Кто такой казанова. Самый известный любовник — Джакомо Казанова

Кто такой Джакомо Казанова? Одни говорят, что он был писателем, переводчиком, юристом, музыкантом, финансистом, путешественником, дипломатом и даже библиотекарем. Другие - распутным картежником, дуэлянтом, тайным агентом, врачевателем, предсказателем и дамским угодником. Что из этого всего правда? Выясним в этой статье.

Детство и юность Джакомо Джироламо Казановы

2 апреля 1725 г. в семье актеров Гаэтано Джузеппе и Фарусси Дзанетты Казоновы произошла большая радость - на свет появился первенец, которого назвали Джакомо Джироламо.

Пока родители были на гастролях, мальчика воспитывала бабушка. В 9 лет его отправили в пансионат. Это событие стало большим разочарованием для ребенка. Он расценил поступок родных как предательство и позже в своих мемуарах написал, что таким образом «они от меня избавились». В пансионате были ужасные условия, поэтому Джакомо попросил отдать его на попечение аббата Гоцци, который стал для него первым учителем. Мальчик проживал с Гоцци и его семьей вплоть до 1737 г. Дом аббата стал местом, где Казанова первый раз влюбился. Было ему на тот момент 11 лет.

«Беттина (младшая сестра Гоцци - прим. ред.) была красивой, веселой, увлеченной чтением романов. Девушка мне сразу понравилась, хотя я не совсем понимал почему. Именно она постепенно разожгла в моем сердце первые искры того чувства, которое потом стало моей главной страстью», - написал в своей автобиографии «История моей жизни» Джакомо.

Рано проявилась у Казановы и тяга к знаниям. В 12 лет он поступил в один из самых старейших вузов Европы, в Падуанский университет, и окончил его в 17 лет. В июне 1742 г. юноша получил ученую степень юриста, к которой, если верить мемуарам, испытывал отвращение. Гораздо больше Джакомо интересовали другие науки: химия, математика и медицина.

«Лучше бы мне позволили сделать то, что я хотел, и стать врачом, для которого профессиональное шарлатанство еще более пригодно, чем в юридической практике», - вспоминал он.

Молодой Казанова

Вступление во взрослую жизнь: первый сексуальный опыт и первые долги

Несмотря на свою нелюбовь к юриспруденции, после учебы в университете Джакомо начал работать юристом при церкви и был принят в послушники самим Патриархом Венеции. В то время на молодого Казанову обратил внимание 76-летний сенатор Алвизо Гаспаро Малипьеро. Взяв юношу под свое крыло, он рассказал ему о поведении в высших слоях общества, а также научил разбираться в еде и вине.

Однако их дружба продлилась недолго.

Выяснилось, что Казанове и Малипьеро нравилась одна женщина, актриса Тереза Имер. Девушка ответила взаимностью более молодому кавалеру, из-за чего сенатор выгнал обоих из своего дома. К слову, после этого роман Казановы и Имер сразу же прекратился. Однако молодой человек долго не горевал. Вскоре у него случился первый сексуальный опыт с двумя сестрами, Нанеттой и Марией Саворьян, 14 и 16 лет. После произошедшего Казанова окончательно определился со своим призванием по жизни - он стал дамским угодником. Любовь юноши к женщинам и картам в дальнейшем погубила его религиозную карьеру, а за долги он впервые загремел в тюрьму.

Юриста сменил солдат

После того, как церковное занятие для Джакомо резко закончилось, мужчина решил найти себе другое призвание. В августе 1744 г. Казанова купил патент офицера Республики Венеция. Вступая в новую должность, первым делом он позаботился о своем внешнем виде:

Понимая, что теперь я навряд ли преуспею на поприще церкви, я решил примерить на себя одежду солдата… Я затребовал хорошего портного… он принес мне все, в чем я нуждался, чтобы стать воплощенным последователем Марса… Моя униформа была белого цвета, с синим передом и серебряными с золотом эполетами. Я купил длинную саблю и со своей изящной тростью в руке, в нарядной шляпе с черной кокардой, с бакенбардами и накладным хвостом вознамерился впечатлить весь город.

Но город он так и не впечатлил. Новое амплуа быстро наскучило Казанове. Его стало тянуть к подвигам, и отнюдь не военным. Поэтому в октябре 1744 г. он прервал свою службу и вернулся в родную республику.

Дальнейшие поиски себя

В 21 год Джакомо Казанова решил стать профессиональным игроком. Однако удача не была на его стороне: в первые же месяцы он проиграл все свои деньги, оставшиеся от продажи офицерской должности. Оказавшись на мели, да еще и с долгами, мужчина был вынужден отказаться от карьеры картежника.

В поисках работы, несостоявшийся игрок обратился за помощью к своему старому благодетелю Алвизо Гримани. Он не отказал Казанове и помог ему устроиться скрипачом в театр Сан-Самуэль. Однако избалованному жизнью мужчине и эта работа вскоре стала не по душе.

«Мое занятие не было благородным, но меня это не заботило. Называя все предрассудками, я вскоре приобрел все привычки моих опустившихся коллег-музыкантов. Мы часто проводили ночи, буяня в разных кварталах города, выдумывая самые скандальные розыгрыши и исполняя их, развлекались, отвязывая пришвартованные у частных домов гондолы, которые потом уносило течением», - вспоминал Казанова.

Все решил случай.

Возвращаясь со свадебного бала, недовольный своей участью музыкант сел в одну гондолу с венецианским сенатором Джованни ди Маттео Брагадином. В дороге чиновника хватил удар, и Казанова незамедлительно сделал ему кровопускание. Во дворце врач повторил процедуру и наложил на грудь больному ртутную мазь (в то время ртуть, несмотря на токсичные свойства, считалась универсальным лекарством). В итоге Брагадину стало еще хуже, и он стал задыхаться из-за вздувшейся трахеи. Близкие уже призвали священника, который отпустил бы грехи умирающему. Но тут вмешался Казанова, который владел медицинскими знаниями. Он приказал доктору убрать с груди сенатора мазь и промыть ее холодной водой. Вскоре чиновник оправился от болезни и усыновил Казанову, обеспечив ему достойную жизнь.

«Я принял самый похвальный, благородный и единственно естественный способ жизни. Я решил поставить себя в такое положение, при котором мне не нужно будет лишать себя предметов первой необходимости. А о том, что именно было мне необходимо, никто не мог судить лучше, чем я», - писал Казанова в своих мемуарах.

Тюрьма

Тюрьма Пьомби

После спасения сенатора ни в чем не знавший нужды Казанова отправился в Гран-тур. Он побывал во многих городах Европы. Больше всего ему, конечно, понравился Париж. Во Франции он прожил 2 года. Все это время Джакомо активно занимался творчеством и написал массу комедийных пьес, среди которых «Фессалийки, или Арлекин на шабаше» и «Молюккеида».

Вернувшись в Венецию, Казанова навлек на себя гнев инквизиции и был арестован. Мужчину поместили в тюрьму Пьомби для политических преступников. После 5 месяцев заточения Джакомо предпринял отчаянную попытку бегства, но был пойман. Вторая попытка оказалось успешной, и Казанова уехал жить в Париж.

«Так Господь готовил мне всё необходимое для побега, каковым должно было стать если не чудо, то событие, достойное удивления. Признаюсь, я горд, что бежал; но гордость моя происходит не оттого, что мне удалось это сделать - здесь большая доля везения, но оттого, что я счёл это осуществимым и имел мужество привести свой замысел в исполнение», - рассказывал Казанова.

Дальнейшая судьба

Оказавшись во Франции, Джакомо объявил себя алхимиком и приобрел небывалую популярность среди наиболее выдающихся фигур того времени, включая маркизу де Помпадур, графа Сен-Жермена, Даламбера и Жан-Жака Руссо. Таким образом он стал вхожим в высший свет, заработал много денег и завязал новые романы.

Однако судьба недолго была благосклонна к Казанове.

Вскоре неисправимый картежник опять влез в долги, за которые был вновь арестован. Благодаря маркизе д’Юрфе, спустя 4 дня, его выпустили. Желая отдалиться от неприятностей, он решил уехать. В течение нескольких лет Казанова странствовал: он побывал в Голландии, Кельне, Швейцарии, Марселе, Генуе, Флоренции, Риме, Неаполе, Модене, Турине, Англии, Бельгии и даже в Москве и Санкт-Петербурге. Все это время его жизнь была полна приключений и неприятностей. К слову, в 1766 г. после дуэли на пистолетах с полковником графом Браницким Казанову изгнали из Варшавы, в 1767 г. его заставили покинуть за шулерство Вену, а в 1768 г. в Барселоне едва не убили. В 1771 г., после нескольких лет скитаний, Джакомо решил вернуться на родину. Чтобы получить разрешение и благосклонность венецианских властей, он занялся коммерческим шпионажем. Через несколько месяцев Казанова получил долгожданное разрешение на въезд и со слезами на глазах прочитал:

«Мы, государственные инквизиторы, по известным нам причинам даем Джакомо Казанове свободу, наделяя его правом приезжать, уезжать, останавливаться и возвращаться, иметь связи где ему будет угодно без разрешения и помех. Такова наша воля», - было сказано в письме.

В сентябре 1774 г., после 18 лет изгнания, Казанова наконец-то вернулся в Венецию. Странника сердечно приняли на родине: поначалу он был известен и знаменит. Но вскоре все это прекратилось и известнейшему в мире баловню судьбы пришлось устроиться на работу с небольшим жалованием. Бедность вскоре сломила Казанову. Он стал писать желчную сатиру, направленную против богемы, за что в январе 1783 г. был вновь изгнан из Венеции.

