Змея символизирует. Значение сна в зависимости от пола сновидца

В наше время становится все более и более популярным такое явление, как татуировки. Мужчины и женщины различных возрастов в погоне за трендом украшают свое тело различными характерными им рисунками. Если раньше татуировки были весьма примитивны и были лишь уделом лиц находящихся в местах лишения свободы, то теперь технологии их нанесения достигли очень высокого уровня и татуировка стала неотъемлемым атрибутом молодежи.

Процедура является довольно недорогой, учитывая, что она делается раз и навсегда и при этом помогает человеку обозначить свою индивидуальность. Некоторые татуировки, вернее изображения подходят как парням, так и девушкам, одним из них является змея.

Общее значение

Самое стандартное значение: символ смерти и одновременно новой жизни то есть перерождения, ибо зачастую змею изображают когда она заглатывает хвост и формирует кольцо .

Второе значение - это символ злости, подлости, изощренности, владелец может подчеркнуть с помощью татуировки змеи то что эти качества характерны для него и он не видит в этом ничего плохого.

У парней

Мужчины набивают себе именно это пресмыкающиеся из самых разных побуждений (кто-то ассоциирует себя с ним, или же это его любимое животное). Татуировка змея у мужчины означает:

  • одно из самых первых, значение: ум, душевное равновесие;
  • второе значение — бесстрашность, храбрость;
  • третье значение – сила;
  • добро;
  • искушение;
  • власть.

Чтобы показать такую черту, как ум, змею рисуют в спокойном уравновешенном состоянии, по ее морде, если присмотреться, можно сказать что она задумалась, также она должна быть очень спокойна что, в свою очередь, покажет спокойный характер владельца татуировки.

Змея искусителя рисуют обхватывающим всем телом яблоко и с очень хитрой мордой, что является отсылкой к змее из библии, а именно к Адаму и Еве .

Тату змеи значение которого власть, очень часто можно встретить именно такое трактование, так как изображение выглядит красивее, властного змея изображают либо облегающего своим телом корону или же на боевом мече. В целом мужчина с помощью рептилии может подчеркнуть свою черту характера или же зону тела.

У девушек

Девушки выбирают именно изображение змеи примерно с такой же периодичностью, что и мужчины, так как она как нельзя лучше описывает, у девушек: ловкость, коварство, хитрость, преданность в браке, ум и множество других качеств. Змеиную ловкость изобразить мастеру довольно просто, ему достаточно всего лишь показать тонкую извилистую рептилию, скрученную в аккуратную спираль.

Ловкость тут является не только физическим качеством тела девушек, но и умением нестандартно мыслить, выкручиваться из самых сложных ситуаций, находить выход там, где кажется что его нет. Преданность в браке очень часто делают пару на различные годовщины, зачастую, пресмыкающихся набивают оба партнера.

Рисунки выглядят зачастую так: две змеи переплетаются делая очень сильный узел (крепкий, как отношения пары), второй вариант это также змея, которая, облетает сердце означает то что партнер покорил сердце девушки. В целом змея на теле женщины не должна быть больших размеров, для того чтобы делать девушку максимально сексуальной.

Значение на зоне

На зоне владельцами рептилии на теле становятся воры в законе. Самое философское значение на зоне - это вечный замкнутый круг, то есть, как уже упоминалось начало и конец. Люди на зоне часто набивают Уголовный кодекс, который, раздирает мечем или кинжалом вокруг которого обвивается змей, такой символ делают зеки для того что бы показать свою ненависть к полицейским, прокурорам и последующую месть выше представлен персонам.

Месть одно из главных значений на зоне, ибо такие качества, как злопамятность, месть, злость желание наказать того кто сделал тебе плохо характерны заключенным .

Змея обвивающая различного рода артефакты может показать чин зека и то кем он был на зоне (например, змей в короне). На зоне большое количество людей делают себе данную процедуру, при том, что большинство даже не знаю значения.

В целом теперь вы знаете, что означает змея (тату) на теле мужчины, женщины и на зоне, а также то, как изобразить змею, что б она значила и подчеркивала именно ту черту характера — которая присуща именно вам.

Змея является символом мудрости, поэтому во сне с ее участием нужно искать важные подсказки. Лучше всего заглянуть в сонник, чтобы правильно расшифровать тайные послания ночных грез. Если человеку приснилась змея, возможно, наяву ему угрожает опасность.

Приснилась змея: к чему и что это значит?

Практически в каждом современном соннике змеям уделяется немало внимания. Например, в работе Миллера отмечается, что существо предвещает сновидцу столкновение со злостью и агрессией от окружающих. Если змея ползает по телу спящего, значит, он вскоре узнает о сплетнях в свой адрес, которые распространяет дорогой и любимый человек. «Гостья» сна укусила мужчину или женщину? Стоит ожидать наяву проблемы на работе. Вероятнее всего, это будет информация о снижении зарплаты или неприятный стрессовый разговор с руководством.

В соннике Ванги змея оказывается предвестником выяснений отношений с неприятелями. Если раньше между людьми была лишь скрытая неприязнь, то теперь она перерастет в самую настоящую масштабную войну. Избежать ее удастся только полным игнором недоброжелателей, выдержать который не так-то просто. Существо спокойно вползает в дом через дверь? Опасность будет идти от гостей. Именно они могут стать причиной конфликтов в семье.

В Восточном соннике змея символизирует защиту Всевышнего. Если она появилась во сне человека, значит, ему не о чем волноваться. Сила Аллаха будет оберегать его дом от любых бед и несчастий.

В работе Фрейда поясняется, что рептилии являются символом власти. Если такое существо спящий держал на руках – его ожидает повышение. Возможно, он даже станет начальником и значительно улучшит свое финансовое положение.

Во сне увидеть много змей

Пришлось увидеть во сне много змей? Это не самый хороший знак. Пресмыкающиеся в большом количестве указывают на то, что в реальности у человека появилось много врагов или просто людей, которые негативно к нему относятся. Если сон с таким сюжетом видит представительница прекрасного пола, ей придется оказаться в обществе, которое состоит из лицемерных, агрессивных и злых людей. Например, на новом рабочем месте.

