Как сказать жестами привет. Некоторые интересные вещи о языке жестов

Новинка 2015 года – выпуск диска для обучения русскому жестовому языку «Давайте знакомиться!» . Это специально разработанные видеоматериалы для слышащих, которые хотят ознакомиться с культурой и языком глухих.

Курс разработан специалистами Центра образования глухих и жестового языка имени Зайцевой .

Краткая информация о глухих и слабослышащих.
- 100 наиболее употребляемых жестов
- Видеоклипы о правилах общения с глухими.
- Распространенные фразы/диалоги, используемые в общении.

Выпуск диска стал возможным благодаря проекту ВОГ «Сохраним и узнаем разнообразие русского жестового языка», финансовую поддержку частично оказал фонд «Русский мир» .

Раздел ЭТО ВАЖНО содержит жесты:
Я
ТЫ
ГЛУХОЙ
СЛЫШАЩИЙ
ПЕРЕВОДИТЬ
ПОМОГАТЬ
ЛЮБИТЬ
ДА
НЕТ
МОЖНО
НЕЛЬЗЯ
ЗДРАВСТВУЙТЕ
ДО СВИДАНИЯ
СПАСИБО

Раздел ВОПРОСЫ содержит жесты:
КТО?
ЧТО?
КУДА?
ГДЕ?
ЗАЧЕМ?
ПОЧЕМУ?
ОТКУДА?
КАКОЙ?
ЧЕЙ?
КАК?
КОГДА?

Раздел КТО - ЧТО содержит жесты:
ЖЕНЩИНА
МУЖЧИНА
ЧЕЛОВЕК
МАМА
ПАПА
МУЖ (ЖЕНА)
ДРУГ
ВРАЧ
КОШКА
СОБАКА
АДРЕС
ТЕЛЕФОН (МОБИЛЬНЫЙ)
ИНТЕРНЕТ
ГОРОД
АВТОБУС
МАШИНА
МЕТРО
ТРАМВАЙ
ТРОЛЛЕЙБУС
МАРШРУТКА
ТАКСИ
САМОЛЕТ
ПОЕЗД
АЭРОПОРТ
ВОКЗАЛ
МАГАЗИН
РЫНОК
БАНК
БОЛЬНИЦА
ПОЛИЦИЯ
ШКОЛА
РАБОТА

Раздел ЧТО ДЕЛАЕМ? содержит жесты:
ЕСТЬ
БЫЛО
НЕ БЫЛО
БУДЕТ
НЕ БУДЕТ
ПОНИМАТЬ
НЕ ПОНИМАТЬ
ЗНАТЬ
НЕ ЗНАТЬ
ГОВОРИТЬ
ПИСАТЬ
ХОТЕТЬ
НЕ ХОТЕТЬ
ПОМНИТЬ
ДЕЛАТЬ
ОТВЕЧАТЬ
СПРАШИВАТЬ

Раздел КАК – КАКОЙ? содержит жесты:
ХОРОШО
ПЛОХО
НОРМАЛЬНО
БОЛЬНО
МЕДЛЕННО
БЫСТРО
МАЛО
МНОГО
ХОЛОДНО
ЖАРКО
ОПАСНО
КРАСИВЫЙ
ВКУСНЫЙ
УМНЫЙ
ДОБРЫЙ
СПОКОЙНЫЙ

Раздел КОГДА? содержит жесты:
СЕГОДНЯ
ВЧЕРА
ЗАВТРА
УТРО
ДЕНЬ
ВЕЧЕР
НОЧЬ
НЕДЕЛЯ
МЕСЯЦ
ГОД

Раздел ДАКТИЛОЛОГИЯ содержит обозначения букв русского алфавита.

Раздел ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ содержит обозначения цифр.