Вынужденный возобновить свои странствия, Казанова вернулся во Францию. Прожив в Париже несколько месяцев, он уехал в Чехию, где устроился смотрителем библиотеки графа Йозефа Карла фон Вальдштейна в Духцовский замок.

В последние годы своей жизни Казанова много занимался творчеством. Незадолго до смерти, он принялся писать мемуары, которые назвал «История моей жизни». Он мечтал о том, чтобы будущие поколения знали его и помнили (как мы видим, его мечта исполнилась). Умер Джакомо Казанова 4 июня 1798 г. в Чехии, в возрасте 73 лет. Приближенные к нему люди вспоминали, что его последними словами были: «Я жил как философ и умираю христианином».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Обладали большой притягательной силой. Эта обстановка взрастила Казанову и сделала его одним из самых знаменитых венецианцев XVIII века.

Венеция. Церковь святого Самуила, в которой был крещён Казанова

В детские годы Казанову воспитывала его бабка, Марция Балдиссера, в то время как мать гастролировала с театром по Европе. Отец умер, когда Джакомо было восемь лет. Будучи ребёнком, Казанова страдал от носовых кровотечений, и Марция обратилась за помощью к ведьме: «Оставив гондолу, мы вошли в сарай, где обнаружили старую женщину, сидящую на соломенном тюфяке с чёрной кошкой на руках, вокруг неё было ещё пять или шесть кошек» . Хотя применённая ею мазь оказалась недейственной, мальчик был восхищён таинством колдовства . Возможно, для излечения кровотечений, причиной которых, по мнению докторов, была повышенная плотность воздуха Венеции, на свой девятый день рождения Джакомо был послан в пансион, располагавшийся в Падуе , на большем удалении от побережья. Это событие стало горьким воспоминанием для Казановы, который воспринял его как пренебрежение к себе со стороны родителей. «Так они от меня избавились» - се́тует он .

Условия содержания в пансионе были ужасными, поэтому мальчик попросил отдать его на попечение аббата Гоцци, своего первого учителя, обучавшего его наукам и игре на скрипке. В 1734 году Джакомо переехал к священнику и проживал с ним и его семьёй по 1737 год . Дом Гоцци стал местом, где Казанова в возрасте одиннадцати лет имел первый контакт с противоположным полом, когда Беттина, младшая сестра Гоцци, ласкалась с ним: Беттина была «красивой, веселой, увлечённой чтением романов… Девушка мне сразу понравилась, хотя я не совсем понимал, почему. Именно она постепенно разожгла в моём сердце первые искры того чувства, которое потом стало моей главной страстью» . Позднее Беттина вышла замуж, но Казанова на всю жизнь сохранил привязанность к ней и семье Гоцци .

Казанова рано проявил острый и пытливый ум, гигантскую тягу к знаниям. В ноябре 1737 года , когда ему было всего двенадцать лет, он поступил в Падуанский университет и окончил его в семнадцать лет, в июне 1742 года , получив учёную степень юриста, «к которой… ощущал непреодолимое отвращение» . Его попечитель надеялся, что он станет церковным юристом . Казанова также изучал этику, химию, математику, и, кроме того, проявил неподдельный интерес к медицине: «Лучше бы мне позволили сделать то, что я хотел, и стать врачом, для которого профессиональное шарлатанство еще более пригодно, чем в юридической практике» . Он часто назначал свои собственные лекарства себе и своим друзьям . Во время учебы Казанова начал играть на деньги и быстро оказался в долгах, вследствие чего был вызван в Венецию, где имел нелицеприятную беседу со своей бабушкой; но привычка к игре крепко в нём укоренилась.

По возвращении в Венецию Казанова начал карьеру церковного юриста, работая у адвоката Мандзони, а после принятия пострига он был посвящён в послушники Патриархом Венеции (январь 1741 года) . Продолжая свои университетские занятия, он совершал поездки в Падую и обратно. К тому времени он уже стал настоящим щёголем : был черноглазым, смуглым и высоким, с припудренными, надушенными и тщательно завитыми длинными чёрными волосами . Он быстро обзавёлся покровителем (так он поступал на протяжении всей жизни), 76-летним венецианским сенатором Алвизо Гаспаро Малипьеро, владельцем Палаццо Малипьеро (рядом с домом Казановы в Венеции) . Сенатор, который вращался в высших кругах, научил Казанову тому, как вести себя в обществе и разбираться в хорошей пище и вине. Но когда Казанова был уличён во флирте с актрисой Терезой Имер, которую хотел соблазнить сам Малипьеро, последний выгнал обоих из своего дома . Растущая любознательность Казановы в отношении женщин привела его к первому сексуальному опыту с двумя сёстрами, Нанеттой и Марией Саворьян, четырнадцати и шестнадцати лет, которые были дальними родственниками семьи Гримани . Казанова заявлял, что его жизненное призвание окончательно определилось после того первого опыта .

Начало взрослой жизни

Скандалы омрачили короткую карьеру Казановы в церкви. После смерти своей бабки (18 марта 1743 года) Казанова ненадолго поступил в семинарию св. Киприана в Мурано , но уже в апреле 1743 года долги в первый раз привели его в тюрьму - форт св. Андрея . Мать попыталась обеспечить ему место при епископе Бернардо де Бернардис, но Казанова отверг это предложение почти сразу же после посещения Калабрийской епархии . Вместо этого он устроился в Риме секретарём влиятельного кардинала Трояно Аквавивы д’Арагона (январь 1744 года). На встрече с папой Джакомо дерзко попросил у первосвященника разрешения читать «запрещенные книги» и быть освобождённым от требования есть рыбу в пост, заявив, что такая пища вызывает у него воспаление глаз. Казанова также помогал другому кардиналу, составляя для того любовные письма. Но когда Казанова стал «козлом отпущения» в скандале, в котором была замешана пара несчастных любовников, кардинал Аквавива уволил Казанову, поблагодарив за благодеяние, но тем самым навсегда прервав его церковную карьеру .

В поисках новой сферы деятельности Казанова купил патент офицера Венецианской республики . Прежде всего он позаботился о том, чтобы выглядеть подобающе:

Понимая, что теперь я навряд ли преуспею на поприще церкви, я решил примерить на себя одежду солдата... Я затребовал хорошего портного... он принёс мне всё, в чём я нуждался, чтобы стать воплощённым последователем Марса... Моя униформа была белого цвета, с синим передом и серебряными с золотом эполетами... Я купил длинную саблю, и со своей изящной тростью в руке, в нарядной шляпе с чёрной кокардой, с бакенбардами и накладным хвостом вознамерился впечатлить весь город

В августе 1744 года он примкнул к офицерам венецианского полка острова Корфу , откуда совершил непродолжительную поездку в Константинополь , якобы с целью доставить туда письмо от своего прежнего хозяина кардинала . Он нашёл свое продвижение по службе слишком медленным, обязанности скучными, и умудрился потратить бо́льшую часть жалования, играя в фараон . В октябре 1745 года Казанова прервал свою военную карьеру и вернулся в Венецию.

В возрасте двадцати одного года он решил стать профессиональным игроком, но, проиграв все деньги, оставшиеся от продажи офицерской должности, в поисках работы обратился за помощью к своему старому благодетелю Алвизо Гримани. Казанова начинает свою «третью карьеру», уже в театре Сан-Самуэле , в качестве скрипача, «прислужника высочайшего искусства, которым восхищаются те, кто преуспел, и которого презирают посредственности». Он вспоминал: «Моё занятие не было благородным, но меня это не заботило. Называя всё предрассудками, я вскоре приобрёл все привычки моих опустившихся коллег-музыкантов» . Он и некоторые из его коллег «часто проводили… ночи, буяня в разных кварталах города, выдумывая самые скандальные розыгрыши и исполняя их… развлекались, отвязывая пришвартованные у частных домов гондолы, которые потом уносило течением». Они также посылали по ложным вызовам повивальных бабок и врачей .

Палаццо Брагадин - резиденция покровителя и приёмного отца Казановы

Фортуна вновь улыбнулась Казанове, недовольному своей участью музыканта, после того как он спас жизнь венецианскому сенатору Джованни ди Маттео Брагадину, которого хватил удар, когда он возвращался со свадебного бала в одной гондоле с Казановой. Они немедленно остановились, чтобы сделать сенатору кровопускание. Затем, уже во дворце сенатора, врач повторно сделал кровопускание и наложил на грудь больному ртутную мазь (в то время , несмотря на токсичные свойства, считалась универсальным лекарством). Это привело к возникновению сильной лихорадки , и Брагадин стал задыхаться из-за вздувшейся трахеи. Уже был призван священник, так как смерть казалась неизбежной. Однако Казанова взял инициативу в свои руки, изменив ход лечения, и приказав, вопреки протестам присутствовавшего доктора, удалить ртутную мазь с груди сенатора и обмыть её холодной водой. Сенатор оправился от болезни благодаря отдыху и здоровой пище . Поскольку в молодом возрасте Джакомо владел медицинскими знаниями, сенатор и двое его друзей решили, что такой мудрый не по годам юноша должен получить оккультные знания (все трое были каббалистами). Cенатор усыновил Казанову и стал его пожизненным покровителем .