Самым негативным вариантом сюжета с большим количеством змей можно считать тот, в котором змеи клубятся у ног спящего. Это подсказка, что неприятности можно ожидать даже от родных и близких людей. В ближайшее время человек может получить болезненный удар в спину от любимого, друга или родственника.

Сразу много змей вползает в дом? Нужно разобраться, кто из окружающих хочет навредить сновидцу и предотвратить неприятности.

Большая, маленькая змея

Очень большая змея, которую не боится спящий, является предвестником какого-то рискового дела, обещающего крупный выигрыш. Если человек решится на риск, он действительно сорвет огромный куш. Этот же сюжет указывает на необходимость срочно сделать ответственный выбор или взять на себя чужую ответственность.

Нехорошо, если во сне крупное пресмыкающееся сдавливает шею мужчины или женщины. Это знак, что человеку придется пережить смерть кого-то из близких родственников. Горестное событие может довести сновидца даже до депрессии. Кроме того, ему придется потратить немало душевных сил на моральную поддержку умирающего.

Очень крупный питон, удав и другие змеи, способные задушить, подсказывают, что сновидцу нужно остерегаться падений и любых других травм, в результате которых возможен серьезный перелом. Лучше на время отказаться от активных занятий спортом и быть аккуратным при ходьбе.

Мелкие змейки предвещают человеку незначительные неприятности и мелкие конфликты. Если они находятся на дереве, значит, проблемы будут идти от людей, которых раньше сновидец считал близкими приятелями. В любом случае все негативное быстро исчезнет из его жизни, не оставив в ней значимого следа.

Значение сна в зависимости от цвета рептилии

Разбираясь, к чему снится змея, очень важно обратить внимание на цвет увиденной рептилии:

  • Черное пресмыкающееся подсказывает, что от принятого спящим в ближайшее время решения будет зависеть, как сложится его дальнейшая жизнь, и какие перспективы перед ним откроются.
  • Белая змея оказывается предвестником болезни. Если она расположилась на теле человека, это поможет понять, на состояние каких органов нужно обратить внимание в первую очередь. Белоснежная рептилия обвивается вокруг шеи? Проверить следует артериальное давление и органы дыхания.
  • Желтая рептилия всегда символизирует предательство. Если во сне она нападает на сновидца, то ему придется отстаивать собственную точку зрения силой. Укус такого существа зачастую оказывается предвестником измены второй половинки.
  • Зеленая змея считается символом соблазна. Если человек поддастся ему наяву, то в дальнейшем будет сильно сожалеть.

Поймать, убить, убегать

Сон, в котором мужчине или женщине удается поймать рептилию, обычно снится накануне важного знакомства. Одиноким людям он обещает масштабные перемены в любовной сфере. Не нужно бояться знакомиться с интересными людьми даже при самых странных и непривычных обстоятельствах.

Пришлось убить змею в собственной постели? Вскоре мужчине или женщине будет предложено долгожданное повышение. Прежде чем согласиться на него, необходимо тщательно проанализировать предложение и понять, удастся ли справиться с новыми обязанностями.

Побег от пресмыкающегося во сне символизирует желание махнуть рукой на серьезные проблемы наяву. Делать этого не стоит. Нужно обязательно уделить время их решению, иначе неприятности будут лишь копиться, а ситуация - усугубляться.

Нападение, укус змеи во сне

Случается, что во сне змея нападает на человека и пытается задушить. Это явная подсказка, что пора заняться своим здоровьем. Если спящий не проигнорирует такой знак, то ему удастся вовремя обнаружить опасный недуг и быстро с ним справиться.

Рептилия пытается догнать сновидца в ночных грезах? Наяву его ждет увеличение нагрузки на рабочем месте. Чтобы справиться со всеми заданиями от начальства, придется буквально ночевать в офисе. Зато труды будут щедро оплачены.

Укусила змея во сне? Нужно постараться вспомнить – куда именно. Если в ладонь, значит, не удастся избежать давно назревающего конфликта с коллегами. Он сильно испортит настроение сновидца, и надолго отобьет желание ходить на работу. Укус в палец подсказывает, что враги нацелены лишить человека материального достатка, помешать ему, подняться по карьерной лестнице.

Рептилия укусила за голову? Мужчина или женщина находится на грани нервного срыва. Человек нуждается во внимании и поддержке близких людей или и вовсе в помощи психолога.

Ядовитая рептилия

Ядовитая змея из сна подсказывает, что со злостью и «ядом» окружающих человеку придется столкнуться в реальной жизни. Интриги, неприятные разговоры, насмешки и предательства ожидают спящего не только дома или на работе. Ему нужно набраться сил и пережить несчастливый период.

Укус ядовитой змеи сулит значительный урон репутации сновидца. Даже безобидное не вовремя сказанное им лишнее слово может спровоцировать череду грязных сплетен и обсуждений.

Клубок змей

Клубок рептилий символизирует компанию завистливых недобрых людей, которые скрывают свои истинные мысли и намерения за маской. Вскоре в их обществе невольно придется оказаться и спящему человеку. Если таким «клубком» окажется коллектив на новой работе, то лучше сразу подумать о ее смене.

Пресмыкающиеся жалят друг друга? Сновидец будет наблюдать со стороны за чужими интригами. Его будут активно пытаться втянуть в эти склоки. Главное, не поддаваться и оставаться лишь сторонним наблюдателем.

Клубок змей оказался в доме мужчины или женщины? Вскоре придется принять у себя в гостях родственников, отношения с которыми не складываются. Нужно постараться организовать встречу максимально дружелюбно. Это будет первым шагом к примирению.

Рептилия в воде

Если змеи были в воде, нужно постараться вспомнить свои ощущения после такого сновидения. На душе приятно и спокойно? Со всеми возникающими проблемами человек легко справиться самостоятельно. Это касается и непростых трагических на первый взгляд перемен.

Сам спящий находится в водоеме с большим количеством плавающих рептилий? Он казался в ситуации, которая требует немедленного решения. Не стоит стесняться обращаться за помощью и советом к близким людям.

К чему снится мертвая змея?

Сны с мертвыми пресмыкающимися обычно оказываются хорошим знаком, который подсказывают, что одержана победа над врагами, все неприятности и препятствия остались позади.

