Какое животное стало прототипом для создания лодки. Приспособленность древних рыб к условиям обитания: почему стетакант так выглядит? Обнаружение ультрафиолетового света

Помните, когда смотришь из окна самолета сразу перед посадкой, на крыльях появляются небольшие флажки? Они не дают самолету сорваться по мере замедления.

У птиц есть собственная версия этой хитрой технологии в форме специально адаптированных перьев. Птичьи перья широко делятся на основные и второстепенные перья, при этом некоторые из них помогают в полете, а другие служат простым украшением.

Но у птичьего крыла есть часть, именуемая крылышком, или придаточным крылом (там, где мог бы быть «большой палец»). Птица управляет этими перьями, открывая небольшой слот, который помогает стабилизировать птицу и избежать падения при медленном взлете или посадке. Красота!

Сонар

Корабли, подводные лодки и морские устройства часто оснащены гидролокатором для навигации, предотвращения препятствий и отслеживания целей под водой. В основе работы сонара лежит излучение звука с определенной частотой и распространение звуковых волн в окружающей среде.

Звуковые волны отскакивают от твердых объектов и возвращаются к сонару, который их излучает. Затем устройство сонара собирает информацию о форме, размере и расстоянии до объектов. Это особенно полезно для военных, но первыми сонары изобрели киты и дельфины. Точнее, за них это сделала природа и эволюция.

Эти удивительные животные могут находить различия между даже самыми маленькими предметами с расстояния 15 метров, используя навыки сонара. Им не нужно электронное устройство для трансляции своих частот по океану. Они эволюционировали, чтобы использовать свои собственные голоса и рецепторы в телах и находить путь по морю.

Считалось, что животные создают «звуковой ландшафт» в своем сознании на основе постоянной обратной связи, которая помогает им строить карту среды. Они также используют свой гидролокатор для поиска пищи и друзей.

Военный сонар настолько похож на китовый, что даже работает на тех же частотах: от 100 до 500 Гц. Некоторые люди предполагают, что это может быть причиной массовых переходов дельфинов и китов, потому что они принимают сигнал военных за свой.

Военно-морские силы настраивают свой сонар до 235 дБ, а киты обычно испускают сонарные сигналы в пределах 170 дБ. Возможно, громкие сигналы нарушили чувство направления морских созданий и сбили их с курса. И все же поразительно, как киты используют нечто настолько эффективное, что люди до сих пор не нашли этому замену.

Биолюминесценция

Говоря о морских существах, наши подводные приятели использовали почти все, чтобы улучшить собственную выживаемость. Задолго до того, как люди изобрели свечи, светящиеся в темноте наклейки и ночные огни, рыбы на дне океана уже светились много веков.

Светлячки и даже некоторые виды грибов также используют биолюминесценцию в своих интересах. Все эти организмы эволюционировали, чтобы светиться в темноте по таким разным причинам, как привлечение партнеров, привлечение добычи, предупреждение хищников и общение с другими представителями вида.

Множество исследований, которые были проведены - и будут проведены, - посвящены внедрению биолюминесценции в биотехнологии с множеством практических применений в современном мире. Действующее химическое вещество - люциферин - имеет короткий срок службы в активном состоянии светового потока. Множество компаний пытается обойти эту проблему, так что в будущем, возможно, на основе биолюминесценции будут созданы уличные фонари и медицинские процедуры.

Биолюминесценция создается простой химической реакцией, которая включает люциферин, фермент и несколько других кофакторов, специфичных для отдельных существ и растений. Люди пока просто нюхают пыль - но учиться никогда не поздно!

Солнечная энергия

Не так давно группа ученых изучала пятнистых саламандр и обнаружила, что эмбрионы этих ящеров содержат водоросли, которые живут внутри детенышей саламандры до их вылупления. Водоросли выживают, потребляя отходы, производимые эмбрионами детенышей саламандры. Взамен водоросли вырабатывают энергию и питание для развивающихся детей ящериц.

Эти ящерки, по сути, растут на фотосинтезе, том же процессе, что используют листья на деревьях для преобразования солнечного света в энергию. Также он похож на то, как фотогальванические элементы (солнечные панели) превращают солнечный свет в электричество.