Казанова писал в своих мемуарах:

Я принял самый похвальный, благородный и единственно естественный способ жизни. Я решил поставить себя в такое положение, при котором мне не нужно будет лишать себя предметов первой необходимости. А о том, что именно было мне необходимо, никто не мог судить лучше чем я... Никто в Венеции не мог понять, как может существовать тесная связь между мной и тремя уважаемыми людьми: они, такие возвышенные, и я, такой приземлённый, они, самые строгие в своей морали, и я, ведущий распутный образ жизни .

Последующие три года (с декабря 1745) Казанова провёл под покровительством сенатора, формально числясь его референтом. Он жил как дворянин, великолепно одевался и, что было естественным для него, проводил большую часть своего времени за азартными играми и аморальными поступками . Его патрон был чрезмерно терпимым, но предупреждал Джакомо, что в конце концов придёт расплата за такую распущенность; но тот только «подшучивал над его ужасными пророчествами, не изменяя своего образа жизни». Однако приёмному сыну сенатора всё-таки пришлось покинуть Венецию из-за ещё бо́льших скандалов. Казанова решил отомстить своему недругу, разыграв его, и для этого выкопал труп недавно похороненного человека - но жертву розыгрыша неизлечимо парализовало. В другом случае одна девица обманом обвинила его в изнасиловании и обратилась к властям . Позже Казанова был оправдан из-за отсутствия доказательств его вины, но к тому времени он уже сбежал из Венеции: ему инкриминировались воровство, богохульство и чернокнижие (январь 1749 г.).

Удалясь в Парму, Казанова завязал трёхмесячный роман с француженкой, которую он называл «Генриеттой». По-видимому, это была самая сильная любовь, которую он когда-либо испытывал: эта дама соединяла в себе красоту, ум, хорошее воспитание. По его словам «те, кто верит, что женщина не может сделать мужчину счастливым все двадцать четыре часа в сутки, никогда не знали Генриетту. Радость, наполнявшая мою душу, была значительно бо́льшей днём, когда я разговаривал с ней, нежели ночью, когда она была в моих объятьях. Будучи очень начитанной и обладая врождённым вкусом, Генриетта правильно судила обо всём» . Она так же проницательно судила и о Казанове. Известный исследователь Казановы Дж. Райвз Чайлдз писал:

Вероятно, ни одна женщина так не захватила Казанову как Генриетта; немногие женщины обладали таким глубоким пониманием его. Она проникла внутрь его внешней оболочки в самом начале их связи, сопротивляясь соблазну соединить свою судьбу с его. Она разгадала его переменчивую натуру, отсутствие благородного происхождения и ненадёжность его финансов. Перед отъездом она сунула ему в карман пятьсот луидоров - знак своей оценки Казановы .

Гран-тур

Казанова пробыл в Париже два года, большую часть времени проводя в театре и выучив французский язык. Он завязал знакомства с представителями парижской аристократии. Но вскоре его многочисленные любовные связи были замечены полицией (подобно тому, как это было почти в каждом из посещённых им городов) .

Казанова перевёл трагедию Каюзака «Зороастр » с французского на итальянский , и в феврале 1752-го года её поставили в Королевском театре Дрездена (итальянская труппа). В Дрездене он повстречался со своей матерью, братом и сестрой . С осени 1752 г. по май 1753 г. Джакомо путешествовал по Германии и Австрии. В это время он сочинил собственные комедии «Фессалийки, или Арлекин на шабаше» и «Молюккеида» (в трех актах, ныне утеряна). Последняя была сыграна в Королевском театре Дрездена 22 февраля 1753 года и хорошо принята публикой. Более строгая моральная атмосфера Вены и Праги пришлась ему не по нраву. В 1753 году он вернулся в Венецию, где возобновил свои выходки, чем нажил себе немало врагов и привлёк внимание инквизиции . Его полицейское досье превратилось в растущий список богохульств, соблазнений, драк и ссор в общественных местах . Государственный шпион Джованни Мануччи был привлечён к тому, чтобы разузнать об отношении Казановы к каббализму, его причастности к масонству и наличии запрещённых книг в его библиотеке . Сенатор Брагадин, сам будучи бывшим инквизитором, настоятельно посоветовал своему приёмному сыну немедленно уехать, чтобы избежать самых серьёзных последствий .

Тюрьма и побег

Он находился в одиночном заключении, имея при себе одежду, тюфяк, стол и кресло, в «наихудшей из всех камер» , где ужасно страдал от темноты, летнего зноя и «миллионов блох». Вскоре он был помещён к другим заключённым, и после пяти месяцев и личного прошения графа Брагадина ему выдали тёплую зимнюю постель и ежемесячное пособие на приобретение книг и хорошей еды. Во время прогулок по тюремному двору он нашёл кусок чёрного мрамора и железный прут, которые смог пронести в свою камеру. Он спрятал прут внутри кресла. Временно находясь без сокамерников, Казанова в течение двух недель затачивал этот прут на камне и превратил его в пику (эспонтон). Затем он начал долбить деревянный пол под своей кроватью, зная, что его камера находилась прямо над кабинетом Инквизитора . Казанова задумал побег во время карнавала, когда никого из служащих не должно было быть в кабинете под ним. Но всего за три дня до намеченного срока, несмотря на его протесты и заверения в том, что он был совершенно счастлив там, где находился всё это время, Казанова был переведён в бо́льшую по размерам светлую камеру с окном. Вот что он написал позднее о том, как чувствовал себя при этом: «Я сидел в креслах, словно поражённый громом, и недвижимый как статуя, понимая, что все мои труды пошли прахом, но раскаиваться мне не в чем. У меня отняли надежду, и я не мог доставить себе иного облегчения, кроме как не думать о том, что со мною станется дальше» .

Преодолев своё отчаяние, Казанова разработал новый план побега. Он подговорил помочь ему заключённого из соседней камеры, отца Бальби - священника-отступника. Пика, принесённая в новую камеру вместе с креслом, была передана священнику внутри Библии, которую пронёс в большом блюде пасты одураченный тюремщик. Отец Бальби проделал проём в потолке своей камеры, выбрался наверх и сделал дыру в потолке камеры Казановы. Для нейтрализации своего нового сокамерника-шпиона Казанова воспользовался его суевериями и тем самым принудил его к молчанию . Когда Бальби проделал отверстие в потолке его камеры, Казанова выбрался через него, оставив записку с цитатой из 117-го Псалма (по Вульгате): «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни» .

Шпион остался внутри, слишком напуганный последствиями в случае, если он будет пойман вместе с остальными. Казанова и Бальби выбрались через свинцовые плиты на крышу дворца Дожей, окутанную густым туманом. Поскольку крыша располагалась слишком высоко над ближайшим каналом, беглецы проникли в здание через слуховое окно, разломав решётку над ним и разбив его. На крыше они нашли длинную лестницу, и с помощью верёвки, которую Казанова заранее свил из простыни, спустились в комнату, пол которой находился в семи с половиной метрах под ними. Здесь они отдохнули до следующего утра, а затем переоделись, взломали замок на выходной двери, прошли мимо галерей и комнат по коридору дворца и спустились по ступеням. Внизу они убедили стража в том, что их по ошибке закрыли во дворце после окончания рабочего дня, и вышли через последнюю дверь. Было шесть часов утра 1 ноября 1756 года , когда они, взяв гондолу , уплыли на материк . В конце концов Казанова прибыл в Париж. Это случилось 5 января 1757 года , в тот самый день, когда Робер-Франсуа Дамьен совершил неудачное покушение на Людовика XV . Позже Казанова увидел и описал жестокую казнь злоумышленника .

Скептики спорят, что побег Казановы был невероятен, и что он получил свободу подкупом при помощи своего покровителя. Однако в государственных архивах сохранились некоторые подтверждения рассказу авантюриста, в том числе, сведения о ремонте потолка камер. Спустя тридцать лет Казанова написал «Историю моего побега» , получившую большую популярность и переведённую на многие языки. Описание этого события он повторил и в своих мемуарах. Характерно суждение Казановы об этом подвиге:

Так Господь готовил мне всё необходимое для побега, каковой должен был стать если не чудом, то событием, достойным удивления. Признаюсь, я горд, что бежал; но гордость моя происходит не от того, что мне удалось это сделать – здесь большая доля везения, но от того, что я счёл это осуществимым и имел мужество привести свой замысел в исполнение .

Снова в Париже

Он знал, что его пребывание в Париже может затянуться, и поэтому стал действовать сообразно обстоятельствам: «Я видел: чтоб преуспеть, должно мне поставить на кон все свои дарования, физические и духовные, свести знакомство с людьми сановными и влиятельными, всегда владеть собой, перенимать мнения тех, кому, как я увижу, надобно будет понравиться» . Казанова стал зрелым человеком, и на этот раз в Париже он был уже более расчётливым и осторожным, хотя временами всё ещё полагался на свои решительные действия и быстроту мышления. Его первой задачей было найти нового покровителя. Таковым стал его старый друг де Берни , теперь уже министр иностранных дел Франции . Де Берни посоветовал Казанове найти способы изыскания денег для государства, чтобы быстро преуспеть. Очень скоро Джакомо стал одним из распорядителей первой государственной лотереи и лучшим продавцом её билетов (первый тираж лотереи состоялся 18 апреля 1758). Это предприятие незамедлительно принесло ему существенную выгоду . Имея деньги, он стал вхожим в высший свет и завязал новые романы. Своим оккультизмом он одурачил многих знатных господ, в особенности маркизу Жанну д’Юрфе: прекрасная память позволила ему представиться знатоком нумерологии . С точки зрения Казановы «обман дурака является делом, достойным умного человека» .