Если труп гадюки вдруг оживает и пытается ужалить сновидца, стоит ждать конфликта с близким другом. Выяснения отношений будут длительными и неспокойными.

Значение сна в зависимости от пола сновидца

Нередко значение сна зависит и от пола спящего. Для женщины мертвая змея оказывается подсказкой, что соперница устранена, и можно насладиться счастьем с любимым. Мужчине она обещает самоустранение конкурентов в бизнесе.

Очень большую рептилию яркого цвета видит спящая особа? Ей придется столкнуться с недоброжелательно настроенной барышней, которая ее за что-то невзлюбила. Мужчине же такие пресмыкающиеся снятся к соблазнам эротического характера.

Две длинные переплетенные змеи обещают девушке длительный период плохого настроения. Сновидица будет чувствовать себя обессиленной и морально опустошенной после каких-то неприятных жизненных событий. Мужчине они сулят внутренние переживания и сомнения.

Змея по фен-шуй, олицетворяет мудрость и силу, энергичность и смелость, знания и необыкновенную интуицию, так же она является символом обновления (и на энергетическом на физическом уровнях) и женской привлекательности. Вообще, змея символ невероятно многогранный и достаточно сложный, именно поэтому, давайте разбираться.

Где и какой талисман Змеи разместить.

Конечно фигурки и статуэтки Змеи, самые энергетичные и сильные, для оздоровления пространства. Но возможны и изображения, например: картины или вышивки. Фигурки Змеи же можно располагать в квартире или офисе из дерева или из камня, из стекла или металла и др.
1) Основным сектором, нахождения талисмана Змеи, это конечно сектор мудрости (северо-восток вашей квартиры). Здесь фигурки будут не только улучшать энергетику пространства, но и помогать вам в учебе, а так же улучшать ваши способности, интуицию.
2) В северо-западном секторе (зоне учителей и помощников), символ змеи, активно будет опять же помогать в учебе, а так же поможет в приобретении таких качеств характера, как строгость, властность, уверенность в себе, и конечно в способности принимать решения и брать ответственность на себя. Здесь разместите статуэтку или фигурку Змеи из металла или камня.
3) Размещенная фигурка Змеи на востоке помещения, обязательно поможет найти идеи для бизнеса, поймать “за хвост” удачу и принесет позитивные изменения в вашей жизни. Фигурки Змеи, здесь желаемые из дерева или бамбука.
4) Статуэтка змеи может находиться в центре дома (сектор здоровья) окажет содействие в улучшении здоровья всех домочадцев, поможет начать вести здоровый образ жизни, а еще женщинам принесет долгую молодость, молодым - придаст мудрости.
5) На юге квартиры, Змея - поможет двигаться к славе. Здесь поместите фигурку кобры, желательно красного или золотого цвета, с распахнутым “капюшоном” и взвившуюся вверх.
6) На юго-востоке, в зоне богатства, (только фигурка должна быть небольшой) - размещенная рядом с деревом, цветком, или небольшим фонтанчиком, Змея поможет в увеличении доходов, а в некоторых случаях, “подскажет” “идею на миллион”. Фигурки размещенные здесь, должны выглядеть богато, дорого. Можете статуэтку Змеи “посадить” на деньги, на золотые слитки, на купюры.

Союзники символа Змеи.

У Змеи, есть так же союзники. Они усиливают благотворное действие этого символа мудрости, это: обезьяна, петух и бык. Размещенные рядом со Змеей, они притягивают позитивные изменения в делах, оказывают защиту от невзгод и неприятностей, повышают доходы. На востоке, Змею, лучше всего разместить в компании кролика и кота, а на северо-западе помещения - быка и дракона; на юге - Змее помогут обезьяна и петух. Но естественно все эти символы и талисманы, размещайте с верой в успех и хорошим настроением, а если добавите к ним любимые ароматы эфирных масел и позитивные утверждения, то все ваши мечты и желания начнут сбываться с огромной скоростью, а вам останется только жить и наслаждаться чудесными плодами счастья и богатства.

15.05.2017 в 08:13

Здравствуйте, дорогие друзья!

Для человека змея всегда считалась зоной повышенной опасности и пристального внимания. Возможно, это связанно с человеческими , корни которых могут уходить в предыдущие , или ее хладнокровностью. Но многие земляне панически боятся пресмыкающихся!

Но одно дело, живое существо, а совершенно иное — символ хвостатой, который способен творить чудеса! Змея - это также и символ фен-шуй, обладающий удивительным и крайне разносторонним смыслом.

Змеи издавна символизировали наличие мудрости, знаний, но кроме этого они всегда сравнивались с долгожительством, вечной молодостью и способностью воскрешаться.

Какие тайны хранит в себе тотемный знак? Какая история скрывается в облике прекрасного создания? И более того, как к изображению змеи относятся народы мира? Об этом и не только в сегодняшней статье!

Где чаще всего вы можете встретить символ змеи ? Наиболее популярным изображением «хладнокровной» символики считаются статуэтки, талисманы и картины, передающие весь запас энергетического потенциала знака.

Они могут выполнены из различных материалов: дерево, металл, камень, стекло и даже с полимерной глины! Стоит отметить, что это может быть подушка ручной работы или детская игрушка, гармонично вписанная в интерьерное пространство вашего дома.

На что способен символ загадочной змеи? Прежде чем дать ответ на этот вопрос я предлагаю вам ознакомиться со значением знака и понять природу его влияния на пространство.

Значение разных символов

Существуют разные формы символов, например змей заглатывающий свой хвост. Дело в том, что змей обозначает вечный круговорот. Он имеет сво е древнее название Уроборос, змей, свернувшийся в кольцо и кусающий себя за хвост. Его предназначение — показать человеку, что бытие имеет определенные циклы своего развития и что всё бесконечно повторяется.

Конца, как такового — нет! Созидание переходит к разрушению, жизнь - сменяется смертью. Но смерть на физическом плане — это рождение на тонком плане (также как рождение на физическом — наверное походит на смерть на тонких...). С точностью конечно не сказать...

А вот Кундалини - это мощнейшая жизненная энергия, которая поднимается вдоль позвоночника и изображается в виде двух переплетающихся змей. Эти две змеи символизируют энергетические каналы, которые перекрещиваются. А там где они перекрещиваются — там находятся чакры (7 основных и огромное количество более маленьких).