Конечно, многие рептилии также используют тепло Солнца, являясь хладнокровными, чтобы поддерживать температуру и уровень энергии собственного тела. Похоже, эти чешуйчатые создания могли бы научить нас кое-чему о возобновляемой энергии.

Обнаружение ультрафиолетового света

Люди постоянно подвергаются воздействию УФ-света, но не имеют природной возможности его видеть. Поэтому мы так легко получаем солнечные ожоги. Сегодня можно купить световые детекторы, которые «преобразуют» ультрафиолетовые волны в форму, которую вы уже сможете видеть.

Обычно мы не можем видеть ультрафиолетовый свет из-за количества белка в наших глазах. А как там у животных?

Структура глаза животного частично состоит из белков опсинов. Некоторые животные находят один-два типа опсинов в своих глазах, поэтому видят меньше цветов и типов световых волн, чем люди. У нас же есть три типа опсинов, позволяющих видеть широкий спектр цвета.

Однако некоторые животные, такие как хамелеон, имеют больше трех типов опсинов в глазах. Поэтому хамелеоны могут видеть ультрафиолетовые лучи света в дополнение к цветам, которые могут видеть люди. Хамелеон наверняка сможет разобрать больше деталей на растениях, объектах и других животных, чем мы.

При этом хамелеоны делают это при помощи невооруженного глаза, не прибегая к использованию устройств. Есть также много других рептилий, насекомых, птиц и водоплавающих созданий, которые также могут видеть ультрафиолетовый свет.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство, взращивание различных культур, может показаться не самым технологически развитым процессом. Однако по меркам человеческой истории это все же относительно новый процесс. Достаточно вспомнить, каким был уровень массового производства и объемы запасов пищи 50 лет назад, чтобы поменять свое мнение.

И все же муравьи занимаются выращиванием культур гораздо дольше, чем 50 лет. Они любят питаться липкими, сахаристыми выделениями, которые выделяет тля после поедания растений.

Поэтому муравьи прикладывают большие усилия для обеспечения муравьиной колонии этой «пасекой», не позволяя тле перемещаться слишком далеко от колонии. Муравьи откусывают тле крылья и выделают химические вещества, замедляющие рост этих крыльев. Подло!

И если этого недостаточно, не так давно муравьи научились окружать группы тли муравьиными химическими следами, которые обычно используются для обозначения территории колонии. Эти следы, по всей видимости, замедляют тлю и не дают ей убраться со своего места, что обеспечивает муравьям надежный доступ к их любимому сладкому источнику пищи.

Так же, как и фермерские животные, которых содержат люди, тля тоже извлекает свою выгоду. Химические следы отпугивают хищников - таких как божьи коровки - поедающих тлю. Порабощенная тля по крайней мере защищена от этих больших, страшных, пятнистых жуков, благодаря муравьям.

Звукоизоляция

Если вы когда-нибудь проводили время в звукоизолированной комнате, вам наверняка была приятна тишина в ней. Комбинация изоляционных слоев, абсорбирующих материалов и тому подобного создает атмосферу, в которой практически не слышен посторонний звук.

Много лет совы использовали эти качества по менее мирным причинам. Чтобы подлетать и хватать свою ничего не подозревающую добычу со смертельной точностью, совы должны быть полностью безмолвными, потому что грызуны, которыми они питаются, имеют невероятно чувствительный слух.

Например, перья обыкновенной сипухи настолько мягкие и мелкие, что позволяют ей охотиться в мокрую погоду, поскольку становятся пропитанными водой и холодными. Это идеально звукоизолирует тело совы, которая в темноте настигает небольшое млекопитающее и хватает его острыми когтями. Единственным звуком будет писк жертвы.

Достичь этого позволяет конструкция перьев. Крошечные деления и волокна отделяют поток воздуха от крыльев. Это предотвращает любые грубые звуки, вызванные сопротивлением воздуха, например, при хлопании крыльев.

Клонирование

Когда ученые клонировали овечку Долли, стало понятно, что этот новый и странный процесс надолго останется с людьми. Но так ли он нов? Давайте спросим морскую звезду.

Морская звезда воспроизводилась бесполым путем без особого труда, еще когда никто не слышал о клонировании. Более того, морская звезда, которая клонирует себя, живет дольше и здоровее, чем морская звезда, которая воспроизводится половым путем.