Де Берни решил послать Казанову в Дюнкерк со шпионской миссией (август-сентябрь 1757). Джакомо хорошо заплатили за его недолгую работу, которая подвигла его впоследствии высказать одно из немногих замечаний против старого режима и класса, от которого зависело его собственное благополучие. Оглядываясь на прошлое, он заметил: «Все французские министры одинаковы. Они расточали деньги, добытые из чужих карманов, чтобы обогатиться самим, и власть их была безграничной: люди из низших классов считались за ничто, и неизбежными результатами этого явились долги государства и расстройство финансов. Революция была необходима» .

За долги Казанова был снова арестован и на этот раз заключён в тюрьму Форлевек , но был освобожден из неё спустя четыре дня благодаря заступничеству маркизы д’Юрфе. К несчастью Джакомо, его покровитель де Берни к тому времени был уволен Людовиком XV , и враги Казановы стали преследовать его. Стремясь отдалиться от этих неприятностей, авантюрист продал остатки своего имущества и добился своей второй отсылки со шпионскими целями в Голландию , куда и отбыл 1 декабря 1759 года .

В бегах

Однако на этот раз его миссия провалилась, и он бежал в Кёльн , а затем (весной 1760 года) в , где удача окончательно отвернулась от него. Он был вновь арестован за долги, но смог сбежать в Швейцарию . Устав от своей распутной жизни, Казанова посетил монастырь в Айнзидельне, где задумался о возможности изменить свою долю и стать скромным высокообразованным монахом. Он вернулся в гостиницу, чтобы поразмышлять о своих намерениях, но там встретил новый объект вожделения, и все его благие помыслы о монашеской жизни тотчас улетучились, уступив место привычным инстинктам . Продолжив странствия, он посетил Альбрехта фон Галлера и Вольтера (последнего дважды), затем побывал в Марселе , Генуе , Флоренции , Риме , Неаполе , Модене и Турине , затевая по пути любовные авантюры .

Возвращение в Венецию

Казанова жил в нескольких городах Италии. Он вспоминал: «В начале апреля 1770 года я задумал попытать счастья и отправиться в Ливорно , чтобы предложить свои услуги графу Алексею Орлову , командовавшему эскадрой, которая направлялась в Константинополь» . Но граф Орлов отказался от его помощи, и Джакомо уехал в Рим.

В Риме Казанова должен был подготовить своё возвращение в Венецию. Ожидая, пока его сторонники добудут для него разрешение на въезд, Казанова начал переводить на итальянский язык «Илиаду » , писать книгу «История смуты в Польше» и комедию. Его принимают в литературных академиях - Аркадианской и Accademia degli Infecondi (). В декабре 1771 года его выслали во Флоренцию , откуда он перебрался в Триест . Чтобы снискать расположение венецианских властей, Казанова занялся коммерческим шпионажем в их пользу. Однако, выждав несколько месяцев, но так и не получив разрешения на въезд, он написал напрямую инквизиторам. Наконец, долгожданное разрешение было прислано, и, разрыдавшись от волнения, Джакомо прочёл: «Мы, государственные инквизиторы, по известным нам причинам даём Джакомо Казанове свободу … наделяя его правом приезжать, уезжать, останавливаться и возвращаться, иметь связи где ему будет угодно без разрешения и помех. Такова наша воля». Казанове было позволено вернуться в Венецию в сентябре 1774 года , после восемнадцати лет изгнания .

Поначалу он был сердечно принят и стал знаменитостью. Даже инквизиторы пожелали узнать, как ему удалось сбежать из их тюрьмы. Из трёх его покровителей только Дандоло был ещё жив, и Казанова был приглашён поселиться у него. Он получал небольшое пособие от Дандоло и надеялся жить продажей своих сочинений, но этого оказалось недостаточно. И он скрепя сердце продолжил заниматься шпионажем в пользу правительства Венеции. Его доклады оплачивались сдельно и касались вопросов религии, морали и коммерции; по большей части они основывались на слухах и сплетнях, полученных от знакомых . Он был разочарован, поскольку не видел для себя заманчивых финансовых перспектив, и для него были открыты лишь немногие двери - так же, как и в прошлом.

Когда Джакомо исполнилось сорок девять, в его облике проявились черты, говорящие о годах безрассудной жизни и тысячах пройденных им миль. Оспины, ввалившиеся щёки и крючковатый нос становились всё более заметными. Его развязные манеры стали более сдержанными. Князь Шарль-Жозеф де Линь, друг Казановы (и дядя его будущего работодателя), так описал его в период около 1784 года :

Он был бы красив, когда бы не был уродлив: высок, сложен как Геркулес, лицо смуглое; в живых глазах, полных ума, всегда сквозит обида, тревога или злость, и оттого-то он кажется свирепым. Его проще разгневать, чем развеселить, он редко смеется, но любит смешить; его речи занимательны и забавны, в них есть что-то от паяца Арлекина и от Фигаро.

Оригинальный текст (фр.)

Ce serait un bien bel homme s’il n’était pas laid ; il est grand, bâti en Hercule, mais a un teint africain ; des yeux vifs, pleins d’esprit à la vérité, mais qui annoncent toujours la susceptibilité, l’inquiétude ou la rancune, lui donnent un peu l’air féroce, plus facile à être mis en colère qu’en gaieté. Il rit peu, mais il fait rire. Il a une manière de dire les choses qui tient de l’Arlequin balourd et du Figaro, ce qui le rend très plaisant .

Венеция переменилась для Казановы. Теперь у него было мало денег для азартных игр, мало сто́ящих женщин, желающих его, мало знакомых, чтобы оживлять его скучные дни. До него дошли известия о смерти матери (в Дрездене в ноябре 1776 года). Ещё более горькие чувства он испытал, когда навестил умирающую Беттину Гоцци: женщина, которая когда-то познакомила его с интимными ласками, теперь скончалась у него на руках. Его «Илиада » была издана в трёх томах ( -), но для ограниченного числа подписчиков, и принесла мало денег. Казанова затеял публичный диспут с Вольтером о религии, опубликовав «Размышления над „Похвальными письмами г-ну Вольтеру“» . Когда он спросил: «Предположим, Вам удастся разрушить суеверие. Чем Вы его замените?» - Вольтер ответил: «Как это мне нравится! Когда я освобожу человечество от свирепого чудовища, пожирающего его, неужели меня спросят о том, чем я заменю его?» С точки зрения Казановы, если Вольтер «был истинным философом, ему следовало бы хранить молчание об этом предмете… народ должен пребывать в невежестве для сохранения общего спокойствия в стране» .

Последнее пристанище Казановы в Венеции

Вынужденный возобновить свои странствия, Казанова прибыл в Париж, и в ноябре 1783 года , во время доклада, посвящённого воздухоплаванию , встретился с Бенджамином Франклином . С февраля г. по апрель г. Казанова служил секретарём Себастьяна Фоскарини, венецианского посла в Вене. Он также познакомился с Лоренцо да Понте , либреттистом Моцарта , который написал о Казанове: «этот необычный человек никогда не любил оказываться в неловком положении» . Записи Казановы свидетельствуют о том, что, возможно, он давал Да Понте советы, касающиеся либретто оперы Моцарта «Дон Жуан » .

Последние годы в Богемии

Семья

Мать Казановы, Дзанетта Мария Казанова, урождённая Фарусси (1708-1776), была актрисой. Братья Джакомо Казановы - Франческо (1727-1802 (1803?)) и Джованни Баттиста (1732-1795) стали известными деятелями искусств. Франческо был художником-пейзажистом, а Джованни Баттиста занимался портретной живописью и археологией; его книга о древнем искусстве была переведена на немецкий. Младший брат, Гаэтано Алвизо Казанова (1734-1783), был священником в Генуе. Танцовщица Дрезденского театра Мария Магдалина Казанова (1732-1800), жена придворного музыканта Петера Августа, приходилась сестрой Казанове.

Творчество

Мемуары

Одиночество и скука последних лет жизни позволили Казанове, не отвлекаясь, сосредоточиться над своими мемуарами, озаглавленными «История моей жизни» (фр. Histoire de ma vie ) -- не будь этого произведения, его известность была бы намного меньшей, если бы память о нём не исчезла совсем. Ещё в преддверии 1780 года он задумал написать свои воспоминания. В 1789 году он серьёзно приступил к этому труду, как к «единственному лекарству, чтобы не сойти с ума и не умереть с тоски». Первый черновик был закончен к июлю г., и он правил его последующие шесть лет. Он выставляет дни своего одиночества счастливым временем, записывая в своем труде: «Я не могу найти более приятного времяпрепровождения, нежели беседовать с самим собой о своих собственных занятиях, выбирая из них то, что может позабавить мою почтенную аудиторию» . Его воспоминания доходят только до лета 1774 года . Ко времени его смерти рукопись всё ещё была в работе. Его письмо, датированное 1792 годом , свидетельствует о том, что он сомневался, стоит ли публиковать её, поскольку находил историю своей жизни жалкой, и осознавал, что может нажить врагов, рассказывая правду о своих приключениях. Но всё же он решил продолжить работу, используя инициалы вместо полных имен и смягчив наиболее откровенные эпизоды. Он писал на французском вместо итальянского: «французский язык более распространён, нежели мой собственный» .