Эта энергия находится в каждом из нас, но только в дремлющем виде. А вот чтобы пробудить лавину потока необходимо поработать над своим началом и физической оболочкой, практикуя занятия сакральной йогой, очищение организма от шлаков и методиками по очистке сознания от лишних, я бы сказала, ложных убеждений.

Змей - это многофункциональный символ (как и все символы в общем!)! Он умудряется сочетать в себе и мужское, и женское, и андрогенное начало. Также относится к числу мужских тотемных знаков, выражающих силу. Его часто причисляют к фаллическим символам, называя «мужем всех представительниц прекрасного пола».

Если рассматривать хладнокровное существо, как машину для убийства, то можно отнести его к вестнику смерти и истребления, а вот если думать о нем, как о существе, меняющем кожу, то можно отыскать подтекст в виде трансформации живого, воскресения и жизни.

Когда человек правильно использует символику, понимая ее изначальную двойственность, он может рассчитывать на приобретение определенных благ и сильнейшую защиту. Змея может стать для вас как символом вселенского добра, так и знаком глобального зла. Выбор за вами, но я всё же советую вам выбирать позитив!

В средневековом христианском искусстве появился символ змеи, прибитой к кресту . Это пугающее изображение не является таким жестоким, как кажется. Знак таит в себе определенный посыл, заключающий в себе ключевое значение — воскресение и превосходство духа над примитивной плотью.

Кадуцей

Кадуцей - это символ тотального посредничества и договоренности в согласии. Его можно встретить в виде изображения, эмблемы торговли. Но вот если заглянуть в прошлое, то кадуцей был неотъемлемым атрибутом вестника, который распоряжался им дл я обеспечения полной безопасности владельцу.

Если рассматривать символ с точки погружения в атм о сферу античных традиций, то там кадуцей трансформировался в жезл Гермеса , вестника самих богов! Он мог дарить людям вещие сны и выступать в роли объединяющего мир символа.

Сначала он выглядел, как оливковая ветвь, с двумя побегами сверху, которая обильно украшались гирляндами. Но в дальнейшем знак представлялся в виде 2 переплетенных змей, которые обвивают своим телом жезл с обеих сторон. Со временем его украсили крыльями, для придания Гермесу быстроты передвижения с отметкой «причастия к небесам». Кадуцей Гермеса также символизирует энергию Кунадалини и духовное пробуждение.

Стоит отметить, что кадуцей имеет не одну трактовку. Существует посох Эскулапа, греческого Бога врачевания, что также увенчан представительницей хладнокровных, обвивающей чашу . Он получил всеобщую известность, поскольку по сегодняшний день представляет собой символ врача и медицины.

Символ змеи у народов Земли

Например, в Африке, змеи формируют эмблему власти, также символизируют колесницу бессмертия и воплощение усопших. У американских индейцев это существо считалось мифическим, одаренным силой создания. Ее называли повелительницей молний, властительницей дождя, копьем самого Бога войны.

Аборигены Австралии присутствие змеи вообще причисляют к знаку свыше о предстоящей беременности. А вот ацтеки умудрились скомбинировать змея и пернатого. Для них — это символ Солнца, гармонии, движения ветра, воды и окутывающего Землю пространства.

Знаменитое Колесо Сансары, украшено внутри круга змеей. она олицетворяет злобу, хотя иногда может ассоциироваться с самым Буддой, принимающим облик naga (змеи) . И когда болячки, голод и разруха придут в этот мир, то именно змей исцелит земной люд.

В Китае пресмыкающееся относится к пяти ядовитым существам. Именно по этой причине она редко отличается от привычного им дракона. А если это случилось, то единственное, что она может символизировать - это негатив, злобное и достаточно лживое явление.

Христианство отнесло знак к амбивалентным символам. То бишь, это Христос, вознесенный на Древе Жизни для искупления человеческих грехов, при этом сочетающий в себе мудрость и добродетель, а также олицетворение дьявола!

Изображение змеи можно встретить и в Египте. Чаще всего они наносились на саркофаг. Змей Апол, принадлежащий к силам тьмы и мрака, выпивал воду из плодородного Нила, в надежде противоборствовать Бог у Ра, который каждую ночь выходил из сражения победителем.

Знак священной змеи Урей - сакральный, египетский символ, считающийся воплощением прабожества Атума. Он наносился на головные уборы фараонов и являлся символом их власти.

Но символ змеи возник в цивилизациях не спроста! Уже в древние времена змеи были в огромном почтении. А спасшиеся от катастрофы атланты, 12,5 тысяч лет назад, распространили этот символ и другие среди почти всех народов Земли!

На этом я поставлю точку!

До встречи на блоге, пока-пока!