Очевидно, клонирование хорошо подходит для этих существ. Кроме того, если морская звезда оторвет себе конечности или вообще разорвется пополам, существо просто отрастит конечность и регенерирует при необходимости. Некоторые виды даже умеют производить новое тело из части отрезанной конечности.

Морская звезда, очевидно, является экспертом в области клонирования. Возможно, нам стоит к ним присмотреться повнимательнее?

GPS

Миграция птиц остается большой загадкой для ученых. Есть много возможных объяснений тому, как птицы понимают, куда летят - положение Солнца, звездная карта, обоняние, магнитное поле Земли, запоминание отметок при предыдущем путешествии…

Но ни одно из них не объясняет целиком и полностью, как птицам удается так успешно и регулярно добираться до удаленных пунктов назначения, иногда в самых суровых условиях и при полном незнании маршрутов. Есть мнение, что они используют технологию GPS - которая намного превосходит человеческие возможности, - встроенную в маленький птичий мозг.

Теория магнитного поля представляется наиболее вероятной, поскольку лисицы показали, что тоже хорошо ориентируются в магнитном поле Земли во время охоты. Если другие животные разбираются в магнитных полях, то и птицы, стоит полагать, могут. Такой себе встроенный компас.

Выдвижные лезвия

Обычная домашняя кошка поражает своей универсальностью. Она может выпустить или спрятать когти при необходимости, оставить их острыми или мягкими, чтобы не ранить саму себя при умывании. Когти можно вернуть назад в их мягкие подушечки, чтобы ударить хозяина или котенка и не навредить ему.

Не этим ли вдохновлялись люди, создавая перочинные ножи?


Человек продолжает учиться у величайшего мастера – природы. Читайте в сегодняшней статье, какое изобретение появилось, благодаря акуле?

Какое изобретение появилось, благодаря акуле?

История популяризирует создание самолета, роботов, рентгена, эхолокатора, появившихся благодаря животным, птицам и насекомым. Однако есть немало других примеров изобретений, почерпнутых из окружающей среды. Такое животное, как акула из надотряда хрящевых рыб, подарила человечеству не одно изобретение.

Водные пространства таили опасности и загадки для человека. Подступившись к морям и океанам первоисследователи наблюдали за поведением рыб, задаваясь вопросами о способах обитания.

Акула – хищник в водном мире – подтолкнула человеческую мысль на создание подводной лодке. Нередко истории приписывают появление турбин и лопастей по принципу работу жабр хордовой рыбы.

Какое изобретение появилось благодаря акуле:

  • Подводная лодка.
  • Лопасти турбины.
  • Костюмы аквалангистов.
  • Обувь.
  • В перспективе: катетеры.

Акулы поучаствовали, как косвенно, так и напрямую в изобретении интересных гаджетов. Во-первых, по принципу глубоководного погружения акулы создана подводная лодка. В чем принцип? Особенности строения тела акулы позволяет перераспределить внутренне давление, чтобы противостоять губительному действию толще воды. Первое исследование было проведено в 1976 году – изучение глубоководной 4 метровой акулы. Первые пробы построить аппарат для погружения были в 1578 – У. Боурн, описание судна с трубкой для дыхания, затем в 1776 году – Д. Бушнелл, изобретатель подводной лодки на 1-го человека, яйцеобразная «Черепаха» Фултона (1800 год) и, наконец, «Миног» 1905 года.

Инженер Тони Бреннан установил, что акулья кожа – это удивительно шероховатая поверхность, предотвращающая прилипание грязи, слизи и моллюсков. К тому же, акула с помощью кожи защищает себя от бактерий. Долговечность материала открывает новый путь исследователям – компания « Sharklet » планирует заняться не только изготовлением костюмов и спецаксессуаров из акульей кожи, но и разрабатывать устойчивые к бактериям, долговечные катетеры из кожи акулы. Новое изобретение, по мнению CEO, могут предотвратить передачу заражений и минимизировать затраты на очистку и обеззараживание медицинских инструментов.

Более масштабно благодаря акуле появились энергосберегающие покрытия для авиалайнеров. Позднее подход был переосмыслен для защиты ветряных лопастей на электростанциях. Плавники акулы стали прототипом аэродинамических испытаниях. Большинство морских животных – уникальное поле для изучения.