Мемуары открываются так:

Я начинаю, сообщая своему читателю, что судьба уже воздала мне по заслугам за всё то хорошее или плохое, что я совершал в течение своей жизни, и потому я вправе считать себя свободным… Вопреки возвышенным моральным началам, неотвратимо порождённым божественными принципами, укоренёнными в моём сердце, всю жизнь я оставался рабом своих чувств. Я испытывал наслаждение от того, что сбивался с пути, я постоянно жил неправильно, и единственным моим утешением было лишь то, что я осознавал свои прегрешения… Мои безрассудства суть безрассудства юности. Вы увидите, что я смеюсь над ними, и если вы доброжелательны, то позабавитесь над ними вместе со мной .

Казанова писал о цели свой книги:

Я надеюсь на дружеские чувства, уважение и благодарность моих читателей. Они будут мне благодарны, если чтение этих мемуаров станет поучительным и доставит им удовольствие. Они будут уважать меня, если, воздав мне по справедливости, найдут, что я имею более добродетелей нежели грехов; и я заслужу их дружбу как только они увидят, с какой искренностью и честностью я отдаю себя на их суд, ничего о себе не скрывая .

Он также сообщает читателям, что рассказывает далеко не обо всех своих приключениях: «Я опустил те из них, которые могли задеть людей, принимавших в них участие, так как они предстали бы не в лучшем свете. Тем не менее, найдутся такие, кто посчитает, что я порой бестактен; и я прошу прощения за это» . В последней главе текст неожиданно прерывается, намекая на неописанные события: «Через три года я встретил её в Падуе, и там возобновил знакомство с её дочерью куда более нежным образом» .

Мемуары занимают приблизительно 3 500 страниц в десяти томах (первый редактор текста Жан Лафорг разделил их на двенадцать томов) . Несмотря на то, что хронология событий временами страдает беспорядочностью и неточностью, а ряд историй - преувеличением, всё же основная канва сюжета и многие подробности подтверждаются в трудах современников. Казанова хорошо воспроизводит диалоги и подробно пишет обо всех классах общества . Казанова по большей части откровенно признаётся в своих грехах, намерениях и мотивах, он с юмором относится к своим успехам и провалам . Его признания, как правило, свободны от сожалений или раскаяния. Казанова прославляет чувственные удовольствия, особенно музыку, еду и женщин. «Я всегда любил остро приправленную пищу… Что касается женщин, я всегда находил, что та, в которую я был влюблен, хорошо пахла, и чем больше она потела, тем более сладким мне это казалось» . Он упоминает не менее чем о ста двадцати связях с женщинами и девушками, и несколько раз вскользь намекает на отношения с мужчинами . Он описывает свои дуэли и конфликты с негодяями и официальными лицами, свои заключения и побеги, интриги и махинации, муки и вздохи удовольствия. Он убедителен, когда говорит: «Я могу сказать vixi (я пожил)» .

Рукопись мемуаров хранилась у родственников Казановы, пока не была продана издательству Ф. А. Брокгауза . Впервые она была опубликована в сильно сокращённом немецком переводе в -1828 годах , а затем на французском языке в обработке Ж. Лафорга . В редакции Лафорга были значительно сокращены описания сексуальных похождений (в частности, из текста выброшены все гомосексуальные эпизоды), а также изменена политическая окраска мемуаров - из католика и убеждённого оппонента революции, каким Казанова был в действительности, он превратился в политического и религиозного вольнодумца. Во время Второй мировой войны рукопись пережила бомбардировку Лейпцига союзниками. Мемуары были переведены - с нарушением авторских прав - приблизительно на двадцать языков. Полный французский оригинал был издан лишь в 1960 году , а спустя ещё полвека Национальная библиотека Франции выкупила рукопись и начала переводить её в цифровой вид .

Другие сочинения

Джакомо Казанова является автором более двадцати сочинений, включая комедию «Молюккеида» , трёхтомную «Историю смуты в Польше» , пятитомный утопический роман «Икозамерон» - одно из самых ранних научно-фантастических произведений - а также ряда переводов, в том числе «Илиады» Гомера ( -). Интерес представляют письма авантюриста и предложенные Казановой оригинальные решения сложных геометрических задач .

Отношения с женщинами

Для Казановы и современных ему сибаритов из высшего света любовь и интимные отношения чаще всего были случайными, не обременёнными той серьёзностью, которая была свойственна романтизму XIX века . Заигрывания, любовные утехи, кратковременные связи были делом обычным для представителей благородного сословия, которые вступали в брак скорее ради полезных связей, нежели для любви.

Казанова (слева), проверяющий целостность «предохранительных колпачков» надуванием. Гравюра, иллюстрирующая мемуары Казановы (брюссельское издание 1872 г.)

Будучи многогранной и сложной, личность Казановы всё же находилась под властью чувственных страстей, как он сам повествует: «Потворствование всему, что давало наслаждение моим чувствам, всегда было главным делом моей жизни; я никогда не находил более важного занятия. Чувствуя, что я был рождён для противоположного пола, я всегда любил его и делал всё, что мог, чтобы быть любимым им» . Он упоминает, что иногда использовал «предохранительные колпачки» , предварительно проверяя их целостность надуванием, для предотвращения беременности своих любовниц.

Идеальная связь для Казановы включала в себя не только интимные отношения, но и сложные интриги, героев и злодеев, и галантное расставание. По схеме, которую он часто повторял, он находил привлекательную женщину, страдающую от грубого или ревнивого любовника (Действие первое); Казанова избавляет её от затруднения (Действие второе); она выказывает свою благодарность; он соблазняет её; завязывается недолгий бурный роман (Действие третье); чувствуя наступающее охлаждение любовного пыла или скуку, он признаётся в своей несостоятельности и устраивает замужество любовницы или сводит её с богатым мужчиной, покидая за этим сцену (Действие четвертое) . Как замечает Уильям Болито в «Двенадцати против Бога», секрет успеха Казановы у женщин «не содержал в себе ничего более эзотерического , чем [предложить] то, что требует каждая уважающая себя женщина: всё что он имел, всё чем он был, с ослепительным подарком в виде крупной денежной суммы (чтобы компенсировать отсутствие законности) вместо пожизненного содержания» .

Казанова поучает: «Нет такой честной женщины с неиспорченным сердцем, какую бы мужчина не завоевал бы наверняка, пользуясь её благодарностью. Это один из самых верных и быстрых способов» . Алкоголь и насилие не были для него пристойными средствами соблазнения . Наоборот, внимательность, небольшие любезности и услуги должны быть употреблены для смягчения женского сердца, но «мужчина, говорящей о своей любви словами, есть дурак». Вербальная коммуникация необходима - «без слов удовольствие от любви сокращается не менее чем на две трети» - но слова любви должны подразумеваться, а не напыщенно объявляться .

Взаимное согласие важно, по мнению Казановы, но он избегал лёгких побед или слишком сложных ситуаций, считая их неподходящими для своих целей . Он стремился быть идеальным спутником: остроумным, очаровательным, надёжным, любезным, - в Действии первом, прежде чем переместиться в спальню в Действии третьем. Казанова заявляет, что он не вёл себя подобно хищнику: «В мои правила никогда не входило направлять свои атаки против неискушённых или тех, чьи предрассудки скорее всего оказались бы препятствием». Однако завоёванные им женщины по большей части имели непрочное положение или были эмоционально уязвимыми .

Казанова ценил ум женщины: «В конце концов, красивая, но глупая женщина оставляет своего любовника без развлечений после того, как он физически насладился её привлекательностью». Однако его отношение к образованным женщинам было типичным для того времени: «Для женщины обучение неуместно; оно ставит под удар основные качества её пола… ни одно научное открытие не было сделано женщинами… (это) требует энергичности, которой нет у женского пола. Но в простом рассуждении и в тонкости чувств мы должны отдать должное женщинам» .

Во вступительной статье к русскому изданию мемуаров Казановы А. Ф. Строев пишет:

... "донжуанский список" Казановы может поразить воображение только очень примерного семьянина: 122 женщины за тридцать девять лет. Конечно, подобные списки у Стендаля и у Пушкина покороче, и в знаменитых романах тех лет, к которым пристало клеймо «эротические» (как, например, к увлекательнейшему "Фобласу" Луве де Кувре , 1787-1790), героинь поменьше, но так ли это много - три любовных приключения в год?

Казанова и азартные игры

Азартные игры были обычным средством досуга в общественно-политических кругах, в которых вращался Казанова. В своих мемуарах он рассуждает о многих азартных играх XVIII столетия , включая лотерею , фараон , бассет, пикет, приму, пятнадцать , вист , бириби, и о страсти к ним со стороны аристократии и духовенства . К шулерам относились с большей терпимостью, нежели в настоящее время, и они редко подвергались публичному порицанию. Большинство игроков остерегалось шулеров и их трюков. Всевозможные мошенничества были в ходу, и Казанова забавлялся ими .