Вернуться к списку животных >>> .
Змей, змея, представленный почти во всех мифологиях символ, связываемый с плодородием, землёй, женской производящей силой, водой, дождем, с одной стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом - с другой. Изображения, относящиеся к концу верхнего палеолита, и отражение культа змей в религиях народов Африки, Азии, Америки, Австралии позволяют состав»» представление о ранних этапах развития образа 3меи. Первоначально мифологический 3мей по внешнему виду был достаточно близок к обычным змеям, отличаясь от них значительно большими размерами. В дальнейшем образ 3меи обретает некоторые характерные черты животных, противопоставляющихся ему в древнейших мифологических сюжетах. Так, известное в искусстве верхнего палеолита противопоставление змей и птиц, получившее продолжение в раннеевразийском искусстве (птицы и змеи как животные верхнего и нижнего миров,) и отразившееся в позднейших мифологических сюжетах (вражда птицы Гаруды со Змеями-нагами в индуистской мифологии и др.), сменяется образом летучего, крылатого или «пернатого» (как в древней Мексике) Змея-дракона , соединяющего в себе признаки змеи и птицы ; характерное для некоторых верхнепалеолитических изображений сопоставление символов 3меи и коня позднее ведёт к созданию мифологического образа 3меи - дракона с головой коня и телом змеи. Представление о существах со змеиным туловищем и человеческой головой развито в индуистской (наги), эламской и некоторых других мифологиях. Для японской и ряда индейских традиций характерен образ рогатого 3мея. В архаических космогонических мифах Евразии и Америки 3мея осуществляет разъединение и соединение неба и земли. Согласно мифам индейцев Восточной Боливии, небо некогда упало на землю, но 3мей, обвившийся вокруг них, вновь разъединил их и продолжает держать разъединёнными. Аналогичный мотив в ацтекской мифологии связан с Кецалькоатлем и Тескатлипокой , которые превратились в двух 3меев для того, чтобы разорвать на две части прожорливое земное чудовище (древнемексиканский аналог месопотамской Тиамат), плавав-шее в первоначальном океане. Из одной части чудовища они сделали землю, из другой - небо. Кецалькоатль плавал по воде на плоту, сделанном из змей. В Древнем Египте изображение змеи прикреплялось ко лбу фараона как знак его царствования на небе и на земле.
Наиболее ранним космическим образом Небесного 3мея представляется символ Змеи-Радуги, связываемый в Австралии с плодовитостью, прародительницей-землёй и дождём (и нередко противопоставляемый огню и солнцу). Символ Змеи-Радуги - хозяина дождя, пьющего небесную воду (и тем иногда причиняющего неисчисли-мые бедствия), имеет широкое распространение как в мифологиях народов Юго-Восточной, Восточной и Южной Азии (Змея-Радуга, прекративший, по мифологии мунда, огненный дождь, посланный творцом на землю для истребления людей, и т. п.), так и в индейских мифологиях (3мей, оставленный матерью, поднявшийся на небо и превратившийся там в Радугу; 3мея Боюсу, днём являющийся в виде радуги, ночью в виде чёрной дыры среди Млечного пути, по мифам индейцев бассейна Амазонки; два Змея-близнеца в мифах индейцев Бразилии и др.). В мифах народов Африки Змея-Радуга чаще всего выступает в качестве по-глотителя вод, который иногда борется с сыном солнца. К этому общеаф-риканскому мифологическому мотиву может быть, вероятно, возведён и египетский миф об Апопе , каждую ночь выпивающем всю воду подземного Нила, поражаемом за это богом солнца Ра . Та же сюжетная схема, противопоставляющая 3мею как вопло-щение стихии воды и огня, лежит в основе ветхозаветной символики 3мея, а также отражается в рассказе «Махабхараты» о борьбе бога огня АГНИ со Змеем. Такшакии (АГНИ семь раз поджигает лес Кхандава, где обитает Такшака и другие Змеи-наги).
Для Африки (в т. ч. и для Древнего Египта), Южной Азии (в частности, Индии), Средней Азии, в т. ч. Южной Туркмении; для Австралии, Океании, Центральной и Южной Америки и ряда других регионов общим является также мифологический мотив 3мея - охранителя источников и водоёмов. По поверьям некоторых африканских племён (область озера Виктория), от священных 3мей, обитающих в реках, зависит уровень воды в них (ср. соответствующее представление в кашмирской средневековой хронике Раджатарангини и др.).
Представления о связи 3мея с дождём отражаются в обрядах почитания 3мея или жертвоприношения змей в период дождей (или ожидания дождей во время засухи) у многих народов мира. Этим обрядам соответствуют мифы о победе змееборца (в индоевропейской мифологии часто бога-громовника) над 3меем или драконом, вслед за которой начинается гроза, дождь или потоп (напр., в древнеперуанском мифе о 3мее, убитом тремя сыновьями первого человека и изрыгнувшем воду, затопившую весь мир).
Культовое значение 3мея как символа плодородия - одна из наиболее характерных черт ранней мифологической символики древнейших земле-дельческих культур Юго-Восточной Европы 6-4-го тыс. до н. э. Культо-вые сосуды и крашеная керамика с изображениями змей (часто двух) характерны также и для культур Малой Азии (Хаджилар) и Сирии (Тель-Рамад) 6-5-го тыс. до н. э.
Возможным продолжением древне-балканского культа змей (в связи с богиней плодородия) являются ранние кипрские и критские изображения женщин («жриц») со 3меей. (чаще всего двумя) в руках, связываемые с другими следами широко распространённого культа змей как атрибута хтонических божеств плодородия (а так-же и богинь смерти) в эгейском мире. В виде кобры или коброголовой женщины изображалась египетская богиня плодородия и урожая зерна Рененутет . Змея была одним из атрибутов греческой богини мудрости Афины (ср. также представление о 3мее как символе мудрости у других народов), ряд черт которой восходит к крито-микенской богине со змеями.