Раздел ПОГОВОРИМ
Я тебя люблю.
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Вы учитесь или работаете?
Где вы работаете?
Мне нужна работа.
Я живу в России.
Дай мне твой адрес.
Пришли мне е-майл.
Я тебе пришлю смс.
Пойдем гулять.
Здесь на велосипеде ездить опасно.
У вас есть машина?
У меня есть водительские права.
Ты хочешь чай или кофе?
Осторожно, молоко горячее.
У меня глухой сын.
Это хороший детский сад для глухих детей.
У вас есть глухие воспитатели?
Родители глухих детей должны знать жестовый язык.
Моя дочь слабослышащая, у нее есть слуховой аппарат, а кохлеарная имплантация ей не нужна!
Хорошие переводчики везде нужны.
Я хочу смотреть фильмы с субтитрами.
В России много талантливых глухих художников и актеров.
Мне нужен переводчик.
Вам вызвать врача?
Ты хочешь пить?
Я люблю детей.
Пойдём поиграем.

Раздел ЭТО НУЖНО содержит фразы на жестовом языке:
Я – глухая.
Я – слабослышащая.
Я не слышу.
Я немного знаю жесты.
Ты знаешь жестовый язык? – Я жесты знаю не очень хорошо, а вот дактилологию знаю.
Вам помочь?
Вам нужен переводчик?
Где вы живете?
Вы откуда?
Где автобусная остановка?
Станция метро близко.
Я хочу пить.
Где туалет?

В данном разделе даны правила общения с глухими людьми и простые диалоги на жестовом языке.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ

Правила общения с лицами с нарушениями слуха:
- смотреть в лицо собеседнику, не отворачиваться во время беседы.
- не повышать голос, но четко артикулировать.
- прибегать к услугам переводчика жестового языка.
- передавать информацию письменно любыми способами.

Основные способы привлечения внимания глухих и слабослышащих:
- похлопывание по плечу.
- махание рукой.
- стучать по столу.

Диск также содержит брошюру «Что вы хотели узнать о глухих», выпущенную Центральным правлением Всероссийского общества глухих к Международному дню глухих . В ней кратко изложена общая информация о глухих людях и принципах общения с ними. Брошюра составлена в основном в вопросно-ответном формате, так что читается очень легко.

Как известно, изучение языка всегда начинается с теории. Поэтому на первых этапах изучения языка глухонемых вам нужно будет обзавестись самоучителями. С их помощью вы сможете изучить необходимые теоретические основы, которые нужны для владения языком на базовом, то есть начальном уровне. В языке глухонемых основами являются алфавит и собственно слова.


Как самостоятельно научиться разговаривать на языке глухонемых?

Если вы хотите научиться разговаривать на языке жестов, вам нужно владеть минимальным словарным запасом. На языке глухонемых почти любое слово можно выразить конкретным жестом. Изучите самые распространенные слова, которыми люди пользуются в повседневной жизни, а также научитесь произносить простые фразы.

Для этой цели отлично подойдут специальные онлайн-словари: диктор показывает жест, соответствующий слову, и правильную артикуляцию. Подобные словари можно найти на сайтах, посвященных изучению языка жестов. Но можно пользоваться и словарями книжного формата. Правда, там вы будете видеть жесты только на картинках, а это не настолько наглядный способ изучения слов.

Чтобы разговаривать на языке глухонемых, потребуется также выучить дактильную азбуку. Она состоит из 33 жестов, каждый из которых соответствует определенной букве алфавита. В разговоре дактильной азбукой пользуются не часто, но знать ее все равно нужно: буквенные жесты применяют при произношении новых слов, для которых еще нет специальных жестов, а также для имен собственных (имена, фамилии, названия населенных пунктов и т.п.).

Как только вы освоите теоретическую часть, то есть выучите алфавит глухонемых и будете владеть базовым словарным запасом, вам нужно будет найти способ общения с носителями языка, с помощью которого вы будете тренировать свои разговорные навыки.

Где можно практиковать язык жестов?

Важно понимать, что научиться разговаривать на языке глухонемых без практики - задача невыполнимая. Только в процессе реального общения можно овладеть разговорными навыками на таком уровне, чтобы хорошо понимать язык жестов и уметь на нем объясняться.

Итак, где же можно разговаривать с носителями языка глухонемых? В первую очередь это всевозможные онлайн-ресурсы: социальные сети, тематические форумы и специализированные сайты, аудиторией которых являются слабослышащие или глухие люди. Современные средства связи позволят вам полноценно общаться с носителями языка, не выходя из дома.