Казанова играл на протяжении всей своей сознательной жизни, выигрывая и проигрывая крупные суммы денег. Его обучали профессионалы, и он был «научен тем мудрым максимам, без которых азартные игры сокрушают тех, кто в них играет». Он не всегда мог отказаться от жульничества и временами даже объединялся с профессиональными игроками для заработка. Казанова заявляет, что он был «спокоен и улыбался, когда проигрывал, и не был алчен, когда выигрывал». Однако иногда он странным образом обманывал самого себя, и тогда его поведение было неистовым, вплоть до вызовов на дуэль . Казанова признает, что ему не хватало выдержки, чтобы стать профессиональным игроком: «Я был лишён в достаточной мере благоразумия, чтобы остановиться, когда судьба была против меня, и не контролировал себя, когда выигрывал» . Ему также не нравилось слыть профессионалом: «Профессиональные игроки ничем не могут засвидетельствовать, что я был из их адской клики» . Хотя Казанова иногда расчётливо пользовался игрой в своих целях - чтобы быстро разжиться деньгами, для флирта, завязывания связей, действуя как галантный кавалер, или чтобы выставить себя аристократом перед высшим светом, - он также мог играть с маниакальной страстью и без расчёта, особенно находясь в эйфории нового любовного приключения. «Почему я играл тогда, когда я так остро предчувствовал проигрыш? Алчность заставляла меня играть. Мне нравилось тратить деньги, и мое сердце обливалось кровью, когда эти деньги не были выиграны в карты».

Репутация и авторитет Казановы

Современники считали Джакомо незаурядной личностью, высокоинтеллектуальным и любознательным человеком. Казанова был одним из выдающихся хроникёров своей эпохи. Он был истинным искателем приключений, пересекавшим Европу из конца в конец в поисках удачи, авантюристом, который для воплощения своих намерений встречался с наиболее выдающимися людьми XVIII столетия. Служитель власть имущих, и в то же время носитель новой для своего века эстетики и морали , он был членом тайных обществ и искал истину за рамками традиционных представлений. Будучи человеком религиозным, истовым католиком, он верил в молитву: «Отчаяние убивает; молитва рассеивает его; после молитвы человек верит и действует». Но так же как и в молитву, он верил в свободную волю и разум, и явно не был согласен с утверждением, что тяга к удовольствиям не пустит его в рай .

Рождённый в семье актёров, Джакомо обладал страстью к театру и театрализованной, полной импровизаций жизни. Но при всех своих талантах он нередко пускался в погоню за развлечениями и телесными наслаждениями, зачастую уклоняясь от стабильной работы и наживая себе неприятности там, где можно было преуспеть, если действовать осмотрительно. Его истинным призванием было жить, полагаясь на свою находчивость, стальные нервы, удачу, обаяние и деньги, полученные в знак благодарности или с помощью обмана .

Единственными вещами, о которых он ничего не знал, были те, в которых он считал себя знатоком: правила танца, французский язык, хороший вкус, устройство мира, правила хорошего тона. Только его комедии не смешны; только его философским сочинениям не хватает философии - все остальные наполнены ею; там всегда есть что-то веское, новое, пикантное, глубокое. Он - кладезь знаний, но цитирует Гомера и Горация до тошноты. Его ум и его остроты подобны аттической соли. Он чувственен и щедр, но огорчи его хоть чем-нибудь - и он становится неприятен, мстителен и мерзок… Он ни во что не верит, но только лишь в невероятное, будучи суеверным во всем. К счастью, у него есть честь и такт… Он любит. Он жаждет получить всё… Он горд, потому что ничего из себя не представляет… Никогда не говорите ему, что знаете историю, которую он собирается вам поведать - сделайте вид, что слышите её впервые… Никогда не забывайте засвидетельствовать ему своё почтение, иначе из-за этого пустяка вы рискуете нажить себе врага. - Charles Joseph de Ligne. Mémoires et mélanges historiques et littéraires, t. 4 . - Paris, 1828 .

Оригинальный текст (фр.)

Il n’y a que les choses qu’il prétend savoir qu’il ne sait pas: les règles de la danse, de la langue française, du goût, de l’usage du monde et du savoir-vivre. Il n’y a que ses comédies qui ne soient pas comiques; il n"y a que ses ouvrages philosophiques où il n’y ait point de philosophie: tous les autres en sont remplis ; il y a toujours du trait, du neuf, du piquant et du profond. C’est un puits de science; mais il cite si souvent Homère et Horace, que c’est de quoi en dégoûter. Sa tournure d" esprit et ses saillies sont un extrait de sel attique. Il est sensible et reconnaissant; mais pour peu qu’on lui déplaise, il est méchant, hargneux et détestable… Il ne croit à rien, excepté ce qui est le moins croyable, étant superstitieux sur tout plein d’objets. Heureusement qu’il a de l’honneur et de la délicatesse… Il aime. Il convoite tout… Il est fier, parce qu"il n"est rien et qu"il n"a rien… ne lui dites jamais qui vous savez l"histoire qu"il va vous conter; ayez l"air de l"entendre pour la premiere fois... Ne manquez pas de lui faire la révérence, car un rien vous en fera un ennemi…

Трудно представить личность, более многогранную, нежели Джакомо Казанова: юрист и клерикал, военный и скрипач, мошенник и сводник, гурман и деловой человек, дипломат и шпион, политик и врач, математик, философ и каббалист, драматург и писатель. Его творческое наследие включает более двадцати произведений, в том числе, пьесы и эссе, а также множество писем.

Казанова в культуре

Казанова прежде всего ассоциируется с представлениями о его любовных похождениях. Его имя, ставшее нарицательным, стоит в одном ряду с такими литературными персонажами как Дон Жуан или «современники» Казановы - Ловелас и Фоблас . Действительно, мемуары Казановы, отвечающие философии либертинизма , не обходят стороной сексуальную сторону его одиссеи, при этом искажая некоторые факты: так, исследования показали, что неоднократные намёки Казановы о якобы имевшем место инцесте с собственными дочерьми, являются хронологически невероятными . Однако реальная личность Казановы далеко не сводится к его эротическим эскападам, она гораздо сложнее и интереснее. В целом ряде исследований конца XX века сделана попытка нарисовать более целостный образ Казановы - образованного, умного, наблюдательного и находчивого авантюриста.

Знаменитому авантюристу посвящены романы Р. Олдингтона , пьесы А. Шницлера , М. Цветаевой , В. Коркия и А. Лаврина («Казанова: Уроки любви»), эссе С. Цвейга , Р. Вайяна , Ф. Марсо , книга Ф. Соллерса «Казанова Великолепный» (1998).

Казанова - герой оперы И. Штрауса-младшего, фильма Федерико Феллини , нескольких англоязычных телесериалов (см. Казанова) и песни Casanova in Hell из альбома Fundamental группы Pet Shop Boys (2006). Музыкальная композиция Casanova в восьми сценах для виолончели и духового оркестра, написанная нидерландским композитором Йоханом де Мейем

Имя Джакомо Казановы у большинства наших современников ассоциируется с многочисленными амурными похождениями. Между тем это не совсем соответствует действительности. Прежде всего Казанова являлся одним из самых образованных и загадочных людей своего времени.

Сын актрисы и аристократа

Известно, что Казанова появился на свет 2 апреля 1725 года в Венеции. Его настоящее имя - Джакомо Джироламо. Родителями мальчика были актеры Гаэтано Джузеппе Казанова и Дзанетта Фарусси. Но по одной из версий, отцом Джакомо являлся возлюбленный его матери - венецианский патриций Микеле Гримани.

Воспитывала ребенка бабушка по матери - Марция Фарусси. Мальчик оказался способным к наукам и к шестнадцати годам уже окончил Падуанский университет, причем с двумя докторскими степенями - по богословию и праву. После этого юноша отправился в путешествие: сначала на греческий остров Корфу, а затем в Константинополь.

Мастер на все руки

Не имея особых средств, Казанова подвизался на самых разнообразных поприщах. В Британской энциклопедии о нем говорится: «Проповедник, писатель, воин, шпион и дипломат». Занимался он и математикой, историей, финансами, музыкой, служил библиотекарем у графа Вальдштейна в чешском замке Дукс и даже состоял в масонском ордене.

Джакомо объехал всю Европу. Он побывал во Франции, Голландии, Испании, Австрии, России, Швейцарии, Пруссии, Польше. При этом среди его знакомых были самые выдающиеся люди того времени - Руссо, Вольтер, Моцарт, Сен-Жермен. Он общался с монархами, министрами, кардиналами и даже папой Римским.

Из рук папы Климента XIII наш герой получил орден Золотой шпоры – за заслуги в области дипломатии. В то же время венецианские инквизиторы приговорили Казанову к пяти годам заключения в тюрьме Пьомби за то, что он якобы занимался чернокнижием. Джакомо стал первым, кто сумел оттуда сбежать, да еще вместе с заключенным из соседней камеры!

Во Франции Казанова находился на службе у короля Людовика XV. Одной из порученных ему миссий стала тайная инспекция военно-морского флота. Он также проводил переговоры с голландскими банкирами по поручению министерства финансов. В Испании он содействовал реализации плана заселения Сьерра-Морены швейцарскими и баварскими крестьянами. Российской императрице Екатерине II предлагал провести аграрную реформу, колонизировать Поволжье и Сибирь, разводить под Саратовом шелковичных червей…

Тем не менее его главная цель - занять высокое положение при одном из европейских дворов – так и не была достигнута. Все его прожекты давали лишь временный результат, а потом приходилось искать что-то новое. Не раз Казанова пробовал организовывать собственные предприятия – но каждый раз прогорал. Правда, знать принимала его как равного. Никто и не догадывался, что «шевалье де Сенгальт» или «граф Яков Касанова де Фарусси» на самом деле был внуком венецианского башмачника.

Кстати, Казанова был довольно плодовитым автором. Помимо двенадцатитомной автобиографии «История моей жизни» его перу принадлежат фантастический роман «Икозамерон», книга «История смуты в Польше» и другие художественные произведения. Он также перевел на итальянский «Илиаду» Гомера и написал ряд математических трактатов.

