале слова, в седине, в окружении согласных, твердая или мягкая. Здесь отлично подходят детские скороговорки на букву Л, веселые логопедические четверостишия. Если малыш еще и нарисует то, о чем говорилось в стихотворении, или порассуждает над смыслом скороговорки, проиграет ее действие, он не станет считать логопедические тренировки тяжелыми занятиями. За отвлекающими делами и играми ребенок легче закрепит произношение звука.

Не стоит привязывать занятия по закреплению произношения только к самой артикуляционной тренировке. В течение всего дня нужно провоцировать ребенка проговаривать букву Л – задавать ему вопросы, отвечая на которые, придется говорить слова с этой буквой, просить назвать окружающие предметы, в которых эта буква есть, и т. д. Автоматизм произношения отрабатывается постепенно.

Неправильное произношение может стать причиной не только коммуникационных трудностей, но и комплексов, вызванных насмешками сверстников над «детским лепетом» ребенка, не умеющего правильно произносить те или иные буквы. Поэтому так важно еще в дошкольном возрасте научить малыша воспроизводить звуки правильно.