Можно пойти и по более сложному, но вместе с тем и более эффективному пути. Узнайте, есть ли в вашем городе специализированные школы для глухих или любые другие сообщества слабослышащих и глухих людей. Конечно, стать полноправным членом подобной организации слышащему человеку не удастся. Но это возможно, если вы учите язык глухонемых не ради удовольствия, а чтобы общаться на нем с кем-то из близких людей. Кроме того, можно записаться волонтером в школу-интернат для глухих детей. Там вы полностью погрузитесь в языковую среду, так как сможете по-настоящему тесно общаться с носителями языка жестов. А заодно и делать добрые дела - как правило, волонтеры в такие заведения нужны всегда.

Главный герой сериала «Обмани меня» по неконтролируемым движениям человеческого лица мог вообще рассказать всю историю за своего оппонента. Впрочем, этот навык хоть и называется умением читать язык немых и их жесты, он не способствует общению и двусторонней передаче информации. Иными словами, немой язык и жесты, конечно, существуют и позволяют определенную информацию считывать, а вот диалога не создают.

Другое дело – жестовый язык. Это целая система жестового общения людей с ограниченными возможностями, где каждый жест соответствует определенному слову.

Немой язык, жесты: каким образом возникли жестовые языки и жестовая речь?

Жестовый язык – это не те варианты жестикуляции, которые мы используем, чтобы, например, объясниться с продавцом на рынке в чужой стране. Как ни странно, но жестовая речь – детище людей со слухом и голосом. Она, в той или иной степени бедная или богатая, создавалась для того, чтобы иметь возможность общаться беззвучно. По возможности глухонемые люди заимствовали немой язык, жесты, развивая и обогащая их.

Однако следует заметить, что число людей, имеющих дефекты слуха или речи, на самом деле невелико. По некоторым данным, полностью глухих людей во всем мире примерно 0,4 % от общей численности населения, а тех, кто постоянно пользуется жестовым языком, на нашей планете около 1,5 %. Таким образом, все жестовые языки довольно долгое время имели весьма узкое распространение. Их функционально развитые и лексически богатые варианты не выходили за рамки круга общения человека с нарушением слуха или речи. По сути, языки эти можно было сравнить с шифром, который был изобретен и знаком лишь узкому кругу людей.

Исключением из данного правила можно считать лишь племя урубу на северо-востоке Бразилии, в котором глухим рождается примерно каждый 75-й. Таким образом, из-за большой численности людей со слуховым дефектом все племя знакомо с жестовым языком, который в этом племени един для всех.

Возникновение общего для больших территорий жестового языка началось только в середине XVIII в., когда во Франции и Германии появились первые учебно-воспитательные центры для детей с нарушением слуха. Целью сурдопедагогов было научить письменной форме соответствующего (французского или немецкого) языка. А в качестве языка немых и жестов для обучения были использованы естественные жестовые языки, возникшие в национальных сообществах глухих. Именно на их базе стали искусственно создавать жестовую интерпретацию немецкого и французского. Таким образом, жестовые языки можно считать во многом искусственно созданными.

Обучение языку немых и жестовому общению

Учебные центры во Франции и Германии были первыми, и потому именно их выпускников приглашали в другие страны для создания аналогичных школ и развития сурдопедагогики. Таким образом и происходило распространение жестовых языков. Выпускник французского центра, глухой учитель Лоран Клерк, в конце того же XVIII века приехал по просьбе американского города Галлодет для создания первой школы для глухих в США. И именно идеи и жестовый язык французской школы в дальнейшем практиковали в Соединенных Штатах. Великобритания же ограничилась перениманием методов сурдопедагогики, а не самого языка. В результате американский язык глухих близок к «глухому французскому», а не к английскому. Прямо скажем, с последним он не имеет ничего общего.

В России все оказалось несколько сложнее. Первая школа, в которой обучали языку немых и жестам, открылась в 1806 г. в Павловске. Она была ориентирована на опыт французских педагогов и, соответственно, перенимала французскую жестовую речь.

Однако через полвека – в 1860 году – в Москве открылась сурдологическая школа, основанная на немецкой методике. Российская сурдопедагогика до сих пор пожинает плоды борьбы этих двух школ.

Создание Советского Союза привело к тому, что возникший в XIX в. русский жестовый язык распространялся централизованно на территории всех республик. В итоге именно он преобладает ныне на всем постсоветском пространстве.