Рыцарь любви

Хотя любовных похождений в жизни Казановы и впрямь было немало, его все же нельзя назвать стопроцентным донжуаном. В своих мемуарах великий авантюрист упоминает только 144 дамы, с которыми он имел связь. Правда, в одном из писем Джакомо признается, что на самом деле женщин у него было примерно в три раза больше, чем описано в автобиографии.

Ну пусть даже их было около пятисот. Если учесть, что описываемый период сексуальных похождений охватывает приблизительно сорок пять лет, то получается, что в среднем Казанова крутил за год одиннадцать романов. Число, конечно, внушительное, но не астрономическое.

Стоит добавить, что Казанова поступал с женщинами довольно благородно, всегда был щедр к ним, стараясь выполнять любые прихоти очередной возлюбленной. Он мог пожертвовать ради дамы сердца важными делами, и в любви старался не столько брать, сколько отдавать. К тому же вы не найдете в его воспоминаниях дурных отзывов ни об одной из женщин. Хотя поводы были: любовницы нередко стремились использовать Джакомо в своих интересах или даже обобрать до нитки.

Существует легенда, что женщины, которые приходят взглянуть на могилу Казановы на тихом кладбище в чешском Духцове, непременно цепляются подолом одежды за установленный там железный крест. Похоже, великий авантюрист и после смерти поддерживает свою репутацию.

  • Джованни Джакомо Казанова, шевалье де Сенгальт родился 2 апреля 1725 года в Венеции.
  • Родителями Казановы были актеры, оба якобы принадлежавшие к дворянскому роду Палафоксов.
  • Начальное образование Джакомо получает в школе в Падуе.
  • 1734 – 1739 годы – Казанова изучает право в Падуанском университете.
  • В молодости Казанова водит тесную дружбу с аббатом Берни, графом Лионским, послом Франции в Венецианской республике.
  • 1742 год – Джакомо Казанова получает степень доктора юриспруденции.
  • Этот же год – Казанова поступает в духовную семинарию Святого Киприана. Он готовится принять духовный сан, но за многочисленные любовные приключения и интриги исключен из семинарии.
  • Конец марта – конец июля 1743 года – из-за собственных интриг Казанова заключен в форт Сан-Андреа.
  • Несколько лет Казанова проводит в путешествиях. Он посещает Неаполь, Рим, Париж, Константинополь.
  • 1746 год – по возвращении в Венецию Джакомо становится придворным скрипачом у сенатора Брагадино.
  • 1753 год – путешественник посещает Дрезден, Прагу и Вену, после чего возвращается в Венецию.
  • 1756 год – после одной из любовных интриг Казанова заключен в тюрьму за обман и богохульство.
  • 1756 год – побег из тюрьмы; Казанова уезжает из Венеции.
  • 1757 год – Берни получает пост министра иностранных дел Франции и приглашает Джакомо в Париж. Здесь Берни тепло принимает старого друга, а Казанова соглашается выполнить для него ряд «секретных поручений».
  • Постепенно, благодаря Берни, Казанова вовлечен в секретную дипломатическую деятельность Франции. Он становится светским львом, помимо шпионажа занимается также спекуляциями и магией. Его назначают директором французской лотереи.
  • 1758 год – Казанова по поручению французского правительства отправляется с секретным заданием в Голландию.
  • Этот же год – Джакомо сворачивает свою шпионскую деятельность, так как на пост министра иностранных дел приходит герцог де Шуазель. Он покидает Париж и снова странствует по Европе.
  • 1759 год – возвращение в Париж, где, спустя несколько месяцев после возвращения, Казанова за долги посажен в Форт-л’Эвек. Под арестом авантюрист проводит два дня, после чего тут же снова с секретной миссией едет в Голландию.
  • 1760 год – Германия. Казанова посещает Кельн, Штутгарт. В Германии путешественника постоянно преследуют кредиторы, и даже один раз арестовывают. Через Швейцарию он бежит в Париж.
  • 1761 год – Джакомо Казанова представляет Португалию на Аугсбургском конгрессе.
  • 1763 год – посещение Лондона, откуда приходится бежать из-за долгов.
  • 1764 год – снова Германия. В Берлине Казанова удостаивается аудиенции короля Фридриха Великого. Путешественник имеет возможность остаться в Германии на военную службу (стать начальником кадетского корпуса), но отклоняет это предложение, предпочитая скитаться и переживать множество разнообразных приключений и любовных интриг.
  • 1765 год – Россия. Казанова посещает Петербург, Москву; он представлен Екатерине II . Проведя в России около года, уезжает в Варшаву.
  • 1766 год – из Варшавы в Германию авантюрист бежит из-за конфликта с графом Барницким, приведшим к дуэли.
  • Джакомо снова скитается по Европе: Австрия, Германия, Франция, Испания, Италия… Везде он занимается мелкой шпионской деятельностью и переживает огромное количество любовных приключений.
  • 1768 год – в Испании Казанове удается дважды побывать в тюрьме. В первый раз авантюрист заключен в мадридскую тюрьму Буэн-Ретиро за незаконное хранение оружия, во второй раз – в Барселоне, за интригу с любовницей губернатора. В Мадриде его заключение длилось два дня, в Барселоне – чуть более месяца.
  • 1769 год – Казанова пишет «Опровержение».
  • 1770 год – Италия. Снова дружба с Берни, ставшим к тому времени кардиналом.
  • 1775 год – Казанова получает разрешение вернуться в Венецию, которым тут же пользуется. На родине знаменитый авантюрист становится тайным агентом инквизиционного трибунала, одновременно занимает должность директора театра.
  • 1782 год – Казанове приходится оставить службу и снова бежать из Венеции. Это происходит после публикации его памфлета «Ни любви, не женщин». Кроме того, очередным своим романом он оскорбляет дворянина Гримальди. Джакомо едет в Австрию, потом в Чехию.
  • 1783 год – Казанова в последний раз посещает Венецию и проводит на родине несколько недель.
  • 1784 год – в Вене Казанова служит секретарем у посла Венецианской республики. Знакомство и дружба с графом Вальдштейном.
  • 1785 год – граф Вальдштейн предлагает Казанове должность библиотекаря в своем поместье Гут-Дукс, расположенном в Богемии. Казанова соглашается. В Гут-Дуксе он не только служит библиотекарем, но и совместно с хозяином замка занимается магией и алхимией.
  • Примерно 1790 год – Казанова принимается за написание своих «Мемуаров».
  • 4 июля 1798 года – Джованни Джакомо Казанова умирает в Богемии.

Джакомо Казанова был небедным человеком

В истории развития человечества есть имена, которые стали нарицательными, каковым является и имя . Когда кого-то из мужчин называют этим именем, то сразу становится понятно, что этот человек в буквальном смысле слова настоящий волокита, который не пропускает «ни одной юбки».

Именно таким и был Джованни Джакомо Казанова, родившийся в солнечной Венеции 2 апреля 1725 года. Мальчик был отпрыском артистки, которая будучи замужем за коллегой по ремеслу, согрешила и родила ребенка от директора театра, в котором выступала. Спустя год она постаралась избавиться от дитя и отдала его на воспитание бабушке. А сама вновь стала кочевать по чужим постелям – что же, видимо маленькому Казанове досталась не лучшая генетика по материнской линии и сказалась на всей его дальнейшей судьбе.

От родителей ему досталась любовь к театру, искусству, в котором он хорошо разбирался, став взрослым. Но вернемся к детству и отрочеству юного отпрыска артистов. Будучи еще маленьким, одиннадцати лет отроду, он уже познал, что такое половое влечение и совершенно серьезно собрался жениться на юной барышне, которая была старше его всего лишь на два года. Конечно, браку не суждено было состояться, ведь подросток учился в школе в Падуе и здесь же поступил в университет, где изучал право.

Молодость прошла в веселье и дружбе с такими людьми как граф Лионский и аббат Берни. В это же время на его пути встречается куртизанка, которая и сумела сделать из Казановы великолепного любовника. Она дала ему понять, что, только сумев удовлетворить женщину, он может позволить удовлетвориться сам. Обучив его всем возможным приемам, способным возбудить женщину и довести ее до оргазма. Ее заслуга и в том, что Джакомо Казанова всю жизнь пользовался сексуальными игрушками, так у него был прообраз современного фаллоимитатора, изготовленного из дерева и обтянутого кожей. Любовь к подсматриванию за чужими половыми актами и к анальному сексу пришла уже позже.

Казанова и духовная семинария

Но вот Казанове 17 лет и он становится доктором юриспруденции, после чего решает поступить в духовную семинарию. Но не тут-то было! Ее окончить Казанова не смог, обуреваемый похотью, он проявлял непомерный интерес к женскому полу и на роль священника никак не подходил. Тем более что он был замечен и в гомосексуальных связях с одним из семинаристов. За многочисленные любовные похождения он был просто исключен из семинарии, а годом позже умудрился попасть в форт Сан-Андреа, но в этом были виноваты его собственные интриги.

Слухи о его таланте любовника довольно быстро распространялись, и молодые и не очень юные женщины изо всех сил пытались заполучить Казанову. Да и он никому не отказывал, пользуясь не только их постелью, но и щедростью – он никогда не брезговал любыми подарками из щедрой женской ручки – будь то золотые монеты или украшения с брильянтами. Правда одно из любовных похождений заканчивается печально – его изгоняют из Венеции.