По сведениям античных авторов и археологическим данным, в скифско-иранской традиции известно представление о богине со змеиными ногами и двумя змеями, растущими из плеч. Типологически отчасти сходными являются ацтекские названия богинь Коатликуэ (на языке нахуатль «одетая в змеиное платье», хтоническое божество плодородия), ходившей по мифическому «Холму змей», и Чикомекоатль (на языке нахуатль «девять змей»).
Древнеиндийский мировой 3мей (Шеша) представлялся как держащий на себе землю. Сходная космическая функция мирового 3мея известна в скан-динавской (3мей Мидгарда - Ермунганд , живущий в океане и опоясывающий всю землю) и египетской (3мей Мехента - Окружающий Землю) мифологиях.
Во многих традициях хтоническая природа 3мея отражается в его названии, образованном (как и в слав. языках) от названия земли (эфиоп, arwe medr «зверь земли», егип. Сата «сын земли» или «жизнь земли» как описательные обозначения 3мея и т. п.). В Египте бог земли Геб иногда изображался с головой 3меи. С хтонической природой 3мея связано и представление о богатствах или сокровищах, которые он оберегает в земле или под землёй и может принести в дом (в Африке, Индии, у славян и др.). Хтонические черты земли-целительницы отчётливо прослеживаются в образе греческого бога врачевания Асклепия, который представлялся в виде змеи (змея была также и атрибутом Асклепия). В то же время хтоническое божество - 3мея связывается с подземным жилищем мёртвых (змеиная богиня Меритсегер , «любящая молчание», в фиванском некрополе в Египте).
Если в архаических мифологиях роль 3мея, соединяющего небо и землю, чаще всего двойственна (он одновременно и благодетелен, и опасен), то в развитых мифологических системах (где 3мея часто носит черты дракона, внешне отличающегося от обычной змеи) нередко обнаруживается прежде всего его отрицательная роль как воплощения нижнего (водного, подземного или потустороннего) мира; связь 3мея с женским началом тогда чаще всего осмысляется в духе мотива принесения женщины (девушки) в дань 3мею. В развитых вертикальных трёх-членных моделях мира (типа шумерской, индоевропейской и исторически связанных с ней древнегерманской, индо-иранской, славянской) космиче-ский 3мей приурочен к низу в противопоставлении верха и низа: шумерский 3мей у корней мирового дерева, древне-индийский «змей глубин», тождествен-ный по происхождению и названию греческому Пифону и славянскому бадняку. Древний образ 3мея у дерева (чаще всего у его корней, как в мифологии «Ригведы» и «Эдды», в славян-ском фольклоре и т. п.) получает негативное значение (иногда в связи с фаллической символикой 3мея).
3мей, связанный с нижним (водным) миром и враждебной человеку стихией (лесом) часто ассоциируется с другими существами, которые считались враждебными. Так, близнецы, представлявшиеся на ранних этапах развития близнечных мифов как существа, опасные для человека, могут отождествляться со 3меем: на языке нгбанди (Центральная Африка) ngo - змея, близнец; у дан (Западная Африка) близнецы связывались с чёрной змеей; у бамилеке (Камерун) при рождении близнецов приносят жертву жабе и змее.
В германской мифологии 3мея («червь») среднего мира как главное воплощение космического зла играет основную роль в предстоящей гибели мира. Сходным образом в египетской эсхатологии прабожество Атум в конце мира должно вернуться в виде злой змеи Урей в хаос, из которого оно некогда возникло. В этих эсхато-логических мотивах можно видеть переосмысление архаического космогонического символа 3мея в духе понимания 3мея как воплощения отрицательного начала (ср. роль 3мея в ветхозаветном рассказе о «грехопадении»).
К позднейшим этапам эволюции символа 3мея относится негативное переосмысление образа 3мея в греческих мифологических представлениях о лернейской гидре с девятью змеиными головами и змеях на голове греческой горгоны Медузы (и соответствующего этрусского божества) и др., а также установление связи 3мея (как и дракона) с царём как символом «управления водой»; ср. древнюю кхмерскую легенду о еженощном соединении царя Камбоджи с нагой (змеей) - прародительницей, от чего зависит благополучие страны, аналогичные древнекитайские представления, название первого бога - царя Аксума - Arwe («змей») и т. п.
Использование символа 3мея как социального классификационного (по
происхождению тотемического) знака отличающего священного царя, характерно для Древнего Египта (знак священной змеи Урей как символ фараона), стран индийского ареала (головные уборы в виде свившейся змеи у членов царского рода Чхота Нагпур), царства инков (изображение змей на гербе верховного инки).
В большинстве подобных случаев архаические тотемические представления, связывающие со 3меем. царя как символ плодородия, переосмысливаются в духе идеологии позднейших «ирригационных» обществ, хозяйство которых основано на искусственном орошении. В этих культурах изображения священных 3мей нередко ставятся у искусственных водоёмов.
Культовый обычай иметь священную змею в доме, царском дворце или
храме долго сохранялся в странах Средиземноморья (в т. ч. в Греции и Риме). Но в отдельных случаях (напр. в древнехеттской традиции) символ 3мея, приходящего во дворец или в город истолковывается в негативном духе Примером переосмысления архаических представлений является рассказ бразильского индейского племени их карьяна об анаконде, которую держала в клетке в воде и кормила женщина В день, когда покровительница не принесла. мяса, змея съела её. Индейцы убили анаконду, после чего начался сильный дождь («В это же время пролился дождь, подул ветер-победитель, победитель большой змеи-анаконды» Мифологические представления о Змее как опасном начале находят обряд вое соответствие в ритуалах лечения укусов змеи (в Центральной Индии соответствующие ритуалы совершаются перед алтарём бога-обезьяны Ханумана). Заговоры от змей и их укусов, восходящие к древним шаманским традициям, сохранились многих народов (в т. ч. и у восточных славян); наиболее архаичные тексты заговоров этого типа (в частности древнеегипетские) содержат прямые ссылки на миф о борьбе змееборца со 3меем.