Материал для упаковки подходит также для защиты пластиковых клавиатур, выключателей, ручей, требующих длительной службой поверхности, подверженные частому контакту с другими, человеческой кожей и т.д. не только быстро грязнятся, но переносят миллиарды микробов. Пример акульей кожи – прорыв в изучении подводного мира и использования того, чтобы создала природа, на благо человечества.

Вслед за акулами можно рассматривать горбатых китов и их вклад в создание аэродинамической трубы, эхолокации и сонара, гидродинамического сопротивления. Новые изобретения способны расправиться не только с частыми причинами заражения, гибели в воде, потерянной ориентации судов, но и помочь людям сократить экономические затраты, выровняв экологический сегмент экономики.

Идея подводного плавания уходит корнями в древность, предполагается, что Александр Македонский использовал для разведки прообраз “водолазного колокола”.
Некий голландец Корнелий ван-Дреббель, соорудил в 17 веке подводную лодку на весельном ходу, в которой имелась даже система регенерации воздуха.

1. Первую русскую подводную лодку придумал крестьянин Ефим Никонов. Десять лет с 1718 по 1728 год он занимался проектированием “потаенного судна” и даже соорудил прототип, но все попытки оказались бесплодными.

2. Англичанин Дэй, механик по специальности в 1770 году соорудил подводную лодку и даже провел ходовые испытания. Во время второго выхода Дэй вместе с экипажем погиб.

3. Американский учитель Бушнелл из Коннектикута в 1776 году построил подводную лодку “Черепашка”, предназначенную для прикрепления мин к неприятельским кораблям в гаванях.

Подводная лодка по форме напоминала два соединенных панциря черепахи. Сверху корабля имелся стеклянный люк, через который осуществлялся вход и наблюдение за ходом подводной лодки. Глубину погружения определяли с помощью манометра.

4. В 1800 году француз Роберт Фултон построил подводную лодку, которую представил Наполеону.

Лодка вмещала три человека и на первых испытаниях за 20 минут прошла значительное расстояние. А в 1801 году он же построил новую подводную лодку “Nautilus”, рассчитанную на 4 человека, которая на испытаниях в Сенне прошла за час пол мили под водой. Наполеон не видя практического применения в военном деле подводных лодок отказался поддерживать проект.

5. В 1810 году братья Coёssin построили девятиместную подводную лодку, которая приводилась в движение горизонтальным гребным винтом, второй вертикальный винт служил для погружения и подъема лодки.
Для всплытия и погружения имелось подобие кингстонов, которые заполнялись водой, а при всплытии вода откачивалась помпой. Сверху лодки имелся ящик с порохом который нужно было прибить гвоздями к неприятельскому кораблю, просунув руки в специальные кожаные рукава. При последнем испытании лодка погибла.

6. В 1845 году нейкий Пейерн построил гидростат яйцеобразной формы. В одном из отсеков давление воздуха повышали выше гидростатического давления данной глубины и открывали люк. Вода не могла заполнить судно из-за повышенного давления. Этим гидростатом пользовались для удаления подводной скалы и остатков моста, мешавших судоходству. Лодка прослужила более 10 лет.

7. В 1861 году француз Вилероа построил подводную лодку - “судно-сигара” длинной 11500 сантиметров.

Подводная лодка “судно-сигара” послужила прототипом целого ряда подводных суден, используемых во время Гражданской войны в США. Один из таких прототипов подводная лодка «David» несколько раз тонула вместе с людьми, но ее поднимали со дна и возвращали в строй. В 1864 году данная подводная лодка взорвала судно «Housatonic», однако в результате подрыва погиб весь экипаж и сама подводная лодка.

8. С. К. Джевецкий построил подводную лодку в России в 19 веке «Подводный минный аппарат». Лодка имела треугольную форму поперечного сечения в действие приводилась велосипедным приводом винта, который вращали все члены экипажа.

Вверху имелся люк, в котором помещалась мина в специальном бандаже с каучуковыми мешками, находясь под вражеским судном экипаж накачивал мешки воздухом, после чего мина всплывала к корпусу судна и удерживалась там, за счет подъемной силы. Отойдя на безопасное расстояние экипаж подрывал мину.