Жестовые языки не являются калькой словесных. Говоря о том, что американский жестовый язык близок к жестовому французскому, мы имеем в виду лишь то, что именно французская жестовая культура дала начало жестовому языку американцев. С французским словесным оба языка не имеют ничего общего.

Довольно долго структура и история жестовых языков никем не изучались. Однако во второй половине XX в. несколько ученых из разных стран доказали, что жестовые языки - это полноценные лингвистические системы со своими морфологическими и синтаксическими признаками.

Жестовое общение: язык жестуно и жестовый алфавит дактиль

Язык жестуно (джестуно) - название международного жестового языка. Несмотря на то что жестовое общение развивалось по своим законам, проблема международного языка стояла перед глухими людьми точно так же, как и перед слышащими. В 1951 году возникла Всемирная федерация глухих. И участники I Всемирного конгресса глухих решили стандартизировать язык общения на международных мероприятиях – создать некое жестовое эсперанто.

Искали общие или схожие жесты для обозначения одних и тех же вещей у глухих разных стран. В течение почти четверти века создавался международный язык жестов. Первый словарь упрощенного жестового языка выпустили в 1973 году, а в 1975 году в Вашингтоне на VII Всемирном конгрессе по проблемам глухоты была окончательно принята и утверждена международная жестовая речь.

Однако язык жестуно имеет целый ряд существенных недостатков: ни в одном из изданных словарей не описывалась грамматическая система языка, не раскрывалось использование жестов в контексте, не пояснялись искусственные принципы образования новой лексики. Лексика словаря полностью основывалась лишь на четырех языках жестового общения: британском, американском, итальянском и русском. Жесты из африканских, азиатских и южноамериканских национальных жестовых языков туда не вошли. При этом существует еще одна международная система жестового общения - неформальная и возникшая естественным путем в результате общения глухих из разных стран мира.

Отдельно следует сказать об обозначении жестами букв алфавита. Это так называемая дактильная азбука, используемая для обозначения имен нарицательных, иностранных заимствований, научных терминов, коротких соединений, предлогов, междометий и т.д., то есть слов, у которых нет собственного жестового представления. Говорить, что дактиль – язык жестов, нельзя. Это лишь жестовый алфавит. Причем алфавит этот также отличается в разных жестовых языках.

Как устроен словарь и как им пользоваться

Краткий жестовый словарь поможет тебе, дорогой читатель, овладеть лексикой жестовой речи. Это небольшой словарь, в нем около 200 жестов. Почему были отобраны именно эти жесты? Такие вопросы возникают неизбежно, особенно когда объем словаря невелик. Наш словарь создавался таким образом. Поскольку словарь предназначен прежде всего сурдопедагогам, в определении состава словника участвовали учителя и воспитатели школ глухих. Автор в течение нескольких лет предлагал студентам МГЗПИ, работающим в школах-интернатах для глухих, список жестов - «кандидатов» в словарь. И обращался к ним с просьбой: оставить в списке только самые необходимые для учителя и воспитателя жесты, остальные вычеркнуть. Но можно и дополнить список, если это требуется. Из первоначального списка были исключены все жесты, против которых возражали более 50% учителей-экспертов. И наоборот, в словник вошли жесты, предложенные экспертами, если более половины из них считали, что это целесообразно.

Жесты, включенные в словарь, в основном используются и в русской жестовой речи, и в калькирующей жестовой речи. Они сгруппированы по темам. Конечно, отнесение многих жестов к той или иной теме в значительной мере условно. Автор тут следовал традиции составления тематических словарей, а также стремился поместить в каждую группу жесты, обозначающие и предметы, и действия, и признаки, чтобы было удобнее беседовать на заданную тему. В то же время жесты имеют сплошную нумерацию. Если тебе, читатель, нужно вспомнить, например, как исполняется жест МЕШАТЬ, а ты не знаешь, в какой он тематической группе, надо поступить так. В конце словаря все жесты (естественно, их словесные обозначения) расположены в алфавитном порядке, причем порядковый индекс жеста МЕШАТЬ позволит легко отыскать его в словаре.

Условные обозначения на рисунках помогут точнее понять и воспроизвести структуру жеста.