Змея ¬ один из важнейших древних символов, удивительным образом сочетающий в себе orpoMHoe количество проти¬воречивых значений. Мноrие первобытные народы, блаrоrовевшие перед этим необыкновенным таинственным существом, совершенно не похожим ни на кaкое друrое земное животное, и почитавшие змею как cBoero древнеrо прародителя, сделали ее моrущественнейшим символом жизни и магической силы, мyдрости и прорицания, земли и плодородия, покровительства и защиты, целитель¬ства и обновления. Друrие народы дpeвности, испытывавшие панический страх перед скользкими шипящими ядовитыми rадами, видели в них устрашающее воплощение опасности и угрозы, олицетворение тьмы, хаоса и смерти. Самую неrативную оценку змея получила и в христианстве.
Заrадочные рептилии всеrда привлекали к себе пристальное внимание человека, будоражили ero лихорадочное воображение, вызывали интерес и любопытство, смешанные с опасением. О змеях
были сложены тысячи.мифов и леrенд, и в этом нет ничеrо удивительноrо: какие бы чувства не внущали они людям восхищение и преклонение или отвращение и леденящий ужас, но оставаться к ним paвнодушным не cмor бы никто.
В мифолоrии древних змеи расплодились в неимоверном количестве: здесь обретаются и фантастические Мировые змеи, и боrи в змеином обличье, и змеи- охранители, и змеи-тотемы, и всевозможные змееподобные чудовища, наподобие лернейской rидры, Сциллы, змееволосых
горгон и т.д. rиrантская Мировая змея, сжимающая в кольцах своих объятий весь мир,
ассоциируется в мифахс опорой мироздания. Двойственная репутация змей яркопроявляется уже в этом случае: одни из них выступают в качестве помощников боrов-демиурrов, а друrие в роли их rлавных противников. В индуистских мифах оrромная змея Васуки помоrает боrам в пахтании Мировоrо океана, змея Ананта служит опорой демиурrу Вишну, но боr rрозы Индра вынужден сражаться за солнце со змеем Вритрой, олицетворяющим первозданный хаос. Тема змееборства характерна не только для индийской мифолоrии: славянский rромовик Перун побеждаетчудовищнoro Змея Волоса; еrипетский солнечный боr Ра каждую ночь вступает в единоборство со змеем Апопом и, одолев Bpara, заставляет изверrнуть выпитые им воды истоков Нила; а скандинавский rpoмовepжец Тор в битве перед концом мира убивает змея Ермунrанда, но и сам поrибает от изрыrаемоrо им яда. Великие боrи и сами не прочь влезть в змеиную шкуру, целиком или только нaполовину: в образе змеи в еrипетской мифолоrии предстают «владычица плодородия», «правительница закромов» Peненутет и боr времени Нехебкау, охраняющий вход в подземное царство, а в мифах aцтeков ¬ боr¬демиурr Кетцалькоатль «Пернатый змей»). Наполовину сохраняют человеческий облик змееноrий Кекроп, покровитель Аттики, и скифская боrиня земли Апи, у которой ноrи и плечи заменяют змеи. Однако наиболее ориrинально выrлядит китайский «Извивающийся змей» Вэйшэ, владыка ropbI Цзюишань «ropa Девяти Сомнений»). Вот как описывает это чудо-юдо «Книrа rop и морей»: «Есть божество, лицо у Hero человеческое, тело змеи. Туловище ero раздвоено подобно оrлоблям, справа и слева ¬ rоловы. Оно носит фиолетовую одежду и красные шапки».
В мифолоrии змея может предстать в виде символа защиты и охраны. Во многих мифах и сказках змеи, чаще Bcero кобры, охраняют пещеры с несметными сокровищами. Этот сюжет связан с некоторыми древними поверьями. Одно из них rласит о том, что в rолове змеи рождается драrоценный камень, позволяющий ей жить около тысячи лет. Если вeрить друrой леrенде, драrоценные кaмни ¬ не что иное, как капли застывшей змеиной слюны. Индийский Har, кобра, стереrущая россыпи сверкающих самоцветов, символизирует сохранность духовных цeнностей. Индусы и китайцы верили, что змея- страж убивает только rpexoвныx искателей леrкой наживы, а людей добродетельных она щедро наrраждает за чистоту души и бескорыстие.
Способность змеи сбрасывать старую кожу сделала ее символом омоложения и долголетия, а лечебные свойства змеиногo яда ¬ современной эмблемой Meдицины. Прообразом последней явилась змея, обвившая жезл Асклепия, rреческоrо боrа врачевания. Две змеи обвивают Kaдyцей ¬ маrический жезл боrа ¬ посланника repмeca. В Ветхом Завете символом исцеления стал Медный змей, сделанный Моисеем по указанию боrа Яхве после исхода евреев из Еrипта: неким чудесным образом Медный змей излечивал ужаленных ядовитыми змеями людей, переходивших кишевшую ими Синайскую пустыню.
В релиrии мноrих народов Азии, Африки И Америки змея выступает в роли тотемного животноrо. Зулусы верили, что в змеях воплощаются их давно умершие предки. Особенным почтением неrри¬
тянские племена Южной и Западной Африки окружали rиrантских питонов. Убийство питона считалось у них страшным преступлением, за которое назначалось ужасное наказание: обвиненноrо в этом святотатстве сжиrали вместе с дoмом.
Прародительницей и королевой всех змей североамериканские индейцы признавали rремучую змею. Индейцы поклонялись опасной рептилии в полной увeренности, что она может послать попутный ветер или укротить бурю.
Культ змей-тотемов получил у древних самое широкое распространение. Скифы, например, обожествляли уже упоминавшуюся Апи, змееноrую прародительницу cвoero народа; китайцы почитали змееподобных божеств Нюйва и Фуси; корейцы блаrоrовели перед большой змеей ¬ тотемом Куронъи и т.д.
В древности священные рептилии обитали рядом с человеком ¬ считалось, что это обеспечивает дому боrатство и блаrополучие. Кроме Toro, змеи приносили и практическую пользу, охотясь на мышей. Матери позволяли своим детям иrрать с домашними змеями, а в сильную жару женщины использовали их в качестве живых кондиционеров и выходили из дому со змеей на шее. Разумеется, все это относится к неядовитым видам змей. Даже в некоторых странах Европы, таких как Австрия и Швейцария, люди держали в домах ужей, поскольку были убеждены в том, что змея надежно охраняет дом от вparoв и злых духов.
Божественным змеям древние посвятили множество великолепных храмов: rреки поклонялись им в храме Асклепия; индейцы¬натчезы почитали rремучих змей в храме Солнца; пруссы содержали священных змей в святилище Потримпса, боrа рек и источников. У друидов даже сами стены храмов, выстроенных в честь умирающеrо и воскресающеrо боrа, извивались подобно змеям. Мноrие дpeвние храмы, изукрашенные восхититель¬ ными рельефами, представляют собой подлинные шедевры архитектуры и скульптуры. Так, рельефы древнеиндий¬скoro святилища в деревне Санчи изображают множество фиrур змеепоклонников, почтительно склонившихся перед пятиrлавым змеиным божеством. Этих людей возrлавляет раджа или жрец, чей rоловной убор украшен пятиrлавым змеем.