9. В 1884 году инженер Тозелли представил в Ницце подводную лодку “Нептун”. Лодка предназначалась для исследований океана и имела 3 отсека расположенных вертикально, верхний - машинный, средний - командирский и нижний пассажирский. Высота лодки составлял 10 метров. Общий вес 46 тонн, подводная лодка погружалась на глубину более 200 метров.

10. В 1887 году Испания построила подводную лодку “Пераль”, названную так в честь ее создателя дона Исаака Пераля.

Лодка имела привычный нам цилиндрический вид оканчивающийся конусами. Ее длина составляла 22 метра. Общая мощность всех электромоторов 150 л.с. Подводная лодка имела на вооружении таран и пушку стреляющую минами.

Диковинная форма плавника, напоминающего гладильную доску, на спине у этой акулы сразу же отличала ее от прочих. Но этим необычным запоминающимся плавником обладал только самец-стетакант, самки имели плавники, ничем от акульих не отличающиеся.

На своей спине стетакант носил подобие платформы, значительно над ней возвышавшейся, и по всей поверхности усаженной разнообразными ороговевшими кожаными выростами - щетинками и зубчиками. Именно на спинном плавнике у доисторической акулы этих выростов было больше, чем на всей оставшейся поверхности тела. Еще одна область тела с многочисленной щетиной и прочими выростами находилась на лбу стетакантов. Меньшие по размеру щетинки покрывают тело акулы полностью, увеличивая таким образом скорость ее передвижения в воде, и придавая более эффективные гидродинамические свойства. Ученые заявляют, что стетаканты могли иметь длину от 70 см до метра, и вес до 40 кг. Излюбленными местами обитания доисторического хищника были прибрежные теплые заводи, где удобно было охотиться на представителей палеозойской фауны меньшего размера. Из глубин на побережье небольших по размерам стетакантов вытесняли обитающие там гигантские хищники. Найти окаменелые зубы стетакантов удавалось нередко, они попадались на достаточно обширных территориях - в России, Китае, Северной Америке и по всей Европе. Из этого ученым удалось сделать вывод, что эти акулы могли в течение жизни мигрировать, иногда - на достаточно значительные расстояния. Вероятно, к миграции стетакантов побуждали поиски добычи и более крупные хищники, период размножения также мог быть поводом для смены мест обитания.

Окаменелости этих акул попадаются в защищенных от стихий заливах достаточно часто, что дает повод считать такие океанские заводи икрометными зонами стетакантов. Сотни хищников приплывали туда одновременно, чтобы откладывать икру на мелководье.

Большой вырост на спине у самцов стетаканта мог служить в качестве средства устрашения, так как визуально мог увеличить размеры рыбы, создавая к тому же образ широкой зубастой пасти, если смотреть издали. А достаточно необычное шершавое покрытие этой спинной платформы многие ученые считают способом прикрепления к телу более крупных хищников. Стетакант имел небольшие размеры и мало шансов на спасение при встрече с огромными панцирными рыбами из глубин океанов. Можно с полной уверенностью утверждать, что необычный внешний вид этой небольшой акулы является признаком узкой специализации и служит определенной цели. Неизвестно и назначение хрящевых выростов на передних плавниках стетаканта. Эта доисторическая акула обладала широкой пастью с острыми зубами и развивала большую скорость при плавании. Все эти черты эволюция сохранила и в современных акулах. Небольшие по тем временам размеры морского хищника ограничивали его корм мелкими рыбами и головоногими моллюсками, а также членистоногими, в том числе трилобитами. Скорость передвижения позволяла стетаканту быстро плавать, догоняя мелкую рыбу и донных животных. Стетакант, по утверждению некоторых ученых, мог принадлежать к очень древнему роду акул-суммориформ, которые существовали 300 млн. лет. Телесную форму и биологические черты удалось восстановить по окаменевшим останкам хорошего качества.

Ученым-палеонтологам вплоть до настоящего времени не удается выяснить, для чего стетаканту был нужен странный спинной плавник, а также шипы на голове и передних плавниках. Предположительно, они служили для привлечения внимания самок.

В Шотландии в 1982 году найден был окаменелый сетакант, хрящевой скелет которого сохранился практически полностью. Это уникальная находка позволяет исследовать внешний вид и прочие особенности доисторической акулы наиболее полно.