Желая тебе успеха в изучении лексики жестовой речи, автор ждет от тебя, дорогой читатель, предложений по усовершенствованию краткого жестового словаря.

Условные обозначения

ПРИВЕТСТВИЯ ЗНАКОМСТВО

1. Здравствуйте 2. До свидания

3. Спасибо 4. Извинить (те)

ПРИВЕТСТВИЯ ЗНАКОМСТВО

5. Имя 6. Профессия

7. Специальность 8. Кто

ПРИВЕТСТВИЯ ЗНАКОМСТВО

9. Что 10. Где

11. Когда 12. Куда

ПРИВЕТСТВИЯ ЗНАКОМСТВО

13. Откуда 14. Зачем

15. Почему 16. Чей

17. Человек 18. Мужчина

19. Женщина 20. Ребенок

21.Семья 22. Отец

23. Мать 24.Сын

25. Дочь 26. Бабушка

27. Дедушка 28. Брат

29. Сестра 30. Жить

31. Работать 32. Уважать

33. Заботиться 34. Помогать

35. Мешать 36. Дружба

37. Молодой 38. Старый

ДОМ КВАРТИРА

39. Город 40. Деревня

41. Улица 42. Дом

ДОМ КВАРТИРА

43. Квартира 44. Комната

45. Окно 46. Кухня, готовить пищу

ДОМ КВАРТИРА

47. Уборная 48. Стол

49. Стул 50. Шкаф

ДОМ КВАРТИРА

51. Кровать 52. Телевизор

53. Видеомагнитофон 54. Делать

ДОМ КВАРТИРА

55. Смотреть 56. Мыться

57. Приглашать 58. Светлый

ДОМ КВАРТИРА

59. Уютный 60. Новый

61. Чистый 62. Грязный

63. Школа 64. Класс

65. Спальня 66. Столовая

67. Директор 68. Учитель

69. Воспитатель 70. Учить

71. Учиться 72. Компьютер

73. Собрание 74. Глухой

75. Слабослышащий 76. Дактилология

77. Жестовая речь 78. Руководить

79.Поручать 80. Выполнять

81. Хвалить 82. Ругать

83. Наказывать 84. Проверять

85. Соглашаться 86. Строгий

87. Добрый 88. Честный

89. Урок 90. Наушники

91. Книга 92. Тетрадь

93. Карандаши 94. Рассказывать

101.Знать 102. Не знать

103. Понимать 104. Не понимать

105. Повторить 106. Помнить

107. Вспомнить 108. Забыть

109. Думать 110. Могу, можно

111. He могу 112. Ошибиться

113. Хорошо 114. Плохо

115. Внимательно 116. Верно

117. Стыдно 118. Злой, сердитый

119. Грубый 120. Вежливый

121. Ученик

122. Старательный

НА ОТДЫХЕ

123. Отдых 124. Лес

125. Река 126. Море

НА ОТДЫХЕ

127. Вода 128. Солнце

129. Луна 130. Дождь

НА ОТДЫХЕ

131.Снег 133. День

132. Утро 134. Вечер

НА ОТДЫХЕ

135. Ночь 136. Лето

137. Осень 138. Весна

НА ОТДЫХЕ

139. Зима 140. Экскурсия, музей

141. Театр 142. Кино

НА ОТДЫХЕ

143. Стадион 144.Физкультура

145. Соревнование 146. Участвовать

НА ОТДЫХЕ

147. Побеждать 148. Проигрывать

149. Играть 150. Гулять

НА ОТДЫХЕ

151. Танцевать 152. Хотеть

153. Не хотеть 154. Любить

НА ОТДЫХЕ

155. Радоваться 156. Ждать

157. Обманывать 158. Веселый

НА ОТДЫХЕ

159. Ловкий 160. Сильный

161. Слабый 162. Легко

НА ОТДЫХЕ

163. Трудно 164. Спокойно

165. Белый 166. Красный

НА ОТДЫХЕ

167. Черный 168. Зеленый

НАША СТРАНА

169. Родина

170. Государство 171. Москва

НАША СТРАНА

172. Народ 173. Революция

174. Партия 175. Президент

НАША СТРАНА

176. Борьба 177. Конституция

178. Выборы, выбирать 179. Депутат

НАША СТРАНА

180. Председатель 181. Правительство

182. Переводчик 183. Гласность

НАША СТРАНА

184. Демократия 185. Война

186. Мир 187. Армия

НАША СТРАНА

188. Разоружение

189. Договор 190. Космос

НАША СТРАНА

191. Защищать 192. Политика

ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ЖЕСТЫ

193, 194. Жестовое имя (имя человека на жестовом языке)

