Чем отличается молодежь от других социальных групп. Политическая самодеятельность

Духовный кризис обязывает философов и социологов искать основы для грамотного развития и воспитания нового поколения. Молодёжь нуждается в поддержке и внимании, потому что без этого не будет развития страны. Это требует, в свою очередь, понимания того, как происходит социализация молодёжи, усвоение ею ценностей общества.

Общая характеристика

Молодёжь, как социальная группа, характеризуется зависимым социальным статусом, недостаточной личной самостоятельностью при принятии решений, касающихся своей жизни; остротой проблемы выбора профессионального пути, спутника жизни, нравственного и духовного самоопределения; активным становлением субъектности по мере самоидентификации, осознания своих интересов, роста своей организованности, большим интеллектуальным потенциалом.

Вхождение индивида в социальную группу молодёжи характеризуется активным развитием самосознания, рефлексии над собой и миром. Происходит расширение жизненного пространства человека. Наступает осознание будущего, появляется жизненная перспектива, возникают профессиональные намерения.

Значение идеалов

Осознание потребности в определении личных целей жизни, обострённый поиск жизненных ориентиров через идеалы и ценности является особенностью этого возраста. Исходя из этого психолог Виктор Франкл считал опасным «ограждать» молодых людей от ценностного и идейного воздействия под предлогом сохранения независимости их мировоззрения и внутреннего спокойствия (гомеостаза с социальной средой), поскольку экзистенциальный вакуум именно в этом возрасте переходит в деструктивные формы социальной активности. Именно у молодых восприятие новых идеалов и ценностей, их интериоризация вызывает не внутренний конфликт, а удовлетворение. Психологическое напряжение, связанное с такой интериоризацией, способствует развитию личности, формированию уверенности в себе и способности преодолевать трудности. Выводы В. Франкла подтверждает исследование, проведенное под руководством В.И. Чупрова и Ю.А. Зубок , по результатам которого оказалось, что 64,2% молодых людей в России считают для себя важным иметь идеалы, и только 28,6% полагают, что идеалы мешают в жизни человека.

В исследовании, проведенном профессором В.И. Кузнецовым в 2006 году, отнесли себя к числу тех, у кого есть идеалы, 52% опрошенных, и только 13,2% указали, что не имеют их. Однако 34,8% респондентов затруднялись с ответом на этот вопрос. Лишь у 28,5% идеалы совпадают с идеалами родителей, у 31% — не совпадают, а 40,5 % (!) не смогли определиться и в этом .

В поисках стабильности

С одной стороны, усиливается ориентация на социальную преемственность, в том числе многовекового опыта российской культуры, с другой – на новаторство и эволюционизм. Однако в современных условиях эти две ориентации часто не дополняют друг друга, а проявляются параллельно и могут вступать в противоречие. В результате возникает дискретность ценностного поля личности, которая приводит к подрыву «онтологической безопасности», то есть, по Э. Гидденсу, состояния уверенности людей в постоянстве окружающего социального и материального мира, в котором они живут и действуют. Перед молодёжью открываются новые возможности оперирования жизненным пространством, временем, деньгами, образованием, выбора формы трудовой деятельности, карьеры, однако постоянно присутствует риск лишиться этих благ. Такая ситуация усиливает релятивизм ценностей в сознании молодёжи и недоверие идеалам, что препятствует формированию смысла жизни, реализации устойчивой жизненной стратегии, т.е. нормальному функционированию личностных ценностей.

В современных условиях жизни молодого поколения, характеризуемых неопределенностью, социальное новаторство с необходимостью проявляется в форме риска. Поэтому уверенность в своих силах сменяется опасением, страхом перед изменениями и стремлением к стабильности, которой общество предоставить ему не может.

Поскольку молодёжь одновременно является объектом и субъектом социализации, распространяется неустойчивость способов достижения социального статуса молодым человеком, которая отражается и на процессе интериоризации ценностей, т.к. развивается отчуждение молодых людей от исторического опыта, традиционных ценностей, сложившихся в культуре форм и методов социального участия. Этим подрывается чувство «онтологической безопасности». Затем возникает противоречие между объективно присущим молодёжи стремлением занять соответствующие позиции в социальной структуре, приобрести определенный социальный статус и препятствиями ее эффективной интеграции в общество, возникающими в условиях социальной нестабильности и кризиса. Данное противоречие возможно разрешить путем изменения содержания социализации, в процессе которой закладываются не только готовые модели социального участия, но и способности дискурсивной оценки изменений, отделения ситуативного от постоянного, выявления объективно деструктивных и конструктивных общественных процессов.

Не обладая достаточными ресурсами и когнитивным потенциалом, способности воздействия на трансформацию социальной структуры и институциональных норм развиваются латентно и проявляются, в большинстве случаев, при переходе в более старшие возрастные группы, в которых синергия ресурсов, символического капитала и социокультурного потенциала личности существенно усиливают участие индивида в социальном процессе в качестве субъекта.


Особенности дальнейшей социализации

Таким образом, особенности становления молодёжи как агента социальных отношений определяется рядом факторов. Во-первых, происходит усиление неопределённости, как в самой личности, так и в конструировании отношений с внешним миром; усиливаются противоречия в структурировании ценностей, связанные с поиском смысла жизни, разочарованием в тех или иных ценностях, внутриличностными конфликтами, противоречиями прошлых этапов социализации.

Во-вторых, актуализируется потребность планирования жизненной стратегии, основанной на устойчивых социальных связях, вхождения в новые социальные группы, становления долгосрочной жизненной позиции, накопления социального каптала.

В-третьих, незаконченность интериоризации ценностей и как следствие противоречивость ценностной структуры личности препятствуют ей адекватно конструировать и развивать общественную жизнь.