«Природа всегда выбирает лучшее из возможного, причем в определении лучшего всегда входит достижимостью.


Чем интересен скат?

Из всего многообразия скатов, а их известно чуть ли не 340-350 видов, нас интересовали только скаты, ведущие придонный образ жизни. Большую часть времени такие скаты спокойно лежат на дне, но, преследуя добычу, развивают довольно большую скорость, поднимаются вверх и могут даже появляться на поверхности! «Придонные» скаты имеют одну интересную особенность - отрицательную плавучесть. Другими словами, неподвижный скат сразу же идет на дно! И наоборот, при движении вперед и особенно - при «старте» со дна какую-то часть своей мощности ему приходится затрачивать на создание гидродинамической подъемной силы.

Неудивительно, что в процессе эволюции скаты получили такую форму плоского, ромбовидного в плане тела, которую гидромеханики считают оптимальной с точки зрения создания максимальной подъемной силы при наименьшем сопротивлении воды движению рыбы. Но это еще не все: можно было Предположить, что эта форма ската приспособлена именно к быстрому «набору скорости» при движении вблизи дна, играющего роль своеобразной опорной поверхности - экрана.

В качестве объекта исследований был выбран скат из семейства хвостоколовых - морской кот, который в изобилии водится в Черном и Азовском морях. В районе мыса Тарханкут начались работы с отлова скатов и составления их обобщенного теоретического чертежа. Морские коты достигают длины 2,5 м, но нам, естественно, было удобнее иметь дело со скатами меньших-размеров. Каждый из пяти пойманных скатов был тщательно обмерен по двум продольным и четырем поперечным сечениям; очертания их в плане мы получали, просто укладывая ската на бумагу и обчерчивая по периметру.

Форму тела черноморского кота можно характеризовать, пользуясь языком гидромеханики, таким образом. Это ромбическое в плане несущее подводное крыло с соотношением размаха и условной максимальной хорды, равным 1,33. Передняя кромка тела острая и приподнята на 1-1,5% хорды соответствующего продольного сечения; плоская нижняя поверхность тела начинается на расстоянии 0,1-0,15 хорды от передней кромки. Диаметральное сечение имеет некоторую S-образность в передней и задней части. Максимальная толщина профиля продольных сечений составляет 4,5-8% хорды и находится на расстоянии 0,3-0,4 хорды от передней кромки. Относительная кривизна (отношение стрелки прогиба средней линии профиля к хорде тела) изменяется по среднему размаху в пределах 0-4%.

Можно было сразу же сделать вывод, что эти геометрические характеристики довольно сложной формы скатов очень близки к характеристикам известных в аэродинамике крыльев, оптимальных именно при движении вблизи твердой поверхности. Форма тела в плане, форма поперечных сечений и распределение кривизны по размаху обеспечивают минимальное индуктивное сопротивление, обусловленное перетеканием жидкости по концам крыла. Упомянутый подъем профиля в носике также имеет объяснение: он может служить для предотвращения отрыва потока при положительных углах атаки.

Интересные результаты дала подводная киносъемка. Хорошо видно, что при движении вдоль дна морской кот неизменно выдерживает высоту, равную 0,2-0,25 размаха, т. е. довольно близкую к рекомендуемой специалистами-гидромеханиками. При этом концы плавников в нижнем положении почти касаются дна.

Колеблются грудные плавники - движитель ската - со средней частотой 3,2 взмаха в секунду. В начале периода колебания концы плавников опущены вниз. Подъем начинается с передней их части. Вначале - на протяжении примерно 1/5 периода - оказываются поднятыми только края плавников, а основная их часть, прилегающая к телу, опущена. В среднем за весь период поперечное сечение тела ската представляет собой дужку (выпуклостью кверху) с концами плавников, играющими роль своего рода «машущих шайб». Опущенные вниз концы крыла как раз и препятствуют перетеканию жидкости с нижней поверхности на верхнюю, что и дает повышение гидродинамического качества, уменьшение индуктивных потерь.