Как бы сложилась его жизнь, если бы не эти обстоятельства – неизвестно, но будучи изгнанным из Венеции, Казанова отправился в путешествие, сначала по Италии, а потом уже и по Европе, где он успел побывать в Париже. Спустя несколько лет ему была дарована милость, вернутся в родной город и вот уже познавший любовь женщин и обласканный вниманием сенатора Брагадино, Казанова в 1746 году начинает музицировать, и становится скрипачом в доме сенатора и, конечно, успешно соблазняет женщин.

Неодолимая тяга к путешествиям и приключениям не дает покоя молодому и полному сил мужчине, и он в 28 лет вновь отправляется в Европу, на этот раз в Вену, Дрезден и Прагу. Но непоседа Казанова всегда стремился в родной город и его путь опять лежит в Венецию. Как видно Казанове не очень-то хорошо запомнились законы Венеции, потому, что вскоре он вновь попадает в тюрьму, обвиняемый в богохульстве и махинациях. И в том же 1756 году ему удается бежать из тюрьмы и инкогнито уехать из Венеции.

Казанова – французский тайный агент

Портрет Джакомо Казанова

На ту пору его друг юности аббат Берни получает довольно значимый пост – министр иностранных дел Франции. Вспомнив о своей дружбе с Казановой, он приглашает его в Париж всего лишь с одной целью – сделать из последнего тайного агента. Что ж, план Берни удался и постепенно Джакомо Казанова становится одним из тех людей, кто активно вовлечен в дипломатическую деятельность, тем более что все двери женских спален для него были открыты, и он был вхож в любой из домов, настолько была сильна его слава первоклассного любовника.

Авантюрист Казанова даже сумел побывать на должности директора французской лотереи и открыть собственную мануфактуру. Казалось бы, все шло хорошо, он ведет светскую жизнь, занимается спекуляциями, имеет достаточно средств, но через два года все внезапно оканчивается в тот момент, когда Берни теряет пост министра и его место занимает герцог де Шуазель.

Вновь путешествия по Европе, неопределенность, случайные деньги, судьба перешла в стадию темной полосы, которая не закончилась и после возвращения в Париж. На этот раз в 1759 году он отправлен уже во французскую тюрьму Форт-л’Эвек. В Париже он наделал долгов, а, как известно, от них не всегда можно убежать. Это был бы не Казанова, если бы через два дня ему не удалось бы выйти из тюрьмы, но какой ценой? Секретная миссия в Голландии, вот на что он согласился ради свободы.

Годом позже он уже отправляется в Германию, где успевает побывать в Кельне и Штутгарте, но и здесь ему нет покоя от кредиторов, они преследуют его по пятам, однако ловкому авантюристу все-таки удается улизнуть от них и через Швейцарию добраться до Парижа. Через год он вновь в светском обществе и политике, о чем говорит тот факт, что на Аугсбургском конгрессе он представлял Португалию.

Казанова любил не только женщин, но и красивую жизнь, и долги преследовали его повсюду, даже когда он был в Лондоне, из которого по этой причине ему пришлось бежать. Здесь же была очередная, одна из самых ярких любовных историй Казановы и куртизанки Шайпийон. Закончилась она весьма плачевно – полным отсутствием денег и бегством.
И вот снова посещение Германии, где в Берлине он был представлен королю Фридриху Великому. Король предлагает ему поступить на военную службу и принять в командование кадетский корпус, но Казанове совсем не хочется быть привязанным к одному месту, поэтому он предпочитает отказаться от места. Скука, скука… Она снова гонит его в дорогу, и он вновь собирается в путь.

Казанова в России

И вот в 1765 году Казанова решил побывать в России и увидеть Москву и Петербург. Здесь его представляют царствующей в то время ЕкатеринеII. Царица не разделила общего восторга дам от знакомства с интриганом, он ей не понравился, а потому и должности при дворе ему не удалось получить.

В России тоже не обошлось без любовного приключения, коим для него стало приобретение крестьянки за 100 рублей. Увидел он ее, когда однажды прогуливался с новым приятелем офицером Степаном Зиновьевым по Екатерингофу. Красота девушки поразила и заставила преследовать беглянку до самого дома, где она и успела спрятаться. Крепостное право позволяло купить девушку, о чем венецианец и договорился с ее отцом.

Нюра, или как ее назвал в своих мемуарах Казанова, Заира, была на редкость смышленой и уже через три месяца общения, достаточно неплохо говорила по-итальянски и ко всему прочему обучилась всем приемам любви. Он одел ее в самые модные платья, обучил манерам, сделал из нее вполне благовоспитанную девицу. Был у Заиры и недостаток – она была жутко ревнивой особой и однажды чуть не убила итальянца, запустив в него бутылкой.

Время пролетело незаметно и вечного странника Казанову потянуло к переменам, но он не мог вот так просто, взять и вернуть совершено измененную им девушку обратно родителям в крестьянскую избу. Тогда он решает устроить ее дальнейшую судьбу и «пристраивает» ее к архитектору Ринальди, 70-ти летнему старику, который вскоре скончался, оставив все свое состояние Заире.

Казанова в Европе

Казанова любил многих женщин, но не подолгу. Секс-спорт 🙂

А Казанова вновь собрался в путешествие на этот раз в Польшу. В Варшаве он обласкан королем и вращается в высшем обществе, однако его близость к театральному миру сыграла с ним злую шутку – возник конфликт с графом Бернадцким из-за актрисы, закончившийся дуэлью и бегством Казановы из страны.

Казанова опять в странствиях по европейским государствам, которые меняются одно за другим – новые люди, новые места, любовницы. Где бы он ни появлялся, его деятельность так или иначе была связана со шпионажем, благо он был вхож в высшие круги всех государств. Во время этого путешествия, будучи в Испании он дважды был посажен в тюрьму, но как обычно, он там долго не задерживался.

В 1770 году его друг Берни стал кардиналом, их дружба возобновилась и конечно Казанова возвращается в Италию, но разрешение вернуться в Венецию он получает лишь спустя пять лет.

Прибыв в Венецию, он становится агентом и на этот раз не правительства, а инквизиции, получив попутно и должность директора театра. Антонио Пратолини – таково было его имя в доносах для инквизиции.

Неугомонный Казанова опять не смог удержаться на одном месте, а литературная деятельность, публикация памфлета «Ни любви, ни женщин» стала причиной его нового бегства из Венеции, помимо очередного романа. Высмеяв верхушку венецианского общества в памфлете, он тем самым приговорил себя на изгнание. На этот раз он решает поехать в Австрию и Чехию.

Чопорность австрийского двора и его дам, непомерно гордившихся своей девственностью, была непонятна и смешна для распутника, впрочем, как и для любого итальянца. Здесь ему совсем не понравилось, тем не менее, делать нечего – жить где-то надо было.

Спустя год он вновь возвращается в свой любимый город, постоянно его отторгавший, как инородное тело. Это был последний визит в Венецию, после которого он отправляется в Вену, приняв пост секретаря посла, и там знакомится с графом Вальдштейном. Завязавшаяся между ними дружба приводит к тому, что граф предлагает Казанове уехать в свое поместье, на что тот соглашается.

Граф Вальдштейн увлекался алхимией и магией, а потому Казанова не только работает у него библиотекарем, но и с присущим ему любопытством принимает участие в опытах графа.

Это было последнее путешествие, которое совершил Казанова. К тому времени, когда он отправился жить в поместье графа, он уже не был интересен дамам – постаревший и растративший всю свою сексуальную энергию он мог претендовать на связь разве что с какой – нибудь простой дамой, преклонного возраста.

Старость Казановы

Удивительно, что при такой бурной жизни Джакомо Казанова умер своей смертью, не на дуэли и не в тюрьме

Джакомо Казанова прожил довольно долгую жизнь, и всегда писал свои мемуары, но начиная с того возраста, когда ему исполнилось 49, рассказы о любовных приключениях исчезают. Видимо к этому возрасту, он уже не был способен удовлетворить ни одной женщины. Ему приписывают сотни любовных приключений, на самом деле он никогда не задавался целью их считать. Хороший знаток женской психологии и мастер флирта, он ценил возможность вскружить женщине голову, игра соблазнения доставляла не меньшее удовольствие, чем близость. Его успех объясняется и тем, что каждой женщине он дарил пусть маленький, но кусочек любви, а не только секс, и его мемуары пронизаны легкой грустью расставаний, и нежностью к каждой из них. Но помимо любовных приключений в мемуарах много описаний жизненных ситуаций и тех людей, с кем ему доводилось быть знакомым, среди которых как простые смертные, так и правящие в то время монархи.

Будучи образованным и разносторонним человеком, Казанова за свою жизнь написал несколько литературных произведений, это и «Истории смуты в Польше», и роман «Икозамерон», комедия «Молюккеида», перевод «Илиады» Гомера и ряд других переводов французских романов и собственных сочинений. Произведения Казановы издавались часто, но их постоянно видоизменяли, то избавляясь от разных отрывков, то меняя их смысл, а подлинные мемуары были изданы только в 60-е годы прошлого столетия.

Умер он тут же, в поместье графа Вальдштейна в возрасте 73 лет, (4 июля 1798г). Старый, больной и одинокий старик, оставивший свой неизгладимый след в истории человечества, как самый талантливый обольститель, непревзойденный любовник, писатель, авантюрист и философ, шпион и масон, шулер и дуэлянт, человек неуемных страстей и острого ума.