195. Мастер своего дела 196. Мастер своего дела (вариант)

ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ЖЕСТЫ

197. Меня это не касается 198. Ошибаться

199. Не застать (дома, на работе) 200. Потрясающее,

сногсшибательное

201. Одинаково, идентично 202. Успокоиться после

каких-либо волнений

203. Выбиться из сил 204. Вот оно что

ЖЕСТЫ РАЗГОВОРНОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА

205. Упустить из виду, забыть 206. На сердце «кошки скребут»

207. Не бояться сказать 208. Подожди немного

что-то в глаза

Указатель жестов в алфавитном порядке

армия делать
бабушка демократия
день
белый депутат
борьба деревня
брат директор
вежливый добрый
договор
верно дождь
веселый дом
весна до свидания
вечер дочь
видеомагнитофон дружба
внимательно думать
вода
война ждать
воспитатель женщина
вспомнить жестовая речь
выборы, выбирать жить
выполнять
где гласность глухой говорить город государство грубый грязный гулять дактилология дедушка заботиться
забыть
зачем
защищать
здравствуйте
зеленый
зима
злой, сердитый
знать
играть
извинить (те)
имя
карандаш обманывать
квартира окно
кино осень
класс отдых
книга отец
когда откуда
комната ошибиться
компьютер конституция космос красный кровать кто куда кухня, готовить пищу
партия
переводчик
писать
плохо
побеждать
повторить
политика
помнить
легко помогать
лес понимать
лето поручать
ловкий почему
луна правительство
любить председатель
приглашать президент проверять проигрывать профессия
мать
мешать
мир
могу, можно
молодой море Москва мужчина мыться
работать
радоваться
разоружение
рассказывать
ребенок революция река рисовать Родина ругать
наказывать
народ
наушники
не знать
не могу руководить
не понимать не хотеть новый ночь
светлый
семья
сестра сильный слабослышащий слабый слышать смотреть снег собрание соглашаться солнце соревнование спальня спасибо специальность спокойно стадион старательный старый стол столовая строгий стул стыдно считать сын танцевать театр телевизор тетрадь трудно уборная
уважать
улица
урок
утро
участвовать
учитель
учить
ученик
учиться
уютный
физкультура хвалить хорошо хотеть
чей человек черный честный чистый читать что шкаф школа экскурсия, музей

Как же объясниться с человеком на языке глухих?


Жестовый язык

Во-первых, одним из главных неправильных представлений о жестовых языках является представление, что они зависят от словесных языков (звуковых и письменных) или произошли от них и что эти языки были придуманы слышащими. Это не так. Во-вторых, часто за жестовые языки принимается дактилирование букв – то есть когда буквы «изображаются» руками.


Разница между дактилологией и языком жестов, на котором общаются глухие между собой, в том, что дактилология используется в основном для произнесения имён собственных, географических названий или специфичных терминов, то есть каждое слово «показывается» руками по буквам. При этом жестовые знаки представляют целые слова и всего в словаре глухонемых насчитывается более 2000 жестов. Показать некоторые из них не составит большого труда.


Например:







Изучить более подробно язык жестов можно по известной книге Г. Л. Зайцевой «Жестовая речь. Дактилология».


Ознакомиться с азами дактилологии проще – существует устоявшийся алфавит, и, произнося слово жестами по буквам, вы сможете объясниться с глухим человеком. В русской дактилологии 33 дактильных знака, каждый из которых соответствует начертанию соответствующей ему буквы.


Русская дактильная азбука с сайта deafnet.ru:


Автор фото: deafnet.ru

Отметим, что глухой или слабослышащий человек, скорее всего, поймёт, что именно вы хотите ему сказать и без языка жестов, потому что в большинстве своём они очень хорошо читают по губам.