Любопытно, что угол атаки крыла - тела ската - изменяется по его длине (размаху), обеспечивая, как считают гидродинамики, выгодное распределение нагрузки («крутка» крыла). Колебания крыла очень сложны. Возможно, что колебательные движения боковых кромок плавников обеспечивают не только создание движущей вперед тяги, но и оптимальное распределение углов атаки крыла.

Наблюдая плавание скатов в естественных условиях, мы обратили внимание на то, что в зависимости от скорости движения изменяется и кинематика движения плавников. При мирных малых скоростях по краям грудных плавников распространяется «бегущая волна», причем в движении этом участвуют только наружные края плавников (20% размаха); прилегающая к телу их часть движется со значительно меньшей амплитудой и продолжает служить в основном несущей плоскостью. При бегстве или погоне амплитуда взмахов плавников возрастает, достигая 0,2 размаха, заметно увеличивается и частота колебаний.

В дальнейшем были проведены исследования твердой модели ската в аэродинамической трубе. Модель испытывалась в условиях безграничной жидкости и вблизи неподвижного плоского экрана, имитирующего дно.

Модель испытывалась целиком и без хвоста; оказалось, что в диапазоне углов атаки ± 8° хвост не влияет на коэффициенты гидродинамических сил и моментов и, очевидно, выполняет чисто биологические функции (на нем расположено оружие ската - ядовитый шип).

Полученные характеристики модели, испытанной в безграничной жидкости, сравнивались с характеристиками круглого в плане крыла с профилем ЦАГИ-21,8%. Сопоставление показало, что при равных коэффициентах гидродинамического сопротивления модель ската обладает даже несколько более высокими несущими свойствами; иначе говоря, крыло, имеющее форму тела ската, имеет более высокое качество, чем профилированный диск.

Аналогичный вывод подсказывает и сравнение гидродинамических характеристик модели ската, установленной вблизи экрана, с соответствующими характеристиками ромбовидного в плане крыла, имеющего профиль ЦАГИ-876 с толщиной 7,5%. Измерения распределения гидродинамического давления по поверхностям модели показали, что ее более высокое качество в безграничной жидкости объясняется большим разрежением, возникающим на верхней, выпуклой, поверхности.

Можно уверенно сказать, что форма тела ската представляет в известной степени оптимальный вариант подводного крыла с удлинением, равным единице, предназначенного для движения вблизи экрана.

Как летает летучая рыба?

Ни одно описание плавания по тропическим водам не обходится без упоминания о летучих рыбах. Издревле картина парения этих диковинных существ над водой завораживала мореходов, не давала покоя умам естествоиспытателей.

Собственно побудительные причины перехода рыб из одной среды в другую загадки не составляли: чтобы спастись от быстроходных преследователей - тунца или меч-рыбы - беззащитным рыбкам не оставалось ничего другого, как взлетать над поверхностью!

В семействе летучих рыб насчитывается более 60 видов, наиболее крупные из них достигают 0,5 м в длину. В наших водах известна лишь японская летучая рыба, которая встречается иногда летом в заливе Петра Великого.

У некоторых видов летучих рыб - одна пара крыльев, у других - две. Эти крылья, которые могут раскрываться и складываться, прижимаясь к телу, представляют собой развитые грудные плавники больших размеров (главные крылья) и широкие брюшные плавники.

Крылья-плавники выполняют различные задачи: служат несущими плоскостями - подводными крыльями - при «планировании» с поверхности в глубину и наоборот при подъеме и разгоне в воде; используются как тормоз для остановки - плывущая с большой скоростью рыба с прижатыми к телу плавниками внезапно разворачивает их веером; наконец, они же играют роль воздушных крыльев - создателей подъемной силы при выпрыгивании рыбы из воды и полете.

Важно подчеркнуть, что эти плавники работают только как несущие плоскости (выдерживающие нагрузку до 1,3 г/см 2) и не являются движителями. Распространенное в среде моряков прошлого мнение, что «летучая рыба машет крыльями, как стрекоза или птица», ошибочно. Управляющая плавниками - регулирующая угол атаки и площадь крыльев - мускулатура слишком слаба: ее вес составляет лишь 3% веса всей мускулатуры рыбы. При движении в воздухе возможен лишь пассивный «флаттер» - дрожание больших и мягких плавников, которое и является причиной жужжания, отмеченного еще во времена А. Гумбольдта (только в 1941 г с помощью стробоскопической фотографии удалось доказать, что это жужжание - результат не активного биения плавников, а их пассивной реакции на колебания движителя - хвостового плавника).