Но довольно славословий в адрес божественных змей. Далеко не все народы пели им дифирамбы. В Вавилонии ядовитых пресмыкающихся воспринимали как воплощение зла и смерти; у иранских маздеистов змея ассоциировалась с мрачным Ариманом, и ее появление расценивалось как самое дурное предзнаменова¬ние. В тибетском буддизме «зеленая змея» олицетворяет одно из самых отвpaтительных животных качеств, присущих человеку, ненависть. В христианстве змея ¬ символ зла, греха, искушения и дьявольского коварства, и даже сам Сатана именуется в Библии «змеем древним». В западном Фольклоре раздвоенный змеиный язык интерпретируется как олицетворение чудовищной клеветы, лицемерия и лжи. В русском фольклоре Herативная символика змеи проявляется еще более отчетливо. «Подколодная змея» персонификация опасноrо затаившегося врага; змея, приrpетая на rpyди, ¬ яркий символ самой черной неблагодарности; «зеленый змий» ¬ воплощение rубительноrо демона пьянства, овладевающеrо человеком и отравляющеro ero ядом алкоrоля.
В индуистской и буддистской иконоrраФии священные кобры ¬ наrи ¬символ защиты. Обычно они охраняют покой отдыхающих боrов: Вишну изображается возлежащим в кольце священной кобры, а Будда сидит в тени фантастической кобры, раскрывшей над ним семь своих капюшонов.
Змея в руках критской Боrини Матери олицетворяет землю. Ацтекский боr войны Уитцилопочтли, восседающий на orромном шаре перед треножником, дepжит змею как символ ма2ическux сил, властвующux над жизнью и смертью.
В христианской иконоrрафии змея предстает, конечно, в самом мрачном свeте. В сцене грехопадения змей¬искуситель, отождествляемый с самим дьяволом, является воплощением вселенского зла, греха и обмана. Змея у подножия Kpeста ¬ символ первородного греха, искупленноrо Христом на кресте. Змею топчут олень или слон, ее держит в коrтях или в клюве орел, Дева Мария попирает ее ноrами ¬ все это христианские эмблемы пo¬ беды над злом. Ядовитая змея ¬ атрибут нескольких христианских святых. Черная змея, выползающая из чаши еванrелиста Иоанна и из буханки хлеба св. Бенедикта, является аллеrорией отравы, с помощью которой их тщетно пытались поryбить враrи. Иное дело ¬ змеи св. Патрика. Церковное предание повествует о том, как этот святой, проповедовавший Слово Божие в Ирландии, силой своей веры превратил всех ядовитых пресмыкающихся в камни. С тех пор на острове не видели ни одной змеи. В связи с этой леrендой нелишне будет привести свидетельство анrлийскоrо путешественника Эндрю Бурда (1490¬ 1549), оставившеrо подробное описание средневековой Ирландии: «В Ирландии происходят поразительные вещи....Там не видать ни ехидны, ни змеи, ни жабы, ни ящерицы и ничеrо подобноrо. А я видел камни, которые имели вид и форму змеи и друrих ядовитых raдOB. Народ в тех местах rоворит, что камни эти прежде бывши rадами, и что они были превращены в камни волею Божьей и молитвами святoro Патрика».
В изобразительном искусстве символика змеи до крайности противоречива, так как художники наделили змеиным обличьем и отрицательных и положительных аллеrорических персонажей. К первым относятся персонификации двух смертных rpexoB: зависти и лени. Зависть располаrает змеей в качестве cвoero rлав¬нoro атрибута, потому что она питается змеиным мясом и источает яд, подобно змее, а ложь изображена в виде змеи с женской rоловой, высунувшей лживый раздвоенный язык. Однако как символ мудрости змея является атрибутом Блаrоразумия. Эта традиция опирается на авторитет еванrелиста Матфея, наставлявшеrо Bepyющих: «Будьте мудры, как змии».
Как существо, никоrда не отрывающееся от земли, змея составляет атрибут аллеrорической фмгуры Земли и rреческой боrини земли и плодородия Деметры (римской Цереры). Со змеями иноrда изображались и сатиры (Фавны). Зловещая тень змеи мелькает в сценах смерти некоторыхлеrендарных и исторических персонажей: Эвридики, Клеопатры, Вещеrо Олеrа и др.
В истории Древнеrо Еrипта особое место принадлежит урею ¬ священной змее фараона, rлавному символу ero нeo¬rраниченной власти над жизнью и смертью. Урей, изrотовленный из золота и
эмали, украшал rоловной убор фараона, а в некоторых случаях и ero бороду.
Корейцы изображали rиrантских фантастических змей с четырьмя крыльями по бокам на боевых знаменах. Змеи на флаrах символизировали магические силы, дарующие воинам победу.
Скифы украшали изображениями змееноrой Апи свои колчаны, щиты и доспехи. Античный историк Арриан опи¬сал любопытные военные эмблемы скифов, представлявшие собой чучела orpoмных змей, сшитые из цветных лоскутов и насаженные на длинные шесты. Koгда скифская конница стремительно aтaковала Bpaгa, эти змеи, раздуваемые ветром, извивались как живые и издавали резкий свист, действуя на психику и устрашая неприятеля.
В древней эмблематике змее принадлежит одно из наиболее видных мест. Boсточная эмблема божественного покро¬вительства изображала змею, обвившуюся вокруrсолнечноrодиска, или кобру с rоловой льва. Змеи на жезлах древнеrреческих боrов, Асклепия и repMeca, послужили прототипами двух современных эмблем: первая из них, изображающая змею, обвившуюся вокpyr чаши, является эмблемой медицины, вторая, кадуцей боrа Гepмeca ¬ эмблемой торговли.
Средневековую эмблему победы над злом в виде Божьей десниuы, простертой из облака и разрубающей мечом змею, спустя столетия использовали opraны co¬ветской военной контрразведки «Смерш» «Смерть шпионам»), правда, в несколько измененном варианте: Божья десница по вполне понятным причинам из нее была удалена, остался лишь карающий меч, рассекающий змею.
Важнейшее значение в Средние века приобрела rностическая эмблема Уроборос ¬ змея, свеонувшаяся в кольцо и кусающая себя за хвост, символ вечности и божественного совершенства. В средневековой алхимии нашла применение спиралеобразная эмблема змеи, уrрожающе взвивающейся вверх, ¬ символ опасности, представляемой от¬равляющими парами мышьяка. В Новейшее время родились еще нeсколько важных «змеиных» эмблем. Cpeди них змея, обвивающая колос, ¬ эмблема службы защиты растений, а также змея на чаше с растущей из нее зеленой веточкой на фоне ядерного rриба ¬ эколоrическая эмблема защиты окружающей среды от ядерных взрывов.
В средневековойевропейской rеральдике самое широкое распространение получила эмблема Божьей десницы, pacceкa¬ющей змею. Нашла она отражение и в pocсийской rеральдике. В российской rородской rеральдике змея употреблялась лишь в качестве «roворящей» эмблемы (например, в rербе roрода Змиева, rде изображена золотая коронованная змейка).
В родовых rербах российской знати эмблема змеи явление крайне редкое, почти исключительное (rерб Черкасских, например, украшают две перевившиеся змеи).