В-четвёртых, состояние личности молодого человека характеризуется высокой динамикой ценностной системы и активной интериоризацией ценностей. Поэтому, молодёжь не обладает возможностью (часто и желанием) постановки долгосрочных целей, согласованных с социальным окружением, и планированием адекватных способов их достижения. В результате личность современного молодого человека склонна скорее к конформизму, чем к насаждению и достижению радикальных целей, в том числе связанных с разрушением социального порядка.

В-пятых, молодой человек, попадая во множество новых социальных ситуаций, может испытывать неудовлетворённость, несогласие с обстоятельствами или протест сложившимся нормам. Однако незавершённость кристаллизации ценностей препятствует реализации этих стремлений, ограничивает рефлексию, способности самооценки и устойчивой самоорганизации. Поэтому молодой человек стремится преодолеть границы информационного поля, в которых действуют индивид и группа с целью построения или расширения реального и символического пространства жизненного мира.

Трансгрессивность сознания молодёжи

Важной характеристикой сознания, влияющей на интериоризацию ценностей у молодёжи, является трансгрессивность, которая выражается, как пишут упомянутые выше Чупров и Зубок, в «системе установок молодёжи на перенесение названных образцов в свою жизнь, обусловленной отсутствием устойчивых императивов в обществе, девальвацией провозглашаемых ценностно-нормативных образцов и социального опыта » .

Таким образом трансгрессивные представления о должном и значимом в будущем, в том числе основанные на интуиции, ложатся в основу формирования терминальных ценностей и социальных идентичностей молодёжи.

Следовательно, формирование веса, значимости ценностей у молодёжи основано не только на соотнесении ценности с возможностями её актуализации в настоящем, но и на прогнозировании возможностей включения ценностей в долгосрочные жизненные стратегии, прогнозировании динамики значимости условий своей жизни, социальных связей, личностных свойств. «Поведенческие стратегии молодёжи ориентируются на требования не столько сегодняшнего, уже ускользающего мира, сколько завтрашнего - ещё не ясного и не выраженного, но прогнозируемого » .

Исследование центра «Социологии молодёжи» института социально-политических исследований РАН проведенное в 2006 году в 12 регионах РФ, опрошено 2000 чел. (рук. Ю.А. Зубок).

Кузнецов В.И. Молодёжь на рубеже веков // Социологические исследования. — Ростов-н/Д: РГУ, 2008. С.46.

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодёжи. — М.:Academia, 2008.С. 62.

Там же. С. 65.

Александр Огородников

Особенности социального положения молодежи

Тема 12. Молодежь как социальная группа

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет, некоторые исследователи включают в молодежь людей до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств.

Молодость - это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо­мической независимости и социально ответственного поведе­ния.

Молодость является определенной фазой, этапом жиз­ненного цикла человека и биологически универсальна.

Переходность положения.

Высокий уровень мобильности.

Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

Активный поиск своего места в жизни.

Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане.

Молодежь - это наиболее активная, мобильная и дина­мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас­судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль­но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант­ности (от лат. tolerantia - терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо­лодежной субкультуры.

Типичным для молодежи является объединение в нефор­мальные группы, которые характеризуются следующими признаками:

Возникновение на базе стихийного общения в конкрет­ных условиях социальной ситуации;

Самоорганизация и независимость от официальных структур;

Обязательные для участников и отличающиеся от ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут­верждение, придание социального статуса, обретение защи­щенности и престижной самооценки);

Относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

Выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан­ной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Наименование типа Его характеристика
Агрессивная самодеятельность Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития
Эпатажная (фр. epater - пора­жать, удивлять) самодеятельность Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни - одежде, прическе, так и в духовных - искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)
Альтернативная самодеятельность Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)
Социальная самодеятельность Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)
Политическая самодеятельность Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.



Образец задания

I A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи? А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.

Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внут­ренний мир человека, открытие собственного «Я».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Лекция по обществознанию в 10 классе

Тема: Молодёжь как социальная группа

Особенности молодёжной субкультуры

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе-ристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психоло-гических качеств.

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо-мической независимости и социально ответственного поведе-ния.

Молодость является определенной фазой, этапом жиз-ненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

Переходность положения.

Высокий уровень мобильности.

Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

Активный поиск своего места в жизни.

Благоприятные перспективы в профессиональном и ка-рьерном плане.

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и дина-мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас-судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль-но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант-ности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо-лодежной субкультуры.

Субкультура - часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства

Типичным для молодежи является объединение в нефор-мальные группы , которые характеризуются следующими признаками:

Возникновение на базе стихийного общения в конкрет-ных условиях социальной ситуации;

Самоорганизация и независимость от официальных структур;

Обязательные для участников и отличающиеся от ти-пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут-верждение, придание социального статуса, обретение защи-щенности и престижной самооценки);

Относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

Выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан-ной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Агрессивная самодеятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь-ным уровнем интеллектуального и культур-ного развития.

Эпатажная (фр. epater — пора-жать, удивлять) самодеятельность

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных соци-альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот-ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз-растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени. Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою и т.д. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 30 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием.

Соответственно представителей демографической группы, возраст которых укладывается в эти временные рамки, называют молодежью. Однако не возраст является решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Для правильного понимания особенностей молодежи как следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость — это переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, свойственных этому возрасту.

Взросление — это прежде всего усвоение знаний и навыков и первые попытки применить их на практике.

Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь ().

Система молодежной политики слагается из трех составляющих:

  • правовых условий реализации молодежной политики (т.е. соответствующей законодательной базы);
  • форм регулирования молодежной политики;
  • информационного и материально-финансового обеспечения молодежной политики.

Основными направлениями молодежной политики являются:

  • вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;
  • развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;
  • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды , организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д. При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, которые способны помочь в решении его конкретных проблем.