Познакомимся с геометрическими характеристиками летучих рыб, обитающих в центральной части Атлантического океана; их теоретический чертеж построен на основе обмеров 60 экземпляров.

Одной из основных особенностей самого «корпуса» рыб является необычная прямоугольная форма поперечных сечений с плоской брюшной поверхностью, позволяющей глиссировать.

При взлете рыба сначала разгоняется до выхода на режим глиссирования по поверхности воды, а затем частично выскакивает из воды. При этом ее корпус уже находится в воздухе и испытывает значительно меньшее сопротивление, чем в воде, а расправленные крылья-плавники обеспечивают воздушную разгрузку, причем эффективность крыльев дополнительно повышается благодаря близости экрана; в то же время нижняя лопасть хвостового плавника (движителя) продолжает оставаться погруженной в воду и, совершая примерно 50-70 биений в секунду, позволяет довести скорость до значений порядка 60-65 км/ч. (Заметим попутно, что эта скорость уже вдвое выше, чем той же рыбы в воде!) Наконец, рыба изменяет угол атаки крыльев и взмывает вверх. Начальная скорость полета составляет, по-видимому, 54-72 км/ч!

Далее следует свободный полет - не более чем 10-секундное планирование на высоте 0,5-1 м на расстоянии до 50 м; скорость при этом неуклонно падает, а в итоге снижаются подъемная сила на крыльях и высота полета. Когда скорость уменьшится до 36 км/ч, нижняя лопасть хвостового плавника снова погружается в воду, начинается новый разгон до достижения максимальной скорости полета, затем снова следует свободный полет и т. д. В общей сложности рыба может пролететь таким образом до 400 м за 30 секунд. Естественно, что встречный ветер помогает летучей рыбе, как и взлетающему самолету.

Изменяя угол атаки крыльев, летучая рыба может соответственно изменять и траекторию полета вплоть до больше всего привлекающих внимание наблюдателей прыжков на высоту 8-10 м - через небольшие суда; нередко летучие рыбы оказываются и на палубах крупных судов.

Испытания твердой модели летучей рыбы показывают прежде всего высокое гидродинамическое качество отработанных тысячелетней эволюцией форм. Коэффициент гидродинамического сопротивления летучей рыбы составляет всего 0,015.

Подъемная сила, возникающая на плоских (непрофилированных) крыльях-плавниках, при малых углах атаки невелика, но с увеличением углов атаки заметно возрастает: очевидно, сказывается и «бипланный» эффект - взаимодействие обеих пар плавников. Тем не менее, как и в случае со скатом, твердая модель далека от своего намного более совершенного живого прототипа, представляющего сложнейший комплекс систем, смоделировать который пока не удается.

Удалось ли инженерам хотя бы частично воспользоваться результатами биотехнических исследований?

Известно, что во время полета летучая рыба, как и птицы, не только изменяет угол атаки, но и, частично складывая и расправляя плавники, регулирует площадь несущих плоскостей в зависимости от скорости полета: другими словами, крылья всегда работают в зоне их максимального качества. Как известно, этот же принцип изменения геометрии крыла самолета взят на вооружение современными авиаконструкторами.

В начале 1968 г. в зарубежной печати проскользнуло сообщение, что американский инженер В. Рейд сконструировал подводную лодку с крыльями, которая могла отрываться от поверхности воды и превращаться в летающий аппарат. Во время эксперимента 8-метровая модель стартовала из воды и поднималась на высоту до 23 м. Считают, что созданию этого необычного экспериментального аппарата, вызвавшего большой интерес ВМС США, предшествовало глубокое изучение движения летучей рыбы.

Говоря об использовании в технике закономерностей, обнаруженных у обитателей моря, стоит подчеркнуть, что простым копированием тех или иных отдельных особенностей морских животных и рыб вряд ли можно добиться коренного усовершенствования существующих сегодня технических устройств. Многие биологические объекты - это модели чрезвычайно сложных явлений, объяснить которые до конца современная наука еще не в состоянии. Познать физическую теорию этих явлений для последующей технической реализации закономерностей живого подводного мира - вот основная задача гидробионики.